Конспект: Составление рассказов-описаний о мебели с использованием мнемотаблицы

Конспект открытого логопедического занятия с использованием ИКТ, мнемотехники «На фабрике мебели» по развитию лексико – грамматических категорий и связной речи детей в старшей группе.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Коррекционно-образовательные цели. Расширение, конкретизация и углубление представлений о мебели, ее назначении, деталях и частях, материалах, из которых она сделана.

Скачать:

Вложение Размер
Конспект 35.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого логопедического занятия

с использованием ИКТ, мнемотехники «На фабрике мебели» по развитию лексико – грамматических категорий и связной речи детей в старшей группе.

Коррекционно-образовательные цели. Расширение, конкретизация и углубление представлений о мебели, ее назначении, деталях и частях, материалах, из которых она сделана. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением «мебель». Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Мебель» (шкаф, диван, кровать, кресло, сто, стул комод, стенка, полка, тахта, табурет, пуф, качалка, дверца, ножка, спинка, сиденье, подлокотник,; сидеть, лежать, хранить, убирать, вешать, протирать; деревянный, кожаный,, мягкий, металлический, пластмассовый). Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с предлогами, согласование прилагательных с существительными, образование относительных прилагательных, образование однокоренных слов, образование и употребление существительных и прилагательных с уменьшительно – ласкательными суффиксами). Развитие связной речи детей с использованием графической схемы для составления описательных рассказов и мнемотаблицы для запоминания стихотворения о мебели.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической и монологической речи, тонкой и общей моторики, зрительного и слухового внимания, мышления. Развитие навыков языкового анализа: определение количества слогов в словах, выкладывание схем предложений.

Коррекционно – воспитательные цели. Формирование: навыков сотрудничества, доброжелательности, взаимопонимания, самостоятельности; положительной установки на участие в занятии, инициативности.

Оборудование . Ноутбук и экран, демонстрационные и раздаточные картинки с изображением мебели, мольберты для картин, дидактическая игра «Юный дизайнер», заготовка мнемодорожки и мнемоквадраты для её составления к пальчиковой гимнастике «Много мебели в квартире», наборы для составления схем предложений на каждого ребенка, ксерокопии картинок мебели на каждого ребенка, карандаши, мяч для игры «Назови ласково!», картинки для игры «Слова – родственники».

Предварительная работа. Разучивание пальчиковой гимнастики «Много мебели в квартире», динамической паузы «Столяры и плотники». Экскурсии детей с родителями в магазины мебели. Рассматривание картинок с изображением мебели, частей мебели, интерьеров, дизайнерских чертежей. Обучение составлению мнемотаблиц из мнемоквадратов, обучение описанию предметов мебели по графической схеме.

  1. Организационный момент

(Объявление темы занятия, создание эмоционально – положительного фона. Уточнение словаря по теме «Мебель». Определение количества слогов в словах.)

Логопед организует приветствие с гостями, затем приглашает детей стать в круг. Логопед объявляет, что пришло заказное письмо от их знакомого Незнайки и обращает внимание детей на изображение Незнайки на экране (слайд 2). Письмо открывается и все узнают, что Незнайка потерялся на территории мебельной фабрики и просит за ним приехать и помочь ему. Из письма каждый ребенок берет по одной картинке, изображающей предмет мебели. Играет музыка и все оказываются на фабрике.

Логопед. Приглашаю вас, ребята, пройти в дизайнерскую мастерскую. Сядет тот, кто назовет мебель, изображенную на своей картинке и определит, сколько в слове слогов.

Дети по очереди выполняют задание. Логопед сообщает, что сегодня будет идти речь о мебели.

2. Игра «Юный дизайнер»

(Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Мебель»)

Логопед ведет речь о профессии дизайнера. Затем помещает на магнитную доску макеты гостиных комнат. Дети делятся на две команды и расставляют мебель по своему усмотрению.

Логопед. А теперь давайте расставим мебель в гостиной комнате, попробуем и мы быть такими мастерами.

Проводится краткая беседа о важности мебели в жизни человека и о её назначении.

3. Игра «В торговом зале».

( Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Мебель». Развитие зрительного внимания, мышления.)

Логопед. Посмотрите, в какой замечательный торговый зал при фабрике мы попали. Перед вами три зала: зал кухонной мебели, спальной и гостиной. Помогите расставить мебель правильно по залам.

Дети рассматривают предметы мебели и называют, куда какие предметы расставить в «торговом зале» . Логопед поощряет работу детей.

4. Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»

(Развитие тонкой моторики, координации речи с движением)

Логопед предлагает детям собрать мнемотаблицу из разрезанных мнемоквадратов, проверить с готовой мнемотаблицей и выполнить упражнение с ее помощью.

Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики, начиная с мизинца

Много мебели в квартире. Сжимают и разжимают кулачки

В шкаф повесим мы рубашку, Загибают пальчики, начиная с больших,

А в буфет поставим чашку. на обеих руках.

Чтобы ноги отдохнули,

Посидим чуть – чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом.

Чай с вареньем дружно пили. Попеременно сжимают ладоши

Много мебели в квартире. И стучат кулачками.

5. Игра «Помоги Незнайке»

(Развитие зрительного внимания и восприятия. Совершенствование грамматического строя речи, составление простых распространенных предложений. Профилактика нарушений письменной речи.)

Логопед показывает на экране картину, с изображением Незнайкиной комнаты (слайд 3).

Логопед. Ребята, посмотрите на Незнайкину комнату. Расскажите, какая мебель стоит в Незнайкиной комнате и где она стоит, уточните.

Дети. Стол стоит у окна.

За столом стоит кровать.

Возле письменного стола стоит стул.

За столом стоит книжный шкаф.

У стены стоит шкаф для одежды.

На стене висит полка.

Слева от стола комод и тумба для игрушек.

У стены стоит кровать.

6. Игра «Будь внимательным»

(Совершенствование грамматического строя речи: употребление существительных с предлогами. Составление схем предложений, составленных детьми.)

Логопед обращает внимание детей на экран (слайд 4).

Логопед. В детской комнате Незнайки не хватает игрушек, Сейчас на экране будут появляться Незнайкины игрушки. А вы расскажете, где они стоят.

Дети. Мишка сидит на кровати.

Мяч лежит под столом.

Самолет висит над книжным шкафом.

Машинка стоит на полке.

После составления каждого предложения, дети выкладывают схему предложения и объясняют её.

Логопед. Очень хорошо молодцы!

7. Динамическая пауза.

(Координация речи с движением).

Подвижная игра «Столяры и плотники».

Логопед приглашает детей стать в круг и сделать упражнение.

Сработать мебель мудрено Дети разбиваются на пары и изображают,

Сначала как пилят бревно .

берем бревно Вновь изображают, как пилят .

и пилим доски, Показывают, как строгают доски.

длинные и плоские.

вот так Изображают, как крутят ручку верстака ,

зажимает зажимая доску.

пила Вновь изображают, как пилят .

Рубанок в руки — Показывают, как строгают доски.

8. Упражнение «Раскрась картинку»

(Развитие тонкой моторики. Совершенствование грамматического строя речи: согласование прилагательных с существительными, образование относительных прилагательных)

Логопед обращает внимание детей на экран (слайд 5), раздает детям ксерокопии картинок мебели, ставит всем контейнеры с карандашами.

Логопед. А теперь возьмите карандаши и раскрасьте свою картинку.

Дети выполняют задание .

Логопед. Расскажите, какая мебель у вас получилась. Сначала подберите для характеристики слова, отвечающие на вопрос: какой? или какая? У нас в помощь есть таблица, по которой можно рассказать о своем предмете.

Логопед показывает таблицу на экране (слайд 6).

Ребёнок. Я раскрасила кресло. Оно новое, мягкое, удобное, красное, кожаное. У него есть сиденье, спинка, подлокотники. В кресле можно посидеть, отдохнуть, почитать книгу. Его ставят в гостиной комнате.

Аналогично все дети составляют рассказы. Работы вывешиваются на стенд. Детям предлагается определить лучшего рассказчика. Логопед поощряет всех детей.

9. Игра с мячом «Назови ласково!»

(Совершенствование грамматического строя речи: образование и употребление существительных и прилагательных с уменьшительно – ласкательными суффиксами)

Логопед предлагает детям вспомнить о мебели для детей, которую называют кукольная или игрушечная. Такую мебель называют по – особому, ласково.

Логопед. Я буду называть предмет мебели и бросать мяч одному из вас. Вы будете называть этот предмет ласково и возвращать мяч мне. Красный диван.

Ребенок. Красненький диванчик.

Логопед. Мягкое кресло.

Ребенок. Мягонькое креслице.

Логопед, Легкий стул.

Ребенок. Легонький стульчик.

Логопед. Тяжелый шкаф.

Ребенок. Тяжеленький шкафчик.

Логопед. Круглый пуф.

Ребенок. Кругленький пуфик.

Логопед. Низкая кровать.

Ребенок. Низенькая кроватка.

Логопед. Синий стол.

Ребенок. Синенький столик.

Логопед. Малая тумба.

Ребенок. Маленькая тумбочка.

10. Игра «Слова – родственники»

(Совершенствование грамматического строя речи: образование однокоренных слов).

Логопед предлагает всем сесть на ковер и рассмотреть картинки. Дети называют слова – родственники и выкладывают «цепочку» из этих картинок.

Логопед. Как назвать маленький стол? (Столик)

Как называется комната, где едят? (Столовая)

Как называется крышка стола? (Столешница)

Как называют игры, в которые играют, сидя за столом? (Настольные)

Отлично. Это было трудное задание.

11. Игра «Подскажи словечко».

(Развитие речевого слуха, чувства рифмы, совершенствование грамматического строя речи: нахождение существительных с предлогами.)

Логопед предлагает детям сесть на ковер по – турецки.

Логопед. А следующая игра вам хорошо знакома. Она называется «Подскажи словечко». Я читаю вам отрывок стихотворения, а вы добавляете недостающее слово или же находите предмет мебели.

Дядя Степа (С. Михалков)

Дядя Степа утром рано

Все готово для ребят (В. Донникова )

Молоко блестит в стаканах,

Вишни стынут в киселе,

С тонкой корочкой румяной

По утрам ко мне В КРОВАТЬ

И само меня бы мыло —

Хорошо бы это было!

Он тогда залез НА СТУЛ, Притворился, что уснул.

Скатерть СО СТОЛА стянул

И в окошко улизнул.

Кто, например, залез В БУФЕТ,

Конфеты там нашел?

И все бумажки от конфет

Кто побросал ПОД СТОЛ?

Алеша плохо держит ложку

Все учат ЗА СТОЛОМ Алешку.

12. Игра «Найди лишний предмет?»

(Развитие зрительного внимания, восприятия, мышления, связной речи).

Логопед обращает внимание детей на экран (слайды 7,8, 9), где показаны: стул, шкаф, буфет, стол.

Логопед. Ребята, посмотрите на экран, какой предмет мебели может быть лишним и почему?

Ребенок. Лишний стул, потому что на нем можно сидеть, а на остальных предметах – нельзя.

На экране показаны: синий диван, синий пуф, деревянный стол, синее кресло.

Логопед. Нашли лишний предмет?

Ребенок. Лишний стол, потому что на нем нельзя сидеть, а на остальных предметах можно.

Ребенок. А я думаю, что стол не синий, поэтому он лишний.

Логопед. Тоже правильно.

На экране показаны: деревянный табурет, деревянный шкаф, деревянная полка, пластмассовый стул.

Логопед. Что же здесь лишнее?

Ребёнок. Кресло, потому что только оно пластмассовое.

Логопед сообщает, что удалось пройти весь путь на фабрике мебели и вот он Незнайка здесь, с нами. А сейчас мы все возвращаемся домой, в детский сад. Играет музыка и все оказываются в детском саду.

13. Итог занятия.

Заслушиваются ответы детей, что им понравилось на фабрике мебели, что запомнилось. Оценивается работа детей, все получают сюрпризы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема “Насекомые”

Развитие лексико-грамматических категорий. Закрепление знаний о насекомых. Активизация словаря. Развитие связной речи и слухового внимания.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи у детей с ОНР подготовительного дошкольного возраста.

Материал к лексической теме “Семья”, может использоваться логопедами и воспитателями логопедических групп на подрупповых занятиях по развитимю речи и в индивидуальной работе с детьми с ОНР.

Открытое интегрированное логопедическое занятие для детей старшей группы по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи «К нам весна шагает…»

Уточнение и расширение знаний детей о времени года “весна”.

Конспект НОД по развитию лексико- грамматических категорий и связной речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР Тема: «Мамин день 8-е Марта.»

В конспект включены: программное содержание, оборудование и ход занятия. Занятие проводится с использованием здоровьесберегающих технологий. В конце конспекта содержатся фотографии, отражающие хо.

Грибы Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи

Цель:- Уточнить знания детей об осени, грибах;Задачи:- Обобщить полученные ранее знания по теме;- Активизировать словарь по данной теме- Развитие связной речи по теме- стимулировать речевую .

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи “Домашние животные”

задача: продолжать знакомить детей с домашними животными, устанавливать взаимосвязь жизни животных от жизни человека; познакомить с трудом животноводов; прививать любовь к до.

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи. Тема «Грибы

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи.Тема «Грибы». Образовательная область: речев.

Использование мнемотаблиц при составлении описательных рассказов с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Горячкина Екатерина Владимировна

МАДОУ детский сад№ 8 “Огонёк” ХМАО г. Сургут

Семинар-практикум для воспитателей

Речь ребёнка развивается в единстве с формированием его мышления. В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные процессы, восприятия, наблюдательность. Учить ребёнка рассказывать — это значит формировать его связную речь (1).

В настоящее время одной из актуальных проблем детей старшего дошкольного возраста детей с «ограниченными возможностями здоровья» имеющими тяжелые нарушения речи остается развитие связной речи.

Развитие связной речи является наиправейшим и наиважнейшим условием для обучения ребёнка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать развёрнутые ответы на сложные вопросы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные рассуждения, воспроизводить содержание текстов, наконец (2) формирование у дошкольников умение преднамеренно, произвольно строить связное устное высказывание является основой письменной речи

Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя и начинает развиваться уже с раннего возраста, когда ребёнок не научился правильно произносить все звуки, владеет небольшим объемом слов и не освоил сложные синтаксические конструкции.

Связная речь — это не просто последовательность слов и предложений — это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также совершенствует свою речь, учась мыслить.

Таким образом, связная речь, аккумулируя успехи, достижения ребенка в усвоении всех сторон, всех уровней языковой системы, вместе с тем с первых занятий по ее формированию становится важным условием овладения языком — его звуковой стороной, лексикой, грамматикой, а также условием воспитания умений пользоваться языковыми средствами художественной выразительности речи (3).

Особым видом связной монологической речи является высказывание-описание, его коммуникативная задача состоит в создании словесного образа объекта, признаки которого раскрываются в определённой последовательности.

Занятия по обучению описанию оказывают разностороннеевоздействие на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствуют активизации зрительного, речеслухового восприятия, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе описания дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное сообщение.

При обучении старших дошкольников описанию предметов (одушевлённых и неодушевлённых)или описанию по предметным картинкамставятся следующие задачи:

– формирование умений выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов;

– развитие обобщённых представлений о построении рассказа-описания предмета;

– овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа;

С этой целью рекомендуется поэтапное обучение, включающее следующие виды работ:

– подготовительные упражнения к описанию предметов;

– формирование первоначальных навыков составления самостоятельного описания;

– описание предметов по основным признакам;

-закрепление полученных навыков составления рассказа-описания, в том числе при проведении игровых и предметно-практических занятий;

– усвоение первоначальных навыков сравнительного описания предметов;

Структура таких занятий включает:

– введение в тему (рассказ педагога, лексико-грамматические задания (подбор признаков и действий к предметам, отгадывание загадок описаний, дополнение предложений однородными членами и др.)

-знакомство со схемой описания (мнемотехнической таблицей, всем её символами);

– составление рассказа описания педагогом;

– подготовка детей к составлению рассказов;

– составление рассказов-описаний детьми;

– анализ и оценка детских рассказов;

Одним из приёмов, которые значительно облегчают ребёнку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем, где опорные схемы выступают в роли плана-подсказки.

Работу поопорным схемам необходимо проводить с использованием настоящих предметов, игрушек, картинным материалом подобранных в соответствии с лексической темой.

Организация фронтальных занятий по составлению описательных рассказов с использованием опорных схем:

1. Организационный момент.

Цель:предполагает организацию детей, введение в тему занятия, побуждение интереса к нему, создание эмоционального настроя.

Организационный момент можно проводить в разных вариантах.

Например, занятие на основе сюжета “В огороде” начинается с беседы: “Какое время года наступило? Как называется 2-ой месяц осени? Какой сегодня день недели? Что бывает перед осенью? Сколько месяцев осенью?” или с загадки: “Сидит девица в темнице, а коса на улице. (морковь)”, “Сто одежек – и все без застежек. (капуста)”, “Без окон, без дверей, полная хата людей. (огурец)” или чтения стихотворения.

В огороде много гряд.

Есть редиска и салат.

Тут и свёкла, и горох.

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород

Нас прокормит целый год.

2. Введение в тему или сообщение темы.

Выставляются игрушки, картинный материал.

Например, тема занятия сообщается следующим образом: “Чтобы нам совершить путешествиев огород и узнать всё об овощах, важно сначала подружить слова”.

Игра “Подружи слова”.

Выросли, огород, в овощи.

Грядка, на, лук, вырос.

Капуста, мы, срезать.

Бабушка, из, морковка, тянуть, земля.

Мама, в горох, собирать, корзинка.

или “Будем учиться составлять рассказ об овощах, но сначала отгадайте загадки. ” или детям необходимо самим подбирать слова-признаки, например: “А Чипполино предлагает нам поиграть в игру “В овощном магазине”. Чтобы купить овощи, нужно назвать как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопрос: “какой?” или “какая?”. Например: “Я хочу купить зелёный, длинный, вкусный, свежий огурец.””.

или можно предложить детям объяснить смысл пословицы “Каждому овощу свое время”, “Не смейся, горох, не лучше бобов: размокнешь, и сам лопнешь”.

3. Физминутка

Физминутка тесно связана с темой занятия и является переходным моментом к следующей части занятия.

Основные задачи физминутки:

– снятие усталости, напряжения;

– совершенствование общей моторики;

– закрепление чётких, точных, координированных движений во взаимосвязи с речью

-повышение эмоционального заряда.

Формы проведения физминуток могут быть различными:

– имитация трудовых движений;

– произнесение чистоговорок, сопровождающихся действиями;

– использование психофизической гимнастики, когда дети мимикой, жестами и движениями изображают разных животных;

– использование в игровой форме артикуляционной гимнастики.

4. Знакомство со схемой описания (мнемотехнической таблицей, всеми её символами).

Например: “Составить рассказ об овоще нам поможет домик (схема). В домике есть окошки. Заглядывая в каждое окошко, мы будем знакомиться с “символом – условным знаком”, который поможет нам составить рассказ”.

С целью проверки усвоения детьми содержания условных обозначений необходимо провести следующие игровые упражнения.

“Расшифруй знаки-символы”. Взрослый показывает ребёнку схему по определённой теме. Ребёнок самостоятельно объясняет содержание символов.

“Исправь ошибку”. Взрослый показывает ребёнку схему по определённой теме и последовательно объясняет содержание условных изображений, нарочно пропуская одно из них. Ребёнок должен исправить ошибку, назвав пропущенную клеточку и объяснив содержание ее условного обозначения.

“Покажи правильный символ”. Взрослый показывает предмет и называет любой его признак или свойство. Например, “Это яблоко, оно растёт на плодовом дереве”. Ребёнок отыскивает и показывает на схеме соответствующую клеточку.

5. Составление рассказа-описания педагогом.

Педагог даёт детям образец описательного рассказа. Описывая предмет, педагог последовательно показывает на схеме клеточки.

При составлении описательных рассказов по опорным схемам, педагогу необходимо обращать особое внимание на:

– полноту характеристики внешних признаков и свойств объекта описания;

-логику описания (соблюдение структуры описания, целесообразность последовательности);

– связность текста (правильность согласования слов в предложении);

– образность (использование средств лексической выразительности);

В некоторых случаях необходимо проведение подготовительных игровых речевых упражнений.

“Укрась слово”. Подобрать к предмету слова- эпитеты, которые бы характеризовали предмет и отражали бы субъективное отношение ребёнка к нему. Например: “Кот – ласковый, пушистый, весёлый, красивый, игривый”.

“Какой, какая, какое?” Подобрать описательные слова признаки к предмету.

Например: “Яблоко” – красное, круглое, сочное, сладкое, полезное.

“На какую фигуру похож?”

Например: “морковка похожа на треугольник, арбуз похож на круг, картошка похожа на овал” (5).

Важно, на протяжении всего учебного года учить детей составлять рассказы по единой схеме.


Например: Овощ – морковка.

План рассказа

1. Название овоща.

2. Где растёт (в огороде)?

5. Форма (круглая, овальная, треугольная).

6. Растёт (на земле, под землёй).

7. Каким является на ощупь и на вкус?

8. Способ употребления (варят или жарят; употребляют сырым).

Рассказ по схеме:

1. Это – морковка.

2. Морковь растёт на огороде.

3. Это большая морковь.

4. Морковь оранжевого цвета.

5. Морковь треугольной формы.

6. Морковь растёт под землёй.

7. На ощупь морковь твёрдая, на вкус сладкая и сочная.

8. Морковь едят сырой и варят. Из неё так же готовят соки. Она очень полезная.

5. Подготовка детей к составлению рассказов(разбор схемы плана по наводящим вопросам).

6. Составление рассказов-описаний детьми.

– составление предложений по цепочке;

– объединение в рассказ;

– повторение рассказа детьми (вначале более сильный ребёнок, а потом остальные).

После того, как дети научаться свободно оперировать моделью описания отдельных предметов и явлений, им можно предложить составить сравнительное описание двух объектов одной лексической темы.

7. Подведение итогов и оценка детских рассказов.По итогам занятия педагог даёт только положительную оценку, отмечая активность каждого ребёнка.

На сайте http://www.liveinternet.ru/users/5117382/post266462455 предлагаются различные схему по темам:

Список литературы:

1. Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. М., 2009.

2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления. М., 2003.

3. Сохина Ф.А.. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. М.,1979.

4. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – М., 2000.

5. Волкова Ю.С. Название: Опорные схемы для составления описательных рассказов Издательство: Сфера Год: 2010

“Свидетельство о публикации в СМИ” Серия А № 0004529

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Конспект: Составление рассказов-описаний о мебели с использованием мнемотаблицы

Автор: Лунова Татьяна Александровна

Организация: МБДОУ №60 «Теремок»

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Белово

Задачи: Учить детей называть действия изображенные на картинке, употреблять предлоги при составлении предложений: на, за ,из-за, под, со, около; составлять рассказ-описание о мебели по схеме, отвечать на вопросы полным предложением. Развивать связную речь, внимание, мышление, память. Воспитывать культуру поведения, терпение, желание слушать и слышать друг друга.

Активный словарь: мебель, кресло, кровать, диван, стул, стол.

Активизация словаря: кухонный шкаф, книжный шкаф, комод, тумба, табуретка.

Материал: демонстрационный: предметные картинки мебели, схема для составления рассказа, мебель для кукол, игрушки, доска, картинки с изображением действий детей, нарисованные картинки сломанной мебели;

раздаточный материал: предметные картинки мебели.

1. Ребята к нам сегодня в гости пришел кто? (Буратино) правильно, Буратино. Он мне сказал, что у него есть квартира, и в ней что- то есть, а что не говорит, хочет чтобы мы с вами сами догадались, поиграв в игру : «Назови лишний предмет» вы согласны? Тогда начнем.

  • груша-яблоко-стул;
  • помидор-стол-огурец;
  • кукла-юла-кровать;
  • диван-синица-снегирь;
  • тарелка-кружка-кресло;
  • кроссовки-сапоги-шкаф;
  • тополь-береза-тумба;
  • грузовик-табуретка-автобус.

Дети называют лишнее слово, воспитатель в это время открывает картинки. Ребята, вот сколько всего есть у Буратино в квартире, а как эти предметы можно назвать одним словом? (Мебель). Правильно ребята, это мебель .Кто догадался о чем мы будем с вами сегодня говорить?(Мы будем сегодня говорить о мебели). Молодцы.

2. Ребята вы знаете, у Буратино очень много игрушек, и он часто разбрасывает их и не хочет убирать. И вот однажды игрушки обиделись на Буратино, и спрятались от него. Он искал, искал их, но так и не нашел и попросил нас помочь ему. Поможем ребята Буратино найти игрушки?

Вот его комната, посмотрите внимательно, и отвечайте красивым предложение. Можно я начну: кукла спряталась за диван. А теперь Ваня скажет свое предложение. Молодцы ребята, Буратино вам очень благодарен, он обещает собирать после игр за собой игрушки и ставить их по своим местам.

3. Ребята, в этом году Буратино пошел в школу, в первый класс,ему задали домашнее задание, составить предложение по картинке, «Что делают дети?», а он не может с ним справиться. Поможем ему? Хорошо. (дети смотрят на картинку и говорят свои предложения). А как ты думаешь Вика, почему Маша накрывает на стол? Ответ ребенка: Потому что….

Молодцы ребята, снова помогли Буратино, с вашей помощью он обязательно за это задание получит пятерку. А я предлагаю вам отдохнуть и поиграть со мной в игру.

Вот Кирюшкина кроватка (разводят руки в стороны)

Чтобы спал Кирюшка сладко (приседают, кладут руки под щеки)

Чтоб во сне он подрастал, (медленно поднимаются)

Чтоб большим скорее стал. (встают на носочки, тянутся, руки вверх).

Молодцы ребята. Вчера к Буратино приходили в гости друзья, они так разыгрались, разбаловались, что сломали мебель.

5. Давайте посмотрим и назовем , чего нет у мебели? (У стола нет ножки; У стула нет спинки; У шкафа нет дверцы; У стула нет ножки; У дивана нет подлокотника). Молодцы ребята, назвали все правильно. Только как Буратино будет жить со сломанной мебелью? Как ему помочь? Что мы можем сделать? (ответы детей). Скажите мне, ребята, где покупают мебель? (Мебель покупают в магазине). Как, называется такой магазин? (Такой магазин называется мебельный).Я предлагаю вам ,вместе со мной и Буратино отправиться в мебельный магазин и купить Буратино новую мебель. Вы согласны? (Да).Проходите ребята, присаживайтесь на свои стульчики.

6.Мы приходим в магазин,

В магазине нет корзин

В магазине этом

Стол, диван и табуреты,

Шкаф, сервант и стелажи.

Что ты выберешь, скажи?

Ребята, нам нужно будет не просто купить мебель, а еще составить про нее описательный рассказ. Рассказ мы будем составлять по этой схеме. Давайте вспомним, что обозначают эти подсказки на схеме.(Рассматривание и обсуждение схемы с детьми). Вспомнили, молодцы . Разрешите мне первой купить мебель и составить о ней рассказ, а вы послушаете и запомните последовательность, чтобы составить свой рассказ.

Образец рассказа воспитателя: Это стул. Он коричневого цвета, сделан из дерева, значит он деревянный. Стул состоит из сиденья, спинки и четырех ножек. Сиденье стула квадратной формы, а спинка прямоугольной. На стуле сидят. Стул можно поставить на кухню, в гостиную.

Воспитатель предлагает 2-3 детям по очереди выбрать картинку с изображением мебели. Пользуясь схемой ребенок описывает этот предмет.

7. Итог. О чем мы сегодня с вами говорили на занятии? Кому помогали? Скажите, а что мы помогали делать Буратино? Давайте вспомним, какая мебель стоит у Буратино в квартире? Ребята, вы сегодня старались, молодцы. Буратино вам очень благодарен за помощь, но ему к сожалению пора уходить, но он обещает еще вернуться. На этом наше занятие закончено, всем спасибо.

Конспект НОД в старшей логопедической группе «Буратино выбирает стол»

Тема: «Буратино выбирает стол».

Составление рассказов-описаний о мебели с использованием мнемотаблицы.

  • расширение, уточнение и активизация словаря по темам «виды магазинов», «мебель»;
  • формирование навыков словообразования и словоизменения;
  • развитие связной речи;
  • закрепление умения составлять описательные рассказы по мнемотаблице;
  • развитие общих речевых навыков;
  • развитие мелкой и общей моторики;
  • развитие логического мышления.
  • игра-презентация, созданная с помощью программы power point «Буратино выбирает стол»;
  • кукла Буратино;
  • картинки различных столов;
  • предметы (груша, учебник, мороженое, лампа, тетрадь, пенал, машинка, карандаши, ботинки, клей, самокат, ножницы).

Ход занятия:

1. Организационный момент. (Слайд №2)

Логопед: Отгадайте, кто пришёл к нам в гости:

Деревянный озорник
Из сказки в нашу жизнь проник.
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут?

Появляется игрушка Буратино.

2. Сообщение темы занятия.

Буратино: Я собрался учиться в школе, но чтобы делать уроки мне нужен стол. Я собрался в магазин, но совсем не знаю куда мне идти.

Логопед: Давайте поможем Буратино в выборе стола?

3. Дидактическая игра «Магазины» (Слайды №3-7).

На экране появляются различные магазины: Продукты, Одежда и Обувь, Аптека, Игрушки, Мебель.

Логопед: Давайте подскажем Буратино, что продаётся в различных магазинах и в каком можно купить стол.

Дети: В магазине «Продукты» можно купить еду, напитки.
В магазине «Одежда и обувь» можно купить одежду и обувь.
В «Аптеке» продаются лекарства.
В магазине «Игрушки» продаются игрушки, там можно купить только игрушечный стол.
В магазине «Мебель» продают различную мебель, там Буратино может купить стол.

Логопед: Замечательно, значит мы идём в магазин «Мебель».

4. Координация речи с движением: «Раз – ступенька, два – ступенька».

Логопед: Ребята, чтобы попасть в отдел, где продают столы нам надо подняться по ступенькам.

Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы считать.
Раз – ступенька, два – ступенька,
Раз – ступенька, два – ступенька.
Получилась лесенка!

5. Дидактическая игра «Виды мебели».

Буратино: Ребята, я совсем запутался. Посмотрите сколько здесь столов! Какой же мне выбрать?

Логопед: Буратино, не переживай! Мы расскажем тебе какие бывают столы.

На экране появляются слайды с видами столов, дети их называют.

(Слайды 8-9) По назначению столы бывают: компьютерный, детский, письменный, обеденный, журнальный, туалетный, письменный.
(Слайды 10-11) По форме столы бывают: круглый, овальный, прямоугольный, квадратный, треугольный.
(Слайды 12-13 ) По цвету столы бывают: жёлтый, синий, зелёный, красный и т.д.
(Слайды 14-15 ) Столы бывают из разных материалов: деревянный, стеклянный, пластмассовый, железный.
(Слайды 16-17 ) У столов бывает разное количество ножек: одна, две, три, четыре.

6. Дидактическая игра «Буратино выбирает стол» (Слайд №18).

Буратино: Я и не знал, что бывает так много столов. Какой же мне выбрать?

Буратино выбирает картинки с различными столами, а дети составляют рассказы- описания по мнемотаблице.

Это журнальный столик, он круглый, прозрачный, стеклянны, у него 4 ножки.
Это обеденный стол, он прямоугольный, жёлтый, деревянный, у него 3 ножки.
и т.д.

Буратино: Ребята, я опять запутался. Всё, что я выбираю не подходит, чтобы делать уроки…

7. Координация речи с движением — «Буратино».

Логопед: Буратино, давай отдохнём, а потом ребята тебе подскажут, какой стол подходит для школьника.

Дети выполняют упражнения.

Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел –
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать
Нужно на носочки встать.

8. Дидактическая игра «Письменный стол»(Слайд №17).

Дети выбирают письменный стол, составляют по нему рассказ-описание по мнемотаблице.

Логопед: Ребята, давайте подскажем Буратино, что же может храниться на столе у школьника.

На подиуме лежат различные предметы (груша, учебник, мороженое, лампа, тетрадь, пенал, машинка, карандаши, ботинки, клей, самокат, ножницы), дети выбирают.

Дети: Лампа, учебник, тетрадь, пенал, карандаши, клей, ножницы.

9. Подведение итогов (Слайд №19).

Буратино: Ребята, спасибо вам! Теперь я знаю, какие магазины бывают. Я обещаю учиться хорошо, потому что у меня есть письменный стол, и я знаю, что на нём хранят настоящие школьники.

Логопед: Вам понравилось наше занятие?

Костина Ирина Васильевна,
учитель-логопед,
ГБДОУ д/с №20 комбинированного вида,
г. Санкт-Петербург

Конспект ООД по речевому развитию. Тема: «Составление описательного рассказа об игрушках с использованием мнемотаблицы»(средняя группа)

  • Художественно-эстетическое развитие (5)
  • Речевое развитие (1)

Конспект ООД по речевому развитию. Тема: «Составление описательного рассказа об игрушках с использованием мнемотаблицы»(средняя группа)

Цель: Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы.

Задачи:

1.Продолжать учить детей описывать игрушки, последовательно описывать части, свойства (цвет, форма, величина, действия с ними, материал, из которых они сделаны)

1.Развивать зрительное восприятие, внимание, память.

2.Развивать выразительность речи.

3.Развивать артикуляционную моторику.

1.Воспитывать усидчивость, умение слушать друг друга.

2.Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Предварительная работа:

Беседа про игрушки, рассматривание иллюстраций к ним, рассматривание схемы-плана, отгадывание загадок, словесные игры.

Материалы: Игрушки – медведь, машина, мячик, кубик, зайка плюшевый, кукла, пирамидка, волшебный мешочек.

Словарная работа:

Активизация слов определения: резиновая, пластмассовая, деревянная, железная, плюшевая.

слова – действия: грузить, катать, собирать, бросать, ловить, кормить, гулять, возить в коляске и т. д.

Методические приемы: наглядный, словесный, практический, игровой

Загадывание загадок, сюрпризный момент, игровые моменты, физкультминутка, образец воспитателя, рассказы детей, дополнения, поощрения.

Планируемые результаты:

1.У детей развивается связная речь, диалогическая речь, внимание, память, обогащается словарный запас путем введения новых слов.

2.Дети научаться описывать игрушки по схеме.

3.С выражением пересказывает и передают эмоции.

4.Будут бережно относиться к игрушкам, активно участвует в играх.

Ход ООД:

I.Вводная часть: (словесный и практический методы)

Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости. Ребята, давайте поздороваемся.

Воспитатель: Дети, скажите – кукла, машинка, мячик, пирамидка, как можно все эти предметы назвать одним словом?

Дети: игрушки

Воспитатель: А какие игрушки у вас самые любимые?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Как вы играете с игрушками?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Я, расскажу вам сказку, далеко за горами, за морями, за дремучими лесами есть огромная страна игрушек. В эту страну нельзя приехать на машине, приплыть на пароходе, даже на ракете прилететь нельзя. Но, туда можно перенестись на крыльях. В этой стране побывали все дети земли, и даже ваши родители, бабушки, дедушки, когда они были маленькими. Они были там со своими первыми друзьями – игрушками. А вы, хотите попасть в страну игрушек?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, давайте закроем глаза и представим, что мы птицы.

Открыть глаза. На счет 1,2,3 глаза отомкни.

Мы птицы, взмахнем крыльями и полетим в замечательную страну игрушек.

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)

Крошки птички собирают.(«клюют»)

Клювики почистили (изображают)

Птички летают, поют (машут руками)

Зёрнышки клюют (наклоняются)

И на место сели (улетают», садятся)

  1. Основная часть

Воспитатель: Вот мы оказались в стране игрушек. Посмотрите сколько в этой замечательной стране игрушек. Все они разные и красивые.

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим некоторые из них: (мишку, машинку) Послушайте, про кого эта загадка:

Зверь забавный сшит из плюша:

Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного

И устрой ему берлогу! (медведь)

Воспитатель: Кто это?

Воспитатель: Молодцы, правильно это медведь! А сейчас ребята, давайте расскажем об игрушке. Поможет в составлении рассказа вот эта схема. Посмотрите на схему. Кратко повторим, первая картинка название игрушки, цвет, из каких частей, форма, из какого материала сделана, как можно с ней играть. Внимательно рассмотрим игрушку -мишутку. (Задаю вопросы по схеме)

Воспитатель: Ребята это кто?

Дети: игрушка – мишка.

Воспитатель: Какой он? Какого цвета мишка?

Дети: мягкий, пушистый. Мишка коричневого цвета

Воспитатель: Из каких частей состоит мишка?

Дети: У мишки есть голова, туловище, лапы

Воспитатель: Что есть у мишки на голове?

Дети: У мишки ушки маленькие, круглые, глазки черные как бусинки.

Воспитатель: Какой формы голова, а туловище?

Дети: У мишки голова круглая, туловище овальное.

Воспитатель: Игрушки делают из разных материалов. (Показываю на схему, где материал). А из какого материала сделан мишка?

Дети: Он сделан из меха?

Воспитатель: Или мы можем сказать, что плюшевый. Повторите вместе.

Дети: Плюшевый

Воспитатель: А как вы играете с мишкой?

Дети: С мишуткой можно играть, катать на коляске, заворачивать, кормить.

Воспитатель: Послушайте, как я расскажу про мишку.

Это Мишутка. Он коричневого цвета. Ушки у мишутки маленькие, глазки черные как бусинки, есть нос и ротик. Наш мишутка плюшевый. С ним можно поиграть в дочки-матери.

Воспитатель: кто хочет рассказать про мишку? (3-4 ребенка)

Воспитатель: Сейчас немного отдохнём. Сейчас мы с вами превращаемся в игрушки.

Физкультминутка:

«Пирамидка»

Вот большая пирамидка (потянуться вверх)

И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)

Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)

Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)

Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)

Начинают все играть (изобразить любое движение)

Воспитатель: Ребята мишутка хочет поиграть свами. Согласны!

Дидактическая игра «Что за предмет?»

Цель: учить называть предмет и его описывать. (5 различных игрушек)

Воспитатель: Вот волшебный мешочек. Послушайте правило игры. Вы вынимаете из мешочка предмет и рассказываете.

Пример: Это игрушка. Мяч. Он красный, круглый. Мячик сделан из резины. Значит он резиновый.

Воспитатель: Игрушки сделаны из резины, Какие ?

Дети: отвечают…..(резиновые)

Воспитатель: Из железа? Из дерева?

Дети: (Железные), (Деревянные).

Воспитатель: я хочу вам ребята, загадать загадку. Послушайте.

Мотор и тормоза

Как это называется? (Машина)

Дети: Машина.

Воспитатель: Правильно машина. Ребята, рассмотрим машину. Какая машина?

Дети: Это машина она большая, грузовая.

Воспитатель: Какого цвета машина?

Дети: Машина Разноцветная

Воспитатель: Из каких частей состоит машина?

Дети: У машины есть кабина, кузов, колеса, фары.

Воспитатель: Какого цвета у машины кабина?

Дети: Кабина у машины желтая

Воспитатель: Какого цвета кузов?

Дети: Кузов у машины зеленый

Воспитатель: Какого цвета колеса?

Дети: Колеса у машины черные

Воспитатель: Из какого материала сделана машина?

Дети: Машина сделана из пластмассы. Она пластмассовая.

Воспитатель: Что еще есть у машины? (фары, в кабине сиденье, руль, есть бензобак)

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а как вы играете с машиной?

Дети: Машину можно возить на веревочке, перевозить строительный материал, катать зверюшек, просто катать.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам ребята, рассказать про машину самостоятельно. Вспомним, как мы рассказывали про мишутку. А поможет вам вот эта схема. Кто из вас желает, а я вам помогу. (составление описательных рассказов детьми 2-3).

Пример описания машины.

-Это машинка. Она разноцветная. У машинки есть кабина она желтого цвета, кузов зеленого цвета, колеса черные. Есть фары. В кабине есть сиденье для водителя. Она сделана из пластмассы. Машинкой играют. (Машинку возят, катают)

III Заключительная часть:

Воспитатель: Вам нравятся эти игрушки?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а вы хотите, чтобы эти игрушки стали вашими друзьями? А как нужно дружить с друзьями?

Дети: не ссориться, делиться игрушками, вместе играть, рисовать

Воспитатель: А как вы думаете, как нужно обращать с игрушками?

Дети: не ломать не бросать, делиться с друзьями, обращаться бережно.

Воспитатель: Пригласим эти игрушки к нам в детский садик?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Полетели в наш садик вместе с игрушками. Ну вот, мы и в группе.

Воспитатель: Ребята а, что мы делали в стране игрушек? Что больше понравилось?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: предлагаю вам подойти поближе к игрушкам и поиграть с ними. Но не забывайте, как нужно относиться к игрушкам: бережно, не ломать, не бросать, делиться с друзьями. Сюжетно-ролевая игра «Магазин-игрушек»

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа.- М.: Мозаика-Синтез, 2015.

Ушакова О.С. Развитие речи детей 4-5 лет. Методическое пособие..

Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий.

«Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи мнемотаблиц» «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи. – презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемКсения Божкова

Похожие презентации

Презентация по предмету “Дошкольные (подготовительная группа)” на тему: “«Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи мнемотаблиц» «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи.”. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи мнемотаблиц» «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи мнемотаблиц» Кузьмищева Марина Владимировна Из опыта работы.

2 К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

3 Что такое мнемотехника. Мнемотехника- это технология развития памяти Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по- разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

4 Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию Приёмы мнемотехники : – Модели (условно-схематичные, двигательно-сериационные, временно-пространственные, схематичные, силуэтные, символические изображения); – картинография; – коллажи; – планы-схемы; – мнемотаблицы.

5 Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. обогащения словарного запаса, описания предметов, картинок, картин при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

6 Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: – строение рассказа, – последовательность рассказа, – лексико-грамматическую наполняемость рассказа. Одновременно решают следующие задачи: развитие основных психических процессов – памяти, внимания, восприятия, мышления, особенно, образного; кодирование информации, то есть, преобразование предметов, образов в абстрактные знаки, символы; перекодирование информации, то есть, преобразование из абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении информации.

8 светит, греет, лучится, сияет и т. д растет, шумит, зеленеет, ветвистое, высокое ? светит, греет, лучится, сияет ? ? Формирование словаря Какой? какая? что делает? … ?

9 – через символ «глаз» дети учатся вычленять признаки цвета, формы, величины, места нахождения, способа передвижения; – через символ «рука» фактурные признаки предмета (твердый, гладкий, пушистый ит.д.); – через символ «рот» вкусовые ощущения -через символ «ухо» способы обнаружения предмета. – И т.д.

10 Простейшие символы в мнемотехнике

11 Тема « Игрушки». Моя самая любимая игрушка – это машинка. Она ярко-красного цвета, прямо­угольной формы. Мой грузовик небольшого размера. Машина сделана из железа. У неё есть кузов, кабина, колеса, фары. В кабине имеются руль и сиденья. Я очень люблю представлять себя шофером, водить свой грузовик, мыть его, ремонтировать, если он сломается. 1. Цвет. (Какого цвета игрушка?) 2. Форма. (Какой она формы?) 3. Мячи. (Какого размера игрушка?) 4. Образцы материала. (Из какого материала сделана игрушка?) 5. Детали. (Назови ее детали.) 6. Рука. (Как с этой игрушкой можно играть?)

12 СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ПЛАНА РАССКАЗА НА ТЕМУ «НАСЕКОМЫЕ» 1.Солнце. (Времена года: весна и лето.) 2.Луг. (Насекомые на лугу.) 3.Улей. (Пчелы.) 4.Муравейник. (Муравьи.) 5.Бабочка. (Стадии развития бабочки.) 6.Человек. (Какую пользу приносят насекомые?)

13 Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях аналогично строится работа по обучению детей выделению и описанию признаков явлений природы по теме «Времена года». Содержание символических изображений: «солнце», «небо», «земля», «деревья», «птицы», «звери», «люди».

14 Составить рассказ о своей семье. Ребенок. (Твое имя.) Три человечка. (Имена родителей и членов семьи.) 3. Молоток. (Профессия папы) 4. Фартук. (Профессия мамы.) 5. Клубок ниток. (Бабушка и дедушка.) 6. Рука. (Кто помогает тебе?) Меня зовут Соня. Моя мама Елена Викторовна, а папа Николай Анатольевич. У меня есть старшая сестра Катя. Мама работает в школе а папа бухгалтером. Моя бабушка Светлана Ивановна умеет печь вкусные пироги и плести ажурные салфетки. Дедушка Виктор Васильевич подстригает деревья и косит траву в саду. Дедушка и бабушка проводят со мной много времени – мы играем в мяч, катаемся на велосипедах, ходим в парк. Они помогают мне. Я очень люблю мою семью.

15 Мнемозагадка «Машинка» Она бывает разного цвета. Она похожа на прямоугольник, бывает большой и маленькой. Она твердая. У нее есть кабина, кузов, колеса. Этой игрушкой играют мальчики.

16 Результаты у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

17 Использование метода мнемотехники позволяет значительно повысить уровень развития речи у детей и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов, а это в свою очередь позволяет в достаточной степени подготовить детей к обучению в школе.

19 Источники ТКАЧЕНКО Т.А. Формирование и развитие связной речи. Альбом дошкольника. Приложение к комплекту пособий «Учим говорить правильно». – М.: «Издательство ГНОМ и Д», ТКАЧЕНКО Т.А. Т48 Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. Приложение к комплекту пособий «Учим говорить правильно». – М.: «Издательство ГНОМ и Д», Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. М.: ACT: Астрель : Транзиткнига, Байкова С.В. Развитие связной речи посредством моделирования[Текст]/ С. В. Байкова.- СПб:КАРО,

Занятие по развитию речи детей среднего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники и схем моделей

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка [2].

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль и в развитии речи дошкольников [3].
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания».

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится всё более актуальным. Цель обучения с её использованием – развитие памяти (разные виды: слуховая, зрительная, двигательная, тактильная), мышления, внимания, воображения. Основа обучения – развитие творческого познания[2].

Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) чёткими, связными и последовательными. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация [1].

Я второй год работаю по теме «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста посредством сказок». Мною разработан специальный комплекс занятий по сказкам с использованием различных игр, а также приёмов мнемотехники и моделирования. Предлагаю вашему вниманию один из вариантов таких занятий.

«Рассказывание сказки «Теремок»» (средняя группа)

Задачи:

  • Обучающие:
    • называть отличительные признаки диких животных (волк, заяц), используя мнемотехническую таблицу;
    • активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку;
    • упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий;
    • закреплять умение составлять сказку связно, в логической последовательности;
    • закреплять последовательность действий персонажей благодаря методу моделирования.
  • Развивающие:
    • продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление;
    • умение соотносить звуковые символы с образами.
  • Воспитательные:
    • воспитывать доброе отношение к животным;
    • приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.

Наглядный материал:

  • мнемотаблицы (к сказке «Теремок», «Волк», «Заяц»);
  • персонажи настольного театра по сказке «Теремок»
  • на каждого ребёнка (лист бумаги; карандаши; круги разного цвета (маленький серый будет обозначать мышку, зелёный – лягушку, белый зайчика, оранжевый – лисичку, большой серый – волка, большой коричневый – медведя)).

Предварительная работа:

  • чтение сказки «Теремок»;
  • рассматривание и обсуждение символов диких (волк, заяц) и домашних животных (коза, корова) по мнемотаблицам;
  • показ педагогом сказки «Теремок» (настольный, объёмный, картонный театр);
  • пение песен про животных;
  • чтение стихотворений про животных;
  • дидактические игры «Кто в домике живёт», «Кто что ест», «Кто как кричит».

Дети сидят полукругом на стульчиках или на диванчиках. Педагог в центре, перед ними. Рядом стоит маленький столик и мольберт с магнитной доской. Раздаётся стук и появляются герои настольного театра (зайчик и волк).

Педагог. Здравствуйте ребятки!
Дети. Здравствуйте
Педагог. Ребята кто пришёл к нам в гости?
Дети. Зайчик и волк.
Педагог. Ребята, а как вы думаете заяц и волк это дикие или домашние животные?
Дети. Это дикие животные, потому что они живут в лесу
Педагог. Правильно, молодцы!
А давайте мы с вами расскажем про зайчика, какой он?

Рассказывание по мнемотаблице «Заяц» .

Заяц

Педагог. Молодцы, зайчик живёт в лесу, любит кушать морковку и капусту. А кто попробует рассказать про волка, какой он? Иди … расскажи про волка.

Рассказывание по мнемотаблице «Волк» .

Волк

Снова раздаётся стук, и появляются герои настольного театра (мышка, лягушка, лисичка и медведь). Здороваются с детьми.

Педагог. Ой, сколько у нас с вами сегодня гостей пришло!? Много.
Ребята, а давайте вспомним где живёт мышка?
Дети. В норке,
Педагог. А лягушка?
Дети. На болоте.
Педагог. Зайчик живёт…
Дети. Под кустом.
Педагог. А лиса где живёт?
Дети. В норе.
Педагог. Как называется дом волка??
Дети.
Педагог. Волк живёт в логове. Его дом называется логово. А как называется дом медведя?
Дети. Берлога.
Педагог. Правильно медведь живёт в берлоге. Вот какие вы молодцы, всё правильно рассказали. А кто скажет как называется сказка, в которой все эти звери жили дружно в одном домике?
Дети. «Теремок»
Педагог. Ребята, а какими словами обычно начинаются сказки?
Дети. Жили-были, однажды…
Педагог. А заканчиваются сказки какими словами?
Дети. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец, стали они жить-поживать да добра наживать…
Педагог. А с каких слов начинается сказка «Теремок?»
Дети. Стоит в поле теремок, он ни низок, ни высок…
Педагог. А давайте вспомним, какие в сказке у каждого зверька прозвища:

Мышка… (норушка),
Лягушка… (квакушка),
Зайчик… (побегайчик),
Лисичка… (сестричка),
Волк… (зубами щёлк),
Медведь…(косолапый).

Педагог. А теперь давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Зеркало», я буду вам показывать движения, а вы должны отгадать какого животного я изобразила и повторить движения за мной.

После игры дети садятся на свои места.

Педагог. Ребята, а теперь давайте вместе вспомним и расскажем сказку «Теремок».

Рассказывание сказки по мнемотаблице «Теремок» .

Педагог. Ребята, а теперь давайте поиграем в эту сказку. Сделаем свои теремки. Вот на листке у вас есть домик. Нарисуем двери, чтобы звери могли зайти. Кто пришёл первым?
Дети. Мышка.
Педагог. Мышка какая? Хвостатая, потому что у неё длинный хвостик. Лягушка громко квакает, у неё большой рот, как будто она всё время улыбается. Значит, она какая?
Дети. Весёлая.
Педагог показывает, как обозначить на рисунках каждого из персонажей .

Если дети не устали, и у них сохранился интерес, педагог предлагает поиграть в сказку с помощью персонажей настольного театра. Дети разыгрывают диалоги. Занятие плавно переходит в творческую игру.

Список литературы:

1. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. испр. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 96 с.
2. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 64 с.
3. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 224 с.

Читайте также:
Проектная деятельность учителя-логопеда по профилактике дислексии
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: