Конспект занятия Дифференциация звуков К – Г на материале слов и предложений

Конспект занятия «Дифференциация звуков К – Г на материале слов и предложений»

В помощь начинающему логопеду.

«Эти глухие звонкие»

Не секрет, что одно из самых распространенных нарушений при фонетико-фонематическом недоразвитии речи у ребенка это трудности дифференциации согласных на глухие и звонкие. Ребенок может правильно произносить слова с парными согласными, но в речи другого человека выделяет их с трудом.

Самый простой тест на повторение слоговых рядов с оппозиционными звуками сразу обнаруживает эту проблему.

Коррекция этого дефекта может быть затруднена и минимальными дизартрическими расстройствами, при которых страдает голосовая функция.

Для работы с таким нарушением логопеду приходится подбирать много лексического материала для дифференциации оппозиционных звуков, использовать разнообразные игровые приемы для поддержания у ребенка интереса к занятию.

Надеюсь, что предлагаемый мной конспект поможет коллегам при подготовке подгруппового, группового и индивидуального занятия по этой теме.

Конспект занятия.

Тема: «Дифференциация звуков К – Г на материале слов и предложений».

  1. Развитие фонематического слуха: научить детей на слух дифференцировать звуки К и Г.
  2. Формирование операций фонемного анализа: осознание позиции фонемы в слове.
  3. Научить детей на практике применять правило написания согласных К и Г в конце слова.
  4. Развитие психологической базы речи: развитие зрительной линейной памяти.
  • предметные картинки: кони, волк, окно, юбка, гриб, нога, игла, книга, мальчик, девочка, коньки, глобус, карандаши, кубики, гирлянда, настольная игра, гладиолусы; картинки с изображением мальчика, картинка с изображением девочки;
  • карточки со словами, в которых пропущены буквы К и Г;
  • карточки с парами слов для завершения предложений;
  • сюжетная картинка «Дети в лесу собирают грибы и ягоды».

Ход занятия.

1. Организационный этап.

Задача: на примере слов-паронимов показать значение правильного произношения звуков.

– Мой племянник Илюша живет в другом городе, учится, как и вы, во втором классе. Вчера звонит мне и говорит:

«Я хожу во второй глаз. Этот учебный кот очень трудный. Недавно получил гол. Приезжай в кости, будем ходить на корку».

– Кто из вас понял, о чем говорил Илюша?

– Как надо было сказать правильно?

– Какие же звуки Илюша путает? (К и Г)

– А что произошло со словами, когда он неправильно произносил звуки? (Они поменяли свое значение, свой смысл.)

– Кто теперь скажет, для чего нужно произносить звуки правильно? (Чтобы нас понимали, и мы могли передать свою мысль).

2 этап: Ориентировочный.

Цель: Уточнить артикуляцию звуков К и Г, показать их сходство и различие.

Логопед: Сегодня мы с вами будем учиться сравнивать и различать звуки, которые путал Илюша.

– Но сначала вспомним, какие бывают звуки? (Гласные и согласные)

– Чем они отличаются друг от друга?

– Какие звуки мы будем сравнивать и различать? (К и Г).

– Давайте вспомним, что мы знаем о звуке К. (Это звук согласный).

– А почему? (Есть преграда во рту)

– Давайте все вместе произнесем этот звук и почувствуем, в каком положении находятся губы и язык. (Произносят дети и логопед вслух.)

– Что мешает воздуху выходить свободно, что образует преграду на его пути? (Спинка языка выгибается, смыкается с небом, мешая воздуху выходить. Поэтому воздух прорывается с шумом).

– Послушайте, как я произнесу этот звук. Голос кто-нибудь услышал? (Нет).

– Как можно проверить, с голосом мы произносим звук или нет? (Приложить руку к горлышку, почувствовать, вибрируют голосовые складки или нет).

– Значит, какой это звук? (Глухой)

– Давайте все вместе произнесем звук Г и дадим ему характеристику. (Звук Г огласный. Есть преграда во рту – спинка языка выгибается, смыкается с небом и мешает воздуху проходить).

– Чем похожи звуки К и Г? (Оба звука — согласные, при произнесении обоих звуков преграда – язык)

– А чем отличаются? (Звук Г – звонкий).

– Почему? (Потому что произносится с голосом (голосовые складки вибрируют).

3. Фонемный анализ: выделение звуков К и Г и определение их позиции в слове.

– У близнецов Коли и Гали день рождения. Им принесли подарки, а ребята их перепутали. Поможем ребятам разобрать подарки! Если в названии есть звук Г – это подарок для Гали, а если К — для Коли.

Дети разбирают предметные картинки – коньки, глобус, книга, книга, карандаши, настольная игра, гладиолусы, кубики.

4. Упражнение для развития линейной памяти.

А) — Назовите, что получил в подарок Коля? (коньки, книга, карандаши, кубики.)

– Что получила в подарок Галя? (глобус, книга, настольная игра, гладиолусы).

Б) — Найдите на картинке предметы, в названиях которых есть звуки К и Г

На доску выставляется сюжетная картинка: Дети в лесу собирают грибы и ягоды.

– Назовите все предметы, в названии которых есть звук К.

– Назовите все предметы, в названии которых есть звук Г.

Читайте также:
Опыт применения личностно-ориентированных технологий учителем-логопедом

4. Дифференциация звуков К и Г в словах.

– Какие звуки мы искали, разбирая подарки? (К и Г)

– А как мы записываем звуки? (Буквами Ка и Гэ)

А) По предметным картинкам: Напишите по слогам названия изображенных предметов (кони, волк, окно, юбка, гриб, нога, книга, игла).

Формирование операций фонемного анализа.

– Назовите первую картинку. Какой звук вы произносите? Где вы произнесли этот звук? (в начале, в конце, в середине слова)

Результаты проверяются вместе с подгруппой вслух.

Б) По карточкам: вставить в словах пропущенные буквы.

– Угадайте, какое слово из четырех лишнее (например, все со звуком К, а одно со звуком Г).

Клубника, виноград, курица, кукла.
Игла, голуби, картинка, гуси.
Ягнята, корова, гирлянда, гимнасты.
Снегирь, корзина, бумага, гора.
Радуга, рука, пуговицы, снеговик.
Кукушка, ягоды, попугай, горох.

В) — Я скажу слова, а вы повторите только те, где услышите звук К:

Георгин, лягушка, педагог, записывать, скоро, картофель, курица, бумага, кинотеатр.

Г) Повторить слова, в которых есть звук Г:

Ягода, песня, смеяться, нагрузить, сорока, горчица, пригорюниться.

Д) Мы будем играть в игру: «Замени звук».

– Запишите в тетрадь слова, меняя звуки К на Г и наоборот.

– Что будете делать? (Дети должны повторить инструкцию, таким образом логопед проверяет, понятна ли инструкция).

Калька – галька, грот – крот, икра – игла, Галина — калина, голос – колос.

– Скажите, что получилось. Объясните значение слов.

Е) Запишите отгадки:

Много платьев, много хруста.
Как зовут ее?
(Капуста)

Без головы, а в шляпе.
Одна нога, и та без сапога.
(Гриб)

Красные лапки
Щиплют за пятки,
Беги без оглядки.
(Гусь)

Ж) Закончите предложения, выбирая нужные по смыслу слова:

Футболист забил в ворота …
В землю вбили острый …
(Гол, кол)

Тащит мышонок в норку огромную хлебную …

Зимой в парке заливают снежную … (Корка, горка)

Золотился на солнце каждый … (Голосок, колосок)

Пристают к заставе …

Собака грызла … (Гости, кости)

5. Правило произношения:

Звук «Г» в конце слова оглушается, и слышится звук «К».

– Оказывается, надо не только хорошо слышать, но и правило знать! И не только знать, но и научиться его применять.

1) Измените слова так, чтобы после согласного Г или К появился гласный звук (устно):

утюг – утюги
овраг – овраги
галстук – галстуки
стог – стога
берег – берега
сапог – сапоги

2) Какую букву напишем в словах?

Падал снег на порог.
Кот испек себе пирог.
А пока лепил и пек,
Ручейком пирог утек.
Пирожки себе лепи
Не из снега – из муки.

3) Игра «Кто первый придет к финишу?»

На доске два ученика должны вставить пропущенные в конце слов буквы К и Г, объяснить правило и подобрать проверочное слово.

Итог логопедического занятия.

– Наше занятие тоже подошло к финишу. Кто скажет, чем мы сегодня занимались на уроке?

– Для чего нужно правильно произносить звуки? (Чтобы правильно понимать и передавать словами смысл, то есть свою мысль).

– Какие звуки мы сегодня сравнивали и различали? (К и Г).

– Дайте характеристику звуку «К» (согласный, глухой)

– Дайте характеристику звуку «Г» (согласный, звонкий)

– Как проверить букву в конце слова?

Оценка работы детей на занятии.

Е.М.Топоркова,
учитель-логопед высшей квалификации,
ГБОУ СОШ № 1995 г. Москва

Конспект занятия на тему “Дифференциация Г-К в словах, предложениях”

Цели занятия:

Образовательные:

– дифференциация звуков Г-К;

– развивать навыки слогового и звукобуквенного анализа и синтеза;

– учить подбирать антонимы;

– учить подбирать подходящие по смыслу слова в предложении;

Коррекционные:

– развитие слухового и зрительного восприятия;

– развитие фонематического слуха;

– развитие внимания, логического мышления;

Воспитательные:

-воспитывать интерес к занятиям;

– воспитание доброжелательного отношения к товарищам,

-воспитание умения слушать других.

Оборудование:

картинки: белка, конфеты, кошка, рак, лодка, тарелка, корова, паук, щука; радуга, газета, гнездо, бумага, вагон, гусеница; звуковые линейки, фишки, кассы букв, смайлики, таблица характеристики звуков

Ход занятия

1.Организационный момент. Упражнения для кистей рук: ножницы, горка, стена, цветок, лапки-царапки

1.Отгадайте загадки:

Звук [К]:

«Цып-цып-цып! Кудах-кудах!» -Слышим мы на улице.
Созывает всех цыплят
Рябенькая. (курица)

Звук [Г]:

Он твердит одно – га-га,
Кто обидел? Где? Когда?
Никого я не боюсь,
Ну конечно это – (гусь)

– Как их можно назвать одним словом? (Птицы). – А какие птицы? (Домашние)

– На какие звуки начинаются слова?

II. Основная часть.

Сегодня на уроке мы будем различать звуки и буквы Г-К.

1. Характеристика звуков [Г][К]. К: губы и зубы приоткрыты. Кончик языка опущен за нижние зубы, задняя часть поднимается вверх и смыкается с небом. Голосовые связки не вибрируют.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия: Работа над словосочетанием

К – согласный, глухой, бывает твёрдый и мягкий.

Г: произносится так же, но голосовые связки работают, слышен голос (звонкий, согласный, твёрдый и мягкий).

2. Работа с раздаточными картинками

– Надо разложить картинки к соответствующим буквам. Если есть в их названии звук К, то к этой букве, а если в названии есть звук Г, то к букве Г (картинки: белка, конфеты, кошка, рак, лодка, тарелка, корова, паук, щука; радуга, газета, гнездо, бумага, вагон, гусеница)

3. Закончи слово, прибавив слог ГА или КА

РУ…, НО…, РО…, РЕ…, НИТ…, ВЕТ…, НОР…, ГОР…, КОЧЕР…, СОБА…, БАРАН…, БЕРЕ…, ЛУ…

4 Дидактическая игра «Кто где живет»

Лиса -, медведь -, волк -, еж -, белка –, мышь –

(В дупле, в норе, в берлоге, в гнезде, в логове).

5. Разложим картинки в 2 корзинки: овощи и фрукты

Капуста, горох, тыква, огурец, гранат, груша, яблоко, картофель.

Физминутка. Капуста. (Для кистей рук)

Что за скрип? (Пальцы сжимаем и разжимаем в кулачок)

Что за хруст? (Сцепляем пальчики обеих рук)

Это что еще за куст? (Делаем фонарики обеими кистями рук)

Как же быть без хруста (Сцепляем пальчики обеих рук)

Если я капуста (Обеими руками «держим» капусту)

Мы капусту рубим, рубим («рубим» ребрами ладоней)

Мы морковку трем, трем (руки в кулачках, трем кулачок о кулачок)

Мы морковку солим, солим (имитация движений)

Мы капусту жмем, жмем (сжимаем и разжимаем кулачки)

Пальчиковая гимнастика: 1) ёжики, 2) зайчики, 3) коза, 4) вилка.

6. Звукобуквенный анализ слова груша

– Сколько слогов в этом слове?

– Сколько звуков? (Определяем с помощью звуковой линейки)

– Какой первый звук? (Характеристика звука по таблице, выкладываем фишку)

– Какой второй звук? (Характеристика звука по таблице, выкладываем фишку). 3-й звук? и т.д.

– Какой 4-й звук? Назовите его соседей. 2-й звук? и т.д.

– Выкладываем слово в кассах букв слово ГРУША

7. Дидактическая игра «Закончи предложение и назови слова-неприятели»

– Слон большой, а комар …

– Камень тяжелый, а пушинка …

– Сахар сладкий, а горчица …

– Дерево высокое, а куст …

– Река широкая, а ручеек …

– Сегодня мне весело, а вчера было …

– Компот холодный, а чай …

– Переходя улицу, сначала посмотри налево, а потом …

8. Ответь на вопросы одним словом

– Что на спине у верблюда?

– Что остаётся после разрезанного хлеба?

– Что грохочет во время грозы?

– Как называется зелёный массив в городе?

– Где устанавливают телевизионную антенну?

– Чем измеряют температуру?

(Градусник, гром, крошки, горб, крыша, парк)

III Итог занятия.

– С какими звуками мы работали сегодня на уроке?

– У вас на столах смайлики. Если понравилось занятие, то ваш смайлик будет веселым, а если нет, то грустным.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия на тему “Дифференциация Г-К в словах, предложениях”»

Тема: «Дифференциация звуков Г-К в словах, предложениях»

Цели занятия:

Образовательные:

– дифференциация звуков Г-К;

– развивать навыки слогового и звукобуквенного анализа и синтеза;

– учить подбирать антонимы;

– учить подбирать подходящие по смыслу слова в предложении;

Коррекционные:

– развитие слухового и зрительного восприятия;

– развитие фонематического слуха;

– развитие внимания, логического мышления;

Воспитательные:

-воспитывать интерес к занятиям;

– воспитание доброжелательного отношения к товарищам ,

-воспитание умения слушать других.

Оборудование:

картинки: белка, конфеты, кошка, рак, лодка, тарелка, корова, паук, щука; радуга, газета, гнездо, бумага, вагон, гусеница; звуковые линейки, фишки, кассы букв, смайлики, таблица характеристики звуков

Ход занятия

1.Организационный момент. Упражнения для кистей рук: ножницы, горка, стена, цветок, лапки-царапки

1.Отгадайте загадки:

«Цып-цып-цып! Кудах-кудах!» -Слышим мы на улице.
Созывает всех цыплят
Рябенькая. (курица)

Он твердит одно – га-га,
Кто обидел? Где? Когда?
Никого я не боюсь,
Ну конечно это – (гусь)

– Как их можно назвать одним словом? (Птицы). – А какие птицы? (Домашние)

– На какие звуки начинаются слова?

II. Основная часть.

Сегодня на уроке мы будем различать звуки и буквы Г-К.

1. Характеристика звуков [Г][К]. К: губы и зубы приоткрыты. Кончик языка опущен за нижние зубы, задняя часть поднимается вверх и смыкается с небом. Голосовые связки не вибрируют.

К – согласный, глухой, бывает твёрдый и мягкий.

Г: произносится так же, но голосовые связки работают, слышен голос (звонкий, согласный, твёрдый и мягкий).

2. Работа с раздаточными картинками

– Надо разложить картинки к соответствующим буквам. Если есть в их названии звук К, то к этой букве, а если в названии есть звук Г, то к букве Г (картинки: белка, конфеты, кошка, рак, лодка, тарелка, корова, паук, щука; радуга, газета, гнездо, бумага, вагон, гусеница)

Читайте также:
Дифференциация звуков С-З - конспект логоритмического занятия

3. Закончи слово, прибавив слог ГА или КА

РУ… , НО… , РО… , РЕ… , НИТ… , ВЕТ… , НОР… , ГОР… , КОЧЕР… , СОБА… , БАРАН… , БЕРЕ… , ЛУ…

4 Дидактическая игра «Кто где живет»

Лиса – , медведь – , волк – , еж – , белка – , мышь –

(В дупле, в норе, в берлоге, в гнезде, в логове).

5. Разложим картинки в 2 корзинки: овощи и фрукты

Капуста, горох, тыква, огурец, гранат, груша, яблоко, картофель.

Физминутка. Капуста. (Для кистей рук)

Что за скрип? (Пальцы сжимаем и разжимаем в кулачок)

Что за хруст? (Сцепляем пальчики обеих рук)

Это что еще за куст? (Делаем фонарики обеими кистями рук)

Как же быть без хруста (Сцепляем пальчики обеих рук)

Если я капуста (Обеими руками «держим» капусту)

Мы капусту рубим, рубим («рубим» ребрами ладоней)

Мы морковку трем, трем (руки в кулачках, трем кулачок о кулачок)

Мы морковку солим, солим (имитация движений)

Мы капусту жмем, жмем (сжимаем и разжимаем кулачки)

Пальчиковая гимнастика: 1) ёжики, 2) зайчики, 3) коза, 4) вилка.

6. Звукобуквенный анализ слова груша

– Сколько слогов в этом слове?

– Сколько звуков? (Определяем с помощью звуковой линейки)

– Какой первый звук? (Характеристика звука по таблице, выкладываем фишку)

– – Какой второй звук? (Характеристика звука по таблице, выкладываем фишку). 3-й звук? и т.д.

– Какой 4-й звук? Назовите его соседей. 2-й звук? и т.д.

– Выкладываем слово в кассах букв слово ГРУША

7. Дидактическая игра «Закончи предложение и назови слова-неприятели»

– Слон большой, а комар …

– Камень тяжелый, а пушинка …

– Сахар сладкий, а горчица …

– Дерево высокое, а куст …

– Река широкая, а ручеек …

– Сегодня мне весело, а вчера было …

– Компот холодный, а чай …

– Переходя улицу, сначала посмотри налево, а потом …

8. Ответь на вопросы одним словом

– Что на спине у верблюда?

– Что остаётся после разрезанного хлеба?

– Что грохочет во время грозы?

– Как называется зелёный массив в городе?

– Где устанавливают телевизионную антенну?

– Чем измеряют температуру?

(Градусник, гром, крошки, горб, крыша, парк)

III Итог занятия.

– С какими звуками мы работали сегодня на уроке?

– У вас на столах смайлики. Если понравилось занятие, то ваш смайлик будет веселым, а если нет, то грустным.

Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков Г–К в слогах и словах

Разделы: Логопедия

Цель: обучить учащихся различать на слух и на письме согласные Г-К в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

  • развитие фонематического слуха;
  • закрепление дифференциации букв Г-К на письме;
  • развитие навыка звукового анализа и синтеза;
  • развитие зрительно-пространственной ориентировки;
  • развитие внимания, памяти, мышления;
  • расширение словарного запаса.

Оборудование: слоговая таблица, карточки с заданиями, мяч, рабочие тетради.

1. Организационный момент

– Послушайте стихотворение и сосчитайте сколько раз в нем встречается звук [Г]:

Гусь купил себе гармошку,
Но дырявую немножко.
Хорошо гармошка пела,
По-гусиному шипела.
Г.Виеру
– 4 раза.

– А теперь послушайте другое стихотворение и сосчитайте сколько раз в нем встречается звук [К]:

Каплями забулькав,
Плакала сосулька:
– Я хотела сесть повыше,
Я хотела влезть на крышу.
А ступила на карниз –
И боюсь свалиться вниз!
Кап! Кап! Кап!

2. Уточнение связи буквы и звука

– Скажите, звук [Г] согласный или гласный? Почему?
– Звонкий или глухой? Почему?
– Звук [К] согласный или гласный? Почему?
– Звонкий или глухой? Почему?
– Что общего и чем различаются звуки [Г] – [К]?

3. Слоговая таблица

– Какой слог находится в правом левом углу?
– Какой слог в верхнем левом углу?
– Прочитайте первый столбик слогов.
– Прочитайте последний столбик слогов.

4. Послушайте слоги, запишите только первую букву каждого слога.

– Гы, гу, ка, ки, го, ке, ге, кя; кра, кро, гра, кры, гру, гры, гро, гре, кри, гри.

5. Цепочка слогов

– Послушайте ряды слогов, повторите их в той же последовательности, отвечает тот, у кого в руках мячик.

Га – ка – га Ку – гу – ку Ка – га – га – ка
Го – ко – го Ко – го – ко Ку – гу – ку – гу
Ге – ке – ге Ке – ге – ке Ко – го – ке – ге
Ка – га – ка Гу – ку – гу Гы – кы – кы – гы

6. Подберите и запишите по три слова, которые начинаются на эти слоги.

(Голубь, горка, год, капля, камень, кадр, гимн, гиря, гипс, кит, кисть, кипа, гавань, газ, галка, конь, кобра, комната)

Читайте также:
Ранняя профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста

7. Физминутка

Грач качался в гамаке (наклоны в сторону).
Гуси – в волнах на реке (наклоны вперед-назад).
Мимо голуби летели (покачивания руками).
И на веточку присели (приседание).
Веточка качается (покачивание руками).
Неплохо получается.

8. Графический диктант

Записывать только буквы «Г» и «К» и рядом указать цифрой их место в слове.
Например: «Радуга» – пишем Г – 5.

Слова: магазин, кабина, гора, кит, огород, куст, аптека, гигант, галстук, крошка.

9. Возьмите карточки. Прочитайте и запишите предложение.

– ПОШЛАМЫШКАНАРЫНОК.
– ГРИШАХОТЕЛПОГЛАДИТЬГУСЯТ
– КАТЯСОБИРАЛАГРИБЫИЯГОДЫ

Подчеркните буквы «Г» и «К».

10. Итог занятия

– О каких звуках мы говорили?
– Какие задания вам понравились?
– Какие буквы мы сегодня вспоминали?
– Придумайте каждый слово со звуком «Г» или «К».

Список используемой литературы:

  • Барсукова Л.А. Логопедия для учителей, психологов, родителей. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.
  • Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда. – М.: Владос, 2004.
  • Крутецкая В.А. 90 эффективных упражнений для исправления дисграфии. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2012.
  • Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М.: Владос, 2001.

«Дифференциация звуков [К] – [Г]»
план-конспект урока по логопедии (1 класс) по теме

конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [К] – [Г]»

Скачать:

Вложение Размер
urok_k_-_g.docx 21.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа № 22»

Тема: «Дифференциация звуков [К] – [Г]»

Тема: «Дифференциация звуков [К] –[ Г]»

Цель: закрепление навыка различать согласные [ к ]-[г ] в устной и письменной речи ;

уточнение и сравнение характеристики звуков [ к] – [г];

развитие навыков фонематического анализа и синтеза на материале слогов, слов, предложений;

уточнение и активизация словаря;

отработка умения формулировать свой ответ;

развитие памяти, внимания;

воспитание бережного отношения к хлебу.

Оборудование: зеркала, ручки, карандаши, буквы, предметные картинки, домики, тетради, компьютер, лягушка Квака.

1. Организационный момент.

Наши глаза смотрят, уши слушают, голова думает.

2. Артикуляционная гимнастика.

Помогает выполнять упражнения для языка лягушка Квака.

3. Беседа по материалу прошлого занятия.

Послушайте внимательно стихотворение.

– Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении?

Кукареку! – кричит петух.

У рыбаков костёр потух.

– Дайте характеристику звуку [ к]. Он какой?

Послушайте ещё одно стихотворение.

– Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении?

Га, га, га! – гогочет гусь

– Я семьёй своей горжусь!

На гусят и на гусыню

Всё гляжу, не нагляжусь!

– Дайте характеристику звуку [г]. Он какой?

– Что общего у звуков [к ]-[г]?

– Чем различаются звуки [к ]– [г]?

– Как вы догадались, что звук[ г] – звонкий?

– Какие звуки мы сегодня будем различать?

– Чем различаются звуки [к] – [г ]?

– Что между ними общего? Как думаете?

1. «Кто самый внимательный»

Хлопни в ладоши, если в слове услышишь звук [г] , подними руку, если услышишь звук [ к].

Кирпич, магазин, берега, берлога, сказал, бумага, рукавицы.

2. Чтение слогов.

Все вместе читаем слоги.

– чтобы в них был глухой звук;

– чтобы в них был звонкий звук;

– чтобы в них был звонкий твёрдый звук;

– чтобы в них был глухой мягкий звук;

3. «Помогите собрать слово из слогов»

Лисичка – это гриб. А кого еще называют лисичкой? Почему?

5. Динамическая пауза

4. «Помоги расселить животных в домик»

– В первом домике будут жить животные с глухим звуком, во втором – со звонким звуком.

Снегири, гусь, голубь, кролик, собака, корова, коза, кенгуру.

– Чем отличаются птицы от животных?

5. Работа в тетради.

– Объясните слово кости .

Сделайте звуковую схему к слову кости.

– Сколько звуков в слове кости? Назовите каждый звук и охарактеризуйте его.

– Сколько слогов в слове? Почему?

– Замените первый глухой звук звонким, запишите слово в тетрадь.

– Какое слово получилось? Объясните слово гости.

– Каким звуком отличаются слова кости – гости.

– Если меняется хоть один звук, то меняется смысл всего слова.

– Добавьте слово кости, гости в моё предложение.

У Бобика в конуре .

У Васи за столом .

5. «Назови место звука»

Пригорок – что это такое?

Запишите числа от 1 до 10.

– Определите место звуков [к] – [г].

– Зачеркните цифру, соответствующую [ к ] – синим цветом, [ г] – зеленым.

– На каком месте по счету находится [к];[г]?

– Назовите звук, который стоит перед [к], за [ г].

Гриша шел, шел, шел

Белый гриб нашел.

Положил все в кузовок.

К словам из первого столбика добавить слова из второго столбика.

А глубокий 1 молоко

Б гречневая 2 колодец

В горячее 3 каша

Г громкие 4 голоса

Запишите в тетрадь словосочетание Г 4. (громкие голоса)

– Звонкий звук подчеркните двумя чертами, глухой – одной.

3. Запись на доске.

– Вставьте букву К- синим цветом, Г-зеленым цветом

Не вели_ _ усо_ пиро_ а , а стоит большо_ о труда.

– Как понять слово «не велик»?

– Почему стоит большого труда.

Беседа о хлебе: «Как хлеб попадает в магазин»

6. Д/з Рассказать родителям : « Как хлеб попадает в магазин »

-Чему мы научились.

– Какое задание больше всего понравилось?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Звуко-буквенный анализ и синтез. Дифференциация звуков [ч’], [щ’]. Буквы Ч, ч. Щ, щ.

Класс: группа обучающихся 2-х классов с заключением «нарушение письма и чтения, .

Конспект индивидуального занятия Тема: Звуки [з] – [с]. Дифференциация звуков [з] – [с] во всех позициях. Звук [т]. Автоматизация звука т во всех позициях.

Материал занятия направлен на дифференциацию обучающимся звуков [з]- [с] и закрепление произношения звука [т] в самостоятельной речи. Вторая часть занятия – это развитие речевого слуха (работа с текст.

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме “Автоматизация звука [Ч]. Дифференциация звуков [Д-Т].

Данный материал можно использовать в работе с детьми с нарушение слуха.

Презентация занятия по теме:” Звуки и буквы д – т . Дифференциация звуков и букв д_т “.( для 3 класса )

Представлен конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий.

Конспект урока по формированию произношения и развитию слухового восприятия по теме: «Работа по автоматизации звука [л], дифференциация звуков [н-т]. Текст «Олимпийские игры».

Конспект урока с полным набором разрезных карточек.

Конспект урока по формированию произношения и развитию слухового восприятия по теме: «Работа по автоматизации звука [л], дифференциация звуков [н-т]. Текст «Олимпийские игры».

Конспект урока с полным набором разрезных карточек.

Конспект урока по формированию произношения и развитию слухового восприятия по теме: «Работа по автоматизации звука [л], дифференциация звуков [н-т]. Текст «Олимпийские игры».

Конспект урока с полным набором разрезных карточек.

Конспект группового занятия в 2 классе по теме: «Дифференциация звуков [К]-[Г] в слогах, словах, предложениях и тексте»

автор: Пупова Дарья Дмитриевна

Учитель — логопед Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11»

Конспект группового занятия в 2 классе по теме: «Дифференциация звуков [К]-[Г] в слогах, словах, предложениях и тексте»

Конспект группового занятия в 2 классе по теме:

«Дифференциация звуков [К]-[Г] в слогах, словах, предложениях и тексте»

Цель: закрепление навыков дифференциации звуков и букв К — Г в слогах, словах, в словосочетаниях и тексте.

Коррекционно-образовательные:

1) Уточнение артикуляции звуков [Г], [К], ознакомление учащихся с характеристиками звуков;

2) дифференцировать согласные К-Г в слогах, словах, в словосочетаниях и тексте;

3) Обогащение словаря по теме «Космос».

Коррекционно-развивающие:

1) развивать фонематическое восприятие и умение выделять из потока речи звуки К — Г;

2) развивать восприятие, внимание, память, логическое мышление.

3) развитие общей и мелкой моторики, графо-моторных навыков, зрительно-пространственных ориентировок;

4) развитие лексико-грамматического строя речи.

Коррекционно-воспитательные:

1) воспитывать самоконтроль и самооценку;

2) воспитывать желание активно работать на занятии;

Оборудование : иллюстрации по теме «Космос», индивидуальные карточки для проведения графического диктанта, графическое задание «Ракета», «Гимнастика для глаз».

Ход занятия:

Ребята, мы сегодня отправимся в путешествие, а куда именно, мы узнаем, прочитав слово, данное на доске, но буквы в этом слове перепутались

К, О, М, С, О, С . Верно, мы отправимся в космическое путешествие. Мы с вами пилоты космических ракет.

Откройте «Папку космонавта» которые, лежат у вас на партах. Посмотрите, сколько интересных заданий нас ждет впереди. Найдите в папке листок под названием «Маршрутный лист». Там мы будем сегодня писать, и отражать результаты нашего космического путешествия. В папке вы так же можете увидеть конверты, это наши с вами задания.

Перед тем как мы отправимся в полёт, предлагаю пройти испытание, которое поможет нам узнать тему нашего путешествия:

Для этого откройте «Папку космонавта» и возьмите конверт №1.

Графический диктант. (буква Г)

Листочек положить перед собой так, чтобы точка оказалась в верхнем левом углу.

От точки 6 вправо, 2 вниз, 4 влево, 7 вниз, 2 влево, 9 вверх.

Что получилось? (буква Г)

Какой звук она обозначает? [Г]

Дать характеристику (согл, звонкий, твёрдый)

Есть пара по мягкости [Г’], по глухости [К].

Какую тему нашего космического путешествия запишем в маршрутном листе. Догадались (подумайте), какая тема нашего путешествия? Какие звуки будем сегодня различать? (Различение звуков и букв К-Г.)

— Как вы думаете, где могут пригодиться знания о различии звуков [к-г]? (В русском языке: при определении звонкости и глухости; чтобы правильно произносить и писать слова).

— Пропишите эти буквы в воздухе (большую и маленькую).

-На спине друг другу напишите любую из этих букв, партнёр должен определить, какая эта буква.

— Молодцы, Вы на верном пути.

Работа со слоговыми таблицами

-Сейчас мы потренируемся в быстром и правильном чтении слогов. Найдите в папке конверт №2

-А сейчас как настоящие космонавты, мы будем искать слоги по их координатам. (называю номер столбика и номер строки, дети называют слог, находящийся на этом месте).

Работа со словами

— Ребята, мы уже подлетаем к планете Меркурий.

Это планета ближе всех расположена к Солнцу, во всей системе она считается самой маленькой. Он имеет самую высокую скорость вращения. Днем планета практически горит под солнечными лучами (+350˚), а ночью промерзает (-170˚).

— Ребята, подскажите мне звук [К] в слове Меркурий какой по счету? (4)

— Молодцы. Какое же задание нас ждет. Возьмите конверт №3.

«Замени звук» — Звуки К и Г решили поменяться местами. Нам нужно поменять в словах К на Г или наоборот. Готовы? Работаем в маршрутных листах.

Луг, грот, бок, мак, кол, сток, год, кора, колос, гости, кубки, игра, гонец.

— Следующая остановка Марс. Некоторые ученые предполагали, что на этой планете также существует жизнь, потому что она имеет ряд сходств с Землей. Но многочисленные исследования не обнаружили там признаков жизни.

Я предлагаю поиграть в игру «Доскажи-ка»

Вставить пропущенный слог ГА или КА. Запишите слова в маршрутный лист.

ДУ…(ГА), РУ…(КА), НО…(ГА), ДОРО…(ГА), ГОР…(КА), ВИЛ…(КА), ЗАГАД…(КА), РАДУ…(ГА), ВЕТ…(КА), РО…(ГА), БЕЛ…(КА), ВЕРЁВ…(КА), ОТВА…(ГА).

Слова: Дуга, Рука, Нога, Дорога, Горка, Вилка, Загадка, Радуга, Ветка, Рога, Белка, Веревка, Отвага.

— Молодцы. Летим дальше! Подлетаем к планете Венера. Венера. Эта планета больше других походит на Землю своими размерами, составом и яркостью. Но условия очень разные. Вокруг нее всегда много облаков, что затрудняет наблюдение. Вся поверхность Венеры представляет собой раскаленную каменистую пустыню.

— Возьмите конверт №4. Там еще одно задание для нас. Сейчас я буду читать, а вы записывайте слова в маршрутный лист. Вам нужно будет праильно распределить слова по столбикам.

— Космонавт должен быть очень внимательным, вот сейчас мы вас проверим. Я вам буду говорить какое – то движение, а вы должны будете его сымитировать. Например: опасность — нужно пригнутся, ракета — хлопнуть в ладоши, планета – поднять руки вверх. А сейчас я буду говорить эти слова вразброс и быстрее.

Распредели слова по столбикам

К Г

Слова для записи: Книга, Гаражи, Карты, Космос, Газ, Газета, Крем, Кусты, Город, Гуси.

— А теперь ребята, вспомним наше с вами правило, для того, что бы правильно написать парную согласную на конце слова, нужно поставить слово во мн. число. Будьте сейчас внимательны!

Слова для записи: Утюг, Круг, Сапог, Пирог, Снег, Берег, Молоток, Сверчок.

Работа с предложением

— Мы подлетаем к планете Сатурн – это самая интересная для детей планета, так как имеет кольца, которые образуются из пыли, камней и льда. Вокруг Сатурна вращается три основных кольца, толщина которых около 30 метров.

Что же ждет нас на этой планете? Возьмите конверты №5.

Молоко жидкое, а сметана …………

Малина сладкая, а калина ……………

Ручей узкий, а река ……………..

Петь хорошо вместе, а …………….. отдельно.

Молоко жидкое, а сметана густая

Малина сладкая, а калина горькая

Ручей узкий, а река широкая

— Ну, что полетели дальше? Нас ждет Юпитер – самая крупная планета Солнечной системы, в 10 раз больше Земли в диаметре. Юпитер имеет целых 16 спутников.

Возьмите конверт №6. Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы Г или К.

Собака грызет …ости. В четверг к нам придут …ости. Гриша любит хлебную …орку. В понедельник весь класс ходил на …орку. Во дворе шла интересная и…ра. Очень полезная черная и…ра. В саду цветет …алина. Катину подругу зовут…алина.

Коллективная работа

Ребята, мы подлетаем к последней планете. Нептун. Астрономия сегодня называют эту планету последней в Солнечной системе. Обнаружили Нептун только в 1989 году, так как он располагается очень далеко от Солнца. Поверхность его из космоса выглядит голубой, что не может не поражать нас.

Мы облетели с вами все планеты, но на одной так и не побывали. Нам нужно узнать на какой.

У каждого из вас в конверте №7 лежать разные части текста, я предлагаю пройти к столу и всем объединиться и составить текст и наконец – то узнать про последнюю планету.

Эта планета занимает седьмое место в Солнечной система. У неё девять колец, но это не Сатурн. У этой планеты есть 27 спутников. Уран – ледяная планета – гигант. Он больше Земли в 4 раза и тяжелее в 14. Зима на Уране длится почти 42 года. До сих пор планета Уран остается мало изученной планетой.

— Предложения составлены? Что за планета? Уран. Давайте выразительно прочитаем их.

Подведение итогов

Что ж, ребята, время нашего полета закончилось. Нам пора возвращаться на Землю. Внимание! Ведем обратный отсчет от 10 (дети закрывают глаза). Есть касание! Мы снова на Земле.

Ребята, понравилось ли вам наше космическое путешествие?

Конспект занятия на тему «Дифференциация Г-К в словах, предложениях»

Дифференциация звуков [Г], [Г’] – [К], [К’]

Цель: закрепить знаний о звуках [Г, Г’ – К, К ‘] и буквах Г, К.

  1. Формировать умение дифференцировать звуки[Г, Г’ – К, К’] на слух и в произношении: в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте;
  2. Закреплять артикуляционные укладов звуков [Г]-[К];
  3. Совершенствовать навык звукового анализа и синтеза.
  1. Развивать мелкую моторику, уметь согласовыватья движения и речь;
  2. Развивать познавательные психические процессы: внимания, памяти, мышления;
  3. Развивать фонематические процессы.
  4. Развивать навыки общения, умение слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и неагрессивно отстаивать свою позицию.
  1. Воспитывать коммуникативную культуру.

I. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята! Настал новый день, вы пришли на логопедическое занятие. Улыбнитесь мне, улыбнетесь друг другу. — Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос и поднимите правое плечо. Представьте, что Вы вдыхаете в себя свежесть, доброту и красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Ещё раз: вдох через нос, поднять левое плечо, выдох через рот. И последний раз – вдох и выдох. Молодцы. — Для того, чтобы правильно, красиво говорить, возьмём зеркала, выполним артикуляционную гимнастику для языка. • «Заборчик» • «Трубочка» • Чередуем: «Трубочка» — «Заборчик» • «Лопатка» • «Горка» • Чередуем: «Лопатка» — «Горка»

II. Введение в тему занятия.

Отгадайте загадки: 1. Кто на ёлке, на суку Счёт ведёт: «Ку-ку, ку-ку»? (кукушка) — Назовите первый звук в слове кукушка. 2. Я в любую непогоду уважаю очень воду. Я от грязи берегусь – Чистоплотный серый …. (гусь) — Назовите первый звук в слове гусь. — Над различением каких парных согласных мы будем работать на занятии? — Запишите в тетрадях дату.

III. Работа с учебно-тренировочными заданиями.

— Сегодня на занятии нам будут помогать гномик. Он изображён на слайде. Он нам будет давать задания на компьютере. Приготовьтесь выполнять его задания.

Задание №1. Уточнение характеристики звуков [к, к’ — г, г’].

— Произнесите звуки [к, к’ — г, г’]. 1. Выберите правильную характеристику звуков [г], [г’] — [к], [к’] а) Звуки [Г], [Г’] — гласные, звонкие Звуки [К], [К’] — гласные, глухие б) Звуки [Г], [Г’] — согласные, глухие Звуки [К], [К’] — согласные, звонкие в) Звуки [Г], [Г’] — согласные, звонкие Звуки [К], [К’] — согласные, глухие(правильный ответ) 2. Выбери правильную характеристику звуков [г], [г’] — [к], [к’] а) Звук [Г] — согласный, звонкий, мягкий Звук [Г’] — согласный, звонкий, твёрдый б)Звук [Г] — согласный, звонкий, твёрдый Звук [Г’] — согласный, звонкий, мягкий (правильный ответ) в) Звук [К] — согласный, звонкий, мягкий Звук [К’] — согласный, звонкий, твёрдый г)Звук [К] — согласный, глухой, твёрдый Звук [К’] — согласный, глухой, мягкий(правильный ответ) 3. Звуки [Г] — [К] относятся друг к другу, как : а) Твёрдые — мягкие согласные б) Ударные — безударные гласные в) Парные согласные(правильный ответ) г) Гласные-согласные Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа.

Задание №2. Выделение звуков [Г], [Г’] — [К], [К’] из слов.

1. Посмотрите на картинки. В какой группе картинок слова содержат звуки [Г — Г’] ? Предложены картинки: — корова, груша — корзина, корона — гриб, гитара — кукуруза, гранат — Назовите картинки в каждой группе. — В какой группе слов встречаются звуки [г — г’]?Запишите эти слова, подчеркните букву г.

2. Посмотри на картинки. В какой группе картинок слова содержат звук [к] ? Предложены картинки: — гриб, гиря — кормушка, горох — комары, грач — куры, козлята — Назовите картинки в каждой группе. — В какой группе слов встречается звук [к]? Запишите эти слова, подчеркните в них букву к.

3. Найдите лишнюю картинку?Почему она лишняя? Предложены картинки: — гриб, горы, картина, градусник — клетка, корыто, кроссовки, гроза — Назовите картинки в каждой группе. Какое слово лишнее?

4. Прочитайте и отгадайте загадки.В названии какой отгадки мы слышим звук [к]? а) Чёрный, проворный летает, Червяков на пашне хватает, Летом он за пахарем ходит, А под зиму с криком уходит. (грач) б) Красные лапы, Длинная шея, Щиплет за пятки – Беги без оглядки. (гусь) в)Не говорит, не поёт А кто к хозяину идёт, — Она знать даёт.(собака) Гимнастика для глаз. Поморгать глазами. Повторить 5-6 раз. Закрыть глаза.Выполнить круговые движения глазными яб¬локами с закрытыми глазами вправо и влево. Повторить 2-3 раза в каждую сторону.

Задание №3. Звукобуквенный анализ слов

1. Какая схема слова соответствует данной картинке? Предложены картинки: клетка, лягушка. Предложены 4 схемы к каждому слову. К слову клетка — правильная схема №2 К слову лягушка — правильная схема № 4

2. Посмотрите на картинки. В каком слове звук [г] стоит на том же месте, что и в слове огурец? Предложены картинки: морковь, гусь, огород, якорь, ботинки, капуста. — Произнесите слово огурец. Какой по счёту звук [г]? (второй) — Назовите предметы, изображённые на картинках. — В каких словах встречается звук [г]? — В каком слове звук [г] первый?

3. Назовите картинки. Определите, какие звуки [Г — Г’] или [К — К’] в данных словах, подберите к ним соответствующие схемы. Предложены картинки: гриб, груша, ключ. — Назовите, что изображено на картинке? — Определите, какие звуки [г — г’] или [к — к’] в данном слове. Выберите соответствующую схему. Гриб — буква г, схема №2 Груша — буква г, схема №1 Ключ — буква к, схема №1

4. Определите, какой звук [г] или [к] в слове, каким по счёту он стоит? Предложены картинки: рукавицы, виноград. — Назовите, что изображено на картинке? — Какой звук [г] или [к] в данном слове.Определите, какой по счёту он стоит.

Для начала мы с тобой повращаем головой. Оборот и оборот, а потом наоборот. Поднимаем руки вверх, плавно опускаем вниз. Снова тянем их наверх. Ну, дружочек, не ленись! Повороты влево – вправо, это лёгкая забава. Нам известно всем давно – там стена, а там окно. Приседаем быстро, ловко. Здесь видна уже сноровка. Чтобы мышцы развивать, надо много приседать. А теперь ходьба на месте, это тоже интересно. Отдых кончен наш, ребята, нам пора опять за парты.

Задание № 4 Восстановление слов и предложений с буквами Г — К.

1. Вставьте в слова пропущенные буквы г или к. Мыш _ а, _ ошка, ма _азин, доро _ а, ва _ он (мышка, кошка, магазин, дорога, вагон)

2. В написании каких слов пропущены слоги ГА — ГУ — ГИ? ГА: ру __ (ка), вью __ (га), но __ (га), ре __ (ка), соба __ (ка), ду __ (га). ГУ: (гу) _ си, (ку) __ ры, (гу) __ сыня, (гу) __ док, (ку) __ рорт. ГИ: (ки) __ но, (ги) __ мнаст, кру __ (ги), кни __ (ги), рубаш __ (ки). — Определите, в каких словах пропущены данные слоги.

3. В написании каких слов пропущены слоги КА — КО — КИ? КА:(ка) __ мыш, (га) __ зета, гор __ (ка), сто __ (га), вет __ (ка). КО:(ко) __ за, ва __ (го)н, (ко) __ ньки, (ко) __ лено, (го) __ нки. КИ:(ки) __ пяток, (ги) __ ри, (ки) __ лометр, на __ (ки)пь, (ги) __ гиена. — Определите, в каких словах пропущены данные слоги.

4. Подберите подходящее по смыслу слово. Скоро к нам придут (гости, кости). Около дома вырос (густ, куст) смородины. На крыше дома сидит (год, кот). За нашим домом (гора, кора). — Сколько слов в первом предложении? Запишите это предложение. Составьте к нему графическую схему. Аналогичная работа проводится со вторым, третьим, четвёртым предложением.

5. Найдите слова, в написании которых допущены ошибки. Сегодня на уроке мы отгадывали закадки(загадки). Подул сильный ветер, закремел (загремел) кром (гром). В лесу гукует (кукует) гукушка (кукушка). Галя раскрашивает гартинку (картинку) цветными гарандашами (карандашами). В лесу ребята собрали белые крибы (грибы) и спелые якоды (ягоды). Дождь перестал и выклянуло (выглянуло) солнышго. (солнышко).

V. Итог занятия. Рефлексия.

Над различением каких звуков вы работал сегодня на занятии? Все ли задания вам удалось выполнить? В каких заданиях вы допустили ошибки? Какую бы оценку вы себе поставили?

Заказать оригинал презентации: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Все презентации здесь

Автор материала: Кичигина Татьяна Анатольевна

Конспект учителя-логопеда Дифференциация звуков «Г» — «К»

Занятие по обучению грамоте детей в коррекционной группе: дифференциация звуков К — Кь, Г — Гь в слогах, словах и предложениях

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Дата публикации: 02.04.2020

Статья просмотрена: 372 раза

Библиографическое описание:

Петрова, И. Ю. Занятие по обучению грамоте детей в коррекционной группе: дифференциация звуков К — Кь, Г — Гь в слогах, словах и предложениях / И. Ю. Петрова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 61-64. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/160/5094/ (дата обращения: 18.01.2022).

Цель:

  1. Закреплять знания о согласных звуках «К-Кь, «Г-Гь», умение давать характеристику этим звукам, используя символы.
  2. Развивать умение различать слова со звуками «К-Кь, «Г-Гь» в слогах, словах, предложениях.
  3. Развивать фонематический слух, определять заданный звук среди слогов и слов, в предложениях.
  4. Закреплять умение составлять и анализировать звуковую схему к словам.
  5. Развивать умение составлять из слов предложения.
  6. Развивать звукобуквенный анализ и синтез слов.
  7. Развивать психические процессы

Материал:

Демонстрационный материал:

– символы звуков (кружки зелёного и синего цвета);

– предметные картинки: Самолёт, Автобус, Паровоз, Ослик, Гитара, Игла; Удочка, Танк, Кот, Автобус;

– мяч для игрового задания

Раздаточный материал:

– пеналы с цветными фишками;

– кассы с буквами

Ход занятия:

1. В гости к Кате и Кире пришли друзья Гоша и Гена. Они решили поиграть с картинками, надо разделить их между собой. Поможем ребятам поделить картинки между собой, определить кому какая достанется (Кате со звуком «К», Кире со звуком «Кь», Гоше со звуком «Г», Гене со звуком «Гь»).

Логопед закрепляет характеристику этих звуков: «К» — согласный, твёрдый, глухой, обозначается кружком синего цвета; «Кь» — согласный, мягкий, глухой, обозначается кружком зелёного цвета; «Г» — согласный, твёрдый, звонкий, обозначается кружком синего цвета; «Гь» — согласный, мягкий, звонкий, обозначается кружком зелёного цвета.

Дети выбирают картинку и определяют заданный звук.

Логопед использует символы звуков (кружки синего и зелёного цвета).

2. Игра на развитие фонематического слуха «Хлопни в ладоши», если в словах услышишь звук «К — Г» и «Топни ногой», если звук «Кь — Гь».

Логопед называет слова, а дети выполняют указания: кошка, киска, гитара, гармошка, гиря, кит, мак, сапоги, гусь, кино, коробка, бегемот, губы и т. д.

3. Игра «Скажите наоборот» слоги. Игра проводиться с мячом в форме физминутке:

Логопед называет слоги со звуком «К» и «Кь», а дети ловят и называют слоги наоборот со звуком «Г» и «Гь».

4. Найдите лишнее слово в ряду по наличию звуков «К и Кь» и «Г и Гь»:

Карандаш, диван, кровать, конфета; Губы, глобус, гусь, гиря;

Стол, кино, кит, киска; Бегемот, гиря, сапоги, глаза.

5. Составьте звуковую схему к словам и проанализируй их:

6. Выучите скороговорку и проговорите в разном темпе (медленно, с ускорением, быстро).

«Глядят грачата на галчат, глядят галчата на грачат».

Физминутка: Речь с движением.

«Дождик» (движения выполняются по тексту)

Капля раз, (прыжки с одной ноги на другую в медленном темпе)

Очень медленно сперва,

А потом, потом, потом,

Всё бегом, бегом, бегом. (бег на месте)

Мы свои зонты открыли, (стоя, раскрываем руки в стороны в виде «зонта»)

От дождя себя укрыли. (стоя, соединяем руки в виде «крыши» над головой)

7. Закончите предложения нужным по смыслу словом:

Гвозди забивают …(молотком).

У козы есть маленький. (козлёнок).

Все ребята любят смотреть детское…(кино).

К нам домой пришли…(гости).

Когда идёт дождик мы надеваем резиновые…(сапоги).

8. Исправьте ошибку. Повторите, как правильно должно быть. Замените на нужный звук.

9. Разделите слова на слоги. Какую картинку задумала, если я хлопнула

1 раз, 2 раза, 3 раза, 4 раза?

Логопед предлагает предметные картинки: ка-ран-да-ши, гу-си, бе-ге-мот, кот.

Дети самостоятельно определяют количество слогов в словах, прохлопав в ладоши.

10. «Назовите зашифрованное слово». Предложить предметные картинки.

(выделять первый звук в словах и прочитать новое слово слева-направо).

Логопед предлагает кассы с буквами.

11. «Подберите слова по рифме»

12. Задание на звуковой синтез. Составьте из букв слова. Предложить карточки с буквами.

13. «Подарите словечки друг другу». Мальчики дарят девочкам слова со звуком «Гь» и «Г», а девочки дарят мальчикам слова со звуком «Кь» и «К». Например: Алёша дарит — Марине слово «гитара» или «голубь», Нина дарит — Максиму слово «конфета» или «кино».

14. Игра «Один — много» — образование слов во множественном числе.

15. Из слов соберите предложение:

– Катя, каша, манная, кушать;

– заяц, сидеть, куст, под;

– грядка, на, выросли, огурцы.

16. Задание на развитие памяти, сообразительности. Игра «Кем или чем был раньше?».

17. Вставьте нужный звук и слоги по смыслу со звуками «К — Кь» и «Г — Гь»:

Похожие статьи

звук, слово, фонематический слух, тембр голоса, стечение.

Логопед использует символы звуков (кружки синего и зелёного цвета). 2. Игра на развитие фонематического слуха «Хлопни в ладоши»

Логопед называет слог со звуком «Т» и «Ть», а дети ловят и называют слог наоборот со звуком «Д» и «Дь». 4. Найди лишнее слово в ряду по.

Конспект открытого занятия по обучению грамоте

Закрепить понятия «гласный звук» и «согласный звук», закрепить умение дифференцировать на слух гласные и согласные звуки, совершенствовать умение определять и называть количество слогов в словах, выделять из слов первые звуки. Этапы развития фонематического слуха в.

Бланки как средство формирования фонематического слуха.

Ключевые слова: бланки, фонематический слух, автоматизация шипящих звуков. У детей с речевыми патологиями, на первый план выступает несформированность звуковой стороны речи. Это связано с незаконченностью процесса формирования фонематического восприятия.

Развиваем фонематический слух у детей | Статья в журнале.

Фонематический слух — это умение слышать и различать звуки родного языка.

Как же развивать фонематический слух? Остановимся на первом этапе формирования фонематического слуха — узнавание и различение неречевых звуков.

Этапы развития фонематического слуха в дошкольном возрасте

II этап. Определение количества звуков в слове и слогов в слове, определение места звука в слове и слога в данном слове: с опорой на схему

звук, слово, фонематический слух, тембр голоса, стечение согласных, слоговая схема слова, слоговая структура слова, слоговая.

Формирование звукового анализа слова у детей старшего.

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ, звуковая сторона речи, какой звук

Действие звукового анализа является основным действием со звуками, а это разложение слова на составляющие его звуковые.

Развитие звукового анализа и синтеза у детей старшей.

Изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом, то есть ребёнок овладевает основными навыками звукового анализа (мысленного расчленения слова на составляющие его звуки), а также синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое).

Развитие фонематического восприятия младших школьников

Главное внимание уделяется звуковому анализу, артикулированию звуков, развитию речевого слуха.

Работа со схемами начинается тогда, когда первоклассники учатся делить слова на слоги и находить ударный

Слог – минимальная естественная произносительная единица.

Система работы по дифференциации звуков при.

Выделение звука на фоне слога. Дети учатся выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него.

1. Дифференциация на уровне звуков. В помощь детям широко используются символы звуков или опорные картинки.

  • Как издать спецвыпуск?
  • Правила оформления статей
  • Оплата и скидки

Похожие статьи

звук, слово, фонематический слух, тембр голоса, стечение.

Логопед использует символы звуков (кружки синего и зелёного цвета). 2. Игра на развитие фонематического слуха «Хлопни в ладоши»

Логопед называет слог со звуком «Т» и «Ть», а дети ловят и называют слог наоборот со звуком «Д» и «Дь». 4. Найди лишнее слово в ряду по.

Конспект открытого занятия по обучению грамоте

Закрепить понятия «гласный звук» и «согласный звук», закрепить умение дифференцировать на слух гласные и согласные звуки, совершенствовать умение определять и называть количество слогов в словах, выделять из слов первые звуки. Этапы развития фонематического слуха в.

Бланки как средство формирования фонематического слуха.

Ключевые слова: бланки, фонематический слух, автоматизация шипящих звуков. У детей с речевыми патологиями, на первый план выступает несформированность звуковой стороны речи. Это связано с незаконченностью процесса формирования фонематического восприятия.

Развиваем фонематический слух у детей | Статья в журнале.

Фонематический слух — это умение слышать и различать звуки родного языка.

Как же развивать фонематический слух? Остановимся на первом этапе формирования фонематического слуха — узнавание и различение неречевых звуков.

Этапы развития фонематического слуха в дошкольном возрасте

II этап. Определение количества звуков в слове и слогов в слове, определение места звука в слове и слога в данном слове: с опорой на схему

звук, слово, фонематический слух, тембр голоса, стечение согласных, слоговая схема слова, слоговая структура слова, слоговая.

Формирование звукового анализа слова у детей старшего.

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ, звуковая сторона речи, какой звук

Действие звукового анализа является основным действием со звуками, а это разложение слова на составляющие его звуковые.

Развитие звукового анализа и синтеза у детей старшей.

Изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом, то есть ребёнок овладевает основными навыками звукового анализа (мысленного расчленения слова на составляющие его звуки), а также синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое).

Развитие фонематического восприятия младших школьников

Главное внимание уделяется звуковому анализу, артикулированию звуков, развитию речевого слуха.

Работа со схемами начинается тогда, когда первоклассники учатся делить слова на слоги и находить ударный

Слог – минимальная естественная произносительная единица.

Система работы по дифференциации звуков при.

Выделение звука на фоне слога. Дети учатся выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него.

1. Дифференциация на уровне звуков. В помощь детям широко используются символы звуков или опорные картинки.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: