Конспект занятия Автоматизация звука (З)

Конспект индивидуального логопедического занятия: «Автоматизация звука з в словах и предложениях»

Татьяна Быкова
Конспект индивидуального логопедического занятия: «Автоматизация звука з в словах и предложениях»

Тема: Автоматизация звука З в словах и предложениях.

Цели: Закреплять правильное произношение звука З в словах и предложениях.

– закрепление навыка произношения звука З в словах и предложениях;

– дифференциация единственного и множественного числа существительных.

– развитие фонематического слуха и восприятия;

– развитие слухового внимания и памяти;

– развитие фонематического представления звукобуквенного анализа и синтеза.

– вызвать интерес к занятиям;

Оборудование: игрушка Заяц, предметные картинки на прямоугольниках-кирпичиках и на треугольниках, мяч.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

– Сегодня на занятия к нам придёт гость, угадай, кто это будет.

Длинноухий трусишка Залез в огород, Увидел морковку, Хвать быстро – и в рот. (Заяц)

– Правильно, это Зайчик, он хочет посмотреть, что интересного будет сегодня на занятии и ещё ему потребуется твоя помощь.

2. Артикуляционная гимнастика.

– Давай покажем Зайчику,что умеет делать наш язычок:

1.«Улыбочка» 2.«Лягушка» 3. «Прятки» 4. «Почистим зубки» 5. Кошка сердится» 6. «Загоним мяч в ворота»

3. Произношение звука З. Характеристика звука.

– Зайчик жалуется, что у него кто-то над ухом летает и поёт. Да это же просто комарик мимо пролетал, давай споём его песенку вместе:

— В каком положении находятся губки, когда мы произносим звук З? – А где у нас язычок? Зубки? – Что с горлышком? — Значит какой звук З?

4. Развитие фонематического восприятия, звукобуквенного анализа и синтеза.

— Вот и Зайчику звук З нравится, потому что с этого звука начинается его имя. А теперь давай определим место звука в других словах:

-Зоя, звук, базар, запах, узор, воздух, закат, гнездо, газон, золушка.

5. Автоматизация в словах.

-Давай покажем Зайчику, сколько слов мы знаем со звуком З.Повторяй за мной:

Зал – замок – завод

Ваза – база – фаза

Коза – лоза – пауза

Глаза – гроза – егоза

Заноза – мимоза – берёза.

6. Различение единственного и множественного числа существительных. Игра «Скажи наоборот» (с мячом).

-А сейчас немного поиграем: я буду называть один предмет, а ты отвечаешь как будет много предметов:

-И наоборот: Зубы—зуб

7. Развитие слухового внимания. Игра «Построй дом».

-Оказывается, Зайчик к нам пришел не просто так, он просит помочь построить для него дом, потому что наступают холода. Но для дома надо выбрать только те кирпичики, в названии картинок которых слышится звук З. (ведро, жираф, изба, кукуруза, стул, коза, зонт, кубик, шапка, забор.)

8. Произношение звука З в предложениях.

-Наш Зайчик очень любит чистоговорки и скороговорки:

Зу-зу-зу, Зайку моем мы в тазу.

За-за-за, закрывай скорей глаза.

Зэ-зэ-зэ, Зайка нам испек безе.

Заяц в поле зерна ел,

Зуб у зайца заболел.

-Зайчику пора домой, он благодарит тебя за помощь и за интересное занятие.

-Какой звук он помогал произносить?

-Какой это звук?

-Ты сегодня была молодец!

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах и словах. Наш гость — Лунтик» Цель: правильно и четко произносить звук [Л] в слогах и словах. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ Л] в слогах,.

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: Автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: Автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях Тема: Автоматизация звука.

Читайте также:
Дифференциация звуков К-Г - конспект

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Ж] в предложениях и связном тексте» Тема: Автоматизация звука [Ж] в предложениях и связном тексте. Цели: Коррекционно – образовательные: отработка артикуляционных упражнений.

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: Автоматизация звука [Ж] в слогах и словах. («В гостях у жука Жана») Цель: автоматизация звука [Ж] в cлогах, словах. Задачи: коррекционно – образовательные: уточнить артикуляцию и изолированное произношение.

Конспект индивидуального логопедического занятия в подготовительной группе «Автоматизация звука [р] в слогах и словах» Цель: Коррекция произношения звука [р] Коррекционно-образовательные задачи: – закреплять умение произносить звук [р] изолированно, в слогах,.

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Ц] в словах, во фразах и предложениях» ЗАДАЧИ ПРИОРИТЕТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ: «Речевое развитие» Создавать условия для закрепления правильного произношения звука «ц» прямых.

Конспект индивидуального занятия. Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях Цели: – закрепить артикуляционный уклад и изолированное произнесение звука «Ш»; – автоматизировать звук «Ш» в слогах, словах, предложениях;.

Конспект логопедического индивидуального занятия для детей 5–6 лет «Автоматизация звука [ш] в слогах и словах» Тема: «Космос» Цель: Формирование правильного произношения звука [ш] в слогах и словах. Задачи: Коррекционно-образовательные: • формировать представления.

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах и предложениях Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах и предложениях». Цель занятия:.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [з] “В гостях у Зайки”

Просмотр содержимого документа
«Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [з] “В гостях у Зайки” »

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [з]

“В гостях у Зайки”

Яськова М.М. учитель-логопед МАДОУ № 21,г. Бердск

Закреплять правильное произношение звука [з] изолированно, в слоге, в словах, в предложениях.

Развивать слуховое и зрительное внимание, фонематическое восприятие, мышление и память.

Формировать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование: картинки (Зайка, корзинка с яблоками), сюжетная картинка, разрезная картинка.

Ход занятия:

Организационный момент

– Посмотри кто с нами сегодня будет делать зарядку? Выкладывается картинка.

– Конечно это зайка.

1. Артикуляционная гимнастика.

«Почистим нижние зубки»;

2. Характеристика звука [З] по акустическим и артикуляционным признакам.

– Сегодня зайка будет помогать нам правильно говорить его любимый звук [з].

А почему он любимый?

– Зайка принес нам в корзинке яблоки со звуками , давай назовем их.

ЗА ЗО ЗУ ЗЫ АЗ ОЗ УЗ

Выкладываются картинки (корзинка, яблоки)

3. Физминутка.

– На зеленой на лужайке, забияка живет зайка (прыжки)

Любит зайка покрутиться, поклониться,

Ножками потопать, ручками похлопать.

-Зайчику понравилось, как ты с ним танцевал.

Он предлагает поиграть в игру «Повтори, не ошибись».

проговаривание т чётко слогов АЗА, АЗО, АЗУ, АЗЫ, ОЗА, ОЗО, ОЗУ, ОЗЫ

– Мяч бросай и слоги повторяй.

4. Автоматизация звука в словах.

Развитие слухового внимания и памяти

Повторите «слова – друзья» тройками:

Зал – замок – завод;

Ваза – база – фаза;

Коза – лоза – пауза;

Заноза – мимоза – берёза;

Глаза – гроза – егоза;

Лиза – виза – подлиза.

5. Развитие слухового внимания.

Логопед произносит ряд звуков, слогов, слов.

– Хлопай, услышав звук [з].

Читайте также:
Тематическое планирование логопедических занятий в младшей школе

6. Различение единственного и множественного числа существительных.

Игра «Скажи наоборот» ( с мячом).

Логопед называет один предмет , дети должны назвать много предметов

( коза – козы, ваза – вазы, арбуз – арбузы, замок –замки, забор – заборы,

береза-березы, звезда-звезды, зонт-зонты)

7. Произношение звука [з] в предложении.

– Зайчонок любит чистоговорки.

Сочиним для него чистоговорки со словом коза.

За – за – за на лугу стоит коза

Зу – зу – зу вместе мы пасём козу

Зы – зы – зы колокольчик у козы

За – за – за иди домой коза.

– Посмотри выглянуло солнышко. Выкладывается картинка.

– Ой! Посмотри, кто у нас сидит на лучиках?

-Правильно, это солнечные зайчики.

– А какие они? Золотистые.

Рассади их пожалуйста на те предметы, в которых ты слышишь звук [з].

И проговаривай: этот зайчик сел на березу, . розу, .

– Золушка собиралась на бал и обнаружила, что кто-то испортил ее замечательное платье. Как ты думаешь, кто это сделал?

– Поможем Золушке собрать платье.

Ребенку предлагается разрезанная картинка.

Подведение итога.

-С кем мы сегодня встретились? Тебе понравились игры и задания Зайчика?

Какой звук нам сегодня встречался раньше всего?

Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе «Автоматизация звука [з] в словах и предложениях»

Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе

«Автоматизация звука [з] в словах и предложениях»

Цель: Закреплять правильное произношение звука [з] в словах и предложениях.

– закрепление навыка произношения звука З в словах и предложениях;

– закреплять умение согласовывать притяжательные местоимения с существительным.

– дифференциация единственного и множественного числа существительных;

– упражнять в правильном употреблении предлога за.

– развитие слухового внимания, памяти, мышления;

– развитие мелкой моторики.

– вызвать интерес к занятиям;

Оборудование: картинки Золушки, замка, козлят, разрезная картинка платья, мнемотаблица.

1. Организационный момент.

Сейчас мы с тобой пойдем в гости к Золушке! Она живет очень далеко, в том замке (показать картинку). И к ней не так уж просто попасть. Нужно будет выполнить много заданий. Я думаю мы с тобой со всем справимся!

А ты знаешь, что Золушке нравится звук [З]? А нравится он ей, потому что с этого звука начинается ее имя. Давай вспомним как правильно произносить звук [З].

– Как расположены губы? (Губы в улыбке.)

– А зубки? (Зубы сближены)

– Что делает язычок? (Кончик языка упирается в нижние зубы, посередине языка идет сильная, холодная струя.)

– Что с горлышком? (звенит)

Артикуляционная гимнастика:

«Подуй на снежинку»

2. Основная часть.

2.1«Жадина»

Прежде чем мы отправимся в путь, давай потренируемся и выполним задание.

Давай поиграем в жадину, который говорит, что все вещи его.

фазан – мой фазан,

2.2 «Один-много»

Мы с тобой шли шли и на пути нам встретился медвежонок. Он не хочет нас пропускать, да еще и рычит на нас. Медвежонок пропустит только в том случае, если ты поможешь выполнить домашнее задание, которое ему задали в школе.

я буду называть один предмет, а ты отвечаешь как будет много предметов:

2.3 «Прятки» (употребление предлога «за»).

С заданием ты справилась отлично, медвежонок нас пропустил. Продолжаем наш путь дальше. Навстречу нам попалась расстроенная коза. Давай узнаем, что же у нее случилось? Оказывается, она пошла гулять со своими детками (как их называют?) козлятками и все они спрятались кто куда. Помоги козе найти своих козлят.

Читайте также:
Осень, Деревья осенью - конспект

Козленок спрятался за зонт.

Козленок спрятался за арбузы.

Козленок спрятался за розы.

Козленок спрятался за вазу.

Козленок спрятался за березу.

Козленок спрятался за забор.

Козленок спрятался за грузовик

Молодец, ты помогла козе найти ее козлят. Она тебе очень благодарна!

2.4 Развитие мелкой моторики

Наконец-то мы дошли с тобой до замка Золушки. Она уже заждалась нас. Ей срочно нужна наша помощь. Золушка собиралась на бал и обнаружила, что кто-то разрезал ее любимое платье. Поможем Золушке зашить платье?

Ребенок собирает картинку разрезанного платья.

2.5 «Чистоговорки»

Платье мы починили, но Золушка все равно не может отправиться на бал, потому что злая мачеха приказала ей выполнить 2 задания. 1. Золушке нужно четко и правильно сказать чистоговорки. Но пока у нее никак не получается. Давай попробуем ее научить.

За – за – за – на лугу стоит коза

Зы – зы – зы – есть козлята у козы

За – за – за – молоко дает коза

Зой – зой – зой – бегут козлята за козой

Зой – зой – зой – зайка идёт вместе с козой

за – за – за – залезает в сад коза

за – за – за – идёт Зоина коза

2. Мнемотаблицы.

Опираясь на картинки со стрелочками, проговорить четко предложения.

1. Мама поставила в вазу розу.

2. Под березой спит заяц.

3. Стрекоза летает над розой.

4. Тетя Соня подарила Зое розовый зонтик.

5. На заборе замок.

6. Незнайка увидел козу.

7. Дала тетя Зоя Зине зонт от зноя

Молодец! Ты справилась со всеми заданиями. Теперь Золушка может отправиться на бал. Золушка благодарит тебя за помощь и дарит тебе подарок (наклейку с принцессой).

Молодец! Ты сегодня очень старалась. С каким звуком мы сегодня играли? Оценка деятельности.

Звук [З]

Конспект занятия по формированию звуковой стороны речи в старшей логопедической группе на тему: «Звук З»

  1. Познакомить детей со звуком «З»;
  2. Добиваться умения определять положение органов артикуляционного аппарата при произнесении звука «З»;
  3. Добиваться от каждого ребенка правильного, звонкого произношения звука «З» изолированного, в слогах, словах, словосочетаниях;
  4. Учить детей менять силу голоса от громкого к тихому и от тихого к громкому;
  5. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
  6. Учить детей звуковому анализу слова «сок» с составлением графической схемы;
  7. Развивать внимание, память, логическое мышление;
  8. Развивать мелкую моторику.

Предшествующая работа:

  1. Дети научились выполнять упражнения для постановки звука « З».

а) Наказать непослушный язычок

е) «Почистим зубки»

ж) «Загнать мяч в ворота»

  1. Автоматизировалось произношение звуков И, Э, В, Ф, С.
  2. Дети овладели навыками звукового анализа

а) гласный + гласный

б) гласный + согласный

в) согласный + гласный

Оборудование:

  1. Предметные картинки: завод, ваза, коза, зайка, звезда, змея, зонт, замок.
  2. Набор картинок « Найди пару»;
  3. Звуковые кассы;
  4. Зеркала для каждого ребенка.
  5. Костюм для козы и зайца.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Игра «Летает – не летает»;

собака, сорока, санки, соловей, синица, автобус, стол, аист, ласточка, самокат.

А теперь назовите перечисленные мною летающие предметы, одним словом.

Дети – Птицы.

Воспитатель – А из перечисленных птиц назовите только зимующих?

Дети – Сорока, синица.

Читайте также:
Конспект комплексного занятия по грамоте и развитию речи

Воспитатель – Садитесь, дети, на свои места, и я расскажу вам одну интересную сказку.

II. Артикуляционная гимнастика.

Воспитатель – Сегодня я расскажу вам историю про Маленького зайчика.

( звучит музыка, вбегает зайчик, садиться).

В холодный зимний день маленький зайчик сел на пенек и стал вспоминать теплое лето.

А вы, дети, внимательно смотрите на Зайчика и делайте вместе с ним.

Он улыбнулся, (упражнение «Улыбка»), открыл ротик и высунул широкий язычек, вспоминая, как его грело солнышко (упражнение «Лопаточка»).

Маленький зайчик не знал, что зимой идет снег; вдруг ему на язычек упала, холодная снежинка зайчик испугался и спрятал язычок (упражнение « Прятки»).

Понравилось Зайчику играть с язычком; то высунет, то спрячет, то высунет, то спрячет. (Держим улыбку. Зубки не сжимаем). (4 раза)

А еще Зайчики вспомнил, что осенью он ел вкусную морковку, а потом чистил зубки. (Упражнение «Почистить зубки» — влево – вправо; влево – вправо(2раза)

Снизу – вверх; снизу – вверх(2 раза).

Вдруг подул ветер (Упражнение «Ветер» С – С – С). Голые веточки на кустиках задрожали. Зайчик испугался. Посмотрел вокруг. А ветерок все дует, шевелит веточки на кустах (С – С – С).

Понял тут Маленький Зайчик, что ему нечего бояться. Это всего – на всего ветерок запутался в ветках. Улыбнулся Зайчик и стал опять летние забавы вспоминать.

III. Знакомство со звуком «З».

Летом Маленький Зайчик познакомился с комариком Комаром – Комаровичем. Комар – Комарович летом около Зайчика летал и громко звенел «З – З – З».

—Как звенел Комар – Комарович?

Дети — «З – З – З».

Воспитатель — Дети! Поймайте камора, поднесите к уху.

Слышите, как звенит Комар – Комарович?

Игра «Далеко – близко».

А теперь отпустите Комара – Комаровича. Пусть он летит.

(З – З – З — тихо). Улетел.

Воспитатель — И Зайчику пора в путь дорогу. А то его мама – зайчиха потеряет.

-Зайчик! Дети знают, что в лесу сейчас снег, холодно, мало корма. Ребята приготовили тебе и всей твоей заячьей семье морковку. Неси ее, скорее в лес и угости всю свою семью. (Зайчик убегает).

IV. Артикуляция звука «З». Работа с зеркалами.

Воспитатель — Дети! Вам хочется научиться звенеть так же хорошо, как Комар – Комарович?

Воспитатель — Посмотрите на схему.

1). При произнесении звука «З»

а). Губы в улыбке, зубы видны;

б). Зубы сближены, но не сомкнуты.

в). Широкий кончик языка упирается в нижние зубы.

г). Передняя часть стенки языка поднимается к верхним бугоркам и образует

д). Боковые края языка плотно прижимаются к боковым зубам.

е). По середине языка идет сильная струя воздуха.

ё). Голосовые связки напряжены, сближены, колеблются, в результате чего

2). Посмотрите в зеркало, улыбнитесь и произнесите звук «З». (индивидуальные ответы детей).

V. Характеристики звука.

Воспитатель – дети! Звук «З» можно петь?

Воспитатель – Значит звук «З» согласный, звук «З» произносится глухо или звонко?

—А как я произнесу звук «З» – мягко или твердо?

Воспитатель – значит звук «З» согласный, звонкий, может быть мягким и твердым.

VI. Развитие фонематического слуха.

1). Дидактическая игра «Услышь слог в слоге»

за, ба, ва, га, зы, ку, зо.

2). Дидактическая игра «Будь внимательным».

Читайте также:
Конспект НОД с использованием логопедической ритмики для детей 5-7 лет с ТНР

зал, стол, знамя, лыжи, глаза, зуб, жаба, коза.

VII. Динамическая пауза.

Под высокой сосной – ладонь правой руки вертикально вверх.

Скачет зайка косой – указательный и средний пальцы правой руки вверх, остальные собраны.

Под другой сосной – как в 1 раз.

Скажет зайка другой – как во 2 раз.

Зайчики белые сидят – присели

И ушами шевелят – шевелят ушами

Вот так, вот так

И ушами шевелят.

Зайкам холодно сидеть – встать, пожимается

Надо лапки им погреть – кисти рук.

Вот так, вот так,

Надо лапки им погреть.

Зайкам холодно стоять, — прыжки

Надо зайкам поскакать

Вот так, вот так,

Надо зайкам поскакать.

VIII. Автоматизация звука «З», в слогах, словах и связной речью.

Звучит музыка. Входит коза с корзиной.

Коза – Здравствуйте, дети. Вы узнали меня? Кто я? Да! Я Коза. Хотите дети, я вам расскажу, какая однажды история произошла со мной в лесу летом?

Гуляла я весь день по лугу, а к вечеру пошла домой. «Идет козочка — коза».

Вдруг слышу вдалеке мне кто-то подпевает » за- за- за; за- за- за.»

Удивилась Я! Кто вы думаете, кто мне подпевал?

Коза – Хотите со мной поиграть в игру «Эхо»? Я буду петь, а вы мне подпевайте, как эхо.

Идет козочка – коза. — (За- за- за) 2 раза.

Очень любят все козу. — (Зу- зу- зу) 2 раза.

Растут цветы у козы — (зы – зы – зы ) 2раза

Есть друзья у козы — (зы – зы – зы ) 2 раза

Коза – Молодцы дети, петь вы умеете.

Мне дети из детского сада » Сказка » подарили картинки. Но я не знаю, что на них изображено. Научите меня называть те предметы, которые нарисованы на картинках.

Дидактическая игра » Назови кто?, что это?» зонт, коза, змея, ваза, замок, зайка, завод, звезда.

Коза – Молодцы, дети! Посмотрела я на вас, вы такие умные, красивые, здоровые, оставайтесь такими всегда.

Воспитатель – с Зайчиком вы играли, с Козой играли. Я тоже хочу с вами поиграть.

Дидактическая игра » Найди свою пару».

Цель: Учить образовывать множественное число существительных в именительном падеже.

Например: У меня зонт. А у тебя?

I X. Звуковой анализ и синтез слова » сок» с составлением графической схемы.

Дети садятся за столы.

Воспитатель – Вам понравилось играть?

Хотите еще поиграть?

1). Дидактическая игра » Собери словечко».

2). Сколько всего звуков в слове «сок»?

Назовите первый звук?

Звук «С» гласный или согласный?

Как произносится; звонко или глухо? (проверяем).

В слове «сок» звук «С» произноситься мягко или твердо?

(Так анализируем каждый звук).

3). Выкладывание графической схемы.

X. Итог занятия.

С каким звуком мы сегодня познакомились?

Что вам понравилось на этом занятии?

воспитатель

Азаматова Дильшат Мирхатовна

МАДОУ Детский сад №12

МР Учалинский район РБ

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком старшего дошкольного возраста. Тема: Звук [з]

Цель занятия: постановка звука [з].

  1. постановка звука [з] путем озвончения звука [c];
  2. уточнение артикуляции звука [з];
  3. развитие фонематического анализа;
  4. развитие плавного длительного выдоха;
  5. развитие слухоречевого внимания;
  6. развитие общей и артикуляторной моторики;
  7. воспитание самоконтроля.

Оборудование: предметные картинки, игрушка зайца, тренажер для дыхания, платок.

  1. Организационный момент.

– Доброе утро. Сегодня мы научимся петь новую песенку. Я тебе загадаю загадку, а ты попробуй отгадать, чью же песенку мы будем учиться петь:

Читайте также:
Восстановительное обучение при нарушении акта глотания

Пищит над ухом он всю ночь

И укусить тебя не прочь.

Ну и зануда, вот кошмар!

Писклявый, маленький … (КОМАР).

– Конечно, молодец. Сегодня мы с тобой будем учиться песенку комарика (показать картинку с комариком). А поможет нам в этом пушистый Зайка, который пришел прямо из Волшебного зимнего леса (достать игрушку зайца). Давай поможет Зайке согреться после долгого путешествия и выполним несколько упражнений для язычка и губ, чтобы согреть их.

  1. Артикуляторная гимнастика
  • Упражнения для губ: улыбка, хоботок, зайчик, обиделся, зайчик обиделся, силовое упражнение (зажать платочек губами).
  • Упражнения для языка: 1) на распластывание (сначала похлопывание губами по поверхности широко распласт. языка и произнесение слогов «па-па-па», затем то же самое, но покусывание с произнесением слогов «та-та-та»); 2) лопатка- широкий язык на нижней губе; 3) ступеньки – на счет 1 лопатка, на счет 2 широкий язык за нижнюю губу (Мартышка), на счет 3 язык за нижние зубы (Мостик); 4) лодочка.

3. Дыхательная гимнастика.

– Молодец, теперь мы согрелись. Но пока мы с тобой выполняли упражнения, на улице пошел снег, и к нам прилетела настоящая снежинка.

Логопед дает ребенку снежинку на ниточке.

– Давай заставим нашу снежинку кружиться. Медленно набери воздух через нос. Щеки не надувай, следи, чтобы плечи не поднимались и подуй на снежинку.

Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения ребенок не поднимал плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.

4. Постановка звука [з] путем озвончения звука [с] с привлечением тактильно-вибрационного контроля.

– А теперь давай научимся петь песенку комарика. Приложи руку к горлышку. Произнеси [c] (песенку водички), а теперь пропой ее громко и с голосом, чтобы горлышко задрожало. Получается песенка комарика. Повторить несколько раз.

  1. Уточнение артикуляции звука [з].

– Давай еще раз споем песенку комарика. Что делают губы, когда ты ее поешь?

– А в каком положении зубы – сомкнуты или раскрыты?

–А где находится кончик языка, когда ты поешь песенку комарика: он поднят или опущен?

– Правильно. Такое положение называется «горочкой». Покажи ладошкой форму горочки.

  1. Физкультминутка

– А теперь давай немного отдохнем. Зайка научил меня особенному танцу. Я тебе сначала покажу, ты посмотри, а потом потанцуем вместе.

Зайки белые сидят

(присесть на корточки)

И ушами шевелят.

( кисти рук приставить к макушке, локти развести в стороны, лопатки свести)

Зайкам холодно сидеть,

(встать, ручки встряхнуть, расслабить)

Надо лапки им погреть.

(поглаживающие движения обеих рук)

Зайкам холодно стоять,

Надо зайкам поплясать

(потопать на месте)

  1. Развитие фонематического анализа.

– Молодец. Мы с тобой отдохнули, а теперь давай покажем Зайке, как ты умеешь узнавать песенку комарика.

– Хлопни в ладоши, если услышишь в слове песенку комарика: зонт, кот, коза, дверь, волк, ветер, зуб, рот, роза, замок, метель, золото.

  1. Подведение итогов.

– А теперь давай напомним Зайке, чем мы сегодня занимались, прежде чем он отправится обратно домой в Волшебный лес. Чью песенку мы сегодня научились петь?

– Как она поется? В каком положении губы, зубы и язык?

Ребенок повторяет артикуляцию звука [з].

– Молодец. Ты сегодня хорошо поработал, и теперь Зайка отправляется домой. А мы с тобой увидимся на следующем занятии.

Конспект занятия “Дифференциация звуков “с-з”
план-конспект занятия (логопедия, старшая группа) на тему

Цель занятия: развитие фонематического слуха, формирование навыка дифференциации звуков “с-з”.

Читайте также:
Презентация Детёныши домашних животных

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_s-z.doc 40 КБ

Предварительный просмотр:

по звуковой культуре речи для детей старшего возраста.

Цель . Развитие фонематического слуха, формирования навыка дифференциации звуков.

– образовательные : учить детей дифференцировать звуки «с»,»з»;упражнять в отчетливом произношении звуков «с», «сь»,»з»,»зь»;называть слова, в которых они слышаться ; учить вычленять из фразы слова, в которых есть тот или иной звуки отчетливо их произносить.

– развивающие: развивать слуховую память; продолжать формировать фонематический слух и восприятие; закреплять навык координации речи и движений; развивать общую и артикуляционную моторику; формировать темп и ритм речи; учить подбирать близкие по смыслу и звучанию слова.

– воспитательные : учить детей заниматься сообща, слушая ответы товарищей; уметь дополнять; прививать детям навыки трудолюбия.

Предметные картинки, в названиях которых присутствуют звуки «с», «з»; светофоры ( белый и черный);фишки- солнышко; тексты загадок с отгадками на изучаемые звуки; скороговорка; стихотворение « Считалочка» ; Петрушка; предметы, в названиях которых есть звуки «с», «з»;предметные картинки с изображениями посуды, мебели, игрушек; игра « Закончи стихотворение».

  1. Организация начала занятия .

Логопед . Кто из вас вспомнит ,какой звук слышится , когда летит комар?

Логопед. А когда льется вода?

Логопед. Давайте с вами поиграем, если услышите звук «З», прогоняйте комара; если звук «С»- умывайтесь.

Логопед . А теперь я буду говорить слова , а вы внимательно слушайте и называйте правильно звук: кислый, заяц, суровый, снегирь, зеленый, слева, озорник, внизу( хоровые ответы).

Логопед. Внимание, задание меняется: звук не называете, а сигналите светофором, «с», «сь»- белым, «з» , «зь» – черным: озеро, синичка, заря, серебряный, сахар, золотой.

  1. Основная часть занятия .

Логопе д. Ребята, посмотрите внимательно на картинку. Что здесь нарисовано?

Дети. На картинке нарисовано солнце.

Логопед . Какой звук стоит в начале слова?

Дети . Слово начинается со звука «С».

( Игра продолжается с картинкой звезда).

Логопед . А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру « Угадай-ка».

( На столе разложены мелкие предметы. Дети, выходящие к доске, берут любой из них, называют, выделяя голосом знакомый звук, и кладут либо к картинке со звездой, либо с солнцем, аргументируя свой ответ. Остальные дети на правильность ответа реагируют хлопком.)

Логопед. Ребята, назовите ,пожалуйста, такие предметы, которые относятся к посуде, со звуками « с», « сь».

Дети. Стакан, сковорода, кастрюля, сахарница…

Логопед . А теперь слова, которые относятся к мебели.

Дети. Стол, стул, кресло…

Логопед . Сейчас я попрошу вас назвать игрушки, в названиях которых есть звуки «з», «зь».

Дети. Заяц, поезд, знаки, зеркало, звери…

Логопед. Я предлагаю вам встать в круг, повернутся лицом к центру круга и поиграть со мной.

Раз, раз, раз – утром вытрясем матрас,

Два, два, два – расколи скорей дрова,

Три, три, три – подмети и не сори,

Четыре, четыре – прибери в своей квартире,

Пять, пять, пять – можно выйти погулять.

Логопед . А теперь послушайте внимательно скороговорку.И кто услышит , запомнит и назовет слова со звуком « С», тот получит солнышко.

Сорок сорок в короткий срок съели сырок.

Логопед . Кто назовет слова?Давайте повторим хором, потом индивидуально.

( По аналогии проводится работа со скороговоркой : « Соня Зине принесла бузины в корзине».)

Логопед . Дети , посмотрите к нам пришел Петрушка. Ой, куда же ты? Спрятался. Давайте позовем его веселым голосом( хором).

( Петрушка появляется и пляшет.Тихо- ложится спать. Медленно- бредет вперевалочку. Быстро- скачет. Грустно- плачет.)

Логопед .Ребята, давайте поиграем в игру « Закончи стихотворение».

Слова нужно подбирать близкие по смыслу и звучанию. Знакомые звуки «с», «сь» выделять голосом.

С утра из магазина несла покупку …(Зина).

Заглянула в дверь коза, очень грустные …( глаза).

Для птенцов и для зверят тоже нужен …( детский сад).

На даче в лесу были разные птицы: сороки, стрижи, воробьи и …( синицы).

Логопед. Молодцы! А теперь я вам загадаю загадку, а вы отгадку найдете среди этих картинок и скажете, есть ли в отгадке звуки « с- сь», «з-зь».

Дружбу он с дождем ведет, вместе с ним гулять идет. ( Зонт).

На земле ползает, а к себе не подпускает. ( Змея).

Четыре братца под одной крышей стоят. ( Стол).

Белая скатерть все поле покрыла. ( Снег).

Мягкие лапки, а лапках царапки. ( Кошка).

  1. Окончание занятия.

Логопед. Вот и подошло к концу наше занятие. Все вы сегодня показали себя умными детьми. Давайте вспомним , чем мы сегодня занимались?

Дети. Мы повторяли звуки «с-сь», «з-зь», называли слова с этими звуками; подбирали картинки на эти звуки; играли с Петрушкой; отгадывали загадки ; учили скороговорки; играли в поэтов.

Логопед. Я предлагаю вам и дома с родителями поиграть в такие же игры на звуки « с-сь» и « з-зь».А еще я бы хотела , чтобы вы мне принесли рисунки с изображениями предметов на заданные звуки.

Спасибо всем, до свидания!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия. Дифференциация звуков [с], [с’], [з], [з’]

Уточнить артикуляцию при произнесении звуков [с], [с’], [з], [з’], акустические признаки звуков. Отрабатывать отчетливое произношение звуков [с], [с’], [з], [з’]. Отрабатывать отчетливое произноше.

Конспект занятия “Дифференциация звуков Ш-Ж”

Развитие фонематических представлений, обучение дифференциации звуков Ш – Ж, развитие звукобуквенного анализа слов, развитие навыка чтения.

Конспект занятия “Дифференциация звуков Л – Р”

Конспект подгруппового занятия “Формирование правильного звукопроизношения и подготовка к обучению грамоте” с детьми подготовительной логопедической группы с заключением “ОНР 3 уровня речевого развити.

Конспект занятия “Дифференциация звука Б”

Предлагаю вашему вниманию конспект занятия “Дифференциация звука Б”.

Конспект занятия “Дифференциация звуков С, С’ – З, З’. Весна”.
Конспект занятия “Дифференциация звуков С и Ц”

Представляю Вашему вниманию конспект открытого занятия для детей 6-7 лет с ФФНР.

Конспект занятия “Дифференциация звуков д и дь у детей подготовительной логопедической группы с ОНР”. Анализ занятия.

1. Тема занятия «Дифференциация звуков [д] и [дь].Данная тема в общей системе логопедической работы запланирована в плане работы.

“Звуковая культура речи. Дифференциация звуков С-З”

Содержимое публикации

Вид занятия: Звуковая культура речи.

Тема: « Дифференциация звуков С – З»

Цель: Закрепление правильного произношения звуков С– З;

Образовательные задачи:

Учить детей дифференцировать звуки С и З: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками. Развивать умение слышать в рифмовке выделяемое слово.

Развивающие задачи:

Развивать фонематический слух.

Воспитательные задачи:

Воспитывать внимательность, активность.

Подготовка воспитателя к занятию:

1. «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.

2. Пособие по развитию речи в старшей группе «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой В. Гербовой, Т. С. Комаровой

Предварительная работа: разучивание чистоговорок.

Оборудование и дидактический материал: иллюстрации зайца и совы, карточки с изображениями слов со звуками Си З, корзинки.

Организация детей: на ковре, на стульчиках.

Ход занятия

Организационный момент, введение в тему.

Дети стоят на ковре, образовав круг.

– Ребята, скажите мне, пожалуйста, вы знаете, что такое волшебство? А где бывает волшебство? А вы хотите попасть в сказку? Мы с вами сегодня отправимся в волшебный мир звуков. В волшебном мире звуков, так же, как и в сказках, много разных царств – государств, ведь звуков тоже много. А в гости, к каким звукам мы с вами сегодня отправимся, вы узнаете из загадок:

2. Объявление темы занятия.

Итак, первая загадка:

Всю ночь летает

Спать летит в дупло (сова).
Угадали, кто это? А теперь скажите мне, с какого звука начинается слово Сова?
Правильно, в этом царстве Сова –хозяйка звука «С».
Одному звуку в царстве жить скучно, поэтому вместе со звуком «С», живет еще один звук, а какой, угадайте.

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной

И стоит среди травы

Уши больше головы. (Заяц).

Молодцы, угадали. А вы знаете с какого звука начинается слово Заяц?

Правильно. Зайка –хозяин звука «З» в волшебном царстве.

Вы уже догадались, в царство каких звуков мы попали? Царство звуков «З и С».

А вот и хозяева нас встречают, давайте с ними поздороваемся.

Почему – то наши хозяева царства грустные, что же могло случиться? Хотите узнать? Оказывается, злая черная колдунья заколдовала их замок и все звуки «З» и «С» пропали. Теперь в эти звуки не звучат в их царстве, а без них, все слова стали непонятными. Зайка и Сова просят вас помочь им расколдовать злые чары колдуньи и тогда снова появятся в царстве пропавшие звуки. Ребята, а, чтобы колдовство исчезло, нужно выполнить несколько заданий. Как вы думаете, справитесь? А Зайка и Сова будут нам помогать.

Выделение звука на слух

– Сейчас мы с вами поиграем. Я буду называть звуки, слоги и слова, где есть звуки З и С. Если вы услышите звук С, то хлопните в ладоши, а если звук З – топаете. (а, с, п, р, з, с, т, в, д, з, с, с; ар, за, ас, са, ро, зы, де, се, фа, ву, ес, зу, зы, со, шо; мак, мука, суп, лес, ведро, заяц, дерево, бусы, сова, тетрадь, ручказебра,).
– Молодцы, ребята, вы внимательно слушали, поэтому правильно справились с заданием.

Произношение звука С в словах. Определение заданного звука в слове.

– Дети, перед вами две коробки – зеленого и синего цветов, которые принесли нам Зайка и Сова. А также они принесли нам карточки, которые перемешались между собой. Наши звери просят нас им помочь. Сейчас я каждому из вас раздам по две карточки, вы должны подумать и положить в коробку зеленого цвета – карточки, слова на которых начинаются на звук З, а в синюю – карточки, слова на которых начинаются на звук С. Чтобы вам понять, на какие звуки начинаются слова, вам нужно произнести слова вслух. Затем мы все вместе проверим, как вы выполнили задание.

В процессе выполнения контролирую детей, помогаю при необходимости.
– Молодцы, ребята, вы все справились с заданием и правильно разложили карточки: в синюю коробку со звуком С, а в зелёную со звуком З.

Чтение чистоговорок.

Ребята, вот Сова говорит, что она очень любит чистоговорки, потому что они помогают чисто, правильно и красиво разговаривать. Сова предлагает вам поиграть. Я буду называть предложения, а вы за мной повторяйте:

Са-са-са – вот летит оса.
Су-су-су – не боюсь осу.
Сы-сы-сы – нет осы.
Со-со-со – у Сони колесо.
Ся-ся-ся – мы видели гуся.
Се-се-се – еду на гусе.
Си-си-си – сено принеси.
За-за-за – вот идет коза.
За-за-за – вот летает стрекоза.
За-за-за – у куклы синие глаза.
Зу-зу-зу – накормлю козу.
Зу-зу-зу – не боюсь козу.
Зы-зы-зы – нет козы.
Зы-зы-зы – у меня две козы.
Зя-зя-зя – мы видели язя.
Зи-зи-зи – резину привези.

Физкультминутка

– А сейчас давайте немного отдохнем и поиграем. Повторяйте за мной слова и движения:

Шла коза по лесу, по лесу, по лесу,

(шагаем на месте, показываем рожки над головой)

Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу.

(прикладываем растопыренные пальчики к голове – корона)

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,

(выбрасываем поочередно вперед ноги)

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем, потопаем,

(качаем головой вправо-влево)

И снова начинаем!

Звуковой анализ слова

-Дети, назовите все звуки в слове СОВА.

Проводится звуковой анализ слова СОВА.

– Давайте пропоём слово сова (сссссооооовввввааааа).

– Назовите первый звук в слове с-с-с-сова. Какой это звук? Звук С – согласный. Твердый или мягкий? Твердый. Звонкий или глухой? Глухой. Каким цветом мы обозначаем твердые согласные? Правильно, синим цветом.

– Какой второй звук в слове со-о-о-ва? Звук А. Какой это звук? Гласный. Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? Правильно красным цветом.

– Какой третий звук в слове сов-в-в-ва? Звук В. Какой это звук? Звук В согласный. Твердый или мягкий? Твердый. Звонкий или глухой? Звонкий.. Каким цветом мы обозначаем твердые согласные? Правильно, синим цветом.

– Какой последний звук в слове сова-а-а? Звук А. Какой это звук? Гласный. Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? Правильно красным цветом.

– Ребята, а как узнать, какой слог ударный?
– Молодцы, ребята, вы все правильно сказали.

– А теперь каждый самостоятельно за столами разберёт слово заяц, а Маша разберёт его у доски. А затем проверим друг друга.

Устно опрашиваю детей.

8. Подведение итогов занятия и оценка деятельности детей.

– Какие звуки мы сегодня проходили?

– Давайте вспомним, во что мы играли на сегодняшнем занятии?

– Назовите слова со звуком С, со звуком З.

– Ребята, вы молодцы, справились со всеми заданиями. Сегодня мы продолжили знакомство со звуками. Мне понравилось, что вы сегодня активно работали, были внимательны.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: