Конспект занятия – Автоматизация звука (Л) в словах, словосочетаниях, предложениях

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах, словосочетаниях и предложениях

Елена Мишустина
Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах, словосочетаниях и предложениях

Тема: «Поможем Золушке попасть на бал»

Цель: автоматизация звука [Л] в словах, словосочетаниях и предложениях.

Коррекционно-образовательные:

– закреплять правильное произношение звука [л] в слогах, словах, предложениях;

– закреплять понятие «согласный звук», уточнять особенности артикуляции звука [л];

– закреплять умение образовывать уменьшительно – ласкательную форму существительных;

– закреплять умение согласовывать числительные с существительными;

– учить подбирать прилагательные к существительным.

Коррекционно-развивающие:

– развивать мимическую мускулатуру лица;

– совершенствовать координацию движений рук и артикуляционного аппарата по средствам биоэнегропластики;

– развивать фонематическое восприятие: упражнять в нахождении слов со звуком [л], упражнять в определение позиции звука в слове;

– развивать психологическую базу речи (восприятие, внимание, память, мышление);

– уточнять и расширять словарный запас по теме «Одежда».

Коррекционно-воспитательные:

– воспитывать самоконтроль за речью, умение вслушиваться в речь логопеда;

– воспитывать интерес к логопедическим занятиям через применение игровых приёмов, усидчивость;

– воспитывать положительные личностные качества (доброта, взаимопомощь).

Оборудование: зеркала, макет «Артикуляция звуков», игра «Большая стирка», игрушки, в названии которых есть звук [л], ящик, карточки для физминутки, разрезные картинки, пальчиковые дорожки (рисуем двумя руками, фломастеры и смайлики (для рефлексии, ПК, презентация к занятию.

Форма организации: индивидуально-подгрупповая.

Методы и приёмы: словесные, практические, демонстрационные; игровая ситуация; игровые упражнения.

Педагогические технологии: игровые технологии; здоровьесберегающие технологии; ИКТ-технологии.

Предварительная работа: чтение сказки «Золушка» Ш. Перро, беседа.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Л. : Алёна, Никита, здравствуйте! Я рада вас видеть! Какое у вас настроение?

Л. : Садитесь удобно, спинку не забывайте держать прямо. Начинаем наше занятие!

Л. : Давайте вспомним, с чего начинается каждое наше занятие… Правильно, с зарядки. Смотрите в зеркало и начинаем.

II. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.

«Заборчик», «Улыбочка» – «Трубочка», «Блинчик», «Вкусное варенье», «Качели», «Почистим верхние зубки», «Парус», «Лошадка», «Пароход гудит».

III. Сообщение темы занятия.

Л. : Мы размяли наш язычок и теперь можем отправляться в сказку. А к кому, догадайтесь. Я загадаю загадку, а вы послушайте внимательно и отгадайте.

Сестрам с мачехой стирала

И горох перебирала

По ночам при свечке,

А спала у печки.

Хороша, как солнышко.

Р. : Золушка!

Л. : Правильно, мы отправляемся в гости к Золушке! (Появляется слайд с изображение Золушки).

А вы заметили, что в ее имени есть звук, над которым мы работаем в последнее время. Я сейчас еще раз произнесу это слово, а вы послушайте, и скажите, о каком звуке идет речь. (Логопед произносит слово, выделяя голосом звук [Л])

Р. : Это звук [Л]!

Л. : Верно! Мы будем продолжать учиться произносить звук [Л] правильно.

IV. Анализ артикуляции звука по плану. Характеристика звука[Л].

Л. : Давайте вспомним, как правильно произносится звук [Л] – в каком положении находятся губы, язычок….(Макет «Артикуляция звуков»)

(Ребёнок произносит звук [Л] изолированно перед зеркалом.)

Л. : Ребята, скажите, какой звук [Л]?

Р. : (согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом)

Психогимнастика (элементы здоровьесберегающей технологии) (Слайд)

Л. : Ребята, посмотрите на Золушку и скажите, какая она? (Золушка добрая, ласковая, милая, славная, грустная, печальная)

Л. : Почему Золушка такая печальная? (Потому что она хочет попасть на бал, но у нее много работы.)

Л. : Покажите, как огорчилась Золушка, которую не взяли на бал?

Л. : А кто поехал на бал?

Л. : Придумайте имена её сестрам так, чтобы в их имени был звук [Л]

Л. : Изобразите злую мачеху.

Л. : Кто помог Золушке?

Л. : Изобразите добрую Фею. (Волшебницу)

Л. : Ребята, что мы можем сделать для того, чтобы Золушка все-таки успела на бал?

Р. :Помочь справиться с заданиями, которые приказала выполнить мачеха.

V. Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Произношение звук [Л] в слогах.

Л. : Золушка очень трудолюбивая и всегда работает и поет песенки. Давайте споём вместе с Золушкой.

Ла-ло-лы ал-ол-ул ала-ола-ула

Ло-лу-лэ ол-ил-ел оло-ало-ило

Лу-ла-лы ил-ул-ол и т. д.

Л. : Молодцы, у вас отлично получилось!

Автоматизация звука Л в словах, словосочетаниях и предложениях.

Первое задание. Развитие фонематического слуха. Игра «Веселая стирка»

Л. : Злая мачеха приказала Золушке постирать одежду, только ту, в которой есть звук [Л].

Не забывай выделять этот звук.

Читайте также:
Инновации в системе дошкольного образования

Второе задание «Назовите ласково». (Слайд) (Например, голубенький халатик)

Третье задание.

Л. : Золушка все постирала и повесила сушить. Что повесила Золушка сушить?

Р. : Золушка повесила голубую блузку.

Л. : Молодцы! И с этим заданием вы справились правильно и быстро!

Четвертое задание «Уборка в доме» (Слайд)

Л. : А теперь Золушке нужно помочь убрать в комнате, разложите все предметы по местам.

В первом шкафчике должны лежать только те предметы, в названиях которых звук [Л] находится в начале слова.

В средний шкафчик нужно положить предметы, в названиях которых звук [Л] находится в середине слова.

А в третьем шкафчике должны лежать только те предметы, в названиях которых звук [Л] находится в конце слова.

Л. : Называй игрушки и прячь их в нужный шкафчик.

(Задание дети выполняют стоя около стола)

Л: Здорово! У вас очень хорошо получается помогать Золушке! Но, наверное, вы устали. Давайте немного отдохнем и поиграем.

VI. Физминутка (Игра с движением)

Дети по карточкам составляют словосочетание (числительное и существительное) и выполняют нужное упражнение в соответствии с количеством предметов, изображенных на карточках.

Мы присядем столько раз,

Сколько лавочек у нас. (Одна лавочка)

Наклонились столько раз,

Сколько булавок у нас. (Пять булавок)

Мы подпрыгнем столько раз,

Сколько стульчиков у нас. (Два стула)

Сколько пчелок пролетело? (Три пчелки)

Пятое задание. Игра «Четвёртый лишний»

Л. : Молодцы, вы и с этим заданием справились!

Л. : Ребята, посмотрите на нашу Золушку, готова ли она теперь к балу?

Р. : У нее нет платья.

Л. : А на чем она поедет на бал?

Л. : Помогите Золушке найти их. (Дети собирают разрезные картинки – платье, карета)

Л. :А теперь, расскажи, какое платье у Золушки? (Красивое, праздничное, длинное, голубое, пышное).

Л. : Золушка очень довольна, что у нее есть такое красивое платье и карета. И теперь она сможет отправиться на бал, но дворец находится очень далеко. Как же ей добраться до него?

VII. Кинезиологическое упражнение (Рисуем двумя руками) «Пальчиковые дорожки»

Упражнение на развитие долговременной памяти «Подскажи слов а?»

Л. : Пока Золушка едет на бал, давайте вспомним все то, что делала Золушка. (Слайд)

Лось-лось-лось – трудно Золушке ….жилось.

Лат-лат-лат – постирала свой …халат.

Елка-елка-елка – у Золушки ….метёлка.

Лы-лы-лы – подмела она …полы.

Ла-ла-ла – все игрушки ….убрала.

Ела-ела-ела – всё сделать Золушка ….успела.

Ал-ал-ал – теперь спешит она на …. бал.

VIII. Итог занятия. Рефлексия.

Л. : Молодцы! Вы справились правильно и быстро со всеми заданиями, и помогли Золушке попасть на бал! Помогать друг другу очень важно, не правда ли? (Дети отвечают)

Наше занятие подошло к концу. У вас на столе лежат смайлики. Нарисуйте своё настроение. Если у вас все получилось и занятие понравилось, то улыбку, если было трудно, нарисуйте грусть.

Прикреплённые файлы:
prezentacija-k-zanjatiyu_pk54t.pptx | 15857,63 Кб

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [р] в словах и словосочетаниях» Цель:автоматизировать звук [р] в словах и словосочетаниях. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в употреблении слов и.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л’] в словах и предложениях Занятие проводится на материале лексической темы «Лето. Лес». Задачи: Коррекционно-образовательные: – Закреплять произношение звука [л’].

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словах и предложениях Цель: автоматизировать звук [р] в словах и предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: – закреплять правильное произношение звука.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Образовательные: – закреплять правильное произношение звука [л].

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях» Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук.

Конспект индивидуального открытого занятия для детей с ТНР «Автоматизация звука [Ш] в словах, предложениях и тексте» Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в словах, предложениях и тексте. Задачи: Коррекционно – образовательные: – Закреплять правильный.

Конспект логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука [Ч] в слогах, словах, предложениях» Цель: – закрепить правильную артикуляцию при произнесении звука [Ч ]; – автоматизация этого звука в слогах, словах, предложениях; – учить.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [Р’] в словах и предложениях» Цель: автоматизация звука [РЬ] в словах и предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать произношение звука в словах.

Читайте также:
Возможности современного оборудования в деятельности учителя-логопеда по сопровождению детей с ОВЗ

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в словах и простых предложениях «В гости к Мишке.» Конспект подгруппового логопедического занятия с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации.

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [С] в старшей группе в форме квест-игры «Путешествие за сокровищами» Цель: закрепление произношения звука [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: – уточнять и совершенствовать.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [л] на тему: “Одеяло для зайки Лапушки”.

Возраст ребенка: 6 лет.

Цель: Закрепление произношения звука [л] в прямых, обратных слогах и словах.

Задачи:

  1. Уточнить характеристику и артикуляцию звука Л;
  2. Закрепить названия цветов;
  3. Закрепить обобщающие понятия “посуда”, “инструменты”, “транспорт”, “одежда”, “овощи”, “цветы”, “мебель”, “продукты питания”, “школьные принадлежности”, “птицы”, “дикие животные”;
  4. Обогащать словарный запас (благотворительность, приют, поддержка).
  1. Развивать моторику артикуляционного аппарата, фонематический слух;
  2. Развивать умение понимать обращенную речь;
  3. Развитие связной речи, умения вести диалог;
  4. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
  5. Развивать общую и мелкую моторику.
  1. Воспитывать у детей любовь и сострадание к ближним , желание помочь в трудной ситуации;
  2. Познакомить с понятием « благотворительность».
  3. Воспитывать желание правильно произносить звуки речи;
  4. Воспитывать самоконтроль;
  5. Воспитывать положительную мотивацию на занятии.

Формы организации деятельности ребенка: Игра, диалог с логопедом о благотворительности.

Оборудование: Дидактическая игра “Логопедическая слоговая ходилка”, кубик, фишка, дидактическая игра “Четвертый лишний” (на автоматизацию звука [л]), дидактическая игра “Логопедическая ромашка”, предметные картинки: лампочка, футболка, полотенце, стул, лыжи, соска, автобус, свинья, совок, самокат; квадраты из картона четырех цветов: красный, голубой, зеленый, синий; конверт с письмом, почтовая коробка, презентация “Письмо от зайки Лапушки”.

Степень вовлеченности в благотворительность: ребенок впервые услышит о благотворительности.

План занятия:

  1. Организационный момент (вводное слово)
  2. Автоматизация звука [л] в слогах.
  3. Автоматизация звука [л]в словах.
  4. Динамическая пауза
  5. Развитие фонематических процессов
  6. Рефлексия, итог занятия

Ход занятия

1. Организационный момент (вводное слово)

Логопед: Здравствуй! Сегодня мы с тобой сделаем доброе дело. Как ты думаешь для чего нужно добро? Тебе нравится, когда делают добро для тебя? А какое добро ты можешь сделать для других?

Логопед: Получать добро – это очень приятно. Но еще приятнее делать добро для других. Особенно для тех, кому нужна поддержка. Нам пришло письмо из больницы для зверят.

Маленьким зайчатам нужны теплые одеяла. Врачи просят нас с тобой сделать одеяло для маленького зайчика по имени Лапушка. Поможем сделать одеяло для Лапушки?

Ребенок: Да!

2. Автоматизация звука [л] в слогах.

Логопед: В письме из больницы есть несколько заданий для тебя. За каждое правильно выполненное задание ты получишь цветной квадрат, из которых мы потом соберем одеялко для Лапушки.

Вот первое задание: перед тобой поле, на котором указана дорожка из слогов, ты будешь кидать кубик и переставлять фишку на указанное количество шагов, а затем произносить слоги, на которых окажется твоя фишка.

Дидактическая игра “Логопедическая слоговая ходилка”.

Логопед: Молодец! Ты правильно выполнила задание и получаешь фигуру для одеяла. Зайчик Лапушка долгое время не видела свою маму, так как давно болеет. Наше одеялко поможет ему меньше грустить и скорее поправиться. Как ты думаешь, что еще может порадовать зайчиков, которые болеют? Что мы с тобой можем сделать еще, кроме одеялок?

3. Автоматизация звука [л]в словах

Логопед: Ты правильно рассуждаешь. А мы с тобой продолжаем выполнять задания из письма. Второе задание: я буду показывать карточки с четырьмя картинками, а ты рассмотришь их, назовешь и скажешь, какая из картинок лишняя и почему.

Дидактическая игра “Четвертый лишний”

Логопед: Умница! Ты выполнила задание и получаешь новую фигуру для одеяла.

Слышала ли ты когда-нибудь слово “благотворительность”? Как ты думаешь, что оно обозначает? Благотворительность – это помощь тем, кто слабее тебя и нуждается в помощи. Кому бы ты могла помочь?

4. Динамическая пауза

Логопед: Мне очень понравились твои ответы. А нам пора выполнить третье задание для того, чтобы скорее собрать одеяло для зайчика Лапушки.

Третье задание: физминутка.

Ла-ла-ла (три хлопка),
Мила пол мела (наклон туловища вперед, махи руками в стороны).

Лу-лу-лу ( три хлопка),
Слава взял пилу (движения, имитирующие пилку дров).

Ул-Ул-Ул (три хлопка),
Михаил уснул (присесть, руки под голову).

Читайте также:
Совместная деятельность логопеда с детьми (ОНР-III, второй год обучения)

Логопед: Замечательно! Ты прекрасно выполнила задание. Вот еще один квадрат для одеяла.

Помогать тем, кому это необходимо, это очень хорошо. Когда мы делаем добро, то и весь мир делается добрее. Помогать можно не только людям, но и животным. Для этого взрослые открывают приюты, а старшие ребята помогают ухаживать за животными. Давай помечтаем, как бы ты могла помочь животным?

5. Развитие фонематических процессов

Логопед: Очень хорошо! Давай выполним последнее задание и соберем одеяло для Лапушки.

Четвертое задание: нужно собрать ромашку, но ромашку не простую, в ней должны быть лепестки со словами, в которых есть звук [л].

Дидактическая игра “Логопедическая ромашка”.

Логопед: Ты совершенно верно выполнила задание! Вот последний квадрат для одеяла. Давай посмотрим, квадраты каких цветов у нас есть.

Ребенок: Синего, зеленого, красного и голубого.

Логопед: Правильно, а теперь подумай, как можно красиво расположить квадраты, чтобы получилось красивое одеяло, которое поднимет настроение больной зайке Лапушке.

Ребенок составляет из квадратов большой квадрат по своей задумке и наклеивает их на лист бумаги. Получается “одеяло”.

Логопед: У тебя получилось очень яркое и красивое одеяло. Молодец! Давай мы теперь отправим его в почтовой коробке в больницу.

Ребенок кладет одеяло в коробку, логопед уносит ее из кабинета.

6. Рефлексия, итог занятия.

Логопед: Тебе понравилось помогать зайке?

Ребенок: Да!

Логопед: Я надеюсь, что ты не перестанешь делать добрые дела. Твоя помощь – это и есть благотворительность. Сегодня ты сделала мир немного добрее и лучше. Помогай всем, кому нужна помощь и поддержка, и тогда все вокруг будут брать пример с тебя и тоже будут делать добро другим.

Смотри, нам пришло письмо на электронную почту! (Презентация “Письмо от зайки Лапушки, слайд 1, 2) А в нем фотография зайки Лапушки с твоим одеялом. (Презентация “Письмо от зайки Лапушки, слайд 3,4, 5, 6) Смотри, какое настроение у зайки?

Ребенок: Хорошее. Зайка улыбается.

Логопед: Да, верно! Лапушка улыбается, она написала нам письмо:

Спасибо вам за красивое теплое одеяло! Оно мне очень нравится, оно такое яркое, что мне уже не хочется грустить, и я чувствую себя гораздо лучше. Когда я поправлюсь, то приеду к вам в гости вместе с моей мамой.

До встречи! Зайка Лапушка.”

Ты рада, что зайка выздоравливает?

Ребенок: Да!

Логопед: Я надеюсь, что вы станете добрыми друзьями. А наше занятие закончилось. До следующих встреч!

Вариант последействия:

После проведения занятия учителем– логопедом были связаны из пряжи синего, голубого, зеленого и красного цветов квадраты, которые были соединены по схеме, составленной ребенком. Данный кусочек одеяла, а также квадраты, связанные из оставшейся пряжи, отправляются волонтерам благотворительного проекта “Одеяло дружбы” (г. Санкт-Петербург), где впоследствии собираются одеяла для жителей домов престарелых, детей сирот, особенных детей, детей из малообеспеченных семей, выпускников детских домов. После отчета организатора проекта, учителем-логопедом составляется презентация, где рассказывается, какое одеяло получилось, куда оно отправилось и кем было получено. Презентация сопровождает беседу с детьми старшей возрастной группы о благотворительности, или мероприятие для детей с родителями. После чего предлагается поучаствовать в подобной акции мамам, бабушкам детей, предложить связать квадраты для проекта и отправить совместную посылку волонтерам.

Примечания:

Дидактические игры, используемые на занятии:

1) “Логопедическая слоговая ходилка”. Цель: автоматизация звука [л] в прямых слогах, закрепление навыка счета до 6. Оборудование: игровое поле, кубик, фишка. Правила игры: ребенок бросает кубик, передвигает фишку на выпавшее количество шагов и либо сам (если ребенок умеет читать), либо с помощью логопеда называет слог. Игра ведется до тех пор, пока ребенок не пройдет все поле.

Речевая инструкция: “Перед тобой игровое поле, сейчас ты кинешь кубик и передвинешь фишку на то количество шагов, сколько выпало на кубике, назови слог, на котором стоит твоя фишка повтори за мной слог.”

Примечание для логопедов: Игровое поле можно заламинировать, а слоги наклеить сверху на клейкую ленту, тогда игру можно использовать не только для автоматизации [л], но и других звуков и в разных позициях (прямые, обратные слоги, слоги со стечением, закрытые слоги).

2) “Четвертый лишний”. Цель: автоматизация звука [л] в словах, закрепление обобщающих понятий “посуда”, “инструменты”, “транспорт”, “одежда”, “овощи”, “цветы”, “мебель”, “продукты питания”, “школьные принадлежности”, “птицы”, “дикие животные”. Правила игры: перед ребенком по очереди выставляются карточки с четырьмя изображениями, ребенок называет каждое изображение, а потом говорит, что лишнее и почему.

Читайте также:
Логопедическое занятие по теме: Дифференциация звуков С-Ш в слогах, словах и предложениях

Речевая инструкция: “Перед тобой карточка с картинками, назови их. Какая картинка лишняя и почему?”

3) “Логопедическая ромашка”. Цель: Автоматизация звука [л] в словах, развитие фонематического слуха и восприятия, развитие умения находить заданный звук в словах. Правила игры: в середине ромашки картинка– символ изучаемого звука, ребенку предлагается назвать по очереди изображения на лепестках и собрать на цветочке только те лепестки с картинками, в названии которых есть звук [л].

Речевая инструкция: “У меня есть необычная ромашка, но ее лепестки рассыпались, помоги мне собрать их. На каждом лепестке есть картинка. Для ромашки подойдут только картинки, в названии которых есть звук [л]. Назови каждую картинку и скажи, подходит ли она для нашей ромашки.”

Примечание для логопедов: Если сделать на лепестке кармашек из прозрачной пленки, то данную игру можно использовать также и с другими звуками, или для закрепления обобщающих понятий.

К конспекту занятия прилагается презентация:

1) Презентация “Письмо от зайки Лапушки”. Данная презентация используется непосредственно для занятия. На слайдах 3– 6 размещены изображения зайчика, а также 4 варианта расположения квадратов для одеяла. В момент занятия, когда ребенок распологает квадраты, логопед находит подходящее по комбинации изображение. Далее, при демонстрации презентации, после слайда с текстом письма (слайд 2) логопед переходит на подходящий слайд (Правая кнопка мыши – перейти к слайду – слайд. ). Если изображение на слайде подходит по цвету, но в отраженном варианте, то, пока ребенок наклеивает квадраты на лист бумаги, логопед в презентации (режим редактирования), переворачивает изображение до необходимого варианта (левая кнопка по рисунку – раздел “Формат” – повернуть – повернуть вправо влево на 90° – отразить сверху вниз слева направо).

Конспект индивидуального логопедического занятия (подготовительная группа) Тема: «Автоматизация звука [Л] словах, предложениях»

Разделы: Логопедия

Цель: автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Образовательные:

  • закреплять правильное произношение звука [Л] в слогах, словах, предложениях.
  • обогащение и расширение словарного запаса;

Коррекционные:

  • развивать внимание, фонематический слух;
  • закреплять навыки звукового анализа и синтеза;

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, интерес к занятию.

Методы и формы работы:

  • словесно-наглядный;
  • фронтальная беседа;
  • практический (упражнения).

Оборудование: зеркало, чудесный мешочек, Су-Джо мяч и кольцо, презентация.

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед: Сегодня у нас на занятии новый гость. Послушай, загадку и попробуй догадаться кто это?

Кто в лесном дупле живет?
Кто орешки всё грызет?
Кто грибы на ветках сушит?
С кисточками ее уши.
Пушистый теплый хвост, как грелка,
Ну, конечно, это – … (Белка)

Логопед: Правильно, это Белка. Произнеси слово Белка ласково.

Ребенок: Белочка.

Белочка очень любит собирать орешки и грибы. Белка пришла послушать, как ты произносишь звук [Л] и поиграть с тобой в разные игры.

2. Артикуляционная гимнастика

Логопед: Но сначала давай сделаем зарядку для язычка. А в этом тебе помогут «Веселые картинки». Посмотри на них и делай так же.

“Улыбка», «Хоботок», «Лопатка», «Качели», «Часики», «Вкусный мед».

– Молодец, Белочке понравилось.

3. Автоматизация звука [Л] в слогах

Логопед: Давай покажем Белочке как может гудеть пароход.

Песенка звука [Л] – «Пароход гудит» л-л-л-л.

Артикуляция звука: губы в «улыбке», язычок смотрит вверх и упирается в верхние зубки.

Логопед: Белочка любит петь песенки. И хочет, чтобы ты тоже спел (а) для нее. А поможет тебе пирамидка. (ребенок произносит слог на каждое кольцо).

ла-ла-ла-ла ала-ала-ала-ала
лу-лу-лу-лу улу-улу-улу-улу
лы-лы-лы-лы ылы-ылы-ылы-ылы
ло-ло-ло-ло оло-оло-оло-оло

4. Автоматизация звука [Л] в словах

Логопед: Белочка принесла картинки. Назови картинки, в названии которых есть звук [Л].

Игра: «Чудесный мешочек»

(ребенок называет картинки на слайде)

5. Пальчиковая гимнастика с Су-Джок шариком и кольцом

Логопед: Ты хорошо справился с заданием давай поиграем с Су-Джок шариком и кольцом.

«Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке
Продаёт она орешки (надеваем кольцо Су-Джок на большой палец),
Лисичке-сестричке (надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец),
Воробью, синичке (надеваем кольцо Су-Джок на средний палец),
Мишке толстопятому (надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец),
Заиньке усатому (надеваем кольцо Су-Джок на мизинец).

6. Игра «Где спрятался звук»

Логопед: Посмотри на картинки и определи место звука в словах: в начале, в середине или конце слова. А поможет тебе «Звуковой домик» (игра с картинками)

Читайте также:
Словесные игры для детей и их родителей

7. Игра «Посчитай»

Логопед: Ты хорошо умеешь считать. Давай посчитаем картинки при этом ты будешь отчетливо произносить звук [Л].

8. Автоматизация звука [Л] в предложениях

– Белочка решила картинки и схемы предложения, и хочет посмотреть, как ты можешь составлять предложения.

9. Итог занятия.

– Наше занятие подошло к концу. Пора прощаться с Белочкой. Ей пора возвращаться домой в лес. Ты молодец, справился со всеми заданиями. Твой язычок правильно проговаривал звука [Л]. Какая игра тебе понравилась больше всего?

Автоматизация звука [Л] в словах, словосочетаниях, предложениях

Конспект занятия «Автоматизация звука [Л] в словах, словосочетаниях, предложениях»

Цели:

– автоматизировать звук [Л] в словах, предложениях;
– развивать пространственную ориентацию;
– формировать умение оценивать свою деятельность;
– воспитывать в детях доброжелательное отношение к окружающим, любовь к природе;
– стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы;
– развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, интонационную выразительность;
– активизировать словарь по теме «Птицы»;
– закреплять умение образовывать существительные множественного числа именительного падежа, существительные родительного падежа, притяжательные прилагательные, согласовывать числительные с существительными;
– формирование навыка правильного чтения.

Оборудование: картинка-символ звука [Л], «птичий домик», предметные картинки с изображением птиц, карточки-задания «Найди букву Л», геометрические фигуры с буквами, карточки с заданием по чтению, разрезная сюжетная картинка на каждого ребёнка, картинки «Найди отличия».

1. Организационный момент

– Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и нашим гостям. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения.
– Начнём занятие!

2. Актуализация темы занятия

– Послушайте весёлую скороговорку и определите, какой звук повторяется в ней чаще других?

Галка села на палку,
Палка ударила галку.

– Как вы думаете, над каким звуком мы будем сегодня работать?
– Да, мы будем работать над звуком [Л], будем произносить его в словах, предложениях.
– А что необходимо выполнять для того, чтобы хорошо проговаривать все звуки? (Артикуляционные упражнения).

3. Артикуляционные упражнения.

– Выполним упражнения для язычка.

«Часики»,
«Качели»,
«Вкусное варенье»,
«Накажем непослушный язычок»,
«Почистим верхние зубки»,
«Маляр»,
«Индюк»,
«Лошадка».

4. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

– Вспомни, что нужно сделать, чтобы правильно произнести звук [Л]?

Узкий кончик языка
Вверх, в зубы упирается,
А губки улыбаются.
По бокам от языка
Воздух пробирается.
Л – получится певучий,
Плавный, ласковый и звучный.

– Дайте характеристику звуку [Л]. (Согласный, твёрдый, звонкий).
– Выберите символ звука [Л]. (Мальчик в синий курточке с колокольчиком).
– На что похож этот звук? Послушайте! (Летит и гудит самолёт). (Выставляется картинка-символ звука [Л]).
– Произнесите звук [Л]! Старайтесь, следите за произношением звука [Л].

5. «Хлопни в ладошки, если услышишь в слове два звука [Л]»

– Подошёл, плыл, колол, посадил, делал, закрыл, лазил, гладил, уронил, наладил, горел, увидел, ловил, ломал, глотал, вертел, колокол, лопнул, крокодил, слушал, служил, слышал, пропал, получил, улыбался, алфавит, балалайка, гладиолус.

– Какой буквой на письме обозначается звук [Л]? (Буквой Л).
(Выставляется буква).
– Пропишите эту букву в воздухе.
Работа с карточкой.
– Найдите спрятанные буквы «Л». Обведите их.
– Молодцы, вы нашли много букв «Л». Каждый из вас за хорошо выполненное задание будет получать фрагмент картинки, а в конце занятия вы составите целую картину.

7. Развитие ориентации в пространстве.

– Перед вами геометрические фигуры.
– Положите перед собой квадрат,
слева от квадрата положите треугольник,
справа от квадрата положите прямоугольник ,
между квадратом и прямоугольником положите круг,
между треугольником и квадратом положите ромб.

– Прочитайте слово. (Птицы).
(Дети получают второй фрагмент картинки).
– Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить? (О птицах).
– А каких вы знаете птиц? (Ответы детей).

8. Определение наличия звука [Л] в названиях птиц.

– А в нашем птичьем домике могут поселиться птицы, в названии которых есть звук [Л].
– Какие это птицы?
– Я буду выставлять картинки, а вы, если узнаете птицу, то поднимите руку и назовите её.
– Иволга – таких ярко-золотистых перьев нет больше ни у одной птицы нашего леса;
– щегол – лоб и горлышко у него красные, на чёрных крылышках жёлтые полоски;
– соловей – самый знаменитый певец в России.
(Каждый из детей называет всех птиц, заселяющих домик).

Читайте также:
Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста по формированию лексико-грамматических категорий

– Название какой птицы начинается со звука [Л]? (Ласточка).
– Названия каких птиц, заканчивается звуком [Л]? (Дятел, орёл, щегол).
– Где находится звук [Л] в названиях остальных птиц? (В середине слова).

9. Образование существительных множественного числа именительного падежа.

– В нашем домике по одной птичке каждого вида, а если бы их было много, то, как бы мы их назвали?
(Дятел — дятлы, т.д.)

10. Согласование числительных с существительными.

– Я назову число, а вы – такое же количество указанных мною птиц.
– 5. (Пять дятлов).
– 3. (Три ласточки). И т.д.

11. Образование существительных родительного падежа. Игра «Кого не стало»

– А как птицы передвигаются? (Они летают).
– Птицы любят перелетать с места на место. В нашем птичьем домике осталось пять птиц. Запомните, кто в домике. Закройте глазки.
– Нет кого? …

12. «Найди названия птиц»

– А сейчас посмотрим, как вы запомнили названия птиц. Прочитайте слова, подчеркните только названия птиц.

щегол крылья голубь иволга
соловей глухарь лапы клюв
хвост ласточка поползень дятел
галка туловище орёл голова

– Какие названия вы нашли в первом столбике? (Щегол, соловей, галка). Проверьте, у всех так?
И т.д.
– Какие слова у вас остались неподчёркнутыми? (Хвост, крылья, туловище, лапы, клюв, голова).
– Что обозначают эти слова? (Части тела птиц).

13. Образование сложных прилагательных

– А чем же птицы отличаются друг от друга? (Размером, окраской).
– У галки чёрные крылья. Галка какая? (Чернокрылая).
– У дятла красная голова. Дятел какой? (Красноголовый).
– У ласточки короткие лапы. Ласточка какая? (Короткопалая).
– У иволги жёлтые перья. Иволга какая? (Желтопёрая).

14. Образование притяжательных прилагательных

– А клюв голубя? (Голубиный).
– Клюв соловья? (Соловьиный).
– Клюв глухаря? (Глухариный).
– Клюв галки? (Галочий).

15. Активная пауза. «Будь внимателен!»

– Давайте немного отдохнём, поиграем в игру и посмотрим, кто у нас самый внимательный.
– Если я говорю слово «зайчики», вы будете прыгать, «лошадки» — как бы ударять «копытом» об пол, «раки» — пятиться, «птицы» — делайте взмахи руками, «аист» — стойте на одной ноге.

16. Образование новых слов при помощи приставок

– Прочитайте слово. (Летела).
– Составьте новые слова с помощью записанных частей.
(У-, за-, под-, от-, пере-, по-, об-, вы-, на-, в-).
– Как вы понимаете смысл этих слов?

14. Составление предложений. Работа со схемой предложения.

– А теперь с любым из названных вами слов составьте предложение о понравившейся птичке.
– Составьте на листочке схему вашего предложения.
– Сколько слов в ваших предложениях?
– Почему на первом месте чёрточка с уголком? (Начало предложения, заглавная буква).
– Какой знак в конце предложения? (Точка).

15. Работа над интонационной выразительностью.

– А какие ещё знаки препинания могут быть в конце предложения?
– Если в конце предложения стоит восклицательный знак, то, как оно называется? (Восклицательное). Как мы должны его прочитать? (Ярко, весело, восклицая, восторженно).
– Произнесите своё предложение с восклицательной интонацией.
– А если стоит вопросительный знак, как произнесём предложение? (Вопросительно).
– Произнесите своё предложение вопросительно.

16. Составление разрезной картинки.

– Вот теперь у вас достаточное количество фрагментов картинки.
– Соберите картинку.
– Что изображено на картинке?
– Посмотрите на картинку вашего соседа по парте! Картинки немного отличаются.
– Разрезные картинки оставьте на партах, я вам даю по две картинки домой.
– Постарайтесь дома найти отличия, составить небольшой рассказ по картинке, вспомнить названия птиц, о которых мы сегодня говорили, пусть взрослые помогут вам записать названия птиц на обратной стороне картинки.

– У вас на столах лежат белые конверты. Достаньте их содержимое. Приклейте на верху листа солнышко, облако или тучку, в зависимости от того, какое настроение у вас было на занятии.
– Приклейте человечка на то место «скалы знаний», до которого вы добрались на сегодняшнем занятии.

Читайте также:
Индивидуальный образовательный маршрут

– Спасибо за занятие. Вы можете идти в свой класс.

«Какое слово не подходит?»

– Голубь, голубок, голубизна, голубка, голубятня.
– Соловей, соловушка, совет, соловьи, соловьиный.
– Иволга, голубь, щегол, барсук.
– Галка, кормушка, глухарь, ласточка.

Гуцан Анжела Яковлевна,
МОУ СОШ №19, г.Вышний Волочёк, Тверская область

Конспект индивидуального занятия “Автоматизация звука”Л” в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях”
план-конспект занятия по развитию речи на тему

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком с ФФН.

Скачать:

Вложение Размер
avtom_l_indiv_zan.docx 24.44 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «ЗЕНДИКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД»

Конспект индивидуального логопедического занятия

Тема: « Автоматизация звука «Л» в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях».

Цель: автоматизировать звук [л] в слогах со стечением согласных, словах, словосочетаниях, предложениях.

– выработать правильный артикуляционный уклад при произношении звука [л];

– упражнять в четком произнесении звука [л] в слогах со стечением согласных, словах, словосочетаниях, предложениях;

– закрепить умение образовывать форму родительного падежа существительных и прилагательных.

развивать артикуляционную моторику, фонематический слух, мимику, слуховое и зрительное внимание, плавный выдох, мелкую моторику, силу и высоту голоса.

– воспитывать самоконтроль за речью и самостоятельность при выполнении заданий, усидчивость,

– воспитывать желание чётко и правильно произносить звук Л.

кукла, разноцветные камушки, картинки-символы артикуляционной гимнастики, массажные мячики «Су-джок», «радужная бутылочка» для развития дыхания, предметные картинки со звуком Л (большие), карточки с цифрами, предметные картинки со звуком Л и без него (маленькие), мяч, магнитная доска, две картинки с изображением корзин разных цветов.

Л.: Здравствуй, Никита! К нам сегодня в гости пришла кукла, а я забыла, как её зовут, но точно помню, что в её имени есть звук «Л». Давай ты поможешь мне: я буду называть имена, а ты слушай внимательно и когда услышишь имя с этим звуком – скажешь мне. Может быть, её зовут Маша? Катя? Ира? Мила?

II . Основная часть.

Л.: Повтори, как её зовут. Мила сегодня будет с нами заниматься. Оставим её? Тогда давай пройдём на коврик и чтобы у нас повысилось настроение, мы будем строить разные рожицы.

Игра «Настроение» (развитие мимики, психогимнастика)

Л.: Когда солнце светит и тепло, у нас какое настроение? (радостное)

А как это видно по нашему лицу? Мы, что делаем? (улыбаемся) Давай улыбнёмся.

А если солнышко зашло за тучки? Мы огорчились. И вдруг загремел гром – мы испугались, зажмурились.

Потом пошёл дождь и нам нельзя идти гулять – мы разозлились.

А теперь, чтобы у нас всегда было хорошее настроение – давай улыбнёмся. А теперь построим весёлую рожицу с улыбкой из камушек.

Л.: Мила рассказала мне, что не умеет выговорить своё имя, потому что не произносит звук «Л». Давай научим её.

На сначала нужно укрепить непослушный язычок, чтобы он стал сильным и смог произносить трудные звуки.

Давай пройдём к зеркалу.

(ребёнок выполняет артикуляционную гимнастику по картинкам-символам: «Качели», «Почистим верхние зубы» и др.)

Выработка плавного выдоха.

Л.: А теперь покажем Миле, как надо правильно дуть. Давай подуем в радужную бутылочку.

Пальчиковая гимнастика. Массаж Су – Джок шарами.

Я мячом круги катаю,

Взад – вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.
(ребёнок проговаривает стихотворение, одновременно катая по ладошке су-джок-шарик).

Игра «Громче-тише» (автоматизация в слогах со стечением согласных).

Л.: повторяй слоги, меняя голос: громко, тише, тихо и наоборот.

Игра «Слова на дорожке» (автоматизация в словах)

Л.: Давай пройдём на дорожку из картинок. По ковру разложены картинки со звуком Л, под картинкой цифры.
Задание:
Назвать картинку, чётко произнести слово со звуком «Л».
Произнести слово нужно соответственно цифре (цифра 3 – произнести 3 раза). Передвигайся от картинки к картинке прыжками.
Л.: Молодец! Ты постарался.

Игра с мячом «Один – много чего» (автоматизация в словосочетаниях)

Л.: Посмотри, здесь какой-то сюрприз (мяч накрытый платком). Посмотри, что это? (мяч) Давай покажем Миле, как мы играем в мяч. Я буду называть один предмет и бросать тебе мяч, а ты должен сказать, как будет, когда этих предметов много (смелый солдат – много смелых солдат, белое одеяло – много белых одеял, глубокий колодец, алый флаг, сладкая булка, голодный волк, толстая палка, тяжёлый молоток).

Л.: А сейчас мы отдохнём и опять играть начнём.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

Игра «Поможем Миле»

Л.: Мила купила в магазине все вот эти предметы (картинки на доске). Но она хотела купить только те предметы в названии, которых есть звук «Л». Давай поможем ей разобраться: картинки в названии, которых нет звука «Л» положи в корзину, которая справа, а в которых есть – в корзину, которая находится слева.

Игра «Что купила Мила?» (автоматизация в предложениях)

Л.: Расскажи нам, куда ходила Мила и что же она купила? (Мила ходила в магазин и купила яблоко. И т.д.)

Л.: Какой ты молодец. Я думаю, что Миле понравилось с нами играть, и она научилась произносить звук «Л». А давай вспомним, что мы делали? А что тебе понравилось больше? А что было трудно выполнять?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по теме:”Автоматизация звука [р] в слогах,словах,словосочетаниях и предложениях”.

В данном конспекте использованы игры созданные мной самостоятельно,а также игры других авторов, которые я часто использую на своих занятиях.

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях.

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях.

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [з] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [з] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [з] в слогах, словах, предложениях.

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ж] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [ж] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ж] в слогах, словах, предложениях.

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [р] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [р] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [р] в слогах, словах, предложениях.

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [л] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [л] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях.

Конспект занятия – Автоматизация звука (Л) в словах, словосочетаниях, предложениях

Разработала учитель – логопед

Илюхина Ольга Васильевна

МБДОУ “Детский сад “Теремок” комбинированного вида”

Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях.

– закреплять правильное произношение звука [л] в слогах, словах, предложениях.

– формировать навыки согласования числительного с существительным;

-развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику, внимание, фонематический слух;

-обогащение и расширение словарного запаса;

– закреплять навыки звукового анализа и синтеза;

-воспитывать самостоятельность, интерес к занятию.

Оборудование: картинки-символы для артикуляционной гимнастики, картинки с изображением цветов (ландыш, роза, ирис, колокольчик, гладиолус, фиалка, мак, ромашка, тюльпан, незабудка, флоксы); картинки с изображением птиц: соловей, иволга, дятел, щегол, соловей; разрезная картинка с изображением Стеллы»; набор предметных картинок: лапти, вилка, лошадь, велосипед, осел, футбол, ласточка, пила, молоток, волк, палка, мел, ласты, булка, фиалка, стол, вешалка, лук, лодка.

1. Организационный момент.

– Сегодня у нас на занятии новый гость. Послушай загадку и попробуй догадаться кто это?

Над цветком она жужжит,

К улью быстро так летит,

Мед свой в соты отдала;

Как зову её. (пчела).

– Правильно, это веселая и добрая пчела. По имени Стелла. Она очень любит собирать цветочную пыльцу и готовить из них мед. Она прилетела послушать, как ты произносишь звук [л] и поиграть с тобой в разные игры.

2. Артикуляционная гимнастика.

– Но сначала давай сделаем зарядку для язычка. А в этом тебе помогут «веселые картинки». Посмотри на них и делай так же.

Язык лопаткой положи

И немного подержи.

Язык нужно расслаблять,

И под счет его держать.

Язык иголочкой тяну.

Не подходи! Я уколю!

Влево – вправо, влево – вправо,

Мой язык скользит лукаво:

Словно маятник часов,

Покачаться он готов.

На качелях я качаюсь.

Вверх лечу и вниз спускаюсь.

Зато смелый он какой!

Ему волны не страшны,

Весело гудит он: «Ы-Ы-Ы».

Наша Таня – озорница,

Тянет губки к ушкам.

– Посмотрите на меня –

– Я, теперь – лягушка!

Блин мы ели с наслажденьем-

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

3. Автоматизация звука [Л] в слогах.

– Пчелка любит летать на лужайке и петь песенки. И хочет, чтобы ты тоже спела вместе с ней.

4. Автоматизация звука [Л] в словах.

– Пчелка предлагает тебе поучиться сочинять стихи. Придумай слово в рифму и повтори все стихотворение. Не забывай четко и правильно произносить [Л].

Ла-ла-ла, вкусный мед несет… (пчела).

Лу-лу-лу, мы увидели… (пчелу).

Лы-лы-лы, испугались мы…(пчелы).

5. Пальчиковая гимнастика.

Домик маленький на елке,

Дом для пчел, а где же пчелки?

Надо в домик постучать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по елке,

Где же, где же эти пчелки?

Стали вдруг вылетать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (елка). На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «елке» ребенок заглядывает в «улей».

Сжимает кулачки. Стучит кулаками друг о друга, чередуя руки. Разводит руками, растопыривает пальцы и шевелит ими (пчелки летают.)

6. Формирование навыка звукового анализа.

– Как много цветов растет на лужайке. Стелла летает от одного цветка у другому и не знает, какие ей выбрать, чтобы собрать цветочный сок. Давай ей поможем, выбрать те цветы, в названии которых есть звук [Л].

(ландыш, роза, ирис, колокольчик, гладиолус, фиалка, мак, ромашка, тюльпан, незабудка, флоксы).

– Пчелка немного устала. Давай вместе с ней отдохнем.

Вот и пчелкина зарядка.

Выполняй-ка по порядку.

Быстро встань и улыбнись.

Выше, выше потянись.

Ну-ка плечи распрями,

Подними и опусти.

Влево, вправо повернись,

Рук коленями коснись.

8. Игра «Где спрятался звук».

– Стелла принесла с собой красивую шкатулку. Посмотри, что в ней лежит. Да тут много картинок, в названии которых каждого предмета спрятался звук [Л]. Определи место звука в словах: в начале, в середине или конце слова.

( Лапти, вилка, лошадь, велосипед, осел, футбол, ласточка, пила, молоток, волк, палка, мел, ласты, булка, фиалка, стол, вешалка, лук, лодка).

9. Игра «Посчитай».

– Посмотри, как много птиц прилетели на лужайку! Давай посчитаем их. И скажи: каких птиц больше, а каких – меньше.

(соловей, иволга, дятел, щегол, соловей).

10. Автоматизация звука [Л] в предложениях.

– Стелла решила посмешить тебя и придумала забавные предложения. Послушай их внимательно и исправь ошибки.

Салазки везут Славу.

Пол упал на стул.

Футбол уехал на папу.

Лопатка взяла Лолу.

Ладони вымыли Клаву.

Кукла купила Лушу.

Белый платок надел Аллу.

11. Развитие мелкой моторики.

– Посмотри, если собрать эту картинку, то получится портрет Стеллы. Давай соберем ее и подарим пчелке. (Ребенок собирает разрезную картинку).

– Молодец! Стелла очень довольна.

12. Итог занятия.

– Наше занятие подошло к концу. Пора прощаться с пчелкой. Ей пора возвращаться домой на свою колокольчиковую лужайку. Какая игра тебе понравилась больше всего?

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л]»

Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения «Автоматизация звука [Л]» (с использованием здоровьесберегающих технологий).

Автор-составитель:

Учитель-логопед

Власова Л.В.

ГБОУ СОШ 863 СПДО № 2

— развитие мимической мускулатуры, артикуляционного аппарата;

— развитие речевого и физиологического дыхания;

— рецепторное воздействие на кисти рук, развитие мелкой моторики;

— профилактика нарушений зрения;

— развитие общей моторики;

— развитие воображения, мышления.
Цель: автоматизация звука [Л] в словах и фразе.
1. Коррекционно-образовательные задачи:

— автоматизировать произношение звука в словах, фразе;

— закрепление навыка деления слов на слоги;

— чтение односложных слов без стечения согласных;

— закрепление навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

— преодоление аграмматизмов в речи (словосочетание сущ.+числит.);

— уточнение и расширение лексического запаса (антонимы);
2. Коррекционно – развивающие:

— развитие кинетическойй основы артикуляционных движений;

— развитие сенсорных и моторных функций;

— развитие функций языкового анализа и синтеза;

— развитие познавательных процессов путём их постоянной активизации в процессе занятия;

— развитие грамматического, лексического, синтаксического строя речи.

3. Коррекционно – воспитательные:

— воспитание положительной мотивации в учебной деятельности;

— воспитание правильной звуковой культуры речи.

Оборудование:игровые тренажеры для развития дыхания, шарик су-джок, предметные картинки на зв [Л], картинка «Облака» с написанными на облаках односложными словами без стечения согласных, разрезные карточки с цифрами, наклейки с животными, иллюстрации.

Ход занятия
1. Оргмомент . Психогимнастика.
«Посмотри, это ласточка. Знаешь эту птичку? Изобрази, как ласточка летает, радуется теплу. Но прилетел коршун, ласточка боится за своих птенцов.

А теперь коршун улетел, и ласточка радуется солнышку».

2.Сообщение темы занятия.

А с какого звука начинается слово «ласточка»? Сегодня мы будем продолжать учиться произносить этот звук. А с чего мы всегда начинаем занятие? Правильно, с зарядки.

3. Артикуляционные упражнения.

«Улыбка-хоботок», «Зайка думает», «Слоненок», «Качели», «Почистим зубки», «Вкусное варенье», «Индюк», «Вкусная конфета».

4. Дыхательные упражнения (развитие физиологического дыхания и речевого дыхания).

А) Использование игровых тренажеров на развитие силы и глубины выдоха «Паровозик», «Птичка в клетке», вертушек.

Б) Игра «Ниточка»: Вдох носом, воздух набираем в живот и на выдохе тянем зв [Л], наматывая воображаемую нитку на руку, нитка-выдох должна получиться длинной.

  1. Чистоговорки. Самомассаж су-джок шариками.

Проговариваем чистоговорки и массируем ладони и пальцы. Шариком круговые движения по ладошке, потом продольные движения шариком по каждому пальчику (левая, правая рука).

Лы-лы-лы – ласточки малы.

Лы-лы-лы – облака белы.

Ла-ла-ла – ласточка мила.

Ла-ла-ла – у ласточки дела.

Лу-лу-лу – увидела пчелу.

Лу-лу-лу – радуется теплу.

Ло-ло-ло – летом так светло!

Ло-ло-ло – летом так тепло!

6. Игра «Измени слово». Самомассаж колечками су-джок.

«Назови слово ласково» (уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных). На каждое слово надеваем и снимаем колечко с пальчика.

Речевой материал: лошадь, палатка, яблоко, футболка, кукла, пила, голова, молоко, голубь, голос.

7. Динамическая игра «Острова»: деление слов на слоги. «Скажи наоборот» (антонимы).

На полу «острова»-квадраты с цифрами 1,2,3,4.

«Произнося слово по слогам, перепрыгивай с острова на остров. Сколько слогов в слове, на тот остров ты и должен перепрыгнуть. Скажи наоборот:

Несмеяна грустная, Буратино-;

силач сильный, а малыш -;

фея добрая, а колдунья -;

дедушка старый, а папа-;

лужа мелкая, река-;

таблетка горькая, конфета -;

перо легкое, штанга-;

чайник горячий, снег-;

земля черная, снег-;

собака сытая, волк-.

8. Игра «Облако». Зрительная гимнастика.

А) Существительное + числительное. «Посмотри, что здесь нарисовано. Давай посчитаем, сколько здесь облаков (одно облако, два облака…..шесть облаков».

Б) Прочитай, что написано на облаках: лак, лук, лад, лоб, пол, кол.

В) Упражнение “Облако”.

Рисуем глазками облака: по кругу — 3 раза по часовой стрелке, 3 раза против часовой и лежачие восьмёрки – в разные стороны).

9. Релаксационная минутка. Искусственный пальминг по методике Бейтса:

Закрыть глаза и прикрыть их ладонями рук. Ладони складываются крест-накрест, так чтобы суставы первых фаланг мизинцев наложились друг на друга. Пальцы рук скрестить на лбу. Ладони необходимо сложить чашкообразно, чтобы они не давили на глазные яблоки. Точка пересечения мизинцев «сидит» на твердой части переносицы.

10. Игра «Нелепицы» :«Посмотри внимательно и скажи, что неправильно нарисовал художник?»

11. Итог занятия. Ты молодец, в награду выбери себе наклейку со зв. [Л] (слон). На следующем занятии, я уверена, у тебя еще лучше все будет получаться.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: