Конспект урока по развитию речи ‘Птицы зимой’

Конспект урока по развитию речи «Птицы зимой» (подготовительный класс)

Аннотация: Конспект урока по развитию речи на тему: «Птицы зимой» в подготовительном классе школы V вида.

  1. Формировать умение самостоятельно добывать знания.
  2. Обобщить накопленные жизненные наблюдения детей о зимующих птицах.
  3. Расширить и закрепить знания детей о зимующих птицах.
  1. Формировать умение ставить и решать учебные задачи исходя из темы урока.
  2. Продолжить работу над формированием общеучебных коммуникативных умений (слушать учителя, друг друга).
  • Продолжить воспитание положительного и бережного отношения к живой природе на примере помощи птицам в зимнее время.
  1. Закреплять и уточнять название зимующих птиц.
  2. Расширять лексический запас по данной теме.
  3. Закрепить умение образовывать именительный падеж множественного числа существительных ,
  4. Упражнять детей в изменении существительных по падежам (Р.п., Т.п) и числам;
  5. Активизировать в словаре детей сложные прилагательные.
  6. согласовывать имена числительные с именем существительным .
  7. Совершенствовать умение образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  8. Упражнять в подборе прилагательных к имени существительному, согласовывая их в роде, числе.
  9. Расширять глагольный словарь за счёт глаголов, обозначающих способы передвижения и звукоподражания.
  1. Развивать логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи.
  2. Развивать мелкую моторику и координацию речи с движением.
  3. Совершенствовать сенсорные способности детей: учить вслушиваться в голоса птиц, узнавать их по оперению.
  4. Развивать воображение, любознательность.
  1. Воспитывать бережное отношение к птицам, проявлять заботу о них.
  • аудиозапись птичьих голосов, ПК, иллюстрации с зимующими птицами, плакат с изображением зимующих птиц, семена ясеня, дыни, арбуза, сало, пшено, хлебные крошки, семечки подсолнуха, еловые шишки, мяч; Текст логической задачи «Кто обедал в зимней столовой?»
  • карточки с изображением зимующих птиц (для счёта).

Использование современных педагогических технологий:

  • здоровьесберегающая технология
  • технология сотрудничества (реализация партнёрства в отношениях педагога и ребёнка);
  • технология личностно — ориентированного взаимодействия (ориентация на индивидуальные психологические и речевые особенности ребёнка);
  • полисенсорная технология (воздействие на различные анализаторы ребёнка: слуховой, зрительный, тактильный);
  • технология моделирования
  • технология игры
  • мультимедийные технологии (презентация «MicrosoftPowerPoint») для активизации внимания и развития активности детей в процессе совместной деятельности, способствующие более эффективному усвоению знаний.

План урока

1. Организационный момент.

– Сядет тот, кто правильно ответит на вопрос:

– Какое время года идет?

– Какой день недели сегодня?

– Какой был вчера?

– Какой будет завтра?

2. Введение в тему урока.

– Послушайте запись. (учитель включает аудиозапись «Звуки зимы»)

– Скажите, что вы услышали? (Д: метель, хруст снега, завывание ветра)

– Какое это время года?

– Какие признаки зимы вы знаете?

Стук в дверь, воспитатель сообщает, что в о класс прислали письмо.

– Что написано в письме, кто из вас может прочитать? (Соня)

– А как вы думаете, кто нам прислал это письмо? (птички)

– Как вы догадались? (Следы птиц)

– На чем эти следы? (на снегу)

– А разве не все птички улетели в теплые края?

– Кто из вас догадался о ком мы будем говорить на уроке? (о зимующих птицах)

3. Работа по теме урока.

– Согласны ли вы пойти к птичкам в гости?

– А кто знает, где мы можем увидеть птиц зимой? (влесу, в парке, у дома)

– Молодцы. А теперь все вместе скажем волшебные слова:

– Обернись, покрутись, в зимнем лесу окажись.

На экране монитора фото детей в парке зимой.

– Где же мы оказались?

Раз, два, три, четыре, пять
Где же птичек нам искать?
Может слева под бревном?
Может справа под кустом?

На экране монитора видео «Птицы зимой».

Загадки.

– Мы с вами увидели разных птиц и послушали о них рассказ. Кто каких птиц из вас запомнил?

Дети: голуби, ворона, снегирь, синица (выставляются картинки птиц).

– Но не все птички нам показались, некоторых мы не увидели, Мы можем их увидеть, если отгадаем загадки. Я вам сейчас буду загадывать загадки, а вы их отгадайте.

Логопед загадывает детям загадки. По мере называния птиц логопед выставляет на доску соответствующую картинку.

Не поет она — стрекочет,
Обратить вниманье хочет.
Меньше, чем вороны рост,
Очень длинный черный хвост,
В черном вся, но белобока,
Это модница -… .( сорока)

Любит прыгать и летать,
Хлеб и зёрнышки клевать,
Вместо «Здравствуйте» привык
Говорить всем «Чик-Чирик».(Воробей.)

Я по дереву стучу,
Червячка достать хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой. (Дятел)

Игра «Повтори за дятлом».

Логопед отстукивает ритмический рисунок, дети повторяют.

3. Беседа о зимующих птицах.

– Назовите одним словом.

– Какие это птицы? Дети: Зимующие.

Игра с мячом «Один – много».

– Что есть общего у всех птиц?

Дети: голова, туловище, крылья, перья, клюв, лапы, хвост.

– Я называю одну птицу или один предмет, а вы мне называете много таких же птиц или предметов.

  • Ворона — (вороны)
  • Голубь — (голуби)
  • Галка — (галки)
  • Перо — (перья)
  • воробей –(воробьи)
  • сорока – (сороки)
  • крыло — (крылья)

– Чем птицы отличаются?

Выставляю плакат «Зимующие птицы».

– Ребята, птицы бывают разного размера – большие и маленькие.

– Назовите больших птиц.

– Назовите маленьких птиц.

– Сейчас я буду называть части тела большой птицы, а вы части тела маленькой птички.

Игра «Назови ласково».
  • Голова — … (головка)
  • Клюв – … (клювик)
  • Лапы — … (лапки)
  • Хвост — …(хвостик).
  • Шея — … (шейка).
  • Перья — … (пёрышки)

– Ребята, как вы думаете, все ли птицы одинаково поют? (Нет)

– Совершенно верно. У всех птиц разные голоса. По голосу можно отличить одну птицу от другой.

Игра «Угадай чей голос».

Учитель включает аудиозапись голосов птиц, а дети отгадывают, чей это голос

Читайте также:
Пособие 'Профилактика ошибок языкового анализа и синтеза'
Игра «Кто как голос подаёт?»
  • Ворона (что делает?) — … каркает.
  • Сорока (что делает?) — … стрекочет.
  • Воробей (что делает?) — … чирикает.
  • Голубь (что делает?) — … воркует.
  • Снегирь (что делает?) — … свистит.

– Молодцы, ребята! Птицы отличаются тем, что они по-разному подают голос. А чем они ещё отличаются?

Дети: птицы отличаются окраской перьев, строением тела.

– Действительно, ребята, у каждой птицы есть своя отличительная черта.

Игра «Скажи одним словом».
  • У сороки белые бока, поэтому её называют … белобокая.
  • У синицы грудка желтая, поэтому её называют … желтогрудая.
  • У вороны черные крылья, поэтому её называют … чернокрылая.
  • У снегиря грудка красная, поэтому его называют … красногрудый.
  • У сороки длинный хвост, поэтому её называют … длиннохвостая.
  • У дятла длинный клюв, поэтому его называют … длинноклювый.
Беседа о жизни птиц зимой.

– Как живется птицам зимой? (голодно птицам, насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав под снегом. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теплые перья защищают от холода, но не от голода.)

– В суровые зимы из 10 синиц выживает одна , 9 синиц погибают.

– Давайте сегодня подумаем о том, как помочь птицам пережить трудное зимнее время.

– А хватает ли птицами пищи зимой? Дети: Нет, не хватает.

– Почему не хватает?

Дети: Земля покрыта снегом, птицам не удается достать пищу из-под снега.

– А чем мы можем помочь птицам?

Дети: Мы можем их подкармливать.

– Что для этого нужно сделать?

Упражнение «Кормушка».

Логопед предлагает детям прослушать стихотворение З.Александровой «Новая столовая».

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
А вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.

– Ребята скажите, каки ептицы прилетели к кормушке? Назовите птиц со словом много.

На кормушке много сорок.
На кормушке много дятлов.
На кормушке много синиц.
На кормушке много ворон.
На кормушке много снегирей.

Динамическая пауза.

– Подумайте какой птичкой вы будите?

Дети выполняют движения по тексту:
Птицы крыльями махали – все летали и летали,
Птицы в воздухе кружились,
На дорогу опустились,
По дорожке поскакали,
Крошки, зернышки клевали.

– Какой птичкой был Рома? Я был вороной.

«Упражнение «Сосчитай!»

(согласование числительного с существительным)

– Давайте посчитаем птичек. Сколько их у нас. Покажите воробья. Считаем:

  • 1 воробей, голубь, дятел, синица, снегирь, ворона
  • 2 воробья
  • 3 воробья
  • 4 воробья
  • 5 воробьев
  • 6 воробьев

Дидактическая игра «Какой птички не стало?» (усвоение категории родительного падежа единственного числа)

Логопед: Убирает одну картинку.

Дети: Не стало сороки.

Не стало вороны и т. д.

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

(усвоение подбора слов-антонимов)

Воробей маленький, а ворона большая.
У синицы хвост короткий, а у сороки длинный.
Голубь тяжёлый, а воробей легкий.
У синицы клюв тонкий, а у вороны толстый.

Работа по тетради Н.Э. Теремковой стр. 27 «Зимующие птицы».

Упражнение «Сосчитай».

– Сколько на картинке ворон?

Упражнение «Рассмотри и назови».

– Кто на ветке дерева? (На ветке снегири.)

– Кто на кормушке?

– Кто на стволе дерева?

– Кто под кормушкой?

– Кто летит к кормушке?

– Кто рядом с деревом?

Задание «Узнай птичку и раскрась».

Детям раздаются разрезные картинки разных птиц. Они составляют птичку .

Задание «Описание птицы по плану».

Составление описательных рассказов о зимующих птицах.

Логопед предлагает детям рассмотреть картинно-графический план и составить загадку — описание птицы по плану.

– Ну что , ребята, пора возвращаться в класс. Скажем волшебные слова:

– Повернись, покружись, снова в классе окажись.

– Ребята, наше занятие подходит к концу, надо подвести итоги.

– Что особенно понравилось?

– А зачем мы это изучаем?

– Ребята, я знаю, что вы с родителями приготовили подарки для наших друзей.

– Что это? (Кормушки)

– Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось заметить. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней (включается фонограмма записи голосов птиц) и богатым урожаем, спасённым птицами, от вредителей вашего огорода (достаётся корзина с овощами и фруктами) Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее и бережнее будете относиться ко всему живому.

– Если вы уходите с урока в хорошем настроении, если после нашего урока у вас появилось желание заботится о птицах, подойдите к моему столу, возьмите корм и угостите ту птичку , которая вам больше нравится, тем кормом, который она любит.

– Я угощу синиц семечками.

– Я накормлю голубя хлебными крошками.

– Я дам воробью зёрен.

– Я накормлю дятла семенами шишек.

– Я угощу снегиря ягодами рябины.

Закончу я урок стихотворением.

Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.

Другие — те народ иной:
В мороз над лесом кружат.
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.

К их перышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.

Читайте также:
Самоанализ совместного занятия с детьми и родителями средней группы

Но если долго снег идёт
И долго длимся вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.

Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки.
Не могут пташки отыскать
Ни зёрнышка, ни крошки.

И вот летают всё слабей
Ворона, галка, воробей.
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от нас.

Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
«Спасибо вам великое!».

Куксова Н.В.,
учитель начальных классов, логопед

Конспект занятие по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе на тему: Зимующие птицы

Автор работы: Науменко Светлана Васильевна, воспитатель МКДОУ ДС “Солнышко”с. Голубинка Бахчисарайского Республика Крым
Тема: «Зимующие птицы»
Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Зимующие птицы».Данный материал может быть использован воспитателями старших групп на занятиях по ознакомлению с природой и на занятиях по развитию речи . Это занятие направлено на воспитание у детей чувство сострадания к птицам и всему живому. Учит детей составлять описательный рассказ о птице. Развивает слуховое и зрительное внимание, пространственное восприятие и мелкую моторику.

Цель: Закрепление и уточнение знаний по теме: «Зимующие птицы».
Программные задачи: Уточнить название зимующих и перелетных птиц. Совершенствовать диалогическую речь детей, учить давать полные ответы на вопросы. Учить детей составлять описательный рассказ о птице. Развивать слуховое и зрительное внимание, пространственное восприятие и мелкую моторику. Обогащать словарь по теме «Птицы». Продолжать учить определять количество слогов в слове. Воспитывать чувство сострадания к птицам и всему живому.
Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие.
Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изображением зимующих птиц; пособие – разрезные картинки птиц; изображение Короля птиц; грамзапись с голосами птиц, видео для дошкольников «Зимующие птицы»
Предварительная работа: беседа воспитателя с детьми о зимующих птицах, отгадывание загадок, наблюдение за птицами на прогулке.

Воспитатель: — Дети, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие в «сказочный зимний лес».
(слышна музыка вьюги, скрип снега, воспитатель выходит за дверь и возвращается со снеговиком).
Воспитатель: Ребята,к нам в гости пришел « снеговик»,он проводит нас в зимний лес, но прежде снеговик задаст вам несколько вопросов.
( Закрепление пройденного материала.)
– Какое сейчас время года? (ответы детей)
– Давайте вспомним, куда улетают птицы осенью? (ответы детей)
– Почему улетают птицы в теплые края? (ответы детей)
– Как мы называем птиц, улетающих осенью в теплые края? (ответы детей) Перечислите их.
– Все ли птицы улетают в теплые края? (ответы детей)
Снеговик: ребята, я как раз принес вам письмо ,от тех птиц которые остались зимовать, от самого «Короля птиц -Горного Орла».
Читаем письмо: «Злая Баба Яга украла и заколдовала моих подданных – птиц. Помочь мне могут только маленькие, но умные, смелые и добрые дети. Снеговик пообещал мне найти таких детей.- Ребята, может, мы с вами сможем помочь Королю птиц?
– Чтобы догадаться, каких птиц похитила Баба Яга, нужно отгадать загадки:
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)

Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой.
(Клёст)

Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
– С первым снегом
Тут как тут!

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это .
(Снегири)

Найдешь её в своём дворе,
Она на радость детворе.
Ты обижать её не смей!
Эта птичка – .
(Воробей)

Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её .
(Cорока)

Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло.
(Сова)

Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
(Дятел)
Воспитатель: — Как мы назовем всех этих птиц одним общим словом? (зимующие). Почему же их так назвали? (потому что эти птицы не улетают в теплые края, а остаются зимовать у нас)
воспитатель: — Дети, а сейчас вместе со снеговиком мы пойдем по зимнему лесу (Звучит фонограмма записи птичьих голосов, дети идут по группе)Слышите, здесь кто то есть.(Ответы детей) Давайте послушаем, какие голоса у птиц, как красиво они поют, даже зимой.
Игра: «Кто как голос подает» (дети прослушивают голос птицы, отгадывают ее и говорят, как птица голос подаёт)
Воробей – чирикает
Ворона – каркает
Сорока – стрекочет
Синица – щебечет
Снегирь – посвистывает
Дятел – трещит
Сова – ухает
Клест – клекочет
– Ребята, голоса птиц мы слышим ,но их спрятала и заколдовала Баба Яга. Пойдемте их искать. (Отправляемся на поиск птиц. Дети и воспитатель со снеговиком идут по импровизированным следам Бабы Яги, вырезанные из бумаги и разложены по группе)
Дыхательная гимнастика:
Воспитатель: Ой детки ,посмотрите на нашем пути сугроб.(нарезанные из бумаги снехинки,под которыми спрятан конверт).
Упражнение: «Подуй на снежинки». (вырабатываем длительный и плавный выдох)- Давайте подуем на снег, посмотрим, что под ним. (дети дуют, «снежинки» разлетаются, под ними обнаруживается конверт)- Молодцы, дети, вы не только умные, но и сильные.
– Посмотрите, что это за конверт? В конверте разрезанные на части картинки.- Это проделки Бабы Яги! Баба Яга заморозила птиц, превратила их в ледяные частички, если вы соедините части, то освободите птиц. (Дети складывают картинки).
Дидактическая игра: «Освободи птичку» (составление из разрезных картинок целых изображений птиц)
– Чтобы птички наши совсем оттаяли и разлетелись по домам, нужно выполнить еще одно задание: сосчитать, сколько слогов в названии этих зимующих птиц.
Игра: «Сколько слогов в слове?»
– Молодцы дети, что помогли освободить птичек. Улетели птицы по домам. А мы с вами поиграем, отдохнем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили.
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись.
С горки все домой пришли,
воспитатель: Птичек мы освободили, они разлетелись по домам голодные, Присаживайтесь на стульчики и мы посмотрим, как они долетели домой (просмотр видеофильма «Зимующие птицы» и беседа по просмотренному видео).
Птички дома, но как вы думаете, что мы забыли сделать с вами,когда птички улетали.(ответы детей).Правильно покормить.
Чем можно угостить птиц:
Воробья – хлебными крошками
Снегиря – ягодами рябины, боярышника
Синичка – любит сало
Ворона, сорока – всеядные Кому не хватило угощения? (сове, дятлу)
Сова – хищная птица, питается мышами, а дятел добывает себе насекомых из-под коры деревьев.
– Зимой птицам трудно добывать корм, мы повесим кормушку за окно и будем подкармливать птиц.
Снеговик очень рад, что в нашей группе дети такие добрые , храбрые и умные. Он всем лесным жителям расскажет о наших детках. А мы ему в мешочек насыпим зернышек, чтобы снеговик угостил своих друзей птиц.(снеговик уходит)
Заканчиваем занятие стихотворением:
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна.
Горсть одна –
И не страшна будет им зима.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
4. Итог занятия.

Читайте также:
Звук и буква У - занятие по обучению грамоте в подготовительной группе

Конспект открытого занятия по развитию речи Тема: «Зимующие птицы»

Образовательная область: Речевое развитие

Задачи:

  • совершенствовать грамматический строй речи (образование и использование существительных в форме множественного числа родительного падежа, изменение существительных и прилагательных при помощи суффиксов, согласование их в роде и числе);
  • расширять, уточнять и активизировать словарь по теме.
  • развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
  • закрепить умение отвечать на вопросы
  • продолжать развивать интонационную выразительность речи;
  • упражнять в подборе родственных слов;
  • развивать логическое мышление, память, воображение
  • развивать речевой слух, зрительное восприятие и внимание, мышление.

продолжать знакомить детей со словообразованием

Содержимое разработки

Конспект открытого занятия по развитию речи

Тема: «Зимующие птицы»

Образовательная область: Речевое развитие

Задачи:

совершенствовать грамматический строй речи (образование и использование существительных в форме множественного числа родительного падежа, изменение существительных и прилагательных при помощи суффиксов, согласование их в роде и числе);

расширять, уточнять и активизировать словарь по теме.

развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;

закрепить умение отвечать на вопросы

продолжать развивать интонационную выразительность речи;

упражнять в подборе родственных слов;

развивать логическое мышление, память, воображение

развивать речевой слух, зрительное восприятие и внимание, мышление.

продолжать знакомить детей со словообразованием

Образовательная область: Познание

Задачи:

расширять представление детей о зимующих птицах (о внешнем виде, питании) ;

развивать умение устанавливать элементарные связи;

развивать логическое мышление.

закрепить счет в пределах 10, умение сравнивать, находить большее и меньшее число.

закреплять знание признаков зимы, представлений о зимующих птицах, обобщающего понятия “зимующие птицы”.

воспитывать бережное отношение к природе.

Образовательная область : Социально-коммуникативное развитие

Задачи:

формировать умение выражать свои эмоции

развивать воображение, подражательность.

формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.

побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию

Воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей – пожалеть, помочь.

Образовательная область : Физическое развитие

Задачи:

Развивать координацию речи с движениями, мелкую и общую моторик

Предварительная работа:

1. Беседа о птицах.

2. Чтение энциклопедий о птицах, как выглядят, чем питаются.

3. Рассматривание альбомов о птицах.

4. Разучивание физминутки «Снегири»

5. Разучивание психогимнастики.

6. Разучивание с ребенком стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой » (отрывок)

В НОД использованы: (методы и приёмы)

Метод демонстрации (приёмы: показ действий, демонстрация иллюстраций)

Метод разговора (беседы), рассказ воспитателя

Метод игры (приёмы: постановка задания, анализ результатов)

Материал : конверт с загадками, картинки с зимующими птицами – синица, воробей, дятел, снегирь, ворона, сорока и т. д., два дерева, синие и оранжевые листочки по количеству детей, картинки для игры «Назови ласково», игрушка снеговичок, мяч, магнитная доска, магниты, запись «Как трещит сорока»

Организационный момент.

-Какое прекрасное утро. Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения к чувствам друг друга на целый день. И давайте пожелаем, друг другу доброго утра (дети встают в круг и читают стихотворение).

Вместе с солнышком встаем,

Вместе с птицами поем.

С добрым утром, с новым днем!

Вот как весело живем.

Придумано кем-то просто и мудро –

При встрече здороваться:

«Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам

Доброе утро улыбчивым лицам

И каждый становится

Доброе утро длится до вечера.

Воспитатель:

-Сейчас мы выясним, ребята, ваше настроение. Посмотрите, здесь два дерева: дерево радости и дерево печали. Синий листочек обозначает дерево печали, оранжевый – дерево радости. Возьмите листочек, который больше подходят вашему настроению и повесьте на дерево.

– Сколько листочков на дереве радости?

– А сколько на дереве печали?

-На каком дереве больше листочков?

-Ребята, когда я к вам шла на занятие ко мне подлетела сорока и передала

Читайте также:
Программа коррекционной работы школы как средство реализации индивидуально-ориентированного подхода в обучении детей с ОВЗ

конверт и сказала, чтобы мы с вами помогли ей понять, что происходит в

лесу, животных совсем не видно, нет ласточек, скворцов, грачей. Неужели пришла в лес беда?

– Ребята, поможем сороке понять в чем же дело?

Вот опять пришла зима,

Снег укутал все дома.

Есть у нас надежный друг,

Он протянет сотни рук.

Там шумят дубы и клены,

Бывает летом он зеленый,

Всегда полон он чудес,

Как зовется друг наш? (Лес)

-Ребята, чтобы ответить на вопрос сороки нам надо отправиться в зимний лес…

Ритмическая разминка

По тропиночке пойдем

Друг за дружкою гуськом,

Мы в сугробах утопаем,

Ноги выше поднимаем. (ходьба с высоким подниманием коленей)

Осторожней все шагайте,

Только веток не ломайте.

Ветки хрупкие сейчас,

Просят: «Берегите нас!»

Дети подходят к КОВРИКУ, садятся.

Все снег да снег,

Все снег да сугробы

Весь лес и все поле в снегу.

Сквозь снег проступает лесная дорога,

Вот и лисьи следы на снегу.

-О чем это стихотворение? Посмотрите в окно и скажите, какое сейчас время года? (зима)

-Что вы представляете, услышав это слово? (снег, лед, лес, горка, санки, холод, вьюга)

Чтение стихотворения воспитателем еще раз.

Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении? (звук с) Произнесите его протяжно: С-с-с-с-с

-Придумайте слова связанные с зимой, которые начинаются со звука «С» (снег, сугроб, снежинка, снеговик, Снегурочка, смех, сказка, салазки, санки, снегокат, сосулька, снежок. )

-Вставайте, пойдёмте дальше.

Игровое упражнение с игрушкой “Назови признаки зимы”.

– Сейчас вы по очереди будете называть признаки зимы и передавать снеговичка соседу.

*если снег – снежная

*если мороз – морозная

*если ветер – ветреная

*если вьюга- вьюжная

*если лёд- ледяная

*если стужа- студёная

*если как сказка – сказочная

*если холод- холодная

Воспитатель: Ребята, наш друг снеговичок хочет что-то вам сказать ещё про зиму, а вы повторяйте за мной.

Физминутка Речь с движением «Зима»

Раз — зима, (хлопок, руки на пояс, топнуть правой ногой)

Два — зима, (хлопок, руки на пояс, топнуть левой ногой)

Вьюги да метели- (руки вверх, раскачивать)

Птицы улетели. («крылья»)

– Ребята, сорока сказала, что птицы из леса пропали, и она осталась совсем одна. Куда же делись скворцы, ласточки, грачи? А все ли птицы улетели из леса? Может быть она ошибается?( ответы детей)

Мы совсем забыли про конверт. Что же в нём?

Воспитатель читает письмо: «Ребята, отгадайте загадки в игре «Угадай-ка» и подскажите мне, какие птицы зимуют в лесу»

Дети садятся за столы, воспитатель читает загадки, показывает слайды с отгаданными птицами, и вывешивает картинки на доску.

Сорока предлагает вам поиграть в игру «Угадай-ка»

1) Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой,

Всё равно ты будешь мой. (дятел)

2) Красногрудый, чернокрылый

Любит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять.(снегирь)

3) Она маленькая птичка,

И зовут ее. ( синичка)

4) Эта птица- непоседа

Одного с березой цвета

5) Носит серенький жилет,

Но у крыльев- черный цвет.

Видишь- кружат двадцать пар

И кричат: кар-кар (ворона)

6) Угадайте, что за птица

Света яркого боится,

Клюв крючком, глаз пятачком?

Всю ночь летает –

А станет светло –

Спать летит в дупло. (Сова)

-Молодцы, ребята! Отгадали все загадки и вспомнили, какие птицы живут зимой в лесу. Пока мы по лесу гуляли и немного замёрзли. Давайте поиграем в игру «Совушка-сова». (В центре круга – водящий, дети идут по кругу,

в конце игры дети должны замереть на месте, водящий смотрит, кто шевелится, называет имя).

На пеньке сидит,

Мышек, птичек искала.

-Ой, ребята, посмотрите, в лесу столько разных жителей! Садитесь на свои места. Давайте посмотрим внимательно и скажем, кто это в нашем лесу живёт ? (рассматривают изображения птиц на доске)

• Посмотрите и скажите, кого вы здесь видите? (Птиц).

• По каким признакам вы это определили, что у них общего? (Клюв, перья).

• Перечислите этих птиц. (Снегирь, сорока, ворона, синица, воробей. ).

• Как вы догадались, что это снегирь? (Красная грудка).

• Как определили, что это сорока? (Длинный хвост, белые бока).

• Как определили, что это ворона? (Черная, большая).

• Как определили, что это синица? (Желтая грудка).

• Все эти птицы какие? (Зимующие).

• Почему мы их так называем?

Закрепление в речи названий, обозначающих части тела птицы

Вы птицы, а я человек. Я буду говорить о себе, а вы — о птице.

У меня голова. — И у меня голова.

У меня нос. — У меня клюв.

У меня руки – у меня крылья.

Игра с мячом “Один-много”. (приглашаю детей на ковер).

– Давайте поиграем в игру с мячом “Один-много”. Я буду бросать “звучащий” мячик каждому из вас и называть одну птицу. Вы будите ловить мяч, называть много птиц и возвращать мяч мне.

снегирь-снегирей

голубь – голубей

синица-синиц

-сорока-сорок

-ворона- ворон

-воробей-воробьёв

-дятел-дятлов

Динамическая пауза «Снегири».

Вот на ветках, посмотри, (опущенными руками показывают грудку)

В красных майках снегири

Распустили пёрышки (хлопают себя по бокам)

Греются на солнышке

Улетели! Улетели! (бегут по кругу взмахивая руками)

За метелью, за метелью.

Затем дети садятся на места.

Дидактическая игра «Назовите ласково»

-Куда прилетают птицы зимой пообедать?( к кормушке)

-Поиграем в игру «Назови ласково». Будьте внимательны, ласково нужно сказать оба слова. (дети открывают по очереди карточку с картинкой, воспитатель произносит словосочетание, ребёнок – изменённое)

*Красивая кормушка- красивенькая кормушечка

Читайте также:
День логопеда - поздравления

*Проворная синица- проворненькая синичка

*Красивый снегирь- красивенький снегирёчек

*Серый воробей- серенький воробушек

*Короткий клюв- коротенький клювик

*Длинный хвост- длинненький хвостик

*Лёгкое перо- лёгенькое перышко

*Мягкое крыло- мягенькое крылышко

*Уютное гнездо- уютненькое гнездышко

Игра «Скажи правильно»

-Ребята, а вы умеете составлять слова? А я вам сейчас покажу, как это сделать. (на примере снегиря)

• Если у птицы красная грудка, она какая? (красногрудая)

Если у птицы жёлтая грудка, она какая? (желтогрудая)

• Если у птицы длинный хвост? (длиннохвостая)

• Если у птицы длинная шея? (длинношеяя)

• Если у птицы черная голова? (черноголовая)

• Если у птицы «сладкий голос»? (сладкоголосая)

• Если у птицы длинные крылья? (длиннокрылая)

• Если у птицы белый бок? (белобокая)

Воспитатель: (включает треск сороки)

-Ой, ребята, сорока говорит вам « Большое спасибо, я теперь поняла почему так тихо в лесу. Ведь лес зимой спит, и перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие постоянно ищут корм.»

Воспитатель. А сейчас с вами поиграем в игру «Угадай, кого не стало»

Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает картинку, открыв глаза, дети должны назвать какой птицы не стало.

Ребята, а вы знаете, чем страшна птицам зима?

-Все задания мы с вами выполнили. Давайте возвращаться в садик.

По тропиночке пойдем

Друг за дружкою гуськом,

Мы в сугробах утопаем,

Ноги выше поднимаем. (ходьба с высоким подниманием коленей)

Осторожней все шагайте,

Только веток не ломайте.

Ветки хрупкие сейчас,

Просят: «Берегите нас!»

-Молодцы, вам понравилось, наше занятие?

-О каких птицах мы с вами разговаривали? (о зимующих)

-А каких зимующих птиц вы запомнили и может быть и видели в садике, около дома, в парке ?

-Ребята, а вы знаете, что зима страшна птицам не холодом, а голодом. Если птичка сыта, то ей тепло под её пухом и перьями. Как вы знаете зимой очень много снега, он лежит на земле, деревьях, крышах и птицам очень тяжело найти корм под снегом. А что люди для этого делают? (ответы детей)

– У нас тоже есть кормушка. Мы подкармливаем птиц.

Читается стихотворение А. Яшина “Покормите птиц зимой!” (ребенок)

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма:

Горсть зерна нужна.

Горсть зерна и не страшна

-Вы сегодня просто молодцы: угадали загадки о птицах, поиграли, выполнили очень много сложных заданий и рассказали о том, что о зимующих птицах надо заботиться. После такого занятия у меня такое прекрасное настроение, а у вас оно изменилось? Никому не хочется перевесить свой листок с дерева печали? Когда у людей хорошее настроение, его называют оранжевым.

– Сорока просила передать вам в знак благодарности за помощь вот такие медальки. (Воспитатель вручает медали с изображением снегиря и надписью «Знаток зимующих птиц»)

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы

Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Новые олимпиады

Комплекты учителю

Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей

Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Конспект занятия по развитию речи «Зимующие птицы»

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе.

Тема: «Зимующие птицы».

Цели: 1.Формировать навыки звукового анализа и синтеза;

2. Расширять, активизировать словарь по лексической теме: «Зимующие птицы».

3.Мотивировать детей на введение в речевую деятельность, используя приёмы мнемотехники.

4. Учить детей употреблять в речи существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательным значением.

5.Развивать связную речь детей, учить рассказывать небольшой рассказ по мнемотаблице.

Ход занятия : – Зимний лес укрыт снежным покрывалом и погружён в волшебный сон. Зимний лес полон чудес и волшебства, он околдован волшебной снежной сказкой. В зимнем лесу часто идёт снег, и падают на землю снежинки. Посмотрите снегопад, хлопья снежные летят. С неба падают зимой и кружатся над землёй, лёгкие пушинки-белые снежинки. Дети дуют на комочки ваты, подвешенные на нитке.

-Какая красивая снежинка оказалась на моей ладони. Педагог показывает детям красивую белую снежинку. В гости к нашей красивой снежинке прилетают птицы, которые любят рассказывать все новости, происходящие в зимнем лесу. Отгадайте, что это за птицы?

1. Дидактическая игра «Отгадай слово по первому звуку». Дети отгадывают названия зимующих птиц по первому звуку:

в олк, о чки, р ак, о сы, н ож, а рбуз. (Ворона);

с обака о сёл, р ыба, о бруч, к орова. (Сорока). Какие это птицы? (зимующие). Почему их называют – зимующими птицами? Каких ещё зимующих птиц вы знаете? Педагог прикрепляет на доску к снежинке предметные картинки зимующих птиц.

2.Дидактическая игра «Ворона и воронёнок» . Слова сопровождаются движениями- дети показывают части тела птицы руками.

У вороны клюв, а у воронёнка – клювик;

У вороны хвост, а у воронёнка – хвостик;

У вороны крыло, а у воронёнка – крылышко;

У вороны перо, а у воронёнка – пёрышко;

У вороны шея, а у воронёнка – шейка.

3.Речедвигательный тренинг.

На карниз со всех сторон (Дети поворачиваются вправо- влево).

Собрались 100 Кар – ворон! (Делают взмахи руками).

И у каждой Кар – вороны (Дотрагиваются до носа, наклоняются вперёд, выпрямляются.) Клюв для самообороны!

Два крыла – два быстрых взмаха. (Правая рука в сторону, левая рука в сторону, два взмаха.)

И сто тысяч «Кар-р!» от страха. (Произносят «Кар», разбегаются в разные стороны.) Дети встают в круг.

Я предлагаю вам дети превратиться в зимующих птиц и рассказать от имени птицы, как она голос подает.

Читайте также:
Использование сенсорных игр в коррекции общего недоразвития речи

Я ворона: кар-кар-кар. Я умею каркать.

Я сорока: стр-стр-стр. Я умею стрекотать.

Я сова: ух-ух-ух. Я умею ухать.

Я синица: тинь-тинь-тинь. Я умею тинькать.

Я голубь. Я умею ворковать.

Я снегирь. Я умею свистеть.

Я воробей я умею чирикать.

4.Игра с мячом-« Закончи предложение».

У сороки белые бока – она белобокая;

У сороки длинный хвост – она длиннохвостая;

У синицы жёлтая грудка – она желтогрудая;

У вороны чёрные крылья – она чернокрылая;

У снегиря красная грудка – он красногрудый;

У дятла длинный клюв – он длинноклювый;

5.Вокруг себя повернитесь- в дятла превратитесь. Массаж спины «Дятел». Дети поворачиваются спинами друг к другу.

Дятел жил в дупле пустом, дуб долбил как долотом. (Дети похлопывают ладонями по спине впереди стоящего.)

Долбит дятел крепкий сук. (Поколачивают пальцами.)

Клювом, клювом он стучит, дятел ствол уже долбит. (Постукивают кулачками.)

Дятел в дуб всё тук да тук, дуб скрипит: «Что там за стук? «(Постукивают рёбрами ладоней.)

Дятел клювом постучал, постучал и замолчал,

Потому что он устал. (Поглаживают ладонями.)

6 . Дети садятся за столы. Дидактическая игра «Скажи ласково». На столах лежат карточки с нарисованными на них символами.

Острый клюв – остренький клювик, тонкие лапы – тоненькие лапки, длинная шея – длинненькая шейка, чёрное крыло – чёрненькое крылышко, толстая шея – толстенькая шейка, короткий хвост – коротенький хвостик, светлые перья-светленькие пёрышки, чёрные глаза – чёрненькие глазки, розовые щёки – розовенькие щёчки, жёлтые крылья – жёлтенькие крылышки.

7.Дидактическая игра «Зашифрованное слово». На столах лежат карточки с гласными буквами: И, И, А; (Синица) О, О, А; (Ворона) О, О, А; (Сорока) О, О, Е; (Воробей) Е, И; (Снегирь) О, У; (Голубь) О, А; (Сова) И, И, Е; (Свиристель). Педагог называет зимующую птицу, дети определяют, какие гласные звуки есть в слове и поднимают карточки.

8.Рассказ по мнемотаблице.

«Сорока».
Сорока(1) любит блестящие вещи. Всё, что блестит, сорока тащит в своё гнездо(2). Увидит (3) сорока кусочек стекла – унесёт в гнездо.
Однажды мама (4) варила варенье в саду. Она положила на стол серебряную ложку (5). Как только мама отвернулась, сорока подлетела и схватила серебряную ложку (6). Соня увидела и закричала, сорока испугалась и выпустила ложку (7).

9 Итог занятия. Порадуем зимующих птичек- произнесём про них чистоговорки:

Ицы-ицы-ицы – зимующие птицы,

Бей-бей-бей – шустрый воробей,

Рона-Рона-Рона – хитрая ворона,

Ница-ница-ница – желтогрудая синица,

Гирь-гирь-гирь – красногрудый снегирь,

Тел-тел-тел – дятел прилетел,

Ит-ит-ит – голубок летит,

Ушка-ушка-ушка – птиц спасет кормушка,

Ить-ить-ить – будем птичек мы кормить,

Ить-ить-ить – будем птичек мы любить. Произносят фразу с разной интонацией.

Занятие по развитию речи “Зимующие птицы”
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Зимующие птицы»

• Развивать и расширять словарный запас у детей по теме – Зимующие птицы

• Закрепить название зимующих птиц в речи

• Развивать связную речь

• Развивать память, внимание, логическое мышление –

• Воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам.

• Словесные – вопросы, объяснения, загадывание загадок, словесная игра, пальчиковая гимнастика. Закрепить слова: морозная, снежная, вьюжная, холодная, суровая.

Сюрпризный момент – волшебная палочка.

• Наглядные – иллюстрации птиц, дерево с птицами.

• Практические – отгадывание загадок.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: упражнять детей в правильном подборе признаков, определений и сравнений к заданному слову, активизировать употребление ласковых слов. Формировать грамматически правильную речь и активизировать словарь.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: прогулки, наблюдения за птицами, рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлений, зимних развлечений. Чтение произведений о зиме, птицах; знакомство с пословицами, стихотворениями о зиме; разгадывание загадок о зимних явлениях.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ: дерево с зимующими птицами, конверт с загадками, картинки зимующих птиц.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: картинки с изображением птиц, птицы из оранжевого картона на каждого ребенка.

Виды деятельности: коммуникативная, чтение худ. литературы, познавательно исследовательская, продуктивная, двигательная.

-Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года?

-Вам нравиться зима? Почему? (Кататься на горках, на санях, лепить снеговиков, играть в снежки)

-Какая погода зимой? (морозная, снежная, вьюжная, холодная, суровая)

Физкультминутка: «Игра в снежки» (под музыку)

Ребята, посмотрите, ко мне прилетел волшебный «снежок», и он приглашает нас совершить прогулку по зимнему лесу.

Воспитатель: Хотите отправиться со мной в сказочное путешествие в зимний лес.

Но чтобы отправится на прогулку в зимний лес нужно одеться потеплее (имитируют одевание (шапка, шуба, валенки)

У меня есть волшебная палочка, но чтоб произошло чудо нужно закрыть глаза и взмахнуть ей, и посчитать до трех.

(Дети закрывают глаза. Звучит запись .)

Мы очутились на полянке. Какая тишина в лесу. Ребята, а как вы думаете, почему так тихо зимой в лесу.

Дети: Потому что, природа спит,отдыхает, птицы не поют.

Восптатель: А почему птицы не поют?

Дети: Потому что, многие птицы улетели в теплые края, это птицы перелётные, а те птицы которые остаются зимовать это зимующие птицы, они летят ближе к людям, чтобы люди о них заботились, подкармливали их, им холодно и голодно.

Ребята, посмотрите нам кто-то оставил письмо. Давайте откроем его.

(Воспитатель открывает конверт, а в нем загадки.)

Вы любите отгадывать загадки? Сейчас проверим.

К зернышкам прыг!

Кто это? (Воробей)

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

Я по дереву стучу, червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой —
Все равно он будет мой! (Дятел)

И полоска шарфика.
(Синичка)

Читайте также:
Индивидуальное логопедическое занятие по постановке и автоматизации звука (Р)

Ходит важно, вперевалку,

И воркует, и клюет . (Голубь)

– Вот и весь репертуар.

Оглашает крону клёна

Своим пением …
(Ворона)

Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока.)

Молодцы! Как можно назвать одним словом этих птиц? ( Зимующие )

Почему их называют зимующими? (потому, что они остаются зимовать, не бояться холода)

Воспитатель: Ребята, а чем птицы похожи?

Дети: У них у всех есть голова, клюв, туловище, крылья, хвост, лапки, тело покрыто перьями.

Воспитатель: Правильно, тогда чем отличаются друг от друга?

Дети: Они отличаются размером, окраской, по-разному подают голос.

Воспитатель: Ребята, скажите, что могут делать птицы?

Дети: птицы могут летать , прыгать, прилетать, петь, клевать, щебетать, махать, откладывать яйца, высиживать, уничтожать вредных насекомых

Воспитатель: Нуждаются ли птицы зимой в нашей помощи? Почему?

Дети: Птицы очень нуждаются в нашей помощи, потому что под снегом трудно найти себе корм.

Воспитатель: Чем мы можем подкормить птиц зимой?

Дети: Их можно угостить семечками, хлебными крошками, кусочками сала.

Физкультминутка «Снегири» Н. Нищева

Вот на ветках, посмотри, (хлопают в ладоши)

В красных майках снегири. (хлопают руками по бокам)

Распушили перышки. (частое потряхивание руками внизу)

Греются на солнышке. (руки подняты вверх, движение кистями рук)

Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)

Улететь хотят. (боковые взмахи руками)

– Кыш! Кыш! Улетели !

За метелью! За метелью!

Составление описательных рассказов о зимующих птицах

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинно-графический план и послушать рассказ о снегире:

Снегирь – это зимующая птица. Тело снегиря покрыто перьями; есть голова, шейка, туловище, две лапки, хвост. Грудка у него красная: красногрудый снегирь. Зимой снегирь питается ягодами рябины, семенами.

Затем воспитатель предлагает детям самостоятельно составить рассказы-описания зимующих птиц, опираясь на картинно-графический план.

Пальчиковая гимнастика: «Дятел»

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу.

Хоть он скрылся под корой,

Все равно он будет мой.

Ребята на нашей полянке выросло, волшебное дерево, на котором живут зимующие птицы. Давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами. Ласковое слово – это солнышко.

Игра «Назови ласково»

Птица – птичка , синица – синичка, снегирь – снегирек, голубь – голубка, воробей – воробышек, сова- совушка, (звучит голос птиц )

Надеюсь, что птички услышали наши ласковые, добрые слова. И обязательно прилетят к нашим домам, порадуют нас своим пением. Ну а нам пора в группу . Закрываем глазки. Раз, два, три, четыре, пять возвращаемся назад.

Ребята, о каких птицах мы сегодня говорили?

Дети : Мы сегодня говорили о зимующих птицах.

Воспитатель: Рассмотрите внимательно еще раз картинки и запомните этих птиц, а я прочитаю вам стихотворение:

Снегирь, и сорока, и клест, и синицы –

Зимуют у нас эти чудные птицы ,

И чтоб они жили по – прежнему с нами

Мы будем кормить их, конечно же, сами.

Воспитатель: Помните, ребята! Птицы наши друзья! Берегите их. Особенно зимой, когда им особенно тяжело. (звучит фонограмма «Песни птиц»)

А сейчас я вам предлагаю раскрасить птиц, которых мы видели в сказочном зимнем лесу.

Рефлексия: Сегодня вы просто молодцы. Рассказали о том, как надо заботиться и помогать птицам.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Зимующие птицы»

Содержимое публикации

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Тема: «Зимующие птицы»

Тип занятия : комплексное

Цель: учить детей составлять связные рассказы о птицах с помощью мнемосхемы.

– Образовательная :

Активизировать словарь по теме ( зимующие птицы , снегирь, синица, кормушка, корм для птиц , заботится о птицах );

Продолжить укрепление мышечных тканей аппарата артикуляции, развитие силы, а также гибкости и направленности движений органов, которые задействованы в речи.

Закреплять навыки детей отвечать на вопрос педагога полным распространенным ответом;

Учить образовывать сложные прилагательные; существительные множественного числа; притяжательные прилагательные;

Совершенствовать составление рассказа о птицах с помощью мнемосхем;

Развивающая :

Развивать у детей познавательный интерес к жизни зимующих птиц

Развивать наблюдательность, познавательные способности – речь, память, внимание, логическое мышление.

Развивать слуховое восприятие;

– Воспитательная :

Воспитывать умение слушать рассказы других детей;

Воспитывать заботливое отношения к зимующим птицам .

Оборудование: игрушка сороки, письмо, фигурки зимующих птиц, корм для птиц, предметные картинки о птицах .

Словарная работа ;

Им существительные: снегирь, синица, кормушка, корм, перья, чешуйки;

Им прилагательные: перелетные, зимующие;

Глаголы : замерзают, покидают, улетают, кормить, ухаживать ,заботиться;

Синонимы : покидают – улетают, конверт- письмо;

Ход занятия

Организационный момент:

Воспитатель : Ребята иду, я сегодня в детский сад и мне на встречу летит сорока. Трещит. Я, конечно, ничего не поняла. Не успела я, что-либо сказать, как она бросила мне с высоты конверт, а сама улетела. Давайте прочитаем, что там написано.

Я, Сорока Белобока живу в лесу. Сегодня в лесу переполох : одни птицыулетели , другие остались. Ничего не пойму. И подпись : Сорока Белобока.

Воспитатель : Давайте мы встанем, отправимся в лес и разберёмся, какие птицы должны улететь , а какие остаться с нами и отправим письмо Сороке Белобоки в лес.

Дети : Давайте.

Воспитатель : Раз, два, три повернись, на лесной опушке окажись! Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке. Звучат трели птиц .

Вводная часть :

Воспитатель : Посмотрите, ребята, как вокруг красиво. Вы слышите, как поют птицы ? Это нас встречают друзья птицы Сороки Белобоки .

Воспитатель : Ребята, посмотрите, сколько на опушке птиц . А вот и сама Сорока Белобока, вернём ей письмо и точно узнаем, что случилось.

Воспитатель : Сорока Белобока, что случилось, что за переполох?

Ребята, она говорит, что не поймёт, какие птицы должны остаться , а какие улететь. Давайте мы посмотрим и разберёмся все ли птицы , улетели или нет.

Читайте также:
Организация совместной работы учителя-логопеда и родителей детей с ОНР в ДОО

Основная часть:

Дети подходят, смотрят и называют птиц : ласточка, скворец, кукушка.

Воспитатель : Какие это птицы ?

Дети : Перелётные.

Воспитатель : Почему они так называются?

Дети : Потому что они улетают в тёплые края.

Воспитатель : Почему они улетают? Почему они не могут остаться здесь с нами?

Дети : Они замёрзнут от голода и холода. Давайте мы их отправим.

Воспитатель : Ребята, а какие птицы остались ? Давайте мы назовём их.

Дети называют птиц : синица, голубь, снегирь, воробей, дятел.

Воспитатель : Какие это птицы ?

Дети : Зимующие .

Воспитатель : Почему их так называют?

Дети :Потому что одни прилетают к нам на зиму , а другие остаются всегда снами.

Воспитатель : Сорока Белобока, поняла, какие птицы должны остаться с нами, а какие улететь.

Дети садятся на стульчики

Воспитатель :Сейчас мы в месте с Сорокой Белобокой поиграем в игру

«Кто какой?».

Воробей какой? – маленький, серый, шустрый. Если у воробья короткий клюв, значит воробей какой? –короткоклювый.Если у воробья короткие лапки, значит воробей какой? –коротколапый. Если у воробья короткийхвост, значит воробей какой?–короткохвостый.Как подает голос воробей? –чик-чирик. Что делает воробей? –чирикает. Где живет воробей?– в городе. Вот какой замечательный воробей.

Посмотрите на снегиря. Если у снегиря толстый клюв, значит снегирь какой? –толстоклювый. Если у снегиря красная грудь, значит снегирь какой? –красногрудый. Если у снегиря черная голова, значит снегирь какой?-черноголовый. Как подает голос снегирь? Фью, фью. Посвистывает. Где живет снегирь? В лесу, когда холодно и голодно, прилетает ближе к человеку. Вот какой красивый снегирь.

Посмотрите внимательно на синицу. Если у синицы жёлтая грудь, значит какая синица?-Желтогрудая синица. Если у синицы голова черная, значит какая синица? –черноголовая. Как подает голос синица? –тинь-тинь. Что делает синица? –тинькает. Где живет синица? –В лесу, когда холодно и голодно, прилетает ближе к человеку. Какая замечательная синичка.

Посмотрите внимательно на сороку. Сорока какая? –ловкая, суетливая. Если у сороки белые бока, значит какая сорока? –Белобокая.Если у сороки длинный хвост, значит какая сорока?-длиннохвостая.Как подает голос сорока? –тр-тр. Что делает сорока? –трещит.Где живет сорока?-в лесах, неподалеку от человека.

Какая еще зимующая птица изображена на картинке? – дятел. Дятел какой? –трудолюбивый, шумный. Если удятла длинный клюв, значит какой дятел?-длинноклювый. Если удятла красная голоыв, значит какой дятел?-красноголовый.Если удятла белая грудь, значит какой дятел?-белогрудый.Как подает голос дятел?-кик-кик.Что делает дятел?-стучит. Где живет дятел? – в лесу.

Воспитатель :Вот какие замечательные зимующие птицы.

Молодцы, мне понравились ваши ответы, а вам понравилось играть? (да).

Воспитатель : Ребята, Сарака Белобока еще хочет с вами поиграть.

Артикуляционная гимнастика

Упражнение на дыхание:

«Улетают птицы»–И.п.: ноги слегка расставлены, руки опущены. 1- глубокий вдох;

2-медленный выдох, произносить: «На ю-у-у-у-г!». Повторить 3-4 раза.

Упражнения для жевательно- артикуляцнонных мышц

«Голодные птенчики». Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам».

Упражнения для щек и губ

«Клювы разных птиц». Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.

Воспитатель : Ребята, а давайте расскажем Сороке Белобоке , из каких частей, состоят птицы ?

Воспитатель. Из каких частей состоит тело птицы? (Голова, туловище, хвост.)

– Что есть на голове?

– Есть ли уши? (Есть, только они не видны из-за перьев. Наружных ушей нет.)

– Клюв птицы – это рот или нос?

Небольшая дискуссия. Дети высказывают свою точку зрения.

– Какие конечности есть у птицы? (Крылья, ноги.)

– Рассмотрите и опишите ноги: ноги у птицы тонкие, в верхней части покрыты перьями; в нижней части покрыты чешуйками. На ногах четыре длинных и тонких пальца. На пальцах длинные, острые, загнутые когти. При ходьбе они широко расставлены в стороны, поэтому птица стоит устойчиво.

– Посчитайте, сколько пальцев? Куда они направлены?

– Рассмотрите и опишите хвост.

Воспитатель. Расскажите, чем покрыто тело птицы. (Перьями.)

– Везде ли эти перья одинаковы по размеру? (Самые короткие – по голове, потом они становятся длиннее и длиннее, и самые длинные – на крыльях и хвосте.)

– В какую сторону они направлены? (Спереди на зад.)

– Почему перья расположены именно таким образом? Как это помогает птице? (При полете перья не топорщатся и не мешают движению. Кроме того, при полете не выдувается из-под перьев тепло.)

Воспитатель : Молодцы. Ребята, Сорока Белобока спрашивает,а кто заботится о них в холодное время года?

(в холодное время года о птицах заботятся люди)

Как заботятся люди о птицах?(люди для птиц делают кормушки, подкармливают птиц. )

А чем можно угостить наших пернатых друзей? – семечками, зерном, семенами, ягодами.

А какой корм больше всего любит воробей? –семечки.

А какое любимое блюдо у снегиря?- ягоды рябины.

А чем бы полакомилась синичка? –салом сырым, несоленым.

А что больше всего любит сорока?-зерно.

А чем можно угостить дятла? –семенами, ягодами.

Видите, ребята, насколько удивительны зимующие птицы: у каждой есть свое любимое блюдо, лакомство. И человек, подкармливая птиц, помогает им благополучно перезимовать.

Физкультминутка Игра «Столовая для птиц».

Воспитатель :Ребята, выходите на ковер, вставайте в рассыпную. Представьте, что вы птицы. Я вам дам картинки с изображением зимующих птиц, прочитаю стихотворение. Та птица, которая услышит о себе «прилетает» на эту кормушку и ставит свою птичку к кормушке.

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

Читайте также:
Обучение построению сериационных рядов детей с задержкой психического развития

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Три сороки были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

а в четверг со всех краёв

Стая серых воробьев.

В пятницу в столовой нашей дятел лакомился кашей

А в субботу, воскресенье было общее веселье.

Воспитатель :Молодцы, птички. Все собрались возле кормушки полакомиться семечками, ягодами.

А теперь садитесь на свои места.

Воспитатель :Сейчас вы будете рассказывать о своей птичке, а поможет рассказать вам вот эта мнемосхема.

Остальные ребята должны внимательно слушать рассказ своего товарища.

Каждый ребенок составляет рассказ о своей птице.

– Молодцы, ребята, интересные рассказы вы составили о своих пернатых друзьях.

Воспитатель :Ребята давайте скажем, Сороке Белобоки спасибо, что она всё это время была с нами. Надолго мы с ней не прощаемся, кто ещё не рассказал, рассказ о птице обязательно ей расскажет. А сей нам пора возвращаться. Раз, два, три повернись, в группе снова окажись! Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются в группе .

Заключительная часть:

Рефлексия :.Что вам понравилось сегодня делать больше всего. Каких зимующих птиц вы запомнили , назовите? Что нового и интересного вы сегодня узнали? Как мы можем заботиться о птицах ?

Им. Существ. Ласточка, скворец, кукушка,

Им. Прилог. Перелетные, зимующие

Глаголы замерзнут, перелетают, улетают

Синонимы, улетают- покидают , конверт-письмо,

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции заикания «Цветик-семицветик»

Инна Локтева
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции заикания «Цветик-семицветик»

Конспект индивидуального логопедического занятия

по коррекции заикания на тему: «Цветик – семицветик»

Цели занятия:

• познакомить со сказкой В. П. Катаева «Цветик-семицветик»

• тренировать речевое дыхание;

• формировать умения по распознаванию цвета предметов; развивает внимание по распознаванию цвета предметов;

• развивать внимание, мышление, воображение, расширять словарный запас;

• способствовать воспитанию чувства доброты и отзывчивости;

• закреплять навык свободной от запинок речи на этапе вопросно-ответной формы речи;

• работать над плавностью речи, темпом, ритмом;

• развивать фонематический слух;

• развивать координацию общую и мелкую моторику;

• закреплять навык релаксации по контрасту с напряжением;

• формировать навыки самостоятельной речи.

Зеркало, макет цветик – семицветик, изображения облаков, свеча, изображение контура свечи на листе бумаги, цветные прямоугольники, разноцветные кружки с цифрами, игрушка – пианино, бумажные бабочки на верёвочках.

Логопед: Посмотри, какие интересные облака над нами. Вот спустилось к нам необычное облачко.

Логопедчитает стихотворение:

С ребёнком перед зеркалами выполняют мимические упражнения согласно тексту и картинкам (облакам).

Вот облачко весёлое

Смеётся надо мной:

– Зачем ты щуришь глазки так?

Какой же ты смешной!

А вот другое облачко

Его от мамы ветерок

Вдруг далеко унёс.

И вдруг по небу грозное

И кулаком громадным

Сердито мне грозит.

А маленькое облачко

Над озером плывёт,

И удивлённо облачко

Ход занятия

Логопед: Сегодня, я вам расскажу замечательную сказку Валентина Петровича Катаева «Цветик Семицветик». Итак, сказка начинается. Жила – была девочка Женя. Однажды мама послала ее в магазин за баранками. Купила девочка баранки и отправилась домой. Но по дороге незаметно к ней пристала незнакомая собака. И, пока Женя по сторонам зевала, вывески читала, собака все баранки съела.

– Ах, вредная собака! – закричала Женя и бросилась ее догонять.

Собаку не догнала, а вот сама заблудилась. Испугалась девочка, заплакала. Вдруг. Откуда ни возьмись, появилась старушка. Она пожалела Женю, привела ее в свой садик и сорвала с грядки очень красивый цветик – семицветик, примерно такой, как этот. (Показ цветка) Старушка подарила девочке цветик – семицветик и сказала, что он может исполнить любое ее желание, стоит лишь сорвать один из лепестков,бросить его и сказать:

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся снова в круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть, по-моему вели.

Вели, чтобы сделалось то-то или то-то. И этот тотчас сделается.

Женя вежливо поблагодарила старушку, которая вдруг куда-то исчезла, затем оторвала желтый лепесток,кинула его и сказала: (Слова)

Вели, что бы я была дома с баранками!

Логопед: И начиная с этого места, я позволю себе внести изменения в сказку.

Но наш цветик – семицветик не сразу будет выполнять желания девочки, а лишь после того, как мы выполним задание, записанное на обратной стороне лепестка.

Логопед: И так начинаем наш путь по сказке.

Я отрываю от цветкажелтый лепесток и произносим слова:

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся снова в круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть, по-моему вели.

Логопед: А сейчас переверну лепесток и прочитаю, что на нем написано. Загадочный.

Это означает, что вы должны угадать предмет по описанию сочетания цветов.

• Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостом, а не мышь. (Репа)

• Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)

• Белая морковка зимой растет. (Сосулька)

• На лесной полянке красуется Татьянка –алый сарафан, белые крапинки. (Земляника)

• Золотой он, словно мед, но нещадно ранку жжет. (Йод)

• Я –черный, красный, желтый, синий, с начинкой твердой в древесине. Я с острым ножиком дружу. (Карандаши)

• Бело, да не снег, сладко, да не мед, от рогатого берут и детишкам дают. (Молоко).

• С ветки –на тропинки, с травки на былинки прыгает пружинка, зеленая спинка. (кузнечик)

• Золотист он и усат, в ста карманах –сто ребят. (колос)

Логопед: Молодцы. Отгадала все загадки.

И в тот же миг Женя очутилась дома, а в руках – связка баранок!

Читайте также:
Домашнее задание для родителей по формированию общих речевых навыков у детей 3-4 лет

Девочке захотелось поставить такой чудесный цветок в любимую мамину вазочку. Но она нечаянно разбила ее на мелкие кусочки.

Женя поскорее оторвала красный лепесток, бросила его и прошептала.

Логопед: Кто запомнил, что нужно сказать, чтобы желание исполнилось (Дети хором проговаривают слова)

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся снова в круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть, по-моему вели.

Вели, чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая! Я оторву красный лепесток прочту его название. Радужный.

Это означает, что нам нужно назвать все цвета радуги по порядку. (Вспоминается предложение подсказка «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»)

(дети выкладывает карандаши по цветам).

Не успела она сказать заветные слова, как черепки сами собой поползли друг к другу и стали срастаться.

Пошла Женя во двор.А там мальчишки играют: представляют, будто они на Северном полюсе находятся, на льдинках. Девочка попросилась, чтобы мальчишки взяли ее в игру, но те не согласились, прогнали Женю.

– И не нужно. Я и без вас на Северном полюсе сейчас буду. Только не на таком, как ваш. А на всамомделешном. – оторвала синий лепесток и сказала.

(Дети хором проговаривают слова)Вели, чтобы я оказалась на Северном полюсе.

Логопед: я оторву синий лепесток. И прочитаю, как он называется Вычислительный.

Задание: «Расшифруй слова». Пользуясь кодом, нужно заменить цифру соответствующей буквой чтобы получилось слово.

1 2 3 4 5 6 7 8

о у к а т м л с

8+1+3=___ (сок)

7+2+3=___ (лук)

6+4+3=___ (мак)

5+1+3=___ (ток)

И девочка оказалась на Северном полюсе. Как была, в летнем платьице, с голыми ногами, а там мороз сто градусов! А тут еще из-за льдин вышли семь белых медведей! Женя испугалась. Заплакала, но слезы превратились в сосульки и повисли на носу. Как на водосточной трубе.

Не помня от страха. Девочка схватила обледеневший пальчиками цветик – семи цветик, и вырвала зеленый лепесток и закричала что есть мочи (Дети хором проговаривают слова)Вели, чтобы я снова оказалась в своем дворе!

Логопед: я оторву зеленый лепесток и прочитаю, что на нем написано. Искатель.

Задание: – Обведите карандашом контур по точкам, и вы узнаете, кто предмет изображен.

(Дети проводят карандашом по точкам.)

Что получилось (цветок)

Логопед: И вот с нашей помощью Женя снова очутилась во дворе. Мальчишки не поверили. Что она была на настоящем северном полюсе. Девочка обиделась на них и ушла играть в соседний двор.

Пришла, видит – у девочек разные игрушки. У кого коляска. У кого мячик, у кого прыгалка у кого велосипед. Тут Женя взяла такая досада. Что она оторвала оранжевый лепесток и сказала (слова) вели, чтобы все игрушки. какие есть на свете, были мои!

Логопед:я оторву оранжевый лепесток. И прочитаю, как он называется. Музыкальный.

Логопед: Сейчас мы будем выполнять физкультминутку под музыку.

Логопед: Игрушки повалили к Жене со всего света. Их оказалось так много. Движение в городе остановилось. Постовые милиционеры влезли на фонари и не знали, что им делать.

– Довольно, довольно! И в ужасе закричала. Женя, хватаясь за голову.

– я пошутила! Мне совсем не надо столько игрушек. Я боюсь.

– И тогда девочка оторвала фиолетовый лепесток. Кинула и быстро сказала…

Вели, чтобы все игрушки убрались обратно в магазины!

Логопед: я оторву фиолетовый лепесток. И прочту как он называется, Художник.

Задание: разукрасить бабочку таким цветом который мы сегодня не называли на занятие (Например: васильковый, бирюзовый, малиновый и т. д.)

И тотчас все игрушки исчезли.

Посмотрела Женя на свой цветик и видит, что остался всего один лепесток.

– Вот так штука! Шесть лепестков, оказывается, потратила, и никакого удовольствия. Ну, ничего! Впредь умнее буду.

Логопед: А на что бы вы потратили последний лепесток?

(Ответ ребенка)

Наверно, и последний лепесток Женя потратила бы без пользы. Если бы не познакомилась с одним мальчиком. Мальчик был очень симпатичный. У него были большие синие глаза, и сразу было видно, что он не драчун. Его звали Витей. И он был хромой, поэтому не мог играть вместе с другими детьми. «Это на всю жизнь», – сказал Витя.

– Ах, какие пустяки ты говоришь! – воскликнула Женя и оторвала последний голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голосом, дрожащим от счастья (слова)

Вели чтобы Витя был здоров!

Логопед: отрываю последний голубой лепесток и читаю, что на нем написано Сказочный.

Задание: «Назвать сказки, в названии которых встречается какой – либо цвет, и показать соответствующий карандаш». («Иван – царевич и серый волк», «Красная шапочка», «Серая шейка», «Синяя борода, !Аленький цветочек», «Петушок – золотой гребешок», «Волшебник Изумрудного города».)

И в туже минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась.

Логопед: Скажите чему учит эта сказка? (Делать добро хорошим людям гораздо приятней, чем думать только о себе. Нужно учиться быть чутким и отзывчивым.)

Итог: Логопед: Вот и закончилось наше путешествие, вы очень хорошо справилась со всеми заданиями. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: