Конспект занятия по развитию речи

Конспекты занятий по развитию речи

Развитие речи в детском саду

Этот раздел посвящен развитию речи. Здесь будут находиться материалы, основной акцент которых будет направлен именно на эту тему: занятия по развитию речи в детском саду, по художественной литературе, интегрированные занятия с «речевым» уклоном, в общем все, так или иначе связанное с развитием речи и мышления дошкольников. В колонке с левой стороны расположены ссылки на готовые конспекты занятий. Любой из конспектов Вы можете скачать одним файлом, для этого нужно перейти на соответствующую страницу.

Некоторые из занятий этого раздела являются комплексными и ссылки на них находятся в разделе «Комплексные занятия», также многие из занятий по ознакимлению с природой содержат в себе элементы развития речи у детей дошкольного возраста, поэтому, если Вы не нашли тут нужный материал, то стоит обратить внимание и на другие разделы нашего сайта.

Надеемся, что наши материалы помогут Вам в работе с дошкольниками в детском саду. Не всем детям легко даются навыки речевого общения, многие из них с трудом учатся говорить, но грамотный воспитатель, вооруженный хорошим материалом, может творить с детьми настоящие чудеса.

Не забываем и о новых занятиях. О новинках в этом (или любом другом) разделе можно узнать на странице “Новые занятия” в меню или подписавшись на нашу RSS-рассылку, для чего следует перейти на главную страницу и кликнуть по значку RSS рассылки в правом верхнем углу.

Конспекты занятий по развитию речи дошкольников, расположенные в этом разделе нашего сайта, доступны для скачивания в виде документа Ворд.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической), связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовке к обучению грамоте.

Из всех речевых умений, которыми овладевает ребенок в детском саду, самым сложным является умение рассказывать. А ведь главной задачей развития речи является формирование речевой компетентности, т. е. умения детей пользоваться всеми языковыми средствами в различных ситуациях речевого общения. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя.

Это не означает, однако, что развивать связную речь ребенка можно только тогда, когда он уже очень хорошо освоил звуковую, лексическую и грамматическую стороны языка. Формирование связной речи начинается раньше. Малыш может не уметь еще чисто произносить все звуки, не владеть большим объемом словаря и сложными синтаксическими конструкциями, но работа по развитию речи уже должна начинаться. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его.

По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития. Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние и на эстетическое развитие: при пересказах, при составлении своих рассказов ребенок старается использовать образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений. Умение интересно рассказывать и заинтересовать слушателей (детей и взрослых) своим изложением помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

Развитие у детей связной выразительной речи необходимо рассматривать как существенное звено воспитания культуры речи в ее широком понимании. Все последующие развитие речевой культуры будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном детстве.

Заметили какие-то неточности, недоработки или у Вас есть какие-либо замечания по работе сайта? Пожалуйста, сообщите нам об этом. А также, если у Вас есть собственные идеи, занятия, материалы, авторские методики и наработки, то поделитесь ими с другими, напишите нам через форму обратной связи, шлите материал и мы будем пополнять количество конспектов.

В 1930 году в американский прокат вышел фильм “Песня мошенника” (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

Конспекты тематических занятий по развитию речи

Разделы: Логопедия

Развитию речи в дошкольном детстве закономерно отводится ведущая роль. Развивается речь – развивается мышление. Речь выступает коммуникативной, обучающей, воспитывающей основой, от качества речи зависит дальнейшее обучение ребенка в школе. В дошкольном возрасте важно развивать словарь ребенка, создавать условия для развития грамматики, фонетики детей. В связи с этим важно также развивать мелкую моторику пальцев как стимулирующий речь фактор. В подготовительной к школе группе важно учить детей различать звуки, развивать слуховое внимание. В целом все это служит развитию связной речи. Высокие результаты развития связной речи дошкольников – показатель работы родителей, воспитателей, логопеда.

Тематические занятия в полной мере отвечают решению вопросов развития речи. Комплексное воздействие на речь ребенка остается одним из ведущих в дошкольной практике. Поэтому логопедические занятия с группой детей целесообразно проводить именно тематическими.

Конспект 1

Тема: День стоматолога

Цель: развитие речи детей

Задачи: уточнить правильную артикуляцию звука С, закреплять умения определять положение звука С в словах, обогащать словарь детей понятиями профессия, стоматолог, польза, одобрение, развивать подвижность артикуляционного аппарата, речевое дыхание, творческое мышление, воспитывать правильное отношение к здоровью, «чувство языка».

Читайте также:
Роль групповых занятий в нейрореабилитации пациентов с дизартрией в суточном стационаре

Оборудование: диск с записью песни «Улыбка», диск с записью веселой музыки, муляжи продуктов, карточки – символы на этапы занятий, зубные щетки, буклеты с советами как сохранить зубы здоровыми, картинка язык – стоматолог, кукла Светлана Сергеевна в костюме доктора.

Ход занятия:

1. Орг.момент

– ребята, вы любите узнавать новое, а сами что-нибудь интересное рассказывать? Тогда я приглашаю вас на занятие, проходите, присаживайтесь на стульчики.

2. Основная часть

– в начале февраля (то есть этого месяца) во многих странах празднуют День стоматолога.

– А кто это – стоматолог? Это врач. Но врач особенный, у него своя специфика, это зубной врач.

– Значит на день стоматолога мы будем поздравлять … А как поздравляют с праздниками? (желают хорошего, дарят подарки)

– Все стоматологи лучшим подарком считают хорошие, здоровые зубы его пациентов. А кто это – пациенты? (клиенты, посетители)

– А какие зубы можно назвать здоровыми, хорошими? (не болят которые, не беспокоят)

– Мы с вами рассмотрим 4 признака здоровья зубов.

    1. на здоровье зубов указывает легкое свежее дыхание
    2. здоровые зубы – чистые зубы
    3. здоровые зубы – крепкие зубы
    4. на здоровье зубов также указывает открытая красивая улыбка

– Итак, первый признак – легкое свежее дыхание. Скажите, ребята, а когда говорят «зуб на зуб не попадает»? Когда холодно, у замерзшего человека зубы стучат и говорят, что зуб на зуб не попадает. А когда человек может сильно замёрзнуть? В какое время года? Зимой. Давайте с вами поймаем зимнее легкое облачко и приручим его. Дрессировка облачка – на вдох выпускаем облачко, надуваем живот, на выдох – зажимаем облачко, живот втягиваем.

– А сейчас запомним зимнюю чистоговорку и повторим ее все вместе стоя (на слово много – развести руки широко, щечки красные, распрекрасные – потереть щеки ладонями, прилетели – поднять и опустить руки):

Нам январский мороз
Много свежести принес.
Щечки красные, распрекрасные!
И февральские метели
Закружились, прилетели.

– У нас свежее, легкое дыхание? Значит, рядом с первым признаком поместим смайлик (любой символ – улыбающееся солнышко, рожица).

– А что обозначает следующий символ? Правильно, здоровые зубы – чистые зубы. К нам в гости пришел язык, и он поможет выполнить нам языковую разминку. Выполняйте все со мной, будьте внимательны и старательны.

Язычок знаком вам, дети,
Мы его улыбкой встретим.
Улыбнемся широко
Один разочек, да еще!
(улыбка, широко удерживаем, видны все зубы)
Стоматолог наш язык
О зубах заботиться привык.
Рот откроем широко
Простучим все зубы мы легко.
Пробежаться по зубам
Всем бесшумно нужно нам.
(чистим зубы, стучим языком по зубам)
Спрячем зубы верхние,
Спрячем зубы нижние.
Рот не станем закрывать,
Точно будем выполнять.
Посмотрел врач на часы,
Пациенты – заходи.
(часики)
Всем советует наш врач
Небо в чистоте держать.
Полоскать рот водой
Начинаем все гурьбой.
(чистим небо)
Вы послушайте меня,
Крепки зубы у коня
Поскакал коняшка в путь,
Остановился отдохнуть.
(лошадка, грибок)
Язычок наш ложкой стал
Нам сиропчик размешал.
(чашечка, крутим чашечку)
Задержал врача трусишка,
А храбрец впустил врача
У трусишки зуб болит,
У храбреца же никогда.
(зажимаем язык зубами и вталкиваем с силой на себя)
Попрощались мы с врачом.
Помахали вслед платком.
(качели)

Чистыми зубы наши стали после выполненной артикуляционной зарядки. Поставим смайлик и на этот символ.

– А что значит следующий, третий символ? Крепкими бывают только здоровые зубы. Наши зубы нуждаются в защите, и то, какую пищу мы едим, очень сильно влияет на крепость наших зубов. Вы знаете, какие продукты приносят пользу зубам, или другими словами – какие продукты одобрил бы для нас стоматолог, а про какие бы сказал, что они вредны, не приносят пользу. Я сейчас раздам вам продукты, а вы подойдите к столу и положите полезные продукты на розовое блюдо, а вредные – на коричневое блюдо. Муляжи яблока, груши, мороженого, шоколада, лука, моркови, грецкого ореха в скорлупе и без. Итак, проверяем. Я показываю продукты с розового блюда, если вы согласны, что они должны там быть – хлопайте. Проверили? Молодцы! Ставим и на этот символ смайлик.

– А следующий символ что значит? Красивую, открытую улыбку. Ребята, вы помните песню, в которой поется об улыбке? Конечно же, это песня так и называется «Улыбка». Давайте споем куплет этой песни.

– А о каком празднике мы сегодня говорим? О Дне стоматолога. А кого поздравляют в этот день? Стоматологов. Давайте еще раз произнесем это слово и послушаем какой первый звук в нем. Стоматолог. Звук С. ребята, а что делают наши губы, зубы, язык, когда мы произносим этот звук? Губы улыбаются, рот приоткрыт, а язык спрятался за нижние зубы и дает воздуху пройти по серединке язычка.

– Сегодня на прием к стоматологу Светлане Сергеевне придут ребята, в именах которых есть звук С. Вы знаете таких ребят? Давайте назовем их. (Семен, Савелий, Саша, Оксана, Вася, Лариса, Денис, Сюзанна, Степа, Соня, Костя),

Читайте также:
Падежные конструкции - конспект логопедического занятия

– Вот теперь мы всех пациентов перечислили, а скажите звук С стоит во всех словах на одинаковом месте или на разном? И действительно, звук С может быть в начале слова, в середине или в конце. Я называю слово, а вы постарайтесь определить, где стоит звук. Если в начале, то слово начинается с этого звука, если в середине, то и перед звуком С и после него есть другие звуки. А если в конце, то слово заканчивается на этот звук. Определим.

– Какие вы молодцы! У меня телефонный разговор. Стоматолог Светлана Сергеевна торопилась к нам на занятие, но в пути ее похитила злая ведьма больных зубов и не хочет отдавать ее нам. Как бы нам выручить Светлану Сергеевну? Ваши предложения. Я знаю один маленький секрет – злая ведьма больных зубов очень боится веселого танца фей зубной чистоты, и если бы нам удалось попросить фей исполнить танец, то злая ведьма больных зубов исчезла бы, и Светлана Сергеевна была бы спасена. Феи зубной чистоты согласились нам помочь, нужно лишь настроить всех на танец, а для этого нужно сказать – «ас – ас – ас – ждет танец нас». Феи и мы станцуем веселый танец, ребята, веселее танцуем, феям нужна наша помощь! От такого танца злая ведьма больных зубов исчезла.

– А вот и Светлана Сергеевна. «Здравствуйте, ребята, большое вам спасибо за помощь, я тоже для вас станцую». (Кукла танцует веселый танец).

– Ну что ж, ребята, а как на праздниках поздравляют? Желают чего-нибудь хорошего. Давайте и мы с вами поздравим Светлану Сергеевну, ведь День стоматолога – это ее профессиональный праздник (пожелаем счастья, здоровья, успехов).

– Хороший День стоматолога получился?

3. Итог

– Что вам запомнилось на сегодняшнем занятии? Что нового узнали?

Ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Чтобы вы помнили о нашем занятии, я хочу подарить вам закладку-памятку Приложение 1, на которой написано, что надо укреплять зубы. А зубные щетки от наших фей зубной чистоты. Будьте здоровы, ребята!

Конспект 2

Тема: Цирк.

Цель: дифференциация звуков С – Ц, развитие словаря, речевого дыхания, подвижности артикуляционного аппарата, звукоразличения, воспитание правильного произношения, любознательности, активности.

Оборудование: афиша, обезьяны – тренажер (настольная игра «Поймай обезьянку» фирмы Самёнок), ловкачики, рисунок языка-циркача, раскраски клоун, клоун для рефлексии.

Ход занятия:

1. Орг.момент

– Срочное объявленье:
цирк готовит представленье!

Ребята, а что такое цирк? А вы хотите в цирк попасть? Тогда добро пожаловать на занятие!

2. Основная часть

– А как называется сцена в цирке? Арена. Я приглашаю вас занять свои места, а билеты в цирк при вас? Как же называется человек, который смотрит наличие билета? Билетер, контролер.

– Начинается программа, первый гость наш – факир. А кто это, ребята, чем он в цирке занимается? Да, он колдует и управляет огнем – очень мужественная профессия. А мы с вами, посмотрев представление факира, будем огонь гасить, его разгоряченное тело студить. Огонь на ладонях, подносим ко рту, задуваем, следим, чтобы щеки не надувались. Вдох носом, выдох через рот. А сейчас интересный номер – на вдох наклониться и сделать ласточку, задержать дыхание и, выдохнув через рот, опустить ногу на пол. Три раза.

Вот в цирке публика шумит
Вот фокусник уже стоит.
Он настоящий акробат
И очень видеть всех нас рад!

Выполним зарядку для язычка, а наш акробат нам поможет.

Язычок – циркач у нас,
Нам покажет высший класс

  1. В цирк пойдем мы с ним теперь,
    Открываем шире дверь,
    Улыбнемся широко,
    Очень ловко и легко!
    Улыбка-заборчик
  2. Нас встречает добрый слон,
    Длинный хобот тянет он.
    Дрессирован лихо слон,
    Хоботом вертеть учен!
    Трубочка
  3. Облизнулся тигр Фред,
    Завтрак ждет он и обед.
    Вкусное варенье
  4. К нам на лошади спешит
    Цирковой лихой джигит!
    Лошадка
  5. Клоун Петя словно мячик
    За зубами сверху скачет!
    Мостик ловко сделал он,
    Настоящий чемпион.
    Парус-горка
  6. На арене – йог известный,
    Очень нам он интересный.
    Полежал он на гвоздях,
    Не шелохнувшись даже, «ах!»
    Лопатка-ветерок
  7. До свиданья, скажем мы
    И помашем раз, два, три!
    Качели
  8. Циркач умеет гарцевать,
    Зверей и птиц дрессировать,
    И на трапеции вертеться
    И на канате танцевать!

А еще циркач умеет наклоняться и очень сильно изгибаться. Ребята, на какую букву мы стали похожи. С. А давайте проговорим звук С. Что делает наш язык, губы и зубы, когда мы произносим этот звук. Очень хорошо. А теперь послушайте, как я вас назову, и вы услышите, какой звук я выделила. Добры молодЦы и девиЦы – красавиЦы. Какой звук я выделила? Звук Ц. А когда его мы произносим, что делают наши зубы, губы, язык. А чем отличаются два названных нами звука? А что в них общего? Оба свистят, оба глухие, язычок у обоих звуков внизу, за нижними зубами. Но когда говорим С, улыбка в постоянном положении, а Ц – рот открывается шире.

– Вот услышите С – хлопните, услышите Ц – топните. ССЦСПИСЦАЦС

– Услышите в слоге с – хлопайте, Ц – топайте. са со ца цы си цу

– А в слове какой звук из этих: цапля, сыр, цыпленок, цирк, свекла, цыц, шапка.

Читайте также:
Формирование образной речи дошкольников пятого года жизни на материале произведений В. Сутеева

– Исправьте предложения: Света и Сережа пришли в сирк. Как звали ребят. Что общего в именах ребят? Начинаются с одного и того же звука.

Ца-ца-ца, бежит овца
А за ней два порося.

– А кто это – дрессировщики? А кого в цирке можно дрессировать? Назовите. Мы с вами сегодня будем обезьянок дрессировать. Разделимся на две команды. Каждый должен добежать с обезьянкой до стульчика напротив и принести товарищу удочку. Кто будет настоящими дрессировщиками.

– А еще мы сегодня потренируем наши ручки: споем цирк – шапито. Но сначала вспомним, какие звуки мы поем – а о у и ы э. Добро пожаловать, арена, тигр, лев, ослик, котик, клоун. (Использование пособия Т.С. Овчинниковой «Логопедические распевки»)

– Ой, а к нам кто-то идет. Под музыку заходит клоун. Вы меня узнали? А что я в цирке делаю, знаете? Я умею делать все, что и обычный циркач, но все это я делаю смешно. Давайте жонглировать, а вы, ребята знаете, кто такой жонглер? Это человек, который перебирает в руках различные предметы с большой скоростью, заставляя предметы летать в воздухе. (Детям предлагаются «Ловкачики» – тренажеры, изготовленные из пластиковых бутылок, в качестве валанчика можно использовать мячи, пробки от пластиковых бутылок)

– А давайте штангу поднимать, но только она очень тяжелая. Психогимнастика. Представляем, как нам тяжело поднять штангу, как мы наклоняемся под тяжестью то в одну, то в другую сторону. А теперь командами канат перетягивать будем, да? В руках у нас вообразим канат, и все вместе дружно перетягиваем его.

– Клоун прощается с нами, ведь его ждут еще представления, а в подарок он вам припас раскраски. Смотрите, какие они чудесные.

3. Итог

– вам понравилось занятие? А что на занятии вам понравилось? Нашему клоуну недостает чего-то на лице, нарисуйте такого клоуна (грустного или веселого), какое настроение у вас было на занятии.

Конспект занятия по развитию речи

Автор: Вильданова Рамиля Ранасовна

Организация: МБДОУ №1 «Березка»

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Джалиль

Цель: Развитие связной речи у детей, систематизация знаний о зиме, зимних явлениях.

Задачи:

Образовательные: – Расширять словарный запас по теме;

– Учить подбирать прилагательные к существительным;

– Обогащать лексику родственными словами;

– Формировать звуковую культуру речи.

Развивающие:

– Развивать познавательный интерес, любознательность;

– Развивать логическое мышление; мелкую моторику рук.

– Развивать память, внимание, координацию движения;

– Развивать навыки словообразования; речевое дыхание;

– Развивать ориентацию в пространстве;

– Активизировать словарь детей.

Воспитательные:

– Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и своих сверстников, выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением.

Методы и приёмы: игровой, словесный, наглядный, повторение, обобщение, художественное слово, физкультминутка, показ и объяснение воспитателя; наблюдение за работой детей; анализ работ воспитателем и детьми; поощрение.

Планируемый результат:

– приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища; повышение познавательной активности; усвоение необходимых знаний по теме «Зима»; формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе.

Оборудование, наглядный материал: ноутбук, снежок для игры, снежинки с заданиями, аудиозапись музыкального произведения «Зима», картон синего цвета, клей, соль, клеёнки и салфетки , снеговик, мнемотаблица, снежинки разные по размерам.

Предварительная работа: Беседа о зиме, рассматривание картинок, фотографий и другого иллюстрированного материала с зимними пейзажами; чтение художественной литературы по теме, дидактическая игра «Когда это бывает?», наблюдение за погодой на прогулках.

Ход

I. Вводная часть. Доброе утро лесам и полям! (руки вверх)

Доброе утро скажу всем друзьям! (руки в стороны)

Доброе утро, родной детский сад!

Видеть друзей своих очень я рад! (поворачиваются лицом в круг и хлопают в ладоши)

Воспитатель: – Ребята, отгадайте мою загадку:

Во дворе замёрзли лужи,

Целый день позёмка кружит,

Стали белыми дома.

Это к нам пришла. (Зима)

1 слайд (картина зима)

Воспитатель: – Да, верно, зима.

– Какое сейчас время года? А какая – зима? Как вы узнали, что наступила зима? Есть у зимы три сыночка, три зимних месяца. Как они называются? (Декабрь, январь, февраль). А сейчас какой месяц? (декабрь).

Чтение стихов о зиме.

1 ребёнок. Белоснежным покрывалом.

Стужа лютая настала.

Вот и к нам пришла зима.

2 ребёнок. Зима забавами полна,

Нам не даёт скучать она!

Весёлых санок и коньков.

3 ребёнок. Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

II. Основная часть.

Воспитатель: – А хотели бы вы побывать в гостях у зимы в волшебной мастерской? Тогда отправляемся! Повертелись – покружились у зимы в гостях очутились. (Дети кружатся).

– Вот мы и очутились в гостях. Посмотрите вокруг, как красиво! Очень много снега намело, сугробы кругом. А нам же нужно попасть в мастерскую. Чтобы добраться до мастерской, нам необходимо перешагивать через огромные сугробы и выполнять все задания, которые нам приготовили. Будьте осторожны и внимательны по дороге. Ну что, в путь!

Воспитатель: Вот вам первое задание. (Достаёт снежинку с заданием).
Дидактическая игра «Доскажите словечко».

На деревья, на лужок – тихо падает … (снежок).

Вот веселье для ребят – всё сильнее… (снегопад).

Все бегут вперегонки, все хотят играть в … (снежки).

Читайте также:
Развитие звуко-слоговой структуры у детей с ТНР

Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик).

На снегу-то, посмотри – с красной грудкой… (снегири).

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил… (снег).

Воспитатель: – Какие же вы молодцы. Отправляемся дальше. Будьте осторожны и внимательны, сугробы очень большие поднимайте выше ноги.

– Ребята, давайте поиграем в снежки.

2 слайд (картина дети играют в снежки)

Воспитатель: Следующее задание Дидактическая игра «Назови ласково»

Воспитатель: – Я буду кидать вам снежок, называя слово, а вы мне будете его возвращать, называя это слово ласково.

Зима – зимушка Горка – горочка
Санки – саночки Снег – снежок
Лёд – ледок Снеговик – снеговичок
Ветер – ветерок Льдина – льдинка

Шапка – шапочка Мороз – морозец

Воспитатель: – Ребята! Снежки холодные, и руки у вас, наверное, замёрзли. Давайте с вами сядем на наши пенёчки и согреемся!

Упражнение «Снеговик»

Мы катаем снежный ком, (пальцами обеих рук проводить от середины лба до подбородка и обратно, не слишком надавливая).

Стал наш ком снеговиком:

Шляпа, (приложить ко лбу ладони ребром и растирать его движениями от середины к краям).

Глазки, (массировать веки лёгким поглаживанием пальцев рук).

Нос, (растирать крылья носа указательными пальцами рук).

Метла, (раздвинуть указательный и средний пальцы и растирать ушную зону).

Его улыбка так светла! (улыбнуться, потирая ладошки друг о друга).

Воспитатель: – Молодцы, ребята! Ну что согрелись тогда у меня для вас следующее задание (достаёт следующую снежинку).

– Отправляемся дальше. Перешагиваем сугробы. Ой, кто же это (снеговик). Но почему-то очень грустный. Как вы думаете почему? (у него нет друзей, он совсем один). Вы сможете ему помочь? (да, мы с ним подружимся, развеселим его). А кажется я знаю, как его развеселить. Я предлагаю разучить стихотворение М. Бойкова про «Снеговика», я думаю снеговику это очень понравится. А учить мы будем необычным способом по схеме.

Раскраснелась детвора –
Накатала три шара!
Друг на друга их сложили
И ведро нагромоздили.

Нос – морковка, уголь – глазки,
Снеговик из детской сказки!

Руки – ветки, рот – конфета,

Пусть стоит теперь до лета!

Воспитатель: – Кто хочет рассказать стихотворение нашему снеговику? (2-3 ребёнка рассказывают стишок). Ой, смотрите, а снеговик стал веселее, ему очень понравилось, как вы рассказываете стихи.

Дидактическая игра «Угадай слово»

Воспитатель: – Назовите слова, которые начинаются со звука «с». Попробуйте отгадать эти слова. А отгадки нарисованы на картинке (на слайде).

3 слайд (картинки – снежинки, сосулька, снег, санки).

Воспитатель: – Ой, ребята, посмотрите, вот мы и дошли с вами до зимней мастерской, но чтобы в неё войти нужно сказать волшебные слова о снеге, но непросто сказать, а ещё выполнить движения. Ну что готовы?

Физкультминутка «Снег – снежок»

Снег – снежок, снег – снежок

По дорожке стелется. (Руки у детей подняты вверх, постепенно опускаются вниз).
Снег – снежок, снег – снежок белая метелица.
Снег – снежок, снег – снежок замело дорожки. (Плавно качают руками вправо – влево).
Снег – снежок, снег – снежок тает на ладошке. (Поочередно вытягивают вперёд то правую, то левую руку).
Мы налепим снежков, вместе поиграем. («Лепят снежки»).
И друг в друга снежки весело бросаем.

Воспитатель: – Молодцы, ребята!

– Вы всё верно сделали и дверь в мастерскую открыта для вас.

Проходите и присаживайтесь за столы. Посмотрите, что у вас на столах лежит? (листочки).

– Обратите внимание на листочки. Они совсем пустые. Нужно украсить их снежинками. (Перед детьми стоит соль, клей).

– Только вот чем? У нас с вами нет кисточек (предположения детей).

– Правильно. С помощью клея и соли.

(Показ выполнения работы педагогом).

Но прежде, чем, приступить к работе, давайте разомнём свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Мы с тобой снежок слепили. («Лепят», меняя положение ладоней.)

Круглый, крепкий, очень гладкий. (Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую.)

И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком.)

Раз — подбросим. (Подбрасывают воображаемый снежок.)

Два — поймаем. (Ловят воображаемый снежок.)

Три — уроним (Роняют воображаемый снежок.)

Самостоятельная деятельность детей. (Дети приступают к работе. Воспитатель смотрит за выполнением, за осанкой) . (Во время работы звучит музыка).

III. Заключительная часть

Воспитатель: – Молодцы! Вы, хорошо справились с работой. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Для этого нужно сказать “волшебные” слова. Дети встают, говорят волшебные слова: «Снежинка кружится раз, снежинка кружится два, снежинка кружится три, ребятам в детский сад попасть помоги».

Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад.

– Какое у вас настроение после путешествия?

– О каком времени года мы сегодня говорили?

– Что было для вас самым сложным и что не получалось на пути к мастерской Зимы?

Воспитатель: Вот у меня есть красивые снежинки, они все разные: большие и маленькие. Я предлагаю вам взять каждому по снежинке. Если вы хорошо занимались, у вас все получилось – то возьмите большую снежинку, а если вы считаете, что получилось не так как хотели (не всё хорошо, или что-то не получилось) – то возьмите снежинку поменьше. Молодцы!

Читайте также:
Профессиональная подготовка логопеда к использованию компьютерных технологий в работе с детьми с речевыми нарушениями

Список литературы:

1. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика. М.:2006

2. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.2007.-432с.

3. Бородич А.М. «Методика развития речи детей», М.: Просвещение, 1981.

4 . “Речевое развитие”. Метод. комплект программы “Детство”. 3-7 лет.

5. Развитие речи Конспекты занятий в старшей гр. дет.сад. Волчкова В.Н. Учитель 2004 год

6. Ушакова О С Программа речевого развития дошкольников. – М.: 1993г.

7. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.:Просвещение 1983.

Конспект занятия по развитию речи

Конспект по развитию речи

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:
«Домашние животные»

1. Обогащать и систематизировать словарный запас.

2. Активизировать и закреплять речь по теме «Домашние животные»

3. Развивать внимание, мышление, память, зрительное восприятие.

1. Закрепление обобщающего понятия «домашние животные».

2. Воспитание внимания к собственной речи, интереса к занятиям по развитию речи.

3. Развитие речевой активности детей.

4. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

5. Развитие артикуляционной моторики.

6. Становление речевого дыхания.

7. Развитие общей моторики.

Игрушка – кошка, картинки с изображением животных и их детенышей.

Слова – предметы: кошка, котята, собака, щенята, корова, телята, коза, козлята, овца, баран, ягнята, конь, лошадь, жеребята, свинья, поросята.

Слова – признаки: домашние.

Слова – действия: мяукать, лаять, мычать, блеять, ржать, хрюкать.

С.Я Маршак «Кошкин дом»

А.В. Кайгородцев «Стишата о зверятах»

В.Лунин «Не шали, котенок мой»

Н. Мигунова «Уточка»

Н.Некрасов «Мужичок с ноготок»

М.Яснев «Веселые голоса»

Е.Г. Карганова «На ферме»

Соберемся дети в круг –

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Я улыбнусь вам, а вы друг другу,

Чтобы у нас с вами было весь день хорошее настроение.

II. Основная часть

Отгадайте, кто пришел к нам в гости.

Позову – и подойдет, на колени ляжет,

Если очень попрошу, сказку мне расскажет.

Мягенькая шерстка, круглые глазищи,

И расходятся от щек длинные усищи.

Трется ласково у ног, если кушать хочет,

Любит лапкой покатать бабушкин клубочек.

Убегают от нее серенькие мышки.

От кого они бегут, знаете, детишки? (Кошка)

«Правильно! Это кошка. Кошечка пришла к нам в детский сад! У нее сегодня день рождения и она решила пригласить к себе в гости своих друзей-животных. Как вы думаете, кто придет к нашей имениннице?»

Д/игра “Кто спрятался?” (образование притяжательных прилагательных)

Воспитатель (показывает картинку). “Все гости уже пришли, но спрятались, чтобы сделать кошечке сюрприз. Для того чтобы животные вышли к ней, вы должны отгадать и назвать их”.

Дети: (составляют предложения по картинке). “Пришла корова, потому что видна коровья голова. Пришла собака, потому что видна собачья голова. Пришла лошадь, потому что видна лошадиная голова. Пришла коза, потому что видна козлиная голова. Пришла овца, потому что видна овечья голова”.

“Итак, все животные вышли и начали поздравлять именинницу”. Вспомним, какие звуки произносят животные.

Дети с восклицательной интонацией договаривают звукоподражиния: “Собака загавкала – (гав-гав). Корова замычала – (му-му). Лошадь заржала – (иго-го). Коза замекала – (ме-ме). Овца заблеяла – (бе-е-е). А кошечка им в ответ замяукала – (мяу-мяу)”.

– Как всех этих животных можно назвать одним словом?”

– Дети: “Это домашние животные”.

– “Почему они так называются?”

– Дети: “Потому что они живут рядом с человеком, приносят ему пользу. А человек за ними ухаживает”.

– “Молодцы! Сегодня на занятии мы будем с вами говорить о домашних животных”.

А теперь, ребятки, давайте представим, что наш язычок превратился в «Лошадку».

Это лошадка Серый Бок. Когда она бежит, ее копыта цокают. Научи свой язычок красиво цокать, если хочешь поиграть с лошадкой.

Я лошадка Серый Бок,

Я копытцем постучу,

Если хочешь – прокачу!

(улыбнуться. Приоткрыть рот. Цокать медленно кончиком языка. Сделать, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал только язык).

Пальчиковая гимнастика «Буренушка»

А сейчас приготовьте свои ручки, мы немного поиграем с пальчиками.

Дай молока, Бурёнушка,

Показать, как доят корову: вытянув вперед руки со сжатыми кулачками, попеременно опускать и поднимать их

Хоть капельку – на донышке.

Ждут меня котятки,

Сделать «мордочку» из пальчиков.

Дай им сливок ложечку,

Загибать пальчики на обеих руках начиная с больших, на каждое название молочного продукта

Молочка для кашки.

Всем дает здоровье

Опять показать, как доят корову

Д/игра “Назови детенышей”

У каждого домашнего животного есть детеныши. Назовите их.

У кошки – ……….. (котята)

У собаки – ………..(щенята)

У коровы – ……….(телята)

У козы – ……… …(козлята)

У лошади – ………(жеребята)

У свиньи – ……… (поросята)

Д/игра “Отгадай, что это за животное”

Подбор к ряду глаголов существительного, подходящего по смыслу.

Сторожит, грызет, лает. Кто это?

Мяукает, ласкает, царапается.

Хрюкает, роет землю.

Ржет, бегает, скачет.

Мычит, жует, ходит, дает молоко.

“Итак, ребята, лошадь, кошка, корова, коза, кролик, собака, свинья, овца. Кто это?”

Дети: “Эти животные – домашние. И для человека они очень важные!”

“Правильно! Домашние животные живут рядом с людьми. Люди заботятся о них.

Итог занятия во второй младшей группе.

Малыши подросли и многому научились. Все дети стали понимать устную обращённую речь, могут показать предмет, названный взрослым. Намного улучшилась речь детей, все дети заговорили. Легко произносят услышанные стихи и песни. Дети заговорили сложными фразами. Ребята рассказывают об увиденном, хотя иногда и отрывочными фразами, но это присуще их возрасту. Произношение у большинства детей правильное, за исключением звука р и шипящих. Большое внимание уделяется развитию мелкой моторике рук. Видны результаты работы на лепке, рисовании.

Читайте также:
План организационно-методической и коррекционно-развивающей работы средней логопедической группы

1. Обогащать и систематизировать словарный запас.

2. Активизировать и закреплять речь по теме «Домашние животные»

3. Развивать внимание, мышление, память, зрительное восприятие.

1. Закрепление обобщающего понятия «домашние животные».

2. Воспитание внимания к собственной речи, интереса к занятиям по развитию речи.

3. Развитие речевой активности детей.

4. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

5. Развитие артикуляционной моторики.

6. Становление речевого дыхания.

7. Развитие общей моторики.

Игровые методы и приёмы:

1. Сюрпризность, эмоциональность.

2. Создание игровых ситуаций.

3. Дидактические и подвижные игры.

Словесные методы и приёмы:

1. Разговор, беседа.

2. Рассматривание картинок.

3. Подсказывание нужного слова.

4. Напоминание, пояснение.

5. Использование художественного слова.

Практические методы и приёмы:

1. Совместные действия воспитателя с ребёнком.

3. Выполнение поручений.

Наглядные методы и приёмы:

1. Показ предметов и игрушек.

2. Приближение объекта к детям.

3. Задание детям, вопросы.

4. Включение предметов в деятельность детей.

5. Активное действие детей.

6. Выполнение игровых действий.

4. В ходе занятия был закреплён пройденный материал и выявлен уровень знаний детей по предложенным заданиям. Задания соответстуют возрасту детей и программному материалу.

5. Были использованы названные методы и приёмы.

6. Удачные моменты :

Поставленные цели и задачи были решены.

Дети с удовольствием выполняли все предложенные задания; не было пауз. Индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Конспект занятия по развитию речи.

Содержимое публикации

Конспект ООД в средней группе с презентацией на тему: Сказки

Конспект ООД по «Речевому развитию» в средней группе. Тема: «По тропинкам любимых сказок»

Автор: Логинова Наталья Валерьевна, воспитатель МАДОУ №14 «Орешек»г.Топки

Описание материала: предлагаю вам конспект НОД с элементами ТРИЗ в средней группе «По тропинкам любимых сказок». Этот конспект направлен на закрепление знаний и умений детей в таких областях, как «Речевое развитие» и «Познавательное развития.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.

Задачи: Образовательные:
1. Учить детей узнавать знакомые сказки, сказочных героев.
2. Формировать умение решать логические задания; активизировать словарный запас детей,
Развивающие:
1. Продолжать развивать способность детей к эмпатии; умение мыслить с помощью приемов анализа, синтеза, сравнения.
2. Развивать познавательную активность, внимание, память, креативное мышление, творческие возможности с помощью элементов методики ТРИЗ.
Воспитательные:
1. Воспитывать любознательность, дружелюбие, желание прийти на помощь, вызвать у детей позитивные эмоции.
Материал к занятию: «Волшебная корзинка», в ней Колобок, рукавичка, бутылка из под молока, мягкая игрушка зайчик.
Предварительная работа: чтение сказок, речевые игры на подбор прилагательных к существительным, работа со схемами, решение проблемных ситуаций, рассматривание предметов (из чего сделано, что из него можно сделать, чем он был раньше).
ХОД образовательной деятельности:
I этап. Организационный
Воспитатель: Ребятки, поздоровайтесь с гостями. А теперь давайте покажем нашим гостям, как мы умеем приветствовать друг друга.
1. Псисихогимнастика – приветствие (дети стоят в кругу, держась за руки).
Здравствуй – солнце золотое,
Здравствуй – небо голубое,
Здравствуй – легкий ветерок,
Здравствуй – маленький дружок,
Здравствуй – утро,
Здравствуй – день,
Нам здороваться не лень.

II этап. Мотивационный
Воспитатель: Сегодня я хочу предложить вам совершить путешествие по сказкам. Хотите отправиться в такое путешествие? А сказки-то вы знаете? Вот я сейчас и проверю! (воспитатель задает вопросы, дети отвечают на вопросы воспитателя)
(метод «Мозговой штурм»).

– Кто от бабушки ушел и от дедушки ушел? (колобок)
– Кто съел козлят? (волк)
– Кто пришел в гости к медведям? (Машенька)
– В какой сказке дед бил, бил яичко и не разбил? (Курочка Ряба)
– Что выросла «Большая – пребольшая»? (репка)
– Что случилось с ледяной избушкой? (растаяла)
– В какой сказке кот спасал петушка? (кот и дрозд)
– Кто нес корзинку с пирожками бабушке и дедушке? (медведь)
Воспитатель: молодцы ребята, сказки хорошо знаете. Теперь мы с вами можем отправляться в путь.
III этап. Практический
Воспитатель: Садитесь на коврик, закрывайте глазки и представьте, что мы с вами летим на ковре самолете (дети садятся на ковер и закрывают глаза). А теперь открывайте глаза.

Воспитатель: Посмотрите, мы с вами попали в сказочную страну. Нас встречает сказочное солнышко.
(на экране появляется слайд с картинкой солнышко)
Воспитатель: Давайте с ним поздороваемся. Оно поможет нам не заблудиться в этой стране. Посмотрите, ребята, в какую же сказку привело нас солнышко?
(на экране появляется слайд с картинкой сказки «Колобок»)
Воспитатель: Ребята, солнышко, по-моему хочет что то сказать? Пойду я послушаю. (воспитатель прикладывает ухо к экрану, имитируя разговор с солнышком)
Воспитатель: Оно говорит, что прислало нам волшебную корзинку. Где же она? Какая красивая корзинка. Посмотрим, что там лежит (воспитатель заглядывает в корзинку). Здесь лежат вещи из сказок (достает Колобка).

Читайте также:
Конспект занятия: Дифференциация согласных К – Г в устной и письменной речи

Воспитатель: Это кто? (Колобок)
– А Колобок какой? (круглый, румяный, непослушный).
– А что еще бывает такое же? (метод анализа).
(шар, мяч, яблоко, булка, конфета)

– Что случилось с Колобком? (ответы детей).
– Как бы ты спас Колобка? (Творческое задание – метод проб и ошибок)
Воспитатель: А теперь посмотрите, в какую же сказку привело нас солнышко?
(на экране появляется слайд с картинкой сказки «Рукавичка»)
Воспитатель: Дети, а в корзинке тоже есть рукавичка.
(Воспитатель достает из корзинки рукавичку)
– А рукавичка какая? (теплая, шерстяная, яркая, красивая, красочная).
– А из чего она сделана? ( из ниток, из ткани)
– А что еще делают из ниток и ткани? (ответы детей) .
– Для чего нужна рукавичка (руки греть, что-то вытереть, взять горячее).
– А кто жил в рукавичке? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте представим себя животными, которые жили в рукавичке. Закрывайте глазки, я произнесу волшебные слова, и вы превратитесь в героев сказки.

Воспитатель:
– Кто вы сейчас? Как двигается мышка и т. д.
Воспитатель: А сейчас мы с солнышком, в какую сказку попали?
(на экране появляется слайд с картинкой сказки «Волк и семеро козлят»)
Воспитатель: Кто здесь живет? (Коза с козлятами)
– У мамы Козы было трое козлят? (нет семеро)
-Почему козлята попали в беду? (были непослушными)
– А какой был серый волк? (серый, злой, зубастый).
– А какая была мама Коза? (добрая, заботливая).
-Посмотрите, что это лежит в корзинке? (молоко) А причем тут молоко?
– А хорошо или плохо, что мама Коза уходила в лес? (метод «Хорошо-плохо»).
Ответы детей: ( хорошо – поест, козлятам будет молоко, плохо – оставляла козлят одних).
Воспитатель: Смотрите, а солнышко зовет нас дальше. В какую сказку мы попали?
(на экране появляется слайд с картинкой сказки «Заюшкина избушка»)
– Что случилось с зайчиком в этой сказке? Кто его обидел?
(его лиса выгнала из дома).
– Смотрите, в корзинке сидит зайка и плачет.
– А как можно развеселить зайчика? (ответы детей).
Воспитатель: Давайте построим ему новый домик.
– Подскажите зайчику из чего еще можно построить дом? (из бревен, из кирпича, из соломы, из глины и т. д. )
(метод проб и ошибок)
-А давайте мы с вами построим новый домик зайчику. У нас в группе есть кубики. Я предлагаю вам из них построить домик для зайчика (дети строят дом и поселяют туда зайчика).

-Посмотри, зайка, какой мы тебе красивый дом построили. Давайте туда поселим нашего зайчика.
(Зайчик радостный. Благодарит детей. Убегает в сказку.)
Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу. Мне с вами было очень весело и интересно. Давайте скажем спасибо солнышку и попрощаемся с ним.
Воспитатель: А теперь садитесь на ковер, мы с вами полетим домой. Закрывайте глазки и представьте, что мы с вами летим. Открывайте глаза, где мы? Давайте вспомним, где мы с вами побывали? А что делали? Что вам понравилось больше всего? А что не понравилось? (ответы детей) . А мне понравилось, как вы старались, были активными (назвать положительные моменты и отрицательные, если таковые имелись) .

Консультация «Родители и логопед-партнеры»

Марина Терновская
Консультация «Родители и логопед-партнеры»

С каждым годом детей с нарушением речи не уменьшается. Родители приводят ребенка к специалисту и на этом миссия заканчивается. Но родительский авторитет и совместная деятельность безотказно действует на дошкольников.

Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе.

Задачи родителей:

-создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;

-проведение целенаправленной и систематической работы по речевому развитию детей и необходимой коррекции его недостатков.

Но часто происходит так, что родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением.Это связано с двумя причинами:

-родители не слышат нарушений речи своего ребенка

-не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом они исправятся сами собой.

Время, благоприятное для исправления речи теряется. Ребенок из детского сада уходит с речевыми нарушениями в школу. В школе это приносит свои огорчения.

Уважаемые родители, Вовремя обращайтесь к логопеду, если у вашего ребенка существует эта проблема. Включайтесь в работу сразу. Выполняйте все задания логопеда. Ваше мнение наиболее авторитетно для ребенка, И у вас есть возможность каждый день закреплять формируемые навыки в процессе каждодневного общения с ребенком.

Интересуйтесь у логопеда результатами работы с ребенком, Учитесь как правильно дома с ребенком выполнять артикуляционную гимнастику.

Радуйтесь вместе с детьми даже самым маленьким победам в коррекции речи вашего ребенка. Ребенок будет видеть, что вам это важно и интересно. Он будет стараться заниматься у логопеда в кабинете.

Фотоотчет «Социальные партнеры» В 2012 году я начила свою педагогическую деятельность в средней школе №2 г. Данилов, где проработала 6 лет. За время моей работы наши дошкольные.

Консультация для родителей «Родители — первые учителя для своего ребёнка» Уважаемые мамы и папы! Вы самые первые учителя для своего ребёнка. Первым семейным этапом жизни ребенка, который и окажет большое влияние.

Консультация для родителей ДОУ «Здоровые дети — счастливые родители» Цель: формирование здоровья детей дошкольного возраста. Здоровье детей всегда было одной из главных задач в обществе. Проблема сохранения.

Читайте также:
Цикл занятий: Страна Красивой речи

Консультация для родителей «Родители всегда рядом» Консультация для родителей «Родители всегда рядом» «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое.

Консультация для родителей «Счастливый дошкольник — счастливые родители!» А что такое счастье, мама? – спросил сыночек у меня. И, глядя мне в глаза упрямо, он ждал ответа от меня. Я так люблю его вопросы, в них.

Консультация для родителей «Здоровые дети — счастливые родители» Здоровый образ жизни – это формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют все возможности.

Родители и логопед — партнеры

Родители и логопед — партнеры. Сообщение из опыта работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья.

Вопрос, который сегодня волнует многих педагогов, «как эффективнее организовать работу с родителями» стал еще более актуален, только проведение хорошо продуманной, рационально спланированной, координированной и ежедневной работы с родителями позволяет добиться максимального коррекционного эффекта в короткий период времени.

Многолетняя практика работы в качестве учителя — логопеда позволяет мне говорить об участившихся случаях бездействия со стороны родителей на детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Около половины родителей не придают значения правильному развитию речи, «не замечают» выраженные речевые трудности.

Экономические реформы пошатнули финансовую стабильность многих семей, поставив родителей перед выбором между родительством и карьерой.

Все эти факторы, влияющие на семьи, самым существенным образом влияют и на результаты коррекционного воздействия.

Сегодня возможности семьи, социальные установки, отношение к образованию и воспитанию ребенка претерпевают значительные изменения. Педагоги и психологи, изучающие современную семью, отмечают снижение ее воспитательного и образовательного потенциала (Бестужев — Лада, И.В. Добряков, Г.Г.. Лидерс, Г.Г.Кравцов, Г.Л. Филиппова, Р.В. Овчарова)

Одним из ведущих условий изменения сложившейся ситуации является улучшение взаимодействия образовательного учреждения с семьей. Это улучшение происходит путем налаживания организации всех видов работы с родителями. Взаимодействие между коррекционным образовательным учреждением и родителями должно быть продуктивным, а не иметь формальный характер, иметь четко очерченные границы.

В соответствии с существующим положением о дошкольном образовательном учреждении все рекомендации специалистов по организации необходимых для ребенка условий обучения могут быть осуществлены только с согласия родителей. Это ставит родителей ребенка с отклонением в развитии речи в сложное положение: они должны понять и принять особенности своего ребенка, влияющее на его судьбу, сделать выбор иногда нелегкий для водительского самолюбия.

Особенно мешают обывательские предрассудки, прежде всего представление о том, что, находясь среди детей с нарушенным произношением ребенок, «станет как они», «научится» у них неправильной речи будет еще больше отставать в развитии.

Трудно представить жизнь современного дошкольного учреждения без тесных контактов с родителями.

Ни для кого не секрет, что не только от учителя-логопеда, но и от других участников воспитательно-образовательного процесса напрямую зависят результаты коррекционной работы с ребенком, родители, а также другие близкие люди могут самым существенным образом повлиять на сроки логопедической работы,

В нашей группе инициаторами налаживания сотрудничества с семьями являются педагоги, именно они ищут и внедряют новые эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, настраивают родителей на доверительное отношения к педагогам, учреждению.

После комплексного обследования детей МДОУ к учителю-логопеду обращаются многие родители. Одни хотят убедиться, что с ребенком все в порядке, других приводят самые разнообразные проблемы. Однако реализация коррекционной помощи зависит, не только от специалистов, но и от того, насколько необходимость такой помощи очевидна для родителей.

Задача учителя-логопеда на данном этапе: установление равноправных партнерских взаимоотношений, создание необходимых условии для понимания родителями важности своего участия в речевом развитии ребенка.

Учитель-логопед в первичной беседе указывает на недостатки в развитии речи ребенка, доводит результаты комплексного обследования до родителей, дает рекомендации по выбору образовательного маршрута ребенка, указывает на своевременность оказания коррекционной помощи ребенку, создает информационную готовность к логопедической работе с детьми.

Учитель-логопед нацеливает родителей на то, что необходимо любить и принимать ребенка таким, каков он есть. Он дает родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка.

Далее, совместно с логопедом, родители начинают готовить документы для обследования ребенка на ТМППК. В документах представляемых указывается год рождения родителей, образование, сведения о составе семьи, о речевой среде, о наличии двуязычия. Эти сведения дополняют первичные представления учителя — логопеда о семьях детей, поступающих в логопедическую группу, помогают определить образовательный и культурный ценз семьи, уровень педагогической компетентности. В зависимости от этого уровня будет выстраиваться тактика дифференцированного взаимодействия с каждой семьей.

Следующая встреча с родителями детей, имеющих проблемы в речевом развитии происходит на ТМППК: специалисты оценивают особенности развития ребенка, его возможности в обучении, побуждают родителей прислушаться к мнению специалистов. Основная задача учителя — логопеда, как и других членов ТМППК — убедить родителей принять важное решение: как обучать и воспитывать своего ребенка. В данной ситуации общения учитель – логопед, другие члены комиссии должны проявлять тактичность и уважительность по отношению к родителям, максимальную выдержку.

Большинство родителей радуются «устроив» ребенка в специализированную группу детского сада — «там и детей в группе меньше и к школе подготовят лучше», порой, не понимая важность преодоления общего недоразвития речи в дошкольном возрасте.

В начале учебного года дети поступают в группу, родители при этом имеют лишь отдаленные представления об уровне развития ребенка, предполагается, что они первично информированы и готовы к сотрудничеству.

Читайте также:
Развивающие игры Никитиных в работе с детьми с нарушениями речи

В группе уже намечен план поэтапной работы сотрудничества с семьями воспитанников, который предусматривает не только участие родителей в коррекции речи, воспитании и обучении ребенка, но и направлен на преодоление растущего дефицита общения ребенка и взрослого. Этот план предполагает использование наиболее эффективных форм взаимодействия с семьями, продуманы методы активизации родителей. Начат поиск индивидуального подхода к каждому родителю.

Приоритетным направлением деятельности нашей группы является коррекция общего недоразвития речи, поэтому все формы взаимодействия с семьями выбраны исходя из этого направления.

На данном этапе предполагается более серьезная работа по логопедизации жизни и детей и родителей. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей.

Учитель-логопед начинает вести мониторинг степени включенности в коррекционную работу родителей, который позволяет наглядно видеть степень вовлеченности каждого из родителей в коррекционную работу, изменить содержание основных форм взаимодействия с родителями, учесть социальные запросы родителей при организации общения с ними.

В соответствии с результатами мониторинга корректируются персональные формы организации работы с отдельными родителями.

Основные мероприятия работы с родителями построены с учетом особенностей структуры речевого дефекта детей с ОНР. Так как ОНР является системным нарушением, при котором отмечается недостаточная сформированность языковой системы, нарушены все ее компоненты, вся работа, как коррекционная, так и работа с родителями, построена на устранение нарушений речевой системы.

Понимая важность проблемы учитель — логопед начале учебного составляет план взаимодействия с родителями, где указывает темы консультации и всеобучей для родителей, исходя из особенностей структуры дефекта при ОНР. Консультации проводятся как по инициативе учителя – логопеда, так и самих родителей. Могут быть плановыми и внеплановыми.

Время и сроки плановых консультаций намечаю заранее, своевременно оповещая родителей. Внеплановые консультации провожу регулярно, в определенный день недели, в консультативный день родители обращаются к учителю — логопеду по вопросам, касающимся исправления речевых нарушении у конкретного ребенка, по поводу усвоения программы или за тем как выполнять те или иные виды домашних заданий.

Эти консультации чаше всего сопровождаются показом фрагмента индивидуального занятия, их цель — оказать практическую помощь родителям ребенка в преодолении его речевого дефекта.

Воспитателей родители чаше всего просят помочь в вопросах коррекции поведения ребенка в семье, обращаются за педагогическими советами; консультации проводятся не только непосредственно для родителей группы, но и для родителей детей, посещающих МДОУ.

Родительские собрания являются коллективной формой общения с родителями. В нашей группе они являются постоянной формой работы, в них мы обязательно включаем фрагменты занятий с детьми, ведь, как известно, самыми любимыми для родителей являются мероприятия с участием детей.

Кроме того, такие открытые просмотры нацеливают родителей на решение все более усложняющихся коррекционно — развивающих задач, демонстрируют конкретные приемы коррекпионно-речевой работы, за время обучения ребенка в группе приглашаем родителей на разные вилы занятий:

  • по развитию словаря;
  • по формированию и совершенствованию грамматического строя речи;
  • по развитию фонетико-фонематическои системы языка;
  • по обучению элементам грамоты;
  • по развитию связной речи;

Тематику собраний разработала с учетом структуры программы коррекиионно — развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР.

При подготовке рабочих материалов к собранию обязательного разрабатываю план каждого собрания, продумываю методы активизации родителей, уделяю серьезное внимание оформлению приглашений на собрание. Не просто помещаю в родительский уголок «сухое» объявление с информацией о дате, времени проведения, повестке дня собрания, а раздаю каждому родителю персональное приглашение, получив персональное приглашение, родители не могут отказаться от встречи с педагогами.

На групповых родительских собраниях я не использую чтение докладов по определенной проблеме. Такие выступления планирую на родительские всеобучи, объединяя родителей в подвижные микрогруппы и разрабатываю тематику исходя из их запросов.

С учетом пожеланий родителей в собрание включаются выступления, заведующего детским садом, педагога — психолога, музыкального руководителя, инструктора физкультуры, других специалистов, работающих с детьми

Первое групповое собрание — организационное. Оно обычно проводится в сентябре и сопровождается экскурсией по групповым помещениям: с посещением кабинета учителя-логопеда, игровой комнаты, спальни, я считаю, что это необходимо: дети, зачисленные в данную группу, посещали различные группы МДОУ, родители должны наглядно увидеть условия в каких будут развиваться и обучаться их дети. а так же эта мини — экскурсия сразу же настраивает родителей на сотрудничество с педагогами группы, на определенную ответственность за работу с детьми по преодолению речевого дефекта, разрушает часто поверхностное мнение о роли детского сада в жизни ребенка.

Родительские собрания проводятся так же в сентябре, декабре, марте и мае на I и II году обучения. Цель этих собраний: проследить динамику развития ребенка на разных периодах коррекционного обучения. Родительские собрания не должны быть однообразными, в противном случае родители быстро теряют к ним интерес.

Большое место в работе с родителями имеют средства наглядной информации специальные логопедические уголки, информационные стенды для родителей, ширмы, папки для родителей

Стенд «Для вас родители», расположенный для удобства в раздевальном помещении, состоит из нескольких частей, некоторые из них несут постоянную информацию:

  • сетка занятий:
  • режим дня на учебный год:
  • план — программа на текущий период обучения.

Другие — содержат регулярно обновляемую информация по темам, углубленно изучаемым детьми в течение одной недели. а так же «экран звукопроизношения», который помогает наглядно видеть, как дети преодолевают свои речевой дефект, какие требования к речи ребенка необходимо предъявлять на данном этапе работы. С учетом частотности появления редко встречающихся нарушений произношения звуков, у детей, поступающих в группу, экран был дополнен звуками: Т, Д. Н, М.

Читайте также:
Формирование пространственных представлений - игры и упражнения

Очень важна информация для родителей по усвоению детьми лексико-грамматических категорий, по темам, изучаемым в течение недели. Доступность, четкость изложения предлагаемого материала, эстетичность его оформления являются критериями оценки пропаганды логопедических знаний для родителей.

Информация, представленная на стендах, важна не только для родителей детей, посещающих логопедические группы, но и для родителей других детей, имеющих проблемы в развитии. Один из стендов, расположенных в холле МДОУ — «Учимся правильно говорить».

На нем размещена информация о речевых трудностях у детей, о правилах отбора и зачисления детей в специализированные группы, дается краткая информация о видах речевых нарушений. Аналогичный стенд в детском саду оформлен и для родителей детей, имеющих задержку в психическом развитии. Он рассказывает об организации обучения детей с ЗПP.

Опыт показывает, что родители, которые хотят, чтобы их дети успешно преодолели речевое недоразвитие, активно пользуются информацией, периодически обновляемой на стендах, как для самообразования, так и для улучшения коррекционной работы с детьми дома.

Привлечение родителей к участию в жизни группы помогает плодотворно сотрудничать педагогам и родителям.

Хорошей традицией в нашей группе стало проведение тематических выставок, тематика включена в годовой перспективный план по формированию у детей лексико-грамматических представлений. Так в нашей группе были проведены и оформлены следующие выставки: «Хлеб — всему голова», «Наш любимый город», «Что нам осень принесла», «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны». «Транспорт». В оформлении выставок принимают участие не только педагоги группы, но и родители.

Тематические выставки помогают родителям найти пути для расширения, уточнения знании детей об окружающем, нацеливают родителей на использование различных форм работы по обогащению словаря, наглядно дополняют знания по лексическим темам, изучаемым в течение недели.

Одним из источников углубления взаимодействия педагогов, родителей и детей стала организация совместных праздников и досугов. Участие родителей в совместной досуговой деятельности помогает повысить уровень воспитательного потенциала семьи, упрочить сотрудничество в достижении общей цели.

В процессе проведения праздников и досугов мы стараемся обеспечить возможность совместного участия родителей и детей в их подготовке. Происходит совершенствование педагогического сотрудничества в интересах ребенка, у детей закрепляются правильные речевые навыки, происходит дальнейшая стимуляция речевого развития ребенка.

Особое внимание в работе с родителями я уделяю выполнению заданий по закреплению речевых навыков в бытовых ситуациях дома по заданию учителя-логопеда. Особенно тщательно такая работа проводится в самом начале обучения.

Для родителей эта форма работы нова, так как не используется в массовых группах. Для взаимосвязи с родителями завожу тетрадь для занятий с ребенком, в которую помещаю необходимую информацию для родителей:

  • памятку об организации домашних занятий с ребенком;
  • описание комплексов статических и динамических артикуляционных упражнений с картинками, чтобы они были понятны и взрослому и ребенку.
  • в начале тетради оформляем лист, на котором отмечаем состояние звукопроизношения ребенка контактную информацию;
  • расписываю график индивидуальных занятий, показываю основные условные обозначения (звуковые символы гласных и согласных звуков, обозначения, применяемые для составления схем предложений),

Работу в индивидуальных тетрадях дополняю красочным материалом для поддержания у ребенка интереса к выполнению домашних заданий. Применяя «Рабочую тетрадь по развитию речи» С. А. Васильевой, комплект тетрадей Нищевой Н.В., «Хочу все знать» (рабочую тетрадь по развитию речи детей старшего дошкольного возраста) Е.А. Брежневой, Н. В. Брежнева и другие типы тетрадей, я убедилась, что наиболее подходящим пособием для наших детей

является комплект тетрадей «Логопедические домашние задания для детей с ОНР» Н. Э. Теремковой. Он помогает активизировать внимание ребенка богатым иллюстративным материалом, а образные планы — схемы помогают детям последовательно, логично составлять рассказы. Кроме того, содержание пособий совпадает с планом формирования лексико-грамматических категорий у детей с ОНР. Основная задача учителя — логопеда при использовании этой формы работы убедить родителей в необходимости закреплять материал, так как без усвоения этих знаний и навыков невозможно продвигаться дальше в обучении

В век современных компьютерных технологий в нашей группе ведется работа с родителями с применением различных технических средств: компьютер, сканер, принтер, видеомагнитофон, цифровой фотоаппарат. При умелом использовании мультимедийного проектора, видеомагнитофона, у родителей появляется желание чаше посещать детский сад, общаться с педагогами.

Так же обладая более совершенной компьютерной техникой, многие родители совместно с учителем — логопедом изготавливают современные пособия для коррекции речи детей. Используя цифровой фотоаппарат, мы оформляем фотовыставки, презентации, которые родителям всегда интересны и способствуют поддержанию интереса к делам группы.

Считаю, что в работе с родителями детей, имеющих нарушения в развитии речи, оправдано применение всех вышеперечисленных форм работы и обязателен творческий подход к организации педагогической помощи ребенку в семье.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: