Конспект занятия по автоматизации звука (Р)

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р]

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р].

Структура занятия

  • Время: 20 минут.
  • Цель: Автоматизация звука [Р] во фразах.
  • Задачи: ввести звук [Р] во фразовую речь; научить ребенка правильному речевому дыханию; формировать правильный артикуляционный уклад; развивать фонематический слух.
  • Оборудование: зеркало, игрушка красная машинка, тигр, слон, картинки, трубочка и стакан с водой.

Ход занятия

Ход индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р]:

Организационный момент

Добрый день! На прошлых занятиях к нам приезжала красная машинка, в этот раз она приехала не одна, а вместе с тигром. Давай поздороваемся с ними. Мы будем сегодня с ними путешествовать по Африке. Для начала отправимся на Занзибару, там все жители очень любят делать зарядку для язычка.

Артикуляционная гимнастика

Каждое занятие по автоматизации звука [Р] начинается с артикуляционной гимнастики:

  • Улыбаемся мы шире,
    Чтоб видны нам зубы были.

(Заборчик – губы разомкнуты, растянуты в улыбке, зубы сомкнуты).

  • Маму радовать мы будем –
    Улыбнемся, поцелуем.

(Чередуются упражнения трубочка-улыбка, каждое выполняется по 3 секунды).

  • Язычок наш станет кистью
    И забор покрасит быстро.

(Почистим верхние зубы – рот приоткрыт, язык двигается вправо-влево, нижняя челюсть остается в статичном положении).

  • Маляром стал язычок,
    Сейчас покрасит потолок.

(Маляр – кончиком широкого языка надо водить по небу вперед-назад).

  • Котик губку облизал,
    Язычок свой показал.

(Вкусное варенье – широким языком облизать сверху вниз только верхнюю губу, рот открыт, нижние зубы не поддерживают язык).

  • Вместе в лес гулять пошли
    И грибочек там нашли.

(Грибок – широкий язык поднять вверх, прижать к небу, рот открыть).

  • И пойдем играть в футбол,
    Всем забьем сейчас мы гол!

(Загони мяч в ворота – в ворота из кубиков задуть вату воздушной струей, вытянув губы вперед. Щеки при этом не надувать).

  • Языком поцокаем,
    Как лошадки топаем.

(Лошадка – улыбнуться, приоткрыть рот, поцокать языком по небу, нижняя челюсть должна быть неподвижна, если не получается, то можно придерживать руками).

  • Как индюшки-болтушки
    Балаболить будем дружно.

(Индюшка – широким языком быстро водить языком вперед-назад по верхней губе, произнося «бл-бл-бл»).

  • Сыграем на гармошке
    Песню про Антошку.

(Гармошка – широкий язык «присосать» к небу, не отпуская языка открывать и закрывать рот).

  • Барабанить я люблю:
    «Д-д-д», – всем говорю.

(Барабан – открыть рот, улыбнуться, кончиком широкого языка «стучать» по альвеолам со звуком «Д-д-д).

Дыхательная гимнастика

Теперь мы искупаемся в реке Нил.

Для этого бери стакан с водой из реки и трубочку, а затем дуй, чтобы получились пузыри.

Развитие фонематического слуха

Тигр живет в Саванне, он любит бегать по прериям и рычать. Его любимый звук, как ты уже догадался [Р]. Помимо этого, он очень любит слова с этим звуком. Помоги тигру найти и повторить их.

Я буду читать фразы, а ты называй только те слова, в которых есть любимый звук тигра.

Зубастый крокодил, египетская пирамида, бескрайнее море, Красная Шапочка, высокие горы, широкая река, яркое солнце, мирное небо, зеленая трава, узкая тропинка, дальняя дорога, быстрый гепард, жираф с длинной шеей, жаркий день.

При необходимости объяснить ребенку значение незнакомых для него слов.

Автоматизация звука во фразовой речи

А теперь мы приехали в гости к давнему хорошему другу тигра – африканскому слону. Этот вид слонов считается самым крупным в мире. А еще он очень умный и даже умеет считать. Давай посчитаем вместе со слоном.

  • Один огромный тигр, два огромных тигра, пять огромных тигров;
  • один пиратский парус, два пиратских паруса, пять пиратских парусов;
  • одна красная рукавица, две красные рукавицы, пять красных рукавиц;
  • одна пара роликовых коньков, две пары роликовых коньков, пять пар роликовых коньков.
Читайте также:
Путешествие в мир профессий - конспект интегрированного занятия

Итог занятия

Как хорошо путешествовать с новыми друзьями, но пора возвращаться домой. Мы увидимся с тигром, красной машинкой и африканским слоном в следующий раз.

Домашнее задание

Повтори дома с мамой фразы: у верблюда горб, черное фортепиано, корона королевы, розовый шар, корабли в порту, огромный телевизор.

Посмотрите несколько видео индивидуальных логопедических занятий по автоматизации звука [Р]:

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словах и предложениях

Ольга Илюхина
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словах и предложениях

Цель: автоматизировать звук [р] в словах и предложениях.

– закреплять правильное произношение звука [р] в словах и предложениях.

– упражнять в определении позиции звука [р] в словах;

-развивать мелкую и артикуляционную моторику;

-развивать фонематический слух и восприятие;

-обогащение и расширение словарного запаса;

– закреплять навыки звукового анализа и синтеза;

– воспитывать выдержку, усидчивость, аккуратность;

– воспитывать контроль за собственной речью.

Оборудование: массажер су-джок;картинный материал: руки, рыба, рысь, ручка, рама, ранец, горох, пирамида, корона, дорога, баран, конура, комар, мухомор, повар, веер, ковер;картинный материал: ракушка, самовар, ракетка, расческа, рамка, барабан, пирамида, робот, коробка, корона, марка, веер, ручка, рубин, фартук, краски, карандаши, ролики.

Ход занятия

1. Организационный момент.

– Здравствуй Соня, сегодня к нам на занятие пришла девочка, а зовут ее Иришка. Она не умеет красиво говорить звук [р]. Давай ей поможем научиться правильно произносить звук р. Но сначала нужно укрепить наш непослушный язычок, чтобы он стал сильным и смог правильно выговаривать этот трудный звук.

2. Артикуляционная гимнастика.

Мы качаемся сейчас.

Вверх, вниз мы летим,

Тормозить мы не хотим.

Маятник туда, сюда

Делает вот так: «Раз – два»

«Вкусное варенье»

Ох, какое объеденье!

Очень вкусное варенье!

Язык широкий положи

И края приподними.

Оближем верхнюю губу –

Варенье очень я люблю.

Всем на удивление

Скачем, скачем на лошадке.

Очень цокать нам приятно.

Ритм копыта отбивают,

Язычок им помогает.

Язык – как кисточка моя,

И ею нёбо крашу я.

Вырос гриб большой в лесу,

В садик гриб я принесу.

Раз, два, три, четыре, пять –

Гриб мне надо удержать.

На гармошке я играю.

Рот пошире открываю,

Челюсть вверх, челюсть вниз,

Ты, смотри, не ошибись.

3. Автоматизация звука [р] в словах.

Игра «Назови картинки».

-Иришка придумала и нарисовала предметы, в названиях которых есть звук [р]. Давай назовем их, не забывай четко произносить звук [р].

Картинный материал: руки, рыба, рысь, ручка, рама, ранец, горох, пирамида, корона, дорога, баран, конура, комар, мухомор, повар, веер, ковер.

– Ты очень хорошо справилась с этим заданием.

4. Пальчиковая гимнастика.

-Иришка очень любит играть в мяч. А ты хочешь с ней поиграть? Посмотри, какой ус нее необычный мяч. Ребенок выполняет упражнение с Су-джок мячом, в соответствии с текстом.

«С мячиком дружу».

Я мячом круги катаю,

Взад вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

5. Игра «Большой-маленький».

-Иришка предлагает тебе выполнить еще одно задание. Она будет называть большой предмет, а ты – маленький.

6. Игра «Вкусная еда».

-Иришка приготовила вкусную еду. Посмотри на картинки и скажи, из каких продуктов что получилось.

7. Игра «Что есть у Иры».

-У Иры есть очень много игрушек. Посмотри внимательно на картинки, и скажи, что есть у Иры.

8. Игра «Рифмушки».

-Иришка предлагает тебе поучиться сочинять стихи. Придумай слово в рифму и повтори все стихотворения.

Читайте также:
Путешествие в страну красивой речи - логопедическое развлечение

• Как бы мне пошла корона,

Важно каркает… (ворона).

• Захотела кошка спать,

Вот и лезет на… (кровать).

• Научись держать в порядке,

Свои книжки и … (тетрадки).

• Юра тащит вкусный груз,

Замечательный … (арбуз).

• Им летом по горам,

В шубе бегает… (баран).

• Испугался кот собак,

Задом пятится как … (рак).

• Пришел домой художник наш,

Он взял тетрадь и … (карандаш).

• Роет землю серый крот,

Разоряет … (огород).

• В день рождения Петрушке,

Купили новые … (игрушки).

• Верен морю, как матрос,

Белокрылый… (альбатрос).

-Иришка немного устала, сейчас мы отдохнем и выполним несколько упражнений.

Раз – присели, два – привстали,

Три –согнулись и достали:

Ручкой правою – носок,

Ручкой левой – потолок,

А теперь давай мы вместе и попрыгаем на месте.

10. Игра «Наведи порядок»

-Иришка просит тебя помочь ей навести порядок в шкафу. На верхнюю полку положи картинки, где звук [р] находится в начале слова, на среднюю полку – где звук [р] находится в середине слова, а на нижнюю полку – где звук [р] в конце слова.

Картинный материал: ракушка, самовар, ракетка, расческа, рамка, барабан, пирамида, робот, коробка, корона, марка, веер, ручка, рубин, фартук, краски, карандаши, ролики.

11. Итог занятия.

-Соня, ты сегодня хорошо поработала на занятии, ясно и четко произносила звук [р]. Иришка очень довольна, что ты ей помогла научиться говорить звук [р]. И за это, она приготовила тебе сюрприз – свой портрет. Дома раскрась его цветными карандашами.

Конспект занятия по автоматизации звука [Ш] в слогах, словах, предложениях Составила: учитель – логопед МДОБУ Бурейский детский сад № 50 «Теремок» Ванина В. Г. 2015 пгт Бурея Цель: закрепить правильное произношение.

Конспект фронтального логопедического занятия по автоматизации звука [л] в словах Конспект фронтального логопедического занятия по автоматизации звука [л] в словах. Тема: «Как слон к белочке в гости ходил» Цели: 1. Закрепить.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в словах, предложениях, тексте» Задачи: Коррекционно-образовательные: 1. Уточнить характеристику и артикуляцию звука [р]. 2. Автоматизировать звук [р] в словах, предложениях.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах Цель: автоматизировать звук [Л] в словах. Коррекционно-обучающие задачи: уточнить характеристики звука [Л], закрепить правильное произношение.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях и тексте» Цель: формировать практические умения и навыки пользоваться исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной).

Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука [Ш] в предложениях Цель: Автоматизировать звука [ш] в предложениях. Задачи: Коррекционная: – автоматизировать правильный артикуляционный уклад при произношении.

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [л] в слогах, словах, фразе (старшая группа) Цели: • Автоматизация звук [л] в слогах, словах, фразе; • Выделение на слух слов со звуком [л]; • Воспроизведение слоговых рядов; • Развитие.

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях Тема: Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях. Программное содержание Образовательные: – закрепить правильное произношение.

Конспект занятия по автоматизации звука [Л] в словах со стечением согласных и в предложениях «День рождения куклы Клавы» Конспект занятия по автоматизации звука Л в словах со стечением согласных и в предложениях «День рождения куклы Клавы». Цели: Автоматизация.

Конспект занятия по автоматизации звука [Р] в слогах, в словах, в предложениях Автоматизация [Р] в слогах, в словах, в предложениях. «Цирковая программа» ЦЕЛИ: – Упражнять в правильном произнесении [Р] в слогах, в.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [Р]»

Разделы: Логопедия

Группа детей по структуре речевого нарушения: ФФНР

Читайте также:
Конспект логопедического развлечения для детей с ОНР

Возраст: 6 лет (подготовительная к школе группа)

Приоритетная образовательная область: речевое развитие

Цель: автоматизация произношения звука [Р]

Задачи:

  • способствовать обогащению словарного запаса;
  • закрепить умения определять место звука в словах, образовывать множественное число и уменьшительно-ласкательную форму существительных.
  • развивать умения произносить звук [Р] изолированно, в слогах, в словах и предложениях; определять положения органов речевого аппарата при произношении звука [Р];
  • фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, общую и мелкую моторику.
  • способствовать проявлению положительных эмоций, интереса достижения результата от выполненной работы.

Планируемые результаты:

  • у детей сформировано и автоматизировано умение правильно произносить звук [Р] в слогах, словах и предложениях;
  • дети способны самостоятельно различать звуки на слух и определять место звука в словах;
  • дети без труда образовывают множественное число и уменьшительно-ласкательную форму существительных.

Оборудование: массажный мяч «Су-Джок», картинки-символы для выполнения артикуляционной гимнастики и изолированного произношения звука, предметные картинки (щенячий патруль), мяч, схема (для определения места звука в слове), розовый и коричневый воздушные шарики.

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед: доброе утро, ребята!

– Вы уже заметили, кто пришел сегодня к нам в гости?

(герои из м/ф щенячий патруль)

– Давайте назовем наших гостей по именам?

(Райдер, Рокки, Крепыш, Эверест, Маршал, Зума, Скай, Гонщик)

– А теперь мы расскажем нашим гостям главное правило речи:

Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре
Верно, четко говорим,
Никуда мы не спешим!

2. Основная часть

3. Артикуляционная гимнастика с картинками

(дети смотрят на картинки, которые им показывает логопед и выполняют упражнения)

  • «Маляр» – 5 раз
  • «Вкусное варенье» – 5 раз
  • «Качели» – 5 раз
  • «Часики» – 5 раз
  • «Лошадка» – 5-7 раз

4. Пальчиковая гимнастика «Су-Джок»

Я мячом круги катаю
Взад вперед его гоняю
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.

5. Уточнение артикуляции звука

– Сейчас вы должны будете угадать и произнести звук по моему описанию.

Слушаем внимательно и выполняем действия по описанию.

  • губы открыты,
  • зубы разомкнуты (между зубами широкое пространство),
  • язычок поднят вверх и дрожит,
  • воздушная струя сильная.

– Правильно, это звук [Р].

6. Произношение изолированного звука

– Ребята, давайте вспомним, как рычит тигр?

– А как мурлычет кошка?

(муррр, муррр, муррр)

7. Развитие фонематического слуха

Игра «поймай звук [Р]» (хлопни в ладоши, когда услышишь звук, слоги со звуком, слова со звуком)

  • :Р Р С З Л К Н Р Ж З Р Р Р Л Д В Ы Р
  • РА-ЛО–РЫ-КО-МЫ-РО-ДА-ПО-АР-РУ-ВЫ-УР
  • Марка, лук, комар, рак, батон, крот, дом, стол, топор, окно, ракета.

8. Физкультминутка

Раз, два — выше голова.
Три, четыре — руки шире.
Пять, шесть — всем присесть.
Семь, восемь — встать попросим.
Девять, десять — сядем вместе.

9. Автоматизация звука в слогах, словах и предложениях

Игра «Кулачки» (проговариваем прямые слоги и сгибаем пальчики правой руки, обратные и сгибаем пальчики левой руки)

  • 1 ребенок: слоги –РА- (ра-ра-ра-ра-ра) и –АР- (ар-ар-ар-ар-ар)
  • 2 ребенок: слоги –РО- (ро-ро-ро-ро-ро) и –ОР- (ор-ор-ор-ор-ор)
  • 3 ребенок: слоги –РЫ- (ры-ры-ры-ры-ры) и –ЫР- (ыр-ыр-ыр-ыр-ыр)

Игра «Один-много»

– Сейчас мы с вами встанем в круг и сыграем в игру с мячом, я буду кидать вам мяч и называть слово, вы должны будете кинуть мне мяч обратно и назвать это слово во множественном числе. Например: рак-раки и т.д.

Ракета (ракеты), барабан (барабаны), ручка (ручки), перо (перья), рыба-рыбы, марка-марки, кран-краны, комар (комары), ранец (ранцы), тетрадь (тетради), карандаш (карандаши), морковка (морковки), помидор (помидоры).

Игра «Определи место звука»

– Дети, подойдите к доске и выберете одного щенка, но так, чтобы в его имени обязательно был звук [Р] (после того, как дети выбрали по одному герою, логопед проверяет правильность их выбора). Назовите имена героев, которых вы выбрали. Положите в то окошко на схеме, в котором расположен наш звук [Р]. (в начале слова в первое окошко, в середине – во второе, в конце – в третье).

Читайте также:
Развитие речевой активности детей в процессе разных видов деятельности

(продолжить игру с другими предметными картинками на заданный звук по 3-5 картинок на ребенка)

Игра «Назови ласково»

– А теперь назовите предметы на картинках ласково. Например: рука-ручка, роза-розочка и т.д.

Игра «Опиши» (розовый, коричневый, оранжевый шарики)

– Что это? (шарики) Какие они? Попробуйте описать их.

(логопед раздает детям по одному шарику и просит описать его)

10. Итог занятия

Давайте вспомним, какой мы с вами прошли звук? (звук [Р]) Что вам больше всего понравилось на нашем занятии сегодня? Хотите еще поиграть в такие игры? Дома с родителями, вы можете их повторить (выдаются тетради для домашних заданий). В награду за ваши старания, вы можете забрать по одному нашему гостю и воздушному шарику к себе домой.

Конспект занятия по автоматизации звука (Р)

Подготовила: студентка 2 курса группы ЛО-14 ПИ СВФУ Григорьева Оксана Тихоновна,

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск

Тема занятия: Звук [Р].

Этап занятия: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах.

Цели:

  • закреплять знание о механизме звука [Р] и его акустических особенностях;
  • автоматизировать звук [Р] в слогах и словах.
  • развивать артикуляционную моторику посредством артикуляционной гимнастики;
  • развитие слухового внимания, памяти;
  • закреплять кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад;
  • формировать правильную голосовыдыхаемую струю;
  • уточнять правильную артикуляцию звука [Р];
  • развивать мелкую моторику;
  • развивать графо-моторные навыки.
  • формировать положительную установку на занятие;
  • развивать умение внимательно слушать в ходе всего логопедического занятия;
  • прививать интерес к занятиям.

Оборудование: предметные картинки, карандаш, ленточка, зеркало.

1.Организационный этап.

– Здравствуй, Антон! Сегодня к нам в гости из сказочного леса приехал Дракоша, на своем грузовике. Он оказывается не умеет произносить звук [Р], и приехал к нам за помощью. Поможем ему? (поможем!)

2. Сообщение темы.

– Научим нашего гостя красиво и правильно произносить звук [Р].

3. Артикуляционная гимнастика.

– Сначала мы покажем артикуляционную гимнастику для нашего Дракоши. Чтобы красиво и правильно произносить звук [Р], нужно потренировать наш язычок.

«Лопаточка», «Парус», «Качели», «Чашечка», «Маляр», «Дятел».

4. Упражнение на дыхание «Фокус».

– А теперь сделаем дыхательную гимнастику. Покажем нашему гостю «Фокус».

– Улыбнись, приоткрой рот, нижняя челюсть должна быть неподвижна, язык сделай в форме «Чашечки», и сдуй салфеточку с носика.

5. Анализ артикуляции. Артикуляция звука [Р].

– Давай вспомним, как работают наши губки и зубки, когда мы произносим звук [Р].

– Какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука [Р]? (Губы полураскрыты, зубы разомкнуты).

– А где находится кончик языка? (Кончик языка поднят вверх и дрожит).

– Что делает горлышко? (поёт)

– Какая воздушная струя? (сильная, тёплая)

6. Характеристика звука

– Теперь давай дадим характеристику этому звуку.

– Звук [Р] какой, гласный или согласный звук? (согласный).

– Почему согласный? (так как нам – мешает «петь» язык).

– Звонкий или глухой звук? (звонкий)

– Почему звонкий? (так как в горле работает «голосовой моторчик»)

– Звук [Р] твердый или мягкий? (твердый).

– Каким цветом его обозначаем? (синим).

– Давай теперь обобщим наши знания о звуке [Р]. Звук [Р] -согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом, буквой Р.

7. Автоматизация правильного произношения звука [Р]. Произношение изолированного звука.

Упражнение «Заведем машину».

– У нашего Дракоши сломалась машина.

Читайте также:
Литературная викторина по сказкам русских писателей

– Давай поможем завести этот грузовик. Какой звук издает мотор машины? (р-р-р-р).

– Сначала тихо; (р-р-р-р).

– Очень громко; (р-р-р-р).

– Молодец! Грузовик Дракоши завелся.

8. Развитие мелкой моторики, координация речи с движением.

Упражнение: «Собери грузовик».

– Посмотри на грузовик, как думаешь, чего не хватает у машины Дракоши? (бортика)

– Правильно! Давай сделаем бортик, поможем нашему гостю.

9. Развитие фонематического восприятия.

– Покажем Дракоше как мы работаем с пеналом. Определим место звука в слове шофер (мотор, руль, экскаватор, рука, ракета, корабль).

10. Автоматизация звука [Р] в слогах.

Игра «Повтори за мной».

– Ой, оказывается наш Дракоша не умеет произносить слоги со звуком [Р]. Давай мы научим нашего гостя Дракошу, произносить слоги правильно и красиво.

11. Развитие лексико-грамматического строя речи. Закрепление лексической темы.

– Давай расскажем Дракоше, какую тему мы проходили на этой неделе? (Ягоды и грибы).

– Правильно! Поиграем в игру «Один-много» с мячиком.

Гриб – грибы, ягода – ягоды, малина- малины, морошка- морошки, брусника- брусники, земляника- земляники.

12. Автоматизация звука в словах.

– Теперь ты будешь повторять слова, говоря их четко и громко, чтобы наш гость услышал, и научился наконец произносить звук [Р].

Рыба, рыбак, рынок, рыть, рысь, рыжик, ура, нора, гора, кора, буран, парад.

13.

Игра «Скажи наоборот».

– Наш Дракоша очень хочет поиграть с тобой в игру «Скажи наоборот». Поиграешь с ним? (да). Ты должен сказать противоположное слово, например, медленный-быстрый.

Веселый — грустный, , смелый — трусливый, мягкий — твердый, сухой — мокрый, мелкий- крупный, длинный — короткий, злой — добрый, тихий — громкий, , новый — старый, молодой — старый, плохой — хороший, левый — правый, ленивый — трудолюбивый.

14. Связь звука с буквой.

– Давай вспомним, в каком домике живет звук [Р]? (в букве Р).

15. Развитие графо-моторных навыков. Упражнение в тетради.

– Обведи пальчиком букву [Р]. Заштрихуем букву.

16. Д/З. Повторить артикуляционную гимнастику.

17. Итог занятия.

Антон, нашему гостю пора возвращаться в свой сказочный лес. Ему очень понравилась поиграть с тобой. Дома он будет усердно заниматься, делать артикуляционную гимнастику, и обязательно научиться произносить звук [Р].

18. Оценка занятия.

Молодец, Антон! Сегодня ты очень хорошо поработал. Спасибо за занятие!

Конспект индивидуального занятия. Автоматизация звука “Р”
план-конспект занятия по логопедии на тему

Конспект индивидуального занятия. Автоматизация звука “Р”

Скачать:

Вложение Размер
individualnoe._avtomatizatsiya_r.docx 19.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р]

Цель: автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях.

  • Упражнять в правильном произнесении звука [Р] в слогах, словах и предложениях;
  • Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных;
  • Образование существительных, обозначающие названия профессий;
  • Знать артикуляционные упражнения;
  • Знать артикуляцию звука Р и его характеристику;
  • Уметь определять место звука Р в словах (в начале, в середине, в конце);
  • Знать графический образ буквы Р;
  • Развивать фонематический слух
  • Развивать навыки звукового анализа и синтеза
  • Развивать целостное восприятие
  • Развитие мелкой и общей моторики.
  • Воспитание стремления овладеть правильной речью;
  • Воспитание положительного интереса к логопедическим занятиям

Разрезная картинка «Автобус», карточки с цифрами 2 и 3, игрушки: собачка, слон, три «тумбы» (разноцветные кубики), картинки со звуком [Р] в начале, в середине, в конце слова, мозаика, настенное зеркало, мяч.

1. Организационный момент.

– Сегодня мы с тобой отправимся в цирк. Нас ждет интересное представление.

2. Артикуляционная гимнастика.

– Но прежде чем идти в цирк, нужно разработать язычок.

  • Упражнение «Чистим зубки»

2.Показать зубы, приоткрыть рот

3.Кончиком языка поочередно «почистить» нижние и верхние зубы

  • Упражнение «Барабанщик»

3.Кончиком языка постучать за верхними зубами, произнося звук Д: д-д-д (сначала медленно, постепенно убыстрять темп). Нижняя челюсть неподвижна. (Можно попытаться ватной палочкой под языком во время частого произнесения д-д-д создать искусственную вибрацию языка).

  • Упражнение «Маляр»

3.Кончиком языка погладить («покрасить») небо, делая движения языком вперед-назад

– Впереди остановка. На чём можно ехать в цирк? Собери картинку, и ты узнаешь, на чём мы поедем в цирк. (Ребенок собирает из частей картинку «автобус»).

– Так на чём мы поедем?

– Завели мотор! Поехали! «Мотор рычит Р-Р-Р…» (Ребенок громко произносит звук [Р]).

3. Характеристика звука [Р].

– Какой звук произносим? Какой он – звук [Р]?

– Согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом, буквой Р.

4. Автоматизация звука.

– Вот мы и в цирке. Как ты думаешь, какие артисты работают в цирке? (Ответ ребёнка)

Представление начинается. Выступают дрессированные собачки.

– Они знают цифры: произнесут им цифру, и собачки лают столько же раз.

– Я произнесу слог, а ты его повтори, соответствующее цифре количество раз:

пра – 2 дры — 3 пар — 2 пар — 3

– На арене выступает клоун. Он пытается показать фокус:

большие предметы превратить в маленькие. Поможем ему?

– Большое ведро, а маленькое … ведёрко, коробка – коробочка, торт – тортик, помидор — помидорчик, картина – картиночка, карандаш – карандашик, рубашка – рубашечка.

3) в предложениях

– Как ты думаешь, что делает клоун в цирке? (Ответ ребёнка) Клоун смешит в цирке детей, вот и тебя он тоже хочет рассмешить.

– Послушай, правильно ли он говорит и исправь, если нужно ошибки.

Игра с мячом «Бывает, не бывает»

– Дровами рубят топор.

– Сахар грызёт Иру.

– Дорога едет по грузовику.

5. Развитие фонематического слуха. Образование существительных, обозначающие названия профессий.

– Во время представления громко играет цирковой оркестр.

– Давай посмотрим, какие инструменты в нём есть. Назови такие инструменты, в названиях которых есть звук [Р]: барабан, труба, пианино, гитара, бубны, гармошка.

– Молодец! Правильно назвал инструменты! Как назовём человека, который играет на гармошке? Отвечай, пожалуйста, полным ответом. (Гармонист)

6. Динамическая пауза

– Если мы будем играть на гармошке, кем мы будем? (Имитация игры на гармошке)

Мы играем на гармошке

Громко хлопаем в ладошки!

Головой слегка качаем,

Руки кверху поднимаем!

7. Позиция звука в слове.

– А представление в это время продолжается. На арену выходит дрессированный слон.

– Ему по команде нужно занять одну из трёх тумб. Командой для него служит картинка. Если звук [Р] в начале слова, слон встанет на первую тумбу, если в середине – на вторую, а если в конце слова – на третью тумбу. Логопед показывает картинки (ромашки, комар, рыба, баран, забор, корова)

(Ребёнок называет картину, определяет место звука в слове и помещает слона на нужную тумбу).

8. Упражнение в правильном произнесении звука [Р].

– Представление заканчивается. Артисты прощаются со зрителями.

Ирк – ирк – ирк – все любят цирк.

Ры – ры – ры – шары в руках у детворы

Ра – ра – ра – до свидания, детвора.

Пра – пра – пра – артистам отдыхать пора.

(Ребёнок проговаривает чистоговорки за логопедом).

9. Мелкая моторика рук.

-Прощаясь, артисты подарили нам мозаику, давай фишками мозаики выложим букву Р.

10. Итог занятия.

– Пора возвращаться домой.

– Полина, скажи, выступление каких артистов тебе понравилось? Отвечай, пожалуйста, полным ответом.

– А какой звук мы брали с собой в цирк? (Ответ ребёнка).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект индивидуального занятия. Автоматизация звука Р

Цель: Автоматизация зв. Р. Задачи:Коррекция психофизических функций;Развитие умения давать характеристику зв. Р.Развитие функции языкового анализа и синтеза .Подбор антонимов. Падежное упра.

Конспект индивидуального занятия “Автоматизация звука (р) в слогах, словах, прдложениях”

Конспект занятия предназначен для ребенка 6 – 7 лет, на этапе автоматизации звука (р).

Конспект индивидуального занятия “Автоматизация звука Л в слогах и словах”.

В данном занятии показаны способы автоматизации звука Л закрытых в слогах, даны упражнения на развитие мелкой и общей моторики, грамматических категорий.

Конспект индивидуального занятия “Автоматизация звука С”

В конспекте представлена индивидуальная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук, формированию воздушной струи и автоматизации звука С в словах.

Конспект индивидуального занятия “Автоматизация звука [С] в слогах и словах”

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [С] Цель: автоматизация звука [С] Задачи:Коррекционно – обучающие: автоматизировать звук [С] в слогах и словах; упражнять в выде.

Конспект индивидуального занятия “Автоматизация твердого звука (р) в словах и предложениях”.

Индивидуальное занятие с использованием мультимедийной презентации для закрепления звука (р) в словах и предложениях.

Конспект индивидуального занятия “Автоматизация звука Р во фразах”

Разнообразный материал по автоматизации звука Р во фразах.

Конспект индивидуального логопедического занятия. «Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях».

Алферова Татьяна Николаевна,

учитель-логопед МАДОУ д/с 143 г. Тюмени,

1 квалификационная категория,

педагогический стаж: 20 лет.

Образовательные:

– закреплять правильное произношение звука [Р] в слогах, словах, предложениях;

– согласовывать существительные с числительными;

– закреплять навыки словоизменения существительных;

– уточнить представления по теме «Животные зоопарка» (названия, чем питаются).

Коррекционно-развивающие :

– развивать фонематический слух ребенка (определять наличие заданного звука в слове);

– формировать навыки фонематического анализа (определение позиции звука в слове);

– развивать артикуляционную моторику и речевое дыхание;

– развивать общую координацию при подвижной речевой игре.

Предшествующая работа :

– разучивание комплекса артикуляционной гимнастики для звука [Р];

– развитие направленной воздушной струи;

– формирование (постановка) правильного произношения звука [Р];

– автоматизация звука [Р] изолированно, в открытых и закрытых слогах, в слогах со стечением согласных, в словах и словосочетаниях;

– формирование умения определять наличие звука [Р] в словах;

– формирование умения определять позицию звука в слове;

– согласование существительных с числительными.

Оборудование:

1.Картинки-символы артикуляционной гимнастики для звука [Р]

2.Предметные картинки по теме «Зоопарк»

– общий вид Зоопарка;

– животные со звуком [Р] в названии: жираф, тигр, носорог, крокодил, росомаха, морж, зебра, мартышка и другие;

– животные без звука [Р] в названии;

– дидактическая игра «Кто чем питается».

3. Картинка поезд с тремя вагонами с обозначениями позиции звука в слове.

4. Картинки животных для игры «1-2-5».

Возрастная категория : ребенок 5-7 лет.

Продолжительность занятия : 20 минут.

1 . Организационный момент. Установка на занятие.

Здравствуй, дружок. Сегодня к нам в гости пришел жираф, его зовут Рома. Он хочет загадать тебе загадку. Послушай загадку, назови отгадку:

Это очень странный сад,
Звери в клетках там сидят,
Его парком называют,
Люди в парке отдыхают.
Там укрытия, вольеры,
За забором ходят звери.
Как мы этот парк зовём
И смотреть зверей идём? (1)

Ребенок называет отгадку: это зоопарк.

Молодец, а ты был в зоопарке?

Давай создадим свой собственный зоопарк! Наш зоопарк будет необычный. Мы поселим в нем только тех животных и птиц, в названии которых есть звук [Р] .

2. Артикуляционная гимнастика, развитие речевого выдоха.

Все животные ждут нас на волшебной лесной полянке,

а доберемся мы туда вот по этой тропинке.

Вышли мы на тропинку и увидели лягушку.

(Упражнение «ЛЯГУШКА» 5-7 секунд)

Идем дальше и вдруг видим – бегемот!

(упражнение «БЕГЕМОТИ»- 5-7 секунд).

Пошли мы по тропинке дальше, а перед нами – лошадка!

Сели на лошадку, взялись за поводья поехали

(упражнение «ЛОШАДКА»- 5-7 секунд).

Вдруг кто-то встал у нас на пути, остановим ЛОШАДКУ,

БРРРРРР (Упражнение «КУЧЕР» сильный длительный выдох).

Кто это? Это – ИНДЮК! (Упражнение «ИНДЮК» 5-7 секунд)

А мы поскакали дальше (упражнение «ЛОШАДКА»- 5-7 секунд)

Вдруг мы выехали на красивую полянку. Останови лошадку!

БРРРР (Упражнение «КУЧЕР» сильный длительный выдох).

Тишина! Дятел застучал на дереве. Сначала медленно, а теперь – быстро.

(Упражнение «ДЯТЕЛ» в медленном темпе, затем – в быстром темпе)

Посмотри, какие красивые грибы растут на этой полянке! Соберем грибы!

Упражнение «ГРИБОК»( каждый «грибок» держать 3-5 секунд)

3. Уточнение артикуляции звука [Р]

Собрали грибы, пересели на машину, поехали!

Чтобы мотор у машины красиво зарычал, давай вспомним, как нужно правильно произносить звук [Р] : рот приоткрыт, губы в улыбке, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончит языка поднят к альвеолам и вибрирует.

Покажи, как красиво рычит мотор: РРРРРР.

Мы подъехали к горе. А в горах – эхо.

4. Автоматизация звука [Р] в слогах:

Все, что произнесет человек – эхо повторяет за ним несколько раз, сейчас ты будешь моим эхом, повтори то, что услышишь, 3 раза:

5. Развитие фонематического слуха, выделение звука [Р] в словах:

А мы поехали дальше, а вот и наша волшебная поляна! На поляне нас ждут разные животные. Давайте будем называть их и выбирать тех, в названии которых услышим звук [Р]:

Молодец, а теперь перечисли всех животных, которых ты выбрал для зоопарка, не забывай правильно произносить звук [Р].

6. Определение позиции звука в слове.

Чтобы доставить животных в наш зоопарк, посадим каждое животное в клетку, а клетки погрузим в вагоны. В нашем поезде 3 вагона, пусть в первом вагоне поедут те животные, в названии которых звук [Р] стоит в начале слова, во втором – в середине слов, в третьем – в конце слова.

Пока поезд везет наших животных в зоопарк, давай рассмотрим их. Посмотри, какая красивая шкура у жирафа – она пятнистая, У кого из животных шкура тоже пятнистая? ( У рыси)

А у тигра шкура какая? (Полосатая). У кого из животных шкура тоже полосатая? (У зебры).

Животные предлагают тебе поиграть, послушай песенку и повтори движения за мной:

У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. Хлопаем по всему телу ладонями.

На лбу, ушах, на шее, на локтях, Обоими указательными пальцами
На носах, на животах, коленях и носках. дотрагиваемся до соответствующих . частей тела
А у тигра есть полоски, есть полосочки везде «Рисуем» ребрами ладоней полоски

А у тигра есть полоски, есть полосочки везде. по всему телу.

На лбу, ушах, на шее, на локтях, Обоими указательными пальцами
На носах, на животах, на коленях и носках. дотрагиваемся до соответствующих
частей тела.
И у зебры есть полоски, есть полосочки везде. Движения, как для тигра.
И у зебры есть полоски, есть полосочки везде,

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.

8. Согласование существительных с числительными. Игра «1-2-5».

Вот мы и приехали, давай посчитаем наших животных

9. Автоматизация звука во фразе. (3)

Пришло время наших животных накормить. Посмотри на картинки и выбери, что ты дашь каждому животному. (Строим фразу «Я накормлю кого? Чем?» (если слово «накормлю» пока не получается, можно заменить на фразу «Я дам кому? Что?»))

Я дам мартышке банан.

жирафу – веточки с листьями

10. Подведение итогов .

В зоопарке наступает ночь, звери легли спать. Тебе понравился наш зоопарк? Мы еще вернемся сюда.

Ты сегодня хорошо поработал, красиво произносил звук [Р]. Следи за своей речью и всегда произноси звук [Р] правильно.

1. Азова Е.А., Чернова О.О. Учим звуки [р] ,[р`] . Домашняя тетрадь логопедическая для детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

2. Акименко В.М.Исправление звукопроизношения у детей : учебно-методическое пособие / В.М. Акименко. — Изд. 2-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2009.

3. Каше Г.А. Подготовка детей с недостатками речи к школе. – М.: Просвещение, 1985.

4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов.- М., Гном-Пресс, 1999.

5. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи.- М: Эксмо, 2003

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Логопедическое занятие на тему: «Работа со спрятанным предметом» Лексическая тема: «Чайная посуда»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Логопедическое занятие по развитию диалогической речи для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

Вложение Размер
logopedicheskoe_zanyatie_na_temu.doc 35 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие на тему:

«Работа со спрятанным предметом»

Лексическая тема: «Чайная посуда»

-развитие диалогической речи при работе с закрытым предметом;

-закрепление знания названий предметов чайной посуды (частей предметов);

-развитие умения рисовать по представлению;

-развитие восприятия параметров предмета: ширина (узкий, широкий); высота (снизу, сверху);

-развитие активного словаря;

-развитие познавательных интересов;

-воспитание культуры общения.

Оборудование: ширма, столовая посуда, чайная чашка, цветные карандаши, бумага.

Предварительная работа: чтение и обсуждение произведения К.И. Чуковского «Федорино горе»; беседа о посуде.

  1. Организационный момент

Дети здороваются, представляются

  1. Игра «Вежливые отгадки»

Цель: закреплять у детей умение похвалить друг друга, сказать добрые слова, выразить одобрение, отвечать на побуждение.

Дети становятся в круг. Выбирается водящий. Он садится в середину круга на стульчик м закрывает глаза. Дети, держась за руки, идут по кругу, приговаривая в такт движения:

Раз, два, три, четыре, пять,

Кто тебя сейчас похвалит,

Комплимент тебе подарит?

С последним словом дети останавливаются, логопед дотрагивается рукой до одного из детей, который произносит похвалу, одобрение, а водящий, не открывая глаз, должен отгадать, кто сказал комплимент.

  1. Путешествие в гости к бабушке Федоре

3.1.Чтение отрывка из произведения К.И. Чуковского «Федорино горе».

Дети угадывают из какой сказки отрывок, кратко передают содержание произведения.

Приглашение детей в гости к Бабушке Федоре

  1. Беседа о чайной посуде. Называние предметов чайной посуды (чашка, кружка, блюдце, чайная ложечка, сахарница, чайник, самовар); называние частей предметов.
  2. Игра «Угощайся пирожком».

Цель: учить детей предлагать угощение и вежливо отвечать на предложение.

Материал: Картинки с изображением ягод – малины, черной смородины, ежевики.

Дети рассматривают и называют картинки.

-Давайте поиграем, – предлагает педагог, – пусть это будут не картинки, а пирожки. Это пирожок с малиной, это с ежевикой и т.д. Будем угощать друг друга. Логопед берет картинку и, обращаясь к ребенку, говорит: «Угощайся, Вася, пирожком с малиной». А ты можешь ответить: «Спасибо, я люблю пирожки с малиной» или «Спасибо, я сыт, можно я угощу Олю?».

После объяснения условий игры дети по очереди «угощают» друг друга.

3.4. Дыхательная гимнастика

Игра «Остуди чай»

Цель: выработать направленную воздушную струю, идущую посередине языка.

Детям предлагается подуть на горячий чай, чтобы остудить его.

  1. Физкультминутка

Логопед читает отрывок из произведения К.И. Чуковского «Федорино горе», дети выполняют соответствующие движения.

Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла…

…Но,как черная железная нога,

Побежала, поскакала кочерга…

…Утюги бегут, покрякивают,

Через лужи, через лужи перескакивают…

…Из окошка вывалился стол

И пошел, пошел, пошел, пошел…

  1. Работа со спрятанным предметом

За ширмой спрятана чайная чашка. Логопед предлагает детям задать вопросы о том, какой предмет за ширмочкой, а также какого он цвета, размера, формы, есть ли на нем рисунок и т.д.

  1. Описание чашки

Логопед предлагает детям нарисовать чашку в подарок бабушке Федоре. Для этого детям предлагается вспомнить описание чашки. Один-два ребенка описывают чашку.

  1. Рисование чашки

7.1. Игра «Передай карандаши»

Цель: активизировать в речи детей различные варианты выражения просьбы.

Материал: наборы цветных карандашей.

Дети по цепочке должны передать друг другу наборы карандашей, вежливо обращаясь друг к другу.

Примерные формулы выражения просьбы, используемые в игре:

– Если тебе не трудно….

– Сделай доброе дело, передай…

– Я тебя очень прошу…

7.2. Рисование чашки

дети самостоятельно рисуют чашку. В процессе рисования они могут обратиться к логопеду с вопросами.

  1. Анализ работ детей, подведение итогов

Ширмочка открывается, дети видят чашку. Чашка-образец и работы детей ставятся на столик. Дети сравнивают свою работу и работы других детей с образцом, находят сходства и различия.

Логопед поощряет детей за выполненные работы, просит быть внимательнее тех, кто допустил неточности.

Дети дарят свои рисунки бабушке Федоре.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия “Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»”

автоматизировать правильное произношение звуков; обогащать экспрессивный словарь словами антонимами однокоренными словами; совершенствовать грамматический строй речи(образование прилагательных при пом.

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия “Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»”

Развивать артикуляционную тонкую и общую моторику; координацию речи с движением, речевое дыхание, зрительный гнозис, пространственный праксис, внимание, память, речевой слух. .

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия “Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»”

Развивать артикуляционную тонкую и общую моторику; координацию речи с движением, речевое дыхание, зрительный гнозис, пространственный праксис, внимание, память, речевой слух. .

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»

Развивать артикуляционную тонкую и общую моторику; координацию речи с движением, речевое дыхание, зрительный гнозис, пространственный праксис, внимание, память, речевой слух. .

НОД ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА МАТЕРИАЛЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЫ: «ВЕСНА В ЛЕСУ» в старшей группе ГБДОУ г.Севастополя «Детский сад № 107 комбинированного вида»

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:1. Обучать детей разным видам рассказывания по сюжетной картине.2.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по лексической теме “Космос”

Задачи:Коррекционно-образовательные:· Уточнить и расширить знания детей о космосе;· Активи.

Конспект логопедического занятия для средней группы детского сада по лексической теме “Комнатные растения”

Обогащение словарного запаса, развитие мелкой и общей моторики, речевого выдоха.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: