Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использованием здоровьесберегающего сопровождения

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
«Волшебный сундучок Дедушки Грамотея»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Виды детской деятельности: Игровая, познавательная, коммуникативная.

Цель занятия: Выявить и закрепить уровень знаний, умений и навыков по разделу «Подготовка к обучению грамоте». Помочь дошкольникам освоить программный материал, добиваться большей активности детей на занятии.

  1. Учить детей называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах.
  2. Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласны)
  3. Совершенствовать навык ответа полным предложением на заданный вопрос расширять активный словарь.
  4. Закреплять навык звукослогового анализа слов.
  5. Формировать умение делить слова на слоги.
  1. Совершенствование навыка звукового анализа.
  2. Развивать графо-моторные навыки.
  3. Развивать слуховое внимание, память.
  4. Развивать логическое и творческое мышление.
  5. Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его.
  6. Закрепить знание гласных и согласных звуков.
  1. Формировать положительную установку на занятие.
  2. Совершенствовать навык переключения с одного вида деятельности на другой.
  3. Развивать навык работы в группе и индивидуально.
  4. Воспитывать интерес к занятиям через использование занимательных упражнений.

Методы и приемы:

Наглядный: Показ, демонстрация, иллюстрация.

Словесный: Художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, пояснения.

Игровой: Сюрпризный момент, игра.

Наглядный материал: сундук, конверт с письмом, ключи, картинки с изображением предметов, карточки с изображением согласных букв, мяч, корзина с кубиками, корзина с игрушечными продуктами.

Раздаточный материал: картинки для штриховки, простые карандаши.

Словарная работа: Алфавит, буквы, слоги, гласные и согласные звуки.

Индивидуальная работа: Побуждать к активной речевой деятельности.

Предварительная работа: Беседа, речевая настройка, чтение художественной литературы.

I. Вводная часть

Дети заходят в группу и встают полукругом.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие. Давайте поздороваемся с гостями, друг другом. Здравствуйте!

Посмотрите на нас!

Мы – ребята, суперкласс!

Дружные и смелые,

Можем многое мы делать,

Клеить, резать, лепить, плести,

Хорошо себя вести!

Посмотрите, вы на нас!

Мы – ребята, суперкласс!

II. Основная часть

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, к нам пришла посылка! Написано: “От Дедушки Грамотея ИЗ СТРАНЫ АБВГДейкин!” Давайте ее откроем и узнает, что там внутри!

(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достает оттуда сундук и письмо.)

Воспитатель: Сундучок- то не простой! С семью замками! Давайте прочитаем письмо:

“Дорогие ребята! Дети старшей группы!”

Пишет вам дедушка Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал вам подарок в сундучке. Но сундучок с семью замками. К каждому замку есть свой ключик. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, ест еще один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха, Дедушка Грамотей.

Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать вместе?

Воспитатель: А вот и загадки есть в письме:

Есть в комнате портрет,

Во всем на вас похожий

Засмейся – и в ответ

Он засмеялся тоже.

Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!

(Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала.)

Воспитатель: А ключ то не простой! На нем задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Дедушки Грамотея! Справимся с этим заданием- один замок откроем!

Воспитатель: Помощники Дедушки Грамотея принесли для вас карточку с изображением цветка. Что это за цветок?

Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Мак. Какой первый звук?

Воспитатель: Звук М. Давайте попробуем пропеть этот звук. М-м-м. Получается? А что нам мешает?

Воспитатель: Если мы не можем пропеть его, то какой это звук?

Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове Мак?

Дети: М-аааа-к! Звук А!

Воспитатель! Давайте попробуем его пропеть!

Воспитатель: Звук А можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?

Воспитатель с детьми пробует пропеть третий звук К и определяют, что он не поется! А значит он согласный!

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключик!

(Воспитатель вставляет ключик в первый замок.)

Воспитатель: Слушайте вторую загадку, где искать второй ключ:

Не куст, а с листочками,

Не человек, а разговаривает,

Не рубашка, а сшита.

Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!

(Находят второй ключ, выполняют второе задание.)

Читайте также:
Методическая разработка по обучению детей с ОНР 5 летнего возраста навыкам звукового анализа

Воспитатель: А задание такое: поиграть в игру “Доскажи словечко” Дедушка Грамотей очень любит стихи. Однажды он начал вспоминать их, но забыл. слава. Давайте поможем Дедушке!

1. Над лугами, над водой

Хлынул дождик проливной,

А потом повисло

В небе коромысло.

2. Утром дед спросил у внучки:

Почему не моешь . (ручки).

3. Михаил играл в футбол

И забил в ворота . (гол).

4. Солнце светит очень ярко,

Бегемоту очень. ( жарко).

5. Где обедал воробей?

В зоопарке у . (зверей).

6. У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из . (лейки).

Воспитатель: Правильно! И следующее задание вам надо выполнить с карандашом и прописью (или тетрадью, можно дать картинки, которые дети должны заштриховать).

(Дети справляются с заданием, открывают ключом четвертый замок.)

Воспитатель: А пятый ключ будем искать вот где:

Дарит чудеса она

В большом ящике живет.

Всем, кто очень любит строить.

Побывать в ней детям стоит. (конструктор).

(Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)

Воспитатель: Вот он ключик, а на нем следующее задание- игра!

Я буду называть действие, а вы будете отгадывать, кто их совершает.

1. Кто и что летает? (Самолет, птица, воздушный шар, бабочка, мух, пушинка, листья желтые с деревьев)

2. Кто и что плавает? (Корабль, доска, человек, собака.)

3. Кто и что греет? (Печь, солнце, грелка.)

4. Кто и что идет (Человек, дождь, снег, время.)

5. Кто и что стоит (Человек, дом, столб, стол.)

6. Кто и что прыгает (Мячик, заяц, человек.)

(Дети выполняют задание, получают ключик и открывают шестой замок.)

Воспитатель: Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:

Бьют его, а он не плачет,

Только выше, выше скачет!

Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ)

Воспитатель: Слушайте последнее – шестое задание! Это игра “Магазин”

Мы пришли в продуктовый магазин. Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук “С”. Что вы купите? Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста.

А теперь мы выбираем продукты, в названиях которых есть звук “К”: картошка, какао, кофе, карамель, крупа, шоколад.

Давайте выберем те продукты, в названиях которых есть звук “М”: молоко, масло, макароны, сметана, мука.

(Когда дети называют слова, можно попросить их придумать предложение с названым словом.)

После выполнения задания дети получают седьмой ключ, вставляют в замок. Сундучок открывается.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!

Дети: Это Печенье! Оно в форме букв!

Воспитатель: Можно и поиграть с буквами, можно и чай с печеньем попить!

III. Заключительная часть

Спасибо Дедушке Грамотею! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Дедушки Грамотея? Что больше понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности? Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! А теперь предлагаю всем пить чай с волшебным печеньем!

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использованием здоровьесберегающего сопровождения

Татьяна Тихонова
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использованием здоровьесберегающего сопровождения

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

с использованием здоровьесберегающего сопровождения и построенного в соответствии с современными требованиями развивающего обучения.

Тема «Звук и буква О»

Разработчик: учитель-логопед Тихонова Т. Г., высшая квалификационная категория.

Цель: Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия на материале звука [О] с использованием игр и упражнений.

Задачи: Оздоровительные:

• развивать дыхание, голос, моторные и сенсорные функции,

• способствовать нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата;

• познакомить с акустико – артикуляционными свойствами звука [О],

• упражнять в проведении анализа звукосочетаний и слогов,

• развивать пространственные представления;

воспитывать положительные личностные качества: желание справедливо оценивать работу сверстника и аргументировать своё решение.

– игры на развитие слухового внимания «Повтори ритм», «Где звучит колокольчик», «Запомни, повтори», «Найди ошибку», «Будь внимательным»;

– игра «Четвёртый лишний», «Так и не так»,

– игры на развитие ориентировки в пространстве.

Смешарик Нюша, панно с осенним пейзажем, сенсорно – дидактические подвески, ручной держатель, фоновая доска, подставки, лупа, предметные картинки, схемы артикуляционной гимнастики, зеркальца, звуковые линейки, фишки красного и синего цвета, ленточки разной длины, символы силы голоса, стаканы с водой, трубочки, указка.

Методы и приёмы, используемые на занятии.

– Словесные: пояснение, объяснение, указание, метод прямого воздействия, педагогическая оценка, оценка сверстника,, интонированного произнесения;

Читайте также:
Задания логопеда по теме (Осень)

-Наглядные: рассматривание картинного материала, символов, схем;

-Практические: игровые упражнения, поисковые действия, осязание, обведение, использование предметно – схематической модели.

Ход занятия. Здоровьесберегающее сопровождение

Вводная часть. 1 этап. Организационный.

Дети стоят в кругу.

Появляется игрушка –смешарик Нюша, которая признаётся детям, что любит играть.

Смешарик обращается к детям.

– Давайте знакомиться. Меня зовут Нюша. А тебя? Назовите себя по-взрослому (имя и отчество).

Нюша предлагает детям сесть за стол и замечает стаканы с водой.

– для чего вам стаканы и трубочки? (для дыхательной гимнастики)

– Научите меня, пожалуйста.

Дети подходят к столу, берут стаканы с водой и трубочку. Проводится дыхательная гимнастика. По силе «бури» в стакане, ребёнок определяет качество выполнения дыхательной гимнастики.

Нюша очень довольна, подходит к столу,видит зеркальце и удивляется:

– Вы любите рассматривать себя в зеркале?

– Мы делаем артикуляционную гимнастику.

Дети берут в руки зеркальце. Взрослый показывает схему артикуляционного упражнения, дети выполняют, используя зрительный контроль.

2 этап. Постанова мотивации.

Нюша: Я хотела сделать сюрприз, подготовила картинки для ребят, но потеряла их. Как мне быть?

Дети принимают решение: помочь гостье. Дети проходят по групповой комнате и собирают предметные картинки.

Нюша задаёт вопросы.

– Как всё это можно назвать одним словом? (овощи)

– Помогите угадать первый звук в слове.

– С каким звуком мы познакомимся?

3 этап. Введение нового материала.

Актуализация личного опыта ребёнка.

Дети сидят за столом.

Нюша просит помочь определить характеристику звука. Как это сделать?

– Что поможет определить положение губ? (зеркальце)

Дети берут зеркальце и дают характеристику звука,опираясь на план-схему:

Губы округлены, зубки закрыты губами,

Язык лежит на дне рта,

Горлышко «работает».

– Встречается ли преграда на пути воздушной струи?

Дети объясняют Нюше, что звук «О»– гласный: язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха.

– Фишкой какого цвета будем обозначать звук «О»?

(нужна фишка красного цвета)

– О! Это мой любимый цвет!

Игра «Будь внимательным»

Нюша играет вместе с детьми.

– Закройте глаза. Я назову много звуков, а вы поднимите красную фишку, услышав звук «О».

А – И – У – О – И – О – У – …

– «Ловите звук «О» в слогах».

ОМ – УМ – АМ – ИМ – НО -…

– Узнайте звук в словах.

ОБУВЬ – ОСЕНЬ – АНЯ– ОЛЯ – ДОМ – ЛУК – СОМ

– Вы старались, узнали звук.

Дети с Нюшей садятся по-турецки на ковёр.

Взрослый приглашает помощников с лентами.

– Чем похожи ленточки? (цветом, материалом, шириной)

– Чем отличаются ленточки Миши и Ани? (длиной)

– Как произносим звук «О», когда поднимут длинную ленточку? (долго, протяжно)

– Как произносим звук, увидев поднятую вверх короткую ленту? (коротко, отрывисто).

– Как споёте звук, когда покажут на ноту на верхней линии? Когда ноту посередине? Ноту внизу.

Выходят 3 помощника (дети).

У одного – карточка с нарисованной трубой (символ «громко», у другого – карточка с перечёркнутой трубой («тихо», у третьего – карточка с нотным станом, на котором 3 ноты.

– Как будет звучать звук «О», когда увидите трубу?

– Какой силы звук вы будете произносить, увидев перечёркнутую трубу?

– Что подсказывает нота на верхней линейке?

Дети произносят звук [О] соответственно карточке.

Нюша приглашает детей к доске, чтобы поиграть в следопытов (определять расположения фишек).

На доске в разных местах фишки красного цвета. В правом верхнем углу – 2 фишки, в центре – 3 и т. д.

Учитель-логопед называет направление, дети произносят звук «О» столько раз, сколько фишек.

– Центр. – Левый нижний угол…

Самостоятельная деятельность детей по освоению нового материала.

Работа со звуковыми линейками.

– Нюша просит научить её пользоваться линейкой.

– Выберите фишку для звука [О].

Дети идут по групповойкомнате и находят картинный материал: осень, нос, пальто, окна, стол, Оля, сом, колесо, дом, орден, зерно, волк, забор.

Дети сидят за столом.

Нюша выполняет задание вместе с детьми.

Логопед называет слова со звуком «О», дети отмечают на звуковой линейке место звука в слове.

Каждому ребёнку даются 3 предметные картинки.

– Ваши действия? (Назвать картинку, определить место звука «О» в слове, отметить на звуковой линейке).

Затем дети меняются картинками.

Нюша гордится своими новыми друзьями.

4 этап. Оздоровительный момент.

Гимнастика для глаз с использованием офтальмотренажёра (система условных символов).

– За кем мы сегодня понаблюдаем?

Читайте также:
Рекомендации родителям по закреплению поставленных звуков

Дети выбирают объект из банка данных: бабочка, жук, воздушный шарик, фишка, самолёт, вертолёт.

Дети выбирают объект, затем прослеживают его путь на офтальмотренажёре.

5 этап. Закрепление материала.

Нюша просит приготовить конверты с фишками.

– Слушайте внимательно слоги и покажите фишками

АУ, ИО, ОМ, УМ, МО, РУ…

Игра «Найди ошибку»

Дети называют слоги, взрослый последовательно выкладывает схему слога фишками. Дети находят ошибку и выполняют задание.

Нюша оценивает работу детей.

Игра «Найди ошибку».

Один из пары называет слог или звукосочетание, другой проводит анализ (затем дети меняются ролями).

Поощряется справедливая оценка и попытка аргументировать своё решение, а также желание помочь напарнику.

6 этап. Речемыслительный тренинг.

Нюша проводит игру «Запомни, повтори».

– С каким звуком мы сегодня познакомились?

– Я назову несколько слов. Одно слово в этом ряду – лишнее.

– Запомните и повторите слова,которые можно объединить: «Осень, Оля, остров, озеро, арка»

– Какое слово не подходит к другим? (арка)

– Почему вы так решили?

Все слова начинаются на звук «О», арка – на звук «А»,

Сок, дом, кот, мак, год, ток.

Кино, стекло, седло, крыло, перья.

7 этап. Знакомство с буквой О.

Педагог читает стихотворение.

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы могла.

– На что она похожа?

Нюша радуется, эта буква похожа на её фигуру, просит детей погладить её.

Нюша вместе с детьми обводит пальцем букву, выкладывают буквы на картоне пуговицами, верёвочками.

Игра «Угадай букву».

Прощупывание буквы пальцами (глаза закрыты).

Нюша восхищается способностями детей.

Педагог благодарит детей и обращается к ним:

– С каким звуком мы познакомились?

– Почему «О» обозначается красной фишкой?

Игра «Секретные слова»

Надо подобрать каждому ребёнку 5 слов со звуком «О» и назвать их Нюше по секрету, на ушко.

9 этап. Рефлексия.

Дети стоят около взрослого.

– Что было трудно?

– Что помогло нам справиться с заданием?

Эмоциональное приветствие детей на занятие

Учёт особенностей физиологической фазы «врабатывания» у детей.

Способствует развитию речевого дыхания.

Способствует нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата.

Применение данного метода способствует активизации инициативы детей.

Обеспечение оптимальных с физиологической точки зрения условия для восприятия и переработкиновой информации.

Интонированное произнесение облегчает восприятие.

Смена позы в соответствии с видом деятельности.

Способствует совершенствованию голосовых функций и развитию концентрации и переключения слухового внимания.

Поддержание работоспособности детей с помощью игры

Поиск картинок в группе, на панно, на сенсорно – дидактических подвесках.

Обеспечение фактора фиксации внимания в «фазе устойчивой работоспособности»

Гимнастика для глаз проводится для снятия зрительного напряжения.

Учёт особенностей работы с детьми с нарушением зрения.

Поддержание работоспособности детей с помощью работы в парах.

Игра проводится для активизации детей в период снижения умственной работоспособности.

Используется приём интонированного произнесения.

Обеспечение оптимальных с физиологической точки зрения условия для восприятия и переработки новой информации – «чувственный» (гладят руками, рассматривают, обводят, ощупывают)

Снятие эмоционального напряжения с помощью положительных эмоций, вызванных похвалой, тактильным контактом.

«Звук [С], буква С». Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР. Провела учитель-логопед Анисимова Светлана Александровна.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Волшебный сундучок Деда Грамотея»

Подсосновский детский сад «Солнышко»

филиал МБОУ «Подсосновская СОШ»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе

«Волшебный сундучок Деда Грамотея»

Воспитатель: Сокол Светлана Михайловна

1 квалификационная категория

Тема: «Волшебный сундучок Деда Грамотея»

Цель: обобщение знаний о звуках, совершенствование навыка звукового разбора слова.

Задачи:

Обучающие:

1. Совершенствовать умения различать согласные твердые и мягкие.

2. Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова.

3. Закреплять умение детей делить слова на слоги.

4. Продолжать учить детей составлять предложение с заданным словом.

5.Формировать у детей умение подбирать противоположные слова по смыслу.

Развивающие:

1. Развивать внимание, память, воображение, словесно-логическое мышление;

2. Развивать способности слухового и зрительного анализа.

3. Развивать фонематический слух;

4. Развивать мелкую моторику руки.

Воспитательные:

1. Формировать у детей умения работать в коллективе.

2. Воспитывать навык самостоятельной деятельности.

Методы и приемы: игровой, наглядный, словесный, практический.

Демонстрационный материал: картина-схема слова САНИ, красные, синие, зеленые фишки-звуковички, указка, посылка, письмо, сундучок, ключ, медали,

Раздаточный материал: карточки, фишки, тетради в клетку, карандаши.

Предварительная работа: разучивание физкультминутки.

Ход занятия :

Читайте также:
Обучение пересказыванию детей с тяжелым нарушением речи

Все вместе в кругу: Здравствуй, солнышко родное!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, ты, и здравствуй ,Я!

– Ребята! К нам пришла посылка! Давайте прочитаем, что же на ней написано? – От кого: «От Деда Грамотея»

Откуда: « Из страны АБВГДейки»!

Кому: «Ребятам старшего возраста, группы «Пчёлки»

– Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри. (Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундучок и письмо) – Сундучок-то не простой! С волшебным замочком! И еще письмо. «Дорогие ребята группы «Пчёлка»! Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок не обычный, с волшебным замочком. У него есть ключ, но его нужно найти. Мои волшебные помощники спрятали ключ у вас в группе. Если выполните мои задания правильно, то узнаете где его найти. Когда откроете сундучок вас ждет сюрприз. Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха! Дед Грамотей.»

– Вот это да! Очень интересно узнать, что находится в сундучке? Будем выполнять задания, чтобы найти ключ?

Дети стоят в кругу, воспитатель бросает мяч по очереди детям.

Задание 1. Дидактическая игра «Скажи наоборот»

– Ребята предлагаю поиграть в игру, я буду бросать мяч со словом ,вы должны сказать противоположное по смыслу, скажи наоборот.

Холодный – теплый, хрупкий – крепкий, мягкий-твердый, глубокий-мелкий, легкий – тяжелый, длинный – короткий ,тонкий- толстый .

Найди одинаковый звук в словах: я буду называть слово, если вы услышали звук (С) должны хлопнуть ,так мы узнаем кто у нас самый внимательный. слон, помидор, лиса, автобус, стол, машина, сосна, бусы.

Вот какие молодцы, с первым заданием справились!

Проходите на свои места.

-Ребята, какое сейчас время года?(зима)

–Какие зимние забавы вы знаете? Ответы детей.

Послушайте загадку о зимнем развлечение:

Всё лето стояли,

Помчались с горы. (Сани)

Дед Грамотей очень любит зимой кататься на санях, вот и придумал нам такое задание. Посмотрите внимательно на картинку.

Разбор слова САНИ.

Возьмите карточки. Будьте внимательны.

– Сколько слогов в слове САНИ? (Два) СА- НИ. Прочтём первый слог (СА), второй слог (НИ)

Ребята, давайте медленно хором проговорим слово «САНИ». (индивидуальные вопросы детям)

Лиза , из скольких частей состоит это слово? (две)

Как звучит первая часть слова? (СА)Произнеси вторую часть слова.(НИ)

Какой первый гласный звук ты услышала? (А). Какой гласный звук слышится в конце?( И) Ребята, почему звук (А) гласный (его можно протянуть).

Сколько гласных в слове мы слышим (Два). Сколько слогов в этом слове? (два), почему вы так решили? (сколько гласных в слове столько и слогов)

А какой первый звук в этом слове? (С) Это какой звук гласный или согласный? Почему вы решили, что это согласный звук (его нельзя протянуть, он встречает препятствие, звук твердый ,упругий. ). Какой фишкой будем отмечать согласный звук? (синей). Отметьте нужной фишкой у себя на карточках первый звук «С », фишку какого цвета вы выберите(синего) молодцы! Гласные звуки каким цветом отметим? (красным). Выложите второй звук. Произнесите его,(А) какую фишку вы возьмете для этого звука? (красную) Почему вы так решили (ответы детей)

Какой следующий звук? Звук «Н ь» гласный или согласный, почему? (дети отмечают звук зелёной фишкой. Почему вы так решили? Произносим звук мягко, ласково. Протяните последний звук в этом слове, как он звучит (И-и) (работа со звуком аналогично)

Ваня выложи схему слова, которая у тебя получилась.

Ребята, вы согласны с Ваней? (да). Какие вы молодцы, все справились с заданием!

Придумайте предложение со словом САНИ. (У нас быстрые сани.)

Молодцы, ребята! Справились и с этим заданием, приглашаю вас отдохнуть.

Физминутка.

«Что нам нравится зимой?» (музыкальное сопровождение)

Что нам нравится зимой? Хлопки.

Белые полянки. Развести руки в стороны.

И на горке снеговой Поднять руки вверх (показать«горку»).

Лыжи или санки (2 р.). Ходьба лыжника.

Что нам нравится зимой? Хлопки.

Мягкие сугробы, Показать сугробы.

Чтоб копаться день –деньской Имитировать копание снега лопатой.

Крепость делать чтобы (2 р.). Лепить снежки.

Что нам нравится зимой? Хлопки.

Потеплей одеться, Имитировать одевание одежды.

В шубке тёплой меховой, Похлопать ладошками по одежде.

На морозе греться (2 р.). Прыжки.

-Ребята присаживайтесь за столы , прежде чем приступить к следующему заданию ,давайте разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Только уставать начнём,

Читайте также:
Конспект по логоритмике для детей среднего возраста с ОНР

Сразу пальцы разожмём,

Мы пошире их раздвинем,

Дети вытягивают руки вперёд, растопыривают пальцы, напрягают их как можно сильнее, а затем расслабляют, опускают руки и слегка трясут ими.

Задание 3

– Дед Грамотей приготовил ещё интересные задания, ведь нам нетерпится узнать что же в сундучке. Вам нужно дорисовать узор и продолжить ряд .Приступайте к выполнению задания

Диктант « ключик» Слушайте внимательно.

Поставь точку в серединке листка слева. Начинай рисовать линии от этой точки: отсчитай 8 клеток вправо, 2 вверх, 4 вправо, 5 вниз, 4 влево, 2 вверх, 4 влево, 3 вниз, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 влево, 1 вверх.

– Ребята, что у нас получилось? (ключ) Вы выполнили все задания, а вот и ключ от сундука. Ключ лежит на столе. Давайте откроем сундучок и посмотрим, какой сюрприз нас ждет. Сюрприз – медали от Деда ГРАМОТЕЯ за хорошую работу. Спасибо Деду Грамотею!

Итог занятия:

– Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея?

– Что больше всего понравилось?

– Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки!

Конспект занятия по основам грамоты и письма в старшей группе ДОУ с использованием ИКТ

(Слайд 5) Ди «Магазин» (воспитатель сообщает, что сейчас все отправятся в магазин за покупками. Покупать можно только те товары, в названии которых есть звук К).
Полиязычный копонент
Молоко – сүт – milk
Лук – пияз – onion
Морковь – сәбіз – carrot
Картофель – картоп – potato
Воспитатель: Все заняли свои места?
Ремни пристегнули?
Антенны настроили?
Иллюминаторы протерли?
Наша ракета начинает взлетать.
(Слайд 6 «Полет ракеты»)
(2 – 3 секунды звучит звук ракеты, затем звук отключить, но ракета летит)
Воспитатель: Давайте вспомним
– Что такое звуки? (звуки мы слышим и произносим).
– Какие звуки вы знаете? (гласные и согласные).
– Какие звуки мы называем гласными? (поются, летят, им ничего не мешает, нет во рту преграды, когда их произносишь)
– Сколько гласных звуков вы знаете?
– Назовите их.
– Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?
– А какие бывают согласные звуки? (твердые и мягкие).
– Каким цветом мы обозначаем твердые согласные звуки?
– Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные звуки?

Воспитатель: Ребята, посмотрите в иллюминатор нашего звездолета, что вы видите?
(Слайд 7) Дети: Космический корабль.
Воспитатель: Кто же летит в космическом корабле? Вы поймете если отгадаете загадку:
«Отворилась тихо дверь,
И вошел усатый зверь.
Сел у печки, хмурясь сладко,
И умылся серой лапкой.
Берегись, мышиный род!
На охоту вышел … КОТ (слайд 7, щелчок второй раз)
Воспитатель: Кот спрашивает, умеете ли вы проводить звуковой анализ слов?
Прежде, чем приступить к выполнению заданий, давайте подготовим наши язычки:
В некотором царстве,
Звуко–государстве,
Жили – не тужили,
С Язычком дружили:
Вопелочка: ААААА,
Ревелочка: УУУУУ,
Пищалочка: ИИИИИ,
Свистелочка: ССССС,
Звенелочка: ЗЗЗЗЗ,
Жужжалочка: ЖЖЖЖЖ,
Шипелочка: ШШШШШ.

Проведем звуковой анализ слова –КОТ-, по алгоритму.

(Слайд 8) Ребята, наш звездолет пролетает мимо неизвестной планеты, а кто же это вас приветствует? Загадка про инопланетянина.
У пилота звездолета
Очень важная работа –
Передать всем вам привет
От галактик и планет!
Я иных миров селянин
–Добрый…………. инопланетянин. (Слайд 8, щелчок второй раз)
Воспитатель: Ребята, оказывается инопланетянин изучает наш язык и просит вас помочь ему выполнить некоторые задания, он с ними не может справиться.
Все мы знаем, что слова начинаются с разных звуков (гласных, мягких согласных и твердых согласных).
Д/и «Кто в домике живёт?», вам нужно расселить слова по своим домикам, а с какого звука начинается слово, вы увидите на крыше домика.
Воспитатель: ребята, мы выполнили все задания, помогли нашему другу и он хочет нас поблагодарить и дарит вам «Космическую разминку»
(Слайд 9, видеоролик с разминкой)
Воспитатель: Вот, наконец-то, мы прибыли на планету звуков
Чтобы дверь нашего корабля открылась и мы спустились на планету нужно снова выполнить задание:
Игра «Поймай звук»
Ребята в этом задании вы должны поймать звук, т.е. когда услышите звук “р”, хлопайте в ладоши.
– ракета, корова, лошадь, сыр, мак, рак, лыжи, мир.
Воспитатель: молодцы, ребята вы справились со всеми заданиями
(Слайд 10) На слайде появляется фея и грустные звуки.
Как же мы сможем помирить звуки?
(Слайд 11) Мирилочка для звуков: дети проговаривают мирилочку.
(Слайд 12) После того, как дети произнесут мирилочку, звуки мирятся (изображение веселых звуков).
Воспитатель: Ребята, а звуки хотят с вами поиграть. Они предлагают вам выполнить графическое задание, которое так и называются «Дорожки – мирилки», но вначале подготовим для работы наши пальчики
(Слайд 13) Пальчиковая разминка
(Слайд 14) Графическое задание
Образец воспитателя, обращает внимание на положение тетради на столе, на осанку, как правильно держать ручку, особое внимание детям – левшам.
Воспитатель: Ребята, звуки мы помирили, теперь на планете звуков не будет больше грусти, а нам пора в дорогу, (Прощаются с феей и звуками)
(Слайд 15) Воспитатель: Вот ещё одна загадка от Феи:
В чёрном небе до зари
Тускло светят фонари.
Фонари – фонарики
Меньше, чем комарики.
(Звезды)
Звезды – жұлдыздар – star (стёэ)
(Слайд 15, 9 щелчков, чтобы появились звезды)
(Раздает звездочки от Феи)
Воспитатель: Проводит рефлексию.
– Ребята, вам понравилось наше космическое путешествие?
– Что было интересного?
– Какие задания для вас оказались легкими?
– А какие показались трудными?
– Если вам понравилось занятие, то прикрепите желтую звездочку к ракете.
– Если нет, синюю звездочку.

Читайте также:
Всероссийские конкурсы творческих работ – 2020

Конспект НОД по обучению грамоте с использованием упражнений по развитию мелкой моторики руки в старшей группе. Игровое занятие «Мудрый Филин»

Данная образовательная ситуация разработана для детей 5-6лет, проводится со всей группой в игровой форме.

План-сценарий сюжета игровой ситуации.

1. Вводная часть: Сюрпризный момент. Игра «Птицы»

2. Основная часть

2.1. Первое задание: Упражнение «Длина слов». Игра «Ласковое словечко»

2.2. Второе задание: Игра «Подели слово»

2.3. Третье задание: Игровое упражнение «Посели в домики»

2.4. Четвертое задание: Составь предложение

2.5. Пятое задание: Игровое упражнение «Цветные совята». Игра «Веселый карандашик»

3. Заключительная часть.

Речевой материал, оборудования: предметные картинки, картина с изображением леса, перо птицы, сундук, мячик, слоговые домики 3 шт., аудиозапись (шум леса, голоса птиц, песня из мультфильма), трафареты совят, цветные карандаши, счетные палочки, мольберт, мягкая игрушка филина, мост из мягких кубов, бубен, корзина, половинки альбомного листа.

Игровое занятие «Мудрый Филин»

Цель: закрепление пройденного материала, развитие интереса у детей 5-6 лет к обучению грамоте.

Задачи:

  • закрепить понятие слог, слово, предложение;
  • закрепить умение в составлении слов из слогов;
  • упражнять в делении слова на слоги;
  • закрепить умение различать гласные и согласные буквы;
  • развивать внимание, мышление;
  • мелкую моторику рук;

Воспитательные: воспитывать интерес к началам грамоты.

Ход образовательной ситуации

Воспитатель. Ребята, когда сегодня я шла в наш детский сад, то мне на ладошку опустилось перо волшебной птицы. Как вы думаете, кому принадлежит это перо.(дети называют разных птиц, места обитания птиц). Ребята я предлагаю вам отправиться в интересное путешествие и найти хозяина пера.

Вводная часть

Воспитатель. Ой, ребята, я что-то позабыла какое время года сейчас (ответы детей). Да правильно зима! А чтобы нам с вами не замерзнуть мы с вами немного разогреем наши ладошки.

ИГРА «Птицы»

МЫ В КАРМУШКИ НАШИ (ладошки домиком)

НАСЫПАЛИ ЗЕРНО (пальчиками делаем движения)

Пусть клюют все птицы (пальчики вместе, стучим в правую ладошку, в левую ладошку)

Очень вкусное оно! (язычком облизываем губки)

А теперь их посчитаем (сжимаем кулачок)

Их сегодня ровно пять (разжимая считаем12345)

Вот ворона, воробей (считаем на правой потом левой руке пальчики)

Пара красных снегирей!

Основная часть

Воспитатель. Ну что, нам пора отправляться в путь! А укажет нам его наше волшебное перо. (воспитатель обращает внимание детей на картину с изображением зимнего леса)

Ребята что изображено на картине?(ответы детей) А какой еще бывает лес? (ответы детей– дремучий, густой, красивый, еловый, осенний, лиственный).

Воспитатель. Ребята, чтобы попасть в лес нам надо пройти через мост(сделан из мягких кубов) , но это не просто. Пройдет тот, кто назовет свое имя по слогам правильно.(Воспитатель идет первая говоря имя «НА-ТА-ША»)

Дети проходят по одному и говорят свои имена по слогам.

Воспитатель. Молодцы! Мы попали с вами в лес. (звучат звуки леса, голос птицы) Закройте глаза и вдохните глубоко носом, представьте себе как пахнет зимний лес (релаксационное дыхание). Ой! Ребята, слышите кто-то далеко-далеко нас зовет (у-у-у-). Отгадайте загадку.

Загадка:

«Ночью он летает
Для еды мышей добывает
Как становится светло
Улетает спать в дупло»

Воспитатель. Правильно ребята! (воспитатель показывает мягкую игрушку филина.) вот мы с вами и нашли чье это перо. Это мудрый филин, он нас приглашает в свою лесную школу.

В зоне природного уголка имитированная школа. Дети проходят на стулья расставленные полукругом

Воспитатель. Проходите и присаживайтесь! Ребята, давайте вспомним правила поведения на занятиях:

Читайте также:
Скороговорки для улучшения дикции

Один, два, три, четыре, пять
Будем с вами мы играть
Внимательно слушать, размышлять
И друг другу не мешать
Четко внятно говорить
Не шуметь и не шалить!

Мудрый филин приготовил для нас волшебный сундучок. Чтобы его открыть, надо всем вместе сказать волшебные слова: «Золоченый сундучок, ты открой нам свой бочок».

Воспитатель. Ребята посмотрите, здесь для вас задания от мудрого Филина. Вы справитесь с ними? (ответы детей) Тогда начнем!

Первое задание.

Загадка:

Оно может приласкать
Может грубо наказать
Можно тихо прошептать
Может громко нас позвать
Его можно написать.
Что это?

Воспитатель. Правильно, это слово. Какие бывают слова? (короткие и длинные) А как узнать? (Надо измерить).

Упражнение «Длина слов».

Воспитатель. А сейчас Мудрый филин проверит, много ли вы знаете слов? Он покажет вам картинки, а вы по очереди называете, что на ней нарисовано и «измеряете» слово с помощью ладошек. Одна ладошка – короткое слово, 2 ладошки – длинное. (Дети показывают ладошки)

Воспитатель. А теперь слова будем преобразовывать.

Дети становятся в круг.

Игра «Ласковое словечко» с массажным мячиком

(катаем между ладоней и передаем по кругу).

«Мяч массажный ты поймай,
По ладоням покатай
И словечко приласкай!»

Воспитатель называет детям слова: снег – (ответ ребенка) снежок, ветер-ветерок, гриб-грибок, мороз-морозец, лед-ледок…

Второе задание Мудрого филина

Ответьте на вопрос: Как еще можно измерить слова?

Ответы детей (Слогами)

«Сколько слогов в слове,
Как узнать?
Пора в бубен ударять!»

Игра «Подели слова»

(с помощью бубна)

Воспитатель называет слова, ребенок простукивает слово в бубен. Филин, Машина, корова, кукла, мяч, собака….

Переход к столам

Третье задание

Воспитатель. Ребята, какие вы молодцы и с этим задание справились. У Мудрого филина есть ученики-совята. Вчера на уроке они немного пошалили, перепутали все слова, которые жили в домиках. Испугавшись своего учителя, совята улетели. Филин просит вас все исправить. Давайте ему поможем!

Игровое упражнение «Посели в домики».

Дети раскладывают картинки в слоговые домики.

Например: мяч – поселится в домике с одним окошком, ворона– с тремя окошками.

Воспитатель. Ребята давайте немного поиграем под музыку. Встаем все в круг и приготовим свои руки.

Физминутка: «Спой и покажи руками».

Аудиозапись с применением пальчиковой разминки.

По окончании разминки восстанавливаем дыхание

Воспитатель. А теперь ребята ровно, ровно подышали!

Глазки, глазки поморгали

И на стулья сели.

Четвертое задание Мудрого филина

Воспитатель. Что умеют делать слова? (Строиться в предложения)

Составьте предложения, по картине применяя счетные палочки, а Мудрый филин проверит, как вы справились с заданием.

(на доске у воспитателя графическое изображение предложений, с помощью счетных палочек каждый ребёнок индивидуально выкладывает предложение на столе)

Пятое задание
Игровое упражнение «Цветные совята»

Воспитатель. Ребята, посмотрите, кто это спрятался у нас в корзине!? Да это же совята-ученики Мудрого филина.

Воспитатель достает трафареты нарисованных совят.

Воспитатель. Когда совята улетели в лес от своего учителя, то попали под мокрый снег и стали бесцветными. Давайте раскрасим совят, и вернем их в школу Мудрого Филина. Но смотрите внимательно, каждый совенок имеет свое имя. На этом совенке стоит буква «А» (гласная). Какого цвета вы должны использовать карандаш (ответы детей). А на этом совенке стоит буква «Р», значит, мы возьмем синий (ответы детей) карандаш. Прежде чем приступить к заданию возьмите карандаш любого цвета, мы с вами немного поиграем.

Игра «Веселый карандашик»

Пальчиковая гимнастика с карандашом.

(дети выполняют движения с карандашом по тексту)

Карандаш я поверчу,
Вправо влево как хочу.
Карандашик я сжимаю,
И ладошку поменяю.
Карандаш не отдыхает,
Между пальцами гуляет.
Карандашик поднимаю,
Крепко пальцами держу.
Нарисую я ладошку,
Отдохну совсем немножко!

Дети рисуют свои ладошки на листе.

Воспитатель. Молодцы! Мудрому Филину понравилось, как вы справились со всеми его заданиями, помогли совятам, и он вас приглашает в свою школу, чтобы продолжить обучение.

Наше с вами путешествие к Мудрому Филину подошло к концу. Что вам больше всего понравилось? Чему вас научил Мудрый Филин?

Конспект ОД с использованием интерактивных технологий по обучению грамоте в старшей группе детского сада

Меринова Наталья Николаевна, воспитатель, д/с 127 «Гуси лебеди, г.Тольятти Самарская область
Задачи:
ОО «Познавательное развитие»
Ознакомление с природой и природными явлениями.
Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
Уточнить и расширить представления о зимующих и перелетных птицах, об их жизни в осенний период; дать сведения о внешнем виде некоторых птиц развивать интерес к жизни птиц
ОО «Речевое развитие”
Продолжать работу над правильным звукопроизношением, закрепить произношение звуков с, сь
Закрепить умение определять, с какого звука начинается слово, местоположение звуков в словах, определять их твердость и мягкость.
Обогащать словарь по теме «Перелетные и зимующие птицы»
Развивать умение составлять связные монологические высказывания описательного характера
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
– Формировать умение договариватся с партнерами, во что играть, кто кем будет в игре;
Способствовать установлению положительных контактов между детьми во время совместных проведений игр.
ОО «Физическое развитие»
Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физи-
ческой работоспособности, предупреждение утомления посредством физминуток и динамических пауз
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Развивать творческую активность, чувство прекрасного.
Материал и оборудование:
Ноутбук, аудиозапись, карточки с цифрами и буквами, картинки с изображением зимующих и перелетных птиц
Образовательные технологии:
Интерактивные: «Работа в парах, «Хоровод», «Карусель», «Интервью»
ИКТ: аудиозапись, музыка, ноутбук

Читайте также:
Логопедическое занятие в 3 классе - Правописание безударной гласной в корне слов

Предварительная работа:
Организация дидактических игр, рассматривание иллюстраций, прослушивание аудиозаписей пения птиц, заучивание стихотворений о птицах.

Логика образовательной деятельности:
Мотивация:
«Друг».
Собрались все дети в круг, Я — твой друг и ты — мой друг. Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся! (Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой)
Основная часть:
Педагог: Сегодня в окошко залетел осенний листочек, а на нем что-то написано:
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром окутан весь.
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.(Автор: Т. Зайцева)
Педагог: А как вы думаете, о ком мы сегодня будем вести беседу?
– О ком говорится в стихотворении?

– Почему улетели птичьи стаи?
– А каких зимующих птиц вы знаете?
– Как вы думаете, легко ли живется птицам зимой?
– Каких перелетных птиц вы знаете?
Вхождение в образ
-Что бы вы сказали человеку, если бы стали зимующей птицей?
Педагог: Ребята, назовите зимующих птиц нашего края (синица, воробей, ворона)
Загадывание загадок о птицах
Я вчера гулял в пургу,
Видел веточку в снегу,
А на ветке красный шарик.
Кто же он, живой фонарик?
(Снегирь)

Воздух режут без усилья,
Как серпы кривые крылья.
Промелькнет – не разглядишь,
Так летает только … (Стриж)

Небольшая пестрая птица
Не боится зимой простудиться,
Угощенье наше ей снится.
Прилетает к нам часто … (Синица)
Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой.
(Клёст)
Педагог:
– Ребята, а какой звук повторяется чаще всего в названии птиц? (С)
-Все ли слова начинаются с этого звука? (Клест начинается со звука К)
-Артикуляционная гимнастика «Улыбка», «Заборчик»
Характеристика звука С
Давайте произнесем звук С
-Какой это звук? (согласный, твердый, глухой)
-С какого звука начинается слово «синица»? (мягкий согласный «сь»
Педагог: А теперь, разделитесь на пары. Поиграем в игру «твердый -мягкий». Тот, кому досталась фишка красного цвета, придумывает слово со звуком «сь», а у кого фишка фиолетового цвета-со звуком «с». Звуки должны быть в начале слова.
Молодцы!
Интерактивная технология «Хоровод»
Педагог просит детей встать в круг и внимательно посмотреть на хвосты птиц. Затем по очереди отгадывают пернатых по элементу (хвост)
Динамическая пауза
Вверх рука и вниз рука. Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки! Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем, Точно знаем – будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой, Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)
Интерактивная технология «Цепочка»
Педагог: Ребята, хотите узнать, название какой птицы спряталось на этом дереве? Необходимо поставить буквы по мере возрастания цифр. Для этого встаньте в «цепочку». Что же у нас получилось?
(Снегирь)
Интерактивная технология «Карусель»
Педагог: Ребята, посмотрите внимательно на эти картинки. Давайте проверим, сможете ли вы отличить зимующих птиц от перелетных?
Для этого разделитесь на пары и договоритесь, кто будет во внутреннем круге, а кто во внешнем! Ребята, стоящие во внешнем круге будут задавать вопрос по своей картинке с птицей, а дети во внутреннем- отвечать на него. Какая это птица: зимующая или перелетная? Затем поменяйтесь местами. Игра продолжается!
Интерактивная технология «Интервью»
Педагог: предлагаю мальчикам стать журналистами и взять интервью у девочек . Ответьте, пожалуйста на вопросы:
– О ком и о чём мы сегодня беседовали?
– Что вы узнали нового?
– С какими звуками играли?
– Были ли у вас в чем-то трудности?
Педагог предлагает детям взять раскраски птиц и поместить их в уголок рисования, чтобы в свободное время раскрасить птиц.

Читайте также:
Методика работы по составлению схемы слова

Занятие по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР: «В стране гласных звуков А, У»

Методическая разработка занятия по логопедии

Автор: Смирнова Наталия Юрьевна, учитель-логопед первой квалификационной категории, МБДОУ детский сад № 53, городской округ Красногорск, Московская область

Занятие по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР: «В стране гласных звуков А, У»

Данная методическая разработка предназначена для проведения занятия по развитию речи со старшими дошкольниками с ОНР (общим недоразвитием речи) группы компенсирующей направленности, на начальном этапе обучения грамоте. На этом этапе дети знакомятся с гласными звуками и буквами. Занятие является завершающим знакомство со звуками «А», «У». В ходе занятия дети учатся различать звуки «А», «У» между собой, выделять первый гласный звук в слове, выделять заданный гласный звук в ряду других звуков и слогов, различать и воспроизводить самостоятельно графический образ букв «А», «У».

Цель занятия:

Ознакомление детей с гласными звуками «А», «У».

Задачи занятия:

1) Коррекционно-образовательные:

– закрепить у детей понятие «гласный» звук

– учить отличать «букву» от «звука»

– формировать умение различать гласные звуки и буквы «А», «У»

– формировать и закреплять умение выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквами

– уточнять и закреплять артикуляцию гласных звуков.

2) Коррекционно-развивающие:

– развивать фонематическое восприятие

– развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику

– развивать воображение, слуховое восприятие, память, внимание.

3) Коррекционно-воспитательные:

– воспитывать умение детей взаимодействовать друг с другом.

Оборудование:

– демонстрационные символы, обозначающие гласные звуки; осенние листочки из цветного картона; буквы из картона; аудио-запись различных звуков; волшебный мешочек; предметные картинки (усы, автобус, апельсин, улитка, и т. д ); дерево из картона; счетные палочки.

Ход занятия

Этап 1. Организационный момент:

(дети стоят на ковре)

Уч.-логопед: Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать.

Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, подарим друг другу свои улыбки и пожелаем хорошего настроения. Сегодня мы отправимся в путешествие, в страну гласных звуков.

Уч.-логопед: – Ребята, что мы знаем о гласных звуках, как мы их произносим? (Ответы детей) (Гласные звуки мы говорим голосом).

Каким цветом мы их обозначаем? (Ответы детей) (Мы обозначаем гласные звуки красным цветом).

Уч.-логопед: – Итак, мы отправляемся в Страну гласных звуков. Все готовы? Давайте, возьмемся за руки и в путь…

Под музыку проходят по кругу по «полянке с листьями».

Этап 2. «Начало путешествия»

(дети стоят на ковре, затем садятся на стульчики по краю ковра)

Уч.-логопед: – Ребята, наша дорога в страну гласных звуков пойдет через сказочный лес. А чтобы в нем очутиться, нам нужно просто закрыть глаза.

Упражнение на общее расслабление (дети под музыку выполняют упражнение):

– Сном волшебным засыпаем,

В страну звуков улетаем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Смотрим глазками опять.

Уч.-логопед: – Вот мы и оказались в сказочном лесу. Посмотрите, сколько разноцветных листьев в лесу! А почему столько листьев на земле? Какое сейчас время года?

Дети: – Осень, листопад из листьев.

Уч.-логопед: Смотрите, какие необычные листочки. Давайте их соберем!

Дети собирают листья, и видят на обратной стороне листочка картинки на звуки «А», «У».

Пройдите теперь к доске, ребята, и прикрепите листочки на доску!

Уч.-логопед: Смотрите ребята, какое необычное дерево стоит. А что мы видим на дереве?

Дети: – Это буквы «А», «У».

Уч.-логопед: Ребята, скажите, а чем отличается буква от звука? (Ответы детей) Звук – мы говорим и слышим. Букву – мы пишем и видим .

Правильно! Проходите, садитесь за столы.

Этап 3. «Звукобуквенный анализ сочетаний АУ, УА»

(дети сидят за столами)

Уч.-логопед: – Ребята, посмотрите, в нашем сказочном лесу заблудился мальчик. Как он зовёт, что он кричит?

Уч.-логопед: – Сколько звуков мы услышали? (два). Какой первый звук? Д.: – «А». – Какой второй звук? Д.: – «У». – Какие это звуки? (Гласные)

Читайте также:
Звук Ж - конспект логопедического занятия в подготовительной группе

Уч.-логопед: – В Сказочном лесу еще кто-то есть! (Выставляет картинку «плачущий малыш»). Как плачет малыш?

Уч.-логопед: – Сколько звуков мы услышали? (два). Какой первый звук? Д.: – «У». Какой второй звук? Д.: – «А». Какие это звуки? (Гласные)

Выложите, пожалуйста, у себя на столах буквы «АУ» из счетных палочек.

Логопед выкладывает буквы «АУ» на доске. Дети выкладывают буквы за столами .

Этап 4. «Внимательные ушки»

(дети сидят за столами)

Уч.-логопед: – Давайте, научим ваши ушки хорошо слышать и различать гласные звуки! Я назову вам ряд звуков (а потом, слогов и слов), а вы молча поднимайте руку только на звук «А»: А, К, А, Х, У, А. АП, УП, АМ. Аист, дом, Аня, ухо, Ананас, игры.

Этап 5. Артикуляционная гимнастика «Гласные звуки»

(дети сидят за столами)

Уч.-логопед: (дети повторяют слова и действия)

– Чтобы гласные сказать,

Надо рот всем раскрывать.

Буква А – рот широко,

Овальный рот на букву – О.

Буква У – губы трубочкой тяну.

Буква И – ты улыбку покажи.

Этап 6. Игра «Отгадай звук по немой артикуляции»

(дети сидят за столами)

Уч.-логопед: – Ребята, сейчас, я буду молча произносить звуки, а вы, глядя на то, как я открываю рот, отгадайте, что я буду произносить:

– А, У, АУ, АА, УА, УУ, АУА.

Этап 7. Игра с мячом «Придумай слово на заданный гласный звук»

(дети стоят на ковре)

Уч.-логопед: – А теперь еще игра, Мяч скорее мне сюда!

Подарю вам звуки я, Вы вернете мне слова.

( Игра с мячом — логопед кидает мяч детям, по очереди, ребенок возвращает его логопеду со словом, начинающимся на заданный звук; А — автобус, У — улитка и т. д. )

Этап 8. Физкультминутка

(дети стоят на ковре)

Уч.-логопед: – Ребята, давайте споем песенку про гласные звуки и выполним движения:

А-А-А – Здравствуй звук А! (Разводим руки в стороны).

У-У-У – Руку протянУ! (Руки вперед, покрутить кистями рук).

О-О-О – Без вас нам нелегкО! (Качаем головой).

И-И-И – На нас ты посмотрИ! (Хлопаем ладонями по груди).

Этап 9. Игра с волшебным мешочком

(дети садятся на стульчики по краю ковра)

Уч.-логопед: – Звуки «А», «У» х отят с вами поиграть. Вот волшебный мешочек. В нем спрятались разные картинки, вынимайте по одной картинке из мешочка, нужно назвать картинку, и назвать звук, с которого начинается это слово. Например: ребенок достает из мешочка карточку-апельсин, называет слово, говорит: Апельсин – начинается на звук «А».

Этап 10. Игра «Обвести на бумаге сочетания гласных АУ и УА»

(дети сидят за столами)

Уч.-логопед: – Пройдите за столы, перед вами лист бумаги с рядами букв, найдите все сочетания «АУ», «УА» и обведите их простым карандашом в овал. А теперь проверьте каждый у своего соседа, все ли правильно он сделал? Для этого обменяйтесь своими листочками. Если найдете что-то сделано неправильно, подскажите товарищу что и как нужно исправить.

Этап 11. Итог занятия

Уч.-логопед: – О чем мы говорили на занятии? ( О гласных звуках и буквах ).

– Почему мы их называем гласными? ( потому что, они произносятся только голосом ).

Уч.-логопед: – Ребята, скажите, а чем отличается буква от звука? (звук – мы говорим и слышим; букву – мы пишем и видим.)

– Молодцы, ребята! Вы сегодня замечательно играли и занимались. Занятие закончено.

1. Нищева Н. В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
2. Юрчишина В. Д. Вижу, читаю, пишу. Конспекты занятий по обучению грамоте дошкольников подготовительной группы ДОУ. – М.: ГНОМ, 2012.
3. Лиманская О. Н. Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе. 2-е изд., доп., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
4. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
5. Автоматизация и дифференциация звуков: упражнения, задания, игры для детей 6-9 лет /сост. О. В Епифанова. – Изд. 2-е. – Волгоград: УЧИТЕЛЬ, 2012.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: