Конспект занятия Дифференциация звуков Л-Ль + Презентация

Конспект логопедического занятия «Приключения Лёни и Ланы в волшебном лесу. Дифференциация звуков Л-Ль»

Конспект логопедического занятия

в подготовительной группе для детей с ТНР.

Тема: «Приключения Лёни и Ланы в волшебном лесу. Дифференциация звуков Л-Ль.».

Задачи: -продолжать автоматизировать звуки Л, Ль,

-закреплять навыки дифференциации звуков Л -Ль,

-развивать фонематические процессы,

-развивать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза,

-расширять пассивный и активный словарь детей,

-закреплять навыки согласования числительных с существительными,

-закрепить у детей образ буквы –Л.

-воспитывать чувство товарищества, коллективизма.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

-Здравствуйте, друзья! Сегодня у нас с вами не совсем обычное занятие.

2.Сообщение темы занятия-путешествия.

-К нам сегодня пришли гости, внимание на экран. Это брат и сестра, Лёня и Лана. А пришли они к нам с просьбой. Ребята написали письмо своим друзьям, да вот только имена свои на конверте не могут подписать. Первую букву их имени похитил Леший, а живёт он в волшебном лесу. Поможем Лёне и Лане? (см ПРЕЗЕНТАЦИЮ СЛАЙД №2)

3.Анализ звуков Л и Ль.

-Прежде чем отравиться в путешествие за похищенной буквой, мы должны охарактеризовать первые звуки в именах ребят.

-Произнесите имя девочки и назовите первый звук. Дайте характеристику звука –Л- (согласный, твёрдый, звонкий, обозначаем синим квадратом)

– Произнесите имя мальчика и назовите первый звук. Дайте характеристику звука –Ль- (согласный, мягкий, звонкий, обозначаем зелёным квадратом) (см ПРЕЗЕНТАЦИЮ СЛАЙД №3)

4.Подбор слов со звуками на заданные звуки.

1)-Итак, отправляемся в путешествие. Команда мальчиков под зелёным флагом помогает Лёне. Посмотрите на экран, назовите картинки (мяч, бинокль, апельсин, робот, фляга, вафли, телефон и т.д.) Помогите Лёне сложить в его зелёный рюкзак предметы, в названии которых есть звук –Ль-

(см ПРЕЗЕНТАЦИЮ СЛАЙД №4)

2) Команда девочек под синим флагом помогает Лане. Посмотрите на экран, назовите картинки (мишка, кукла, банан, яблоко, палатка, фломастеры, блокнот, палатка, шары и т.д.) Помогите Лане сложить в синий рюкзак предметы, в названии которых есть звук –Л- (см ПРЕЗЕНТАЦИЮ СЛАЙД №5)

5. Работа с предлогом –НАД-. Составление предложений с предлогом –НАД-

-Лёня и Лана собрали вещи, сели в самолёт и полетели. Ах, какая красота! Назовите предметы, над чем пролетают ребята (лес, поле, палатка, лодка, школа, облака). -Придумайте предложения с этими словами.

-Ребята пролетают над полем. И т.д. (см ПРЕЗЕНТАЦИЮ СЛАЙД №6)

6.Физминутка. (см ПРЕЗЕНТАЦИЮ СЛАЙД №7)

Смотрите в небе самолет,

А в самолете том пилот

Штурвалом ловко управляет

И между облаков летает

Под самолетом то гора,

То лес дремучий, то нора,

То в небо дивится народ,

То зайцы водят хоровод

6.Проведение обучающих игр.

-Наконец-то мы прибыли в волшебный лес, но только леший спит, на весь лес храп стоит. Надо разбудить Лешего, сыграть ему на музыкальных инструментах, в названии которых есть звуки Л или Ль: барабан, рояль, кларнет, флейта, гармонь. (см ПРЕЗЕНТАЦИЮ СЛАЙД №8)

-Спасибо, ребята, разбудили своей весёлой музыкой Лешего. Да, только он просто так букву не отдаст. Надо выполнить ряд заданий.

1) –Посмотрите на экран. Назовите лесных животных, в названии которых встречается звук Л, Ль (олень, лиса, лягушка, филин, дятел, лось, белка, волк) (см ПРЕЗЕНТАЦИЮ СЛАЙД №9)

2)Грамматическое задание на согласование числительного с существительными.

-Внимание на экран. Надо пересчитать всех лисят и лягушат (см ПРЕЗЕНТАЦИЮ СЛАЙД №10)

3) Задание на умение делить слово на слоги .

-Внимание на экран. Определить количество слогов в словах:

– В какой домик поселим слово? ( см ПРЕЗЕНТАЦИЮ СЛАЙД №11)

4)Задание на развитие навыка звуко-буквенного анализа.

-Внимание на экран. У дерева вместо листиков выросли ластики. Произнесите слова. Подберите к словам схемы. ( см ПРЕЗЕНТАЦИЮ СЛАЙД №12)

5) -Внимание на экран. Найдите букву
Л в волшебном лесу. ( см ПРЕЗЕНТАЦИЮ СЛАЙД №13)

7).-Ребята, посмотрите на экран. ( см ПРЕЗЕНТАЦИЮ СЛАЙД №14) Леший очень доволен вашими знаниями, он вас похвалил и отдаёт Лёне и Лане первую букву их имени. УРА! Мы помогли ребятам, теперь Лёня и Лана могут подписать своими именами письмо своему другу!

Читайте также:
Особенности развития и формирования словаря у детей с нарушениями речи

8.Итог.–Вам понравилось наше путешествие? Что больше всего запомнилось?

Дифференциация звуков [л]–[л’]

Презентация к уроку

Цели:

коррекционно-образовательные:

  • учить детей сравнивать звуки Л — Ль по акустико-артикуляционным признакам;
  • формировать словарь по теме “Животные весной”;

коррекционно-развивающие:

  • развивать у детей мыслительную деятельность;
  • учить дифференцировать звуки в слогах, словах и предложениях;
  • развивать звонкость голоса;
  • развивать мимические мышцы;
  • развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;
  • учить координировать речь с движениями; коррекционно-воспитательная:
  • воспитывать у детей самостоятельность и навыки самоконтроля за речью.

Оборудование:

  • картинки, в названии которых присутствуют звуки Л, Ль;
  • синие и зеленые флажки; наборы для составления схем;
  • разрезные азбуки;
  • зеркала;
  • рабочие листы.

ИКТ: компьютер, мышка беспроводная, проектор, презентация “Звуки Л – Ль”.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед: Встанет в круг тот, кто назовет животных со звуками Л – Ль.

Дети: Называют животных.

II. Развитие общей и мелкой и артикуляционной моторики.

Развитие общей моторики:

Логопед: Что сделать, чтобы вырос красивый цветок? Выполнение движений по тексту.

Землю лопатой нужно взрыхлить.
Бережно семечко посадить.
Что семечку нужно, чтоб прорасти?
Дождику нужно почаще идти!
Семечко чистой водички напьется,
Стебель из семечка к солнцу пробьется!
Солнце цветкам помогает расти.
К солнышку тянется стебелек,
И за листком вырастает листок.
Вот и прекрасный цветок распустился.
Солнце и дождик и руки мои
Вместе цветку подрасти помогли. (И. Лопухина)

Развитие мелкой моторики:

После зимней спячки,
Проснулся мишка косолапый:
Тихо шагает,
Кости разминает.

(Четыре пальца вертикально, средний согнут — это голова медведя).

Работа по развитию артикуляционной моторики:

  • для челюсти: широко открыть рот (удержать под счет), затем полузакрыть; закрыть;
  • для губ: “улыбка” (зубы не видны); “улыбка” (зубы обнажены):
  • для языка: дотронуться кончиком языка до нижней губы, поднять кончик языка к верхней губе, затем опустить за нижние зубы.

— Голосовые упражнения: слогом “Ла” спеть песенку “В траве сидел кузнечик”. Пропедевтикой данного упражнения служит автоматизация [Л] на предыдущих занятиях с прослушиванием фонограммы и песни“В траве сидел кузнечик” Автор текста песни – Носов Н., музыка – Шаинский В.

Работа по развитию дыхания и голоса:

Вдох носом – на выдохе произносим

III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

1. Объявление темы.

Логопед: Ребята сегодня на занятии мы будем различать два ранее изученных звука [Л] -[Л’]. Посмотрите на экран проектора. (1 слайд)

Логопед: Сыграем в игру “Четвертый лишний”4 картинки: Корова, собака, лиса, лошадь (По щелчку появляется – 2 слайд). Ребята, назовите лишний предмет.

Дети: Лиса, потому что она относится к диким зверям, а остальные домашние.

Логопед: (3 слайд) Теперь назовите лишний предмет на данной картинке: Ромашка, лук, василек, роза.

Логопед: Дети вы успешно выделили “лишние” предметы, у нас осталось 2 картинки – лук и лиса. Выделите начальные звуки в “лишних” словах. Именно [Л] – [Л’] мы будем учиться различать и следить за их правильным произношением.

2. Акустико-артикуляционный образ звуков.Демонстрируются артикуляционные профили, акцентируетсявнимание различияположений органов речи (Языка) при произношении звуков (см. 5 слайд).

Логопед: Перед вами два теплохода, которые звучат по–разному.

Большой теплоход гудит [Л] – так как согласный, твёрдый, звонкий звук. Посмотрите на профиль артикуляции звука и вместе произнесём. С начала громко и твёрдо [Л], как будто теплоход близко, а затем тише и тише теплоход удаляется.

Логопед: Маленький теплоход гудит [Л’] – так как согласный, мягкий, звонкий звук. Посмотрите на профиль артикуляции звука [Л’] и вместе произнесём. Сначала тихо и мягко, а затем громче и громко.

В следующий момент переключается слайд 6.

Логопед: Ребята к нам прилетела ласточка с теплых стран. Что держит он в своем клюве?

Дети: Ласточка принесла в клюве письмо.

Логопед: Это значит, что для нас есть весть, давайте прочтем письмо. (Читающие первоклассники письмо могут прочитать самостоятельно, для не читающих учеников есть фоновая речь текста – слайд 7).

Читайте также:
Календарный план проведения фронтальных занятий в старшей группе с ОНР

Я принесла для вас послание. У нас в теплых краях произошло ужасное событие. После дождя как вы знаете, появляется радуга, которой мы очень рады! Облака скопились на небе и теперь радуги не видно. Помогите нам очистить небо от облаков. И вы увидите, какая прекрасная, разноцветная радуга в наших краях. Вернете нам чистое небо.

Выслушав или прочитав письмо, ребята получают последовательные задания.

Логопед: Ребята поможем ласточке и животным.

Выполняя каждое задание, дуют (вдох носом – выдох ртом) на монитор проектора при этом щелчком мышки улетает облако.

3. Развитие фонематического слуха.

На звук Л — поднять синий флажок. На звук ЛЬ — зеленый.

Звуки: Л, Л’, Л, Л’, Л, Л’, Л’, Л, Л’, Л, Л.

Слоги: ла, ля, лё, ло, лу, лю, лы, ли, ле, лэ.

Слова: лак, люк, лук, лик, лыко, лава, лень, Лена, лыко, ложь, лёд, лиса.

Логопед: Молодцы!Попробуем сдуть первое облако.

Дети: Набирают воздух, сдувают первое облако. (щелчок мышью)

4. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.

— Игра “Скажи наоборот”. Дети заменяют звук Л на Ль и наоборот.

Ли — лы лы — ли лэ — ле

Логопед: Отлично!Попробуем сдуть второе облако.

Дети: Набирают воздух, сдувают второе облако. (щелчок мышью)

Звуки разбежались и нужно собрать их в слова.

Ль, С, А, И – (ЛИСА) В, К, О, Л – (ВОЛК) Определите, какой звук в первом слове — Л или Ль, а во втором? Выкладывание схемы слов из цветных фишек.

Логопед: Хорошо!Попробуем сдуть третье облако.

Дети: Набирают воздух, сдувают третье облако. (щелчок мышью)

Логопед: Сколько осталось облаков?

Логопед: Значит еще четыре задания.

Печатать слова лиса, волкв тетрадях после составления их из букв разрезной азбуки.(Во время выполнения задания логопед помогает детям, нуждающимся в помощи, и просит назвать место звука Л или Л’ в слове, дополнительным заданием может быть перечисление звуков по порядку в слове.)

Логопед: Хорошо!Отличные слова у вас.Попробуем сдуть четвертое облако.

Дети: Набирают воздух, сдувают четвертое облако. (щелчок мышью)

Работа над деформированной фразой. Составление схемы предложений.

Логопед: Ребята из данных слов нужно составить правильное предложение. (Опрос детей, выслушивание вариантов предложения при этом необходимо следить за правильным произношением звуков. Выкладывание схем предложений на доске коллективно и на партах индивидуально).

Лесной, на, расцвели, лужайке, ландыши.

Логопед: Замечательно выходит!Сдуем пятое облако. (щелчок мышью)

Дети: Набирают воздух, сдувают пятое облако. (щелчок мышью)

Логопед: мы хорошо трудимся, давайте вместе подвигаемся.

Гуси, гуси!
Га-га-га!
Хорошо вам?
Да-да-да!
Ну летите веселей
На лужок, да поскорей!
Бегут, размахивая руками, словно крыльями.
Прилетели, пошагали, Ходят.
Травку клювом пощипали, Наклоняются вперед.
Крыльями взмахнули, Махи руками.
Шею потянули. Потягивание шеи, грудь вперед.

(После физкультминутки дети возвращаются на свои места.)

Громко, звонко повтори!

Ла-ла-ла — лопата и пила.
Ли-ли-ли — на лужайке зайцы бегали.
Лу-лу-лу — купили мы пилу.
Ле-ле-ле — лежит книга на столе.

Логопед: Замечательно!Сдуем шестое облако.

Дети: Набирают воздух, сдувают шестое облако. (щелчок мышью)

6. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Добавить одно общее слово к двум словам (тема:“Растения и животные весной”).

Дерево, цветы весной (что делают?) — растут.

Ежик, медведь весной (что делают?) — пробуждаются.

Слабый, беззащитный (кто?) — заяц.

Растет, зеленеет (что?) — трава.

Волк, тигр (какие?) — голодные.

Появляются, распускаются (что?) — цветы.

Возвращаются, поют (кто?) — птицы.

Зайчата, лисята (что делают?) — резвятся.

Сажают, поливают (что?) — овощи.

Пчелы, муравьи (что делают?) — трудятся.

Логопед: Молодцы!Сдуем седьмое последнее облако.

Дети: Да. Набирают воздух, сдувают седьмое облако. (щелчок мышью)

Перед детьми последовательно дуга за дугой появляется радуга.

Логопед: Отличная работа, вы помогли животным – освободили небо. Давайте похлопаем себе и поднимем руки вверх к радуге.

Читайте также:
Счётные палочки - развитие мелкой моторики рук и готовности детей к обучению грамоте и письму

7. Итог занятия и оценка работы детей. Рефлексия.

Логопед: Кому мы сегодня помогали?

Дети: Мы помогали ласточке освободить радугу от облаков.

Логопед:Назовите животных, которые весной пробуждаются от зимней спячки.

Дети: Насекомые, ёжик, медведь, а заяц и белка меняют шерстку.

Логопед:Дайте характеристику звукам [Л] – [Л’]. Что мы сегодня делали с этими звуками?

Дети: [Л] – согласный, твёрдый, звонкий. [Л’] – согласный, мягкий, звонкий. Различали и называли.

8. Домашнее задание.

Ла-ла-ла — лопата и пила.
Ли-ли-ли — на лужайке зайцы бегали.
Лу-лу-лу — купили мы пилу.
Ле-ле-ле — лежит книга на столе.

Было небо голубое,
Было солнце золотое,
На крылечке кот лежал,
Мальчик деревце сажал.
Время медленно текло,
Было тихо и тепло.
(В.Данько)

Конспект занятия на тему “Дифференциация звуков Л-Ль”

Конспект логопедического занятия для дошкольников по теме “Дифференциация звуков Л-Ль.”

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия на тему “Дифференциация звуков Л-Ль”»

Дифференциация звуков [л] – [л’]

Коррекционно-образовательная цель:

Закреплять навыки различения на слух звуков [Л] – [Л’] и правильного употребления их в речи.

Закрепить умение пользоваться моделями при анализе артикуляционного уклада, совершенствовать навыки проведения звукового анализа на примере слова вилка.

Формировать практические навыки образования относительных прилагательных от существительных, обозначающих названия фруктов и ягод, закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными, количественные числительные с существительными.

Расширять и активизировать словарный запас по темам “Фрукты”, “Ягоды”, “Посуда”.

Формировать практические навыки составления предложений, договаривание предложений с опорой на наглядность.

Коррекционно-развивающая цель:

Развивать общую и мелкую моторику, длительный речевой выдох, фонематическое восприятие, внимание.

Коррекционно-воспитательная цель:

Формировать культуру поведения за столом, воспитывать доброту, отзывчивость, умение видеть хорошее, положительное в действиях товарищей.

Оборудование: картинный материал (лягушонок, стол, миска с салатом, фрукты, ягоды); раздаточный картинный материал (яблоко, банан, апельсин, смородина, клубника, лимон, малина, груша, модели ложек и вилок), карточки для анализа артикуляции звуков [Л] – [Л’].

Организационный момент.

Формирование культуры поведения за столом, создание положительного настроя на учение.

Логопед. Ребята, лягушонок Бил пригласил нас в гости.

Вспомним, как нужно вести себя за столом.

В день рожденья у лягушки
Собрались ее подружки.
Порезвились, поиграли,
А потом обедать стали.
Только об одном забыли:
Руки гости не помыли.
Угощенье за столами
Брали грязными руками.
Г.Шалаева

Ребята, назовите первое правило поведения за столом.

Дети. Мойте руки перед едой.

Ребенок, назвавший правило, проходит за свой стол.

Логопед. А теперь послушайте, что приключилось с моим знакомым аистом.

Аист за столом грустил:
Вилкой суп поесть решил,
Но никак не удавалось –
Ничего не получалось!
Г.Шалаева

Сформулируйте второе правило поведения за столом.

Дети. Правильно пользуйся столовыми приборами.

Медвежонок хлеб жевал –
Крошки хлебные ронял.
Говорил с набитым ртом-
Что? Не мог понять никто,
После взялся за компот-
Стол облил и свой живот!
Г.Шалаева

– Назовите третье правило.

Дети. Ешьте не спеша и аккуратно, не балуйтесь за столом.

Логопед. И последнее важное правило: после обеда поблагодари хозяев.

Сообщение темы занятия.

Выделение звуков [Л] – [Л’] из ряда слов.

Логопед. Послушайте слова, какой звук встречается в каждом слове.

Стол, стул, ложка, вилка, тарелка.

Дети. Звук [Л].

Логопед. Столик, стульчик, ели, пили, кастрюля.

Дети. Звук [Л’].

Логопед. Сегодня мы будем играть с этими звуками.

Развитие речевого выдоха, развитие слухового внимания.

Игра “Пароход – капелька”.

Логопед. Если я произнесу слово пароход, вы начинаете долго гудеть, как пароход: вдох, на выдохе – [ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ]. Если я произнесу слово капелька, то вы произнесете звук [Л’] коротко, словно капает водичка из крана: вдох, на выдохе – [Л’ – Л’ – Л’ – Л’].

Актуализация имеющихся у детей знаний.

Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Логопед. Что делают наши зубы, язык, губы, когда мы произносим звук [Л], звук [Л’]?

Читайте также:
Итоговое логопедическое занятие по формированию фонематических представлений у детей с ОНР в старшей группе

Дети проводят анализ артикуляции по карточкам – моделям.

Логопед. Что еще мы можем сказать про эти звуки?

Дети. Эти звуки согласные, звонкие, но звук [Л] – твердый, а звук [Л’] – мягкий.

Развитие фонематического восприятия, совершенствование общей моторики.

Игра “Подними – хлопни”.

Логопед. Ребята, встаньте, пожалуйста, и послушайте. Если я произнесу слово со звуком [Л] – хлопните в ладоши, если я произнесу слово со звуком [Л’] – поднимите руки.

Кастрюля, ложка, тарелка, масленка, молочник, салатник, вилка, блюдце, бокал, хлебница.

Развитие мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика “Моем руки”.

Логопед. Ребята, вы сказали, что перед едой нужно мыть руки. Приготовьте ваши руки.

Наша Мила руки мыла. (“Намыливаем” руки.)
Не жалела Мила мыла.
Каждый пальчик Мила мыла.
Наша Мила – молодчина!

(Большим пальцем круговыми движениями “моем” каждый пальчик).

Согласование количественных числительных с существительными, развитие слухо -речевой памяти, фонематического восприятия, произношение звуков [Л] – [Л’] в слогах.

Игра “Посчитай предметы”.

Логопед. Лягушонок Бил принес вам столовые приборы (модели ложек и вилок), но вот считать он пока не умеет. Посчитайте, сколько на вашем столе столовых приборов.

Дети. Одна ложка, две ложки, три ложки, четыре ложки, пять ложек. Одна вилка, две вилки, три вилки, четыре вилки, пять вилок.

Логопед. Сколько перед вами моделей, столько раз произнесите слог ЛА, ЛЯ, ОЛ, ОЛЬ, ПЛА, ПЛЯ.

Звуковой, слоговой анализ.

Логопед. Определите количество слогов в слове вилка.

Логопед. Назовите первый слог (вил), второй слог (ка). Сколько звуков в первом слоге? Три. Перечислите их. Дайте характеристику этим звукам. ([В’], [И],[Л]). ([В’] – согласный, звонкий, мягкий; [И] – гласный; [Л] – согласный, звонкий, твердый; сколько звуков во втором слоге? Два. ([К], [А]). ([К] – согласный, глухой, твердый; [А] – гласный).

Один из детей проводит полный звуковой анализ слова.

Развитие слухового внимания, фонематического восприятия, уточнение и расширение словаря по теме “Посуда”, произношение звуков [Л] – [Л’] в словах.

Игра с мячом “ Накрой стол”.

Логопед. Дети, давайте поможем лягушонку Билу накрыть на стол, он решил взять только те предметы, в названии которых есть звуки [Л] и [Л’]. Я бросаю вам мяч и называю слово, если в нем есть звуки [Л] – [Л’], вы говорите: “Слышу”. Если в слове нет звуков, с которыми мы сегодня играем, отвечаете: “ Не слышу”.

Чашка, стакан, ложка, сковорода, салатник, вилка, кувшин, блюдце, сахарница, бокал, графин, масленка, сливочник.

Дети. Возьмем салатник, ложку, вилку, блюдце, бокал, масленку, сливочник.

Уточнение и расширение словаря по теме “Фрукты”, “Ягоды”, образование относительных прилагательных от существительных, обозначающих названия фруктов и ягод, согласование прилагательных с существительными.

Игра “ Приготовь салат”.

Логопед. Лягушонок Бил решил приготовить фруктово-ягодный салат, поможем ему. Отберите только те картинки, в названии которых есть звуки [Л], [Л’].

Каждому ребенку раздаются картинки с изображением фруктов и ягод.

Дети. Приготовим салат из ягод клубники и малины, апельсинов, яблок, лимонов.

Логопед. Ребята, а если из этих фруктов и ягод приготовить сок? Какой сок получится из яблок?

Сок из яблок – яблочный.
Сок из клубники – клубничный.
Сок из малины – малиновый.
Сок из апельсинов – апельсиновый.
Сок из лимонов – лимонный.

Произношение звуков [Л] – [Л’] в предложении. Договаривание предложений с опорой на предъявляемую картинку, проговаривание получившихся предложений.

Игра “Закончи предложение”.

Логопед. Сегодня ребят в гости пригласил (показывает картинку с изображением лягушонка)…

Дети. Лягушонок Бил. Сегодня ребят в гости пригласил лягушонок Бил.

Логопед. Ребята вымыли руки и сели за … (картинка – стол).

Дети. Стол. Ребята вымыли руки и сели за стол.

Логопед. Лягушонок Бил угощал детей фруктовым… (картинка – салатник с салатом).

Дети. Салатом. Лягушонок Бил угощал детей фруктовым салатом.

Логопед. Салат он приготовил из …(картинки – ягоды, фрукты).

Читайте также:
Рекомендации родителям по лексической теме Инструменты

Дети. Клубники, апельсинов, малины, яблок, лимонов. Салат он приготовил из клубники, малины, апельсинов, яблок, лимонов.

Логопед. Уходя, ребята поблагодарили … (картинка – лягушонок).

Дети. Лягушонка Била. Уходя, дети поблагодарили лягушонка Била.

Итог занятия.

Логопед. Ребята, мы сегодня с вами побывали в гостях у лягушонка. Вспомнили, как нужно себя вести за столом, играли со звуками [Л] и [Л’]. Вы очень хорошо работали, а кого вы лично хотели бы похвалить? Выходите из-за столов и скажите друг другу добрые слова.

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме ‘Звуки [Л] и [Л`]’

Конспект

индивидуального логопедического занятия

по коррекции ФФНР у ребенка с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии подготовительной к школе группы.

Тема: Звуки [Л] и [Л`]

Этап дифференциации. «Такие разные животные»

  1. Образовательные: закреплять знания о механизме образования звуков, их акустических и артикуляционных особенностях, формировать умение строить связное высказывание при анализе звуков, закрепление словаря по теме «Животные», закрепление словаря антонимов.
  2. Коррекционные: развивать общую и мелкую моторику, развивать мимическую мускулатуру, формировать нижнедиафрагмальное дыхание, развивать подвижность артикуляционного аппарата, формировать кинестетические ощущения и правильные артикуляционные движения на данный уклад, развивать умение производить анализ артикуляции звука, развивать фонематический слух, формировать навыки звукового анализа и синтеза c опорой на графическую запись, закрепить правильное произношение в слогах, словах, предложениях, текстах, развивать внимание и память.
  3. Воспитательные: воспитывать любовь к животным, воспитывать усидчивость, умение сосредоточиться на задании.

Оборудование : зеркало, картинки с изображением зайчика в разном настроении, артикуляционный профиль звуков «Л» и «Л`», картинки для артикуляционной гимнастики, план анализа артикуляции звука, план характеристики звука, предметные картинки со звуком «Л» и «Л`» в соответствии с лексической темой: «Животные».

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Давай поиграем в игру «Скажи наоборот».

Слон большой, а мышка … (маленькая)

Тигр храбрый, а заяц …(трусливый)

Собака добрая а волк…(злой)

Лев быстрый, а черепаха …(медленная)

Жираф высокий, а суслик … (низкий)

II. Подготовительная часть.

1. Развитие зрительно- пространственной ориентировки

«Я скажу, а ты – покажи!» На занятии нам будут помогать наши помощники – руки.

Покажи правую руку, правой рукой – правую щеку, правое плечо, правый бок, правое колено.

Покажите левую руку (левые части тела левой рукой).

Покажите правой рукой левую щеку.

2. Развитие мелкой моторики

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки,

3. Развитие мимической мускулатуры . Изобрази хитрую лису, грустного осла, злого волка, веселую обезьяну.

4. Формирование нижнедиафрагмального дыхания

Надули мы животики как у бегемотиков,

Мы животики сдуваем – воздух тихо выпускаем…

5. Развитие артикуляционной моторики

Массаж языка «Ла-ла-ла»

Упражнения для языка «Парус», «Лошадка», «Грибок»

III. Основная часть.

1. Повторение. Давай вспомним, какие бывают звуки? (Если ребенок затрудняется, помогаем – гласные и согласные). А как мы различаем гласные и согласные звуки? (Ответ) Правильно, гласные звуки не встречают во рту преграды, их мы можем петь, а согласные звуки встречают во рту преграду, это могут быть губы, зубы и язык. Назови, какие ты знаешь гласные звуки? Согласные звуки? Но согласные звуки тоже бывают разные. Я сейчас буду называть звуки парами, а ты определи, по какому признаку они отличаются: т-ть, н-нь, с-сь, в-вь. (ответ) Правильно, это твердые и мягкие звуки.

2. Речевая разминка . Я буду называть твердый звук, а ты его младшего братца – мягкий звук (логопед предлагает звуки: н, д, м, с, к, п).

3. Объявление темы занятия. Дифференциация звуков «Л» и «Л`»

Послушай два слова: ЛУК и ЛЮК, назови первый звук в каждом слове.

Сегодня мы будем учиться правильно называть и различать эти звуки.

4. Дифференцированный анализ артикуляции звука (по схеме)

Звук «Л» — Губы открыты- Зубы разомкнуты- Кончик языка поднят за верхние зубы- Воздушная струя идет по бокам языка- Голос звенит (рука на горле) Звук «Л`» — Губы открыты- Зубы разомкнуты- Кончик языка поднят за верхние зубы, средняя часть спинки языка приподнята- Воздушная струя идет по бокам языка- Голос звенит (рука на горле)
Читайте также:
Программа Развитие речи и познавательных способностей

5. Дифференцированная характеристика звука (по схеме)

Звук «Л» — согласный (есть преграда: язык, зубы)- звонкий (голос звенит)- твердый (показ рукой – средняя часть спинки языка опущена) Звук «Л`» — согласный (есть преграда: язык, зубы)- звонкий (голос звенит)- мягкий (показ рукой – средняя часть спинки языка приподнята)

6. Дифференциация звуков [Л]- [Ль] на материале слов

Дидактическая игра «Зоопарк»

Рассмотри внимательно картинки, возьми себе те картинки, в названиях которых есть твердый звук «Л», а мне отдай картинки, в названиях которых есть мягкий звук «Л`».

(Логопед предлагает картинки животных: лось, лошадь, волк, козел, лиса, осел, лягушка, улитка, слон)

Давай произнесем слова, в которых есть твердый звук «Л».

А сейчас произнесем слова, в которых есть мягкий звук «Л`»

7. Физминутка

У лесной дороги

Спал медведь в берлоге,

Кто-то мимо проходил

И медведя разбудил.

Зарычал медведь в берлоге!

Уноси скорее ноги!

8. Дифференциация звуков [Л] — [Ль] на материале предложения

«Этим летом я в лесу видел белку и лису»

Скажи, услышал ли ты слова со звуками «Л» и «Л`»

Назови слова. А сейчас я буду называть эти слова, а ты внимательно слушай, если в слове есть мягки звук «Л», то поднимай зеленую карточку, а если твердый звук «Л», то синюю (логопед называет слова в медленном темпе, выделяя звуки «Л» и «Л`»).

9. Дифференциация звуков [Л] — [Ль] на материале текста

Послушай стихотворение.

Дело было летом,

Лось поел котлету,

Долго топал он потом

И плевался под кустом:

«Не надо мне котлету,

Не надо мне конфету!

На лугу, в лесу и в поле

Сена я наемся вволю!»

Слышал звуки «Л» и «Л`»? Сейчас я снова буду читать текст, а ты, как только услышишь слово с твердым звуком «Л», выкладывай на стол синюю фишку. А сейчас другое задание, как только услышишь слово с мягким звуком «Л`», выкладывай зеленую фишку. Молодец!

А сейчас давай вместе расскажем это стихотворение.

IV. Заключительная часть.

Итог занятия

Какие звуки мы сегодня правильно говорили? Правильно, звук «Л» и звук «Л`». Давай вспомним, чем они отличаются (анализ артикуляции и характеристика звуков по плану). Про каких животных мы говорили?

Логопед дает положительную оценку работы ребенка и создает хороший настрой на следующее занятие.

Кошелева Виктория Николаевна

МКДОУ детский сад «Рябинка» ХМАО-ЮГРА

Кондинский район, п.Куминский

Дифференциация л-ль

Содержимое разработки

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ИВАНОВСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА №3» Некрасова ул., д. 51А, г. Иваново, 153022 Тел. (4932) 23-03-45 ОГРН 1033700059810 ОКПО 44751670 ОКАТО 24401370000 ИНН/КПП 3731038870/370201001 Учитель-логопед Обухова Елена Борисовна

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ИВАНОВСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА №3» Некрасова ул., д. 51А, г. Иваново, 153022 Тел. (4932) 23-03-45 ОГРН 1033700059810 ОКПО 44751670 ОКАТО 24401370000 ИНН/КПП 3731038870/370201001 Учитель-логопед Обухова Елена Борисовна

Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков [л] – [л’]

Цель: учить дифференцировать звуки [л] – [л’] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях.

Коррекционно-развивающие:

• Развивать фонематическое восприятие.

• Развивать артикуляционную моторику.

• Развивать правильное речевое дыхание.

• Развивать слуховую память.

• Коррекция слоговой структуры, развитие темпа и ритма.

• Развивать навык анализа и синтеза при чтении.

• Расширять словарный запас, совершенствовать навыки словоизменения.

Коррекционно-обучающие:

• Учить дифференцировать звуки [л] – [л’].

• Закреплять понятия “твердый – мягкий звук”.

• Отрабатывать навык чёткого выполнения инструкции.

Коррекционно-воспитательные:

• Воспитывать интерес к родному языку.

• Совершенствовать навык самостоятельной работы.

• Совершенствовать навык работы в группе.

Читайте также:
Рабочая программа по логопедии для 1-7 классов коррекционной школы

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ИВАНОВСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА №3» Некрасова ул., д. 51А, г. Иваново, 153022 Тел. (4932) 23-03-45 ОГРН 1033700059810 ОКПО 44751670 ОКАТО 24401370000 ИНН/КПП 3731038870/370201001 Учитель-логопед Обухова Елена Борисовна

Артикуляционная гимнастика

Утром язычок проснулся, открыл окно и пошёл чистить зубы .

Почистил, посмотрел на свои зубки , поцеловал маму / папу и

улыбнулся . Открыл дверь, спустился по лестнице и пошёл

гулять. Покопал в песочнице . Покатался на качелях .

Покатался на лошадке . Посмотрел на грибочки , которые

выросли под берёзой. Подразнил индюка за забором. И запустил по

После всех своих дел во дворе язычок устал и пошёл домой.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ИВАНОВСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА №3» Некрасова ул., д. 51А, г. Иваново, 153022 Тел. (4932) 23-03-45 ОГРН 1033700059810 ОКПО 44751670 ОКАТО 24401370000 ИНН/КПП 3731038870/370201001 Учитель-логопед Обухова Елена Борисовна

Самомассаж языка

Дома он решил сделать себе массаж.

1. Из положения «Лопаточка» покусать язык от спинки к кончику.

2. Из положения «Заборчик» покусать язык от кончика к спинке.

3. Из положения «Лопаточка» спинку языка зажать зубами. Язык втянуть в рот.

4. Из положения «Заборчик» медленно вытолкнуть язык через сжатые зубы.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ИВАНОВСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА №3» Некрасова ул., д. 51А, г. Иваново, 153022 Тел. (4932) 23-03-45 ОГРН 1033700059810 ОКПО 44751670 ОКАТО 24401370000 ИНН/КПП 3731038870/370201001 Учитель-логопед Обухова Елена Борисовна

Дыхательная гимнастика

«Весёлая песенка».

– ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ. Можно взять какого-либо героя и предложить детям спеть вместе с ним весёлую песенку.

– Сегодня к нам в гости пришёл Чиполино. Он танцует и поет песенку: «ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!» Давайте споем вместе с ним!

– И такую песенку: «ЛА-ЛА-ЛА! ЛА-ЛА-ЛА!»

Во время пения следите, чтобы дети произносили подряд три слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться петь на одном выдохе более длинные песенки – подряд 6–9 слогов.

Представить себя драконом, который дышит поочередно через каждую ноздрю. Одну ноздрю вы зажимаете пальцем, другой глубоко вдыхаете и выдыхаете воздух.

«Рисунок на окне».

Выдыхаете на стекло или зеркало так, чтобы оно затуманилось, после чего пальцем рисуете на нем заданную фигурку.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ИВАНОВСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА №3» Некрасова ул., д. 51А, г. Иваново, 153022 Тел. (4932) 23-03-45 ОГРН 1033700059810 ОКПО 44751670 ОКАТО 24401370000 ИНН/КПП 3731038870/370201001 Учитель-логопед Обухова Елена Борисовна

Упражнения на развитие мелкой моторики

Понемножку по ладошке Наши пальчики идут,

пальцы одной руки легко стучат по ладони другой

Серединку на ладошке Наши пальчики найдут.

то же другой рукой

Чтоб внимательнее стать, Нужно точку нажимать.

нажимать на центр ладони пальцем другой руки (поменять руки)

Помассировать по кругу,

круговые движения указательным пальцем одной руки по центру ладони другой (поменять руки)

А теперь расслабить руку.

легко пошевелить пальцами

крепко сжать кулаки

напряженно вытянуть пальцы

Мы внимательными станем!

скрестить руки на груди

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ИВАНОВСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА №3» Некрасова ул., д. 51А, г. Иваново, 153022 Тел. (4932) 23-03-45 ОГРН 1033700059810 ОКПО 44751670 ОКАТО 24401370000 ИНН/КПП 3731038870/370201001 Учитель-логопед Обухова Елена Борисовна

Игры на фонематическое развитие

Инструкция: произнесите несколько раз звуки [л] – [л’], ощущая разницу на слух и в положении языка.

«Кулачки-ладошки»

Я буду называть звуки, а вы ударяете кулачками друг об друга, если слышите твёрдый звук [л], и хлопаете в ладоши, если слышите мягкий звук [л’]. Если услышите другой звук, то ничего не делаете.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ИВАНОВСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА №3» Некрасова ул., д. 51А, г. Иваново, 153022 Тел. (4932) 23-03-45 ОГРН 1033700059810 ОКПО 44751670 ОКАТО 24401370000 ИНН/КПП 3731038870/370201001 Учитель-логопед Обухова Елена Борисовна

Слоги

Я произношу слоги, вы повторяете за мной.

Читайте также:
Игровые упражнения по автоматизации звука С

Преобразуйте слоги путём замены звука [л] на звук [л’] и наоборот.

б) ла – ля ля – ла

Точечный массаж

На полянке стоит дом.

В этом доме умный гном (массажируем точку между бровей).

Он в окошечки глядит, Что увидит — говорит (массажируем точки на висках).

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ИВАНОВСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА №3» Некрасова ул., д. 51А, г. Иваново, 153022 Тел. (4932) 23-03-45 ОГРН 1033700059810 ОКПО 44751670 ОКАТО 24401370000 ИНН/КПП 3731038870/370201001 Учитель-логопед Обухова Елена Борисовна

Лишняя картинка

Дети с одного ряда рассматривают картинки первого варианта и называют «лишнюю» с объяснением, то же самое выполняют дети с другого ряда со вторым вариантом картинок.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ИВАНОВСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА №3» Некрасова ул., д. 51А, г. Иваново, 153022 Тел. (4932) 23-03-45 ОГРН 1033700059810 ОКПО 44751670 ОКАТО 24401370000 ИНН/КПП 3731038870/370201001 Учитель-логопед Обухова Елена Борисовна

Физкультминутка

Я читаю стишок, а вы договариваете двустишия. Потом вы изображаете плавающих рыбок.

По моему сигналу вы должны замереть, приняв определённую позу.

Рыбка – присесть, ночь – закрыть глаза, две сложенные руки вперёд, червячок – руки, сложенные вместе, вверх.

Где вы, рыбки?

Рыбки, рыбки, где вы, где?

Рыбки плавают в воде.

Вы плывете, рыбки, сами?

Машете вы плавниками.

Что блестит, как жар горя?

На вашем теле чешуя.

Рыбки, рыбки, вы не спите.

Вы плывите! Вы плывите!

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ИВАНОВСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА №3» Некрасова ул., д. 51А, г. Иваново, 153022 Тел. (4932) 23-03-45 ОГРН 1033700059810 ОКПО 44751670 ОКАТО 24401370000 ИНН/КПП 3731038870/370201001 Учитель-логопед Обухова Елена Борисовна

Преобразование слов

Преобразуйте данные слова, заменив твёрдую [л] на мягкую [л’] и наоборот.

Определите место звуков [л] – [л’] в словах.

мел – мель цель – цел

был – оскаль (зубы) –

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ИВАНОВСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА №3» Некрасова ул., д. 51А, г. Иваново, 153022 Тел. (4932) 23-03-45 ОГРН 1033700059810 ОКПО 44751670 ОКАТО 24401370000 ИНН/КПП 3731038870/370201001 Учитель-логопед Обухова Елена Борисовна

Мини-сказки-связки

Составьте предложения по схемам.

Упражнение можно выполнять как устно, так и письменно.

Мини-сказки-связки на [л].

Мини-сказки-связки на [л’].

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ИВАНОВСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА №3» Некрасова ул., д. 51А, г. Иваново, 153022 Тел. (4932) 23-03-45 ОГРН 1033700059810 ОКПО 44751670 ОКАТО 24401370000 ИНН/КПП 3731038870/370201001 Учитель-логопед Обухова Елена Борисовна

Психомышечное расслабление

«Цветные краски»

Вот сейчас закроем глазки

И окажемся мы в сказке.

В одной красивой яркой коробочке жили-были разноцветные красочки. Надоело им в тесной коробке, и решили они мир посмотреть и раскрасить его в разные цвета. И вот коробочка открылась, и красочки взялись за дело, стали рисовать: Желтое солнце, Синий мячик, Красный помидор, Зеленый лист. Краски старались, рисовали, чтобы порадовать всех вокруг. Так здорово делать что-то приятное для других: дарить улыбки, тепло, делать подарки, помогать кому-то. Даже маленькие красочки знали это, а уж дети, конечно, помнят, что очень важно быть добрым, ласковым, щедрым. Наши дети сами добрые и ласковые. Они помнят об этом и обязательно расскажут другим.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ИВАНОВСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА №3» Некрасова ул., д. 51А, г. Иваново, 153022 Тел. (4932) 23-03-45 ОГРН 1033700059810 ОКПО 44751670 ОКАТО 24401370000 ИНН/КПП 3731038870/370201001 Учитель-логопед Обухова Елена Борисовна

Список литературы:

1. В. В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М. И. Кременецкая.

Различаем твёрдые – мягкие согласные. М.:ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2017.

2. О. П. Сахаровская.

Логопедический альбом: комплекс занятий для закрепления звука [л]

у детей дошкольного возраста. Ростов н/Д: Феникс, 2019.

3. И. В. Дидковская. Мини-сказки-связки.

4. Н. В. Ридель. Комплекс упражнений,

пальчиковых гимнастик с элементами кинезиологии.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ИВАНОВСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА №3» Некрасова ул., д. 51А, г. Иваново, 153022 Тел. (4932) 23-03-45 ОГРН 1033700059810 ОКПО 44751670 ОКАТО 24401370000 ИНН/КПП 3731038870/370201001 Учитель-логопед Обухова Елена Борисовна

Читайте также:
Автоматизация звука С' - конспект индивидуального занятия по коррекции ФФНР у ребенка с дизартрией

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков Л и Ль для детей 5-6 лет

Конспект индивидуального логопедического занятия

по дифференциации звуков Л и Ль для детей 5-6 лет.

Овчинникова Елена Александровна

СОГБУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и семей» г. Смоленск

Тема: «Дифференциация звуков Л – Ль»

Цель: учить детей дифференцировать звуки Л и Ль в слогах, в словах и в предложениях.

Коррекционно-образовательные задачи:

уточнить особенности артикуляции звуков Л и Ль;

закреплять правильное произношение звуков Л и Ль;

закреплять навыки дифференциации звуков Л и Ль на слух и в произношении;

совершенствовать навык определения наличия звуков Л, Ль в словах;

Коррекционно-развивающие задачи:

активизация речевой деятельности;

развитие внимания, мышления, зрительной и слуховой памяти, фонематического слуха;

развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Коррекционно-воспитательные задачи:

формирование положительной установки на занятие;

воспитывать самоконтроль за речью.

Оборудование: куклы Луша и Лена, картинный материал, мяч.

Ход занятия

Вводная часть.

Логопед: Здравствуй! К тебе в гости пришли куклы Луша и Лена. Поздоровайся с ними.

Логопед: Какие первые звуки ты слышишь в этих именах?

Ребенок: звуки Л и Ль.

Логопед: Правильно. Сегодня на занятии мы будем учиться различать на слух звуки Л и Ль и правильно произносить их. Давай вспомним, как правильно произносить звук Л и Ль.

Л – твердо, язычок узкий, за верхними зубами,

Ль – мягко, язычок широкий, за верхними зубами.

Дается сравнительная характеристика звуков Л и Ль вместе с ребенком. Звук Л – согласный, звонкий, твердый. Звук Ль – согласный, звонкий, мягкий.

Основная часть.

Игра «Поймай звук»

Логопед: Луша и Лена хотят с тобой поиграть в игру «Поймай звук». Я буду говорить слова, а ты хлопать в ладоши, если услышишь в слове звук Л, топать ногой, если услышишь звук Ль. Будь внимателен.

Лапа, липа, лев, лыжи, клоун, слон, клен, плюс, люк, клумба, салют, олень, мел, шляпа, клубок, стул, коляска, улыбка, болото…

Логопед: Молодец!

А сейчас послушай внимательно и повтори слоги.

Лу – лю – лу; лю – лю – лу; лу – лу – лю;

Ла – ля – ла; ля – ла – ла; ля – ля – ла;

Лы – лы – ли; ли – ли – лы; лы – ли – лы.

Игра «Разложи картинки».

Логопед: Помоги, пожалуйста, Луше и Лене разобрать картинки. Со звуком Л – Луше, со звуком Ль – Лене.

Луна, слон, пальто, колесо, самолет, игла, лист, мыло, коляска, волк.

Физкультминутка «Паучок»

(Пальцы каждой руки “бегут” по столу)

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение – дождик.)

Дождик с неба вдруг полил,

(Хлопок ладонями по столу/коленям.)

Паучков на землю смыл.

(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены.)

Солнце стало пригревать,

(Делаем движения такие же, как и в самом начале.)

Паучок ползёт опять,

А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке.

Игра «Закончи слово».

Логопед: Добавь последний звук в слова (Л или Ль).

Сто…, сту…, по…, уго…, пена…, бо…, со…, мо…, ро….

Игра «Скажи наоборот» (с мячом).

Логопед: Я буду говорить про большие предметы, а ты про маленькие.

Светлый – светленький; белый – беленький;

теплый – …; голый – …; целый – … .

Игра «Подскажи словечко».

Логопед: Подскажи Луше и Лене слова, начинающиеся на тот слог, что я назову.

Ла, ла, ла – ? (лама, лапа…); Ли, ли, ли – . ;

Ло, ло, ло – ? (ложка, лодка…); Ле, ле, ле – . ;

Лу, лу, лу – . ; Лю, лю, лю – .

Заключительная часть.

Логопед: Кто к нам сегодня приходил в гости?

Читайте также:
Игры с песком для развития звукового анализа с детьми с ОНР

Ребенок: Луша и Лена.

Логопед: Сегодня на занятии с Лушой и Леной ты различал звуки Л и Ль и старался их правильно произносить. Молодец! Ты хорошо сегодня позанимался.

Конспект фронтального логопедического занятия с использованием ИКТ

Конспект фронтального логопедического занятия с использованием ИКТ (компьютерная презентация).

Тема: «Дифференциация звуков С-З»

– Закрепить умение дифференцировать близкие по акустическим признакам звуки «с — з» на материале слогов, слов различной слоговой структуры, фраз и предложений.

– Упражняться в написании слов с аппозиционными звуками «с — з».

– Развивать внимание и память и мышление

– Активизировать и расширять словарный запас детей.

Мультимедиа, мяч, тетради, цветные ручки, символы: «глухой звук», «звонкий звук».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед предлагает детям отгадать загадки и назвать первый звук в словах-отгадках:

Все лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры –
Помчались с горы.
(санки)

От дождя спасает, а сам намокает.
Хотя намокает, но не промокает.
(зонт)

Дети отгадывают (санки, зонт) и называют 1-й звук в словах — «С» и «З».

Логопед предлагает детям вспомнить, чем отличаются звуки «С-З».

2. Развитие фонематического восприятия.

Логопед называет слоги и предлагает детям показать символ звонкого звука «колокольчик», если услышат слог со звуком «з» и символ глухого звука «перечеркнутый колокольчик», если услышат слоги со звуком «с»:

ас, зу, асы, ис, зо, ыза, вса, уз, зна, ста, со, ску, зме, оза, вза, узу, осо.

Логопед предлагает детям назвать картинки и выбрать «лишнюю» в каждом ряду:

– забор, сом, роза, заяц

– сумка, стул, зонт, лиса

Дети объясняют свой выбор.

3. Работа со словами.

Логопед предлагает детям записать слова, вставляя пропущенные буквы «з» или «с» в тетради, в два столбика.

4. Работа со словосочетаниями и предложениями.

Логопед рассказывает детям, что в компьютер попал «вирус» и в словах появились ошибки:

У Кати новый зарафан.
В небе летит замолет.
Во двор въехал грусовик.
В вазе стояла мимоса.

Детям предлагается исправить ошибки и записать получившиеся предложения.

5. Динамическая пауза.

Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку (ладони не касаются друг друга).

На базар ходили мы, (мизинцы)
Много груш там и хурмы, (безымянные)
Есть лимоны, апельсины, (средние)
Дыни, сливы, мандарины, ( указательные)
Но купили мы арбуз – (большие)
Это самый вкусный груз! (Пальцы сжимаются в кулак, а большой поднимается вверх)
Игра с мячом «закончи предложение».
(слайд №5)

Логопед бросает ребенку мяч, проговаривая начало предложения, ребенок называет подходящее слово (выбирает из предложенных картинок) возвращая логопеду мяч.

В магазин привезли сладкие…….
В зоопарке ребята видели………..
Кролику дали сочную……………
Соне подарили новые……………
Зоя и Саша на лугу пасли………..
В саду распустились красивые…..
(зебра, арбузы, коза, капуста, санки, розы).

Логопед предлагает детям подобрать к прилагательным:

– сливовый, полосатая, железный, спелые, золотой, солнечный, морозный подходящие существительные:
– сок, зебра, замок, абрикосы, браслет, свет, воздух.

Назвать получившиеся словосочетания.

С данными словосочетаниями дети придумывают предложения.

6. Работа с текстом.

Дети получили «зашифрованное» послание. Логопед предлагает прочитать текст, заменяя значки звуками «з» и «с». Дети записывают предложения, в которых встречаются слова со звуками «с» и «з». Подчеркивают буквы занятия.

Перед –арей на бере-у -ели тетерева.
Бе- бере-ы тетеревам -иму не пере-имовать.
Поля -а-ыпаны -негом, не найти -ерна.
А на ветках берё-ы -ерьги.
Их и едят тетерева.

7. Итог. Рефлексия.

Презентация «Дифференциация звуков С-З»

Скачать презентацию

Фадеева Юлия Михайловна,
учитель-логопед ГБОУ СОШ № 922

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: