Конспект занятия на развитие фонематического восприятия, фонематического слуха

Конспект занятия: «Развития фонематического восприятия, фонематического слуха»

Конспект занятия: «Развития фонематического восприятия, фонематического слуха».

Конспект занятия «Путешествие по сказкам»

Цель: развивать фонематическое восприятие, фонематический слух, умение дифференцировать звуки.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся друг с другом и пожелаем друг другу хорошего настроения. Сегодня в гости к нам пришел …, а кто пришел вы сейчас попробуете догадаться сами. На доске вывешиваются картинки, детям предлагается назвать их и выделить в названиях первый звук. (лампа, утюг, ножницы, телевизор, индюк, крыша).Правильно ребята, к нам пришел Лунтик.

2. Основная часть.

Ребята, Лунтик предлагает вам выполнить его интересные задания. Он хочет посмотреть, как вы умеете выполнять задания. Вы согласны показать Лунтику, что вы умеете делать? (ответы детей). Ну, тогда начнем. Первое задание, которое приготовил Лунтик, называется «ПОЙМАЙ ЗВУК»

Ребята, внимательно послушайте слова которые я вам назову, если в названном слове слышится звук С, вы должны хлопнуть в ладоши слова:

―сова, ―зонт, ―лиса, ―лес, ―коза, ―слон, ―жук, ―коса, ―ѐжик, ―нос, ―стакан.

Справились с этим заданием.

Переходим к следующему и это задание называется «КАКОЙ ЗВУК ЕСТЬ ВО ВСЕХСЛОВАХ?»

Логопед произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь — и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах.

Дети называют звук «ш».

Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах:

жук, жаба, лыжи – «ж»;

чайник, ключ, очки – «ч»;

щетка, ящик, щавель – «щ»;

селедка, Сима, лось – «сь»;

коза, замок, зуб – «з»;

зима, зеркало, вазелин – «зь»;

цветок, яйцо, курица – «ц»;

лодка, стул, лампа – «л»;

липа, лес, соль – «ль»;

рыба, ковер, крыло – «р»;

рис, крепость, букварь – «рь».

Логопед следит, чтобы дети четко произносили звуки, правильно называли твердые и мягкие согласные.

Ребята, у Лунтика было день рождение. Мила решила подарить ему свой рисунок. Но пока она его несла, начался дождь и смыл половину рисунка. Давайте мы с вами поможем Миле дорисовать рисунок.

Упражнение «Продолжи узор».

Инструкция: посмотрите внимательно на рисунок. Здесь изображен сложенный пополам платочек. Как вы думаете, если платочек развернуть, какой у него вид? Дорисуй платочек так, чтобы он выглядел развернутым. Помните, что вторая половина должна быть точно такой же, как и первая.

4. Физкультминутка.

– Молодцы, ребята и с этим заданием вы отлично справились. А теперь давайте мы немножко отдохнем, а поможет в этом нам Лунтик.

5. Ребята, Лунтик на чердаке у бабы Капы нашел интересные предметы и среди них он увидел интересные картинки. Картинки были перепутаны. Давайте поможем Лунтику разобрать их.

Игра «Найди картинки»

Игра проводится в виде эстафеты. Дети делятся на 2 команды. Одна команда собирает картинки, например со звуком Л, другая со звуком Р. Один игрок может взять одну картинку.

Когда все дети возьмут по картинке, они поворачиваются друг к другу и называют картинки, выделяя голосом свой звук. Выигрывает та команда, которая правильно и быстрее соберет картинки.

6. Ребята, Лунтик очень часто теряет звуки, давайте поможем найти эти звуки и отдадим их Лунтику, чтоб он их больше не терял.

Игра «Какой звук выпал из слова?».

Дети слушают слова и называют «выпавший» звук (крот — кот, лампа — лапа, пилка — пила).

3. Заключительная часть.

– Молодцы, ребята. Вы сегодня помогли Лунтику справиться с заданиями. Наше занятие подошло к концу. Скажите мне, пожалуйста, чему вы научились на занятии? (ответы детей). А где вы можете применять знания, которые вы сегодня получили на нашем занятии?

Составила
учитель-логопед:
Неугодникова Яна Юрьевна

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию фонематического слуха Тема «Волшебные звуки» (старшая группа)

Екатерина Порошина
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию фонематического слуха Тема «Волшебные звуки» (старшая группа)

Тема «Волшебные звуки» (образовательная область «Речевое развитие в интеграции с образовательными областями «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие, «Физическое развитие»)

Цели: развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие на материале речевых и неречевых звуков.

– формирование умения различать речевые и неречевые звуки

– воспитывать у детей слуховое и зрительное внимание и память;

Развивать память, логическое мышление.

Читайте также:
Формирование звукопроизношения у двуязычных детей билингвов

Коррекционно-развивающие:

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия детей на материале неречевых и речевых звуков

– Знакомить детей с органами артикуляции;

Развивать артикуляционную моторику и общую моторики;

– воспитывать положительное отношение, интерес и желание к изучению нового материала;

– воспитывать умение слушать педагога и сверстников;

– формирование навыков сотрудничества, взаимопомощи – работа в паре;

– воспитывать уважительное отношение друг к другу;

– воспитывать желание активно работать на занятии.

– формировать информационную культуру у детей через использование ИКТ на занятии.

Ход занятия

1. Организационный момент. Приветствие

Логопед: Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть!

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно.

Говорю я вам «Привет!».

Улыбнитесь мне в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука.

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг!

Логопед: Сегодня, ребята, у нас с вами необычное занятие, мы отправимся путешествовать по сказке. А по какой сказке, вы должны угадать. (логопед берет в руки куклу Гуся)

Кукла гусь: Сейчас я Ванечку схвачу

И награду получу

Той, что на одной ноге

Дети: Гуси – лебеди

Логопед: Правильно гуси – лебеди.

Кукла Аленушка: Ваня, братик,где ты мой

Я уже пришла домой.

Ой, беда, ой помогите

Гуси, братика верните!

Улетели гуси прочь

Кто же сможет мне помочь?

Логопед: Ребята, Аленушки просит найти и спасти своего братца Иванушку, его гуси-лебеди унесли к Бабе Яге. Поможем Аленушке?

Ребята, а как нам попасть в сказку? (ответы детей). Правильно нужны волшебные слова. Я вас поведу по сказке, давайте скажем волшебные слова, которые помогут нам с вами попасть в сказку.Послушайте их:

Ать-ать-ать – начинаем мы играть.

Ес-ес-ес –ждет нас множество чудес!

А теперь давайте повторим все вместе (дети повторяют 2 раза).

2. Развитие фонематического восприятия на материале неречевых звуков.

Игра «Отгадай звуки природы»

Логопед: Ребята, вот и попали мы с вами в сказочный лес, а сказочный он, потому что в этом лесу живут звуки. Давайте мы послушаем и скажем, какие звуки слышите вы (звуки природы, животных, птиц). Это были неречевые звуки. А как вы думаете какие звуки еще бывают? (дети: речевые). Правильно звуки, которые произносит человек называются речевые.

3. Развитие фонематического восприятия на материале речевых звуков.

Игра на интерактивной доске «корзиночка с яблоками»

– Ребята, на нашем пути стоит дерево. Что это за дерево, знаете? (яблоня).

Логопед: давайте послушаем какое задание приготовила нам яблоня (работа с интерактивной доской – нужно положить в корзинку только те яблочки, в которых есть звук О).

(Ребенок подходит к доске, и раскладывает яблочки в корзинку).

4. Развитие фонематического слуха на материале слогов

Игра «повтори за мной»

Ребята, смотрите мы дошли до речки, может речка знает, куда гуси-лебеди полетели? В речке плавают волшебные рыбки да непростые, а с заданиями. Нам нужно правильно их выполнить, чтобы продолжать наш путь, иначе кто же спасет Ваню? А вот и рыбки с заданиями (дети ловят рыбок удочкой)

Логопед: рыбка хочет проверить, хорошо ли вы слышите все звуки. Через речку перепрыгнет тот, кто повторит за мной цепочку слогов без ошибок (садятся на коврик)

Молодцы, ребята! Справились с заданием. Все у нас получается. Рыбку мы отпустим обратно, а сами пойдем дальше.

5. Динамическая пауза.

Логопед: Ну что, ребята, наше путешествие продолжается, идите все ко мне, вставайте в кружок, чтобы нам было веселее идти, давайте выполним следующее упражнение (логопед произносит слова, показывая движения).

В темном лесу есть избушка (шагаем)

Стоит задом наперед (поворот)

В той избушке есть старушка (наклоны)

Бабушка Яга живет (наклоны)

Нос крючком (показать нос)

Глаза большие (показать глаза)

Словно угольки горят

Ух, сердитая какая! (грозит пальцем)

Дыбом волосы стоят.

Повторяйте за мной (3 раза).

6. Знакомство с органами артикуляции, артикуляционная гимнастика

Вот дошли мы с вами до печки.

Смотрите, ребята рядом с печкой кто-то сидит, может он нам подскажет, куда гуси-лебеди полетели.

Ежик: может и подскажу,но сначала ответьте на такой вопрос: С помощью чего мы произносим звуки?

Дети: Чтобы произносить звуки, нам нужен рот

Ежик: Рот – это домик звуков (демонстрация картинки).

Читайте также:
Конспект: Зоопарк, Животные жарких стран

В домике этом – Красные двери,

Рядом с дверями – Белые звери.

Красные двери это что? А что такое белые звери?

Дети: Это губы и зубы.

Логопед: И ещё один орган нужен для правильного произношения звуков. Отгадайте, о чём идёт речь.

Всегда во рту, да не проглотишь.

Если б не было его – не сказал бы ничего.

Логопед: Итак, правильно произносить звуки речи нам помогают губы, зубы и язык.

Ежик: И для правильного произношения звуков обязательно надо делать зарядку для язычка и губ.

(Дети подходят к зеркалу и повторяют упражнения)

Язычок наш,как лопатка:

Закруглённый, плоский, гладкий (Широкий язык высунуть, расслабить, подложить на нижнюю губу)

«Щетка – сметка»

Щеткой кухню подмету,

Наведу там частоту.

(Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык, двигать вправо, влево, не убирая его в глубь рта)

Вот веселые качели –

Выше крыши подлетели

(Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Тянуть языком попеременно к носу, к подбородку. Рот не закрывать)

Причешу лошадке хвостик

И на ней поеду в гости (открыть рот, щелкать языком, не закрывая рта)

Молодцы справились с заданием.

7. Развитие фонематического слуха в словах.

Игра «Верно или нет?»

Логопед: Всех героев сказки мы посетили, задания выполнили правильно, не отдает нам Иванушку Баба Яга.

На опушке, на дорожке

Стоит дом на курьих ножках

Что это? (избушка)

Посмотрите, кто сидит рядом с избушкой?

(Рядом с избушкой мышка).

Логопед: Мышка норушка помоги нам Иванушку вернуть.

Подготовила и она для нас задание. Послушайте, что здесь написано. Каждый звук важен, когда мы произносим слово.

Всему название дано – и зверю, и предмету.

Вещей кругом полным-полно, а безымянных нету.

И всё, что только видит глаз – над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас – означено словами.

Логопед: мышка хочет, чтобы вы правильно ее называли и никогда не путали с другими словами. Я буду называть ее, но правильно назову только один раз. Вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите правильное название.

Логопед: шишка, пышка, крышка, мышка, мартышка

Логопед: Вот видите, один или несколько звуков изменили, и уже не то слово получается.

Молодцы ребята, и с этим заданием справились.

8. Развитие фонематического восприятия в словах.

Работа в тетради. Упражнение «Что здесь лишнее?».

Но посмотрите, в окошке сидит Иванушка. И решает задание в тетради, которое баба яга ему дала. Давайте поможем Ванечке, и спасем его от бабы яги.

Логопед: Из четырех названий предметов в каждом ряду вы должны найти слово, которое по звучанию не похоже на остальные и обвести его в кружок».

Логопед: Молодцы, ребята, спасли Иванушку.

Дети, пройдите и лягте на коврик, закройте глаза и послушайте звуки природы.

Логопед: Откройте глаза. Медленно встаньте. Глубоко вдохните и выдохните.

10. Подведение итогов

Логопед: ребята, в то время, когда вы отдыхали, приходил Ванечка и в знак благодарности принес вам вот такие цветочные медальки, и сказал «спасибо», за то, что вы его спасли от бабы яги. А расскажите, что вам понравилось в нашем путешествие, какое испытание было самым интересным? (ответы детей)

(Логопед говорит слова, а дети выполняют действия, согласно тексту)

А теперь: Вместе хлопнули в ладоши, (хлопают)

Дружно топнули ногой. (топают)

Всё, во что мы, здесь играли (слушают)

Мы запомнили с тобой. (слушают)

До свиданья всем сказали, (говорят: «До свиданья»)

И отправились домой (идут в группу)

«Работа по развитию фонематического слуха» Из опыта работы по подготовке детей к школе В настоящее время предъявляются новые более высокие требования к дошкольному обучению и подготовке детей к школе. Основной задачей любого.

Картотека игр по развитию фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста «Развитие фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру» Игра «Поезд» № 1 Цель: Развивать речевое.

Конспект фронтального логопедического занятия для старшей группы с ОНР на тему «Звуки [Х], [Х’] и буква Х» Цель: Закрепление знаний о звуках Х-Хь, знакомство с буквой Х. Задачи: Коррекционно-образовательные: – Закрепление знаний о звуках Х — Хь,.

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию связной речи для детей с ОНР Тема: «Как мы искали кораблик». Цель: Составление рассказа по серии сюжетных картин. Задачи: – активизировать и расширять словарь признаков,.

Читайте также:
Звуковые зрительные символы в работе с детьми 4-5 лет, имеющих различные нарушения речи

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Транспорт» Цель: Правильное произношение звуков Р, совершенствование навыков словообразования. Задачи: Коррекционно-образовательные. 1. Расширение.

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Клубок» Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Домашние животные». Формирование целостного впечатления об.

Конспект НОД по развитию фонематического слуха для детей старшей группы «Что мы знаем и умеем» Конспект НОД для детей старшей группы на развитие фонематического слуха “Что мы знаем и умеем» Тема: Дифференциация звуков В – Вь. Цель:.

Конспект занятия по развитию фонематического восприятия тема «Звук [П] и буква П» Лексическая тема «Насекомые». Программное содержание: 1. Коррекционно-образовательные задачи: -Закреплять правильное произношение звука.

Конспект занятия по рисованию старшая группа. «Волшебные пузыри» Цель:креплять умение рисовать нестандартной техникой (рисование ладошкой, пальчиком, печатками). Упражнять детей в технике работы с гуашью.

Подгрупповое занятие по развитию фонематического слуха и восприятия старшего возраста «Страна звуков и слов. Звук [Ш]» Цель: Чёткое произношение звука Ш в речи и различение его на слух. Задачи: Коррекционно – образовательная: закрепить произношение звука.

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по формированию фонематических функций

Конькова Ирина Анатольевна , учитель-логопед
Нижегородская область, Варнавинский район, р. п. Варнавино

Цель занятия Совершенствование фонематического слуха и восприятия. Задачи Коррекционно – образовательные • Закрепить представления о правильной артикуляции звука [Л]. • Совершенствовать умение характеризовать звук по артикуляционным признакам. • Совершенствовать умение определять количество слогов в слове. • Формировать представления о глаголах совершенного и несовершенного вида путем сравнения читает – прочитал, и т.д.. Коррекционно – развивающие • Совершенствовать фонематический слух узнавать звук в ряду звуков, на фоне слогов и слов. • Совершенствовать движения мелкой и общей моторики, сопровождая движения речью. • Совершенствовать внимание и память. Коррекционно – воспитательные 1. Воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности чувство ответственности.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 11 «СВЕТЛЯЧОК» р. п. ВАРНАВИНО

подгруппового логопедического занятия

для детей старшего дошкольного возраста

по формированию фонематических функций.

“В гости к Лунтику”

Цель занятия: Совершенствование фонематического слуха и восприятия.

Коррекционно – образовательные:
• Закрепить представления о правильной артикуляции звука [Л].
• Совершенствовать умение характеризовать звук по артикуляционным признакам.
• Совершенствовать умение определять количество слогов в слове.
• Формировать представления о глаголах совершенного и несовершенного вида путем сравнения (читает – прочитал, и т.д.).

Коррекционно – развивающие:
• Совершенствовать фонематический слух: узнавать звук в ряду звуков, на фоне слогов и слов.
• Совершенствовать движения мелкой и общей моторики, сопровождая движения речью.
• Совершенствовать внимание и память.

Коррекционно – воспитательные:
1. Воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности; чувство ответственности.

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие».
«Социально-коммуникативное развитие».
«Физическое развитие».
«Познавательное развитие».

Методы и приемы: Игровой, наглядный, практический.

Оборудование: предметные картинки: стул, слон, лук, клубника, фиалка, яблоко, лампа, белка, лошадь; 3 корзинки разного размера, клубнички с кармашками.
Презентация: PowerPoin

Ход занятия:
1. Организационный момент
Встанем дружно мы в кружок,
За руки возьмемся,
А теперь мои друзья,
Друг другу улыбнемся.
(Дети «дарят» друг другу улыбки).
2. Сообщение темы

Учитель- логопед: Ветерок осенний дует, вертит,
В форточку влетел конвертик!
Ну-ка, Лена, посмотри,
Что там прячется внутри? (Ребенок открывает конвертик).
Учитель- логопед: Ой, здесь письмо!
Я родился на луне,
Оказался на земле.
Здесь завел себе друзей,
Чтобы было веселей.
Про меня есть мультик,
А зовусь я….. (ответы детей)
Учитель – логопед: Ребята, послушайте, что Лунтик нам пишет: «Дорогие дети, жду я с Вами встречи. Я Вас приглашаю на свою поляну!».
– Вы хотите отправиться в гости к Лунтику? ( ответы детей).
– Замечательно. Значит, сегодня мы с вами побываем в гостях у Лунтика и поиграем со звуком, с которого начинается его имя.
– Кто же скажет, какой первый звук в слове Лунтик? (ответы детей).
3. Характеристика звука по артикуляционным признакам
Учитель- логопед: А сейчас возьмите зеркала и мы с вами посмотрим и расскажем, как нужно правильно произносить звук Л.
– Что стало с губками? Зубками? Язычком? (ответы детей: губки улыбаются, зубки сближены, язычок поднимается за верхние зубки к бугорочкам).

Читайте также:
Особенности работы логопеда с онкопациентами

– Замечательно! Положите зеркала перед собой.
4. Артикуляционная гимнастика.

Учитель-логопед: Посмотрите, кто пришел к нам в гости. Кто это? (лягушка). Правильно, это лягушка. И зовут ее Лулу. Лулу очень расстроена, она пришла к нам за помощью. Ее язычок совсем разучился ловить мошек и комариков, поэтому Лулу еще не завтракала. Давайте поможем нашей гостье, и покажем ей нашу волшебную гимнастику для язычка. А для чего мы делаем такую гимнастику? (ответы детей).

-Давайте возьмем наши сказочные зеркала, и начнем гимнастику.

Молодцы ребята! Лулу говорит нам спасибо, ее язычок потренировался, и стал сильным и ловким.

5. Развитие мелкой моторики

Учитель – логопед: Путь нам предстоит не близкий, и для того, чтобы дорогой нас не намочил дождик, мы расскажем особенное стихотворение. Приготовили пальчики. (пальчиковая гимнастика).

Раз, два, три, четыре, пять (ударяем пальцами обеих рук по столу. Левая – с мизинца, правая – с большого)

Вышел дождик погулять («барабаним» пальчиками)

Шел неспешно, по привычке («шагаем» по столу пальчиками)

А куда ему спешить? («шагаем» по столу пальчиками)

Вдруг читает на табличке: (ударяем по столу: ладонь-кулак)

По газону не ходить! (ударяем по столу: ладонь-кулак)

Дождь вздохнул тихонько (бьют в ладоши)

-Ох! (один хлопок в ладоши)

И ушел (ритмичные хлопки по столу)

Газон засох. (ритмичные хлопки по столу).

6. Фонетическое упражнение
Учитель- логопед: Ну что, я вижу, к путешествию все готовы. Пора произносить волшебные слова:
Лет- лет – лет – появись самолет!
Ставим руки мы вразлет – появился самолет!
Самолет летит, самолет гудит: л – л – л – л – л…..
Мы летим высоко,
Мы летим низко,
Мы летим далеко, (тихо)
Мы летим близко. (громко)
( Дети вместе с учителем-логопедом произносят текст)
7. Выделение звука из ряда звуков, слогов, слов:
Учитель- логопед: А пока мы летим, предлагаю вам поиграть: я буду произносить звуки, слоги и слова, – вы внимательно слушаете, и как только услышите звук л, сразу хлопайте в ладоши. А если звук л не услышим, то в ладоши не хлопаем.

Учитель- логопед: л, г, м, л, н, л, з , в, л, м, н, л;

му, лу, ту, ка, ла, во, ло, ул,;

кошка, стол, пила, башня, ягода, клубника, бабочка, жук, ложки, вишня, ландыш.(дети выполняют задание). МОЛОДЦЫ!

Ребята, самолет – то наш уже приземлился. А вот и полянка, на которой живет Лунтик и его друзья.

Учитель- логопед:
– Ну что, идем искать Лунтика. Посмотрите-ка,- бабочки! Они будут показывать нам дорогу. Пойдемте за ними!

8. Слоговой анализ слова:

Учитель- логопед: Вот и кузнечик Кузя.

– Что это он делает? (ответы детей)
– Скажите, сколько у Кузи корзинок? (ответы детей)
– Они все одинаковые? (ответы детей)
– Чем же они отличаются ? (ответы детей)
-Кажется, я догадалась, зачем Кузе столько корзин. В самую большую корзину Кузя собирает самую спелую и самую крупную клубнику; в маленькую …. ( ответы детей: мелкую клубнику) и в среднюю …
– Поможем Кузе клубнику собрать? У нас вот и корзинки есть. Только клубничка здесь растет особенная: под каждой ягодкой картинка прячется. Ягодку срывайте и смотрите, если в названии картинки один слог кладем ягодку в маленькую корзинку, если два слога – в среднюю, и если три слога – в большую.

(Дети выполняют задание).

Учитель- логопед: -А теперь давайте проверим, правильно ли мы выполнили задание.

– Какая у нас клубничка оказалась в первой корзинке?

-Что у нас получилось в средней корзинке

– И какую клубничку вы положили в самую большую корзинку

– Ребята, вы отлично справились с заданием!

Смотрите-ка, – бабочки! Значит нам пора идти дальше.

Учитель- логопед: Ой, что это за пчелка такая большая? (ответы детей)
– Ребята, какое настроение у Пчелёнка? (ответы детей)
– Как вы думаете, что нужно сделать , чтобы настроение у него стало веселое? (ответы детей)
9. Физминутка:
Учитель- логопед: Я предлагаю немножко подвигаться и размяться.
(Дети встают напротив учителя-логопеда).
Ла-ла-ла (три хлопка),

Мила пол мела (наклон туловища вперед, махи руками в стороны).

Читайте также:
Организация предметно-развивающей среды в работе логопеда

Лу-лу-лу (три хлопка),

Слава взял пилу (движения, имитирующие пилку дров).

Ол-ол-ол (три хлопка)

Мы починим стол (ударяем кулаком одной руки об ладонь другой)

Ул-ул-ул (три хлопка),

Михаил уснул (присесть, руки под щеку).

Учитель- логопед: Вы так дружно двигались, посмотрите и настроение Пчелёнка изменилось. Нам пора идти дальше.

По извилистой тропинке
Поскорее мы пойдем.
Может быть за поворотом
С вами Лунтика найдем.
Мы так долго, долго шли,
И кого же мы нашли?
(На экране изображение Лунтика с бабочками)

10. Формирование представлений о глаголах совершенного и несовершенного вида
Учитель- логопед: Лунтик очень рад , что мы ему наконец-то с ним встретились и хочет раскрыть нам секретик про звук Л.

– Посмотрите, что делает мальчик? (ответы детей: читает книгу).
– Верно, он занимается делом: читает. Скажите, в слове «читает» есть звук Л? (ответы детей).
-А сейчас посмотрите на следующую картинку: Что делает мальчик? (ответы детей).
– Правильно, он уже закончил занятие. А в слове «прочитал» есть звук Л? (ответы детей).
– Значит, как только в слове «прочитал» появился звук Л, занятие закончилось. — —Оказывается звук Л настоящий волшебник, он может изменять не только слова, но и действия. Проверим. (АНАЛОГИЧНО РАССМАТРИВАЮТСЯ ВСЕ КАРТИНКИ).
(На экране появляется изображение Лунтика с друзьями).

Вот и побывали мы у Лунтика в гостях. Но пришла пора прощаться, в детский сад нам надо возвращаться.

11. Итог
Учитель – логопед:

– Где мы сегодня побывали?
– Какой звук нам помогал?
-Лунтик тоже был очень рад, что мы побывали у него в гостях.

Конспект НОД по развитию фонематического восприятия у дошкольников 6-7лет с ФФНР

автор: Ересько Екатерина Сергеевна

Учитель-логопед МАДОУ «Цветик-семицветик»

Конспект НОД по развитию фонематического восприятия у дошкольников 6-7лет с ФФНР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА КОГАЛЫМА «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по развитию фонематического восприятия

Тема занятия: «В мире звуков»

Возрастная группа: подготовительная к школе группа общеразвивающей направленности (от 6 до 7 лет)

Форма НОД: коррекционно-развивающее занятие

Форма организации: подгрупповая

Подготовила:

Ересько Екатерина Сергеевна

г. Когалым, 2020 г .

Пояснительная записка

Нарушение произношения звуков, особенно сложное полиморфное, неразрывно связано с недоразвитием фонематического слуха, с несформированностью у детей фонематического восприятия, что в свою очередь затрудняет овладение правильным звукопроизношением, формирование навыков звукового анализа и синтеза, усвоение грамоты.

Определение степени тяжести фонематического недоразвития очень важно для правильной диагностики речевого дефекта, а значит — для определения направления коррекционной работы, правильного планирования, её интенсивности.

Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети успешно автоматизируют поставленные звуки, воспринимают и различают окончания слов, приставки, выделяют количество слов в предложении, что так важно при формировании навыков чтения и письма. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапов логопедической работы и проводится в игровой форме, на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.

В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:

I этап — узнавание неречевых звуков;

II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;

III этап – различение слов, близких по звуковому составу;

IV этап – дифференциация слогов;

V этап – дифференциация фонем;

VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

Длительность занятия – 30 мин.

Характеристика подгруппы детей: подгруппа детей подготовительной группы общеразвивающей направленности (от 6 до 7 лет), имеющих речевое заключение ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи), посещающих логопункт дважды в неделю.

Форма НОД: коррекционно-развивающее занятие

Форма организации работы: подгрупповая

Образовательная область: «Речевое развитие».

Цель НОД: Развитие фонематического восприятия

Для достижения данной цели, были поставлены следующие задачи:

Материал и оборудование: аудиозапись со звуками, картинки с рифмующимися словами, картинки для игры «звуковые круги», красный и синий обруч, колокольчик, повязка для глаз, интерактивная доска, ноутбук.

Интеграция образовательных областей:

Методы и приемы:

  • Игровые: воображаемая ситуация, интерактивная игра «помоги птенчикам»,
  • Наглядный: карточки со словами, ИКТ.
  • Практические: Игра «Звуконаблюдения», подвижная игра «Звуковые круги», «Колокольчик»
  • Словесные: взаимодействие в диалоге (вопросы-ответы), словесные игры:

Виды детской деятельности : слуховое восприятие, коммуникативная, игровая, двигательная,

Читайте также:
Дикие животные' - рекомендации учителя-логопеда для воспитателей в группе ЗПР

Структурные компоненты НОД:

I этап – Организационный: приветствие, создание атмосферы психологической комфортности, мотивации.

II этап – Основной: актуализация знаний, практическое выполнение заданий.

IIIэтап – Заключительный: рефлексия, подведение итогов детской деятельности.

Организационный

Включается аудиозапись со спокойной музыкой

— Ребята давайте сейчас необычно поздороваемся друг с другом. Я буду говорить слова, а вы внимательно слушайте и выполняйте то, о чем я буду говорить.

Скажем «здравствуйте» руками,

Скажем «здравствуйте» глазами,

Скажем «здравствуйте» мы ртом

Станет радостно кругом.

Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Посмотрите вокруг – как стало радостно от наших улыбок!

Создает мотивацию:

Педагог демонстрирует детям скрипичный ключ и задает вопрос «Ребята, как вы думаете, дверь в какую страну открывает этот необычный волшебный ключ?»

-Ребята, этот ключ открывает двери волшебной страны звуков, куда я вам сегодня предлагаю отправиться. Вы согласны?

-Тогда ребята приглашаю вас в волшебный поезд, на котором мы отправимся в страну звуков.

Я буду паровозом, а вы вагончики. Первый вагончик тот, в чьем имени первый звук А, второй – в чьем имени первый звук К, третий-в чьем имени первый звук Ш, последний вагончик , тот в чьем имени тоже первый звук А

Берутся за руки

Смотрят друг другу в глаза, подмигивают Говорят «здравствуйте»

Удивляются, выражают желание побывать в этой стране

Выполняют задания и строятся друг за другом

— Ребята, закройте глаза и послушайте, что слышно вокруг.

— А что нам помогло услышать звуки вокруг? … Нам помогли уши. Мир полон звуков. Звуки окружают нас повсюду. Звуки могут издавать предметы, люди, птицы, животные

-сейчас вы услышите различные звуки , попробуйте догадаться что это за звуки. (Игра «звуконаблюдения»)

звук моющейся посуды

звук столовых приборов

звук разговаривающих людей

звук жующих людей

звук тикающих часов

Показ слайдов. Выбор слов.

Выбирают пары слов, которые рифмуются между собой

Дети справляются с заданием, каждый ребенок имеет возможность проявить себя, при возникновении трудностей – коллективно обсуждаем

— встаем с вами в круг, а Аня встает в середину круга и закрывает глаза, передаем колокольчик друг другу под музыку, когда музыка стихнет, тот у кого колокольчик остался в руках-звонит в него. Аня должна указать направление, откуда доносится звон. Затем этот человек зовет Аню по имени. Аня должна угадать, кто ее зовет.

— ребята хочу поиграть с вами еще в одну

игру «Ням-Буль»

Слушайте меня внимательно,

Напитки пьют, еду едят

Хотят того иль не хотят.

Выпить котлету у вас не получится,

А чтобы съесть сок- долго с вилкою мучаться.

«НЯМ» скажешь, если вдруг пищу заметил

«БУЛЬ» скажешь, если напиток приметил.

— Что скажите если услышите название еды?

-А если название напитка?

Спагетти, Бифштексы, компот,

Чай, кофе, пюре, бутерброд,

Салат, молоко, винегрет,

Печенье, коктейли, омлет,

Квас, пельмени, лимонад,

Ответы детей:

— Кажется это птенчики просят нас помочь им. Злой кот хочет утащить их из гнезда. Давайте ему помешаем

На экране игра «Помоги птенчикам» из портала «Мерсибо» на различение схожих по звучанию слов.

Каждый ребенок индивидуально подбегает и играет свой раунд

Игра «Звуковые круги»

— Перед вами два круга красный и синий

В красный круг мы будем складывать картинки, в которых первый звук гласный.

Давайте вспомним, гласный звук это какой?

А в синий круг-картинки, в которых первый звук-согласный.

Пока музыка играет, вы собираете картинки. На страт, внимание, марш.

-Мне очень понравилось быть рядом с вами и наблюдать как ловко вы со всем справляетесь.

Занятия по развитию фонематического восприятия

Занятия по развитию фонематического восприятия

I этап — узнавание неречевых звуков.

II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

III этап — различение слов, близких по звуковому составу.

IV этап — дифференциация слогов.

V этап — дифференциация фонем.

VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа.

I ЭТАП: На первых занятиях логопед предлагает детям послушать звуки за окном: Что шумит? (Деревья.) Что гудит? (Автомашина.) Кто кричит? (Мальчик.) Кто разговаривает? (Люди.) Кто смеется? (Девочка.) И т. д.

Логопед назначает водящего и предлагает ему плотно закрыть глаза или повернуться к нему спиной. Потом прячет какую-нибудь игрушку (в шкаф, за штору, за спину одного из детей и т. д.) и предлагает водящему найти ее, ориентируясь на силу ударов в барабан. Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, барабан бьет громко, если удаляется — тихо.

Читайте также:
Специфика работы логопеда в 1 классе

Дети встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг у друга колокольчик. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребенка звенел колокольчик.

Фонематическое восприятие

I ЭТАП

Логопед сажает на стол двух игрушечных зайцев — большого и маленького. Объясняет и показывает, как играет на барабане большой заяц, у которого много сил, — громко, сильно, и. как маленький — тихо. Затем закрывает игрушки ширмой и за ней воспроизводит то громкие, то тихие удары в барабан. Дети должны отгадать и показать, который из зайцев только что играл.

Логопед расставляет на столе несколько предметов (или озвученных игрушек). Манипулируя с предметами (стучит карандашом о стакан, гремит коробкой с кнопками, погремушкой), он предлагает детям внимательно слушать и запоминать, какой звук издает каждый предмет. Затем прикрывает предметы ширмой, а дети отгадывают, что звенит или гремит.

Фонематическое восприятие

II ЭТАП

Различение высоты, силы и тембра голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова .

Дети по очереди называют имя водящего (стоит к ним спиной). Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал. Затем игра усложняется: все дети зовут водящего («Ау!»), а тот отгадывает, кто его звал.

Последний вариант усложнения этой игры состоит в том, что водящий произносит «Ау!» то громко, то тихо, а дети отгадывают, далеко или близко он находится. Затем каждый ребенок по очереди произносит «Ау!» то громко, то тихо — в зависимости от того, что скажет логопед («Далеко ушел в лес». Или: «Близко зовет, от самой опушки»).

Фонематическое восприятие

II ЭТАП

Логопед выставляет перед детьми трех медведей (игрушки или картинки): большого, среднего, маленького. Затем рассказывает сказку «Три медведя» (в сокращенном варианте), произнося соответствующие реплики и звукоподражания то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом. Дети угадывают медведей.

Детям раздают картинки с изображениями домашних животных — взрослых и детенышей: коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка и др. Логопед произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом («Му-у», «Бе-е», «Хрю-хрю» и т.д.). Дети должны, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, поднимать соответствующие картинки.

Фонематическое восприятие

Различение слов, близких по звуковому составу. Вначале проводится такая игра.

Логопед называет детям картинку и громко, четко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши». Затем он произносит: «Вагон — вакон — фагон — вагон — факон — вагом» и т.д. Затем логопед показывает следующую картинку или просто чистый листок бумаги и называет: «Бумага — пумага — тумага — пумака — бумака». И т.д. Услышав неверно сказанное логопедом слово, дети должны хлопнуть в ладоши.

Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов, простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.

Фонематическое восприятие

2. Логопед выставляет на наборном полотне картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужи, лыжи и т.д. Затем он называет 3 — 4 слова, а дети отбирают соответствующие картинки и расставляют их на наборном полотне в названном порядке (в одну линию или в столбик — в зависимости от инструкции логопеда).

Логопед выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем он вызывает детей по одному и каждому дает по картинке. Ребенок должен поставить эту картинку под той, название которой звучит похоже. В результате на наборном полотне должны получиться примерно такие ряды картинок:ком бак сук ветка каток горка дом рак лук клетка платок корка сом мак жук пятка листок норка лом лак бук плётка моток марка

Фонематическое восприятие

3. Игра “Доскажи словечко” . Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:

На ветке не птичка –
Зверек-невеличка,
Мех теплый, как грелка.
Зовут его. (белка).

Читайте также:
Речевое дыхание и связная речь

Ты не бойся – это гусь,
Я сама его. (боюсь).
Грязнулю всегда
Выручает. (вода).
В дом войти боится вол:
– Подо мной прогнется. (пол).
Свистнул чижик:
– Фью, фью, фью!
Я с утра росинки. (пью!)

Учить р азличать слоги

1. Логопед произносит несколько слогов, например на-на-на-па. Дети определяют, что здесь лишнее (па). Затем слоговые ряды усложняются, например на-но-на; ка-ка-га-ка; па-ба-па-па и т. п.

2. Логопед вызывает водящего и говорит ему на ухо какой-то слог, например па. Ребенок вслух повторяет его. Затем логопед называет или тот же самый слог, или оппозиционный. Это должно выглядеть примерно так: Ребенок. Па. Логопед. Па. Ребенок. Па. Логопед. Ба. Ребенок. Ка. Логопед. Га. Ребенок. Фа. Логопед. Ва. И т. д.

3. Чистоговорки. Взрослый начинает, а малыш договаривает последний слог.
Ба-бо-ба – у дороги два стол. (ба).
За-зу-за – уходи домой, ко. (за).
Ти-ди-ти – на Луну ле. (ти).
Де-де-те – сядем в темно. (те).
Лю-лу-лю – лук зеленый я по. (лю).
Фе-ве-фе – посижу я на со. (фе).

Фонематическое восприятие

V ЭТАП Учить р азличать фонемы родного языка . Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков, например с такой игры.

Логопед раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у-у, девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и». Далее он произносит каждый звук длительно (а-а-а-а, у-у-у-у, и-и-и-и), а дети поднимают соответствующие картинки.

Затем игра усложняется. Варианты игры:1) логопед произносит звуки кратко;2) детям раздают вместо картинок кружки трех цветов, объясняют, что красный кружок соответствует, например, звуку а, желтый — звуку и, зеленый — звуку у;

3) в ряд гласных а, у, и включают другие звуки, например о, ы, а, на которые дети не должны реагировать.

4.) Игра «Поймай звук». Взрослый произносит ряд звуков, а ребенок, услышав заданный – хлопает. (а-у-И…)

V ЭТАП Аналогичным образом проводится работа по дифференциации согласных фонем.

5. Игра “Звук заблудился”. Ребенок должен отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное:

Сели в ложку (лодку) и – айда!
По реке туда-сюда.

Мишка плачет и ревет:
Просит пчел, чтоб дали лед (мед).

Доски на гору везем,
Будем строить новый ком (дом).
Шаг шестой:
Слушаем и анализируем

VI ЭТАП Фор мирование у детей навыков элементарного звукового анализа.

Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух и трехсложные слова. Логопед должен объяснить и показать детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог.

Далее проводится анализ гласных звуков.

1. Детям раздают по нескольку одноцветных кружков. Логопед произносит один, два или три гласных звука, например a, ay, uoy и т. п. Дети откладывают на своих столах столько кружков, сколько звуков произнес логопед.

2. У детей на столах лежат по три кружка разных цветов, например красного, желтого, зеленого. Логопед уславливается с детьми, что красный кружок обозначает звук а, желтый — звук у, зеленый — звук и. Затем он произносит сочетания из этих звуков — сначала по два звука: ay, yu, ya, аи, затем по три: ауи, аиу, уча, уаи, иуа, иау. Дети раскладывают на столах кружки в определенных сочетаниях и в нужном порядке.

Примерно так же проводится анализ всех остальных гласных звуков.

3. Затем приступают к анализу согласных звуков. При этом должна соблюдаться определенная последовательность: сначала ребенка учат выделять в слове последний согласный звук. (Следует заметить, что легче всего детям даются глухие взрывные согласные.) Для этой цели проводится такое упражнение.

Дети по одному выходят к столу воспитателя и вынимают из конверта картинки (подобраны воспитателем заранее), громко, четко называют их, выделяя последний звук. Затем ребенок повторяет этот звук отдельно.

На взрывные согласные могут быть следующие картинки: кнут, кот, паук, каток, танк, мак, жук, лук, веник, паук и т. д.

4. дети раскладывают картинки на наборном полотне так, чтобы в одной стороне оказались предметы, названия которых оканчиваются на звук г, а в другой — на звук к;

5. логопед показывает детям картинки (по одной) и называет их, опуская последний звук, например: “Тан., пау., вени.” и т. д. Ребенок повторяет слово целиком, а затем произносит звук, который пропустил логопед

Читайте также:
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы

Конспект занятия по формированию фонематического слуха в 1 классе “Наши друзья – волшебные слова”

Содержимое разработки

Конспект коррекционно-развивающего занятия

« Наши друзья – волшебные слова»

Цель: Коррекция фонематических нарушений у детей;

развитие фонематического слуха и речевого внимания;

развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики, навыков звукового анализа и синтеза.

Оборудование: наборы картинок со сходно звучащими словами, пособия для развития речевого дыхания (ватные диски, легкие шарики).

Ход занятия:

1.Организационный этап

Сегодня мы отправимся в страну волшебных слов, которые похожи друг на друга по звучанию, но разные по значению. Чтобы добраться до этой волшебной страны, мы должны будем выполнить разные задания.

2.Основная часть

1) Артикуляционная гимнастика (дети сидят за столами). Чтобы найти путь в страну волшебных слов нам нужно сделать гимнастику. Дыхательная гимнастика (загони мяч в ворота),(сдуй снежок с ладони).

2) «Найди ошибку»

1. Портфель я выронил из рук,
Такой большой на ветке (жук)

Шел по лесу шустрый мишка,
На него свалилась(шишка)

2.Кот плывет по океану,

Кит из блюдца ест сметану.

3.Стужа. Снег. Метут метели.

Темной ночью бродят двери(звери).

4.Своей младшей дочке Тосе

Заплетает мама осы(косы).

3) Игра «Не ошибись».

Взрослый показывает картинку и громко, четко называет изображение: «Бумага». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши». Затем произносит: «Бумага – пумага – тумага – пумака – бумага». Игра интересна детишкам и они всегда радостно откликаются на нее.Ком – ком – кот -ком
Канава – канава – какао -канава
Утенок – утенок – утенок -котенок
Будка – буква – будка -буква
Винт – винт – бинт -винт
Минута – монета – минута -минута
Буфет – букет – буфет -буфет
4).Физкультминутка

Я брошу мяч и скажу, например, слово резина, а ты вспомни слово , похоже звучащее, например корзина.

Паучок-сверчок; елки-иголки; петрушка-игрушка; зверюшка-хлопушка; лесок-песок; свечка-печка; кузнец-удалец.

5)Съедобное-несъедобное

Найти только те предметы, которые съедобны.

-Картошка, ложка ,окрошка;

-Апельсин, клин, мандарин;

-Конфета, котлета, ракета.

6) Исправь ошибку

Письмо от Незнайки

1.Жучка будку (булку) не доела: не охота, надоело.

2.Улетела на три метра шляпа дядина из ветра (фетра).

3.На волке (полке) сметана, творог, молоко.

4.На пожелтевшую траву роняет лев (лес) свою листву.

5.Тает снег, течет ручей, на ветвях полно врачей (грачей).

6.Говорят, один рыбак в речке выловил башмак. Но зато ему потом на крючок попался дом (сом).

7.Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: «Там ползет зеленый лук (жук) с длинными усами».

8.Поэт закончил строчку, в конце поставил бочку (точку).

9.На поляне весной вырос зуб (дуб) молодой.

10.На виду у детворы крысу (крышу)красят маляры.

11.Посмотрите-ка, ребятки, раки (маки) выросли на грядке.

12.Мы собирали васильки, на головах у нас щенки (венки).

13.Синеет море перед нами, летают майки (чайки) над волнами.

7) «Закончи стихотворение».

Взрослый предлагает ребенку закончить двустишие, подобрав подходящее рифмующееся слово:

Портфель я выронил из рук,
Такой большой на ветке (жук)

Шел по лесу шустрый мишка,
На него свалилась(шишка)

Здесь в лесу есть злые звери,
Запирайте на ночь(двери).

Мы собрали васильки,
На головах у нас (венки).

Как-то вечером две мышки
Унесли у Пети(книжки)

Пес козе принес букет,
Сытный будет ей (обед)

Мы выполнили все задания и очутились в стране волшебных слов. Теперь-то мы знаем, чем отличаются слова: мышка и мишка, кот-ток, рак-мак и т.д.

Конспект открытого занятия по развитию фонематического (речевого) восприятия

Конспект открытого занятия по развитию фонематического (речевого) восприятия

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №307 Красноармейского района Волгограда

Конспект открытого занятия по развитию фонематического (речевого) восприятия в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста

второй квалификационной категории

Романенко Оксана Александровна

Занятие №1: Развитие фонематического восприятия на материале неречевых звуков.

Цель: познакомить с понятием «звук»; формировать представления о «неречевых» звуках; развивать слуховое восприятие, слуховое внимание и память на базе музыкальных звуков, звуков природы и предметов окружающего мира; развивать пальчиковую моторику.

Материал: аудиозапись со звуками природы; поднос: 2 стакана, из них 1 с водой, ножницы и бумага, 2 деревянных кирпичика, пакет, скомканная газета; игрушка Петрушка, ширма и поднос с картинками – медведь, заяц, коза, кошка, и с музыкальными инструментами – погремушка, бубен, колокольчик, барабан, деревянные ложки.

Читайте также:
Дифференциация звуков Б-Б', П-П' - конспект занятия

Предварительная работа: обратить внимание на звуки природы на прогулке (шум ветра, дождя, шуршание листьев); в группе обратить внимание на звуки, которые издают предметы (стук молотка, наливание воды в бокал, вырезывание ножницами фигур из бумаги) познакомить с музыкальными инструментами, послушать их звучание; вспомнить животных.

Методы: игровой, словесный, наглядный.

Ход: дети входят в коррекционный кабинет, а логопед включает аудиозапись со звуками природы.

1. Организационный момент:

Д/и «Скажи, что слышишь?»

– Ребята, послушайте! Кто назовет, тот сядет на ковер! (дети: голоса птиц, звуки ветра, воды, дождя, листьев).

– Мы слушали звуки природы!

2. Основная часть: дети сидят на ковре полукругом, а логопед предлагает посмотреть на поднос с предметами.

– Раз-два-три-четыре-пять, начинаем мы молчать! Я показываю, а вы внимательно слушаете – как это звучит? (переливание воды – «бульканье», шелест бумаги, стук кирпичиков и т.д.).

– Мы слушали звуки предметов!

– Ребята, мы сегодня слушали разные звуки. Звуки нужны, чтобы знать и понимать что звучит! А чем слушали? Запомните, звуки мы слышим ушами.

– Ребята, встаем и в тишине идем и садимся за столы. Послушайте, кто то идет к нам (логопед шагает). Мы слышим шаги (открывает дверцу шкафа, которая скрипит). Мы слышим скрип. Кто это? (достает игрушку Петрушку и знакомит с ним детей). Это Петрушка – будем с ним играть.

Д/и «Петрушка» (логопед предлагает поднос с картинками животных и представляет музыкальные инструменты. Прячет их за ширму.)

– Ребята, покажите кто к нам в гости приходил с музыкальными инструментами (пальчиковая моторика: коза, кошка, зайчик)

3. Итог: – Понравилось вам занятие? Что мы слушали? (звуки).

– Чем мы слушали? (ушами).

– Какие звуки мы слышали? (природы, предметов, муз. инструментов).

Занятие №2: Развитие фонематического восприятия на материале речевых звуков.

Цель: закрепить понятие «звук»; формировать представления о «речевых» звуках; развивать слуховое восприятие; развивать речевое внимание и произвольную память; учить подражать голосам птиц и животных; учить узнавать людей по голосам.

Материал: игрушка Петрушка, ширма, «музыкальная корзина», поднос: 2 деревянных кирпичика, пакет, скомканная газета; картинки животных; маска лисы.

Предварительная работа: обратить внимание на звуки природы на прогулке (шум ветра, дождя, шуршание листьев); в группе обратить внимание на звуки, которые издают предметы (стук молотка, наливание воды в бокал, вырезывание ножницами фигур из бумаги) познакомить с музыкальными инструментами, послушать их звучание; вспомнить животных, их звукоподражание.

Методы: игровой, словесный, наглядный

Ход: дети входят в коррекционный кабинет.

1. Организационный момент:

– Отгадайте-ка, ребятки, мою веселую загадку:

Мы слышим их ушами,

Не видим их глазами.

Повсюду окружают нас

И в тишине звучат.

2. Основная часть: дети садятся за столы.

– Вспомните, какие звуки мы слушали на прошлом занятие? (дети: стук, скрип, шаги, птиц, воды, муз. инструменты). Давайте поиграем – слушайте внимательно!

– Ребята, вы знаете, что мы можем произносить звуки похожие на голоса животных и птиц?

Ди «Кто как голос подает?» (логопед выставляет картинки животных и птиц, подражает голосом – а дети выбирают картинку и называют ее).

Ди «Веселая песенка» (логопед раздает картинки, читает стих про животное, а ребенка, у которого картинка с названным животным – поет песенку его «голосом»).

Дети меняются, игра повторяется 2-3 раза.

Д/и «Чей голосок?» Дети выходят на ковер.

– Ребята, а мы друг друга узнаем по голосу? (логопед выбирает ребенка – надевает ему маску лисы). Ты хорошо занимался, будешь «лисичкой»!

Дети меняются, игра повторяется 2-3 раза.

3. Итог: – Понравилось вам занятие? Что мы слушали? (звуки). Чем мы слушали? (ушами).

-Какие звуки мы слышали? (природы, предметов, муз. Инструментов, изображали звукоподражания животным и птицам).

– Чьи голоса мы узнавали? Какие «лисички» молодцы!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: