Конспект занятия по развитию речи (обучению грамоте)

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
«Волшебный сундучок Дедушки Грамотея»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Виды детской деятельности: Игровая, познавательная, коммуникативная.

Цель занятия: Выявить и закрепить уровень знаний, умений и навыков по разделу «Подготовка к обучению грамоте». Помочь дошкольникам освоить программный материал, добиваться большей активности детей на занятии.

  1. Учить детей называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах.
  2. Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласны)
  3. Совершенствовать навык ответа полным предложением на заданный вопрос расширять активный словарь.
  4. Закреплять навык звукослогового анализа слов.
  5. Формировать умение делить слова на слоги.
  1. Совершенствование навыка звукового анализа.
  2. Развивать графо-моторные навыки.
  3. Развивать слуховое внимание, память.
  4. Развивать логическое и творческое мышление.
  5. Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его.
  6. Закрепить знание гласных и согласных звуков.
  1. Формировать положительную установку на занятие.
  2. Совершенствовать навык переключения с одного вида деятельности на другой.
  3. Развивать навык работы в группе и индивидуально.
  4. Воспитывать интерес к занятиям через использование занимательных упражнений.

Методы и приемы:

Наглядный: Показ, демонстрация, иллюстрация.

Словесный: Художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, пояснения.

Игровой: Сюрпризный момент, игра.

Наглядный материал: сундук, конверт с письмом, ключи, картинки с изображением предметов, карточки с изображением согласных букв, мяч, корзина с кубиками, корзина с игрушечными продуктами.

Раздаточный материал: картинки для штриховки, простые карандаши.

Словарная работа: Алфавит, буквы, слоги, гласные и согласные звуки.

Индивидуальная работа: Побуждать к активной речевой деятельности.

Предварительная работа: Беседа, речевая настройка, чтение художественной литературы.

I. Вводная часть

Дети заходят в группу и встают полукругом.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие. Давайте поздороваемся с гостями, друг другом. Здравствуйте!

Посмотрите на нас!

Мы – ребята, суперкласс!

Дружные и смелые,

Можем многое мы делать,

Клеить, резать, лепить, плести,

Хорошо себя вести!

Посмотрите, вы на нас!

Мы – ребята, суперкласс!

II. Основная часть

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, к нам пришла посылка! Написано: “От Дедушки Грамотея ИЗ СТРАНЫ АБВГДейкин!” Давайте ее откроем и узнает, что там внутри!

(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достает оттуда сундук и письмо.)

Воспитатель: Сундучок- то не простой! С семью замками! Давайте прочитаем письмо:

“Дорогие ребята! Дети старшей группы!”

Пишет вам дедушка Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал вам подарок в сундучке. Но сундучок с семью замками. К каждому замку есть свой ключик. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, ест еще один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха, Дедушка Грамотей.

Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать вместе?

Воспитатель: А вот и загадки есть в письме:

Есть в комнате портрет,

Во всем на вас похожий

Засмейся – и в ответ

Он засмеялся тоже.

Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!

(Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала.)

Воспитатель: А ключ то не простой! На нем задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Дедушки Грамотея! Справимся с этим заданием- один замок откроем!

Воспитатель: Помощники Дедушки Грамотея принесли для вас карточку с изображением цветка. Что это за цветок?

Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Мак. Какой первый звук?

Воспитатель: Звук М. Давайте попробуем пропеть этот звук. М-м-м. Получается? А что нам мешает?

Воспитатель: Если мы не можем пропеть его, то какой это звук?

Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове Мак?

Дети: М-аааа-к! Звук А!

Воспитатель! Давайте попробуем его пропеть!

Воспитатель: Звук А можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?

Воспитатель с детьми пробует пропеть третий звук К и определяют, что он не поется! А значит он согласный!

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключик!

(Воспитатель вставляет ключик в первый замок.)

Воспитатель: Слушайте вторую загадку, где искать второй ключ:

Не куст, а с листочками,

Не человек, а разговаривает,

Не рубашка, а сшита.

Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!

(Находят второй ключ, выполняют второе задание.)

Воспитатель: А задание такое: поиграть в игру “Доскажи словечко” Дедушка Грамотей очень любит стихи. Однажды он начал вспоминать их, но забыл. слава. Давайте поможем Дедушке!

1. Над лугами, над водой

Читайте также:
Подгрупповое коррекционное занятие для детей старшего дошкольного возраста "Поможем Золушке"

Хлынул дождик проливной,

А потом повисло

В небе коромысло.

2. Утром дед спросил у внучки:

Почему не моешь . (ручки).

3. Михаил играл в футбол

И забил в ворота . (гол).

4. Солнце светит очень ярко,

Бегемоту очень. ( жарко).

5. Где обедал воробей?

В зоопарке у . (зверей).

6. У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из . (лейки).

Воспитатель: Правильно! И следующее задание вам надо выполнить с карандашом и прописью (или тетрадью, можно дать картинки, которые дети должны заштриховать).

(Дети справляются с заданием, открывают ключом четвертый замок.)

Воспитатель: А пятый ключ будем искать вот где:

Дарит чудеса она

В большом ящике живет.

Всем, кто очень любит строить.

Побывать в ней детям стоит. (конструктор).

(Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)

Воспитатель: Вот он ключик, а на нем следующее задание- игра!

Я буду называть действие, а вы будете отгадывать, кто их совершает.

1. Кто и что летает? (Самолет, птица, воздушный шар, бабочка, мух, пушинка, листья желтые с деревьев)

2. Кто и что плавает? (Корабль, доска, человек, собака.)

3. Кто и что греет? (Печь, солнце, грелка.)

4. Кто и что идет (Человек, дождь, снег, время.)

5. Кто и что стоит (Человек, дом, столб, стол.)

6. Кто и что прыгает (Мячик, заяц, человек.)

(Дети выполняют задание, получают ключик и открывают шестой замок.)

Воспитатель: Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:

Бьют его, а он не плачет,

Только выше, выше скачет!

Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ)

Воспитатель: Слушайте последнее – шестое задание! Это игра “Магазин”

Мы пришли в продуктовый магазин. Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук “С”. Что вы купите? Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста.

А теперь мы выбираем продукты, в названиях которых есть звук “К”: картошка, какао, кофе, карамель, крупа, шоколад.

Давайте выберем те продукты, в названиях которых есть звук “М”: молоко, масло, макароны, сметана, мука.

(Когда дети называют слова, можно попросить их придумать предложение с названым словом.)

После выполнения задания дети получают седьмой ключ, вставляют в замок. Сундучок открывается.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!

Дети: Это Печенье! Оно в форме букв!

Воспитатель: Можно и поиграть с буквами, можно и чай с печеньем попить!

III. Заключительная часть

Спасибо Дедушке Грамотею! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Дедушки Грамотея? Что больше понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности? Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! А теперь предлагаю всем пить чай с волшебным печеньем!

Конспект занятия по развитию речи (обучение грамоте) в подготовительной группе «По тропинке знаний»

Наталья Трофимова
Конспект занятия по развитию речи (обучение грамоте) в подготовительной группе «По тропинке знаний»

Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте.

• Закрепить умения детей составлять предложения с заданными словами;

• Закрепить умения правильно образовывать грамматическую форму слов;

• Закрепить умения делить слова на слоги;

• Уточнять понятия «звук» и «буква»;

Развивать внимание, память, мышление;

• Закреплять умение работать у доски;

• Воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать друг друга.

• Воспитывать умение внимательно слушать и понимать устную речь.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, скоро вы пойдете в школу и будете вспоминать наш детский сад, своих друзей, наши игры, занятия, праздники, прогулки. Сегодня на занятии мы с вами отправимся на прогулку по тропинкам наших знаний,которая находится между детским садом и школой. По пути мы будем делать остановки для того чтобы выполнить задания, приготовленные для вас. (конверты)

Вы готовы? Тогда в путь.

(Карта маршрута висит на доске.)

Наша речь состоит из … (слов и предложений).

Если слова подружатся и встанут рядом, то получится … (предложение).

В предложении может быть разное количество (2,3, и т. д.)(слов).

А слова из чего состоят … (из слогов, звуков, букв).

И мы начнём наш путь по тропинке.

1-ая остановка «Предложение»

(Закрепление понятия «Предложение».)

Правила игры: Кивнуть головой утвердительно, если прозвучит предложение; покачать отрицательно головой, если прозвучит набор слов.

Воспитатель.Объяснение:я говорю: «Пчела, жужжать». Что я сказала? Просто два разных слова.А вот: «Пчела жужжит». Это предложение, потому что слова здесь дружат. Здесь есть законченная и понятная нам мысль.

«Дети учатся».

«Лена, цветы, полить».

«Лена поливает цветы».

– Сколько слов в этом предложении?

Читайте также:
Постановка и автоматизация звука (Р)

– Хорошо, молодцы. Идём дальше.

«Отгадайте слово по его описанию», /деление отгадок на слоги/.

– На этой остановке нужно будет отгадать несколько загадок.

(Ребята делят слова разными способами: хлопками; руку подставить под подбородок и заметить, сколько раз подбородок прикоснётся к руке, столько и слогов.)

– Покажите на пальцах, сколько слогов вы насчитали?

(Дети поднимают два пальца.)

• Солнечные, песочные, каминные, электронные, башенные, настенные, бегущие, отстающие… (ча-сы).

• Интересная, иллюстрированная, бумажная, электронная,библиотечная, взрослая, детская (кни – га)

3-ая остановка. «Алфавит»

– Какие звуки называются гласными?

(Те звуки, которые мы поём голосом.)

– А какие звуки называются согласными?

(Те звуки, которые не поются.)

4 остановка: «Физминутка с Царём – Букварём»

Давным – давно жил царь Букварь, (рывки руками)

И делал каждый день зарядку:

Он головой крутил, вертел

И танцевал вприсядку.

Плечами уши доставал

И сильно прогибался.

Он руки к небу поднимал: за солнышко хватался.

5. «Антонимы. Скажи наоборот»(соревнуются девочки и мальчики)

1. низкий – высокий;

2. тяжелый – легкий;

6. шумный город –тихий город;

7. веселый вечер –грустный вечер.

2. мягкий– твердый;

3. узкий –широкий;

4. кислый –сладкий;

5. хороший –плохой;

6. Горячий -холодный

7. Хороший -плохой

9. Весёлый -грустный

11. Гладкий -шероховатый

Нам сейчас предстоит сложное задание,в котором должны трудиться наши глаза, поэтому мы с вами сделаем гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз

«Глазкам нужно отдохнуть.»

(Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть.»

(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут.»

(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут»

(Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо.»

(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!»

(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

4-я остановка А теперь поиграем в игру «Будь внимателен!»

Когда я называю гласную вы поднимаете руки вверх, когда согласную- вниз, когда слово- обнимаете себя, когда непонятный звук – хлопаете. А сейчас я буду вас путать, будьте внимательны!

5-я остановка «Домики для картинок»( 4 листочка с изображением домика,на каждом надпись: «он», «она», «они» или «оно».Дети разбирают предметные картинки и раскладывают в соответствующие домики)

6-ая остановка «Перессказ»

Молодцы. Ребята посмотрите на наш план – карту. «Пересказ». Сейчас я буду читать рассказ и по ходу выставлять схемы, а вы запоминайте что они обозначают.

Утро. Борис был на озере. Он смастерил кораблик с белыми парусами. Кораблик быстро поплыл по озеру.

– Плыви, кораблик! – крикнул Борис.

(При чтении выставляю последовательно картинки.)

7. Мы с вами дошли до конца аллеи. Осталась последняя остановка «Венок из предложений»

Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.

Ход: Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение.Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе.

Рефлексия. Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? Какие задания выполняли? Какое задание было трудным? Какое легким? Какое интересным?

Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные» Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию занятие по обучению грамоте «Двойные согласные». Цель нашего занятия: учить интонационно.

Конспект интегрированного занятия по математике и развитию речи в подготовительной группе «По дорогам знаний» Программное содержание: Образовательные задачи: Выявить полученные знания, представления, умения детей Совершенствовать умение находить.

Конспект итоговой НОД по развитию речи и обучению грамоте «Весенние приключения» в подготовительной группе Цели: Обобщить и систематизировать Знания детей по теме «Весна». Закрепить речевые достижения, достижения в развитии основных психических.

Конспект НОД по развитию речи с элементами обучения грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР «В гости к весне» Провели занятие: Учитель-логопед Е. Ю. Шальнова, воспитатель И. В. Пензина. Цель занятия: создать условия для выполнения заданий. Коррекционно.

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группе Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте. Задачи: Образовательные: Совершенствовать.

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Весна пришла» в подготовительной группе Цель: способствовать обобщению представлений о весне, как времени года, о жизни насекомых, птиц, о погодных условиях в весеннее время.

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте «Зима. Декабрь» Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте по теме «Зима. Декабрь» для детей подготовительной группы Воспитатель Зайцева Е. М.

Конспект занятия по развитию речи для детей 4–5 лет. Обучение рассказыванию по картине «Мороза не боимся!» Цель: формировать умение у детей составлять рассказ из нескольких предложений, отображающих содержание картины, по плану, предложенному.

Читайте также:
Задания логопеда по лексической теме ‘Насекомые’

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Обучение грамоте. Слово» Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровский ЦО №1» ДО № 2 Всеволожского района.

Конспект итогового занятия по обучению грамоте и развитию речи в подготовительной группе

Содержимое публикации

Конспект итогового занятия в подготовительной группе

по развитию речи

«Необычная школа»

Воспитатель: Шилкина Н.Л.

Задачи- образовательные: закреплять знания о гласных и согласных звуках;

-совершенствовать умения детей в делении слов на слоги, в составлении предложений по схеме, с заданным словом, называть

Первое, второе, последнее слово в предложении ;

-закреплять умение делать звуковой анализ слова;

-упражнять в различении твёрдых и мягких согласных, осваивать способы слогового чтения;

– закреплять умения правильно образовывать грамматическую форму слов;

-упражнять в подборе антонимов, в образовании притяжательных прилагательных от названий животных.

Развивающие: развивать речь, мышление, память и внимание;

-закреплять у детей знания, полученные ранее.

Воспитательные: воспитывать умение слушать воспитателя, сверстников;

-воспитывать стремление к знаниям, усидчивость;

-доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.

Демонстрационный материал: маски-шапочки зверей на каждого ребёнка; синие, красные, зелёные круги, дерево с листочками, на которых написаны буквы; схемы предложений; газета «Лесные вести»; надпись (лесная школа);колокольчик , медали для детей с надписью “К школе готов”,маркер, мяч.

Раздаточный материал: листочки в клетку на каждого ребенка, простые и цветные карандаши.

Ход занятия:

В зал входят дети с воспитателем: «У нас сегодня гости, ребята. Давайте с ними поздороваемся. Посмотрите, ребята, у нас сегодня как-то необычно, какое-то странное дерево и надпись. Давайте ее прочитаем».

Дети читают вывеску «Лесная школа».

Воспитатель: «Мы сегодня попали с вами в «Лесную школу». А как вы думаете кто учится в лесной школе? Что-то никого не видно из зверей, наверное, их кто-то напугал и они разбежались. А хотите ли вы позаниматься в лесной школе? Тогда одевайте маски лесных зверей и торопитесь на урок. Звенит звонок, начинается урок и вести этот урок буду я (одевает маску совы «Мудрая сова»). Здравствуйте, народ лесной! Рада видеть вас всех вместе. Я газету принесла вам, называется «Лесные вести». Газета эта непростая, а с заданиями для зверят, ведь они скоро пойдут в школу. И если эти задания зверята выполнят, им выдадут свидетельства о готовности к школе в виде медали. А вы уже, наверное, получили такие медали? Дети отвечают нет.

Воспитатель: «Это дело поправимое. Вы тоже можете получить эти медали, если выполните все задания, которые написаны в газете. Итак, первое задание. Посмотрите на это необычное дерево. Что написано на этих листочках? Почему буквы разных цветов? (потому что одни буквы гласные, другие согласные). А чем отличаются буквы от звуков? (буквы мы видим, пишем, читаем, а звук мы слышим и произносим). Давайте назовем гласные и согласные буквы. А если поставить две буквы рядом, что получится? (слог) Какие бывают согласные? (твердыми, мягкими, звонкими и глухими)».

Воспитатель снимает несколько гласных и согласных букв, дети произносят слоги (мы, па, си, ку….) и определяют какой согласный твердый или мягкий.

Воспитатель: «А, сейчас мы с вами попробуем сделать звуковой анализ слова «лиса» ( дети определяют и выкладывают кружки разного цвета). Проходим за столы и на листочках сделаем звуковой анализ слова «школа». Дети выполняют задания на листочках, воспитатель проверяет правильность выполнения.

Физминутка: Потянулись, улыбнулись, влево, вправо повернулись, наклонились и присели, выпрямились.

Второе задание для тех, кто хочет пойти в школу.

Игра «Доскажи словечко».

Одна кошка – много …….. (кошек)

Один волк – много ……… (волков)

Один чулок – много ……. (чулок)

Одна простыня – много ………. (простыней)

Одно ухо – много ……. (ушей)

Одна сова – много ……….. (сов)

Одна лиса – много ……. (лис)

Одна белка – много …… (белок)

Одна мышь – много …….. (мышей)

Один еж – много ……… (ежей)

Игра с мячом «Чей, чья, чье»

Шуба лисы – чья шуба? ( лисья)

Уши зайца – чьи уши? (заячьи)

Клыки волка – чьи клыки? (волчьи)

Хвост лисы – чей хвост? (лисий)

Дупло белки – чье дупло? (беличье)

Нора лисы – чья нора? (лисья)

Берлога медведя – чья берлога? (медвежья)

Лапы зайца – чьи лапы? (заячьи)

Когти медведя – чьи когти? (медвежьи)

Третье задание: Отгадайте загадку:

Оно может быть тихим,

Оно может быть громким,

Оно может быть ласковым,

Может быть грубым,

Оно может обидеть,

Оно может рассмешить,

Его можно сказать, а можно взять и написать. (слово)

А кто из вас знает, как определить сколько в слове слогов? (протопать, прохлопать)

Читайте также:
Игры и упражнения на развитие артикуляционной и мелкой моторики

А как еще? Сколько в слове гласных, столько и слогов – это знает каждый из учеников.

Прохлопайте слово «Винни-пух», прошагайте слово «Гном», покачаем головой слово «Буратино».

Игра «Рассели животных»

Ребята, у меня есть волшебные домики. Одно окошечко – один слог, два окошечка – два слога, три окошечка – три слога, четыре окошечка – четыре слога. Вам нужно расселить животных по домикам, если в названии животных один слог, мы его поселим в домик с одним окошечком и т.д.

Четвертое задание: «Ребята, посмотрите и скажите, что это такое (показываю схему-предложение). Давайте вспомним из чего состоит наша речь. (из предложений). А предложение? (из слов). Да, дети, предложение – это несколько слов, которые дружат между собой. Скажите, что означает каждая полоска на схеме. Как пишем первое слово в предложении? Что ставим в конце предложения? Посмотрите на схему предложения. Сколько слов в этом предложении? Придумайте по этой схеме предложение. А теперь придумайте предложение с одним словом, с двумя и четырьмя. А сейчас пройдем за столы и напишем схему предложения, которого я вам скажу. (Весна, кругом лужи. Стоят чудесные деньки. Звери рады приходу весны) Какое первое слово в предложении? Какое последнее? Какое второе?

КОНСПЕКТ занятия в подготовительной к школе группе по образовательной области «Развитие речи» /подготовке к обучению грамоте/

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по образовательнойобласти”Развитие речи”

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ занятия в подготовительной к школе группе по образовательной области «Развитие речи» /подготовке к обучению грамоте/»

город Новочебоксарск Чувашская Республика

«Современные информационные образовательные технологии в ДОУ»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 16 «Красная Шапочка»

города Новочебоксарска Чувашской Республики

Воспитатель

Царева Татьяна Николаевна

г. Новочебоксарск. 2017 г.

Предмет: Развитие речи. Подготовка к обучению грамоте

Возрастная группа:

Подготовительная группа (6-7 лет)

Тема: «Странацветов»

Продолжительность: 30 минут

ИКТ (электронная презентация), оздоровительные технологии (двигательные паузы).

Место занятия в учебной программе

Занятие проводится согласно учебной рабочей программы подготовительной к школе группы и календарно-тематического плана.

Занятие представляет образовательную область (определенное направление развития и образование детей) «Развитие речи». Соблюдены принципы интеграции: образовательных областей, в ходе выполнения методических приемов решаются задачи образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие» (игровая деятельность); «Физическое развитие» (двигательные паузы); «Речевое развитие» (речевая деятельность,), «познавательное развитие» (ознакомление с окружающим); художественно-эстетическое развитие (музыкально-творческая деятельность).

Дети подготовительной группы. Дети могут быть включены как посещающие детский сад, так и не посещающие.

Вид: речевое развитие

Тип: сюжетно-игровое

Форма проведения: Игра-путешествие

Цель: формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

Организационные параметры:

Проводится как с подгруппой детей (до 10-12 чел.). Состоит из трех частей: организационной, основной, заключительной.

Требования к помещению:

Просторное помещение группы: должна быть возможность свободного передвижения

участников. Должны быть предусмотрены зоны для работы за столами, зоны работы с демонстрационным материалом, в том числе использования интерактивного

оборудования (ноутбук, медиаустановка, экран, звуковое устройство).

Параметры занятия

Часть занятия

Методические приемы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Длитель-ность

организационная

1.Игровая мотивация «Путешествие в страну цветов»

2. Дидактическое упражнение «Составь слово (ЛАНДЫШ)

3.Звуковой анализ слова (ЛАНДЫШ)

вопросы к детям по звуковому анализу слова

составление из букв слова

составление слова из фишек

4 Пальчиковая гимнастика «Цветок»

выполнение вместе с детьми

5.Дидактическое упражнение «Доскажи словечко»

задание на развитие фонематического слуха

6.Дидактическое упражнение «Волшебные окошечки»

предлагает назвать слова со звуком «З» по схемам на экране

дети называю слова

7.Зрительная гимнастика «Лес»

воспитатель читает стихотворный текст

дети выполняют движения глазами

8.Дидактическое упражнение на составление предложений (схематичное) из 2-х, 3-х слов

воспитатель называет задание

дети составляют схему и читают свои предложения

9. Дидактическое упражнение « словак играю в прятки»

воспитатель обращает внимание на задание на лепестке семицветика: из данных слов деленных на слоги составить из слогов новые слова

дети думают и называю

10.Дидактическая игра «Какой- какие»

воспитатель зачитывает объяснение слова

дети по этому объяснению называю слова определения

11. составление описательного рассказа по мнемокарте»

воспитатель обращает внимание на карту-схему на экране. Опрос 2-3 детей по желанию

дети рассказываю по схеме

заключительная

13. Подарок от феи

воспитатель предлагает вернуться в детский сад. Беседа с детьми

воспитатель дарит подарок

Материал и оборудование

Раздаточный материал:

Печатные буквы «Ландыш»

Полоски-карточки с шестью окошками, фишки (зеленого, красного, синего цвета) по количеству детей

Листочки в линейку, простые карандаши

Демонстрационный

Карточки с изображением цветов

Слайд-презентация к занятию

Оборудование:

ТСО: ноутбук, проектор, экран, колонки для воспроизведения звука

Комплекс занятий по обучению грамоте в подготовительной группе

Содержимое разработки

Тема. Звуки и буквы. Гласные звуки

Читайте также:
Обучение пересказыванию детей с тяжелым нарушением речи

(без употребления терминологии)

Цель: дать понятие о звуках и бук­вах как строительном материале слов; учить слышать звучащее слово; уста­навливать последовательность звуков в слове; способствовать развитию фо­нематического слуха; учить писать эле­менты букв; развивать фонематичес­кий слух, речь, внимание; воспитывать любознательность, трудолюбие.

Оборудование: предметные картин­ки, карточки-схемы, фишки, иллюс­трации.

I. Организация детей

II. Основная часть

1. Мотивация обучения учащихся.

— Пушок и Чича столкнулись с про­блемой. Они считают, что всё из чего-то состоит: книга — из бумаги; дом — из кирпича; салат — из овощей. А из чего состоит наша речь?

2. Сообщение темы и задач заня­тия.

— Сегодня на занятии мы и познако­мимся с тем, что же является строи­тельным материалом для слов.

3. Первичное восприятие и осозна­ние нового материала.

— Как вы думаете, из чего же состоят слова? Они состоят из букв, которые мы видим в книгах, газетах.

А из чего «сделаны» слова, кото­рые мы произносим, слышим? Это мы сейчас узнаем, сыграв в игру «Мол­чанка».

4. Игра «Молчанка».

(В тишине учитель незаметно скри­пит стулом, звенит колокольчиком, топает ногой и т. д.)

— Какие звуки вы можете услышать на улице?

5. Сообщение учителя с элемента­ми беседы.

— Нас окружает много звуков: ше­лест листьев, скрип двери, тиканье часов, звонок телефона, шуршание шин по асфальту. Это неречевые зву­ки. С их помощью невозможно по­строить слово. Только звуки чело­веческой речи обладают волшебной силой: если они станут в определён­ном порядке, получится слово.

Что я произношу: [с], [м], [о]? (Звуки)

— А сейчас я эти звуки построю в оп­ределённом порядке: [с] [о] [м].

Что получилось? Что значит это слово?

Условно мы будем обозначать зву­ки схемами.

Физкультминутка.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик!

Раз — сюда, два — туда,

Повернись вокруг себя.

Раз — присели, два — привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели — встали, сели — встали,

Ванькой-встанькой словно стали.

III. Обобщение и систематизация зна­ний.

1. — Звуки речи бывают разные. Одни свободно и легко вырываются нару­жу, не встречая на своём пути ника­ких преград. Эти звуки называются гласными. При произнесении других

звуков воздуху приходится прорываться через препятствия, которые ставят ему губы, небо, зубы, язык.

Воздух свободно идёт через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос зовёт,

Звук получается гласный.

2. Письмо элементов букв.

3. Игра «Не ошибись».

— Я называю звук, а вы — слова, кото­рые с него начинаются: [л], [б], [а].

Я называю слова, а вы хлопками дол­жны поймать последний звук. Но хло­пать будете только тогда, когда пос­ледним будет звук [к]. Что нужно делать, чтобы не ошибиться? (Про­изнести слово)

Молоток, дом, игрушка, восток, ка­пуста, пятак, цветок, луна.

III. Итог урока

— С чем познакомились на уроке?

Тема. Звуки и буквы.

Согласные звуки

(без употребления терминологии)

Цель: дать понятие о согласных зву­ках; учить различать гласные и соглас­ные звуки; продолжить знакомство с условными обозначениями глас­ных и согласных звуков; развивать фонематический слух; работать над артикуляцией звуков; прививать лю­бовь к обучению.

Оборудование: иллюстрации, сюжет­ные картинки.

I. Организация детей

II. Основная часть

1. Актуализация опорных знаний.

— Из чего состоит наша речь? Пред­ложения?

— Кого вы видите на картинке? <Рыбу)

— Составьте предложение с этим сло­вом.

— О ком вы составили предложе­ние?

— Что обозначает это слово?

— Из чего состоит слово?

Повернитесь друг к другу и по очере­ди произнесите это слово, наблюдая, при помощи чего вы его произносите. Поделитесь своими наблюдениями.

Все слова мы произносим при по­мощи органов речи: губ, языка, зу­бов, нёба.

2. Сообщение темы и задач заня­тия.

Мы узнаем, что звуки речи бывают разные, разделим их на группы, да­дим названия, будем учиться их раз­личать. Продолжим работу со звуко­выми моделями.

3. Восприятие и осознание нового материала.

1) Практическая работа.

— О ком мы составили предложе­ние? А теперь предлагаю составить звуковую схему этого слова. Что для этого нужно?

— При помощи чего вы его произ­несли? Что заметили? <Кончик язы­ка дрожит.)

— Проговариваем дальше. Какой вто­рой звук? Обратите внимание на лёг­кость прохождения воздуха во рту при произнесении звука [ы].

— Продолжаем произносить слово. Что вы заметили? Что служило пре­пятствием на пути прохождения воз­духа?

— Продолжаем проговаривать сло-во рыба. Какой следующий звук? Что вы о нём скажете? Сколько звуков в словерыба? При произнесении ка­ких звуков воздух свободно проходит через рот? ([а], [ы])

А какие препятствия встретили зву-1 ки? ([р] и [б])

Читайте также:
Логопедическая зарядка по теме (Моя квартира)

2) Рассказ учителя.

— Звуки речи бывают разные. Одни свободно и легко вырываются нару­жу, не встречая на своём пути ника­ких препятствий. Эти звуки называют­ся ГЛАСНЫМИ. При произнесении других звуков воздуху приходится прорывать через препятствия, ко­торые ставят ему губы, небо, зубы, язык. Но эти звуки не «огорчаются», они согласны преодолевать преграды, поэтому получили название СО­ГЛАСНЫХ.

4. Заучивание стихотворения.

Воздух свободно идёт через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос зовёт,

Звук получается гласный.

А согласные. согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Рыбки весело резвятся

В чистой тёпленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

6. Повторение изученного ранее ма­териала.

— Давайте вспомним, как мы обозна­чаем гласные и согласные звуки.

7. Закрепление и осмысление зна­ний учащимися.

Игра «Учитель»

— Каждый из вас выступит в роли учи­теля. Вы получите карточку, на кото­рой изображены предметы, а рядом условным значком обозначен первый звук. Ваша задача — проверить пра­вильность выполнения этого задания. Как вы это будете делать?

(Выполнение работы.)

8. Письмо элементов букв.

9. Обобщение и систематизация зна­ний.

Игра «Рыболов»

— Я рыболов, а вы — быстрые рыбки. Удочкой будет вопрос. Если вы пра­вильно покажите звуковую схему пер­вого звука слова, значит, я осталась без рыбки, а если ошибётесь — вы у меня на крючке.

Слова: кот, лес, слон, мышка, лиса, школа.

III. Итого урока

— Что нового узнали о звуках?

— Почему гласные и согласные зву­ки так называется?

— Чему научились на уроке?

Тема. Твёрдые и мягкие согласные звуки

Цель: дать понятие о мягких и твёр­дых согласных; учить различать их на слух и по артикуляции; познакомить с условными обозначениями мяг­ких и твёрдых согласных; развивать фонематический слух; совершен­ствовать артикуляционный аппарат; расширять знания детей о значении слова; прививать любовь к школе, обучению.

Оборудование: предметные картинки, карточки-схемы, карточки для инди­видуальной работы, мячик.

I. Организация детей

П. Основная часть

— На какие группы делятся звуки?

— Какие звуки мы называем глас­ными?

— Чем согласные звуки отличаются от гласных?

— Какие это звуки: [с], [р], [в], [д]? Докажите, что они согласные.

2. Работа с наглядностью.

Рассмотрите рисунки. Соедините кар­тинки, в названии которых первые звуки одинаковые.

3. Проверка выполнения задания.

— Чича и Пушок тоже выполнили это задание. Они соединили солнце и са­молёт. Согласны? Почему?

Потом они соединили зайца и звез­ду, радугу и ракету, мышку и мишку. Вы согласны, что слова мышка и мишка начинаются с одного и того же звука?

— Произнесите первый звук в слове мышка ([м]). Понаблюдайте за ва­шими губами.

— Теперь произнесите первый звук в слове мишка ([м’]). Что вы заме­тили?

4. Сообщение темы и задач урока.

— На занятии мы научимся опреде­лять твёрдость и мягкость согласных звуков, будем учиться их различать. Познакомимся с новыми обозначе­ниями звуков.

□ — согл. зв., твердый

5. Сообщение учителя.

— В нашей речи согласные имеют пары по твёрдости-мягкости. Это помогает нам различать слова. Пред­ставьте себе, если бы не существовало звука [м’], как бы звучало слово миш­ка? А как бы звучало слово мяч? Мач? Совсем не русское слово.

Игра «Озорники»

Чтобы услышать, как меняется значе­ние слова, если путать мягкие и твёр­дые согласные, мы сыграем с вами в игру. Я буду произносить предло­жение, а вы находить звук – «озор­ник».

Корабль сел на мел.

— В каком слове спрятался звук-озор­ник? Исправьте ошибку. Что такое мель?

(Мель — неглубокое место в реке, озе­ре, море.)

Девочка поставила веник в уголь.

— Исправьте ошибку. Хорь пел весело и звонко.

— Кто такой хорь?

(Хорьхорёк, хищный зверёк с цен­ным мехом.)

6. Физкультминутка «Ванька-встань­ка».

7. Работа в тетрадях.

8. Игра «Ремонт слов».

— Очень вредный вирус пробрался в наши слова и все запутал, испор­тил. Попробуйте «починить» слова: рэпка, тярелка, свэт, лямпочка, бук-вар, утуг, футболь.

III. Итог занятия

— Что нового было на занятии?

Тема. Слог. Деление слов на слоги

Цель: дать понятие о слоге; учить де­лить слова на слоги; различать одно-, двух-

и трёхсложные слова; совер­шенствовать артикуляционный аппа­рат учащихся; развивать мышление, речь; прививать любовь к учению.

Оборудование: предметные картинки, карточки-схемы, иллюстрации.

I. Организация детей

II. Основная часть 1.

— Чича и Пушок решили провести соревнование по бегу. Они приглаша­ют вас «поболеть» за них. А что зна­чит «болеть» за спортсменов?

— Кто из вас был на соревнова­ниях?

— Где они проходят?

— Как называют тех, кто «болеет» за спортсменов? Что они делают?

Читайте также:
Книжка-раскраска (Слова - родственники)

— Вы будете болельщиками. Девочки будут «болеть» за Чичу, а мальчики — за Пушка. Помните, что болельщики громко скандируют имя бегуна.

Итак, на старт вышла Чича. (Чи-ча! Чи-ча!)

Пушок, на старт! Внимание! Марш! (Пу-шок! Пу-шок!)

— Когда вы кричали имена спорт­сменов, как звучало слово? (По час­тям)

Мы поздравляем Чичу и Пушка. У них одинаковый результат. Мы награжда­ем их медалями.

2. Практическая работа.

— А теперь представьте, что вы «бо­леете» за друга. Шёпотом постарай­тесь скандировать его имя. А теперь — по очереди вслух. Что вы заметили?

3. Сообщение темы и задач заня­тия.

На занятии мы узнаем, как называ­ются эти части слова и для чего нуж­но уметь делить слова на части.

4. Первичное восприятие и осозна­ние нового материала. Практиче­ская работа.

Медленно проговорите слово рыба. Простучите его карандашом по столу. Прохлопайте это слово. Сосчитайте хлопки. Сколько получилось?

5. Сообщение учителя с элемента­ми беседы.

— Значит, в слове рыба две части. На­зовите первую часть. Назовите вто­рую.

— Эти части называются слогами. Сколько же слогов в слове рыба?

—А сколько слогов в словах Чича, Пу­шок? А в ваших именах: Аня, Наташа, Алина, Коля, Ярослав, Витя?

Каждый день по утрам

Очень нравится нам всё

Делать по порядку:

Приседать и вставать,

Прыгать и скакать.

7. Игра «Помогай-ка».

Рыдают слоги не понарошку:

одни лишь крошки.

Но если вы хотите,

Тогда нам помогите».

— Я называю первый слог. Ваша за­дача — дополнить его недостающим слогом или слогами.

Например: пи-ла; пи-а-ни-но; пи-он.

Слоги: ба-, ри-, ко-.

8. Игра «Слоговички-попрыгунчики».

— Я называю слова, а вы должны, проговаривая слова по слогам, столь­ко же раз прыгнуть.

Слова: рябина, стол, балкон, мали­на, земля, барабан, блины, учени­ки, самолёт.

9. Работа в тетрадях.

10. Обобщение и систематизация зна­ний.

Игра «Рассади пассажиров»

(На доске — паровоз с вагончиками и картинки зверей.)

— Животные торопятся разъехаться по своим сказкам. Но строгий кон­тролёр велел им занять места в ваго­нах по количеству слогов в названии животного. Животным это сделать сложно. Помогите им.

III. Итог занятия

— Что нового узнали на занятии?

— Каким способом мы делили сло­ва на слоги?

— Сколько слогов может быть в сло­ве?

— Может ли быть два гласных зву­ка в слоге?

Конспект занятия по развитию речи (обучению грамоте)

Детский сад «Сказка»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Виды детской деятельности: Игровая, познавательная, коммуникативная».

Цель: Выявить и закрепить уровень знаний, умений и навыков по разделу «Подготовка к обучению грамоте».

– Выявить уровень усвоения детьми полученных знаний, умений и навыков на занятиях.

– Упражнять в дифференциации изученных звуков.

– Упражнять в звуковом анализе слова.

– Закреплять обобщающие понятия.

– Закреплять умения отвечать на вопросы распространенными предложениями.

– Обогащать словарный запас.

– Развивать внимание, память, воображение.

– Развивать фонематический слух.

– Развивать связную речь.

– Развивать самостоятельность, инициативу.

– Воспитывать интерес к знанию и любовь к родному русскому языку.

– Воспитывать любознательность и творческую активность.

– Воспитывать умение работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагога, ответы товарищей и уважать мнение других.

Методы и приемы:

Наглядный: Показ, демонстрация, иллюстрация.

Словестный: Художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, пояснения.

Игровой: Сюрпризный момент, игра.

Словарная работа: Алфавит, буквы, слоги, гласные и согласные звуки.

Индивидуальная работа: Побуждать к активной речевой деятельности.

Предварительная работа: Беседа, речевая настройка, чтение художественной литературы.

Оборудование: Картинки с изображением предметов, карточки с изображением согласных букв, мяч, 3 разноцветных домика (красный, синий и зеленый) из картона, смайлики, светофорчики для буквенного анализа, смайлики (веселый, задумчивый, грустный), колокольчик.

Ход занятия:

1. Организационный момент: Дети заходят в группу и встают полукругом.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие. Давайте поздороваемся с гостями, друг другом. Здравствуйте!

Посмотрите на нас!

Мы – ребята, суперкласс!

Дружные и смелые,

Можем многое мы делать,

Клеить, резать, лепить, плести,

Хорошо себя вести!

Посмотрите, вы на нас!

Мы – ребята, суперкласс!

(Дети садятся за парты.)

2. Основная часть:

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в одну волшебную страну, под названием Грамота. Попав в эту страну и перемещаясь по городам волшебной страны, нужно выполнять задания. Ребята, вы согласны отправиться в путешествие?

Воспитатель: Тогда отправляемся в путь. И первый вопрос звучит так: «Как называется наше занятие?»

Дети: Наше занятие называется подготовка к обучению грамоте.

Воспитатель: Правильно! Наш веселый колокольчик звенит и напоминает, что мы отправляемся в путешествие. Первый город нашей волшебной страны называется – БУКВИНСК. Как вы думаете, кто живет в этом городе?

Читайте также:
Воспитание высших форм фонематического анализа у дошкольников

Дети: Здесь живут буквы.

Воспитатель: Ребята, как называется набор из множества букв?

Дети: Алфавит

Воспитатель: А что такое буква?

Дети: Буква – это символ, обозначающий звук на письме.

Воспитатель: Чем буква отличается от звука?

Дети: Буквы мы видим и пишем.

Воспитатель: Ребята, вы хорошо справились с заданием, и мы отправляемся во второй город волшебной страны, который называется ЗВУКВИНСК. Как вы думаете, а кто живет в этом городе?

Дети: Здесь живут звуки.

Воспитатель: Что такое звук?

Дети: Звук – это то, что мы слышим и произносим.

Воспитатель: Назовите, пожалуйста какие звуки бывают.

Дети: Звуки бывают гласные и согласные.

Воспитатель: Назовите гласные звуки с которыми мы познакомились.

Дети: А, О, И, У, Ы, Э.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру с согласными звуками, которая называется «Сломанный телевизор» (по моей беззвучной артикуляции, вы должны догадаться какой гласный звук я произношу и поднять соответствующую карточку с нужной согласной буквой)

Какие вы молодцы, все очень внимательные!

Воспитатель: Назовите согласные звуки, которые мы с вами изучили.

Дети: К, М, Н, П, Т, ….

Воспитатель: Все правильно! Давайте, с этими звуками придумаем слова. Я приглашаю всех встать в круг. Игра с мячом, которая называется «Назови слово». Правила такие: Я называю согласный звук, на который должно начинаться слово и бросаю мяч. Вы, ловите мяч, называете придуманное слово и возвращаете мяч мне. (Дети придумывают слова).

Воспитатель: Спасибо! Садимся за парты.

Воспитатель: Какими бывают согласные звуки?

Дети: Согласные звуки бывают: твердые и мягкие, звонкие и глухие.

Воспитатель: В городе ЗВУКВИНСКЕ есть три дома: красный, синий и зеленый. Как вы думаете, какие звуки живут в красном домике?

Дети: В красном доме живут гласные звуки.

Воспитатель: Какие звуки живут в синем домике?

Дети: В синем доме живут твердые согласные звуки.

Воспитатель: А какие звуки живут в зеленом домике?

Дети: В зеленом домике живут мягкие согласные звуки.

Воспитатель: Молодцы, отличные знания!

Теперь, чтобы оказаться в другом городе, под названием СЛОГИНСК нужно ответить на такой вопрос: «Из чего состоят слова?»

Дети: Слова состоят из слогов.

Воспитатель: Как мы можем определить количество слогов в слове?

Дети: Можно определить хлопками, сколько хлопков, столько и слогов в слове. И по количеству гласных звуков в слове, сколько гласных звуков в слове, столько слогов.

Воспитатель: Ребята, чтобы двигаться дальше, нужна ваша помощь! Нужно внимательно послушать и разобрать слова на слоги. Вот эти слова:

ПАР-ТА, ЛИ-НЕ-Й-КА, КА-РАН-ДАШ, МЕЛ.

(Дети разбирают слова на слоги.)

Воспитатель: Молодцы! Вы наверно устали, давайте отдохнем и проведем физминутку:

Теперь немного отдохнем,

Физкультминутку проведем.

Все сейчас тихонько встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись влево, вправо

Тихо сели и вновь за дело. (Проводится 2-3 раза.)

Воспитатель: Ребята, нас ждет еще одно задание. Нужно отгадать загадку:

Пишем ею мы в тетрадку

Буквы по порядку,

Очень нужная нам штучка,

А зовется просто… (ручка).

Дети: Ручка.

Воспитатель: Правильно! Давайте, все вместе вслух проговорим это слово. Нам нужно определить сколько букв и сколько звуков в этом слове.

(Дети все вмести проговаривают слово «Ручка» вслух.)

Воспитатель: Сколько букв и сколько звуков в этом слове?

Дети: 5 букв и 5 звуков.

Воспитатель: Молодцы! Все правильно! Давайте, составим это слово из букв и сделаем звуковой анализ слова «ручка.

(Составим модель слова «ручка» самостоятельно, а один ребенок у доски.)

Воспитатель: Назовите, пожалуйста, первый звук в слове «Ручка»

Дети: Звук [Р].

Воспитатель: кто даст характеристику этому звуку?

Дети: Звук Р – согласный, звонкий, твердый.

Воспитатель: Какого цвета фишку мы подберем для этого звука?

Дети: Для этого звука нужна фишка синего цвета.

Воспитатель: Назовите, пожалуйста, второй звук в этом слове

Дети: Звук [У].

Воспитатель: охарактеризуйте этот звук?

Дети: Звук [У] – гласный.

Воспитатель: Какого цвета фишку мы подберем для этого звука?

Дети: Для этого звука нужна фишка красного цвета.

Воспитатель: какой третий звук в этом слове?

Дети: Звук [Ч].

Воспитатель: Ребята, давайте дадим характеристику этому звуку?

Дети: Звук [Ч] – согласный, глухой, мягкий.

Воспитатель: Какого цвета фишку мы подберем для третьего звука?

Дети: Нужна фишка зеленого цвета.

Воспитатель: какой следующий звук в этом слове, после звука Ч?

Дети: Звук [К].

Воспитатель: Нам нужна характеристика звука [К]?

Дети: Звук[К] – согласный, глухой, твердый.

Воспитатель: Какого цвета фишку мы подберем для этого звука?

Читайте также:
Путешествие в страну красивой речи - логопедическое развлечение

Дети: Для звука [К] нужна фишка синего цвета.

Воспитатель: Остался последний звук в этом слове, Что это за звук?

Дети: Это звук [А].

Воспитатель: Какой он? Дайте ему характеристику.

Дети: Звук [А]– гласный.

Воспитатель: Какого цвета фишка будет для этого звука?

Дети: Фишка красного цвета.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Понравилось Вам наше путешествие?

Воспитатель: У вас на столах лежат смайлики, они разные. Давайте, посмотрим, чем они отличаются.

Дети: цветом и настроением.

Воспитатель: Верно, ребята. Сегодня вы будете оценивать свое настроение на занятии сами. Если вам было, легко и вы справились со всеми заданиями – возьмите радостного смайлика желтого цвета. Если вы сомневались и вам встречались трудности, но вы старались их преодолеть – возьмите задумчивого смайлика, зеленого цвета. Если, было трудно и вы не справлялись с заданиями, то возьмите грустного смайлика, красного цвета.

Воспитатель: Ну что ж, ребята, теперь я знаю, что вы усвоили грамоту. Я надеюсь, что вы и дальше будете стремиться к тому, чтобы стать еще умнее и еще грамотнее.

Вот звенит колокольчик и напоминает, что наше путешествие закончилось. Пора прощаться. До свидания!

Материалы подготовил(а): Руденко Елена Михайловна

Конспект логопедического занятия «Звуки [б], [б’]. Буква Б»

Конспект логопедического занятия “Звуки Б, Бь. Буква Б”

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия «Звуки [б], [б’]. Буква Б»»

Конспект логопедического занятия “Звуки [б], [б’]. Буква Б

развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;

уточнить артикуляцию звука [б];

уметь соотносить его с буквой;

обогащать и активизировать словарный запас;

формировать полноценные представления в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе слов со звуками [б-бь];

учить находить в словах место этих звуков, различать звуки по твердости-мягкости.

развивать мелкую моторику, просодическую сторону речи, зрительно-моторную координацию, внимание, память.

Закрепить стремление совершать хорошие поступки, формировать “ситуацию успеха”.

Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! Я рада Вас видеть.

– Сейчас мы с вами улыбаемся (дети улыбаются),

А дальше с вами занимаемся (дети как ученики кладут руку на руку).

Развитие мелкой моторики пальцев рук. Координация движений с речью.

Пальцы врозь и в кулачок. (соответственно)

Пальцы так (пальцы врозь ладошками вверх)

И пальцы этак. (пальцы врозь ладошками вниз)

Топ, топ, (ладошки стучат по столу)

Шлеп, шлеп. (кулаки стучат по столу)

Побежали, (бегут указательные и средние пальчики)

Постучали. (кулаки стучат по столу)

Топ, топ, (кулаки стучат по столу)

Шлеп, шлеп. (ладошки стучат по столу)

Самомассаж с помощью су-джок ёжика.

Я мячом круги катаю, (мяч между ладоней)

Взад-вперед его гоняю. (смена рук)

Им поглажу я ладошку, (соответственно)

Будто я сметаю крошку. (смена рук)

И сожму его немножко, (сжимаем мяч)

Как сжимает лапу кошка. (смена рук)

Каждым пальцем мяч прижму (соответственно)

И другой рукой начну. (смена рук)

А теперь – последний трюк: (перебрасывание мяча

Мяч летает между рук! из руки в руку)

Артикуляционная гимнастика с зеркалами.

Подражаю я слону, губы хоботком тяну (вытянуть губы трубочкой).

Подражаем мы лягушкам, губы тянем прямо к ушкам (улыбка).

Часы делают вот так (язычок двигается влево-вправо).

Высоко-высоко, (руки вверх)

Низко-низко, (руки вниз)

Далеко-далеко, (язык поднимается вверх)

Близко-близко. (язык опускается вниз)

5. Сообщение темы.

Сегодня у нас в гостях веселые клоуны Бим и Бом. Какой первый звук в имени Бом? (Звук Б). А какой первый звук вы услышали в имени Бим? (Бь).

Сегодня мы познакомимся со звуками [Б] и [Бь] и буквой Б.

6. Фонетическая зарядка.

Работа перед зеркалом.

– Произнеси звук (б-б-б, руки на щеках).

– Что работает, когда говорим -б-?Губы смыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта.

– Какой он, гласный или согласный, почему?

Звук [Б]: согласный; твердый, звонкий.

Звук [Бь]: согласный, мягкий, звонкий.

7. Развитие фонематических представлений.

Ребята, давайте с вами поиграем в игру “Поймай слово”.

Вы должны будете хлопками ловить слова со звуками [Б] и [Бь].

(Бант, банка, губы, батон, панама, буква, кабан, соболь, автобус, паук, билет, азбука, тюльпан, хобот, альбом).

Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

8. «Мы и скажем и покажем». Соотнесение речи с движением, твердый звук – кулак, мягкий – щёчка.

Повторяйте за мной

БА-БА-БИ (кулак, кулак, щечка)

БЯ-БА-БЫ (щека, кулак, кулак)

БЕ-БУ-БА (щека, кулак, кулак)

БИ-БЯ-БО (щека, щека, кулак)

9. Поиск слов, которые начинаются на звуки [Б] и [Бь] по карточкам.

«Я найду слова везде – на полу, на потолке,

На окне и на стене, на ковре и на столе».

– Ребята, давайте на карточках найдем и назовем все слова, которые начинаются на звуки [Б] и [Бь].

Читайте также:
Новые подходы в формировании связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи

– Молодцы! Много слов нашли, ни одного не оставили!

10. «Доскажи словечко».

– Ребята, я начну, а вы закончите мою фразу.

На боках полно кудряшек,

Блеет беленький … (барашек).

11. «Пальчиковые шаги».

Детям раздаются бумажные барашки, которые надеваются на два пальчика, и дорожки-проволоки, по которым дети будут ходить пальчиками.

Барашек по свету прошел,

Видел, что хорошо.

Он по свету ходил

Плохо тоже находил.

Если встретит он добро –

Улыбается (дети улыбаются),

Если вдруг увидит зло –

Сердится (дети сердятся).

– Ребята, вы поняли, что это за барашек?

– Если совершаются хорошие, добрые поступки, то что он делает? (Улыбается, радуется)

– А если совершаются плохие поступки, то что он делает? (Сердится, хмурится).

12. Словесная игра «Хорошо и плохо».

– Ребята, а сейчас давайте поиграем вместе с нашим барашком. Приготовьте цветные круги. Я буду читать отрывки из знакомых вам литературных произведений, а вы определять, хорошо или плохо поступают герои. Если вы считаете, что хорошо, то покажите желтый кружок, если плохо – синий.

– «Колобок, Колобок я тебя съем!» (синий)

– «Битый не битого везет, битый не битого везет!» (синий)

– «Посадил дед репку, выросла репка большая – пребольшая!» (желтый)

– «Золушка была добрая, трудолюбивая девочка» (желтый)

13. Гимнастика для глаз «Рисование буквы Б карандашом в воздухе».

– Ребята, скажите, мы можем жить на улице, под открытым небом?

– Вот и у каждого звука есть свой дом – это буква, у звука [Б] – буква Б (показываю букву).

– Ребята сейчас мы с вами будем писать букву Б в воздухе. Возьмите в руку карандаш и представьте, что перед вами лист бумаги, а вы по нему прописываете букву и следите за своими движениями глазами. Смотрите, как делаю я: сначала рисуем длинную вертикальную палочку, затем сверху (горизонтально) рисуем палочку немного короче, а теперь рисуем закругленный элемент буквы.

14. Чтение сказки Г. Юдина «Лесные музыканты».

Я прочитаю вам сказку «Лесные музыканты», а вы определите, хорошо или плохо поступают герои. Если вы считаете, что хорошо, то покажите желтый кружок, если плохо – синий.

Купил баран на базаре барабан, сел на бревно под берёзой и давай стучать: бум! Бум! Бум! Подошёл барсук с баяном:

– Можно с тобой вместе поиграть?

– Конечно, можно! – обрадовался баран (желтый).

Тут ещё бобёр с балалайкой и бурундук с бубном подоспели. Уселись рядом на бревно – и давай играть кто громче. Такой тарарам подняли – все звери сбежались (синий).

– Нельзя ли потише! – просят звери.

А музыканты ещё громче заиграли (синий). Тут вышла белочка:

– Если вы не будете играть, мы вам бубликов дадим.

Вот так баран, барсук, бурундук стали по лесам ходить и со всех бублики да баранки требовать.

– Если не принесёте, – грозят, – так заиграем – вам же хуже будет (синий).

Хорошо зажили музыканты. Но вот однажды подошли они к бегемоту – и давай играть да орать.

«Ну, – думают, – наедимся сейчас бубликов! »

А у бегемота шуба толстая.

– Бис, – бурчит, – браво, браво! Бейте громче, ребята.

Уж ребята били, били, да и оглохли сами. Бросили они инструменты, и с тех пор в лесу тишина…(синий)

Ребята, вы внимательно прослушали сказку, а теперь назовите все слова со звуком «Б», которые вы запомнили.

Слова на букву «Б», содержащиеся в тексте: баран, базар, барабан, берёза, бум, барсук, баян, бревно, бобёр, бурундук, балалайка, бублики, баранки, бубен, бегемот, белочка, будет, бис, браво, бейте, били, бросили.

15. Упражнение на развитие просодической стороны речи.

16. Составление предложений со звуками [Б] и [Бь] по карточке.

– Ребята, посмотрите внимательно на карточку с картинками и придумайте предложение, чтобы в нем были слова со звуками [Б] и/или [Бь].

– С какими звуками мы сегодня знакомились? Какие задания вам понравились? Были самыми трудными?

– Ребята, посмотрите, гномики Бим и Бом улыбаются, благодарят вас за то, что вы так хорошо справились со всеми заданиями.

– Вы совершили какой поступок, хороший или плохой?

– Правильно, нужно совершать всегда только хорошие поступки.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: