Конспект занятия Деление слов на слоги, Перенос слов

Конспект занятия на тему «Деление слов на слоги, Перенос слов»

Конспект занятия «Деление слов на слоги, Перенос слов» предусмотрен для фронтальных занятий с учащимися 2-3 классов, имеющих заключение НЧП, обусловленное НВОНР (1 год обучения).

Конспект занятия на тему: Деление слов на слоги. Перенос.

Цель: Совершенствовать умение детей делить слова для переноса.

Задачи:

  • Совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза слов.
  • Совершенствовать знания детей о правилах переноса слов.
  • Упражнять в правильном переносе слов.
  • Совершенствовать навыки анализа и синтеза.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Совершенствовать координацию движений.
  • Развивать логическое мышление.
  • Продолжать формировать положительное отношение к занятиям.
  • Развивать навык сотрудничества в парах.

Оборудование: картинки, разрезанные на части; карточки с цифрами 1, 2, 3,4 на каждого; ножницы 4 шт.; простые карандаши, цветные ручки; напечатанные слова: берлога, дельфин, густой, пассажиры; конверты с этими словами и листочками в линеечку; схемы слов; правила переноса; карточки с картинками; индивидуальные карточки с предложениями; карточки для графического диктанта.

Ход занятия:

Оргмомент.

Упражнения на координацию движений.

– Покажи левой рукой правое ухо, правой рукой левое ухо. Давайте выполним упражнение «Ухо-нос».

Называние частей тела.

– Покажите, где у вас находится затылок, бедро, голень, локоть.

Составление картинки, разрезанной на части.

– Вам сейчас нужно соединить, собрать картинку. Что вы сейчас делали? (составляли целое из частей). А что больше — часть или целое? (целое).

– Значит, у картинки части – это те детали, из которых вы ее собрали.

Основная часть.

Определение темы занятия.

Работа проводится в парах.

– Сейчас вы объединитесь в пары. Я вам раздам листочки со словами. Но слова эти непростые, в них буквы перепутались. Вы должны их поставить на место и определить, что это за слова.

Одной группе слово согли, второй – пренос.

– Что у вас получилось? (слоги), (перенос).

– Эти слова вам помогут определить, что мы с вами будем делать на занятии? Подумайте. (Делить слова на слоги и для переноса).

2. Деление слов на слоги на слух.

– Давайте попробуем. Я вам буду говорить слова, а вы определять, сколько в слове слогов? А как это определить, сколько в слове слогов на слух? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов).

– Давайте поиграем в игру и проверим, как вы умеете слушать. Игра называется «Молчанка». Я называю слово, а вы поднимаете цифру в зависимости от того, сколько в слове слогов.

– Тротуар, носорог, трамвай, ухо, мост, сапог, красивая.

Если кто-то показывает неправильно, то проводится с этим словом следующая работа:

  • давайте выделим в слове тротуар гласные звуки, сколько их? (3), какие? (о,у,а);
  • а как еще можно проверить сколько в слове слогов? (отхлопать слово);
  • давайте отхлопаем (тро-ту-ар).

3. Составление слов из слогов-названий картинок.

– Давайте поиграем в игру «Составь слово». Объединяемся в пары.

– Я вам раздам листочки с картинками. Вам нужно будет составить новое слово. Для этого вам нужно будет разделить слово-название картинки по слогам. Выделить первый слог из каждого названия картинки и составить новое слово.

луна, кошка, колокольчик (лукошко)

снежинка, голубь, виктория (снеговик)

карандаш, радуга, мельница (карамель)

молоток, лошадь, колос (молоко)

4. Деление написанных слов на слоги и подбор слов к схеме.

– Мы с вами делили слова на слоги на слух, составляли новые слова, а теперь давайте попробуем разделить на слоги записанные слова. Ваша задача будет разделить слова на слоги, поставить ударение и найти подходящую схему для этого слова.

Слова: берлога, дельфин, густой, пассажиры.

Дети по одному приглашаются к доске. На доске висят схемы слов.

– «Берлога». Сколько в этом слове слогов? Как определить? (Сколько гласных букв, столько и слогов).

(3 слога, потому что здесь 3 гласные буквы: е, о, а).

– Подбери подходящую схему. Слово поставь под схемой.

– Для чего мы делим слова на слоги? (Для переноса слов).

– А какие правила переноса вы знаете?

  • Слово переносится по слогам.
  • Букву «й» нельзя отрывать от предыдущего слога.
  • Одну букву нельзя оставлять и переносить.
  • «Ь», «ъ» нельзя переносить отдельно на следующую строку.
  • Слова с двойной согласной: одну букву оставляем, другую переносим.

Правила вывешиваются на доску в левый верхний угол.

– Теперь давайте разделим эти слова для переноса.

Дети по одному выходят к доске. На местах работают самостоятельно.

– У каждого из вас есть конверт со словами и листочками в линеечку, а также ножницы.

– Давайте разрежем слово «берлога» на слоги. А теперь кто на доске, а кто на листочках покажите, как можно перенести это слово? А по-другому можно? Как?

И так все слова.

5. Закрепление навыков деления слов на слоги и для переноса. Отгадывание ребусов.

– Посмотрите на доску, здесь записаны слова: «мальчик», «дождевые». Разделите сова на слоги и для переноса.

Дети по очереди выходят к доске. На местах работают в тетрадях.

– Открываем тетради, записываем число. В тетрадях делим на слоги и для переноса карандашом.

Дугами делят на слоги, вертикальными палочками для переноса.

– А вот следующие слова зашифрованы. Их сначала надо отгадать.

Ребусы: И100РИЯ, КО100ЧКА, С3Ж, РАС100ЯНИЕ, ОСЕЕЕ, изограф утюг.

Читайте также:
Работа логопеда при задержке речевого развития

– Слово отгадали, запишите, разделите на слоги и для переноса.

Поднимает руки класс – это раз.
Повернулась голова – это два.
Руки вверх, вперед смотри – это три.
Руки в стороны пошире, развернули на четыре.
С силой их к бокам прижать – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

Офтальмогимнастика: закрыть глаза, расслабиться, открыть глаза, посмотреть прямо, вверх, вниз, на свой нос и на меня.

7. Деление слов на слоги и для переноса в предложении.

Задание на карточках по степени сложности.

– Вам нужно составить правильно предложения. Каждое слово в предложении разделить на слоги и для переноса.

1 карточка. (Ти, де) надели (зи, ре, но, вую) обувь. (Де, ны, е, жур) (би, ра, у, ли) класс.

2 карточка. Точкилас мяткор ихсво цовптен. (У, тель, чи, ца, ни) (ва, ли, пох, ла) (де, ных, жур).

3 карточка. Они (ли, ва, по, ли) цветы и (ме, под, та, ли) пол.

4 карточка. (бя, та, ре) (ках, конь). Составь предложение с этими словами и запиши его.

– Предложения записывайте в тетрадь.

8. Графический диктант.

– Левая часть нарисована, нарисуй правую.

III. Заключительная часть.

– Что мы сегодня с вами учились делать?

– Что вам было непонятно, трудно выполнять?

– Какие задания понравились?

– В тетрадях нарисуйте кружок. Выберите цвет.

  • Ручка зеленого цвета, если вам было все понятно, легко;
  • красного цвета – если были трудности при выполнении заданий, ошибки;
  • черного цвета – если занятие не понравилось, вам было что-то непонятно и нужна помощь.

– Занятие закончено. Спасибо! До свидания!

Куклева Ирина Михайловна,
учитель-логопед,
МБОУ Воротынская СОШ,
р.п. Воротынец Нижегородской области

Конспект занятия по обучению грамоте «Слог. Деление слов на слоги» (подготовительная группа)

Наталия Чернышова
Конспект занятия по обучению грамоте «Слог. Деление слов на слоги» (подготовительная группа)

ЗАНЯТИЕ №7.

Тема. Слог. Деление слов на слоги.

Цель: дать понятие о слоге, учить делить слова на слоги,

различать одно -, двух-, и трехсложные слова; совершенствовать артикуляционный аппарат детей, развивать словарный запас, мышление, речь; развивать умение слышать и слушать произносимые слова.

Оборудование: предметные картинки, игрушки, карточки – схемы.

Ход занятия:

Ну-ка, все – встали в круг,

За руки все взялись вдруг,

Будем рядом стоять – на вопросы отвечать.

Начинаем заниматься, будем весь урок стараться,

Повторять, не зевать, всё запоминать.

1. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО НА ПЕДЫДУЩЕМ ЗАНЯТИИ

1. БЕСЕДА. (В беседе активное участие принимает игрушка – Мишутка)

-Что обозначают эти схемы?

(Воспитатель показывает разные схемы.)

–Как мы обозначаем слова – названия предметов? (одной прямой линией)

–Как мы обозначаем слова – названия действий? (двумя прямыми линиями)

–Как мы обозначаем слова – признаки предметов? (волнистой линией)

-На какие вопросы отвечают слова – названия предметов, слова – названия действий, слова – признаки предметов?

Ига: «Сосчитай сколько слов в предложении».

Воспитатель произносит предложение из двух-четырёх слов, а ребёнок определяет на слух количество слов в предложении.

Например: Мишка спит. (2-слова)

Выкладывание предложений, воспринятых на слух.

Воспитатель произносит предложение полностью. Вместе с ребёнком определяет на слух количество слов в предложении. Второй раз проговаривает предложение не полностью, а диктует по словам, как диктант. Ребёнок записывает схематически предложение на доске.

М е д в е ж о н о к выполняет это задание. (ДЕТИ ПОМОГАЮТ И ИСПРАВЛЯЮТ ЕГО.)

2. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

Создание проблемной ситуации.

Мишутка и Буратино решили провести соревнование по бегу. Они приглашают вас «поболеть» за спортсменов. А что значит болеть за спортсменов?

-Кто из вас был на соревнованиях?

-Где они проходят?

-Как называют тех кто «болеет» за спортсменов? Что они делают?

Вы будете болельщиками. Девочки будут болеть за Буратино, а мальчики – за Мишутку. Помните, что болельщики громко, по частям, скандируют имя бегуна.

Итак, на старт вышел Буратино. Девочки как вы скажите имя этого бегуна? (Бу-ра-ти-но.)

На старт вышел Мишутка. Мальчики, как вы скажите имя этого бегуна? (Ми-шут –ка.)

На старт, внимание, марш! (два ребёнка с игрушечными героями исполняют роли бегунов)

Мы поздравляем Мишутку и Буратино с отличным результатом.

– Когда вы кричали имена спортсменов, как звучало слово? (по частям)

3. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ

На этом занятии мы узнаем, как называются эти части слова и для чего нужно уметь делить слова на части. 4. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Практическая работа.

Медленно проговорите слово рыба. Простучите его карандашом по столу. Прохлопайте это слово. Сосчитайте хлопки. Сколько получилось?

Воспитатель объясняет детям, что В СЛОВЕ РЫ-БА ДВЕ ЧАСТИ.

Называет первую часть, затем вторую. Когда мы произносим слово не полностью, а делим его на части – это значит, что мы делим его на слоги (показ).

В слове может быть два, три, четыре и больше слогов. А есть и такие слова, в которых только один слог. Поэтому вы, наверное, заметили, что слова бывают длиннее и короче. Это зависит от того, сколько в нём слогов. Вот послушайте, я произнесу слова из одного слога: дом, рак, сом, кот и т. д.

Читайте также:
Предметно-развивающая среда логопедической группы

При произнесении этих слов рот открывается только один раз. А теперь послушайте и скажите, на сколько слогов я делю эти слова (воспитатель произносит –двух, трёхсложные слова)

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ

1. Игра «Раздели слова на слоги».

– Попробуйте сами сначала шепотом, а затем вслух произнести по слогам слова- названия предметов, которые я вам покажу на рисунках.

2. Физкультминутка «Слоговички- попрыгунчики»

Я называю слова, а вы должны, проговаривая слова по слогам, столько же раз прыгнуть.

3. Моделирование слогового состава слов.

– Когда мы графически записывали предложение, то каждое слово обозначали чёрточкой. Чтобы показать, сколько в словах слогов, можно изобразить прямоугольники, разделённые на столько частей, сколько слогов в слове.

-А сейчас поиграем. Я буду показывать вам картинки, а вы будите им находить домики-схемы.

(Воспитатель отмечает самых внимательных детей.)

4. Игра «Считалка»

-Вы, дети, всегда говорите предложениями, слова в предложениях произносите слитно. Но иногда, в игре, вы произносите слова по слогам. Например, когда проговариваете считалки. Сейчас станьте в круг и послушайте, как я буду по слогам произносить считалку.

Че – ре – па – ха хвост под –жа –ла

И за зай – цем по –бе – жа – ла.

О –ка – за – лась впе – ре – ди

Кто не ве-рит вы- хо -ди!

Воспитатель предлагает детям припомнить другие известные им считалки и произнести их по слогам. Воспитатель предлагает выбрать нужный слоговой ритм для считалки, чтобы каждое слово делилось на слоги.

6 .ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

М е д в е ж о н о к помогает.

-А сейчас поиграем. Я буду показывать вам картинки, а вы будите им находить домики-схемы.

-Посмотрите на картинку. Что вы видите? Назовите. Определим количество слогов.

Чтобы определить количество слогов в слове, есть ещё один способ. Вы располагаете кисть руки чуть ниже подбородка. Деля слово на слоги, вы следите за тем, сколько раз подбородок коснулся вашей руки.

-Каким способом вы делили слова на слоги?

-Сколько слогов может быть в слове?

7. Итог занятия

-Что нового вы узнали на занятии?

-Для чего нужно уметь делить слова на слоги?

Попробуйте дома разделить на слоги имена родителей, клички животных.

Дидактическая игра «Геометрические слоговые фигуры» Дидактическая игра предназначена как для индивидуальной так и для подгрупповой работы с детьми 5 – 7 лет. Цель: 1. Закреплять названия геометрических.

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения. Деление слов на слоги. Звуковой анализ и синтез слов Тема: Деление слов на слоги. Звуковой анализ и синтез слов. Программные задачи: Продолжать знакомить детей с понятием “слог”, “слово”.Закреплять.

Конспект урока. Тема :”Деление слов на слоги. Перенос слов”.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

В данной работе представлено методическое описание урока русского языка в 1 классе по теме “Деление слов на слоги. Перенос слов”.Урок является первым в системе уроков по данной теме,но строится с опорой на ранее изученные темы. По типу этот урок можно отнести к уроку «открытия нового знания». На уроке использовался частично-поисковый метод – знания не предлагались обучающимся в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно. Обучающиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы. Также при построении проблемной ситуации использовался метод проблемного обучения.

Скачать:

Вложение Размер
Конспект урока 19.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Слово и слог. Деление слов на слоги».

Цель урока : формирование умения различать слово и слог, делить слова на слоги.

– расширить и уточнить знания учащихся о способах деления слов на слоги;

– научить выделять слоги в словах;

– активизировать и расширять словарный запас учащихся;

– создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Регулятивные : выполнять пробное учебное действие, определять цель урока, анализировать и сравнивать с эталоном, контролировать, корректировать и оценивать выполненную работу по заданным критериям, планировать учебное сотрудничество.

Коммуникативные : выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения.

Познавательные: извлекать необходимую информацию из предложения, подводить под понятие, выбирать наиболее эффективные способы выполнения задания, самостоятельно создавать алгоритм действий, выполнять действия по алгоритму.

Личностные: проводить самооценку на основе критериев успешности, адекватно понимать причины успеха / неуспеха в учебной деятельности.

1 Организационный момент

Прозвенел уже звонок.

Как же мы начнём урок?

На уроке мы сидим –

Не шумим и не кричим,

Руки тихо поднимаем,

Если спросят, отвечаем.

Мы хороший дружный класс!

Всё получится у нас.

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою:

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь.

– Запишите сегодняшнее число.

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок,

Ничего, что плод мой мелок.

Какую букву мы сегодня будем прописывать? (Д)

Работа в тетради.

Дятел дуб дерево

На опушке вырос дуб.

3. Словарная работа. Знакомство с новым словарным словом. Лисица- лиса- лис.

У кого из всех зверей Хвост пушистей и длинней? (Лиса)

Какую букву в этом слове нам нужно запомнить?

Давайте составим предложение со словом лисица .

(Дети составляют предложения).

– Какие правила написания предложения вы знаете?

Запись предложения у доски:

Лисица живет в норке.

– Назовите знакомые орфограммы.

– Разделите слова на слоги.

– Как называются слова, которые состоят из одного слога? (односложные)

– Как называются слова, которые состоят из двух слогов? (двусложные)

– Что такое трехсложные слова?

– Я буду называть вам разные слова, а вы, если в слове 1 слог, хлопаете в ладоши; если 2 слога – топаете ногами; если три слога – приседаете.

Лес, кашка, звон, дом, слон, медуза, собака, тапки, школа, курица, соль, мама, мир.

5. Сообщение темы урока

Завтра мы будем учиться правильно, переносить слова, а для этого нужно уметь делить слова на слоги. Поэтому сегодняшний урок мы посвящаем делению слов на слоги.

  • Запишем предложение и разделим слова на слоги .

Бродит стадо по лугам.

Здесь порядок очень строгий

Делим все слова на слоги

Переносим по слогам

Бро-дит( 2 слога) ста-до( 2 слога) по лу-гам( 2 слога).

  • Отработка правила

Бродят в поле в беспорядке То овечки, то лошадки. От порывов ветерка Вид меняют… (Облака)

Разделим слово на слоги

Об-ла-ка ( 3 слога).

Давайте составим предложение со словом облака .

(Дети составляют предложения).

– Какие правила написания предложения вы знаете?

Запись предложения у доски:

По синему небу плывут облака.

– Назовите знакомые орфограммы.

– Разделите слова на слоги.

– Отрабатываем правило переноса

По синему небу плывут об-лака.

По синему небу плывут обла-ка.

6. Выполнение упражнений по учебнику.

Найдите упражнение 6.

(Один ученик читает задание вслух).

– Поработаем в парах. Выполним это задание.

– Давайте проверим, что у вас получилось.

Тихо встали, потянулись,

Раз – присели, Два – нагнулись,

Три – вдохнули глубоко и подпрыгнули легко.

Ручками похлопали, ножками потопали.

Сели тихо, хорошо. Поработаем ещё.

8.Работа с учебником(продолжение)

– Выполним упражнение 7.

– Как называется эта сказка?(«Репка») Прочитаем. Каких героев не хватает? Спишите только первое предложение и разделите слова на слоги. Не забывайте о правилах написания предложения. Назовите односложное слово (дед). Почему оно так называется?(один слог) А как вы это узнали?(один гласный)Назовите двусложное слово.(репка) Почему? Как узнали? Назовите трёхсложное слово.(посадил) Почему? Как узнали?

– Давайте поиграем. Сделайте первый слог вторым. У вас получатся новые слова.

(камыш, навес, насос, рады)

– Запишите новые слова.

– Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.

– Снова поменяйте тетради. Прочитаем, что у вас получилось.

– Зачем нам был нужен этот урок?

– Чему вы научились?

– Подумайте и ответьте на вопрос:

– За что я могу себя похвалить?

– За что я могу похвалить своих одноклассников?

– За что я могу похвалить учителя?

– Выберете смайлик нужного цвета и покажите мне, как вы оцениваете свою работу на уроке.

– А мне очень понравилось, как работали… (назвать фамилии).

– Я тоже думаю, что урок наш цели своей достиг. Вы все молодцы и очень хорошо потрудились. На улице до сих пор холодно, лежит снег, но посмотрите, какая замечательная веточка распустилась в нашем классе благодаря вашим знаниям и стараниям.

– Спасибо за урок!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок письма и развитие речи во 2 классе коррекционной школы Vlll вида по теме” Деление слов по слогам для переноса”

Цели: обобщение и систематизация знаний и умений учащихся о переносе слов с одной строки на другую; закрепление навыков правописания изученных орфограмм; развитие словесно- логического мышления, памят.

проверочная работа по теме: “Деление слов на слоги. Перенос слов”№ 1

проверочная работа по теме:”деление слов на слоги. Перенос слов”.

проверочная работа по теме: “Деление слов на слоги. Перенос слов”№ 2

проверочная работа по теме:”Деление слов на слоги. Перенос слов”.

Урок русского языка “Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов”.

Цель: Обратить внимание на значимость гласных звуков и их особенности. Задачи:1.Уточнить представление учащихся о слоге как части слов.

технологическая карта урока обучения грамоте “Деление слов на слоги. Перенос слов.”

технологическая карта урока обучения грамоте “Деление слов на слоги. Перенос слов.&quot.

Презентация урока русского языка. 3 класс. Тема: Деление слов на слоги. Перенос слов.

Презентация урока (закрепление) русского языка в 3 классе с детьми с ОВЗ( с интеллектуальными нарушениями) .Тема: Деление слов на слоги. Перенос слов.

Деление слов на слоги. Перенос слов.

Проверочная работа по русскому языку для учащихся 1 класса.

Конспект урока по русскому языку на тему: «Деление на слоги. Перенос слова».

Конспект урока по русскому языку на тему: «Деление на слоги. Перенос слова».

  1. Место и роль урока в изучаемой теме: урок повторения;

7.Цель урока: Повторить правила переноса слов и деления слов на слоги.

8.Задачи:

Образовательные: Сформировать умение делить слова на слоги, ставить в них ударение, учить

Развивающие: Способствовать развитию устной и письменной речи, пополнению словарного запаса детей;

Воспитательные: Способствовать воспитанию интереса к родному языку, изучению русского языка, умению слушать и слышать других.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему: «Деление на слоги. Перенос слова».»

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВОЛГОГРАДСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Технологическая карта

по русскому языку

Тема урока: «Деление на слоги. Перенос слова».

(4 «З» класс, программа «Перспектива»).

Подготовила студентка группы 3«Е»

Постнова Светлана Сергеевна
Специальность:

44.02.02 «Преподавание в начальных классах».

Методист: Ситникова Т.В.________________

Классный руководитель: Новикова Н.В.________________

Волгоград, 2019 г.

Технологическая карта урока «Деление на слоги. Перенос слова»

Ф.И.О. учителя: Постнова Светлана Сергеевна

Дата: 27.09.2019г.

Предмет: русский язык;

Тема урока: «Деление на слоги. Перенос слова»;

Место и роль урока в изучаемой теме: урок повторения;

7.Цель урока: Повторить правила переноса слов и деления слов на слоги.

Образовательные: Сформировать умение делить слова на слоги, ставить в них ударение, учить

Развивающие: Способствовать развитию устной и письменной речи, пополнению словарного запаса детей;

Воспитательные: Способствовать воспитанию интереса к родному языку, изучению русского языка, умению слушать и слышать других.

9.Дидактические средства:

для учителя – технологическая карта, учебник , средства ИКТ (презентация), наглядный материал;

для обучающегося – тетрадь, учебник, карточки с заданиями;

Название этапа,

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент. Цель: – Включить детей в деятельность. -Организовать самооценку предстоящей деятельности. – Воспитывать культуру поведения на уроке.

Подготовка к уроку, приветствие.

– Прозвенел уже звонок,

Здравствуйте ребята, меня зовут Светлана Сергеевна. Сегодня я у вас проведу урок русского языка. Садитесь.

Занимают свои места.

(Р) волевая саморегуляция

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Фиксировать затруднения в индивидуальной деятельности. -Мотивировать к предстоящей деятельности на уроке.

– Послушайте стихотворение и скажите, о каком времени года в нём говорится?

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят… летят… летят…

– О каком времени года это стихотворение?

– А как вы догадались?

Верно, к нам пришла в гости Осень и решила от нас спрятать слово. Мы сможем его открыть, только выполнив все задания, за каждое правильно выполненное задание, мы получим букву. Вы готовы?

Внимательно слушают учителя

(Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

(П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

Постановка проблемы.

– Добиться понимание и принятия учебной задачи урока.

Составление плана учебной деятельности.

Ребята, в выполнении заданий вам поможет –Карандаш.

– Наш помощник Карандаш, предлагает вам составить красивое предложение с использованием слова Осень.

-Определите сколько слогов в слове осень?

(Считают гласные – 2 гласные – 2 слога.)

– Как определили, сколько слогов в слове?
– Наш помощник Карандаш тоже составил и записал для вас предложение, посмотрите:

«Пришла осенняя по-ра!

-Ребята, у Карандаша не хватило места для написания последнего слова в предложении.

-Как же быть? Если мы уже начали писать какое–то слово на строке, и оно не умещается?

Я пишу: «Мычит корова»

Белым мелом на доске.

Что же делать, если слову

Мало места на строке?

Мне ответит на вопрос

Мой помощник-перенос.

-Как вы думаете, какая же тема нашего сегодняшнего урока?

-А какую же цель мы с вами поставим?

– Что будем повторять на уроке?

-Итак, открываем тетради. Записываем число, классная работа.

-Ребята, как же нам поступить со словом ПОРА?

Послушайте стихотворение-шутку А. Шибаева «Как я перенёс слова».

Мы изучали перенос,

Вот как слова я перенёс:

Как получил за это «ДВА».

-Как вы думаете, будет у ученика «пять»?

-Почему? Какое правило забыл мальчик?

-Как вы думаете, существуют ли правила переноса слов или можно их переносить, как кому захочется?

-Верно, есть правила переноса, давайте их повторим перед тем, как приступить к заданиям.

-Как определить, сколько в слове слогов?

Правила деления слов на слоги в русском языке

В слове столько слогов, сколько гласных звуков. Гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими.

Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «прикрепляются» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

Дети прикладывают ладошку тыльной стороной к подбородку, проговаривают слово осень – 2 слога.

воспользовались правилом: сколько в слове гласных, столько и слогов

Нужно перенести слово с одной строки на другую

«Деление на слоги. Перенос слова»

Будем повторять правила переноса слова и деления слов на слоги.

-Запись числа в тетрадь

-Перенести с одной строки на другую

Он не знает правила переноса.

Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить.

По определённым правилам

-Вспоминают правила деления на слоги

(Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

(П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя

Проектирование и фиксация нового знания.

– построить проект совместно с учащимися для выхода из затруднения с использованием необходимых ресурсов знаний.

Фиксирование нового содержания урока.

-Отлично, мы с вами вспомнили правила деления на слоги и перенос словами теперь готовы с вами выполнять задания Осени. Для того чтобы отгадать первую букву слова, нужно поиграть в игру на странице 48, которая называется «Слова из слова».

-Все молодцы, вы очень креативные и первая буква нашего слова «О»

-Ребята, вы настолько хорошо справились с предыдущим заданием, что Осень решила вам сделать другое, но посложнее, для этого вам нужно будет поработать в парах.

– Вы получили карточки с заданиями. Вам необходимо рассмотреть предложенные слова, сформулировать и озвучить правила переноса.

Рассмотреть предложенные слова: пень, осень, ёж, края, гром, дуб.

Сформулировать и озвучить правило переноса.

Вывод: Нельзя переносить односложные слова и слова, которые имеют иметь слог, состоящий из одной буквы в конце или в начале слова.

Рассмотреть предложенные слова: пеньки, подъезд, коньки, деньки, отъезд.

Сформулировать и озвучить правило переноса.

Вывод: ь и ъ не переносятся на другую строку.

Рассмотреть предложенные слова: зайка, лейка, чайка, змейка, чайник.

Сформулировать и озвучить правило переноса.

Вывод: буква й остаётся на предыдущей строке

Вместе: Рассмотреть предложенные слова: касса, Алла, тонна, аллея, русский

Сформулировать и озвучить правило переноса.

Вывод: удвоенные согласные разделяются

-Вы не оставляете Осени шансов и она вам открывает ещё одну букву «О»!

-После повторения правил переноса слов, выполним задание 63 на странице 48. И получим за него нашу 3 букву.

до-гна-ла-(до-гнала, дог-нала, догна-ла)

о-вес- (Правило переноса: нельзя отрывать от слова только одну гласную букву.)

май-ка-(май-ка) Правило переноса: буква й всегда примыкает к предыдущему слогу, то есть перенос всегда ставят после й.

Правило деления на слоги: й всегда примыкает к предшествующей гласной.

ю-ла-(Правило переноса: нельзя отрывать от слова только одну гласную букву.)

объ-е-хать- (объ-ехать, объе-хать) Правило переноса: буквы ь, ъ всегда примыкают к предыдущему слогу, то есть знак переноса всегда ставят после них.

Правило деления на слоги: ъ всегда примыкает к предшествующей согласной.

при-ня-ла- (при-няла, приня-ла)

мор-ковь- (мо-рковь, мор-ковь)

-Вы это упражнение выполнили с лёгкостью, за это вам Осень дарит 3 букву «Ы»!

-Давайте с вами немного разомнёмся и проведём небольшую физ. минутку.

-Вот мы и размялись, тем временем, наша гостья Осень приготовила нам ещё одно задание и на кону 4 буква нашего слова.

-Давайте постараемся выполнить задание верно, чтобы получить нашу букву.

Упражнение 64 на странице 48

-Отлично, вот мы и исправили ошибки и за наше задание мы получили букву «Д»!

-Чтобы посмотреть, какая же следующая буква нужно правильно распределить слова на имена существительные и глаголы на странице 48 в упражнении 65

Нельзя перенести: уже, что, её, она, как.

Имена существительные: месяц, Каштанка, вечер, обедом, она, незнакомцу, сожителям, жизнь, маслу

Глаголы: прошёл, привыкла, кормили, звали, потекла.

-Ура! Почти все буквы собраны. Осень решила отдать вам предпоследнюю букву за самое сложное задание, которое вы должны будете выполнить самостоятельно.

Выполняют задания в учебнике

Выполняют задания в парах

Задания в учебнике

Задания в учебнике

(Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы.

(П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.

(Л) умение осознавать ответственность за общее дело;

умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (5–6 мин)

– организовать самостоятельную деятельность учащихся.

Самостоятельная деятельность учащихся

-А теперь давайте проведём небольшую самостоятельную работу. Сейчас я раздам вам листочки, на них не забудьте написать имя и фамилию.

– Разделим на слоги и для переноса слова:

Перенести нельзя! аист

Перенести нель­зя! ежи

Сдаём листочки

Слушают инструкцию по выполнению задания

Выполняют задания самостоятельно

(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.

(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-зафиксировать новое содержание урока;

-организовать рефлексию собственной учебной деятельности;

-Вы почти собрали слово и многие уже догадываются, какое оно. Но перед тем как открыть последнюю букву, давайте вспомним:

– Над какой темой вы работали сегодня на уроке?

-Что мы повторили на уроке?

– Из каких частей состоят слова?

– Как определить, сколько в слове слогов?

– Ребята, а если часть слова не помещается на строке, что нужно сделать? (Перенести ее на другую строку.)

– Как правильно нужно переносить слова?

– Как нужно переносить слова с Ь, Ъ и Й?

-Какие задания вызвали у вас затруднения?

-Итак, ребята, давайте прочтём телеграмму от Осени и узнаем последнюю букву в слове.

-Осень раскрыла свой секрет, и открыло нам слово, которое спрятала.

-Раздели слова на слоги, и собери новое слово

Лимоны (2 слог) лодка (1слог) огурцы (3 слог)

-Какое слово прислала Осень? МОЛОДЦЫ!

-Да, действительно, вы молодцы, справились со всеми заданиями и отгадали слово.

Осень так впечатлилась вашими правильными ответами, что хочет знать, как прошёл ваш урок. Для этого она вам приготовила большое дерево и листочки.

Приклейте красный листочек к дереву, если у вас возникали затруднения на уроке.

Жёлтый – было трудно, но я справлялся.

Зелёный – всё получалось на уроке, задания не вызывали трудностей.

Вот и кончился урок,

Снова прозвенел звонок.

Отдыхать мы можем смело,

А потом опять за дело.

Домашнее задание: Ещё раз повтори «Правила деления на слоги и перенос слова».

-«Деление на слоги. Перенос слова»

-Сколько в слове гласных букв, столько и слогов.

-По слогам. Но одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку.

-Буквы Ь, Ъ, Й нельзя отделять от предшествующей буквы.

Делят слова на слоги

Клеят листочки к дереву

рефлексия способов и условий действия (П);

контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

самооценка на основе критерия успешности (Л);

адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);

использование критериев для обоснования своего суждения (К);

Логопедическое занятие “Деление слов на слоги”. 2-й класс

Разделы: Логопедия

Класс: 2

Образовательные:

  • закрепить умение делить слова на слоги;
  • закрепить умение выделять ударный слог в слове;
  • закрепить умение выделять гласные в слове.

Развивающие:

  • развивать фонематический слух через определение слогов в слове и выделение ударного слога;
  • развивать мыслительные операции – обобщение через игру “Рассади животных”;
  • развивать память через игру “Собери слово”;
  • развивать чувства ритма и словарный запас через придумывание чистоговорок;
  • развивать мелкую моторику через составление слогов из палочек.

Воспитывать:

  • воспитывать умение слушать товарищей.

Оборудование: палочки в коробочке, сигнальные карточки с цифрами, поезд с животными, слова с пропущенными слогами, парашютисты со слогами, морской котик и мячики со слогами, зеркала на каждого.

Ход занятия

I. Организационный момент

– Сядет тот, кто назовёт слово, состоящее из двух слогов.

II. Артикуляционная гимнастика

– Чтобы нам хорошо поработать мы с вами подготовим наши органы речи. Взяли зеркала.

Язык лопаткой положи и спокойно подержи. (Упражнение “Лопаточка”)
Язык иголочкой потом потянем тонким острием. (Упражнение “Иголочка”)
А потом пойдем гулять, по ступенечкам шагать. (Язык перешагивает через зубы)
По ступенькам пошагал, на качели побежал. (Упражнение “Качели”)
Вверх взлетел он смело…. Но пора за дело.
Поспешил к себе во двор, чтобы починить забор. (Упражнение “Заборчик”)
Гвозди, молоток и клещи – нужные в работе вещи.
Молоток стучит “ТУК-ТУК!” Языку он лучший друг. (Упражнение “Автомат”)
Вот и банка с краской рядом. Обновить заборчик надо.
Стала кисточка плясать, наш заборчик не узнать. (Упражнение “Маляр”)
Язычок наш кончил дело. Отдыхать он может смело.
Он с лошадкой погуляет. (Упражнение “Лошадка”)
И грибов насобирает. (Упражнение “Гармошка”)
Погоняет он в футбол и забьёт в ворота гол.
Очень сложная задача – загонять в ворота мячик. (Упражнение “Футбол”)
Солнце скрылось за горой. Язычок пошел домой. (Упражнение “Горка”)
Дверь он запер на замок. Лёг в кроватку и умолк.

III. Пальчиковая гимнастика

– Что мы сейчас с вами подготовили к работе?

– А теперь нужно подготовить к работе наши пальчики. Взяли палочки в коробочке. Сложите из палочек букву К, рядом с ней букву А.

– Прочитайте что получилось? (КА)

– Придумайте с этим слогом слово, состоящее из двух слогов. (каша, Катя, канат, калач)

– А сейчас превратите букву К в букву Ж, а букву А в букву У.

– Какой слог получился? (ЖУ)

– Придумайте с этим слогом слово, состоящее из двух слогов ( жуки, журнал, журавль)

– Молодцы! Хорошо позанимались и подготовили пальчики к работе.

IV. Сообщение темы занятия.

– Сегодня на занятии мы с вами будем делить слова на слоги, выделять ударный слог и выделять гласные в слове.

V. Развитие фонематического слуха

– Возьмите сигнальные карточки и я посмотрю как вы умеете определять количество слогов в слове.

Логопед называет слова, ученики поднимают карточки с цифрами 1, 2, 3 определяя количество слогов в словах.

КОТ, САМОЛЕТ, МАЛИНА, КАША, СУП, ЛОЖКА, СОСКА, ВОРОНА.

VI. Деление слов на слоги

1. Рассади пассажиров.

– Посмотрите на картинку и скажите, кто это? (КОРОВА)

– Кто еще изображен на картинках? (КОЗА, КОТ, ГУСЬ, УТКА, КУРИЦА)

– На какие две группы можно разделить этих зверей? (Птицы и животные)

– Птицы и животные решили отправиться в путешествие на поезде и купили билеты. Давайте рассадим пассажиров. В 1 вагоне поедут пассажиры, в названии которых один слог, во 2 вагоне , в названии которых два слога, в 3 вагоне пассажиры, в названии которых три слога.

Ученики рассаживают пассажиров.

– Почему в слове КОТ один слог? (ученики объясняют: сколько в слове гласных столько и слогов)

Аналогичная работа со всеми словами.

– Ребята, скажите, что помогло правильно рассадить всех пассажиров.

– Верно, мы всегда помним правило. Сколько в слове гласных, столько и слогов.

– Если об этом будем помнить, то поможете парашютистам приземлиться на свое место.

2. Найди нужный слог

– Для этого нужно прочитать слово и догадаться какой парашютист (слог) должен туда приземлиться. Постараемся слова запомнить.

– Скажите, почему в слове машина слышим Ы, а пишем И? Какое есть правило?

– На какой слог падает ударение? Какие гласные в этом слове.

Логопед закрывает слова.

– А сейчас вы должны вспомнить на какие слова приземлялись парашютисты.

– Начертите схемы к данным словам.

БЕРЕЗА, СОСНА, МАШИНА, ДОМИК, САМОЛЕТ, КРАПИВА.

Мы ручками похлопаем: хлоп-хлоп-хлоп.
Мы ножками потопаем: топ-топ-топ.
Качаем головой: так-так-так.
Мы руки поднимаем, мы руки отпускам.
На месте мы бегом и сядем тихо-тихо.

– Посмотрите на картинку на ней изображен ТИККО.

– Понятно, что это за животное?

– А как узнать, что это за животное?

– Правильно, нужно переставить слоги. Мы ведь знаем правило: Слоги в словах должны стоять в правильном порядке. Так кто это?

– Верно это морской котик. Его так назвали, потому что он живет в холодной морской воде. Морские котики очень умные, поэтому они выступают в цирке. Вот и мы сейчас вместе с морским котиком поиграем с мячиками, на которых написаны слоги. Эти слоги нужно составить в правильном порядке, чтобы получились слова.

СНЕ-ЖИН-КА МО-ЛО-КО БЕ-ГЕ-МОТ
БА-НАН ЖИ-РАФ

– Запишите эти слова в тетрадь. Подчеркните гласные и самостоятельно поставьте ударение.

– Поверим как вы поставили ударение и какие гласные подчеркнули.

– Молодцы! Все выполнили работу правильно.

4. Развитие чувства ритма

– А теперь мы немного посочиняем. Я задам вам слог, а вы должны будете придумать к нему рифму.

ШКА-ШКА-ШКА-…………………..(кошка, мышка, букашка)

– Молодцы! Хорошие рифмы придумали!

VII. Итог занятия.

Мы сегодня делили слова на слоги. Скажите, как узнать сколько в слове слогов?

Конспект урока по русскому языку “Правила переноса слов. Деление слов на слоги”

Урок русского языка во 2 классе по теме

«Деление слов на слоги. Правила переноса слов».

Подготовила:

учитель начальных классов Малаховская Л.В.

Цели урока:

-Знакомство с правилами переноса слов;

-Формирова ние умени я переносить слова с одной строки на другую;

-Развитие логического мышления учащихся (операции анализа и сравнения);

-Обогащение словарного запаса;

-Развитие самоконтроля, самооценки, взаимоконтроля.

Организационный момент.

На урок зовёт звонок,

Начинать пора урок.

Будем мы работать дружно

И узнаем, что нам нужно!

– На уроке ваши глаза внимательно смотрят и все…(видят. )

Ваши уши внимательно слушают и все… (слышат. )

Ваши головы хорошо…(думают. )

Я рада видеть Вас. Сегодня в нашем классе гости, покажите себя самыми лучшими учениками. Я желаю вам удачи!

2. Чистописание.

слайд

Если хочешь много знать,

Значит, грамотно писать

На доске написана заглавная и строчная букв ы «т». слайд

-начнем с минутки чистописания. Посмотрите на слайд. Какие буквы мы сегодня будем писать?

-Рассмотрите их, н азовите буквы, в которых есть похожие элементы (г,п, р).

-Каких правил мы будем придерживаться, чтобы в тетради был порядок?

Дети прописывают строчку с буквой «т», обв одят в кружок 3 самые красивые буквы.

-Какие слова будем писать с заглавной буквы Т? Приведите примеры.(имя, фамилия, город.)

-Повторим изученное. Я предлагаю выполнить вам небольшой тест.

На слайде вы увидите задание, правильный ответ нужно записать в тетрадь. Как только вы это сделаете, поднимите ручку на локоток.

Тест , самопроверка.

Проверим выполненное . Слайд

У кого все верно, поднимите руку.

3.Словарная работа.

-На следующей строчке запишите слова.

– Запись слов под диктовку:

-Т етрадь , ученик, ученица слайд(доска)

Какая общая тема объединяет эти слова? (школа)

Найдите родственные слова.(доска) (ученик, ученица)

Как опредили, что они родственные?

Дополните цепочку родственных слов.

Какой корень в этих словах?Выделите.

Разделите слово «ученик» на слоги. слайд

Как определить, сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов).

Составите предложение с одним из слов, или используя сразу несколько.

Запись предложения: Новую тетрадь открыл ученик. слайд

Какое это предложение?(распространенное)

Что значит распространенное?

Выделите основу предложения.

Как вы поняли мое задание ?

Какие главные члены предложения вы знаете?

Что показывает подлежащее?

На какие вопросы отвечает?

Что показывает сказуемое?

На какие вопросы отвечает?

4 . Работа по теме урока.

Введение темы урока.

-Запишите предложение в тетрадь.

Я запишу это предложение на доске.

(продолж аю запись до конца строки).

Ученики наблюдают, что новое слово на строке не помещается.

-Что же мне делать, ребята?

-А что значит перенести?

-Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку.

-Какой знак нам нужен? (знак переноса )

-Запишите предложение в тетрадь, а я это сделаю на доске.

-Проверьте, правильно ли я это сделала.

-Какое правило переноса я забыла?

-На какой вопрос мы сегодня должны найти ответ?

-Как переносятся слова.

-Верно. Тема урока сегодня «Правила переноса слов». слайд

Какую цель поставим перед собой?(знакомство с правилами переноса слов) слайд

Я пишу: «Мычит корова»

Белым мелом на доске.

Что же делать, если слову

Мало места на строке?

Мне ответит на вопрос

Мой помощник- перенос .

Чтобы ответить на главный вопрос урока, мы разобьемся на группы.

Для этого каждая группа получит карточку и решит проблемную ситуацию.

-Ребята, напомните правила работы в группе.

Ваша задача зачеркнуть неправильно перенесенные слова и сформулировать правила.

Послушаем, какие выводы сделала первая группа.

Слайд

-Рассмотрите следующий слайд. К акое еще правило мы должны

Слайд

-Какие правила выделила следующая группа?

Слайд

Четвертая группа работала со словами с удвоенной согласной. Как же правильно переносить такие слова?

Слайд.

Какие правила переноса мы повторили? Соотнесем сделанные нами выводы с правилом в учебнике.

Теперь, когда мы знаем правила переноса слов, кто исправит мою ошибку на доске? Молодцы!

5 . Физминутка. Слайд.

Все захлопали в ладоши

Ножки, ножки застучали

Крепче и бодрее.

По коленочкам ударим

Ручки, ручки поднимаем

6. Первичное закрепление .

Мы изучали перенос.

Вот как слова я перенес:

И получил за это два.

И получил за это кол.

Теперь, наверно будет пять?

-Как вы думаете, получит ли мальчик «пять» за перенос этих слов?

(первый вариант выписывает слова, которые можно перенести,

второй-слова которые нельзя перенести.)

Проверьте, все ли вы сделали правильно.

(Работа по цепочке у доски)

прочитайте стихотворение про себя. Кто хочет прочитать выразительно? Придумайте заголовок («Осень»)

Какие слова употреблены в переносном значении?(заглянула, желтые метели)

Прочитайте задание к тексту.

Что просит нас сделать автор учебника?

Какие слова подчеркнули?(осень, сад,)

Какое правило вспомнили?(нельзя переносить слова, состоящие из одного слога)

7 .Самостоятельная работа.

На доске запись:

Лисица , страна, ухо, площадь, урожай, озеро, Юра, игра, дружба, решаю, песня, одежда.

Найди слова, которые нельзя перенести с одной строки на другую.

Спиши слова, записанные на доске, раздели черточками для переноса.

Итог урока.

-Чему учились на уроке?

-Что нового узнали на уроке?

– Где пригодятся полученные знания?

-Какое задание показалось самым интересным?

-Что было трудным?

-Ответьте на вопросы: Слайд.

9 .Рефлексия .

Ребята, давайте оценим нашу работу.

Покажите зелёный – если все было понятно на уроке, и вы легко выполнили все задания;

жёлтый – если необходимо ещё поработать над данной темой;

красный – если вам необходима помощь учителя и одноклассников.

Я надеюсь, что слова вы всегда будете переносить правильно, и не окажетесь в такой ситуации, как мальчик, который мечтал получить пятерку за перенос слов. Что бы вам было легче запомнить эти правила, я дарю вам памятки.

Конспект урока Слог Перенос слова.

Содержимое разработки

Тема урока: Слог. Перенос слова.

Цели: Продолжить знакомство учащихся с правилами переноса слов и систематизация известных знаний.

· Закреплять умение делить слова на слоги.

· Обратить внимание на значимость гласных звуков и их особенности.

· Учиться переносить слова с одной строки на другую.

Развивать правильную грамотную устную речь, мышление, память, воображение.

Развивать умение различать в слове количество слогов по количеству гласных звуков.

Воспитывать интерес к родному языку, изучению русского языка, умение слушать и слышать других, заботу о своем здоровье.

Воспитывать интерес к предмету, чувство коллективизма.

Личностные: – проявление творческого отношения к процессу обучения;

– проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме. Познавательные: – умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

– находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Регулятивные: – умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

– умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

– умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: – умение слушать и понимать других;

– умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

– умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Методы: частично-поисковый

– репродуктивный- работа с книгой, тетрадью.

Формы работы: парная работа;

Оборудование: учебник Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина “Русский язык”, 2класс;- рабочая тетрадь;

– мультимедийный проектор, экран;

электронное приложение к учебнику

– I. Организационный момент.

Цель: включение и мотивирование учащихся в учебную деятельность.

Учитель: Прозвенел звонок и смолк,

Нам пора начать урок.

Дети: Рады слышать мы звонок,

Интересно нам читать,

Думать, спорить, рассуждать!

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Мы приветствуем гостей

Добрый день, добрый час!

А, сейчас, ребята, проверьте свое рабочее место, все ль готово к уроку русского языка?

Тихо сели, спинку прямо.

II. Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

1. Игра «Наоборот». Слоги – на, то, ру, гы, мэ, ло, ду, ва

Нё, сю, пе, фю, мя, зи, бё, вя

-Замечательно. Скажите, а что мы с вами произносили? (Слоги)

-Что скажете о них?

-Что помогает им меняться? Гласные буквы.

-Какие гласные буквы показывают мягкость согласного?

2. Чистописание. – Теперь откройте ваши тетрадки. (Посадка).

Напишите дату, классная работа.

На доске: (т, п, к, я, н). Внимательно посмотрите на доску, скажите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания? В этом ряду она лишняя. Объясните, почему? Расскажите про неё. (Буква гласная, обозначает мягкость согласного, образует слог.)

Физминутка. РАЗОТРУ ЛАДОШКИ.

Показ учителя на доске: Вспомним, как правильно писать буквы Я, я. (Ставлю ручку чуть выше нижней линии рабочей строки. Веду вниз, закругляю, веду вверх наклонную линию, не доводя до верхней линии рабочей строки, веду влево и пишу овал. Довожу до верхней линии рабочей строки, возвращаюсь вниз, веду наклонную линию с закруглением внизу вправо).

На доске: Посмотрите на показ яЯя, яЯяя, яЯяяя, установите закономерность. Какое следующее сочетание букв? Записываем в тетради.

Тетрадь влево наклоню,

ручку правильно держу,

сижу прямо не согнусь,

на пятёрку потружусь.

3. Словарно-орфографическая работа.

Запишите словарные слова, которые начинаются с этой буквы. Выделите слоги, поставьте знак ударения. (Самостоятельная работа учащихся)

Январь, яблоко, язык, ягода.

Проверьте себя по доске. Поставьте себе оценку.

проверка с помощью шкалы знаков: !,+,- Покажитесь, кто у нас молодцы? + встают и повернулись ко всем и кивнули, + встали и поклонились, – встали и покачали головой.

4. Работа по учебнику.

– В словах вы выделяли слоги.

А что называем слогом? (ответы детей)

Давайте проверим наши выводы. Прочитайте, что говорит нам профессор Самоваров? Стр. 80 учебник.

Учитель: Слово делится на части

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей!

5. Рабочая тетр. стр 72 упр 71. Будете составлять слова из частей. Запишите первый столбик те, у кого имя начинается на гласную букву, а второй столбик, те, у кого начинается на согласную букву.

– Проверка. Читают и называют, сколько слогов в слове.

– Как узнать, сколько слогов в слове?

(Прочитать слова, сосчитать, сколько гласных в слове, столько и слогов.)

Давайте проверим свое мнение, выслушав сообщение проф Самоварова.

Электронное приложение анимация 2. Послушать профессора Самоварова.

III. Тема и цели урока

А теперь послушайте стихотворение Шибаева. Читает ученик.

Мы изучаем перенос.

Вот как я слова перенес:

Едва я перенес – е-два И получил за это «два».

Укол я перенес: у-кол И получил за это «кол».

Опять я перенес – о-пять. Теперь, наверное, будет «пять».

– А вы как думаете, ребята, какую оценку получит ученик? Почему? А какое из этих слов можно перенести?

– Кто догадался, чему мы будем учиться сегодня на уроке? (учиться переносить слова с одной строки на другую.)

Какова тема нашего урока? (Ответы детей, открываю запись темы урока на доске)

-Как вы думаете, существуют ли правила переноса слов или можно их переносить, как кому захочется?

IV. Работа в группе.

– Иногда слово не помещается на строке, тогда мы пользуемся переносом. Но чтобы это сделать, надо знать правила переноса.

Я хочу напомнить одно из главных правил переноса слов.

А другие правила переноса вы вспомните сами и расскажете нам. Для этого надо поработать в группах.

По какому плану будем работать?

1. Вспомним правило переноса.

2. Поупражняемся в переносе слов.

3. Будем учиться применять новое знание.

Работа в группах:

Карточки со словами: Пальто, арбуз, подъезд, русский, горох, майка, группа, ягода, лейка, Россия, огурец, стройка, коньки, сумма, отъезд, чайка.

Инструкция: « Шаги к умению» Как перенести слово.

1.Прочитать слово 2.Устно разделить его на слоги 3.Вспоминаем, какое правило подходит. 4. Записать в тетрадь, разделив для переноса.5. Написать на бумаге одно слово, разделив для переноса.6. Нарисовать схему к вашему правилу. 7. Рассказать правило переноса друг другу.

Задания для каждой группы: 1 группа переносим слова названия растений;

2 группа перенос слов с ь и ъ

3 группа перенос слов с й

4 группа перенос слов с удвоенными согласными

Защита: Написать по одному слову на каждое правило на доске. Объяснить правило переноса. Выходят из групп желающие.

V. Если в слове два слога, то можно его переносить? (Ответы детей)

– Игра «Мои друзья». (У некоторых учащихся на партах карточки со словами. По заданию учителя дети встают у доски по группам. Остальные проверяют их)

– У вас карточки со словами. Если ваше слово отвечает заданному условию, вы его называете и показываете. (Дети становятся в группы)

1. – Мои друзья те слова, в которых первая буква гласная. (экскаватор, эскалатор)

2. – Мои друзья те слова, в которых есть буква й. Как перенесём эти слова? (Чайник)

3. – Мои друзья те слова, которые нельзя переносить. (класс, вдруг, отец, язык)

4. – Мои друзья те, в которых 3 слога; (деревня, огород)

-Итак, можно ли переносить все слова, в которых два слога? Почему?

-Встаньте по группам односложные слова, двусложные слова, трехсложные слова, четырехсложные слова. (Дети переходят из групп в группы по заданному условию).

-Ребята, почему я так назвала эти группы?

В домашнем задании встретятся эти слова.

VI. Закрепление пройденного материала.

Цель: включение нового знания в систему знаний, применение нового знания в типовых заданиях.

1. На доске: Осень, ветер, клен, касса, долька, Юля, сорт, ягода, пень, лайка, этаж.

Мальчики записывают слова, которые можно перенести, разделив для переноса.

Девочки, слова, которые нельзя переносить.

VII. Какие правила переноса слов мы сегодня повторили?

– Где можно использовать знания, полученные сегодня на уроке?

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

1. Задание: продолжить предложения: Больше всего мне понравилось (не понравилось… Я узнал, что … Самым полезным для меня было… Я затруднялся… – Оцените своё настроение смайликами.

IX. Домашнее задание. – Раб. тетр стр 40 у 72 в этом упражнении 5 заданий. Можно выбрать, кто, сколько пожелает заданий, но не меньше двух.

Учитель: Вот и кончился урок,

Снова прозвенел звонок.

Отдыхать мы можем смело,

А потом опять за дело.

Конспект урока русского языка “Перенос слова”

познакомить учащихся с правилом переноса слов;

развивать умение делить слово на слоги и переносить с учетом особенности слогов;

ознакомить с правилами переноса слова с мягким знаком, й в середине слова;

развивать речь, внимание и память;

воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе.

I. Самоопределение.

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

II. Чистописание.

– Какую букву будем писать на минутке чистописания? Она обозначает согласный, твердый, непарный, звонкий звук в данных словах

Трава, дрова, сорока, труд

III. Словарная работа

Великая радость – работа,

В полях, за станком, за столом!

Работа до жаркого пота!

Работай без лишнего счёта,

Всё счастье земли – за трудом! (В. Бирюков)

– О чем говориться в стихотворении?

– Объясните, как вы понимаете, что такое работа?

* Нахождение в действии

* Занятие, труд, деятельность

* Служба, занятие как источник заработка

* Продукт труда, готовое изделие

– Слово – помощник – «раб» – подневольный человек, занимающийся тяжелым трудом.

Подберите слово близкое по значению слову работа (труд)

– Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете?

Работе – время, потехе ч…с.

– Какая буква пропущена? Объясни.

– Спиши, поставь в словах ударение. Раздели слова на слоги.

IV. Актуализация знаний.

– Сколько букв в русском алфавите? (33).

– Что такое буква?

– Какие бывают буквы? (Письменные и печатные, строчные и заглавные).

(Ученик читает стихотворение)

Буквы можем мы читать
И в тетрадку записать.
В алфавите, посмотри,
Их всего лишь 33.

– Какие бываю речевые звуки? (Гласные и согласные).

– Чем отличаются при произношении гласные звуки от согласных?

– Сколько всего звуков в русском языке?

Звуков целых 42!
Ах, кружится голова.
Какие они разные:
Гласные, согласные!

– Как определить, сколько слогов в слове?

Сколько в слове гласных,
Столько и слогов.
Это знает каждый
Из учеников.

V. Постановка проблемного вопроса.

– Как вы поступите, если вы начали писать слово, а места на строке не хватает?

– Как вы думаете, переносить слова с одной строки на другую нужно по правилам или так, как захочет пишущий? Что бы вы предложили?

– Сегодня мы узнаем правила переноса, потренируемся в переносе слов.

VI. Знакомство с новым материалом.

1. – Запишите предложение.

Бродит стадо по лугам. (Под диктовку с комментированием).

– Разделите каждое слово на слоги. Вот так можно перенести эти слова с одной строки на другую. (На доске: Бро-дит ста-до по лу-гам).

Как надо переносить слова? (По слогам).

Запомните это правило:

Здесь порядок очень строгий.
Делим все слова на слоги,
Переносим по слогам:
Бро-дит ста-до по лу-гам.

– Прочитайте правило в учебнике. Что вы ещё узнали?

Не переноси: Переноси правильно:

осёл мо – роз

яма кни – га

мост во – ро – бей

Помните, что одну букву, даже если она составляет слог, оставлять на строке или переносить нельзя!

2. Упражнение 81 ( у доски работает ученик)

VII. Физминутка.

Вы старались, вы писали
И немножечко устали
Вверх поднимем ручки
И дотянемся до тучки.

Уходи от нас скорей,
Не пугай ты нас, детей. (Прогоняют).
Вот к нам солнышко пришло,
Стало весело, светло!

3. – Рассмотрите таблицу “Правила переноса слов” на доске и сформулируйте правила.

Переноси правильно:


(Из удвоенных согласных букв одна оставляется на строке, другая переносится. Не разрешается при переносе отрывать ъ, ь, й от предшествующей буквы.)

– Я прочитаю рассказ первоклассника «Как я перенёс слова». А вы ответьте, какую отметку получил мальчик?

Мы изучаем перенос,

Вот как слова я перенёс:

Едва я перенёс Е – ДВА,

Как получил за это «ДВА»,

Укол я перенёс У – КОЛ –

И получил за это «КОЛ».

Опять я перенёс: О – ПЯТЬ,

Теперь, наверно, будет «ПЯТЬ»!

– Какую отметку получит мальчик?

VIII. Итог урока.

– Как же переносятся слова? (по слогам)

– Какие особенности переноса мы должны помнить?

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Базовый учебник: Русский язык (УМК “Начальная школа 21 века”, авторы С.В.Иванов, А.О.Евдокимова и др.) часть 1, раздел “Как устроен наш язык”, с.53-54.

Тема урока: Главные члены предложения

Цель урока: введение понятий “подлежащее”, “сказуемое”; отработка алгоритма поиска главных членов предложения.

Задачи урока:

обучающие: формировать умение находить главные члены в предложениях,

развивающие: развивать речь, мышление, умение работать с ЭОР;

развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые
знания: находить ответы на вопросы используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

воспитательные: воспитывать интерес к родному языку, познавательную активность учащихся, формировать умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: учебник, компьютер, проектор, ПК на каждой парте.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: