Конспект занятия по развитию речи на тему Профессии

Конспект занятия по развитию речи на тему «Профессии»

Конспект логопедического занятия по развитию речи старших дошкольников на тему «Профессии». В данной работе представлены разнообразные приемы работы, направленные на усвоение детьми на активизацию словарного запаса по данной теме, формирование грамматических категорий, связной речи.

Цель : составление описательного рассказа с опорой на схему.

  • Активизировать, уточнить и расширить словарь по данной теме;
  • Учить употреблять в речи существительные в форме творительного падежа;
  • Развивать умение образовывать слова, обозначающие женские профессии с суффиксом –иц-, -ниц-;
  • Познакомить детей с образованием сложных слов, обозначающих профессии;
  • Развивать высшие психические функции;
  • Воспитывать интерес и уважение к людям разных профессий;
  • Развивать наблюдательность и любознательность.
  • Существительные: повар, пожарник, водитель, учитель, воспитатель, врач, художник, полицейский, шприц, градусник, нож, половник; кисточка, краски, свисток, жезл, трубочист, лесоруб, землекоп, пчеловод, рыболов, певица, фокусница, переводчица, учительница, воспитательница, художница, проводница.
  • Глаголы: учить, читать, писать, готовить, варить, жарить, управлять, водить, резать, лечить, делать уколы, мерить температуру, рубить, ловить, стричь, тушить, продавать, рисовать, строить, управлять.

Оборудование : презентация, головные уборы представителей различных профессий, инструменты.

Ход занятия

Логопед: « Здравствуйте, дети. Меня зовут Виктория Константиновна, и сегодня мы с вами отправимся в Город мастеров. Это такое место, где живут веселые и трудолюбивые люди. А что это за люди вы узнаете, если отгадаете мои загадки»:

Загадки про профессии (активизация номинативного словаря)

Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты, салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (повар)

Встаем мы очень рано,
Ведь наша забота всех отвозить по утрам
На работу. (водитель)

С огнем бороться мы должны
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Ответь скорее, кто же мы? (пожарники)

Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней? (врач)

Кто учит детишек писать и читать,
Природу любить, стариков уважать? (учитель)

Игра «Кто что делает?» (активизация предикативного словаря)

Логопед: «Молодцы ребята! Жители Города мастеров рады приветствовать вас и хотят узнать, хорошо ли вы разбираетесь в профессиях. Сейчас я буду называть профессию человека, а вы что он умеет делать?»

Повар что умеет?…готовить, варить, жарить;
Учитель что умеет?…учить читать, писать;
Врач что умеет?…лечить, делать уколы, ставить градусник;
Художник что умеет?…рисовать;
Пожарный что умеет?…тушить пожар;
Строитель что умеет?…строить дома;
Продавец что умеет?…продавать товары;
Парикмахер что умеет?…стрижет, делает прически;
Водитель что умеет?…управлять машиной;
Мотоциклист что умеет?…управлять мотоциклом;
Летчик что умеет?…управлять самолетом;
Полицейский что умеет?…управляет движением машин, защищает людей;
Пианист что умеет?…играет на пианино;
Гитарист что умеет?…играет на гитаре.

Игра «Кем ты будешь?»

Логопед: «Жители города мастеров предлагают нас самим стать жителями города. Вы согласны? Тогда сейчас мы с вами превратимся в людей разных профессий, но для этого надо закрыть глаза (логопед надевает на детей головные уборы представителей разных профессий). Ребята, открывайте глаза».

На тебе каска строителя, кем ты стал? Строителем.
На тебе колпак повара, кем ты стал? Поваром.
На тебе шляпа художника, кем ты стал? Художником.
На тебе шапочка врача, кем ты стал? Врачом.
На тебе фуражка полицейского, кем ты стал? Полицейским.

Игра «Найди инструмент» .

Логопед: «Ребята, скажите, все ли у нас для работы или чего не хватает? Конечно, нам не хватает инструментов. Посмотрите, у меня в коробочке лежат инструменты для разных профессий. Сейчас вы по очереди выберите нужный и скажите, чем вы будете работать».

Я буду работать… шприцом, градусником; ножом, половником; кисточкой, красками; свистком, жезлом.

Логопед: «Молодцы, ребята! Теперь вы настоящие жители Города мастеров. Скажите, а чем пользуются в работе люди других профессий? Чем работает парикмахер, продавец, учитель, дворник, портной/швея?»

Логопед: «А теперь ребята, вставайте вкруг. Смотрите и повторяйте за мной движения».

Ну-ка летчики, пилоты,
Приготовились к полету.
К самолету подошли
И по трапу вверх взошли.
Начинается полет.
Загудел наш самолет.
Вверх поднялся, полетел.
Летчик вправо посмотрел,
Летчик влево посмотрел.
Быстро полетел вперед
Наш почтовый самолет.

Логопед: «Ребята, посмотрите, жители города просят нас помочь им. Они говорят, что для всех жителей хватило профессий, а как назвать их профессию никто не знает. Давайте им поможем, и придумаем название профессии».

Этот человек рыбу ловит, он кто? Рыболов.
А этот лес рубит, кто он? Лесоруб.
А этот трубы чистит, он кто? Трубочист.
А этот землю копает, он кто? Землекоп.
А этот пчел разводит, кто он? Пчеловод.

Спасибо вам, ребята, теперь и у нас есть профессии.

Логопед: «А еще в нашем городе живет много мастериц. Как же нам назвать их профессии?»

Он певец, а она… певица;
Он летчик, а она… летчица;
Он художник, а она… художница;
Он учитель, а она… учительница;
Он писатель, а она… писательница;
Он воспитатель, а она… воспитательница;
Он проводник, а она… проводница;
Он переводчик, а она.. переводчица;
Он фокусник, а она… фокусница.

Игра «Расскажи о профессии» .

Логопед: «А теперь давайте каждый вас расскажет о той профессии, которую он получили в Городе мастеров. А поможет вам вот эта схема».

Дети по очереди составляют описательный рассказ о своей профессии с опорой на план:

  1. Назови профессию.
  2. Чем занимается человек данной профессии?
  3. Чем он работает?
  4. Где он работает?
Читайте также:
Дополнительная образовательная программа 'Звукомир'

Логопед: «Наше путешествие подошло к концу. Скажите, вам понравилось в Городе мастеров? Вспомните, а кто там живет?»

Дифференцированная оценка ответов детей.

Беседина Виктория Константиновна,
учитель-логопед,
ГБДОУ Детский сад № 1238,
г. Москва

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Все профессии нужны, все профессии важны».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

Тема: «Все профессии нужны, все профессии важны».

Автор: Зотова Н.А.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Все профессии нужны, все профессии важны»

Автор: Зотова Наталья Александровна, Воспитатель, МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида»

Цель: систематизировать знания о профессиях.

Образовательные задачи:

Расширение и уточнение представлений о профессиях людей, о разнообразии профессий, конкретных трудовых действиях;

— учить образовывать сущ. во мн.ч.;

—Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова, существительные с суффиксами;

—Закреплять навыки согласования прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.

— учить составлять СПП со словами потому что;

формировать навыки словообразования и словоизменения;

закреплять умение соотносить своё описание с рассматриваемым объектом.
— Закреплять знание структуры описательного рассказа, умение следовать ей;

—Расширение и активизация словаря по теме «Профессии».

Развивающие задачи:

развивать связную речь;

— развивать речевой слух;

развивать речевую активность, диалогическую речи (посредством ответов на вопросы, диалога)

—зрительного восприятия и внимания;

—тонкой, общей моторики;

—координации речи с движением.

Воспитательные задачи:

воспитывать уважение к труду взрослых;

— воспитывать самоконтроль за речью;

—формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, инициативности, ответственности;

—развивать внимание, память, мышление.

Предварительная работа:

составление СПП на индивидуальных занятиях;

— чтение и беседа: В.Маяковский «Кем быть», С Маршак «Пожар»;

— беседа о профессиях машиниста, врача, строителя, инженера, швеи и других профессиях, рассматривание иллюстраций и фотографий людей, разных профессий.

Оборудование: конверт с письмом от учителя, карточки для игры «Кому, что надо для работы», Демонстрационные картинки с изображением людей разных профессий; схема для составления описательного рассказа.

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)

В: Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

(Игра на общение)

Станем рядышком по кругу

Скажем «здравствуйте! Друг другу

Нам здороваться ни лень

Всем «привет» и «добрый день»

Если каждый улыбнется

Утро доброе начнется

Вос.: Дети, в детский сад пришло письмо от одной учительницы. Зовут её Татьяна Александровна. Послушайте, о чём она пишет.

«Я дала своим первоклашкам такое задание — рассказать о профессии мамы или папы. И вот что получилось……»

Варя, 7 лет: Мою маму зовут Ирина Сергеевна. Она работает врачом на стройке. Она готовит очень вкусные щи и печёт торты. Моя мама очень любит свою работу. Я горжусь своей мамой. Когда я вырасту, я тоже буду врачом и буду как мама управлять кораблём……

Дима, 7 лет: Мой папа работает строителем. Строитель работает в школе, он учит детей грамотно писать. У него очень важная работа. Для работы папе обязательно нужны: белый халат, шприц и ножницы. Когда я вырасту, я тоже буду строителем. Я тоже как папа хочу лечить людей……

Вос.: Ребята, вы всё поняли, что рассказали Варя и Дима о профессиях своих родителей. (Ответы детей).

Вы тоже скоро пойдёте в первый класс. Чтобы с вами такого не произошло — мы сегодня с вами поговорим о профессиях. Я надеюсь, что ваши рассказы будут более чёткие и понятные.

Вос.:Дети, как вы думаете, что такое профессия?

Вос.: Многие люди умеют шить, выращивать овощи и фрукты, сделать из доски скамеечку. Но когда человек делает это для себя или своих близких, не считается, что это его профессия.

Вос.: Профессией называют только ту работу, которую человек делает для людей. Чтобы освоить какую — нибудь профессию, надо много знать, уметь. А для этого надо учиться, изучать специальную литературу. Человек имеет право выбирать ту профессию, которая ему нравится, которая доставляет радость. А когда работа нравится, она выполняется легко и качественно.

Вос.: Ребята, как вы уже поняли, беседовать мы с вами будем о профессиях.

1. Игра «Закончи предложение»:Дети, давайте поиграем с вами, я буду начинать предложение, а вы заканчивайте.

Строит здания … строитель.

Поезд водит … машинист.

На тракторе пашет … тракторист.

Самолётом правит … лётчик.

Пишет красками …художник.

В машине возит груз …шофёр.

Доит коров только … доярка.

В шахте трудится … шахтёр.

От болезней лечит … врач.

Красит стены нам … маляр.

В школе учит нас … учитель.

Песни нам поёт … певец.

Кто всех знает … МОЛОДЕЦ.

Вос.: Молодцы, ребята, справились с заданием. Все профессии нужны, все профессии важны. Главное – нужно хорошо выполнять любимую работу.

Вос.: Профессий очень много, некоторые вы знаете, а про многие даже и не слышали.

– Подумайте, что делает человек, который работает оленеводом? Хлеборобом? Змееловом? Пчеловодом? Конструктором? Чертежником? Крановщиком? Охранником? Экономистом? (ответы детей)

Вос.: Легко догадаться, так как в самом слове уже есть подсказка, и легко отгадать, что делает человек. Но есть профессии, которые надо знать, а отгадать по названию, что человек делает, невозможно. Попробуйте отгадать, какую работу выполняют дизайнер? Юрист? Менеджер? Прораб? (ответы детей)

Вос.: Названия профессий мы вспомнили. А сейчас давайте вспомним кому, что нужно для работы.

Читайте также:
Совместная деятельность В гостях у сказки

2. Игра «Кому что надо для работы» (работа с карточками):

машина, корабль, градусник, указка и книги, строительная каска и мастерок, кастрюли, газеты и письма, ножницы и иголки.

Вос.: Психогимнастическое упражнение.

Ребята, каждый из вас должен выбрать любую профессию и изобразить ее не только действием, но и мимикой. Как вы покажете музыканта,шофера, художника, парикмахера, врача, строителя, пожарника, учителя, доярку, летчика, полицейского, певца и т.д.

Вос.: Дети, а сейчас вы мне расскажите каким должен быть человек той или иной профессии.

3. Игра «Подбери признак»:

строитель (какой?) …., врач, доярка, учитель, художник, продавец, повар, полицейский, пожарный, спортсмен, воспитатель и т.д.

Вос.:Ребята, каким должен быть человек той или иной профессии вы мне сказали. А сейчас скажите, что должен уметь делать человек той или иной профессии.

4. Игра «Кто что делает?»: строитель, врач, доярка, дворник, шофёр, учитель, пожарный, продавец, повар, воспитатель, музыкант, художник и т. д.

Физкультминутка «Профессии»

Мы в профессии играли (ходьба на месте)

В миг мы лётчиками стали! (прямые руки в стороны)

В самолёте полетали (покружиться вокруг себя)

И шофёрами вдруг стали! (ходьба на месте)

Руль теперь в руках у нас (руки перед собой, «держим руль»)

Быстро едем, просто класс! (бег вокруг себя с рулем)

А теперь на стройке мы (ходьба на месте)

Кладём ровно кирпичи. (руки перед собой согнуты в локтях)

Раз- кирпич и два, и три –

Строим дом мы, посмотри! (соединить прямые руки над головой)

Вос.: Профессий очень много. Ту или иную профессию может выбрать как мужчина, так и женщина.

5. Игра «Женская и мужская профессии»:

Вос.: Дети, нет только мужской или только женской профессии.

Наши мамы разные важны,

Мамы разные нужны.

Папы – тоже разных профессий мастера,

И вы ими станете, придет пора.

Вос.: Любую профессию может выбрать как мужчина, так и женщина. Поэтому специалистов разных профессий может быть очень много…….

6. Игра «Один — много«:

Вос.: А сейчас мы с вами исправим ошибки ребят, которые они допустили при составлении своих рассказов…

7. Игра «Исправь ошибку»:

Строитель управляет самолётом.

Пожарный лечит людей.

Швея красит дом.

Почтальон разносит почту.

Дворник варит обед.

Водитель управляет поездом.

Машинист строит дома.

Строитель шьёт одежду.

Повар учит детей грамотно писать.

Вос.: А сейчас “Кто лучше расскажет о своей профессии” Дидактическая игра

Воспитатель.

– Ребята, на доске висит схема. Она поможет нам составить рассказ о профессии. Ув руках находятся картинки с изображением людей разных профессий. Тот кто выходит к доске вытягивает картинку. Вам нужно рассказать о том, что делает человек этой профессии, объяснить, что нужно знать и уметь, чтобы быть хорошим профессионалом.

Что это за профессия

Где работает …..

Что делает человек данной профессии

Что необходимо для работы ….

Это парикмахер. Он работает в парикмахерской. Парикмахер подстригает людей и делает им красивые модные прически. Для работы ему нужны: ножницы, расчески, фен, бигуди, духи.

Это врач. Он работает в больнице. Врач осматривает больных, лечит их. Для работы ему нужны халат, градусник, лекарства.

Это учитель. Он работает в школе. Учитель учит детей. Для работы ему нужны доска, мел, учебники, рабочие тетради.

Это строитель. Он работает на стройке. Строитель строит здания. Для работы ему нужны кирпичи, бетон, цемент, лопаты, краска.

– Какие вы молодцы, все правильно и интересно рассказали.

9. Итог занятия:

Вос.: Ребята, о чём мы сегодня с вами говорили?

Я надеюсь, что вы не допустите ошибок, когда будете в школе составлять рассказы о профессиях своих родителей.

Строитель нам построит дом,

И мы в нем дружно заживем.

Костюм нарядный, выходной

Искусно нам сошьет портной.

Даст книги нам библиотекарь,

Хлеб испечет в пекарне пекарь,

Учитель выучит всему –

Научит грамоте, письму.

Письмо доставит почтальон,

А повар сварит нам бульон.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе Тема: “Все профессии важны, все профессии нужны”

Содержимое публикации

образовательной деятельности

по развитию речи в подготовительной группе

Тема: «Все профессии важны, все профессии нужны!»

Цель : обобщить знания детей по теме «Профессии» .

Программные задачи :

закрепить представление детей о разнообразии профессий, о их значимости в

развивать монологическую форму речи (умение объяснить

не логическую ситуацию);

развивать у детей навык строить предложения со словами-предметами,

словами-признаками, словами-действиями, развивать творческое воображение;

формировать умение составлять и графически записывать предложения, делать

развивать навык составления рассказа по опорной схеме;

развивать речевую активность, диалогическую речь (посредством ответов на

вопросы, диалога);

расширять словарный запас ( интервью, репортёр, респондент);

воспитывать навыки совместной деятельности в коллективе,

доброжелательное отношение друг к другу;

формировать способность выражать словом свои чувства, уметь

согласовывать свои действия с действиями партнёра.

Читайте также:
Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу

Оборудование:текст письма; сундучок с картинками о профессиях; мяч,

демонстрационные сюжетные картинки: действия стоматолога, художника,

строителей; карточки и фломастеры по количеству детей, влажные салфетки,

опорная схема-план для составления рассказа, микрофон; видеозапись

Воспитатель: ребята мне пришло сообщение от знакомой учительницы Нины Ивановны, и я хочу прочитать его вам. Вот послушайте:

«Я дала своим первоклашкам такое задание — рассказать о своей будущей профессии. И вот что получилось……»

Лера: Я мечтаю работать врачом в ресторане. Врач готовит очень вкусные щи и печет торты. У меня будет очень важная работа и поэтому я должна научиться делать красивые причёски.

Саша: Я буду работать строителем. Строитель работает в школе, он учит детей грамотно писать. Для работы мне обязательно будут нужны: белый халат, шприц и кастрюля. Я очень хочу научиться красить стены, чтобы управлять самолётом.

Воспитатель: Ребята, вы всё поняли, что рассказали Лера и Саша о том кем бы они хотели стать?

Ответы детей: Да, ребята всё напутали.

Воспитатель:А что не неправильно написали дети? Докажите что они всё напутали.

Ответы детей: Врач не работает в ресторане, он лечит людей, а в ресторане работает повар….. и. т. д.

Воспитатель: Молодцы вы верно заметили ошибки, которые допустили Лера и Саша.

Воспитатель: Вы тоже скоро пойдёте в первый класс, и мне бы не хотелось, чтобы с вами такое произошло. А чтобы всё знать о профессиях и правильно

рассказывать о своей будущей профессии я предлагаю вам отправиться в необычный мир – мир профессий.

Прошу вас пройти и сесть на ковёр (в круг).

Воспитатель: Ребята, а как выдумаете, что такое профессия?

Ответы детей: Профессия – это труд, которому человек посвящает всю свою жизнь.
Воспитатель: Давайте подумаем: для чего работают люди?

Ответы детей: Люди работают, чтобы зарабатывать деньги….и т.д.

Воспитатель: А я думаю, люди работают, чтобы приносить пользу.

Игровое упражнение: «Сундучок профессий». ( см. приложение №1)

Воспитатель: Ребята у меня есть «Сундучок профессий». Я предлагаю вам достать из сундучка картинку, рассмотреть свою картинку, сказать название профессии и рассказать какую пользу приносят люди этой профессии.

( Воспитатель проносит перед ребятами сундучок, и ребята достают картинки, а потом по желанию, по очереди выполняют задание).

Ответы детей: Врач лечит людей, чтобы они не болели и жили долго и счастливо…. и. т. д.

Воспитатель:Молодцы ребята, вы очень интересно рассказали о пользе профессий.

Игровое упражнение: «Загадочный предмет»

Воспитатель: Людям любой профессии для работы необходимы определённые предметы, орудия труда, инструменты или оборудование. Без них они не смогут выполнять свою работу. И я предлагаю поиграть в игру«Загадочный предмет». Для этого прошу вас встать в круг.

В этой игре нам поможет мяч. При помощи мячика мы выбираем водящего.

Водящему я шепчу на ушко слово-предмет, орудие труда или инструмент, которым пользуется специалист.

А водящий придумывает для вас загадку про этот предмет: должен описать предмет, назвать действие с этим предметом.

Ваша задача сказать, что запредмет загадал водящий и человеку, какой профессии он необходим в работе.

Условие игры: выслушать водящего, не перебивать его, не спешить дать ответ, а лучше подумать и ответить правильно.

(Проводится игра. Во время игры воспитатель напоминает правила игры, по необходимости, наводящими вопросами, помогает водящим правильно загадать загадку.)

Воспитатель: Молодцы ребята.

Воспитатель: Ребята прошу пройти и сесть за столы. И мы продолжим наш разговор о профессиях.

Игровое упражнение: «Составь предложение» ( см. приложение №2)

( Дети работают за столами, воспитатель – у доски.

На столах, у каждого ребенка карточка, фломастер черного цвета, влажная салфетка)

Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю составить предложение о том, что делает человек определённой профессии. Напомните мне, что такое предложение?

Ответы детей:предложение – это когда мы говорим несколько слов.

Воспитатель: Верно, предложение – это одно или несколько слов.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на эту картинку.

(«Художник рисует картину»).

Воспитатель:Какое предложение мы можем составить по этой картинке?

Ответы детей:«Художник рисует картину».

Воспитатель: А давайте так составим это предложение:

«Художник рисует картину»

Воспитатель: Сколько слов в этом предложении?

Ответы дети: В этом предложении три слова.

Воспитатель: Давайте посчитаем и проверим сколько хлопков мы сделали.

(дети хлопают и считают хлопки).

Ответы детей: Три слова.

Воспитатель: Верно, в этом предложении три слова.

Воспитатель: Как начинается первое слово в предложение?

Ответы детей:Первое слово в предложение начинается с большой буквы.

Воспитатель: А что ставиться в конце предложения?

Ответы детей:В конце предложения ставиться точка.

Воспитатель:Ребята давайте вместе составим схему этого предложения.

Воспитатель: И так, первое слово в предложении начинается с большой буквы (поднимем руку вверх), значит, мы рисуем вертикальную полоску, затем рядом рисуем прямоугольник – это первое слово, отступаем место и рисуем второй прямоугольник – это второе слово, еще отступаем место и рисуем третий прямоугольник – это третье слово, и затем ставим точку. (Воспитатель на доске рисует схему предложения, а дети выполняют задание в индивидуальных карточках)

Воспитатель:Ребята, скажите какое первое слово в этом предложении? А какое второе слово? И третье слово будет?

Читайте также:
Игровые и занимательные задания по теме: Дифференциация Д-Т

( Ответы детей)

Воспитатель: Ребята посмотрите на картинку, и составьте следующее предложение. («Стоматолог лечит зубы»)

Ответы детей: Доктор лечит зубы.

Воспитатель: А я бы составила такое предложение: «Стоматолог лечит мальчику зубы».

Воспитатель: Сколько слов в моем предложении?

Ответы детей:В этом предложении четыре слова.

Воспитатель:Давайте проверим – посчитаем хлопки.( Дети выполняют)

Воспитатель:Верно, в этом предложении четыре слова.

Воспитатель:Ребята, а теперь самостоятельно составьте схему этого предложения.

(Дети самостоятельно составляют схему предложения в индивидуальных карточках)

Воспитатель: Ребята, давайте проверим вместе это задание. ( Воспитатель рисует схему на доске и комментирует свои действия.)

Воспитатель: Вы сказали в этом предложении 4 слова, какое первое слово? Как оно начинается? Какое второе слово, какое третье слово, и четвертое слово…? Что ставиться в конце предложения?

( Ответы детей)

Воспитатель: Проверьте свои схемы, правильно вы составили это предложение.

Воспитатель:Посмотрите на эту картинку и составьте предложение по этой картинке. (« Строители строят дома»)

Ответы детей:Строители строят дома.

Воспитатель:А я бы так составила предложение: «Строители строят большой микрорайон».

Воспитатель:Сколько слов в этом предложении?

Ответы детей:В этом предложении тоже четыре слова.

Воспитатель:Давайте проверим – посчитаем хлопки.( Дети выполняют)

Воспитатель:Верно, в этом предложении четыре слова.

Воспитатель: Составьте схему этого предложения.

(Дети выполняют задание, затем все вместе проверяют выполнение задания)

Воспитатель: ребята, вы хорошо потрудились, предлагаю передохнуть и выйти на музыкальную физическую минутку.

Физическая минутка: «Песенка с грузовичком Лёвой»

(Видео. https://www.youtube.com/watch?v=o6-pOL4IHqk)

Воспитатель:Ну, вот мы можем продолжить. И прошу вас сесть на ковер о один ряд.

Игровое упражнение: «Интервью».

Воспитатель:Ребята, сегодня мы с вами многое вспомнили о профессиях, и теперь я предлагаю вам составить рассказо своей будущей профессии. И не просто рассказать, а предлагаю поиграть в игру «Интервью».

Воспитатель: Давайте вспомним, что такое «Интервью»?

Ответы детей:Интервью это беседа.

Воспитатель: Верно, интервью – это беседа, предназначенная для передачи по радио, телевидению или для написания статьи в газете.

Воспитатель: А кто такой «Репортер»?

Ответы детей:Репортер задает вопросы.

Воспитатель:А кто такой «Респондент»?

Ответы детей:Респондент – это кто рассказывает, отвечает на вопросы.
Воспитатель: Верно, репортер – тот, кто задает вопросы, а респондент – тот, кто отвечает на вопросы или даетинтервью.

Воспитатель: Прошу вас разделиться на пары и распределить между собой роли. Определиться, кто будет в роли репортера, а кто в роли респондента.( Дети делятся на пары)

Воспитатель: А тема для интервью звучит так: «Расскажи о своей будущей профессии!»

Воспитатель: Ребята, что бы вы могли составить полный и интересный рассказ о своей будущей профессии, вам поможет схема – план ( см. приложение №3) по составлению рассказа (на мольберте).

Воспитатель: Ребята, репортер во время интервью может задавать вопросы респонденту. Может ему что – то не понятно из рассказа респондента, или ему хочется услышать поподробнее интересные факты из рассказанного.

Воспитатель: Все остальные ребята прослушивают беседу, и потом мы обсудим, всели верно, дети говорили друг другу. Может они допускали ошибки. Или интервью получилось не содержательным.

Воспитатель: Ребята, вам понятно задание? Все готовы?

Ответы детей: Да.

Воспитатель: И так мы начинаем. Первая пара. Кто в вашей паре репортер? А кто респондент?

Ответы детей: Андрей – репортёр, Соня – респондент.

Воспитатель: Репортер берет микрофон и начинает интервью.

Андрей:Здравствуйте, меня зовут Жиряков Андрей. А ка вас зовут, представьтесь, пожалуйста.

Соня:Здравствуйте. Меня зовут Шарикова Соня.

Андрей:Расскажите, пожалуйста, о своей будущей профессии. Кем вы мечтаете стать?

Соня:Я мечтаю стать воспитателем.

Андрей:А где вы будите работать?

Соня: Я буду работать в большом детском саду.

Андрей:А что вы будите делать в детском саду?

Соня: Я буду воспитывать детей, играть с ними в игры, заниматься, ходить на прогулку.

Андрей:А какие инструменты вам будут помогать в вашей работе?

Соня: Для работы мне нужны разные книги и компьютер.

Андрей: А в какой одежде вы будите ходить на работу?

Соня: На работу я буду ходить в платье или в юбке и кофте.

Андрей:А какую пользу приносит ваша профессия?

Соня: Моя профессия помогает родителям воспитывать детей. Я буду любить свою профессию.

Андрей:Спасибо за ваше интервью. Мне было очень интересно слушать вас.

Воспитатель:Ребята. Вам понравилось это интервью?

Справились Андрей и Соня с заданием?

Скажите, Соня в роли респондента всё правильно рассказала о

своей будущей профессии? Ничего не напутала?

А оцените Андрея в роли репортёра, как он справился со своей

Вы запомнили, какие вопросы задавал Андрей?

Что он хотел узнать у Сони?

( Ответы детей).

Воспитатель:Следующееинтервью предлагаю следующей паре.

(3- 4 варианта интервью).

Воспитатель:Молодцы ребята, вы серьёзно отнеслись к заданию. Рассказы ваши получились интересными и очень содержательными.

И я могу быть уверенна, что в школе вы всё правильно и интересно расскажите о своей будущей профессии. И ваш учитель будет доволен.

Воспитатель: Ребята, а вам понравилось сегодняшнее занятие? А что больше всего запомнилось из занятия? А что было самое интересное на занятии?

Читайте также:
Логопедическая зарядка по теме Домашние животные

(Ответы детей)

Составила: Данилова Елена Юрьевна

Воспитатель высшей категории ГБДОУ д/с №1

Колпинского района г. Санкт – Петербурга

Приложение №1

Приложение №2

Приложение №3

СХЕМА – ПЛАН

ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ РАССКАЗА О ПРОФЕССИИ

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Все профессии нужны, все профессии важны»

Подготовительная работа: знакомство с различными профессиями, чтение стихов и художественной литературы, беседы о том, кем дети хотят стать и почему.

Программные задачи:

  • Образовательные:
    • познакомить детей с несколькими видами профессий, показать значение трудовой деятельности в жизни человека;
    • уточнить, обобщить и расширить знания детей об особенностях профессии парикмахера, повара, врача, продавца, художника и учителя.
  • Развивающие: способствовать развитию связной речи, мышления, памяти, любознательности, наблюдательности, активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
  • Воспитательные:
    • создать условия для воспитания уважительного и доброго отношения к людям разных профессий;
    • способствовать воспитанию умения работать в группе; учитывать мнение партнёра;
    • отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.

Оборудование:

  • Картинки с изображениями людей разных профессий;
  • Фрукты и овощи для повара;
  • Поварской колпак, шапочка для доктора, платок для сценки;
  • Инструменты для парикмахера и врача;
  • Мольберт, репродукции картин И.И.Шишкина, краски и кисти;
  • Продукты и товары для магазина;
  • Чудесный мешочек с инструментами и принадлежностями разных профессий.

Ход занятия

1. Организационный момент

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
– Доброе утро!
– Доброе утро! – солнцу и птицам.
– Доброе утро! – улыбчивым лицам.
Пусть каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.

– Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, чтобы посмотреть на нашу работу. Пожелайте им доброго утра.

2. Объявление темы занятия. Вводная беседа

– Ребята, вы все когда-нибудь станете взрослыми, окончите школу, потом институт, обретёте профессию, по которой будете работать. А как вы понимаете, что такое профессия?

– В толковом словаре сказано, что «Профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность».

– А кто-нибудь из вас уже думал, кем он хочет стать в будущем?

– Конечно, выбор профессии – дело непростое и очень ответственное. Ведь выбирая её, вы выбираете дело на всю жизнь. А это значит, что профессия должна вас устраивать во всех отношениях.

– И сегодня я предлагаю нам всем отправиться в небольшое путешествие в страну профессий. И попробовать каждому из вас свои силы в каком-то деле, примерить на себя ту или иную профессию.

3. Знакомство с профессией парикмахера

– А какой первый пункт нашего путешествия, вы узнаете, отгадав загадку.

У этой волшебницы, этой художницы,
Не кисти и краски, а гребень и ножницы.
Она обладает таинственной силой:
К кому прикоснётся, тот станет красивый.

1 ребёнок: – Правильно, это парикмахер, и я приглашаю вас в свой салон красоты. Я познакомлю вас с профессией парикмахера. Это очень интересная и творческая работа, ведь парикмахер каждый день делает разные прически. Ещё парикмахеры стригут, красят, завивают и укладывают волосы. Одним словом, они наводят красоту. Люди этой профессии должны быть аккуратными, вежливыми и выносливыми, ведь они целый день проводят на ногах.

Воспитатель: – У каждой профессии есть свои инструменты, то есть специальные предметы, которые нужны для выполнения своей профессиональной деятельности. Конечно же, такие инструменты есть и у парикмахера.

– Задание такое: из представленных инструментов вам нужно отобрать те, которые нужны для работы парикмахера и объяснить, как пользоваться тем или иным прибором. (На столе лежат разные принадлежности, дети выбирают необходимые и объясняют).

4. Знакомство с профессией повара

– Следующая загадка и наш следующий пункт остановки.

Ходит в белом колпаке
С поварёшкою в руке.
Он готовит нам обед:
Кашу, щи и винегрет.

2 ребёнок: – Правильно, это повар. Когда я вырасту, я очень хочу стать поваром. Это очень важная и нужная профессия. Повар умеет готовить много вкусных и полезных блюд, умеет печь торты и пироги. Повар есть и в детском саду, и в школе, в больнице, на заводе, в кафе. Любой повар должен любить свою работу.

Воспитатель: – Вот здесь, Изабель, ты полностью права. Ведь если повар готовит с любовью, с удовольствием, то еда получается необыкновенно вкусной, питательной и, конечно, полезной.

– А я скажу вам больше. Каждый повар умеет не только хорошо готовить, но и безошибочно может определить на вкус разные продукты.

– Мы с Изабель придумали для вас одну игру. Называется «Угадай на вкус». Игра покажет, есть ли у вас талант и способности к поварскому искусству. Вам с закрытыми глазами, попробовав на вкус, нужно догадаться, что это за продукт. (На столе тарелка, на которой кусочки разных продуктов: яблоко, банан, груша, морковь, мармелад, огурец, апельсин, шоколад. Дети пробуют и угадывают).

5. Знакомство с профессией врача

Все болезни лечит он,
С детства каждому знаком.
Веселей смотри вокруг,
Он ребятам – лучший друг.

3 ребёнок: – Правильно, это врач. Я хочу рассказать вам о профессии врача. Это очень важная и необходимая работа. Если бы не было врачей, люди бы часто болели и могли умереть от разных болезней. Врачи бывают разные. Например, педиатр лечит детей, хирург делает операции, стоматолог лечит зубы, окулист проверяет зрение. Врачи должны быть смелыми, решительными и сильными.

Читайте также:
Игровые упражнения по автоматизации звука С

Воспитатель: – А я хочу рассказать вам об одном удивительном случае, который произошел с моим знакомым доктором.

Сценка «На приёме у врача»

За столом сидит врач (ребенок в халате и шапочке врача). Стук в дверь.

Доктор: – Да, да, войдите. (В кабинет заходят бабушка и внучка).

Бабушка: – Здравствуйте, доктор.

Доктор: – Здравствуйте, проходите, пожалуйста. Что вас беспокоит?

Бабушка: – Да вот, что-то глаза плохо видят.

Доктор: – Давайте проверим зрение. (Показывает буквы, бабушка всё называет правильно).

Доктор: – Бабушка, да у вас прекрасное зрение!

Бабушка: – Да что вы, доктор? Это не у меня проблемы с глазами, а у моей внучки!

6. Знакомство с профессией продавца

– Отправляемся дальше. Слушайте загадку.

Нам даёт товар и чек.
Не философ, не мудрец
И не суперчеловек,
А обычный … (продавец).

4 ребёнок (рассказывает за прилавком детского магазина): – Я расскажу вам о профессии продавца. Это очень интересная работа, потому что продавцы каждый день общаются с разными людьми. Люди этой профессии должны быть доброжелательными и внимательными с покупателями. Продавец должен рассказать о товарах и помочь покупателям выбрать их.

Воспитатель: – А сейчас наш продавец-консультант Настя поможет вам правильно выбрать товары. Перед вами лежат различные продукты. Я буду вам описывать качества какого-то определенного товара. Вам нужно отгадать его и положить в корзину. А Настя вам поможет при необходимости.

  1. Вкусное, полезное, может быть коровье или козье. (Молоко)
  2. Сладкий, бывает молочный, чёрный и даже белый. (Шоколад)
  3. Бодрящий, ароматный, может быть зеленый или черный. (Чай)
  4. Молочный, фруктовый, с кусочками персиков, очень вкусный. (Йогурт)
  5. Красное, спелое, сочное. (Яблоко)
  6. Кислый, желтый, овальной формы. (Лимон)
  7. Зубная, отбеливающая, лечебно-профилактическая. (Зубная паста)
  8. Оранжевый, круглой формы, кисло-сладкий, вкусный. (Апельсин)
  9. Зеленый, вытянутой формы, освежающий, сочный. (Огурец)
  10. Вкусное, хрустящее, медовое, с орехами. (Печенье)

7. Знакомство с профессией художника

Загадка:

У меня есть близкий друг,
Красит краской всё вокруг.
На окне рисует дождик.
Значит, вырастет … (художник).

5 ребёнок (рассказывает возле мольберта, на котором репродукции картин): – Правильно, это художник. Когда я вырасту, я мечтаю стать художником. Художник – это творец, он создаёт прекрасные картины. Художники рисуют пейзажи, портреты, натюрморты. Они работают в мастерских или рисуют на природе. Художники делают нашу жизнь прекраснее.

Воспитатель: – Теперь предлагаю вам сыграть в игру «Ровным кругом». Вам нужно будет назвать профессию, которой принадлежит инструмент, который я достану из чудесного мешочка.

Дети становятся в круг и, держась за руки, произносят:

Ровным кругом друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте, дружно, вместе
Отвечай вот так!

(Воспитатель достает из мешочка инструмент, называет ребенка, который должен ответить).

8. Знакомство с профессией учителя

Загадка:

Мелом пишет и рисует,
И с ошибками воюет.
Учит думать, размышлять,
Как его, ребята, звать?

6 ребёнок : – Правильно, это учитель. Я представляю вам ещё одну важную профессию – учитель. Если бы не было учителей и школ, все люди были бы неграмотными. Но учителя есть не только в школе. Наши первые учителя – это мама и папа. Они учат нас главным правилам в жизни. В школе учителя научат нас читать, писать, считать и многому другому. Учителем может стать и хороший друг. Своих учителей надо любить и уважать.

Воспитатель: – А мы предлагаем нашим гостям и всем нам отправиться на экскурсию в одну необычную школу и познакомиться с удивительным, необыкновенно интересным учителем.

Инсценирование стихотворения Константина Льдова «Господин учитель Жук»

Как-то летом на лужайке господин учитель Жук
Основал для насекомых школу чтенья и наук.
Вот стрекозы, мушки, мошки, пчёлы, осы и шмели,
Муравьи, сверчки, козявки на урок к Жуку пришли.
«А» – акула, «Б» – букашка, «В» – ворона, «Г» – глаза…
Шмель и муха, не болтайте! Не шалите, стрекоза!
«Д» – дитя, «Е» – единица, «Ж» – жаркое, «З» – зима…
Повторите, не сбиваясь: «И» – игрушка, «К» – кума!
Кто учиться хочет с толком, пусть забудет в школе лень…
«Л» – лисица, «М» – мартышка, «Н» – наука, «О» – олень.
«П» – петрушка, «Р» – ромашка, «С» – сверчок, «Т» – таракан,
«У» – улитка, «Ф» – фиалка, «Х» – ходули, «Ц» – цыган.
Так наш Жук, махая розгой, учит азбуке стрекоз,
Мушек, мошек и козявок, мурашей, шмелей и ос.

9. Итог занятия

– Вот и подошло к концу наше путешествие в страну профессий. Все профессии, о которых мы сегодня говорили и те, о которых не успели сказать, очень важны и нужны всем людям. Нельзя выделить более необходимые и менее нужные профессии. Они все нужны. Ни одна профессия не может существовать отдельно от другой. Многие связаны между собой и помогают друг другу. Например, врач и медсестра, воспитатель и помощник воспитателя.

– Но самое главное, что мне хотелось бы вам сказать, это то, что можно быть кем угодно: прекрасным врачом, умелым парикмахером, знающим поваром, водителем, учителем, но если у человека злое сердце, если он завистлив и эгоистичен, такой человек не принесет радости своим трудом. Поэтому я прежде всего желаю вам быть добрыми и отзывчивыми людьми. А профессию, мне кажется, вы выберете правильно, с умом, по зову сердца.

Читайте также:
Буклет логопеда: Подготовка к обучению грамоте

1 ребенок: Доктор лечит нас от боли,

2 ребенок: Есть учительница в школе,

3 ребенок: Повар варит нам компот,

4 ребенок: Парикмахер всех стрижет.

5 ребенок: Шьёт портной для нас штаны.

6 ребенок: И сказать мы вам должны:

ВСЕ:

Лишних нет у нас профессий,
Все профессии важны!

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Мир профессий».

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

«Мир профессий».

Воспитатель: Чередниченко Е.А.

Цель: Закрепить с детьми названия профессий, их значение для людей.

– закрепить представление детей о разнообразии профессий, конкретных трудовых действиях.

– формировать обобщенное понятие «профессия», обогащать активный словарь.

– развивать внимание, память, мышление.

– воспитывать положительную мотивацию к обучению, уважение к труду взрослых.

Оборудование: карточки с изображением людей разных профессий, предметы и инструменты различных профессий.

Предварительная работа. Беседа и чтение художественной литературы по теме, рассматривание альбомов о профессиях, проведение дидактических игр, рассказ родителей о своей профессии.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Воспитатель: У меня есть необычный конверт, давайте посмотрим, что в нем? Здесь очень много загадок. Отгадаем?

Темной ночью, ясным днем

Он сражается с огнем.

В каске, будто воин славный,

На пожар спешит. (пожарный)

Кирпичи кладет он в ряд,

Строит садик для ребят

Не шахтер и не водитель,

Дом нам выстроит. (строитель)

Кто плывет на корабле

К неизведанной земле?

Весельчак он и добряк.

Как зовут его? (Моряк)

На посту своем стоит,

За порядком он следит.

Строгий смелый офицер.

Кто он? (Милиционер)

На посту он в снег и в зной,

Охраняет наш покой.

Человек, присяге верный,

Стук летит из-под колес,

Мчится вдаль электровоз.

Поезд водит не таксист,

Не пилот, а. (машинист)

Тонкой палочкой взмахнет —

Хор на сцене запоет.

Не волшебник, не жонглер.

Кто же это? (Дирижер)

Воспитатель: О чём эти загадки? Как можно одним словом назвать?

Дети: о профессиях.

– Молодцы, именно о профессиях мы будем сегодня говорить.

А что такое профессия?

– Профессия – это труд, которому человек посвящает всю свою жизнь, дело, работа, занятие. Люди работают тем, кем им нравится работать, занимаются тем, что у них лучше получается.

Каждое утро взрослые члены вашей семьи уходят на работу.

– Для чего они нужны людям?

– Для чего люди ходят на работу?

Дети: чтобы зарабатывать деньги, строить дома, водить машины, выращивать хлеб.

– Кем работают ваши родители? (спросить каждого ребенка)

– Какую пользу они приносят?

Дети: они шьют одежду, учат детей, лечат заболевших, готовят пищу, перевозят грузы.

Игра «Сложи картинку»

Для этого вы в парах должны собрать разрезные картинки.

Игра «Что делает?»

Цель: Продолжать знакомить детей с действиями людей разных профессий.

Я называю профессию, а вы отвечаете, что делает человек данной профессии.

Учитель – учит детей

Доктор – лечит людей

Продавец – продает товары

Повар – варит обед

Воспитатель – воспитывает детей

Шофер – водит машину

Строитель – строит дома. Певица – поет песни. Летчик – летает, управляет самолетом

Все профессии нужны, все профессии важны. Главное – нужно выполнять хорошо любимую работу.

А я еще одну интересную игру знаю.

Воспитатель: Я буду бросать мяч и задавать вопрос, а вы должны мяч поймать и постараться ответить правильно. Готовы?

3. Игра с мячом “Что будет, если. ”

(Цель: понимание значимости профессий в жизни людей; рассуждения о последствиях прекращения деятельности людей разных профессий)

– повара перестанут готовить пищу?

– врачи перестанут лечить людей?

– учителя перестанут учить детей?

– строители перестанут строить дома?

– все водители откажутся сесть за руль?

– пожарные откажутся тушить пожар?

Физминутка «Гномы строят новый дом»

Дин-дон, дин-дон, (наклоны из стороны в сторону, руки на поясе)

Гномы строят новый дом, (стучат кулаком об кулак)

Красят стены, крышу, пол, (движения руками вверх-вниз)

Прибирают всё кругом. (имитируют движения «подметаем пол»)

Мы к ним в гости придём (шаги на месте)

И подарки принесём. (вытягивают руки вперёд, ладонями вверх)

На пол – мягкую дорожку, (наклон вперёд, руками показывают как

Расстелив её к порожку. (пятятся назад)

Две подушки на диван, (складывают ладошки вместе под щёку)

Мёду липового жбан. (руки округляют и вытягивают перед собой)

Воспитатель: А сейчас я хочу проверить, как внимательно вы умеете слушать. Мы сыграем в игру:

Игра «Кому принадлежит фраза?»

Вы будете отвечать, человек какой профессии мог сказать данную фразу.

– Как вас подстричь? Чёлку по короче? (парикмахер). – Дети, здравствуйте, откройте книгу на странице 3 (учитель)

-Несите кирпичи и цемент (строитель). -Сегодня я буду рисовать пейзаж (художник)

-Откройте рот и скажите а –а –а –а –а –а (врач). -Какие пуговицы пришить вам на эту блузку

чёрные или белые? (портной). – Сколько килограммов картошки вам взвесить? (продавец)

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришел гость. Угадайте загадку, и узнаете кто же это.

Читайте также:
Приемы формирования фонематического восприятия

Он, конечно, самый главный

Он в огромной синей шляпе

Неумеха и растяпа.

Да ведь это Незнайка. Он говорит, тоже всё знает о профессиях.

И даже написал предложения, о том, как работают люди разных профессии. Но я подозреваю, что Незнайка не всё сделал правильно. Давайте проверим. Для этого мы сыграем в игру:

Упражнение «Исправь ошибку»

– Будьте внимательными, и постарайтесь исправить все мои ошибки.

• Строитель управляет самолетом. – Строитель стоит дом.

• Пожарный лечит людей. – Пожарный тушит пожары.

• Швея красит дом. – Швея шьет одежду.

• Парикмахер стирает белье. – Парикмахер стрижет людей.

• Дворник варит обед. – Дворник подметает двор.

• Летчик управляет машиной. – Летчик управляет самолетом.

Воспитатель: Молодцы! Вы всё верно отгадали. А сейчас мы с вами поиграем в игру

5. «Кому нужен этот предмет?» дети встают в круг, напротив каждого лежит предмет; под музыку двигаются по кругу. Музыка останавливается – дети берут предметы и говорят, кому нужен этот предмет.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Незнайка опять хочет что – то сказать. Оказывается, он нарисовал на одном и том же месте много разных предметов. Но у него было мало бумаги, и он нарисовал на одном и том же месте предметы и один инструмент, и все их перепутал. Я предлагаю вам рассмотреть его рисунок, найти среди предметов инструмент и раскрасить его цветным карандашом. (Дети раскрашивают один инструмент и дарят его Незнайке)

Воспитатель: Незнайка, любое дело надо делать хорошо, на совесть. Ты знаешь такую половицу: «Труд человека кормит, а лень портит». Ребята, а вы знаете, кто может объяснить смысл этой пословицы? (Дети отвечают)

Воспитатель: Правильно, каждый человек должен трудиться, чтобы жить. И каждый должен выполнять свою работу хорошо. Ведь любая работа приносит людям пользу, и мы с вами знаем, что «Все профессии нужны – все профессии важны».

Стихотворение : Трудится Земля

Сколько нужного на свете

Люди делают вокруг:

Те плетут морские сети,

Те с рассветом косят луг,

Варят сталь, штурмуют космос,

За станком в цеху стоят,

Миллионы умных взрослых

Учат грамоте ребят,

Кто-то нефть в тайге качает

Из глубин земных пластов,

А другие листья чая

Аккуратно рвут с кустов.

Ежедневно дел в достатке

Для тебя и для меня.

Будет все всегда в порядке,

Если трудится Земля.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Занятие по развитию речи для детей старшей группы «Профессии вокруг нас»

Конспект занятие по развитию речи

в группе старшего возраста «Профессии вокруг нас».

Цель занятия: расширить представление детей о разнообразии профессий людей и специфике их рода деятельности.

Задачи занятия:

Образовательные:

Расширять представления детей о разнообразии женских и мужских профессий;

учить правильно задавать вопросы к картинкам,

учить образовывать существительные, обозначающие лица по их занятиям; при помощи суффикса -щик ,

закреплять умение выделять главные и признаки и свойства предметов-рабочих инструментов,

Развивающие:

Развивать речь детей, коммуникативные навыки дошкольников;

совершенствовать мелкомоторные навыки;

способствовать развитию мышления и воображения,

обогащать активный запас слов старших дошкольников.

Воспитательные:

формировать интерес к разным профессиям людей,

воспитывать уважение к труду взрослых и своих родителей.

УУД, формируемые на занятии:

Регулятивные, коммуникативные, познавательные, логические, знаково-символические.

Тип занятия:

Используемое оборудование:

Карточки обозначающие имена признаков предметов( ТРИЗ- технологии).

Формы и методы

Фронтальная, групповая, индивидуальная формы работы в группах и подгруппах; игровые и словесные методы и приемы.

Рабочие материалы для обучающихся.

Серии иллюстраций по теме, киндер-контейнеры , внутри которых картинки с изображением различных профессий, магнитная доска, иллюстрация к скороговорке о пекаре ,браслет на запястье для каждого ребенка синего, красного, желтого цвета, карточки с инструментами, карточки с условным изображением имен признаков, скорлупки от фисташек, окрашенные разными цветами, лист А4 с графическим диктантом, карандаш простой.

Содержание этапа, деятельность воспитателя.

Деятельность обучающихся.

Организационно-побудительный.

Создание положительного эмоционального настроя для работы на занятии.

Создать положительный эмоциональный настрой для работы на занятии.

Получить положительный настрой для дальнейшей работы на занятии.

Проводит игру – приветствие:

Педагог индивидуально приветствует каждого ребенка При этом, выбор делает ребенок, указывая на соответствующую иллюстрацию, прикрепленные на магнитной доске.

Предлагает детям достать браслетики из мешочка. Надевают.

Выполняют упражнение на развитие правильного речевого выдоха.

1-2.И.П. Руки через стороны вверх.

Вдох носом, щеки не раздувать.

3-4 -5 Задержали дыхание, втянули животики.

6-7-8 плавный выдох, со звуком [С-С-С]

Участвуют в игре – приветствии:

Дети входят в зал под звуки легкой музыки.

По очереди подходят к воспитателю и предлагает вариант приветствия.

Дети достают браслетики и надевают их на запястье.

Повторяют упражнение вместе с педагогом.

2 этап. Основная часть.

закреплять знания детей о разнообразии и специфике профессий, учить правильно называть рабочие инструменты;

учить образовывать слова – названия профессий от глаголов,

закреплять произношение звука [щ] в названиях профессий.

расширять словарный запас слов старших дошкольников,

учить составлять последовательные рассказы по картинкам

Цель этапа- формулировка темы и целей занятия.

Читайте также:
Критерии стимулирующих выплат логопеду в ДОУ и в школе

Игра «Назови профессию.»

учить правильно давать название профессии.

– Каждый возьмет киндер –контейнер и откроет его.

Что вы нашли внутри его?

-Что изображено на картинках?

Если вы подберете слово, которое объединяет все эти картинки, то сможете назвать тему нашего занятия.

Игра «Назови профессию.»

правильно давать название профессии.

Дети получают киндер – контейнеры, открывают их и

находят иллюстрации с изображением различных видов профессий.

Каждый ребенок называет то, что изображено у него на картинке.

Дети формулируют тему занятия:

2.Создание игровых ситуаций формирующих представление о многообразии профессий людей.

Цель-формирование четких представлений о разных профессиях людей.

Рассказ педагога о происхождении профессий.

В давние времена люди жили большими группами.

Каким был их основной вид деятельности?

Благодаря охоте и добыче пищи, люди могли существовать. Свои умения они передавали друг другу. Одни- хорошо готовили, и стали учить этому других, другие- прекрасно шили одежду из шкур.

Так и появились разные профессии.

Какими были первые инструменты человека?

В настоящее время существует множество профессий, и все они связаны между собой.

Слушают , анализируют, предполагают.

Беседа о значимости профессий людей.

Цель- сформировать представление о важности всех профессий.

Что вы понимаете под словом «профессия?»

Сможет ли человек одной профессии справиться с профессией другого человека?

Принимает активное участие в беседе.

Цель- осознать значимость каждой из профессий человека.

Это дело, работа, труд, любимое занятие человека.

Каждой профессии нужно учиться специально.

Проводит игру «Продолжи фразу».

Цель – учить продолжать начатую фразу.

Если бы не было продавцов, то….

Если бы не было таксистов, то…

Если бы не было космонавтов, то…

Если бы не было булочников, то…

Все профессии связаны между собой. Объясните, в чем связь профессий портного- парикмахера и шофера.

Обоснуйте эту логическую цепочку.

Участвует в игре «Продолжи фразу».

Цель -учится продолжать начатую фразу.

Варианты ответов детей:

…мы не смогли бы покупать продукты в магазине.

…мы не смогли бы ездить на такси.

…мы не получили бы сведения о космосе.

…не кому бы было печь вкусный хлеб..

Дети делают самостоятельные выводы.

Игра: «Образуй названия профессий».

Цель- учить образовывать существительные, обозначающие лица по их занятиям.

Воспитатель показывает детям карточку с изображением:

Обсуждает с детьми действие и название профессии

Пальчиковая гимнастика с цветными скорлупками от фисташек .

Цель- совершенствование мелкомоторных навыков, ручной умелости.

Представители любой профессии носят специальную одежду и головные уборы- шапочки, шлемы, каски.

Я буду называть головной убор, а вы-надевать на пальчик соответствующий по цвету головной убор.

Белая шапочка для врача,

Красная каска- пожарному.

Синяя фуражка – полицейскому,

Строителю- желтая каска.

Зеленая фуражка- солдату .

Поочередно надеваем скорлупки на пальцы правой и левой руки. Стараемся удержать их и не уронить.

Дети за столами.

Графический диктант.

Цель- формировать умение ориентироваться на листе бумаги, умение составлять слово из букв.

Кто изображен на листах?

Если вы верно выполните задания и все шаги, то сможете узнать, кому помог врач.

Игра: «Образуй названия профессий».

Цель- учится образовывать существительные, обозначающие лица по их занятиям.

Конспект НОД в старшей группе по познавательно-речевому развитию на тему: “Все профессии нужны, все профессии важны!”

Данное занятие поможет познакомить детей с профессиями людей, спецификой их работы, инструментами, необходимыми для работы.

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №18 «Золушка»

Верхнеуфалейского городского округа

Конспект НОД в старшей группе по познавательно-речевому развитию на тему: «Знакомим Незнайку с профессиями»

29 ноября 2018г.

Обобщить знания детей по теме «Профессии».

Образовательные:

Закрепить знания детей о профессиях; расширять кругозор и познавательный интерес детей к профессиям.

Развивающие:

Развивать речь, мышление, внимание.

Воспитательные:

Воспитывать уважение к труду людей.

Оборудование:

Игрушка – Незнайка; магнитная доска; магниты; картинки с изображениями: учителя, врача, повара, пожарного, почтальона, продавца; стол с разными атрибутами: кастрюля, указка, расческа, форма полицейского, халат врача, руль, калькулятор, книга, кукла, машинка, краски.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

(Дети здороваются с гостями).

Воспитатель: Присаживайтесь, начнем наше занятие.

(Воспитатель обращает внимание детей на игрушку – Незнайку).

Ой, ребята, посмотрите, что-то наш Незнайка сегодня грустный. Обычно он веселый, много разговаривает, а сегодня молчит. Незнайка, что случилось?

Незнайка: Не хочу я больше ходить в детский сад, хочу работать. Пришел в школу и говорю: «Хочу работать в школе, буду учить детей!». А мне говорят: «Ты не можешь работать в школе, у тебя ее нет!».

Воспитатель: Кого ее, Незнайка?

Незнайка: Ну … ее! Забыл я это слово! Я подумал: ну и ладно, не берете меня работать в школу, пойду работать в больницу. Прихожу в больницу и говорю: «Хочу работать в больнице, буду лечить людей: уколы им буду ставить, таблетки какие-нибудь давать!». А мне говорят: «Чтобы работать в больнице, нужно обязательно получить ее! Ну, эту, забыл, что!

Кто она вообще такая?

Где ее мне получить?

Ничего то я не знаю!

Трудно мне Незнайке жить!

Воспитатель: Незнайка, а кто в школе учит детей? Знаешь?

Незнайка: Знаю, конечно! Я же умный! Учитель!

(Воспитатель прикрепляет к магнитной доске картинку с изображением учителя).

Читайте также:
Конспект образовательной логопедической деятельности для воспитанников 6-7 лет: 23 февраля - День Защитника Отечества

Воспитатель: А, кто лечит людей?

Незнайка: Знаю! Этот … Ну, как его?! Забыл!

Воспитатель: Ну, вот, а сам хотел работать в больнице и даже не знаешь, как называется человек, который лечит людей! Ребята, давайте подскажем Незнайке.

(Дальше воспитатель задает вопросы детям и прикрепляет к магнитной доске соответствующие картинки).

– Кто в детском саду готовит для нас обед? (Повар).

– Кто тушит пожары? (Пожарный).

– Кто разносит письма, газеты и журналы? (Почтальон).

– Кто продает в магазине продукты? (Продавец).

Воспитатель: Ребята, учитель, врач, повар, пожарный, почтальон, продавец, это – что? Как можно назвать одним словом?

Дети: Профессии!

Воспитатель: Что такое профессия?

Дети: Профессия – это то, что люди умеют делать, их работа.

Незнайка: Да-да! Профессия! Вспомнил это слово! И в школе, и в больнице мне сказали, что нужно обязательно получить профессию! Где ее можно получить, ребята?

Дети: Ходить в детский сад, учиться в школе, потом в институте.

Воспитатель: Получать знания о профессиях, Незнайка, ты можешь уже сейчас в детском саду: читать книги, играть в игры, узнавать о профессиях своих родителей и профессиях родителей своих товарищей. Сейчас, Незнайка, мы с ребятами поиграем, а ты внимательно нас слушай. Ребята, я буду называть профессии, а вы будете говорить, что делает человек данной профессии. Например, врач – лечит людей, слушает, измеряет температуру, ставит уколы, выписывает лекарства.

Игра «Кто что делает?»

Повар (варит, тушит, жарит, режет, готовит).

Пожарный (тушит пожар, спасает людей).

Продавец (продает продукты, взвешивает продукты).

Парикмахер (подстригает, красит волосы, делает прически).

Дворник (подметает, убирает мусор).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Знаете, чем занимаются люди определенных профессий. Знаете ли вы, что людям для их работы необходимы специальные атрибуты, специальная одежда, форма? Сейчас я буду загадывать вам загадки. Вы должны отгадать загадку и на столе найти вещь, которая необходима данному человеку в его работе.

Игра «Кому что нужно для работы?»

Скажи мне, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Салаты, винегреты. (Повар).

Громко прозвенел звонок,

В классе начался урок.

Знает школьник и родитель –

Проведет урок… (Учитель).

У этой волшебницы,

Не кисти и краски,

А гребень и ножницы.

К кому прикоснется,

Тот станет красивым… (Парикмахер).

Папа у меня – герой!

Ходит в форме с кобурой!

Посреди ночного мрака

Где-то кража или драка?

Сразу на «02» звоните,

Папу моего зовите! (Полицейский).

Знает, без сомнения.

Вмиг заводит он мотор,

На машине мчит… (Шофер).

Кто пропишет витамины?

Кто излечит от ангины?

На прививках ты не плачь –

Как лечиться, знает… (Врач).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Я предлагаю вам отдохнуть.

Физкультминутка «Если хочется тебе, то делай так!»

(Дети имитируют движения, соответствующие тексту).

Хочешь стать ты гитаристом, делай так…

Хочешь стать ты пианистом, делай так…

Хочешь стать ты маляром, то делай так…

Хочешь стать ты землекопом, делай так…

Хочешь стать ты лесорубом, делай так…

Если хочешь стать спортсменом, делай так…

Если хочешь быть шофером, делай так…

Если хочешь быть жонглером, делай так…

Если хочешь быть артистом, делай так…

Если хочешь стать певцом, то делай так…

Если хочешь быть моделью, делай так…

Вот закончилась игра!

Воспитатель: Отдохнули? Присаживайтесь. Сейчас я буду говорить вам фразу, а вы по очереди будете отвечать, человек какой профессии может сказать вам данную фразу.

Игра «Кому принадлежит фраза?»

– Ребята, откройте свои дневники и запишите домашнее задание. (Учитель).

– Какую прическу вам сделать? (Парикмахер).

– Откройте рот и скажите «а-а-а-а-а». (Врач).

– Сколько яблок вам взвесить? С вас 50 рублей. (Продавец).

– На обед пожарю котлеты и сварю компот. (Повар).

– Вам сшить платье или юбку? (Швея).

– Я обязательно поймаю этого преступника! (Полицейский).

– Какую красивую картину я написал! (Художник).

Незнайка: Какие умные ребята! Все знают! А можно я с ними поиграю? Может быть, я смогу их запутать?! Ребята, я буду говорить фразу, если в ней все правильно – вы хлопаете; если неправильно – молчите.

– Пожарный лечит людей. (Молчат).

– Повар шьет одежду. (Молчат).

– Учитель учит детей в школе. (Хлопают).

– Продавец подстригает людей. (Молчат).

– Строитель строит дом. (Хлопают).

– Почтальон продает продукты в магазине. (Молчат).

– Врач лечит людей. (Хлопают).

– Самолетом управляет летчик. (Хлопают).

Незнайка: Какие вы – Молодцы! Все у вас получается, все вы знаете!

Воспитатель: Да, Незнайка, несмотря на то, что ребята еще маленькие, они – очень любознательны, им все интересно.

Незнайка: Мне было очень интересно с вами заниматься, я узнал очень много о профессиях. Теперь я знаю, что для того, чтобы где-то работать, необходимо учиться и получить профессию! Спасибо вам, ребята! Можно мне всегда с вами заниматься?

Воспитатель: Конечно, Незнайка! А сейчас ты можешь с ребятами отдохнуть и поиграть в интересные игры!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: