Конспект занятия по развитию связной речи Домашние птицы

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе по теме “Домашние птицы”
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Занятие направлено на формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста в логопедических группах. Тема “Домашние птицы”

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_rech_starshaya_dom_ptitsy.docx 27.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе.

Группа: старшая логопедическая

Воспитатель: Мечинская Е.В.

Тема: «Домашние птицы»

Цель: Способствовать развитию связанного строя речи.

  • Побуждать детей к активной речевой деятельности.
  • Учить детей грамматически правильно строить предложения.
  • Активизировать в речи детей слова по теме «Домашние птицы».
  • Расширять словарный запас детей новыми словами по лексической теме.
  • Формировать умение перечислять признаки домашних птиц в определенной последовательности, опираясь на схему.
  • Развивать умение связывать слова и отдельные фразы в целостный тескт.
  • Развивать мышление, зрительное внимание, творческое воображение.
  • воспитание уважительного отношения к домашним птицам.

Оборудование: демонстрационный материал – картинки с изображением домашних птиц.

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели

Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми и весёлыми! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера! А для этого мы должны чаще улыбаться и помогать друг другу!

Всем ребятам важно знать, что не стоит унывать.

Поскорее собираемся – на занятие отправляемся!

Глазки смотрят, ушки слушают, головка думает?

Дидактическое упражнение «Кто как подает голос?»

Я читаю стихотворение, а вы мне помогаете. (Воспитатель читает стихотворение, а дети хором «подают голос».)

Наши уточки с утра – кря – кря – кря!

Наши гуси у пруда – га – га – га!

Наши курочки в окно – ко – ко – ко!

Петушок поутру нам поет – кукареку!

Какой весёлый концерт получился! Что делал петух? ( кукарекал)

Что делали куры? (к удахтали )

Что делали утки? (крякали )

Что делали гуси? ( гоготали)

– Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? Как можно назвать их одним словом?

– Какие это птицы? ( домашние) . Почему ?( потому, что они живут рядом с человеком и приносят ему пользу)

Вспомните, о каких домашних птицах мы рассказывали на прошлом занятии?

А давайте назовем:

· Кто входит в утиную семейку? (утка, селезень, утенок)

· Кто входит в гусиную семейку? (гусыня, гусь, гусенок)

· Кто входит в индюшиную семейку? (индюшка, индюк, индюшонок)

· Кто входит в куриную семейку? (курица, петух, цыпленок)

  • Где живут домашние птицы? ( в птичнике, в курятнике, в сарае )
  • Кто заботится о птицах на птичьем дворе? ( птичница, хозяйка)
  • Как хозяйка заботится о птицах? ( кормит, поит, убирает, лечит )
  • Какую пользу приносят домашние птицы? ( дают человеку пух, перья, мясо, яйца)
  • Какие яйца несёт курица? ( куриные) Какие яйца несёт утка? ( утиные ) Какие яйца несёт гусыня? (гусиные ) Какие яйца несёт индюшка? ( индюшиные)

Игра «Мои любимые родители»

Ребята, все птенцы любят своих родителей, потому что родители очень заботливо относятся к своим малышам. Представьте, что вы птенцы и рассказываете о своих любимых родителях птицах.

Ребёнок: Мой папа важный, красивый, голосистый, у него на голове гребешок, бородка, на лапах шпоры. У него красивый разноцветный хвост. Мой папа встаёт очень-очень рано и всех будит.

– Ребята, вы узнали, кто папа у этого малыша? (петух)

Ребёнок: Моя мама большая, у неё разноцветное оперение, широкий клюв, короткая шея, на лапках перепонки. Моя мама любит плавать и нырять в пруду. (утка )

– Кто мама у этого малыша?

Ребёнок: Моя мама большая, с длинной шеей, с оранжевым плоским клювом. У неё широкие красные лапы, на лапах перепонки. Моя мама любит щипать травку, плавать и нырять в пруду.( гусыня)

– Ребята, кто мама у этого малыша?

Ребёнок: Мой папа красивый, гордый, важный. У папы очень красивый разноцветный хвост веером, тонкая красная шея, клюв украшен длинной красной бородкой. Мой папа не любит, когда его дразнят.( индюк )

– Ребята, кто папа у этого малыша?

Ребёнок: Моя мама очень красивая, у неё яркие пёрышки, маленькая красная бородка, маленький гребешок. Моя мама заботливая, она ищет червячков и зёрнышки для своих птенцов. Моя мама прячет своих детей под крыльями во время дождя. ( курица )

Рассказ по картине.

Выставить картинку с изображение куриц, петуха, цыплят.

Посмотрите на картине изображен Птичий двор. Рассказ воспитателя:

«Во дворе гуляют петушок, курочки и цыплята. Петух большой, разноцветный. У него красивый хвост, большой красный гребешок и бородка. Курочки поменьше петушка. Хвостик у них небольшой. У курочек тоже есть красные бородка и гребешок. Здесь 3 курочки: одна беленькая и одна коричневая, а третья пестренькая. Курочка – наседка сидит на гнезде и смотрит на своих цыплят. Цыплята желтенькие, у них острые клювики и маленькие крылышки. 4 цыпленка сидят возле мамы, а один убежал и что-то ищет в траве. »

– Кто здесь изображен? Назовите тех, кто изображен рядом.

Сколько птиц на картине? Кто сидит на гнезде?

Что делает петушок? Что делают цыплята?

Игровое упражнение «Придумай кличку»

пестрая курица – Пеструшка

черная курица – Чернушка

рыжая курица – Рыжуха

белая курица – Белянка

курица с хохолком – Хохлатка

Физкультурная пауза «Петушок».

Воспитатель «превращает» всех детей в петушков.

Кукареку, я кричу дети шагают, высоко поднимая колени,

Разбудить ребят хочу! наклоны в стороны

На ногах моих сапожки выставляют ногу поочередно,

На ушах висят сережки показывают руками сережки

На головке гребешок наклоняют голову влево, вправо

Вот какой я петушок! Руки в стороны, повороты.

Составление рассказа по картине.

Картина закрыта экраном. Воспитатель открывает по одному фрагменту, предлагая детям составить по нему предложение. Затем, дети составляют рассказ по картине в целом.

Как вы думаете, хорошие у нас получились рассказы? Вам понравилось наше занятие? А кто из ребят старался больше всех? Какие вы все молодцы!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней логопедической группе. Тема: «Перелетные птицы»

МАДОУ детский сад комбинированного вида №1 «Айгуль» г.Белебея Муниципального района Белебеевский район РБВоспитатель: Благочевская Екатерина Константиновна Конспект занятия по развити.

Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе . Тема: «Перелётные птицы»

Тема: «Перелётные птицы» Составила воспитатель Козлова Т.А. Цели: -воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам, желание охранять пернатых друзей, помогать им;-расширять и активизировать сл.

Занятие по формированию лексико – грамматических категорий и развитию речи в старшей логопедической группе. Тема: «Зима. Зимующие птицы».

Занятие по формированию лексико – грамматических категорий и развитию речи в старшей логопедической группе. Тема: «Зима. Зимующие птицы».

НОД, занятие по развитию речи в старшей логопедической группе Составление описательного рассказа о зимующих птицах

НОД, занятие по развитию речи в старшей логопедической группе Составление описательного рассказа о зимующих птицахЗадачи:Обучающие: ü Упражнять детей в составлении описательного рассказа по схеме.

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (1-й период) “Признаки осени”

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (1-й период) “Признаки осени&quot.

Развитие речи в старшей логопедической группе Лексическая тема НОД «Зима. Зимующие птицы». Звуки [С], [Сь], [З], [Зь]. Буква З.

Развитие речи в старшей логопедической группе Лексическая тема НОД «Зима. Зимующие птицы». Звуки [С], [Сь], [З], [Зь]. Буква З.

Конспект фронтального занятия по развитию речи в старшей логопедической группе по теме «Домашние птицы»

Конспект фронтального занятия по развитию речив старшей логопедической группе по теме «Домашние птицы»Коррекционно-образовательные цели: расширять представлений о внешнем виде.

«ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ» Конспект занятия по развитию речи. (Старшая группа.)

Автор: Бирюкова Галина Капитоновна

«ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»

Конспект занятия по развитию речи. (Старшая группа.)

Воспитатель МБДОУ № 7: Бирюкова Г.К.

Программное содержание:

Ø Уточнить и расширить представления о домашних птицах, их образе жизни.

Ø Углубить знания детей, используя опыты.

Ø Формировать связную речевую активность в обучении пересказу сказки, передачи ее содержания без пропусков и искажений.

Ø Развивать мышление, зрительное внимание, творческое воображение.

Ø Формировать навыки сотрудничества, доброжелательных отношений между детьми, чувства ответственности, инициативности, любви и бережного отношения к живой природе.

Методические приемы: беседа, вопросы, загадки, опыт, игра, пересказ сказки по опорным картинкам, зрительная гимнастика, сюрпризный момент.

Обогащение словаря: куртки – пуховики, тонкий лед проломится, перепонки.

Оборудование: иллюстрации «Домашние птицы», емкости с водой, полоски картона, смазанные воском и чистые, перышки, картинки – иллюстрации к сказке для пересказа, разрезные картинки, яйцо с сюрпризом.

Предварительная работа: заучивание загадок о домашних птицах, беседа о домашних птицах, рассматривание иллюстраций.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто изображен на иллюстрациях? Назовите одним словом. (Домашние птицы).

– А вы хотите больше узнать о домашних птицах? (Да).

– тогда мы сейчас поиграем в интересную игру, которая называется

· Почему их называют «птицами»? (Тело покрыто перьями, есть крылья, клюв).

· Почему домашние птицы летают только на короткое расстояние? (У них слабые крылья и тяжелое тело).

· Зачем домашние птицы проглатывают камни? (Для перетирания пищи, так как у них нет зубов).

· Почему кур называют «несушками»? (Они несут яйца).

· Какую пользу приносят человеку домашние птицы? (Мясо, яйца, пух).

Явился в желтой шубке –

Прощайте, две скорлупки!

Квохчет, квохчет, детей созывает,

Всех под крыло собирает.

Не будильник, а разбудит,

Запоет – проснутся люди.

В воде купался, а сух остался.

· Почему у гусей и уток не намокают перья? (Они их смазывают жиром, который находится в хвостике, и она скатывается с перышек).

Хотите проверить? (Да).

Вот у вас лежат по две полоски. Одна простая, чистая. А другая смазана воском. Возьмите первую и намочите ее. (полоска промокла). А теперь, возьмите другую полоску и намочите ее. (с нее вода скатывается). А теперь возьмите по перышку и намочите его. (перышко тоже осталось сухим).

Вывод: У водоплавающих птиц вода скатывается с перышек, перья не намокают.

– А что еще помогает этим птицам плавать? (У них на лаках есть перепонки и они гребут лапками, как веслами). Вот поэтому куры, индюки и петухи не могут плавать.

– А еще я хочу вам рассказать сказку «Непослушный петушок», послушайте внимательно:

«Жили – были петушок, да курочка. Пришла холодная зима, выпал первый снег. Захотелось петушку покататься на коньках, а курочка говорит: «Ой, Петя, подожди, дай реке замерзнуть как следует. Лед – то еще тонкий, проломится и утонешь»! Не послушался петушок курочку, одел коньки и покатился по льду. Катился, катился, да и провалился… Еле вылез петушок из воды, мокрый и замерший пошел домой. Увидела его курочка, ничего не сказала, а только головой покачала…»

– Почему курочка покачала головой? (Ответы детей).

Дети по – желанию пересказывают сказку.

Зрительная гимнастика «Поищи зернышки для петушка».

Двигательная гимнастика «Маленькие утята».

Вышли утром как-то в ряд (Шагают на месте)

Десять маленьких утят.

Посчитались, (Руки вверх, вперед, в стороны)

Удивились, (Руки внизу, поднимать плечи)

На две группы разделились. (Покружились)

Головкой повертели. (Повороты головы)

Червячка склевали, (Наклон вперед)

К речке побежали. (Бег на месте)

Дидактическая игра «Собери картинку».

Перед детьми лежат черно-белые изображения, и на них накладывают цветные разрезные части этой картинки.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему “Домашние птицы”

Содержимое публикации

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе

по теме: «Домашние птицы»

Алексеева Марина Александровна

СП «Детский сад № 44» ГБОУ СОШ № 22 г. Сызрань

– систематизировать и закрепить знания детей о домашних птицах, местах их обитания, питании, голосе, членах птичьих семей; об их назначении и пользе для человека;

– развивать коммуникативные навыки общения;

– продолжить развивать речевые навыки.

Программные задачи:

Познавательное развитие:

– учить называть домашних птиц, видеть сходство и различие, уметь их описывать, называть птенцов, членов семьи;

– пополнить знания о том, чем питаются, где живут, какую пользу приносят;

– развивать познавательную активность, способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Социально — коммуникативное развитие:

– учить работать в группе, паре

– воспитывать культуру общения, позитивное отношение к сверстникам;

– развивать свободное общение со взрослыми и детьми.

Речевое развитие:

– создание условий для обогащения словарного запаса в процессе деятельности;

-развивать связную речь (формировать умение отвечать развернуто на вопросы, распространять предложения, строить описательный рассказ, соблюдая его структуру);

– закрепление умения образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами;

– развивать внимание, память и мышление;

– учить координации речи с движением;

– уточнять и активизировать словарь по теме;

– развивать лексико-грамматический строй речи: образование множественного числа существительных;

– развивать речевое дыхание и силу голоса;

– отрабатывать у детей умение согласовывать прилагательные с существительными, образовывать относительные и притяжательные прилагательные;
– закрепить умение правильно употреблять в речи простые предлоги;
– совершенствовать умение согласовывать числительные с существительными;
– продолжать отрабатывать с детьми способы словообразования глаголов;
– продолжать работу над образованием и употреблением в речи глаголов с приставками.

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Оборудование:

предметные картинки по теме с изображением домашних птиц (утка, гусь, петух, курица, индюк), предметные картинки по теме с изображением семьи каждой домашней птицы (гусь, гусыня, гусята; утка, селезень, утята; индюк, индюшка, индюшонок; петух, курица, цыплята); резиновый мяч,; разрезные картинки с изображением домашних птиц, перья, оборудование для опыта.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таким хорошим пригожим, я предлагаю встать друг против друга

К друг другу повернулись, улыбнулись

Руку правую подали

Руку левую пожали

И друг друга мы обняли

Отошли и поклонились

Ребята своей улыбкой вы передаете все положительные эмоции, хорошее настроение, дружбу. Пусть же она греет вас и не покидает на протяжении всего дня!

Сегодня занятие не очень привычное, занятие необычное.

Будет много интересного, весёлого, чудесного.

Мне сегодня помогайте, на вопросы отвечайте

Сейчас мы с вами отправимся на экскурсию. А куда? Сейчас узнаем, я вам буду загадывать загадки, а вы должны будете, сказать о ком я говорю. Отвечайте полным предложением.

Съем червя, попью водицы.

Хлебных крошек поищу,

А потом снесу яичко –

Ребятишек покормлю … (Курица)

Звонко время отмечает.

Утром солнышко встречает.

Вот последний луч потух.

Спать пора!» – поет . (Петух)

По лужку он важно ходит,

Из воды сухим выходит.

Носит красные ботинки.

Дарит мягкие перинки … (Гусь)

Ходит вразвалочку-спотыкалочку (Утка)

Тело перьями покрыто.

Борода висит сердито.

Хвост почти как у павлина,

Когти остры, ноги длинны.

– Разгоню я всех вокруг.

А зовут меня … (Индюк)

– Правильно, ребята! Вы все верно отгадали! А как вы думаете, о ком мы сегодня с вами будем говорить? (Мы будем говорить о домашних птицах). Конечно! Тема нашего занятия сегодня – домашние птицы. На доске вывешивается картина «Птичий двор и птичница».

– Ребята, вы догадались, куда мы с вами отправимся? Правильно! Мы отправимся на птичий двор к домашним птицам.

– Сегодня, ребята, мы с вами отправимся на птичий двор и еще раз встретим петушка с его семейством, индюка, гусей, уток, курочек, заглянем в голубятню к голубку, вместе с птичницей покормим всех домашних птиц, вспомним, какой у кого голос, и чем домашние птицы помогают нам.

– А теперь – в гости на птичий двор!

– Скажите еще раз, кто здесь живет? Отвечайте полным предложением и четко проговаривайте все звуки. (На птичьем дворе живут домашние птицы).

– А как называется дом, где живут птицы? (Дом, где живут птицы – называется птичник). Правильно!

– А как вы думаете, почему этих птиц называют «домашними»? (Этих птиц называют домашними, потому что они живут рядом с человеком)

– Молодцы! А как человек ухаживает за домашними птицами? Что он для них делает? (Человек их кормит, дает им воды, чистит их жилище)

– А чем питаются домашние птицы? (Домашние птицы питаются специальным кормом, крупой, крошками хлеба, насекомыми, червяками)

– Хорошо! А кто мне из вас скажет, какую пользу приносят птицы человеку? Что они нам дают? (Домашние птицы дают нам яйца, мясо, пух, перья)

– Скажите, как выглядят птицы? Что у них есть? Чем покрыто их тело? (У домашних птиц есть, туловище, голова, лапы, крылья, хвост. Их тело покрыто перьями). Молодцы! Вы все верно ответили!

– Отгадайте загадку. «В воде купался, а сух остался.» (Гусь)

– Ребята, а чем отличаются гусь и утка от других домашних птиц (Они водоплавающие).

– Почему у гусей и уток не намокают перья? (Они их смазывают жиром, который находится в хвостике, и она скатывается с перышек).

Хотите проверить? (Да).

Вот у вас лежат по две полоски. Одна простая, чистая. А другая смазана воском. Возьмите первую и намочите ее (полоска промокла). А теперь, возьмите другую полоску и намочите ее (с нее вода скатывается). А теперь возьмите по перышку и намочите его. (перышко тоже осталось сухим).

Вывод: У водоплавающих птиц вода скатывается с перышек, перья не намокают.

– А что еще помогает этим птицам плавать? (У них на лаках есть перепонки и они гребут лапками, как веслами). Вот поэтому куры, индюки и петухи не могут плавать.

– А еще я хочу вам рассказать сказку «Непослушный петушок», послушайте внимательно:

«Жили – были петушок, да курочка. Пришла холодная зима, выпал первый снег. Захотелось петушку покататься на коньках, а курочка говорит: «Ой, Петя, подожди, дай реке замерзнуть как следует. Лед – то еще тонкий, проломится и утонешь»! Не послушался петушок курочку, одел коньки и покатился по льду. Катился, катился, да и провалился… Еле вылез петушок из воды, мокрый и замерший пошел домой. Увидела его курочка, ничего не сказала, а только головой покачала…»

– Почему курочка покачала головой? (Ответы детей).

Дети по желанию пересказывают сказку.

– Ребята, а ведь птицы тоже умеют разговаривать друг с другом. Давайте скажем, кто как из них подает голос.

Образец:петух – кукарекает

гусь – шипит, гогочет

– Молодцы! Вы и с этим заданием справились очень хорошо! А теперь давайте вспомним членов семьи каждой домашней птицы.

петух – курица – цыпленок.

гусь – гусыня – гусенок;

утка – селезень – утенок;

индюк – индюшка – индюшонок

– Ребята, а давайте поможем найти птице своего птенца, у вас на столе лежат листочки, соедините курицу с цыпленком, утку с утенком, гусыню с гусенком, индюшку с индюшонком.

Образование притяжательных прилагательных

– Ребята, когда птенцы во дворе играли, они что-то потеряли. Посмотрите, что это? (ответы детей).

– Правильно, это птичье перо.

ИГРА «Кому принадлежит перо?»

– Если это перо потерял петух, то перо? (петушиное)

– Если это перо потеряла курица? (куриное)

– Если это перо потерял гусь? (гусиное)

– Если это перо потеряла утка? (утиное)

– Если это перо потеряла индюшка? (индюшачье)

Дыхательная гимнастика «Подуй на перышко»

Воспитатель раздает всем детям по одному перу.

– Ребята, давайте подуем на перышко, что бы оно полетело как можно дальше.

– Мы подуем на перышки правильно, вдохнем воздух через нос, не поднимая плеч и не надувая щек, а выдохнем через ротик, выдыхаемая воздушная струя плавная, спокойная (после упражнения перышки убираются).

Дидактическая игра с мячом “Назови ласково”.

– Ребята, покажем птицам, какие вы добрые – обратимся к ним ласково.

птенец – птенчик,
петух – петушок,
курица – курочка,
гусь – гусёнок,
утка – уточка,
цыпленок – цыпленочек,
индюшка – индюшечка,
индюшонок – индюшоночек.

Дидактическая игра “Посмотри и назови”.

– Каких же домашних птиц мы здесь встретили?(Воспитатель показывает картинки с: петухом, курицей, гусем, уткой, индюком)

Давайте вспомним, что есть у петуха?(воспитатель показывает указкой на картинке части тела петуха, а дети называют: голова, туловище, хвост, лапы, шпоры, когти, клюв, перья, крыло, глаза, гребешок, бородка)

Вышла курочка-хохлатка,
(дети по кругу идут за воспитателем)
С нею желтые цыплятки.
Квохчет курочка: “Ко-ко!
Не ходите далеко!
На скамейке у дорожки
(дети садятся на корточки,
руки прикладывают к щеке,
глаза закрыты)
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает
(затем глаза открывают,
встают, пальцы рук сцепляя в замок)
И цыпляток догоняет.”

Дидактическаяигра «Один – много»

А теперь давайте выйдем с вами на полянку и поиграем с мячиком. Я вам сейчас буду бросать мяч и называть одну домашнюю птицу, а вы поймаете его и назовет когда птиц много. Например, утка – утки (дальше бросает мяч каждому ребенку по очереди и называет разных птиц, ребенок возвращает мяч, отвечая)

курица – курицы, куры, петух – петухи, гусь – гуси, утка – утки, индюк – индюки, гусенок – гусята, утенок – утята, индюшонок – индюшата, цыпленок – цыплята

– Молодцы! А теперь садитесь обратно на стульчики!

Дидактическая игра “Потерялись слова”.

– А теперь вам, ребята, надо помочь птичнице найти нужные слова, чтобы рассказать нам стишки про домашних птиц.(Воспитатель указкой на картинках или на игрушечном птичьем дворе подсказывает детям отгадку)

Куры желтой детворе
Ищут зерна … (НА земле)
Показал индюк индюшке
Много зернышек …(В кормушке)
– Завтра солнце выйдет снова! –
Прокричал петух …(С забора)
Утятам будет спать тепло,
Когда их спрячет утка …(ПОД крыло)
Голубочек сизый мой
Пролетел …(НАД головой)
Птенчикам шалить нельзя –
Можно выпасть …(ИЗ гнезда)
Красивое перо индюшки
Достала птичница …(ИЗ-ПОД подушки)
Когда гулять решил ты босиком,
Стоять не надо …(ПЕРЕД индюком)
Идут утята весело гуськом
На дальний пруд …(ЗА червяком)
Цыпляток маленький отряд
Букашек ищет …(МЕЖДУ гряд)
Как только положат в кормушку зерна,
Выйдет петух …(ИЗ-ЗА угла)

Вот наша экскурсия подошла к концу. И нам надо расставаться с обитателями птичьего двора. Давайте попрощаемся с ними. Скажите, о ком мы сегодня с вами говорили? (Мы говорили о домашних птицах). А что вы о них узнали? Чему вы научились? (дети отвечают на вопросы). Вы все очень хорошо отвечали на мои вопросы, внимательно меня слушали. Я очень рада, что вы многому научились.

Портал педагога

Автор: Белик Элеонора Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №53 детский сад комбинированного вида
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: конспект занятия
Тема: конспект занятия по развитию речи “Домашние птицы”
Раздел: дошкольное образование

Открытое занятие по развитию речи в средней группе «Домашние птицы»

Образовательные:

Закрепление знаний детей о характерных признаках домашних птиц, их

внешнем виде, образе жизни.

Расширение, уточнение и активизация словаря по теме.

Совершенствование грамматического строя речи, связной речи.

Развивающие:

Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха,

зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и мелкой моторики,

Воспитательные: Формирование навыков сотрудничества,

Материалы: предметные картинки домашних птиц, фасоль и горох

перемешанные, тарелочки, червячки из пластилина, игрушка курочки и

цыплёнка, раскраски домашних птиц.

– Сегодня к нам пришли гости. Они хотят посмотреть, как вы выросли,

повзрослели, чему научились. Но сначала нужно поприветствовать гостей.

(дети хором приветствуют гостей).

К детям приходит курочка. Здравствуйте ребята!

Пришла я к вам за помощью. Пропал у меня ребёнок маленький

цыплёнок. Бегаю заву его, не откликается, наверно заблудился, на нашем

птичьем дворе. Двор у нас большой, где искать не знаю.

В – ль: Ребята поможем Курочке.

Поспешим на птичий двор.

– Три раза вокруг себя повернись и на птичьем дворе очутись.

Поворачиваю доску, на ней картинка домик деревья.

Ну вот ребята оказались мы на птичьем дворе.

Только кто же здесь живёт? Здесь ли наш цыплёнок?

Загадка про гуся.

Длинная шея, красные лапки,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки. (гусь).

В-ль: Правильно ребята здесь живёт семья гусей

На магнитной доске появляется картинка с гусиной семьёй.

В – ль: Это гусиная семья!

Как папа называется? (гусь) А как мама? (гусыня) А как называется их малыш

(гусёнок), а если малышей много (гусята)?

В – ль: Задаёт вопросы по описанию гусей – дети отвечают, если

затрудняются помогает и дети повторяют.

Описание гусей – гуси большие, у них длинные шеи, на голове красный

длинный клюв, два глаза, два больших крыла, маленький хвост, две красные

лапы, а на лапах перепонки – по этому, гуси водоплавающие птицы, а чем

покрыто тело гусей (перьями, а под перьями пух). Перья у гусей серого или

белого цвета. А гусята жёлтого цвета.

А характер у гусей вздорный, они любят пощипать и поиграть. Давайте с

Развитие тонкой моторики речь с движениями.

Есть у нас драчливый гусь

(поочерёдно прикоснуться большим пальцем к остальным)

Очень я его боюсь (руки в кулачки и прижать к телу)

Выгнет шею и гогочет (правая рука вверх в щепотку)

Ущипнуть меня он хочет (ритмичные «щипки»).

Гуси, гуси вы не видели моего цыплёнка?

– Да курочка забегал твой сынок с моими гусятами поиграл – зёрнышки

поклевал и убежал…

– да на двор где живут утки побежал…

Ну что ребята на двор к уткам отправимся….

– Три раза вокруг себя повернись и на утином дворе очутись…

На магнитной доске появляются картинки утиной семьи.

В – ль: Это утиная семья.

Как папа называется? (селезень) А как мама? (утка) А как называется их

малыш (утёнок), а если малышей много (утята)?

В – ль: Задаёт вопросы по описанию уток, сравнивают маму и папу – дети

отвечают, если затрудняются помогает, а дети повторяют.

Утки чуть поменьше гусей. На голове два маленьких глаза. Широкий,

оранжевый и длинный клюв. Шея у уток короче чем у гусей. На туловище два

крыла, короткий хвост и две лапки. На лапках перепонки. Перепонки для того

чтобы утки могли плавать – это водоплавающие птицы. Туловище уток

покрыто перьями, а под перьями пух. Утка пёстренькая, а селезень яркий у

него зелёная или синяя голова, белый галстучек на шее, и на крыльях есть

зелёные полоски. А утёнок жёлтенький.

В – ль: Ребята посмотрите какие утята маленькие, они очень любят играть

давайте с ними поиграем!

Вышли уточки на луг

Вышли уточки на луг,

Пролетел веселый жук,

Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)

Гуси шеи выгибают,

Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)

Ветер ветки раскачал? (Качаем поднятыми вверх руками.)

Шарик тоже зарычал,

Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)

Зашептал в воде камыш,

Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)

И опять настала тишь,

В – ль: – Уточки вы не видели цыплёнка? потерялся бедненький.

Утки отвечают: Кря – кря – кря забегал он к нам с утра, водицы попил и убежал.

В – ль: А куда же он побежал?

Утки отвечают: А на двор к индюкам.

Ну что ребята на двор к индюкам отправимся….

– Три раза вокруг себя повернись и на индюшинном дворе очутись…

На магнитной доске появляются картинки индюшинной семьи.

В – ль: Это индюшинная семья.

Как папа называется? (индюк) А как мама? (индюшка) А как называется их

малыш (индюшонок), а если малышей много (индюшата)?

В – ль: Задаёт вопросы по описанию индюков, сравнивают маму и папу –

дети отвечают, если затрудняются в – ль помогает, а дети повторяют.

Индюки крупные птицы, папа побольше, а мама поменьше. На голове у

индюка бородавчатый не оперённый носовой отросток. У индюка он

большой и ярко красный, а у индейки поменьше. У индюка большой хвост –

как веер, а у индюшки поменьше, на лапках у индюков нет перепонок,

поэтому они плавать не умеют – они сухопутные птицы. Туловище индюков

покрыты перьями они пёстрые. Индюшка светлая, а у индюка больше чёрных

пёрышек. Индюшата тоже желтенькие, а на крылышках чёрненькие пятна.

В – ль: Индюки вы не видели, куда наш цыплёнок побежал?

Индюки: видели, конечно! Он искал червячков для мамы, нашёл и помчался

домой с гостинцами!

В – ль: Ребята посмотрите Индюшка грустная какая то. Индюшка что

Индюшка отвечает: Да вот принесла нам хозяйка обед индюшатам горох, а

мне с индюком фасоль, только индюшата мои разбаловались и рассыпали и

перепутали горох и фасоль. Вот теперь боюсь их кормить – поперхнуться

фасолью она крупная.

Ребята давайте поможем индюкам! На столах стоят три чашки в одной

перепутанные горох и фасоль, а две другие пустые. В одну нужно положить

горох в другую фасоль. И тогда индюшата смогут спокойно пообедать

горохом, а индюк и индюшка фасолью.

Дети за столами перебирают фасоль и горох.

Индюки благодарят детей и прощаются!

Ну что ребята на двор к курам отправимся….

– Три раза вокруг себя повернись и на курином дворе очутись…

На магнитной доске появляются картинки куриной семьи.

В – ль: Ну вот ребята мы и пришли к курочке в гости.

Как папа называется? (петух) А как мама? (курица) А как называется их

малыш (цыплёнок), а если малышей много (цыплята)?

В – ль: Задаёт вопросы по описанию кур, сравнивают маму и папу – дети

отвечают, если затрудняются, воспитатель помогает, а дети повторяют.

Ребята посмотрите на курочку и петушка они одинаковые или разные?

Да они разные – у петушка на голове гребешок большой и бородка большая,

а у курочки маленькая. У петушка хвост большой и пышный, а у курочки

маленький, у петушка пёрышки яркие, разноцветные, а курочка скромница

пёстренькая. А на лапках перепонок нет по этому, куры плавать не умеют они

Ой, Ребята посмотрите а вот и цыплёнок прибежал, да с гостинцами для

мамы и папы (в – ль показывает тарелочку с червячками из пластилина).

Пи-пи-пи угощайтесь мама и папа я так старался вас порадовать!

Курица: спасибо сыночек!

В – ль: Ой какой же у курочки хороший цыплёнок. Мне он очень нравится! А

вам он нравится? Давайте скажем почему нам нравится цыплёнок.

Воспитатель говорит пример предложения (цыплёнок мне нравится, потому

что он красивый!) передаёт цыплёнка в руки следующему ребёнку. Дети по

очереди говорят своё предложение. – Цыплёнок мне нравится потому, что……

Цыплёнок: Ой ребята вы такие добрые, помогали моей маме искать меня и

не бросили её в беде, подарю я вам раскраски в память о нашем птичьем

В – ль: Ребята нам пора прощаться и возвращаться в группу.

– Три раза вокруг себя повернись и в группе очутись…

Ну вот мы и в группе. Ребята, где мы с вами побывали? А кого там видели? А

птицы эти были дикие или домашние? Путешествие наше закончилось!

Теперь можно и раскраски раскрасить…

Явился в желтой шубке, прощайте, две скорлупки.

Открытое занятие по развитию речи в средней группе «Домашние птицы»

Закрепление знаний детей о характерных признаках домашних птиц, их

внешнем виде, образе жизни.

Расширение, уточнение и активизация словаря по теме.

Совершенствование грамматического строя речи, слоговой структуры слов,

Образовательные: Закрепление знаний детей о характерных признаках

домашних птиц. Расширение представлений детей о птицах, их внешнем

виде, образе жизни.

Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствование

грамматического строя речи, слоговой структуры слов, связной речи.

Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха,

зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и мелкой моторики,

Воспитательные: Формирование навыков сотрудничества,

Материалы: предметные картинки домашних птиц., аудио запись голоса

– Сегодня к нам пришли гости. Они хотят посмотреть, как вы выросли,

повзрослели, чему научились. Но сначала нужно поприветствовать гостей.

(дети хором приветствуют гостей).

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю,

Всех я вас приветствую!

Здравствуйте милые дети, вы лучше всех на свете. Вот таких хороших я

приглашаю в путешествие. Хотите? Подумайте и скажите, на чём можно

путешествовать? (выслушиваем ответы детей).

– Сегодня я вас приглашаю отправиться на птичий двор на велосипеде. (на

поезде) (включается весёлая музыка).

2. Речевая зарядка.

Вот мы приехали на птичий двор (воспитатель включает звуки домашних

птиц ) Кого вы услышали? (ответы детей). Я предлагаю вам поиграть.

Ра-ра-ра – начинается игра.

Ле-ле-ле- много птиц у нас в селе.

Ал-ал-ал- наш цыплёнок очень мал.

Ол-ол-ол – индюшонок сел на пол.

Лу-лу-лу- гусёнок спрятался в углу.

Ре-ре-ре- много уток во дворе.

Лю-лю-лю- я домашних птиц люблю.

Развитие фонематического слуха.

К нам пришёл волшебник злой, Он ужасный и большой.

Он руками замахал,

Птичек всех заколдовал.

Но пришли друзья – детишки,

Стали думать и гадать,

Как друзей расколдовать!

– Я сейчас буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите

Бетух, петюх, пытух, петух.

Усыня, гузыня, гусиня, гусыня.

Интюк, индук, интук, индюк.

Закрепление название частей тела птицы.

– Ребята, как одним словом назвать петуха, индюка, утку, гуся? Почему

их так называют?

Какую пользу приносят домашние птицы человеку?

Развитие координации речи с движением.

– Давайте «петушки» встанем в круг и произнесём слова:

Ах ты, Петя – Петушок,

На макушке гребешок,

А под клювом – то бородка,

Очень гордая походка.

Рано – рано по утру

Он кричит: «Ку-ка-ре-ку!»

(Дети повторяют слова и соответствующие движения).

Закрепление понятий «тихо – громко». Учить произносить

звукоподражание в соответствии с жестом взрослого.

– А сейчас поиграем в игру «Кто как кричит?» Я буду называть и

показывать домашних птиц, а вы мне ответите, кто как голос подаёт.

Для этого разделимся на две команды: девочки будут – мамами, а мальчики

Мамы будут звать своих деток громко, а детки громко кричать не умеют, они

будут отвечать тихо.

(воспитатель жестом показывает на мальчиков или девочек).

Наши гуси у пруда – га – га – га. А гусята тихо повторяют.

А индюк среди двора – Бл-бл-бл. А индюшата тихо повторяют.

А как Петя – Петушок нам поёт (все вместе) ку – ка – ре – ку!

Развитие тонкой моторики.

Речь с движением.

– В петушков я вас превращала, а теперь: Два раза покружились и в гуся

Есть у нас драчливый гусь

(поочерёдно прикоснуться большим пальцем к остальным)

Очень я его боюсь (руки в кулачки и прижать к телу)

Выгнет шею и гогочет (правая рука вверх в щепотку)

Ущипнуть меня он хочет (ритмичные «щипки»).

– Вы, ребята, устали, давайте мы с вами отдохнём.

Вышли уточки на луг, кря – кря – кря!

Пролетел весёлый жук, ж – ж- ж – !

(машем руками – крыльями)

Гуси шеи выгибают, га – га – га (круговые вращения шеей)

Клювом перья распрвляют!

(повороты туловища влево вправо)

Ветер ветки раскачал

(качают поднятыми руками в верх)

Шарик тоже зарычал, р – р – р!

(руки на поясе, наклонившись вперёд смотрим перед собой)

Зашептал в воде камыш, ш – ш – ш! (подняли руки вверх, потянулись)

И опять настала тишь, ш – ш – ш! (присели).

Закрепить в речи названия птичьей семьи.

– Присаживайтесь за столы и возьмите картинку с изображением

домашних птиц. (по одной картинке на ребёнка. Воспитатель задаёт

каждому ребёнку разные вопросы: назови птицу, как называется семья,

назови ласково, кто детёныш, что умеют делать).

10. Организация окончания занятия.

– Ребята, давайте давайте ещё раз посмотрим на птичий двор. Смотрим

видеоклип «Птичий двор».

– Кого вы увидели в маленьком видеофильме? Где мы с вами побывали? О

ком и о чём говорили? Что вам понравилось? Что вам понравилось? Что

– вы сегодня очень постарались, давайте похвалим за это себя. Нас ждёт

Обобщающее занятие в подготовительной логопедической группе по развитию речи на тему “Домашние птицы”

1. Продолжать развивать подвижность щек, губ, языка.
2. Закрепить работу по развитию речевого дыхания.
3. Продолжать работу над формированием правильной голосоподачи и плавности речи.
4. Развивать мелкую и общую моторику.
5. Закрепить словарь по теме.
6. Систематизировать представления детей о домашних птицах, местах их обитания, как они подают голос, об их питании, членах птичьих семей, пользе для человека.
7. Совершенствовать умение детей образовывать существительные в единственном и множественном числе.
8. Отрабатывать у детей умение согласовывать прилагательные с существительными, образовывать относительные и притяжательные прилагательные.
9. Закрепить умение правильно употреблять в речи простые предлоги.
10. Совершенствовать умение согласовывать числительные с существительными.
11. Закрепить умение детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
12. Продолжать отрабатывать с детьми способы словообразования глаголов.
13. Продолжать работу над образованием и употреблением в речи глаголов с различными приставками.
14. Продолжать совершенствовать умение детей образовывать существительные с размерно-оценочными суффиксами.
15. Повторить счет до 10.
16. Развивать память, внимание, мышление, речь.
17. Воспитывать доброе отношение детей к птицам, труду людей на птицеферме.

Оборудование.

1. Маленькие зеркала на подставке для каждого ребенка.
2. Фланелеграф.
3. Кукла в платочке и с ведерком.
4. Мячик.
5. Птичий двор из игрушек.
6. Картинки и иллюстрации по теме.
7. Цифры на карточках.
8. Указка.

Существительные: гусь, гуси, гусик, гусыня, гусыни, гусенок, гусята, утка, утки, уточка, селезень, селезни, утенок, утята, петух, петухи, петушок, курица, курицы, курочка, куры, хохлатка, цыпленок, цыплята, цыпленочек, индюк, индюки, индюшка, индюшки, индюшечка, индюшонок, индюшата, индюшоночек, голубь, голуби, голубочек, голубка, голубки, голубок, голубята, курятник, насест, гнездо, гребешок, шпоры, голубятня, яйцо, птенец, птенчик, поилка, кормушка, корм, пшено, зерно, хлебные крошки, червяки, мошки, жучки, гусеницы, птичий двор, птицеферма, птичница, птичник, голосище, лапищи, шеища, крылище, глазищи, клювище, перище;

Глаголы: кукарекает, кудахчет, квохчет, крякает, шипит, болбочет, воркует, кормит, покормит, накормит, перекормит, закроет, откроет, прикроет, накроет, строит, откладывает, высиживает, выводит, выкармливает;

Прилагательные: длинношеий, красноклювая, краснобородый, маленький, беспомощный, желтый, крикливый, недовольный, шустрый, куриный, сизый, утиный, голубиный, индюшачья, петушиный, гусиный, цыплячий.

I. Организационный момент.

– Сегодня, ребята, мы с вами отправимся на птичий двор и еще раз встретим петушка с его семейством, индюка, гусей, уток, заглянем в голубятню к голубку, вместе с птичницей покормим всех домашних птиц, вспомним, какой у кого голос, и чем домашние птицы помогают нам.

– А теперь – в гости на птичий двор!

II. Артикуляционная гимнастика для выработки правильного звука [ р ].

– Ребята, когда вы встречаете своих друзей, знакомых, вы улыбаетесь?

– Улыбнемся мы и домашним птицам при встрече. Но прежде, давайте почистим наши зубки, чтобы улыбки были у нас красивыми. Поиграем в игру “Чьи зубы чище? “: рот откроем, губы растянем в улыбке, широким кончиком языка “почистим” верхние зубы с внутренней стороны, делая языком движения вверх-вниз. Следите, чтобы губы не закрывали зубы, а нижняя челюсть не двигалась (дети выполняют упражнение вместе с логопедом каждый перед своим зеркалом).

– А теперь улыбнемся друг другу и птичнице Варе, которая работает на птичьем дворе и нас встречает.

III. Работа над речевым дыханием.

– А я про Варю знаю стишок:

“Тары-бары, растабары,
У Варвары куры стары”.

– Давайте и вы его расскажите (дети рассказывают хором). Этот стишок можно рассказывать очень тихо (дети рассказывают хором тихо); можно рассказывать грустно (дети рассказывают грустно фронтально).

IV. Закрепление пройденного.

1. Беседа по вопросам на изученную тему.

– Ну, вот мы и на птичьем дворе. Чей это дом? (Домашних птиц)

– А что еще называют их домом? (Птицеферму)

– Кто здесь ухаживает за домашними птицами? (Птичница)

– Еще кто-то может? (Птичник)

– А что делают птичница и птичник? (Кормят, поят, убирают, ухаживают)

– Из чего едят здесь птицы? (Из кормушки)

– Из чего пьют? (Из поилки)

– Что едят домашние птицы? (Специальный корм, зерно, пшено, хлебные крошки, червяков, мошек, жучков, гусениц)

2. Дидактическая игра “Посмотри и назови”.

– Каких же домашних птиц мы здесь встретили? (Логопед показывает картинки с: петухом, курицей, гусем, уткой, индюком, голубем)

– Давайте вспомним, что есть у петуха. (Логопед показывает указкой на картинке части тела петуха, а дети называют: голова, туловище, хвост, лапы, шпоры, когти, клюв, перья, крыло, глаза, гребешок, бородка)

3. Дидактическая игра “Кто как разговаривает?”.

– Ребята, а как же птицы разговаривают друг с другом?

петух – кукарекает,
курица – кудахчет, квохчет,
цыпленок – пищит,
утка – крякает,
гусь – шипит,
индюк – болбочет,
голубь – воркует.

4. Дидактическая игра “У кого кто в семье?”.

– А теперь давайте вспомним членов семьи каждой домашней птицы. (Логопед показывает картинки, а дети называют)

петух – курица – цыпленок. Где они живут? (В курятнике)
гусь – гусыня – гусенок;
утка – селезень – утенок;
индюк – индюшка – индюшонок;
голубь – голубка – голубок. Где они живут? (В голубятне)

Пальчиковая гимнастика “Утята”. (Поочередно сгибать пальцы рук, начиная с большого, а со слов “пи-пи-пи” ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук)

Первый, второй – шли утята.
Третий, четвертый – за водой.
А за ними плелся пятый,
Позади бежал шестой,
А седьмой от них отстал,
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал,
А десятый испугался.
Громко-громко запищал:
– Пи-пи-пи!
– Не пищи, поищи!

5. Дидактическая игра “Один – много”. (Логопед бросает мяч со словом, ребенок возвращает мяч, отвечая)

– На птичьем дворе я увидела курицу, а когда их будет не одна, то как скажем?

курица – курицы, куры,
петух – петухи,
цыпленок – цыплята,
гусь – гуси,
гусыня – гусыни,
гусенок – гусята,
утка – утки,
селезень – селезни,
утенок – утята,
индюк – индюки,
индюшка – индюшки,
индюшонок – индюшата,
голубь – голуби,
голубка – голубки,
голубок – голубята.

6. Дидактическая игра “Что сначала, что потом?”.

– Ребята, давайте заглянем в курятник и посмотрим, как появляются детки у кур. (Логопед предлагает детям выложить последовательно картинки, выполняют коллективно, результат проговаривают)

Образец: насест – гнездо – яйцо – птенец.

– Что курица сначала делает? (Откладывает яйца)

– А дальше? (Высиживает птенцов)

– А потом? (Выводятся, вылупляются птенцы)

– А затем? (Выкармливает птенцов)

7. Дидактическая игра с мячом “Подбери признак”.

– Посмотрите, какие красивые домашние птицы вырастают из птенцов.

петух (какой?) – краснобородый, крикливый,
гусь – длинношеий,
птенец – беспомощный,
индюк – недовольный,
утка (какая?) – красноклювая,
голубка – маленькая, быстрая,
утята (какие?) – шустрые,
голуби – сизые.

8. Дидактическая игра “У кого что?”.

– А давайте посмотрим на наших птиц внимательнее. Чем они могут похвалиться? (Дети рассматривают игрушки или картинки)

у петуха (что есть?) – красный гребешок,
у индюка – красивый хвост,
у курицы – пестрые перья,
у гуся – длинная шея,
у голубя – маленький клюв,
у утки – широкие лапы.

9. Дидактическая игра с мячом “Назови ласково”.

– Ребята, покажем птицам, какие вы добрые – обратимся к ним ласково.

птенец – птенчик,
петух – петушок,
курица – курочка,
гусь – гусик,
утка – уточка,
цыпленок – цыпленочек,
голубь – голубочек,
индюшка – индюшечка,
индюшонок – индюшоночек.

10. Дидактическая игра “Считайка”:

– А теперь мы попробуем посчитать домашних птиц. (Логопед на фланелеграф ставит карточки с цифрами от 1 до 5 и картинку с домашней птицей, указкой указывает последовательность и очередность счета)

Образец: один петух – два петуха – три петуха – четыре петуха – пять петухов,

один голубь –
одна утка –
одна курочка –
одна гусыня –
одно гнездо –

– Давайте посчитаем птиц по порядку.

Образец: первый гусь – второй гусь – третий гусь – четвертый гусь – пятый гусь,

первый птенец –
первая индюшка –
первое яйцо –

V. Физминутка.

Вышла курочка-хохлатка,
(дети по кругу идут за логопедом)
С нею желтые цыплятки.
Квохчет курочка: “Ко-ко!
Не ходите далеко!
На скамейке у дорожки
(дети садятся на корточки,
руки прикладывают к щеке,
глаза закрыты)

Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает
(затем глаза открывают,
встают, пальцы рук сцепляя в замок)

И цыпляток догоняет.”

VII. Закрепление пройденного (продолжение).

11. Дидактическая игра “Чья, чей, чье?”.

– Ой, ребята, чей это хвост? – петушиный. (Логопед показывает картинку)

чье перо? – куриное,
чей след? – утиный,
чей пух? – гусиный,
чье воркование? – голубиное,
чей писк? – цыплячий,
чья кормушка? – индюшачья.

12. Дидактическая игра”Помощники”:

– Ребята, а как мы можем помочь птичнице Варе кормить птиц? Давайте вспомним все действия со словом “кормить”:

Образец: покормить, накормить, перекормить.

– А со словом “закроет”?

Образец: откроет, прикроет, накроет.

13. Дидактическая игра “Потерялись слова”.

– А теперь вам, ребята, надо помочь птичнице Варе найти нужные предлоги, чтобы рассказать нам стишки про домашних птиц. (Логопед указкой на картинках или на игрушечном птичьем дворе подсказывает детям отгадку)

Куры желтой детворе
Ищут зерна … (НА земле)
Показал индюк индюшке
Много зернышек … (В кормушке)
– Завтра солнце выйдет снова! –
Прокричал петух … (С забора)
Утятам будет спать тепло,
Когда их спрячет утка … (ПОД крыло)
Голубочек сизый мой
Пролетел …(НАД головой)
Птенчикам шалить нельзя –
Можно выпасть … (ИЗ гнезда)
Красивое перо индюшки
Достала птичница … (ИЗ-ПОД подушки)
Когда гулять решил ты босиком,
Стоять не надо … (ПЕРЕД индюком)
Идут утята весело гуськом
На дальний пруд … (ЗА червяком)
Цыпляток маленький отряд
Букашек ищет … (МЕЖДУ гряд)
Как только положат в кормушку зерна,
Выйдет петух … (ИЗ-ЗА угла)

14. Дидактическая игра “Хвастуны”.

– Ой, ребята, посмотрите, как заважничали домашние птицы. Они чем-то хвастаются. (Логопед указкой на картинке или на игрушке показывает называемую им часть тела птицы)

Образец: у петуха (что?) – не голос, а голосище,

у индюка – не хвост, а хвостище,
у утки – не лапы, а лапищи,
у гуся – не шея, а шеища,
у курицы – не крыло, а крылище,
у голубя – не глаза, а глазищи,
у селезня – не клюв, а клювище,
у гусыни – не перо, а перище.

– Ну вот, пришло время прощаться нам с птицами. Скажем им и птичнице Варе спасибо и до свидания. (Дети проговаривают хором, логопед убирает картинки с фланелеграфа, убирает игрушечный птичий двор)
– Ребята, а у каких птиц в гостях мы сегодня были?
– Кому помогали?
– Кого из домашних птиц встречали?
– Полезны ли для человека домашние птицы?
– Чем? (Они дают мясо, яйца, перо, пух)
– Надо ли человеку ухаживать за птицами?
– Почему?
– Мы многое сегодня вспомнили и повторили. Молодцы.

Литература:

1. Лопухина И.С.“Логопедия. Речь, ритм, движение.”–СПб.:КОРОНА принт, 2004.

2. Петрова Т.И., Петрова Е.С.“Игры и занятия по развитию речи дошкольников”– М.:Школьная Пресса, 2004.

Конспект занятия по развитию речи «Домашние птицы»

Анна Анатольевна Герасимова
Конспект занятия по развитию речи «Домашние птицы»

Задачи:

1. Закрепить знания о характерных признаках домашних птиц, их внешнем виде.

2. Совершенствовать связную речь.

3. Активизировать словарь детей по теме “Домашние птицы”.

4. Развивать память, слуховое внимание, зрительное восприятие.

5. Развивать общую и мелкую моторику рук.

Материа: Сюжетная картины “Птичий двор”. Предметные картинки домашних птиц, птенцов, полоски картона, фасоль, клей,кисточки.

Ход занятия

Мы сегодня отправимся на экскурсию на птичий двор. А что бы нам попавсть на птичий двор, нужно загадки отгадать.

Загадки:

Кто заливается, поет

О том, что солнышко встает? (петух)

Удивительный ребенок, только вышел из пеленок

Может плавать и нырять

Как его родная мать (утенок)

Красные лапки, длинная шея

Щиплет за пятки, беги без оглядки (гусь)

Что за птица, людей не боится

Не летает высоко, и зовет детей

Ко-ко-ко? (курица)

Тело перьями покрыто

Бородой трясет сердито

Хвост почти как у павлина

Когти остры, ноги длинны

На дворе всех распугал (индюк)

Загадки отгадали и на птичий двор попали. (сюжетная картина “Птичий двор”)

Кто здесь живет? Назови птиц.

Это домашние птицы.

Назови части тела домашних птиц.

Игра “Кто лишний?”

Найдите лишнюю картинку и скажите почему она лишняя.

Игра “Это правда или нет?”

Хлопни в ладоши, если я скажу не правильно.

Например: “У гуся 3 лапы, перепонки, шпоры, хвост, гребешок, усы; у петуха есть гребешок, 4 ноги, перепонки, шпоры, хвост, шерсть, голова. ” И т. д.

Игра “Кто как голос подает”

Гусь – “га-га” – гогочет

Утка – “кря-кря” – крякает

Курица “куд-куда” – кудахчет

Петух – “ку-ка-ре-ку” – кукарекает

Индюк – “бл-бл” – болобочет

Игра “У кого кто?”

У курицы – цыплята; у утки – утята и т. д.

Игра “Чья семья?”

Птенцы потерялись, нужно назвать их “родителей”

У цыпленка – мама курица, папа петух и т. д.

Физминутка

Ходит по двору индюк

Среди уток и подруг

Вдруг увидел он грача

Рассердился, сгоряча затопал

Весь раздулся, словно шар

Или медный самовар

Работа с раздаточным материалом

Рассмотрите свои картинки и скажите ласково о своих птицах (утка – уточка, курица – курочка и т. д.)

Угощение для домашних птиц “Червячки”

Выложить червячка из фасоли на полоску бумаги, промазанную клеем

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Домашние и дикие животные и птицы» Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Домашние и дикие животные и птицы» во 2 младшей группе.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Домашние птицы» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Домашние птицы» Цели: познакомить детей с названиями домашних птиц, внешним видом, образом.

Конспект открытого занятия по развитию речи для детей 4-го года жизни «Домашние животные и их детеныши» Программное содержание: – учить детей отвечать на вопросы распространенными предложениями; – упражнять в интонационном произношении речи.

Конспект занятия по развитию речи «Домашние птицы» для детей младшего дошкольного возраста Цель: познакомить детей с домашними птицами;учить называть и различать птиц;понимать и отвечать на вопросы воспитателя. Ход занятия:Воспитатель:.

Конспект занятия по развитию речи «Зимующие птицы» 1. Тема: Зимующие птицы. 2. Цель занятия: Обучение описательному связному высказыванию. 3. Задачи: Образовательные: Формировать, уточнять.

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе на тему «Домашние животные» Цель: 1. Обогащать и систематизировать словарный запас. 2. Активизировать и закреплять речь по теме «Домашние животные». 3. Развивать внимание,.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы».Составила :Макарова И. Е. Цель: Формировать и закреплять знания о зиме.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе по теме «Птицы» Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе. Тема: «Птицы» Цели и задачи: 1)ЗКР. Закрепление звукопроизношения звуков.

Развитие речи “Домашние птицы”

Цели и задачи:

· расширить представления о домашних птицах и их детенышах (названия, особенности внешнего вида, способы передвижения, издаваемые звуки);

· обогащение, закрепление и активизация словаря по теме;

· образование существительных множественного числа;

· учить оставлять небольшой рассказ о домашней птице с опорой на схему;

· математические представления: вверху, внизу;

· развивать слуховое и зрительное внимание, память;

· воспитывать любовь и заботливое отношение к домашним птицам;

· учить внимательно слушать собеседника.

Материалы и оборудование:

  • презентация к занятию по теме «Домашние птицы» составлена с использованием картинок и звуковых эффектов взятых из интернета;

· игрушки (для составления описательных рассказов);

· загадки и стихи.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

( дети рассматривают картинку)

– Скажите, кого мы видим на картинке?/ответы детей/

Я вам загадаю загадки, а вы попробуй те отгадать про какую птицу идет речь.

· Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами,

Кто это на колышке?

· Распускает хвост павлином,

Ходит важным господином,

По земле ногами – стук,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки.

· Закудахтала она: “Я большая птичка!

Поглядите, принесла жёлтое яичко!”

И пошла на улицу

· Под дождём она гуляет,

Щипать травку обожает,

Кря кричит, Всё это шутка,

Ну конечно – это …

-Как можно назвать этих птиц? /Домашние/

-Домашними их называют потому что за ними ухаживает человек. Он их кормит, поит, содержит в порядке их жилье.А кто знает как называется жилье этих птичек?/ответы детей/

Посмотрите внимательно на картинку и назовите мне птиц, которых вы видите в верхнем ряду?/ответы детей/

– А теперь, внимательно посмотрите и скажите,каких птиц вы видите в нижнем ряду?/ответы детей/

Игра «Что изменилось?»

Закройте глазки.(В это время педагог меняет расположение домашних птиц на картинке)

-А теперь скажите, изменилось ли что на картинке или нет?

Перед нами

Не будильник и не мама,

Поднимает утром рано.

Самый звонкий голосок:

Чтобы солнышко встречали,

Вместе с солнышком вставали.

-Конечно –это красавец петушок.

– Скажите,чем покрыто тело у птиц?/перьями/

-А что еще у птиц есть ? Посмотрите, внимательно.

– У них по две лапки.

-Шпоры у петушка.

-У некоторых /петушок /есть гребешок.

Подумайте, а что умеют делать домашние птицы?

-Они умеют бегать.

-А кто знает, какие домашние птицы умеют плавать?

– Птиц, которые умеют хорошо плавать называют –водоплавающими.

«Назови семью»

Дети рассматривают картинки, вспоминают и называют:

· Курица – петух –цыпленок /а много у них будет … цыплят/

· Утка – селезень – утенок /а много у них будет…. утят/

· Индюшка – индюк -индюшонок /а много у них будет… индюшат/

· Гусыня- гусь- гусенок /а много у них будет… гусят/

Песня «Петушок» – Музыкальная разминка

Дети идут по кругу взявшись за руки, важно поднимая ноги.

Покачивание головой в разные стороны и взмахи руками (крылышками).

Важно поднимаем ноги (как петушок) и делаем движения руками (крыльями)

Руки вверх, покачивание из стороны в сторону.

Посмотрите, ребята, мы с вами очутились на птичьем дворе.

-А вы знаете, как домашние птицы голос подают.

Игра «Угадай, кто как кричит.»

(педагог включает запись, а дети отгадывают)

«Ко-ко-ко, куд – кудах –тах -тах»,-кудахчет и квохчет.

«Га-га-га, го-го-го»,- гогочет….

-А вот индюк, ребята он – болбочет, послушайте (запись)

«Бл-бл-бл »- вот, что он кричит.

Посмотрите внимательно на картинку

-Это кто?/домашние птицы/

-Давайте посмотрим на клюв петушка и на клюв утки.

-Одинаковы ли они? Ответы детей

-у петушка клюв острый, а у уточки лопаточкой;

-у петушка большой хвост, а у утки – маленький;

-у петушка есть гребешок и бородка, а у утки нет;

-на лапках у петуха шпоры, а у утки на лапах есть пальцы, которые соединены перепонкой.

-Посмотрите на лапки утки и вспомните, у кого еще из домашних птиц такие лапки?

Лапки уток и гусей похожи на ласты, что помогает этим домашним птицам хорошо плавать.

Петушок и курочки быстро бегают, а утки и гуси хорошо плавают.

А вот когда индюку угрожает опасность, он распускает веером свой хвост и надувается, важничает.

-Нужно птичек беречь и помогать за ними ухаживать.

Домашние птицы приносят человеку пользу.

-Кто знает, какую?

-Домашние птицы дают нам мясо, яйца, пух.

А вот из их пуха делают подушки, на которых вы сладко спите, одеяла и ваши некоторые куртки и пальто тоже состоят из их пуха.

Вот такие замечательные и полезные эти домашние птицы.

Предложить детям взять игрушку птицы по выбору и (с помощью наводящих вопросов педагога рассказать про понравившуюся птицу.)

И закончим мы наше занятие веселым танцем

« Танец утят ».

Читайте также:
Логопедическое заключение ОНР 4 уровня
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: