Конспект занятия: Автоматизация звука (Л) на материале лексической темы ‘Птицы’

Конспект индивидуального занятия Тема: “Птицы. Автоматизация звука Л»
план-конспект занятия по логопедии на тему

Конспект индивидуального занятия с ребенком имеющим Общее недоразвитие речи ( III уровень).

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_individualnogo_zanyatiya_uchitelya.docx 27.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия с ребенком имеющим Общее недоразвитие речи ( III уровень).

Тема: Птицы. Автоматизация звука Л»

Цель: Закрепление правильного произношения звука [Л], обогащение словаря по теме «Птицы»

Закрепить знания о зимующих птицах .

  1. Развивать пространственное восприятие;
  2. Развивать мелкую моторику;
  3. Развивать фонематическое восприятие;
  4. Развивать память;
  5. Закреплять правильное произношение звука [Л];
  6. Развитие лексико-грамматического строя речи.

Воспитывать заботливое, бережное отношение к природе и зимующим птицам.

Наглядный материал: картинки с изображением голубя и ласточки , предметные картинки., снежинки из бумаги , шнуровка «Птицы».

компьютерная логопедическая программа «Учимся говорить правильно», мяч.

– Сегодня к тебе на занятие прилетели 2птицы. Посмотри и скажи, какая птица находится слева, кого ты видишь справа?

Р.: «Слева голубь, справа – ласточка».

А чем отличается голубь от ласточки? ( голубь-зимующая птица, ласточка перелетная)

II.Сообщение цели занятия .

Какой звук в слове голубь ты слышишь в середине, а в слове ласточка в начале? (Звук «Л»)

– Они с тобой поиграют со звуком [Л].

Давай улыбнемся нашим гостям. Еще раз.

Как птенчики просят пищу? Открой широко рот и положи язычок на дно ротика. Еще раз повтори. Хорошо.У всех птиц разные клювы. Покажи, какой широкий клюв у утки. Улыбнись, открой широко рот и положи язык на нижнюю губу. Я буду считать, а ты держи. У аиста, наоборот, узкий и острый язычок. Сделай и держи.

– Теперь произнеси звук [Л] и посмотри в зеркало. Расскажи, какое положение принимают губы и где лежит язычок.

Р.: «Улыбаемся, кончик языка поднимается к верхним бугоркам»..

III.Закрепление правильного произношения звука «Л».

– Правильно. Покажем голубю и ласточке, как мы произносим звук [Л]

Повтори за мной ЫЛ-ОЛ-АЛ . Послушай еще раз: ЫЛ-ОЛ. Какой слог исчез? Послушай: АЛ-ОЛ-УЛ-ИВ . Какой слог лишний? Повтори, не ошибись!

Игра « Доскажи словечко»

– Птички очень рады, что ты такой внимательный. Теперь я буду говорить начало слова, а ты конец – маленькое слово ЛА : Кук. ( ла ) , пи. ( ла ) , Ми. ( ла ) , иг. (ла), ска…(ла), пче…(ла).

Игра « Четвертый лишний»

Показ картинок, выделение лишней картинки.

Смотри , к нашему дереву слетелись птицы. Давай скажем, где каждая из них( предлоги)

Голубь над деревом. Дятел в дупле. Галка под скамейкой и.т.д.

Дидактическая игра «Один-много» (образование множественного числа существительных )

– Согрелись птички и позвали к кормушке своих друзей.

Была одна синичка, а стало много синичек.

Один дятел – много дятлов

Одна галка– много галок

Одна сорока – много сорок

Одна синица – много синиц

Один снегирь – много снегирей

Один голубь– много голубей

А теперь давай посчитаем птиц: (одна галка……..шесть галок,

Один голубь……, один дятел ….)

Пальчиковая гимнастика “Кормушка”

Сколько птиц к кормушке нашей ритмично( сжимать и разжимать кулачки)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей, на каждое название птицы (загибать по пальцу)

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек опять( сжимать и разжимать кулачки)

Зимой часто дует ветер и идет снег.

Давай превратимся в холодный ветерок, и будем дуть на снежинки

Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Ребенок дует на снежинку.)

А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом-«греем ручки.»

Автоматизация звука «Л» в словах»

Голубь принес с собой волшебные снежинки .

На каждой снежинке картинка со звуком «Л. Называй каждую картинку и снежинка будет падать на дерево.

Игра с мячом» Назови ласково»

А теперь птицы приглашают тебя поиграть в мяч назвать ласково слова

( кидаем друг другу мяч и называем ласково: Лоб — ( лобик ) , лом — ( ломик ) , лодка — ( лодочка ) , лошадь — ( лошадка ) , ложка — ( ложечка ) , локоть — ( локоток ), кукла – ( куколка ), елка – ( елочка ).

Теперь мы с тобой немного поиграем , будем ловить звук»Л»

Задание на развитие фонематического слуха ( компьютерная программа» Учимся говорить правильно» ) Услышь звук «Л»

Развитие мелкой моторики – игра-шнуровка «Птицы»

Ты сегодня хорошо позанимался. Кто к тебе приходил в гости? Какой звук ты поизносил вместе с ними?

В данном конспекте использована литература:

1.Н.В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи», Санкт-Петербург, издательство «Детство-пресс»,2004 год.

2. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР Н.Э. Теремкова Москва Издательство: Гном,2011 год

3.В занятии использована компьютерная логопедическая программа:

Логопедическое занятие во 2-м классе по теме: “Автоматизация звука [л]. Лексическая тема: “Птицы”

Цели:

1.Закрепление навыка правильного артикуляционного уклада при произношении звука [ Л ] в слогах, словах, предложениях и связной речи.

2. Развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза.

3. Развитие моторики пальцев рук.

4. Развитие внимания и памяти.

5. Обогащение словарного запаса на материале лексической темы.

6. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: индивидуальные зеркала, тетради, мяч, медиапроектор, презентация (Приложение 1), магнитофон.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Психологический настрой (на фоне музыки).

– Посмотрите на себя в зеркало, улыбнитесь и скажите сами себе: “У меня всё получится!”

II. Мотивационное начало урока.

Дидактическое упражнение “Ответьте на вопросы”.

– Ваня шёл впереди Пети. Кто шёл последним?

– Лес позади дома. Что впереди?

– Автобус едет впереди грузовика. Что позади?

– Кошка больше собаки. Кто меньше?

– Мальчик выше девочки. Кто ниже?

– Дедушка старше бабушки. Кто моложе?

III. Сообщение темы занятия.

– Кто догадался, какая тема нашего занятия?

– Правильно, сегодня мы продолжим учиться правильно и чётко произносить звук [ Л ] в слогах, словах, предложениях и в связной речи.

IV. Повторение пройденного.

Характеристика звука [ Л ].

Серебристый самолёт
Отправляется в полёт.
Сильный ветер налетел,
Помешать ему хотел,
В нашу сторону подул,
И услышали мы гул: “Л-Л-Л…”

– Дайте характеристику этому звуку.

Дети : Звук [ Л ] согласный (язык создаёт преграду воздуху), твёрдый, звонкий.

– Ребята, вспомните, какие упражнения помогли нам научиться правильно произносить звук [ Л ]?

Дети: “Лошадка”, “Вкусное варенье”, “Почистим зубы”, “Грибок”, “Пароход гудит”, “Маляр”, “Индюки болтают”, “Блинчик”, “Чашечка”.

(Учащиеся выполняют эти упражнения перед зеркалом.)

Уточнение правильной артикуляции. Изолированное произношение звука [ Л ]

– Вспомните, как работают органы артикуляции при правильном произнесении звука [ Л ]?

Дети: – губы улыбаются;

– кончик языка поднят за верхние зубы к бугоркам (альвеолам).

4. Фонетическое упражнение.

– Самолет летит: л-л-л…

– Самолёт приближается л-л-Л-Л…

– Самолёт удаляется: Л-Л-л-л…

(Дети произносят перед зеркалом звук [ Л ] и при этом наблюдают за положением органов речевого аппарата.

IV. Основная часть.

Развитие фонематического слуха.

– Послушайте и выделите хлопками слова со звуком [ Л ]. Запомните их.

Слова: ласточка, ворона, голубь, сорока, иволга, щегол, дятел, кукушка, соловей, галка, сокол, синица.

– Какие слова вы выделили хлопками?

Дети: Ласточка, голубь, иволга, щегол, дятел, соловей, галка, сокол.

– Каким одним словом можно их всех назвать?

-Прочитайте слова, чётко произнося звук [ Л ].

2. Пальчиковая разминка:

В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
Сам мизинец-малышок
Постучался на порог:
– Тук-тук-тук!

3. Развитие навыков звукового анализа:

– Посмотрите на картинки.

-Назовите, каких птиц вы видите.

– Назовите картинки со звуком [ Л ] в начале слова.

– Назовите картинки со звуком [ Л ] в конце слова.

– Назовите картинки со звуком [ Л ] в середине слова.

Произношение звука [ Л ] в слогах, словах, предложениях и в связной речи :

Ла-ла-ла, ла-ла-ла –
Ласточка гнездо свила,
Ло-ло-ло, ло-ло-ло –
Ласточке в гнезде тепло.

(Дети произносят слоги и предложения хором и по одному)

Б) “Соловей и ласточка”.

– Образуйте слова по образцу:

Петь – соловей пел – ласточка пела;

Сидеть (на ветке) –

5. – Внимательно послушайте рассказ Л. Н. Толстого “Хотела галка пить” и назовите слова со звуком [ Л ], которые встретятся в тексте.

Давайте проверим ваши предположения.

(Дети читают текст и выделяют слова со звуком [ Л ] )

– Перескажите этот рассказ.

6. Прочитайте и выучите скороговорку:

Галка села на палку,
А палка ударила галку.

(Дети читают скороговорку по одному и хором, запоминают её.)

7. Игра “Кто в домике живёт”.

– Трудно приходится птицам зимой. Как мы можем позаботиться о пернатых?

– Вот птичий домик.

– В нём могут жить только те птицы, в названиях которых есть звук [ Л ]. Вспомните птиц, в названиях которых есть этот звук и поселите их в домик.

V. Итог урока.

– О ком мы сегодня говорили на занятии?

– Какие названия птиц вспомнили?

– Какой звук мы продолжаем учиться правильно и чётко произносить?

– Спасибо за интересное занятие, удачного вам дня.

Конспект занятия: Автоматизация звука (Л) на материале лексической темы ‘Птицы’

Автор: учитель – логопед

Пархоменко Екатерина Сергеевна

Город Кемерово МАДОУ № 214 “Центр развития ребёнка – детский сад”

Цель: Закрепление правильного произношения звука Л в словах, фразах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

  1. Закреплять умение сравнивать предметы по размеру, согласовывать существительные с местоимениями мой, моя, образовывать форму родительного падежа единственного числа существительных, подбирать слова – действия.

Коррекционно – развивающие:

  1. Развивать фонематический слух; упражнять в определении места звука в слове.
  2. Развивать логическое мышление, зрительное внимание, память, мелкую моторику.
  3. Развивать самооценку и работоспособность.

Коррекционно – воспитательные:

  1. Воспитывать активность и самостоятельность детей на занятии.

Оборудование: предметные картинки с изображением диких птиц, индивидуальный лист с изображением птицы, цветные карандаши.

Ход занятия:

Организационный момент.

Основная часть.

Перед ребёнком на столе разложены картинки с изображением диких птиц.

Логопед: Что это?

Логопед: Назови их пожалуйста.

Ребёнок: Ласточка, орёл, соловей, голубь, дятел.

Логопед: Молодец! А какой звук ты слышишь во всех этих словах?

Логопед: Как правильно произносить этот звук?

Ребёнок: Губы в улыбке, язычок на верху за зубами, упирается в «верхние бугорки», горлышко вибрирует.

Логопед: Дай, пожалуйста, характеристику звука Л.

Ребёнок: звук Л согласный, звонкий, твёрдый, не парный.

Логопед: определи место звука Л в словах: ласточка, соловей, орёл.

Ребёнок: В слове «ласточка» звук Л стоит в начале слова, в слове «соловей»-в середине, в слове «орёл»-в конце.

Логопед: Молодец! Назови больших по размеру птиц и маленьких по сравнению с ними.

Ребёнок: Орёл большая по размеру птица, а ласточка маленькая.

Орёл большая по размеру птица, а соловей маленькая.

Орёл большая по размеру птица, а голубь маленькая.

Орёл большая по размеру птица, а дятел маленькая.

Орёл большой, а ласточка маленькая.

Орёл большой, а голубь маленький.

Орёл большой, а дятел маленький.

Орёл больше соловья.

Орёл больше дятла.

Орёл больше голубя.

Орёл больше ласточки.

Игра «Мой – моя»

Логопед: показывая на картинку говорю: Это мой дятел.

Ребёнок: показывая на картинку говорит: Это мой орёл. Это мой голубь. Это моя ласточка. Это мой соловей.

Физминутка: «Пальчиковая гимнастика».

Пальчики – головка, крылышки – ладошка.

Ребёнок выполняет следующие действия: ладони повёрнуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы – головка, остальные сомкнутые пальца – крылья. Помахать ими.

Игра «Кого нет?».

Логопед: Посмотри внимательно на картинки. Я уберу одну картинку, а ты скажи, кого нет.

Ребёнок: нет ласточки, нет орла, нет соловья, нет голубя, нет дятла.

Работа с индивидуальным листом.

Предлагаю ребёнку разукрасить птицу.

Игра на закрепление знаний о действиях предметов «Что делает?»

Логопед: Скажи что делает ласточка? (что делает голубь?, что делает орёл?, что делает соловей?).

Ребёнок: ласточка летает, кормит птенцов, строит гнёзда, улетает в тёплые края и т.д.

Итог занятия.

Логопед: Какой звук мы повторяли на занятии?

Логопед: назови птиц в названии которых есть звук Л.

Ребёнок: ласточка, орёл, соловей, голубь, дятел.

Логопед: оцени свою деятельность на занятии.

Ребёнок отвечает, то как работал на занятии. Что удалось, а что не удалось.

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме: Звук «Л» на материале лексической темы «Весна. Перелетные птицы»

Раздел Другое
Класс
Тип Конспекты
Автор Кухмистрова Г.М.
Дата 19.02.2015
Формат doc
Изображения Есть

КОУ ОО «Петропавловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Конспект подгруппового логопедического занятия

по теме: Звук «л» на материале лексической темы «Весна. Перелетные птицы».

Кухмистрова Галина Михайловна

Муромцево-2015

Конспект подгруппового логопедического занятия предназначен для учащихся коррекционных школ. В ходе занятия автоматизируется звук л в словах и предложениях. Учащиеся также знакомятся с временами года – весной. Материал полезен воспитателям, учителям-логопедам и учителям начальных классов.

Тема: Звук «л» на материале лексической темы «Весна. Перелетные птицы».

Приоритетная образовательная область: Речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; физическое развитие.

Цель: Автоматизация звука «л» в словах, предложениях.

-закрепить произношение звука «Л» в словах, предложениях;

-уточнять и расширять словарь по теме «Весна. Перелетные птицы»;

-совершенствовать навыки словоизменения, согласования количественных числительных с существительными.

– развивать зрительное и слуховое внимание;

-формировать навыки фонематического анализа;

– речевую активность, координацию речи с движением, тонкую и общую моторику.

Воспитательные: формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности.

Планируемые результаты (целевые ориентиры): ребёнок может использовать речь для выражения своих мыслей и построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности; развита крупная и мелкая моторика; способен к волевым усилиям, умеет подчиняться разным правилам; проявляет инициативу и самостоятельность в общении, обладает установкой положительного отношения к другим людям и самому себе; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, обладает развитым воображением.

-для детей: предметные картинки с изображением птиц, звуковые схемы, фишки.

-для учителя – логопеда: проектор, компьютер, презентация, изображение солнышка с лучами, ветки дерева, звуковая схема, фишка, цветок.

Создание мотивационного полярганизационный момент).

-Доброе утро, ребята! У меня сегодня прекрасное настроение, и я хочу его передать всем вам. А поможет мне в этом – этот цветок. Приглашаю всех встать в круг радости и сказать друг другу добрые пожелания, передавая из рук в руки «волшебный цветок».

Желаю счастья и добра

Всем детям с самого утра!

(Дети передают друг другу цветок и произносят фразу за педагогом).

– Что произошло с вашим настроением? (спросить у каждого)

Гимнастика для губ.

Губы растянуть в улыбку, как улыбка клоуна (повторить 4-5 раз).

Растянуть губы как можно шире, чтобы видны были зубы и десны.

Губы плотно сжаты. Верхняя губа давит на нижнюю, а нижняя, наоборот, старается оттеснить верхнюю.

Сказка о веселом Язычке.

Это Язычок пришел

Вправо он сейчас пошел.

(Рот приоткрыт. Высунуть узкий язык. Тянуться к правому уху.)

Все, что нужно увидал

И налево зашагал.

(Тянуться языком к левому уху).

Он окно не закрывает,

Вверх язычок поднимает.

(Держать рот широко открытым. Тянуться языком к носу).

Язычок не устает:

Тянется теперь вперед.

(Открыть рот. Максимально высунуть язык изо рта и вытягивать вперед.)

Поиграл он с вами в прядки

И помчался на лошадке.

(Щелкать языком. Рот держать широко открытым. Губы растянуть в улыбке.)

(По сказке Л.Толстого «Буратино»).

Жил-был в домике папа Карло.

Дети открывают рот.

Однажды достал он большое полено и решил из него смастерить себе сыночка.

Постучал топором, пожжул пилой.

Произносят: д-д-д, дж-дж-дж.

Получился мальчик веселый, с длинным носом.

Улыбаются, имитируют движения иглой.

Папа Карло назвал его Буратино, потому что мальчик получился любопытный и шустрый.

Выполняют упражнение «Часики».

Однажды папа Карло ушел по делам, а Буратино дома остался.

Выполняют упражнение «Медленная лошадка».

И вдруг Буратино увидел в углу нарисованные на холсте очаг с большим котлом.

Выполняют упражнения «Лопаточка», «Чашечка».

«Там, наверное, варится горячий суп, – подумал Буратино, или каша, или картошка».

Произносят: ш-ш-, ша-шо-ши-шу.

Ткнул Буратино носом в холст и проткнул его.

Произносят: др-р-р. Выполняют упражнение «Футбол».

Смотрит Буратино в дырочку, а там дверь.

Выполняют упражнение «заборчик».

В это время вернулся папа Карло. Увидел, что Буратино холст испортил, и решил его наказать.

Покусывают кончик языка.

Буратино плачет, просит прощения.

Произносят: ла-ла-ла, ло-ло-ло, лу,лу,лу,лы,лы,лы.

Простил его папа Карло. Тут крыса прибежала. Буратино поймал ее за хвост.

Произносят: ал-ал-ал, ол-ол-ол, ыл-ыл-ыл.

Буратино ее передразнивает.

Выполняют упражнение «Индюк».

Крыса показала ему свои острые зубы.

Выполняют упражнение «Забор».

Буратино задрожал и больше крысу не обижал.

Спала в теплом дупле.

Маленькая веселая белка

Широко открытый рот, язык расслаблен.
Потом она проснулась,

Кончиком языка коснуться верхних альвеол.
Радостно улыбнулась.

Упражнение “Улыбка”.
Белка выглянула из дупла,

Язык высунуть изо рта.
Быстро поглядела по сторонам.

Упражнение “Болтушка”.
Белка была очень аккуратная.
Она умылась.

Круговые движения языка по губам.
Почистила зубки.

Круговые движения языка за сомкнутыми губами.
Потом белка пошла гулять.

Движения языка вверх-вниз, с упором в верхние и нижние зубы поочередно.

Она прыгала по веткам вверх-вниз.
Язычком белка цокала.

Упражнение “Цоканье”.
Грибы собирала.

Упражнение “Грибок”.
После прогулки белочка вернулась в дупло и уснула крепким

II. Актуализация знаний и затруднение в образовательной ситуации.

Снега и холод унесла,

Улыбку солнышку дала.

– Как вы догадались? (Дети объясняют.)

– Какой звук чаще других вы слышали в загадке? (звук л)

– У всех получается правильное произношение слов со звуком л?

– Догадались, с каким звуком мы будем сегодня играть? (со звуком л). Мы сегодня продолжим выделять и произносить слова словами со звуком «л», а также узнаем и запомним новые слова с этим звуком.

-Что вы знаете об этом звуке? (согласный, звонкий, твердый)

III. Самостоятельное применение знания на практике.

Чтобы язычок слушался, давайте потренируемся произносить звук «л» в чистоговорках. (презентация)

Ла-ла-ла – вот дела!

Ло-ло-ло – мне тепло.

Лы-лы-лы – все весной милы.

Ла-ла-ла – я цветы нашла.

Ил-ил-ил – он цветы полил.

Ло-ло-ло – на солнышке тепло!

Для правильной речи нам необходимо тренировать и пальчики, которые контролируют правильную речь

Шаловливые сосульки, Собрать пальчики вместе (щепоткой)

Сели на карниз. Положить руки на колени.

Шаловливые сосульки, Покрутить кистями рук.

Посмотрели вниз. Опустить кисти рук вниз.

Посмотрели, чем заняться? Пожать плечами, кисти рук вправо-влево.

Стали каплями кидаться. Кисти сжимать – разжимать.

Две сосульки вниз смотрели, Опустить кисти рук вниз.

И на солнышке звенели:

Кап-кап, В такт пальцами правой руки стучать по ладошке.

дзинь-дзинь, В такт пальцами правой руки «звенеть».

Кап-кап, В такт пальцами левой руки стучать по ладошке.

дзинь – дзинь. В такт пальцами левой руки «звенеть».

(презентация с изображением 5 птиц: ласточка, гусь, дятел, соловей, утка)

-Скажите одним словом – кто это?

– Какая птица в этом перечне лишняя? Почему? (Все птицы перелётные, а дятел – зимующая).

– Почему их так называют?

– В названии каких птиц мы слышим звук «л»? (ласточка, соловей, дятел)

Развитие мышления, речи (презентация)

– Внимательно рассмотрите птиц. Как вы думаете, кому что подходит. (Детям предлагаются предметные картинки: вилка, шапочка, ноты.)

Ласточке – вилка. Почему? (Ласточка имеет хвост в форме вилки.)

Соловью – мелодия. Почему? (У соловья звучное пение.)

Дятлу – шапочка. Почему? (У дятла на голове яркая красная шапочка.)

Развитие навыков звукового анализа.

– Давайте определим место звука «л» в названии птиц. (Предлагаются звуковая дорожка, на которой изображение птицы, фишки синего, зелёного и красного цвета)

– Определите место звука «л» в названии птицы и обозначьте его соответствующей фишкой. ( Начало, середина, конец слова.)

Дети ставят фишку на дорожку и объясняют свой выбор. ( У одного ребенка нет в названии картинки звука «л»).

Проверяем вместе в групповой работе и доски.

Физминутка – Мимические упражнения

Под музыку «Звуки природы»

Выразить радость людей от встречи с весной. Показать: вам тепло и приятно, вы греетесь на солнышке.

Совершенствование навыков словоизменения.

– Как вы думаете, кому весной

Ласково светит солнышко?

– И нашим друзьям-птицам тоже солнышко ласково светит.

– Предлагаю выбрать по одной картинке с птичкой, по очереди подойти к солнышку и прикрепить картинку на лучик.

Дети прикрепляют картинку с изображением птицы на луч солнца, отвечая на вопрос:

Кому ласково светит солнышко весной? (Солнышко светит ласково дятлу. Солнышко светит ласково соловью., Солнышко светит ласково утке, т. д.)

Игра «Назови – сколько»

Детям предлагаются картинки с изображением разного количества птиц на ветке.

– Посчитайте птиц на ветке.

Дети составляют предложение.

На ветке сидят 5 ласточек.

На ветке сидят 2 соловья. И т.д.

– Какой звук сегодня определяли и произносили в словах и предложениях?

– Удавалось ли вам произносить его правильно?

– В чём испытывали трудности?

– Вспомните, в названии каких птиц мы слышали звук «л»?

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [л] по теме «Перелетные птицы»

Альбина Глудэ
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [л] по теме «Перелетные птицы»

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Л].

Форма: индивидуальное занятие.

Лексическая тема: «Перелетные птицы».

Цели: формировать навык произнесения звука [Л].

Коррекционно-образовательные: формировать правильную артикуляцию звука; закрепить навык произношения звука [Л] в слогах, словах; расширять и активизировать словарь по лексической теме занятия.

Коррекционно-развивающие: развивать подвижность артикуляционного аппарата; фонематический слух; зрительное и слуховое внимание, навыки звукового анализа и синтеза слов.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать самоконтроль за речью, интерес к жизни птиц.

Оборудование: предметные картинки в соответствии с лексической темой, разрезные карточки-схемы звуков.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Здравствуй, какое время года наступило? Да, весной из теплых стран к нам возвращаются птицы. Скажи, а как называются птицы, прилетающие из теплых краев? Правильно, перелетные. А как называются птицы, которые остаются зимовать с нами? Хорошо, зимующие. К нам сегодня прилетела перелетная птица. Отгадай загадку и назови эту птицу.

Угадайте, что за птичка —

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.

Правильно, скажи, с какого звука начинается слово ласточка? Молодец, и сегодня мы будем повторять звук «Л».

Чтобы правильно произносить этот звук, мы сделаем артикуляционную гимнастику.

II. Артикуляционная гимнастика.

1. Упражнения для губ и щек

А) Растирание сначала верхней, а потом нижней губы указательными пальцами.

Б) «Улыбочка-Трубочка». Сначала губы вытянуть вперед трубочкой, затем растянуть в улыбке так, чтобы были видны сомкнутые зубы. Каждую позу удерживать 3 сек.

В) «Трубочка-Рупор». Трубочка, затем округлить губы (зубы сомкнуты, чтобы были видны зубы.

2. Упражнение для языка

А. «Наказать непослушный язычок». Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе.

Б. «Лопатка».Рот открыт,широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

В. «Качели». Рот открыт. Губы в улыбке, широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним.

Г. «Маятник». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет к уголкам рта.

Д. «Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

Е. «Грибок». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Ж. «Гармошка». Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

З. «Вкусное варенье». Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

И. «Лошадка». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

III. Автоматизация звука [Л] изолированно.

Игра: «Поймай звук».

Сейчас я буду произносить звуки, а ты должен будешь хлопнуть, когда услышишь звук «Л».

М, Н, Р, Л, Н’, М’, Л, Р’.

IV. Автоматизация звука [Л] в слогах.

Ла-ла-ла Ал-ал-ал Ла-ло-лу

Лу-лу-лу Ул-ул-ул Ло-лу-ла

Лы-лы-лы Ыл-ыл-ыл Лу-ло-лы

Ло-ло-ло Ол-ол-ол Лы-лу-ло

V. Автоматизация звука [Л] в словах.

Игра: «Повтори, не ошибись».

Я буду называть тебе слова, а ты должен определить где находиться звук [л], в начале, середине или в конце слова.

Ласточка, крыло, сокол, голубь, дятел, соловей, галка, глухарь, щегол.

VI. Игра по лексической теме: «Перелетные птицы».

Игра: «Раздели птиц на зимующих и перелетных».

Посмотри,какие времена года изображены на картинках. Правильно, а еще у меня есть картинки с изображением птиц, но они все забыли перелетные они или зимующие, давай им поможем вспомнтить. Для этого нам нужно распределить перелетных птиц на картинку с изображение лета, а зимующих птиц на картинку с изображением зимы. Когда будешь распределять птиц, необходимо объяснить свой выбор.

VII. Составление звуковой схемы слова.

Молодец, а теперь давай разберем по слогам слово «Ласточка», и опредлим в каком слоге находится звук [Л].

Молодец, а теперь разбери слово «галка» по звукам. Сначала разберем слово на слоги, а затем на звуки.

VIII. Подведение итогов занятия.

Молодец, какой звук мы сегодня изучали, а какую тему повторяли? Скажи, что в занятии тебе больше всего понравилось? Спасибо за работу.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию по теме «Перелетные птицы. Скворец» (старшая группа) Цели: • совершенствовать навыки изображения птиц, их пространственного положения; • развивать творческое воображение; • воспитывать бережное.

Конспект фронтального логопедического занятия по автоматизации звука [л] в словах Конспект фронтального логопедического занятия по автоматизации звука [л] в словах. Тема: «Как слон к белочке в гости ходил» Цели: 1. Закрепить.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [С] «День рождения Совуньи» Тема «День рождения Совуньи» (автоматизация звука С в предложениях, чтстоговорках) Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] Индивидуальное логопедическое занятие на автоматизацию звука [Л] в словах и предложениях. Автор: Павловская Лада Николаевна, учитель –.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах Цель: автоматизировать звук [Л] в словах. Коррекционно-обучающие задачи: уточнить характеристики звука [Л], закрепить правильное произношение.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словах и предложениях Цель: автоматизировать звук [р] в словах и предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: – закреплять правильное произношение звука.

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы с ФФН «Перелетные птицы. Звук [Ч], буква Ч» Перелетные птицы, звук и буква Ч Цели:1 Развитие артикуляционной и общей моторики 2. Развитие фонематического слуха 3. Знакомство с особенностями.

Конспект открытого коррекционно-логопедического занятия по автоматизации звука [Р] «Письмо от Буратино» Цель: формирование звуковой стороны речи. Коррекционно-образовательные задачи: повторение артикуляционных упражнений, автоматизация звука.

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Перелетные птицы» Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи на тему: «Перелетные птицы» Цели:.

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука «Л» в словах и в предложениях, тема «Зимующие птицы» (старший дошкольный возраст)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад г.Кохма «Ладушки»

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука «Л» в словах и в предложениях, тема «Зимующие птицы» (старший дошкольный возраст)

учитель – логопед В.

Цель: вызвать у детей интерес к окружающему миру, расширять знания и представления о зимующих птицах.

— познакомить с понятием «зимующие птицы».

  • закреплять у детей умение согласовывать имена существительные с числительными;
  • упражнять в образовании имен существительных множественного числародительного падежа;
  • развивать связную речь, умение строить предложения;
  • закреплять навык самоконтроля за звукопроизношением в самостоятельной речи.

— воспитывать у детей интерес к жизни зимующих птиц;

__ воспитывать бережное отношение к птицам.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки с изображением зимующих птиц, конверты.

Словарная работа: щегол, галка, дятел, ласточка, сова, голубь, почтальон, конверт, птицы, шея, голова, лапки, крыло.

Здравствуйте, ребята! Я вам прочитаю рассказ про птиц. «Сказка о зимующих и перелётных птицах»

Отцвело, отзвенело птичьими голосами красное лето. Наступила осень. Козявки, букашечки подальше спрятались от холодов. Птенцы выросли и птицы собрались на совет. Как дальше жить?

Доктор лесной – дятел сказал: «У меня клюв крепкий да язык длинный – откуда угодно погубителей деревьев короедов вытащу. Без моего присмотра деревьям нельзя ни зимой, ни летом».

Сова сказала: «Я тоже не могу лететь в тёплые края. Мышей летом много развелось, а если зимой их не уничтожать, то они летом все грибочки и ягодки съедят».

Голубь сказал: «Я хочу остаться, так как привык к людям. На крышах домов тепло и там мои гнёзда. Не хочу бросать свой дом».

Воробей подумал: «Чик-чирик, прыг-скок. Мы воробьи шустрые, быстрые. Люди вешают зимой кормушки, кормят нас и других птиц. Думаю, голода мы испытывать не будем.

Эти птицы стали зимующими.

На стол выкладываются карточки с картинками зимующих птиц.

Рассмотрите и назовите птиц, которые изображены.

А посчитайте, сколько всего у птиц крыльев? Голов? Лапок?

(похлопывание руками по бокам)

(махи руками вверх вниз)

Клюйте, клюйте крошки,

(Стучим кулачками перед собой один о другой)

У меня с ладошки!

(дуем на раскрытые ладошки)

Нет, с ладошки не клюют,

(развели руки в стороны, пожали плечами)

И погладить не дают.

(руки на пояс, наклоны влево-вправо)

Как бы нам поладить,

Чтоб дались погладить?

(хлопки в ладоши)

Вот закончена игра

За столы нам сесть пора.

Ребята, посмотрите, нам почтальон голубь принес конверт с играми. Ребята, вы знаете кто такой почтальон?

Откроем первый конверт. Здесь такое задание.

Слушаем цепочку из звуков, слогов, а затем слов и услышав звук «л» хлопаем в ладоши:

-а, у, л, и, л, м, с, л, ш, л.

– ам, ал, мо, сы, лы, пу, лу, ла, нэ.

– сок, лак, дом, луч, мука, вата, рысь, Лара.

Усложняем задачу, повторяем за мной:

– ала, ало, алу, алы;

– палка, балка, галка;

Дети, молодцы. Присядьте на стульчики и откроем еще один конверт от голубя. Здесь игра « Один – много». Я называю вам слово в единственном числе, а вы превращаете его, как будто стало их несколько:

Щегол. дятел. голубь…галка…ласточка….

Ребята, посмотрите, в последнем конверте есть картинки, по которым мы составим предложения.

Картинка №1 «Галка около лужицы»

Картина №2 «Щегол сидит в кормушке»

Картина № 3 «Голубь в парке»

Молодцы ребята. Вы очень хорошо справились со всеми заданиями почтальона – голубя.

Расскажите, какие задания для вас были самыми простыми, а какие вызвали трудности?

Дети слушают логопеда.

Ответы детей: дятел, сова, голубь, воробей, щегол. Голова, шея, хвост, лапки, клюв, крылья.

Одна голова, две головы, три головы.. и т.д. Одно крыло, два крыла,… и т.д. Одна лапка, две лапки, три лапки…и т.д.

Дети выполняют движения и повторяют слова, проговаривают звук «Л».

Ответы детей: почтальон, это кто приносит письма и новости.

Ответы детей: щеглы, дятлы, голуби, галки, ласточки.

Ответы детей: Галка пила воду из лужицы.

Щегол прилетел к кормушке, чтобы полакомиться семечками.

Конспект индивидуальной НОД по автоматизации звука [л]. Старшая группа

Логопед. Правильно. В этом году ты закончишь ходить в детский сад. Скажи, а куда ты пойдешь на следующий год?
Ребенок. В школу.
Логопед. Вот и белка тоже посещает звериную школу. Сегодня мы отправимся туда и посмотрим, что изучают в школе.
Логопед выставляет перед ребенком сюжетную картинку, на которой изображена лесная школа, где обучаются звери.
Логопед. В начале урока звери поют песенки. Давай пропоем вместе с ними, поможем белке правильно произносить звук [л]. Повторяй за мной.

Ла – ло – лу
Лу – лы – ла

Ал – ол – ул
Ул – ыл – ал
Ил – ял – ел
Кла – кло – клу
Плу – плы – пло

Ребенок за логопедом повторяет слоги.
Логопед. Посмотри, кто учитель в этой школе?
Ребенок. Лось.
Логопед. Кого он учит?
Ребенок. Осла, белку, волка.
Логопед. На чем сидят звери?
Ребенок. На лавке.
Логопед. Что стоит на столе у учителя?
Ребенок. Глобус.
Логопед. Чем осел пишет на доске?
Ребенок. Мелом.
4. Игра «Чудесный мешочек».
Логопед. После того, как звери пропели песенки, лось раздает им мешочки с картинками. Давай посмотрим, какие же картинки в мешочке нашей Белочки.
Ребенок достает из мешочка картинки и называет их.
5. Игра «Разложи картинки».
Логопед. Теперь Белочке нужно разложить картинки в коробочки.
Логопед ставит перед ребенком три коробочки.
Логопед. Давай ей поможем. В первую нужно положить картинки, где звук [л] слышится в начале слова. Во вторую – картинки, где звук [л] в середине слова. И в третью коробочку – где звук [л] слышится в конце слова.
Ребенок по картинке определяет место звука в слове и кладет ее в нужную коробочку. Если ребенок затрудняется, логопед предлагает ему свою помощь.
6. Игра «Посчитай».
Логопед. Вот мы и помогли Белочке разложить картинки. Дальше ей нужно взять картинки из второй коробки и посчитать предметы, которые изображены на этих картинках от 1 до 5. Но оказывается, Белочка не умеет считать. А ты умеешь?
Ответ ребенка.
Логопед. Помоги Белке справиться с этим заданием.
Ребенок считает предметы, которые изображены на картинке (одно яблоко, два яблока и т.д. ).
Логопед. Молодец! Прежде, чем дать следующее задание Лось предложил зверям размять их лапки. Давай и мы с тобой разомнем наши ручки.
7. Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке».
Сидит белка на тележке, (Дети хлопают в ладоши и
Продает она орешки. попеременно ударяют кулачок о кулачок)
Лисичке-сестричке, (Дети загибают пальчики
Воробью, синичке, на обеих руках)
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
8. Упражнение «Найди и раскрась силуэт».
Логопед. Лось раздал каждому зверю картинки, где спрятаны силуэты разных животных. Им нужно найти свой силуэт. Силуэт кого нам нужно найти?
Ответ ребенка.
Логопед. Найди силуэт белки и обведи его по контуру. Затем заштрихуй сверху вниз и правильно раскрась.
Ребенок выполняет задание.
9. Упражнение «Проговори правильно».
Логопед. Урок в звериной школе заканчивается тем, что зверям надо проговорить правильно чистоговорки. Давай и мы с тобой попробуем их так же проговорить. Старайся правильно произносить звук [л].
Ал-ал-ал пенал на пол упал.
Ол-ол-ол пенал упал на стол.
Ул-ул-ул пенал упал на стул.
Ыл-ыл-ыл волк пенал забыл.
Ребенок проговаривает чистоговорки.
Логопед. Какой ты молодец! Ты помог белке справиться со всеми заданиями.
10. Итог.
Логопед. Где мы сегодня были? Что там делали? Что больше всего понравилось? Какой звук учились правильно произносить?

Читайте также:
Программа 'Что за прелесть эти сказки'
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: