Конспект занятия для детей старшей группы на тему Зима

Конспект занятия в старшей группе ” Зимушка-зима”
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Закрепить знания детей о временах года.

Скачать:

Вложение Размер
21.03.15_konspekt_zimushka-zima.docx 18.1 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №24 комбинированного вида»

Конспект занятия по ознакомлению

с окружающим в старшей группе

на тему «Зимушка – зима»

Шевцова Татьяна Николаевна

Тема: Зимушка – зима

Программное содержание: обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы. Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимних месяцев. Учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных, птиц, рыб.

Словарная работа: «хмурень», «лютень», «снеговей», метель, вьюга, пурга, поземка, водоем.

Оборудование: демонстрационный материал (иллюстрации птиц, лесных животных, письмо от зимушки – зимы, части снежинок с заданиями.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

– Дети, сегодня нам пришло письмо, интересно кто его написал? Давайте прочитаем (открываю конверт, вынимаю письмо и пронумерованные части от большой снежинки, на которых написаны задания).

– «Здравствуйте дорогие ребята! Пишет вам зимушка – зима. Я приготовила вам сюрприз (угощения, но вы должны мне помочь собрать снежинку, но составить ее можно только выполнив несколько заданий, они на частях от снежинки)».

Дети находят часть снежинки №1, воспитатель читает задание.

№1 – Какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль).

Как в природе называют месяц декабрь и почему?

(«Хмурель» – хмурый, бессолнечный. В начале зимы солнце редко выглядывает из- за туч, не греет, оно не яркое).

Как называют в народе второй зимний месяц январь?

(«Лютень» – лютует стужа, трещат морозы).

Как называют последний месяц февраль?

(«Снеговей» – часто идет снег, метели и вьюги наметают высокие сугробы).

№2 – Люди часто говорят – вьюга, метель, пурга, поземка. А что это такое? (Ветер поднимает снежинки и несет их, как метлой метет – это метель). Если прислушаться к вою ветра «вьююуу – вьююуу» это метель себя вьюгой назвала. Иногда ветер поднимает и бросает снег в разные стороны, кружит, метет, ничего не видно – это пурга. А когда ветер несет снег по низу, по самой земле – это поземка.

– Давайте мы с вами будем ветерочком и подуем на снежинку. (воспитатель подносит детям снежинку на ниточки – дети дуют).

№3. Загадать загадки:

«Белые мухи прилетели,

на землю сели» (Снег)

«Он все время занят делом,

Он не может зря идти

Он идет и красит белым

Все, что видит на пути» (Снег)

– Правильно, зимой часто идет снег, он укрывает землю пушистым покрывалом. Давайте вспомним свойства снега.

– Какой снег в морозный день? (снег пушистый, он искрится и переливается на солнце, скрипит под ногами, это ломаются снежинки)

– А какой снег в теплый день? (Снег тяжелый, мокрый, липкий, из него можно лепить) .

Снег идет, снег идет (машут руками) ,

Дворник улицу метет (показывают) ,

Мы катаемся на санках (пружинка) ,

И встаем все на коньки (встаю на носочки) ,

Мы катаемся на лыжах (показываю) ,

И играем все в снежки (показываю) .

№4. Загадать загадки:

«Без досок, без топоров

Через реку мост готов,

Мост как синее стекло

Скользко весело, светло» (Лед)

«Рыбам зиму жить тепло:

Крыша – толстое стекло» (Лед)

– А что происходит зимой с водоемами, реками, озерами, прудами? (они покрылись толстым льдом) .

-А как ведут себя рыбы в сильные морозы? (они опускаются глубже ко дну, многие засыпают, на дне им не хватает воздуха, трудно дышать) .

– Как люди могут помочь рыбам? (Чтобы рыбы не задохнулись, люди пробивают в водоемах проруби, через которые поступает воздух) .

– Что происходит со снегом и льдом, если принести их в теплое помещение? (превратятся в воду) .

№5. Загадать загадку:

«Ее всегда в лесу найдешь –

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как еж

Зимою в платье летнем. (Ель)

Правильно, это ель. А что же происходит с другими деревьями и кустарниками? (все деревья и кустарники без листьев, зимой они не растут, погружаются в сон, потому что зимой мало воды, света и тепла).

Дети получают пятую часть от снежинки.

№6 – Много веселых забав у детворы зимой. Какие зимние забавы вы любите? (катание с горки, на санках, лыжах, коньках, игра в хоккей. В дни оттепели можно строить снежные крепости, играть в снежки, лепить снеговика) .

– Давайте поиграем в игру «Где мы били мы не скажем, как играли всем покажем» (дети имитируют игру – другие отгадывают) .

№7 – Осенью многие птицы улетают в теплые края. А какие птицы остались зимовать? (воробьи, синицы, голуби, сороки, дятлы) .

– Какая птица прилетает к нам с севера на зимовку (снегирь) .

– Какую птицу называют санитаром леса? (дятел) .

– Птицам холодно зимой, они перебираются из леса поближе к жилью людей. В сильные морозы прячутся под крышу. Зимой им трудно найти пищу, люди подкармливают их.

(Дети получают седьмую часть от снежинки)

№8 – Холодно и голодно зимой зверям. Как зимуют звери в лесу?

– Послушайте загадки, кто отгадает получит картинку и расскажет о животном.

«Кто на ветке шишку грыз?

И бросал объедки в низ?

Кто по веткам ловко скачет?

Кто в дупле орехи прячет?» (Белка)

В теплые дни белка прыгает по веткам деревьев, грызет шишки, добывая из них семена. А в сильные морозы прячется в дупло и спит, свернувшись клубочком и укрывшись пушистым хвостом.

У кого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от холода – кора. (Заяц)

Зайцы оделись в белые теплые шубки, чтобы никто не заметил их на снегу. Днем зайцы сидят под кустами, прячутся от лис и волков, охотников. А ночью ищут пищу, питаются корой деревьев, особенно любит осину.

«Летом бродит без дороги

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге

От мороза прячет нос». (Медведь)

Медведь спит в берлоге, сосет лапу.

Свернется он – колкий

Рукой не возьмешь

Еж тоже спит всю зиму под старым пнем, свернувшись клубочком в своей мягкой теплой постельке из сухих листьев.

За белым – скок». (Лиса)

– У лисы теплая пушистая шубка. Она ловит зайцев, белок и мышей. Лиса учует мышь в норе потом начинает прыгать на снегу. Мышь испугавшись, выбегает, лиса ловит ее. В сильные морозы лиса прячется в норе.

Телят, ягнят ищет». (Волк)

– Волк зимой злой и голодный, он хищник, ловит зайцев, белок, мышей. По ночам он тоскливо воет. Часто волки собираются в стаи, чтобы легче добывать пищу. (Дети получают часть от снежинки) .

– Вот мы и собрали все части от снежинки, давайте сложим ее (Дети собирают снежинку) .

(Сюрприз – угощение от Зимушки – зимы)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ЗИМУШКА-ЗИМА»

Открытое логопедическое занятие для детей старшего возраста.

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе: «Зимушка-Зима»

Обогащать словарь детей качественными прилагательными. .

конспект интегрированного занятия в старшей группе “Зимушка-зима”

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в старшей группе.

Конспект занятия для старшей группы “Зимушка – зима”

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему “Зимушка – зима”.

Конспект Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Зимушка – зима»

Тема: Зимушка- зима»Возрастная группа: старшаяФорма НОД: познавательно – исследовательская деятельность (окружающий мир)Форма организации (подгрупповая)Цель: Развивать познавательную актив.

Конспект музыкального занятия для старшей группы «Зимушка-зима» с использованием здоровьесберегающих технологий

На коррекцию речевого развития направлено упражнение- валеологическая распевка с оздоровительным массажем «Доброе утро»«Ау»-активация фонационного выдоха, т.е связь.

Конспект познавательно-речевого открытого занятия в старшей группе Зимушка- зима

Цель: Закрепить знания детей о зиме.Образовательные задачи:1. Расширять и активизировать словарь по теме «Зима».2. Обобщить и систематизировать представления д.

Конспект занятия для детей старшей группы на тему Зима

Главное меню

  • ГЛАВНАЯ
  • ИГРАЕМ С ДЕТЬМИ
  • ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
  • ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДЕТСКИХ САДОВ
  • ДЛЯ ПСИХОЛОГОВ ДЕТСКИХ САДОВ
  • ЧИТАЕМ ДЕТЯМ
  • ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

Конспект занятия “Ребенок и природа” для детей старшей группы тема “Зима”

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ “ЗИМА” ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

систематизировать представления детей о зиме;

развивать внимание, мышление, память, воображение, речь;

воспитывать интерес к зимним явлениям, умение любоваться красотой зимней природы.

-Ребята, сегодня мы отправимся в необычное путешествие, а поможет нам в этом музыка.

Снежная сказка (модель Т. А. Боровик)

Воспитатель под музыкальный фон декламирует:

Тихо, как в сказке, хлопья снежные летят,

Белою краской выкрашен сад.

На окошке свой узор,

Нарядились в белый мех.

Долго, долго падает снег.

В небе морозном белых хлопьев кутерьма,

Снежные звёзды дарит зима.

Игра “Путешествие волшебников” (для детей старшей группы)

– Сегодня мы вместе с волшебниками “Я только вижу”, “Я только слышу”, “Я только чувствую” отправляемся в путешествие по зиме.

Что увидел волшебник “Я только вижу?” (Снежные деревья, пробегающего зайца в белой шубке, занесённые снегом тропинки, снегирей, голодного волка, снегоуборочные машины, катающихся на санках, лыжах, коньках детей, люди украшают ёлки к Новому году и т. д.)

Дальше пошёл гулять по зиме волшебник “Я только слышу”. И услышал он разные звуки:

– Снег скрипит под ногами, ка. (сухая ветка).

– Снежинки падают тихо, как. (пёрышко).

– Вьюга завывает, как. (человек).

– Я ребят голоса звонкие, как. (колокольчик).

Волшебник “Я только чувствую” взял в руки снег. Снег какой? (Мокрый, холодный, колючий.)

Захотели волшебники узнать, что умеет делать:

– Снег? (Падать, кружиться, лететь, ложиться, сверкать, таять, покрывать и т.д.)

– Санки? (Стоять, ехать, скользить, скрепеть, мчаться, переворачиваться, ломаться и т.д.)

– Сосулька? (Висеть, расти, таять, капать, звенеть, лететь, срываться и т.д.)

Воспитатель уточняет у детей названия зимних месяцев.

Упражнение “Посмотри на мир чужими глазами” (для детей старшей группы)

Воспитатель предлагает детям неоконченный рассказ.

– Наступила зима. Однажды утром небо покрылось чёрными тучами, и пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги.

Затем дети должны продолжить рассказ от имени разных героев (мальчика, гуляющего во дворе с друзьями; водителя грузовика, едущего по дороге; дворника; вороны, сидящей на дереве; зайца; лётчика; мэра города; дерева и т.д.)

Игра “Теремок” (для детей старшей группы)

Воспитатель предлагает детям выбрать любой предмет (кубик, лист бумаги, камушек, пёрышко, кусочек меха, ёлочная игрушка, пластилин, ветка ели).

– Я – зима или то, что бывает зимой, и стану жить в теремке, но пущу в него лишь того, кто скажет мне, чем его предмет похож на меня.

– Я- кубик, я такой же твердый, как твой лёд.

– Я – бумага, я такая же белая, как твой снег.

– Я – камень, я такой же холодный, как погода зимой.

– Я – пёрышко, я такое же лёгкое, как твои снежинки.

– Я – мех, я такой же тёплый, как одежда зимой.

– Я – ёлочная игрушка, я блестящая, как лёд.

– Я – пластилин, из меня можно лепить, как из снега.

– Я – ветка ели, я такая же колючая, как ветер зимой.

Игра “Угадай-ка” (для старшей группы, тема зима)

У каждого ребёнка имеется набор разных картинок с изображением животных, птиц, насекомых, растений. Воспитатель предлагает детям угадать и поднять картинку с изображением того, кто мог “сказать”:

– Я зимую в тёплых краях.

– Я бегаю по зимнему лесу в поисках пищи.

– Я зимую под корой деревьев.

– Я стою, покрытое инеем.

– Мне помогает перезимовать человек.

– Я крепко сплю всю зиму.

– Я зимую под снегом.

Физкультминутка “Зимушка-зима” (модель Т. А. Боровик)

Кот в пушистой шубке белой

Лёгкой поступью и смелой

(Разводят руки в стороны.)

Вышел в час утра?

(Дети хлопают в ладоши.)

На кудрях её пушистых

(Поднимают руки вверх.)

Много блёсток серебристых,

(Плавно опускают вниз руки.)

(Дети хлопают в ладоши.)

И, куда бы не взглянула,

Стелет бел ковёр сама

(Разводят руки в стороны.)

(Дети хлопают в ладоши.)

Кверху руки поднимает,

(Поднимают руки вверх.)

Вмиг деревья накрывает

Чистым серебром сама.

(Дети хлопают в ладоши.)

К нам идёт сама

(Дети хлопают в ладоши.)

Игра “Проблемные вопросы” (для старшей группы, зима)

Воспитатель спрашивает у детей:

– Ребята, почему так говорят:

для медведя зима – короткая,

для собаки зима – холодная,

для синички – длинная,

для зайчика – страшная?

Воспитатель подводит итог и говорит, что надо помогать птицам, животным пережить холодную зиму, и уточняет у детей, что они могу сделать для животных и птиц зимой.

Игра “Закончи предложение” (для старшей группы, зима)

На улице у ребят покраснели щёки, потому что. (был сильный мороз).

Насекомых не видно, потому что. (они спят).

Вечером зимой рано темнеет, потому что. (дни стали короче).

На улицах работают снегоуборочные машины, потому что. (выпало много снега).

Снег стал таять, потому что. (наступила оттепель).

В лесу заячьи следы петляли, потому что. (он убегал от лисы).

Без тёплой одежды нельзя выходить на улицу, потому что. (можно замёрзнуть).

Люди покупают ёлочные игрушки, потому что. (скоро Новый год).

Зимой весело, потому что. (можно кататься на санках, коньках, лыжах; играть в снежки).

Дворники посыпают песком дорожки, потому что. (на улице очень скользко).

В заключение воспитатель читает стихотворение Н. Григорьевой “Зима”:

– А зима – это что?

– Это холод и стужа,

Это шубы, пальто

И метель часто кружит.

– Ну а много ль чудес?

– Да. коньки и салазки,

И волшебные сказки.

– Поле снегом одето.

Это праздник в домах,

Это отдых от лета.

Используемая литература: Современные подходы к процессу образования старших дошкольников / Лобынько Л. В., Т. Ю. Швецова. – Минск: ИВЦ Минфина, 2010, 103-107 с.

Конспект занятия в старшей группе «Зима»

Галина Кулаева
Конспект занятия в старшей группе «Зима»

Занятие в старшей группе «Зимушка-Зима»

1. Закрепить и систематизировать знания детей о зиме.

2. Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.

3. Развивать общую и тонкую моторику рук.

4. Воспитывать бережное отношение к природе.

5. Развивать навыки общения детей со сверстниками.

6. Учить детей правильно объяснять смысл пословиц (логическое мышление).

7. Формировать доброжелательность, самостоятельность, инициативность и ответственность.

1. Закрепить знания о зиме.

2. Обогащать словарь детей.

Наблюдения за зимними явлениями в природе. Рассматривание репродукций картин, изображающих зимний пейзаж; прослушивание музыкальных произведений на тему зимы. Чтение стихотворений о зиме, беседа о содержании, разъяснение незнакомых слов. Заучивание наизусть стихотворений, песен, пословиц о зиме.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, что бы узнать тему нашего занятия, отгадайте пожалуйста загадку.

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

Правильно, это время года – зима и я бы хотела, чтобы мы сегодня поговорили об этом замечательном времени года.

Ребята, а вы любите зиму? Почему?

(Ответы детей).

Воспитатель: Действительно, зима веселая пора. На нашей огромной планете под названием Земля, много разных стран, но в каждой стране зима разная. Есть такие страны, в которых никогда не бывает снега. Их так и называют – жаркими странами. Скажите пожалуйста, какая же у нас в России зима?

Ответы детей: Белая, пушистая, серебристая, холодная, снежная, красивая, студеная, волшебная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, суровая, веселая.

Воспитатель: Да, ребята, вы правы действительно зима у нас очень разная. Она и студеная, и с оттепелью, с метелями и с капелью, со снегом хрустящим.

Воспитатель: У каждого времени года есть свои 3 месяца. А какие,мы вспомним если отгадаем загадки:

Месяц в этой вот загадки

Дни его — всех дней короче

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега

Только месяц наш придет –

Мы встречаем Новый год! (Декабрь)

Щиплет уши, щиплет нос

Лезет в валенки мороз

Брызнешь воду – упадет

Не вода уже, а лед

Даже птице не летится

От мороза стынет птица

Поверну солнце к лету

Что скажите месяц это (Январь)

Снег мешками валет с неба

С дом стоят сугробы снега

То бураны и метели

По ночам мороз селен

Днем капели слышен звон

День прибавился заметно

Ну, так, что за месяц это (Февраль)

Воспитатель: Молодцы! А какое время года было перед зимой? Какое после зимы?

(Ответы детей)

Воспитатель: А вы знаете пословицы о зиме?

Дети:(по очереди, объясняя смысл пословиц)

Зимой морозы, ну а летом грозы.

Зима — не лето, в теплую шубу одета.

Два друга — мороз да вьюга.

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

Мороз невелик, да стоять не велит.

Холодная зима – жаркое лето.

Зимою вьюга – летом ненастье.

Спасибо, мороз, что снегу принес.

А сейчас мои ребятки

Загадаю вам загадки

Я начну, а вы кончайте,

Дружно хором отвечайте.

Белый пух лег на дороги,

На ступеньки и пороги.

Знает каждый человек —

Этот пух зовется. (снег)

С неба звездочки летят

И на солнышке блестят.

Точно в танце балеринки,

Кружатся зимой. (снежинки)

Наши окна — как картинки.

На стекле букеты роз

Нам нарисовал. (мороз)

В зимний день на пруд легло

Очень скользкое стекло.

Нас в хоккей играть зовет

Синий крепкий гладкий. (лед)

Снежный шарик сделать можно,

Это ведь совсем не сложно!

Лепим мы не пирожки:

Для игры нужны. (снежки)

Свяжет бабушка их внучке,

Чтоб зимой не мерзли ручки.

Сохранят тепло сестрички —

Шерстяные. (рукавички)

(Дети встают в кружок).

«Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)

Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)

Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)

Дворник улицу метёт, (Имитируют)

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)

Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)

Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)

И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)

Дети садятся за столы

Воспитатель: Молодцы!А теперь послушайте стихотворение:

«Покормите птиц зимой

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой

Стайки на крыльцо…»

Ребята, давайте вспомним, каких вы знаете зимующих птиц?

Ответы детей (на каждый ответ вывешивается картинка с изображением птицы).

Воспитатель: А почему они так называются?

Дети: Потому что они от нас не улетают.

Воспитатель: А что происходит с животными зимой? Где они живут?

Дети: Медведь и ёж засыпают, заяц и белка меняют шубку и т. д.

Воспитатель: Ребята давайте поиграем

Игра «Угадай лишнее слово»

Воспитатель называет 4 слова, дети выбирают лишнее и объясняют – почему?

– ЛЕТО, ОСЕНЬ, СУББОТА, ВЕСНА (день недели, остальные – времена года);

– СНЕГ, СУГРОБ, МОРОЗ, ДОЖДЬ (признак осени, остальные – зимы);

– ВОРОНА, УТКА, СИНИЦА, СНЕГИРЬ (перелётная птица, остальные – зимующие);

– ШУБА, ШАПКА МЕХОВАЯ, ВАРЕЖКИ, КУПАЛЬНИК ;

– ВАЛЕНКИ, БОСОНОЖКИ, ТУФЛИ, ЧЕШКИ.

Воспитатель: Как мы уже знаем, мороз очень любит рисовать зимние картины. Как-то раз он решил нарисовать снеговика, но поторопился, и не всё дорисовал. Давайте посмотрим и скажем, что он забыл нарисовать.

(раздать детям листы с недорисованными снеговиками)

Дети: «У моего снеговика нет (ведра, метлы, носа, глаз, рук)»

Игра «Чего нет?»

Дети дорисовывают недостающие детали.

Воспитатель: Вот и подходит к концу наше занятие, о чём мы с вами сегодня говорили?

Воспитатель: Как называется первый зимний месяц? (второй, третий)

Воспитатель: Почему мы любим это время года?

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Идет волшебница зима» Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Идет волшебница зима» Тема: «Природа в музыке» Лексическая тема: «Зима» Цель: Создать.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «В лес пришла зимушка-зима» Конспект интегрированного занятия на тему: «В лес пришла,зимушка-зима.»Задачи: – познание: закреплять обобщенные представления о зиме,как.

Конспект НОД по музыкальному развитию в старшей группе «Здравствуй, Зимушка-зима!» Цель: развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, выявление образа зимы и умение передавать его в различных музыкальных видах деятельности.

Конспект НОД по познавательному развитию «Зима» в старшей группе Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное. Цель: Углубить, закрепить, упорядочить знания.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Зимушка-зима» Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию «Зима» Тема: «Зимушка – зима» /итоговое занятие/. Цели: – Закрепить знания.

Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе «Зима в лесу» Тема: «Зима в лесу» Цель: формирование целостного представления детей о том какой лес зимой. Задачи: образовательные: • закрепить и пополнить.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе 5–6 лет «Зимушка-зима» с презентацией Форма работы с детьми: игра – путешествие «Зимушка – зима». Образовательные области: • Речевое развитие; • Познавательное развитие; • Социально.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Вот зима — кругом бело» Интеграция ОО:”Социально-коммуникативное развитие”, “Познавательное развитие”, “Речевое развитие”, Художественно-эстетическое развитие”.

Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему «Зима. Зимняя одежда» Здравствуйте, ребята! К нам в садик пришло письмо, а от кого, вы узнаете, если отгадаете загадку: «Запорошила дорожки, разукрасила окошки,.

Конспект лексико-грамматического занятия в старшей группе с ОВЗ «Поёт зима, аукает» Цель: Закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом. Задачи: 1. закрепление полученных знаний.

Конспект занятия для детей старшей группы на тему Зима

Автор: Вильданова Рамиля Ранасовна

Организация: МБДОУ №1 «Березка»

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Джалиль

Цель: Развитие связной речи у детей, систематизация знаний о зиме, зимних явлениях.

Задачи:

Образовательные: – Расширять словарный запас по теме;

– Учить подбирать прилагательные к существительным;

– Обогащать лексику родственными словами;

– Формировать звуковую культуру речи.

Развивающие:

– Развивать познавательный интерес, любознательность;

– Развивать логическое мышление; мелкую моторику рук.

– Развивать память, внимание, координацию движения;

– Развивать навыки словообразования; речевое дыхание;

– Развивать ориентацию в пространстве;

– Активизировать словарь детей.

Воспитательные:

– Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и своих сверстников, выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением.

Методы и приёмы: игровой, словесный, наглядный, повторение, обобщение, художественное слово, физкультминутка, показ и объяснение воспитателя; наблюдение за работой детей; анализ работ воспитателем и детьми; поощрение.

Планируемый результат:

– приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища; повышение познавательной активности; усвоение необходимых знаний по теме «Зима»; формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе.

Оборудование, наглядный материал: ноутбук, снежок для игры, снежинки с заданиями, аудиозапись музыкального произведения «Зима», картон синего цвета, клей, соль, клеёнки и салфетки , снеговик, мнемотаблица, снежинки разные по размерам.

Предварительная работа: Беседа о зиме, рассматривание картинок, фотографий и другого иллюстрированного материала с зимними пейзажами; чтение художественной литературы по теме, дидактическая игра «Когда это бывает?», наблюдение за погодой на прогулках.

Ход

I. Вводная часть. Доброе утро лесам и полям! (руки вверх)

Доброе утро скажу всем друзьям! (руки в стороны)

Доброе утро, родной детский сад!

Видеть друзей своих очень я рад! (поворачиваются лицом в круг и хлопают в ладоши)

Воспитатель: – Ребята, отгадайте мою загадку:

Во дворе замёрзли лужи,

Целый день позёмка кружит,

Стали белыми дома.

Это к нам пришла. (Зима)

1 слайд (картина зима)

Воспитатель: – Да, верно, зима.

– Какое сейчас время года? А какая – зима? Как вы узнали, что наступила зима? Есть у зимы три сыночка, три зимних месяца. Как они называются? (Декабрь, январь, февраль). А сейчас какой месяц? (декабрь).

Чтение стихов о зиме.

1 ребёнок. Белоснежным покрывалом.

Стужа лютая настала.

Вот и к нам пришла зима.

2 ребёнок. Зима забавами полна,

Нам не даёт скучать она!

Весёлых санок и коньков.

3 ребёнок. Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

II. Основная часть.

Воспитатель: – А хотели бы вы побывать в гостях у зимы в волшебной мастерской? Тогда отправляемся! Повертелись – покружились у зимы в гостях очутились. (Дети кружатся).

– Вот мы и очутились в гостях. Посмотрите вокруг, как красиво! Очень много снега намело, сугробы кругом. А нам же нужно попасть в мастерскую. Чтобы добраться до мастерской, нам необходимо перешагивать через огромные сугробы и выполнять все задания, которые нам приготовили. Будьте осторожны и внимательны по дороге. Ну что, в путь!

Воспитатель: Вот вам первое задание. (Достаёт снежинку с заданием).
Дидактическая игра «Доскажите словечко».

На деревья, на лужок – тихо падает … (снежок).

Вот веселье для ребят – всё сильнее… (снегопад).

Все бегут вперегонки, все хотят играть в … (снежки).

Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик).

На снегу-то, посмотри – с красной грудкой… (снегири).

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил… (снег).

Воспитатель: – Какие же вы молодцы. Отправляемся дальше. Будьте осторожны и внимательны, сугробы очень большие поднимайте выше ноги.

– Ребята, давайте поиграем в снежки.

2 слайд (картина дети играют в снежки)

Воспитатель: Следующее задание Дидактическая игра «Назови ласково»

Воспитатель: – Я буду кидать вам снежок, называя слово, а вы мне будете его возвращать, называя это слово ласково.

Зима – зимушка Горка – горочка
Санки – саночки Снег – снежок
Лёд – ледок Снеговик – снеговичок
Ветер – ветерок Льдина – льдинка

Шапка – шапочка Мороз – морозец

Воспитатель: – Ребята! Снежки холодные, и руки у вас, наверное, замёрзли. Давайте с вами сядем на наши пенёчки и согреемся!

Упражнение «Снеговик»

Мы катаем снежный ком, (пальцами обеих рук проводить от середины лба до подбородка и обратно, не слишком надавливая).

Стал наш ком снеговиком:

Шляпа, (приложить ко лбу ладони ребром и растирать его движениями от середины к краям).

Глазки, (массировать веки лёгким поглаживанием пальцев рук).

Нос, (растирать крылья носа указательными пальцами рук).

Метла, (раздвинуть указательный и средний пальцы и растирать ушную зону).

Его улыбка так светла! (улыбнуться, потирая ладошки друг о друга).

Воспитатель: – Молодцы, ребята! Ну что согрелись тогда у меня для вас следующее задание (достаёт следующую снежинку).

– Отправляемся дальше. Перешагиваем сугробы. Ой, кто же это (снеговик). Но почему-то очень грустный. Как вы думаете почему? (у него нет друзей, он совсем один). Вы сможете ему помочь? (да, мы с ним подружимся, развеселим его). А кажется я знаю, как его развеселить. Я предлагаю разучить стихотворение М. Бойкова про «Снеговика», я думаю снеговику это очень понравится. А учить мы будем необычным способом по схеме.

Раскраснелась детвора –
Накатала три шара!
Друг на друга их сложили
И ведро нагромоздили.

Нос – морковка, уголь – глазки,
Снеговик из детской сказки!

Руки – ветки, рот – конфета,

Пусть стоит теперь до лета!

Воспитатель: – Кто хочет рассказать стихотворение нашему снеговику? (2-3 ребёнка рассказывают стишок). Ой, смотрите, а снеговик стал веселее, ему очень понравилось, как вы рассказываете стихи.

Дидактическая игра «Угадай слово»

Воспитатель: – Назовите слова, которые начинаются со звука «с». Попробуйте отгадать эти слова. А отгадки нарисованы на картинке (на слайде).

3 слайд (картинки – снежинки, сосулька, снег, санки).

Воспитатель: – Ой, ребята, посмотрите, вот мы и дошли с вами до зимней мастерской, но чтобы в неё войти нужно сказать волшебные слова о снеге, но непросто сказать, а ещё выполнить движения. Ну что готовы?

Физкультминутка «Снег – снежок»

Снег – снежок, снег – снежок

По дорожке стелется. (Руки у детей подняты вверх, постепенно опускаются вниз).
Снег – снежок, снег – снежок белая метелица.
Снег – снежок, снег – снежок замело дорожки. (Плавно качают руками вправо – влево).
Снег – снежок, снег – снежок тает на ладошке. (Поочередно вытягивают вперёд то правую, то левую руку).
Мы налепим снежков, вместе поиграем. («Лепят снежки»).
И друг в друга снежки весело бросаем.

Воспитатель: – Молодцы, ребята!

– Вы всё верно сделали и дверь в мастерскую открыта для вас.

Проходите и присаживайтесь за столы. Посмотрите, что у вас на столах лежит? (листочки).

– Обратите внимание на листочки. Они совсем пустые. Нужно украсить их снежинками. (Перед детьми стоит соль, клей).

– Только вот чем? У нас с вами нет кисточек (предположения детей).

– Правильно. С помощью клея и соли.

(Показ выполнения работы педагогом).

Но прежде, чем, приступить к работе, давайте разомнём свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Мы с тобой снежок слепили. («Лепят», меняя положение ладоней.)

Круглый, крепкий, очень гладкий. (Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую.)

И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком.)

Раз — подбросим. (Подбрасывают воображаемый снежок.)

Два — поймаем. (Ловят воображаемый снежок.)

Три — уроним (Роняют воображаемый снежок.)

Самостоятельная деятельность детей. (Дети приступают к работе. Воспитатель смотрит за выполнением, за осанкой) . (Во время работы звучит музыка).

III. Заключительная часть

Воспитатель: – Молодцы! Вы, хорошо справились с работой. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Для этого нужно сказать “волшебные” слова. Дети встают, говорят волшебные слова: «Снежинка кружится раз, снежинка кружится два, снежинка кружится три, ребятам в детский сад попасть помоги».

Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад.

– Какое у вас настроение после путешествия?

– О каком времени года мы сегодня говорили?

– Что было для вас самым сложным и что не получалось на пути к мастерской Зимы?

Воспитатель: Вот у меня есть красивые снежинки, они все разные: большие и маленькие. Я предлагаю вам взять каждому по снежинке. Если вы хорошо занимались, у вас все получилось – то возьмите большую снежинку, а если вы считаете, что получилось не так как хотели (не всё хорошо, или что-то не получилось) – то возьмите снежинку поменьше. Молодцы!

Список литературы:

1. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика. М.:2006

2. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.2007.-432с.

3. Бородич А.М. «Методика развития речи детей», М.: Просвещение, 1981.

4 . “Речевое развитие”. Метод. комплект программы “Детство”. 3-7 лет.

5. Развитие речи Конспекты занятий в старшей гр. дет.сад. Волчкова В.Н. Учитель 2004 год

6. Ушакова О С Программа речевого развития дошкольников. – М.: 1993г.

7. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.:Просвещение 1983.

Конспект занятия в старшей группе «Зимушка-зима»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Прогимназия «Эврика»

Конспект НОД в старшей группе «Волшебники» по развитию речи «Зимушка-зима»

(Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»,« Художественно-эстетическое развитие»)

Воспитатель: Донник В.Н

Цель: Развитие связной речи у детей, систематизация знаний о зиме, зимних явлениях.

Образовательные:
– Расширять словарный запас по теме;
– Учить подбирать прилагательные к существительным;
– Обогащать лексику родственными словами;
– Формировать звуковую культуру речи.

Развивающие:
– Развивать познавательный интерес, любознательность;
– Развивать логическое мышление;
– Развивать память, внимание, координацию движения;
– Развивать навыки словообразования; речевое дыхание;
– Развивать ориентацию в пространстве;
– Активизировать словарь детей.

Воспитательные:
– Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и своих сверстников, выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением.

Методы и приёмы : сюрпризный, игровой, словесный, наглядный, повторение, обобщение, художественное слово, физкультминутка, показ и объяснение воспитателя; наблюдение за работой детей; анализ работ воспитателем и детьми; поощрение.

Планируемый результат :

– приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища; повышение познавательной активности; усвоение необходимых знаний по теме «Зима» ; формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе.

Оборудование, наглядный материал : снежки, снежинки с заданиями, аудиозапись музыкального произведения «Зима » ,картон синего цвета,клей,соль, клеенки и салфетки , снеговик, мнемотаблица

Словарная работа : снежинки, снежная, , снегопад,снежок. красивая, , ледяной, холодный, искрящийся…

Предварительная работа: Беседа о зиме, Рассматривание картинок, фотографий и другого иллюстрированного материала с зимними пейзажами; чтение художественной литературы по теме, дидактическая игра «Когда это бывает?» , наблюдение за погодой на прогулках.

“Речевое развитие”. Метод. комплект программы “Детство”. 3-7 лет.

Развитие речи Конспекты занятий в старшей гр. дет.сад. Волчкова В.Н. Учитель 2004 год

Ушакова О С Программа речевого развития дошкольников

Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.2007.-432с.

I .Вводная часть

Сюрпризный момент(Воспитатель входит в костюме зимы)

Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок, Здравствуй, беленький снежок!
Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки,
Здравствуйте, я вам скажу, всех я вас приветствую!

– Здравствуйте, ребята! Вы знаете, кто я? (зима)

А хотели бы вы побывать у меня в гостях, в моей волшебной мастерской? Тогда отправляемся! Повертелись- покружились у зимы в гостях очутились.(Дети кружатся вместе с Зимой)

II .Основная часть

-Вот мы и очутились у меня в гостях. Посмотрите вокруг,как красиво!Очень много снега намело, сугробы кругом. А нам же нужно попасть в мою мастерскую.Чтобы добраться до моей мастерской, нам необходимо перешагивать через огромные сугробы и выполнять все задания, которые я для вас приготовила. Будьте осторожны и внимательны по дороге. Ну что, в путь!

Вот вам мое первое задание,(Достает снежинку с заданием)
Вы скажите мне, друзья,
А какая я – зима?

Какое сейчас время года?(зима)

Как вы узнали, что наступила зима?(т.к.идет снег, на улице холодная, морозная погода)

Есть у зимы три сыночка, три зимних месяца. Вы знаете как они называются? (Декабрь, январь, февраль).

А сейчас какой месяц? (февраль).

Что бывает зимой? Какие природные явления? (Иней, мороз, метель, вьюга, снегопад, стужа).

Каким бывает ветер? (Сильный, быстрый, жгучий, колючий, ледяной, холодный, порывистый, студёный).

Что происходит зимой на водоёмах? (они покрываются льдом)

А что бывает только зимой? (Снег).

Какой бывает снег? (Лёгкий, искристый, белый, холодный, пушистый, колючий, рыхлый, грязный, непрозрачный).

– Какие же Вы молодцы. Отправляемся дальше. Будьте осторожны и внимательны сугробы очень большие поднимайте выше ноги. – Ребята, давайте остановимся на этой поляне и немного поиграем. Я так люблю играть, особенно в снежки, А вы любите? Я буду кидать вам снежок, называя слово, а вы мне будете его возвращать ,называя это слово ласково, например: зима – зимушка.
Мороз – морозец
Снег – снежок
Лёд – ледок
Ветер – ветерок
Шапка – шапочка
Шарф – шарфик
Валенки – валеночки
Санки – саночки
Шуба – шубка
Снеговик – снеговичок
Льдина – льдинка

-Ребята! Снежки холодные, и руки у вас наверное замёрзли. Давайте с вами сядем на на наши пенечки и согреемся!

Проводится самомассаж.

Вот на улице мороз! (указательным пальцем массировать точку между бровями)
Эй, потри скорее нос, (то же у другую сторону)
Подбородок отогрей (массаж точки под нижней губой)
Улыбнулись все скорей (в другую сторону)
И у глаз потрем дружнее (круговые движения на висках)
Веселее, веселее. (в другую сторону)
Ну-ка взялись мы за уши (большие пальцы за ушами)
Ни к чему нам бить баклуши (круговые движения).
Покрутили, повертели – вот и уши отогрели!
Каждый палец согреваем, (снимать кольцо с каждого пальца),
Сильно-сильно растираем.

– Молодцы, ребята! Ну что согрелись тогда у меня для вас следующее задание (достает следующую снежинку) Задание «Хорошо»-«Плохо». Разделитесь на две команды. Как вы считаете зима –это хорошо или плохо? Первая команда докажет мне почему зима –это плохо,а вторая команда ,что зима-это хорошо. Выберите нужные картинки и разложите на поле.

Ну, а нам пора отправляться дальше. Но прежде чем отправиться дальше

закройте глазки ,протяните ладошки(в это время Зима каждому дает по снежинке, ) .

– Ой, посмотрите, что же у вас такое на ладошках?(снежинки)

-Ребята от такого количества снежных волшебных слов, пошел снежок

-А скажите ,какие они снежинки?

(Красивые, легкие, белые, узорные, шестиконечные, изящные…)

– Действительно, снежинки легкие. Давайте мы сейчас сделаем дыхательную гимнастику:

(губы сложить «трубочкой», сделать 3 коротких выдоха и подуть на снежинку.)

– Какие же Вы молодцы. Отправляемся дальше. Перешагиваем сугробы. Ой ,кто же это(снеговик).Но почему то очень грустный. Как вы думаете почему?(у него нет друзей, он совсем один)Вы сможете ему помочь?(да, мы с ним подружимся, развеселим его)А кажется я знаю как его развеселить. Я предлагаю разучить стихотворение М.Бойкова про «Снеговика»,я думаю снеговику это очень понравится. А учить мы будем необычным способом по схеме.

Раскраснелась детвора –
Накатала три шара!
Друг на друга их сложили
И ведро нагромоздили.

Нос – морковка, уголь – глазки,
Снеговик из детской сказки!
Руки – ветки, рот – конфета,
Пусть стоит теперь до лета!

– Кто хочет рассказать стихотворение нашему снеговику?(2-3 ребенка рассказывают стишок) Ой смотрите ,а снеговик стал веселее, ему очень понравилось как вы рассказываете стихи.

– Ой, ребята, посмотрите, вот мы и дошли с вами до моей зимней мастерской, но чтобы в нее войти нужно сказать волшебные слова о снеге,но непросто сказать ,а еще выполнить движения.Ну что готовы?

Физкультминутка «Снег – снежок»

Снег – снежок,
Снег – снежок.
По дорожке стелется.
(Руки у детей подняты вверх, постепенно опускаются вниз)
Снег – снежок,
Снег – снежок
Белая метелица.
Снег – снежок,
Снег – снежок
Замело дорожки.
(Плавно качают руками вправо–влево).
Снег – снежок,
Снег – снежок
Тает на ладошке.
(Поочередно вытягивают вперед то правую, то левую руку).
Мы налепим снежков,
Вместе поиграем.
(«Лепят снежки»).
И друг в друга снежки
Весело бросаем.
Молодцы, ребята!

– Вы все верно сделали и дверь в мою мастерскую открыта для вас.

Проходите, мои дорогие гости. Присаживайтесь за столы .Посмотри ,что у вас на столах лежит?(листочки)

– Обратите внимание на наши листочки . Они совсем пустые. Помогите мне пожалуйста украсить их снежинками(хорошо)

(Перед детьми стоит соль, клей»)

– Только вот чем? У нас с вами нет кисточек (предположения детей)

– Правильно. С помощью клея и соли.

(Показ выполнения работы педагогом)

– Но прежде чем, приступить к работе, давайте разомнем свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Мы с тобой снежок слепили. («Лепят», меняя положение ладоней.)

Круглый, крепкий, (Показывают круг, сжимают ладони,

очень гладкий. гладят одной ладонью другую.)

И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком.)

Раз — подбросим. (Подбрасывают воображаемый снежок.)

Два — поймаем. (Ловят воображаемый снежок.)

Три — уроним (Роняют воображаемый снежок.)

И. сломаем. (Топают.)

Самостоятельная деятельность детей.
( Дети приступают к работе. Воспитатель смотрит за выполнением, за осанкой )

(Во время работы звучит музыка вьюги) .

III .Заключительная часть

– Молодцы! Вы, хорошо справились с работой, за это я угощу вас вкусными снежными шариками.А теперь вам пора возвращаться в детский сад. Вот вам снежинка, она поможет детский сад найти. Для этого нужно сказать “волшебные” слова. Дети встают, угощаются зефиром , говорят волшебные слова:

«Снежинка кружится раз, снежинка кружится два, снежинка кружится три, ребятам в детский сад попасть помоги».Вот мы и вернулись в детский сад.

– Какое у вас настроение после путешествия?

– Что было для Вас самым сложным на пути к мастерской Зимы?

– А что заставило подняться вашему настроению?

Конспект занятия в старшей группе “Зима”

Содержимое разработки

Конспект занятия на тему «Зима» с использованием исследовательского метода обучения (старшая группа)

Задачи: уточнять и расширять представления о зиме, о явлениях неживой природы, характере жиз­недеятельности животных и людей зимой; развивать исследовательские умения: задавать вопросы, делать предположения, доказывать свою точку зрения, обобщать информацию; развивать внимание, память, связную речь; воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Ход занятия Воспитатель (В.). Ребята, попробуйте отгадать тему нашего сегодняшнего исследования. А по­может вам в этом стихотворение, послушайте его внимательно.

Воспитатель читает стихотворение Е. Авдиенко «Зима»:

Вышел на просторы Падают снежинки

Погулять мороз. Тихо с высоты.

Белые узоры В белые метели

В косах у берёз. Утром до зари

Снежные тропинки, В рощу прилетели

Голые кусты, Стайкой снегири.

Дети высказывают свои предположения и прихо­дят к выводу, что речь пойдёт о зиме.

Воспитатель рисует на доске овал и пишет в нём слово «ЗИМА».

В. Правильно, ребята, тема нашего сегодняшнего исследования — одно из четырёх времён года — зима. Что в стихотворении говорит нам о наступлении зимы? Может быть, это стихотворение об осени?

В ходе коллективного обсуждения воспитатель вместе с детьми находит в стихотворении признаки зимы и обозначает их цифрами: 1 — «вышел на про­сторы тогулять мороз», 2 — «белые узоры в косах у берёз», 3 — «снежные тропинки», 4 — «голые кусты», 5 — «падают снежинки тихо с высоты», 6 — «в белые метели утром до зари в рощу прилетели стайкой снегири».

Воспитатель зарисовывает в кружках схематич­ное изображение текста стихотворения.

В. А теперь давайте вспомним, что ещё каждый из вас знает о зиме.

Воспитатель предлагает детям сесть за столы и каждому взять таблицу-схему и простой карандаш. Обращает их внимание на таблицу-схему и объясняет, что в колонке, в которой нарисовано облачко, они будут зарисовывать всё то, что происходит зимой с объектами неживой природы; в колонку, где нарисован заяц, — об объектах живой природы; где нарисован человек, — изменения в жизни людей в зимнее время.

Дети высказывают свои суждения, схематично зарисовывая их в таблице-схеме.

Воспитатель предлагает детям подойти к мольберту.

В. Ребята, а сейчас продолжим наше исследование дальше. Что бы вы ещё хотели узнать о зиме? Задавайте вопросы. В ходе нашего исследования мы обязательно ответим на них.

Дети задают вопросы. Воспитатель схематично «зарисовывает» вопрос каждого ребёнка на мольберте. Если дети затрудняются в формулировании вопроса, педагог помогает им.

— Далее воспитатель задаёт детям проблемные вопросы:

— Как вы думаете, во всех ли странах бывает зимой снег?

— Как вы считаете, замерзают ли зимой моря и океаны?

— Что случится, если не будет зимы?

Дети высказывают свои предположения, рассуждают.

В. Ребята, где и как мы можем найти ответы на наши вопросы?

Дети высказывают свои предположения: узнать из книг, интернета, понаблюдать, посмотреть теле­передачи, задать вопросы взрослым.

В. Очень многое мы можем узнать о зиме из разных книг, энциклопедий. Послушайте, какую интересную информацию о зиме я для вас подготовила.

Воспитатель читает или рассказывает детям заранее подготовленный текст о зиме (сопровождает показом иллюстраций или картин), дети схематично изображают то, что они услышали, на своих таблицах-схемах.

Физкультминутка «Зимушка-зима» (модель Т.А. Боровик).

Кто в пушистой шубке белой (разводят руки в стороны) Лёгкой поступью и смелой(шагают на месте) Вышел в час утра? Это зимушка-зима (хлопают в ладоши)! На кудрях её пушистых (поднимают руки вверх) Много блёсток серебристых (плавно опускают вниз руки), Много серебра. Это зимушка-зима (хлопают в ладоши)!Рукавичкою взмахнула |

И, куда бы не взглянула *

(повороты головы), Стелет бел ковёр сама (разводят руки в стороны) Зимушка-зима(хлопают в ладоши)! Кверху руки поднимает (поднимают руки вверх), Вмиг деревья накрывает (приседают) Чистым серебром сама Зимушка-зима (хлопают в ладоши)!Нежно-нежно, белоснежно (шагают на месте)

К нам идёт сама Зимушка-зима (хлопают в ладоши)!

Воспитатель предлагает детям присесть на ковёр и полюбоваться зимними пейзажами.

В. Ребята, сейчас мы посмотрим слайды о зиме, полюбуемся этой прекрасной порой года. Будьте очень внимательны, так как из слайдов вы сможете узнать что-то новое о зиме.

Под музыкальное сопровождение проводится показ слайдов с изображением зимнего пейзажа, жизни животных зимой, жизнедеятельности людей, зимних детских забав, видов спорта и др. Затем воспитатель просит детей присесть за столы и схематично зарисовать в своих таблицах-схемах то, что они узнали о зиме.

В конце занятия воспитатель предлагает детям ответить на вопрос:

Что нового и интересного узнали о зиме?

Высказывания детей, индивидуальная оценка воспитателем результатов деятельности каждого ребёнка.

В. Ребята, удалось ли нам ответить на все наши вопросы? (Конечно, нет.)

Для того чтобы узнать о зиме ещё больше, я предлагаю вам разделиться на три команды и продолжить исследование зимы в течение всей недели. Одна команда будет собирать информацию об объектах неживой природы, вторая — об объектах живой природы, третья — о жизни людей в зимний период.

Воспитатель предлагает детям выбрать бэйджики с изображением облачка, зайчика или человека.

В. Всю информацию, которую соберёте, вы зарисуете в своих таблицах-схемах и подготовите интересные сообщения. Исследование зимы мы с вами будем проводить и в детском саду, и дома.

Конспект занятия на тему «Зима» с использованием проблемно-игровой технологии (старшая группа)

Задачи: уточнять и систематизировать представления детей о зиме, жизни животных зимой; развивать внимание, ассоциативное мышление, воображение, речь, умение устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться на листе бумаги; воспитывать интерес к зимним явлениям, умение любоваться красотой зимней природы, же­лание заботиться о животных в зимний период.

Ход занятия

В. Ребята, мы сегодня с вами отправимся в необычное путешествие, а помогут нам в этом музыка и народная песня. Присядьте поудобнее на ковёр.

Воспитатель декламирует слова из народной песни «Снежная сказка» под музыкальное сопровождение.

Тихо, как в сказке, хлопья снежные летят. Белою краской выкрашен сад. Танец снежинок, Новогодний бал. Кто-то ночью Мир заколдовал.

На окошке свой узор,

Нарядились в белый мех.

Долго, долго падает снег.

В небе морозном белых хлопьев кутерьма,

Снежные звёзды дарит зима.

В. Ребята, вы догадались, о каком времени года говорится? Почему? (Высказывания детей )

Игра «Укрась слово».

В. Ребята, давайте подарим зиме красивые слова. У меня зима снежная, а у вас?(Холодная, суровая, чудесная, морозная, весёлая, ветреная, красивая, хрустальная, волшебная, необыкновенная, загадочная.)

Если дети затрудняются, воспитатель расширяет представления детей.

В. Вот какая разная бывает зима!

Игра с мячом «Ты моя частичка».

В. Ребята, давайте поиграем в игру «Ты моя ча­стичка». Я начинаю: я — зима, ты моя частичка. Ты кто? (Снег, сугроб, санки, мороз и т.д.)

Игра «Угадай-ка».

Воспитатель предлагает детям присесть за столы и поиграть в игру «Угадай-ка», посредством которой уточняются и закрепляются знания детей о животных.

В. У каждого из вас лежат разные картинки. Посмотрите на них. Будьте внимательны. Если на вашей картинке будет изображено то, что я загадала, под­нимите картинку вверх.

Тот, кого я загадала, зимой спит. Кто это? (Мед­ведь, ёж, уж, лягушка, божья коровка, муха, пчела, стрекоза.)

Тот, кого я загадала, зимует в тёплых краях. Кто это? (Стриж, ласточка, скворец, аист, журавль, лебедь, грач, цапля.)

Тот, кого я загадала, ищет пищу в зимнем лесу. Кто это? (Заяц, волк, лиса, лось, белка, дятел, сорока, синица, снегирь.)

Далее воспитатель предлагает детям ответить на проблемные вопросы.

В. Ребята, как вы думаете, почему так говорят?

Для медведя зима — короткая. Для синички — длинная. Для зайчика — страшная.(Высказывания детей.)

Воспитатель подводит итог.

В. Молодцы, ребята, вы правильно сказали, что и зверям, и птицам тяжело зимой. Хоть и спасают их пушистая шерсть и плотные перья от лютой стужи, нередко бывает им очень голодно. А что вы можете сделать для них зимой? (Высказывания детей.)Зверей и птиц зимой нужно подкармливать. Люди развешивают на деревьях кормушки, насыпают корм, а около мест обитания диких животных раскладывают сено, морковь, капусту.

Физкультминутка «Зима в лесу».

В. Ребята, предлагаю вам заглянуть на зимнюю полянку. (Дети вместе с воспитателем становят­ся в круг и выполняют движения в соответствии с текстом.)

Ранним утром в зимнем лесу выглянуло солнышко. Оно поднималось выше и выше и осветило всю лесную полянку — и высокие деревья, и низкие кусты, и лёгкий пушистый снежок.

В воздухе начали кружиться снежинки. И все они были разные. И такие. И такие. Но все были лёгкие, воздушные. Они плавно кружились в воздухе и потом опускались на веточки деревьев, на кусты и укрывали землю тёплым пушистым покрывалом.

Солнечный лучик разбудил белочку, которая стала прыгать с ветки на ветку. Между кустами по­скакал заяц.

На полянку прилетел снегирь. Посмотрите, какая яркая у него грудка. Он посмотрел направо, налево, поздоровался с другими птицами. Нашёл на дереве ягоды рябины. А потом взмахнул крыльями и улетел. Быть может, на другую полянку.

От ветра закачались деревья. А снег продолжал падать и устилать землю мягким пушистым ковром.

Игра с мячом «Закончи предложение».

В. Ребята, я буду начинать предложение, а вы должны его продолжить. Будьте внимательны. Говорить нужно только о том, что бывает зимой.

На улице у ребят покраснели щеки, потому что. (был сильный мороз).

Вечеэом зимой рано темнеет, потому что. (дни стали короче).

На улицах работают снегоуборочные машины, потому что. (выпало много снега).

Снег стал таять, потому что. (наступила оттепель).

Без тёплой одежды нельзя выходить на улицу, потому что. (можно замёрзнуть).

Люди покупают ёлочные игрушки, потому что. (скоро Новый год).

Зимой весело, потому что. (можно играть в снежки, кататься на санках, лыжах, коньках).

Дворники посыпают песком дорожки, потому что. (на улицах очень скользко).

Зимой опасно ходить рядом с домами, потому что. (могут упасть сосульки).

Река покрылась льдом, потому что. (вода замёрзла).

Игра «Теремок».

Воспитатель предлагает детям выбрать любой предмет (кубик, лист бумаги, камушек, перышко, кусочек меха, ёлочную игрушку, пластилин, ветку ели).

Я буду Зимой или тем, что бывает зимой, и буду жить в теремке, но впущу в него лишь того, кто скажет мне, чем его предмет похож на меня.

Я — кубик, я такой же твёрдый, как твой лёд.

Я — бумага, я такая же белая, как твой снег.

Я — камень, я такой же холодный, как погода зимой.

Я — перышко, я такое же лёгкое, как твои снежинки.

Я — мех, я такой же тёплый, как одежда зимой.

Я — ёлочная игрушка, я блестящая, как лёд.

Я — пластилин, из меня можно лепить, как из снега.

Я – ветка ели, я такая же колючая, как ветер зимой.

Упражнение «Умный карандаш».

Воспитатель предлагает детям взять простой карандаш и схематично зарисовать то, что она предложит:

В правом верхнем углу нарисуйте то, что зимой может кружить.

В правом нижнем углу нарисуйте то, во что вам нравится играть зимой.

В левом верхнем углу нарисуйте то, что может согревать зимой.

В левом нижнем углу нарисуйте то, что может быть холодным зимой.

А в середине листа нарисуйте то, что зимой светит, но не греет.

После выполнения задания детьми воспитатель беседует с ними.

В. Ребята, что может кружить зимой? (Ответы детей.) Во что вам нравится играть зимой? Какие зимние виды спорта вы знаете? (Ответы детей.) Как вы думаете, что может согревать зимой? (Ответы детей.)

Что может быть холодным зимой? Наташа, как ты думаешь? А как думает Павел?(Ответы детей.)

Что же зимой светит, но не греет? Почему? (Ответы детей.)

Ребята, вам понравилось путешествовать в зимнюю пору года? Какая удивительная пора года — зима!

Давайте поиграем. Я буду начинать, а вы продолжать предложение — пропойте слово «удивитель­ное», только правильно.

Воспитатель под музыку пропевает предложения, стимулируя детей подпевать ей:

Зима к нам пришла, зима к нам пришла. (удивительная).

Сугробы намела, сугробы намела. (удивительные).

Настроение у нас, настроение у нас. (удивительное).

А девочки у нас, а мальчики у нас. (удивительные).

Конспект НОД в старшей группе на тему: «Снежная красавица – Зима»

Содержимое публикации

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

КАСЬЯНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Кантемировского муниципального района Воронежской области

396701 Воронежская область, Кантемировский район, село Касьяновка.ул.Советская, 6

Тел . 5-8-270, e-mail: Kasyanka@yandex.ru

Конспект НОД в старшей группе

«Снежная красавица – Зима»

с. Касяновка. 2017г.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»,» познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Социально – коммуникатиное развитие:

1.Побуждать ребят активно и доброжилательно взаимодействовать с педагогом в решении различных игровых и познавательных задач.

2.Продолжать сохранять и накапливать опыт доброго отношения друг к другу.

3.Побуждать ребят анализировать, делать правельные выоды, грамотно формулировать свой ответ.

Познавательное развитие:

1.Уточнить и расширить представления детей о времени года «Зима», о снеге и различных зимних явлениях.

2.Эксперементальным путём дать понять ребятам, что вода прозрачная, но её можно сделать цветной, тогда она становиться не прозрачной(сквозь неё ничего не видно).Из такой воды можно сделать цветные льдинки, разлив её по различным формочкам. Побуждать детей анализировать. Делать выводы, правильно формулировать свой ответ.

3.Развивать логическое мышление, сообразительность , фантазию во время отгадывания загадок.

Речевое развитие:

1.Побуждать проявлять чуткость к художественному слову во время прослушивания стихотворения о снежинке.

2.Способствовать формированию связных высказываний, формировать и развивать слуховое восприятиеи внимание.

3.Обогащать словарный запас детей.

Художественно- эстетическое развитие:

1.Вызвать положительные эстетические чувства и эмоции во время прослушивания музыкальной композиции из балета («Щелкунчик» – «Вальс снежных хлопьев» П.Чайковского).

2.Продолжать совершенствовать умение рисовать гуашью. Развивать фантазию, умение передовать задуманный рисунок – узор на бумаге.

Физическое развитие:

1.Развивать ловкость, быстроту, желание участвовать в подвижных играх.

2.Закрепить умение выполнять действия в соответствии слов текста.

Сюжетные картинки с приметами зимы закреплённые на мольберт, предметные картинки: метель, сугроб, зимние узоры на стекле, снежинка, плавающие рыбки под толщей льда.

Предметные картинки для дидактической игры: Водопад, река, лужи, лёд, снегопад, дождь, пар, снежинки, капли и т.д.

Оборудование для эксперементирования: баночки с водой, цветная гуашь, кисточки, пуговицы, шарики и др. мелкие предметы, различные формочки для замораживания льдинок.

Для рисования: Бумага(голубая или фиолетовая), гуашь белая, кисточки. Непроливайки, муз компазиция: «Вальс снежных хлопьев» П.чайковского.

1.Беседа о Зиме.

(ребята сидят на стульях полукругом).

Воспитатель: – дети, какое время года сейчас?

Воспитатель: Какие зимние приметы вы знаете?

(ребята выходят к мольберту называют приметы зимы и прикрепляют сюжетные картинки на мольберт).

-Небо серое, унылое, солнышко почти нет, а если появляется то светит но совсем не греет.

– Вся земля покрыта белым, пушистым снегом, как будто покрывалом.

-люди одевают тёплую одежду: шапки, шубы, сапожки, варежки и шарфы.

-С приходом зимы дикие звери сменили лёгкие шубки на более тёплые, зимние и даже поменяли их окраску, некоторые звери впали в спячку.

-Зимующим птичкам очень холодно и голодно, они ближе прилетают к жилью человека.

Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь ответьте на вопросы:

(Воспитатель задаёт вопросы и крепит соответствующую картинку на мольберте).

-как называется кучи снега на земле?

-как называется веиер со снегом?

Воспитатель:- Метель это снежная буря.сильный ветер поднимает вверх оьдельные, похожие на крупу снежинки.иногда метель бывает очень сильной. Что вокруг становиться ничего не видно.

Воспитатель:- Как называется снег, который образуется на ветках деревьев, после оттепели?

Воспитатель: Иней бывает, когда температура воздуха опускается ниже точки замерзания, в мороз на траве или на земле образуются кристалики льда. Иногда иней бывает белый, что его можно принять за снег.

– что происходит с рекой зимой?

Дети:- Зимой река покрывается льдом

Рыбы опускаются глудоко на дно и там медленно плавают.

– как называется явление зимой, когда падает снег?

Воспитатель:- Какой бывает снег? (белый, пушистый, холодный, сваркающий. белый, серебристый, мягкий и т.д.)

-Молодцы ребята, вы очень много знаете о зиме. А загадки отгадывать умеете?

1.Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Зима)
2.Идет, а ног нет;
Лежит, а постели нет;
Легкий, а крыши ломит.
( снег)
3.Дом ее на белой туче,
Но ей страшен солнца лучик.
Серебристая пушинка,
Шестигранная …
(Снежинка).

4.Без досок, без топоров
Чрез речку мост готов.
Мост – как синее стекло:
Скользко, весело, светло.
(Лёд)
5.Рисует художник пейзаж на стекле,
но эта картина погибнет в тепле. (Мороз)

6.Гуляю в поле, летаю на воле,
Кручу, бурчу, знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю.
(Метель)

2.Физкультминутка

Вот студеною зимой (Дети машут руками.)
Ветер дует ледяной
И вздымает снега тучу. (Дети выполняют круговые движения руками)
Он суровый и могучий.
Зайцы прячутся в кустах. (Дети садятся в глубокий присед на
Даже хитрая лиса несколько секунд, потом встают)
Притаилась и сидит,
Ну а снег летит, летит. (Дети машут руками)
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах. (Потягивания — руки в стороны)
Скачет по полю лиса. ( Прыжки)
Ну а мы чуть-чуть пройдемся (Ходьба)
И домой к себе вернемся. (Дети садятся за столы)

3.Опытно – эксперементальная деятельность.

Воспитатель: -Ребята , кто к нам пришёл?(Фея снежинка)

-Фея снежинка: Здравтсвуйте, ребята!Я услышала, что вы говорите о зиме, о снеге и о нас о снежинках. Посмотрите. что я вам принеслаФея снежинка из большой белой корзинкн выкладывает баночки наполовину напрлненные водой.(Ребята рассматривают воду и убеждаются, что через неё всё видно.

Затем Фея снежинка бросает в баночки мелкие предметы(пуговицы, шарики. Камешки), предлогает рассмотреть их сбокуи сверху, объясняет почему их хорошо видно. Уточняет- вода прозрачная, не имеет запаха и цвета. Но её можно сделать цветсной, если добавить в неё краску.

Ребята набирают разную краску кисточками и растворяют её в банках с водой.каждую банку дети рассматривают, любуются красивой водой, называют цвет,затем фея снежинка обращает внимание детей на то,что предметы в банках как будто бы исчезли. их не видно.Поясняет: цветная вода стала непрозрачной,цветной.Из такой воды можно сделать цветные льдинки. Фея Снежинка разливает воду по формочкам.

-Фея снежинка: Ребята. А чо необходимо сделать, чтобы вода в формочках замёрзла?(поставить на мороз или в холодильник)Во что превращается вода?(в лёд)

В следующий раз я к вам ещё прийду в гости и покажу ва , что у нас получилось. А сейчас мне пора. До свидания!

4.Дидактическая игра «Где снежинки?»

Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек.На карточках изображены различные состояния воды:водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дожд, пар, снежинки, капля и т.д.

( Во время движения по кругу ребятапроизносят слова:)

Вот и летонаступило.

Солнце ярче засветило.

Стало жарче припекать,

Где снежинку мне искать?

По окончании слоа дети останавливаются. Те, перед кем распологаются картинки. Должны их поднять и объяснить свой выбор. Движения продолжаются со словами:

Наконец пришла зима:

Стужа, вьюга, холода.

Где снежинку нам искать?

Вновь выбираются нужные картинки и дети объясняют их выбор.

-Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием.

5.Художественное творчество.

Воспитатель: сегодня поговорим с вами о зиме,о снежинках.

Зима снегами вьюжится
С утра и дотемна.
Снежинки вьются, кружатся
У нашего окна.

Как буд-то звезды искрами
Рассыпались кругом.
Несутся, серебристые,
Заглядывают в дом.

То в комнату попросятся,
То снова убегут,
За стеклами проносятся,
На улицу зовут.

Воспитатель: Я предлагаю вам ребята изобразить снежинки на цветной бумаги белой гуашью.

-(Дети по образцам прикреплённым к мольберту, выполняют работу, изображая снежинку по всему листу бумаги разными способами (по выбору).

Во время рисования звучит музыкальная композиция «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик».П.И.Чайковского.

Выставка детских работ.

Дети рассматривают снежинки и узоры на рисунках, отмечают сходство и различия.

Читайте также:
Практический материал учителя-логопеда для работы с неговорящими детьми
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: