Конспект занятия на автоматизацию и дифференциацию звуков (Р)-(Рь)

Занятие на тему «Автоматизация звуков Р и Рь»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Занятие на тему «Автоматизация звуков Р и Рь»

Скачать:

Вложение Размер
avtomatizatsiya_zvukov_r_i_r.docx 16.67 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие на тему «Автоматизация звуков Р и Рь»

Задачи:
1. Продолжать автоматизировать звуки Р и Рь в слогах, словах, предложениях.
2. Продолжать учить дифференцировать звуки Р и Рь в собственной речи и на слух.
3. Продолжать развивать фонематический слух и восприятие.
4. Упражнять в умении осуществлять звуко-слоговой анализ.
5. Закрепить умение узнавать букву Р (печатную и письменную) среди других.
6. Закреплять навыки чтения.
7. Продолжать закреплять умения образовывать относительные прилагательные.
8. Упражнять в умении отвечать на вопросы полным ответом.
9. Воспитывать самоконтроль за речью.

1. Изображения девочки и мальчика.
2. Изображения елок.
3. Фишки синего и зеленого цвета
4. Карточки с буквами.

Организация:
Сидя за столом, перед зеркалом.

I. Орг. момент. Сообщение темы занятия.
– Какое сейчас время года? (осень)
– Назовите осенние месяцы. (сентябрь, октябрь, ноябрь)
– Какой праздник был в октябре? (День учителя)
– Сегодня я расскажу историю про Рому и Риту, которая случилась перед Днем учителя. Вместе с героями мы научимся различать звуки Р и Рь.
II. Артикуляционная гимнастика.
– Рома и Рита пошли кататься на велосипедах с горы. Сели на велосипеды и помчались вниз. Подул сильный ветер, подхватил велосипеды и понес их по воздуху. Когда ветер стих, ребята опустились на полянку в лесу. Дети были рады оказаться на земле и улыбнулись . С одной стороны поляны стоял заборчик . Около забора лежала лопатка . Мимо детей проскакала лошадка . На ветке куста дети увидели грибок . Рядом с кустом стоял сундук, Рома и Рита открыли его и увидели: гармошку, барабан, балалайку .
– Как назвать одним словом? (музыкальные инструменты)
III. Дифференциация изолированного звука.
– Дети взяли музыкальные инструменты, начали играть и петь.
– В имени «Рома» назовите первый звук? (Р)
– Он твердый или мягкий? (твердый) Рома пел песенку твердого звука Р (произносим по очереди «РРРР»)
– Назовите первый звук в имени девочки (Рь). Какой он? (мягкий)
– Давайте споем песенку Риты: «РьРьРь»
IV. Характеристика звука.
– В каком положении губы? Где находится язык?
– Что происходит с голосом? (работает)
– Звуки Р и Рь какие? (согласные, звонкие)
– Чем отличаются? (Р – твердый, Рь – мягкий)
– Договори за мной предложение: звуки мы. (слышим) и (произносим). Буквы мы (пишем) и (видим).
– У каждого звука есть своя буква. Буквы бывают письменные и печатные, строчные и заглавные. На карточках найдите и обведите по точкам буквы Р.

V. Выделение звуков Р и Рь в слогах.
– На шариках первой елки – слоги, я буду их читать, а вы закройте глаза и, если услышите слог со звуком Р, хлопните в ладоши. (тоже со звуком Рь)
VI. Выделение звуков Р и Рь в словах.
– На третьей елочке – белые шары, сделаем их цветными. Я буду называть слова, если в слове «Р» – положите на белый кружок – синий, если в слове «Рь» – зеленый. (ракета, редька, забор, ворона, карета, репа)
– А сейчас усложним задание. Запишите слово под нужный кружок (рама, Рита, репа, Рома).
VII. Дифференциация звуков Р и Рь в слогах и в словах.
– Рита и Рома пошли дальше. Кругом лежат пожелтевшие листья, видны пеньки, а на них написаны слоги. Дети стали прыгать с пенька на пенек. Рома по пням со звуком Р, Рита по пенькам со звуком Рь. Прочитайте слоги.
VIII. Слоговой анализ.

– Дети надели перчатки и стали играть с мячами. Рома бросил столько раз мяч, сколько слогов в слове РЯБИНА. Сколько раз мяч бросил Рома?
А Рита бросила столько раз, сколько слогов в слове горох. Сколько?
Ι X. Физкультминутка.
– Давай и мы поиграем в мяч.

Мы с комочками играем,
Очень ловко вверх кидаем.
Опускаем дружно вниз.
Наклоняйся, не ленись.
Вправо – влево,
Вверх и вниз, назад – вперед,
Говорим наоборот.
Далеко (а наоборот) близко,
Высоко – низко.
Мы с комочками играли
И слова мы повторяли.

X. Автоматизация звуков Р и Рь в предложениях.
– Рома и Рита подошли к избушке. В ней жила бабушка Варвара. Она напоила детей чаем с вареньем. Варенье было разным.
– Из чего баба Варвара сварила варенье? (Баба Варвара сварила варенье из персиков).
– Какое варенье? (персиковое) и т.д. абрикосовое, рябиновое.
XI. Домашнее задание.
– Баба Варвара показала Роме и Рите дорогу домой. За это дала задание, которое нужно выполнить дома (выучить стишок и раскрасить ворона)
Ворон в черных сапогах,
В позолоченных серьгах.
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу,
Труба точеная, позолоченная.
XII. Итог.
– Какие звуки научились различать?
– Что понравилось на занятии?

Конспект занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Р’]»

Лилия Зайнетдинова
Конспект занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Р’]»

Тема: «Дифференциация звуков Р-РЬ».

Закрепление правильного произношения звуков «Р-РЬ» изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Развитие умения дифференцировать звуки Р-РЬ

Умение согласовывать существительные с числительными

Обогащение и активизация словаря

Формирование положительной мотивации к занятиям

Оборудование: предметные картинки, в названии которых есть изучаемые звуки, макет дерева, корзинки зеленого и синего цвета, массажный мяч.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Раз, два, раз, два на занятие пора

Раз, два, три, раз, два, три

Думай, слушай и смотри (хлопки с логопедом)

2. Сюрпризный момент.

Сегодня к нам на занятие прилетела птица. Угадай кто.

Эта птица всем знакома

Важно ходит возле дома

Кар-кар-кар вдруг закричит,

И спокойно улетит.

Очень хитрая персона

А зовут ее (ворона)

3. Введение в тему. Характеристика и сравнение звуков.

Сегодня, я, ты и ворона поиграем со звуками. А с какими догадайся.

Назови картинки в верхнем ряду и определи первый звук в слове (река, репка, ресницы)

Назови картинки в нижнем ряду и определи последний звук (помидор, топор, шар)

С какими звуками мы будем играть? («Р» и «Рь»)

Что у них общего? (они оба согласные, звонкие)

Чем отличаются? («Р»твердый, «Рь» мягкий)

3. Дифференциация изолированных звуков.

Игра «Доскажи слово»

Сы… (р, снеги… (рь, пова (р, яко (рь, кома (р, фона (рь)

4. Дифференциация в слогах

Начинается игра – ра –ра – ра

Вот стоит ведро – ро – ро- ро

Летают комары – ры-ры-ры

Коза грызет кору –ру-ру-ру

Мы пришли сюда не зря – ря-ря-ря

Я играю во дворе – ре-ре-ре

Вот сидят снегири – ри-ри-ри

Я обед себе варю – рю-рю-рю

5. Дифференциация звука в словах.

Ворона приготовила тебе загадки. А подсказками тебе будут картинки.

Хватает клешней (рак)

Летом бежит, зимой спит

Весна настала- опять побежала (река)

Над рекою повисло (радуга)

Летом бежит, зимой спит

Весна настала- опять побежала (река)

Он с тобою и со мною

Шел лесными стежками

Друг походный за спиною

На ремнях с застежками (рюкзак)

Новая посудина, а вся в дырах (решето)

Игра «Собери урожай»

На нашем «Чудо-дереве» поспели разные фрукты и ягоды. Давай соберем урожай. В зеленую корзинку мы соберем фрукты и ягоды в названии которых звук «Р» мягкий (мандарин, абрикос, рябина, а в синюю корзинку, где звук «Р» твердый (груша, смородина, виноград, гранат)

Ворона – воображала и модница. Она очень любит наряжаться и смотреться в зеркало. Сосчитай сколько ожерельев и зеркал у вороны?

Игра с мячом ежиком

Я мячом круги катаю

Взад-вперед его гоняю

Им поглажу я ладошку

И сожму его немножко

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну

А теперь последний трюк

Мяч летает между рук.

6 Дифференциация во фразах

– как называют птенцов вороны? Пока ворона с нами играла, ее воронята выпорхнули из гнезда и потерялись. Надо помочь их найти. А вот и воронята.

(Проговаривание по слогам)) О-тыс-ка-ла во-ро-на во-ро-нят.

Повторить с вопросительной (утвердительной) интонацией.

7. Анализ занятия

Что тебе больше всего понравилось на занятии? Что было трудно? С какими звуками мы сегодня играли?

Ворона прощается с тобой и дарит тебе на память фотографию.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [г]-[к]» Цели занятия: – развивать слуховую дифференциацию звуков К и Г; – развивать умение соотносить звуки К, Г с буквами К и Г, – развивать фонематический.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [д], [т]» Тема: Звуки [д], [т] Цель: Формирование умения дифференцировать звуки [д], [т]; Задачи: Коррекционно-образовательные: -уточнить знания.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [с], [ш] в слогах, словах и фразовой речи» Задачи: Активизировать биологически активные зоны, развивать артикуляционную и мелкую моторику, фонематический слух, зрительное и фонематическое.

Конспект индивидуального занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» План-конспект индивидуального занятия Дифференциация звуков С-Ш в словах, словосочетаниях, предложениях. Цели • уточнить артикуляцию звуков.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш]». Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш]». Цель: дифференциация и закрепление правильного произношения звуков [С]-[Ш].

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Дифференциация звуков [С]-[З]» Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Дифференциация звуков [С] – [З]». Тема: Школа молодого бойца. Цель занятия: закрепить.

Конспект подгруппового занятия по звукопроизношению «Дифференциация звуков [Л] и [Л’]» КОНСПЕКТ подгруппового занятия по звукопроизношению Дифференциация звуков Л, ЛЬ Составила и провела Учитель – логопед ГБОУ.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [л], [л’]» Конспект занятия «Дифференциация звуков [л – ль]» Цели: закрепление навыка различия звуков (л, ль) в слогах, словах, фразах. Анализ и синтез.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [Ш], [Ж]» Непосредственно – образовательная деятельность в подготовительной логопедической группе. Составила: учитель – логопед Шамова Татьяна Викторовна.

Конспект занятия в старшей группе по ЗКР «Дифференциация звуков [З], [С]» Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с в старшей группе. Цель: дифференциация звуков з – с. Задачи: 1. Упражнять в сравнении.

Конспект занятия по дифференциации звуков [Р] и [Рь] с детьми старшего дошкольного возраста (малой подгруппой) на тему «В поисках буквы Р»

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Дата публикации: 23.03.2021

Статья просмотрена: 185 раз

Библиографическое описание:

Волкова, Т. Н. Конспект занятия по дифференциации звуков [Р] и [Рь] с детьми старшего дошкольного возраста (малой подгруппой) на тему «В поисках буквы Р» / Т. Н. Волкова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 4 (41). — С. 96-99. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/193/6165/ (дата обращения: 18.01.2022).

Цель: Научить различению звуков Р-РЬ на слух и артикуляционно, в словах и предложениях . Автоматизировать звук [Р], [РЬ] в словах, предложениях и чистоговорках.

Задачи:

Обучающие:

— дифференцировать звуки на слух и артикуляционно;

— закрепить правильное произношение звуков [Р], [РЬ] в словах, предложениях, чистоговорках.

— закрепить умение определять место звука в слове, делать звуко-буквенный анализ, образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, согласовывать числительное с существительным, подбирать правильно рифмующие слова в предложениях;

Развивающие:

— развивать умение произносить звук [р], [рь] в словах, предложениях, чистоговорках.

— развивать фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память;

— развивать мелкую и общую моторику;

— развивать артикуляционный аппарат.

Воспитательные:

— формировать положительную установку на участие в занятии;

— воспитывать усидчивость, умение слушать сверстников и педагога;

— воспитывать желание и стремление помочь другу.

Тип занятия : комбинированное. Занятие — повторение и закрепление пройденного материала.

Форма занятия: малой подгруппой.

Материалы и оборудование: Зеркала,посылка, письма, картинки для выкладывания слов РЕКА и РУКА, предметные картинки со звуками [р]- [р`], рюкзак, корзина, ручка, ремень, фартук, ракетка, робот, карандаш, краски, журнал, раскраска, резинка, букварь, тетрадь, пластилин, конструктор «ТИКО — грамматика».

План занятия:

1. Организационный момент (5 минут).

— Мотивация к работе, активизация внимания детей, готовность педагога и детей к занятию.

— Сообщение темы, цели, задач занятия.

2. Основная часть (15–20 минут).

— Актуализация необходимых знаний.

— Закрепление материала (практическая работа).

3. Заключительная часть (5 минут).

— Подведение итогов работы детей.

Ход занятия:

I . Организационный момент:

Доброе утро, девочки! Доброе утро, гости.

Логопед: «Сегодня утром мне пришло странное голосовое сообщение и посылка, и они адресованы вам, ребятки. Давайте его вместе послушаем (учитель-логопед включает запись голосового сообщения в телефоне): «Пивет доогие дузья! Обащаются к Вам Звуковички из Буквогада. У нас случилась беда, сташный Буквоед съел одну очень нужную букву. Без этой буквы мы не можем ничего понять, все пеепуталось. Пожалуйста, помогите выполнить задания Буквоеда и вените нам эту букву. Заанее спасибо!»

Логопед: «Кто же догадался, какую букву съел Буквоед?»

Логопед: «Правильно букву «Р», а это значит, что пропали звуки [р]- [р`]. Согласны помочь Звуковичкам? Тогда давайте выполним задания, которые они нам послали».

Совместно с детьми учитель-логопед распечатывают посылку. В посылке находятся шесть пронумерованных конвертов с заданиями. Дети их выполняют по порядку.

Логопед: «Ребятки, давайте вместе откроем посылку и посмотрим, что в ней».

II . Основная часть:

1 задание «Веселая зарядка» (учитель-логопед достает из посылки конверт под № 1 и выполняет совместно с детьми артикуляционную гимнастику перед зеркалом)

Логопед: «Возьмите зеркала и давайте вместе сделаем зарядку для язычка»:

«Лопаточка»

Язык лопаткой положи

И спокойно подержи.

Язык можно убирать.

«Качели»

На качелях я качаюсь.

Я до крыши поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз.

«Чистим зубки»

Чищу зубы, чищу зубы

И с наружи и внутри…

Не болели, не темнели,

Не желтели чтоб они.

«Чашка»

Язык широкий положи,

Его края приподними –

Ее чуть –чуть ты подержи,

А позже в ротик убери.

«Маляр»

Красить потолок пора,

Челюсть ниже опускаем,

Язык к небу поднимаем,

Поведем вперед — назад –

Наш маляр работе рад!

«Грибок»

Язычок я подниму

Его к небу прилеплю.

Ты попробуй отыскать.

«Гармошка»

К небу язычок прижми,

Челюсть ниже опусти.

Рот открой, потом прикрой,

Гармонист он не плохой.

— Молодцы, язычок размяли, с заданием справились. Какое задание будем выполнять следующим?»

Дети: «Второе» (или под № 2).

2 задание «Путаница».

Логопед: «В этом конверте какое-то странное стихотворение. Сейчас я вам его прочитаю и если вы услышите что-то необычное, поправьте меня». (Логопед читает стихотворение, а дети исправляют ошибки.)

— Расцвели на клумбе козы ,

В огород забрались розы .

— Ползает у речки мак,

Расцветает в поле рак.

— На конверт наклею маску ,

На лицо одену марку.

— Я возьму от сыра кош ку,

Угощу я нашу корку.

Логопед: «Молодцы! Выполнили задание второе Буквоеда, ошибки исправили, приступаем к какому заданию»? (к третьему).

3 задание «Собери слово» (звуко-буквенный анализ слов)

Логопед: «Ребятки, посмотрите, здесь картинки? Что на них нарисовано?

Дети: «На картинках нарисованы РЕКА, РУКА».

Логопед: «Возьмите себе по 1 картинке и выполните звукобуквенный анализ». (Дети самостоятельно выполняют звукобуквенный анализ, используя конструктор «ТИКО-грамматика» и делают взаимопроверку.)

Логопед: «Отлично! Но это еще не все, звуковички просят вас вспомнить чистоговорку, где встречаются оба этих слова. Кто помнит? Давайте ее повторим: Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку цап».

Логопед: «С третьим заданием тоже справились. Давайте немного отдохнем:

Так проворны наши руки

Нет им времени для скуки.

Руки вверх, вперёд, назад.

С ними можно полетать.

Мы на пояс их поставим

И наклоны делать станем.

Ими можно помахать.

А, прижав, тихонько спать.

Руки вверх поднимем выше

И легко-легко подышим.

Логопед: «Отдохнули? Тогда продолжим, какое задание мы будем выполнять сейчас? (четвертое)

4 задание игра «Назови ласково»

Логопед: «Посмотрите здесь картинки, я вам буду показывать и назвать картинку, а вы называть ее ласково (превращать в маленький предмет).

5 задание «Наведи порядок»

Логопед: «С четвертым заданием справились, приступаем к … (пятому). (Логопед читает задание из конверта: «.ебята, пока Буквоед был у нас в Буквог.аде, он уст.оил ужасный беспо.ядок. Все наши вещи пе.епутались. Помогите.азложить все по местам».)

Логопед: «Ребята, как мы сможем им помочь, если у нас есть КОРЗИНА и РЮКЗАК? Какие предметы мы сложим в РЮКЗАК? А какие в КОРЗИНУ?

Дети: «Предметы, где есть звук [Р], мы положим в корзину, а предметы, где есть звук [Рь] в рюкзак (ручка, ремень, фартук, ракетка, робот, карандаш, краски, журнал, раскраска, резинка, букварь, тетрадь и т. д.

Дети: «Ручка в корзину, ремень в рюкзак… и т. д».

Логопед: «Молодцы ребятки, с пятым заданием справились и навели порядок. Какое задание следующее»? (шестое)

6 задание «Подарок».

Логопед: «Так странно… В этом конверте нам Звуковички отправили воздушный пластилин. Как вы думайте, для чего? Что мы из него должны слепить?»

Дети: «Пластилин нужен чтобы слепить букву «Р»».

Логопед: «Вы правы, нужно слепить букву «Р», но чтобы она получилась красивая, давайте сначала разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Наши ручки» (с мячиками — Су-джок)

Это ручка — правая.

Это ручка — левая.

Я на мячик нажимаю и зарядку делаю.

Будет сильной правая.

Будет сильной левая.

Будут ручки у меня ловкие, умелые.

Дети крепко сжимают мячик в правой руке.

Крепко сжимают мячик в левой руке.

Дети кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки.

Крепко сжимают мячик в правой руке.

Крепко сжимают мячик в левой руке.

Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.

Логопед: «Пальчики размяли, теперь давайте вылепим букву. Возьмите пластилин. (Во время выполнения задания логопед задает вопросы: Каким цветом будете лепить букву? А почему не красным? Какие звуки мы обозначаем красным цветом? А какой звук [Р]? (дети дают характеристику звуку)). Разделите пластилин на 2 части. Скатайте из них 2 колбаски и соедините их между собой».

Логопед: «Отличные у вас получились буквы, давайте мы положим их в красивую коробочку и после работы я отправлю эту посылку Звуковичкам в город Буквоград».

III . Заключительная часть.

Логопед: « Девочки, вы молодцы, выполнили все задания. Сейчас я предлагаю вам отправить голосовое сообщение Звуковичкам. Что мы им скажем? (Добрый день, Звуковички! Мы выполнили все задания и посылаем вам буквы «Р». Всего вам хорошего!)

Подошло к концу наше занятие. Трудно вам было? А что же самое важное вы поняли?

Дети: «Если в алфавите теряется буква, то все стает непонятным. Нужно всегда говорить красиво и правильно».

Логопед: «Вы слепили Звуковичкам подарок, а я хочу подарить подарки вам. Это медали, на них написано «Я дружу со звуком [Р]». Молодцы!»

  1. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. — Автор-составитель О. А. Зажигина — СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016г.
  2. Куликовская Т. А. Говорим и играем. Картотека упражнений, игр, текстов для автоматизации звуков. — СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2015г.
  3. Репина З. А., Буйко В. И. Уроки логопедии, Екатеринбург: Издательство «Литур»,1999г.

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей дошкольного возраста на тему: «Приключения Буратино. Дифференциация [Р], [РЬ] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества»

Студия раннего развития «Филиппок»

Конспект индивидуального логопедического занятия

для детей дошкольного возраста на тему:

« Приключения Буратино . Дифференциация [Р], [РЬ] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках »

Подготовила:

Букаткина Елена Васильевна

педагог дополнительного образования

План схема конспекта занятия

Тема: «Дифференциация [Р], [РЬ] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках».

Дата проведения:

Цель: Научить различению звуков Р-РЬ на слух и артикуляционно, изолированно и в слогах . Автоматизировать звук [Р], [РЬ] в слогах, словах, предложениях и чистоговорках.

-отдифференцировать звуки на слух и артикуляционно;

– закрепление правильного произношения звуков [Р], [РЬ] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках.

– продолжать учить определять место звука в слове, образовывать уменьшительно – ласкательную форму существительных, согласовывать числительное с существительным, подбирать правильно рифмующие слова в предложения;

– способствовать обогащению словарного запаса;

Развивающие:

– развивать умение произносить звук [р],[рь] изолированно, в слогах, предложениях, чистоговорках.

– развитие определять положения органов речевого аппарата при произнесении звуков;

– развитие фонематического восприятия, зрительного и слухового внимания, памяти;

– развитие артикуляционной и общей моторики;

– развивать артикуляционный аппарат.

Воспитательные:

– формирование положительной установки на участие в занятии;

– умение слушать логопеда;

– воспитание доброжелательных отношений, усидчивости;

-воспитывать желание и стремление помочь другу.

Тип занятия : комбинированное. Занятие – изучение нового материала, занятие – закрепление.

Форма занятия: индивидуальная .

Материалы и оборудование: Зеркало, герой Буратино, картинка для выкладывания по образцу, предметные картинки со звуком [ p ], паровозик для определения места звука в слове, мяч.

Основные понятия и термины: звук, слог, язык, небо, щеки, зубы, десны, зарядка для язычка.

План занятия:

1. Организационный момент (5 минут).

– Мотивация к работе, активизация внимания ребёнка, готовность педагога и ребёнка к занятию.

– Сообщение темы, цели, задач занятия.

2. Основная часть (15 – 20 минут).

– Актуализация необходимых знаний.

– Знакомство с новым материалом.

– Закрепление материала (практическая работа).

3. Заключительная часть (5 минут).

– Подведение итогов работы детей.

Ход занятия

1. Организационный момент

Сообщение темы, цели, задач занятия.

Тарарам, тарарам, кто спешит в гости к нам? Этот мальчик – друг ребят, с ним встрече, каждый будет рад!

-Вот наш гость Буратино. Он очень расстроен. Его друзья умеют хорошо разговаривать, произносить чётко звуки и не путать их, а Буратино ещё не научился правильно произносить звук. Давай угадаем с тобой какой же звук не умеет выговаривать Буратино.

Игра «Слушай внимательно».

Огород, рука, сеЛдечко – где неверное словечко?

Тряпка, курица, чеЛвяк – что я говорю не так?

Перчатка, рыба, каЛусели – ошибку вы найти сумели?

Прятки, пряник, шаЛик, рай – где ошибка? Отвечай!

Какой звук я произносила неправильно? Звук Р, Рь.

Принятие познавательной задачи.

Ребёнок отгадывает героя и знакомится с ним.

Называние, ответы на вопросы. Отгадывание звука.

2. Основная часть

1) Актуализация необходимых знаний

2) Знакомство с новым материалом.

Артикуляционная гимнастика.

-Для того, чтобы быстрее научиться произносить звуки р, рь, нужно запомнить и правильно выполнять следующие упражнения. А теперь давай мы с тобой сделаем зарядку для язычка.

Язык лопаткой положи

И немного подержи.

Язык иголочкой тяну.

Не подходи! Я уколю!

На качелях я качаюсь.

Вверх лечу и вниз спускаюсь.

« Вкусное варенье»

Блин мы ели с наслажденьем-

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

«Чистим зубки»

Котик Мурзик утром встал, Чистить зубки побежал.

Чистим зубки мы умело.

Как чистюля Котик.

«Месим тесто»

Тесто мнем, мнем, мнем,

Тесто жмем, жмем, жмем,

После скалку мы возьмем,

Тесто тонко раскатаем,

Выпекать пирог поставим.

Раз, два, три, четыре, пять

Не пора ли вынимать?

Вкусных мы блинов поели,

Выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

Я – индюк «балды-балда».

Разбегайтесь кто куда.

«Пароход гудит»

Вот Денискин пароход

Смело по морю плывет.

Не боясь крутой волны, Весело гудит он: «Ы-ы-ы».

Я – веселая лошадка,

Темная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко

Стук копыт услышишь звонкий.

Прыгай в лукошко.

На тонкой ножке

Стоит грибок у дорожки.

Язык свой к нёбу прилепляй

И грибочек ты срывай.

Как маляр наш Язычок,

Не чердак, а нёбо!

У него дел много!

Дятел на стволе сидит,

Клювом по нему стучит.

Стук да стук, стук да стук

Раздается громкий звук.

Лодочка под парусом по реке плывет,

На прогулку лодочка малышей везет.

« Заведи мотор»

По шоссе машина мчит.

Во все стороны рычит.

За рулем лихой шофер,

«Дын-дын-дын» – гудит мотор.

Ну, давай поможем зайке:

Заведем скорей мотор.

И до солнечной лужайки

Довезет его шофер.

По ухабам серый зайка –

«Дын-дын-дын» – летит вперед,

И успеет на лужайке

Прополоть он огород.

Упражнение на повторение артикуляции звука [р][рь].

Передай рычание злой собаки, карканье вороны.

-Расскажи Буратино о том, что делают губы, зубы, язык при произношении звука [р][рь].

[Р] – губы в улыбке, рот открыт, зубы слегка разомкнуты, кончик языка находится за верхними зубами на бугорках и вибрирует (дрожит), горлышко молчит, а язычок дрожит.

Повторение чистоговорок.

РА-РЯ-РА- рама, ряд, гора;

РУ-РЮ-РУ- руки,рюмка, кенгуру;

РО-РЁ-РО- роща, пузырёк, перо;

РЫ-РИ-РЫ- рыба, шарики, ковры;

РЭ-РЕ-РЭ- сэр, репка, рэп;

АР-АР-АР- Рома пошёл на базар.

УР-УР-УР- Валера тянет шнур.

ОР-ОР-ОР- На полу лежит ковёр.

ЫР-ЫР-ЫР- На кармане много дыр.

ЭР-ЭР-ЭР- Я танцую рэп.

Работа с предметными картинками.

А) «Назови слово и определи место звука в слове».

-Наш гость приехал к нам на поезде и просит тебя помочь ему разложить предметы по вагонам, назови слова со звуком «р» и разложи правильно по вагонам: если звук «р» слышишь в начале слова в первый вагон кладёшь, если в середине во второй, и если в конце слова в третий вагон.

Б) «Назови ласково».

А теперь преврати эти слова-предметы в маленькие (назови ласково). Например: ракетка, розочка и.т.д;

А теперь посчитай такие предметы: ракета, барабан, рубашка ( одна ракета, две ракеты,…. пять ракет и. т. д).

Физкультминутка

– Посмотри Буратино немного повеселел, но ещё одна беда, он потерял свой золотой ключик. Пока мы будем искать ключик, он придумает ещё интересные игры.

Руки в стороны развёл,

Ключик видно не нашёл,

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать!

Игра с мячом «Закончи слово»

-Вот такую игру придумал Буратино:

Начинается игра. Я прошу со слогом РА-РЯ мне помочь назвать слова!

– Я начинаю слово, а ты добавь РА или РЯ: ко-ра, за-ря, Ва-ря, у-ра!

-Ты закончи слогом РЫ-РИ: вет-ры, куд-ри, кома-ры, снеги-ри;

-А теперь договори ты слова со звуком РО-РЁ: вед-ро, пузы-рёк, доб-ро, сереб-ро.

Выполнение артикуляционной гимнастики.

Точный артикуляционный уклад звуков «р» и «рь» .

Ребёнок повторяет за педагогом чистоговорки.

Ребёнок называет слова и раскладывает по вагонам, чётко произносит звуки «р», «рь».

Ребёнок выполняет задание, называя слова ласково.

Ребёнок называет слова изменяя окончание.

Ребёнок выполняет соответствующие движения.

Ребёнок ловит мяч и заканчивает слово правильно добавляя и называя слог.

3) Закрепление материала (практическая работа).

Игра «Путаница».

-И ещё одна игра: поправь меня, если я перепутаю слова в конце предложений.

-Расцвели на клумбе козы ,

В огород забрались розы .

-Ползает у речки мак,

Расцветает в поле рак.

-На конверт наклею маску ,

На лицо одену марку.

-Я возьму от сыра кош ку,

Угощу я нашу корку.

Развитие мелкой моторики.

– Посмотри, если собрать эту картинку, то получится портрет Буратино. Давай соберем ее и подарим Буратино.

– Молодец! Буратино очень рад.

Ребёнок внимательно слушает педагога и исправляет ошибки.

3. Заключительная часть

2) Подведение итогов работы детей.

Наше занятие подошло к концу. Пора прощаться. Буратино пора возвращаться домой. Молодец, ты сегодня очень старался, поэтому чётко и ясно произносил звуки «р», «рь» в слогах, словах, чистоговорках и этому научил Буратино. Наш гость тебе благодарен. Теперь вы оба следите за своей речью и не забывайте про звук «р», «рь».Какие звуки мы учились правильно произносить? Произнеси правильно. Какая игра понравилась больше всего?

Как располагаются губы при произнесении? Что делает язычок? Расскажи, чем похожи чем отличаются звуки?

Конспект индивидуального занятия. Тема: «Автоматизация звуков (р) и (рь)».

1. Совершенствование артикуляционной моторики.

2. Формирование артикуляционных укладов на звуки ( Р, Р ).

3. Развивать фонематический слух на данные акустические образы.

4.Автоматизация соноров (р) и (рь), в слогах, словах, предложениях, спонтанной речи.

5. Выработка правильной воздушной струи.

6. Развитие мелкой моторики.

Просмотр содержимого документа
«Конспект индивидуального занятия. Тема: «Автоматизация звуков (р) и (рь)».»

Конспект индивидуального занятия.

Тема: «Автоматизация звуков (р) и (рь)».

1. Совершенствование артикуляционной моторики.

2. Формирование артикуляционных укладов на звуки ( Р, Р ).

3. Развивать фонематический слух на данные акустические образы.

4.Автоматизация соноров (р) и (рь), в слогах, словах, предложениях, спонтанной речи.

5. Выработка правильной воздушной струи.

6. Развитие мелкой моторики.

Оборудование: предметные картинки, кукла Петрушка, карточки артикуляционной гимнастики, дидактические игры.

1. Артикуляционная гимнастика для губ и языка:

– дятел – д-д-д-д – грибок

– индюк – бл-бл-бл-бл – машина буксует дж-дж-дж

– лошадка – (подбородок не двигается); – моторчик – трр-трр-трр

2. Упражнения для выработки воздушной струи: «Сдуй божью коровку. Зажги звезду».

3. Пальчиковая игра «Повстречались…».

Повстречались два котёнка «Мяу – мяу»,

Два щенка « Гав – гав»,

Два жеребенка «Иго- го»,

Два тигренка « Р – р – р»,

Два бычка «Му – му», – смотри, какие рога!

4. Характеристика звука Р по артикуляционным и акустическим признакам.

Картинка – тигр (рычим, как тигр), что при этом делает язычок? – дрожит, вверх поднимается, а горлышко – работает. Значит, звук какой, звонкий или глухой? (звонкий, согласный).

5. А сейчас поедем на машине при этом будем произносить звук Р. оборудование: машинка и дорожка – доедем до конца дорожки.

Раз, два! Наклонись, Вверх скорее подними.

На носочки поднимись, Ну, а левою рукою

Приседай и вставай, На себя ты помаши.

И головкой покачай, На пояс руки ставь скорей,

Руку правую свою И прыгай, прыгай веселей.

7. Петрушка и принес такое задание: произнеси звуки:

1). (Р и РЬ) в словах (начале, середине, конце):

рука пирог топор роза ворота зефир

рыба парус катер робот перец двор

ромб ворона футляр рысь сарай комар

руль баран костер ракета горка номер

2). (Р и РЬ ) во фразах.

Ра – ра – ра – высокая гора ри – ри – ри – горят фонари

Ро – ро – ро – новое перо ре – ре – ре – окуни в ведре

Ру – ру – ру – коза грызет кору рю – рю – рю – репу я варю

Ры – ры – ры – летят комары ря – ря – ря – вижу я моря

3). (Р и РЬ) в предложениях.

У Петра много друзей. Петрушка ест ватрушку.

В вазе астры и другие цветы. Дрозды вьют гнезда.

Завтра мы идем в театр. Друзья помогают друг другу.

Мою бабушку зовут Роза. У Петра пальто из драпа.

8 Дидактическая игра «Узнай звук (Р )», если услышишь в слове мягкую песенку мотора самолета – рь, то хлопни в ладоши.

Вода, речка, пшено, рис, стакан, рюмка, берёзка, ива, Боря, Катя, буря, Варя, сухарь, пекарь, печник, фонарь, свет, зверь, медведь, кукла.

9. Петрушка принес задание: посмотри на картинки и назови только те слова, где живут звуки (Р и РЬ ). (Морковка, гриб, шары, матрешка, лампа, колесо, мяч, шишка). Те картинки, где живут эти звуки ( Р и РЬ) нужно раскрасить, хочешь взять картинку домой? Дома и раскрасишь её, хорошо?.

Портал педагога

Автор: Щепотько Регина Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ “ЦРР – детский сад “Кораблик”
Населённый пункт: Тверская область, г. Удомля
Наименование материала: Конспект
Тема: Дифференциация и автоматизация звуков Р и РЬ в словах
Раздел: дошкольное образование

Конспект индивидуального логопедического занятия с учащимся 2 класса на тему:
«Дифференциация и автоматизация звуков

Р и РЬ в словах»

занятия:
закрепление правильного произнесения звуков Р и РЬ в словах, подготовка мышц языка к постановке свистящих звуков (массаж); развитие самоконтроля за поставленными звуками; учить соотносить мимические и пантомимические этюды с конкретными ситуациями; умение правильно применять притяжательные местоимения; развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, умение ориентироваться на листе бумаги.
Оборудование:
карточки-картинки; речевые профили звуков Р и РЬ; карточки с заданиями; простой карандаш и лист бумаги размера А3; бинт, вата, спирт, влажные очищающие салфетки для рук, «вилочковый» зонд и зонд №1; «святящееся» табло. Ход занятия I. Организационный момент Объяснение темы и цели занятия. II. Массаж мышц лицевой мускулатуры игольчатым валиком. Массируемые мышцы (ребёнок выполняет самостоятельно). Массируем: – круговую мышцу рта; – мышцу, опускающую угол рта; – мышцу, поднимающую угол рта; – мышцу, опускающую нижнюю губу; – мышцу, поднимающую нижнюю губу; -подбородочную мышцу. III. Массаж языка логопедом при помощи марлевых салфеток и зондов. Массируемые мышцы: поперечная, подъязычно-язычная, нижняя продольная, хрящеязычная, шилоязычная. IV. Самомассаж (ребёнком) языка при помощи марлевого жгута и зондов. Игровые ситуации: 1. Салфеткой – «Пила», «Силачи». 2. Зондом – «Капли дождя», «Бороздки» (прямые и извилистые). V. Психогимнастика. Подвижная игра «Превращения». Раз, два повернись и в животных превратись. – Изобрази сердитого леопарда. Как он грозно рычит? (Р-Р-Р) – Изобрази добрую кошечку. Как она мурлычет ласковую песенку? (Мур-р-р). – Изобрази непоседливую ворону. Как она кричит? (Кар-р-р). Каждый персонаж показывается на карточке-картинке. Вопрос: Какой звук мы слышим чаще? (Р) VI. Характеристика звука Р. Какой он?  Радостный или грустный?  Гласный или согласный?  Место образования. (язычный)  Способ образования (дрожащий).  Каким цветом обозначаем? (синим) VII. Задание на развитие внимания. 1. Помоги колобку и составь слова из слогов (кор-зи-на, но-со-рог, му-хо-мор). 2. Впиши отличающиеся буквы друг от друга в пустые клетки. Прочитай слово. (Ракета) VIII. Работа с речевым профилем. 2
Мы изображали животных, которые произносят Р твёрдо. А есть животные, птицы, которые этот звук произносят мягко. Но для того, чтобы мы им могли подражать посмотрим, что происходит с язычком. (работа с речевым профилем). IX. Психогимнастика. Раз, два повернись и в животных превратись. 1. Изобрази довольного поросёнка. Как он визжит? (Хрю) 2. Изобрази крикливого петушка. Как он кричит? (ку-ка-ре-ку) 3. Изобрази шустрого воробья. Что он произносит? (чик-чи-рик) X. Голосовая дорожка. Закрепим произношение твёрдого звука Р и мягкого звука РЬ. Догадайся, почему буквы обозначены разными цветовыми кружками? Значит, как мы будем произносить Р и РЬ? XI. Задание на развитие внимания – «святящееся» табло. 1. а) Найди две лишние картинки. Объясни свой выбор. ( В двух картинках из шести звук Р произносится мягко) б) Найди две лишние картинки. Объясни свой выбор. (В двух картинках из шести звук Р произносится в начале слова) в) Найди две лишние картинки. Объясни свой выбор. (В двух картинках из шести звука Р словах нет) 2. По карточке Называется слово. Нужно поменять в слове первый звук на Р или РЬ. бис – сечь – печка – писк- пешка- зябь- кепка – лека- дом- хобот – пугать – кот- мак- танец – мычать – высь – нога – пыжик – козы – мука – 3.Задание на развитие самоконтроля. К предметным словам-картинкам подобрать притяжательные местоимения МОЯ, МОЙ. (Корова, груша, кровать, грузовик, воробей, сковорода, крыша, кролик) XII. Задание «Рычащая картинка» Можешь догадаться, почему так называется задание? Мы будем создавать картину из слов, в которых есть звуки Р или РЬ И эти слова зарисовывать простым карандашом на листе бумаги (эскиз) Вспомни стихотворение, которое было задано на дом (выучить) – «Радуга». Зарисуй слова со звуком Р на листе бумаги. В небе гром, гроза, закрывай глаза. Дождь прошёл, трава блестит. В небе радуга стоит. XIII. Задание на развитие воображения. Домашнее задание. 1. Из «Рычащей картины» выписать все слова со звуком Р и РЬ в два столбика. 2. Составить сказку рассказ о том, как воробей подружился с вертолётом. XIV. Подведение итогов занятия. 3

Дифференциация звуков [Р]-[Р’]

1) Произносить звуки

2) Произносить (читать) слоги

3) Придумать слова со звуками [Р] и [Р’] в начале, середине и в конце слова, составить схемы

Если ребенок не знает буквы, нарисовать картинку и закрасить соответствующую клеточку (место звука в слове) синим (твёрдый звук) или зелёным (мягкий звук) цветом.

4) Произносить (читать) слова парами

5) Произносить (читать) слова со звуками [Р’] и [Р]

6) Произносить (читать) словосочетания

  • Струнный оркестр.
  • Портрет балерины.
  • Дирижёр оркестра.
  • Огромная квартира.
  • Фарфоровый сервиз.
  • Бархатная портьера.
  • Тракторный парк.
  • Литературный герой.
  • Рекордный прыжок.
  • Бригадир лесорубов.
  • Спортивный рекорд.
  • Бригадир строителей.
  • Дрессированный зверь.
  • Мраморная скульптура.
  • Праздничный фейерверк.
  • Загримированный актёр.
  • Пассажирский транспорт.
  • Тренированный фигурист.
  • Собрание парикмахеров.
  • Литературное произведение.
  • Отремонтированная квартира.
  • Иллюстрированный журнал.
  • Нераскрытое преступление.

7) Проспрягать предложения

  • Я рисую портрет балерины.
  • Я фотографирую спортсменов.
  • Я регулирую движение транспорта.
  • Я реставрирую памятник древней старины.
  • Я репетирую праздничное представление.
  • Я тараторю скороговорки.
  • Ты тараторишь скороговорки.
  • Он (она) тараторит скороговорки.
  • Мы тараторим скороговорки.
  • Вы тараторите скороговорки.
  • Они тараторят скороговорки.

8) Произносить (читать) предложения

  • Дверь закрыта на крюк.
  • Марина собирает морские ракушки.
  • Роса на зорьке сверкает бриллиантами.
  • Рита варит рассыпчатый рис на второе.
  • На сковородке разогревается завтрак.
  • Варя режет в окрошку редиску и огурцы.
  • После мороза ягоды рябины теряют горечь.
  • Валера старательно перекапывает грядки.
  • Рома рисует карандашами, а Марина – красками.
  • На перемене ребята бегают и прыгают во дворе.
  • Ирина и Вера сеют в огороде репу и брюкву.
  • Маргарита разводит в саду георгины и сирень.
  • Валерий и Родион вытряхивают ковер во дворе.
  • Рита просит Рому принести березовых дров из сарая.
  • Ира и Марина прыгают во дворе через веревочку.
  • Вдоль тротуара движется переполненный трамвай.
  • В автомастерской ремонтируют разнообразный транспорт.
  • В фотоателье пришли фотографироваться взрослые и подростки.
  • На перекрестке двух проспектов ведется огромное строительство.
  • На перекрестке стоит регулировщик и управляет движением транспорта.

9) Повторить в быстром темпе

  • Терпение и труд всё перетрут.
  • Сей в добрую пору – соберешь хлеба гору.
  • Семь раз примерь, один раз отрежь.
  • Все бобры добры для своих бобрят.
  • У Аграфены и Арины растут георгины.
  • Где растяпа да тетеря, там не прибыль, а потеря.
  • Три сороки-тараторки тараторили на горке.

10) Готовиться к пересказу

В уголке Дурова

Юру и Лиду папа повёл в Уголок Владимира Дурова смотреть дрессированных зверей. Юра и Лида видели там ворон, белок, тигров, слонов, попугаев, медведей, морских львов.

Белка то и дело бегала в колесе и вертела его. Ворон громко говорил: «Воронок, воронок!» Морской лев на носу крутил на палке тарелки. Слон кланялся ребятам и протягивал к ним хобот. Юра и Лида кормили его булкой. Медведь кувыркался и хлопал лапами.

Ребята были довольны этой прогулкой. Уголок Дурова они никогда не забудут.

11) Выучить наизусть стихотворение

Вся деревня весь народ мчится к Тане в огород,
Бежит через дорожку, смотреть не на картошку,
Не на брюкву крепкую, не на свёклу с репкою,
А на маковы цветы небывалой красоты!
На цветы прекрасные! Алые да красные!

Читайте также:
Неделя русского языка
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: