Конспект урока на тему Дифференциация Ё-Ю в слогах, словах

Конспект урока на тему «Дифференциация Ё-Ю в слогах, словах»

Конспект урока на тему «Дифференциация Ё-Ю в слогах, словах» предназначен для обучающихся 2-3 классов с нарушением чтения и письма, обусловленным фонематическим нарушением речи.

Дифференциация Ё-Ю в слогах, словах

  • уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [йо]-[йу];
  • формировать умение различать на письме буквы ё-ю в слогах, словах;
  • формировать навыки фонематического анализа и синтеза;
  • обогащать словарный запас;
  • развивать слуховое внимание, фонематический слух;
  • воспитывать самостоятельность, уважительное отношение к товарищам.

Оборудование : колокольчик, предметные картинки (свинья, корова, ёж, овца), (тетрадь, юла, пенал, краски), мягкая игрушка «Ёжик», зеркала, картинки тучек и капелек, картинки листьев с ребусами, картинки грибов со словами.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.

II. Основная часть урока.

1. Сообщение темы урока.

– Внимательно посмотрите на ряд картинок и скажите, какая лишняя?

(ёжик, т.к. это дикое животное, а остальные домашние)

– Посмотрите на следующий ряд картинок.

(Здесь лишняя юла, так как это игрушка, а остальное — школьные принадлежности.)

– Назовите первую букву в словах «ёжик» и «юла». (Ё-Ю)

– Правильно. Сегодня на занятии мы будем учиться различать буквы ё-ю в слогах, словах. А чтобы нам было не скучно, я пригласила к нам в гости ёжика.

– Скажите, какое сейчас время года? (осень)

– Правильно. Назовите основные признаки осени. (дни короче, чаще осадки, температура ниже, листья меняют цвет и опадают, птицы улетают в тёплые края, а животные линяют и делают запасы на зиму)

– А что делает осенью ёжик?

Ежи начинают готовиться к зиме в начале осени. Подыскивают глубокую нору, которая почти 2 метра глубиной, иначе в холодную зиму с сильными заморозками ежи могут просто замерзнуть и не выжить. Утепляют ее сухими листьями и мхом, закупоривают нору и впадают в спячку.

– А ещё мы поможем ёжику приготовиться к зиме.

2. Уточнение артикуляции звуков.

– Но сначала вернёмся к нашей теме. Скажите, чем похожи буквы ё-ю?

(гласные, когда произносим голосовые связки работают)

(гласные второго ряда, обозначают мягкость согласного)

(хитрые, «йотированные» обозначают 2 звука)

Ё – обозначает 2 звука [йо]

Ю – обозначает 2 звука [йу]

– Возьмите зеркало и произнесите Ё, затем Ю. Что вы наблюдаете? (…)

– Верно, если правильно произносить звуки, можно почувствовать разницу в звучании и артикуляции. Когда произносим ё рот открывается шире, подбородок опускается, губы округлены. При произношении ю рот узкий, подбородок не опускается, губы сильно вытянуты вперёд в форме трубочки.

– Попробуйте по моей артикуляции определить, что я произношу, ё или ю.

3. Различение звуков на слух.

– А теперь поиграем с ёжиком в игру «Кто внимательный». Я произношу ряд слогов, а вы повторяете за мной:

Рю-рё-рю лё-лё-лю мё-мю-мё сю-сю-сё ню-нё-ню дё-дю-дю

4. Различение слогов на письме.

– Откройте тетради, запишите число и послушайте правила следующей игры, которая называется «Наоборот». Я диктую слог с буквой ё или ю, а вы меняете ё на ю или ю на ё и записываете пару. Например, ём-юм. ют-ёт, всё-всю и т.д.

– Ёжик приготовил для вас следующую игру. Посмотрите на ежат, у них в иголках запутались листочки с рядами букв. Букву Ё обводим овалом, а Ю подчёркиваем двумя чертами.

– Молодцы! А теперь поменяйтесь ежатами и проверьте всё ли правильно. Может, кто пропустил нужную букву или вычеркнул лишнюю?

Жил в лесу колючий ежик,
Был клубочком и без ножек,

(Обнимают себя за плечи)

Не умел он хлопать —Хлоп-хлоп-хлоп,
(Хлопают в ладоши) .

Не умел он топать —Топ-топ-топ.
(Выполняют «топотушки»).

Не умел он прыгать — Прыг-прыг-прыг
(Прыгают на двух ногах) .

Только носом двигать –
Шмыг-шмыг-шмыг.

А ребятки в лес пришли,
Ежика в лесу нашли,

Научили хлопать — Хлоп-хлоп-хлоп,
(Хлопают в ладоши) .

Научили топать — Топ-топ-топ.
(Выполняют «топотушки»).

Научили прыгать — Прыг-прыг-прыг,
(Прыгают на двух ногах) .

И носиком не шмыгать.

6. Различение слов на письме.

– Посмотрите на доску. Налетел ветер и нагнал тучи. Тучки со словами, в которых вылетели слоги. Чтобы прогнать эти тучи, нам нужно правильно расставить в них слоги, чтобы получились слова.

– Запишите слова в тетради и подчеркните слоги, которые вставили.

– Вот мы и прогнали тучи. Но из-за сильного ветра нападали листочки. А листочки не простые, а с ребусами.

Клюква верблюд осёл.

– Запишите эти слова в тетрадь и подчеркните ё-ю.

Читайте также:
Методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи

– Молодцы! Эти листочки ёжик возьмёт в норку, чтобы утеплить её.

– И в конце занятия давайте поможем ёжику собрать грибы, чтобы он перед длительной спячкой смог как следует подкрепиться.

– Посмотрите, какие интересные грибы.

– Что вы заметили?

Можно разложить по парам.

Плёс – плюс
Клёв — клюв
Шлёпки — шлюпки

(Слова похожи, отличаются одной буквой)

– Правильно! Это слова-паронимы. Значение у них тоже разное. Плёс – это город в Ивановской области и широкое водное пространство между островами,перекатами, изгибами. Речной плёс. Озерный плёс.

– Плюс – это символ операции сложения.

– Клёв – это действие по глаголу клевать. Сегодня хороший клёв.

– Клюв – это орган птиц, черепах, головоногих моллюсков и утконоса, образованный удлинёнными беззубыми челюстями, одетыми роговым чехлом — рамфотекой. Функции клюва весьма разнообразны, что отражается на разнообразии его форм

– Шлёпки- это домашние туфли.

– Шлюпки – это общее название малого беспалубного мореходного судна для транспортирования людей и грузов, а также для спасения личного состава на воде.

7. Подведение итогов занятия.

– Вот мы с вами и помогли ёжику приготовиться к зиме, а вместе с этим и учились различать ё-ю.

– Что вам понравилось?

– А ёжик говорит вам большое спасибо и приготовил для вас небольшие подарки.

Захарова Наталья Фёдоровна,
учитель-логопед,
МАОУ»Гимназия № 4″,
город Стерлитамак

Будь умным!

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-05

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой – мы готовы помочь.

Конспект группового логопедического занятия.

«Дифференциация звуков Ё –Ю».

Цель: формировать навыки различения гласных ё – ю по акустико-артикуляционным признакам.

коррекционно-образовательные: учить дифференцировать буквы ё –ю, давать артикуляционную характеристику составляющих их звуков, учить различать буквы ё – ю на письме в слогах и словах.

Коррекционно-развивающие: активизировать и обогащать словарный запас учащихся, развивать фонематический слух, анализ и синтез, развивать память, внимание, логическое мышление.

Коррекционно – воспитательные : воспитывать уважительное отношение к товарищам и развивать навыки взаимопроверки.

Оборудование: разрезные буквы, зеркала, речевой материал, наглядный материал.

-Здравствуйте, ребята,давайте познакомимся. Меня зовут Светлана Николаевна, а как зовут вас?

Ребята , давайте мы по очереди передадим друг другу мячик и скажем волшебные слова приветствия, чтобы поднять друг у друга настроение.

“>Ребята передают друг другу красивый мячик со словами приветствия: “>

-Я рад тебя видеть!

Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим

2. Основная часть.

-Сегодня мы с вами будем различать две буквы, а какие вы узнаете отгадав загадки:

На спине иголки

Длинные и колкие,

А свернётся он в клубок,

Нет ни головы, ни ног.

Правильно! Это ёж.

Правильно! Он –зверёк, дикое животное.(логопед вывешивает картинку с ежом)

А какой первый звук в этом слове? -Звук Ё.

– Прослушайте следующую загадку:

Закружится на острой ножке,

Жужжит, как будто – бы жучок,

Захочет – вскачь пойдет немножко,

Захочет – ляжет на бочок.

Что это такое? Правильно. Это юла. Для чего нужна юла?

Правильно. Она нужна детям играть. (картинка с юлой)

А какой первый звук в этом слове? -Звук Ю.

Ребята, к нам сегодня в гости пришел ёж со своей любимой игрушкой. Он сегодня будет за вами наблюдать в течении всего занятия и оценивать вас.

Кто догадался, какая тема нашего занятия? -Звуки Ё –Ю.

Молодцы. – Откройте тетрадь, запишите число, тему.

3. Различение букв Ё-Ю.

-Какие это буквы гласные или согласные? -Это гласные буквы.

– Похожи ли буквы ё –ю? -Нет.

-Из каких звуков состоит буква Ё? – [й, о] (вывешиваются схемы)

-Из каких звуков состоит буква Ю? – [й, у]

-Какой звук у них одинаковый? -[й]

-А какие звуки разные? – [о, у]

– А как при произнесении этих звуков, меняют положение органы речи?(подставить ладошку к подбородку, посмотреть в зеркало)

-Когда произносим Ё рот открывается шире, подбородок опускается, а когда Ю рот трубочкой, подбородок не опускается.

Ребята, запомните звуки мы слышим и произносим , а буквы видим, читаем и пишем.

4. Чтение слоговой таблицы.

Давайте потренируемся правильно читать слоги с этими буквами.(вместе)

Молодцы. (прямые и обратные слоги)

5.Дифференциация на уровне звуков

“>На партах у детей бумажные полоски с произвольно напечатанными буквами.

“>-Ребята, следующее задание от ёжика, букву Ё обведите в кружочек, а Ю – в треугольник

Читайте также:
Нейропсихологические методы в логопедической работе

“>Ю Ф Б Ё И Р Ю Ф А З О Е Ж Ё С Ю Ы Х Т Ю Ё Я Ш Ю Г Ё Н М Ю Ч Ё Ц С Щ Е Ё В Ю Л Ё

“> “>Игра « какие мы внимательные»

-Потренируемся различать буквы Ё-Ю на слух. Покажите букву Ё или Ю ,если услышите .

Елка, юла, Юра,подъем, ежик, Юля, юг, июнь, ерш

Молодцы! Все справились с заданием.

“>6.Дифференциация букв на уровне слогов. Игра “найди домик ”.

“>Слоги потеряли свои домики–слова. Надо им помочь найти их. Даны слоги ТЮ, ТЁ, РЮ, ЗЮ, СЁ, РЁ, ЛЮ, Ученики выбирают слоги и вставляют их в нужные слова:

“>Т…лень, у…нок, каст…ля, и…м, ве…лый, бе…за, к…ква.

“>7. Дифференциация на уровне слов .

“>У детей на партах карточки с загадками. Ученики по очереди читают загадки вслух, остальные их отгадывают и записывают отгадки в тетради,и по очереди записывают на доске. Слова с буквой Ё пишем в столбик под буквой Ё, слова с Ю пишем под буквой Ю.

– Зимой и летом одним цветом.

– Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками.

– Везет, но не лошадь; летит, но не птица.

– Горбатый корабль по пустыне плывет.

Сухую колючку лениво жует.

– С головой в нору ныряю, двери всем вам открываю.

– Без досок, без топоров через речку мост готов.

Мост – как синее стекло: скользко, весело, светло.

– Идут ко мне унылые – с морщинками и складками.

Уходят очень милые – веселые и гладкие!

Значит, я – надежный друг,

– Ребятам весело со мной, на ножке я кручусь одной.

– Вроде ёжика на вид, но не просит пищи, по одежде пробежит и одежда чище.

Образец написания в тетради представлен ниже:

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ ПЕРВОГО И ВТОРОГО РЯДА (Ё, Ю).

Цели:

1.Умение различать гласные Ё, Ю в устной и письменной речи;

2.Развитие фонематического восприятия;

3.Совершенствование грамматического строя;

4.Развитие связной речи;

Оборудование: магнитофонная запись, сигнальные карточки, слоговая таблица, перфокарты

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

С какими гласными звуками вы работали на прошлом занятии? К гласным какого ряда относятся эти звуки?

Игра «Узнай звук». Хлопайте в ладоши в том случае, если в слове есть звук Ю.

ЁЛКА, ЮРКИЙ, ЁРШИК, ЮЛА, ЁЖ, ЮРА, ЮЛЯ, ВЕРБЛЮД

III. Закрепление пройденного материала.

Сегодня продолжим работу над различением звуков Ё и Ю в слогах.

1.Дифференциация гласных Ё и Ю в слогах.

а) Повторение слогов за логопедом.

РЁ, МЁ, ТЮ, НЮ, РЮ, БЮ, ДЁ, ПЁ, ПЮ, ВЁ, ВЮ, ФЁ, ФЮ, СЁ, СЮ

б) Чтение слогов по слоговой таблице.

Прочтите сначала слоги с буквой Ё, затем с буквой Ю.

в) Запишите слоги в две строчки: с Ё в первую, с Ю во вторую, разными пастами.

Проверка: прочесть слоги первой строчки, затем второй.

2.Дифференциация гласных в словах.

а) Работа с сигналными карточками по магнитофонной записи.

ШЬЁТ, БЕЛЬЁ, КОПЬЁ, ВЬЮНОК, СТАРЬЁ, ЧЬЁ, ЧЬЮ, ПЬЮТ, ЛЬЁТ, ВЬЮН, КЛЮЁТ, ПОЁТ, БЬЮТ, ПОЮТ, ЧИТАЮТ.

б) Запись слов в два столбика разными пастами.

КАЮТА, ЁЛОЧКА, ЮЛА, ЕЩЁ, БЕЛЬЁ, ВЕРЁВКА, УТЮГ, ТЮЛЬПАН, КРЮЧОК, ВЁСЛА.

3.Дифференциация гласных в предложениях.

а) Списать предложения, вставить пропущенные буквы Ё или Ю. Подчеркнуть их разными карандашами.

Л…ба ела кл…ву. Л…ба л…бит сладкий из…м. Ор…л напал на ста… воробь…в. Ал…ша и Л…ба собира…т кл…кву.

Подсчитайте количество букв Ё и Ю в предложениях. Определите, каких букв больше.

б) Запись предложений на слух.

Люба любит свёклу. Над избушкой висит хлеба краюшка. Дети собирают берёзовый сок. Охотник нащёл лисью нору. Голубь клюёт зёрна.

Анализ предложений: найти главные слова в предложениях.

в) Игра «Исправь ошибку» (устно).

ИЗЁМ, ОРЮЛ, АЛЮША, СВЮКЛА.

4.Дифференциация гласных в связной речи.

а) Работа с перфокартами. Вставить пропущенные буквы.

Не потрудишься – м…ду не поешь.

Не разгрыз…шь ореха – не съешь ядра.

Л…бишь кататься – л…би и саночки возить.

Слезами гор… не поможешь.

Прочитать пословицу, объяснить её значение.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

II ЭТАП.

РАБОТА

НАД МОРФОЛОГИЧЕСКИМ СОСТАВОМ

СЛОВА.

Состав слова.

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №11

ТЕМА: РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА.

Цели:

1.Дать учащимся понятие о родственных словах;

Читайте также:
Планшет для логопеда - логопедическое пособие Звуковички

2.Развитие грамматического строя;

3.Обогащение и активизация словаря;

4.Развитие внимания, памяти, мышления.

Оборудование: плакат с изображением чудо-дерева карточки со словами: сад, рассада, посадки, садовод, садовник, посадили.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Логопед предлагает учащимся запомнить и повторить в той же последовательности ряды слов.

САД, САДОВЫЙ, ПОСАДИТЬ, ПОСАДКИ, САДОВНИК.

СОЛЬ, СОЛЁНЫЙ, ПОСОЛИТЬ, СОЛЁНЫЕ, РАССОЛ.

ЛЕС, ЛЕСНИК, ЛЕСОК, ЛЕСНОЙ.

ВОЗ, ВОЗИТЬ, ПЕРЕВОЗКА, ПОВОЗКА, ВОЗЧИК.

Словарная работа: РАССОЛ.

II. Работа с текстами.

Логопе читает текст рассказа:

Родник родит речку, а река льётся через всю нашу матушку-землю, через всю Родину, корит народ. Вы глядите, как это складно выходит: РОДНИК, РОДИНА, НАРОД. Все эти слова как бы родня.

Словарная работа: РОДНИК, РОДИНА, РОДНЯ.

Это родственные слова.

Затем, логопед читает стихотворение:

Как растут слова.

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым

Был он только словом.

Это слово – корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло

Стало много новых слов.

Вот ещё посадки рядом,

С ним садовник идёт, очень интересно

Гулять в саду словесном.

Вновь выясняется понимание смысла слов: РАССАДА, ПОСАДКИ, САДОВОД, САДОВНИК.

Из какого слова выросли слова: РАССАДА, ПОСАДКИ, САДОВОД, САДОВНИК? Из слова САД, это КОРЕНЬ.

III. Работа с плакатами.

Логопед выставляет на доску плакат с изображением чудо-дерева. Слово САД прикрепляют к корню дерева.

Назовите слова, которые выросли из слова САД.

Ученики называют слова и вставляют карточки-картинки в прорезь дерева. Все эти слова произошли от одного корня и называются ОДНОКОРЕННЫМИ, РОДСТВЕННЫМИ.

Запишите родственные слова в тетрадь, выделите корень.

Образец записи: сад – рассада, посадки, садовод, садовник.

IV. Закрепление материала.

1.Работа с однокоренными словами, не являющими родственными. Логопед записывает на доске пары слов:

РИС – РИСУНОК ГОРА – ГОРЕВАТЬ ВОДИТЕЛЬ – ВОДА

Логопед предлагает ученикам найти общаю часть этих слов. Затем записать пары слов, выделить общую часть – корень слова.

Сравнить пары слов по смыслу. Сказать будут ли эти слова родственными? Почему? (Эти слова не могут быть родственными, у них разный смысл).

2.Придумать предложения с этими словами.

3.К словам из первой колонки подберите родственные слова из второй колонки. Запишите в тетради, выделите корень.

ГОРА Горный, горюшко, пригорок, горевать, гористый, горький, горочка, пригорюнился.
ГОРЕ
ВОДА Водить, подводник, привод, водянистый, проводник, водяной, водица, заводная.
ВОДИТ
РИС Рисование, рисовый, зарисовка, разрисовать, рисинка, рисуночек, рисовод.
РИСУНОК

4.Прочитайте слова на доске. Найдите лишнее, не подходящее по смыслу. Объясните, почему оно не подходит.

Шиповник, шины, шипит, шиповки;

Маленький, малыш, малевать, малявка;

Шипучка, шиповник, шипящий, зашипел.

Логопедическая физминутка.

5.Прочитайте слова, найдите в них общую часть. Спишите слова, обозначьте в них общую часть. Поставьте в словах ударение. Прочитайте слова, в которых ударение падает на гласную в корне.

Бег, бегун, беговой, пробег, выбегу, бегаем, забеги.

Варит, варю, варенье, варёный, повар, заварим.

Ход, ходит, заходит, переход, поход, выходит.

V. Итог занятия. Чему научились на занятии?

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №12

ТЕМА: РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА.

Цели:

1.Закрепить знания учащихся о родственных словах;

2.Обогащение и активизация словаря;

3.Совершенствование грамматического строя;

4.Развитие внимания, памяти, мышления.

Оборудование: карточки с заданиями.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

С какими словами вы познакомились на прошлом занятии? Что общее есть в родственных словах? Приведите примеры родственных слов.

III. Закрепление пройденного материала.

1.Прочитайте слова. Выпишите сначала слова с общей частью БЕГ, потом слова с общей частью ВАР, а затем слова с общей частью ХОД. Подчеркните слова, в которых ударение падает на гласную в корне. Запомните эту гласную.

ПОВАР, ВЫХОД, РАЗБЕГ, БЕГАЕТ, ВАРИТ, ВАРЁНЫЙ, ХОДИТ, ПОХОД, ВАРЕНЬЯ, ЗАХОД, БЕГУН, СВАРИЛ, ВАРЕНИК, ХОДЬБА, ПОБЕГ, БЕГОВАЯ, ОТВАР, БЕГУЩИЙ.

2.Внимательно прочитайте слова. Запишите их в два столбика. Выделите корни в словах каждого столбика. Логопед предлагает детям сначала прочитать слова и подумать, какой смысл заключён в каждом слове. Затем один ученик читает похожие по смыслу слова, второй ученик читает другую группк слов, остальные контролируют правильность ответов. После этого ученики выполняют задание.

БОЛЕТЬ, БОЛЬНОЙ, БОЛТАТЬ, ЗАБОЛЕЛ, БОЛТУН, ВЫБОЛТАТЬ, БОЛЬНИЦА, БОЛТУШКА, БОЛЕЗНЬ, БОЛТУНЬЯ, БОЛЬ, БОЛЬНО.

ВАЛИТ, ВАЛ, ВЯЛЫЙ, ЗАВЯЛ, УВЯЛ, СВАЛИТЬ, ВАЛУН, ВЯЛЕНЫЙ, ЗАВАЛИТЬ, ВАЛЯТЬ, ПОВАЛИТЬ, ВЯЛИТЬ.

3.«Каверзные вопросы».

1) Почему не шипит шиповник?

2) Почему не горюет гора?

3) С кем не водится водица?

Читайте также:
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста - рекомендации логопеда

Логопедическая физминутка.

4.Укажите слова с общим корнем. Близки ли по значению данные пары слов? Какие из них являются родственными?

КОШКА – КОТЯТА ЛОШАДЬ – ЖЕРЕБЁНОК

ОВЦА – ЯГНЯТА УТКА – УТЯТА

СВИНЬЯ – ПОРОСЯТА КОРОВА – ТЕЛЁНОК

ГУСИ – ГУСЯТА ЛИСА – ЛИСЁНОК

Составьте предложения с родственными словами.

5.Прочитайте текст.

Найдите и выпишите родственные слова. Выделите в них общую часть, поставьте ударение. Назовите слова, в которых ударение падает на гласную в корне.

Славин папа – моряк. Он плавает на большом морском теплоходе. Папа бывал во многих заморских странах. Слава живёт в приморском крае. Его называют ещё Приморьем. Славин дом стоит на берегу моря.

VI. Итог занятия. Чему научились на занятии?

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №13

ТЕМА: РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА.

Цели:

1.Закрепить знания учащихся о родственных словах;

2.Обогащение и активизация словаря;

3.Совершенствование грамматического строя;

4.Развитие внимания, памяти, мышления.

Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Закрепление пройденного материала.

Какие слова называются родственными? Приведите примеры родственных слов.

1.Сегодня продолжим работу над родственными словами. К выделенным словам подберите из скобок похожие по смыслу слова. Выделите во всех словах общую часть.

После окончания работы ученики читают группы слов, объясняют их общий смысл и называют корень. Логопед обращает внимание детей на то, что слова с одинаковым корнем имеют разный смысл, поэтому они не являются родственными.

ШИПЫ шипучка, зашипел, шипущий, шипение, шипящий, шиповник
ШИПИТ
МАЛЕНЬКИЙ малыш, малярные, малюет, малявка, малышки, размалёванный
МАЛЯР

2.Прочитайте слова. Являются ли они родственными? Докажите это.

БЕЛКИ – БЕЛКИ ПЛАЧУ – ПЛАЧУ

КРУЖКИ – КРУЖКИ ЗАМОК – ЗАМОК

3.Прочитайте слова. Выделите лишнее слово. Почему оно лишнее? Спишите родственные слова.

КРУЖИТ, КРУЖКИ, КРУЖИТЬСЯ, КРУЖКИ, ОКРУЖИЛ

КОЗЛЯТА, КОЗЛЫ, КОЗА, КОЗЛЫ, КОЗЛИНЫЙ

ЗАМОЧЕК, ЗАМОК, ЗАМКНУТЬ, ЗАМОЧНАЯ, ЗАМОК

4.Измените выделенные слова по образцу. Напишите пары словосочетаний. Выделите корень в родственных словах.

Образец: медвежья берлога – берлога медведя

Логопедическая физминутка.

5.Работа с карточками.

Ответьте на вопрос одним словом. Найдите в вопросе родственное ответу слово. Напишите слова парами, выделите общую часть. Поставьте в словах ударение (1 ученик у доски).

1) Кто летает на самолёте? Образец записи: Лётчик летает.

2) Кто плавает на морских кораблях?

3) Кто охраняет границы нашей Родины?

4) Кто работает на заводах?

5) Кто работает в колхозах?

6) Кто работает на тракторах?

7) Кто продаёт игрушки в магазине?

Проверка: сверте записи в тетрадях с записью на доске.

6.Прочитайте слова. Найдите в них общую часть (корень). С каждым словом придумайте предложение:

СТОЛ, СТОЛЯР, СТОЛОВАЯ

ЛИСА, ЛИСЯТА, ЛИСЬЯ НОРА

МОРОЗ, МОРОЗНЫЙ, ЗАМОРОЗКИ

III. Итог занятия. Чему научились на занятии?

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №14

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала.

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот.

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все.

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ ПЕРВОГО И ВТОРОГО РЯДА (Ё, Ю).

Логопедическое занятие на тему «Дифференциация букв Э-Е на письме»

Конспект фрагмента логопедического занятия на тему: «Дифференциация букв Э-Е»

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! У нас на занятии сегодня гости, поэтому давайте мы сейчас повернёмся к гостям, поздороваемся кивком и начнем работу не отвлекаясь больше на гостей.

Сядет тот из вас кто правильно узнает гласный звук по беззвучной артикуляции.

2. Основная часть.

2.1. Актуализация знаний.

Сегодня мы с вами продолжаем работу с гласными буквами. Чтобы узнать с какими буквами мы сегодня будем работать соберите, пожалуйста из кусочков буквы и скажите что у вас получилось. (буквы э и е) На краю стола лежат кусочки, собирайте букву (работа по собиранию разрезанных букв Э, Е).

Правильно, это буквы Э и Е. Давайте вспомним как они выглядят (слайд 2). Давайте сконструируем эти буквы из элементов (выставляем элементы букв на маленькой доске). Буква Э смотрит влево, а буква Е смотрит вправо. Правило — Куда смотрит дочка туда смотрит и мама.

Читайте также:
Литературная викторина по произведениям К. И. Чуковского в подготовительной группе ОНР

Откройте стр.13 задание 5.(на слайде 3). Работа у доски по конструированию слов — немец, перец, ненец, телец. (дать лексическое значение каждого слова)

Молодцы, справились хорошо.

А теперь давайте вспомним, чем буква отличается от звука? (буква это беззвучный значок, который мы видим и пишем, а звук это то, что мы произносим и слышим).

В основном гласной букве соответствует один гласный звук, но мы уже с вами выучили гласные буквы, которые не являются гласными звуками, потому что им соответствует 2 звука. Какие это буквы (Я, Ю)

Скажите, почему буква Е не является гласным звуком? (потому что ей соответствует 2 звука – мягкий согласный Й и гласный Э (слайд 4). Назовите случаи когда букве Е соответствует 2 звука и почему ? (букве Е соответствует 2 звука если она стоит первой, после гласного или после мягкого и твёрдого знака, потому что она их не смягчает)

Всегда ли букве Е соответствует 2 звука (нет). Когда букве Е соответствует 1 звук и какой? (когда стоит после согласного и смягчает его). Сколько тогда соответствует звуков букве Е? (один гласный У).

С буквой Э все проще. Это гласная буква и её соответствует один звук Э. Как обозначаем гласные звуки (красным цветом).

Посмотрите внимательно – звук Э является самостоятельным гласным звуком и ещё входит в звуковой состав буквы Е. Поэтому нужно нам с вами решить чем же они отличаются. Где находится буква Э (в первом или во втором ряду)? (в первом ряду) В словах, соседствуя с согласными, на что указывают гласные первого ряда? (на твердость предыдущего согласного). Где находится буква Е (во втором ряду). В словах, соседствуя с согласными, на что указывают гласные второго ряда? (на мягкость предыдущего согласного). Исходя из этого, в чём важное отличие буквы Э от буквы Е? (буква Э не смягчает, а буква Е смягчает предыдущий согласный)

Сегодня мы с вами потренируемся определять какую букву нужно будет писать если слышим звук Э. Если мы слышим звук э, а перед ним мягкий согласный, значит нужно писать букву…(Е). Если мы слышим звук Э, а перед ним твердый согласный, то нужно писать букву…(Э).

2.2. Закрепление материала

А теперь я предлагаю вам немного размяться и поиграть в «Живые слоги». Сейчас каждый из вас станет каким либо слогом, а затем мы попробуем из вас — слогов составить слова. Итак, ребята теперь каждый из вас живой слог. Давайте проверим все ли запомнили свои слоги.

Слова: редиска, колено, эскимо, Елена (проверка по картинкам на слайде)

А теперь давайте поработаем в своих тетрадях на странице 13, задание 7 и определим где встречается буква Е и сколько ей в данном слове соответствует звуков (работа в тетрадях, с проверкой на слайде).

Дополнительное (необязательное) задание. Мы с вами уже так хорошо научились анализировать звуковой состав слова, что я хочу предложить вам сделать звукобуквенный анализ целого предложения: Егор и Эмма лепят снеговика. Какие орфограммы вы видите в этом предложении? (границы предложения – заглавная буква и точка, заглавная буква в именах собственных). У доски поочерёдно делают анализ слов 4 человека с пояснениями, остальные делают в тетради.

3. Подведение итогов.

Тема: Дифференциация гласных А — Я, О — Ё, У — Ю, Э — Е, Ы — И.

Конспект урока учителя-логопеда высшей категории Мяки Н.Г.

(МКОУ «Лахденпохская СОШ»)

Тема: Дифференциация гласных А — Я, О — Ё, У — Ю, Э — Е, Ы — И.

Цели
и задачи:
Закреплять знания о гласных; учить сравнивать согласные по твердости — мягкости на уровне звука, слога и слова; формировать навыки работы с омонимами, обобщениями; развивать навыки звукового анализа и синтеза, слуховое и зрительное внимание.

Оборудование:

таблица букв, тетради

Ход занятия

1. Оргмомент

1. Актуализация знаний и умений

Припоминание гласных букв, которые используются для смягчения согласных.

Логопед: Посмотрите на таблицу букв и назовите те, что используются для смягчения согласных. А потом те, что оставляют согласные твердыми. |

2. Сформулировать тему занятия

II.
Основная часть
1.. Самоопределение к деятельности

Выделение названных гласных из слогов и слов

2. Аналитический этап

2.1. Знакомство с образованием йотированных гласных через прослушивание сказки.

Читайте также:
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста, как средство развития речи

Логопед: Послушайте сказку о гласных буквах Я, Е, Ё, Ю и согласной Й. Запомните, как образовались эти гласные буквы.

«Давным-давно жили дружно и весело гласные звуки — А, О, У, Э. Был у них друг — согласный Й. Он часто приходил в гости к гласным звукам и слушал, как они пели. Звуку Й очень хотелось попробовать спеть сними вместе, но он стеснялся.

Однажды звук Й осмелел и попросил гласные попробовать спеть вместе с ним. Первая согласилась гласная А. Вот они запели дуэтом «ЙА — ЙА — ЙА!» Прислушались звуки и услышали «Я — Я — Я!»

Потом звук Й пел вместе с О (ЙО — ЙО — ЙО),

вместе с У, с Э. У них получалось:

ЙУ-ЙУ-ЙУ = Ю ЙЭ-ЙЭ-ЙЭ = Е

ЙО-ЙО — ЙО = Ё ЙА — ЙА — ЙА = Я

Так получались гласные буквы Я, Ю, Е, Ё!»

2.2. Развитие фонематического анализа и синтеза.

Игра: «Волшебный мяч».

Логопед называет слог с гласной А, О, У, Э, дети придумывают слог — с буквой Я, Ю, Е, Ё и наоборот: логопед называет слог с глас­ной Я, а дети — с гласной А.

ма — мя ар — … ло — … ну — … уч — … фэ — … ом — …

Логопед: Как звучат согласные перед гласной А, а перед гласной Я? перед гласной О, а перед гласной Ё? перед гласной У, а перед гласной Ю? перед гласной Э, а перед гласной Е? Почему? Какую глас­ную выберем после твердого согласного? А после мягкого? И.т.д.

2.3. Работа в тетради. Диктант слогов.

Логопед: Я буду проговаривать слоги, а вы записываете в один столбик слоги содержащий мягкий согласный, а в другой твердый: СА, СЕ, ЛE, РЕ, МУ, МИ, ЗЯ, ФА, ДО, РE, КИ, БО, ГЕ, ТЫ, ТЕ, ЛА.

Записывают пары в тетрадь. Отмечают гласные соответствующим символом.

3. Физминутка

Руку вверх протяни, быстро яблоко сорви за спину убери.

4.
Рефлексия
4.1. Работа с моделями слов. Развитие звукового анализа и синтеза.

Логопед: Вставьте буквы в слова и обозначьте мягкие и твердые согласные перед буквами А, О, У, Э, Я, Е, Ё, Ю. Сравните слова по трем признакам: написанию, звучанию и значению.

Модели слов: мал, мял, нос, нес, лук, люк, мал, мял.

4.2. Развитие зрительного внимания и звукового анализа

Логопед: Ребята перед вами предложения, где в словах пропущены гласные. Вставьте их, записывая предложения в тетрадь.

Цветы у В…ли зав…ли. Л…ся л…бит л…к. Юр… был р…д, что попал в первый р…д. У П…т… ут…т… , а у В…т… кот…т…. Н…жно полить вишн….

Проверяем работу. (Цветы у Вали завяли. Люся любит лук. Юра был рад, что попал в первый ряд. У Пети утята, а у Вити котята. Нужно полить вишню).

III. Подведение итогов урока

1. Вопросы учителя.

Логопед: Ребята, чем мы сегодня занимались? Что нового узнали?

2. Выводы и обобщения.

Логопед: Давайте вспомним наши гласные первого и второго ряда и еще раз их произнесем. Если гласная второго ряда стоит после согласного, то каким у нас будет согласный?

Логопед: Для чего нужно уметь различать гласные?

3. Оценка и самооценка учащихся

Введение

Успешное обучение ребенка в школе, его высокая самооценка и уверенность в своих силах часто зависят не только от того багажа знаний, который обеспечили ему педагоги и родители за весь период подготовки к школьной жизни, но и от уровня развития его речи. Очень часто нарушения звукопроизношения негативно влияют на процессы овладения ребенком чтением и письмом, приводят к развитию дислексии и дисграфии. Поэтому воспитание правильного звукопроизношения – одна из самых важных задач при подготовке к школе.

В данном пособии содержатся практический материал по дифференциации сонорных звуков.

Для дифференциации поставленных звуков речи в книге представлен богатый речевой материал, который может варьироваться взрослым в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка с учетом его психического развития, степени сформированности других звуков речи, возраста.

Одна из важных задач подготовительного этапа – формирование у ребенка положительной установки на занятия, осознанного отношения к ним; развитие познавательных процессов, умения узнавать и различать фонемы.

В работе с младшими школьниками можно использовать разгадывание кроссвордов, запись слогов, слов и коротких предложений под диктовку, игры и игровые задания: «Определи место звука в слове», «Какая буква потерялась?», «Допиши слово» и т. д.

Читайте также:
Логопедическая зарядка по теме: «Продукты питания. Посуда»

Значительным подспорьем в работе может стать приложение, в которое включены пальчиковые игры и упражнения, сочетающие в себе движения и проговаривание отдельных звуков.

Предназначено для учителей-логопедов ДОУ и общеобразовательных школ, воспитателей, а также родителей, желающих активно участвовать в процессе устранения неправильного звукопроизношения своих детей.

Конспект занятия на тему: «Дифференциация букв Ё-Ю в слогах, словах, словосочетаниях.»

Занятие может быть использовано при преодолении ОНР

Цель: научить детей дифференцировать буквы Ё-Ю при написании слогов, слов, словосочетаний.

Задачи:

1)Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков «о» и «у», которые слышатся при произнесении букв Ё- Ю.

2)Развитие навыков звукобуквенного анализа.

3)Развитие навыков образования множественного числа имён существительных.

4)Совершенствование умения составлять словосочетания из предложенных слов.

5)Расширение словарного запаса.

1)Развитие фонематического восприятия звуков «о» и «у», которые слышатся при произнесении букв Ё- Ю.

2)Развитие зрительного восприятия букв Ё-Ю.

3)Развитие слухового внимания, логического мышления.

1)Воспитывать инициативность детей, уважение друг к другу.

2)Повышать мотивацию детей к обучению.

Формируемые универсальные учебные действия:

1)Нахождение ошибок, как с помощью взрослого, так и самостоятельно.

2)Доведение начатого до конца.

a.Выделять и формулировать познавательную цель.

b.Контролировать и оценивать результаты своей деятельности.

a.Развивать умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, обосновывать свою точку зрения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия на тему: «Дифференциация букв Ё-Ю в слогах, словах, словосочетаниях.»»

Конспект занятия на тему: «Дифференциация букв Ё-Ю в слогах, словах, словосочетаниях.»

Цель: научить детей дифференцировать буквы Ё-Ю при написании слогов, слов, словосочетаний.

Образовательные:

Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков «о» и «у», которые слышатся при произнесении букв Ё- Ю.

Развитие навыков звукобуквенного анализа.

Развитие навыков образования множественного числа имён существительных.

Совершенствование умения составлять словосочетания из предложенных слов.

Расширение словарного запаса.

Коррекционные:

Развитие фонематического восприятия звуков «о» и «у», которые слышатся при произнесении букв Ё- Ю.

Развитие зрительного восприятия букв Ё-Ю.

Развитие слухового внимания, логического мышления.

Воспитывать инициативность детей, уважение друг к другу.

Повышать мотивацию детей к обучению.

Формируемые универсальные учебные действия:

Регулятивные:

Нахождение ошибок, как с помощью взрослого, так и самостоятельно.

Доведение начатого до конца.

Познавательные:

Выделять и формулировать познавательную цель.

Контролировать и оценивать результаты своей деятельности.

Развивать умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, обосновывать свою точку зрения.

Оборудование: картинка юлы и ёжика (или игрушки), кроссворд, напечатанный для каждого ребёнка, раскраски с рисунком ёжика и юлы.

Ход занятия.

Организационный момент.

Логопед: Сядет тот, кто назовёт первый звук в слове: рак, лук, сом, кот.

Формулирование цели занятия.

Логопед: Ребята, отгадайте загадки:

Вместо шубки лишь иголки. Интересная игрушка

Не страшны ему и волки. Одноногая вертушка

Колкий шар, не видно ножек, Зажужжала, как пчела

Звать его конечно. Ёжик Быстро крутится . Юла

Когда дети отгадают загадки, логопед показывает картинки ёжика и юлы или игрушки.

Логопед: какие буквы пишутся в начале слов?

Логопед: Правильно. Скажите, какие буквы мы будем учиться различать сегодня?

Дети: мы будем учиться различать буквы Ё и Ю.

Логопед: Молодцы. Откройте тетради, запишите число и тему нашего занятия.

Логопед записывает на доске «Ёё – Юю», дети записывают это в тетради.

Развитие зрительного восприятия букв Ё-Ю.

Логопед: Ребята, посмотрите на доску и отгадайте, к какой букве Ё или Ю относится элемент?

Логопед записывает элементы букв на доске, дети отвечают.

Развитие фонематического восприятия звуков «о» и «у», которые слышатся при произнесении букв Ё- Ю.

Логопед: Ребята, вспомните, какой звук слышится при произнесении буквы Ё?

Логопед: молодцы, а при произнесении буквы Ю?

Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков «о» и «у», которые слышатся при произнесении букв Ё- Ю.

Логопед: Давайте произнесём звук О, затем У.

Логопед: Как расположены губы, когда вы произнесли звук О?

Дети: в виде круга (бубликом, рупором и т.д.)

Логопед: А при произнесении звука Ю?

Дети: трубочкой.

Логопед: повторите за мной: ОУ. Почувствовали, как изменилось положение губ?

Дифференциация артикуляционных поз.

Логопед: я буду произносить (за экраном) звуки О,У, а вы будете вытягивать губки или бубликом или трубочкой: О, У, О, О, У, О, У

Логопед: Молодцы! Гласные Ё, Ю пишутся с твёрдыми или мягкими согласными?

Дети: с мягкими.

Логопед: Какую букву вы запишете после мягкого согласного с гласным звуком О?

Дети: букву Ё.

Логопед: а какую букву после мягкого согласного с гласной У?

Дифференциация букв Ё – Ю в слогах.

Читайте также:
Конспект открытого психологического занятия по теме Удивление

Логопед: Молодцы! Запишите с новой строки слоги под диктовку. Не забудьте себе диктовать.

Лё , лю, сю, дю, мё, фю, бё, рё, ню.

После выполнения задания, логопед проверяет правильность написания слогов детьми.

Дифференциация букв Ё-Ю в словах и словосочетаниях.

А. Развитие навыков звукобуквенного анализа.

Логопед: Посмотрите на доску. На ней написаны слова, но буквы Ё, Ю запутались, в каких словах им нужно быть. Помогите им, впишите в слова букву Ю или Ё.

Л__ня, Ал__на, Л__ба, Ф__дор, кр__к, т__тя, кл__ква, пол__т.

Б) Развитие навыков образования множественного числа имён существительных. Игра «Один – много».

Логопед: перед вами написаны слова в единственном числе, вам необходимо написать напротив них слова во множественном числе.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

В) Совершенствование умения составлять словосочетания из предложенных слов.

Логопед: Прочитайте слова записанные в первом столбике, во втором столбике. Все слова вам понятны? Что такое «тюль»?

Дети: прозрачная занавеска

Логопед: Правильно, вставьте в слова букву Ё или Ю, составьте и запишите через запятую словосочетания (Весёлый котёнок, плетёная верёвка, варёная свёкла, лёгкий тюль):

Логопед: давайте прочитаем, какие словосочетания вы составили.

Дети по очереди читают словосочетания.

Логопед: Молодцы! А теперь давайте разгадаем кроссворд.

Логопед читает вопросы, дети самостоятельно записывают ответы

1 – детёныш коровы (телёнок)

2 – На стебле зеленом рос красный бокал,

Нектаром он бабочек всех угощал (тюльпан)

3 – большая глубокая тарелка (блюдо)

4 – Лежу я у вас под ногами, Топчите меня сапогами.

А завтра во двор унесите меня, Давайте скорей выбивайте меня, Чтоб дети могли поваляться на мне,

Барахтаться и кувыркаться на мне. (ковёр)

5 – двугорбое животное пустыни (верблюд)

6 – детёныш лисы (лисёнок)

7 – Он один сидит на ветке, зорок глаз и когти цепки, всех в два счёта б поборол, потому что он – . (Орёл)

8 – Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь. (осёл)

9- как называется нос птицы? (клюв)

10 – Он на севере живёт, громким голосом ревёт,

В цирке мяч ловить не лень – там работает . (Тюлень).

11 – им гладят бельё (утюг)

12 – дерево с бело-чёрной корой (берёза)

Подведение итогов занятия:

Логопед: Замечательно, ребята! Итак, какие буквы мы повторили?

Логопед: Какой звук слышится при назывании буквы Ё? Как расположены губы?

Дети? Звук О, губы расположены бубликом.

Логопед: Какой звук слышится при назывании буквы Ю? Как расположены губы?

Дети: Звук У, губы расположены трубочкой.

Логопед: Правильно! Вспомните, отгадки загадок, которые я вам загадывала в начале занятия.

Логопед: Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали, и за это я вам подарю картинки ёжика и юлы, которые вы сможете раскрасить. Занятие окончено.

Дифференциация О и Ё

Тема: «Дифференциация гласных О-Ё».

Цель: закрепить у учащихся навыки различения звуков “О” – “Ё”.

  • закрепить знания детей о гласных;
  • закрепить умение выделять и дифференцировать твердые и мягкие согласные;
  • различать фонемы “О” – “Ё” по все признакам фонематического и звукобуквенного анализа, соотносить звук с определенной буквой;
  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза;
  • развитие внимания, памяти, логического мышления;
  • развитие связной речи в ходе составления предложений и полных ответов на вопросы;
  • развитие артикуляционного аппарата; общей и мелкой моторики, тактильных ощущений.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, уважение друг к другу, формировать положительную учебную мотивацию.

Оборудование: демонстрационный материал: картинки – отгадки, образцы правописания букв Оо, Ёё; таблица со словами; карт инки опорные к тексту, мячик.

Раздаточный материал: индивидуальные зеркала, цветные карандаши, рабочие тетради, цветные карандаши, рабочие тетради, карточки.

Ход занятия:

1. Орг. момент. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас очень интересное занятие. Работаем активно, поднимаем ручки и получаем звёздочки. А сейчас разомнём немного наш язычок.

2. Артикуляционная гимнастика:

улыбка, трубочка, вибрация губками, вкусное варенье, дятел, лошадка.

3. Сегодня мы с вами будем знакомиться с одной парой звуков и букв нашего алфавита, но прежде ответьте на мои вопросы:

какое сейчас время года? (зима)

какое сегодня число? (9 декабря)

день недели? (вторник)

кто мне может назвать гласные буквы? (а, о, и, у, э, е, ё, ю, я, ы)

кто знает почему наши гласные делятся на 2 ряда? ( гласные 1ряда: А О У Ы Э -эти буквы, находясь рядом с согласными их не смягчают; гласные 2ряда Е Ё Ю Я И – смягчают, а после гласных, после ЬЪ и в начале слова обозначают 2 звука ).

Читайте также:
Сценарий логопедического развлечения в старшей группе для детей с ОНР

4. Введение в тему. А сейчас послушайте внимательно загадки:

1) С длинными ушами, но не заяц,

Серый, но не волк,

Упрямый, но добрый,

С копытами, но не лошадь? (Ослик)

– Какой первый звук в слове ОСЛИК? (о — гласный, 1 ряда, не смягчает согласные).

2) Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт.

Слышишь топот быстрых ножек?

Это наш приятель: (Ёжик)

– Какой первый звук в слове ЁЖИК? (ё — гласный, 2 ряда, смягчает согласные).

А ещё ребята, Ё состоит из двух звуков. Кто знает каких? ([й,о] – [й,] + [о] = ё )

5. Сейчас я буду называть слоги, а вы будете из палочек выкладывать, что вы слышите О или Ё: со, тё, ло, мё, ко, ёл, алё, кло.

6. Чтение слов по таблице. Посмотрите на доску, перед вами написаны пары слов. Прочитаем их хором.

вол – вёл нос – нёс

ров – рёв воз – вёз

Ребята, что происходит с согласным, когда после него идет гласный звук “Ё”? (Согласный становится мягким).

7. А теперь открываем тетради, записываем число (9 декабря). Я буду говорить слова, а вы в строчку записываете буквы О или Ё, смотря какую вы услышите в слове:

Сом, мёд, лом, лёд, лодка, вёсла, ёрш, лошадь, волк, бочка, лён, перепёлка.

8. Физ.минутка: сейчас я буду произносить звуки гласные, а вы будете показывать их:

О – колесо перед собой

А теперь, я называю слова, а вы показываете только буквы Ё и О.

9. А сейчас у вас на столах есть картинки. Я попрошу вас отдать картинки с буквой О — ослику, а с буквой Ё- ёжику.

10. Работа с карточками:

Сейчас мы с вами соединим пары слогов (одна пара — с буквой О, вторая пара — с буквой Ё).

Дифференциации гласных У-Ю на письме в словах и предложениях

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2 КЛАССА С НЕДОСТАТКАМИ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА ПО ТЕМЕ: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ У-Ю В СЛОВАХ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Тема: Дифференциация гласных букв У-Ю в словах и предложениях.
Цель: Обучить различию гласных У-Ю на письме и устно.
Задачи:
Коорекционно-образовательная:
– закрепить умение выделять и дифференцировать гласные У-Ю на письме и устно;
-совершенствовать навыки звукового, слогового анализа и синтеза;
– развитие лексики по теме «Профессии».
-развитие словообразования названий детенышей.
Коррекционно – развивающая:
-развитие фонематического слуха и восприятия;
-развитие внимания, мышления памяти;
-развитие мелкой маторики.
-развитие оптико-пространственной ориентировки.
Коррекционно- воспитательная:
– формировать положительную учебную мотивацию;
-воспитывать самокнтроль.
Оборудование: демонстрационный материал, буквы на магнитах (для темы урока), образцы правописания букв Уу, Юю; таблица со словами, тетради, зеркала.

АВТОР МАТЕРИАЛА: БАЖЕНОВА АННА АЛЕКСАНДРОВНА

МАОУ СОШ № 17 Г.КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2 КЛАССА С НЕДОСТАТКАМИ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА ПО ТЕМЕ: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ У-Ю В СЛОВАХ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Тема: Дифференциация гласных букв У-Ю в словах и предложениях.

Цель: Обучить различию гласных У-Ю на письме и устно.

Коорекционно-образовательная:

– закрепить умение выделять и дифференцировать гласные У-Ю на письме и устно;

-совершенствовать навыки звукового, слогового анализа и синтеза;

– развитие лексики по теме «Профессии».

-развитие словообразования названий детенышей.

Коррекционно – развивающая:

-развитие фонематического слуха и восприятия;

-развитие внимания, мышления памяти;

-развитие мелкой маторики.

-развитие оптико-пространственной ориентировки.

Коррекционно- воспитательная:

формировать положительную учебную мотивацию;

Оборудование: демонстрационный материал, буквы на магнитах (для темы урока), образцы правописания букв Уу, Юю; таблица со словами, тетради, зеркала.

Деятельность логопеда

Деятельность обучающихся

Давайте еще раз познакомимся, меня зовут Анна Александровна. Сегодня я буду проводить у вас урок.

Это только трус боится

На укол идти к врачу.

Лично я при виде шприца

Улыбаюсь и _________.

Он плывет по простыне,

Как кораблик по волне.

Он хозяйкам добрый друг,

Очень-очень я горжусь,

Что не утка я , а _______.

Дятел лечит древний дуб,

Добрый дятел дубу _____.

Готовятся к уроку. Открывают тетради записывают число.

Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.

Наш Дениска – озорник
Тянет губки к ушкам.
-Посмотрите, — говорит,
-Я теперь — лягушка!

Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

Кто играет на гитаре,

А Денис на дудочке,

Губы вытянул вперед

Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.

Кончик языка в зубки упирается,
Спинку выгибаем — горка получается.
Быстро- быстро с горки вниз
На санках катится Денис.

Читайте также:
Автоматизация звука Л - конспект занятия

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.

У Дениса есть часы –

Ходят стрелочки по кругу

И хотят догнать друг друга.

Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам.

Язычок – вверх и вниз –
На качели сел Денис.
Вот качели высоко,
Вот качели низко.
До чего же хорошо

Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Наш Дениска в лес пошел,
Под сосною гриб нашел.
Подними вверх язычок-
Покажи, как рос грибок.

3. Развитие мелкой моторики

Проводится традиционная разминка рук с помощью колючего шарика Су-Джок.

Я мячом круги катаю,

Взад — вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

4. Графический диктант.

Открываем тетради записываем число.

Следим за посадкой: спинки ровно, локти на парте.

Диктант рисунок «Кенгуру»

Картинки Утка. Юла .

Какой первый звук в слове утка? юла?

Сегодня мы с вами вспомним как нужно различать гласные У-Ю.

Отвечают на вопросы.

6. Характеристика звуков.

Скажите звук У, гласный??

Какого ряда буква Ю? Назови все гласные первого ряда?!

А существует ли звук Ю?

Из каких звуков состоит гласная Ю?

Й+У=Ю написать на доске

Гласная второго ряда “Ю” – волшебная, она делает мягким согласный, который стоит перед ним.

А как вы думаете почему? Т.К.звук Й-всегда мягкий.

ПРАВИЛО: Если согласный звук перед гласной мягкий, то пишем букву Ю, если твердый -У.

Ребята, а чем отличается звуки от букв?

Обратим внимание на доску, и вспомним как пишутся эти буквы!

Дают характеристики гласных.

Отвечают на вопросы.

7. Развитие фонематического слуха.

Если в слове гласный звук “У”, поднимаем карточку У; гласный “Ю” – карточка Ю.

УЖ, ЮМ, УМ, ОМ,РЮ,ЛЮ,ОЛО, УЛО,ЮНО.

ЮГ, ЮЛА, УТРО, ХИРУГРГ, СКУЛЬПТОР, МУЗЫКАНТ,УЧИТЕЛЬ,ЛУК,РУКИ,ЛЮБА,

Следуют указаниям учителя. Играют.

8.Дифференциация в словах.

Работа с карточками.

Разбор слов: кенгуру, юла, утка, лук, Юля, пастух.

КАРТОЧКА (работа в тетради)

Составление схем слова.

Вставить пропущенную букву У ли Ю.

Что это за профессии, давайте разберем значение каждого слова.

Ск__льптор, фиг__ристы, кон__х, __читель, паст__х, экск__рсовод, ф__тболисты, __борщица, м__зыкант, конд__ктор, рег__лировщик, хир__рг.

Работают с карточками.

Трава маленькая-маленькая. (Делают приседания.)

Деревья высокие-высокие. (Поднимают руки вверх.)

Ветер деревья качает-качает. (Вращаются.)

То направо, то налево наклоняет. (Наклоняются вправо, влево.)

То вверх, то назад. (Потягиваются вверх, назад.)

То вниз сгибает. (Наклоняется вперед.)

Птицы летят-улетают. (Машут руками-«крыльями».)

Ученики тихонько за парты садятся. (Садятся за парты.)

Повторят за учителем.

7.Дифференциация в словосочетаниях.

Работа с доской

Соедини слова по смыслу

На грядке рос….. лук

Смотри, не упади в открытый люк

Люда, подойди суда

В порт вернулись сюда

Вставляют нужные слова.

8.Дифференциация в предложениях.

Вставь пропущенные буквы У или Ю.

У б_льдога сильные чел_сти.

Вербл_д л_бит жевать кол_чк_.

Т_рист п_тешеств_ет с р_кзаком.

Х_дожник к_пил т_бик с краской.

Стар_шка л_бит печь пл_шкии варить каш_ из манной кр_пы.

Составляем схему предложения , записываем в тетрадь.

Вставляют нужные буквы, работа в тетради.

9. Развитие словообразования названий детенышей.

Материалом исследования служат картинки:

Исследование дифференциации в импрессивной речи.

Процедура и инструкция. Перед ребенком раскладываются три картинки на слова одной семантической группы, например, утка, утенок, утята. Дается следующая инструкция: «Покажи, где гусенок. А где гусь? Где гусята?»..

Отвечают на вопросы.

Какие буквы мы сегодня учились различать?

Что вам больше всего показалось трудным?

Что понравилось на уроке?

Отвечают на вопросы.

Вставить пропущенную букву У ли Ю.

Что это за профессии, давайте разберем значение каждого слова.

Ск__льптор, фиг__ристы, кон__х, __читель, паст__х, экск__рсовод, ф__тболисты, __борщица, м__зыкант, конд__ктор, рег__лировщик, хир__рг.

На грядке рос….. лук

Смотри, не упади в открытый люк

Люда, подойди суда

В порт вернулись сюда

Вставь пропущенные буквы У или Ю.

У б_льдога сильные чел_сти.

Вербл_д л_бит жевать кол_чк_.

Т_рист п_тешеств_ет с р_кзаком.

Х_дожник к_пил т_бик с краской.

Стар_шка л_бит печь пл_шкии варить каш_ из манной кр_пы.

Составляем схему предложения , записываем в тетрадь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: