Конспект занятия по теме Рыбы

Конспект занятия по природе в старшей группе по теме: Аквариумные и пресноводные рыбы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Коррекционно-образовательные цели:

  1. Учить детей обобщать и классифицировать (аквариумные рыбы и рыбы, живущие в пресноводных водоемах).
  2. Учить выделять признаки различия и сходства между рыбами.
  3. Упражнять детей делать выводы в составлении рассказа – сравнения по плану.
  4. Показать взаимодействие живой и неживой природы.
  5. Сформировать первоначальное представление о рыбах, их образом жизни.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Развивать речевой слух, память, внимание.
  2. Развивать зрительное внимание и память.
  3. Формировать интерес к объектам природы и умение наблюдать за ними.
  4. Развивать эмоциональную сферу детей.
  5. Развивать мышление и память, умение анализировать, выражать их в речи.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  1. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе.
  2. Воспитывать коммуникативные качества, экологическую грамотность у детей.

Оборудование:

  • Магнитная доска,
  • Картинки с изображением частей рыб (плавники, хвост, чешуя, жабры, голова, глаза, туловище),
  • картинки с изображением рыб пресноводных, аквариумных,
  • карточки с изображением аквариумных и пресноводных рыб,
  • коктейльные трубочки,
  • стаканы с водой,
  • разрезные картинки (рыбы),
  • листы белой бумаги формата А4,
  • простые и цветные карандаши.

Предварительная работа: чтение рассказов о рыбах, наблюдение за аквариумными рыбками.

Дети сидят за партами.

Воспитатель загадывает загадку:

Там обитает, где вода,

И дышит жабрами всегда,

А вместо шерсти – чешуя.

Нет рук и ножек не найти,

Зато есть хвост и плавники,

Ответ загадки – очень прост

Ответишь ты на раз, два, три.

О ком загадки эти? (о рыбах).

Вместе с детьми обсуждает загадку и делают характеристику рыб (по тексту загадки).

Рыба живет в воде. На суше жить не может.

«Крылья» есть, да не летает. Что это за крылья? (плавники).

Не ходит, не летает, но двигается быстро. Как она перемещается? (плавает).

Есть хвост. Для чего рыбам хвост? (руль).

Одежда из (чешуек).

Зачем жабры рыбкам? (чтоб дышать).

Во время обсуждения загадки, воспитатель выкладывает называемые части на магнитную доску (вода, плавник, хвост, чешуя, жабры).

Дети перечисляют отличительные признаки рыбы и дополняют те части, о которых не говорилось в загадке: «У нее есть голова, рот, глаза, туловище». Из частей составляется картинка, на которой изображена рыбка (Отдельно на магнитной доске)

Воспитатель. Послушайте, о чем я буду загадывать загадки?

Домик из стекла с водой

Есть в нем садик не большой

И ракушки, там и тут

Рыбки в домике живут.

Это, что за домик дети

На загадку, кто ответит?

Направо вода и налево вода

Плывут здесь суда и туда, и сюда.

Но если захочешь напиться, дружок,

Соленым окажется каждый глоток.

Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, оправа зеленая.

Воспитатель. Как вы думаете – почему я загадала загадки о воде?

Дети. Потому что в воде живет рыба. Это ее среда обитания.

Воспитатель. Давайте теперь поиграем в игру. Игра называется «Что мы знаем о рыбах». Воспитатель задает вопросы, на которые дети дают ответы.

– Где живут рыбы? (в аквариуме, пруде, реке, озере, море)

– Чем покрыто тело рыб? (чешуей)

– Как рыбы передвигаются в воде? (с помощью плавников и хвоста)

– С помощью чего дышат рыбы? (с помощью жабр)

– Как называются рыбы, живущие в море? (морские)

– Как называются рыбы, которые живут в пресноводных водоемах? (пресноводные)

– Как называются рыбы, живущие в аквариуме? (аквариумные)

Воспитатель (показывает изображение щуки).

А вы знаете о том, что щуку называют пресноводной акулой? Щука обладает большим проворством движений. Известны случаи, когда щуки хватали и затягивали под воду утят, мышей, белок. Редкой рыбе удается избегнуть зубастой пасти погнавшегося за ней хищника. Тем более, что щука преследует ее не только в воде, но даже и в воздухе. Прыжки щуки изумительны! Все-таки большей частью хватает она свою добычу из засады или же прибегает к хитрости: щука нередко становится на мели и хвостом мутит ил, так что муть совершенно закрывает ее от мимо идущих рыбок.

Воспитатель предлагает детям рассказать о золотой рыбке (показывает изображение Золотой рыбки).

Это золотая рыбка. Она аквариумная рыбка. У нее есть туловище, голова, длинный хвост, плавники. У рыбки красивые золотистые глазки и небольшой ротик. Тело рыбы покрыто чешуей. Каждая чешуйка похожа на золотую монету, такая же круглая и блестящая. Она питается сухим кормом.

Воспитатель: Кто хочет дополнить рассказ о золотой рыбке? (ответы детей)

Давным-давно в Китае было начато производство сосудов довольно больших размеров с широкой горловиной, предназначенных для содержания золотых рыбок в домашних условиях. Это были первые домашние аквариумы, и называли их «рыбьими прудами».

А вы знаете, что аквариумная рыбка телескоп – ближайшая родственница золотой рыбки. Посмотрите, как они похожи, но главной отличительной особенностью являются глаза большого размера

А вы знаете, что аквариумная рыбка телескоп – ближайшая родственница (разновидность) золотой рыбки. Посмотрите, как они похожи, но главной отличительной особенностью являются глаза большого размера.

Для сравнения воспитатель показывает золотую рыбку и рыбку-телескоп

Дидактическая игра « Найди среду обитания для рыбок»

Воспитатель. Предлагаю посмотреть слайды (показ слайдов с аквариумными и речными рыбами).

Воспитатель. Как вы думаете, какие рыбки живут в аквариуме, а какие в открытом водоеме? Отправьте рыбок в их домики.

Дети используют раздаточный материал. Дети выкладывают картинки речных и аквариумных рыбок в определенное место проживание (изображение озера, аквариума).

Читайте также:
Весенняя одежда - конспект занятия по развитию связной речи в средней группе для детей с ОНР

(Рыбки петушки, вуалехвост, гуппи, телескоп, меченосец, сомик аквариумный, сом пресноводный, ёрш, щука, окунь).

Дидактическая игра « Счет рыбок до пяти»

Воспитатель. А теперь я предлагаю посчитать рыбок.

Один сом, два сома, три сома, четыре сома, пять сомов.

Один телескоп, два телескопа, три телескопа, четыре телескопа, пять телескопов.

Рыбка плавает в водице,

(Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.)

Рыбке весело играть.

(хлопают в ладоши)

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

(Делают хватательное движение обеими руками.)

Рыбка спинку изогнула,

(Руки над головой, прогибаемся в спине)

Крошку хлебную взяла.

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

Давайте рассмотрим аквариумы (воспитатель показывает изображения аквариумов с растениями, замками, фильтром и т.п.).

Воспитатель. Что еще находиться в аквариуме, кроме рыбок?

Дети отвечают, что они еще видят (песок, ракушки, камушки, трава, декоративный замок, оборудование).

Воспитатель. Без чего рыбки не смогут жить?

Дети. Без воды, без воздуха, без еды.

Дети объясняют свои ответы (без еды рыбка умрет от голода, без воды – погибнет это ее среда обитания, воздухом она дышит с помощью жабр).

Воспитатель. Как вы думаете, для чего нужна трава в аквариуме?

Дети. Чтобы рыбки могли дышать.

Воспитатель. Правильно, ведь растения выделяют кислород. А для того чтобы рыбкам было комфортно, в аквариум опускают фильтр, который очищает воду и компрессор – специальный прибор для подачи кислорода в воду. Поэтому мы часто видим пузырьки в аквариуме

Воспитатель. А давайте с вами попробуем стать компрессорами и помочь рыбкам?

Дети берут коктейльные трубочки, один конец опускают в воду и выдыхают воздух в воду, не надувая щек.

Дидактическая игра « Найди отличие»

Воспитатель показывает картинку речного сома и аквариумного.

Воспитатель. Чем они отличаются и чем похожи эти рыбки, и как они называются?

Дети. Это сом и сомик, у них есть голова, рот, туловище, хвост, чешуя, плавники.

У сома – усы, а у сомика – усики. Сом живет в реке, а сомик в аквариуме.

Речной рыбой питаются птицы, животные, люди;

Аквариумные рыбки доставляют эстетическое удовольствие.

Воспитатель. Давайте выясним, чем все рыбы похожи.

Для этого составим модель рыбы (зарисуем) и назовем ее части тела.

Дети поэтапно рисуют рыбку на листе бумаги.

1-ая картинка – у рыбы есть тело (зарисовываем вместе со мной).

2-ая картинка – тело рыбы покрыто чешуей.

3-ая картинка – с помощью плавников и хвоста рыба перемещается в воде.

4-ая картинка – у рыб есть жабры.

Воспитатель. А теперь давайте посмотрим, как вы зарисовали модель рыбы (дети свои рисунки вывешивают на доску).

Воспитатель подводит итог занятия:

– Что общего у всех рыб? (строение, среда обитания).

– Чем отличаются рыбы? (окраской, размером, формой тела, плавниками и хвостом).

Конспект урока на тему «Кто такие рыбы?»

Конспект урока по предмету Окружающий мир

УМК Школа России

Тема урока: КТО ТАКИЕ РЫБЫ?

Цели урока: сформировать представление о рыбах, как об отдельной группе животных

познакомить учащихся с особенностями строения рыб и их существенными признаками;

учить различать рыб от других животных и описывать по плану.

развивать познавательную активность учащихся;

совершенствовать мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения, сопоставления;

развивать психические процессы: память, мышление, восприятие, внимание, эмоции;

формировать качества взаимовыручки, ответственность;

воспитывать активность, усидчивость, любознательность, уверенность в своих возможностях.

Тип урока. Объяснение нового материала

Прогнозируемые результаты:

первоклассники познакомятся с отличительными признаками рыб; научатся приводить примеры речных и морских рыб, описывать рыб по плану.

Организационный момент. Слайд №1

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

Актуализация знаний. Слайд №2

-Предлагаю вам, ребята, начать урок с отгадывания загадок. Отвечать можно хором.

1. Самолётик лёгкий быстрый
Над цветком летит душистым.
Крылья, хвостик и глаза.
Это чудо …

2. Вместе с чаем круглый год
Сладкий кушаем мы мед.
На цветке найти смогла
Этот мед для нас …

3. Нет, не птица, но летает.
Высоко она порхает.
На цветочке посидит,
И раскраской всех манит.
Вся такая лапочка,
Маленькая…

4. Ночью охоту он открывает,

На спящих людей он нападает,

Мал да удал, страха не знает,

Летает, пищит, а после кусает!

– Как одним словом назвать всех этих животных? (Насекомые)

– Кто такие насекомые?

Мотивация учебной деятельности. Слайд №3

– Наш друг, Муравей-Вопросик сделал подписи под каждой картинкой, но он ещё плохо знает буквы и наделал ошибок. Помогите исправить эти ошибки.

– Если вы попробуйте из выделенных букв сложить слово и узнаете о каких животных пойдёт речь на сегодняшнем уроке. (рыба)

– Тема нашего урока «Кто такие рыбы?» Слайд №4

– Какова цель нашего урока? (Узнать кто такие рыбы и чем они отличаются от других животных)

Работа по теме урока.

– Что вы знаете о рыбах?

(просмотр видео фрагмента)

-Но есть что-то общее: из-за чего всех их называют рыбами. Что же это? Давайте рассмотрим строение рыбы. Слайд №5

-Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде. Тела их обтекаемы, чтобы было легче плавать. Плавники и хвост помогают рыбам плавать. Хвостовой плавник толкает рыбу вперед. Спинной плавник не дает опрокинуться на бок. Грудные и брюшные плавники работают, как рули: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает. Рыбы не могут жить без кислорода. Вода содержит кислород, и большинство рыб получают его из воды с помощью жабр. Жабры устроены таким образом, что могут удерживать кислород. Они находятся под жаберной крышкой. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь. Обогащенная кислородом кровь доставляет его ко всем органам рыбы. Вода выходит наружу сквозь жаберные щели. Есть у рыб плавательный пузырь (мешок наполненный воздухом), который помогает рыбам нырять, всплывать. И есть еще удивительный орган – боковая линия. Она проходит вдоль каждого бока рыбы и состоит из маленьких отверстий. Слайд №6 С их помощью рыба чувствует малейшие колебания воды и таким образом избегает опасности. Хищника еще не видно и не слышно, а рыба уже чувствует его приближение боками.

Читайте также:
Новые подходы в формировании связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи

-Все это, конечно, вы сразу не запомните. А что надо запомнить?

Физкультминутка

Отличительный признак рыб. Для этого отгадайте загадку.

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

– Что это за одежда? Слайд №7 Тело всех рыб покрыто чешуей. Рыбья чешуя растет всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растет – и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растет – и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и лет.

Построение модели рыбы ( работа в парах)

Далее учитель предлагает детям с помощью вырезанных из фольги кружочков смоделировать «одежду» рыб. Чтобы получилась надежная защита для тела рыбы, нужно положить «чешуйки» определенным образом. Пусть дети самостоятельно найдут закономерность в расположении чешуек, рассматривая рисунок на с. 34 (справа), и попробуют повторить ее на модели. Дети убедятся: если «чешуйки» класть неправильно, между ними останутся промежутки и такая «одежда» плохо защитит рыбу. Учитель, проходя по рядам, оказывает индивидуальную помощь детям и проверяет их работу.

Затем просит дорисовать чешуйки в круге на странице учебника. Один-два ряда чешуек рисуются под руководством учителя (учитель рисует мелом на доске), затем дети рисуют самостоятельно.

-Чешуйный покров, подобно панцирю, защищает рыб от повреждений, проникновения микроорганизмов, придает телу упругость, эластичность, сглаживает складки и неровности кожи, образующиеся в момент движения и благодаря этому обеспечивает рыбе большую скорость движения.

Работа по страницу учебника. Найдите в учебнике речных рыб, положите ладошку на эту страницу. Найдите морских рыб, положите ладошку на эту страницу.

Учитель предлагает хором сказать нужное слово:

— Рыбы, живущие в реке, называются… речными.

— Рыбы, живущие в море, называются… морскими»

Физкультминутка

Ученики определяют морских рыб, проверяют себя по учебнику на странице 90.

-Каких рыб вы здесь узнали?

-Ребята, как вы думаете, почему рыб разделили на две группы?

(у них разная среда обитания)

-Давайте поможем Муравью распределить рыб по водоемам. Слайд №8,9,10

Подведение итогов урока . При подведении итогов урока учитель просит еще раз сказать Муравьишке, кто такие рыбы (водные животные, тело которых покрыто чешуей); привести примеры речных и морских рыб.

– Кто такие рыбы? (Животные, которые живут в воде, двигаются при помощи плавников и хвоста, тело покрыто чешуей.)

-Приведите примеры. (Ответы детей.)

-Где могут жить рыбы? (В воде, в речке, в озере, в море)

-Как рыбы передвигаются в воде? (С помощью плавников и хвоста.)

– Как рыбы дышат? (Жабрами.)

Рифлексия. Слайд №11

– Закончите фразу… Молодцы вы сегодня отлично поработали. Урок окончен. Слайд 12

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром «Рыбка плавает в водице»

Класс: д/с

Характеристика занятия: нетрадиционное.

Образовательные области:

  • Художественно-эстетическое (рисование),
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Социально-коммуникативное развитие
  • Физическое развитие

Цель: расширение представлений о рыбах, их характерном строении, местах обитания.

Задачи:

Образовательные:

  • Уточнить и расширить представления детей о рыбах (об особенностях проживания, питания и строения).
  • Формировать умение ставить проблему, выдвигать гипотезы, наблюдать, комментировать, прогнозировать, результаты опытов.

Развивающие:

  • Развивать активный и пассивный словарь детей, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы.
  • Развивать мышление, познавательный интерес.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к окружающему миру и живой природе.

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций рыб, муляжи.
  • Чтение В.Сутеев «Кот-рыболов»; И.Токмакова «Где спит рыбка»; А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
  • Д/и Какие рыбы живут в этом водоёме», «Рыбалка».
  • С/р игра «Рыболовы».

Материал:

  • предметные картинки «Рыбы»;
  • прозрачная емкость с водой;
  • кусочек пластилина;
  • пальчиковая игрушка «рыбка» по кол-ву детей;
  • карта Московской области;
  • фломастеры;
  • демонстрационный материал по теме «Рыбы»;
  • удочка с рыбкой;
  • «рыбацкая сеть»;
  • игрушка – кровать;
  • символы «Запрещающие знаки в природе»;
  • листы бумаги с изображением рыбок с заданием «Дорисуй, недостающие детали».

Ход занятия

1.Организационный момент

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с Вами отправимся на рыбалку. (Дети змейкой друг за другом обходят стол и берут каждый по одной рыбе).

– Ловите, ловите. Каждый по одной.

2. Беседа по теме

Воспитатель: А кого это вы ребята поймали? (рыбу)

Воспитатель: А кто такие рыбы?

Воспитатель: Посмотрите на мольберт и назовите знакомых вам рыб. (Щука, окунь, лещ, сом)

Воспитатель: Давайте рассмотрим наших рыбок:

Какая форма тела? (овальная)

На что похоже? (на листик, торпеду, на пирожок).

– Тело обтекаемое, сжато с боков, заостренно спереди, сужается ближе к хвосту. Такая форма тела позволяет рыбкам хорошо плавать.

Читайте также:
Упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников

Чем покрыто тело рыбки? (чешуёй)

3. Экспериментирование по теме «РЫБЫ»

Воспитатель: Чем дышат рыбы?

Оборудование: прозрачная емкость с водой, кусочек пластилина.

Ход эксперимента: Положить в воду кусок пластилина. Через некоторое время на нем появятся пузырьки воздуха.

Вывод: в воде есть воздух. Когда зимой водоемы замерзают, то воздуха в воде становиться мало, и рыбы могут погибнуть. Поэтому люди специально делают проруби, а чтобы вода быстро не замерзала, в нее кладут пучки соломы и сверху присыпают снегом. Через снег и солому воздух хорошо проходит в воду. Вспомним сказку «По щучьему велению»: вода была скована льдом, щуке нечем было дышать, вот она и поднялась поближе к воздуху.

4. Гимнастика для глаз

Как вы думаете, видят ли рыбки и чем?

Давайте немного поиграем.

Гимнастика для глаз

(на указательном пальце надета игрушка «рыбка»)

Рыбка влево поплыла,
Рыбка вправо поплыла.
Рыбка поплыла вперёд,
А потом наоборот.
Быстро, быстро закружилась
И за камнем большим скрылась.

5. Знакомство с картой Московской области

Воспитатель: Где живут рыбки? (в воде).

В каких водоёмах они живут?

(в реке, озере, море, в пруду, в аквариумах).

  • В реке – речные.
  • В море – морские.
  • В аквариумах – аквариумные.

Если они живут в воде, то чем они дышат? (жабрами)

Что помогает рыбкам при плавании? (плавники, хвост).

Чем питаются? (водорослями, другими рыбками).

– Предлагаю подойти к карте и вспомнить какая река протекает рядом с нашим селом?

Дети: Река Северка.

Воспитатель: Посмотрите, сейчас моя ладонь превратиться в рыбку и поплывет она по реке Северка.

– А вы, хотите вместе со мной поплыть?

Но прежде, чем поплывём.

Правило: Как рыбка говорит (беззвучно).

(на ладони нарисовано фломастером: нос, глаз и жаберная крышка)

6. Физминутка

– Раз, два, три – повернись и в рыбку превратись!

Правило: Как рыбка говорит (беззвучно)

Воспитатель: (артикуляционное упражнение) Давайте попробуем открыть и закрыть рот, как рыбка

Воспитатель: Вся группа – это река Северка.

Мы будем двигаться спиной и двигать расслабленными пальцами (хвостиками).

– Раз, два, три – вот вы и опять превратились в детей.

Воспитатель: Внимательно посмотрите на картинки, на них вы видите изображение рыб, живущих в реке.

– Кто знает их название? (лещ, судак, щука и. т. д.)

– Чем отличаются рыбы друг от друга? (размером, окраской, формой, повадками).

7. Динамическая пауза

– Интересно, а спит ли рыбка ночью?

Вы хотите узнать?

Динамическая пауза

(воспитатель произносит слова и подводит детей к кровати, где спит «рыбка»)

Ночью темень,
Ночью тишь.
Рыбка, рыбка
Что ты спишь!
Подойдём к ней и разбудим
И посмотрим, что же будет!

(воспитатель поднимает удочку с привязанной к ней рыбкой над головами детей; дети подпрыгивая достают её).

8. Игра «Подбери похожее словечко» (к слову «рыба»)

(рыбка, рыбак, рыболов, рыбный, рыбий, рыбацкий).

Воспитатель: Верно. Зверей ловят охотники, а рыбу?

Дети: Рыбаки и рыболовы ловят рыбу.

Воспитатель:Чем можно поймать рыбу?

Дети: Удочкой, сетью, неводом.

9. Релаксация «Рыбаки»

– Вьются чайки на просторе

– Рыбаки выходят в море.

Воспитатель: (раскладывает карточки с изображением рыбок на ковре)

– Опускают в море сети

(дети садятся на ковёр)

– Ловят рыбу в сети.

Дети: дети берут карточки и называют рыбку и место её обитания.

Воспитатель: Вода –это дом для рыбки. А в доме всегда должно быть чисто!

И вода в реке должна быть чистой.

10. Ситуативный разговор

Семья отдыхала у реки:

Папа наловил много рыбы и оставил её на берегу;

Мама нарвала целую охапку цветов и большую её часть выбросила;

Сынок Паша выловил из воды много улиток и разбил их камнем;

Правильно ли поступили эти люди?

Почему этого делать нельзя?

Знакомы ли они с правилами поведения в природе?

Правила поведения в природе:

  • Не брать у природы лишнего (цветов, рыбы).
  • Не разбрасывать мусор.
  • Не обижать жителей воды и лесов.
  • Не сливать нечистоты и отходы в водоёмы.

11. Сюрпризный момент

«Подарки не простые – с секретом».

Воспитатель вносит ведёрко, а там картинки с недорисованными изображениями рыб.

Надо дорисовать недостающие детали.

Дети: дорисовывают недостающие детали.

Воспитатель: Молодцы! Справились!

12. Итог занятия

Воспитатель: Принесите ко мне, свои рыбки мы ими полюбуемся и подарим их котику.

  • Что мы с вами делали на занятии?
  • Что дорисовали?
  • Какие правила нужно соблюдать в природе?
  • Что мы подарили котику?
  • Вам понравилось занятие?

– Вы, ребята, молодцы, теперь пойдем играть.

«Рыбы». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей коррекционной группе

Татьяна Орлова
«Рыбы». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей коррекционной группе

Муниципальное бюджетное дошкольное

«Детский сад №10 комбинированного вида»

Конспект занятия по образовательной области «Познание»

«Рыбы»

(старшая коррекционная группа)

воспитатель старшей коррекционной группы

Конспект занятия по образовательной области «Познание»

«Рыбы»

(старшая коррекционная группа)

Цель: пополнить знания детей о рыбах.

-формировать знания детей о внешнем виде рыб, о среде их обитания;

-учить детей обобщать и классифицировать (морские рыбы, аквариумные рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах);

Читайте также:
Конспект с элементами ТРИЗ на тему: Звуки (П, Пь), (Б, Бь)

-учить выделять признаки различия и сходства между рыбками;

-вызвать у детей желание узнать больше о рыбах, наблюдать и ухаживать за ними.

-развивать у детей связную речь посредством беседы о рыбах, логическое мышление, творческое воображение; активизировать и обогащать словарь ребёнка;

-развивать память, умение анализировать, выражать их в речи, развивать эмоциональную сферу детей.

-воспитывать интерес к изучению природы, бережное отношение к рыбам, ко всему живому на Земле;

-воспитывать коммуникативные качества, экологическую грамотность у детей.

Рассматривание иллюстраций с рыбами, чтение произведений, героями которых являются рыбы: русская народная сказка «По щучьему велению», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Е. Пермяк «Первая рыбка», А. Фет «Рыбка», И. Крылов «Лебедь, щука и рак», Г-Х. Андерсен «Русалочка», Н. Носов «Карасик», К. Бальмонт «Золотая рыбка», просмотр мультфильма по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Материалы и пособия:

-картинки – иллюстрации с изображением различных рыб, воробья;

-раскраски с различными видами рыб;

Обогащение словарного запаса: чешуйки, плавники, жабры.

Ход занятия:

Воспитатель: Блещет в речке чистой

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

Кто это? (Рыбки).

Воспитатель демонстрирует картинки (иллюстрации)с изображениями рыб: и среди них картинку с изображением воробья.

Воспитатель: Дети, взгляните на картинки, подумайте и скажите кто тут лишний. (ответы детей)

Воспитатель: Как вы определили, что лишний — воробей.

Дети: Смотрели, кого больше, и кто не относится к этой большой группе предметов.

Воспитатель убирает картинку с воробьем.

Воспитатель: Назовите изображённых рыб и дайте краткое описание внешнего вида каждой.Рассказывайте по образцу высказывания: «Эта толстая, усатая».Или: «Рыбка с толстым туловищем и длинными, легкими, свисающими плавниками и хвостом».

Описательные рассказы детей.

Воспитатель: Дети, какая, по вашему мнению, рыба самая красивая,

Воспитатель: Рыбы такие разные и так непохожи друг на друга! Почему же их называют одним словом — рыбы?

Дети: (называют общие признаки рыб) :

Все они живут в воде.

Имеют голову, туловище, хвост, плавники;

на голове рот, глаза и жабры.

Воспитатель: А теперь отгадайте-ка загадку.

«У родителей и деток вся одежда из монеток». Кто это?

Дети: Рыбы.

Воспитатель: А монетки — что это?

Дети: Чешуя. Чешуйки круглые, блестящие, плотно прилегают к телу рыбы.Воспитатель: Серебряные или золотые монетки?

Дети: И те, и другие, но чаще серебряные.

Воспитатель: У многих живых существ есть туловище, хвост, голова, глаза, рот. Но не у всех есть плавники и жабры. Давайте поговорим о них и для чего они назначены. Необходимы ли рыбам жабры? Да, рыбы дышат жабрами. Видно, как жабры приоткрываются и закрываются. А плавники?

(Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, рыбы плавают с помощью плавников. Большинство рыб плывёт вперёд, волнообразно изгибая тело.Двигаться им помогают плавники: хвостовой и боковые. Шевелят плавниками и плывут. Плавник. плавать. А хвост, как руль, помогает им поворачивать влево-вправо.

Рыбки умеют хорошо прятаться, в этом им помогает их окраска. Они могут притаиться у камня или у водорослей так, что их будет совсем не видно.

Воспитатель: А есть ли у рыб шея?

(ответы детей)

Воспитатель: Верно, нет шеи. Голова сразу переходит в туловище. Поэтому рыба поворачивается всем корпусом, не всегда видит корм.

Физкультминутка «К речке быстрой»

К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте)

Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе — раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед)

Одной, другой — это кроль. (Круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте)

Вышли на берег крутой (Шагаем на месте)

Но не отправимся домой.

Воспитатель цитирует отрывок из стихотворения И.Токмаковой:

где ты спишь? (И. Токмакова. Где спит рыбка)

Воспитатель: Где же спит рыбка и как?

Дети: Спит рыбка у дна или среди растений, чуть шевеля плавниками, с открытыми глазами.

Воспитатель: Верно. У многих рыб хорошее зрение, но у них нет век. Они даже спят с открытыми глазами. Некоторые рыбки при этом даже ложатся на бок. У большинства рыб глаза расположены по обе стороны от головы, причём рыба умеет видеть каждым глазом по отдельности: она видит сразу и перед собой и над собой, и сзади, и под собой.

Воспитатель группирует картинки, отделяя аквариумных рыб от рыб, живущих в открытых водоемах. Спрашивает, не догадались ли дети, почему она отделила одних рыб от других.

Воспитатель: Перечислите аквариумных рыбок, затем назовите рыб, живущих в прудах и озерах.

Воспитатель: Кто из вас ребята видел рыб в реке или в пруду? Расскажите, как вы их заметили, как рыбы выглядели (2—3 ответа).

Воспитатель: А знаете ли вы, сколько живут рыбы? (от 5 до 100 лет)

Мелкие рыбки живут меньше, а крупные (щука, сом) могут дожить до глубокой старости. Ведь в водоёмах у них нет врагов. Если не попадут на крючок рыболова, будут жить очень долго. А как живут аквариумные рыбки? Расскажите что вы знаете о них. (Ответы детей).

Воспитатель: Приятно, когда в доме есть аквариум, не правда ли? Но уж если вы завели рыбок, ухаживайте за ними так, чтобы они получали все необходимое.

Читайте также:
Логопедические перчатки

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, рыбам в наших водоёмах угрожает какая-то опасность? (Ответы детей.)

Воспитатель: И действительно, во многих местах уже запрещена ловля рыбы сетками, нельзя ещё глушить рыбу, из-за этого много рыбы погибает. Но не все бережно относятся к ней, не думают о последствиях. Мы с вами будем стараться беречь рыбу? Что мы можем для этого сделать? Пока мы будем ухаживать за аквариумными рыбками, а на будущее — будем умнее.

Воспитатель: Ребята,а вы любите есть рыбу? (да,нет) Ведь рыба очень вкусная и полезная еда. И вареная, и жареная, и соленая и маринованная. А еще ее коптят, солят и сушат, замораживают, делают консервы. Рыбу ловят рыбаки. Это профессия отважных мужчин.

(Показываю картинки).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие разные рыбки к нам приплыли. Мы с вами будем их разукрашивать. А потом разделим по группам: кто, где живет (в море, в реке, в аквариуме).

Раскрашенные картинки вывешиваем на доске в три группы.

Воспитатель: Что нового узнали вы сегодня о рыбах? Что вам понравилось, какие рыбы вам понравились?

Интегрированное занятие по художественному творчеству по теме «Рыбы». Цель: – обобщать и закреплять знания детей о рыбах: строении, способах передвижения, среде обитания. Задачи занятия: 1. Образовательные.

Календарно-тематическое планирование в первой младшей группе по теме «Рыбы. Водоемы» ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю 18.05 – 22.05) Группа: 1 младшая группа № 7 Тема: Рыбы. Водоемы. Цель: Познакомить.

Конспект непосредственной музыкальной образовательной деятельности по теме проекта «Весенний календарь» (старшая группа) Цель: Совершенствовать способность передавать в пластике музыкальный образ, используя разнообразные виды движений (плясовые, имитационные).

Конспект НОД по математике «Путешествие на планету «Загадка» (старшая возрастная группа) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №50 р. п. Сенной, Вольского района, Саратовской области» Конспект.

Конспект НОД по теме: «Соревнование зверей». (старшая группа) Конспект НОД по теме: «Соревнование зверей». Цели: 1. Активизировать знания детей о животных, упражнять в умении обобщать животных по существенным.

Конспект развлечения по основам безопасности жизнедеятельности по теме «Пожар» (старшая группа) Конспект развлечения по основам безопасности жизнедеятельности Тема “Пожар” (Для студентов ВПУ) Цель: Закрепление правил пожарной безопасности.

Конспект занятия по формированию представлений о человеке «Кто я?» (старшая группа) Цель: Развивать представление детей о себе как о человеке, о том что каждый человек имеет сходства и различия, строение тела, фигуры и т. д.

Конспект занятия по лексической теме «Рыбы» РЕКОМЕНДУЕМОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ НА ПЕРВОМ И ВТОРОМ ЗАНЯТИЯХ Наблюдение в уголке природы за аквариумными рыбками.

Организованная образовательная деятельность по логоритмике «Путешествие к морскому побережью» по теме «Рыбы» МДОУ «Детский сад «Буратино» г. Надыма» Организованная образовательная деятельность по логопедической ритмике с использованием.

План самообразования по теме «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» (старшая группа) План самообразования воспитателя МКДОУ «Верхнемамонский детский сад №1» на 2015- 2016 учебный год ФИО Овчинникова Людмила Алексеевна Тема:.

Тематическая подборка игр и упражнений для детей раннего возраста на тему «Рыбки»

Тематическая подборка игр и упражнений для детей раннего возраста на тему «Рыбки»

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна.

Продолжать обогащать опыт детей при действии с предметами различной величины и цвета (желтый, синий, зеленый, красный).
Учить детей считать до двух.
Формировать знания о понятиях «круг», «один-много» и способах уравнивания совокупностей.
Используя ситуацию экспериментирования познакомить со свойствами предметов: «плавает», «тонет».
Развивать память, мелкую и общую моторику, координацию движений.

Оборудование:

Игрушки «рыбки» разных цветов и размеров.
Картонные круги синего цвета. Камешки.
Таз с водой, таз с пшеном.
Картинка «Рыбка» для пальчикового рисования, пальчиковые краски.
Картинка «Аквариум», клей-карандаш, бумажный силуэт рыбки, пластилин.
Картинка с изображением озера с одной рыбкой и озера с несколькими рыбками. Карточка с изображением цифры «1».
Картинка-заготовка с изображением озера и одной рыбки, клеящие карандаши, цветные силуэтные изображения рыбок.
Картинка-фон с изображением больших и маленьких рыбок разного цвета с наклеенными на них кругами, соответствующего цвета и величины. Пуговицы соответствующего цвета и величины (большие и маленькие зеленого, желтого, красного, синего, белого цветов).
Картинка-заготовка с изображением аквариума, карандаши зеленого и коричневого цвета, пластилин, палочка.
Обручи желтого, зеленого и красного цветов.
Обручи синего цвета, под ними вырезанные из прозрачной клеенки круги.
Рыбка привязанная на веревочку.
Подносы с манной крупой.
Аудиозапись: П. Чайковский «Рыбы»(из «Детского альбома»), песня «Про рыбок».

Игры и упражнения:

Сюрпризный момент «Поймай рыбку»

В таз с пшеном дети опускают руки и выкапывают небольшие игрушки, изображающие рыб.

Дидактическая игра «Где спряталась рыбка?»

Перед ребенком выкладываются три игрушки (рыбка и любые животные). Каждая фигурка накрывается платочком.

– Найди рыбку. Где она спряталась?

Дидактическая игра «Рыбка в озере»

– Вот перед вами круг. Круг синего цвета — синий круг. Это будет вода для нашей рыбки. Пустите рыбку в воду — положите сверху на синий круг. Вот рыбка поплыла в самую середину. А теперь рыбка поплыла влево. Вправо. Решила рыбка плыть по краю возле берега. Проведите рыбкой по краю круга. А теперь по краям круга выложите красивые камешки.

Аппликация «Рыбка в аквариуме»

– Рыбки могут жить и в доме — в аквариуме. Возьмите вот такую бумажную рыбку и пустите ее в аквариум — приложите сверху. А теперь возьмите в руки клей-карандаш, намажьте обратную сторону, приложите рыбку к аквариуму и пригладьте ладошкой.

Читайте также:
Конспект НОД: Звуки (Р) и (Рь), буква Р

Лепка барельефная «Корм для рыбок»

– А теперь нужно покормить рыбку специальным кормом.
На изображение аквариума с рыбкой дети налепляют кусочки пластилина — корм для рыбок.

Физминутка «Пять маленьких рыбок»

Пять маленьких рыбок плескались в реке.
(Имитация движения рыб)

Лежало большое бревно на песке.
(Развести руки в стороны)

Первая рыбка сказала: – нырять здесь легко.
(Имитация ныряния)

Вторая сказала: ведь здесь глубоко.
(Грозят указательным пальцем)

Третья сказала: мне хочется спать.
(Руки сложить под ухо)

Четвертая стала чуть-чуть замерзать.
(Потереть кистями плечи)

Пятая крикнула: здесь крокодил,
(Руками имитируют пасть крокодила)

Плывите скорее, чтоб не проглотил.
(Убегают)

Слушание музыки П. И. Чайковского «Рыбы»

Дети слушают музыку.

Пальчиковое рисование «Рыбка»

Дети оставляют отпечатки пальчиков внутри силуэта рыбки.

Дидактическая игра «Цветные рыбки»

– Вот у нас аквариумы (обруча) — желтый, зеленый, синий и красный. А вот рыбки. Нужно разложить их в аквариум. Каждой рыбке свое место: желтые рыбки — в желтом аквариуме, а красные рыбки — в красном аквариуме, синие — в синем, зеленые — в зеленом.

Экспериментирование «Плавает или тонет»

В ёмкость с водой дети опускают камешки, затем бумагу и наблюдают, что утонуло, а что плавает.

Чтение стихотворения и инсценировка

Рыбка рыбку догоняла,
Рыбка хвостиком виляла.
Ткнулась в брюшко: — Догнала!
Эй, подружка! Как дела?

Упражнение «Одна рыбка, две рыбки»

– А теперь возьмите в каждую руку по одной рыбке. Посчитаем, сколько всего рыбок у вас: одна, две. Всего две рыбки. Спрячьте одну рыбку за спину. Сколько рыбок осталось? Осталась одна рыбка. Покажите вторую рыбку. Сколько стало рыбок? Две рыбки.

Игра с прищепками «Рыбий хвостик»

– Посмотрите, какие красивые рыбки. А мы можем сделать их еще красивее. Украсьте хвост рыбки разноцветными прищепками. Можно сделать плавник рыбе.

Рисование на крупе «Червячки для рыбки»

– Рыбки любят кушать червячков. Давайте нарисуем червячков для рыбок.

Дидактическая игра «Одна рыбка — много рыбок. Знакомство с цифрой «1»

– Посмотрите на картинку. В каком озере плавает много рыбок? В каком озере плавает она рыбка?


Посмотрите. Это цифра «1». Повторите: «один». Запомните эту цифру.

Аппликация «Друзья для рыбки»

– Сколько рыбок плавает в озере на картинке? Одна рыбка. Не с кем оной рыбке поиграть. Давайте запустим в озеро других рыбок, чтобы наша рыбка не была одна.
Дети прикладывают к изображению озера цветные силуэтные картинки рыбок.
– Сколько рыбок стало? Много. Наклейте рыбок.

Дидактическая игра с пуговицами «Разные рыбки»

– Посмотрите, сколько рыбок плавает в аквариуме? Много рыбок. Покажите больших рыбок. Маленьких. Синих. Красных. Зеленых. Желтых. Белых. А теперь разложите пуговицы на рыб подходящего цвета и величины.

Изобразительная деятельность «Рыбки в аквариуме»

– Перед вами пустой аквариум. Прежде чем запускать в него рыбок, нужно нарисовать в аквариуме траву и камни.
Зеленым карандашом дети рисуют вертикальные линии — траву, а коричневым карандашом рисуют круги в нижней части аквариума — камни.
А теперь можно запускать рыбок. Возьмите кусочек пластилина и прямым раскатыванием сделайте толстую колбаску. Приложите ее к аквариуму и придавите пальцами. Теперь сделаем хвостик: приложите пальчик к краю пластилина и вытяните хвостик, приложите пальчик рядом и вытяните еще хвостик. Палочкой сделайте глазик — отверстие в пластилине на другом краю рыбки.

Свободные танцевально-ритмические движения детей под песню
«Про рыбок»

Дети двигаются под музыку.

Упражнение «Одна или много рыбок?»

– В этом озере сколько рыбок? Много. А в этом озере сколько рыбок? Одна. Возьмите своих рыбок и пустите поплавать к одной рыбке. Сколько рыбок стало? Стало много рыбок.

Пальчиковая игра «Рыбка»

Рыбка плавает в водице.
Рыбке весело играть.
(Две ладошки вместе изображают плавательные движения)

Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
(Ладони поочередно сжимаются в кулак)

Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла.
(Хватательные движения щепоткой)

Рыбка хвостиком вильнула,
Быстро-быстро уплыла.
(Помахать рукой)

Артикуляционное упражнение «Рыбка открывает рот»

– Покажите, как рыбка ротик открывает и закрывает. Не торопитесь.

Динамическая пауза «Разбудим рыбку»

Ночью темень, ночью тишь
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Подойдем мы к ней, разбудим.
И посмотрим, что же будет.

Рыба привязана к палочке. Воспитатель поднимает рыбку над головами детей, дети подпрыгивают, пытаются достать рыбку.

В 1930 году в американский прокат вышел фильм “Песня мошенника” (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

Конспект урока “Путешествие по Москве”
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

2 класс Окружающий мир

Скачать:

Вложение Размер
puteshestvie_po_moskve.doc 87 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир 2 класс

Тема урока : Путешествие по Москве

Тип урока : комбинированный с мультимедийной поддержкой

– познакомить учащихся со столицей нашей Родины – Москвой, с историей её возникновения,

с достопримечательностями Москвы.

– обучающие: формировать представление учащихся о столице нашей Родины – Москве, познакомить учащихся с историей возникновения Москвы, формировать у них образ Московского Кремля и Красной площади как комплекса уникальных архитектурно-исторических памятников, формировать понятие «плана местности»;

– развивающие: развивать психологические процессы ребенка (память, внимание, мышление, воображение), интеллектуальные умения (сравнение, обобщение, анализ, классификация);

– воспитывающие: воспитывать чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважения к великим свершениям, его славному историческому прошлому.

Предметные УУД: знать историю возникновения Москвы, ее достопримечательности;

Личностные УУД: проявлять познавательную инициативу на основе жизненного опыта; оформлять свои наблюдения; применять правила делового сотрудничества; сравнивать разные точки зрения; уметь считаться с мнением другого человека; проявлять доброжелательность;

Регулятивные УУД: учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; следовать инструкции при выполнении задания;

Познавательные УУД: различать изученные объекты; проводить простейшую классификацию; находить дополнительную информацию; высказывать предположения; обсуждать проблемные вопросы;

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; вступать в диалог; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Оборудование : компьютер, мультимедиа-проектор, презентация, учебник «Окружающий мир», рабочая тетрадь «Окружающий мир», карточки-смайлики, конверты со словами пословиц для 3-х групп, карточки с домашним заданием

1. Мобилизующий этап

– Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

– Как много улыбок засветилось. Спасибо!

– А это мое настроение. Я готова продуктивно сотрудничать с вами.

2. Актуализация знаний

Над Россией солнце светит,

И сады шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны ее родней.

– Что значит слово «Россия»?

– Наша Родина, наше Отечество. Много есть на свете кроме России всяких хороших государств, но одна у человека мать, одна у него и Родина.

Составьте пословицы и узнайте, в какой город России мы отправимся.

– Прочитайте, какие пословицы у вас получились?

-Что общего у пословиц?

3. Сообщение темы

Сегодня я хочу вас пригласить на экскурсию в главный город нашей страны – Москву.

– Вы побываете в далеком прошлом, увидите и узнаете много нового и интересного.

4. Изучение материала урока

а) знакомство с историей Москвы

– «Москва не сразу строилась» – так говорят в народе. Глядя на город, на его величественные соборы, сейчас трудно представить, как все начиналось. Вот как описала «начало Москвы» Наталья Кончаловская в своей книге «Наша древняя столица»:

Там, где столько крыш вдали,

Огромный лес стоял когда-то,

Дубы могучие росли,

Шумели липы в три обхвата.

Полянки вместо площадей,

А вместо улиц-перелоги,

И стаи диких лебедей,

И рев медведицы в берлоге,

Текла река в лесах, в лугах,

Ладьи скользили по теченью,

А на высоких берегах,

Виднелись тут и там селенья.

Славянский люд в них проживал

С десятого, быть может, века,

Тот люд «Москвою» называл

Глубокую, большую реку.

– Трудно представить, что когда-то Москва была маленьким поселком. На крутом холме между реками Москвой и Неглинной срубили люди топорами маленький городок среди могучего бора.

– Место было водное, лесное, рыбное, охотничье. У холма пересекались водные и конные дороги. Получился город крепкий, и стали его называть по имени реки, у которой он стоял – «город Москвы». Ученые до сих пор спорят по поводу происхождения названия «Москва». Единого мнения на этот счет нет. Одной из версий является та, что слово «Москва» означает «влажное место». Впервые Москва упомянута в летописи в 1147 году. Этот год и считается годом основания Москвы.

– Основателем Москвы был князь Юрий Владимирович Долгорукий, которому теперь в центре города установлен памятник.

– Как и другие города, Москва имеет свой герб, т.е. эмблему города.

– Что изображено на гербе Москвы?

– На гербе Москвы изображен всадник с копьем, поражающий змея. Это святой Георгий Победоносец-покровитель Москвы.

– Кто из вас знает, почему именно Георгий Победоносец изображен на гербе?

– В основу герба положен сюжет «Чуда Георгия о Змие». Однажды на древний город напал страшный дракон-змей. Змей жил в озере, похищал людей и там их пожирал. Чтобы умилостивить чудовище царь посоветовал жителям давать в пищу змею каждый день по жребию своих детей.

Пришла очередь и до дочери царя. И по счастливой случайности в это время к озеру на коне подъехал Святой Георгий. Когда из озера с шумом и грохотом появился страшный змей, Святой Георгий устремился на своем коне на змея и поразил его своим копьем.

Так Святой Георгий спас город от чудовища. Вот поэтому Святого Георгия стали изображать на гербе.

– Где еще можем увидеть герб Москвы?

– Как вы думаете, почему? (ответы детей)

Вновь у нас физкультминутка, наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись, а теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже, так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два, думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка.

– Москва – огромный город. В нем около четырех тысяч улиц и площадей. Ориентироваться в таком городе достаточно сложно. Особенно тем людям, которые приехали в город впервые. Что же может помочь гостям достаточно легко ориентироваться в городе?

– Не совсем карта, а план города.

– Откройте учебники на странице 99 и посмотрите на план центральной части Москвы. Рассмотрите что изображено на плане?

– Подумайте, что же такое план?

– Давайте прочитаем определение плана на странице 98 учебника.

– А кто из вас был в Москве?

г) достопримечательности города

– А сейчас мы пройдемся по самым знаменитым местам Москвы.

– Большой театр – крупнейший центр русской и мировой культуры. В труппе Большого театра – прославленные на весь мир певцы и артисты балета, в его оркестре лучшие музыканты, знаменитые художники готовят к спектаклям декорации.

– А в этом театре артисты – животные. «Уголок дедушки Дурова»

– Третьяковская галерея – Это один из ведущих научно-художественных и культурно-просветительских центров России. Основан в 1856 году П.М.Третьяковым, который передал в дар Москве, народу огромную бесценную коллекцию картин. Здание галереи похоже на сказочный терем.

Галерея была главной целью и смыслом жизни Павла Третьякова.

Уже передав галерею городу, он по-прежнему заботился о ней, покупал новые картины, встречался с художниками. Последними словами его были – «берегите галерею».

– В Москве много храмов. Самый знаменитый храм Москвы – Покровский собор.

Он построен в честь взятия Казани войсками Ивана Грозного. Существует легенда, что Иван Грозный, увидев какое чудо сотворили мастера, повелел ослепить их, чтобы не могли они построить где-то храм еще краше. Существует и еще одно, более известное имя у этого храма – Собор Василия Блаженного.

Самый старый – Успенский собор. Здесь проходили коронации царей.

Самый главный храм в Москве – Храм Христа Спасителя.

– Москва – крупный культурный центр. В Москве учатся 950 тысяч студентов. Сегодня в Москве 365 университетов. Самый знаменитый Московский Государственный Университет. В нем 33 факультета. Университет гордо носит имя великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова.

– Самое высокое сооружение в Москве – Останкинская телебашня. Когда подъезжаешь к городу, ее шпиль виден издалека. Высота 540 метров. Есть в башне и смотровая площадка. Если поднимешься туда – вся Москва будет как на ладони.

– Московский зоопарк – один из самых больших и старых зоопарков России. Московский зоопарк был основан в 1864 году. В его коллекции представлены более 1000 видов животных. Чтобы обойти всю территорию парка, наверное, понадобится не один день.

– Цирк на Цветном бульваре. Старый Московский цирк на Цветном бульваре – это один из самых старых цирков в России. Был открыт более 100 лет назад.

– Сегодня Московский цирк Никулина на Цветном бульваре по-прежнему готов принять более 2 000 человек.

– В Москве очень много красивых мест. Самая главная река, от которой возникло название города – река Москва.

– Москву называют портом 5 морей, так как через Москву-реку и каналы имеет выходы в 5 морей.

– Самая красивая улица – это Арбат.

– Главная площадь нашей страны – Красная площадь.

– Красная площадь образовалась в 90-х годах XV века и называлась «Торг», а со второй половины XVII века — «Красная». Первоначально была торговой площадью.

– С XVI века и по сей день здесь происходят торжественные церемонии, парады.

– Может быть, кто-нибудь знает, почему эта площадь так называется?

– Ответ на этот вопрос мы найдем в учебнике на странице 106.

– Ну и, конечно, сердце Москвы – это Кремль.

– Кремль – это одно из красивейших сооружений, символ нашей Родины. Здесь находятся уникальные памятники истории и культуры, которыми гордится Россия. В далекие времена Кремль был крепостью, за стенами которой жители древней Москвы спасались от врагов.

– А сейчас в Кремле работает Президент нашей страны В.В. Путин.

– Общая длина стен Кремля – 2 км 235 м. Толщина – от 3,5-6,5 м. Высота – от 5-19 м.

– В Кремле насчитывается 20 башен. Самая знаменитая, большая, красивая и стройная – Спасская башня.

– На Спасской башне находятся знаменитые Кремлевские куранты – огромные часы. Вес часов 25 тонн. Длина стрелок 2м и 3м.

-Каждая из 20 башен Московского Кремля имеет свое название, свою историю. В путешествие по Московскому Кремлю мы отправимся с Вами в ближайшее время!

5. Закрепление нового материала. Практическая работа

– А сейчас наша прогулка по Москве заканчивается. И мне хочется посмотреть, насколько вы сегодня были внимательны.

– Для этого вам нужно отгадать загадки:

1. Что называют Сердцем Москвы?

2. В каком театре артисты – животные?

3. В каком сказочном тереме собраны картины лучших художников?

4. Самая главная река города?

5. Самая красивая улица города?

6. Столица нашей Родины?

7. Кто изображен на гербе Москвы?

8. Основатель Москвы?

9. Сколько башен в Кремле?

10. Самая красивая площадь?

Молодцы! Я очень рада, что вы так много знаете о столице нашей Родины. В заключение нашего урока я приготовила для вас музыкальный подарок – это видеоклип с замечательной песней о Москве, которую исполняет Народный артист Советского Союза-Муслим Магомаев. Песня называется «Лучший город земли»

6. Итог. Рефлексия

– Вот и закончилось наше путешествие.

– Расскажите, что больше всего запомнилось на уроке?

– Для всех россиян Москва не просто город: она – наше прошлое и будущее, наша память и мечта, наша жизнь.

– Оцените свою работу на уроке.

– Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?

7. Домашнее задание

– написать сочинение на тему « Я шагаю по Москве».

– подготовить доклад о любой достопримечательности Москвы.

– выполнить задание по учебнику и тетради.

Дети выбирают смайлик, демонстрируют свое настроение.

План-конспект урока окружающего мира “Путешествие по Москве”; 2 класс

УМК «Школа России»

2 класс «Окружающий мир», Плешаков А.А.

Тема урока: «Путешествие по Москве»

Цель урока: познакомить с достопримечательностями Москвы; формировать представления о плане города, первоначальные умения, связанные с чтением плана; прививать чувство любви к своей стране.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить Москву на карте России; называть основные достопримечательности столицы; делать выводы из изученного материала.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, учебник «Окружающий мир» А.А.Плешакова, рабочая тетрадь «Окружающий мир» А.А. Плешакова, сигнальные карточки, карточки с заданиями для групповой работы.

I . Включение в деятельность

Добрый день, дорогие друзья. А мы действительно друзья, т.к. только они могут так добро и ласково друг другу улыбаться. Улыбнитесь друг другу и мне. Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей пришло, пошлите и им свои улыбки. Вы готовы совершать новые открытия? Тогда начнём. Я желаю вам успеха!

II . Самоопределение к деятельности. Актуализация знаний

– Для успешной работы на уроке нам необходимо вспомнить предыдущий материал.

– У вас на столах лежат сигнальные карточки. Ваша задача состоит в том, чтобы показать квадрат того цвета, который указывает на правильный ответ данного вопроса.

Тест (презентация)

1. Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.

2. Где на карте находится север?

3. Каким цветом на карте обозначена вода?

4. Какой город является столицей нашей страны?

– Совершенно верно. Столицей нашей родины является город Москва.

III . Введение в тему урока

– Москва! Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нём отозвалось!

– Это слова великого русского поэта, А.С.Пушкина, который родился в Москве.

– Вот уже несколько минут урока мы говорим о столице нашей Родины. Можете ли вы назвать тему нашего урока?

– Давайте откроем учебник на странице 98 и посмотрим – сходится ли то, что мы сказали с тем, что написано в учебнике.

– Прочитайте, чему мы научимся на уроке, что узнаем.

– Давайте вспомним, что мы знаем о Москве.

IV . Открытие новых знаний

Зазвучала музыка из программы «Новости».

На экране двое детей.

– Добрый день, дорогие зрители.

– Мы рады вас приветствовать на нашем канале.

– В эфире выпуск новостей.

– Вот, что нам удалось узнать о Москве.

– Существует несколько версий, почему наша столица так названа. Одна из версий, что город получил имя от названия реки – Москва, а река получила своё название от потомков библейского Ноя. У Ноя было три сына Сим, Хам и Иафет. У Иафета был сын Мосох. После всемирного потопа Мосох со своим потомством поселился на реке, которая и получила имя Москва.

По другой версии название города состояло из корней «моск» (на древнеславянском языке – «кремень») и «ков» (то есть «прятаться»). Значит слово «Москва» означало «каменное укрытие» и от города это название перешло на реку.

И всё-таки большинство исследователей считает, что город получил своё название от реки. Слово «Москва» финского происхождения и относится к тем далёким временам, когда по берегам реки ещё обитали древние финские племена, оттеснённые в последствии на север славянами. Окончание «ва» в данном случае переводится как «вода», «река», а начало слова кто-то переводит как «медвед». И каждая теория имеет право на существование.

А сейчас мы прервёмся на рекламную паузу.

– Пока длится реклама, мы выключим телевизор, потому что долгий просмотр телепрограмм вредит здоровью.

– Кто знает, кто и когда основал Москву?

– Давайте прочитаем на стр.98 первый абзац под картинкой.

– Кто же основал Москву?

– В настоящее время в центре Москвы установлен памятник Юрию Долгорукому. (Показываю)

– До нас дошло описание внешности князя: был он роста немалого, плотный, лицом белый, глаза небольшие, нос большой. Прозвище Долгорукий ему дано из-за того, что свои «долгие», т.е. длинные руки князь «протягивал» от Суздаля в разные концы Руси. Он стремился завладеть Новгородом, не прочь был прибрать к своим рукам Киев.

– Существует легенда и о месте строительства Москвы. Ехал Великий князь из города Киева в город Владимир. Дорога шла через дремучие леса, топкие болота. Вдруг увидел князь посреди болот огромного зверя. Было у чудесного зверя три головы, шерсть пёстрая, много цветов. В изумлении остановились князь и его спутники, глядя на это чудо. А зверь, явившись людям, исчез, словно растаял в тумане. Спросил князь ученого грека – предсказателя. Он растолковал это явление так: «Встанет поблизости сих мест град превелик, и распространиться вокруг него царство великое. А пестроты шкуры звериной значит, что сойдутся сюда народы разные».

– Это, конечно, сказка, но с большим смыслом. Ведь сбылось знамение, вырос великий город.

– Ну а теперь самое время отправится в путешествие по Москве. Что нам поможет сориентироваться и не заблудиться в городе? (Карта или план)

V . Физминутка

– Давайте мы с вами поищем план города Москвы у нас в классе (план распечатан и разрезан на части, каждая часть пронумерована сзади и приклеена под партой).

– Какие мы молодцы. Мы собрали с вами не карту, а план Москвы.

VI . Продолжение работы над темой

Кто знает, что такое план города? Давайте прочитаем об этом на стр.98 в учебнике.

– Обратите внимание на план города. В верхнем правом углу изображён герб Москвы. На гербе изображён всадник с золотым копьём, победивший змея – дракона. Это святой великомученик – Георгий Победоносец. Как гласит предание, когда выпал жребий отдать на растерзание чудовищу царскую дочь, явился Георгий на коне и пронзил змея копьём, избавив царевну от смерти.

– Рассмотрим план города. Какие достопримечательности мы видим? (Цирк Никулина, Триумфальная арка, Мемориальный комплекс «Парк Победы», спортивный комплекс «Лужники», Детский музыкальный театр, Резеденция Деда Мороза).

– А знаете ли вы, что Москва – это самый большой город Европы? Ребята, мы чуть не пропустили интересный мультфильм. Давайте посмотрим? (Мультфильм о Москве).

– Что же является главной достопримечательностью Москвы? (Кремль и Красная площадь).

– Откуда она взяла своё название? Кто может сказать?

– Давайте об этом спросим наших гостей? (Когда-то на Руси словом «красный» называли не только цвет. Красный означало – красивый, главный, славный. Вот и решили люди московские назвать свою самую главную и самую красивую площадь – Красной).

– Приходилось ли вам бывать в Москве?

– Какие достопримечательности вы видели?

– Сейчас вы пересядете в соответствии с цветом карточек, которые лежат у вас на столах. Вы будете работать в группах.

– У каждой группы будет своё задание.

– На ваших партах лежат конверты. Возьмите их, рассмотрите содержимое.

Зелёный цвет – определить по контуру, какая достопримечательность Москвы изображена (Московский Кремль, большой театр).

Синий цвет – из данных достопримечательностей отобрать те, которые относятся к достопримечательностям Москвы (даны картинки: театр зверей имени Дурова, статуя Свободы, Эйфелева башня, улица Арбат, цирк на Цветном Бульваре).

Розовый цвет – в этих конвертах карточки с описанием достопримечательностей Москвы. Определите, о чём говорится в карточке.

1. Белоснежное здание, расположенное на холме, хорошо просматривается из разных точек. Здание имеет форму равноконечного креста. Центральный купол огромного размера. (Храм Христа Спасителя);

2. В коллекции этого музея насчитывается около 150 тысяч экспонатов. Картины знаменитых художников, скульптуры. Музей основал Павел Михайлович Третьяков. (Третьяковская галерея)

– Я думаю, для выполнения этого задания вам потребуется не больше двух минут.

– Давайте проверим нашу работу. Начнём с конверта зелёного цвета. Что вам необходимо было сделать?

– Проверим задание из синего конверта.

– А теперь, давайте проверим конверты розового цвета.

– Молодцы, вы со всеми заданиями справились.

– Ребята, вы слышите… (опять звучит музыка из программы «Новости»)

– Мы рады, что вы не переключили наш канал. И вернулись к нам после рекламы. Поинтересуемся у наших учителей, что они знают о достопримечательностях Москвы?

– Какой театр Москвы имеет мировую известность?

(Это Большой театр. Его основательницей считается императрица Екатерина II . Существует этот театр с 1776 года. Золотые украшения внутри здания придают ему сказочный вид дворца).

– Скажите пару слов о театре зверей имени Дурова.

( Театр зверей имени В. Л. Дурова находится в городе Москве и основал его в 1912 году, знаменитый дрессировщик и писатель, Владимир Леонидович Дуров. В настоящее время, улица, на которой находится здание театра, носит его имя ).

– Что вы знаете о цирке на Цветном бульваре?

( Сейчас Московский цирк вмещает около 2000 человек, имеет просторное фойе, удобные гримерные и комфортные помещения для содержания животных. Руководит цирком с 1997 года Максим Никулин. В 1996 году цирку было присвоено имя «Московский цирк Никулина на Цветном бульваре»).

Да, Соня, наши учителя рассказали много интересного о достопримечательностях Москвы. Спасибо за внимание, до новых встреч.

VII . Включение в систему знаний. Обобщение

– Мы с вами узнали сегодня достаточно много о столице нашей Родины. Давайте выполним задание №1 в тетради на странице 64. Его вы будите выполнять в парах. И если задание выполнено, поднимите руки домиком.

Назовите достопримечательности столицы, о которых вы узнали.

– Когда вам пригодятся эти знания?

– Что нужно иметь, чтобы ориентироваться в незнакомом городе?

VIII . Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности

– Какая цель урока перед нами стояла?

– Какая самая главная достопримечательность Москвы?

– На Красной площади находится Спасская башня Кремля. Откройте конверт номер 2, башня перед вами. И вы видите, что звёздочка на ней белого цвета.

Если вы остались довольны своей работой на уроке, то раскрасьте её в красный цвет. Если вы не очень довольны своей работой, то оставьте её белой. И, когда на следующем уроке вы отправитесь в путешествие по Московскому Кремлю, у вас будет возможность закрасить свою звёздочку в красный цвет.

IX . Информирование учащихся о домашнем задании

Дифференцированное домашнее задание

– У. Стр. 98-101, читать. ТПО, стр.64, №3.

Подготовить сообщение об одной достопримечательности Москвы (ТПО, стр.66, №5).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: