Конспект занятия по развитию связной речи, тема (Осень), старший дошкольный возраст

Конспект занятия по развитию речи с использованием ИКТ на тему «Осень». Старшая группа

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Воспитатель: Правильно, осень. Я предлагаю вам отправиться в путешествие и больше узнать об этом времени года.
Воспитатель: Тогда вперёд! (Звучит музыка по выбору педагога)
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
Дети имитируют движения.
Воспитатель: Первая остановка «Поэтическая». Ребята из нашей группы приготовили для вас стихотворения.
Дети читают стихотворения.
Как вариант для начала можно выбрать блок «Стихи про осень», воспитатель сам читает стихи.
(Возврат к тематическим блокам осуществляется нажатием на стрелку внизу экрана).
Воспитатель: А теперь отгадайте загадки.
(С главного меню переходим к блоку «Загадки». При нажатии на текст загадки появляются отгадки в виде картинок или анимации.)
Воспитатель: Ребята, осень очень разнообразна и проходит в несколько этапов.
(Обсудить с детьми особенности каждого месяца помогут следующие загадки, к которым переходим, нажав на солнышко, расположенное в верхнем правом углу экрана. Отгадки так же появляются при нажатии на текст загадки в виде графического изображения.)

Звучит музыка ветра.
Воспитатель: Следующая наша остановка «Изменения в неживой природе». Что такое неживая природа?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, хотите узнать. Какие изменения происходят с природой осенью?
(Нажав на стрелку, возвращаемся в главное меню. Выбираем блок «Изменения в неживой природе»)
С помощью загадок дети знакомятся с разными явлениями осенней природы: дождь, слякоть, заморозки, иней, снег. Загадав загадку и нажав на её текст, появляется картинка с явлением природы.

Физминутка
Мы дорожки подметаем (имитация движений)
Листья в кучи собираем (наклониться, имитировать движение)
Чтоб гуляя, малыши
Веселились от души! (подскоки на месте)
Ох, устали («обтереть пот со лба»)
Отдохнем (присесть)
И домой скорей пойдем (шаги на месте)

Воспитатель: Следующая наша остановка «Изменения в живой природе». А что относится к живой природе? (Вернувшись назад выбираем блок «Изменения в живой природе». Осуществляется переход к слайду с темами «Труд человека осенью», «Животные», «Птицы», «Насекомые», «Растительный мир».)
Воспитатель: Выбрав тему «Растительный мир», можно обсудить с детьми, чем примечательна осень, что еще они знают об этом времени года, что происходит с листьями на деревьях осенью, объясняем, что такое листопад. Так же можно порассуждать, почему хвойные растения не сбрасывают свой наряд?
(По стрелке возвращаемся назад, выбираем тему «Труд человека осенью»).
Воспитатель: Рассмотрите картинки.
– Чем заняты взрослые и дети?
– Какую работу выполняют люди на огороде, в саду, в поле?
– Зачем люди трудятся в саду, огороде?
Ответы детей.
(Возвращаемся назад и выбираем тему «Животные»).
Воспитатель: А как дикие животные готовятся к зиме?
Дети: Одни запасают корм на зиму (белка, бобры, мышь, бурундук), другие нагуливают жир и укладываются спать на всю зиму (медведь, еж, барсук), третьи линяют (зайцы, белки, песцы, ласки).
Воспитатель: Линька у зверей — это постепенная смена шерсти. Вместо негустой летней шерсти вырастает новая — густая и пушистая, которая согревает с наступлением холодного времени. Изменяется и окраска. Шерсть у белки становится серой, у зайца и ласки— белой, у песца – белой или серо-голубой.

(По стрелке возвращаемся назад и выбираем тему «Птицы». Рассматриваем картинки и задаём вопросы.)
Воспитатель: – Что птицы делают осенью?
Дети: Улетают в теплые края.
Воспитатель:– Почему? Как называют этих птиц?
Ответы детей.
Воспитатель:– Все ли птицы улетают в тёплые края?
Ответы детей.
Воспитатель:– Как называют этих птиц?
Ответы детей.
-Где живут зимующие птицы?
Дети: В лесу, в городе.
Воспитатель: Улетают в тёплые края не все птицы, а только те, которые в основном питаются насекомыми, водорослями, лягушками и рыбой. Ведь зимой водоёмы покрываются льдом и птицам не достать пропитания.
(Возвращаемся назад, следующая тема «Насекомые».)
Воспитатель: Что делают осенью насекомые?
Дети: Осенью насекомые прячутся в трещинах коры деревьев, под опавшие листья и впадают в оцепенение. Так они защищаются от холода. Пчёлы и осы делают запасы мёда на зиму.
Звучит весёлая музыка.
(Вернувшись по стрелке назад выбираем блок «Игры»).
Воспитатель: Следующая остановка «Осенние игры».
1.Первая игра «С какого дерева лист?». Нужно по порядку подобрать листочки к каждому дереву, назвать дерево и листочек.
Например, «Это дерево называется берёза, а листочек берёзовый» ).
Дети показывают на экране нужный лист, воспитатель нажимаем на него мышкой, лист перемещается к дереву.
(По стрелке возвращаемся назад).
2. Игра «Перелётные и зимующие птицы».
Закрепляем умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные и зимующие. Дети рассматривают картинки, называют сначала всех перелётных, а затем зимующих птиц. При нажатии на картинку, она перемещается.
3. Игра: «Что лишнее».
Воспитатель: Задание: Послушай и догадайся, какой из перечисленных предметов лишний. Дай четкий, полный ответ.
Начни с таких слов: «Я думаю, что лишний…, потому что».
1– грибы, съедобные и несъедобные. 2– животные, впадают в спячку и линяют. 3 – одежда и аксессуар.
Воспитатель:
4. Игра «Оденемся на прогулку». Необходимо подобрать одежду и обувь, соответствующую сезону. Обсудить с детьми, какие предметы одежды можно носить в разное время года, когда на улице холодно (например весной и осенью).
Картинки анимированные, при нажатии на картинку с правильным ответом, она перемещается вверх. При неправильном ответе, картинка покачивается.
5. Игра «Что перепутал художник».
Воспитатель: Дети не только покажите, что не правильно, но и объясните, почему и как должно быть на самом деле.
6. И последняя игра «Один – много».
Красный томат – красные томаты,
Зелёный огурец -…,
Жёлтая тыква – …,
Корзина вишни – …,
Осенний лист – …,
Дождевая туча – …,
Белая берёза- ….
Резиновый сапог – …
(По стрелке возвращаемся к тематическим блокам.)
Воспитатель: Последняя остановка «Расскажи о времени года».
Дети рассказывают об осени опираясь на схему.
Если дети затрудняются в ответах, помогите им, задавая вопросы. Задавайте вопросы так, чтобы ребенок отвечал полными предложениями.
Звучит музыка ветра.
Воспитатель:
Вот и подошло к концу наше путешествие.
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.

Читайте также:
Календарно-тематическое планирование по предмету логопедическая коррекция

Дети имитируют движения.

Итог:
Мы снова оказались в своей группе. Понравилось вам путешествие? Где мы с вами побывали? О чём мы говорили? Что нового вы узнали? Какое задание было самым интересным? Самым трудным?

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Прогулка по осеннему лесу

Описание материала
Конспект занятия по развитию речи «Прогулка по осеннему лесу» направлен на формирование грамматического строя речи у детей старшей возрастной группы. Он был реализован на открытом мероприятии для педагогов дошкольных отделений комплекса.

Автор: Лебедева Ольга Геннадьевна, воспитатель ГБОУ школа 2121 им. Маршала Советского Союза С.К. Куркоткина, ДК № 1 «Планета детства».

Цель
Формирование грамматического строя речи.

Задачи
Закреплять знания детей по темам: «Осень», «Растения», «Животные».
Упражнять: в согласовании существительных с числительными; в образовании новых слов из двух предложенных; в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением; в образовании множественного числа существительных именительного падежа.
Способствовать развитию предпосылок логического мышления, воображения, памяти, внимания.
Развивать двигательную активность, мелкую моторику кистей и пальцев рук.
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать, не перебивать говорящего.

Материалы
Мягкая игрушка «Старичок-лесовичок»; мяч; иллюстрации: дерево, ягода, куст, гриб; карточки с цифрами от одного до пяти; коробка, оформленная в виде подарка; листья берёзы, клёна, липы, рябины, дуба; звукозапись «Звуки леса».

Ход работы
– Я знаю, что вы любите играть! Давайте поиграем с пальчиками в игру, которая называется «Осенние листья»

Разбросала осень листья, (Плавные взмахи ладонями вверх-вниз.)
Разукрасила их кистью. (Круговые движения кистями рук.)
Мы в осенний лес пойдём, («Шагают» пальцами обеих рук.)
В букеты листья соберём. (Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.)
Лист кленовый, лист с осинки, лист дубовый, лист рябинки,
Рыжий тополиный лист (Поочередно массируют подушечки пальцев, начиная с больших.)
На дорожку спрыгнул вниз. (Звонко хлопают в ладони.)

– Скажите, о каком времени года шла речь в этой игре? (Об осени.) Напомните, пожалуйста, а какое сейчас идёт время года? (Идёт осень.) А сколько у осени месяцев? (У осени три месяца.) Давайте вспомним их названия. (Сентябрь, октябрь, ноябрь.) (Педагог добивается от воспитанников полных ответов.)

Игра «Закончи предложение»
– Ребята, попробуйте закончить начатое мною предложение:
Первый месяц осени… (Сентябрь. Первый месяц осени сентябрь.);
Второй месяц осени… (Октябрь. Второй месяц осени октябрь.);
Третий месяц осени… (Ноябрь. Третий месяц осени ноябрь.)
(Дети добавляют слово и произносят предложение целиком.)

Читайте также:
Артикуляционная гимнастика для детей младшего дошкольного возраста в условиях Дома ребенка

– А кто напомнит, какой сейчас наступил осенний месяц? (Наступил октябрь. Второй месяц осени.)
– Молодцы, ребята, всё вы знаете, я вами горжусь!

– Вы любите гулять? (Да.) Тогда предлагаю вам отправиться на не обычную, а воображаемую прогулку по осеннему лесу. Хотите? (Да.)
– Друг за другом становитесь и скорее улыбнитесь, отправляемся мы в путь – поиграть и отдохнуть!

Игровое упражнение «Змейка»
(Педагог включает звукозапись «Звуки леса».)
Шли, мы шли, и пеньки нашли – перешагнули и дальше пошли,
Шли, мы шли, ручеёк нашли – перепрыгнули его и дальше пошли,
Шли, мы шли и в лес пришли…

(Дети выполняют движения согласно тексту.)

– Куда это, ребята, мы пришли? (Мы пришли в лес.) Помните, что в лесу шуметь нельзя, чтобы не нарушить его покой. Закройте глаза и послушайте, как он звучит. (5-10 секунд. В это время музыку можно сделать погромче.)

– Посмотрите, а тут дедушка сидит. Да это же Старичок-Лесовичок.

Лесовичок
– Здравствуйте, ребята! (Дети здороваются с игровым персонажем.) Вы пришли ко мне в гости? Как раз вовремя! Присаживайтесь скорее на мою лесную полянку. Мне как раз нужна ваша помощь. Я пересчитываю растения в своём лесу, ведь у меня их так много, и уже совсем запутался! Поможете мне? (Да).
(Педагог готовит магнитную доску с цифрами и иллюстрациями.)

Игра «Посчитай и назови»
(Лесовичок начинает, дети продолжают по аналогии.)
– Вот смотрите:
Один куст. Два куста. Три куста. Четыре куста. Пять кустов.
Один гриб. Два гриба. Три гриба. Четыре гриба. Пять грибов.
Одна ягода. Две ягоды. Три ягоды. Четыре ягоды. Пять ягод.
Одно дерево. Два дерева. Три дерева. Четыре дерева. Пять деревьев.
– Спасибо! Помогли мне! Справились! (Можно похлопать в ладоши.)
– Ребята, а мне показалось, что деревья в лесу стоят какие-то грустные, печальные? (Прикрепляет иллюстрацию с деревьями осеннего парка.) Как вы думаете, почему осенние деревья могут грустить?
(Предположения детей: Потому что наступила осень. Им холодно. Они устали. С ними никто не играет. Опадают их листья. Их не поливают. И т.п.)

– Давайте спросим об этом у Лесовичка.
(Индивидуальные обращения детей к игровому персонажу: «Лесовичок, почему грустят твои деревья? Почему они печалятся?»)

Лесовичок
– Наступила осень и с деревьев опадают листья, поэтому они загрустили.

– А кто помнит, как называется красивое природное явление, когда падают листья? (Листопад.) Посмотрите, как интересно получается: два слова «листья – падают» соединились и превратились в одно такое прекрасное слово «листопад».
– Как вы думаете, какое новое слово получится, если соединить вместе слова.

Игра на словообразование
– Вода падает – водопад
– Камни падают – камнепад
– Снег падает – снегопад
(Если дети называют слово, опережая события, то педагог уточняет, из каких двух слов оно получилось.)
– Да! Снегопад-то не за горами! Что-то даже холодновато стало!

Физкультминутка «Осень»
Ветер северный подул: «С-с-с-с-с…» (Взмахи руками. На выдохе произнесение звука «с».)
Все листочки с веток сдул. (Плавный полуприсед.)
Полетели, закружились… (Движения по тексту.)
И на землю опустились. (Приседание.)
Дождик стал по ним стучать
«Кап – кап – кап, кап – кап – кап!» (Сидя на корточках «барабанить» пальцами по ковру/полу.)
Град по ним заколотил, (Встать. Руки на пояс. Потопать ногами на месте.)
Листья насквозь все пробил. (Стоя покачать головой, разведя руки в стороны.)
Снег потом припорошил, (Лёгкие прыжки на носочках.)
Одеялом их накрыл. (Кружение вокруг себя с плавными движениями руками.)

– Ребята, а что мы можем сделать, чтобы деревья в лесу не грустили? (Предположения детей: Сделать им подарок. Сказать доброе слово. Спеть для них песенку. И т.п.)
– А давайте их ласково назовём!

Игра «Назови ласково»
(С использованием иллюстраций.)
– Берёза – берёзонька/берёзка
– Осина – осинка/осиночка
– Ель/ёлка – ёлочка (ещё мы это дерево просто называем ёлка)
– Дуб – дубок/дубочек
– Рябина – рябинушка/рябинка
– Липа – липонька/липушка
– Сосна – сосенка
– Клён – кленок/кленочек
– Тополь – тополёк/тополёчек
– Ива – ивушка

– Молодцы, ребята! Уверена, теперь деревьям в лесу будет не так грустно. И посмотрите, как обрадовался Лесовичок!
– А вы знаете, что в лесу можно услышать эхо? Лесовичок знает игру, которая так и называется «Эхо». Поиграем?

Игра «Эхо»
(С мячом.)
– В круг вставайте, игру начинайте! Я сейчас назову слово, обозначающее название животного, когда животное одно (медведь), а вы будете эхом и назовёте это животное, но только когда их много (медведИ).

Читайте также:
Подгрупповое логопедическое занятие на тему: «Путешествие в заповедник»

Заяц – зайцЫ
Ёж –ежИ
Белка – белкИ
Лиса – лисЫ
Волк – волкИ
Бобр – бобрЫ
И т.п.
– Какое замечательное эхо! А теперь нам пора с Лесовичком прощаться и в путь-дорогу собираться.

Лесовичок
– Спасибо, ребята, что пришли ко мне в гости, помогли мне по хозяйству и деревья мои порадовали. За это, вот вам от меня подарочек! (Коробка, украшенная подарочной бумагой и лентой.) Когда вернётесь в свою группу, тогда и посмотрите!
– До свидания, рад был вас видеть!

– Друг за другом становитесь и скорее улыбнитесь, возвращаемся обратно, хоть и было тут приятно.

Игровое упражнение «Змейка»
(В это время музыку можно сделать погромче.)
Шли, мы шли, ручеёк нашли – перепрыгнули его и дальше пошли,
Шли, мы шли, и пеньки нашли – перешагнули и дальше пошли,
Шли, мы шли и обратно пришли…
(Дети выполняют движения согласно тексту.)
После игры педагог предлагает детям сесть в круг и посмотреть, что подарил им Лесовичок. В подарочной коробке осенние листья с разных деревьев. Воспитатель раздаёт ребятам листья.
– Какие красивые листья подарил нам Лесовичок! Мой лист с берёзы, а твой? Как он называется? (Индивидуальные обращения к детям.)

– Вам понравилась прогулка с Лесовичком? Что вам понравилось больше всего, что впечатлило? А что не понравилось?
(Индивидуальные ответы детей. При необходимости педагог напоминает о том, что не стоит перебивать друг друга и говорить всем вместе.)

– Спасибо вам, ребята, за такую интересную прогулку! Вы молодцы! Давайте превратимся в осень и устроим весёлый листопад в нашей группе! (Воспитатель подкидывает листок вверх, приглашая детей к игре.)

Заключительная подвижная игра «Листопад»

Конспект НОД по развитию речи «Осень» (старшая группа)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Представлен конспект по развитию речи в старшей группе, по теме “Осень”

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi_osen.docx 21.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 20 «Росинка» комбинированного вида»

Конспект НОД по развитию речи «Осень»

воспитатель старшей группы

г. Берёзовский 2018 г.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по теме «ОСЕНЬ».

Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень”.

  • уточнить и расширить знания детей об осени и осенних явлениях;
  • активизировать словарь детей по теме занятия;
  • совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
  • продолжать учить составлять предложения по картинкам.
  • развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
  • развивать интерес к выполнению заданий.
  • воспитывать у детей бережное отношение к природе;
  • развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
  • создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Интеграция образовательных областей:

социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие.

1. Словесные – вопросы, объяснения, словесная игра, составление предложений, составление рассказов.

2. Наглядные – рассматривание иллюстраций, показ.

3. Практические – дидактические игры и упражнения.

Формировать грамматически правильную речь и активизировать словарь детей.

Чтение стихотворений об осени А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, П. М. Плещеева. Игра «Подбери предмет к признакам» , разучивание стихотворений об осени.

Дети входят в группу, рассаживаются на стульчики.

  • мяч;
  • 3 осенние картины (золотая осень, дождливая и поздняя);
  • осенние листочки из картона с мнемотаблицами;
  • папка скоросшиватель для создания книги;
  • аудиозапись «Звуки осеннего леса».

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много пришло к нам гостей! А как обычно приветствуют гостей? (Дети здороваются) .

Давайте поприветствуем друг друга веселой улыбкой!

Присаживайтесь на стульчики.

Воспитатель : Ребята, послушайте рассказ-загадку и попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.

«В лесу шуршали листья, и, казалось, что будто кто-то ходит по кленам и березам, и там где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест и стаями летели к теплым синим морям».

(Отрывок из рассказа О. Иваненко «Спокойной ночи» )

Воспитатель : Ребята, о каком времени года здесь говорится? (Об осени) .

А как вы догадались? (Трава пожелтела, птицы стали улетать.)

Ребята, а осень, она какая. (Ответы детей : золотая, красивая, холодная)

Воспитатель : ребята, вы знаете осенние месяцы? Назовите их. (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Воспитатель : в старину СЕНТЯБРЬ месяц называли ХМУРЕНЬ.

Воспитатель : ребята, как вы думаете, с чем связано такое название «хмурень» ? (Небо часто «хмурится» , погода бывает ненастной, часто идут дожди.)

Воспитатель: ОКТЯБРЬ раньше называли ЛИСТОБОЙ или ЛИСТОПАД.

Воспитатель : А вот интересное название – листобой : какие 2 словечка спрятались в этом длинном слове? (листья, бой) .

-И получилось какое слово? (листобой)

-Что значит «листобой» , как вы понимаете? (листья о землю падают, бьются)

-А в наше время каким словом мы заменяем слово «листобой» ( «листопад» ).

НОЯБРЬ последний месяц осени. Задумчивый, грустный месяц. Его называют воротами зимы.

-Еще называли ноябрь – ПРЕДЗИМЬЕ.

-Какое знакомое слово слышится? (Зима) .

-Как вы думаете, что обозначает слово «предзимье» ? (Это время перед зимой,в ноябре снег ложиться и не тает больше, дуют сильные ветры со снегом,)

Воспитатель : Вот и сегодня ветер дует с самого утра, я его встретила по дороге в детский сад и он подарил мне волшебный мяч.

Игра «Осенний мячик» .

«Мяч осенний и волшебный будет в руки к нам скакать и вопросы задавать!»

Воспитатель : Давайте встанем в кружок. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. За правильные ответы я буду дарить вам осенние листики.

Листья осенью (что делают) – Листья осенью желтеют и опадают.

Дождь осенью (что делает) – Дождь осенью моросит, идет.

Урожай осенью (что делают) – Урожай осенью убирают, собирают.

Деревья осенью (что делаю) – Деревья осенью теряют, роняют листья.

Звери осенью (что делают) – Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

Птицы осенью (что делают) – Птицы осенью улетают в теплые края.

Вода в реке осенью (что делает) – Вода осенью замерзает.

Воспитатель : Молодцы, ребята! Посмотрите, из листиков, которые я вам подарила можно собрать настоящий осенний букет!

Пальчиковая гимнастика: «Осенний букет»:

Воспитатель : Раз, два, три, четыре, пять-

Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки) .

Листики дуба (Загибать поочередно пальцы) .

Мы соберем, (Пальцы в замочек) .

В вазу осенний букет отнесем. (Размахивать руками из стороны в сторону) .

Составление рассказа с опорой на мнемотаблицы.

Воспитатель : Какой замечательный букет у нас получился, ребята! Это осенний ветер принес нам такие красивые листья! И попросил сделать осеннюю книгу.

Но листья эти не простые! На них что то нарисовано! (На листьях приклеены мнемотаблицы на осеннюю тему.) Давайте возьмем каждый по одному листочку. Придумайте к своей картинке короткий рассказ, а потом мы все листики соединим и у нас получится настоящая осенняя книга из наших рассказов!

  1. Осенью листочки на деревьях становятся разноцветными, и только елочка остается всегда зеленой.
  2. Осенью солнце светит мало, часто идет дождь, дует ветер, падают листья.
  3. Осенью часто идет дождь, дует холодный ветер, люди прячутся от дождя под зонтики.
  4. Осенью небо покрыто тучами, из них часто идет дождь, а иногда и снег.
  5. Осенью на небе появляются тучи, из которых идет дождь.
  6. Осенью дует ветер, с деревьев летят листья.
  7. Осенью птицы улетают в теплые края.
  8. Осенью в лесу собирают грибы и кладут в корзинку.

Дети поочереди составляют предложения об осени с опорой на мнемотаблички на листочках.

Воспитатель : Посмотрите, ребята, какая большая и красивая книга у нас получилась! Мы положим ее в уголок природы, а потом сделаем такие же книги о зиме, весне и лете!

Воспитатель : Предлагаю поиграть в игру «Да или Нет», проверим, как вы знаете приметы осени.

Игра «Да или Нет» .

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Цветочки осенью цветут?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Достаем ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать –

Воспитатель : Молодцы, ребята! Все про осень знаете.

Кто мне скажет, чем мы с вами сегодня занимались? ( Мы выполняли задания осеннего ветра.)

А ещё мы вспомнили, что осень бывает разной.

Сделали осеннюю книгу. И показали себя настоящими знатоками природы!

Воспитатель : Ребята, если вам понравилось занятие возьмите солнышко, а если нет – тучку.

Ребята, вы не только хорошо потрудились сегодня, но, наверное, и устали? Давайте немного отдохнем, послушаем музыку, но сначала поблагодарим наших гостей и попрощаемся с ними.

(Дети говорят «до свидания» и «до новых встреч» ). Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в старшей группе. ТЕМА: «Осень золотая»

Целью занятия является: систематизация знаний детей об осени и осенних явлениях.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме: «Разучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила»

В данном занятии использовалась технология по использованию мнемотехники для разучивания стихотворений. Сами картинки-схемы к данному стихотворению вышлю по просьбе заинтересовавшихся отдельно.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Осенний урожай

Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о дарах осени. Задачи: Образовательные: устанавливать связь между сезонными признаками природы; Развивающие: развивать связную ре.

КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в старшей группе. ТЕМА: «Осень золотая» Выполнила: Сафина Юлдуз Фаритовна воспитатель

КОНСПЕКТзанятия по развитию речи в старшей группе.ТЕМА: «Осень золотая»Выполнила: Сафина Юлдуз ФаритовнавоспитательМамадыш, 2012 год Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательное.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по теме «Осень»

Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Грибы в осеннем лесу»

Образовательные цели:Закрепление представлений о лесе. .

Конспект занятия “Осень золотая”

МДОУ «Детский сад №99 комбинированного вида»

Открытое занятие в старшей группе

по развитию речи

«Осень золотая».

Воспитатель:

Мельниченко И. В.

НОД по развитию речи в старшей группе по тему

«Осень золотая»

Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень”.

образовательные:

уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;

активизировать словарь детей по теме занятия;

совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;

сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период.

развивающие:

развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;

развивать интерес к выполнению заданий.

воспитательные:

воспитывать у детей бережное отношение к природе;

развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

Здоровьесберегаюшие:

создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие ,познавательное развитие ,физическое развитие ,речевое развитие.

Оборудование:

конверт с письмом и заданиями от Осени;

3 осенние картины (золотая осень, дождливая и поздняя);

листочки из картона для дорожки;

наборы элементов для создания картины осенней природы;

аудиозапись «Звуки осеннего леса»;

Вводная часть

Воспитатель: Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо. Хотите узнать, от кого оно?

Тогда отгадайте загадку :

Несу я урожай,
Птиц к югу отправляю,
Деревья укрываю,
Но не касаюсь елочек и сосен,
Кто я такая?

– Да, ребята, это письмо от Осени.

Давайте посмотрим, что же в конверте?

«На лесной опушке я краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и разделись клены, Пожелтели листья у берёзы.

Ребята, я вас приглашаю в осенний лес».

– Принимаем приглашение осени?

Тогда – в путь. Чтобы попасть в лес, нужно пройти по осенним листочкам и не сбиться с пути.

Ребята идут по осенним листьям, разложенным змейкой на полу

– Вот мы пришли в осенний лес.

Осенний лес – какое чудо!

Листва ковром лежит повсюду.

Деревья стройные стоят,
Ветвями на ветру шумят.

Как хорошо в лесу! А зачем люди ходят в лес?

– Чтобы подышать свежим воздухом

А зачем осенью мы идем в лес, да ещё и поздней?

– А давайте сейчас послушаем лес и определим его звуки. (Звучит аудиозапись «Звуки леса»)

Ребята, кто что услышал?

– Шорох листьев, звук шагов в лесу, завывание ветра, шум деревьев, шум дождя.

-Вот как нас встретил лес – зашумел, зашуршал, загудел.

Чем-то пахнет в осеннем лесу? Вдохните поглубже. Чем же пахнет осенний лес?

– Опавшей листвой, грибами.

– Посмотрите, как много в лесу опавших листьев.

А зачем деревья сбрасывают осенью листву?

– Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега.

Да, правильно. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя.

А ещё дерево всё лето с усердием запасает в стволах и на ветках крахмал, который при морозе превращается в сахар, вот этим веществом и питается дерево всю зиму.

Воспитатель : – Ребята, давайте поиграем с вами в одну игру.

Дидактическая игра «Подбери слова» .

– Для этого нам надо встать в кружочек.

(Дети встают в кружок)

Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос полным предложением.

– Листья осенью (что делают) – Листья осенью желтеют и опадают .

– Дождь осенью (что делает) – Дождь осенью идет .

– Урожай осенью (что делают) – Урожай осенью убирают .

– Птицы осенью (что делают) — Птицы осенью улетают .

– Деревья осенью (что делают) — Деревья осенью роняют листья .

– Звери осенью (что делают) — Звери осенью готовятся к зиме , меняют шубки.

(Далее воспитатель обращает внимание детей на 3 различных изображения осени)

– Ребята, а теперь посмотрите, на эти три картины. Что вы видите на них?

Первая картинка солнечная, весёлая.

А на второй картинке?

– Листьев на деревьях меньше, на небе тучи, идёт дождь.

Эта картина уже не такая весёлая.

А на третьей картинке?

– Деревья стоят голые. Землю покрывает первый снег.

-Какое время года изображено на первой картине?

– А какое время года на третьей картине?

– Почему про осень нарисованы три разных картинки?

Осень бывает разной.

– Ребята, осень предлагает нам поиграть в игру «Знатоки природы». А вы любите играть?

Вначале проведём разминку.

Физкультминутка

Ветер по лесу летал, (Руками машут)

Ветер листики считал. (Руками делают волну)

Вот дубовый, вот кленовый (Прыжки)

Вот рябиновый резной

Вот с березки золотой .

Вот последний лист с осинки (Показ рукой)

Ветер бросил на тропинку.

1 задание «Знатоки природы». Загадки

Ребята, посмотрите вокруг, какой в лесу порядок!

1).Кто же ухаживает за лесом? И как его называют?

2) Как назвать доброго сказочного героя, живущего в лесу?

3) А сказочное чудище, которое старается сделать все, чтобы путники заблудились?

4) Летит без крыльев и поет, прохожих задевает.

Одним проходу не дает, других он подгоняет.

6) Без пути и без дороги ходит самый длинноногий,

В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле.

2 задание «Игра ДА или НЕТ»

– Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на пояс.

Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать – куртки, шапки надевать?

Молодцы, справились с заданиями.

Воспитатель : – На доске изображение деревьев. Листочки слетели с этих деревьев.

Вы узнали деревья, которые растут в нашем лесу? Подойдите и назовите.

Дети : – Клен. Береза. Красная рябина. Дуб.

Воспитатель : – Осенний ветер принёс нам листья с деревьев.

– Отгадайте, с какого дерева упал каждый листочек. Закрепите его под нужное дерево и назовите, какой это листок.

Ребёнок : – Этот листочек упал с клёна. Это кленовый лист.

(Все дети с кленовым листочком выходят и закрепляют под корень)

Ребёнок : – Этот листочек упал с рябины. Это рябиновый лист.

(Все дети с рябиновым листочком выходят и закрепляют под корень)

Ребёнок : – Этот листочек упал с берёзы. Это берёзовый лист.

Воспитатель : – Ребята, обратите внимание, кто – то шуршит в листве. Это ежик.

– Я вам расскажу про него удивительную сказку. Давайте послушаем.

(Рассказывание сказки «Заботливый Ежик и лесные звезды» из серии «Уроки воспитания» )

(Ответы на вопросы)

– Что увидел Ежик?

– Какого цвета звездочку повесил ежик на дверь Зайчику?

– Какого цвета звездочку повесил ежик на дверь Белочке?

– Какого цвета звездочку повесил ежик на дверь Медвежонку?

– Ребята, что было вместо звездочек?

Практическая часть

Итак, последнее задание: посмотрите, у вас на столах разложены картинки-пазлы. Осень предлагает вам составить осенние картины. Только будьте внимательными!

Конспект занятия по развитию связной речи «Составление рассказа об осени» в старшей группе

Марина Гурциева
Конспект занятия по развитию связной речи «Составление рассказа об осени» в старшей группе

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ «Составление рассказ об осени»

в старшей группе.

Тема: «Составление рассказа об осени»

Возраст детей: дети 5-года жизни (старшая группа)

Образовательная область: «Коммуникация».

Интеграция: «Безопасность», «Коммуникация», «Художественное творчество», “Здоровье”.

1. Учить детей составлять предложения по представлению, а из них короткий рассказ.

2. Закреплять умение составлять развернутые предложения

3. Развивать активный словарный запас

Методы и приемы: объяснение, загадки, вопросы; наглядный метод – рассматривание схемы на тему «Осень; дидактическая игра «Узнай по описанию».

Демонстрационный материал: 6 карточек на тему «Осень».

Раздаточный материал: схемы для отгадывания загадок.

Словарная работа: желтеют, роняют, листопад, сухими, солнце, листья.

1. Экскурсия в осенний парк с целью наблюдения за листопадом, разнообразием и красотой осенней природы.

2. Беседы с детьми об осени, осенних явлениях, жизни растений, животных и людей осенью.

3. Рассматривание дидактических картин на темы «Уборка урожая в поле», «Уборка урожая в саду»

Ход занятия

«Уважаемые ребята! Осень – прекрасное время года. И мне очень хочется, чтобы вы сочинили про осень рассказ. А в помощь вам – карточки-схемы.

С нетерпением буду ждать вашего ответа».

первая карточка – Что на ней изображено? (Солнце). Кто попробует придумать предложение о том, какое солнце осенью? (ответы детей).

Воспитатель: (Солнце светит ярко, но слабо согревает землю).

вторая карточка – Что на ней изображено? (туча и дождь). А что вы расскажете об осеннем небе (ответы детей)

Воспитатель: (небо низкое, хмурое, пасмурное,чаще идут дожди).

третья карточка-Что на ней изображено? (листья).Что происходит осенью с деревьями? (ответы детей)

Воспитатель: (листья на деревьях желтеют краснеютнадевают свой яркий наряд).

четвертая карточка –ежик. Кто придумает предложение какие изменения происходят в жизни зверей (ответы детей)

Воспитатель:(осеньюдикие звери готовятся к зиме: запасают на зиму орехи, грибы и ягоды, ежик ложится спать)

пятая карточка – Что на ней изображено? (птицы). Какие изменения происходят в жизни птиц. Расскажите, что вы знаете об

этом (ответы детей)

Воспитатель: (птицы улетают в теплые края, остаются только зимующие птицы–воробьи,вороны).

шестаякарточка – Чем занимаются люди осенью? (ответы детей)

Воспитатель: (Люди на полях и в садах собирают урожай овощей и фруктов).

Воспитатель: Молодцы, ребята, очень хорошо вы вспомнили и рассказали все, что знаете об осени. Посмотрите ребята,у нас получилась целая схема:

А сейчас давайте объединим все ваши высказывания и послушаем рассказы об осени целиком.

Воспитатель: Ребята у каждого рассказа есть название, начало и конец рассказа. Послушайте мой рассказ, рассказ называется:

«Богатая осень».

Наступила осень. Солнышко все реже и реже выглядывает из—за туч. Небо пасмурное, хмурое. Часто идет холодный дождик. С деревьев опадает листва, меняют свой цвет на желтый, красный, оранжевый. .Жизнь животных в лесу замирает, многие звери запаслись на зиму грибами, орехами, шишками. Птицы собираются и улетают в теплые края. Люди в садах в огородах собирают урожай и готовятся к зиме.

(Далее 2-3 ребенка составляют описательный рассказ об осени по представлению, опираясь на схему).

Рассказы получились очень интересными, спасибо.

Будем мы варить компот (маршировать на месте)

Фруктов нужно много. Вот (показать руками – “много”)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок (имитировать, как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают песок)

Варим, варим мы компот, (повернуться вокруг себя)

Угостим честной народ (хлопать в ладоши)

Молодцы ребята. Ребята осень богата урожаем. Поиграем в игру

«Узнай по описанию».

(на столе стоит поднос, в нем лежит целое яблоко, схема к нему).Ребенок загадывает загадку:

1.Амина подойди к столу и загадай загадку:

(Это фрукт. Оно красного цвета, круглой формы, может быть большим и маленьким, сладкий, растет на дереве, можно кушать в сыром виде, сварить компот-яблоко)

Молодцы отгадали (ребенок показывает детям содержимое на подносе).

(на столе стоит поднос, в нем лежит целое картофель, схема к нему).Ребенок загадывает загадку:

2.Алмаз подойди к столу загадай загадку:

(Это овощ. Оно коричневого цвета, круглой формы, можно посолить,, растет в земле, используется в вареном,печеном, жареном, сыром виде-картофель)

Молодцы отгадали (ребенок показывает детям содержимое на подносе).

Анализ занятия.

-Какое полезное дело мы сделали для него (составилирассказ про осень).

-Ребята вы сказали, что осень богата урожаем.

На этом наше занятие закончилось.

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи «Составление рассказа по серии сюжетных картинок» Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок» Коррекционно-образовательные задачи 1. Учить детей составлять рассказ с наглядной.

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи. Составление описательного рассказа по картине «Не боимся мороза» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Березка» Конспект логопедического занятия по развитию связной речи.

Конспект НОД по развитию речи и составление рассказа по картине «Весна пришла» в старшей группе Времена года “Весна”. Данный материал можно использовать для составления рассказа по картинке. Конспект НОД по развитию речи в старшей группе.

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа о предметах посуды» Задачи: -связная речь: формировать умение составлять короткий рассказ по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды; – словарь.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Составление описательного рассказа «Самосвал» Цель: развивать устную речь детей Задачи: – учить детей отвечать на вопросы полным ответом – составлять описательный рассказ с помощью воспитателя.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине «Собака со щенятами» Конспект занятия по «Развитию речи» в средней группе (4-5 лет). Тема: «Составление рассказа по картине «Собака со щенятами». Доминирующая.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа из личного опыта «Игры зимой» Тема: Составление рассказа из личного опыта «Игры зимой» Цель: обогащать опыт детей умением составлять рассказы из личной жизни, Формировать.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа описания по схеме» Задачи: Формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения. Упражнять в образование притяжательных прилагательных.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Составление рассказа по картине «Весна» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №15 Конспект занятия по развитию речи во 2 –ой младшей.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа по мнемотаблицам «Зима идёт» Занятие по развитию речи в подготовительной группе. Составление рассказа по мнемотаблицам «Зима идёт». Образовательная область: «Речевое.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по теме “Осень”

Цель: закрепление умения рассказывать по сюжетным картинам. Развивать познавательный интерес к природе, развивать у детей логическое мышление, память. Вызвать любовь к природе. Закреплять умение доводить до слушателя свою мысль.

Оборудование: конверт с письмом и заданиями от Осени, листочки из картона для дорожки, аудиозапись “Звуки осеннего леса”.

Вводная часть

Воспитатель:
– Ребята, сегодня утром я получила письмо. Как вы думаете, от кого оно? Отгадайте, пожалуйста, загадку:
Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.

– Ребята, когда это бывает.?
– Осенью!
– Ребята, как вы догадались, это письмо от Осени.
Посмотрим, что же в конверте?

Письмо:
Вновь за окном листва желтеет,
И тихо дождик моросит.
А я Вас в гости приглашаю-
Осенний день вновь к нам спешит!

С собой возьмите вы улыбки
И настроение на “пять”!
Не опоздайте ни минутки!
Вам говорю сейчас без шутки!

– Ну что, принимаем приглашение осени?
– Да!
Тогда – пустимся в путь. А для того чтобы добраться до леса, нужно передвигаться по осенним листочкам и не сбиться с пути. (Ребята идут по осенним листьям, разложенным змейкой на полу)
– Вот мы пришли в осенний лес.

Рисунок “Осенний лес”

Осень долгожданная,
Цвета ярких бабочек,
Украшает лес красочной листвой!
Не смотря на дождик,
Не смотря на холод,
Пусть приносит осень радость нам с тобой!

Прекрасен осенний лес! Ребята, скажите а для чего люди ходят в лес? (Для того чтобы побыть на свежем воздухе, подышать)
А что можно осенью собрать в лесу?

– Грибы.
– Я предлагаю вам послушать лес. Какие звуки издает лес . Закроем глаза, так лучше слушать и слышать. (Звучит аудиозапись “Звуки леса”)
– Открываем глаза. Ребята, кто что услышал?
– Шорох листьев, звук шагов по лесу, шум ветра и качающихся деревьев, дождя.
– Вот как нас встретил лес – зашумел, зашуршал, загудел!

Давайте вдохнем поглубже и представим запах осеннего леса?
– Опавшими листьями, грибами, жухлой травой
– Посмотрите, как много в лесу опавших листьев.
Давайте присядем на этот осенний ковер.

Как вы думаете почему и зачем деревья сбрасывают осенью листья?
– Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега.
– Да, правильно. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя.
– Ребята, посмотрите,в конверте осень для нас оставила карточки с заданиями. Это Осень предлагает нам поиграть в игру “Знатоки природы”. А вы любите играть?
– Да!

Вначале проведем разминку.

Физминутка “Мы – листики осенние”

Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил. (Дети имитируют действия “листочков” в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся)

1 задание “Загадочное”

Первое задание называется “Загадочное”. Ребята, слушайте внимательно и отгадывайте загадки.
Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад —
Это просто. (листопад)
Стало ночью холодать,
Стали лужи замерзать.
А на травке — бархат синий.
Это что такое? (Иней)
Ветер тучу позовет,
Туча по небу плывет.
И поверх садов и рощ
Моросит холодный. (дождь)
Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду. (лужи)
В сером небе низко
Тучи ходят близко,
Закрывают горизонт.
Будет дождь.
Мы взяли. (зонт)

2 задание “Бывает – не бывает”

Ребята, я вам буду зачитывать предложения,вы даете ответ да – если такое осенью бывает, нет – если осенью не бывает.

  1. Осенью может пойти снег. Да или нет? (Ответ детей, объяснение)
  2. Осенью можно услышать пение птиц. Да или нет? (Ответ детей, объяснение)
  3. Для того, чтобы собирать малину, нужно уметь лазить по деревьям. Да или нет? (Ответ детей, объяснение)
  4. Осенью можно купаться в реке и загорать на пляже. Да или нет? (Ответ детей, объяснение)
  5. Яблоки, груши и сливы называются фруктами, потому что растут на деревьях. Да или нет? (Ответ детей, объяснение)
  6. В октябре в лесу находиться долго невозможно, потому что очень кусаются комары. Да или нет?

3 задание “Да или нет”

Когда я назову приметы осени, говорите дружно “да”. Если приметы относятся к другому времени года, говорите дружно “нет”. Вы готовы? (да). Дайте правильный ответ:
Осенью цветут цветы? (нет)
Осенью растут грибы? (да)
Тучки солнце закрывают? (да)
Часто — часто льют дожди? (да)

Туманы осенью плывут? (да)
Ну а птицы гнезда вьют? (нет)
Звери норки закрывают? (да)
Урожай все собирают? (да)
Птичьи стаи улетают? (да)

Солнце светит очень жарко? (нет)
Все купаются в реке? (нет)
Можно детям загорать? (нет)
Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? (да)
Сапоги всем обувать? (да)
Молодцы! Вы знаете приметы осени.

Молодцы, справились с заданиями.

Итог занятия

Молодцы! Со всеми заданиями Осени справились. Пора возвращаться в детский сад.
Раз, два, три повернись, в детском садике очутись. (Дети повторяют слова, кружатся)
– Ребята, посмотрите на столе, где раньше лежало письмо, лежат медали. Это осень постаралась, и я вас от ее имени награжу.

Чем мы с вами, ребята, сегодня занимались? (Мы путешествовали по лесу, выполняли задания Осени)
А еще мы вспомнили, что осень бывает разной.
Ответили на все вопросы – загадки и задания. И показали себя настоящими знатоками природы!

“Осень наступила” Конспект НОД по развитию речи в старшей группе

Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему “Осень наступила”. Чтение стихотворений о ранней осени.

Просмотр содержимого документа
«”Осень наступила” Конспект НОД по развитию речи в старшей группе»

Конспект занятия

Образовательная область: речевое развитие

Возрастная группа: 5-6 лет (старшая группа)

Тема занятия: Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени.

Цель занятия: обучение детей составлению рассказа из личного опыта.

Образовательные: Связная речь: развивать монологическую речь, учить связно, по смыслу составлять небольшие рассказы из личного опыта. Звуковая культура речи: учить детей дифференцировать на слух звуки [з], [с]. Грамматический строй речи: активизировать употребление в речи прилагательных, совершенствовать умение согласовывать слова в предложении. Формирование словаря: упражнять в подборе синонимов и антонимов к прилагательным.

Развивающие: систематизировать и закрепить представления об осени, сезонных изменениях, приметах, осенней погоде.

Воспитательные: приобщать детей к восприятию художественных и поэтических произведений об осени.

Предварительная работа: наблюдение за изменениями в природе на прогулках, по дороге в детский сад, в саду; чтение и заучивание стихов об осени, рассматривание иллюстраций; дидактические игры «Ассоциации», «Одежда», со звуками.

Оборудование: схемы, листья (красные и желтые) по количеству детей.

Ход занятия:

Методы и приемы Деятельность педагога Деятельность детей

1. Организационный момент:

Воспитатель с детьми заходят в группу, где на ковре лежат красные и желтые листья.

Актуализация знаний детей

Дидактическая игра «Правильные слова»

– Ребята, посмотрите, что это на нашем ковре?

– Правильно, это осенние листочки, а какие они по цвету, по форме?

– Они красные, желтые, красивые, разные.

– А как вы думаете, почему эти листья красные и желтые? Как они попали к нам в группу?

– Потому что сейчас осень, листья опадают с деревьев, падают на землю, ветер их занес к нам…

– Я предлагаю вам поднять эти красивые осенние листья, посмотреть на них. Давайте поиграем с этими листья.

Дети поднимают листья (у каждого ребенка красный и желтый лист).

Дети встают в круг.

Игра называется «Правильные слова». Я буду называть слова, если в слове есть звук [з], вы поднимаете красный листок, а если звук [с] – желтый листок. Давайте попробуем. (забор, самолёт, звезда, сумка, заяц, солнышко, замок, собака, сорока)

Молодцы, все справились, давайте соберем наши листья в букет и поставим их в вазу.

Садятся на места.

2. Основная часть занятия:

Формирование словаря (подбор синонимов и антонимов у прилагательным)

Работа по схемам.

Физкультминутка «Осенние листья»

Повторная работа по схемам (для закрепления).

Развитие связной монологической речи.

Воспитатель поочередно спрашивает детей, помогает, подсказывает, если возникают затруднения, просит помощи у воспитанников. Ориентируется на время, если кто-то из детей не успел рассказать, то обязательно выслушать после занятия

Ребята, вы правильно сказали, что сейчас на улице осень. Это время года, когда меняется природа, погода, животные и птицы ведут себя по-другому. Сегодня я хочу предложить вам составить свой рассказ об осени.

Посмотрите на репродукцию картины «Золотая осень» художника И. И. Левитана.

Какая здесь изображена осень?

Ребята, посмотрите на репродукцию картины «Поздняя осень» Кубарева В. Г.

– Какую осень вы видите здесь?

– Красивая, яркая, солнечная, тихая.

– Мрачная, холодная, темная, сырая.

Правильно. Осень бывает разной – может быть теплой и солнечной, такую осень еще называют золотой, а может быть холодной и дождливой – это поздняя осень.

Скажите, а какую одежду мы носим осенью?

– Куртки, кофты, сапоги, шапки, берем зонтики, если идет дождь.

Что происходит с природой?

– Желтеют листья и трава, идет дождь.

Что осень делают звери и птицы?

– Птицы улетают в теплые края, звери готовят запасы на зиму.

Мы с вами вспомнили приметы осени, поговорили об одежде, о природе. Теперь вы можете сами составить свой рассказ об этом времени года, а чтобы ваши рассказы были правильными, мы будем использовать схемы.

Посмотрите на экран:

1 схема: изменения в природе.

2 схема: поведение зверей и птиц.

3 схема: одежда, занятия людей.

По этим схемам вы будете составлять свои рассказы. Но сначала давайте немного отдохнем.

– Скажите, что осенью происходит с листьями?

– Они желтеют и падают.

Да, они опадают, а осенний ветер подхватывает и несет их вдаль. Давайте представим, что мы с вами яркие осенние листочки и немного полетаем.

Физкультминутка «Осенние листья»

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. (присесть)

Дунул ветер – полетели,

Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)

И на землю тихо сели. (присесть)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)

И на землю тихо сели. (присесть)

А теперь еще раз внимательно посмотрите на схемы. Давайте повторим:

1 схема: изменения в природе.

2 схема: поведение зверей и птиц.

3 схема: одежда, занятия людей.

Теперь я предлагаю вам составить свои рассказы об осени и рассказать их нам.

Составляют рассказы из личного опыта.

3. Заключительная часть занятия:

Ребята, сегодня мы с вами вспомнили об осени, ее приметах, погоде, какие изменения происходят с животными, вы все сегодня очень хорошо подготовили свои рассказы.

А теперь, я хочу, чтобы вы оценили свои работу, как прошло наше занятие, сказали, чей рассказ вам наиболее запомнился.

Рефлексия «Осеннее дерево»: я предлагаю вам листочки – желтые и коричневые, если вам понравился наше занятие, понравилось составлять рассказы, возьмите желтый листок и прикрепите на наше осеннее дерево, а если вам что-то не понравилось, то возьмите коричневый листок.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: