Конспект занятия по обучению грамоте: Звук П-Пь, Буква П

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [П], [П’]. Буква П»

Содержимое публикации

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [П], [П’]. Буква П»

Коррекционно -образовательные:- закрепить механизм образования звука;- закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков [п],[п’];- упражнять в выделении звука из слова, определять позицию звука в слове; – соотносить звук с буквой П; составлять звуковой анализ слова.

Коррекционно- развивающие: – развивать фонематическое восприятие, внимание;- развивать общую и мелкую моторику.

Коррекционно- воспитательные:- воспитывать положительное отношение к занятиям;- воспитывать умение контролировать собственную речь.

Оборудование:зеркала; предметные картинки в названиях которых есть звук П; демонстрационные картинки буквы П; касса букв и слогов, корзинки со схемой для определения места звука в слове; разноцветные квадратики для звукового анализа; гномики Пин и Пан.

Ход занятия

I . Организационный момент.

Общее расслабление «Листопад»

Листья осенние тихо кружатся,

Дети кружатся на цыпочках, руки в стороны,

Листья нам под ноги тихо ложатся. Приседают.

И под ногами шуршат, шелестят, Движения руками вправо, влево.

Будто опять закружиться хотят. Поднимаются, кружатся.

Развитие мимических мышц.

Вот после осеннего дождика выглянуло солнышко.

Улыбнулись, обрадовались

Но вдруг набежала тучка. Нахмурились, огорчились

Но ветер унес тучки и вы снова. Улыбнулись

Артикуляционная гимнастика

Упражнения: улыбка-трубочка, качели, лошадка, вкусное варенье

II .Введение в тему.

Ребята, вы должны сегодня быть внимательными и старательными, тогда мы узнаем много нового и интересного, а помогут нам в этом наши гости – это веселые гномики Пин и Пан. Они познакомят нас с новым звуком.

Гномики принесли нам картинки, но они без цвета. Давайте поможем гномам узнать, что же изображено на их картинках.

Попытайтесь узнать и назвать предмет.

(петух, попугай, пингвин, павлин, пеликан)

Из вас получились настоящие эксперты, потому что вы смогли разглядеть узнать птицу по черно-белой картинке.

Игра “Какой одинаковый звук спрятался в словах?”

Назовите картинки. Какой первый звук во всех этих словах? (звук П)

как вы думаете, с каким звуком мы сегодня будем знакомиться? (П)

К нам сегодня не случайно в гости пришли гномики Пан и Пин. Как вы думаете почему? (в именах гномиков есть звуки П и П’)

У гномиков сегодня с самого утра было замечательное настроение. Им вдруг захотелось петь. Они вдохнули свежего, прохладного, осеннего воздуха, открыли рот и приготовились петь. Но в это время их губы плотно сжались, воздух с трудом вырвался наружу, и они запыхтели.

Пан – как паровоз: “П – п – п!” Как не старался, он сжимал губы, потихоньку выпускал воздух и произносил твердый звук П – П – П

А Пин тоже пыхтел, но произносил мягкий звук П’ – П’ – П’

– Мы не можем петь! Мы просто смешные «пыхтелки».

И у них совсем испортилось настроение.

Но мы-то с вами знаем, что звук П очень нужный и замечательный звук.

Давайте поднимем им настроение и поиграем с ними.

Игра “Пыхтельщики”

Попыхтим, как звук П. (Дети произносят звук П индивидуально в зеркало, наблюдая за артикуляцией)

– Что делают губы при произнесении звука П?

Губы при произнесении звука П сжаты и не пускают воздух, но он все же размыкает губы и вылетает наружу. Звук произносится коротко и быстро.

Какой это звук? Гласный или согласный? Согласный. Почему?

Когда мы его произносим, воздух встречает преграду (губы).

Он глухой или звонкий? Глухой. Почему? (горлышко не дрожит)

Расскажем о звуке П.

Как вы думаете, какой характер у звука П?

Звук П согласный, глухой, твердый, сердитый П – П – П мы его обозначаем синим цветом

А звук П’ – П’ – П’ согласный, глухой, мягкий, ласковый. Мы его обозначаем зеленым цветом.

Читайте также:
Формирование произносительной активности у детей раннего возраста общепедагогическими и специальными методами

Развитие фонематического слуха. Игра «Сигнальщики»

Гномик Пан и Пин будут играть с вами и узнают хорошие ли вы сигнальщики?

Выделение звуков в звуковом ряду. На звук П – поднимаем синий сигнал, на звук П’ – зеленый сигнал (сигнальные карточки)

Звуки – А, Т, П, К, У, П’, М, О, П, П’ и т.д.

Слоги – ПА, ПИ, ПО, ПЕ, ПУ, ПЫ, ПЯ и т.д.

Слова – пальма, ива, персик, пихта, осина, пень и т.д.

5. Пальчиковая гимнастика “Петушок”

Петушок наш вдруг проснулся,

(ладонь вверх, указательный палец опирается на большой, остальные расставлены вверх)

Прямо к солнцу повернулся.

(повертеть кистью руки в разные стороны)

Кукарекнул раз, два, три!

(разводить и сводить указательный и большой палец)

Ты сегодня не проспи.

6. Определение места звука П в слове.

– Разложите карточки с картинками в названиях которых есть звук П в нужную корзинку.

-Давайте вспомним, если на схеме корзинки кружочек в первом квадратике, значит звук П стоит в начале слова, во втором – в середине, в третьем – в конце.

7. Соотношение звука с буквой

Ребята, а вы знаете, звуки [п],[п’] обозначаются одной буквой? П (на доске карточка буквы П).

На что похожа буква П. Где спряталась буква П? (картинка на доске – стул, стол, дверь ворота).

На хоккее, на футболе

буква П – ворота в поле.

Давайте из пальцев сделаем эту букву.

Выкладывание из счетных палочек.

Рисование на песке.

8.Составление звуко-буквенного анализа слов.

Давайте выложим эти слова из букв разрезной азбуки, которая находится в ваших кассах А теперь мы сделаем звуковой анализ слова ПАН и ПИН с помощью красных, зеленых и синих квадратиков вместе со мной. Давайте вспомним, что мы обозначаем синим квадратиком, что красным, а что зеленым.

А теперь я каждому раздам картинку с его словом и вы самостоятельно сделаете звуковой анализ слова.

9. Обведение буквы П по контуру и заштриховывание.

III . Итог занятия.

С какими новыми звуками и буквой нас познакомили гномики Пан и Пин?

Они не просто играли с нами, они радовался вашим успехам.

Конспект занятия по обучению грамоте: Звук П-Пь, Буква П

Автор: Шмидт Елена Владимировна

Воспитатель МБДОУ » Плешановский детский сад № 1″

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква П»

Конспект занятия по обучению грамоте.

Тема : «Звук [п] и [п’] и буква П.

  1. Закрепить пройденный материал;
  2. Развивать артикуляционную моторику;
  3. Развивать речевой выдох;
  4. Упражнять в четком произношении звуков [П], [П ] ‘, развивать навык давать характеристику изучаемым звукам;
  5. Закрепить умение определять позицию звуков [п] – [пь] в словах (с использованием схем и на слух);
  6. Развивать фонематические процессы;
  7. Развивать и совершенствовать навык слогового чтения (прямых и обратных слогов, типа ПА, ПО, ПУ, АП и .т.д);
  8. Совершенствовать навык звукового анализа слогов ПА, ПУ, ПЫ, ПО, слова ПАПА;
  9. Развивать умение делить слова на слоги и определять число слогов в слове;
  10. Развивать умения составлять предложения с заданным словом (ПАПА и.т.п);
  11. Развивать внимание, память, мышление, интонационную выразительность речи, графические навыки;
  12. Познакомить с буквой П;
  13. Развивать умение слушать друг друга и воспитателя ;
  14. Совершенствовать связную речь;

Оборудование : домик для согласных звуков, буква П большая и маленькая, домики для гласных и согласных; мяч; картинки: паук, павлин, парус, палка, пальто, укроп, карп, трап, кепка, тапки, пчела, подушка, попугай, платье; карточки со слогами, словами и предложениями: АП, УП, ИП, ОП, ПА, ПУ, ПО, ПИ, , ПАПА. Папа, Карточки (синие и зеленые), схема предложения.

Ход занятия:

Организационный момент, приветствие. . Дети собираются в круг. Приветствие:Здравствуй, правая рука.

Здравствуй, левая рука.Здравствуй, друг, здравствуй, друг,

Здравствуй, весь наш дружный Круг.

Читайте также:
Конспект занятия по развитию речи детей раннего возраста: Вместе с колобком

Ребята, давайте улыбаться друг другу, И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в мир звуков.А отправимся мы туда для того, чтобы познакомиться с новым звуком и все — все про него узнать! Вы хотите туда попасть? Тогда вы должны ответить на мои вопросы

-Сегодня мы отправимся в волшебную страну звуков и букв, узнаем много нового и интересного.

Отвечать будем внятно,

Чтоб было всем понятно.

А чтобы отвечать внятно мы с вами разомнем наш язык.

«Поиграем в футбол»

Повторение пройденного материала

-Послушайте стихотворение и скажитео чем оно.

— Что за звуки, словно песни

Нет преграды на пути,

Голосисты, как артисты

Вы их быстро назовите.

Гласные А,У,О, Э, И,Ы. Молодцы!

Назовите слова, которые начинаются со звука А, У, О, И,Э .

— Что вы знаете о звуках? Слышим и произносим.

Вспомним о других звуках. Т иТь. Какие это звуки? Согласные. Почему? Они встречают преграду, когда мы их произносим. Назовите мне слова и этим звуком.

— Что вы знаете о буквах? Видим и пишем.

Сообщение темы. Знакомство со звуком.

— Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой, а с каким вы скоро узнаете.

1) Как пищат птенцы? (пи-пи пи)

2) Как пыхтит каша ?(П-п-п-п…)

3) Вспомните имя верного друга Винни-Пуха(Пятачок)

4) Кто плетет паутину? (паук)

5) Кто в детском саду варит вкусные обеды? (повар)

-Какой звук вы слышите в начале слов «Пятачок», «паук» , «повар»? (Звук[П])

  1. Артикуляция и характеристика звука П:

Губки сжались крепко-крепко! Словно сжала губки скрепка.

Как же звуку здесь пройти? Ведь преграда на пути!

Звук прорвался сквозь преграду и достался нам в награду.

Мы его произнесли, но без голоса, увы!

П – глухой, взрывной, согласный, любит быть он рядом с гласной.

-Когда произносится звук п, воздух встречает преграду. Звук п пытается прорваться сквозь преграду – сквозь губы. Произнесите звук п. Чем мы его произносим? (Губами).

Звук [П] – гласный или согласный? (Согласный).

— Почему так думаете? (Выходящий воздух встречает преграду — губы).

— Звук [П] — глухой. Это можно проверить: поднесите к горлу ладошку и произнесите П-П-П – горлышко молчит.

— Звук [П] в слогах и словах бывает твердым или мягким. Послушайте: [П] – твёрдыйПа, ПО, ПУ,ПЫ (папа ,паук, полка). Звук [П] какой – твердый или мягкий? (Твердый).

— Звук [П?] – мягкий: ПЯ, ПЕ, ПИ.(Пятачок, пирог, Петрушка)

  1. Речевая зарядка : ПА-ПЯ, ПО-ПЁ, ПУ-ПЮ, ПЫ-ПИ, АП-АПЬ, ОП-ОПЬ, УП-УПЬ, ЫП-ЫПЬ.
  2. 6 . Игра «Твёрдый и мягкий». (Синие и зелёные светофорчики

А) па- пя, по-пе, пу-пы, пи- пю, ап-оп, апь-ипь, …

Б) пыль, печка, пять, песня, палка, петь, полка, парта, паук, петух, письмо, пароход…

  1. 7 . Произнесение зв. [п — пь] в чистоговорках.
    — У поросят есть попугаи. Чем угостим попугаев? (Крупой, апельсинами)
    Пу — пу — пу, попугай клюёт …(крупу).
    Па — па — па, на пол сыплется … (крупа).
    Пы — пы — пы, больше нет у нас … (крупы).
  2. Игра «Измени слово». Игра с мячом.

Педагог предупреждает, что будет произносить слова, добавив в начало которых звук п мы сможем изменить их значение. Педагог по очереди кидает мяч каждому ребенку. Например: ушки – пушки.

Слова: Олечка, Аллочка, Олюшка, рост, ластик, лоток,ушки, Уля, Оля, луг, лавка.

  1. Игра «Исправь ошибки».

Ребята, поэт перепутал слова в стихах. Помогите их исправить.

Все уселись мы на песенку…(лесенку),

И поем мы дружно лесенку…(песенку).

Я нажимаю на медали…(педали),

Чтоб первым получить педали…(медали).

Далеко идти мне пень…(лень),

Лучше сяду я на лень…(пень).

Лечит от болезней пекарь…(лекарь),

Хлеб печет умелый лекарь…(пекарь).

-Посмотрите на картинки и назовите слова , где мы можем услышать звук П в начале в середине и в конце слова (парта, , лампа, павлин, ступа, копыта, шапка, репа, пушка, пакет, сапоги, пальто, укроп, кепка, лопата, платье, тапки)

Читайте также:
Речевая карта при отсутствии речи

Физминутка “Мы похлопаем, мы потопаем”.

Мы похлопаем сейчас столько раз (показывает цифру 3)

Мы потопаем сейчас столько раз ( показывает цифру 2)

А теперь мы повернёмся

И друг другу улыбнёмся.

— В каких словах физминутки услышали звук [П]? (Похлопаем, потопаем, повернемся).

  1. Знакомство с буквой П. Связь звука и буквы.

— Давайте познакомимся с буквой П. (Показ буквы детям).

— На что похожа буква П? (Ответы детей).

Букву П в спортивном зале

Ребята, из скольких элементов состоит буква П?

Дети: Буква П состоит из 3 палочек.

Какие палочки по размеру?

Дети : Две длинные и одна короткая.

-Выложите букву П из счетных палочек.

Чтение слогов, слов и предложений: АП, УП, ИП, ОП, ПА, ПУ, ПО, ПИ, ПЫ ПИТ, ТАП, ТИП,ТУП,ТОП, ПАПА.

Звуковой анализ слова «Папа»

— Папа Какой первый звук? (Звук [п])

— Он какой? (Согласный, твердый)

— Каким цветом обозначим? (синим)

— П-а-п-а. Какой следующий звук? (Звук [а])

— Он гласный или согласный? (Гласный)

— Каким цветом обозначим ? (Красным)

— Па-па .Какой следующий звук?(Звук [п] )

— Он какой? (Согласный, твердый)

— Каким цветом обозначим? (Синим).

— П-а-п-а. Какой последний звук? (Звук [а])

— Ск. всего звуков в слове Папа? ( Всего 4 звука)

— Ск. гласных? (2) сколько согласных? (2)

Сколько слогов слове ПАПА?(2) Па-Па

Составьте предложение со словом Папа и выложите схему.

Графический диктант буквы П

  1. Итог занятия.

С каким звуком познакомились?

Какой это звук?

Почему звук [П] согласный?

— Вспомните и назовите слова, в которых есть звук [П].

Конспект НОД по обучению грамоте “Звуки П-Пь и буква П”
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

уточнить произношение звуков [п], [пь];

Скачать:

Вложение Размер
zvuki_p-p_i_bukva_p.docx 23.46 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: создание условий для ознакомления детей со звуками [п],[п ‘ ] и буквой П.

Связная речь: формировать умение отвечать на вопросы, диалогической речи;

ЗКР: уточнить произношение звуков [п], [пь]; познакомить с их графическим обозначением; дифференцировать звуки по признаку твердости-мягкости; глухости-звонкости; обучать звуко-буквенному анализу;

Развивать фонематический слух: выделять звуки из состава слова, определение положения звука в слове;

Развивать артикуляционную моторику, моторику рук; высоту и силу голоса, логическое мышление, зрительное восприятие.

Воспитывать умение контролировать собственную речь; умение слушать собеседника; воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Оборудование: гномы Пик (зелёная шляпа) и Пак (синяя шляпа); предметные картинки ; схема для характеристики звуков; листочки с заданиями, карандаши; карточка с изображением буквы П; цветные семафоры, линейка для звукобуквенного анализа, фасоль

Активизация и обогащение словаря: звук, слог, гласный, согласный ( звук ), глухой, твёрдый, мягкий.

Методические приёмы: наглядные, словесные, практические, игровые, использование художественного слова, вопросы, оценка.

  1. Организационный момент:

Звенит колокольчик. Дети собираются в круг. Приветствие:

Здравствуй, правая рука.

Здравствуй, левая рука.

Здравствуй, друг, здравствуй, друг,

Здравствуй, весь наш дружный Круг.

– Присядет тот, кто назовёт первый звук своего имени. (Ответы детей).

– Ребята, скажите: какое сейчас время года? (ответы детей)

– Вы любите зиму? За что вы любите зиму?

-Какой праздник ждут с большим нетерпением взрослые и дети зимой? (ответы детей)

-А вы в чудеса верите? Случались ли в вашей жизни какие-нибудь чудеса?

(обращает внимание на игрушки гномов)

-Что вы можете рассказать о гномах? (ответы детей)

-Сегодня мы отправимся в волшебную страну звуков и букв, узнаем много нового и интересного.

Отвечать будем внятно,

Чтоб было всем понятно.

А чтобы отвечать внятно мы с вами разомнем наш язык.

«Поиграем в футбол»

Повторение пройденного материала

-Послушайте стихотворение и скажите о чем оно.

– Что за звуки, словно песни

Нет преграды на пути,

Голосисты, как артисты

Вы их быстро назовите.

Гласные А,У,О,Ы. Молодцы!

– Что вы знаете о звуках? Слышим и произносим.

Вспомним о других звуках. Н, М, Б. Какие они звуки? Согласные. Почему? Они встречают преграду, когда мы их произносим.

– Что вы знаете о буквах? Видим и пишем.

II. Знакомство с новой темой.

– У нас сегодня в гостях милые жители сказочной страны (гномы Пим и Пан).

С какого звука начинается имя Пик и Пак?

– Правильно ребята, это звук [п]. Сегодня мы с вами познакомимся с этим звуком.

Игра «Поймай звук», «Назови слово со звуками П-Пь»

III. Характеристика звука по акустическим и артикуляционным параметрам.

Работа со звуком

Повторить правильную артикуляцию звука П (работа с зеркалами)

При произнесении звука [П] – губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха; кончик языка немного отходит от нижних зубов; язык плоский; голосовые связки отдыхают, горло не дрожит; голосовые связки отдыхают, горло не дрожит. А кто мне скажет, звук П он какой?

-согласный, твердый, обозначаем синим цветом

При произнесении звука [Пۥ] – губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха; кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута;

-согласный, мягкий, обозначаем зеленым цветом

Выделение звуков на слух:

Воспитатель произносит слова — паук, пень, поросёнок, почтальон, петух, пылесос, подушка, пирог, письмо, пальто, помидор, пять, пушка, пуговица. Дети поднимают цветные семафоры: если звук мягкий – зелёный; если звук твёрдый – синий.

– Помогите Пиму выложить его имя с помощью цветных кружочков.

— П-пик Какой первый звук? (Звук [пь])

— Он какой? (Согласный, мягкий)

— Каким цветом обозначим? (Зеленым)

— П-и-и-им. Какой следующий звук? (Звук [и])

— Он гласный или согласный? (Гласный)

— Каким цветом обозначим ? (Красным)

— Пи-м .Какой следующий звук?(Звук [м] )

— Он какой? (Согласный, твердый)

— Каким цветом обозначим? (Синим).

— Ск. всего звуков в слове ПИМ? ( Всего 3 звука)

— Назовите их. ([пь, м])

– Молодцы! Ребята, Пан просит, чтобы вы выложили цветными кружочками его имя.

-Молодцы. Пик и Пак довольны вашей работой и приглашают вас поиграть и отдохнуть.

Физкультминутка. «Пол, потолок, небо, земля» (воспитатель называет слова, если это слово на потолке или в небе, дети встают на носочки, если на потолке или на земле-приседают).

IV Знакомство с буквой П.

Под грибом – шалашик-домик, (Соедините ладони шалашиком)
Там живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим, (Постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)
В колокольчик позвоним. (Ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены; средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается)
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.
В домике дощатый пол, (Ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)
А на нем – дубовый стол. (Левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки)
Рядом – стул с высокой спинкой. (Направить левую ладонь вертикально вверх, к ее нижней части приставить кулачок правой руки большим пальцем к себе)
На столе – тарелка с вилкой. (Ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх, изображая тарелку, правая рука изображает вилку: ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)
И блины горой стоят –
Угощенье для ребят.

Соотнесение звука [п] с буквой

– Наденем на звук [п] платье, и наш звук станет буквой

– На что похожа буква П? Перекладину

На хоккее, на футболе,

Буква П – ворота в поле.

Буквой П в спортивном зале

Ну-ка, милый, не ленись,-

Подойди и подтянись.

– Ребята, а вы знаете, что звуки[п],[п ‘ ] обозначаются одной буквой?

– Они обозначаются буквой П (показываю на доске: П).

Букву П в спортивном зале

Ну-ка, милый, не ленись,

Подойди и подтянись!

– Ребята, из скольких элементов состоит буква П?

Дети: Буква П состоит из 3 палочек.

– Какие палочки по размеру?

Дети : Две длинные и одна короткая.

-Попробуйте нарисовать букву п в воздухе, составить из фасоли, найти на листочке и обвести.

Логопед: С какими новыми звуками и буквой мы познакомились?

Дети: Мы познакомились со звуками [п],[п ‘ ] и буквой П.

– Ребята, чтобы наши друзья — Пик и Пак не забыли, какой буквой обозначаются их звуки, давайте хором им напомним.

Дети: Пик — Звук [п’], согласный, мягкий, глухой.

Пак — Звук [п] – согласный, твёрдый, глухой.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [п] и [п’], буква П» (старшая группа)

Елена Шестопалова
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [п] и [п’], буква П» (старшая группа)

Цель: познакомить детей с буквой П, и звуками [п] и [п’].

формировать умение и желание активно участвовать во время занятия, отвечать, внимательно слушать других, воспитывать дружелюбное отношение друг другу, умение взаимодействовать со сверстниками;

продолжать учить находить место звука в словах (в начале, середине, конце); учить читать и составлять слоги, уточнить понятия согласный, глухой, может быть и твердый и мягкий;

активизировать речевую деятельность детей, расширять словарный запас, развивать фонематический слух, четко произносить изучаемый звук;

отрабатывать координацию движения детей в соответствии со стихами, развивать мелкую моторику.

Демонстрационный материал: предметные картинки, карточки с буквой П и слогами, «Дерево- слоги», волшебный мешочек.

Ход занятия.

Воспитатель: В руках у меня «Волшебный мешочек», вы опускаете в него руку, нужно нащупать в нем и назвать букву. Сегодня мы с вами познакомимся с новой буквой, будем учиться читать.

2. Упражнение для губ «Сердитый ёжик» (поднять верхнюю губу, нижняя не двигается 5-7 раз, затем нижнюю, верхняя не двигается).

Задание «Опиши звук».

– Если воздух при произнесении этого звука встречает преграду, какой это звук? (ответ детей).

– Этот звук звонкий или глухой? (Чтобы ответить на этот вопрос нужно ушки закрыть ладошками и произнести звук. Если ушки «гудят», этот звук звонкий, если не гудят – глухой, так же можно приложить ладонь к горлышку) (ответы детей).

-Этот звук мягкий или твердый? (ответы детей).

Физминутка: Мы топаем ногами-

Мы хлопаем руками-

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

По кругу мы идем.

Игра «Загадки- отгадки»:

1. Гребень имею – не пользуюсь им.

Шпоры имею – не езжу верхом. (Петух)

2. Весь день летаю

Мед добываю. (Пчела)

3. Жить могу я в доме

В джунглях жить могу.

Дразниться я люблю. (Попугай)

4. Плету я сети каждый день

И сети мне плести не лень. (Паук)

Игра «Назови слова» (дети называют слова с заданной буквой).

Задание чтение слогов (ап, па, оп, по, пу, уп, ип, пи, эп, пе, пы)

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепили.

(показываем, как лепили в ладошках)

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем-совсем не сладкий.

(поднимаем руки вверх)

(прижимаем руки к груди, как будто поймали мяч)

(опускаем руки вниз)

Задание: Раскрась «Букву П» (дети выполняют задание в тетрадях)

-С какими звуками и буквой мы сегодня познакомились?

Звук [п]-какой (согласный, глухой, твердый)

-Звук[п’]-какой (согласный, мягкий, глухой)

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [К], [К’], буква К» Тема: звуки [К], [К’]. Буква К. Цель: знакомство с буквой К и звуками [К], [К’]. Задачи: 1. Закрепление навыка четкого произношения звуков.

Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки [Н], [Н’] и буква Н» (старшая группа) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1» Конспект НОД по обучению грамоте Звуки [Н], [НЬ],.

Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки [в]-[ф], [в]-[ф’]. Буква Ф» Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки [в-ф,в- ф’]. Буква Ф» Дата проведения 23.01.2019 Воспитатель : Т. Н. Шиндяпина Цель: Познакомить.

Конспект занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «Согласные звуки [л ], [л’], буква Л, л» Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей старшей группы грамоте Тема: «Согласные звуки [л ], [л’], буква.

Конспект занятия по обучению грамоте на тему «Звуки [Н], [Н’]. Буква Н, н» Конспект открытого занятия по обучению грамоте Тема: «Звуки Н, Нь и буква Н» Программное содержание: • закрепить навыки звуко-слогового.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [Р] и [Р’]. Буква Р» (подготовительная группа) Конспект занятия по обучению грамоте Тема «Звуки Р и РЬ. Буква Р» (подготовительная группа) Цель: • закрепление навыка чёткого произношения.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [C], [С’] и буква С» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: звуки [C], [С’] и буква С Подготовила: воспитатель Корягина Л. Д.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [б], [б’]. Буква Б» Занятие. Звуки б,бь. Буква Б. Лексическая тема. «Дикие и домашние животные». Задачи. Познакомить с буквой (Б). Закреплять правильное произношение.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [в]-[в’]. Буква В» Одинцова А. А. г. Волоколамск Московской области Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки В — Вь. Буква В» Задачи:.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной логопедической группе на тему «Звуки [Б]-[Б]’, буква Б» Цели: Коррекционно – образовательные: * Закреплять представления о звуках родного языка. * Закреплять навыки различения и звукопроизношения.

Конспект урока для 1-го класса по предмету “Обучение грамоте” на тему “Знакомство с согласными звуками [п], [п’] и буквами П, п”

1) Познакомить детей с согласными звуками п, п.

2) Развивать фонематический слух, связную речь, логическое мышление, интерес к истории России.

3) Познакомить с образом печатной и прописной буквы П, п.

4) Знакомство с профессиями.

5) Обогащать словарный запас.

6) Тренироваться в чтении слогов, слиянии букв, слов, предложений.

7) Воспитывать культуру поведения на уроках, чувство патриотизма.

Оборудование: буква П, алфавит, палочки у каждого, почтальон Печкин, слоги, картинки (для физминутки), плакат для игры “ Кто лишний?”, картинки для загадок, конверт, коробка – посылка, лента букв.

1. Организационный момент.

2. Повторение изученного.

– Какие гласные буквы вы уже изучили? (Лента букв)

– А какая из них отличается от других гласных букв, в чём её особенность? (Буква Е обозначает два звука в начале слова и после гласной буквы)

– Что мы знаем о букве Е?

– Какая ещё гласная буква обозначает мягкость согласного звука? (Буква И)

3. Постановка темы и целей урока.

Чтобы разговаривать,
Надо выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всё понятно.

4. Фонетическая зарядка.

Море шумит – (ш-ш-ш)
Чайки кричат – (а-а-а)
Мухи звенят – (з-з-з)
Ветер воет – (у-у-у)
Каша кипит – (п-п-п)
Птенец пищит – (пи-пи-пи).

5. Работа с чистоговорками.

– Уп-уп-уп – какой же вкусный суп;

– Пу-пу-пу – мы включили лампу;

– Па-па-па – раздавил щенок клопа.

– Какой звук чаще всего мы произносили? (П)

– Сегодня на уроке мы познакомимся со звуком и буквой П. А также расширим знания о нашей родине – России, её истории.

6. Работа над новым материалом.

1) Выделение звука (п) из слова и его характеристика.

– Назовите слова с этими звуками? Какой здесь звук твёрдый или мягкий? Где стоит в начале слова, в середине или в конце?

– Найдите одинаковый звук в словах:

– Этот звук гласный или согласный? Докажите. (Согласный. Его нельзя пропеть. Воздух встречает преграду)

– Каким может быть этот звук? (Тв., мяг)

– Когда согласный твёрдый? Мягкий?

– Давайте проверим звук (п) звонкий или глухой? (Глухой). Почему?

– Звук (п), (пь) обозначается буквой П п. (Вывешиваю)

2) Знакомство с буквой П п.

А) На что похожа буква П? (Ворота, турник)

– Влез на букву озорник
Он решил, что П – турник.
– На хоккее, на футболе
Буква П – ворота в поле.
– Подходящие ворота.
Проходи кому охота!
Дома букву П найдём,
Заглянув в дверной проём.

Б) Где живёт буква П ? (Показ на ленте букв)

В) Развитие мелкой моторики.

– Составьте букву П из палочек.

3) Чтение слогов с новой буквой.

– Сегодня к нам в гости пришёл почтальон Печкин. (Вывешиваю). И принёс для вас посылку! Посмотрим что там? (В коробке слоги).

– Я показываю, вы читаете. Сначала один, потом хором.

– В каких слогах звук (п) мягкий? (Пи, пе)

– Твёрдый? (Па, по, пы, пу)

4) Работа в “Прописи” на с. 3.

– Сегодня мы учимся писать прописную букву П.

Показ на доске. В воздухе с подсчётом. Положение тетради, ручки, посадка, ноги.

7. Игра “ Не попадись в ловушку”.

– Почтальон Печкин принёс для вас, в своей большой сумке, ещё одно задание. (Достаю конверт). Он очень хочет проверить, какие вы внимательные.

– Итак, я говорю слова, если в слове звук (п) твёрдый – топаем, если (п) мягкий – хлопаем.

Плот, плут, липка, лапка, пилка, повар, пила, пух, пела, папа, пилот, пыль, песня, полка, пудель, письмо.

– Обобщите всё, что мы говорили об этих звуках. (Звук может быть мягким и твёрдым, он согласный, глухой)

Развешиваю картинки по кабинету. Называю, дети должны посмотреть на неё, найти глазами, повернуть голову. (Пуговица, пластилин, пила, топор, пенал)

8. Логическое упражнение “ Кто лишний?”

На доске плакат.

– Прочитайте про себя.

пил пила Петя
пел папка кисть
поле купи плот
Полина туман пилот

– Прочитайте слова из одного слога (пил, пел).

– Как определили количество слогов?

– Прочитайте слова второго столбика. Что такое папка? Найдите лишнее слово (туман). Почему?

– Прочитайте третий столбик. Что такое плот? Пилот? Найдите лишнее слово (кисть).

– Зачитайте имена собственные. (Петя, Полина)

9. Работа с учебником “ Русская азбука”.

А) С. 82-83. Беседа по иллюстрации.

– Вы видите иллюстрацию фрагмента истории Российского государства трёхсотлетней давности.

– Кто знает как звали этого русского царя?

– Что вы знаете о русском царе Петре I? (Рассказ учителя о царе Петре I).

Б) Составление рассказа по иллюстрации.

Словарь: Бояре, вельможи, простолюдины.

В) Чтение учителем отрывка из стихотворения А. С. Пушкина (с. 82).

Г) с. 83. Чтение слогов детьми (сначала про себя, потом в слух).

– Назовите профессии начинающиеся на эту букву. (Плотник, повар,пилот, капитан)

10. Пополнение словарного запаса.

На доске слова с пометами:

– Что общего во всех этих словах? (Общая часть пил)

– Эти слова имеют общее значение и называются радственниками.

11. Закрепление нового материала.

– Почтальон Печкин принёс ещё одну посылку. Чтобы узнать, что в ней лежит, надо отгадать загадки. (Отгадки – картинки находятся в посылке – ребёнок отгадывает слово, берёт картинку и садится на место)

От цветка к цветку летает,
Мёд душистый собирает. (Пчела)

Посадим зёрнышко,
Вырастит солнышко. (Подсолнух).

Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей нет сочней… (Помидор)

Новый дом несу в руке
Дверцы дома на замке.
Там лежат в порядке
Книжки и тетрадки. (Портфель)

– С чем мы сегодня познакомились? (Звук и буква П)

– На что похожа буква П?

– Молодцы! Мне сегодня понравились…

– И Печкин говорит нам всем “ До Свидания! До Встречи в Простоквашино!”

Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе по теме «Звук [П], Буква П».

Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе по теме «Звук [П], Буква П».

Цель: познакомить детей со звуком [П] и буквой П.

Коррекционно-образовательные задачи:

– закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков [П], [П ‘ ].

– упражнять в определении места звука в слове;

– упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

– закрепить в речи детей понятие «слог»;

– совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;

– совершенствовать навык чтения слогов, слов;

Коррекционно-развивающие задачи :

-развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать положительное отношение к занятиям;

-умение контролировать собственную речь;

-формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника; воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Оборудование: предметные картинки (паук, птица, поезд, поросёнок); наборы для составления схем; тетради, карандаши; карточка с изображением буквы П; цветные семафоры; счётные палочки; пособие «Весёлая азбука».

Ход занятия

Организационный момент:

Логопед: Дорогие ребята, сегодня мы отправимся в волшебную страну звуков и букв, будем внимательными и старательными, узнаем много нового и интересного, а поможет нам в этом наш гость – это Попугай. Он познакомит нас новым звуком.

Знакомство с новой темой.

Логопед: Попугай принес конверт с загадками, и просит вас помочь их отгадать. Поможем?

Дети : Да, поможем!

Логопед: А теперь внимательно слушаем загадки:

В тёмном уголке живёт,

Тоненькую нить прядёт.

Он тайком сюда забрался,

Строить новый дом собрался. (Паук)

Дети: Это Паук.

Логопед: Следующая загадка:

Холода их так пугают,

К тёплым странам улетают.

Петь не могут, веселиться,

Собрались все в стайки …. (Птицы)

Дети: Птицы.

Логопед: Продолжаем.

Держатся друг за дружку.

Тянет всех за собой. (Поезд)

Дети: Поезд.

Логопед: Молодцы, и последняя загадка:

Кто имеет пятачок,

Не зажатый в кулачок?

На ногах его копытца,

Из корытца пьёт водицу. (Поросёнок)

Дети: Поросёнок.

Логопед: Молодцы, ребята! А скажите, пожалуйста, какой первый звук встречается в наших отгадках – Паук, Птицы, Поезд, Поросёнок.

Дети: Звук [П].

Логопед: Правильно ребята, это звук [П]. Сегодня мы с вами познакомимся с этим звуком.

Характеристика звука по акустическим и артикуляционным параметрам.

Логопед: Когда мы произносим звук [П], губы сомкнуты, воздушная струя размыкает губы. Язык лежит неподвижно за нижними зубами. Если звук при произношении встречает преграду, какой это звук: согласный или гласный?

Дети : Это согласный звук.

Логопед: Звук [П] – согласный, глухой. При произнесении звука «П» голосовые связки не вибрируют, не смыкаются, «колокольчик в горлышке» не звенит, значит звук не звонкий, а глухой.

Логопед:- Повторите за мной.

Па-па-па, по-по-по, пу-пу-пу, пы-пы-пы, па-по-пу, ап-па-ап, оп-по-оп, уп-пу-уп.

Пальчиковая гимнастика

-Ребята соберите картинку- пазл (Попугай)

Игра «Поймай звук П». – Педагог называет ряд звуков, детям надо «поймать» ладошками (хлопнуть в ладоши) звук «П»: П, М, Т, М, П, Б; ПА, МА, МЫ, ПО, ПУ; АП, ОП, УМ, УР, УП; Паша, Катя, Помидор, Мяч, Град, Поезд, Паук.

Игра «Подарки»

Логопед:- Я раздам каждому картинку, если в слове есть звук [П] подарим ее попугаю:Дом, поросенок, пол, паук, гном, муха, сад, почта.

Составление слогов с согласным П

-Прежде чем мы начнем играть со звуком П, расскажу вам сказку.

Жили-были веселые звуки. Они умели петь песни. Какие это звуки? (А, О, У, И, Ы). А всех вместе их называли… (гласные звуки). У гласных звуков были звонкие голоса. Однажды они запели так звонко, что другим звукам тоже захотелось петь. «П-п-п» – запыхтел звук П. Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал он: «Ох! Какой я невезучий, у меня нет голоса, меня почти никто не слышит!» «Не печалься!» – сказал голосистый А. – Мы, гласные, тебе поможем, только ты должен стоять рядом с нами, согласен?» «Согласен, согласен!» – обрадовался звук П. «Вот и хорошо! – воскликнул звук А. – За это мы будем называть тебя согласным звуком».

Составление слогов с согласным П

-Сейчас я превращу каждого в какой-то звук.

Для этого каждый ребенок должен повторить заклинание за логопедом: «А, О, У» и т.п. Затем получает бейджик с символом гласного звука.

-Теперь звук П, сможет петь.

-Аня (логопед обращается к одному из детей), встань слева от меня.

-Саша, какая песенка получиться у звука П? (Читает по символам, получившийся слог).

Упражнение «Составь схему слога» (Схемы со слогами)

– Сосчитайте и назовите звуки в слогах:

– Обозначьте красными и синими символами на схеме слога, эти звуки.

Логопед произносит, дети составляют схемы: АП, ОП, УП, ЫП, ПА, ПО, ПУ, ПЫ.

Знакомство с буквой П.

Логопед:

Букву П в спортивном зале

Ну-ка, милый, не ленись,

Подойди и подтянись!

Логопед: Ребята, из скольких элементов состоит буква П?

Дети: Буква П состоит из 3 палочек.

Логопед: Какие палочки по размеру?

Дети : Две длинные и одна короткая.

Логопед: Возьмите палочки и выложите букву П. (Дети выкладывают букву).

Логопед : А теперь, ребята, откроем тетради и возьмём карандаши. Печатаем букву П в Тетради по образцу.

Составление слогов и слов из букв.

Логопед выкладывает на доске слоги: АП

Логопед: С какими новыми звуком и буквой мы познакомились?

Логопед: А теперь скажем «До свидания» нашим друзьям. Все очень хорошо занимались. Спасибо.

Конспект занятия по грамоте для детей средней группы с тяжелыми нарушениями речи знакомство со звуком и буквой [П]

Знакомство со звуком [П]

Тема: знакомство со звуком [П].

Цель: познакомить детей со звуком [П].

  1. Научить детей четко произносить звук [П];
  2. Научить детей дифференцировать звук [П] на слух и в произношении;
  3. Учить детей произносить серию слогов со стечением согласных;
  4. Развивать у детей фонематические представления;
  5. Познакомить со звуковым обозначением звука.

Демонстрационный материал: изображение Почтальона Печкина, коробочка с игрушками, начинающимися на звук [П]: поросёнок, паровоз, поезд, помидор, погремушка, паук, половник, картинка с символом звука: самовар кипит: ППППП…, картинки, начинающиеся на звук [П]: паук, погремушка, помидор, подушка, пальто, картинки, начинающиеся на другие звуки: молоток, огурец, ножницы, самовар.

I. Организационный момент.

Введение в тему «Посылка от Почтальона Печкина»: сообщаем детям о том, что Почтальон Печкин принёс для них посылку, нужно её найти.
Дети выполняют задание педагога.

II. Работа по теме занятия.

1. Д/и «Назови игрушку и выдели первый звук». Педагог достаёт по одной игрушке, дети называют их: поросёнок, паровоз, поезд, помидор, погремушка, паук, половник. Затем определяют, какой одинаковый звук слышится в начале этих слов.

2. Артикуляция звука [П]. Взрослый объясняет ребёнку артикуляцию звука [П]: вначале губки сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выдохом воздуха; горлышко «молчит».
Символ звука: самовар кипит: ППППП…(показываем соответствующую картинку).

3. Характеристика звука [П]. Дети отвечают на ряд вопросов: Какой это звук? (согласный). Почему? (его нельзя пропеть, губки создают преграду). Как обозначаем? (синим квадратиком).
Напоминаем ребятам о том, что звук мы слышим и говорим.

4. Фонетическое упражнение.
Каша на плите пыхтит: пых! пых! пых!

5. Д/и «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [П]»: П, М, Т, М, П, Б; ПА, МА, МЫ, ПО, ПУ; АП, ОП, УМ, УР, УП; ПАША, КАТЯ, ПОМИДОР, МАШИНА, ГРАД, ПОЕЗД, ПАУК.

Чтобы всем проснуться,
Нужно потянуться,
Ножками потопать,
Ручками похлопать,
Покружиться и присесть
И на место всем нам сесть.

IV. Продолжение работы по теме занятия.

1. Д/и «Повтори серию слогов»: ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЫ;
ПТЫ-ПТА-ПТО-ПТУ.
2. Д/и «Скажи наоборот»: ПА-АП; ПО-…; АП-ПА; ОП-…; УП-….
3. Работа с картинками (картинки, начинающиеся на звук [П] и на другие звуки). Педагог просит назвать все картинки, затем только те, которые начинаются на звук П, после этого дети называют картинки, которые начинаются с других звуков.

Дети отвечают на ряд вопросов: с каким звуком познакомились? Как кипит самовар? Звук [П] какой? Как обозначаем?
Раздаем детям сладкие сюрпризы от Почтальона Печкина.

Знакомство с буквой П.

Тема: знакомство с буквой П.

Цель: познакомить детей с буквой П.

1. Учить детей выкладывать букву П из различных материалов (карандашей, счетных палочек, из камешков);
2. Учить детей искать букву П среди других букв.
3. Продолжать учить детей выполнять графические упражнения.
4. Совершенствовать умение детей отгадывать загадки.

Демонстрационный материал: паучок, картинка с воротами в виде буквы П, изображения различных букв, с которыми дети уже познакомились.
Раздаточный материал: карандаши, счетные палочки, камешки, индивидуальные карточки для работы с буквой П.

I. Организационный момент.

Д/и «Сядет тот, кто назовёт мне слово, начинающееся на звук [П]».

II. Работа по теме занятия.

1. Д/и «Закончи слово»: педагог говорит начало слова, а детям предлагается добавить последний слог, чтобы получилось слово: ПОМИДО-…(РЫ), ПАЛЬ-…(ТО), ПТИ-…(ЦА), ПОДУШ-…(КА), ПРЯ-…(НИК), ПОЧ-…(КА).
2. Д/и «На что похожа буква П?»: педагог сообщает детям о том, что в гости к ним приполз паучок и принёс букву. Какую? (Букву П). Спрашиваем у ребят на что похожа буква П? (На ворота). Педагог показывает соответствующую картинку.
Подсказка: буква П в футбол играла, как ворота простояла, простояла целый матч, не поймав ни разу мяч.
Педагог напоминает детям о том, что звук мы слышим и говорим, а букву читаем и пишем.
3. Д/упр. «Построй букву П»: из пальчиков, из карандашей, из счетных палочек, из камешков.

Отдых наш – физкультминутка,
Занимай свои места:
Раз – присели, два – привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой-встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мы упругий мяч.

IV. Продолжение работы по теме занятия.

1. Игры с буквой (педагог раздаёт на каждое упражнение индивидуальные карточки для детей).
-«Найди букву»: взрослый предлагает детям найти изучаемую букву среди других букв, написанных одинаковым обычным шрифтом;
-«Найди букву»: взрослый предлагает детям найти различные изображения изучаемой буквы среди других букв.
-«Найди букву»: взрослый предлагает детям найти изучаемую букву среди букв, перечеркнутых различными способами;
-«Найди букву»: взрослый предлагает детям найти изучаемую букву в ряду графически сходных букв, например: Г, П, Т, Н;
-«Обведи букву».

2. Загадки.
Домовитая хозяйка
Пролетала над лужайкой,
Похлопочет над цветком,
Он поделится медком.
( Пчела ).

В темном уголке живёт,
Шелковую нить плетёт.
Он тайком сюда забрался,
Строить новый дом собрался.
( Паук ).

Набита пухом,
Лежит под ухом.
( Подушка ).

V. Итог.
Педагог спрашивает у детей, с какой буквой познакомились и на что она похожа. Просит поискать дома и на улице предметы, которые начинаются на звук П.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: