Конспект занятия для детей старшей логопедической группы по развитию лексико-грамматических категорий

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшей группы с ОНР

Конспект будет полезен воспитателям, работающим с детьми с нарушениями речи.

Цель: Формирование у детей представления о притяжательных прилагательных с суффиксом –ин-.
Задачи:
1.Формировать у детей умение образовывать и употреблять во фразах притяжательные прилагательные с суффиксом – ин- с направляющей помощью Воспитательа, согласовывать с существительными в роде и числе с опорой на вопрос (Чей? Чья? Чьи? Чьё?).
2.Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение) через установление принадлежности предметов объектам по возрастным признакам, через классификацию предметов по их назначению.
3.Воспитывать аккуратность, отзывчивость, желание помочь людям.

Предварительная работа: беседа о разновидностях и назначении, возрастных отличиях одежды, обуви, головных уборов, рассматривание натуральных объектов и предметных картинок, повторение стихотворения «Игрушки», пальчиковой гимнастики «Семья».

Оборудование:
Демонстрационный материал: мольберт, предметная картина «Семья», картины-шутки «Катя», «Дима», два варианта картин с наложенными изображениями предметов одежды, обуви, головных уборов (по три на каждой), плоскостной макет шкафа с открывающимися дверками.

Раздаточный материал: на ковре мелкие предметные картинки по теме на липучках.

Ход занятия:
1.Организационный момент:
Дети стоят вокруг Воспитателя, возле мольберта, на котором висит картина «Семья».
Воспитатель: – Я хочу вас познакомить с одной большой и дружной семьей, в которой есть дети: Катя и Дима. Давайте назовем членов этой семьи.
Дети называют: – Мама, папа, дедушка, бабушка, Катя и Дима.
Воспитатель: – А Катя для мамы и папы кто? – Дочка. А для бабушки с дедушкой? – Внучка.
Дима для мамы и папы кто? – Сын. А для бабушки с дедушкой? – Внук
2. Знакомство с притяжательными прилагательными.
Дети садятся за столы.

Воспитатель выставляет на доску две картинки с наложенными изображениями предметов.
Игровое упражнение «Узнай предмет».
Воспитатель: – Ребята, вот для вас волшебные картинки. Здесь предметы, которые носят члены этой семьи. Попробуйте их узнать. Найдите шляпу мамы. Ника, покажи ее на картинке, обведи указкой (ребенок выходит к доске, обводит предмет) – Правильно, это шляпа мамы. А можно сказать по-другому: «Это мамина шляпа» – Дети, это чья шляпа? Дети отвечают хором: «Это мамина шляпа». – Найдите фартук бабушки. Вова, обведи фартук бабушки указкой (ребенок выходит к доске, обводит изображение) А как можно сказать по-другому? (обращается к детям) Это чей фартук? (Дети отвечают хором) – Да, это бабушкин фартук.
По аналогии: папины ботинки, дедушкины валенки, Катино платье, Димина кепка)
Воспитатель: – Давайте повторим, чьи вещи мы нашли на волшебных картинках. Дети индивидуально отвечают. Затрудняющимся детям Воспитатель задает опорные вопросы («Чьё это платье?». )
Воспитатель: – Платье и фартук – это что? Дети: – Это одежда
Ботинки и валенки – это что? – Это обувь
Шляпа и кепка – это что? – Это головные уборы

Воспитатель предлагает детям отдохнуть и поиграть с пальчиками стоя.
Пальчиковая гимнастика «Семья»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – Я.
Вот и вся моя семья!
3. Употребление притяжательных прилагательных в простой фразе.
Катя и Дима еще маленькие, и ходят в детский сад, но очень хотят стать взрослыми. Поэтому часто наряжаются во взрослые вещи. Воспитатель вносит картинки-шутки. Задает вопросы детям.
– Катя надела чей фартук? … Правильно, бабушкин. Бабушка – хозяйка на кухне. Катя обула чьи туфли? … Да, мамины. Разве девочка может ходить на таких каблуках. Катя надела чье платье? … Конечно, разве девочки носят такие длинные платья. Катя надела чью шляпку. А как ты догадалась, что это мамина шляпка?
Дети употребляют во фразах готовые притяжательные прилагательные, согласовывая их с существительными. Неправильные индивидуальные ответы исправляются детьми или Воспитателем.
По аналогии работают с картинкой «Дима»

( папины брюки, папина шляпа, дедушкины валенки, дедушкин жилет)
Воспитатель: – Получилось ли у детей с помощью этих вещей стать взрослее? Конечно, нет. Только беспорядок навели! (Воспитатель указывает на ковер с разбросанными картинками)
Давайте отдохнем, а потом поможем детям разложить все эти вещи по местам.
Физкульминутка: Проговаривание стихотворения «Игрушки» с движениями и эмоциями.
В наш детский сад ходит много ребят.
Игрушку из дома нести каждый рад.
Катин зайчишка прыгает так,
Вовин мишутка топает так,
Машина кукла плачет вот так,
Тимина рыбка плавает так.
Танечкин мячик скачет вот так.
Любят игрушки все дети вот так!

4. Включение притяжательных прилагательных в развернутое высказывание по образцу Воспитателя.

Дети садятся на стульчики. Выставляется макет шкафа с тремя отделениями. Открываются дверцы.
Воспитатель: – Дети, что это? ( Это шкаф) А сколько отделений в этом шкафу? Давайте посчитаем (показывает сверху-вниз) – Три.
Головные уборы мы положим на верхнюю полку.
Предметы одежды повесим на вешалки, а обувь мы поставим на нижнюю полку.
Давайте сначала я попробую. Берет картинку с ковра.
Воспитатель: – Это дедушкин свитер. Я повешу его на вешалку, потому что это одежда.
Возьмите каждый по картинке. Угадайте, чья это вещь, а затем найдите ей место в шкафу.
Дети берут с ковра по одной картинке и садятся на стульчики. Подходят по одному к шкафу, прикрепляют свои картинки в нужное место. Строят высказывания по образцу, по наводящим вопросам: «Чью шубу?», « Почему на вешалку?»
Например: «Это мамина шуба. Я повешу мамину шубу на вешалку, потому что это одежда»
По аналогии: Катин берет, мамина шуба, бабушкины тапки, папина шляпа, дедушкины сапоги (солдатские, старые), Димина футболка.
Воспитатель: Посмотрите ребята, какой у нас порядок! Чьи вещи мы разложили в шкафу (хоровые ответы: «мамины», «папины»…) Вещи находятся на своих местах. Как называются предметы, которые лежат на верхней полке. Правильно, головные уборы. А те, которые висят на вешалках? … Правильно, одежда. А на нижней полке стоит что? (обувь).
Теперь в доме чистота и порядок. Но как же нам помочь Кате и Диме. Что им посоветовать? Ведь они так хотят стать взрослыми. Что могут делать в доме дети как взрослые? Чем могут помочь своей семье? Дети предлагают свои варианты дел. – Правильно, надо совершать взрослые поступки, помогать своим родным и тогда они скажут: «Какие вы молодцы, совсем уже взрослые!»
Ребята, мне будет очень интересно узнать, как вы дома помогаете своим родным. Расскажите мне потом?
. Молодцы ребята! Теперь Катя с Димой знают, что нужно сделать, чтобы повзрослеть!

Читайте также:
Динамические паузы на уроках

План-конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка для детей старшего дошкольного возраста с ОНР – III уровня
Тема «Посуда»

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка по лексической теме.

  • Активизировать у детей предметный, глагольный словарь, словарь признаков и обобщающих понятий по теме «Посуда»;
  • Развивать умения образовывать относительные прилагательные;
  • Закрепить навык образования имён существительных ед.ч. с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -чк- ;
  • Развивать умение образовывать существительные мн.ч., Р.п.
  • Развивать зрительное внимание (игра «Где какая?»);
  • Развивать умение координировать речь с движениями;
  • Развивать общую моторику.
  • Формировать навык сотрудничества и доброжелательности;
  • Прививать бережное отношение к посуде.

Оборудование: картинка Федоры, картинки посуды на магнитах, медали для детей, картинки “один-много”.

I. Организационный момент

Логопед: Здравствуйте ребята! Сегодня в гости к нам пришла Федора. Посмотрите, какая она грустная, что же у неё случилось, как вы думаете?

Дети: от неё сбежала посуда

Логопед: верно! От неё сбежала вся посуда, а почему?

Дети: потому что она её не мыла.

Логопед: правильно, она за ней не ухаживала, не мыла. А как мы должны ухаживать за посудой?

Дети: мыть, протирать и складывать в шкаф.

Логопед: правильно ребята, поможем с вами Федоре, чтобы посуда к ней вернулась? Тогда напомните ей, какая бывает посуда? Если посуду используем для чаепития, то она какая?

Дети: чайная.

Логопед: а как называется посуда, в которой мы готовим?

Дети: кухонная.

Логопед: молодцы, а из какой посуды мы с вами едим?

Дети: столовая.

Логопед: верно, вот сейчас ребята, мы с вами поиграем в игру.

1.1. Игра «Где какая?»

(Дети поочереди подходят к столу и распределяют картинки посуды на соответствующую полку.)

Логопед: ребята, а посуда сделана вся из одного материала?

Дети: нет

Логопед: верно, посуда может быть из разных материалов, например чашка из фарфора, какая чашка? – фарфоровая.

(Проводится игра “Что из чего”.)

1.2. Игра «Что из чего?»

Тарелка из дерева (какая тарелка?) – деревянная;

Стакан из стекла (какой стакан?) – стеклянный;

Кувшин из глины (какой кувшин?) – глиняный;

Тарелка из пластмассы (какая тарелка?) – пластмассовая;

Кружка из керамики (какая кружка?) – керамическая;

Кастрюля из метала (какая кастрюля) – металлическая.

Логопед: молодцы ребята! Давайте мы с вами отдохнём вставайте в круг. (Выполняют движения по тексту.)

Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник. (другая рука — изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки, (приседать)
Очень хрупкие, бедняжки. (руки на поясе)
Вот фарфоровые блюдца, (кружиться)
Только стукни — разобьются. (рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)
Голова на тонкой ножке,

Вот пластмассовый поднос —
Он посуду нам принес (сделать большой круг).

Логопед: молодцы! Мы с вами научили Федору как надо любить посуду и теперь она её ласково называет. Кружку она называет кружечка, а вы как назовёте ласково?

1.4. Игра «Назови ласково»

Логопед: молодцы ребята! А если к Федоре мы придём в гости, ей понадобится много посуды, например, одна чашка, а много будет чего?

Дети: чашек

1.5. Игра «Один-много»

Одна тарелка – много тарелок;

Один чайник – много чайников;

Одна кастрюля – много кастрюль;

Одна сковородка – много сковородок;

Один стакан – много стаканов;

Одна ложка – много ложек;

Одна кружка – много кружек.

Читайте также:
Логопедический массаж, эффективность применения логопедического массажа

III. Итог занятия

Логопед: ой ребята, посмотрите какая Федора стала весёлая, добрая. К ней вернулась вся посуда, теперь она будет её любить и ухаживать. Тётушка Федора благодарит вас за помощь и дарит вам вот такие красивые медали.

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи на тему: “Овощи” в старшей группе для детей с ОНР

Цели:

1. Образовательные

  1. Активизация пассивного и активного словаря по теме : “Овощи”
  2. Учить составлять описательный рассказ по картинно-графическому плану.
  3. Учить образовывать относительные прилагательные от существительных.

2. Коррекционные

  1. Развивать пространственный гнозис , внимание и мышление.
  2. Развивать мелкую, общую моторику.

3. Воспитательные

  1. Продолжить учить правильно и аккуратно пользоваться подручным материалом.

Оборудование:

  • демонстрационный материал – картинки овощей;
  • наглядное пособие “Как растут овощи”, наглядное пособие для развития пространственного гнозиса (собери овощи в корзинку);
  • свежие овощи;
  • картинно-графический план;
  • пчелиный воск;
  • салфетки.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Релаксация.

Я превращаю вас в маленькие семена овощей. Присядьте. Тёплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, опустите плечи и туловище. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку. (Повторить расслабление)

2. Новый материал.

Дидактическая игра “Что лишнее”

Морковь, лисичка, огурец, капуста

– Что лишнее? (Лисичка)

Морковь, огурец, капуста-это овощи

– Сегодня мы поговорим об овощах.

– Какие ещё овощи вы знаете? (Ответы детей)

– Где растут овощи? (На огороде)

В огороде много гряд
Тут и репа и салат.
Тут свёкла и горох
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород
Нас прокормит целый год.

(Выставляются картинки овощей.)

– Овощи на огороде растут по-разному:

– У моркови, свёклы, картофеля, репы – плоды растут в земле, мы их не видим. А стебли над землёй;

– У огурца, капусты, кабачка – плоды растут на земле;

– У помидора, гороха, перца. баклажанов- плоды растут на веточках (наглядное пособие “Как растут овощи”)

Осенью на огородах собирают урожай овощей. Люди аккуратно снимают их с грядки, чтобы не повредить. У нас Крайнем Севере нет огородов, потому что лето короткое и овощи не успеют созреть, а где в нашем городе можно взять овощи ? (Правильно можно купить в магазине)

– Как будет называться магазин, в котором продают овощи? (Овощной)

По пути в детский сад я зашла в овощной магазин и купила свежие овощи.

(Свежие овощи на подносе)

3. Составление описательного рассказа по картинно-графическому плану.

– Что это? (Помидор)

– Помидор – это фрукт или овощ?

– Где растёт? В саду или на огороде?

– В каком виде употребляем в пищу?

Кто попробует рассказать об луке по плану? (Ребёнок рассказывает о луке. с помощью картинно-графического плана)

5. Физминутка

В огород пойдём
Урожай соберём,
Мы моркови натаскаем
И картошки накопаем
Срежем мы кочан капусты
Круглый сочный ,очень вкусный
Щавеля нарвём немножко
И вернёмся по дорожке.

6. Развитие пространственного гнозиса.

– Посмотрите на доске картинки овощей и фруктов, нужно собрать только овощи в корзину, что находится справа от вас.

(Дети выходят по цепочке и собирают овощи в правую корзинку)

7. Образование относительных прилагательных от существительных.

Дидактическая игра “Повар и овощи”

– Собрали овощи в корзину, приготовим из них что-нибудь вкусное.

– Сделаем из овощей салат

– Какой получился салат? (Получится овощной салат)

– Салат из капусты? (Капустный)

– Из свёклы? (Свекольный)

– Из кабачков сделаем икру. Какая у нас икра? (Кабачковая)

– Из картофеля сделаем пюре. Какое пюре ? (Картофельное)

– Из помидор сделаем сок – томатный сок.

Много вкусных блюд можно приготовить из овощей.

8. Развитие мелкой моторики.

А сейчас поработаем с воском , разомнём наши пальчики. Сегодня будем лепить овощ, а какой вы узнаете, если доскажите словечко –

– Ох,ох,ох – слепим мы горох!

– Поднесите воск к носу сделайте глубокий вдох носом. Плечи не поднимаем.

– Сейчас мы вдыхаем очень полезные вещества – которые защищают от простуды.

– Слепите две горошины.

– Ребята давайте расскажем нашим гостям о пчелином воске.

– Наверное все любят мёд?

Мёд хранится у пчёл в сотах (показ), соты строят пчёлы из воска, который выделяется у них из специальных желез на брюшке. Воском пчёлы закрывают ячейки заполненные мёдом. Мёд- это еда которой пчёлы питаются всю зиму.

– Положите горошины на салфетки.

9. Итог

– О чём мы говорили на занятии?

– Что вы нового узнали об овощах?

– Ребята мне понравилось, как вы работали на занятии

– А сейчас, внимательно, послушайте какое я вам дам задание:

За обедом, обязательно обратите внимание, какие блюда повар приготовил из овощей.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в логопедической старшей группе «Зимующие птицы»

Оксана Михайлова
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в логопедической старшей группе «Зимующие птицы»

Читайте также:
Материал для родителей по лексической теме Зима

Коррекционно –образовательные:– уточнить и активизировать словарь детей по теме: «Зима. Зимующие птицы»; – учить выделять характерные особенности птиц; – упражнять в составлении предложений по вопросам воспитателя; – закреплять образование относительных и притяжательных прилагательных; – совершенствовать навыки образования сложных прилагательных путем слияния прилагательного с существительным; – закрепить употребление предлогов НА, НАД, ПОД, МЕЖДУ.

Коррекционно – развивающие: – развивать диалогическую речь; – развивать внимание и память, словесно-логическое мышление; – корригировать общую и мелкую моторику; – формировать пространственные представления.

Коррекционно –воспитательные: – воспитывать умение выслушивать ответы своих товарищей до конца; – воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.

Оборудование: презентация по теме; шапочки с изображениями птиц; мяч; тесто для изготовления угощения для птиц; семена, крупа, ягоды; салфетки.

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент. (Дети на ковре)

Воспитатель: – Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться на прогулку в зимний лес. Давайте произнесем вместе волшебные слова «Раз, два, три, повернись, на лесной полянке окажись». (Дети поворачиваются вокруг себя.)

2. Основная часть. (Презентация)

1) Введение в тему. (2-ый слайд)

Воспитатель: – Ребята, какое сейчас время года? – Зима.

Воспитатель: – Назовите зимние месяцы. (3-ый слайд)

– Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: – Какая погода зимой на улице? – Погода морозная,

Воспитатель: – Давайте покажем, как мы с вами замерзли на улице, съёжились. А теперь отогрелись, расслабились.

Воспитатель: – Как птицы спасаются от холодной зимы? – Многие птицы

улетают в теплые края.

Воспитатель: – Как называются птицы, которые остаются с нами зимовать? –

Зимующие птицы.

Воспитатель: (4-ый слайд) – Вновь разгулялась вьюга

Срывает снежные шапки.

Совсем замерзла пичуга,

Сидит, поджимая лапки.

– Мы сегодня поговорим о зимующих птицах. А какие птицы остались зимовать, вы узнаете, отгадав мои загадки. (Дети садятся на стульчики.)

2) Развитие словесно-логического мышления через работу с загадками.

Воспитатель читает загадки, дети называют птицу.

1) (5-ый слайд)

И полоска шарфика.

(6-ой слайд) – Это синица.

2) (7-ой слайд)

Вот птичка так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка.

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка,

Только лютой зимой.

(8-ой слайд) – Это клёст.

3) (9-ый слайд)

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды

– С первым снегом

(10-ый слайд) – Это снегирь.

4) (11-ый слайд)

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок

(12-ый слайд) – Это воробей.

5) (13-ый слайд)

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

(14-ый слайд) – Это сорока.

6) (15-ый слайд)

Столяр есть у нас в бору,

Целый день долбит кору.

В красной шапочке своей

Виден он среди ветвей.

(16-ый слайд) – Это дятел.

7) (17-ый слайд)

Во дворе я – королева.

Вон мой дом, на ветке слева.

Птица в перьях серо-черных,

Я умна, хитра, проворна.

(18-ый слайд) – Это ворона.

Воспитатель: – Молодцы ребята! Правильно ответили на все загадки. Посмотрите, куда же прилетели и сели наши птички? (19-ый слайд)

Птицы прилетели и сели на дерево.

3) Употребление предлогов в предложении. Ориентировка в пространстве.

Воспитатель: – Назовите птицу, которая сидит на нижней ветке.

– На нижней ветке сидит … синица.

Воспитатель: – Назовите птицу, которая сидит над воробьём.

– Над воробьем сидит … сорока.

Воспитатель: – Назовите птицу, которая сидит между снегирем и воробьем. – – Между снегирем и воробьем сидит …клёст.

Воспитатель: – Назовите птицу, которая сидит под деревом.

– Под деревом сидит …ворона.

Воспитатель: – Кто сидит выше всех? – Выше всех сидит …дятел.

Воспитатель: – Молодцы ребята! Правильно ответили на все вопросы.

4) Называние частей тела. (19-ый – 24-ый слайды)

Воспитатель: – У всех птиц одинаковое строение. Назовите какие ещё части тела птиц вы знаете? – У птиц есть туловище, голова, хвост, клюв, крылья, лапки.

5) Д/и «Скажи одним словом» (с мячом)

Воспитатель: – Теперь давайте повторим, что мы знаем о птицах.

– У сороки белые бока, поэтому она какая? … сорока белобокая.

– У сороки длинный хвост, поэтому она какая? … сорока длиннохвостая.

– У синицы желтая грудка, поэтому она какая? … синица желтогрудая.

– У вороны черные крылья, поэтому она какая? … ворона чернокрылая.

– У дятла длинный клюв, поэтому он какой? … дятел длинноклювый.

– У снегиря красная грудка, поэтому он какой? … снегирь красногрудый.

– У воробья короткий хвост, поэтому он какой? … воробей короткохвостый.

– У дятла длинный хвост, поэтому он какой? … дятел длиннохвостый.

6) Физминутка «Скачет шустрая синица» (рядом со стульями)

Воспитатель: – Ребята, в лесу холодно, давайте погреемся.

Читайте также:
Конспект занятия на развитие фонематического восприятия, фонематического слуха

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)

И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

– Вот мы и согрелись. Но пришла пора возвращаться в детский сад. Скажем вместе волшебные слова «Раз, два, три повернись, в детском саду окажись».

3. Продуктивная деятельность.

Воспитатель: – Вот вы и вернулись в нашу группу. С кем вы встретились в лесу? – С птицами.Воспитатель: – Как вы думаете, что самое страшное зимой для птиц?

– Голод.Воспитатель: – Почему вы так думаете? – Земля покрыта снегом, семена, ягоды – остались под снегом, всё замерзло.

Воспитатель: – За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Но когда корма мало для птиц наступают тяжёлые времена. Если им не помочь, они могут погибнуть.

Воспитатель: – Ребята, как вы думаете, чем вы можете помочь зимующим птицам?

– Сделать кормушки и подкармливать птиц.

Воспитатель: – Чем можно подкармливать птиц. – Крошки хлеба, различные семена, кусочки несолёного сало или мяса.

Воспитатель: – Воробья – крошками, синицу – салом, снегиря – рябиной, голубя – пшеном, свиристеля – семечками. Птицам нужны семечки подсолнечника, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки не солёного сала.

Воспитатель: – Можно ли корм для птиц рассыпать на земле? Почему?

– Нет, их может засыпать снегом, разнести ветром.

Воспитатель: – Как вы думаете, куда нужно насыпать корм для птиц?

Воспитатель: – Какие бывают кормушки? – Ответы детей.Воспитатель: – Да ребята, кормушки бывают самые разные. Укреплять их надо осторожно, нельзя обламывать ветки и повреждать стволы деревьев.

Воспитатель: – Ребята, я конечно люблю мороз, стужу, но птиц я тоже люблю. Поэтому я приготовила им необычное угощение. Вот оно (показывает)Воспитатель: – Ребята, как вы думаете, из чего я приготовила это угощение? – Семена подсолнуха, разные крупы, ягоды и т. д., тесто.

Воспитатель: – Ребята давайте я вас научу, как можно сделать такое угощение? – Да.

Воспитатель: – Сначала мы скатываем из теста колобок, из него делаем блинчик. Затем блинчик украшаем разными семенами, крупой, ягодами. В конце, в угощение вставляем трубочку, для того, что бы, когда наше угощение подсохнет, мы вытащим трубочку, а в полученную дырочку вставим веревочку. Наше угощение готово, завтра вместе мы вывесим угощение на деревья, и будете наблюдать за птицами, которые прилетят к нам в детский сад полакомиться нашими угощениями.

8. Итог занятия.

Воспитатель: – Ребята, о ком мы сегодня говорили на занятии? Чем занимались?

Дети комментируют занятие.

Воспитатель: – Вот сколько нового и интересного вы узнали о зимующих птицах. Я надеюсь, что вы всегда будете помнить, как трудно птицам зимой и будете им помогать.

Воспитатель: – А на прощание для наших гостей ребята прочитают стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц зимой

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна — и не страшна

Сколько гибнет их — не счесть,

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

Воспитатель: – Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:
zimuyuschie-pticy_ev04n.ppt | 5336 Кб

Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе по теме «Овощи» Тема: Овощи. Задачи: расширение и уточнение словаря по теме; образование сложных слов; определение формы овощей; образование относительных.

Конспект НОД по развитию лексико-грамматических категорий «Путешествие в страну зверей» Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий в старшей разновозрастной группе комбинированной.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей логопедической группы «Зимующие птицы» Тема: «Зимующие птицы» Тип НОД: закрепление нового материала. Цель: Уточнять и расширить представления детей о зимующих птицах. Задачи:.

Конспект подгруппового занятия по коррекции лексико-грамматических нарушений в старшей группе по теме «Зимующие птицы» Цель: формирование лексико-грамматического строя по лексической теме ” Зимующие птицы”. Задачи: 1. Коррекционно-образовательные -обобщение.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Живая природа» Программное содержание: закрепить понятие, что природа – это наш общий дом, знания детей о животных, рыбах, насекомых, птицах; тренировать.

Читайте также:
Структура повседневного логопедического занятия

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР старшей группы 1. Организационный момент. Логопед обращается к детям: сегодня, ребята, мы поговорим с вами о лете, побывав в сказке: «Дудочка и кувшинчик».

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе пот теме «Временные представления» Занятие по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе по теме «Временные представления» Коррекционные задачи: формировать.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе с ТНР по теме: «Овощи — Фрукты». Тема: «Овощи – Фрукты». Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Цели: Коррекционно-образовательные: – Уточнить.

НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи в старшей группе для детей с ОНР «Я и моё имя» Учитель-логопед С. Г. Пермикина Цель: Помочь детям в познании и принятии собственного имени. Задачи Обучающие: Познакомить детей с положением.

Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Перелётные птицы» Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи. учитель-логопед: Ккутова Г. А. Тема: “Перелётные.

Логопедический конспект по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе на тему: «Дикие животные леса»

автор: Лаврив Екатерина Станиславовна

учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №19»

Логопедический конспект по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе на тему: «Дикие животные леса»

Совершенствование грамматического строя речи: образование относительных прилагательных («Какой?Какая?»), образование уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм имени прилагательного (при помощи суффиксов –еньк-, -ищ). работка навыка образования множественного числа в названии детенышей диких животных, Совершенствовать навыки образования имен существительных с помощью суффиксов -ат-, -ят- («Мамы и дети»). Пополнение глагольного словаря («Что делает?», «Как голос подает»). Развитие антонимического ряда. Упражнять в образовании сложных слов.

Развитие артикуляционного аппарата, слухового внимания, фонематического слуха, мелкой моторики рук, памяти и мышления.

Совершенствование навыка правильного звукопроизношения.

Воспитывать у каждого ребенка умение слушать ответы других детей.

Логопед: Здравствуйте, ребята. Я очень рада всех вас видеть сегодня. Давайте поздороваемся со всеми гостями.

Чтобы вежливыми быть,
Нужно “здравствуй” говорить,
Всем, кого б не встретил –
Это знают дети!

Здравствуйте, ладошки! (вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх-вниз)

Хлоп-хлоп-хлоп! (3 хлопка в ладоши)

Здравствуйте, ножки! (топают ногами)

Здравствуйте, щечки! (гладят ладонями щеки)

Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка похлопывают пальчиками по щечкам)

Здравствуйте, губки! (качают головой вправо-влево)

Чмок, чмок, чмок! (3 раза чмокают губами)

Здравствуйте, зубки! (качают головой вправо-влево)

Щелк, щелк, щелк! (3 раза щелкают зубами)

Здравствуй, мой носик! (гладят нос ладонью)

Бип, бип, бип! (3 раза нажимают на нос указательным пальцем)

Здравствуйте, гости! (машут рукой над головой)

Логопед: Ребята, как выдумаете, как можно узнать, что-то интересное?

Ответы детей: Посмотреть по телевизору, прочесть в книге, найти в интернете…

Логопед: А как нам побывать в местах, которые находятся далеко от нас?

Ответы детей: Доехать на машине, полететь на самолете.

Логопед: Правильно, ребята. Но есть еще один интересный способ оказаться там, где нам хочется, но никак не получается. Это виртуальная экскурсия. Кто знает, что значит, что значит «виртуальная экскурсия»?

Логопед: Это значит, что мы сможем побывать в интересующих нас местах и увидеть заинтересовавшие нас объекты, не покидая нашего любимого детского сада, и никакое расстояние или погода нам не помешают.

Логопед: Так давайте-же скорее отправимся на виртуальную экскурсию, а куда и зачем, вы сейчас узнаете.

Дети присаживаются на места. Показ видеофрагмента : «Дикие животные нашего края»

Логопед: Понравилась ли вам наша виртуальная экскурсия?

Логопед: Ребята, расскажите, где мы с вами побывали?

Дети: В лесу.

Логопед: А кого мы там встретили?

Дети: Зайца, белку, рысь.

Логопед: А как мы назовём их одним словом?

Дети: Дикие животные.

Логопед: Правильно, ребята. Как вы думаете, о чём мы сегодня с вами продолжим разговор.

Ответы детей

Логопед: Верно, ребята. Речь у нас сегодня пойдет о диких животных.

Логопед: Расскажите, почему мы называем их дикими?

Логопед: Ребята, прежде чем мы продолжим нашу беседу давайте подготовим наши язычки и пальчики.

Возьмите со стола перчатки-белочки и наденьте их.

Гнездо в ней устроив,

Складывают ладони ковшиком.

Делают манящие движения кистями рук.

Делают «грибок» при помощи рук

2. Упражнение «Загадки».

Логопед: Предлагаю всем подумать, каждому поразмышлять…

Мои умные загадки поскорее отгадать.

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?

Дети: Белка.

Показ 1 слайда презентации

Логопед: Скажите мне, а какая белка?

Дети: Шустрая, рыжая, быстрая, маленькая, любопытная, смелая.

Логопед: Верно, ребята .

У кого нет берлоги,

Не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги,
А от голода — кора?

Дети хором: Заяц.

Показ 2 слайда презентации

Логопед: А давайте назовем ласково, какой зайка?

Дети: Беленький, пушистенький, маленький, быстренький

На собаку он похож,
Что ни зуб — то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.

Читайте также:
Использование фразеологизмов в работе школьного логопеда

Дети хором: Волк.

Показ 3 слайда презентации

Логопед: Ребята, давайте подберем слова-действия нашему волку. Что он делает?

Дети: Рыщет, воет, ищет, бежит.

В деревне кур крадет.

Показ 4 слайда презентации

Логопед: Давайте поиграем в игру «Наоборот» и расскажем, какая лиса? Медведь неуклюжий, а лиса…

Дети: Ловкая.

Логопед: Еж медленный, а лиса … (быстрая), зайка бесхитростный, а лиса …(хитрая)

Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придёт весна,
Просыпается от сна.

Дети: Медведь.

Показ 5 слайда презентации

Логопед: Ребята, а давайте с вами поиграем в игру «Слова- великаны». Расскажем, какой большой медведь. Не медведь, а настоящий медведище. И у него не лапы, а

Дети: Лапищи.

Логопед: Не нос, а… (носище), не зубы, а … (зубищи), не глаза, а … (глазищи).

3. Подвижная игра: «Мамы и дети».

Логопед: На лесной опушке собрались зверушки

И нас приглашают с собой поиграть

Поможем детенышем мам отыскать.

Логопед: Ребята, а сейчас вы побудете ребятами-зверятами. Пока будет звучать музыка, «детёныши» будут резвиться на лесной полянке. А когда музыка закончится каждый «детёныш» станет возле своей «мамы» . У каждой «мамы» будет несколько «детёнышей».

Кто вы и как зовут вашу маму?

Дети. Мы зайчата, наша мама – зайчиха.

Дети. Мы лисята, наша мама — лисица.

Дети. Мы бельчата, наша мама — белка.

Дети. Мы медвежата, наша мама — медведица.

4. Игра: «Чей голос?».

Логопед: Могут звери в лесу говорить, звуки разные произносить.

Нам голос их узнать, и зверей тех распознать.

Дети: Мы услышали голос волка.

Логопед: Что делает волк?

Дети: Волк воет.

Логопед: Давайте еще прислушаемся к звуку леса. Что мы услышали?

Дети: Цоконье белки.

Логопед: Ребята, а сейчас, чей голос мы услышим, послушайте.

Дети: Это рев медведя.

Логопед: Чей голос вы сейчас услышали?

Дети: Голос лисы.

Логопед: А как она подает голос?

Дети: Лиса тявкает.

5. Игра с массажными мячиками «Ежики».

Логопед: Вот массажный мячик ежик

Нет ни головы, ни ножек,

Решил он с нами поиграть,

Наши пальчики размять.

Дети стоят в кругу, у каждого в руках массажный мячик.

Катится колючий ёжик, нет ни головы, ни ножек.

По ладошке бежит, и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

(шарик между ладошками)

Мне по пальчикам бежит, бегает туда-сюда

Мне щекотно, да, да, да, уходи колючий ёж

В тёмный лес, где ты живёшь.

(пускаем мяч по ладошке и ловим подушками пальцев)

6. Речевое упражнение «Сложные слова»

Логопед: Над словами нашими кто-то пошутил

И на части их разбил.

Попробуем части эти собрать

И сложное слово составить-назвать.

У медведя косые лапы, значит он – косолапый.

У зайца уши длинные, значит он – длинноухий
У белки рыжий хвост, значит она – рыжехвостая.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением развития речи

Учитель-логопед: Жильцова Е.В.,

высшей квалификационной категории

Программное содержание

Цель: создание педагогических условий для эффективного формирования лексико-грамматического строя речи по лексической теме: «Осень» у детей старшей группы компенсирующей направленности с нарушением развития речи.

Задачи доминирующей образовательной области (речевое развитие):

1.Продолжать работу над развитием понимания детьми словообразования и обогатить словарь детей существительными: предзимье, листобой, грязник;

2. Продолжать формировать умение подбирать прилагательные к существительным (слова-признаки, отвечающие на вопросы: Какой? Какое? Какая? Какие?).

Задачи интегрируемых образовательных областей (познавательное развитие):

1.Развивать стремление к познанию нового, формировать интерес к родному языку, традициям, обычаям своего народа.

2.Познакомить со старинными русскими названиями осенних месяцев – сентябрь, октябрь, ноябрь, помочь понять содержание их, запомнить.

3.Познакомить детей с жизнью простых людей (крестьян), которые занимались сельским хозяйством, названием и назначением предметов русского быта: бочка, кадушка, чугунок, лукошко, туесок.

1.Продолжать развивать слуховое внимание, память.

2.Развивать мелкую мускулатуру рук, координацию и согласованность речи с движением.

1.Формировать начала трудовой деятельности в быту русских людей, воспитывать желание трудиться.

2. Способствовать воспитанию гибкости ума, смелости, дружбы, добру через художественное слово (пословицы).

ИКТ методически использовано как метод и средство обучения. Цель применения – разнообразить, сделать интересной, форму подачи информационного материала детям.

Предварительная работа

Разучивание пальчиковой игры “Опавшей листвы разговор”, словесной игры «Ты лети, лети, листок»; пословиц и поговорок об осени. Чтение сказок: «Репка», «Медведь и мужик», «Вершки и корешки». Дидактические игры по словообразованию «Какой? Какая? Какое?», «Найди лишний», «Один-много», «Весёлый счёт».

Экскурсия в осенний парк, наблюдения сезонных изменений в природе осенью.

Рассказывание по сюжетным картинам «Осень».

Оборудование: столы, стульчики по количеству детей; скамья, покрытая половиком из «русской избы», стол со скатертью для старинной утвари; мультимедиа-проектор, экран.

ИКТ: презентация, аудиозаписи: голос бабушки-хозяйки русской избы, мелодии песен «От улыбки», «Фиксики» (часики), «Крылатые качели», «Белогривые лошадки».

Материалы: сухой бассейн (корзинка с сушеной фасолью и шишками); сюжетные картинки с изображением осенних признаков; кленовый лист, сшитый из оранжевого фетра; картинки с изображением названия артикуляционных и голосовых упражнений; засушенный стручок гороха; старинная утварь: чугунок, корзина ( лукошко), бочка, кадушка, туесок; пластиковые тарелки (по количеству детей) с ледяными шариками; теплая вода (в тазу), бумажные полотенца (по количеству детей); вилок капусты.

Читайте также:
К вопросу проектирования логопедического сопровождения детей с ЗПР

Ход занятия.

I часть – вводная (цель – концентрация внимания детей и мотивирование детей на образовательную деятельность, определение цели занятия)

Организация детей: произвольно входят в зал.

Мотивация, целеполагание: дети по очереди берут картинки с сюжетным изображением природных явлений осени из сухого бассейна. Дети называют то, что изображено, предложением.

Цель: концентрация внимания и развития мелкой моторики детей.

Логопед: Дети, когда это бывает? (осенью). Попробуйте догадаться, о чём мы будем сегодня говорить на занятии? (об осени).

На экране появляется слайд 1 «Осень»

Речевая подвижная игра (малой подвижности) в кругу с осенним листочком (сшитым из фетра оранжевого цвета):

Цель: совершенствование у детей умения подбирать слова-признаки

«Ты лети, лети, листок

Не по пням, не по дорожкам, а по детским по ладошкам.

Как в ладошки попадешь, слово об осени возьмешь»

Логопед: Какая осень? (золотая, красивая, холодная)

Какое осенью становится небо? (хмурым, пасмурным, серым, низким, угрюмым)

Какие осенью листья? (листья стали сухими, потемневшими, грязными, мокрыми)

Какие осенью гроздья рябины? (красивые, спелые, багряные)

Какая осенью вода в озере? (Чистая, прозрачная, холодная, замерзшая)

(хрупкая, тонкая, прозрачная)

Дети садятся на стульчики.

II часть – основная (цель – формирование у детей познавательного интереса к народным названиям осенних месяцев, как жили люди в старину, с помощью пословиц; отработка моторных и речевых умений)

Логопед: Дети, вы знаете осенние месяцы? Назовите их. (сентябрь, октябрь, ноябрь)

– Хотите узнать, как в старину русские люди называли осенние месяцы? Каждый из осенних месяцев , как и все другие месяцы года, имеет свои народные названия. В этих названиях отражены не только погодные условия месяца, но и детали из крестьянской жизни.

-Как вы думаете, где можно узнать о названиях осенних месяцев? (Дети высказывают предположения и делают вывод)

Логопед (обобщает): знает бабушка (хозяйка), которая живет в русской избе. Пойдёмте! (приглашает присесть на скамью)

Слайд2 с изображением бабушки, слышится голос 1 за кадром

Дети садятся на скамью

Бабушка: (голос 2) “Добро пожаловать, милые ребятки, гости дорогие, милости прошу! Садитесь рядком да поговорим ладком. (дети садятся на скамью с половиком) Как поживаете. Вот уж и осень к нам во двор пожаловала.

В старину СЕНТЯБРЬ месяц называли ХМУРЕНЬ Слайд 3- хмурое небо

Логопед: Ребята, как вы думаете, с чем связано такое название «хмурень»? (Небо часто «хмурится», погода бывает ненастной, часто идут дожди.)

Психогимнастика

Цель: развитие у детей психомоторных функций, умения применять эмоциональные состояния.

«Дождь стучит по мокрым крышам

Дети стучат пальчиками одной руки по ладошке другой

Ветер всю листву сорвал.

Знать, сентябрь из дома вышел

Пальчики «идут» по ладошке

Логопед: Дети, но в сентябре же не только хмурится небо, но и улыбается солнышко.

Артикуляционная гимнастика (под музыку «От улыбки..», «Часики», «Крылатые качели», «Белогривые лошадки», с картинками, изображающие названия упражнений)

Цель: развитие подвижности артикуляционных органов.

Упражнения: «Улыбка», «Часики», «Качели», «Лошадка».

Слайд 4 – изображение бабушки-хозяйки

Бабушка (голос 3 за кадром): ОКТЯБРЬ раньше называли ЛИСТОБОЙ или ЛИСТОПАД.

Слайд 5 – листопад

Логопед: А вот интересное название – листобой: какие 2 словечка спрятались в этом длинном слове? (листья, бой). И получилось какое слово? (листобой)

-Что значит «листобой», как вы понимаете? (листья о землю падают, бьются)

-А в наше время каким словом мы заменяем слово «листобой» («листопад»)

Пальчиковая игра (дети делают стоя)

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук.

Разговор еле слышен

Ладошки – «листья» падают, делают плавные движения вниз

Пальцы поочередно одновременно на 2-х руках постукивают по друг другу

Круговые вращения пальцами

На пороге – морозы!»

Провести ладонями от середины в

Логопед: А что в народе про октябрь говорят, какие поговорки сложили? Слайд 6 – мнемодорожки пословиц

-«Октябрь кормит землю, когда листком, когда снежком».

-«Плачет октябрь холодными слезами».

-«Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь – капустой».

Голосовые упражнения (по картинкам: громко-тихо, медленно-быстро)

Цель: развитие силы и высоты голоса

Повторить поговорки, согласно изображению на картинке.

Логопед: В старину русская деревня почти круглый год кормилась овощами с огорода. Не зря говорится в пословице: «Хочешь есть калачи – не сиди на печи».

Поэтому осень в народе называли Осень – припасиха—время, когда люди собирали урожай и делали себе припасы на зиму. Слайд 7 – урожай

Раньше магазинов не было и люди ели то, что они вырастили летом на своих полях и огородах. О том, что осенью русские люди припасали на зиму, мы можем узнать из сказок, пословиц, поговорок и загадок.
Сказку про картошку вы знаете? Нет. Потому что картофель раньше не выращивали. А про репку? Есть, и не одна. Слайд 8 – репа

Читайте также:
Конспект логопедического занятия Автоматизация звука (Ц) в конце слова

( сказки: «Репка» , «Вершки и корешки», «Мужик и медведь». В сказке говорится про то, как мужик с медведем репу делили и хитрый мужик забрал себе все корешки (саму репу), а медведю оставил лишь вершки (одну ботву)).

А какие поговорки вы знаете про репку?

(Например, «проще пареной репы» о каком-нибудь очень простом деле говорят).

Что за пареная репа такая? Оказывается, любимое блюдо наших с вами пра-прадедушек и пра-прабабушек, которое очень просто готовилось. Резали репку, клали в горшок (показывает чугун), заливали водой и ставили в печь на пару часов. Потом вынимали—и готово.

И чего только из репки не готовили! Употребляли ее и сырую, и пареную, и вареную, сушеную, и даже пюре из репки делали, как сейчас, из картошки.

Разгадайте загадки про другие овощи: «сидит девица в темнице, а коса на улице» (морковка), Слайд 9 «сто одѐжек и все без застежек» (капуста) Слайд10.
Конечно, любили и издавна выращивали на Руси морковку и капусту.

Если репка с морковкой могут всю зиму пролежать в холодном подполе (подвале), то капуста так долго хранится не может. А как же хранили капусту зимой? Капусту квасили и складывали вот в такую деревянную бочку и кадушку (показ).

А ещё раньше, чем репа, капуста и морковка, появился на Руси горох. Слайд 11 Есть поговорка, которая говорит нам о древности гороха. «При царе Горохе»-говорят о чем-то, что было очень- очень давно.

Дидактическая игра: «Что варили из гороха?» (дети играют стоя с засушенным стручком гороха).

Цель: закрепление у детей умения подбирать слова-признаки (прилагательные к именам существительным)

Суп из гороха – гороховый

каша из гороха -гороховая,

кисель из гороха -гороховый,

пироги с горохом – гороховые;

пюре из гороха – гороховое;

сыр из гороха – гороховый;

блины из гороха – гороховые;

мука из гороха – гороховая.

Логопед: Наших предков кормил не только огород, но и лес. Что же собирали в лесу? Конечно, грибы. Собирали в корзины и лукошки, сушили, солили и хранили в бочках и кадушках. (показ)

Дидактическая игра «Собери в лукошко» Слайд 12

Цель: закрепление умения детей называть грибы и определять съедобный-несъедобный.

Дети называют съедобные грибы, изображённые на картинке, чтобы «положить» в лукошко.

Логопед: А что еще собирали в лесу? (ягоды). Собирали ягоды обычно в туесок—круглую коробочку, сделанную из бересты. (показ)

Что сейчас из ягод варят? (варенье, сок, компот).

Дидактическая игра «Какое варенье?» Слайд 13 – варенье

Цель: закрепление у детей умения подбирать слова-признаки (прилагательные к именам существительным)

Варенье из клубники-клубничное

Варенье из крыжовника – крыжовничное

Варенье из черники – черничное

Варенье из брусники – брусничное

Варенье из ежевики – ежевичное

Варенье из голубики – голубичное

Варенье из малины – малиновое

Варенье из вишни – вишнёвое

Логопед: Раньше варенья не варили. Для варенья необходим сахар, а он в был очень дорогой. Поэтому ягоды просто сушили, а некоторые виды (бруснику, клюкву) мочили – заливали водой. Моченые ягоды могли стоять в деревянных кадушках (показ) до самой весны и не портится. Вместо сахара добавляли мѐд! Хранили мѐд тоже в туесках и бочонках. (показ)

Бабушка: НОЯБРЬ последний месяц осени. Задумчивый, грустный месяц. Его называют воротами зимы. Слайд 14 и голос 4 за кадром

Логопед: Почему называли воротами зимы? (Сильные ветры со снегом, снег ложиться и не тает больше) Еще называли ноябрь – ПРЕДЗИМЬЕ.

-Какое знакомое слово слышится? (Зима).

-Как вы думаете, что обозначает слово предзимье? (Это время перед зимой). Когда начинает появляться снег и лёд.

Упражнения с ледяными шариками за столом

Цель: развитие мелкой моторики рук.

1. На столе перед каждым ребенком стоит пластиковая тарелка с ледяными шариками. Дети накрывают шарики ладошкой, катают их в тарелке по часовой стрелке, произнося тест. Затем они опускают ладони в мисочки с теплой водой. Упражнение сначала делают правой, затем левой рукой.

На столе лежат горошки.
Прижимаю их ладошкой
И катаю их по кругу
Друг за другом,
Друг за другом.
Тают гладкие горошки
Под горячей под ладошкой.

2. Дети берут по два ледяных шарика, зажимают по одному шарику в ладошке, смотрят, как из ладошек капают капельки, при этом ритмично сжимают и разжимают кулачки и произносят текст. Затем дети кладут шарики обратно в ведерко и опускают руки в мисочки с теплой водой.

Ледышки-горошки
Сжимаю в ладошке.
И капельки-крошки
Текут из ладошки.
Ледышки в ведерко скорей положу
И руки в водичке чуть-чуть подержу.

Дети опускают ладошки в теплую воду, вытирают полотенцами.

III часть – заключительная (цель – подведение итогов занятия и перспектив дальнейшей работы, рефлексия детской деятельности)

Бабушка: (голос 5) Самое романтическое название этого месяца— «СВАДЕБНИК». Работы по сбору урожая закончены, свободного времени стало больше. Крестьяне в это время дружно справляли свадьбы. Люди устраивали и праздник урожая—наряжались в свои лучшие наряды, пели и плясали. Слайд 15 (1)

Читайте также:
Рабочая программа 'Коррекционно-развивающая работа с детьми в подготовительной группе с ТНР'

Дети исполняют осеннюю песню

Логопед: Ребята вы умницы и молодцы! Теперь вы знаете не только природные явления осени, но еще и как жили осенью в старину.

Вы в группе нарисуйте своё самое яркое впечатление от занятия, что вам больше всего запомнилось и понравилось.

Бабушка прощается с вами и предлагает вилок капусты – изучить рецепты как солить и квасить капусту, а потом в группе засолить вместе с воспитателями.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) «Лесное приключение»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар

«Детский сад комбинированного вида № 000»

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий

в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

«ЛЕСНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ»

Автор: В.. учитель-логопед

Интеграция с другими образовательными областями: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

  • Уточнить и закрепить представления детей о зимних измениях в природе;
  • Продолжать учить детей логически мыслить при отгадывании загадок, выделять основные признаки животного;
  • Закреплять умение четко и полными предложениями отвечать на вопросы.
  • развивать любознательность, расширять кругозор детей, стремление узнать больше нового
  • развивать коммуникативную функцию речи
  • Воспитывать желание оказывать помощь, чувство сострадания.
  • Формировать положительную установку на участие в играх
  • активизировать словарь детей через использование русских сказок и загадок
  • совершенствовать грамматический строй речи
  • закрепить навыки практического употребления в речи притяжательных прилагательных и местоимений
  • упражнять в названии детенышей животных
  • составлять описательный рассказ о лисе с ис­пользованием плана.

Мультимедийная установка, интерактивная доска, экран, магнитная доска, магнитофон, аудиозапись звуков природы, маски и хвосты животных, мягкая игрушка заяц

Демонстрационный материал: слайды, иллюстрации, картинки с изображением диких животных зимой.

Раздаточный материал: маски животных, хвосты, картинно-графический план рассказа, карандаши оранжевого цвета

  • Рассматривание иллюстраций диких животных.
  • Беседа об образе жизни диких животных (чем питаются, где живут, как защищаются от врагов, как передвигаются).
  • Экскурсия в краеведческий музей.
  • Чтение русской народной сказки «Хвосты».
  • Загадывание загадок.

Методы и приемы:

  • Сюрпризный момент.
  • Наглядные: рассматривание иллюстраций весеннего леса, слушание неречевых звуков, демонстрация слайда.
  • Словесные: загадывание и отгадывание загадок, образец рассказа логопеда, рассказы детей.
  • Практические: выполнение движений в соответствии с текстом, практическая деятельность детей.
  • Игровой метод
  • Вводная часть 3 минуты
  • Основная часть 22 минуты
  • Заключительная часть 5 минут
  • Общее время: 30 минут

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Логопед приглашает детей в зимний лес. На экране вид зимнего леса, звучат звуки живой природы.

Логопед: Посмотрите, как красив зимний лес. Он похож на заколдованное царство снежной Королевы. Кажется, будто деревья в зимнем лесу одели сказочные наряды. Все вокруг украшено слепящим, белым, пушистым снегом, прозрачным льдом и серебристым инеем. В лесу так тихо, что кажется, будто все птицы, звери и насекомые покинули эти края в поисках тепла или залегли в спячку. Но жизнь в зимнем лесу не останавливается, а лишь затихает на время , до весны.

Логопед: Ой, а кто это под елочкой сидит?

Дети: Заяц-беляк.

Логопед: А что это ты такой грустный?

Заяц: Прошел по лесу слух, что всем зверямне впавшим в спячку будут хвосты раздавать на поляне около чудо – дерева. Я тоже хочу зимний хвостик, да у меня болит лапка, я не могу идти. Я попросил своих соседей по лесу, но они мне не принесли.

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Логопед: Мы тебе поможем. Ребята, а вы помните какие животные в падают в спячку на зиму?

Дети: Ежи и медведи.

Логопед: Правильно!Для того чтобы помочь зайцумы должны превратиться в зверей, перед этим мы сначала разбудим наши язычки, чтобы они старались и можно было стать более похожими на животных.

2. Артикуляционная гимнастика

Язык лопаткой положи

И под счет его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении.

Следить, чтобыгубы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на передние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должныкасаться углов рта.

На качелях я качаюсь

Я все выше поднимаюсь,

Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам.

следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

Губка верхняя в варенье
Ах, неаккуратно ел.
Вот облизывать придётся
Будто нету других дел.

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону.

Читайте также:
Использование эколого-речевого материала на логопедических занятиях

следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

Красить комнаты пора.

Челюсть ниже опускаем,

Маляру мы помогаем.

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба.

следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

Язык широкий положи, А края приподними.

Получилась чашка, Кругленькая чашка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5-10.

следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.

Логопед: Молодцы, ребята, справились! Но нас ждет наше испытание.

Логопед предлагает детям отгадать загадки. Как только дети отгадывают загадки, логопед одевает ребенку маску отгаданного животного.

Серый, злой, большой — …(Волк)

Ловкая, пушистая, прыгучая, рыжая, зимой меняет шубку на белую — …(Белка)

Хитрая, ловкая, рыжая -…(Лиса)

Родственник домашней хрюшке,

Хоть стоячие есть ушки.

С пятачком. Большой. Всеядный!

А ещё он дикий, стадный…(Кабан)

Ест траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге — ….(Лось)

Логопед: Вот мы с вами и превратились в зверей.

Логопед: Зайка, скажи, где в лесу растет Чудо-дерево. И мы обязательно принесем тебе хвостик.

Заяц: Идите сначала прямо, потом налево, мимо речки и выйдете на поляну .

На экране появляется Чудо –дерево. А под ним на пеньке разложены хвосты.


Игра «Где чей хвост?» Образование притяжательных прилагательных.

Дети поочередно выбирают хвосты и говорят: «Это беличий хвост я возьму его себе…» (логопед помогает прикрепить хвосты).

Логопед: А это чей хвост остался?

Логопед: давайте этот хвост отнесем зайцу.

Заяц благодарит детей за хвост и предупреждает, что в лесу появилось Чудо – юдо.

Логопед: Мы помогли зайцу, нам пора возвращаться. Чтобы нам опять стать ребятами, нам нужно повернуться вокруг себя. (Дети поворачиваются вокруг себя на слова: «Вокруг себя повернитесь и в ребяток превратитесь»)

Звучат раскаты грома и рев животного. Заяц прячется в норку.

На экране появляется Чудо-юдо.

Логопед: В лесу появилось Чудо-юдо. Оно похоже на всех животных. Вы же не испугались его? Давайте его опишем…

Дети: У него волчья пасть, одно ухо беличье, другое заячье……

Логопед: Нас Чудо-юдо не напугало, а вот детеныши животных испугались и разбежались. Давайте поможем им вернуться к своим мамам.

(на магнитной доске с одной стороны расположены иллюстрации с изображением взрослых животных, с другой – их детенышей.)

Дети: У медведицы – медвежонок. (ребенок картинку с медвежонком помещает рядом с медведицей и т.д.)

Логопед: Молодцы, ребята. А сейчас давайте поиграем..

Как-то раз лесной тропой Дети идут по кругу
Звери шли на водопой. Дети идут по кругу
За мамой – лосихой топал лосёнок, Идут, громко топая
За мамой – лисицей крался лисёнок, Крадутся на носочках

За мамой – ежихой катился ежонок, Передвигаются вприсядку
За мамой – медведицей шёл медвежонок, Идут вперевалку
За мамою – белкой скакали бельчата, Скачут вприсядку
За мамой – зайчихой косые зайчата, Скачут на прямых ногах

Волчица вела за собою волчат Крадутся
Все мамы и дети напиться хотят. Лицом в круг, «лакательные» движения языком

Логопед: А чья это еще норка? (Ответы детей)

Логопед загадывает загадку:

Эта рыжая плутовка
Ловит мышек в поле ловко.
Хоть похожа на собаку,
Никогда не лезет в драку.
Нет хитрей её в лесу
И узнали мы… (лису).

Дети садятся за столы.

Логопед: Давайте составим рассказ о лисе. На экране появляется поочередно картинно-графический план.

(Логопед дает образец рассказа)

«Это лиса. Живет она в лесу, в норе. Она рыжая. У нее вытянутая мордочка, хитрые глаза, чуткие ушки на макушке, чтобы хорошо охотиться и вовремя уйти от опасности. На шее белый воротник, лапы тонкие, длинный пушистый хвост. Питается зайчатиной, мышкует, может утащить из деревни курицу. Весной у лисицы появляются лисята».

(Когда логопед описывает лису, дети на рабочих листах у лисенка раскрашивают оранжевым цветом ту часть тела, которую называет логопед. У первого – мордочку, у второго – глазки, у третьего – ушки …)

Логопед: А сейчас кто хочет рассказать о лисе?

(Самостоятельные рассказы детей).

Заключительная часть (рефлексивный этап)

Логопед: О чём говорили? Чем занимались? Что нового узнали? Что понравилось?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: