Конспект занятия по теме: Дифференциация звуков Л и Р

Конспект коррекционного занятия в подготовительной группе. Дифференциация звуков [л]-[р]

Орг. момент
– Посмотри внимательно на картинки. Сегодня я познакомлю вас с братом и сестрой – Ладой и Ромой. Эти дети очень любят играть, поэтому они приглашают нас к себе в гости поиграть.
– Но перед тем как отправиться, я расскажу вам один секрет. У каждого из них есть любимый звук. А какой, вы сейчас догадаетесь сами.
– Посмотрите на картинки и назовите, что здесь изображено.
(Лапа, лодка, ландыш, луна, лыжи.)
– Какой первый звук во всех названных словах? [л]
– Правильно, а теперь, посмотрите:
(Радуга, робот, рысь, рука, ракета)
– Какой первый звук во всех этих словах? [р] Правильно!
– Как вы думаете, кому из детей больше нравится звук [л]? (Ладе) Почему?
– А кому нравится звук [р]? (Роме) Почему?
– Эти дети приготовили нам много интересных заданий.
– С какого звука начинается имя девочки? [л]
– С какого звука начинается имя мальчика? [р]
– Сегодня мы будем учиться различать эти два звука.

Основной этап
1. Развитие длительного речевого выдоха.
– Чтобы справиться со всеми заданиями, выполним дыхательную гимнастику.
Игра «Прожорливые фрукты» и «Остуди чай».

2. Артикуляционная гимнастика (по картинкам).
– А сейчас потренируем язычок и выполним гимнастику. (Выполняем по кубикам с картинками)

3. Уточнение артикуляционных укладов.
– Покажем Ладе, как мы умеем «гудеть». Губы в положении улыбки, кончик языка упирается в верхние зубы или бугорки за верхними зубами. Зубы расположены близко друг к другу. Воздух проходит по бокам языка.
– Теперь, «порычим» для Ромы. Кончик языка касается бугорков за верхними зубами. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Форма языка напоминает ложечку. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит.
– Посмотри на картинку. Веди пальцем по линии. Когда будешь подниматься вверх нужно издавать звук мотора самолета [р], а когда опускаться вниз – звук парохода [л]. Поставь пальчик на начало путешествия.

4. Упражнения образовательной кинезиологии.
– Колечко
– Кулак – ребро – ладонь
– Ухо-нос

5. Работа на уровне слова.
– А сейчас выполним следующее задание. Игра «Собери букву».
– Назовите картинки, которые вы видите на этих буквах.

– Какие вещи возьмет себе Лада? (лось, лошадь, лук, лодка, лопата).
– Какие вещи возьмет себе Рома? (рога, ручка, рыба, ракета, рак).

6. Игра «Волшебная поляна»
– А сейчас немного отдохнём и поиграем в игру.
Чтобы слово вам узнать
Цветочки нужно собирать.
Цветок срывается
Слог на нём читается
Цветы по цвету собирайте
И словечки составляйте.
Дети собирают цветы одинакового цвета. На каждом цветке записаны слоги, соединяя их, зачитывают слова.

7. Работа на уровне словосочетания.
Игра «Посчитай»
У наших героев очень много игрушек и они любят делиться ими со своими друзьями. Давай посчитаем сколько игрушек у Лады и Ромы. Чтобы тебе было легче считать, указывай пальчиком на цифры. (одна лодка, две лодки, …,пять лодок)

8. Игра «Волшебная лупа».
– Вы любите фокусы? Сейчас я вам покажу один фокус. Смотрите внимательно.
– Какого цвета все картинки? (белого) А если посмотреть через волшебную лупу? (розовые и зелёные)
– Назовите все картинки через лупу. Например, зелёный барабан, зелёные шары, розовая лента, розовая лавочка.

Читайте также:
Проектный метод, как средство повышения качества образования в ДОУ

9. Работа на уровне предложения.
– Посмотри, какие картинки нарисовали Лада и Рома. Попробуй придумать к ним интересные предложения.
Например: корова-молоко. Корова дает молоко. (Рыбка плавает в пруду. На ромашке сидит пчела. Самовар поставили на стол)

10. Игра «Снежки». Предупреждение дисграфии.
– Вы любите зимой играть в снежки?
– А вот и у нас снежные комочки появились.
– Возьмите каждый по комочку и разворачивайте (смятый листок бумаги с недописанными буквами). Что там? Правильно буквы, только они не закончены. Возьмите ручки и допишите один элемент так, чтобы получилась буква.

Молодцы! Вы хорошо справились с таким сложным заданием.

Итог занятия
– С какими звуками мы сегодня играли? [л] и [р]
– Вспомним по 2 слова, в которых есть звук [л] и звук [р].
– Вы подружились с этими звуками и за это получаете медали. Молодцы!

План – конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [л]-[р]»

Цели занятия:

уточнить артикуляцию звуков [л], [р];

закреплять правильное произношение звуков [л], [р];

учить различать эти звуки на слух;

развивать фонематический слух;

повторить родовые отличия имен существительных;

закреплять умения согласовывать существительные с числительными.

I. Орг. Момент

– Посмотри внимательно на картинки. Сегодня я познакомлю тебя с братом и сестрой – Ладой и Ромой. Эти дети очень любят играть, поэтому они приглашают нас к себе в гости поиграть.

Но перед тем как отправиться, я расскажу тебе один секрет. У каждого из них есть любимая буква. Отгадай, что это за буквы и кому из детей они нравятся.

Стер с бумаги ластик наш

Все, что сделал карандаш,

А чернила не сумел –

Превратился в букву…

Ответ: Буква Л

Мчится в космосе ракета,

Обгоняя скорость света,

За парсеками парсек

Грузовой везет отсек:

В нем рахат-лукум и рис,

Репа, редька и редис,

Все с ракетной буквой…

Ответ: Буква Р

Ребенок отгадывает загадки.

Как ты думаешь, кому из детей больше всего нравиться звук [л]? (Ладе). Правильно. Почему? (потому что её имя начинается на этот звук).

А кому нравиться звук [р]? (Роме, потому что его имя начинается на звук [р]).

Эти дети приготовили нам много интересных заданий.
– С какого звука начинается имя девочки? [л]
– С какого звука начинается имя мальчика? [р]
– Сегодня мы будем учиться различать эти два звука.

II. Основной этап

Уточнение артикуляционных укладов.
– Покажем Ладе, как мы умеем «гудеть». Губы в положении улыбки, к ончик языка упирается в верхние зубы или бугорки за верхними зубами. Зубы расположены близко друг к другу. В оздух проходит по бокам языка.
– Теперь, «порычим» для Ромы. Кончик языка касается бугорков за верхними зубами. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Форма языка напоминает ложечку. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит.

– Посмотри на картинку. Веди пальцем по линии. Когда будешь подниматься вверх нужно издавать звук мотора самолета [р], а когда опускаться вниз – звук парохода [л]. Поставь пальчик на начало путешествия.

Работа на уровне слога.

– Лада очень любит яблоки. Когда она собирает яблоки, то поет свою песенку: «Ла-ла-ла», «ло-ло-ло», «лу-лу-лу, «лы-лы-лы». Давай соберем яблоки вместе с Ладой. Ставим пальчики на рисунок, шагаем по яблочкам, напевая песенку.

Читайте также:
Тестовая речевая карта

– Рома очень любит груши. Когда он собирает их, то поет свою песенку: «Ра-ра-ра», «ро-ро-ро», «ру-ру-ру», «ры-ры-ры». Давай соберем груши вместе с Ромой.

Работа на уровне слова.

– Лада и Рома очень любят играть вместе. Сегодня они опять перепутали все свои вещи. Помоги ребятам разделить их. Вещи Лады начинаются со звука [л], а вещи Ромы со звука [р].

– Какие вещи возьмет себе Лада? (лось, лошадь, лук, лодка, лопата).
– Какие вещи возьмет себе Рома? (рога, ручка, рыба, ракета, рак).
– Назови картинку, которой мы можем сказать: «Он мой» (лось, лук, рак)
– Назови картинки, которым мы можем сказать: «Она моя» (ручка, рыба, лошадь, ракета, лодка, лопата)
– Есть ли здесь картинки, которым мы скажем: «Оно мое»? (нет)
– Каким картинкам мы скажем: «Они мои?» (рога)

Работа на уровне словосочетания. Игра «Посчитай»

У наших героев очень много игрушек и они любят делиться ими со своими друзьями. Давай посчитаем сколько игрушек у Лады и Ромы. Чтобы тебе было легче считать, указывай пальчиком на цифры. (одна лодк а , две лодк и , …,пять лод ок )

Работа на уровне предложения.

Посмотри, какие картинки нарисовали Лада и Рома. Попробуй придуматьк ним интересные предложения.

Например: корова-молоко. Корова дает молоко. (Рыбка плавает в пруду. На ромашке сидит пчела. Самовар поставили на стол)

III. Итог занятия

– С какими звуками мы сегодня играли? [л] и [р]
– Вспомним 5 слов, в которых есть звук [л] и 5 слов, в которых есть звук [р].

конспект занятия по развитие речи «Дифференциация звуков л – р»

Алина Анатольевна Миннебаева , воспитатель
Республика Башкортостан город Туймазы улица Луначарского 53а

Цель упражнять детей в различении звуков л – р в словах, фразовой речи. Задачи Обучающие – упражнять детей в различении звуков [л] —[ р] в слогах, словах – формировать умение слышать звук в слове, – уточнить и закрепить правильное произношение звуков [л]— [р], изолированных, в словах и фразах – формировать умение различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками, называть слова на заданный звук. Развивающие – развивать фонематический слух различение на слух и называние слов, начинающихся на звуки [л] – [ р] – развивать связную речь. Воспитательные – воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 22 г. Туймазы муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

организованной образовательной деятельности

образовательная область « Речевое развитие»

раздел «Развитие речи»

Тема: «Дифференциация звуков л – р»

Возрастная группа: старшая

педагогический стаж: 1

Туймазы, 2019 год

Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] —[ р].

Цель: Упражнять детей в различении звуков л – р в словах, фразовой речи.

– упражнять детей в различении звуков [л] —[ р] в слогах, словах;

– формировать умение слышать звук в слове,

– уточнить и закрепить правильное произношение звуков [л]— [р], изолированных, в словах и фразах;

– формировать умение различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками, называть слова на заданный звук.

Читайте также:
Система занятий по развитию важных для письма двигательных навыков

– развивать фонематический слух: различение на слух и называние слов, начинающихся на звуки [л] – [ р];

– развивать связную речь.

– воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

Методы и приемы:

-практические: произношение звуков [л] и [р], дидактическая игра “Подбери слово”, физминутка “Буратино”;

-наглядные: наблюдение за артикуляцией звука, рассматривание иллюстрации с изображением вороны и вороненка, петуха;

– словесные: отгадывание загадок.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие».

Средства реализации: мяч, картинки с изображением вороны и вороненка, петуха; звуковые решетки, фишки (на каждого ребенка).

Предварительная работа: артикуляционная гимнастика, разучивание чистоговорок, стихотворений, д/и «Покажи, где летит»

Словарная работа: плошка, Прошка, пошурши, лама

1. Организационный момент:

Встали дружно все мы в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель читает стихотворение:

Что такое звук? Скажи!Постучи и пошурши,Покричи и позвени,Звук, попробуй, догони!Даже если подойдёшьОчень осторожно,Не увидишь, не найдёшь,А услышать можно.

Воспитатель: дети, о чем это стихотворение?

Воспитатель: правильно, сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить звуки. Это нам необходимо для того, чтобы наша речь была грамотной и красивой.

Но сначала, мы должны сделать «зарядку для язычка»

2. Артикуляционная гимнастика

Скажите, пожалуйста, звук и буква это одно и то же или они чем-то отличаются друг от друга?

Дети вспоминают правило: «Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим».

Произнесите, пожалуйста,звук «Л». Какой он? (согласный, твёрдый, звонкий). Когда мы его произносим, что происходит у нас во рту? (губы немного улыбаются, рот приоткрыт, узкий кончик языка поднимается за верхние передние зубы).

Произнесите, пожалуйста,звук «Р».Какой он? (согласный, твёрдый, звонкий). Когда мы его произносим, что происходит у нас во рту? (губы улыбаются, рот приоткрыт, широкий кончик языка поднимается за верхние передние зубы и дрожит, потому что мы сильно дуем на него).

Воспитатель: из всех звуков звук р – самый трудный и коварный. Он не получается у многих детей, в том числе и у многих детей нашей группы. Поэтому наша общая задача – помочь товарищам „покорить“ этот звук. – Чаще всего вместо звука р выговаривается похожий на него звук л. Кстати, даже у воронят не сразу получается карканье. Я неделю наблюдала, как подросший вороненок кричал: „Пек-пек-пек“. „Карр-карр-карр“, – терпеливо повторяла ворона. „Пек-пек-пек“, – сердился малыш. Потом вдруг закаркал, но получалось у него примерно так: „Ллак-ллак-ллак“ (показ картинки).

Сегодня мы будем учиться различать звуки [л] —[ р] и правильно выговаривать их.

3. Повторение чистоговорок:

В: Ла – ла – ла – лопата и пила,

Ра – ра – ра – высокая гора,

Ло – ло – ло – как на солнышке тепло,

Ру – ру – ру – коза грызет кору,

Ла – ла – ла – ласточка гнездо взвила,

Ры – ры – ры – прилетели комары.

Дедушку зовут Лука, у него болит…(рука)

На столе с картошкой плошка, за столом голодный… (Прошка)

Рисовал художник ламу и картину вставил в…(раму)

Вкусный и душистый плов приготовил повар…(Пров)

Друг позвал меня на пир, ел я торт и чай я…(пил)

Читайте также:
НОД Использование инновационно-оздоровительных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

В блеске солнечных лучей по земле бежит…(ручей)

Воспитатель: «Я еще раз перечислю некоторые слова из стихотворения: ЛЛЛука, РРРука. Сафия, какой звук ты услышала? Какой звук в начале слова я выделила голосом в слове Лука? Какой звук в начале слова я выделила голосом в слове рука?»

5. Игра «Покажи, где летит?» ррр, ллл, ллл, ррр

Послушайте: ррр-летит самолет близко (приложите руки к груди и произнесите «ррр»). «Ллл» – улетел самолет далеко (отодвигаются руки в стороны).

Дети, постарайтесь услышать в словах, которые я назову, звук «Р». Если услышите, прижмите руки к груди. Слушайте: хобот, робот, танец, ранец, игла, пары, полы, ложки, рожки. Молодцы!

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать. (имитация движений)

Педагог предлагает детям отгадать загадку: (картинка)

Не царь, а в короне,

Не всадник, а со шпорами,

Не сторож, а всех будит.

Воспитатель ставит на свой стол четыре пирамидки :

– Дети, назовите слова со звуком р, которые встречаются в загадке.

Ребята называют слова, а воспитатель убирает пирамидки.

Воспитатель просит пройти детей к столам, на которых лежат звуковые решетки и фишки синего цвета.

Воспитатель: я буду называть вам слово. Ваша задача определить место звука в слове: в начале, в середине или в конце. И поместить фишку «в вагончик» (рак, лампа, лось, горка, палка, забор, ракета, ракета, стол, тигр).

Воспитатель: Какие звуки мы с вами научились различать? Чем мы с вами еще занимались сегодня на занятии? Молодцы, ребята!

Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Л] — [Р]» в старшей группе

Бойко Елена
Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Л] — [Р]» в старшей группе

1 Неделя Апрель

Цель: упражнять детей в различении звуков л — р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.

– учить слышать звук в слове,

– учить различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками, называть слова на заданный звук.

– упражнять детей в различении звуков [л] —[ р] в слогах, словах;

– уточнить и закрепить правильное произношение звуков [л]— [р], изолированных, в словах и фразах;

Развивающие:

развивать фонематический слух: различение на слух и называние слов, начинающихся на звуки [л] —[ р];

развивать связную речь.

– формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

Оборудование: Книга с рассказами Е. И. Чарушина.

Ход занятия:

В: Сегодня у нас с вами очень интересное занятие. К нам сегодня в гости пришел мальчик (кукла). Его зовут Женя. Один раз с ним

случилось интересная история. Хотите послушать?

Сейчас я прочитаю вам рассказ Е. И. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву Р».

Чтение рассказа Е. И. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву Р».

В: Мальчик Женя не умел говорить букву “р”.

– Ну-ка, Женя,скажи: “пароход”.

А он говорит: “палоход”.

А Женя говорит: “талакан”.

А он говорит: “лыба”.

Все ребята во дворе над ним смеялись.

Вот Женя однажды играл с ребятами, сказал тоже что-то неправильное. И ребята стали его дразнить.

Читайте также:
Речевые игры как средство формирования коммуникативной компетентности у дошкольников с нарушениями речи

Тогда Женя обиделся и залез на крышу.

Там на дворе стоял маленький домик, невысокая баня. Лежит Женя на банной крыше и тихонько плачет.

Вдруг на забор прилетела ворона и здорово так каркнула:

Женя тоже каркнул – только получилось: “клллааа”.

А ворона посмотрела на него, наклонила набок голову, прищёлкнула клювом и давай выговаривать на разные лады:

– Каррр, краа, кррр, ррра, ррра.

У Жени получается: “клавла, кллл, клклкл”.

Полчаса кричал Женя по-вороньи, язык во рту в разные места ставил и дул изо всех сил.

У него и язык устал, и губы распухли. И вдруг так хорошо у него получилось.

Так хорошо “ррр” получается,словно куча камней по камушкам в разные стороны раскатывается: “ррррр”.

Обрадовался Женя и полез с крыши.

Торопится, лезет и всё время каркает, чтобы не забыть, как “р” выговаривается.

Лез, лез и свалился с крыши, да крыша-то банная, баня невысокая, и в куст смородины он упал – не ушибся.

Встал Женя, побежал к ребятам, смеётся,радуется и кричит:

– Я “рры” научился говорить!

– А ну, – говорят ребята, – скажи нам что-нибудь.

Женя думал,думал и сказал:

Это Женя хотел сказать “Павел”, да спутал.

Вот как обрадовался!

Беседа по вопросам.

В:А теперь ответьте мне на вопросы:

-Какой звук не выговаривал мальчик Женя?

В: -А какой звук он говорил вместо звука «Р»?

В:- Так кто догадался, о каких звуках мы сегодня будем говорить?

Презентация «Звуковая культура речи: дифференциация «Л»«Р»».

В: Сегодня мы будем учиться различать и правильно произносить звуки «Р» и «Л». Посмотрите как они выглядят.

Но сначала потренируемся.

Дыхательная гимнастика: «Ворона».

Ребёнок стоит, слегка расставив ноги и опустив руки. Делает вдох разводит руки широко в стороны, как крылья, на выдохе медленно опускает руки и произносит «каррр», максимально растягивая звук «р».

Игра «Покажи где летит?»

В:Послушайте: ррр-летит самолет близко (приложите руки к груди и

произнесите «ррр»). «Ллл» – улетел самолет далеко (отодвигаются руки в стороны).

Дети, постарайтесь услышать в словах, которые я назову, звук «Р». Если

услышите, прижмите руки к груди.Слушайте: хобот, робот, танец, ранец, игла,

пары, полы, ложки, рожки. Молодцы

Вверх и вниз рывки руками,

Будто машем мы флажками.

Разминаем наши плечи.

Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)

Руки в боки. Улыбнись.

Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)

Не спеши, не отставай. (Приседания.)

А в конце — ходьба на месте,

Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)

В: Ла – ла – ла – лопата и пила,

Ра – ра – ра – высокая гора,

Ло – ло – ло – как на солнышке тепло,

Ру – ру – ру – коза грызет кору,

Ла – ла – ла – ласточка гнездо взвила,

Ры – ры – ры – прилетели комары.

В: Дедушку зовут Лука, у него болит

На столе с картошкой плошка, за столом голодный…

Рисовал художник ламу и картину вставил в

Приготовил повар Пров вкусный и душистый …

Друг позвал меня на пир, ел я торт и чай я

Читайте также:
Рабочая программа логопедических занятий для учащегося с ОВЗ

В блеске солнечных лучей по земле бежит

Игра «Скажи наоборот»

Послушай предложения. Добавь в каждое предложение подходящее по смыслу слово со звуком [р] или [л].

Дедушка старый, а внук (молодой) .

Вчера мне было весело, а сегодня (грустно) .

Зимой снега много, а весной (мало) .

Баба Яга злая, а фея (добрая) .

Суп горячий, а компот (холодный) .

Снег белый, а уголь (черный) .

Заяц трусливый, а лев (смелый) .

Ручеек мелкий, а река (глубокая).

Игра «Какой? Какая? Какие?»

Отвечай на вопросы, четко произнося звуки [р] -[л].

Шляпа из соломы какая? – соломенная.

Юбка в полоску какая? – полосатая.

Варенье из груш какое? – грушевое.

Суп из гороха какой? – гороховый.

Свет от луны какой? – лунный.

Серьги из серебра какие? – серебряные.

Цветы на лугу какие? – луговые.

Компот из фруктов какой? – фруктовый.

Сок из смородины какой? – смородиновый.

В: Молодцы!Сегодня все очень хорошо занимались.

-Какие звуки мы сегодня проговаривали?

В:Эти звуки придут ещё к вам на занятиеи просят выучить для них скороговорку: «Три сороки – тараторки тараторили на горке.».

«Путешествие в страну гласных звуков». Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей логопедической группе Цель: развитие двигательного воображения через дидактические игры по развитию речи. Задачи: Развивающие: 1. Развивать фонематический слух.

Фотоотчёт занятия по развитию речи детьми старшей группы «Различение звуков [С] и [Ш]» (продолжение) Сделать игру – это одно, а вот суметь рассказать о ней, представить свою работу – совсем другое. С детьми старшей группы, в рамках работы.

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи» Цель: Обобщить знания, полученные в течения первого полугодия учебного года. Задачи: Образовательные: – обогащать словарный запас через.

Конспект занятия по развитию речи «Один дома. Звуки [М]-[М’], дифференциация звуков в словах. Буква «М» Конспект занятия по развитию речи (обучению грамоте) в подготовительной группе «Один дома» Звуки [ М-МЬ], дифференциация звуков в словах.

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]» Тема: Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Цель занятия: Упражнение детей в четком произношении.

Конспект занятия ЗКР в старшей группе «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Программные задачи: упражнять детей в дифференциации звуков в словах, закреплять умение детей определять позицию звуков в словах; учить.

Конспект занятия «Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]. Дидактическая игра «Ярмарка» (вторая младшая группа) Конспект занятия «Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]. Дидактическая игра «Ярмарка» (вторая младшая группа). Цель: Развитие фонетического.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]» b]Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук (Ш)»[/b] Цель: Формирование звуковой культуры речи у.

конспект занятия по дифференциации звуков р и л.
методическая разработка по логопедии (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Предлагаю свой вариант последнего этапа постановки правильного звука.

Скачать:

Вложение Размер
differentsiatsiya_zvukov_r_i_l.docx 17.22 КБ

Предварительный просмотр:

По дифференциации звука [л] и [р]

Тема: звуки [л] и [р]

Цель: дифференциация звуков [л] и [р] в слогах, словах, предложениях

коррекционно-образовательные : создать условия для формирования умения дифференцировать звуки «Л» – «Р» изолированно, на уровне слога, слова, предложения, на слух и в произнесении; закрепить понятия место звука в слове, активизации словаря по теме «Зимние забавы».

коррекционно-развивающие : создать условия для развития фонематического восприятия, слуховой памяти, артикуляционной, тонкой, общей моторики, интонационной выразительности речи, воображения, логического мышления.

Коррекционно-воспитательные: создать условия для формирования навыков самоконтроля и взаимоконтроля.

Добрый день. Желаю тебе успехов в сегодняшнем занятии и хорошего настроения.

Сегодня мы научимся определять какой звук будем произносить в словах. А какие звуки будем использовать ты узнаешь после гимнастики.

На качелях я качаюсь :

Я до крыши поднимаюсь.

А потом спускаюсь вниз.

Мой язык скользит лукаво :

Словно маятник часов,

Покачаться он готов.

Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой,

Все равно он будет мой.

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю.

К небу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу.

К нам лошадка прискакала

Стук копыт мы услыхали.

Вверх поднимем язычок,

И поскачем на лужок.

Язычок широкий, гладкий-

Чисти зубы, чисти зубы

И снаружи, и внутри.

Не болели, чтоб они.

Язык как кисточка моя,

И ею нёбо крашу я.

Сообщение темы урока. Сейчас мы с тобой прослушаем аудиозапись – чистоговорки. Каждую будем повторять и выявим с какими звуками будем сегодня работать.

Ра-ла-ра- на дворе стоит гора.

Ра-ла-ра- есть у дерева кора.

Ра-ла-ра- у апельсина кожура.

Ра-ла-ра- футбол-спортивная игра.

Хоровое и индивидуальное проговаривание изолированных звуков. Перед тобой две игрушки. Какие это животные? Как их называют? (Тигр, дятел)

Обрати внимание на последние звуки в этих словах. Какие они? Как мы их произносим?

Как себя ведут язык, губы, дыхание, голосовые связки?

-что делают губы? (губы растянуты в улыбке)

-в каком положении находятся зубы, челюсти? (Между верхней и нижней челюстью есть небольшая щель)

-что в это время делает язычек? (кончик языка упирается к потолочку, или к верхним зубам.) средняя часть спинки языка опущена, задняя часть поднята.)

– куда и как направлена струя воздуха? (Струя воздуха плавная, проходит по бокам языка)

– что происходит с голосом?(горло дрожит, значит голосовые связки работают)

Что делают губы? (губы растянуты в улыбке)

Какое положение зубов? ( Между верхней и нижней челюстью есть небольшая щель )

Что делает язык? (кончик языка касается бугорков за передними верхними зубами. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Форма языка напоминает ложечку. Под напором выдыхаемого воздуха язык дрожит)

Как направлена струя воздуха? (Сильный напор воздуха проходит по спинке языка)

Как работает наш голос? (Голосовые связки работают, горло дрожит. Есть голос)

Сравнение артикуляции: чем похожи и чем отличаются эти два звука?

Губы растянуты в улыбке

Оба звука согласные, звонкие, твердые.

При произнесении кончик языка принимает положение у верхних зубов и т.д.

При произнесении звука л:

Струя воздуха проходит не по спинке языка , а по его бокам.

Губы не растянуты слишком сильно.

Язык образует не ложечку, а желобок

Между нижней и верхней челюстью промежуток меньше

При произнесении звука л язык не дрожит

Струя воздуха плавная и т.д.

Дифференциация звуков. Тигр подготовил нам задания. Давай их выполним. Как только ты услышишь его звук – хлопай в ладоши, а если услышишь последний звук в слове дятел – то топай

С Ш Р Т Л Д Р В Л П Р Л

Молодец! И ты справился с заданием.

Теперь я буду произносить слоги, а ты встань – когда услышишь слог со звуком Р, улыбнись – когда услышишь слог со звуком Л.

ПА ЛА СО РО ДУ ЛУ ВЫ РЫ РЭ ЛЭ

Дятел подготовил игру. Игра «Назови что это?». Назови что изображено на картинках и какой звук в них последний. Подумай, правильно ли ты их назвал. Проверь по записям с обратной стороны картинок.

Помидор, Пенал, Забор, Мел, Вокзал, Тротуар, Карнавал.

Перед тобой картинки и каждая из них подписана. Замени звук Л на звук Р в слове и получишь новое слово.

Лак – Рак Лама – Рама Игла – Игра Лука – Рука

Ложки – Рожки Ложь – Рожь Жалко-Жарко

Дифференциация в предложениях.

Добавь в конце слог РЫ или ЛЫ. Объясни, что значат эти слова. Давай составим схемы предложений.

В лесу летают кома. ; дети сели за сто. ; у нас воздушные ша. ; в доме вымою по.

Домашнее задание: Выучить скороговорки

Бородатый барабашка барабанит в барабан.
Владислав слушает слова, а слышит слоги.

Итог: Чем мы сегодня с тобой занимались? Все ли у тебя получилось? Очени свою работу по шкале.

Конспект занятия на тему: «Дифференциация звуков [Р]-[Л]»

Содержимое публикации

Конспект занятия на тему: «Дифференциация звуков [Р]-[Л]»

Цель: Учить дифференцировать звуки [р] -[л]

Коррекционно-образовательные:

– упражнять в правильном произношении и различении звуков [р] -[л];

-дифференцировать звуки [р] -[л] в слогах, словах, словосочетаниях;

-продолжать учить образовывать прилагательные от существительных;

-упражнять в согласовании имен прилагательных с именами существительными во множественном числе;

Коррекционно-развивающие:

-закрепить умение дифференцировать звуки [р] -[л];

-развивать слуховое и зрительное внимание;

-развивать фонематический слух;

-развивать общую и мелкую моторику рук;

Коррекционно-воспитательные:

– воспитывать самостоятельность, контроль за собственной речью.

-формировать положительную мотивацию на занятии.

Оборудование:предметные картинки: русалочка, карп, плотва, карась, ерш, толстолобик, красноперка; картинки со звуками [р] -[л]; раскраска.

Ход занятия

1. Организационный момент

-Сегодня к нам на занятие приплыла Русалочка и приглашает тебя в морское путешествие. Но сначала сделаем гимнастику для язычка, чтобы наш язычок был сильным и четко произносил звуки.

2. Артикуляционная гимнастика

На качелях я качаюсь:

Я до крыши поднимаюсь.

А потом спускаюсь вниз.

Мой язык скользит лукаво:

Словно маятник часов,

Покачаться он готов.

Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой,

Все равно он будет мой.

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю.

К небу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу.

К нам лошадка прискакала

Стук копыт мы услыхали.

Вверх поднимем язычок,

И поскачем на лужок.

Язычок широкий, гладкий-

«Чьи зубы чище»

Чисти зубы, чисти зубы

И снаружи, и внутри.

Не болели, чтоб они.

Язык как кисточка моя,

И ею нёбо крашу я.

3. Речевая зарядка

Ра-ла-ра- на дворе стоит гора.

Ра-ла-ра- есть у дерева кора.

Ра-ла-ра- у апельсина кожура.

Ра-ла-ра- футбол-спортивная игра.

4. Игра «Закончи слово»

Помоги Русалочке подобрать нужный слог – ра или ла.

пи… шко… кону… ска…

иг… детво… ды… пасти…

5. Игра «Один-много»

Белый парус – белые паруса

6. Игра «Превращай-ка»

-Русалочка рассказала, как можно превращать одно слово в другое. Попробуй и ты. Заменив в слове звук [л] на звук [р]. Какое новое слово получилось?

Я с Русалочкой вдвоем

Руки в стороны и вверх.

Наклонюсь я вправо-влево.

Вот, что делать я умею.

8. Игра «Скажи наоборот»

– Послушай предложения. Добавь в каждое предложение подходящее по смыслу слово со звуком [р] или [л].

• Дедушка старый, а внук (молодой) .

• Вчера мне было весело, а сегодня (грустно) .

• Зимой снега много, а весной (мало) .

• Баба Яга злая, а фея (добрая) .

• Суп горячий, а компот (холодный) .

• Снег белый, а уголь (черный) .

• Заяц трусливый, а лев (смелый) .

• Ручеек мелкий, а река (глубокая).

9. «Помоги рыбкам найти свой домик»

-Помоги Русалочке расселить рыбок по домикам. В голубой домик рыбок в названии которых есть звук [р], в красный- со звуком [л].

Речевой материал: карп, плотва, карась, ерш, толстолобик, красноперка, камбала.

10. Игра «Какой? Какая? Какие? »

– Русалочка хочет узнать, как ответить на вопрос одним словом. Помоги ей. Отвечай на вопросы, четко произнося звуки [р] -[л].

• Шляпа из соломы какая? – соломенная.

• Юбка в полоску какая? – полосатая.

• Варенье из груш какое? – грушевое.

• Суп из гороха какой? – гороховый.

• Свет от луны какой? – лунный.

• Серьги из серебра какие? – серебряные.

• Цветы на лугу какие? – луговые.

• Компот из фруктов какой? – фруктовый.

• Сок из смородины какой? – смородиновый.

11. Итог занятия.

-Молодец! Ты справился со всеми заданиями. Русалочка дарит тебе наклейку.

Результаты проведенной работы: Занятие прошло успешно, особое внимание привлекла игрушка. Ребенок активно отвечал и выполнял задания. Занятие прошло успешно

Всероссийская интеллектуальная викторина «В ГОСТИ К НОВОМУ ГОДУ! »

Олимпиада для дошкольников «СТУПЕНЬКИ ЗНАНИЙ » Русские народные сказки

Интеллектуальная викторина «КАКИХ ПРОФЕССИЙ ТОЛЬКО НЕТ! »

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)

Конспект логопедического занятия на тему дифференциация звуков [р] – [л], букв р-л

Цель: дифференциация звуков [Р] и [Л], буквы Р И Л в слогах ,словах, предложениях и связной речи.

Формировать умение дифференцировать звуки Р и Л,
Развивать слуховое и речевое внимание, память, логическое мышление.
Развивать фонематический анализ,

Активизация словарного запаса,
Отработка техники чтения.

  1. Совершенствовать навык самоконтроля на основе сравнения с образцом.
  2. Воспитывать культуру общения через умение слушать друг друга.

Оборудование: предметные картинки с изображением лестницы, флага, зеркала, рабочие детские тетради, классная магнитная доска, логопедические зонды, мяч, графическая схема звуков [Р] и [Л]

I. Организационный момент.

На руке у Ромы рана,
И рукав у Ромы рваный.
Дрался Рома утром рано
У своих ворот с бараном.

Плакала белка – она на балу
Лапки испачкала в желтом мелу.
Милую белочку лось пожалел:
Лапки погладил – и мел облетел.
Белка атласное платье надела

II. Введение в тему.

1. Сравнительная характеристика звуков.

Какие это звуки? (согласные, твердые, парные по глухости – звонкости.).
Давайте, сравним произношение звука [р] и звука [л], в чем сходство и различие при произношении этих звуков (контроль артикуляции изолированных звуков).
Р похожа на флажок –
Палочка, на ней кружок (буква Р)
Чтоб испорченную лампу
На другую заменить,
Надо лестницу-стремянку
Принести, установить.
А стоит она в прихожей,
Угадай, на что похожа? (буква Л)

2. Артикуляционная гимнастика.

улыбочка – трубочка , заборчик – трубочка, грибочек, лошадка
вкусное варенье, гармошка, пароход гудит, грибок.

3. Развитие фонематического и слухового восприятия.

Логопед произносит слова, которые содержат звуки [Р] и [Л] ,дети когда слышат звук [Л] поднимают левую руку, [Р]правую руку.
Рыба, лак, ромашка, торт, лук, рысь.

4. Дифферциация звуков в слогах.

Логопед произносит слоговые ряды и бросает детям мяч, дети по очереди повторяют слоги.
ра-ла, ро-ло, ру-лу, ры-лы
ар-ал, ор –ол, ур-ул, ыр -ыл

5. Дифференциация звуков в словах.

5.1. Игра «новое слово»
рожь-ложь
роза-лоза
рак-лак,
рама-лама,
игра-игла

5.2. Прочитайте слова, вставляя пропущенные буквы Л и Р.
Со.онка
Ка.тина
Бу.очка
Циф.а
К.оун
Г.уша

6. Игра « слушай внимательно»

Цифра, голубой, зеркало, врач, кран, пружина, журнал, пробка, глобус, осел, молоко, эскалатор, крокодил.
Запишите данные слова в тетрадь в три столбика.

7. Составьте словосочетания, подбирая к словам первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика.

Буквы «Р» подчеркните одной чертой, букву «Л» – двумя чертами.

Солёные клюква
Золотая совет
Крупная рыбка
Протёртая помидоры
Кислая фасоль
Красные смородина
Полезный пузырь
Большой огурцы

8. Физкультминутка с речевым сопровождением.

Поизнеси чистоговорки с разной интонацией
Мы идем на физкультуру
Развивать мускулатуру
* * *
Пела песенку пила
Что березонька бела

9. Составь и напиши предложения, используя данные слова.

портит, деревьев, крот, корни
грома, раздались, раскаты, громкие
Рита, сказки, русские, любит
природы, русской, картины, прекрасны

10. Дифференциация звуков в связанной речи.

Отработка техники чтения с соблюдением всех компонентов речи.
На бульваре познакомились две девочки. Одну звали Лара, другую — Вера.
— Как тебя зовут? — спросила Вера.
— Лала, — ответила Лара.
— Ой, мою куклу тоже зовут Лала! — обрадовалась Вера.
— Да я не Лала, а Лала! — обиделась Лара. На помощь Ларе пришла её бабушка, которая тоже гуляла на бульваре. – Её зовут Лариса, Лара, а не Лала,— объяснила она Вере.— А тебя как зовут?
— Меня зовут Вела,— ответила Вера.
— Вела? Переспросила бабушка

Тогда обиделась Вера:
— Я не Вела, а Вера!
— Не сердись,— сказала бабушка.— Я поняла,что тебя зовут Вера. Ты так же, как Лара, не выговариваешь звук [р]. А знаете, как это исправить?
— Как? — спросили Вера и Лара.
— Пусть родители отведут вас к логопеду, и он научит правильно произносить этот звук.

III. Итог занятия.

Какие звуки мы сегодня сравнивали, закрепляли в устной и письменной речи?
Чем похожи звуки?
Чем различаются?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: