Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р]
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р].
Структура занятия
- Время: 20 минут.
- Цель: Автоматизация звука [Р] во фразах.
- Задачи: ввести звук [Р] во фразовую речь; научить ребенка правильному речевому дыханию; формировать правильный артикуляционный уклад; развивать фонематический слух.
- Оборудование: зеркало, игрушка красная машинка, тигр, слон, картинки, трубочка и стакан с водой.
Ход занятия
Ход индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р]:
Организационный момент
Добрый день! На прошлых занятиях к нам приезжала красная машинка, в этот раз она приехала не одна, а вместе с тигром. Давай поздороваемся с ними. Мы будем сегодня с ними путешествовать по Африке. Для начала отправимся на Занзибару, там все жители очень любят делать зарядку для язычка.
Артикуляционная гимнастика
Каждое занятие по автоматизации звука [Р] начинается с артикуляционной гимнастики:
- Улыбаемся мы шире,
Чтоб видны нам зубы были.
(Заборчик – губы разомкнуты, растянуты в улыбке, зубы сомкнуты).
- Маму радовать мы будем –
Улыбнемся, поцелуем.
(Чередуются упражнения трубочка-улыбка, каждое выполняется по 3 секунды).
- Язычок наш станет кистью
И забор покрасит быстро.
(Почистим верхние зубы – рот приоткрыт, язык двигается вправо-влево, нижняя челюсть остается в статичном положении).
- Маляром стал язычок,
Сейчас покрасит потолок.
(Маляр – кончиком широкого языка надо водить по небу вперед-назад).
- Котик губку облизал,
Язычок свой показал.
(Вкусное варенье – широким языком облизать сверху вниз только верхнюю губу, рот открыт, нижние зубы не поддерживают язык).
- Вместе в лес гулять пошли
И грибочек там нашли.
(Грибок – широкий язык поднять вверх, прижать к небу, рот открыть).
- И пойдем играть в футбол,
Всем забьем сейчас мы гол!
(Загони мяч в ворота – в ворота из кубиков задуть вату воздушной струей, вытянув губы вперед. Щеки при этом не надувать).
- Языком поцокаем,
Как лошадки топаем.
(Лошадка – улыбнуться, приоткрыть рот, поцокать языком по небу, нижняя челюсть должна быть неподвижна, если не получается, то можно придерживать руками).
- Как индюшки-болтушки
Балаболить будем дружно.
(Индюшка – широким языком быстро водить языком вперед-назад по верхней губе, произнося «бл-бл-бл»).
- Сыграем на гармошке
Песню про Антошку.
(Гармошка – широкий язык «присосать» к небу, не отпуская языка открывать и закрывать рот).
- Барабанить я люблю:
«Д-д-д», – всем говорю.
(Барабан – открыть рот, улыбнуться, кончиком широкого языка «стучать» по альвеолам со звуком «Д-д-д).
Дыхательная гимнастика
Теперь мы искупаемся в реке Нил.
Для этого бери стакан с водой из реки и трубочку, а затем дуй, чтобы получились пузыри.
Развитие фонематического слуха
Тигр живет в Саванне, он любит бегать по прериям и рычать. Его любимый звук, как ты уже догадался [Р]. Помимо этого, он очень любит слова с этим звуком. Помоги тигру найти и повторить их.
Я буду читать фразы, а ты называй только те слова, в которых есть любимый звук тигра.
Зубастый крокодил, египетская пирамида, бескрайнее море, Красная Шапочка, высокие горы, широкая река, яркое солнце, мирное небо, зеленая трава, узкая тропинка, дальняя дорога, быстрый гепард, жираф с длинной шеей, жаркий день.
При необходимости объяснить ребенку значение незнакомых для него слов.
Автоматизация звука во фразовой речи
А теперь мы приехали в гости к давнему хорошему другу тигра – африканскому слону. Этот вид слонов считается самым крупным в мире. А еще он очень умный и даже умеет считать. Давай посчитаем вместе со слоном.
- Один огромный тигр, два огромных тигра, пять огромных тигров;
- один пиратский парус, два пиратских паруса, пять пиратских парусов;
- одна красная рукавица, две красные рукавицы, пять красных рукавиц;
- одна пара роликовых коньков, две пары роликовых коньков, пять пар роликовых коньков.
Итог занятия
Как хорошо путешествовать с новыми друзьями, но пора возвращаться домой. Мы увидимся с тигром, красной машинкой и африканским слоном в следующий раз.
Домашнее задание
Повтори дома с мамой фразы: у верблюда горб, черное фортепиано, корона королевы, розовый шар, корабли в порту, огромный телевизор.
Посмотрите несколько видео индивидуальных логопедических занятий по автоматизации звука [Р]:
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словах и предложениях
Ольга Илюхина
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словах и предложениях
Цель: автоматизировать звук [р] в словах и предложениях.
– закреплять правильное произношение звука [р] в словах и предложениях.
– упражнять в определении позиции звука [р] в словах;
-развивать мелкую и артикуляционную моторику;
-развивать фонематический слух и восприятие;
-обогащение и расширение словарного запаса;
– закреплять навыки звукового анализа и синтеза;
– воспитывать выдержку, усидчивость, аккуратность;
– воспитывать контроль за собственной речью.
Оборудование: массажер су-джок;картинный материал: руки, рыба, рысь, ручка, рама, ранец, горох, пирамида, корона, дорога, баран, конура, комар, мухомор, повар, веер, ковер;картинный материал: ракушка, самовар, ракетка, расческа, рамка, барабан, пирамида, робот, коробка, корона, марка, веер, ручка, рубин, фартук, краски, карандаши, ролики.
Ход занятия
1. Организационный момент.
– Здравствуй Соня, сегодня к нам на занятие пришла девочка, а зовут ее Иришка. Она не умеет красиво говорить звук [р]. Давай ей поможем научиться правильно произносить звук р. Но сначала нужно укрепить наш непослушный язычок, чтобы он стал сильным и смог правильно выговаривать этот трудный звук.
2. Артикуляционная гимнастика.
Мы качаемся сейчас.
Вверх, вниз мы летим,
Тормозить мы не хотим.
Маятник туда, сюда
Делает вот так: «Раз – два»
«Вкусное варенье»
Ох, какое объеденье!
Очень вкусное варенье!
Язык широкий положи
И края приподними.
Оближем верхнюю губу –
Варенье очень я люблю.
Всем на удивление
Скачем, скачем на лошадке.
Очень цокать нам приятно.
Ритм копыта отбивают,
Язычок им помогает.
Язык – как кисточка моя,
И ею нёбо крашу я.
Вырос гриб большой в лесу,
В садик гриб я принесу.
Раз, два, три, четыре, пять –
Гриб мне надо удержать.
На гармошке я играю.
Рот пошире открываю,
Челюсть вверх, челюсть вниз,
Ты, смотри, не ошибись.
3. Автоматизация звука [р] в словах.
Игра «Назови картинки».
-Иришка придумала и нарисовала предметы, в названиях которых есть звук [р]. Давай назовем их, не забывай четко произносить звук [р].
Картинный материал: руки, рыба, рысь, ручка, рама, ранец, горох, пирамида, корона, дорога, баран, конура, комар, мухомор, повар, веер, ковер.
– Ты очень хорошо справилась с этим заданием.
4. Пальчиковая гимнастика.
-Иришка очень любит играть в мяч. А ты хочешь с ней поиграть? Посмотри, какой ус нее необычный мяч. Ребенок выполняет упражнение с Су-джок мячом, в соответствии с текстом.
«С мячиком дружу».
Я мячом круги катаю,
Взад вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
5. Игра «Большой-маленький».
-Иришка предлагает тебе выполнить еще одно задание. Она будет называть большой предмет, а ты – маленький.
6. Игра «Вкусная еда».
-Иришка приготовила вкусную еду. Посмотри на картинки и скажи, из каких продуктов что получилось.
7. Игра «Что есть у Иры».
-У Иры есть очень много игрушек. Посмотри внимательно на картинки, и скажи, что есть у Иры.
8. Игра «Рифмушки».
-Иришка предлагает тебе поучиться сочинять стихи. Придумай слово в рифму и повтори все стихотворения.
• Как бы мне пошла корона,
Важно каркает… (ворона).
• Захотела кошка спать,
Вот и лезет на… (кровать).
• Научись держать в порядке,
Свои книжки и … (тетрадки).
• Юра тащит вкусный груз,
Замечательный … (арбуз).
• Им летом по горам,
В шубе бегает… (баран).
• Испугался кот собак,
Задом пятится как … (рак).
• Пришел домой художник наш,
Он взял тетрадь и … (карандаш).
• Роет землю серый крот,
Разоряет … (огород).
• В день рождения Петрушке,
Купили новые … (игрушки).
• Верен морю, как матрос,
Белокрылый… (альбатрос).
-Иришка немного устала, сейчас мы отдохнем и выполним несколько упражнений.
Раз – присели, два – привстали,
Три –согнулись и достали:
Ручкой правою – носок,
Ручкой левой – потолок,
А теперь давай мы вместе и попрыгаем на месте.
10. Игра «Наведи порядок»
-Иришка просит тебя помочь ей навести порядок в шкафу. На верхнюю полку положи картинки, где звук [р] находится в начале слова, на среднюю полку – где звук [р] находится в середине слова, а на нижнюю полку – где звук [р] в конце слова.
Картинный материал: ракушка, самовар, ракетка, расческа, рамка, барабан, пирамида, робот, коробка, корона, марка, веер, ручка, рубин, фартук, краски, карандаши, ролики.
11. Итог занятия.
-Соня, ты сегодня хорошо поработала на занятии, ясно и четко произносила звук [р]. Иришка очень довольна, что ты ей помогла научиться говорить звук [р]. И за это, она приготовила тебе сюрприз – свой портрет. Дома раскрась его цветными карандашами.
Конспект занятия по автоматизации звука [Ш] в слогах, словах, предложениях Составила: учитель – логопед МДОБУ Бурейский детский сад № 50 «Теремок» Ванина В. Г. 2015 пгт Бурея Цель: закрепить правильное произношение.
Конспект фронтального логопедического занятия по автоматизации звука [л] в словах Конспект фронтального логопедического занятия по автоматизации звука [л] в словах. Тема: «Как слон к белочке в гости ходил» Цели: 1. Закрепить.
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в словах, предложениях, тексте» Задачи: Коррекционно-образовательные: 1. Уточнить характеристику и артикуляцию звука [р]. 2. Автоматизировать звук [р] в словах, предложениях.
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах Цель: автоматизировать звук [Л] в словах. Коррекционно-обучающие задачи: уточнить характеристики звука [Л], закрепить правильное произношение.
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях и тексте» Цель: формировать практические умения и навыки пользоваться исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной).
Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука [Ш] в предложениях Цель: Автоматизировать звука [ш] в предложениях. Задачи: Коррекционная: – автоматизировать правильный артикуляционный уклад при произношении.
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [л] в слогах, словах, фразе (старшая группа) Цели: • Автоматизация звук [л] в слогах, словах, фразе; • Выделение на слух слов со звуком [л]; • Воспроизведение слоговых рядов; • Развитие.
Конспект открытого индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях Тема: Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях. Программное содержание Образовательные: – закрепить правильное произношение.
Конспект занятия по автоматизации звука [Л] в словах со стечением согласных и в предложениях «День рождения куклы Клавы» Конспект занятия по автоматизации звука Л в словах со стечением согласных и в предложениях «День рождения куклы Клавы». Цели: Автоматизация.
Конспект занятия по автоматизации звука [Р] в слогах, в словах, в предложениях Автоматизация [Р] в слогах, в словах, в предложениях. «Цирковая программа» ЦЕЛИ: – Упражнять в правильном произнесении [Р] в слогах, в.
Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [Р]»
Разделы: Логопедия
Группа детей по структуре речевого нарушения: ФФНР
Возраст: 6 лет (подготовительная к школе группа)
Приоритетная образовательная область: речевое развитие
Цель: автоматизация произношения звука [Р]
Задачи:
- способствовать обогащению словарного запаса;
- закрепить умения определять место звука в словах, образовывать множественное число и уменьшительно-ласкательную форму существительных.
- развивать умения произносить звук [Р] изолированно, в слогах, в словах и предложениях; определять положения органов речевого аппарата при произношении звука [Р];
- фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, общую и мелкую моторику.
- способствовать проявлению положительных эмоций, интереса достижения результата от выполненной работы.
Планируемые результаты:
- у детей сформировано и автоматизировано умение правильно произносить звук [Р] в слогах, словах и предложениях;
- дети способны самостоятельно различать звуки на слух и определять место звука в словах;
- дети без труда образовывают множественное число и уменьшительно-ласкательную форму существительных.
Оборудование: массажный мяч «Су-Джок», картинки-символы для выполнения артикуляционной гимнастики и изолированного произношения звука, предметные картинки (щенячий патруль), мяч, схема (для определения места звука в слове), розовый и коричневый воздушные шарики.
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед: доброе утро, ребята!
– Вы уже заметили, кто пришел сегодня к нам в гости?
(герои из м/ф щенячий патруль)
– Давайте назовем наших гостей по именам?
(Райдер, Рокки, Крепыш, Эверест, Маршал, Зума, Скай, Гонщик)
– А теперь мы расскажем нашим гостям главное правило речи:
Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре
Верно, четко говорим,
Никуда мы не спешим!
2. Основная часть
3. Артикуляционная гимнастика с картинками
(дети смотрят на картинки, которые им показывает логопед и выполняют упражнения)
- «Маляр» – 5 раз
- «Вкусное варенье» – 5 раз
- «Качели» – 5 раз
- «Часики» – 5 раз
- «Лошадка» – 5-7 раз
4. Пальчиковая гимнастика «Су-Джок»
Я мячом круги катаю
Взад вперед его гоняю
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
5. Уточнение артикуляции звука
– Сейчас вы должны будете угадать и произнести звук по моему описанию.
Слушаем внимательно и выполняем действия по описанию.
- губы открыты,
- зубы разомкнуты (между зубами широкое пространство),
- язычок поднят вверх и дрожит,
- воздушная струя сильная.
– Правильно, это звук [Р].
6. Произношение изолированного звука
– Ребята, давайте вспомним, как рычит тигр?
– А как мурлычет кошка?
(муррр, муррр, муррр)
7. Развитие фонематического слуха
Игра «поймай звук [Р]» (хлопни в ладоши, когда услышишь звук, слоги со звуком, слова со звуком)
- :Р Р С З Л К Н Р Ж З Р Р Р Л Д В Ы Р
- РА-ЛО–РЫ-КО-МЫ-РО-ДА-ПО-АР-РУ-ВЫ-УР
- Марка, лук, комар, рак, батон, крот, дом, стол, топор, окно, ракета.
8. Физкультминутка
Раз, два — выше голова.
Три, четыре — руки шире.
Пять, шесть — всем присесть.
Семь, восемь — встать попросим.
Девять, десять — сядем вместе.
9. Автоматизация звука в слогах, словах и предложениях
Игра «Кулачки» (проговариваем прямые слоги и сгибаем пальчики правой руки, обратные и сгибаем пальчики левой руки)
- 1 ребенок: слоги –РА- (ра-ра-ра-ра-ра) и –АР- (ар-ар-ар-ар-ар)
- 2 ребенок: слоги –РО- (ро-ро-ро-ро-ро) и –ОР- (ор-ор-ор-ор-ор)
- 3 ребенок: слоги –РЫ- (ры-ры-ры-ры-ры) и –ЫР- (ыр-ыр-ыр-ыр-ыр)
Игра «Один-много»
– Сейчас мы с вами встанем в круг и сыграем в игру с мячом, я буду кидать вам мяч и называть слово, вы должны будете кинуть мне мяч обратно и назвать это слово во множественном числе. Например: рак-раки и т.д.
Ракета (ракеты), барабан (барабаны), ручка (ручки), перо (перья), рыба-рыбы, марка-марки, кран-краны, комар (комары), ранец (ранцы), тетрадь (тетради), карандаш (карандаши), морковка (морковки), помидор (помидоры).
Игра «Определи место звука»
– Дети, подойдите к доске и выберете одного щенка, но так, чтобы в его имени обязательно был звук [Р] (после того, как дети выбрали по одному герою, логопед проверяет правильность их выбора). Назовите имена героев, которых вы выбрали. Положите в то окошко на схеме, в котором расположен наш звук [Р]. (в начале слова в первое окошко, в середине – во второе, в конце – в третье).
(продолжить игру с другими предметными картинками на заданный звук по 3-5 картинок на ребенка)
Игра «Назови ласково»
– А теперь назовите предметы на картинках ласково. Например: рука-ручка, роза-розочка и т.д.
Игра «Опиши» (розовый, коричневый, оранжевый шарики)
– Что это? (шарики) Какие они? Попробуйте описать их.
(логопед раздает детям по одному шарику и просит описать его)
10. Итог занятия
Давайте вспомним, какой мы с вами прошли звук? (звук [Р]) Что вам больше всего понравилось на нашем занятии сегодня? Хотите еще поиграть в такие игры? Дома с родителями, вы можете их повторить (выдаются тетради для домашних заданий). В награду за ваши старания, вы можете забрать по одному нашему гостю и воздушному шарику к себе домой.
Конспект занятия по автоматизации звука (Р)
Подготовила: студентка 2 курса группы ЛО-14 ПИ СВФУ Григорьева Оксана Тихоновна,
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск
Тема занятия: Звук [Р].
Этап занятия: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах.
Цели:
- закреплять знание о механизме звука [Р] и его акустических особенностях;
- автоматизировать звук [Р] в слогах и словах.
- развивать артикуляционную моторику посредством артикуляционной гимнастики;
- развитие слухового внимания, памяти;
- закреплять кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад;
- формировать правильную голосовыдыхаемую струю;
- уточнять правильную артикуляцию звука [Р];
- развивать мелкую моторику;
- развивать графо-моторные навыки.
- формировать положительную установку на занятие;
- развивать умение внимательно слушать в ходе всего логопедического занятия;
- прививать интерес к занятиям.
Оборудование: предметные картинки, карандаш, ленточка, зеркало.
1.Организационный этап.
– Здравствуй, Антон! Сегодня к нам в гости из сказочного леса приехал Дракоша, на своем грузовике. Он оказывается не умеет произносить звук [Р], и приехал к нам за помощью. Поможем ему? (поможем!)
2. Сообщение темы.
– Научим нашего гостя красиво и правильно произносить звук [Р].
3. Артикуляционная гимнастика.
– Сначала мы покажем артикуляционную гимнастику для нашего Дракоши. Чтобы красиво и правильно произносить звук [Р], нужно потренировать наш язычок.
«Лопаточка», «Парус», «Качели», «Чашечка», «Маляр», «Дятел».
4. Упражнение на дыхание «Фокус».
– А теперь сделаем дыхательную гимнастику. Покажем нашему гостю «Фокус».
– Улыбнись, приоткрой рот, нижняя челюсть должна быть неподвижна, язык сделай в форме «Чашечки», и сдуй салфеточку с носика.
5. Анализ артикуляции. Артикуляция звука [Р].
– Давай вспомним, как работают наши губки и зубки, когда мы произносим звук [Р].
– Какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука [Р]? (Губы полураскрыты, зубы разомкнуты).
– А где находится кончик языка? (Кончик языка поднят вверх и дрожит).
– Что делает горлышко? (поёт)
– Какая воздушная струя? (сильная, тёплая)
6. Характеристика звука
– Теперь давай дадим характеристику этому звуку.
– Звук [Р] какой, гласный или согласный звук? (согласный).
– Почему согласный? (так как нам – мешает «петь» язык).
– Звонкий или глухой звук? (звонкий)
– Почему звонкий? (так как в горле работает «голосовой моторчик»)
– Звук [Р] твердый или мягкий? (твердый).
– Каким цветом его обозначаем? (синим).
– Давай теперь обобщим наши знания о звуке [Р]. Звук [Р] -согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом, буквой Р.
7. Автоматизация правильного произношения звука [Р]. Произношение изолированного звука.
Упражнение «Заведем машину».
– У нашего Дракоши сломалась машина.
– Давай поможем завести этот грузовик. Какой звук издает мотор машины? (р-р-р-р).
– Сначала тихо; (р-р-р-р).
– Очень громко; (р-р-р-р).
– Молодец! Грузовик Дракоши завелся.
8. Развитие мелкой моторики, координация речи с движением.
Упражнение: «Собери грузовик».
– Посмотри на грузовик, как думаешь, чего не хватает у машины Дракоши? (бортика)
– Правильно! Давай сделаем бортик, поможем нашему гостю.
9. Развитие фонематического восприятия.
– Покажем Дракоше как мы работаем с пеналом. Определим место звука в слове шофер (мотор, руль, экскаватор, рука, ракета, корабль).
10. Автоматизация звука [Р] в слогах.
Игра «Повтори за мной».
– Ой, оказывается наш Дракоша не умеет произносить слоги со звуком [Р]. Давай мы научим нашего гостя Дракошу, произносить слоги правильно и красиво.
11. Развитие лексико-грамматического строя речи. Закрепление лексической темы.
– Давай расскажем Дракоше, какую тему мы проходили на этой неделе? (Ягоды и грибы).
– Правильно! Поиграем в игру «Один-много» с мячиком.
Гриб – грибы, ягода – ягоды, малина- малины, морошка- морошки, брусника- брусники, земляника- земляники.
12. Автоматизация звука в словах.
– Теперь ты будешь повторять слова, говоря их четко и громко, чтобы наш гость услышал, и научился наконец произносить звук [Р].
Рыба, рыбак, рынок, рыть, рысь, рыжик, ура, нора, гора, кора, буран, парад.
13.
Игра «Скажи наоборот».
– Наш Дракоша очень хочет поиграть с тобой в игру «Скажи наоборот». Поиграешь с ним? (да). Ты должен сказать противоположное слово, например, медленный-быстрый.
Веселый — грустный, , смелый — трусливый, мягкий — твердый, сухой — мокрый, мелкий- крупный, длинный — короткий, злой — добрый, тихий — громкий, , новый — старый, молодой — старый, плохой — хороший, левый — правый, ленивый — трудолюбивый.
14. Связь звука с буквой.
– Давай вспомним, в каком домике живет звук [Р]? (в букве Р).
15. Развитие графо-моторных навыков. Упражнение в тетради.
– Обведи пальчиком букву [Р]. Заштрихуем букву.
16. Д/З. Повторить артикуляционную гимнастику.
17. Итог занятия.
Антон, нашему гостю пора возвращаться в свой сказочный лес. Ему очень понравилась поиграть с тобой. Дома он будет усердно заниматься, делать артикуляционную гимнастику, и обязательно научиться произносить звук [Р].
18. Оценка занятия.
Молодец, Антон! Сегодня ты очень хорошо поработал. Спасибо за занятие!
Конспект индивидуального занятия. Автоматизация звука “Р”
план-конспект занятия по логопедии на тему
Конспект индивидуального занятия. Автоматизация звука “Р”
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnoe._avtomatizatsiya_r.docx | 19.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р]
Цель: автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях.
- Упражнять в правильном произнесении звука [Р] в слогах, словах и предложениях;
- Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных;
- Образование существительных, обозначающие названия профессий;
- Знать артикуляционные упражнения;
- Знать артикуляцию звука Р и его характеристику;
- Уметь определять место звука Р в словах (в начале, в середине, в конце);
- Знать графический образ буквы Р;
- Развивать фонематический слух
- Развивать навыки звукового анализа и синтеза
- Развивать целостное восприятие
- Развитие мелкой и общей моторики.
- Воспитание стремления овладеть правильной речью;
- Воспитание положительного интереса к логопедическим занятиям
Разрезная картинка «Автобус», карточки с цифрами 2 и 3, игрушки: собачка, слон, три «тумбы» (разноцветные кубики), картинки со звуком [Р] в начале, в середине, в конце слова, мозаика, настенное зеркало, мяч.
1. Организационный момент.
– Сегодня мы с тобой отправимся в цирк. Нас ждет интересное представление.
2. Артикуляционная гимнастика.
– Но прежде чем идти в цирк, нужно разработать язычок.
- Упражнение «Чистим зубки»
2.Показать зубы, приоткрыть рот
3.Кончиком языка поочередно «почистить» нижние и верхние зубы
- Упражнение «Барабанщик»
3.Кончиком языка постучать за верхними зубами, произнося звук Д: д-д-д (сначала медленно, постепенно убыстрять темп). Нижняя челюсть неподвижна. (Можно попытаться ватной палочкой под языком во время частого произнесения д-д-д создать искусственную вибрацию языка).
- Упражнение «Маляр»
3.Кончиком языка погладить («покрасить») небо, делая движения языком вперед-назад
– Впереди остановка. На чём можно ехать в цирк? Собери картинку, и ты узнаешь, на чём мы поедем в цирк. (Ребенок собирает из частей картинку «автобус»).
– Так на чём мы поедем?
– Завели мотор! Поехали! «Мотор рычит Р-Р-Р…» (Ребенок громко произносит звук [Р]).
3. Характеристика звука [Р].
– Какой звук произносим? Какой он – звук [Р]?
– Согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом, буквой Р.
4. Автоматизация звука.
– Вот мы и в цирке. Как ты думаешь, какие артисты работают в цирке? (Ответ ребёнка)
Представление начинается. Выступают дрессированные собачки.
– Они знают цифры: произнесут им цифру, и собачки лают столько же раз.
– Я произнесу слог, а ты его повтори, соответствующее цифре количество раз:
пра – 2 дры — 3 пар — 2 пар — 3
– На арене выступает клоун. Он пытается показать фокус:
большие предметы превратить в маленькие. Поможем ему?
– Большое ведро, а маленькое … ведёрко, коробка – коробочка, торт – тортик, помидор — помидорчик, картина – картиночка, карандаш – карандашик, рубашка – рубашечка.
3) в предложениях
– Как ты думаешь, что делает клоун в цирке? (Ответ ребёнка) Клоун смешит в цирке детей, вот и тебя он тоже хочет рассмешить.
– Послушай, правильно ли он говорит и исправь, если нужно ошибки.
Игра с мячом «Бывает, не бывает»
– Дровами рубят топор.
– Сахар грызёт Иру.
– Дорога едет по грузовику.
5. Развитие фонематического слуха. Образование существительных, обозначающие названия профессий.
– Во время представления громко играет цирковой оркестр.
– Давай посмотрим, какие инструменты в нём есть. Назови такие инструменты, в названиях которых есть звук [Р]: барабан, труба, пианино, гитара, бубны, гармошка.
– Молодец! Правильно назвал инструменты! Как назовём человека, который играет на гармошке? Отвечай, пожалуйста, полным ответом. (Гармонист)
6. Динамическая пауза
– Если мы будем играть на гармошке, кем мы будем? (Имитация игры на гармошке)
Мы играем на гармошке
Громко хлопаем в ладошки!
Головой слегка качаем,
Руки кверху поднимаем!
7. Позиция звука в слове.
– А представление в это время продолжается. На арену выходит дрессированный слон.
– Ему по команде нужно занять одну из трёх тумб. Командой для него служит картинка. Если звук [Р] в начале слова, слон встанет на первую тумбу, если в середине – на вторую, а если в конце слова – на третью тумбу. Логопед показывает картинки (ромашки, комар, рыба, баран, забор, корова)
(Ребёнок называет картину, определяет место звука в слове и помещает слона на нужную тумбу).
8. Упражнение в правильном произнесении звука [Р].
– Представление заканчивается. Артисты прощаются со зрителями.
Ирк – ирк – ирк – все любят цирк.
Ры – ры – ры – шары в руках у детворы
Ра – ра – ра – до свидания, детвора.
Пра – пра – пра – артистам отдыхать пора.
(Ребёнок проговаривает чистоговорки за логопедом).
9. Мелкая моторика рук.
-Прощаясь, артисты подарили нам мозаику, давай фишками мозаики выложим букву Р.
10. Итог занятия.
– Пора возвращаться домой.
– Полина, скажи, выступление каких артистов тебе понравилось? Отвечай, пожалуйста, полным ответом.
– А какой звук мы брали с собой в цирк? (Ответ ребёнка).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект индивидуального занятия. Автоматизация звука Р
Цель: Автоматизация зв. Р. Задачи:Коррекция психофизических функций;Развитие умения давать характеристику зв. Р.Развитие функции языкового анализа и синтеза .Подбор антонимов. Падежное упра.
Конспект индивидуального занятия “Автоматизация звука (р) в слогах, словах, прдложениях”
Конспект занятия предназначен для ребенка 6 – 7 лет, на этапе автоматизации звука (р).
Конспект индивидуального занятия “Автоматизация звука Л в слогах и словах”.
В данном занятии показаны способы автоматизации звука Л закрытых в слогах, даны упражнения на развитие мелкой и общей моторики, грамматических категорий.
Конспект индивидуального занятия “Автоматизация звука С”
В конспекте представлена индивидуальная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук, формированию воздушной струи и автоматизации звука С в словах.
Конспект индивидуального занятия “Автоматизация звука [С] в слогах и словах”
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [С] Цель: автоматизация звука [С] Задачи:Коррекционно – обучающие: автоматизировать звук [С] в слогах и словах; упражнять в выде.
Конспект индивидуального занятия “Автоматизация твердого звука (р) в словах и предложениях”.
Индивидуальное занятие с использованием мультимедийной презентации для закрепления звука (р) в словах и предложениях.
Конспект индивидуального занятия “Автоматизация звука Р во фразах”
Разнообразный материал по автоматизации звука Р во фразах.
Конспект индивидуального логопедического занятия. «Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях».
Алферова Татьяна Николаевна,
учитель-логопед МАДОУ д/с 143 г. Тюмени,
1 квалификационная категория,
педагогический стаж: 20 лет.
Образовательные:
– закреплять правильное произношение звука [Р] в слогах, словах, предложениях;
– согласовывать существительные с числительными;
– закреплять навыки словоизменения существительных;
– уточнить представления по теме «Животные зоопарка» (названия, чем питаются).
Коррекционно-развивающие :
– развивать фонематический слух ребенка (определять наличие заданного звука в слове);
– формировать навыки фонематического анализа (определение позиции звука в слове);
– развивать артикуляционную моторику и речевое дыхание;
– развивать общую координацию при подвижной речевой игре.
Предшествующая работа :
– разучивание комплекса артикуляционной гимнастики для звука [Р];
– развитие направленной воздушной струи;
– формирование (постановка) правильного произношения звука [Р];
– автоматизация звука [Р] изолированно, в открытых и закрытых слогах, в слогах со стечением согласных, в словах и словосочетаниях;
– формирование умения определять наличие звука [Р] в словах;
– формирование умения определять позицию звука в слове;
– согласование существительных с числительными.
Оборудование:
1.Картинки-символы артикуляционной гимнастики для звука [Р]
2.Предметные картинки по теме «Зоопарк»
– общий вид Зоопарка;
– животные со звуком [Р] в названии: жираф, тигр, носорог, крокодил, росомаха, морж, зебра, мартышка и другие;
– животные без звука [Р] в названии;
– дидактическая игра «Кто чем питается».
3. Картинка поезд с тремя вагонами с обозначениями позиции звука в слове.
4. Картинки животных для игры «1-2-5».
Возрастная категория : ребенок 5-7 лет.
Продолжительность занятия : 20 минут.
1 . Организационный момент. Установка на занятие.
Здравствуй, дружок. Сегодня к нам в гости пришел жираф, его зовут Рома. Он хочет загадать тебе загадку. Послушай загадку, назови отгадку:
Это очень странный сад,
Звери в клетках там сидят,
Его парком называют,
Люди в парке отдыхают.
Там укрытия, вольеры,
За забором ходят звери.
Как мы этот парк зовём
И смотреть зверей идём? (1)
Ребенок называет отгадку: это зоопарк.
Молодец, а ты был в зоопарке?
Давай создадим свой собственный зоопарк! Наш зоопарк будет необычный. Мы поселим в нем только тех животных и птиц, в названии которых есть звук [Р] .
2. Артикуляционная гимнастика, развитие речевого выдоха.
Все животные ждут нас на волшебной лесной полянке,
а доберемся мы туда вот по этой тропинке.
Вышли мы на тропинку и увидели лягушку.
(Упражнение «ЛЯГУШКА» 5-7 секунд)
Идем дальше и вдруг видим – бегемот!
(упражнение «БЕГЕМОТИ»- 5-7 секунд).
Пошли мы по тропинке дальше, а перед нами – лошадка!
Сели на лошадку, взялись за поводья поехали
(упражнение «ЛОШАДКА»- 5-7 секунд).
Вдруг кто-то встал у нас на пути, остановим ЛОШАДКУ,
БРРРРРР (Упражнение «КУЧЕР» сильный длительный выдох).
Кто это? Это – ИНДЮК! (Упражнение «ИНДЮК» 5-7 секунд)
А мы поскакали дальше (упражнение «ЛОШАДКА»- 5-7 секунд)
Вдруг мы выехали на красивую полянку. Останови лошадку!
БРРРР (Упражнение «КУЧЕР» сильный длительный выдох).
Тишина! Дятел застучал на дереве. Сначала медленно, а теперь – быстро.
(Упражнение «ДЯТЕЛ» в медленном темпе, затем – в быстром темпе)
Посмотри, какие красивые грибы растут на этой полянке! Соберем грибы!
Упражнение «ГРИБОК»( каждый «грибок» держать 3-5 секунд)
3. Уточнение артикуляции звука [Р]
Собрали грибы, пересели на машину, поехали!
Чтобы мотор у машины красиво зарычал, давай вспомним, как нужно правильно произносить звук [Р] : рот приоткрыт, губы в улыбке, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончит языка поднят к альвеолам и вибрирует.
Покажи, как красиво рычит мотор: РРРРРР.
Мы подъехали к горе. А в горах – эхо.
4. Автоматизация звука [Р] в слогах:
Все, что произнесет человек – эхо повторяет за ним несколько раз, сейчас ты будешь моим эхом, повтори то, что услышишь, 3 раза:
5. Развитие фонематического слуха, выделение звука [Р] в словах:
А мы поехали дальше, а вот и наша волшебная поляна! На поляне нас ждут разные животные. Давайте будем называть их и выбирать тех, в названии которых услышим звук [Р]:
Молодец, а теперь перечисли всех животных, которых ты выбрал для зоопарка, не забывай правильно произносить звук [Р].
6. Определение позиции звука в слове.
Чтобы доставить животных в наш зоопарк, посадим каждое животное в клетку, а клетки погрузим в вагоны. В нашем поезде 3 вагона, пусть в первом вагоне поедут те животные, в названии которых звук [Р] стоит в начале слова, во втором – в середине слов, в третьем – в конце слова.
Пока поезд везет наших животных в зоопарк, давай рассмотрим их. Посмотри, какая красивая шкура у жирафа – она пятнистая, У кого из животных шкура тоже пятнистая? ( У рыси)
А у тигра шкура какая? (Полосатая). У кого из животных шкура тоже полосатая? (У зебры).
Животные предлагают тебе поиграть, послушай песенку и повтори движения за мной:
У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. Хлопаем по всему телу ладонями.
На лбу, ушах, на шее, на локтях, Обоими указательными пальцами
На носах, на животах, коленях и носках. дотрагиваемся до соответствующих . частей тела
А у тигра есть полоски, есть полосочки везде «Рисуем» ребрами ладоней полоски
А у тигра есть полоски, есть полосочки везде. по всему телу.
На лбу, ушах, на шее, на локтях, Обоими указательными пальцами
На носах, на животах, на коленях и носках. дотрагиваемся до соответствующих
частей тела.
И у зебры есть полоски, есть полосочки везде. Движения, как для тигра.
И у зебры есть полоски, есть полосочки везде,
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
8. Согласование существительных с числительными. Игра «1-2-5».
Вот мы и приехали, давай посчитаем наших животных
9. Автоматизация звука во фразе. (3)
Пришло время наших животных накормить. Посмотри на картинки и выбери, что ты дашь каждому животному. (Строим фразу «Я накормлю кого? Чем?» (если слово «накормлю» пока не получается, можно заменить на фразу «Я дам кому? Что?»))
Я дам мартышке банан.
жирафу – веточки с листьями
10. Подведение итогов .
В зоопарке наступает ночь, звери легли спать. Тебе понравился наш зоопарк? Мы еще вернемся сюда.
Ты сегодня хорошо поработал, красиво произносил звук [Р]. Следи за своей речью и всегда произноси звук [Р] правильно.
1. Азова Е.А., Чернова О.О. Учим звуки [р] ,[р`] . Домашняя тетрадь логопедическая для детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
2. Акименко В.М.Исправление звукопроизношения у детей : учебно-методическое пособие / В.М. Акименко. — Изд. 2-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2009.
3. Каше Г.А. Подготовка детей с недостатками речи к школе. – М.: Просвещение, 1985.
4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов.- М., Гном-Пресс, 1999.
5. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи.- М: Эксмо, 2003
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Логопедическое занятие на тему: «Работа со спрятанным предметом» Лексическая тема: «Чайная посуда»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Логопедическое занятие по развитию диалогической речи для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskoe_zanyatie_na_temu.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие на тему:
«Работа со спрятанным предметом»
Лексическая тема: «Чайная посуда»
-развитие диалогической речи при работе с закрытым предметом;
-закрепление знания названий предметов чайной посуды (частей предметов);
-развитие умения рисовать по представлению;
-развитие восприятия параметров предмета: ширина (узкий, широкий); высота (снизу, сверху);
-развитие активного словаря;
-развитие познавательных интересов;
-воспитание культуры общения.
Оборудование: ширма, столовая посуда, чайная чашка, цветные карандаши, бумага.
Предварительная работа: чтение и обсуждение произведения К.И. Чуковского «Федорино горе»; беседа о посуде.
- Организационный момент
Дети здороваются, представляются
- Игра «Вежливые отгадки»
Цель: закреплять у детей умение похвалить друг друга, сказать добрые слова, выразить одобрение, отвечать на побуждение.
Дети становятся в круг. Выбирается водящий. Он садится в середину круга на стульчик м закрывает глаза. Дети, держась за руки, идут по кругу, приговаривая в такт движения:
Раз, два, три, четыре, пять,
Кто тебя сейчас похвалит,
Комплимент тебе подарит?
С последним словом дети останавливаются, логопед дотрагивается рукой до одного из детей, который произносит похвалу, одобрение, а водящий, не открывая глаз, должен отгадать, кто сказал комплимент.
- Путешествие в гости к бабушке Федоре
3.1.Чтение отрывка из произведения К.И. Чуковского «Федорино горе».
Дети угадывают из какой сказки отрывок, кратко передают содержание произведения.
Приглашение детей в гости к Бабушке Федоре
- Беседа о чайной посуде. Называние предметов чайной посуды (чашка, кружка, блюдце, чайная ложечка, сахарница, чайник, самовар); называние частей предметов.
- Игра «Угощайся пирожком».
Цель: учить детей предлагать угощение и вежливо отвечать на предложение.
Материал: Картинки с изображением ягод – малины, черной смородины, ежевики.
Дети рассматривают и называют картинки.
-Давайте поиграем, – предлагает педагог, – пусть это будут не картинки, а пирожки. Это пирожок с малиной, это с ежевикой и т.д. Будем угощать друг друга. Логопед берет картинку и, обращаясь к ребенку, говорит: «Угощайся, Вася, пирожком с малиной». А ты можешь ответить: «Спасибо, я люблю пирожки с малиной» или «Спасибо, я сыт, можно я угощу Олю?».
После объяснения условий игры дети по очереди «угощают» друг друга.
3.4. Дыхательная гимнастика
Игра «Остуди чай»
Цель: выработать направленную воздушную струю, идущую посередине языка.
Детям предлагается подуть на горячий чай, чтобы остудить его.
- Физкультминутка
Логопед читает отрывок из произведения К.И. Чуковского «Федорино горе», дети выполняют соответствующие движения.
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла…
…Но,как черная железная нога,
Побежала, поскакала кочерга…
…Утюги бегут, покрякивают,
Через лужи, через лужи перескакивают…
…Из окошка вывалился стол
И пошел, пошел, пошел, пошел…
- Работа со спрятанным предметом
За ширмой спрятана чайная чашка. Логопед предлагает детям задать вопросы о том, какой предмет за ширмочкой, а также какого он цвета, размера, формы, есть ли на нем рисунок и т.д.
- Описание чашки
Логопед предлагает детям нарисовать чашку в подарок бабушке Федоре. Для этого детям предлагается вспомнить описание чашки. Один-два ребенка описывают чашку.
- Рисование чашки
7.1. Игра «Передай карандаши»
Цель: активизировать в речи детей различные варианты выражения просьбы.
Материал: наборы цветных карандашей.
Дети по цепочке должны передать друг другу наборы карандашей, вежливо обращаясь друг к другу.
Примерные формулы выражения просьбы, используемые в игре:
– Если тебе не трудно….
– Сделай доброе дело, передай…
– Я тебя очень прошу…
7.2. Рисование чашки
дети самостоятельно рисуют чашку. В процессе рисования они могут обратиться к логопеду с вопросами.
- Анализ работ детей, подведение итогов
Ширмочка открывается, дети видят чашку. Чашка-образец и работы детей ставятся на столик. Дети сравнивают свою работу и работы других детей с образцом, находят сходства и различия.
Логопед поощряет детей за выполненные работы, просит быть внимательнее тех, кто допустил неточности.
Дети дарят свои рисунки бабушке Федоре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия “Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»”
автоматизировать правильное произношение звуков; обогащать экспрессивный словарь словами антонимами однокоренными словами; совершенствовать грамматический строй речи(образование прилагательных при пом.
Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия “Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»”
Развивать артикуляционную тонкую и общую моторику; координацию речи с движением, речевое дыхание, зрительный гнозис, пространственный праксис, внимание, память, речевой слух. .
Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия “Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»”
Развивать артикуляционную тонкую и общую моторику; координацию речи с движением, речевое дыхание, зрительный гнозис, пространственный праксис, внимание, память, речевой слух. .
Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»
Развивать артикуляционную тонкую и общую моторику; координацию речи с движением, речевое дыхание, зрительный гнозис, пространственный праксис, внимание, память, речевой слух. .
НОД ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА МАТЕРИАЛЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЫ: «ВЕСНА В ЛЕСУ» в старшей группе ГБДОУ г.Севастополя «Детский сад № 107 комбинированного вида»
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:1. Обучать детей разным видам рассказывания по сюжетной картине.2.
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по лексической теме “Космос”
Задачи:Коррекционно-образовательные:· Уточнить и расширить знания детей о космосе;· Активи.
Конспект логопедического занятия для средней группы детского сада по лексической теме “Комнатные растения”
Обогащение словарного запаса, развитие мелкой и общей моторики, речевого выдоха.