Конспект занятия для детей ОНР (6 лет) по развитию лексико-грамматического строя речи

Конспект занятия для детей ОНР (6 лет) по развитию лексико-грамматического строя речи. Тема: «Приключения Буратино»

Методическая разработка: Конспект логопедического занятия «Приключения Буратино».

Возраст детей : 6 лет.

Диагноз : Общее недоразвитие речи.

1. Образовательные задачи:

  • Учить образовывать относительные прилагательные от существительных;
  • Закрепить навыки образования глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени;
  • Учить образовывать сложные слова;
  • Закрепить навык звукового анализа и синтеза слов;
  • Закрепить умения анализировать предложение;
  • Учить составлять слова из слогов;
  • Развивать связную речь.

2. Коррекционные задачи:

  • Закрепить чёткое произнесение поставленных звуков в спонтанной речи.
  • Совершенствовать навыки работы с карандашом и умения ориентироваться на листе бумаги.
  • Развивать зрительное и слуховое восприятие.
  • Развивать координацию речи с движением.

3. Воспитательные задачи:

  • Развивать интерес к школе и школьным занятиям.
  • Воспитывать дружеское отношение друг к другу.
  • Чтение сказки А.Толстого «Приключения Буратино»;
  • Работа по автоматизации и дифференциации звуков спонтанной речи.

Материал к занятию:

  • Дидактическая игра « Таблица букв»
  • Дидактическая игра «Готовим обед»;
  • Дидактическая игра «Составь слово»;
  • Карта-схема с буквами;
  • Сюжетные картинки для составления предложений.

Ход занятия

Логопед Дети
Ребята, к нам пришли гости, ваши будущие учителя. Давайте скажем «Доброе утро».Для того чтобы они знали как вас зовут, я приготовила таблички с именами. Найдите табличку со своим именем.К нам сегодня пришёл ещё один гость. Я вам его опишу, а вы угадаете его имя по описанию.

Это герой сказки, который попадал в разные истории. Одет он в кожаную курточку, на голове у него полосатый колпак, на ногах деревянные башмаки.

Папа Карло дал Буратино буквы и попросил составить слово, но Буратино не знает букв. Если вы поможете, то узнаете куда собрался Буратино.

(буквы расположены хаотично на доске)

Какое слово получилось?

Садитесь за столы и составьте звуковую схему слова «школа».

(на столе лежат кружочки)

Сколько звуков в слове?

Охарактеризуйте каждый звук.

Для того, чтобы попасть в школу, нужно найти ключик. Папа Карло дал Буратино карту, которая приведёт его к ключику.

(карта с планом и зашифрованными буквами)

Найдите на карте первую букву из слова «школа». На что она похожа?

Придумайте слова на букву Ш?

Буква Ш живёт в Харчевне . Это старинное слово. Как называется Харчевня в наше время?

Давайте зайдём и посмотрим, может здесь есть ключик от школы.

Садитесь за столы, Буратино хочет угостить вас соком.

(проводится игра «Готовим обед»)

Какой сок ты будешь пить?

Какой сок ты выпьешь?

Какой сок ты пьёшь?

Какой сок ты выпил?

В харчевне ключа не оказалось.

Найдите на карте вторую букву слова школа. На что она похожа?

Придумайте слова со звуком К.

На опушке леса растёт Чудо-дерево, а на нём волшебные листочки. Найдите Чудо-дерево в группе. Снимите листочки и отнесите на стол.

Помогите Буратино составить слова из слогов.

(проводится игра «Составь слово»)

Опять здесь ключа не оказалось. Отправимся дальше.

Найдите третью букву из слова «школа» на карте. На что она похожа?

Придумайте слова, которые начинаются на букву О.

Буква О живёт театре. Давайте зайдём и посмотрим, есть ли там ключик. В театре артисты готовятся к представлению. Они учат предложения. Садитесь за столы, переверните картинку и составьте предложение по картинке.

Давайте составим схему предложения, которое состоит из пяти слов. Назовите это предложение. Возьмите конверты и выложите схему.

Ключа в театре не оказалось.

Буратино очень устал искать ключ, и хочет отдохнуть. ( проводится динамическая пауза).

Какая буква живёт в коморке Папы Карло?

На что она похожа?

Придумайте слова на букву Л.

Может ключ в коморке Папы Карло? Садитесь за столы берите карандаши и слушайте задание.

Теперь Буратино может войти в школу. Какая буква живёт в школе?

Придумайте слова на букву А.

А в школе Буратино дали сложное задание. По таблице составить слово.

(проводится игра «Таблица букв»)

Какое слово получилось?

Дружба вам поможет в школе хорошо учиться и найти хороших друзей.

Какие задания Буратино вы выполнили? Какие задания были для вас самыми сложными? Какие задания были для вас простыми?

(подводится итог занятия)

Поможем (составляют слово на доске)

(составляют схемы, один ребёнок составляет на доске)

Первый звук Ш он согласный твёрдый, второй звук К он согласный твёрдый, третий звук О он гласный, четвёртый звук Л он согласный твёрдый, пятый звук А он гласный.

Шкаф, шуба, шапка, шутка………

Ресторан, кафе, столовая.

Я буду пить вишнёвый сок.

Я выпью гранатовый сок.

Я пью персиковый сок.

Я выпил сливовый сок.

Кошка, крот, картина……………

(дети подходят к панно снимают карточки со слогами и выкладывают на столе)

(дети выкладывают и читают слова)

Она похожа на обруч.

(составляют предложения по картинке с действием)

(выкладывают схему предложения и разбор предложения по вопросам логопеда)

( выполняют упражнения с речью)

Ложка, лошадь, лук………………

(выполняют рисование «ключа» по клеточкам под диктовку)

Азбука, аист, арбуз…

Александрова Наталия Борисовна,
учитель-логопед,
ГБОУ СОШ №349,
г. Санкт-Петербург

Занятие по развитию лексико-грамматического строя речи для детей 6-7 лет с ОНР.
план-конспект занятия на тему

Конспект коррекционного занятия по развитию лексико – грамматического строя речи для детей 6-7 лет с ОНР

Скачать:

Вложение Размер
zanyatie_po_razvitiyu_leksiko.doc 42 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию лексико-грамматического строя речи для детей с ОНР.

Направление деятельности : «Познавательное. Социально-личностное» Доминирующая образовательная область «Коммуникативная».

Тема: «Плывет, плывет кораблик…»

Возрастная группа : дети 6-7 лет.

Подготовила: Дубинина Людмила Дмитриевна,

учитель – логопед I квалификационной категории

ГБОУ АО «Малышок», г. Астрахань

– тренировать навыки словоизменения и словообразования;

– практически использовать в речи глаголы с разными приставками (от, у, при, за, про, до)

– стимулировать функции речедвигательного аппарата.

– развивать диалогическую речь и мелкую моторику;

– закрепить знания и представления о яйце;

– расширять, активизировать словарь по теме;

– развивать мышление, наблюдательность, слуховое внимание;

– развивать умение подбирать имена прилагательные к существительным.

– учить использовать кухонное оборудование;

– воспитывать элементарные правила поведения на кухне;

– удовлетворять потребность детей в ощущении себя умелыми, как взрослые.

Работа над словарем : заплыл, приплыл, доплыл, уплыл, кипеть, вкрутую, электрическая плита, омлет, яйцо-яйца, кок.

Виды детской деятельности в НОД :

  • Игровая.
  • Коммуникативная.
  • Трудовая.
  • Познавательно-исследовательская.
  • Продуктивная.
  • Физическая.

Оборудование: Ножи, разделочные доски, фартуки, шапочки, зубочистки, тарелки (мелкие), вилки, ложки (столовые), кусочки хлеба, скатерти, салфетки бумажные, маски «столовые приборы», ширма, электрическая плита, продукты питания (яйца, сыр, колбаса, болгарский перец, петрушка), аудиозапись А.Зацепина «Море, ты слышишь, море», бумажные кораблики, ёмкости с водой, часы.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

На предыдущем занятии дети сделали бумажные кораблики путём оригами. Перед детьми ширма, оформленная в морской тематике (за ней всё необходимое к занятию, руки у детей чистые).

Физкультминутка. Текст детям знаком.

Глазки крепко закрываем

Дружно до пяти считаем

И работать начинаем.

(на столе стоят ёмкости с водой, дети берут свои кораблики и под песню А.Зацепина «Море, ты слышишь, море….) проводится дыхательное упражнение «Ветер надувает паруса», где предлагается детям с разной силой подуть на парус своего кораблика – слабый ветерок, ветер усиливается, сильный ветер, ураган. Следить за тем, чтобы дети не раздували щеки.

Логопед. Ребята, на каждом корабле есть свой кок, а по-нашему повар.

Мы сегодня превратимся в коков (даёт каждому ребёнку белый фартук и поварской колпачок), будем готовить и правильно накрывать на стол. А из чего будем готовить? Отгадайте, загадку:

«Может и разбиться,

Может и свариться,

Если хочешь, в птицу

Логопед. Давайте, ребята, мы проведём эксперимент с яйцами, но сначала скажите: «Какое бывает яйцо?

Дети. Белое, овальное, светло-коричневое, свежее, несвежее, варёное, сырое.

На столе лежат 2 яйца (одно из них вареное, другое сырое) как можно это определить, не разбивая их?

Дети высказывают предположения.

1 опыт. Да, яйца нужно покрутить на столе как волчки и понаблюдать, что одинаковые по виду яйца крутятся совершенно по-разному.

Объяснение: есть такое физическое явление – как центр тяжести.

В вареном яйце центр тяжести постоянен, поэтому оно крутится. А у сырого яйца внутри жидкая масса и центр все время смещается, являясь тормозом, поэтому сырое яйцо крутится с трудом.

2 опыт: «Плавающие яйца» Свежее или Несвежее? Надо опустить яйцо в воду, если тонет, то свежее, если плавает, то какое? (ответ)

Логопед. Для того, чтобы сварить яйцо, какие действия будете делать?

Логопед. Пока яйца будут вариться, вы расскажите о правилах безопасности работы с электричеством и ножом.

• Не подносить нож к лицу, не играть им.

• Использовать нож по назначению.

• Не включать электроприборы без взрослого.

Логопед. Что происходит с водой?

Дети. Она греется и кипит.

Логопед обращает внимание на часы: через сколько минут яйцо сварится вкрутую и предлагает запомнить эту цифру.

Логопед. Пока яйца кипят в кастрюле на плитке, мы поиграем в одну игру

«Где используются яйца?»

Дети. В яичнице, в омлете, в салате, в супе, в тесте.

По окончании варки, каждый кок делает кораблики из готовых продуктов. Перечисляют и указывают действия: яйцо резать пополам, колбасу, сыр, болгарский перец – на ломтики.

Логопед. Для того, чтобы кораблики получились правильными и не утонули, давайте разогреем наши пальчики.

Проводится пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика «Кораблик»

А нам пришло время поиграть, наши пальчики размять. А поможет нам в этом стихотворение Агнии Барто «Кораблик».

По реке плывет кораблик.
Он плывет издалека.
(Из ладоней сложить лодочку и имитировать как она плывет-раскачивается)

На кораблике четыре
Очень храбрых моряка.
(Показать одной рукой четыре пальца и раскачивать кистью этой руки в такт)

У них ушки – на макушке,
(Руки приставить к голове, показывая ушки)

У них длинные хвосты.
(Одну руку отвести назад за спину, показывая хвост волнообразными движениями всей рукой)

И страшны им только кошки,
Только кошки да коты!
(Сделать из пальцев кошачьи коготки и имитировать царапанье)

Практическая деятельность. Дети готовые кораблики ставят на тарелку, на которой лежит голубая салфетка, олицетворяя собой море.

Логопед: Ребята, хотите послушать одну историю о королевстве столовых приборов. Присядьте ко мне на диванчик.

Сказка «Королевство столовых приборов»

…Было это или не было, а если было, то очень давно. В королевстве столовых приборов среди всякой посуды жили не тужили ложки, вилки, ножи. А королевством тем правил король Беспорядок и королева Ленивица. В таком королевстве, где правит беспорядок, как правило, нет никакого порядка. Поэтому вилки, ножи, ложки располагались на столе как хотели. Но однажды они так перемешались, что не нашли себе места и перепугались. Стали спорить и кричать, где кому из них лежать. Долго спорили они и решили идти за советом к тарелке.

Дети с атрибутами (вилка, нож, ложка): Подошли и с поклоном обратились: «Ты, тарелка, умна. Рассуди нас, кому какое место занимать на столе?» И, конечно же, умная тарелка дала им совет:

Ребенок с маской тарелки:

Для вас центром буду я.

Место справа дам ножу.

Рядом ложку положу,

Вилку положу я слева,

Чтоб зубцами вверх смотрела.

Логопед. Вилки, ложки и ножи поблагодарили умную тарелку и разошлись. И с тех пор из королевства исчезли король Беспорядок и королева Ленивица. Там воцарились порядок и уют. Ложки и ножи всегда лежат справа от тарелки, а вилки зубцами вверх слева.

Пусть съедобные кораблики постоят в порту, вы снимите фартуки подойдите ко мне. Возьмите свои бумажные кораблики и поиграем в игру «Принеси кораблик».

Дети находятся на одной стороне группы. На противоположной стороне на расстоянии 3-4 метров раскладываются бумажные кораблики. Педагог предлагает добежать до игрушки по дорожке, обозначенной линиями, взять одну и принести ему, а потом громко и ясно произнести, изменив слово, плыл, например: доплыл. Усложнение. Можно составить предложение (Кораблик отплыл от берега и поплыл). Так все дети по очереди образовывают новые слова. В конце игры дети «выходят в море», двигаясь по всей группе. Педагог помогает, хвалит детей за сообразительность, подводит итоги.

Логопед (приглашает всех к столу). Угощайтесь, угощайтесь, милые ребята! Всем спасибо за внимание! Приятного аппетита!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Семья».

План-конспект логопедического занятия по развитию лексико -грамматических категорий и связной речи по теме «Семья».

Конспект занятия по развитию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи. Тема: « Домашние животные »

Формирование лексики и грамматики ребенка тесно связано с развитием, уточнением и осознанием представлений ребенка об окружающем мире и во многом определяется уровнем его познавательной деятельности.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи на тему: «Транспорт».

В данном занятии педагог использует мультимедийные игры-презентации, как инновационный прием стимулирующий развитие познавательного интереса, активизирующий речь и внимание детей при изучении лексичес.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя и связной речи на тему «Дикие животные».

В данном занятии педагог использует мультимедийные игры-презентации, как инновационный прием стимулирующий развитие познавательного интереса, активизирующий речь и внимание детей при изучении лексичес.

конспект занятия по развитию лексико-грамматическому строю речи в старшей группе

Занятие по лексической теме: “Посуда”.

конспект занятия по развитию лексико-грамматическому строю речи в старшей группе

Занятие по лексической теме: “Посуда”.

Развитие мышления на логопедических занятиях по развитию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР (общим недоразвитием речи)

Основная цель дошкольного образования – полноценное формирование и всестороннее развитие личности каждого ребёнка. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в усло.

Конспекты логопедических занятий.

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Конспект занятия для детей с ОНР (6 лет) по развитию лексико-грамматического строя речи «Мальчик-наоборот»

Александрова Н.Б
учитель-логопед, ГБОУ СОШ №349

Тема: Использование в речи детей глаголов в разной форме

Возраст детей: 6лет

Диагноз: Общее недоразвитие речи

• Учить образовывать глаголы совершенного и несовершенного вида;

• Активизировать в речи детей употребление глаголов

• Учить составлять предложение по картинке с действием

• Учить детей правильно подбирать глаголы-антонимы

• Учить употреблять сложносочинённые предложения

• Учить детей соотносить движения с глагольными формами

2. Коррекционные задачи:

• Закрепить чёткое произнесение поставленных звуков в спонтанной речи

• Провести работу по профилактике дисграфии

• Развивать зрительное и слуховое восприятие

• Развивать связную речь

3. Воспитательные задачи:

• Развивать у детей чувство языка

• Воспитывать дружеское отношение друг к другу

1. Организационный момент.

Сегодня к нам пришли в гости ваши родители и воспитатели. Скажем им «Доброе утро».

Ребята будьте внимательны, сядет тот, кто назовёт действие, которое мы совершаем в детском саду.

2. Игра «Кто больше»

Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Кто больше». Вы будете называть слова, а я вам давать жетоны. Кто больше соберёт жетонов, тот будет победителем.

– Что делает мама дома?

– Что можно делать с куклой?

– Что делает врач?

– Что делает продавец?

Посчитайте жетоны. Сегодня в нашей игре победил …

3. Сказка о мальчике – наоборот.

Сейчас я вам расскажу одну историю. Жил-был мальчик, упрямый, непослушный. Он всё делал наоборот. Велит мама ему ложиться спать, а он встаёт. Просит повернуться, а он отворачивается, просит собрать игрушки, а он раскидывает. Мама очень огорчилась и назвала сына мальчиком –

Наоборот (вывешиваю картинку мальчика) Когда мама один раз сделала всё наоборот, сын сразу понял как это неприятно и исправился.

– Вспомните слова с противоположным значением?

4. Игра «Зеркальные буквы»

Ребята посмотрите на доску,

Мальчик – наоборот перепутал все буквы. Подумайте, можно ли исправить буквы?

Прочитайте, какое слово получилось?

Кто такая бабушка? А вот и наша бабушка идёт!

5. Игра «Путаница»

Старенькая я ребятки и всё перепутала, что надо делать сначала, а что – потом.

Давайте поможем бабушке! Если бабушка сказала правильно сидите ровно, а если не правильно, то поднимайте две руки вверх. Слушайте внимательно.

«Сначала я сажусь за стол, а потом помою руки»

«Сначала я мою посуду, потом её вытираю»

«Сначала я застёгиваю пальто, а потом его надеваю»

«Сначала я варю суп, а потом его ем»

«Сначала я бельё вешаю сушить, а потом его стираю»

Пошла я ребятки, стирать бельё.

А мы сейчас поиграем и отдохнём.

Подвижная игра «Делай сам»

Один из участников игры – водящий, остальные, взявшись за руки, образуют круг.

Водящий (идя по кругу) говорит

На слова «Тебя хлопну по плечу» круг останавливается. Водящий слегка ударяет ребёнка и называет действие, которое он должен выполнить. Тот, кто правильно выполнит задание, становится новым ведущим.

7. Игра «Картинки – перевёртыши»

-У вас на столе лежат картинки. Рассмотрите их. Я называю слово, а вы говорите противоположное. Если вы угадаете, о чьей картинке идёт, я вам покажу свою картинку.

– Составьте предложения по картинкам.

8. Игра «Что делал, что сделал»

– Разделимся на две команды.

– Первая команда выбирает картинки, которые отвечают на вопросы (что делает?) Вторая команда выбирает картинки, которые отвечает на вопрос (что делал?).

9. Подведение итогов

– Что интересного узнали на занятии?

Я гуляю, я занимаюсь, я играю и т.д.

Стирает, убирается и т.д.

Куклу можно причёсывать и т.д.

Врач выписывает лекарства и т.д.

Продавец взвешивает товары и т.д.

Вставать- ложиться, поворачиваться, отворачиваться, убирать – разбрасывать

Буквы можно перевернуть наоборот.

Это мамина мама. Это папина мама.

Сначала надо мыть руки, а потом садиться за стол.

Сначала надо надеть пальто, а потом его застёгивать

Сначала надо бельё постирать, а потом вешать его сушить.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста с ОНР на тему: «Домашние птицы».

Содержимое публикации

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста с ОНР на тему: «Домашние птицы».

Цель логопедического занятия: формирование лексико-грамматических средств языка.

Коррекционно-образовательные: закреплять названия домашних птиц и их птенцов, расширять знания о домашних птицах, обогащать и активизировать словарь по данной теме.

Коррекционно-развивающие: развивать словесно-логическое мышление, мелкую и общую моторику, просодическую сторону речи, продолжать развивать у детей умения: образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных; образовывать существительные множественного числа; закрепить умение правильно употреблять в речи простые предлоги. Развивать творческие способности, эстетическое восприятие цветовосприятие, воображение, фантазию, интерес к рисованию в технике пуантилизма.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к домашним птицам, учить внимательно слушать собеседника, формировать навыки доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование: телевизор, иллюстрации с изображением домашних птиц, изображение картинки птичницы, картинка «птичий двор», маски-шапочки с изображением дом птиц, мяч, запись голосов домашних птиц, контурное изображение петуха, гуашь, ватные палочки, аудиозапись детской песенки «Танец маленьких утят».

Предварительная работа: Чтение сказки В.Сутеева «Петух и краски», разучивание стихотворения «Петушок».

Ход занятия:

Организационный момент.

1 -Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таким хорошим пригожим, я предлагаю образовать круг.

«Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся».

Ребята с помощью рукопожатия я передаю вам всю свою доброту, положительные эмоции, хорошее настроение, дружбу и она от меня идёт к Кате, от Кати к Алеше, от Алёши к Тихону и т. далее по кругу и возвращается ко мне. Я чувствую, что каждый из вас добавил частичку своей доброты, дружбы. Пусть же она греет вас и не покидает на протяжении всего дня!

Ребята, посмотрите, сколько гостей собралось, давайте поприветствуем их.

2.Сообщение темы занятия.

(на экране телевизора картинка «Птичий двор».)

-Сегодня, ребята, мы с вами отправимся на птичий двор.

Логопед предлагает его внимательно рассмотреть, задает ребятам следующие вопросы:

– Кто живет на птичьем дворе? Как можно назвать этих птиц? (Домашние птицы.)

– Почему их называют домашними? (Потому, что они живут рядом с человеком, и человек заботится о них.)

– Как называется профессия человека, который работает на птичьем дворе? (показ. картинку птичницы). Что делает птичница? ( дает птицам корм, воду)

– Какую пользу человеку приносят домашние птицы? (Птицы дают человеку яйца, мясо, пух и перья.)

Лексико-грамматические игры и упражнения

1.Игра «Волшебные превращения»

– Я предлагаю вам превратиться в птиц, отгадав загадки. Кто первый отгадает загадку о птице, тот станет этой птицей, а наша группа – птичьим двором.( Дети отгадывают загадки, логопед надевает им на голову маски-шапочки с изображением домашних птиц.)

1.Длинная шея, красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки. (Это гусь.)

2. Квохчет, хлопочет, детей созывает, всех под крылья собирает. (Это курица.)

3. Ходит, болбочет, на всех страх наводит. (Это индюк.)

4. Ходит на рыбалку неспеша, вразвалку: сама себе удочка, кто это? (Это уточка.)

5. Живу во дворе, пою на заре. На голове гребешок. (Это петушок.)

2. Узнай птиц по голосу

(Дети прослушивают аудиозаписи с голосами домашних птиц.) Отвечают на вопросы логопеда:

– Чей голос вы слышите? (Я слышу голос петуха, гуся, курицы, индюка, утки, цыплят.)

3. Кто как голос подает

Дети становятся в круг (петушок, гусь, курица, уточка, индюк). Логопед произносит следующее:

– Я по кругу иду, птичку выбрать хочу. Ты кто? (Я петушок.)

– Петушок, спой нам песенку. (Кукареку!)

– Что петух делает? (Петух кукарекает.)

(Таким же образом образуются глаголы для остальных птиц: утка крякает, индюк болбочет, курица кудахчет, гусь гогочет, шипит.)

4. Упражнение «Весёлая семейка»: Назовите папу, маму и птенца каждой птицы. (выставляется картинка с семьями)

Петух, курица, цыпленок.

Гусь, гусыня, гусенок.

Селезень, утка, утенок.

Индюк, индейка, индюшонок.

5. Дидактическая игра “Один – много”. – Давайте поиграем в игру «Один – много». Мы волшебники немного, был один, а станет много.

курица – курицы, куры,
петух – петухи,
цыпленок – цыплята,
гусь – гуси,
гусыня – гусыни,
гусенок – гусята,
утка – утки,
селезень – селезни,
утенок – утята,
индюк – индюки,
индюшка – индюшки,
индюшонок – индюшата,
6. Игровое упражнение «Назови ласково»

Птичница очень любит своих птиц, и зовет их ласково. Дети, я буду называть домашнюю птицу, а вы будете называть их так, как зовет их птичница: (игра с мячом)

Курица – курочка, утка – уточка, петух – петушок, цыпленок – цыпленочек, утенок – утеночек, гусенок – …, птенец-птенчик, крыло – …, клюв -…, перо -…, лапа -…, хвост – … .

7. Упражнение «Кто лишний?»: Внимательно посмотри на картинку. Что перепутал художник? Какие птицы не живут в курятнике? Расскажи, где находится каждая птица и как расположены предметы в курятнике, используя предлоги на, около, у, с (со), за.

Конспект занятия по развитию лексико – грамматических представлений у детей 5 – 6 лет с ОНР « Хлеб – всему голова»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 000 «Центр развития ребёнка – детский сад»

Конспект занятия по развитию лексико – грамматических представлений у детей 5 – 6 лет с ОНР « ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА»

Автор – составитель: учитель – логопед

1. Уточнение представления о хлебе, его значении для здоровья человека.

2. Пополнение словаря по теме.

3. Закрепление навыка образования качественных, относительных прилагательных.

4. Закрепление навыка образования родственных слов к слову хлеб.

5. Развитие внимания, мелкой моторики рук.

Необходимые материалы и оборудование: магнитная доска, картинки с изображением хлебных растений, хлебобулочные изделия-муляжи в корзинке.

Ход занятия: 1. Организационный момент Логопед: Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о чуде земли, чуде человеческого труда – хлебе. Хлеб – один из самых удивительных продуктов. Недаром народ создал пословицы: «Земля – матушка, а хлеб – батюшка», « Хлеб – кормилец», « Хлеб – это жизнь», « Без золота проживёшь, а без хлеба – нет». Во все времена на самом почётном месте – хлеб. Хрустящий, с аппетитной корочкой, мягкий и сдобный. А пришёл он к нам на стол не просто. Много людей помогало ему в этом: и тот, кто сеял, и тот, кто убирал, а потом хлеб молол, а потом испёк. Трудно, тяжело достаётся хлеб. Растения, зёрна которых годятся в пищу, тоже называют хлебом (логопед показывает эти растения и рассказывает о них). Это пшеница, рожь, ячмень, овёс, просо, гречиха, рис, кукуруза, соя. Но пшеницу, рожь и ячмень ещё называют ЖИТО. Их название сходно со словом ЖИТЬ не случайно. Они наши кормильцы. « Ведь не сразу стали зёрна хлебом на столе. Люди долго и упорно потрудились на земле». Он не падает к нам с неба, появляется не вдруг, чтобы вырос колос хлеба, нужен труд десятков рук! 2. Основная часть Игра «Узнай профессию». Пополнение словаря по теме. Кто работает на тракторе? (Тракторист.) Кто работает на комбайне? (Комбайнер.) Кто пашет землю? (Пахарь, землепашец.) Кто выращивает хлеб? (Хлебороб.) Кто работает на мельнице? (Мельник.) Кто работает в пекарне? (Пекарь.) Игра «Скажи иначе». Образование качественных прилагательных. Хлеб по запаху (какой?) – пахучий, душистый, ароматный и т. д. Хлеб на вкус (какой?) – вкусный, приятный и т. д. Хлеб на ощупь (какой?) – свежий, мягкий, пышный, твердый и т. д. Игра «Слова-родственники». Образование родственных слов к слову хлеб. Назовите хлеб ласково. (Хлебушек.) Крошки хлеба – это какие крошки? (Хлебные.) Квас из хлеба – это … (Хлебный квас.) Посуда, в которой хранят хлеб. (Хлебница.) Люди, которые выращивают хлеб – … (Хлеборобы.) Человек, который печет хлеб – … (Хлебопек.) Прибор для нарезания хлеба – … (Хлеборезка.) Завод, где выпекают хлеб – … (Хлебозавод.)

Развитие мелкой моторики

Инструкция воспитателя

Выполняемые движения

Пекарь, пекарь, из муки

Испеки нам колобки,

Да сушки – Ванюшке,

Да баранки – Танюшке,

Да бублики – Гришке,

Да крендель – Маришке.

И для меня – вкусный тортик!

Хлопают в ладоши.

Пекут колобки.

Соединяют большие и указательные пальцы.

Соединяют большие и средние пальцы.

Соединяют большие и безымянные пальцы.

Соединяют большие и мизинцы

Игра «Какой, какая, какое». Образование относительных прилагательных.

Колосок риса (какой?) – рисовый

Колосок пшеницы (какой?) – пшеничный

Колосок ржи (какой?) – ржаной

Колосок (стебелек?) гречихи (какой?) – гречишный

Початок кукурузы (какой?) – кукурузный

Поле с рожью (какое?) – ржаное.

Поле с пшеницей (какое?) – пшеничное.

Поле с овсом (какое?) – овсяное.

Поле с ячменем (какое?) – ячменное.

Поле с кукурузой (какое?) – кукурузное.

Поле с гречихой (какое?) – гречишное.

Поле с просом (какое?) просяное.

Хлеб из ржи (какой?) – ржаной.

Хлеб из пшеницы (какой?) – пшеничный.

Каша из пшена (какая?) – пшенная.

Каша из овса (какая?) – овсяная.

Каша из ячменя (какая?) – ячменная.

Каша из кукурузы (какая?) – кукурузная.

Каша из гречихи (какая?) – гречневая.

Игра на внимание «Угадай, какое хлебобулочное изделие поменяли местами»

3. Итог занятия

Логопед. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?

Конспект занятия для детей с ОНР 6–7 лет по развитию лексико-грамматического строя речи «Относительные прилагательные»

Ульянова Анастасия
Конспект занятия для детей с ОНР 6–7 лет по развитию лексико-грамматического строя речи «Относительные прилагательные»

Конспект занятия для детей с ОНР (6-7 лет) по развитию лексико-грамматического строя речи по теме «Относительные прилагательные»

– Закрепление навыка образования и употребления относительных прилагательных.

– Закрепление навыка согласования относительных прилагательных с именами существительными.

Развитие и активизация словаря по темам «Деревья», «Овощи», «Фрукты», «Продукты питания», «Посуда».

Развитие внимания, мышления, памяти, быстроты реакции.

Оборудование: мяч, магнитофон, корзина с овощами и фруктами, баночки с крупами (манка, греча, рис, геркулес, горох, игрушка би-ба-бо Поваренок, изображения деревьев (клен, рябина, дуб, осина, каштан, разноцветные листочки с этих деревьев (по 4-5 каждого вида, изображение стола, тарелки, вилки, салфетки, супа, салата, чашки, конфет.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Игра с мячом «Что бывает?».

Логопед кидает мяч детям и предлагает назвать:

Что бывает овощным?

– что бывает фруктовым?

– что бывает шерстяным?

– что бывает стеклянным? И т. д.

Л. Сегодня мы поговорим о том, из чего сделан предмет.

II. Основная часть.

1. Игра «Дары осени».

Логопед выставляет на стол корзину с овощами и фруктами.

Л. Осень – время сбора урожая! Посмотрите, сколько в корзине овощей и фруктов!

Что можно приготовить из овощей? (супы, запеканки, салаты.) Из фруктов? (соки, пироги.)

Логопед раздает каждому ребенку фрукт или овощ.

Л. Скажите, что вы приготовите из того, что я вам дала и какое будет ваше блюдо. Я приготовлю из картофеля картофельный суп.

2. Игра «Вкусная каша».

Логопед просит детей подойти к столу, где стоят баночки с крупами – манка, греча, рис, геркулес, горох. Дети называют крупы.

Л. Каждый из вас должен придумать, какую кашу он сварит из этих круп. Ответ должен быть не одним словом, а полным предложением (я хочу сварить. я сварю. я приготовлю.)

3. Игра «Да – нет».

Логопед достает игрушку БИ – БА- БО (поваренка).

Л. Дети, поваренок хочет угостить нас вкусным блюдами.

П. Из огурцов мы сделаем огурцовый салат.

Л. Дети, правильно ли сказал поваренок? Какой салат можно приготовить из огурцов?

Л. Поваренок, ты рассказывай, что будешь готовить, а ребята будут тебя поправлять, если ты ошибешься.

П. Кабачёчная икра, ананасовый пирог, морковочный салат, банановый йогурт, томатный сок, яблоковый компот, мармеладный десерт, картошечное пюре, лимоновая конфета, капустовый салат, луковый

суп, шоколательная конфета, рыбная запеканка, грибовый суп и др.

Если сказанное соответствует действительности,то дети отвечают: Да. Если нет,то говорят: Нет и дают правильный вариант ответа.

Игра «Осенние листочки».

Логопед назначает ведущих.Дети-ведущие держат над собой картинки с изображениями деревьев: клен, рябина, дуб, осина, каштан.

Логопед разбрасывает по полу разноцветные листочки с этих деревьев (по 4-5 каждого вида).

Л.Сейчас мы поиграем в такую игру: я включу музыку, вы будете собирать листочки. Лиза, Ваня – с клена, Алена и Костя – в дуба и т. д. Как только я выключу музыку, вы должны подбежать к своему дереву.

Л. Назовите, какие листочки вы собирали («мы собирали кленовые листочки».).

Игра проводится 3-4 раза, ведущие постоянно меняются.

5. Игра «Скажи по-другому».

Логопед зовет детей к доске. На доске – изображение стола.

Л. Я убедилась, что вы знаете много разных вкусных и полезных блюд. Значит, пора приглашать гостей! Я буду рассказывать о том, как мы накроем на стол, а вы мне поможете.

Вот стол, он из дерева, значит, он какой? (деревянный) Накроем его красивой скатертью из хлопка. Скатерть какая?

На стол поставим тарелки из стекла. Тарелки какие?

И вилки из серебра. Вилки какие?

Положим салфетки из бумаги и ткани. Они какие?

Сначала угостим гостей салатом из фруктов. Салат какой?

После салата подадим суп из овощей. Суп какой?

Предложим гостям чай. Поставим чашки из фарфора.

На десерт подадим конфеты из шоколада. Они какие?

Логопед поочередно выставляет на доску изображения стола, тарелки, вилки, салфетки и т. д.

III. Итог занятия.

О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?

Конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя речи «Домашние животные и их детеныши» Конспект нод по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ОНР «Домашние животные и их детеныши».Подготовила.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей среднего дошкольного возраста «Огород. Овощи» Конспект по развитию лексико- грамматического строя речи для детей среднего возраста. Тема. «Огород. Овощи» 1. Расскажите ребёнку, что овощи.

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи «Дикие животные наших лесов» Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи «Дикие животные наших лесов» для детей подготовительной.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе на тему «Профессии» Форма организации: фронтальное Тип занятия: тематическое Категория детей: дети подготовительной группы речевого детского сада Цель: Закрепить.

Консультация для педагогов «Игры на развитие лексико-грамматического строя речи дошкольников» Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать.

Консультация для родителей «Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей» Все родители мечтают о том, чтобы их дети добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе,.

Развитие лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Развитие лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР У детей с общим недоразвитием речи в пятилетнем.

Развитие грамматического строя речи посредством экологических знаний для детей с ОНР Аннотация Грамматический строй в онтогенезе развития речи изучается ребенком независимо и самостоятельно, в процессе копированию речи тех,.

Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей. Речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека.

Конспект занятия для детей ОНР (6 лет) по развитию лексико-грамматического строя речи

Образовательные задачи:

  • Учить образовывать глаголы совершенного и несовершенного вида;
  • Активизировать в речи детей употребление глаголов
  • Учить составлять предложение по картинке с действием
  • Учить детей правильно подбирать глаголы-антонимы
  • Учить употреблять сложносочинённые предложения
  • Учить детей соотносить движения с глагольными формами

Коррекционные задачи:

  • Закрепить чёткое произнесение поставленных звуков в спонтанной речи
  • Провести работу по профилактике дисграфии
  • Развивать зрительное и слуховое восприятие
  • Развивать связную речь

Воспитательные задачи:

  • Развивать у детей чувство языка
  • Воспитывать дружеское отношение друг к другу

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

Сегодня к нам пришли гости. Скажем им «Доброе утро».

Ребята будьте внимательны, сядет тот, кто повторит мои три действия.

( Хлопнуть, поднять руки вверх, подпрыгнуть)

(Топнуть, помахать рукой, наклониться )

(Повернуться вокруг себя, поднять руки в стороны, встать на одну ногу)

2. Игра «Кто больше»

Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Кто больше». Вы будете называть слова, а я вам давать жетоны. Кто больше соберёт жетонов, тот будет победителем.

Про кого и что можно сказать ИДЕТ?
Про кого или что можно сказать ЛЕТИТ?
Про кого или что можно сказать СТОИТ?
Про кого или что можно сказать ЛЕЖИТ?

3. Сказка о мальчике — наоборот.

Сейчас я вам расскажу одну историю. Жил-был мальчик, упрямый, непослушный. Он всё делал наоборот. Велит мама ему ложиться спать, а он встаёт. Просит повернуться, а он отворачивается, просит собрать игрушки, а он раскидывает. Мама очень огорчилась и назвала сына мальчиком –

Наоборот (вывешиваю картинку мальчика) Когда мама один раз сделала всё наоборот, сын сразу понял как это неприятно и исправился.

— Вспомните слова с противоположным значением?

4. Игра «Зеркальные буквы»

Ребята посмотрите на доску,
Мальчик — наоборот перепутал все буквы. Подумайте, можно ли исправить буквы?
Прочитайте, какое слово получилось?
Кто такая бабушка? А вот и наша бабушка идёт

5. Игра «Путаница»

(персонаж Бабушка из кукольного театра)
«Старенькая я ребятки и всё перепутала, что надо делать сначала, а что — потом.»
Давайте поможем бабушке! Если бабушка сказала правильно сидите ровно, а если не правильно, то поднимайте две руки вверх. Слушайте внимательно.

«Сначала я сажусь за стол, а потом помою руки»
«Сначала я мою посуду, потом её вытираю»
«Сначала я застёгиваю пальто, а потом его надеваю»
«Сначала я варю суп, а потом его ем»
«Сначала я бельё вешаю сушить, а потом его стираю»

Пошла я ребятки, стирать бельё.
А мы сейчас поиграем и отдохнём.

Подвижная игра «Делай сам»

Один из участников игры – водящий, остальные, взявшись за руки, образуют круг.

Водящий (идя по кругу) говорит: На слова «Тебя хлопну по плечу» круг останавливается. Водящий слегка ударяет ребёнка и называет действие, которое он должен выполнить. Тот, кто правильно выполнит задание, становится новым ведущим.

7. Игра «Картинки – перевёртыши»

  • У вас на столе лежат картинки. Рассмотрите их. Я называю слово, а вы говорите противоположное. Если вы угадаете, о чьей картинке идёт, я вам покажу свою картинку.
  • Снимает.
  • Составьте предложения по картинкам.

8. Игра «Что делал, что сделал»

  • Разделимся на две команды.
  • Первая команда выбирает картинки, которые отвечают на вопросы (что делает?) Вторая команда выбирает картинки, которые отвечает на вопрос (что сделал?).
Читайте также:
Весна идёт — весне дорогу' - конспект
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: