Конспект: Составление рассказа по картине Зима с использованием картинно-графического плана

Конспект урока в 1 классе. Составление рассказа по теме «Зима» с использованием картинно-графического плана

Цель: Закреплять умение составлять описательный рассказ по картинно-графическому плану.
Задачи:
1. Расширить, уточнить и активизировать словарь по теме «Зима»
2. Образовывать имена прилагательные.
3. Подбирать и употреблять имена прилагательные к заданным существительным.
4. Упражнять в подборе родственных слов.
5. Развивать связную речь.
Оборудование: картинки разрезные по теме зима; снежинки для упражнения на дыхание; картинки для плана: зима, снег, сугробы, река, одежда, зимние забавы, новогодняя ёлка; схемы для плана; ёлочка, игрушки.
1. Оргмомент.
Соберите картинку. Там где ваша картинка, туда садитесь.
Что получилось? (снег, ёлка, лыжи, дети в тёплой одежде).
О каком времени года, подсказывают нам эти картинки? О зиме.

2. Основная часть
Сегодня мы поговорим о зиме. Какое сейчас время года?
Посмотрите. На доске ёлочка.
Чтобы мы смогли нарядить ёлочку к Новому году, нужно ей рассказать о зиме. Готовы?
Давайте вспомним все времена года. Разложите картинки, начиная с зимы.
Как ласково назвать зиму? Зимушка.
А день зимой, какой? Зимний. А одежда, какая? Зимняя
А если зимой мороз, то погода какая? (морозная)
А если холод? Тепло?
Вот как вы много рассказали о зиме. Посмотрите на картинку.

Какое время года на ней? Зима. Послушайте, какое я составила предложение. Я буду говорить и рисовать схему.
Наступила морозная, снежная зима. Составьте своё предложение.

Что выпадает зимой? Снег. А как назовём ласково? Снежок.
Упражнение на дыхание:
Я дам вам маленькую бумажную снежинку. Подуйте на неё, чтобы она полетела.

Что происходит с реками зимой? А если горку сделали изо льда, она какая?, а дом?
Какой бывает лёд?
(твёрдый, прозрачный, тонкий, толстый, скользкий, блестящий, хрупкий)
Реки покрылись толстым прозрачным льдом. Составьте своё предложение.

Физминутка:
Снег сегодня шёл с утра, (Поднимаем руки вверх и медленно опускаем их вниз)
Снегу рада детвора. (хлопаем в ладоши)
Снег на ветках, (поднимаем руки вверх)
На дорожках, (ладони опустить вниз)
На носах (дотрагиваемся до носа)
И на ладошках. (показываем ладони вытянутых вперёд рук)

Составление рассказа:
Наступила холодная снежная зима. Выпал белый пушистый снег. Появились высокие мягкие сугробы. Реки покрылись толстым прозрачным льдом. Люди надевают тёплую зимнюю одежду. Дети катаются с высокой снежной горки. В домах наряжают пушистую красивую ёлку.
А теперь вы расскажите о зиме, используя картинки и схемы.

3. Итог:
Давайте украсим ёлочку цепочкой.
Пальчиковая гимнастика:
«Цепочка» колечко с колечком соединяем и цепочку получаем.
(соединить указательный палец с большим, соединить колечко с колечком)
А теперь украшаем игрушками ёлку на доске.
Нужно выбрать игрушку и сказать, какая она.
Я украшу ёлку разноцветной хлопушкой. Я украшу ёлку красивым шаром.
Давайте похлопаем нашей ёлочке.
Молодцы. Мы рассказали ёлочке о зиме и украсили её новогодними игрушками.
Всем спасибо.

Тема: ” Составление рассказа по картине “Зима пришла” с использованием опорных схем.(старшая группа)

Абышева Асия Толеновна,

Голышмановский Центр развития ребенка –

детский сад №1 “Аленушка”

Программное содержание:

образовательные области «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Художественная литература»

– Учить детей составлять описательные рассказы о людях, животных, времени года, используя план-схему.

– Правильно строить предложения; четко проговаривать слова.
– Формировать умение связно, последовательно описывать изображение на картине.
– Воспитывать интерес к составлению рассказов по картине.

Словарная работа:
Ввести в активный словарь детей слова:

Вьюга, снегопад, ясный день, заснеженный, пернатые друзья
Оборудование:

– картина «Зима наступила», тёмный фон, белая, серебристая бумага, веточки, ножницы.

Читайте также:
Конспект Приметы осени, Звук и буква А и У

схема для составления описательных рассказов.

Предшествующая работа:

– Игра «загадки о зиме»

– Заучивание поговорок и пословиц о зиме

-Чтение сказки «Зимовье»

Ход занятия:

В. Дети послушайте загадку, и подумайте, когда это бывает.

Как по небу с севера

Плыла лебедь серая.

Плыла лебедь сытая,

Вниз кидала, сыпала,

На поля – озерушки

Белый пух да перышки. (Снег).

В. Когда это бывает.

В. Правильно это зимой. Какие изменения приносит с собой зима? Как меняется жизнь людей с приходом зимы? Скажите дети, какие трудности животные испытывают зимой?

В. Молодцы. Правильно, снег «укрыл» всю землю и животным тяжело найти себе корм, некоторые звери легли в спячку, такие как медведь, еж.

А как зима повлияла на жизнь птиц?

В. Правильна, есть птицы, которые улетели в теплые края, а есть птицы, которые перебираются жить ближе к человеческому жилью.

Сейчас я хочу предложить вам рассмотреть картину про людей и птиц. (Выставляется картина «Зима пришла») дети рассматривают картину. Я вам буду задавать вопросы, вам нужно отвечать полным предложением.

  • Кого вы видите на картине;
  • Что делают люди;
  • Каких птиц вы узнали на картине;
  • Как их можно назвать, одним словом;
  • Что делают птицы.

В. Как вы думаете, для чего люди кормят птиц?

Чем могут люди накормить птиц? А что вы еще видите?

Ребята как можно охарактеризовать их поступок. Что вы чувствуете, глядя на этих заботливых людей.

В. А вы заботитесь о природе, животных, птицах. Что вы для этого делаете.

В. Молодцы! Вы у меня очень добрые и заботливые. Дети, а какое время года мы видим на картине.

В. Как вы догадались, что это зима, и какой день нарисовал художник.

В. Еще такой день, когда на улице нет ветра, и не идет снег можно назвать ясный, а когда идет снег и дует ветер, то часто говорят – вьюжный, пасмурный.

В. Вот художник назвал эту картину «Зима пришла», а можно её назвать по-другому? Давайте мы придумаем название картине.

Физкультминутка «Вороны»

Вот под елкою зеленой

Скачут весело вороны:

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

Только к ночи умолкают,

И все вместе засыпают.

В. Молодцы. А сейчас послушайте рассказ, который я составила:

«Был ясный, зимний день. В заснеженном парке, деревья стояли, словно в серебре. Дедушка с внучкой пошли на улицу. Из дома они прихватили кормушку, сделанную своими руками, для птиц и повесели ее в парке на дерево, насыпали зерно и хлебные крошки, чтобы птички могли кушать. Маленькие воробушки прилетели к кормушке и стали клевать еду. На асфальте дети рассыпали зерно для голубей. Голуби дружно принялись за работу. Так люди помогают своим пернатым друзьям пережить лютые морозные дни».

В. А теперь пришло время для составления рассказа. Вам нужно зарисовать схему рассказа, для того чтобы не забыть его пока слушаете других ребят.

В своем рассказе используйте слова, которые вы говорили о картине.

( Дети составляют схемы, опираясь на картину).

Дети, опираясь на схему, составляют рассказ.

В. Ребята, чей рассказ вам больше понравился? Чем? Какие слова понравились больше всего?

Дети анализируют составленные рассказы.

А теперь представим, что в этом красивом зимнем парке наступила ночь. Все деревья укатанные снегом в темноте, смотрятся как звезды на ночном небе.

Я предлагаю вам создать такой парк. На столе у вас есть всё необходимое для работы. Посмотрите внимательно и выберите тот материал, который на ваш взгляд подходит для создания нашего ночного парка.

Читайте также:
Формирование словоизменения у дошкольников с ОНР

Каждый сделает свое дерево (предложить детям приклеить только ствол, а ветви частично, что создаст эффект объема). Звучит музыка «мммм»

Мы поставим все работы рядом, и у нас получится настоящий ночной парк со сказочными, волшебными деревьями.

«Свидетельство о публикации» Серия А № 0000823, дата отправки 6 декабря 2012 г., № квитанции 62502655103612

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Конспект логопедического занятия Тема: «Составление рассказа по картине «Зима» с использованием картинно-графического плана»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Материал представляет собой конспект подгруппового логопедического занятия по развитию связной речи.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_na_konkurs.docx 682.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

Тема: «Составление рассказа по картине «Зима» с использованием картинно-графического плана»

МБДОУ №14 п. Андреевское

Цель: закреплять умениесоставлять описательный рассказ по картинно-графическому плану.

-расширять, уточнять и активизировать словарь по теме «Зима».

-закреплять умение составлять простые предложения по картине;

-упражнять в употреблении предлогов «НА», «С»;

-упражнять в употреблении существительных в Р. п.;

-развивать связную речь, формировать целостное впечатление о изображенном на картине, диалогическую и монологическую речь дошкольников;

-коррегировать направление длительного выдоха посредством игры «Оживляем снежинки»;

-развивать тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.

-формировать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии;

-воспитывать доброжелательное отношение, желание помочь в трудной ситуации.

-карточки–отгадки к загадкам с изображением: вьюги, льда, рукавички, снеговика, кормушки;

-снежинки на ниточках ;

-сюжетная картина « Зима »( приложение 1),

-4 схемы картинно-графического плана рассказа( приложение 2);

– схемы предлогов «НА», «С».

-заготовки для снеговиков ;

Форма занятия: подгрупповое

Методы : наглядный, словесный, практический.

1.Гомзяк О.С.Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе.-М., 2013.

2. БардышеваТ.Ю., Моносова Е.Н. . Комплект наглядных пособий «Обучение связной речи детей 5-6 лет». Картинно-графические планы рассказов.-М.,2014.

Логопед встречает детей в кабинете и приветствует их.

Логопед: -Здравствуйте, ребята!

– Давайте начнем нашезанятие с улыбки. Какой может быть улыбка? (Доброй, красивой, открытой, привлекательной, яркой. ).

– Улыбнитесь себе, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.

-А сейчас я загадаю вам загадки, а отгадки на них вы найдете сами. Каждый из вас по очереди выберет подходящую картинку.

Кружит снег она вдоль улиц,

Словно перья белых куриц.

Северная гостья. (вьюга)

И озера, и ручей.

Холодом дышал, и вот —

Не вода в ручье, а. (лед)

Свяжет бабушка их внучке,

Чтоб зимой не мерзли ручки.

Сохранят тепло сестрички —

Мы его слепили ловко.

Глазки есть и нос-морковка.

Чуть тепло — заплачет вмиг

И растает. (снеговик)

Зацепилась за карниз,

Головой свисает вниз

Зимний леденец. (сосулька)

Всякая здесь может птица

В зимний холод угоститься.

На сучке висит избушка,

Игра «Оживим снежинки»

Логопед: – Пока мы с вами отгадывали загадки, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они?

(Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.)

Логопед: – Давайте заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

(Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи.Упражнение повторить 3-5 раз.)

Логопед: -Ребята, а каком времени года мы отгадывали загадки?

Дети: -Мы отгадывали загадки о зиме.

Логопед :- Сегодня мы с вами будем составлять рассказ по картине «Зима».

Составление предложений о зиме в городе по картине

(Логопед помещает на наборное полотно картину)

Логопед: – Какое время года изображено на картине?

Дети: -На картине изображена зима.

Логопед: -Почему вы так думаете?

Дети: -Потому что на улице идет снег. На земле и на крышах домов намело много снега.

Логопед:- Верно. На картине изображена зима.

-А скажите, пожалуйста, где лежит снег?

Дети:- Снег лежит на тротуарах и дорогах.

Логопед :-Откуда дворники сгребают снег?

Дети : – Дворники сгребают снег с тротуаров.

Логопед:- Откуда убирают снег снегоуборочные машины?

Дети: -Снегоуборочные машины убирают снег с дорог.

(Логопед помогает детям, если они затрудняются говорить полными предложениями)

Здравствуй Зимушка-зима! (кланяемся)

Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)

Белый снег пушистый,( приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)

Иней серебристый (встаём, поднимаем руки вверх)

Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников и конькобежцев)

И на ёлке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)

Логопед: -А сейчас, чтобы нам было легче составить рассказ по картине

« Зима в городе», я предлагаю использовать опорные схемы предложений к этому рассказу. На прошлых занятиях мы с вами уже составляли предложения по этим схемам.

-В тексте нам встретится схема маленького слова-предлога .

-Вспомните, пожалуйста, какой предлог обозначает эта схема?

Дети: -Это схема предлога «С»

( Логопед вывешивает схему предлога «С»)

Логопед: -Что обозначает на схеме «стрелочка»?

Дети: -«Стрелочка» обозначает- действие.

Логопед :-Послушайте мой рассказ по этому плану.

(Логопед составляет рассказ по опорным схемам)

2. Снег лежит на тротуарах и дорогах.

3. Дворники сгребают снег с тротуаров.

4. Снегоуборочные машины убирают снег с дорог.

Логопед:- Ребята, составьте теперь вы предложения по изображенным схемам.

(Дети составляют по одному предложению)

Логопед: -Ребята, а кто хочет самостоятельно рассказать весь рассказ по опорным схемам.

( Дети составляют рассказ по плану)

Логопед :- Ребята, а что вы все любите лепить из снега на улице зимой?

Дети: -Мы лепим снеговика.

Логопед:- А сейчас посмотрите, что у меня есть. Что это?

Дети : -Это снеговики.

Логопед :-А что не хватает нашим снеговикам?

Дети: – У них не дорисованы глаза, нос, рот, ведро и т.п.

Логопед :-Как мы можем помочь этим снеговикам ?

Дети: -Мы можем дорисовать им недостающие детали.

Логопед: – Ребята, о каком времени года мы сегодня составляли рассказ? Вы любите зиму? А за что вы ее любите?

(Логопед помогает детям, если они затрудняются говорить полными предложениями)

Оценка работы детей:

Логопед:- За ваши хорошие рассказы и полные ответы на занятии получите в подарок и этих веселых снеговиков.

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: «Составление рассказа по картине «Зима» с использованием картинно-графического плана»

Методическая разработка: Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе с детьми с ФФН на тему: «Составление рассказа по картине «Зима» с использованием картинно-графического плана».

  • закреплять умение составлять описательный рассказ по картинно-графическому плану.
  • расширять, уточнять и активизировать словарь по теме «Зима».
  • закреплять умение составлять простые предложения по картине;
  • упражнять в употреблении предлогов;
  • упражнять в употреблении существительных в Р. п.;
  • развивать связную речь, формировать целостное впечатление о изображенном на картине, диалогическую и монологическую речь дошкольников;
  • коррегировать направление длительного выдоха посредством игры «Оживляем снежинки»;
  • развивать тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.
  • формировать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии;
  • воспитывать доброжелательное отношение, желание помочь в трудной ситуации.
  • карточки –отгадки к загадкам с изображением: вьюги, льда, рукавички, снеговика, кормушки (приложение 1);
  • снежинки на ниточках (приложение 2);
  • сюжетная картина «Зима» (приложение 3),
  • 4 схемы картинно-графического плана рассказа (приложение 4);
  • снеговики по количеству детей (приложение 5);
  • заготовки для снеговиков (приложение 6);
  • цветные карандаши.
  • наглядный, словесный, практический.
  1. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе.-М., 2013.
  2. Бардышева Т.Ю., Е.Н. Моносова. Комплект наглядных пособий «Обучение связной речи детей 5-6 лет». Картинно-графические планы рассказов.-М.,2014.

Ход занятия

Логопед встречает детей в кабинете и приветствует их.

Логопед: — Здравствуйте, ребята!

– Давайте начнем наше занятие с улыбки. Какой может быть улыбка? (Доброй, красивой, открытой, привлекательной, яркой…).

– Улыбнитесь себе, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.

– А сейчас я загадаю вам загадки, а отгадки на них вы найдете сами. Каждый из вас по очереди выберет подходящую картинку.

Кружит снег она вдоль улиц,
Словно перья белых куриц.
Зимушки-зимы подруга,
Северная гостья… (вьюга)

Заморозил чародей
И озера, и ручей.
Холодом дышал, и вот —
Не вода в ручье, а… (лед)

Свяжет бабушка их внучке,
Чтоб зимой не мерзли ручки.
Сохранят тепло сестрички —
Шерстяные… (рукавички)

Мы его слепили ловко.
Глазки есть и нос-морковка.
Чуть тепло — заплачет вмиг
И растает… (снеговик)

Зацепилась за карниз,
Головой свисает вниз
Акробатка-крохотулька,
Зимний леденец… (сосулька)

Всякая здесь может птица
В зимний холод угоститься.
На сучке висит избушка,
Называется… (кормушка)

Игра «Оживим снежинки»

Логопед: — Пока мы с вами отгадывали загадки, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они?

(Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.)

Логопед:- Давайте заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

(Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.)

Логопед: — Ребята, а каком времени года мы отгадывали загадки?

Дети: — Мы отгадывали загадки о зиме.

Логопед:- Сегодня мы с вами будем составлять рассказ по картине «Зима».

Составление предложений о зиме в городе по картине. (Логопед помещает на наборное полотно картину)

Логопед:- Какое время года изображено на картине?

Дети: — На картине изображена зима.

Логопед:- Почему вы так думаете?

Дети: — Потому что на улице идет снег. На земле и на крышах домов намело много снега.

Логопед:- Верно. На картине изображена зима. А скажите, пожалуйста, где лежит снег?

Дети:- Снег лежит на тротуарах и дорогах.

Логопед:- Откуда дворники сгребают снег?

Дети: — Дворники сгребают снег с тротуаров.

Логопед:- Откуда убирают снег снегоуборочные машины?

Дети: — Снегоуборочные машины убирают снег с дорог.

(Логопед помогает детям, если они затрудняются говорить полными предложениями)

Динамическая пауза: «Зимушка-зима»

Здравствуй Зимушка-зима! (кланяемся)
Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)
Иней серебристый (встаём, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников и конькобежцев)
И на ёлке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)

Логопед: — А сейчас, чтобы нам было легче составить рассказ по картине «Зима в городе», я предлагаю использовать опорные схемы предложений к этому рассказу. На прошлых занятиях мы с вами уже составляли предложения по этим схемам.

– В тексте нам встретится схема маленького слова-предлога.

– Вспомните, пожалуйста, какой предлог обозначает эта схема?

Дети: — Это схема предлога «С».

(Логопед вывешивает схему предлога «С»)

Логопед: — Что обозначает на схеме «стрелочка»?

Дети: — «Стрелочка» обозначает — действие.

Логопед:- Послушайте мой рассказ по этому плану.

(Логопед составляет рассказ по опорным схемам)

  1. Наступила зима.
  2. Снег лежит на тротуарах и дорогах.
  3. Дворники сгребают снег с тротуаров.
  4. Снегоуборочные машины убирают снег с дорог.

Логопед:- Ребята, составьте теперь вы предложения по изображенным схемам.

(Дети составляют по одному предложению)

Логопед: — Ребята, а кто хочет самостоятельно рассказать весь рассказ по опорным схемам.

(Дети составляют рассказ по плану)

Логопед:- Ребята, а что вы все любите лепить из снега на улице зимой?

Дети: — Мы лепим снеговика.

Логопед:- А сейчас посмотрите, что у меня есть. Что это?

Дети: — Это снеговики.

Логопед:- А что не хватает нашим снеговикам?

Дети:- У них не дорисованы глаза, нос, рот, ведро и т.п.

Логопед: — Как мы можем помочь этим снеговикам ?

Дети: — Мы можем дорисовать им недостающие детали.

Логопед:- Ребята, о каком времени года мы сегодня составляли рассказ? Вы любите зиму? А за что вы ее любите?

Ответы детей. Логопед помогает детям, если они затрудняются говорить полными предложениями.

Оценка работы детей:

Логопед:- За ваши хорошие рассказы и полные ответы на занятии получите в подарок и этих веселых снеговиков.

Ульяновская Светлана Геннадьевна,
учитель-логопед
МБДОУ №14 поселка Андреевское
Александровского района Владимирской области

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа о зиме с опорой на графический план»

Ольга Бузина
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа о зиме с опорой на графический план»

Составление рассказа о зиме с опорой на графический план

Цель: Совершенствование навыка составления связного рассказа с опорой на графический план.

• Систематизировать знания детей о зиме, активизировать словарь признаков; упражнять в подборе однокоренных слов от общей основы «снег»; в словообразовании с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, в образовании относительных прилагательных от существительных.

Закрепить навык звукового анализа двухсложного слова с открытыми слогами.

Развивать связную монологическую речь, слуховое внимание, логическое мышление, общую моторику.

• Воспитывать интерес к данной теме, любовь к родной природе, желание помочь.

Материал и оборудование: мнемотаблицы, мультимедийное оборудование, снежинки, фонограмма звука сильного ветра, вьюги, метели, игрушка верблюжонок).

План:

Воспитатель: Ребята, сколько времен года вы знаете? Назовите их.

Дети:Четыре времени года: зима, весна, осень, лето.

Воспитатель: Сегодня мы поговорим об одном из них, а о каком именно вам подскажет музыкальная загадка (звуки сильного ветра, вьюга, метель).

Дети: Сегодня мы будем говорить о зиме.

(Вносится игрушка – верблюжонок).

Воспитатель: Кажется у нас гость. Это верблюжонок Сеня.

Верблюжонок: Здравствуйте ребята! Я живу в далекой жаркой Пустыни и никогда не видел зиму. Интересно, какая она?

Воспитатель: Ребята сейчас тебе расскажут, правда!

(Садятся за столы).

Воспитатель: На дворе зима. А как называются зимние месяцы?

Дети: декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: Я приготовила для вас и верблюжонка вернисаж фотопейзажей. Полюбуйтесь, рассмотрите и скажите, какая бывает зима.

Д/и «Какая зима?»:

– снежная, – ветреная, – длинная,

– холодная, – морозная, – суровая

Воспитатель: Вот,какая разная бывает зима: белая, холодная, морозная, и конечно же снежная. Почему зиму называют снежная?

Дети: Потому что выпадает много снега.

Воспитатель: У слова «снег» есть родственники. Сеня, ты сможешь их назвать? Молчит Сеня, не знает. А вот наши ребята знают и сейчас назовут. Ребята, назовите слова похожие на слово «снег».

• Внучку Деда Мороза зовут? (Снегурочка).

• Дети лепят из снега? (снеговика).

• Выпадение большого количества снега называют? (снегопад).

• По снегу хорошо ехать на? (снегоходе).

• Самая красивая из зимующих птиц … это (снегирь).

Д/и «Поймай зимнюю примету»:

Воспитатель: Ребята, а вы любите зиму? Знаете признаки зимы? Сейчас я буду называть признаки разных времен года. А вы, если у слышите зимнюю примету,хлопните в ладоши: выпадает снег; расцветают цветы; желтеют листья; метет метель; люди загорают и купаются, дует ледяной ветер; идут частые дожди; покрываются льдом реки, озера; птицы улетают в теплые края; стоят морозные, студеные дни; набухают почки на деревьях; деревья покрыты инеем.

Воспитатель: Молодцы ребята, все были очень внимательны!

Д/и «Назови ласково»:

Воспитатель: В народе зиму часто называют ласково – зимушка-зима. Сейчас я буду называть слова,а вы будите изменять их и называть ласково:

– снег – сапог – снегирь – шарф

– снеговик – елка – шапка

-санки – лед – подарок

– рукавица – ветер – праздник

Воспитатель: Сеня, зимой очень холодно, поэтому надо надевать теплые вещи,сейчас ребята назовут какие:

– шапка из пуха … (какая, – шапка из меха … (какая,

– шарф из шерсти … (какой, – свитер из трикотажа… (какой,

– пальто из драпа … (какое, – ботинки из кожи … (какие,

– варежки из шерсти (какие).

Воспитатель: Сеня, наши ребята уже большие, скоро пойдут в школу. И сейчас они научат тебя выкладывать схему слова «зима».

Физкультминутка «Снежок»

Снег сегодня шел с утра

Рада снегу детвора

Снег на ветках, на дорожках

На носу и на ладошках.

хлопают в ладоши

руки вверх, руки вниз, присесть

показывают на нос и на ладошки

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам составить рассказ о зиме, что бы Сеня запомнил, что такое зима и рассказал своим друзьям в Пустыне. А чтобы рассказ получился интересным, воспользуемся картинками-подсказками.

Посмотрите на первую картинку и скажите, как меняется погода с приходом зимы?

Что зимой происходит с водоемами?

Что бывает с деревьями в сильный мороз?

Какие птицы прилетают из леса к нам зимовать?

Как люди зимой одеты?

Что можно делать зимой?

Что мы празднуем зимой?

Ребята, посмотрите, у нас получился целый рассказ. Послушайте.

Зима – самое холодное время года. Зимой бывает мороз, часто идет снег, метут метели.

Реки и озера замерзают и покрываются льдом. В сильный мороз деревья покрываются инеем.

Прилетают самые красивые из зимующих птиц – снегири.

Люди надевают теплую одежду: меховые шапки, шубу, шерстяные варежки и шарфы, сапожки и ботинки.

Все дети очень любят зиму. В это время года можно играть в снежки, лепить снеговиков, кататься на санках, коньках, лыжах.

А еще зимой бывает самый лучший праздник – Новый год!

Кто желает рассказать о зиме? Давайте вспомним правила рассказывания:

1. Говорить громко.

2. Расказывать выразительно.

4. Постараться ничего не пропустить.

Рассказ ребенка.

Ксюша выполнила правила рассказывания? Что мы ей пожелаем? Как стояла? Ничего не забыла?

Воспитатель: Ну, что, Сеня, помогли тебе ребята узнать о зиме?

Верблюжонок: Да! Спасибо, ребята, я столько всего узнал о зиме и теперь хочу рассказать об этом своим друзьям в пустыни Сахара. Мне пора! До свидания!

Воспитатель: Кто был сегодняшним гостем и где он живет? Как мы ему помогли? Чей рассказ понравился больше?

Вот какая удивительная у нас зима! Вы хорошо отвечали на вопросы, старались правильно, красиво рассказывать, были активными. Я хочу подарить вам снежинки. Вы дома раскрасите их и расскажите своим родителям о зиме, прекрасном времени года.

Календарно-тематический план логопедических занятий (1-й год обучения, ОНР — III уровень) КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ (1-й год обучения, ОНР – III уровень) I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Пересказ рассказа «Елочка». Занятие по развитию речи в старшей группе Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы: Пересказ рассказа «Елочка». Программное содержание: Закреплять умение.

Составление рассказа по картине “Зима, зимние забавы”: конспект НОД по развитию речи в старшей группе

Галеева Гульнара Раисовна

Воспитатель, МАДОУ Детский сад № 5 “Пин и Гвин”, Республика Башкортостан, г. Агидель

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Галеева Г.Р. Составление рассказа по картине “Зима, зимние забавы”: конспект НОД по развитию речи в старшей группе // Совушка. 2019. N2 (16). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/16/ (дата обращения: 18.01.2022).

Цель: обучать детей составлять рассказ по сюжетной картине «Зимние забавы».

  • обучать детей составлять рассказ по картине «Зимние забавы», при описании событий указывать место и время действия;
  • обучать детей отвечать на вопросы по содержанию картины, грамматически правильно строить речь.
  • знать, что в рассказе есть три части (начало, середина и конец)
  • развивать монологическую форму речи; внимание, наблюдательность; умение слушать и оценивать ответы сверстников.
  • активизировать речь детей, обогащать словарный запас;
  • закреплять и расширять знания о зимних забавах.
  • воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам
  • воспитывать интерес к описанию и рассматриванию картины.

Интеграция: физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Методические приемы: беседа-диалог, составление рассказа, физкультминутки.

Оборудование: картина «Зимние забавы», проектор, ноутбук, экран, доска, магниты, снежки из ватных дисков 20 шт. , раскраски по количеству детей.

Формы и методы: наглядные – рассматривание картин «Зимние забавы»; словестные – отгадывание загадки о зиме, игра «Построй горку из зимних слов»; практические – составление сюжетного рассказа по картине «Зимние забавы».

  • Беседы о зиме.
  • Рассматривание иллюстраций о зиме, зимних развлечениях.
  • Чтение художественной литературы.
  • Наблюдения на прогулке за зимней природой, играми детей.

Ход организованной образовательной деятельности

1. Организационный момент. Процесс вовлечения в деятельность.

Воспитатель: Доброе утро, ребята!

Ребята, давайте возьмемся за руки и поприветствуем, друг друга и тех, кто у нас находится в гостях.

В этот чудный зимний день

Нам здороваться не лень

Шлем привет мы всем вокруг.

Я твой друг и ты мой друг!

Шлем привет мы всем гостям.

Очень, очень рады вам!

Ребята, давайте отгадаем загадку и узнаем, о чем мы с вами будем разговаривать.

Итак, послушайте загадку.

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима).

Верно, зима (на экране картина с зимним пейзажем).

Короткая беседа по вопросам:

– Ребята о чем эта загадка? (о зиме)

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?

Воспитатель: А почему вы так решили?

Дети: Потому что сейчас январь, а это зимний месяц

Воспитатель: Кто из вас любит зиму? Что делают дети зимой? В какие игры можно играть зимой на улице?

Дети: Кататься на санках, лыжах, коньках, строить крепости, лепить снеговиков и т. д.

Воспитатель: Правильно! Если в них играют зимой, значит они какие?

Воспитатель: Молодцы! Мы сегодня будем говорить о зиме и о зимних забавах.

2. Основная часть.

Воспитатель: Да, ребята, зима – чудесное время года. Когда я была маленькой, я тоже любила кататься на санках и лыжах с горки. А горки мы делали из снега. А вы знаете, ведь горку можно построить, даже из слов.

Хотите попробовать построить горку из слов?

Воспитатель: Мы будем придумывать, называть слова и ставить свой комочек – слово и строить горку. Посмотрим, насколько высокая горка у вас получится. (Прикрепляю снежки из ваты на доску).

– Какие вы молодцы, назвали много разных слов, высокая горка у нас получилась.

3. Физкультурная пауза «Снежок» (дети встают в круг)

Раз, два, три, четыре, пять

Мы с тобой снежок слепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем – совсем не сладкий.

4. (А давайте посмотрим, как проводят время зимой другие дети?)

Рассматривание картины «Зимние забавы» на экране и беседа по ней.)

Воспитатель: Многие поэты, писатели и художники в своих произведениях изображали зиму. И в нашей картинной галерее есть картина о зиме. (Воспитатель обращает внимание детей на картину «Зимние забавы»)

Воспитатель: Вы знаете, а ведь в настоящей картинной галерее есть экскурсовод, который интересно рассказывает всем посетителям о картинах. А вы хотите попробовать стать экскурсоводом, составить и рассказать рассказ по этой картине? (Да)

Беседа по картине:

– Давайте рассмотрим эту картину. Кого вы видите на картине?

– Куда вышли дети?

– Дети вышли на прогулку.

– Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?

– На картине зима, потому что снег идет. Снег лежит на земле, на деревьях.

– Какие деревья вы видите на картине?

– Мы видим на картине березы.

– Что делают дети на прогулке?

– Дети лепят из снега снеговиков.

– Какое настроение у детей? Почему вы так думаете?

– Детям весело, у них радостные лица, они улыбаются.

– Кого вы видите слева?

– Мы видим девочку. Она катает снежный ком.

– Кого вы видите справа?

– Справа на картине мы видим девочек. Девочки слепили снеговика.

– кого вы видите сзади девочек?

– Снеговик большой и красивый. На голове у него ведро. Нос у снеговика сделан из моркови, глазки из пуговки, вместо рук веточка дерева. Замечательный получился снеговик.

– Кто сидит рядом со снеговиком? Расскажите о нем.

– Рядом с ним сидит щенок. Он маленький и забавный. Щенок тоже радуется и виляет хвостиком. Ему тоже весело и как детям.

– Ребята, а еще за деревьями, что мы видим? Мне кажется это детский сад. Вы согласны со мной?

– За деревьями мы видим здание детского сада.

– Какое настроение вызывает у вас эта картина?

– Картина вызывает радостное настроение. Детям весело, у них радостные лица, они улыбаются.

5. Физкультурная пауза «Прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики на обеих руках.)

Мы во двор пришли гулять. («Идем по столу пальчиками.)

Бабу снежную лепили, («Лепим снежинок» ладонями.)

Птичек крошками кормили, («Крошим хлеб» всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались, (Ведем правой ладонью по левой.)

А ещё в снегу валялись, (Кладем ладони на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли, (Отряхиваем ладошки.)

Съели суп, и спать легли. («Едим» воображаемой ложкой, а потом кладем ладони под щеку.)

6. Коллективное составление плана рассказа с помощью педагога.

Сегодня мы составим с вами рассказ по картине «Зимние забавы».

– С чего вы начинаете рассказ?

– Мы начнем рассказ с описания времени года.

– Мы расскажем о том, что на картине нарисована зима, идет снег. Снег ложится на землю и на деревья.

– О чем вы будете рассказывать дальше?

– Потом мы расскажем о детях, о том, что они делают.

– О ком вы еще расскажете?

– Мы расскажем о щенке.

– Чем вы закончите рассказ?

– Мы закончим рассказ описанием настроения от картины.

7. Составление рассказа по картине: сначала несколькими детьми по частям, потом 1-2 детей рассказывают полностью. Рассказы детей по картине.

На картине нарисована зима. Идет снег. Снег ложится на землю и на деревья. За деревьями мы видим здание детского сада. Теплый, зимний день дети вышли на прогулку.

Они лепят из снега снеговиков. Детям весело, у них радостные лица, они улыбаются. Слева мы видим девочку. Она катает снежный ком. Справа на картине мы видим девочек. Девочки слепили снеговика. Снеговик большой и красивый. На голове у него ведро. Нос у снеговика сделан из моркови, глазки из пуговки, вместо рук веточка дерева. Замечательный получился снеговик.

Рядом со снеговиком сидит щенок. Он маленький и забавный. Щенок тоже радуется и виляет хвостиком. Ему тоже весело и как детям.

Дети на картине веселые, у них румяные щеки. Им нравится гулять и лепить снеговиков.

Картина вызывает радостное настроение и желание играть на улице.

8. Подведение итога организованной образовательной деятельности, оценка работы детей.

– О каком времени года мы говорили?

– В какие игры можно играть зимой?

– Чей рассказ вам понравился больше? Почему?

– Что больше всего вам понравилось?

– Вы сегодня постарались, составили интересные рассказы. Мне кажется, что эти рассказы будет интересно послушать дома вашим мамам и папам.

Я хочу вам подарить картинки – раскраски «Зимние забавы», ведь у зимы лишь белая краска, а вы сможете их раскрасить своими цветными карандашами.

Составление рассказа по картине «Зима» конспект урока

Урок построен с учётом особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья. У учащихся постепенно формируется понятие о том, что предложения стоят в определённом порядке, формируется умение правильно составлять предложение, восстанавливать нарушенный порядок слов.

Тема: Составление рассказа по картине «Зима»

Цели:
• учить составлять рассказ;
• развивать устную и письменную речь;
• уметь дифференцировать в письменной речи изученные орфограммы;
• развивать внимание и воображение;
Оборудование: экологическое панно В.Ф. Базарного, картинки медведя, зайца, дятла, снегиря, снежинки, карточка с предложением.

Просмотр содержимого документа
«Составление рассказа по картине «Зима» конспект урока»

Составление рассказа по картине «Зима»

Конспект урока русского языка для 3 класса коррекционной школы VIII вида

Автор: учитель начальных классов Петрова Ирина Игоревна
Описание материала: Урок построен с учётом особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья. У учащихся постепенно формируется понятие о том, что предложения стоят в определённом порядке, формируется умение правильно составлять предложение, восстанавливать нарушенный порядок слов.

Тема: Составление рассказа по картине «Зима»

Цели:
• учить составлять рассказ;
• развивать устную и письменную речь;
• уметь дифференцировать в письменной речи изученные орфограммы;
• развивать внимание и воображение;
Оборудование: экологическое панно В.Ф. Базарного, картинки медведя, зайца, дятла, снегиря, снежинки, карточка с предложением.

Огр.момент.
– Сядет тот, кто ответит, сколько месяцев в году?
– Какое сейчас время года?
– Назовите зимние месяцы?
– Назовите самый короткий зимний месяц?
– Придумайте слова на зимнюю тему, в которых есть звук [c].

Проверка домашнего задания.

– Назовите слова с разделительным Ь знаком?
– Найдите и прочитайте слова со смягчающим Ь знаком?
– Решите ребус. (Слово «валенки»). Написание, какой гласной мы должны запомнить?

Загадка о зиме.
Укрыла землю пуховым одеялом,
Сковала реки крепким льдом,
Узоры на окне нарисовала
Искристым белым серебром. (Зима)

Зз Зз Зз Зз Зз зима зимний зимушка

Игра «Собери словечко»

ИЗМА, ОРОЗМ, ЛДОХО

Сообщение темы урока.

– Прочитайте слова, которые вы составили.
– О каком времени года пойдёт речь сегодня на уроке?
Учитель крепит экологическое панно «Зима»

– Какое время года изображено на картине?
– Почему вы так думаете?
– Сегодня на уроке мы будем составлять рассказ, используя это панно.
– В нашем классе появились сугробы, прочитайте, что на них написано и определите первое предложение.

Пришла зима.
Слабые учащиеся крепят оставшиеся сугробы на панно.

Светлым шрифтом на картине появляются карточки слов: снег, лежит, Пушистым, ковром
Пушистым ковром лежит снег.

По классу развешаны снежинки, на каждой написано слово. Учащиеся должны составить предложение.

Лес окутан зимнем сном.
Предложение записывают в тетрадь, а снежинки вешаются на панно.
Учитель прикрепляет картинку зайца.

Учащиеся составляют предложение. Комментированное письмо.
Заяц надел зимнюю шубу.

Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдёт ко мне мороз,
Тронет руку, тронет нос.
Значит, надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть.

Слабый ученик отыскивает в классе картинку дятла и приклеивает её.

– Чем занят дятел?
Дятел стучит по стволу дерева.
– Следующее предложение мы составим, отгадав загадку.
В яме спит зимою длинной,
Но чуть солнце станет греть,
В путь за мёдом и малиной
Отправляется (медведь).

Учащиеся самостоятельно записывают предложение про медведя.

Медведь спит в берлоге.
Последнее предложение принёс нам снегирь, но он так спешил, что все слова написал слитно. Давайте разберём это предложение на слова и правильно запишем его.

Чудесензимнийлес!
Чудесен зимний лес!

– Прочитайте весь рассказ. Устно подберите заголовок.

– Подчеркните гласные после шипящих согласных.

– Закройте все глаза и представьте, что мы все оказались в лесу. (звучит музыка Чайковского, учитель читает отрывок из поэмы “Евгений Онегин”
Вот север, тучи нагоняя.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.

– Какие задания выполняли?
– Какие орфограммы повторили?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: