Конспект занятия: Дифференциация согласных К – Г в устной и письменной речи

Конспект занятия по исправлению нарушений письменной речи: «Парные звонкие-глухие согласные. Звуки и буквы Г-К»

Тема: «Парные звонкие-глухие согласные. Звуки и буквы Г-К»

  1. Учить выделять и различать согласные звуки Г-К из слогов, слов, словосочетаний, предложений; соотносить звуки с буквами, формировать навыки звуко-буквенного анализа.
  2. Развивать зрительное внимание и восприятие, пространственно-временные отношения, обогащать словарь по теме «Птицы», повторить правописание парных согласных на конце слова.
  3. Воспитывать интерес к окружающему миру.
  • зеркала, звуковые линейки, предметные картинки, индивидуальные карточки с парными согласными, ТСО, буквы Г-К.

Ход занятия

I. Вводная часть.

Логопед: Сядет тот ученик, кто назовёт гласные звуки в своём имени..

2. Развитие общей, артикуляционной моторики.

Покусать нижнюю губу

Покусать верхнюю губу

– для языка- Покусать язык зубами

Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Раз, два, три, четыре, пять-
Смотрим глазками опять.

3. Повторение знаний о парных звонких-глухих согласных.

– Какие звуки учились различать на прошлых занятиях?

– Чем они похожи? (по артикуляции)

– Чем отличаются? (по работе голосовых связок)

– Вспомните, какие пары мы уже изучили. На индивидуальных карточках соедините парные согласные прерывистой линией.

4.​ Знакомство с темой занятия через выделение первых звуков в словах- отгадках.

– Какое время года наступило? (весна)

– Какие признаки весны вы знаете? (птицы возвращаются с тёплых стран)

Чёрный, проворный,
Кричит «грак».
Червякам враг.
(грач)

Грач-это перелётная птица. Прилетают самые первые. Ещё кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнёзда вить. Вьют гнёзда грачи на вершине высокого дерева.

– Как называют птиц, которые остаются зимовать? (зимующие)

Кто там прыгает, шуршит.
Клювом шишки потрошит.
Голоском речистым, чистым –
Клё, клё, клё — поёт со свистом.

– Определите по первым звукам наших отгадок с какой парой звонких- глухих согласных мы сегодня будем работать на занятии. (Парные звонкие – глухие согласные Г-К)

Характеристика звуков, тактильный контроль, опора на компьютерную программу «Живой звук».

II. Основная часть.

1.​ Дифференциация звуков Г-К в слогах, словах.

Работа с сигнальными карточками ( ) или в ладоши хлопать на звуки К-Г.

Ка, го, гы, ку, гор и т.д.

Работа со звуковыми линейками: определить место звука в слове:

Кот, гусь, крапива, бумага, главный, пуговицы, марка, попугай, рука.

2.Соотнесение звуков Г-Г, К-К с буквами Г-К и символами для их обозначения.

Г- гэ узнаешь без труда,
очень горбится она.
К- На прямую палочку
справа села галочка.
там поныне и сидит –
Буквой КА на нас глядит.

3. Работа со словами, отличающимися буквами Г-К.

– Вставьте в слова буквы Г-К, уточните смысл слов:

гора-кора
голос-колос
игра-икра
гол- кол

– Вставьте пропущенные слоги ГА или КА в слова:

Доро- , раду- , вил- , но- , ро- , вет- .

– Дописать недостающее слово: ( на индивид. карточках )

Весь чердак уже …,
Бьются голуби … . ( в окне, в огне)

– Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
– Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова правою ногой,
Снова левою ногой,
После правою ногой,
После левою ногой,
Вот тогда придёшь домой.

– Мы сегодня загадки отгадывали про птиц. Помогите мне разобрать картинки с перелётными и зимующими птицами: гусь. иволга, скворец. утка, жаворонок, воробей, синица. сорока, ворона. (у каждого на столе картинки, ученики на доске распределяют на две группы).

– Выписать в тетрадь только названия птиц с буквами Г-К.

– Как назвать одним словом эти птицы? ( дикие)

Подчеркнуть буквы. В какой позиции стоят звуки и буквы. ( в сильной, можно проверить по работе голосовых связок).

4. Повторение правописания парных согласных на конце слова

– Определите по голосу птиц ( по компьютеру : курица. петух. индюк)

– В каком слове позиция слабая? ( на конце слова- индюк, есть выбор написания).

– Вспомните правило: звук согласный проверяй, рядом гласный подставляй.

ИНДЮК/ Г- ИНДЮКИ- ИНДЮК

СНЕК/ Г- НЕТ СНЕГА — СНЕГ

( флаг, шаг, фартук)

7. Звуковой анализ на уровне предложения.

– Составить предложение с любым из слов-названий птиц..

В ЛЕСУ ГРОМКО ПОЁТ КЛЁСТ.

ВЕСНОЙ ПРИЛЕТАЮТ ГРАЧИ. ( дифференцированные задания)

– Повторение схемы предложения: ____ ____ ____ .

III. Итог занятия.

Оценка работы учеников:

– Какое у вас сейчас настроение? Обозначьте его, нарисовав личики. Какие они у вас получились? (рефлексия)

Дифференциация г— к в словах Тренировочные упражнения

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Класс: группа обучающихся 2-х классов с заключением «нарушение письма и чтения, .

Материал занятия направлен на дифференциацию обучающимся звуков [з]- [с] и закрепление произношения звука [т] в самостоятельной речи. Вторая часть занятия – это развитие речевого слуха (работа с текст.

Читайте также:
Материал для родителей по лексической теме Домашние животные, Домашние птицы

Данный материал можно использовать в работе с детьми с нарушение слуха.

Представлен конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий.

Конспект урока с полным набором разрезных карточек.

Конспект урока с полным набором разрезных карточек.

Конспект урока с полным набором разрезных карточек.

Инклюзивное занятие «Дифференциация звуков [к] – [к’], [г] – [г’]» для обучающихся второго класса

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, создаёт особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети – индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.

Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательной программы. Инклюзивная практика в образовании предполагает повышение качества жизни особого ребенка и его семьи, не ухудшая, в то же время, качества жизни других участников образовательного процесса, и создание необходимых условий для достижения успеха в социальной адаптации и образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей. Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В настоящее время дети с нарушениями опорно-двигательного аппаратавсе больше интегрируются в общеобразовательную среду. Обучающиеся с НОДА испытывают особые образовательные потребности, обусловленные недостатками в их физическом развитии, в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью выраженности. В связи с этим возникает необходимость создания специальных образовательных условий для детей с НОДА, определяющих эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптированности ребёнка в полном соответствии с его особенностями и образовательными возможностями. Одним из таких условий для дошкольников с НОДА, имеющих нарушения в развитии устной речи, является индивидуальное логопедическое сопровождение. Оно должно стать частью индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ.

Совместное обучение, взаимодействие и развитие детей с ОВЗ со здоровыми детьми позволяет им уверенно чувствовать себя наравне со здоровыми людьми, развивать необходимые знания, умения и навыки. Благодаря такому взаимодействию здоровые дети развивают толерантность, доброту, отзывчивость, по отношению к «особенным» детям [1].

Проблема изучения и коррекции специфических наруше­ний письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей в на­стоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальных классах школ увели­чивается количество детей с различными видами дисграфии.

Основная задача логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушения письма и чтения, а также своевременно устранить специфические ошибки с целью не­допущения их перехода на дальнейшее обучение.

Совместное обучение, взаимодействие и развитие детей с ОВЗ со здоровыми детьми позволяет им уверенно чувствовать себя наравне со здоровыми людьми, развивать необходимые знания, умения и навыки. Благодаря такому взаимодействию здоровые дети развивают толерантность, доброту, отзывчивость, по отношению к «особенным» детям [1].

Рассмотрим технологическую карту занятия для обучающихся вторых классов, направленного на профилактику формирования дисграфии у детей.

Технологическая карта «Дифференциация звуков [к] – [к’], [г] – [г’]»

Класс: 2 (10 человек, 1 ребенок с легкой степенью НОДА).

Модуль: Профилактика дисграфии.

Тема учебного занятия: «Дифференциация звуков [к] – [к’], [г] – [г’]».

Продолжительность учебного занятия: 30 мин.

Тип учебного занятия: Закрепление изученного материала.

Цель: Дифференцировать звуки [к] – [к’], [г] – [г’] в устной и письменной речи.

Задачи урока:

— закрепить знания о звуках, буквах [к] – [к’], [г] – [г’], учить давать полную характеристику звукам.

— закрепить правильную артикуляцию и навыки правильного произношения звуков [к] – [к’], [г] – [г’] в слогах, словах, предложениях.

— закреплять знания норм орфографии.

— развивать навыки фонематического анализа и синтеза.

— развивать внимание, логическое мышление.

— содействовать воспитанию гуманности, добропорядочности, неравнодушного отношения к окружающему миру и толерантному отношению к детям и взрослым с ограниченными возможностями здоровья.

Технологии: здоровье сберегающие и игровые технологии.

Методы обучения: практические, словесные.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная и групповая.

Ресурсы для проведения урока: буквы К – Г (запись на доске); разрезные картинки: Карлсон и Гном; зеркала (на каждого ребенка); предметные картинки с изображением сказочных героев.

Читайте также:
Конспект итогового занятия по автоматизации звука (Р)

Основные понятия: звуки, согласный, звонкий, глухой.

Технологическая карта урока (см. файл ниже)

Конспект фронтального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Г]-[К]»

Татьяна Алферова

Конспект фронтального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Г]-[К]»

Конспект фронтального логопедического занятия

«Дифференциация звуков [Г]-[К]»

Образовательные: учить различать звуки [Г] – [К]; выделять звуки [Г] – [К] в ряду других звуков, слогов, слов; уточнить акустико – артикуляционные характеристики данных звуков, провести сравнительный анализ; учить определять позицию звука в слове; учить дифференцировать буквы Г – К на письме.

Коррекционные: развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.

Развивающие: развивать навыки владения операциями фонематического анализа и синтеза; развивать зрительное восприятие, мышление, слуховую и зрительную память.

Оборудование: предметные картинки, карточки – символы, карточки с письменным заданием на каждого ребёнка.

Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков Г–К в слогах и словах

Разделы: Логопедия
Цель: обучить учащихся различать на слух и на письме согласные Г-К в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

  • развитие фонематического слуха;
  • закрепление дифференциации букв Г-К на письме;
  • развитие навыка звукового анализа и синтеза;
  • развитие зрительно-пространственной ориентировки;
  • развитие внимания, памяти, мышления;
  • расширение словарного запаса.

Оборудование: слоговая таблица, карточки с заданиями, мяч, рабочие тетради.

1. Организационный момент

– Послушайте стихотворение и сосчитайте сколько раз в нем встречается звук [Г]:

Гусь купил себе гармошку, Но дырявую немножко. Хорошо гармошка пела, По-гусиному шипела. Г.Виеру – 4 раза.

– А теперь послушайте другое стихотворение и сосчитайте сколько раз в нем встречается звук [К]:

Каплями забулькав, Плакала сосулька: – Я хотела сесть повыше, Я хотела влезть на крышу. А ступила на карниз – И боюсь свалиться вниз! Кап! Кап! Кап!

2. Уточнение связи буквы и звука

– Скажите, звук [Г] согласный или гласный? Почему? – Звонкий или глухой? Почему? – Звук [К] согласный или гласный? Почему? – Звонкий или глухой? Почему? – Что общего и чем различаются звуки [Г] – [К]?

3. Слоговая таблица

– Какой слог находится в правом левом углу? – Какой слог в верхнем левом углу? – Прочитайте первый столбик слогов. – Прочитайте последний столбик слогов.

4. Послушайте слоги, запишите только первую букву каждого слога.

– Гы, гу, ка, ки, го, ке, ге, кя; кра, кро, гра, кры, гру, гры, гро, гре, кри, гри.

5. Цепочка слогов

– Послушайте ряды слогов, повторите их в той же последовательности, отвечает тот, у кого в руках мячик.

Га – ка – га Ку – гу – ку Ка – га – га – ка Го – ко – го Ко – го – ко Ку – гу – ку – гу Ге – ке – ге Ке – ге – ке Ко – го – ке – ге Ка – га – ка Гу – ку – гу Гы – кы – кы – гы

6. Подберите и запишите по три слова, которые начинаются на эти слоги.

(Голубь, горка, год, капля, камень, кадр, гимн, гиря, гипс, кит, кисть, кипа, гавань, газ, галка, конь, кобра, комната)

7. Физминутка

Грач качался в гамаке (наклоны в сторону). Гуси – в волнах на реке (наклоны вперед-назад). Мимо голуби летели (покачивания руками). И на веточку присели (приседание). Веточка качается (покачивание руками). Неплохо получается.

8. Графический диктант

Записывать только буквы «Г» и «К» и рядом указать цифрой их место в слове. Например: «Радуга» – пишем Г – 5.

Слова: магазин, кабина, гора, кит, огород, куст, аптека, гигант, галстук, крошка.

9. Возьмите карточки. Прочитайте и запишите предложение.

– ПОШЛАМЫШКАНАРЫНОК. – ГРИШАХОТЕЛПОГЛАДИТЬГУСЯТ – КАТЯСОБИРАЛАГРИБЫИЯГОДЫ

Подчеркните буквы «Г» и «К».

10. Итог занятия

– О каких звуках мы говорили? – Какие задания вам понравились? – Какие буквы мы сегодня вспоминали? – Придумайте каждый слово со звуком «Г» или «К».

Список используемой литературы:

  • Барсукова Л.А. Логопедия для учителей, психологов, родителей. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.
  • Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда. – М.: Владос, 2004.
  • Крутецкая В.А. 90 эффективных упражнений для исправления дисграфии. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2012.
  • Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М.: Владос, 2001.

Логопедическое занятие по теме “Дифференциация согласных “к-г””. 2-й класс

Разделы: Логопедия

Класс: 2

1. Закрепить умение дифференцировать согласные к- г в устной и письменной речи.

Читайте также:
Кинезиология в логопедии

2. Развитие фонематического восприятия.

3. Развитие и совершенствование грамматического строя речи.

4. Развитие связной речи.

Оборудование: сигнальные карточки, карточки для мнемонического приёма, наборы карточек для индивидуальной работы, таблицы Шульте, числовые ряды,

Кинезиологические упражнения (“колечки”,”лизгинка”, “ухо-нос”, претиксы).

2. Повторение пройденного материала.

С какими звуками работали на прошлом занятии?

Характеристика звуков. В чём сходство, различие?

Сопоставление артикуляции звуков с их графическим изображением (мнемонический приём: буква к- аист несущий в клюве соломинку, подъёмный кран, буква г- гусь, крючок).

3. Сообщение темы занятия.

На занятии продолжаем учиться различать согласные к-г в устной и письменной речи.

4. Закрепление пройденного материала.

1) Дифференциация звуков в слогах.

а) Прослушать слоговые цепочки и повторить в той же последовательности:

ка-ка-га ку-гу-ку га-ка-га ко-ко-го го-го-ко гы-кы-кы

ки-ги-ки кю-кю-гю гя-гя-кя кё-гё-кё ге-ге-ке гя-кя-кя

б) Записать слоги в две строчки разными цветами (с буквой г – синей пастой, с буквой к – простым карандашом):

гы. кы, ка, га, гу, ку, ке, ге, ака, ага, ока, ога, ука, ига, его, ого, ёки, еки, угу

2) Дифференциация в словах.

а) Работа с сигнальными карточками: горький, губная, громкий, маленькие, гречневая, голубая, красная, красивые, горячее, глубокие, гармошка, каша, ленточка, молоко, лук, город, голос, гусята, колодец.

б) Игра ” Весёлая семейка” /развитие фонематических представлений, развитие фонематического анализа, мыслительной деятельности/

Открыл однажды КРОТ
В горе огромный .
Достал мешок КОСТЕЙ
И пригласил .
Издалека ШАКАЛ
На пир к нему .
Топтыгин шапку СКИНУЛ –
Шакал от страха .
А краб бороться с КРАБОМ
Давай в тени под .
Свернулся ёж в КЛУБОК,
Стал сон его .
И, закусив КОРОЙ,
Зайчишка под .
Чтоб отличиться в ИГРАХ,
Плясал до боли в .

в) Зачеркните цифру, соответствующую месту заданного звука в слове.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 каникулы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 кочегар

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 георгин

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 лягушка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 кенгуру

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 велогонка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 калькулятор

Проверка: сравнить с записью на доске

г) Игра”Расшифруй слово”: радуга, колокольчик, салфетка, магазин, прыгалка, матрёшка.

д) Работа по индивидуальным карточкам .

Вставить пропущенные буквы к, г разными цветами:

с. аз. а, . амень, . рафин, за. ад. и, . ро. одил, . усты, по. ода, . олуб. а

3. Дифференциация в словосочетаниях

К словам из первого столбика подобрать слова из второго по смыслу, чтобы получились словосочетания:

грозди колбасы
кисти крупы
мешок калины
горсть винограда
кусок картошки

Записать, получившиеся словосочетания . Буквы к, г подчеркнуть разными цветами.

4. Дифференциация в предложениях.

Работа по индивидуальным карточкам.

Исправить слова в предложении:

Под ёлкой вырос рыжий криб. На берег выполз серый граб. Молого лакает гот. Пират зарыл под дубом глад. Мальчик крикнул во весь колос. Любит Любочка гомпот. Нас за пятку щиплет кусь. Во дворе стоит кора, эта корка изо льда.

5. Дифференциация в связной речи.

Чтение сказки “Как варить компот”:

На одном дворе жили кот, коза, курица, корова и кролик. Однажды во двор вышел кот и закричал: “Слушайте все, я прочитал в старой книге, как сварить компот!”

“Ну и как же его сварить?”

“Принесите каждый всё самое вкусное, остальное – за мной”.

Вся компания отправилась искать самое, самое вкусное. А кот тем временем развёл костёр и повесил над ним котёл с водой. Первой пришла коза и принесла капустную кочерыжку. Потом пришла курица и принесла пять зернышек кукурузы. Корова принесла арбузные корки, а кролик – клевер. Сам кот достал из кармана кусок колбасы. Когда вода закипела, кот кинул кочерыжку, арбузные корки, кукурузу, клевер и колбасу в котёл и закрыл крышкой. Через некоторое время он позвонил в колокольчик:

“Готово! Кушайте на здоровье!”

Попробовали друзья, плюются:

“Компот называется! Сам ешь!”

“Почему же так невкусно получилось”- мрачно размышлял кот.

Как вы думаете, почему у кота не удался компот?

Когда вы читали текст, какая буква вам чаще встречалась К или Г? Вспомните и назовите слова со звуком К, звуком Г.

Ответьте на вопросы по содержанию сказки:

1) Кто жил во дворе?

2) Что сообщил друзьям кот?

3) Что принесли животные коту для компота?

4) Понравилось ли друзьям угощение кота?

5. Итог. Рефлексия.

Сегодня на занятии вы отлично работали. Я горжусь вами, потому что вы сегодня сделали ещё один шаг к успеху. А сейчас аплодисментами ответьте на мои вопросы:

Дифференциация Г-К в устной и письменной речи
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) по теме

Планы-конспекты занятий помогают отдифференцировать Г-К на слух, в произношении и на письме, развивают фонематический слух, звуко-буквенный анализ, грамматический строй речи обучающихся 2 класса.

Читайте также:
Инновационный педагогический опыт учителя-логопеда дошкольного логопункта

Скачать:

Вложение Размер
Дифференциация Г-К в устной и письменной речи 57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Г-К В УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ».

Цель: – дифференцировать Г-К на слух, в произношении, на письме;

– уточнять и расширять словарный запас учащихся;

– развивать грамматический строй речи;

– воспитывать слуховое внимание, развивать зрительную память.

Оборудование: предметные картинки; кассы букв; наборы для анализа слов, предложений; сигнальные карточки; профиль артикуляции звуков [г], [к]; слоговые таблицы для чтения; мяч; таблицы с текстами загадок; таблица «Оглушение парных звонких согласных»; текст рассказа Е. Чарушина.

  1. Организационный момент.
  2. Беседа по новой теме.

На магнитную доску выставляются предметные картинки – ГАЗЕТА, ГРАЧИ, КАПУСТА, КУВШИН. Дети должны назвать картинки и выделить из слов звуки в начальной позиции – [г], [к].

Звуки [г], [к] соотносятся с буквами Гг, Кк и выставляют рядом с предметными картинками.

Звуки [г], [к] сравниваются по звучанию и артикуляции.

В момент произнесения звука [г], [к] смычка между языком и нёбом взрывается, освобождая путь находящемуся позади под давлением воздуху, который с шумом вырывается наружу.

  • Можно ли спеть, потянуть долго звуки [г], [к]? – Нельзя.
  • Как мы называем такие звуки? – Это звуки согласные.
  • Определим, какой звук звонкий, а какой глухой? – Звук [г] – звонкий согласный, а звук [к] – глухой согласный. Когда произносим звук [г] – голос слышно, горло дрожит, а [к] – голос не слышно, горло не дрожит. Звуки [г], [к] – парные.
  1. Дифференциация Г-К на слух, в произношении, на письме:

а) работа с сигнальными карточками (прослушать слово, поднять карточку с буквой Г или К):

ма Г азин, К рапива, бума Г а, жу К , ру К ава, Г лубина, Г возди, мор К овь, К арандаш, К олос, о Г онь, бума Г а, Г лаза, К онь, и Г ра.

б) звуко-буквенный анализ слогов:

Выложить схемы слогов цветными фишками и буквами из разрезной азбуки:

ГА , КА , АГА , АКА . (При проверке выполнения задания дети дают характеристику всех звуков, читают слоги, им предлагается вспомнить и подобрать слова, которые начинаются на слог ГА, КА: ГАзета, ГАраж, ГАлоши, КАпуста, КАрандаш, КАток).

в) чтение слогов по таблице:

ГА – КА ГА – КА – ГА

ГО – КО КО – ГО – КО

ГУ – КУ ГУ – ГУ – КУ

ГЫ – КЫ КЫ – КЫ – ГЫ

г) игра «Наоборот» с перекидыванием мяча (изменить согласный звук в слоге):

ГА – КА , ГО – __, КУ – __, ГЫ – __, КО – __, ГУ – __, КА – __, КЫ – __.

д) записать под диктовку слоги:

ГА, КУ, ГЫ, КО, ГО, ГУ, КЫ, КА.

е) работа с карточками (добавить слог ГА или КА, чтобы получилось слово):

му__, ду__, вет__.

ж) прочитать предложение, подобрать недостающее слово из скобок, записать предложение в тетрадь:

Весь чердак уже ___________ , (в окне, в огне)

бьются голуби ___________ .

(При проверке задания сравнить по звучанию и значению слова – в оГне, в оКне).

4. Подведение итогов занятия.

– Какие звуки мы сегодня учились различать на слух, чётко и правильно произносить, не путать на письме? – Звуки [г], [к].

– Вспомните всё, что мы знаем об этих звуках? – Звук [г] – согласный, звонкий, парный. Звук [к] – согласный, глухой, парный.

  1. Организационный момент.
  2. Беседа по материалам прошлого занятия.

Детям предлагается прослушать и отгадать загадки.

– Красные лапки щиплют за пятки. (Гусь)

– Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. (Книжка)

– С какого звука начинается первая отгадка? – Гусь – первый звук [г]. Книжка – первый звук [к].

– Эти звуки мы учили на прошлом занятии. Вспомните характеристику звука [г], [к]. – [г] – звук согласный, звонкий, парный; [к] – согласный, глухой, парный.

– Подберите, вспомните по два слова со звуком [г], [к].

  1. Дифференциация Г-К на слух, в произношении, на письме:

а) игра «Волшебный мешочек» (достать картинку, назвать её, определить, какой звук есть в слове [г] или [к], определить место звука [г], [к] в слове, разложить картинки в две колонки, устно со словами придумать предложения): Глаза, ноГа, Кувшин, Газета, руКа, веревКа, радуГа.

б) чтение слогов по таблице:

ГА – КА КА – ГА АГ – АК АК – АГ

ГО – КО КО – ГО ОГ – ОК ОК – ОГ

ГУ – КУ КУ – ГУ УГ – УК УК – УГ

ГЫ – КЫ КЫ – ГЫ ЫГ – ЫК ЫК – ЫГ

в) звуко-буквенный анализ слов (выложить схемы слов из фишек, разрезной азбуки, прочитать, записать в тетрадь, устно придумать предложения):

КОСЫ, ГОРЫ, НОГА, РУКА.

г) записать слова в две колонки по наличию [г], [к] под диктовку / с доски:

Глаза, Гром, прыГал, заГар, Крыша, заКат, Крапива, сКазал.

д) закончить слово, добавляя слог ГА или КА с перекидыванием мяча:

ду__, ру__, но__, доро__, гор__, вил__, загад__, раду__, вет__, верёв__, палат__, мыш__, заряд__.

е) анализ и запись предложений:

На сосне пры-ала бел-а.

Дедуш-а несёт молото-.

Во время проверки повторить правила написания начала предложения, имён, отработать правописание словарных слов ЯБЛОКО, МОЛОТОК, выложив их из букв разрезной азбуки, подчеркнуть Г, К в словах.

  1. Подведение итога занятия.

– Какие звуки мы сегодня учили? – [г], [к]. – Дайте им характеристику.

– Послушайте пословицу и объясните, почему так говорят:

НЕ ГОНИ КОНЯ КНУТОМ, А ГОНИ КОНЯ ОВСОМ.

– В каких словах есть звуки, которые мы сегодня учили?

– Произнесём хором пословицу, отстукивая слоги. Запомните эту пословицу.

  1. Организационный момент.
  2. Беседа по материалам прошлых занятий.

– Вспомните, какую пословицу мы выучили на прошлом занятии?

– Какие звуки встречаются часто?

– Дайте характеристику звуку [г], звуку [к].

  1. Дифференциация Г-К на слух, в произношении на письме:

а) работа с цифровыми сигнальными карточками (определить место звука в произносимых словах, показав нужную цифру):

[г] – Гриша, заГадал, прыГал, Гвозди, береГа, маГазин, заГар;

[к] – Катя, руКава, оКно, волК, морКовь, сКазал, Крыша.

б) прочитать слова, списать, вставляя пропущенную букву Г или К (с доски или по карточкам):

-нига, -орка, -олуби, гребён-а, бел-а, ябло-о.

При проверке задания, устно со словами придумать предложения.

в) зрительно-предупредительный диктант:

На сосне пры-ала бел-а. -атя нашла -рибок. На заводе -удит -удок.

г) чтение и отгадывание загадок по таблицам:

ПОД СОСНАМИ, ПОД ЁЛКАМИ ЛЕЖИТ МЕШОК С ИГОЛКАМИ. (Ёжик)

БЕЗ РУК, БЕЗ ТОПОРЁНКА ПОСТРОЕНА ИЗБЁНКА. (Гнёздышко)

ДВА БРАТЦА ЖИВУТ ЧЕРЕЗ ДОРОГУ, А ДРУГ ДРУГА НЕ ВИДЯТ. (Глаза)

  1. Подведение итогов занятия.
  1. Организационный момент.
  2. Беседа по материалам прошлых занятий.
  3. Дифференциация Г-К на слух, в произношении, на письме:

а) сопоставить по смыслу и звучанию слова-паронимы:

ГОРА – КОРА ИГРА – ИКРА ГАРДИНА – КАРТИНА

Слова-паронимы записать в тетрадь, устно со словами составить предложения.

б) оглушение звонкого Г в конце слова.

– Со звонким звуком [г] на конце слова при произношении может происходить оглушение, когда вместо него слышно глухой звук [к]. Чтобы не сделать ошибку при записи слов, нужно подумать, какую букву писать в конце слова Г или К. Для этого нужно сделать проверку, изменяя слово так, чтобы после сомнительной согласной стояла гласная буква. СО К – СО К И, СНЕ Г – СНЕ Г А – в каком слове есть оглушение звука [г] на [к] (СНЕГ), а в слове СОК оглушения нет. В конце слова мы слышим и пишем глухую согласную.

– Давайте попробуем не ошибаться, помогайте мне правильно дописать слово, подбирая проверочное:

БЕРЕ_ – БЕРЕГА, ФАРТУ_ – ФАРТУКИ, ОВРА_ – ОВРАГИ, ПАУ_ – ПАУКИ, КРУ_ – КРУГИ, ВРА_ – ВРАГИ, ЛУ_ – ЛУКОВИЦА.

– Самостоятельно проверить и правильно написать слова:

УТЮ_ – ______ , СТО_ – ______ , СНЕ_ – ______ , ПАУК _ – ______ .

(При проверке назвать и подчеркнуть согласный, который оглушается на конце слова).

– Прочитать загадку, вставляя пропущенные буквы, подобрать проверочные слова, записать по памяти:

БЕЗ РУ_, БЕЗ НО_, А РИСОВАТЬ УМЕЕТ.

в) дать полные ответы на вопросы устно (или письменно), используя слова для справок (или предметные картинки): ГОЛУБЬ, ИГОЛКА, ГВОЗДИК, КНИГИ.

ЧТО НУЖНО ПОРТНОМУ?

ЧТО ВБИВАЮТ В СТЕНУ?

ЧТО ДАРЯТ ДЕТЯМ?

г) прослушать рассказ Е. Чарушина «Тетерев», ответить на вопросы, прочитать по цепочке, пересказать с опорой на предметную картинку:

Очень красивый этот лесной петух. Хвост косицами, сам весь чёрный, а брови красные-красные, ноги короткие, все в пёрышках, будто в валенках, чтобы зимой не мёрзли.

Сидит он зимой на берёзе, клюёт берёзовые серёжки, соберётся спать – и бултых вниз головой прямо в снег! В снегу повернётся раз-другой, у него там получится комнатка снеговая, он в ней и спит всю ночь. А весной соберутся тетерева на лесных полянах и токуют.

Подскакивают, дерутся и песни поют. Кто на весь лес чуффыркает: чуффык! чуффык! А кто голубем воркует: гур-гурру! гур-гурру!

ВОПРОСЫ: 1) Какой у тетерева хвост, брови, ноги?

2) Где спит тетерев ночью зимой?

3) Что делают тетерева весной на полянах?

  1. Подведение итогов.

Конспект группового занятия в 2 классе по теме: «Дифференциация звуков [К]-[Г] в слогах, словах, предложениях и тексте»

автор: Пупова Дарья Дмитриевна

Учитель — логопед Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11»

Конспект группового занятия в 2 классе по теме: «Дифференциация звуков [К]-[Г] в слогах, словах, предложениях и тексте»

Конспект группового занятия в 2 классе по теме:

«Дифференциация звуков [К]-[Г] в слогах, словах, предложениях и тексте»

Цель: закрепление навыков дифференциации звуков и букв К — Г в слогах, словах, в словосочетаниях и тексте.

Коррекционно-образовательные:

1) Уточнение артикуляции звуков [Г], [К], ознакомление учащихся с характеристиками звуков;

2) дифференцировать согласные К-Г в слогах, словах, в словосочетаниях и тексте;

3) Обогащение словаря по теме «Космос».

Коррекционно-развивающие:

1) развивать фонематическое восприятие и умение выделять из потока речи звуки К — Г;

2) развивать восприятие, внимание, память, логическое мышление.

3) развитие общей и мелкой моторики, графо-моторных навыков, зрительно-пространственных ориентировок;

4) развитие лексико-грамматического строя речи.

Коррекционно-воспитательные:

1) воспитывать самоконтроль и самооценку;

2) воспитывать желание активно работать на занятии;

Оборудование : иллюстрации по теме «Космос», индивидуальные карточки для проведения графического диктанта, графическое задание «Ракета», «Гимнастика для глаз».

Ход занятия:

Ребята, мы сегодня отправимся в путешествие, а куда именно, мы узнаем, прочитав слово, данное на доске, но буквы в этом слове перепутались

К, О, М, С, О, С . Верно, мы отправимся в космическое путешествие. Мы с вами пилоты космических ракет.

Откройте «Папку космонавта» которые, лежат у вас на партах. Посмотрите, сколько интересных заданий нас ждет впереди. Найдите в папке листок под названием «Маршрутный лист». Там мы будем сегодня писать, и отражать результаты нашего космического путешествия. В папке вы так же можете увидеть конверты, это наши с вами задания.

Перед тем как мы отправимся в полёт, предлагаю пройти испытание, которое поможет нам узнать тему нашего путешествия:

Для этого откройте «Папку космонавта» и возьмите конверт №1.

Графический диктант. (буква Г)

Листочек положить перед собой так, чтобы точка оказалась в верхнем левом углу.

От точки 6 вправо, 2 вниз, 4 влево, 7 вниз, 2 влево, 9 вверх.

Что получилось? (буква Г)

Какой звук она обозначает? [Г]

Дать характеристику (согл, звонкий, твёрдый)

Есть пара по мягкости [Г’], по глухости [К].

Какую тему нашего космического путешествия запишем в маршрутном листе. Догадались (подумайте), какая тема нашего путешествия? Какие звуки будем сегодня различать? (Различение звуков и букв К-Г.)

— Как вы думаете, где могут пригодиться знания о различии звуков [к-г]? (В русском языке: при определении звонкости и глухости; чтобы правильно произносить и писать слова).

— Пропишите эти буквы в воздухе (большую и маленькую).

-На спине друг другу напишите любую из этих букв, партнёр должен определить, какая эта буква.

— Молодцы, Вы на верном пути.

Работа со слоговыми таблицами

-Сейчас мы потренируемся в быстром и правильном чтении слогов. Найдите в папке конверт №2

-А сейчас как настоящие космонавты, мы будем искать слоги по их координатам. (называю номер столбика и номер строки, дети называют слог, находящийся на этом месте).

Работа со словами

— Ребята, мы уже подлетаем к планете Меркурий.

Это планета ближе всех расположена к Солнцу, во всей системе она считается самой маленькой. Он имеет самую высокую скорость вращения. Днем планета практически горит под солнечными лучами (+350˚), а ночью промерзает (-170˚).

— Ребята, подскажите мне звук [К] в слове Меркурий какой по счету? (4)

— Молодцы. Какое же задание нас ждет. Возьмите конверт №3.

«Замени звук» — Звуки К и Г решили поменяться местами. Нам нужно поменять в словах К на Г или наоборот. Готовы? Работаем в маршрутных листах.

Луг, грот, бок, мак, кол, сток, год, кора, колос, гости, кубки, игра, гонец.

— Следующая остановка Марс. Некоторые ученые предполагали, что на этой планете также существует жизнь, потому что она имеет ряд сходств с Землей. Но многочисленные исследования не обнаружили там признаков жизни.

Я предлагаю поиграть в игру «Доскажи-ка»

Вставить пропущенный слог ГА или КА. Запишите слова в маршрутный лист.

ДУ…(ГА), РУ…(КА), НО…(ГА), ДОРО…(ГА), ГОР…(КА), ВИЛ…(КА), ЗАГАД…(КА), РАДУ…(ГА), ВЕТ…(КА), РО…(ГА), БЕЛ…(КА), ВЕРЁВ…(КА), ОТВА…(ГА).

Слова: Дуга, Рука, Нога, Дорога, Горка, Вилка, Загадка, Радуга, Ветка, Рога, Белка, Веревка, Отвага.

— Молодцы. Летим дальше! Подлетаем к планете Венера. Венера. Эта планета больше других походит на Землю своими размерами, составом и яркостью. Но условия очень разные. Вокруг нее всегда много облаков, что затрудняет наблюдение. Вся поверхность Венеры представляет собой раскаленную каменистую пустыню.

— Возьмите конверт №4. Там еще одно задание для нас. Сейчас я буду читать, а вы записывайте слова в маршрутный лист. Вам нужно будет праильно распределить слова по столбикам.

— Космонавт должен быть очень внимательным, вот сейчас мы вас проверим. Я вам буду говорить какое – то движение, а вы должны будете его сымитировать. Например: опасность — нужно пригнутся, ракета — хлопнуть в ладоши, планета – поднять руки вверх. А сейчас я буду говорить эти слова вразброс и быстрее.

Распредели слова по столбикам

К Г

Слова для записи: Книга, Гаражи, Карты, Космос, Газ, Газета, Крем, Кусты, Город, Гуси.

— А теперь ребята, вспомним наше с вами правило, для того, что бы правильно написать парную согласную на конце слова, нужно поставить слово во мн. число. Будьте сейчас внимательны!

Слова для записи: Утюг, Круг, Сапог, Пирог, Снег, Берег, Молоток, Сверчок.

Работа с предложением

— Мы подлетаем к планете Сатурн – это самая интересная для детей планета, так как имеет кольца, которые образуются из пыли, камней и льда. Вокруг Сатурна вращается три основных кольца, толщина которых около 30 метров.

Что же ждет нас на этой планете? Возьмите конверты №5.

Молоко жидкое, а сметана …………

Малина сладкая, а калина ……………

Ручей узкий, а река ……………..

Петь хорошо вместе, а …………….. отдельно.

Молоко жидкое, а сметана густая

Малина сладкая, а калина горькая

Ручей узкий, а река широкая

— Ну, что полетели дальше? Нас ждет Юпитер – самая крупная планета Солнечной системы, в 10 раз больше Земли в диаметре. Юпитер имеет целых 16 спутников.

Возьмите конверт №6. Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы Г или К.

Собака грызет …ости. В четверг к нам придут …ости. Гриша любит хлебную …орку. В понедельник весь класс ходил на …орку. Во дворе шла интересная и…ра. Очень полезная черная и…ра. В саду цветет …алина. Катину подругу зовут…алина.

Коллективная работа

Ребята, мы подлетаем к последней планете. Нептун. Астрономия сегодня называют эту планету последней в Солнечной системе. Обнаружили Нептун только в 1989 году, так как он располагается очень далеко от Солнца. Поверхность его из космоса выглядит голубой, что не может не поражать нас.

Мы облетели с вами все планеты, но на одной так и не побывали. Нам нужно узнать на какой.

У каждого из вас в конверте №7 лежать разные части текста, я предлагаю пройти к столу и всем объединиться и составить текст и наконец – то узнать про последнюю планету.

Эта планета занимает седьмое место в Солнечной система. У неё девять колец, но это не Сатурн. У этой планеты есть 27 спутников. Уран – ледяная планета – гигант. Он больше Земли в 4 раза и тяжелее в 14. Зима на Уране длится почти 42 года. До сих пор планета Уран остается мало изученной планетой.

— Предложения составлены? Что за планета? Уран. Давайте выразительно прочитаем их.

Подведение итогов

Что ж, ребята, время нашего полета закончилось. Нам пора возвращаться на Землю. Внимание! Ведем обратный отсчет от 10 (дети закрывают глаза). Есть касание! Мы снова на Земле.

Ребята, понравилось ли вам наше космическое путешествие?

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ “Дифференциация согласных звуков К-Г-Х в слогах, словах, предложениях, тексте”.

конспект рассчитан на работу с группой учащихся, имеющих нарушение чтения и письма, обусловленное фонетико- фонематическим недоразвитием речи (2 класс)

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ “Дифференциация согласных звуков К-Г-Х в слогах, словах, предложениях, тексте”.»

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

с группой учащихся, имеющих нарушение чтения и письма, обусловленное фонетико- фонематическим недоразвитием речи (2 класс)

Провела: учитель-логопед логопедического пункта при ОШ I-III ст. № 15 г. Макеевки

Долматова Л.Д.

Тема: Дифференциация согласных звуков К-Г-Х в слогах, словах,

предложениях, тексте.

учить различать согласные К-Г-Х в устной и письменной речи в слогах, словах, предложениях;

развивать фонематический слух, звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез;

совершенствовать навыки словообразования при образовании прилагательных от существительных, учить подбирать родственные слова;

обогащать словарный запас, развивать память, логическое мышление, внимание, формировать навыки грамотного письма;

воспитывать бережное отношение к животным, любознательность, чувство товарищеской взаимопомощи.

Оборудование: игрушки бычок, поросенок, ворона, таблицы слогов, предметные картинки,

профили звуков, загадки, текст для чтения.

Ход занятия

I. Организационный момент.

– Ребята! К нам на занятие прибежал бычок Гаврюша (показываю игрушку бычка).

Он встревожен, его друзей похитила злая волшебница. Она их освободит, если Гаврюша выполнит все её задания. Но бычок совсем не силен в этом. Поможем Гаврюше вернуть друзей?

– Гаврюша принес фотографии своих друзей. Посмотрите на фото и определите, кто это?

– Конечно же это Хрюша и Каркуша! Наши любимые герои из телепередачи.

– Определите, какие звуки стоят в начале каждого имени (К-Г-Х).

II. Основная часть. Задания от злой волшебницы. Вспомнить всё, что мы знаем о звуках и буквах К-Г-Х.

Задание №1. Артикуляция звуков К-Г-Х и их характеристика, чем они похожи, чем отличаются. Какой буквой обозначаются на письме.

К: губы и зубы приоткрыты. Кончик языка опущен за нижние зубы, задняя часть поднимается вверх и смыкается с небом. Голосовые связки не вибрируют. К – согласный, глухой, бывает твёрдый и мягкий.

Г: произносится так же, но голосовые связки работают, слышен голос (звонкий, согласный, твёрдый и мягкий).

Х: отличается от артикуляции звука К тем, что корень языка не смыкается с небом, а образует с ним щель, через которую проходит тёплая струя воздуха (согласный, глухой, твёрдый и мягкий).

При произнесении звуков «К» и «Г» спинка языка (середина) высоко приподнята;

при произнесении звука «Х» спинка языка немного приподнята.

Задание №2. Игра «Будь внимательным». Накрыть буквы фишками. Гаврюша передает каждому из вас листочки с буквами. Надо букву К накрыть фишкой-копейкой, Х– фишкой-хомяк, Г – гайка.

В Г О А Р К Н З М Е Ч Г П

И Х В К С К Н А З Г О Л У

Х К Н Т Ы Е Г З С Х Н Г Я

С И Г А Е Ч К З В С Ы Д Г

О Щ К Ш З Д Т Г С Н Х Ш

Задание №3. Чтение слоговых таблиц.

КА-КО-КУ-КЫ ХА-ХО-ХУ-ХИ ГА-ГО-ГУ-ГИ

КА-ГА-ГА-КА ХА-КА-ХА-КА ГА-КА-ХА-ГА

4. Задание №4. «Слог потерялся». Вставь в слово слоги КА, ХА, ГА.

РУ __, НО__, У__, __ЗЕТА, __НАВА, __ОС, МА__ЗИН, РУБА__, ДУ__.

5. Задание №5. Игра «Шифровальщик». Зашифруйте названия картинок, записав только букву К, Г, Х. (петух, тыква, сапоги, клюшка, мак, черепаха, гриб, иголка, хомяк)

Сверьте запись с записью на доске: Х, К, Г, КК, К, Х, Г, ГК, ХК.

6. Задание №6. Игра «Доскажи словечко». Назвать пары слов, чем они похожи, чем отличаются. Записать их, подчеркнуть буквы, которыми они отличаются.

Младший мой братишка Глеб,

Очень любит свежий ….. хлеб.

У людей на пальцах ногти,

У зверей на лапах …. когти.

Нет еды, мы скажем – голод,

Нет тепла, мы скажем …. холод.

Мы пришли сегодня в гости,

Принесли собачке … кости.

7. Задание №7. Игра «Кто быстрее».

Помогите Каркуше, Гаврюше и Хрюше отобрать слова с их любимыми звуками. Определите место звуков К, Г, Х в слове. Запишите слова в три столбика. Образуйте прилагательные от существительных:

капуста – капустный хлеб – хлебный

груша – грушовый огурец – огуречный

тыква – тыквенный

Задание №8. Отгадывание загадок. Волшебница решила загадать вам загадки.

Очень зелены, густы

в нашем садике . кусты.

Затвердела снега корка, будет скользкой наша

. горка.

Мы пришли сегодня в гости,

принесли собачке . кости.

Жаворонка слышен голос,

зреет в поле спелый . колос.

Определите место звуков Г-К-Х в словах-отгадках? Образовать родственные слова к словам-отгадкам.

Кусты – кустик, кустистый, кустовой, куститься.

Горка – горочка, горный, пригорок, гористая, горец.

Кости – косточка, костяной, костлявый, костистый, костный.

Колос – колосок, колосья, колосится, колосистый.

Физкультурная пауза.

Грач качался в гамаке, (наклоны в сторону)

Гуси – в волнах на реке. (наклоны вперед-назад)

Мимо голуби летели (покачивание руками)

И на веточку присели. (приседания)

Веточка качается – (покачивание руками)

Неплохо получается.

Работа с предложениями и текстом. У Гаврюши новое задание. Надо прочитать слова и составить из них предложения. Расставь их по порядку так, чтобы получился рассказ. Придумать название рассказу, прочитать его. Назвать слова со звуками К-Г-Х.

Белка, гнезда , выбралась, из. (Белка выбралась из гнезда.)

Поскакала, еловыми, за, шишками, она. (Она поскакала за еловыми шишками.)

Шишки, белка, сидит, ёлке, на, шелушит, и. (Сидит белка на ёлке и шишки шелушит.)

Вкусная, зверька, у, будет, кладовой, еда, в. (Будет вкусная еда у зверька в кладовой.)

Закружилась, лесу, вьюга, вдруг, в. (Вдруг закружилась в лесу вьюга.)

Гнезду, поспешила, к белка. (Белка поспешила к гнезду.)

Забралась, гнездо, белка, тёплое, в. (Забралась белка в тёплое гнездо.)

Пол, хвоей, гнезде, укрыт, в, сухой. (Пол в гнезде укрыт сухой хвоей.)

Бисерография «Укрась хвост петуха». Волшебница отпустила друзей Гаврюши.

Друзья принесли вот таких красивых петушков. Детям раздаются петушки из пластилина с хвостиками из проволоки. Дети должны за пять минут украсить хвостики (нанизать на проволочку бисер).

Пока вы будете украшать хвосты петухам, я вам расскажу про хвосты.

Хвосты есть почти у всех животных. С помощью хвоста рыбы плавают. Рак ползает по дну, правда, задом наперед. Кенгуру отталкивается от земли и прыгает дальше всех. А потом сядет на хвост, как на стул и отдыхает. У птиц хвост вместо руля. Без него не смогли бы летать ни вверх, ни вниз, ни влево, ни вправо. Белка, перепрыгивая с ветки на ветку, рулит своим хвостом. А у лошадей и коров хвост – мухобойка. А в хвосте у гремучей змеи погремушка, которой она отпугивает врагов.

Но для чего петуху такой красивый хвост? Наверное, чтобы куры думали, что он генерал, и

слушались его. Вспомните, для чего хвосты рыбам, кенгуру, раку, белке, птицам, змее?

III. Итог занятия.

– Ребята! Вы сегодня большие молодцы! Вы спасли друзей от злой волшебницы, научились различать звуки и буквы К-Г-Х и научили этому зверушек. Гаврюша, Хрюша и Каркуша дарят вам этих красивых петушков и хотят, чтобы вы дома выучили стишок, записали его в тетрадку, подчеркнули наши буквы и нарисовали к нему картинку:

Конспект группового логопедического занятия по коррекции письменной речи «Дифференциация звуков (К] – [Г]»

Конспект группового логопедического занятия по коррекции письменной речи «Дифференциация звуков (К] – [Г]».

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Центр диагностики и консультирования городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын»

ГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

по коррекции письменной речи

-1-х классов (с конца III четверти);

« ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ (К] – [Г]».

учитель-логопед ЦДиК п. Чегдомын

Цель: обучение детей различению звуков [к] – [г] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильному обозна­чению их на письме.

Задачи: развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, сукцессивные функции, мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы, коммуникативные качества (доброжелательное отношение друг к другу). Учить правильно обозначать мягкость согласного на письме; фор­мировать навыки языкового анализа и синтеза: а) звукобуквенного анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры; б) де­ления на слоги слов сложной слоговой структуры; в) анализа и синтеза предложения из 10-11 слов; расширять сенсомоторный репертуар.

Оборудование: проектор, презентации с изображением предметных картинок, в названиях ко­торых есть звуки [г] – [г’], с изображениями птиц. С изображением таблицы «Характеристи­ка звуков», с изображением слоговой таблицы. Иг­рушки: курица Клуша и гусыня Глаша, мяч. Наборы из разноцветных квад­ратиков для звукового анализа.

I. Организационный момент: а)коммуникативная игра «Дрозд»

Играющие образуют 2 круга, стоя парами лицом друг к другу.

Я дрозд, и ты – дрозд.

У меня нос, и у тебя – нос.

У меня щечки аленькие, и у тебя щечки аленькие.

У меня губки сладенькие, и у тебя губки сладенькие.

Мы с тобой друзья,

Мы любим друг друга.

Дети выполняют движения по тексту, дотрагиваясь до своего лица, а затем до лица партнера, в конце пожимают руку и обнимаются. Затем внешний круг делает шаг вправо и оказывается лицом с другим партнером.

б)повторение пройденного материала.

На экране столбик картинок: голубь, глухарь, иволга, фла­минго, снегирь, щегол. Дети называют их, запоминают, затем презентация «сворачивается», и ребята воспроизводят названия кар­тинок сверху вниз и снизу вверх, а затем называют лишнюю картинку.

П. Знакомство с новым материалом.

1. Дифференциация изолированных звуков [к] – [г].

Логопед. Сегодня к нам на занятие пришли две мамы: ку­рица и гусыня. Кто помнит, как их зовут?

Дети. Курицу зовут Клуша, а гусыню Глаша. Логопед. Молодцы! Значит, тема нашего занятия. Д е т и. Звуки [к] – [г] и буквы К и Г.

Логопед. Найдите сходство и различие звуков [к] – [г] с опорой на таблицу и запишите их характеристики в тетрадь под портретами Клуши и Глаши.

Звонкость – глухость звуков проверяется двумя способами (1-й – руку на горло, 2-й – закрыть уши). Обращаем внимание на артикуляционные признаки этих звуков. Отличия заключают­ся в красную рамку.

2. Дифференциация звуков [к] – [г]’в слогах.

На экране слоговая таблица.

1) Работа со слоговой таблицей.
Логопед. Вспомните песенку курицы Клуши.

Курица-красавица у меня жила. Ах, какая умница курица была. Шила мне кафтаны, шила сапоги. Сладкие, румяные пекла мне пироги. А когда управится, сядет у ворот. Сказочку расскажет, песенку споёт. – К-КА-КО-КУ-КЫ-КЭ.

А теперь песенку гусыни Глаши.

Белая гусыня к ручейку идёт. Важная гусыня гусёнка ведёт. Белая гусыня вышла на луга. Громко закричала: – Г – ГЭ – ГЫ – ГУ – ГО – ГА. Песенки курицы и гусыни логопед напевает вместе с детьми.

2) Игра «Повтори, не торопись, да смотри не ошибись».
Сначала дети повторяют слоги с наглядной опорой:
КА-ГА-КА, КО-КО-ГО.

. без наглядной опоры:

ГУ – ГУ – КУ, ГЫ – КЫ – ГЫ.

Логопед. Замените звук [к! на [г],, или [г] на [к] в следую­щих слогах и словах.

Ка – га, го -. , гу – . гол – кол, кора – . кот – . гость – Глаша – колос – грот – икра – .

3. Дифференциация звуков [к] – [г] в словах.

1) Игра «Кто внимательный?».

Логопед. Клуша и Глаша посетили птичий базар. Сегодня там был день птиц, в названиях которых встречаются звуки. Догадайтесь, какие.

Если вы услышите в слове звук [г], делайте рукой такое дви­жение, как будто звоните в колокольчик, а если услышите звук [к], закрывайте уши руками, как будто надеваете наушники. Гриф, казуар, кайра, глухарь (далее идёт слушание с нагруз­кой: дети закрывают глаза, широко открывают рот и продол­жают выполнять упражнение), глупыш, кондор, аргус, фламин­го, баклан, бекас, ванга, чомга, фрегат, вьюрок, дубровник, большеклюв, молотоглав, огарь.

А теперь «хитрые» слова: галка, голубка, казарка, гаичка, крапивник, гокко (куры), какако, гагарка, гага, лягушкорот.

2) Анализ и синтез слов.

    Деление слов на слоги (устно). Выкладывание их схем. Запись данных слов под соответствующими транскрип­циями в 2 столбика тремя цветами.

(Обращать внимание детей на несоответствие звуков и букв в словах.)

а) Расширение сенсомоторного репертуара. Речь с движе-
ниями.

Грач качался в гамаке (наклоны в стороны), Гуси – в волнах на реке (наклоны вперёд – назад). Мимо голуби летели (покачивание руками) И на веточку присели (приседания). Веточка качается (покачивание руками), Неплохо получается (хлопки).

б) Развитие мелкой моторики.

    «Рожки – ножки» – реципрокные движения. «Лестница в небо» – к кончику большого пальца правой руки прикладывается кончик указательного пальца левой руки, а к кончику большого пальца левой – кончик указательного пальца правой. Нижние два пальца размыкаются и обходят с двух сторон сомкнутые пальцы и вновь встречаются над ними. Затем размыкается вторая пара пальцев, теперь оказавшаяся нижней. Движения повторяются, и, благодаря им,* кисти рук по­степенно поднимаются вверх, как бы идя по невидимой лестнице.

Когда движения станут привычными, игра усложняется – к ней подключаются остальные пальцы. Один из двух смыкаю­щихся пальцев – всегда большой, а к нему в пару после указа­тельного по очереди приходят все остальные пальцы противо­положной руки, делая по одному «шажку».

Затем идут движения в обратном направлении – от мизинцев к указательным пальцам. Потом направление меняется снова. В результате кисти рук то медленно поднимаются вверх, то опускаются вниз.

в) Глазодвигательные упражнения В правой вытянутой руке ребёнка маленькая игрушка. Рука медленно двигается вправо. Ребёнок следит глазами за игруш­кой, не поворачивая головы. Остановка.

Рука возвращается в исходное положение (перед собой). Иг­рушка перекладывается из правой руки в левую. Левая рука дви­гается влево. Остановка.

Возврат в исходное положение. Игрушку держат две руки вместе. Вверх. Остановка.

Возврат в исходное положение. Вниз. Остановка. Возврат в исходное положение.

4. Дифференциация звуков [к] – [г] в предложениях.

• Анализ и синтез предложений.

Логопед вместе с детьми проговаривает несколько раз ско­роговорку, затем каждый ребёнок повторяет её самостоя­тельно и по памяти записывает в тетрадь тремя цветами.

Приготовила Клуша Глаше

Кашу с простоквашей,

А Глаша Клушу угостила грушей.

Прочитайте слова, в которых вы написали букву к.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: