Конспект урока (Формирование связного высказывания по теме Весна)

Конспект урока «Формирование связного высказывания по теме «Весна»

Поливода Надежда Михайловна,
учитель начальных классов,
учитель-логопед

Проблема развития связной речи у учащихся остаётся актуальной на сегодняшний день. Модернизация системы современного образования требует особого внимания к развитию речевой деятельности младших школьников. Овладение связной речью – необходимое условие формирования социально активной личности.

Приоритетной задачей развития связной речи младшего школьника является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, пересказ литературных произведений, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь- планирование), а также изложение, сочинение рассказов по картине и серии сюжетных картинок.

Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.

Данная методическая разработка включает в себя такие направления:

1. Обогащение словаря
2. Развитие грамматического строя речи
3. Совершенствование умений и навыков построения связного высказывания.

Тема урока: «Весна»

Тип урока: Урок объяснения нового материала.

Форма урока: Урок – игра.

1. Формировать навык согласования сущ. + прил., конструирования предложений по схеме;
2. Развивать связную речь учащихся, обогащать словарный запас по теме «Весна», развивать наблюдательность, умение делать выводы и обобщения на основе собственных наблюдений;
3. Воспитывать у учащихся любознательность, интерес к природе, стремление хорошо учиться.

– для учителя – зеркало, предметные картинки (ведро, ель, сапоги ,носки, автобус; солнце, облака, птицы, снег), карточки-таблички со словами (весна; греет, светит, радует; острые, блестящие, прозрачные, безоблачное, чистое, голубое, сырой, грязный, рыхлый), набор карточек «Признаки весны», .
– для учащихся – зеркало, лист бумаги с текстом «Весна», сигнальные «карточки-настроения», ручки с синей пастой.
Программное обеспечение. Microsoft Office Word 2007.

Последовательность и продолжительность этапов урока:

Организационный момент – 1 мин.
Артикуляционная гимнастика – 5 мин.
Сообщение темы и цели урока – 2 мин.
Проверка домашнего задания – 3 мин.
Объяснение нового материала – 7 мин.
Физкультминутка – 2 мин.
Объяснение нового материала – 9 мин.
Закрепление нового материала –9 мин.
Подведение итогов – 2 мин.

Подготовка к началу урока (30 секунд до начала урока)

Учитель встречает детей у своего рабочего места, приглашая их занять свои места. В кабинете звучит негромкая музыка. Учащиеся проходят на свои места, приветствуют учителя.

I. Организационный момент (1 минута)

– Доброе утро, ребята. Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. Сейчас у нас с вами начинается урок. Присаживайтесь.

Дети наклоном головы приветствуют учителя и друг друга.

– Кто готов со мной работать, хочет узнать на уроке что-то новое, интересное – покажите сигнальными карточками.

Учащиеся поднимают сигнальные «карточки – настроение».

– Сегодня на уроке мы с вами будем работать по плану, который вы видите перед собой на доске. Давайте вместе прочитаем его.

Учащиеся хором читают план урока:
Артикуляционная гимнастика
Сообщение темы и цели урока
Проверка домашнего задания
Объяснение нового материала
Физкультминутка
Объяснение нового материала
Закрепление нового материала
Подведение итогов

Пояснение учителя к этапу урока: Этот приём позволяет учителю снять напряжение с учащихся, сконцентрировать их внимание на себе как основном объекте, предъявляющем информацию, спланировать свою дальнейшую деятельность.

II. Артикуляционная гимнастика (5 минут)

– Ребята, давайте подготовим ваш артикуляционный аппарат к работе. Поставьте перед собой свои зеркала.

Дети готовят свои зеркала к работе.

Выполняем следующие упражнения:

• Улыбочка/трубочка
• Упражнение на чередование: лопаточка/ иголочка /чашечка
• Маляр
• Лошадка
• Почистим верхние зубки
• Почистим нижние зубки
• Качели
• Индюк

Дети последовательно выполняют упражнения, предлагаемые учителем.

Пояснение учителя к этапу урока: Этот этап позволяет подготовить артикуляционный аппарат учащихся к работе.

III. Сообщение темы и цели урока (2 минуты)

– Сегодня мы переходим к изучению новой темы. А тема сегодняшнего урока зашифрована на доске.

– Попробуйте расшифровать тему. Для этого вам необходимо выполнить следующее задание.

На доске вывешены картинки: ведро, ель, сапоги, носки, автобус.

– По первым звукам в словах нужно составить слово, которое будет обозначать тему нашего занятия.

– Кто смог расшифровать тему урока?

– Итак, тема сегодняшнего урока «Весна».

На доске появляется название темы урока, которая будет дополнятся элементами по ходу урока.

– Весна. Давайте хором произнесем это слово.

Дети хором проговаривают слово весна.

– Сегодня на уроке мы поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны и постараемся составить картину и рассказ о весне. Представьте, что доска – это наш альбомный лист, на котором мы попробуем нарисовать чудесную весеннюю картину.

Пояснение учителя к этапу урока: Учитель должен постараться своей деятельностью заинтересовать ребят, вызвать у них желание вспомнить признаки весны и создать совместными усилиями весеннюю картину.

IV. Проверка домашнего задания (3 минуты)

– Ребята, с чего начинается весна? Давайте вспомним самые первые признаки весны?

Ученики выдвигают свои варианты ответов, а учитель подкрепляет их ответы карточками, располагая их на доске.

• День стал длиннее и светлее.
• Днём стало пригревать солнышко.
• Воздух стал теплее.
• Снег чернеет и оседает.
• Появляются сосульки.

Пояснение учителя к этапу урока: Этот этап урока позволяет учителю выяснить степень подготовленности учащихся.

Читайте также:
Авторская игра 'Занимательные клеточки'

V. Объяснение нового материала (16 минут)

– Ребята, а отчего зависят все эти признаки весны? Что является причиной всех этих изменений?

Ученики выдвигают свои варианты ответов. (Причиной всех этих изменений является солнце).

– Вот мы и поместим солнышко первым на нашу картину.

Учитель прикрепляет солнце на магнитную доску.

– Итак, мы назвали первые признаки весны, которые происходят в неживой природе. И всё это происходит благодаря солнышку. Солнце поднимается выше, отсюда день становится длиннее, светлее, теплее.

– А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Продолжи фразу».

• Ласковое, как…
• Круглое, как…
• Тёплое, как…
• Золотое, как…
• Яркое, как…

Ученики выдвигают свои варианты ответов, начиная свой ответ со слова «солнце».

– А теперь кто больше назовёт «слов-действий». Солнце что делает?

На доске появляется карточка со словами : греет, светит, радует).

– Ребята, давайте составим красивое предложение о солнышке.

Учитель выслушивает 2-3 варианта ответов.

VI. Физкультминутка ( 2 минуты)

Гимнастика для глаз (комплекс упражнений).

– Ребята, отгадайте загадку:

Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый
Кружевной и синий-синий!

Учитель выслушивает 2-3 варианта ответов. (Это небо).

На доске появляется ещё одна картинка-опора (облако).

– А теперь кто больше назовёт «слов-признаков». Какое может быть небо?

На доске появляется карточка со словами: безоблачное, чистое, голубое).

– Ребята, давайте составим красивое предложение о весеннем небе, используя наши слова-опоры.

Ученики выдвигают свои варианты ответов. Ответы принимаются только полные.

– Игра «Бывает ли так?». Я говорю фразу, а вы отвечаете: бывает ли так?

– Весной, мы с ребятами сделали из снега горку и стали кататься.

– Наступила весна, с крыш домов свисают сосульки.

– Назовите, пожалуйста, «слова-признаки», сосульки какие?

На доске появляется карточка со словами: блестящие, острые, прозрачные).

– О ком мы ещё не сказали? Верно, о птицах.

Учитель прикрепляет птиц на магнитную доску.

– А что делают птицы с приходом весны?

У вас на столах лежат карточки, на которых написаны действия. Выберите правильные ответы.

– вьют гнёзда
-улетают на юг
-выводят птенцов
-прилетают из тёплых стран

-Ребята, отгадайте, о чём мы будем говорить, если в этом слове 4 буквы: первая – «эс», последняя-«гэ».

Учитель прикрепляет снег на магнитную доску.

– Какой снег бывает весной?

На доске появляется карточка со словами: сырой, грязный, рыхлый).

– Итак, мы с вами создали весеннюю картину. Давайте попробуем составить рассказ о весне, опираясь на нашу картину и слова-опоры.

– Сейчас мы проверим, что вы запомнили на сегодняшнем уроке. Для этого вам нужно взять карточки с текстом и дополнить его теми словами, которые мы использовали сегодня на уроке.

Наступает весна. День начинает заметно прибывать. С каждым днём _______ ______всё сильнее и _______ . Весной небо _______ и _______. С крыш домов свисают _______ , _________ и _________ сосульки. Снег становится _________, _________ и _________. По дорожкам ________ ручейки. Из тёплых стран вернулись ________.

VIII. Подведение итогов (2 минуты)

– Ребята, чем мы занимались сегодня на уроке?

Мы закрепляли признаки весны, отгадывали загадки, подбирали «слова-признаки» и « слова-действия», составляли рассказ о весне.

– Ребята, покажите сигнальными «карточками — настроения» как вы работали на уроке, добились ли цели урока.

Самооценка учащихся.

– Я считаю, что сегодня на уроке вы все хорошо работали. Я хочу сказать, что все вы молодцы!

Эмоциональное состояние учащихся поднимается.

– Ребята, что вам сегодня на уроке понравилось, что не понравилось?

Дети высказываются о своих впечатлениях.

Пояснение учителя к этапу урока: На данном этапе рефлексивно закрепляется настрой учащихся на урок. Это делается в связи с тем, что им предлагается продолжить работу, а, следовательно, сохранить позитив начала учебной деятельности. Нацеливание на последующую деятельность позволяет развить у учащихся интерес ко всей теме, к предмету в целом, а не к отдельному предмету.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Весна

Автор: Еремина Анастасия Николаевна, педагог дошкольного образования, воспитатель ГБДОУ д/с №14 г. Санкт-Петербург.

Занятие рассчитано на детей 5-6 лет, воспитателей и логопедов.

Развитие речи, несомненно, тесным образом, связано с общим развитием мышления и памяти ребенка, с уровнем его знаний об окружающем мире. И многие игры, упражнения, направленные на развитие мышления, а так же чтение книг так или иначе развивают речь малыша. Но есть игры, направленные исключительно на развитие речи детей. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.

ЦЕЛЬ: закрепить в сознании детей признаки весны, сезонные изменения я природе, связанные с этим периодом.

ЗАДАЧИ:
* Обогащение и активизация словаря: март, апрель, май; капель; оттепель; скворцы; долгожданная весна; ранняя весна; “Матушка Весна”; ворота; воскресает.
* Развитие связной речи через построение логической цепочки;
* Развитие познавательных процессов – мышления, памяти, внимания;
* Воспитание интереса к изучению природы и природных явлений.

Читайте также:
Аналитическая справка мониторинга о наличии стабильных результатов коррекции

МАТЕРИАЛЫ:
* Фотоиллюстрации с изображением весенних пейзажей в разное время;

Организационный момент:

Ребята, внимательно послушайте стихотворение и вы поймёте, какому времени года будет посвящено сегодняшнее занятие.

Михаил Пляцковский.
Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе – солнце теплое,
Веселое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки.

-Правильно, о весне, теперь можно смело закончить стихотворение:

Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех людей – весеннее!

-А у вас какое настроение?
Дети отвечают.

Игра на развитие речи «Какой? Какая? Какое?»

-Давайте встанем в круг, я буду бросать каждому мячик и задавать вопрос:

-весна какая? (теплая, солнечная, яркая, долгожданная)
-солнышко какое? (теплое, желтое, радостное)

– настроение весной какое?

-Молодцы, вот сколько хорошего, светлого и доброго мы можем сказать о весне. А сейчас, расскажите мне, какие признаки весны вы знаете.

Предполагаемые ответы детей:
– Солнце стало ярче и дольше светить;
– На улице стало теплее, пропал мороз;
– Снег растаял, появляется капель, проталины;
– Прилетают птицы из теплых стран;
– Появляются почки на деревьях;
– Появляется первая трава.

– Молодцы, вы хорошо знаете признаки весны! А как называется первый весенний месяц?
– Март
– А какая весна, когда она только «наступает»?
– Ранняя
– Назовите мне все весенние месяцы?
Дети называют.

А теперь давайте поиграем, у меня на доске есть картинки, они перепутаны местами, кто поможет их расставить.

Игра «Что за чем?»

На доске/фланелеграфе в разброс, расположены картинки, дети должны выстроить их по порядку, проследив закономерность и объясняя почему именно так, а не иначе. Например, первая картинка — на улице лежит снег, дети тепло одеты, играют. Далее будет картинка, где снег подтаял, появились проталины, с крыш капают сосульки, светит солнце. Затем, картинка, где уже солнечно, снега практически нет, дети одеты более легко. Далее, картинка без снега, солнечно, прилетают птицы. В конце может быть картинка с поздней весной.
Дети должны точно проследить закономерность, что птицы не прилетают, пока лежит снег; что проталины и капель — это результат яркого и теплого весеннего солнца и т.д.

-Пришла пора нам отдохнуть, приглашаю вас, друзья в середину группы.

Подвижная игра «Матушка Весна».

Двое детей зелеными ветками или гирляндой образуют ворота. Все дети говорят:

Идет матушка-весна,
Отворяйте ворота.
Первый март пришел,
Всех детей провел;
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь;
А уж как пришел май –
Сколько хочешь гуляй!

Весна ведет за собой цепочкой всех детей в ворота и заводит в круг.

-Ребята, а вы знаете какие — нибудь приметы, пословицы или поговорки о весне?
Дети отвечают,рассказывают, что они знают.

-А я вам тоже расскажу! А вы знали, что если в начале весны, в марте рано начал таять снег – значит, долго не растает, а то и подвалит новый. Или, когда грачи прилетают сразу на гнезда, то весна теплой будет. Или если услышали кукушку – больше не будет морозов.

-Скажите пожалуйста, как называются эти приметы и кто их придумал?
-Народные, придумал народ, люди годами наблюдали за природой.
-Скажите, что значит поговорка «Солнце светит, солнце сияет – вся природа воскресает». Выслушиваем ответы детей.
-Правильно, это значит, что с появлением солнышка, вся природа просыпается.

Заключение:
-Пришла пора нам с вами прощаться, но прежде, отгадайте мою загадку:

Я всегда со светом дружен,
Если солнышко в окне,
Я от зеркала, от лужи
Пробегаю по стене.

-Конечно, это солнечный зайчик, предлагаю вам всем вместе его поискать!

Конспект занятия по развитию речи. Составление связного рассказа на тему «Весна» (с использованием мнемотаблицы).
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Цель: формирование умения составлять связный рассказ с опорой на мнемотаблицу

Задачи:

Образовательные: – закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна», используя знаково – символическую систему

– формировать понимание причинно – следственных связей и закономерностей в явлениях природы.

Коррекционно – развивающие: – совершенствовать грамматический строй речи через д/и «Назови ласково», «Какой, какая, какое», «Скажи наоборот».

Коррекционно – воспитательные: – воспитывать внимательное, бережное отношение к природе через с/р игру «Лесники».

Скачать:

Вложение Размер
занятие по развитию речи в подготовительной группе 0 байтов
zanyatie_po_razvitiyu_rechi.docx 498.14 КБ
Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи. Составление связного рассказа на тему «Весна» (с использованием мнемотаблицы).

Цель: формирование умения составлять связный рассказ с опорой на мнемотаблицу

Образовательные: – закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна», используя знаково – символическую систему

– формировать понимание причинно – следственных связей и закономерностей в явлениях природы.

Коррекционно – развивающие: – совершенствовать грамматический строй речи через д/и «Назови ласково», «Какой, какая, какое», «Скажи наоборот».

Коррекционно – воспитательные: – воспитывать внимательное, бережное отношение к природе через с/р игру «Лесники».

Воспитатель : Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас и ваши добрые лица! Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся и поприветствуем :

Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, солнечный денек!
Я живу в родном краю.
Всех я вас приветствую!

(Дети встают в круг).

Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь присаживайтесь! Посмотрите внимательно по сторонам, не увидели ли вы кого – нибудь не знакомого?

(ребята осматриваются и видят стол, на котором сидит старик – лесовик. Раздается звук входящего сообщения)

Воспитатель: Ребята, нам с вами пришло письмо от старичка – лесовика (зачитывает письмо):

«Ребята, добрый день. Меня пригласили на ежегодную встречу старичков – лесовиков и мне необходимо подготовить рассказ о весне. Но я уже старенький и не совсем помню, какая весна. Да, и еще, в этом году рассказ надо составить по схеме из которой некоторые символы смыла капель. Помогите мне подготовить рассказ. Фотографию схемы прилагаю. Но для того что бы восстановить недостающие символы вам необходимо выполнить задания».

Воспитатель : Ну что, ребята, поможем старичку – лесовику?

Воспитатель: Хорошо. Но для того что бы справиться с заданиями и восстановить символы, вам необходимо соблюдать условия. Если вы правильно выполнили задание, добавили в схему символ, отвечали развернутым ответом, то получите яркое весеннее солнце. Ну а те, кто выполнил задание с помощью ребят или воспитателя, отвечал простыми ответами или допустил ошибку, получит тусклое солнце. После каждого задания вы будите себя оценивать и получать солнышки. Кто наберет больше всего ярких солнышек пойдет сегодня на прогулку вместе со стариком – лесовиком. Вам понятно?

Воспитатель: Ребята, сегодня все вместе вы будите выполнять задания и искать недостающие символы в таблицу, а так же каждый из вас будет составлять рассказ по таблице и сможет помочь старику – лесовику.

Воспитатель: И так, давайте начнем, вы должны быть очень внимательными и запомнить как можно больше слов, которые я назову: ручеек, подснежник, проталинка, сосулька, лужи.

  • Какие слова запомнил ты?
  • А какие ты запомнил?
  • К какому времени года мы можем отнести перечисленные слова? Ответы детей

Воспитатель: «Правильно, это весна, а весной хочется говорить только ласковые слова. И первое задание – «Назови ласково» Я скажу: «Солнце», а вы ласково: «Солнышко». Ветка, ручей, проталина, сосулька, почка, лист, цветок, жук».

Воспитатель: Хорошо, ребята посмотрите у нас появляется первый недостающий символ. (В мнемотаблице появляется знак – «Солнце»).

Воспитатель: Ребята как вы считаете, кто какое солнышко должен получить? (дети оценивают свою работу)

Воспитатель: А теперь второе задание. Встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч и называть предмет, а вы ловите мяч и называете мне признак этого предмета. Например, день – весенний день; погода – весенняя погода; солнце – … ; настроение – …; проталины – …; гроза – …; месяц – …; лучи – ..; дерево – …; цветы – …».

(Дети называют словосочетания).

Воспитатель: И с этим заданием вы справились. Смотрите у нас появился второй символ. (В мнемотаблице появляется знак – «Проталина»).

Воспитатель: Ребята как вы считаете, кто какое солнышко должен получить? (дети оценивают свою работу)

Воспитатель: Ну а теперь присаживайтесь на стулья. Скажите мне, кто же у нас главный весенний герой?

Воспитатель: Правильно – это Солнышко, передавая его друг другу, вы будите говорить какое оно:

– Солнце желтое как (одуванчик, лимон …..)

– Солнце круглое как (мячик, шарик ….)

– Солнце ласковое как (мама, бабушка ….)

– Солнце теплое как (печка, рукавичка …..)

– Солнце яркое как (фонарик, лампочка …..)

Воспитатель: Хорошо ребята и третий символ у нас. (В мнемотаблице появляется знак – «Медведь в берлоге»).

Ребята, а почему медведь?

Воспитатель: Конечно, после зимней спячки просыпаются не только медведи, но и ежи, барсуки, суслики и другие животные.

Воспитатель: Ребята как вы считаете, кто какое солнышко должен получить? (дети оценивают свою работу)

Воспитатель: И так, вам осталось найти последний символ для таблицы. Ребята, сейчас я вам буду говорить словосочетания о зиме, а вы мне будете называть словосочетания о весне с противоположным значением:

  • Зима ушла, а весна – … ( пришла ).
  • Зима холодная, а весна – … ( тёплая ).
  • Зимой солнце морозит (не греет), а весной – … ( греет ).
  • Зимой сугробы высокие, а весной – … ( низкие ).
  • Зимой лед толстый, а весной – … ( тонкий ).
  • Зимой день короткий, а весной – … ( длинный ).
  • Зимой воздух холодный, а весной – … ( теплый ).
  • Зимой птицы поют тихо, а весной – … ( громко ).

Воспитатель: И с этим заданием вы справились. Смотрите у нас появился последний символ. (В мнемотаблице появляется знак – «Перелетные птицы»).

Воспитатель: Ребята как вы считаете, кто какое солнышко должен получить? (дети оценивают свою работу)

Воспитатель: Ну а теперь встаньте все в круг и повернитесь друг за другом. Мы с вами выполним физкультминутку которая называется «Капель». Физкульминутка «Капель».

Стало солнце пригревать,

Стали капельки стучать,

Капля раз, капля два,

Капли медленно сперва,

А потом быстрей, быстрей

Их попробуй, догони.

(Дети садятся на сулья перед экраном с мнемотаблицей)

Воспитатель: Ребята, мы с вами собрали все недостающие символы. А теперь давайте поможем старичку – лесовику и составим интересный рассказ о весне. Посмотрите на первый символ, какое предложение мы составим?

Ответы детей. (Поочередно разбираются все символы из таблицы )

Воспитатель: Хорошо. А теперь послушайте пример рассказа, а затем на его основе вы составите свой.

Наступила весна. Ярко пригревает солнышко, похожее на большой румяный блин. На крышах домов тают сосульки, а на земле появляются лужи и ручейки. на проталинах весело прыгают маленькие воробьишки. В лесу в берлоге проснулся хозяин леса – медведь. Из далеких стран начинают прилетать птицы: ласточки, скворцы, грачи. По дорожкам поползли первые насекомые: муравьи, жуки. А у первых весенних цветов озорно снуют бабочки и пчелы. На деревьях набухают почки, из которых скоро появятся первые зеленые листочки. Очень люблю весну!

(Дети составляют рассказы)

Воспитатель: Молодцы ребята. У нас с вами получились очень красивые рассказы о Весне.

Воспитатель: Ребята мы с вами заполнили таблицу для старика – лесовика недостающими элементами, составили рассказы.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи по теме «Весна» в подготовительной группе.

Автор: Кононова Светлана Николаевна

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи по теме «Весна» в подготовительной группе.

Цель: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна»; совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов, существительных мн. ч. в род. падеже; поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом; совершенствование навыка анализа предложения.

Ход занятия:

Игра «Что за окном?» (посмотрим, что интересного мы увидели в окно)

Рыхлый снег

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит, к нам пришла . (Весна)

– Вы, ждали весну? Вот она и пришла. Зимой вся природа спала, скованная снегом и льдом. Весной всё вокруг оживает.

– А какие месяцы Весна с собой привела?

– Назовите по порядку весенние месяцы?

– Назовите первые признаки наступившей весны? Предполагаемые ответы детей:

– Днём стало пригревать солнце.

– Стало теплее, день стал длиннее.

– Снег потемнел, стал таять.

– Появились первые проталины.

– Слышно звонкое чирикание воробьёв, они радуются наступлению весны.

– Побежали, зазвенели ручьи.

– Возвращаются перелётные птицы.

Давайте сядем поудобнее и поговорим о весне.

Да, ребята к нам уже пришла весна. Весна — замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. Недаром поэты называют весну «утром года». Послушайте, какие замечательные строки написаны о весне.

Отшумели все метели,

И морозы не трещат.

С крыш закапали капели,

И сосульки в ряд висят.

Веселее и теплее

Стали мартовские дни.

В нашем садике в аллеях

Уж проталины видны.

Звонко тинькает синица

Возле нашего окна…

Скоро в дверь к нам постучится

Настоящая весна! Алферов

-А вы знаете стихотворение про весну? (Ночь и день. Соловьева)

-Зима никак не хочет уходить от нас. Ребята, для того чтобы прогнать зиму, мне нужна ваша помощь. Вы хотите стать помощниками Весны?

Игра «Помощники Весны»

Положите на рисунок подснежника Ваши снежные кусочки бумаги так, чтобы цветка не было видно из-под снежного сугроба. Покажите получившийся снежный сугроб детям. Предложите помочь весне, растопить снежный сугроб и увидеть, что спрятано под сугробом снега. Чтобы помочь весне, надо подобрать весенние слова.( Чудесная, ранняя, поздняя, запоздалая, дружная, бурная, теплая, солнечная, сырая, сухая, влажная, долгожданная, нарядная, румяная, травянистая, туманная, холодная, цветущая, яркая.)Одно слово весеннее сказано – убираем один комочек снега. Задача – помочь весне растопить снег полностью. А под снегом детей ждет сюрприз – первые весенние цветы – подснежники.

Молодцы, помогли Весне растопить снег, и я думаю, что Весна скоро полностью вступит в свои права.

Игра «Весенняя поляна»(с мячом)

-Представьте, что мы находятся на весенней поляне, где все весеннее.

-Я буду вам бросать мяч и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова «весенний».

Н – р: день-весенний день.(солнце, погода, лес, трава, небо, месяцы, гроза, дождь, цветы,настроение )

-Давайте красивые подснежники возьмем и к самой Весне пойдем (плакат на доске.) Садитесь поудобнее.

А Весна приготовила для вас шкатулку с весенними словами.

Игра «Шкатулка весенних слов» (картинки)

Послушайте загадки, если отгадаете – картинку увидаете.

· (солнышко)Солнышко, какое? (весеннее, яркое, веселое, теплое , весеннее, лучистое, теплое, ласковое, блестящее, большое, радостное, нежное , жгучее, щедрое, утреннее, вечернее, желтое, золотистое, огненное, огромное, рыжее, благодатное, ликующее, нежное, приветливое ).Что делает солнышко? (светит, пригревает, ласкает) .

· (небо)Небо, какое? (голубое, чистое, ясное , яркое, , весеннее, высокое) .

· (сосулька)Сосульки, какие? (Веселая, звонкая, длинные, прозрачные, блестящие).Что делают сосульки? Капают, тают.

· (снег)Весной снег, какой? (Рыхлый, серый, темный, талый, грязный). Что делает снег? (темнеет, оседает, тает)

· (ручей) Какие ручьи? (Весёлые, звонкие, прозрачный, журчащий ,быстрые , бурливые, бурные, бурлящие, говорливые, звенящие, стремительные, шумные, шумливые, кипучие, чистые, мутные, серебристые, светлые, студеные, хрустальные, холодные, весенние. ). Что ручьи делают? (Бегут, журчат , звенят , шумят, сливаются в речку. )

· (травка) какая? — молодая, зеленая, первая, нежная, душистая, долгожданная Трава (что делает?) — пробивается, зеленеет, растет, сохнет, вянет, желтеет, радует. ;

-Ребята, когда появляется солнышко, что происходит со снегом? (тает)

Правильно, тает, бегут веселые ручейки, а с крыш капает…. (капель).

Но что-то я не слышу звона капели. Давайте ее разбудим.

-Я буду говорить, что происходит весной, и если так бывает- вы звонко хлопаете в ладоши. Но если так не бывает, то молчите.

дидактическая игра “Бывает – не бывает”

· Весной ярко светит солнышко.

· Весной на деревьях распускаются желтые листочки.

· Весной тает снег.

· Весной в лесу собирают грибы.

· Весной люди снимают теплую одежду и одевают более легкую.

· Весной идет дождь.

· Прилетают насекомые с юга

· Весной журчат грачи

Картинка –небылица «Что весной не бывает?»

Словесная игра «Исправь ошибку».

-Я буду называть приметы весны, а вы найдите ошибку в моем предложении и исправьте.

· Весна наступила потому, что прилетели птицы.

· Солнце светит потому, что тает снег.

· Снег тает потому, что бегут ручьи.

· Тепло потому, что все ожило.

· Солнце вышло потому, что стало тепло.

· Солнце светит потому, что звенит капель

· Подснежник расцвела первыми.

-Как много вы знаете о весне! А знаете ли вы, чем весна отличается от зимы?

Игра «Я начну, а ты продолжи».

· Зимой солнце морозит, а весной. греет,

· Зима ушла, а весна . пришла,

· Зима холодная, а весна . тёплая,

· Зимой надевают шубы, а весной . куртки,

· Зимой сугробы высокие, а весной . низкие.

· Зимой снег чистый, а весной — .

· Зимой солнце тусклое, а весной — .

· Зимой дни холодные, а весной — .

· Зимой погода часто пасмурная, а весной — .

· Зимой медведь спит, а весной – (просыпается)

· Зимой снег выпадает, а весной (тает)

· Зимой заяц белый, а весной (серый)

· Зимой дни короткие, а весной (длинные)

· Зимой деревья спят, а весной (просыпаются)

-А сейчас, ребята, я предлагаю вам вместе отдохнуть.

Физкультминутка «Заботливое солнышко».

Солнце с неба посылает

Лучик, лучик, лучик. Дети ритмично скрещивают руки над головой.

И им смело разгоняет

Тучи, тучи, тучи. Плавно покачивают руки вверху.

Потом нежно согревает

Щечки, щечки, щечки. Ритмично потирают щечки.

И весной на носик ставит

Точки, точки, точки. Ритмично постукивают пальцем по носу.

Золотят веснушки деток.

Очень нравится им это. Прыжки на месте, руки на поясе.

-Ребята, как вы уже говорили, перелетные птицы возвращаются к нам с юга весной. Назовите их(картинки). Чтобы птицы быстрее вернулись домой, нужно назвать их ласково.

Игра «Назови ласково» (с птицами) .

– Какие изменения в жизни животных происходят весной? ( Медведица выходит из берлоги, у зайчихи появляются зайчата).

Игра «Чей хвост? Чьи Уши?» -называют притяжательные прилагательные(лисий, медвежий)

– Ребята, весна наступила, солнышко пригрело и на полянках появляются первые весенние цветы. А кто мне может сказать, как они называются? Подснежники.

-А почему их так называют? Потому, что они первыми появляются из под снега.

-Ребята, а еще какие весенние цветы вы знаете? Мать и мачеха, мимоза.

Игра « Один – много» (первоцветы)

Физкультминутка «Весна пришла»

– Ребята, давайте мы тоже выйдем на весеннюю улицу и на весну полюбуемся.

Солнце, солнце, высоко (На цыпочках руки тянем вверх)

Нам от солнышка тепло. (Легкие поглаживания руками по лицу)

Тает снег от лучей, (Приседание)

Звонко побежал ручей. (Бег по кругу)

Вы за ручейком бегите,

Лужи все перешагните. (Ходьба по кругу)

Вот веселый воробей

В лужице купается, (Руки перекрещены за спиной, прыжки на 2 ногах по кругу)

Чистит свои перышки (Легкое поглаживание рук)

И отряхается. (Потрясти кистями)

А теперь полетели и на место тихо сели.

Игра «Народные заклички»игра с шелковой лентой.

– Весна прекрасное время года, когда природа просыпается от зимнего сна.

– Все рады весне, ждали ее с нетерпением. Раньше люди звали весну в гости и говорили такие слова:

Весна-красна! В гости просим. Приди скорей.

Принеси теплое солнышко, певчих птичек, травки зеленой, цветов ярких».

– А что бы вы хотели попросить у весны.

Дети передают друг другу жёлтую атласную ленточку.

– У нас с вами получилось свое солнышко, солнышко-дружбы.

-Молодцы, а теперь мы с вами нарисуем весну и ее приметы, признаки. Возьмите каждый себе необходимые материалы, вспомните, все о чем, мы с вами говорили, придумайте картинку и приступайте к работе.

– Замечательные у вас получились рисунки, давайте соберем все рисунки вместе и сделаем книгу своими руками, а назовем мы ее «Весна идет – весне дорогу».

Конспект НОД по развитию связной речи по теме «Весна»

Анна Ивановна Корнилова
Конспект НОД по развитию связной речи по теме «Весна»

Структура НОД

Цель НОД: развитие связной речи у детей по теме «Весна»

Интеграция:

Познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Задачи:

-Воспитательные: Воспитывать уважительное отношение к ответам сверстников; любознательность, желание узнать новое; любовь к природе, умение чувствовать ее красоту.

-Развивающие: Развивать связную речь; эмоционально-волевую сферу детей, умение понятно для окружающих выражать свои мысли; развивать интонационную сторону речи; развивать зрительное восприятие, память;

-Образовательные: Закрепить умение составлять рассказ по картине; упражнять в подборе прилагательных к существительным, учить из слов единственного числа составлять слова множественного числа; упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине или конце); активизировать и обогащать лексический словарь по теме: «Весна».

Предварительная работа:

Наблюдения за весенними изменениями в природе, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений о весне, рассматривание иллюстраций.

Словарная работа: проталина, капель, яркое, весеннее, теплое, ласковое, блестящее, веселое, большое, радостное, нежное, голубое, высокое, яркое, ясное, безоблачное, легкие, белые, пушистые.

Материалы и оборудование:

Доска с изображением солнца с отдельными лучами, мяч, мягкая игрушка сердце, иллюстрации с изображением капели, проталин, подснежников, конверт с текстом, магнитофон, кассета с музыкой для физ. минутки, схема для определения звука (в начале слова, в середине или в конце).

Использованная литература:

Г. С Швайко. Игры и игровые упражнения для развития речи. М. ,1988.

А. И. Максаков, Г. А. Тумакова. Учите, играя. М. ,1983.

У. М. Сидорова. Учим слова и предложения. М., «ТЦ Сфера», 2013.

Е. Н. Михина. Развивающие игры. Волгоград: Учитель, 2013.

Вводная часть.

Восп. – Что это за мелодия? Это музыка Весны. Весна-это праздник пробуждения природы. Все люди, животные, растения ждут от весны радости, тепла и чудесных превращений.

-Ребята, скажите пожалуйста, после какого времени года наступает весна? (Весна наступает после зимы)

Какие весенние месяцы вы знаете? (Весенние месяцы: март, апрель, май)

Как называются первые весенние дни? (Первые весенние дни называются ранней весной).

Основная часть

Восп. – Ой, кто это пришел? (Подходит к двери, берет конверт). Ребята, это был почтальон, он принес письмо от Солнца. Садитесь на стулья, давайте прочитаем письмо. (Пытается открыть конверт, но он не поддается). Ой, конверт не открывается, по-моему надо прочитать стихотворение про Весну. Давайте послушаем весеннее стихотворение в исполнении Полины Блиновой. (Полина читает стих-е Тютчева «Зима не даром злилась».) – Спасибо большое Полине.

Восп. (открывает конверт) – Это не простое письмо, а рассказ про весну.

Наступает весна. Солнце пригревает сильнее. Тает снег, появляются проталины, звенит капель, бегут ручьи. День становится длиннее, а ночь короче. На деревьях набухают почки и появляются первые листочки. Из – под снега прорастают подснежники. Перелетные птицы возвращаются из теплых стран и вьют гнезда. Люди снимают шубы, надевают куртки и плащи.

В этом рассказе, есть малознакомые нам слова, это слово КАПЕЛЬ и ПРОТАЛИНА. Давайте узнаем, что они означают. (Восп. показывает иллюстрацию ПРОТАЛИН). Ребята, ПРОТАЛИНА-это место, где стаял снег, и открылась земля. На проталинах можно увидеть первую травку и первые цветы подснежники. Повторите ПРО-ТА-ЛИ-НА. (Восп. показывает иллюстрацию КАПЕЛИ). КАПЕЛЬ-это падающие капли оттаявшего снега с крыш или деревьев. (повторяет с детьми КА-ПЕЛЬ)

Восп. – Ребята, ответьте мне на вопросы:

1. Солнце весной как пригревает?

2. Какие изменения происходят весной в природе?

3. Что происходит с деревьями весной?

4. А что делают птицы весной?

Посмотрите какие у меня есть картинки про Весну. Кто составит свой рассказ про весну? (Т. Андрей, П. Настя, О. Амина, А Катя). Всем огромное спасибо за замечательные рассказы про весну.

(Физминутка под музыку)

Восп. – Солнышко посмотрев как мы танцуем стало светить еще ярче и веселее и решило заглянуть к нам в гости. (Восп. на доске выставляет иллюстрацию СОЛНЦА). Посмотрите, какое оно лучистое. Эти лучи солнышка приготовили для нас задания. Ребята, постараемся выполнить задания СОЛНЦА? (Да). Тогда, встаньте пожалуйста в круг. (Восп. отрывает лучи, по мере решения заданий)

И так, первое задание, 1 ЛУЧ (Восп. из центра круга бросает мяч ребенку):

-Солнышко хочет узнать какое оно весной? Солнце весной КАКОЕ? (Яркое, весеннее, теплое, ласковое, блестящее, веселое, большое, радостное, нежное)

-А небо весной какое? (Голубое, высокое, яркое, ясное, безоблачное)

-Облака какие? (Легкие, белые, пушистые)

-А сама весна какая? (Ранняя, поздняя, долгожданная, красивая) Молодцы ребята, вы справились с этим заданием, теперь мы знаем какой бывает весна.

2 ЛУЧ – Солнце передает частичку своего тепла в виде сердца и хочет, чтобы вы сказали ЛАСКОВО. (Восп передает игрушку сердца ребенку, он сказав слово, отдает сердце обратно воспит).

-Проталина-проталинка, лужа-лужица, льдина-льдинка, ручей-ручеек, гнездо-гнездышко, лист-листочек, поле-полюшко, солнце-солнышко). И это задание вас не остановило, молодцы! Теперь вы можете изменить любое слово и сказать его ласково.

А теперь ребята, садитесь на стулья.

3 ЛУЧ – Это задание очень простое, все слова, которые написало СОЛНЦЕ надо сказать со словом ВЕСЕННИЙ. (День, погода, солнце, гроза, настроение, месяцы, лес, небо, трава).

4 ЛУЧ – А теперь, солнце хочет, чтобы вы ей подсказали как будут произносится слова во множественном числе, т. е когда их МНОГО. Подснежник (один)-подснежники- много подснежников, трава-травы-много трав, сосулька-сосульки-много сосулек, ручей-ручьи-много ручьев, льдина-льдины- много льдин, гнездо-гнезда-много гнезд, почка-почки-много почек, лист-листья-много листьев, цветок-цветы-много цветов, облако-облака-много облаков. Даже Солнце затруднялось, а вы справились с заданием, молодцы!

5 ЛУЧ – Солнце просит вас ребята, ПРОДОЛЖИТЬ предложения, поможем? Поможем

На дереве гнездо, а на деревьях (гнезда)

На ветке сук, а на ветках. (сучья)

На дворе дерево, а в лесу… (деревья)

У дерева ствол, а у деревьев (стволы).

Восп. – Ребята вы молодцы, справились со всеми заданиями Солнца. Солнце благодарит вас за это и дарит вам свои теплые лучи.

А сейчас, отгадайте загадку, слушаем внимательно:

Из – под снега расцветает, раньше всех весну встречает. (Подснежник). Правильно ребята, это подснежник, первый весенний цветок. (Восп демонстрирует иллюстрации подснежников). Вот какие подснежники бывают. Стихотворение «Смелый подснежник» прочитает Полина Родина.

-Скажите мне ребята, сколько слогов в слове подснежник? (3) Правильно, 3.

-Какой первый звук слышен в слове подснежник? (П)

-Какой последний звук слышен в этом слове? (К)

-Придумайте мне слова, чтобы звук «К» было слышен в начале слова. (Восп. показ схему расположения буквы в начале, в середине, в конце слова).

Теперь придумайте слова, чтобы звук «К» был в конце слова.

А теперь придумайте слова, чтобы звук «К» был в середине слова.

Молодцы ребята, от того что вы ответили на все вопросы правильно, подснежники на картинках все распустились.

Заключительная часть.

Наше занятие подошло к концу, Что нового и интересного узнали сегодня?

Ребята, что вам больше всего понравилось на занятии?

А в чем вы затруднялись?

Спасибо за внимание!

Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Посуда» Закрепить и обобщить знания детей о посуде через составление описательных рассказов. Тема: Посуда. Составление рассказа о предмете посуды.

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи «Фрукты» Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи, ориентированной на детей с НОНР. Тема занятия: Фрукты.

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе Тема: Составление рассказа «Зимние заботы» по картине с проблемным сюжетом.

Конспект НОД «Насекомые» по развитию связной речи в старшей группе «Насекомые» (итоговое занятие по развитию речи с использованием мнемосхем в старшей группе) Цели: Образовательная: закрепить знания о жизни.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи по теме «Весна» в подготовительной группе. Конспект НОД по развитию речи «Лексико-грамматические игры по теме Весна» в подготовительной группе. воспитатель первой квалификационной.

Конспект НОД по развитию связной речи у детей с ОНР (старшая группа) по теме «Насекомые» Цель:Учить составлять описательный рассказ. Задачи: Коррекционно – образовательные: – учить логически последовательно выстраивать свое высказывание;.

Конспект занятия по формированию лексико — грамматических категорий и связной речи для детей 7 года жизни по теме: Весна Цели занятия. Обучающие: *обобщить и закрепить знания детей о весенних изменениях в природе; *учить устанавливать простые причинно-следственные.

Конспект Занятия по обучению грамоте и развитию связной речи по теме: «Зимушка-зима» Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы Возрастная группа подготовительная, логопедическая.

Конспект занятия по развитию связной речи «Путешествие в страну знаний» Программное содержание: • Продолжать учить детей пересказывать небольшие произведения. • Составлять сложные предложения по опорным схемам.

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе «Лунтик» Воспитатель: Готовцева Марина Артемьевна Тема: В гостях.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Весна»

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Весна»

Цель : Закрепление представлений о смене времен года. Уточнение и расширение словаря по теме « Весна » .

Задачи :

• Формирование умения отвечать на вопросы по картине ( развитие диалогической речи ) .

• Обучение составлению рассказа по серии картинок.

Коррекционно- развивающие задачи :

• Повышение речевой активности.

• Развитие связной речи .

• Развитие лексико-грамматических категорий : образование притяжательных прилагательных.

• Развитие слухового внимания , зрительного восприятия, мышления.

• Развитие общей и мелкой моторики.

• Формирование положительной установки на занятие .

• Воспитание навыков общения, взаимодействия, чувства доброжелательности.

Ход занятия.

1.Организационный момент: ( на доске весит изображение «солнышко», логопед обращает на неё внимание).

Логопед: Ребята, посмотрите, кто пришёл к нам в гости?

Дети: Солнышко.

Логопед: Давайте, поприветствуем солнышко и друг друга.

«Здравствуй, солнце. Золотое (Дети раскрывают ладони в сторону солнца)

Здравствуй, небо голубое ( поднимают руки вверх)

Здравствуй, матушка ,земля ( наклон руки вниз)

Здравствуй, все мои друзья! (касаются ладонями друг-друга)

Логопед: А вот о чём мы будем говорить на занятии, вы узнаете из стихотворения, которое я вам прочту.(Логопед читает загадку)

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет, звонче птичьи голоса,

Значит к нам пришла …(дети хором договаривают: весна.)

Догадались о каком времени года мы будем говорить?

Дети: О весне. (Презентация).

Логопед: Все рады весне, ждут её с нетерпением . В старину считали, что

весна не приходит сама. Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова… Весна красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой…Давайте каждый из вас попросит что-нибудь у весны .( Дети просят весну принести : тёплое солнышко, зелёную травку, поющих птиц, подснежники.)

2.Основная часть.

Логопед: 1. Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением

времён года (на доске 3 картинки времён года: весна, осень,

зима). Определите, на какой по счёту картинке изображена весна. И

докажите, почему вы так думаете? ( Ответы детей: Это весна, потому что

тает снег. с крыш капают сосульки. прилетели птицы, . дети надели

весеннюю одежду и т.д.).

Логопед: Молодцы, вы правильно назвали признаки весны.

Логопед: На землю вернулась красавица весна. Давайте ощутим её

2.(Проводится массаж лица).

Светит яркое солнышко, ласкает нам лицо .(Поглаживание лица).

Дождик ещё прохладный .(Постукивание подушечками пальцев).

По утрам ещё иногда пощипывает мороз (Пощипывание).

А всё-таки солнышко светит сильнее. К нам идёт весна .(Снова поглаживание).

3. Артикуляционная гимнастика «История веселого язычка»

Логопед: Вам нравится весна? Наш язычок тоже радуется весне. Давайте вместе с ним, мы совершим небольшое путешествие.
Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую). От его лучиков звонко закапала капель (цокать языком). Язычок оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы: «Ку-ку-ку»,- куковала кукушка высоко на ели (звукоподражание). « Д-д-д»,- стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков (звукоподражание). Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку (лопатка). Сел язычок на пенёк (грибок) и огляделся (часики). На поляне расцвело много подснежников. Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко ( рот открыть, медленно закрыть 5 раз). Язычок поспешил домой к маме.

4 . Дидактическая игра «Хлопни в ладоши» (Развитие речевого слуха)

Логопед : Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова ,а вы хлопните в ладоши ,если услышите слова ,относящиеся к весне.

(Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно,

снежинки, прилетают, проталины, мороз, капель, ледоход, метель, снегопад, солнышко).

5 . Упражнение «Подходит – не подходит».

Показывая детям картинки-символы, предложить объяснить, подходят ли они для понятия «весна» (почки набухают, листья опа­дают и т.д.). Оставить только те картинки-символы, которые соот­ветствуют этому понятию. Попросить детей составить предложения по этим картинкам.

6. Упражнения для развития речевого дыхания :

Дыхательная гимнастика : Весна непостоянное время года – то дует теплый ветерок, то – холодный.

Давайте и мы изобразим весенние ветерки. Холодный: звук [c], контролируем ладошкой. Теплый: звук [ш], контроль ладошкой

7.Физкультминутка. Упражнение «К нам весна идет».

Предложить детям проговорить чистоговорки с движениями.

На-на-на – к нам идет весна.

Дети на слоги делают хлопки, на слова шагают.

Но-но-но – на улице тепло.

На слоги – хлопки, на слова – руки вверх.

Ну-ну-ну – встречаем мы весну.

На слоги – хлопки, на слова выпрямляют руки вперед.

Ны-ны-ны – долго не было весны.

На слоги – хлопки, на слова – наклоны в стороны, руки на поясе.

Да-да-да, хороша весна!

Шагают и на слоги, и на слова.

8 . Логопед. Молодцы! А теперь мы с вами поиграем в игру «О чем можно

Звонкий, весёлый, звенящий, журчащий. Что это? (ручей)

Высокое, чистое, голубое, ясное … (небо)

Длинная, тонкая, ледяная … (сосулька)

Яркое, весеннее, ласковое, тёплое … (солнце)

Красивый, хрупкий, нежный, первый … (подснежник).

9. Логопед . Замечательно! А теперь попробуйте подобрать ласковые слова к предметам: цветок, солнце, туча, дождь, капля, ручей; дополнить словосочетания и ответить на вопросы (Презентация).

10 . Логопед . Посмотрите у каждого на столе лежит конверт .В нем разрезные картинки. Давайте их соберём и посмотрим что на них изображено. (Время года – весна).

11. Подведение итогов . Вот и подходит к концу наше занятие. Что вам понравилось? Что запомнилось?

Серия конспектов по развитию речи по лексической теме «Весна»

Для детей второй младшей группы с тяжелыми нарушениями речи

Конспект занятия № 1 по теме «Весна»

Цель: познакомить детей с признаками весны.

1. Продолжаем учить детей употреблять слово «вот» в самостоятельной речи.
2. Развиваем умение детей работать с большой сюжетной картиной.
3. Закрепляем умение детей наблюдать за сезонными изменениями в природе.
4. Развиваем ручной праксис детей.

Оборудование: демонстрационный материал: серия сюжетных картин о весне, сюжетная картина «Весна», изображение Незнайки, листочки с желтым кругом и сосульками, вырезанными из цветной бумаги.

Раздаточный материал: листочки с желтым кругом и сосульками, вырезанными из цветной бумаги.

I. Орг.момент.
Д/и «Что за окном?»: педагог просит детей подойти к окну и посмотреть внимательно в него. Затем взрослый спрашивает: «Солнце светит? (Да). Снег тает? (Да). Птички прилетели? (Да).»

II. Работа по теме занятия.

1. Беседа о весне.

Педагог сообщает детям, что в гости к ним пришел Незнайка, который просит рассказать ему о весне.
– Незнайка, – говорит педагог, мы с ребятами недавно проводили зиму, а теперь наступила весна. Зимой было очень холодно, повсюду лежал снег, на реках-лёд. А теперь, когда пришла весна, солнце стало припекать, снег начал таять, побежали ручейки, с крыш повисли сосульки, зазвенела капель, радостно запели птицы, а на деревьях набухли почки, и совсем скоро появятся первые листочки и цветочки!

Педагог демонстрирует детям первую картинку-солнышко светит ярко, и говорит: «Пришла весна-красна, солнышко привела. Солнышко светит, лучиками всех ласкает.

Лучик солнца улыбнулся, Солнце, солнце, поскорей
Лучик нас с тобой коснулся. Землю и людей согрей!
Сначала лучики были маленькие, лучики-малыши, потом лучики подросли.
Стало солнце пригревать — Снег ручьями стал стекать».
Педагог демонстрирует картинки: снег тает, бегут ручьи.

3 картинка-дети пускают кораблики: «Как много воды! — сказали лучики,— Кому нужна эта вода?” — «Нам, нам!” — закричали дети и стали пускать в ручейке кораблики. Поплыли кораблики!»

4 картинка-распускаются листочки: «Кому нужна вода?» — «Нам, нам!” — закачали ветками деревья.— Тогда появятся на нас зеленые листочки!”».

5 картинка-первые вессение цветы: «Кому нужна вода?» — «Нам, нам!” — закричали первые вессение цветочки. –Тогда мы распустимся и будем радовать всех людей!».

6 картинка-прилетели птицы: «Кому нужна вода?» — «Нам, нам, нам!» — закричали птички. Они напились воды из лужицы и искупались в ней».

2. Рассказ о весне с опорой на картинки.

Логопед рассказывает детям о весне, опираясь на картинки: 1.Весной солнце светит ярко. 2.Весной снег тает. 3.Весной бегут ручьи и можно пускать кораблики. 4.Весной на деревьях появляются листочки. 5.Весной появляются первые весенние цветы. 6.Весной прилетают птицы.

III. Физкультминутка.
«Краски весны»
Снова нет ручьям покоя –
День и ночь журчат в кустах.
(бегут по кругу друг за другом)
Ходит солнце золотое
В чистых-чистых небесах.
(спокойно идут друг за другом)
Льёт лучи на лес и луг
(приседают – встают)
И на все цветы вокруг.
(«цветок» над головой)

IV. Продолжение работы по теме занятия.
Продолжаем учить детей употреблять слово «вот» в самостоятельной речи.
Д/и «Покажи, где…»: педагог по очереди просит детей показать какое-нибудь явление весны на серии сюжетных картинок, а затем на одной большой сюжетной картине, мотивируя их на употребление в своей речи слова «вот».

2. Развитие ручного праксиса.

Педагог раздает детям листочки с желтым кругом и сосульками, вырезанными из цветной бумаги, и просит их нарисовать лучики к солнышку и капельки к сосулькам. Затем дети объясняют, почему у солнышка появились красивые длинные лучики, а у сосульки-капельки.

Конспект занятия №2 по теме «Весна».

Цель: продолжать знакомить детей с признаками весны.

Задачи:
1. Продолжать учить детей договаривать слова по картинкам.
2. Развивать словесно-логическое мышление детей.
3. Развивать умение детей строить простейшие причинно-следственные связи.
4. Расширять глагольный словарь детей.

Оборудование: демонстрационный материал: картинки с изображением различных времен года, сюжетная картина «Весна».
раздаточный материал: цветные карандаши.

I. Орг.момент.
Игра на закрепление знаний основных цветов «Сядет тот, у кого в руках красный карандаш».

II. Работа по теме занятия.
1. Д/и «Договори-ка»: педагог, рассказывая о весенних признаках по картинкам, мотивирует детей на договаривание предложений:

  1. Весной солнце светит…ярко. 2.Весной снег…тает. 3.Весной бегут…ручьи и можно пускать…кораблики. 4.Весной на деревьях появляются…листочки. 5.Весной появляются первые весенние. цветы. 6.Весной прилетают…птицы.
  2. Игра на развитие словесно-логического мышления «Так бывает весной?»: педагог демонстрирует детям картинки с изображением различных времен года и задает вопросы: «Кто нарисован на картинке? Что делают/ет? Так бывает весной? Почему?»

III. Физкультминутка.
Мишка вылез из берлоги
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Потянулся он со сна: (Потягивания — руки вверх.)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращения головой.)
Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад.)
Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки —
Для медведя витаминки. (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)
Наконец медведь наелся
И на брёвнышке уселся. (Дети садятся.)

IV. Продолжение работы по теме занятия.
Расширение глагольного словаря детей.
1. Д/и «Что делает?»: педагог задает вопросы детям:
– Что делает солнце весной? (Ярко светит).
– Что делает снег весной? (Тает).
– Что делают ручейки весной? (Бегут/текут).
– Что появляется на деревьях весной? (Листочки).
– Что появляется на земле весной? (Цветы).
– Кто прилетает весной из теплых стран? (Птицы).
– Какое это время года? (Весна).
2. Работа с сюжетной картиной «Кто что делает?»

Конспект занятия №3 по теме «Весна»

Цель: обогащать представления детей о весне.

Задачи:
1. Формировать предпосылки к связной речи.
2. Развивать словесно-логическое мышление детей.
3. Закреплять знание основных цветов.
4. Расширять глагольный словарь детей.

Оборудование: демонстрационный материал: картинки с изображением различных времен года, бумажные куклы и одежда для разных времен года.
раздаточный материал: индивидуальные листы для выполнения задания «Чей кораблик?», цветные карандаши.

I. Орг.момент.
Игра на развитие слухового внимания «Сядет тот, чье имя я назову».

II. Работа по теме занятия.
1. Расширение глагольного словаря детей.
1. Д/и «Что делает?»: педагог задает вопросы детям:
– Что делает солнце весной? (Ярко светит).
– Что делает снег весной? (Тает).
– Что делают ручейки весной? (Бегут/текут).
– Что появляется на деревьях весной? (Листочки).
– Что появляется на земле весной? (Цветы).
– Кто прилетает весной из теплых стран? (Птицы).
– Какое это время года? (Весна).
2. Формирование предпосылок к связной речи «Расскажи о весне»: дети рассказывают о весне по картинкам с помощью логопеда.
3.Игра на развитие словесно-логического мышления детей «Можно ли так пойти гулять весной?»: педагог показывает детям бумажных кукол с различной одеждой и спрашивает их: «Можно ли так пойти гулять весной? Почему?».

IV. Продолжение работы по теме занятия.
1. Д/и «Чей кораблик»: педагог раздает детям индивидуальные листы, в которых необходимо провести дорожку от каждого ребёнка (дети одеты в одежду разных цветов: красную, синюю, зеленую, желтую) до кораблика с парусом нужного цвета.

Конспект занятия №4 по теме «Весна»

Цель: закрепить знания детей о весне.

Задачи:
1. Продолжать учить детей сравнивать две картины между собой.
2. Развивать предпосылки к связной речи.
3. Развивать умение детей строить простейшие причинно-следственные связи.
4. Расширять глагольный словарь детей.

Оборудование: демонстрационный материал: картинки с изображением различных времен года, картинки для игры «Что изменилось?»

I. Орг. момент.
Д/и «Сядет тот, кто скажет, как его зовут?»

II. Работа по теме занятия.
1. Д/и «Да-нет-ка»:
1. Весной можно лепить снеговиков.
2. Весной можно кататься на санках.
3. Весной появляются первые весенние цветы.
4. Весной можно купаться в речке.
5. Весной на деревьях опадают листья.
6. Весной птицы улетают в теплые края.
2. Развитие предпосылок к связной речи «Расскажи о весне»: дети рассказывают о весне по картинкам с помощью логопеда.
3. Игра на установление простейших причинно-следственных связей «Это весна?»: педагог раздает детям картинки с изображением различных времен года, ребята должны ответить весна на картинке или нет и объяснить почему.

III. Физкультминутка.
Игра «Рисуем и рассказываем».
Предложить детям «нарисовать» весну с помощью движений руками и
рассказать о ней.
Солнышко пригрело, Дети тянут руки вверх, раздвинув пальчики широко в стороны, как лучи солнца.
И растаял снег. Опускают руки вниз, машут свободными кистями.
И расцвел подснежник На виду у всех. Показывают кистями рук бутончик подснежника, а затем выпрямляют пальцы, показывают цветок.

IV. Продолжение работы по теме занятия.
1.Д/и «Что изменилось?»: педагог предлагает детям посмотреть на картинки и сравнить их. Логопед говорит ребятам о том, что он будет им помогать: «Я начну, а вы закончите фразу: «На верхней картинке идет снег, на нижней — . (небо голубое, ясное). На верхней картинке кругом лежит снег, много сугробов, стоит снеговик; на нижней картинке . (снег тает, бегут ручьи, растут цветочки). На верхней картинке деревья голые, на нижней картинке . (на деревьях появились листья). На верхней картинке птиц мало, им холодно, они нахохлились, на нижней . (птиц много, они вьют гнезда). На верхней картинке нарисована зима, а на нижней — . (весна)».

Конспект занятия №5 по теме «Весна»

Цель: закрепить знания детей о весне.

Задачи:
1. Продолжать учить детей сравнивать две картины между собой.
2. Упражнять детей в умении разгадывать загадки.
3. Развивать умение детей строить простейшие причинно-следственные связи.
4. Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: демонстрационный материал: картинки с изображением различных времен года, изображение Незнайки, картина к игре «Угадай, где ошибка?», сюжетные картинки к игре «Сравни».

I. Орг.момент.
Д/и «Хлопни, как я!»

II. Работа по теме занятия.
1.Загадки о весне и весенних явлениях.
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла . (Весна)

За окном звенит она
И поет: “Пришла весна!
И холодные сосульки
Превратила в эти струйки!”
Слышно с крыши:
“Шлеп-шлеп-шлеп!”
Это маленький потоп. (Капель)

Весною стали очень ярки
Все луга, поляны, парки.
Посреди стеблей зеленых
Разноцветные бутоны.
Синие и красные,
Нежные, прекрасные.
Соберем из них букеты,
Что же это, что же это? (Цветы)

Парк как будто весь покрыт
Облаком зеленым.
Тополь в зелени стоит,
И дубы, и клены.
Что на веточках раскрылось .
И в апреле распустилось? (Листва, почки)

Осенью летели к югу,
Чтоб не встретить злую вьюгу.
А весной снежок растаял,
И вернулись наши стаи! (Перелетные птицы)

Этот домик – из фанерки,
У него насест и дверки.
Птичек ждет удобный дом,
Им уютно будет в нем. (Скворечник)

2. Д/и «Угадай, где ошибка?»: педагог сообщает детям о том, что Незнайка нарисовал картину, которая называется «Весна», но допустил много ошибок, детям необходимо их исправить.

IV. Продолжение работы по теме занятия.

1. Д/и «Сравни»: педагог предлагает детям сравнить две сюжетные картинки с изображением весны и зимы. Логопед начинает фразу, а ребята её заканчивают: «На этой картинке ребята…лепят снеговика, а здесь дети…собирают цветы. На этой картинке дети… катаются по льду, а здесь…лед тает, плывут льдинки. На этой картинке дети одеты…тепло, а здесь…легко…На этой картинке…зима, а здесь…весна т.д.».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: