Конспект с элементами ТРИЗ на тему: Звуки (П, Пь), (Б, Бь)

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе с элементами ТРИЗ на тему: «Звуки [П, Пь], [Б, Бь]»

Цель: закрепить произношение звуков [П,Пь], [Б,Бь] в слогах,словах, предложениях, связной речи.

  • развитие фонематического слуха, анализа и синтеза;
  • закрепить умение составления предложений по опорным словам;
  • формирование связной речи детей,
  • дифференцировать звуки [п-б], [пь-бь];
  • развивать умение находить нестандартные подходы к решению проблемной ситуации;
  • тренировать аналитическое мышление, внимание;
  • развивать речевое творчество;
  • воспитывать сострадание к попавшим в беду и готовность им помочь.

Оборудование: Игрушки и картинки с изображениями предметов со звуками [п], [пь], [б],[ бь], поросёнка, собаки, Бабы-яги, Белоснежки и гномов, серии картинок «Курочка Ряба», пособие «Звуковички», буквы, магнитная доска, ширма.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Психогимнастика: изобразите злую Бабу-ягу, добрую Белоснежку, грустного поросёнка, весёлую собачку.

2. Постановка задачи:

– Дети, я получила письмо. Послушайте, что в нём написано: «Дети, нас похитила злая Баба-яга. Поросёнок Пит, собачка Бим».

– Что будем делать?

– В письме есть план. (Схематично изображён детский сад, от него дорога с красными стрелками к лесу). Давайте посмотрим, куда нам идти сначала.

Основная часть.

3. Вот мы и в лесу. Я слышу чью-то песенку: ПА-БА-ПА, ПЫ-БЫ-ПЫ, ПО-БО-ПЁ-БЁ, БИ-ПИ-ПУ-БУ. Повторите. Эту песенку спел зверёк, догадайтесь: первый звук [бь], последний [а]. Да, это белка. Как называют её детёнышей? Где они живут?

– Дорога привела нас к белке. Что будем дальше делать, ведь поросёнка и собаки здесь нет? (Дети предлагают)

– Белка укажет нам дорогу, если мы ей поможем поменять в словах звуки:

балка-палка, бочка-почка, плошки-блошки, лесенка-песенка, лесок-песок, лень-пень.

– Белка говорит, что нам надо идти прямо, там под берёзой сидит обезьяна, она знает, где живёт Баба-яга.

4.- Обезьяна поможет нам, если мы исправим путаницу в стихах:

На островок налетел ураган,
На пальме остался последний баран.

Под берёзами, где тень
Притаился старый день.

На поляне весной вырос зуб молодой.

Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.

5. — Молодцы! Болото обойдёте, направо пойдёте. Там увидите красивый замок Белоснежки, она поможет вам. У неё есть друзья-гномы в их именах есть звуки [п, пь], [б,бь]. Придумайте, как их зовут. Давайте подарим им подарки.

– Девочки выберут картинки во звуками [п], [пь]. Их будет проверять Соня. А мальчики — со звуками [б], [бь]. Их будет проверять Максим.

– Все гномы очень рады вашим подаркам. Придумайте, что они будут делать. (Дети составляют предложения).

– Белоснежка предлагает выполнить пальцевую гимнастику.

1) «Белка» — средний и безымянный пальцы правой руки согнуть и приложить к ладони большим пальцем. Указательный и мизинец поднять вверх. Кисть левой руки с широко раздвинутыми пальцами подставить сзади (хвост белки). Поменять руки.

2) «Бабочка» — соединить кисти рук по линии больших пальцев. Остальные раздвинуть и отвести в стороны. Помахать ими, как бабочка машет крыльями.

3) «Божья коровка» – пальцы сжать в кулачок. Выставить вперёд указательный и мизинец. Сверху положить округлённую ладошку другой руки, получится божья коровка, которая может шевелить «усиками»

7. — Белоснежка даст нам животное, которое повезёт нас дальше. Угадайте, какое – п, о, нь, и.

Логопед выкладывает схему слова (пособие «Звуковичок») с ошибкой. Дети её исправляют.

– Кто выложит это слово из букв?

– Нас так много, увезёт ли нас всех эта лошадка? Что предлагаете? (Ответы детей).

– Хорошо, полетим на самолёте. А Белоснежка говорит, что самолёта у них нет, произошла такая история. В кабину пилота забралась обезьяна. Что могло произойти? Придумайте небольшую историю.

8. — Ноги у нас резвые, мы и сами добежим. А вот и избушка Бабы-яги. Она сидит, скучает.

– Отдавай нам поросёнка и собачку.

– Она отпустит поросёнка и собаку, если мы её развеселим. А то она прочитала сказку «Курочка Ряба» и ей стало жалко бабушку и дедушку.

Рассказ по серии картин сказки по цепочке. И дети сами придумывают варианты весёлого окончания этой сказки.

– Мы развеселили Бабу-ягу, она подобрела и отпустит поросёнка и собачку. Давайте возьмём в группу картинки, скрепим их, нарисуем обложку и пошлём Бабе-яге новую, интересную книжку.

9. А поросёнок и собачка хотят рассказать, как они оказались у Бабы-яги. Логопед предлагает по трём слова придумать предложения, а затем связный рассказ:

Собака, поросёнок, лес.
Собака, поросёнок, заблудится.
Вечер, темно, страшно.
Избушка, свет, увидеть.
Баба-яга, гости, звать.
Баба-яга, поросёнок, съесть.
Собачка, ждать, утро.
Стала сказки рассказать.
Мы помощь пришли.

Дети составляют предложения, а затем один ребёнок весь рассказ.

Читайте также:
Логодомик - альтернатива индивидуальной логопедической тетради

10. Итог занятия.

– Молодцы, дети. Вот мы и спасли поросёнка Пита и собачку Бима. Надеюсь, вам понравилось наше путешествие.

Хлапова Ольга Александровна,
учитель-логопед 1 кв. категории

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ФРОНТАЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР, III ур. НА ФОРМИРРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Тема занятия «Дифференциация звуков Б-БЬ-П-ПЬ».

Цель: формирование умения различать звуки [б]-[п], [б`]-[п`] на материале изолированных звуков, слогов, слов.

-Коррекционно-образовательные:

– учить детей находить сходство и различие в акустико-артикуляторных характеристиках звуков, научить сравнивать звуки [б]-[п], [б`]-[п`] на материале изолированных звуков, слогов, слов;

Скачать:

Вложение Размер
otkrytoe_zanyatie.docx 24.15 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД «ЦЕНТР ДЕТСТВА «ЖЕМЧУЖИНКА»

ОТКРЫТОГО ФРОНТАЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР, III ур. НА ФОРМИРРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ.

БАБАЕВА НАДЕЖДА АНАТОЛЬЕВНА.

Тема занятия «Дифференциация звуков Б-БЬ-П-ПЬ».

Цель: формирование умения различать звуки [б]-[п], [б`]-[п`] на материале изолированных звуков, слогов, слов.

– учить детей находить сходство и различие в акустико-артикуляторных характеристиках звуков, научить сравнивать звуки [б]-[п], [б`]-[п`] на материале изолированных звуков, слогов, слов;

– продолжить работу по различению терминов «звук» и «буква», «гласный звук» – «согласный звук», «звонкий согласный звук» – «глухой согласный звук», точному употреблению этих терминов в речи детей;

– закреплять звукобуквенные связи;

– развивать умение выполнять слоговой анализ и синтез;

– закрепить умение точно произносить изолированные согласные звуки;

– развивать артикуляционную моторику при выполнении общих упражнений артикуляционной гимнастики в сочетании с движениями пальцев рук (биоэнергопластика);

– развивать мимическую моторику;

– продолжить работу по формированию слоговой структуры слова, использованию в речи детей слов сложной слоговой структуры;

продолжить работу по определению смысловых ошибок в предложениях и их исправлению;

– продолжить работу по формированию умения сочетать движения пальцев рук с речевым сопровождением;

– продолжить работу по развитию речевого голоса и учить детей пользоваться свойствами голоса и средствами выразительности речи.

– активизировать произвольное внимание;

– развивать коммуникативные навыки, формировать навыки работы в группе;

– развивать умение выполнять словесные инструкции;

– развивать память, мышление;

– продолжить работу по формированию пространственных представлений;

– воспитывать положительное отношение к организованной образовательной деятельности;

– воспитывать в детях желание приходить на помощь при затруднениях в выполнении заданий, принимать помощь без смущения и агрессии;

– воспитывать доброжелательность, готовность конструктивно разрешать конфликты;

– вызывать интерес к языковым явлениям.

-4 картинки с изображением домиков, символы звуков – Звуковички;

– сундучок, карточки с заданиями,

– 4 картинки, названия которых начинаются на один из звуков темы – Б, БЬ, П, ПЬ.

– карточки с картинками на звуки П, ПЬ, Б, БЬ;

-карточки с изображением Букв и картинок для определения места звуков в словах, карандаши синего и зеленого цвета.

I. Организационный момент.

1. (Дети под музыку входят в зал. На доске висят 4 картинки с изображением домиков. Под доской лежат символы звуков «Звуковички»).

– В городе Звуков случилось несчастье –

Туда Звукоежка послала ненастье.

Бедные звуки теперь без жилья.

Давайте мы с вами поможем друзьям.

И непременно случится здесь чудо:

Подскажем им – кто они и откуда.

Нужно задания выполнить вам,

Чтобы расставить все здесь по местам.

– Ребята, посмотрите, в городе Звуков тишина, домики пусты, хозяев нет! Вот они, бедные Звуковички, забыли – как их зовут и где их домики! А вот и задания, которые нужно выполнить, чтобы помочь нашим друзьям. (Логопед показывает сундучок, в котором лежат карточки с заданиями).

II. Знакомство с темой.

1. (Логопед читает стихотворение, дети договаривают концовку)

-Много звуков есть на свете, говорим мы звуки … (речи).

Гласные звуки … (поют и кричат), согласные …( перед преградой стоят).

Согласные с гласными … (подружились), вот уже …(слоги у нас получились).

Если слоги рядом поставим, сразу … (нужное слово составим).

А потом слова возьмем, … (в предложения соберём).

Мы с вами в городе Звуков. Что можно сделать со звуками? (говорить, слышать).

2. Артикуляционные упражнения, совместные с движениями обеих рук, имитирующие движения челюстей, языка и губ.

Логопед: Вот первое задание Звукоежки. Чтобы правильно и внятно говорить, мы с вами должны делать зарядку. Для чего мы её делаем? (для губ, языка, щёк)

Логопед читает задание:

Тренируйте язык, губы,

Плотно вы сжимайте зубы.

3. Игра «Определи первый звук в слове».

Логопед: Зарядку мы сделали, набрались сил, и теперь смело можем браться за дело, а то наши друзья Звуковички совсем загрустили. И следующее задание, которое мы должны с вами выполнить будет таким.

(читает задание по карточке)

На картинку посмотрите,

Первый звук определите,

С этим звуком вы знакомы,

Станет он хозяин в доме.

(картинки расположены рядом с домиком.)

Нам нужно определить какие это звуки и в каком домике они живут. (Дети называют картинку, определяют первый звук в слове и выбирают подходящий Звуковичок. Одновременно дается детьми характеристика каждого звука:

«Б» – бабочка, звук Б согласный, мягкий, звонкий;

«БЬ» – белка, звук БЬ согласный, твердый. Звонкий;

«П» – попугай, звук П согласный, твердый, глухой;

«ПЬ» – петух, звук ПЬ согласный, мягкий, глухой.

Звуковички помещаются возле соответствующего домика).

4. Игра «Телевизор».

Логопед: Ребята, Звукоежка дает следующее задание – сначала выучить наизусть небольшое стихотворение:

Поля бантик повязала,

С песней к бабушке бежала.

(Логопед проговаривает стихотворение с выделением изучаемых звуком)

Дети, назовите звуки, которые я выделяю голосом. (Б, БЬ, П. ПЬ)

В каких словах слышится звук Б (бантик, бабушка), Звук БЬ (бежала), звук П (Поля, повязала), звук ПЬ (песней).

Стихотворение заучивается наизусть. Логопед дочитывает задание:

Чтобы звуки зазвучали

И не ведали печали,

В «Телевизор» поиграйте,

Голос свой вы развивайте.

(поводится игра «Телевизор» на развитие речевого голоса и средств выразительности речи – тембра, ритма, темпа)

(Логопед достает из сундучка карточку со следующим заданием)

Все выходят по порядку, (ходьба на месте)

Дружно делают зарядку.

Влево — вправо, влево — вправо, (наклоны)

Назад — вперед, назад — вперед.

Можно и на оборот.

Встали ровно! Подтянулись!

И на месте повернулись!

Весёлая мимическая гимнастика

В зоопарке побывали,

Удивились! Так и знай:

Брови выше поднимай.

Вот бульдог – серьёзный пёс.

У него курносый нос.

Он подачек не берёт,

Челюсть выставил вперёд.

Не хотел есть кашу Паша.

Рассердилась мама наша.

Брови хмурила вот так:

Каша – это не пустяк!

Мы увидели пион.

Как чудесно пахнет он!

Воздух носом втянем дружно:

Нам цветок понюхать нужно.

6. Игра «Закончи слово нужным слогом».

Молодцы, ребята, вы справились и с этим заданием. (Достает следующую карточку)

Попугай слова кричал,

Но концовки он не знал.

Получалось у него

Ровным счетом «ничего».

Чтобы слово угадать,

Концовку вы должны сказать.

Говорите вы всегда

Где нужно ПА, где нужно БА.

Вот какие слова без концовки кричал попугай. Я начну, а вы договариваете нужный слог ПА или БА, чтобы получилось слово:

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе с элементами ТРИЗ на тему: «Звуки[п,пь], [б,бь]»

Предмет: Дошкольное образование
Категория материала: Конспекты
Автор: Хлапова Ольга Александровна это Вы?
Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 20.77 Kb

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе

с элементами ТРИЗ

на тему: «Звуки[п,пь], [б,бь]»

Подготовила: учитель-логопед 1 квалификационной категории Хлапова Ольга Александровна

Цель: закрепить произношение звуков[п,пь] ,[б,бь]в слогах ,словах, предложениях, связной речи.

развитие фонематического слуха, анализа и синтеза;

закрепить умение составления предложений по опорным словам;

формирование связной речи детей,

дифференцировать звуки [п-б], [пь-бь];

развивать умение находить нестандартные подходы к решению проблемной ситуации;

тренировать аналитическое мышление, внимание;

развивать речевое творчество;

воспитывать состраданиек попавшим в беду и готовность им помочь.

Оборудование: Игрушки и картинки с изображениями предметов со звуками [п], [пь], [б],[бь], поросёнка, собаки,Бабы-яги, Белоснежки и гномов, серии картинок « Курочка Ряба», пособие «Звуковички», буквы, магнитная доска, ширма.

Оргмомент. Психогимнастика: изобразите злую Бабу-ягу, добрую Белоснежку, грустного поросёнка, весёлую собачку.

-Дети, я получила письмо. Послушайте, что в нём написано: «Дети, нас похитила злая Баба-яга. Поросёнок Пит, собачка Бим».

-Что будем делать?

-В письме есть план. (Схематично изображён детский сад, от него дорога с красными стрелками к лесу). Давайте посмотрим, куда нам идти сначала.

3. Вот мы и в лесу. Я слышу чью-то песенку: ПА-БА-ПА, ПЫ-БЫ-ПЫ, ПО-БО-ПЁ-БЁ, БИ-ПИ-ПУ-БУ. Повторите. Эту песенку спел зверёк, догадайтесь: первый звук [бь], последний [а]. Да, это белка. Как называют её детёнышей? Где они живут?

Дорога привела нас к белке. Что будем дальше делать, ведь поросёнка и собаки здесь нет? (Дети предлагают)

Белка укажет нам дорогу, если мы ей поможем поменять в словах звуки:

балка-палка, бочка-почка, плошки-блошки, лесенка-песенка, лесок-песок, лень-пень.

Белка говорит, что нам надо идти прямо, там под берёзой сидит обезьяна, она знает, где живёт Баба-яга.

4.-Обезьяна поможет нам, если мы исправим путаницу в стихах:

На островок налетел ураган,

На пальме остался последний баран.

Под берёзами, где тень

Притаился старый день.

На поляне весной вырос зуб молодой.

Куклу выронив из рук

Маша мчится к маме:

Там ползёт зелёный лук

С длинными усами.

-Молодцы! Болото обойдёте, направо пойдёте.

Там увидите красивый замок Белоснежки, она поможет вам.

У неё есть друзья-гномы в их именах есть звуки[ п, пь],[б,бь].

Придумайте, как их зовут. Давайте подарим им подарки.

Девочки выберут картинки во звуками [п],[пь]. Их будет проверять Соня. А мальчики со звуками[ б],[бь]. Их будет проверять Максим.

Все гномы очень рады вашим подаркам. Придумайте, что они будут делать. (Дети составляют предложения).

6.Физминутка.Белоснежка предлагает выполнитьпальцевую гимнастику.

1) Белка – средний и безымянный пальцы правой руки согнуть и приложить к ладони большим пальцем. Указательный и мизинец поднять вверх. Кисть левой руки с широко раздвинутыми пальцами подставить сзади (хвост белки). Поменять руки.

2)Бабочка – Соединить кисти рук по линии больших пальцев. Остальные раздвинуть и отвести в стороны. Помахать ими, как бабочка машет крыльями.

3)Божья коровка –пальцы сжать в кулачок. Выставить вперёд указательный и мизинец. Сверху положить округлённую ладошку другой руки, получится божья коровка, которая может шевелить «усиками»

7.Белоснежка даст нам животное, которое повезёт нас дальше.

Угадайте, какое – п о нь и. Логопед выкладывает схему слова (пособие «Звуковичок») с ошибкой. Дети её исправляют.

Кто выложит это слово из букв?

Нас так много, увезёт ли нас всех эта лошадка?

Что предлагаете? (Ответы детей).

Хорошо, полетим на самолёте. А Белоснежка говорит, что самолёта у них нет, произошла такая история. В кабину пилота забралась обезьяна.

Что могло произойти? Придумайте небольшую историю.

8.-Ноги у нас резвые, мы и сами добежим.

А вот и избушка Бабы-яги. Она сидит, скучает.

-Отдавай нам поросёнка и собачку.

Она отпустит поросёнка и собаку, если мы её развеселим. А то она прочитала сказку «Курочка Ряба» и ей стало жалко бабушку и дедушку.

Рассказ по серии картин сказки по цепочке. И дети сами придумывают варианты весёлого окончания этой сказки.

-Мы развеселили Бабу-ягу, она подобрела и отпустит поросёнка и собачку. Давайте возьмём в группу картинки, скрепим их, нарисуем обложку и пошлём Бабе-яге новую, интересную книжку.

9.А поросёнок и собачка хотят рассказать, как они оказались у Бабы-яги. Логопед предлагает по трём слова придумать предложения, а затем связный рассказ:

Собака, поросёнок, лес.

Собака, поросёнок, заблудится.

Вечер, темно, страшно.

Избушка, свет, увидеть.

Баба-яга, гости, звать.

Баба-яга, поросёнок, съесть.

Собачка, ждать, утро.

Стала сказки рассказать.

Мы помощь пришли.

Дети составляют предложения, а затем один ребёнок весь рассказ.

10. Итог. Молодцы, дети. Вот мы и спасли поросёнка Пита и собачку Бима. Надеюсь, вам понравилось наше путешествие.

Полезно? Поделись с другими:

Просмотров: 29 Скачиваний: 5

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта – свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2020
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Дифференциация звуков [П], [ПЬ] и [Б], [БЬ]

1. Фонетическая: уточнить и сравнить артикуляции и звучание звуков [П], [ПЬ] и [Б], [БЬ].

2. Фонематическая: выделять звук из начала и середины слова, развивать фонематический анализ и синтез слов со звуками [П], [ПЬ] и [Б], [БЬ].

3. Лексическая: уточнить и расширить словарный запас.

4. Воспитывающая: аккуратность, взаимовыручку, самостоятельность.

Оборудование: карточки с буквами (А, О, У, Ы, Э) в красных домиках, письмо от гостей, фишки, зеркала, карточки для характеристики звуков, индивидуальные карточки, карточки со звуками Б, П в зелёных и синих домика, карточки с буквами П, Б.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

— Начинаем наше занятие с кинезиологических упражнений, которые направлены на развитие умственных способностей.

Поочередно, соприкасаем пальцы руки от мизинца к большому пальцу, на подушечки и обратно, с напряжением.

Начинаем с ладони, положили руку на стол, сжали в кулак, положили на ребро, проговариваем, ускоряя темп.

Начинаем с левой руки – в кулак (повернуть к себе), большой палец в сторону; правая рука соприкасается с мизинцем левой руки; одновременно меняем движения; ускоряя темп.

Начинаем с левой руки – за кончик носа; правой – за противоположное ухо; хлопок; меняем на зеркальное положение.

— Эти упражнения помогут справиться с дальнейшими трудностями на занятии.

II. Повторение пройденного

— На прошлом занятии мы закончили работать с гласными буквами и звуками. А сейчас повторим всё, что мы о них знаем.

— Сколько гласных букв в русском языке? (10)

Прочитайте эти буквы:

— Сколько гласных звуков вы знаете? (6)

— Произнесите эти звуки? (А, О, У, Ы, Э, И)

— Почему их назвали гласными? (они поются, нет преграды, только голос)

— Что помогает произносить звуки? (органы речевого аппарата)

— Наши речевые аппараты сейчас поработают. Каждый из вас расскажет четко, внятно, не торопясь, свой стишок про гласные звуки и покажет, как правильно эти звуки нужно произносить.

Без труда их различаем:

Вот такие все они.

Нет для них нигде преграды,

Петь мы эти звуки рады.

Вызываем по порядку

Наши звуки на зарядку.

[А]! Пошире рот открой!

Не ленись и громче пой!

Удивленно тянет он:

“А. ” Забывчивый какой!

[У] надул капризно губки,

Их он вытянул, как трубки.

Вот какой он привереда –

Он смеется звонко так!

На язычке широком

Скачет мимо окон!

Вот в задумчивом сомнение

[Э] высказывает мнение:

“Э-э-э. Не знаю, что сказать.

Может, лучше помолчать?”

Округлив большие губы,

[О] прикрыл немного зубы,

Язык поглубже оттянул,

[Ы] хоть гласный, но тихоня,

Все зевает он спросонья:

“Ы-ы-ы. Поспать еще часок.

— Молодцы! Вы все хорошо рассказали стихи про гласные звуки. Они очень важны, потому что помогают нам читать, и служат для образования слога.

III. Сообщение новой темы занятия

1. Письмо от Петрушки

— Дети, я получила письмо. Послушайте, что в нём написано:

— Дорогие дети! Мы шли к вам в гости, а по дороге встретили колдунью, которая заколдовала нас. Появимся мы тогда, когда вы отгадаете загадку колдуньи, чары её развеются:

В гости к нам идут друзья,
Их водой разлить нельзя,
Две веселые игрушки,
Догадались кто? … (Петрушки)

—Слышите, кто-то стучит… (заходят дети в костюмах Петрушки)

Петрушки в гостях у ребят

Принесли мы вам ПАМПУШКИ,

И девчонок не забыли,

Им подарки накупили:

ПИРОГИ и ПЛЮШКИ.

На столе стоят по праву!

Мы Петрушки неспроста

Принесли их вам сюда!

Проведем сейчас опрос:

— Кто ответит на вопрос:

Звук, какой стоит, дружок,

— Какой первый звук в слове ПИРОЖОК?( [ПЬ])

— Этот звук, твердый или мягкий? (мягкий)

—В домике, какого цвета живет этот звук? (зеленого) на доску вывешивается

Он такой же и в ПЕЧЕНЬЕ.
А у вас какое мнение?
Есть у нас еще ПИРОЖНОЕ,
Объеденье невозможное!
Первый звук в нем мягкий, тающий,
Словно пух, в окно влетающий.
—Звук немного изменился,
Перед вами извинился.
Стал другим в словах: ПАМПУШКИ,
ПАПА, ПАСТИЛА и ПЛЮШКА.

— Какой первый звук в слове ПАМПУШКИ, ПАПА? ([П])

— Этот звук, твердый или мягкий? (твердый)

— В домике, какого цвета живет этот звук? (синего) на доску вывешивается

Уловили? Стал он твердым,
Важным, пыхающим, гордым!

— Молодцы! Вы хорошо умеете выделять первый звук в словах и слышать твердый он или мягкий.

2. Характеристика звука П.

— Давайте, охарактеризуем звук П перед зеркалом.

— голос не дрожит (глухой)

— воздушная струя (горячая)

— Звуки П, ПЬ можно на письме обозначить … (буквой)

— Кто поможет её правильно назвать? (Пэ) буква вывешивается на доске

— А письмо я не дочитала, слушайте еще загадку:

Это что за очень странный,
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует он длинный
Кто же это … (Буратино)

— У нас в гостях Буратино.

Я — веселый Буратино.
У меня в руках корзина.
В ней найдете вы БАНАН,
БАНКУ, БУЛКУ, БАРАБАН.

Кто же скажет быстро мне,
Звук, какой лежит на дне?

— Какой первый звук в слове БАНАН, БАНКА? ([Б])

— Этот звук, твердый или мягкий? (твердый)

— В домике, какого цвета живет этот звук? (синего) на доску вывешивается

Он прорвал плотину губ,
Звонким стал, как голос труб!
Раз преграда на пути —
Он согласный. Повтори!
Ба! Да здесь еще БЕРЕТ,
БИНТ, БИНОКЛЬ и БИЛЕТ!

— Какой первый звук в слове БИНТ, БИЛЕТ? ([БЬ])

— Этот звук, твердый или мягкий? (мягкий)

— В домике, какого цвета живет этот звук? (зеленого) на доску вывешивается

— Молодцы! Вместе с Буратино вы хорошо выделяли первый звук в словах. А сейчас дадим характеристику этому звуку.

3. Характеристика звука Б (перед зеркалом)

— голос дрожит (звонкий)

— воздушная струя (горячая)

—Звуки Б, БЬ можно на письме обозначить … (буквой)

—Кто поможет её правильно назвать? (Бэ) буква вывешивается на доске

Сегодня на занятии мы будем упражняться различать эти звуки.

IV. Закрепление темы занятия

— Итак, наша первая игра “Кто внимательнее”

— Перед вами буквы БЭ и ПЭ. Я буду говорить слова, а вы поднимаете букву, которая есть в слове. Те, кто активно будут работать, получат жетончики.

В конце занятия мы их посчитаем.

пар, блеск, баня, бочка, палка, пальто.

— Усложняю: Я показываю картинку, а вы показываете букву, которая есть в этом слове.

— Молодцы! Вы хорошо различаете звуки Б и П.

— Сегодня мы говорили о звуках П, ПЬ и Б, БЬ, которые на письме обозначаются буквами ПЭ и БЭ.

— При помощи какого ряда мы обозначаем мягкость на письме? (гласные 2 ряда, Ь)

V. Работа в тетрадях.

— Слушайте внимательно задание.

—Я произношу слоги с звуками П, ПЬ. Вы записываете только слоги, где ПЬ.

па, пя, пу, пю, по, пё, пы, пи (проверка)

— Молодцы! Вы справились с этим зданием.

— Будьте внимательны. Я произношу слоги с звуками Б, БЬ. Вы записываете только слоги, где Б – твердый.

ба, бя, бу, бю, бо, бё, бы, би. (проверка)

— Молодцы! Очень хорошо вы различаете звуки П, ПЬ, Б, БЬ. Но пора отдохнуть.

Хомка, хомка хомячок
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает
Щечки моет, шейку трет.
Подметает Хомка хатку,
И выходит на зарядку.
Хомка хочет сильным стать

— Вместе с Хомкой мы отдохнули.

— А теперь будем продолжать различать звуки Б и П.

— На доске написаны предложения, которые не закончены. Ваша задача составить предложения, выбирая нужное по смыслу слово из данных за чертой.

В море звонко волны блещут
Водяные брызги плещут

— Прочитайте слова данные за чертой.

— Что значит, слово БЛЕЩУТ, объясните?

— Что значит, слово ПЛЕЩУТ, объясните?

— Прочитайте предложение, которое получилось.

— Все поняли задание?

— А теперь работа в парах.

— Составьте предложения, выбирая нужное по смыслу слово.

Бревна нужно нам белить
Стены нужно нам пилить
Огурцы солят в почки
Весной на деревьях набухают бочки
Весной вспахали плугом башню
Построили из камня пашню

— Все справились с заданием хорошо.

— А теперь мы будем работать самостоятельно. У каждого на парте есть карточка с заданием. Прочитайте внимательно задание. Что нужно сделать в этом задании?

— А теперь самостоятельно запишите эти слова в тетрадь, подчеркивая пропущенную букву.

Задание 4. Письменно по карточкам

ЛА … Ы … АРАН
ЗУ … Ы … АКЕТ

— А теперь каждый сравнит слова в тетради с теми, что написаны на доске.

— Проверим как мы различаем звуки Б и П.

— Последнее задание вам нужно выполнить самостоятельно. Читаем и выполняем.

Задание 5. письменно

Прочитайте предложение, вставляя буквы Б, П.

Запишите в тетради. Сделайте схему предложения, выделяя гласные.

… орис … ошёл в …ор за гри…ами.

— Какое предложение у вас получилось, прочитайте его.

— Молодцы! Вы хорошо поработали на занятии

VII. Итог занятия

— Назовите звуки, с которыми мы познакомились и которые научились различать?

— Давайте сосчитаем жетончики. У кого больше всех? Молодцы! На этом наше занятие закончено.

Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки Б-Бь, П-Пь, буквы Б-П».

Светлана Петренко
Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки Б-Бь, П-Пь, буквы Б-П».

• Способствовать развитию звуко-буквенного анализа, развитию фонематического слуха.

• Познакомить со звуками Б-П как звонкими и глухими согласными.

• Познакомить с буквами Б-П и звуками Б- Бь, П-Пь.

• Учить писать печатные буквы Б-П.

• Учить читать слоги Б+10 гласных, П+10 гласных.

• Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

• Способствовать развитию зрительной и слуховой чувствительности;

• Способствовать развитию внимания, памяти, воображения и мышления.

• Порадоваться вместе с детьми успехами, результатами деятельности.

Оборудование: Азбука, буквы, интерактивная доска IQBoard., компьютер, рабочие тетради Колесниковой Е. В. «От А до Я», мягкий мяч.

Использование современных образовательных технологий:

– Элементы психогимнастики (релаксационное упражнение «Приветствие»).

– Здоровьесберегающая технология (Гимнастика для глаз, физкультминутка «Буратино»).

– Элементы сказкотерапии (массаж точки здоровья).

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Воспитатель: – Ребята. Настал новый чудесный день. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь с вами. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Вдохните ещё раз и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы! Давайте ещё раз улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.

2. Актуализация темы. Знакомство с буквами Б-П и звуками Б- Бь, П-Пь.

I. Работа со звуком Б.

Воспитатель: Ребята, мы продолжаем с вами знакомиться со звуками и буквами для успешного обучения в школе. Посмотрите, наша азбука скоро совсем заполнится буквами. И сегодня мы добавим в нее еще две. Для того чтобы узнать о каких звуках и буквах мы сегодня будем говорить надо разгадать загадки.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка

Я сорвать его хотел-

Он вспорхнул и улетел.

Воспитатель: Итак, слово бабочка с какого звука начинается?

Дети: Звука Б

Воспитатель: Сколько звуков Б в слове бабочка? Покажите на пальчиках. Правильно два. Где находятся звук Б?

Дети: В начале слова и в середине.

Воспитатель: Произнесите, пожалуйста, звук Б. Гласный или согласный? Почему? Голос участвует? Какой это звук – звонкий или глухой? Бывает твердым или мягким? Назовите твердый, мягкий.

Правильно. Звук Б – согласный, звонкий. Может быть твердым и мягким.

Воспитатель: Сейчас я прочитаю вам отрывок из нашей любимой книги «Букварик-Смешарик» о букве Б. А вы запоминайте слова со звуками Б, Бь. (Развитие фонематического слуха.)

3. Массаж точки здоровья.

Воспитатель: Но для того, чтобы лучше запомнить все слова, сделаем массаж «точки ума» (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб. : Речь, 2001.)

Чтение отрывка из книги (с использованием мягких игрушек смешариков).

4. Игра с мячом. «Назови слово». (Дети говорят слова со звуками Б, Бь, Делят слова на слоги. Показывают на пальчиках. Определяют место звука в слове.)

Воспитатель: Вы помните, что звуки мы говорим и слышим, а буквы пишем и читаем. Посмотрите на букву Б. На что она похожа? Она есть заглавная большая и маленькая прописная. Где живет заглавная буква Б?

Дети: В именах и фамилиях людей, кличках животных, названиях городов, стран.

II. Работа со звуком П.

Он с хвостом резиновым,

Как загудит его мотор

Глотает он и пыль и сор.

Воспитатель: С какого звука начинается слово пылесос? Звук П. Где находится звук П? Произнесите, пожалуйста, звук П. Что слышится?

Дети: Слышится только шум.

Воспитатель: Гласный или согласный? Почему? Какой это звук – звонкий или глухой? Бывает твердым или мягким? Назовите твердый, мягкий.

Правильно. Звук П – согласный, глухой. Может быть твердым и мягким.

Дети, некоторые звонкие и глухие звуки очень похожи друг на друга – постоянные двойняшки. Их произносят почти похоже, одинаково складываются губы, одинаково движется язык. Только при произношении глухих не подключается голос. Их называют парными согласными. И наши звуки Б и П- парные согласные.

Давайте найдем слова со звуком П в тексте о смешариках.

5. Игра с мячом. «Назови слово». (Дети говорят слова со звуками П, Пь, Делят слова на слоги. Показывают на пальчиках. Определяют место звука в слове.).

Воспитатель: Посмотрите на букву П. На что она похожа?

Воспитатель: Устали? Давайте вместе с Буратино разомнемся.

Руки в стороны развел

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключ ему достать,

Надо на носочки встать.

7. Просмотр презентации по теме занятия.

Воспитатель: Дети, для того, чтобы быстро и правильно сделать все задания в рабочей тетради и получить наклейку, нужно хорошо вместе со мной поработать. Внимание на доску! (презентация сделана по материалу рабочей тетради).

7. Гимнастика для глаз в середине просмотра.

Раз –налево, два – направо,

Три –наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

8. Самостоятельная работа в тетрадях.

9. Подведение итогов. Игра «Правильно-неправильно»

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в любимую игру «Правильно-неправильно». Правила вы знаете. Если вы со мной согласны – хлопайте в ладоши.

Мы сегодня с вами говорили о животных.

Мы говорили о звуках и буквах.

Гласные звуки можно петь.

Звуки Б и П- гласные.

Согласные звуки могут быть твердыми и мягкими.

Звук П- мягкий.

Буквы мы слышим и читаем.

Вы умные дети, много знаете, почти все умеете.

Вы молодцы! Похлопайте себе. И подходите за наклейками, кто все сделал.

Методические приёмы при исправлении дефектов оглушения и озвончения Методические и игровые приёмы при исправлении дефектов озвончения и оглушения согласных звуков. Для формирования правильного звукопроизношения.

Проект «Формирование фонематического восприятия у детей» ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА Название «Формирование фонематического восприятия у детей». Автор проекта: Мацупа Галина Григорьевна Продолжительность.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Дифферециация звуков «П», «Пь» и «Б», «Бь»» для детей старшего дошкольного возраста

МБ ДОУ ТР детский сад №2

Конспект непосредственной образовательной деятельности по (развитию речи)

тему: Дифферециация звуков «П», «Пь» и «Б», «Бь»

для детей старшего дошкольного возраста.

Составила учитель-логопед: Корнева Ирина Юрьевна

1.Создание условий для развития умения различать звуки «п», «пь» от звуков «б», «бь» посредством игровой деятельности.

Корекционно-обучающие задачи:

1.создать условия для детской инициативы, для развития способности совместно решать поставленную задачу (социально-коммуникативное развитие);

2.Создать условия для развития у детей навыков межличностного взаимодействия, умения договариваться (социально-коммуникативное развитие);

3.Создать условия для побуждения детей к речевой активности, для развития способности логично оформлять собственное высказывание (речевое развитие);

4.Создать условия для развития мышления (познавательное развитие);

5.Создать условия для развития нравственных качеств;

6.Создать условия для развития умения различать звуки «п», «пь» и «б», «бь» (коррекционная задача).

Корекционно-развивающие задачи:

закрепить знания детей по дифференциации звуков «п», «пь» и «б», «бь»,

учить различать звуки «п», «пь» и «б», «бь», в изолированном виде, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в связной речи.

Формировать умение правильно выполнять задания предложенные логопедом.

развивать, фонематический слух, память, внимание, мышление, словарь детей, органы артикуляции, сенсорную сферу.

Корекционно-воспитательные задачи:

1.воспитывать интерес к правильно звучащей речи, интерес к предмету через использование разных методов и приемов.

2.Воспитывать организованность, контроль и взаимоконтроль, темп.

Методы и приемы: словесные, наглядные, практические.

Оборудование: мяч; предметные картинки персонажей (Бегимотик Плюх, Бурундук. Белочка, Бармалей, поросёнок Пак, собачка Булька, доктор Айболит и Пилюлькин), Картинка с изображением леса. замок Бармалея,план-схема к замку Бармалея, зеркала, чупа-чупс;

Организационный момент.

Психогимнастика.

Логопед: Ребята, доброе утро! Настал новый чудесный день. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и улыбнётесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь с вами. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту и красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Вдохните ещё раз и выдохните. Молодцы! Давайте ещё раз улыбнёмся друг другу и начнём наше занятие.

Повторение пройденного материала.

Логопед: Ребята, давайте вспомним какие звуки, мы изучали на прошлом занятии?

Дети: Мы изучали звук «Б».

Логопед: Давайте придумаем слова на этот звук.

Дети придумывают слова и говорят, где спрятался (в начале, середине, конце) слова.

Логопед: Молодцы. Дети, я получила письмо. Давайте его прочитаем и узнаем, кто нам написал. Логопед вскрывает конверт и читает: «Дорогие дети, мы в плену у Бармалея. Выручайте. Поросёнок Пак и собачка Булька.» Сегодня мы пойдём выручать из плена Пака и Бульку, но сначала скажите какие первые звуки, вы слышите в их именах?

Дети: звуки «П» и звук «Б».

Логопед: Верно. Но перед тем как мы с вами отправимся выручать наших друзей из беды, давайте выясним, чем эти звуки отличаются друг от друга.

Дети: Один звук глухой- это звук «п», потомучто мы его произносим без голоса, а другой звук «Б» – звонкий, потому что мы его произносим с голосом.

Логопед: Правильно, ну я чем они похожи?

Дети: Оба звука согласных, потому что их нельзя пропеть, протянуть струя воздуха встречает преграду.

Логопед: Что нам мешает их пропеть?

Дети: Губки. Они плотно сжимаются и под напором воздуха разжимаются, (работа с зеркалами)

Логопед: Молодцы. Вот перед вами план, по которому мы должны пройти. Куда показывает стрелка.

Дети: Прямо

Картинка с изображением леса.

Логопед: Пойдёмте. Ой, я слышу чью-то песенку:

Логопед: Давайте повторим. (Сначала хором, потом по одному). Это песенка зверька, в названии которого первый звук «Бь», а последний звук «А». Отгадайте кто это?

Дети: Белка.

Логопед: Как называют её детёнышей?

Дети: Бельчата

Логопед: Какой первый звук слышится в этих словах?

Дети: Звук «бь», братец звука «Б».

Логопед: Верно, а где живут бельчата?

Дети: В дупле.

Логопед: Какой изучаемый звук слышим в слове «дупло»

Дети: Звук «п» в середине слова.

Логопед: Давайте у белочки спросим, где живёт Бармалей.

– Белочка ты нам не подскажешь, где живёт Бармалей?

Белочка: Постараюсь помочь, но сначала поиграйте со мной в игру «Скажи, наоборот» (с мячом).

Белочка: Вы молодцы, я не знаю, где живёт Бармалей, но знаю, кто может вам помочь. Это Бурундук. Идите налево там его и увидите.

Дети: Спасибо.

Логопед: Вот и он. Здравствуй, Бурундук. Наши друзья попали в плен к Бармалею, ты не подскажешь нам дорогу.

Бурундук: Подскажу, если вы выполните мое задание. Я буду вам кидать мяч и говорить слово, а вы должны первый звук заменить на «Б» или «Бь», чтобы у вас получилось новое слово.

Бочка- почка. В магазине (Бочки). На ветках (почки).

Пел бел Чижик звонко (пел). Голубь мира (бел).

Пить бить Мы хотим (пить). Собаку не надо (бить).

Пашня-башня Трактор стоит на (пашне). Пожарные дежурят на (башне)

Бурундук: Молодцы! Вы выполнили моё задание. Слушайте внимательно. Направо пойдёте до болота дойдёте – там живёт бегимотик Плюх, он вам покажет дорогу.

Логопед: А вот и сам бегимотик. Давайте с ним поздороваемся.

Дети: Здравствуй, бегимотик Плюх. Мы ищем дорогу к замку Бармалея, помоги нам, пожалуйста.

Бегимотик Плюх: Помогу, но только сначала помогите мне разобраться со звуками «П» и «Б», а, то я их путаю.

Дети: Хорошо, мы тебе поможем.

Игра «Узнай, звук» (если в словах слышится звук «п» хлопаем в ладоши, если звук «Б», то поднимаем руку).

Боты, паук, бант, будка, пастух, буквы, снопы, блузка, бузина, поезд, бумага, пила, платье, брат, блин, баба, папа, пыль, буря, пуля.

Бегимотик Плюх: Спасибо, друзья, теперь я эти звуки не перепутаю. А теперь я расскажу, как найти дорогу к замку Бармалея. Болото обойдёте, направо пойдёте. Потом увидите забор. За забором живут два доктора – Пилюлькин и Айболит. Они вам покажут, куда идти дальше.

Дети: Спасибо.

Логопед: Вот мы и пришли. Здравствуйте. У нас к вам большая просьба, помогите нам выручить наших друзей. Они в замке у Бармалея.

Доктора: Хорошо. Только у нас одна просьба к вам, поможете нам исправить некоторые слова в двустишье?

Дети: С удовольствием.

Доктора: Ну, слушайте:

Вода бежит в прохладной печке

Поленья полыхают в речке.

Все уселись мы на песенку

И поём мы дружно лесенку.

Я нажимаю на медали,

Чтоб первым получать педали.

На пляже тёпленький лесок

Вдали берёзовый песок.

Далеко идти мне пень

Лучше сяду я на лень.

Лечит от болезней пекарь

Хлеб печёт умелый лекарь.

Доктора: Умницы, ну а теперь идите прямо, там увидите замок, где живёт Бармалей. И будьте осторожнее.

Дети: Хорошо.

Логопед: Вот и замок Бармалея. Здравствуй, Бармалей. Долго мы тебя искали, освободи наших друзей, пожалуйста. Ты же не такой злой, как кажешься.

Бармалей: Здравствуйте, если вы хотите, чтоб я подобрел и отпустил поросёнка Пака и собачку Бульку, вы должны научить меня сочинять чистоговорки и стихи.

Дети: Мы попробуем.

Во дворе стоит … (петух)

С тополей слетает …(Пух)

Вот и всё…(стихотворенье).

Закрой калитку на …(запор)

Не лезь больше на …(забор)

Так сказала бабушка Полина,

Собирая в кузовок…(малину).

Бармалей: Спасибо, ребята. Я теперь совсем добрым стал. Забирайте своих друзей и на меня не обижайтесь. А в знак своей доброты я хочу вас угостить всех чупа-чупсами.

Дети: Спасибо.

Логопед: Дети Что же мы сегодня сделали?

Дети: Выручили наших друзей из беды. Помогли Белки, бегимотику, докторам, самому Бармалею различать звук «П» от звука «б».

Поросёнок Пак и собака Булька: Спасибо, вам ребята, что выручили нас из беды. Мы вас никогда не забудем. Удачи вам во всех ваших делах. До свидания.

Логопедическое занятие “Дифференциация парных согласных звуков б – бь, п – пь”

1. Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков б – п, бь – пь.

2. Развитие и совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза на материале слов со звуками б – п, бь – пь.

3. Обучение составлению распространенных предложений, описательных рассказов с опорой на картинный план.

4. Уточнение и расширение словарного запаса учащихся.

5. Развитие мелкой моторики, работа над просодической стороной речи.

6. Развитие зрительной и слуховой памяти, восприятия и др. психических процессов.

7. Формирование пространственных представлений.

8. Формирование положительного отношения к учению, воспитание интереса к окружающему миру.

9. Развитие и совершенствование навыков и приемов самоконтроля, анализа и оценки продуктивности деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Логопедическое занятие “Дифференциация парных согласных звуков б – бь, п – пь”»

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ:

“ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Б – БЬ, П – ПЬ»

Цель: Продолжать учить различению парных согласных звуков б – п, бь – пь.

Задачи: 1. Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков б – п, бь – пь.

2. Развитие и совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза на материале слов со звуками б – п, бь – пь.

3. Обучение составлению распространенных предложений, описательных рассказов с опорой на картинный план.

4. Уточнение и расширение словарного запаса учащихся.

5. Развитие мелкой моторики, работа над просодической стороной речи.

6. Развитие зрительной и слуховой памяти, восприятия и др. психических процессов.

7. Формирование пространственных представлений.

8. Формирование положительного отношения к учению, воспитание интереса к окружающему миру.

9. Развитие и совершенствование навыков и приемов самоконтроля, анализа и оценки продуктивности деятельности.

Оборудование.

Демонстрационное:

1. Игрушка Буратино.

2. Картинный план.

3. Таблица для описания звуков.

4. Картинки с изображением белки, бабочек, черепахи, Карабаса Барабаса, пня, березы, подберезовика, Буратино, одежды.

5. Две бумажные куклы.

7. Слова: футболка, пиджак, напечатанные на табличках.

8. Пряжка, золотой ключик.

9. Картинный план для составления описательного рассказа по теме: “Одежда”.

Раздаточное: 1. Картинки с изображением колокольчиков.

2. Цифровой ряд (1 – 7).

3. Тетради, ручки.

– Отгадайте, кто пришел к нам в гости:

Это что за очень странный Человечек деревянный? На земле и под землей

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует он длинный,

Кто же это? (Буратино.)

– Злой Карабас Барабас украл у Буратино золотой ключик и спрятал. Без нас Буратино не сможет найти пропажу. Давайте поможем ему. Если вы будете внимательными, находчивыми, старательными, то очень быстро отыщем ключик. Карабас Барабас оставил план, как искать золотой ключик. (Картинный план – на доске.)

2.1. Определение звуков б – бь, п – пь в словах, сравнение звучания, работа с таблицей, обозначение буквами.

– С какого звука начинается имя “Буратино”? (б) Что вы знаете о звуке б? ( Согласный, твердый, звонкий, парный).

– Посмотрите на план. Куда указывает стрелка? (прямо) Что встретилось нам на пути? (береза) Какой 1-й звук слышите в слове “береза”? (бь) Что вы о нем знаете? (Согласный, мягкий, звонкий, парный).

– Чем похожи звуки б – бь? (Согласные, звонкие, парные).

– Чем различаются? (Звук б – твердый, бь – мягкий).

– Заглянем за березу. Карабас Барабас забыл конверт. Посмотрим, что в нем? (картинки)

(Картинка “подберезовик”.) – Что это? Как называется гриб, который растет под березой? (подберезовик) Назовите 1-й звук в этом слове? (п) Какой он? (Согласный, твердый, глухой, парный).

– Что находится справа от березы? (пень) С какого звука начинается слово “пень”? (пь) Что вы о нем знаете? (Согласный, мягкий, глухой, парный).

– Чем похожи звуки п – пь? (Согласные, глухие, парные).

– Чем различаются? (Звук п – твердый, пь – мягкий)

– Давайте послушаем звуки. Что помогает нам услышать звуки? (уши, горлышко)

(Дети произносят звуки б – бь.) Голосок работает или спит? (Работает, значит, звуки б – бь – звонкие.)

– Какой буквой обозначаются звуки б – бь? (Буквой Б.)

(Произносят звуки п – пь.) – Голосок работает или спит? (Спит, значит эти звуки глухие.)

– Какой буквой обозначаются звуки п – пь? (Буквой П.)

– Какие звуки сегодня у нас в гостях ? (Звуки буквы Б и звуки буквы П.)

Дифференциация звуков б –п, бь – пь в слогах.

– Куда указывает стрелка? (направо) Куда мы пришли? (В густой лес.) – – В лесу нас встречает веселый зверек. Отгадайте, кто это?

С ветки на ветку, быстрый, как мяч

Скачет по лесу рыжий циркач,

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол и в дупло убежал. (Белка)

– Как называют детенышей белки? (бельчата)

– Белка, бельчата. С какого звука начинаются эти слова? (бь)

– Где живут белка с бельчатами? (в дупле)

– Назовите 3-й звук в слове “дупло” (п)

– Белочка укажет нам дорогу, если мы споем ее песенки:

па – ба – па – ба (хором)

бы – пы – бы – пы (громко)

би – пи – би (тихо)

пу – бу – пу (радостно)

пе – бе – пе (с вопросом)

– С какими согласными вы пели песенки?

Дифференциация б – п, бь – пь в словах.

– Куда указывает стрелка? (прямо) Прямо пойдем, болото найдем. В болоте живет черепаха Тортила.

– Какие звуки мы повторяем на уроке? Подумайте, какой звук есть в слове “черепаха”?(п) Где он находится ? (в середине слова)

– Тортила поможет найти золотой ключик, если вы выполните ее задание. Услышите слова со звонкими согласными б – бь – поднимайте

карточку с изображением колокольчика.

Услышите слова с глухими согласными п – пь – поднимайте карточку с зачеркнутым колокольчиком.

Слова: пень, Буратино, болото, белка, черепаха, береза, репа, письмо, план, шуба, пряжка.

2.4. Работа со словом “пряжка”.

Показ, объяснение значения.

Пряжка – твердая застежка, через которую продергивается тесьма, ремень.

– У кого есть пряжка на одежде или обуви?

Составление предложения с данным словом.

2.5. Определение места звуков б – бь, п – пь в словах. Работа с цифровым рядом.

– Молодцы, помогли Буратино выполнить и это задание. Черепаха Тортила сказала, чтобы мы обошли болото. Куда ведет тропинка? (направо)

– Пойдем направо и увидим полянку. А кто же порхает над красивой полянкой, где много цветов? Догадайтесь, кто может встретиться там? (бабочки)

– Чем интересно слово “бабочки”? (2 звука б) На каком месте слышится звук б в этом слове? (на 1-м и 3-м)

– Бабочки рады помочь, если узнают, все ли мы умеем определять место звука в слове. Они хотят вас послушать. (Цифровой ряд от 1 до 7.)

– Ищем место звуков буквы Б (показ буквы): забор(3), болото(1), клумба(5), шуба(3), кубики(3), обои(2), рубашка (3).

Место звуков буквы П (показ буквы): пень (1), шапка (3), апрель (2), лампа (4), спички (4).

(Дети определяют место звука в слове, поднимая соответствующую букву.)

2.6 Физминутка.

– Отдохнем на полянке.

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

2.7 Дифференциация б –п, бь – пь в словах.

– Полянку обойдем. Куда указывает стрелка? (прямо)

Что встретилось нам на пути? (забор)

– За высоким забором живут 2 брата. Мальчика справа зовут Павлик, а слева – Боря.

Какой 1-й звук в слове “Павлик”? А в слове “Боря”?

– Боря и Павлик очень часто теряют и путают свои вещи. Как можно назвать ребят, которые держат свои вещи в беспорядке, не кладут на свои места и теряют? (неряхи, растеряши, рассеянные)

– Давайте поможем мальчикам найти свои вещи. Подумайте, какие звуки в названии вещей Бори? (б – бь) Подберите одежду, в названии которой есть звуки б – бь. (Дети называют вещи, картинки выставляются на наборное полотно.)

Картинки: брюки, рубашка, футболка, шуба.

– Какие звуки в названии вещей Павлика? (п – пь) Подберите одежду, в названии которой есть звуки п – пь.

Картинки: кепка, пиджак, шапка, пальто.

(Слова: футболка, пиджак заранее написаны на доске.)

Назовите вещи Бори (Павлика). Еще раз посмотрите и запомните их. (Слова закрываются полосками.)

2.8 Пальчиковая гимнастика.

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому:

Указательный и средний,

Безымянный и последний –

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики – друзья.

Друг без друга им нельзя.

2.9 Работа в тетрадях.

– Вспомните, какую одежду мы помогли найти Боре и Павлику. Запишите названия одежды в тетрадь.

Проверка: – Встаньте те, кто написал 8 (7, 6 и т.д.) слов.

2. 10 Устное составление предложений с записанными словами.

– Выберите любое из записанных слов. Составьте с ним предложение. Предложение должно быть правильным, красивым и большим.

(Устное составление предложений.)

Контроль: 1 ученик составляет предложение, остальные анализируют. (“Хорошо составлено предложение? Почему?)

2. 11 Составление описательного рассказа по таблице-схеме.

– Помогли мальчикам и отправимся в путь. Куда ведет дорожка? (направо) Что мы видим перед собой? (пещеру) Кто ждет нас там? (Карабас Барабас)

– Злой Карабас отдаст Буратино золотой ключик, если мы расскажем об одежде, которую мы видели у Бори и Павлика.

(Таблица – схема для составления описательного рассказа.)

– Я опишу одну вещь, а вы догадайтесь, о чем я рассказала: Это головной убор оранжевого цвета. Связан он из мягкой шерсти. Головной убор состоит из донышка, которое надеваем на голову и забавного фиолетового помпончика. Носят этот головной убор ранней весной, осенью и зимой взрослые и дети.

– Догадались, о чем я рассказала? (о шапке) Кто хочет рассказать о другой одежде? (Дети подходят к наборному полотну, выбирают предмет одежды и составляют рассказ с опорой на таблицу.)

3. Подведение итога занятия.

Все задания мы выполнили, и Карабасу Барабасу ничего не остается, как отдать Буратино золотой ключик. Он не простой, это ключик к знаниям. Он будет открывать нам на уроках что-то новое и интересное.

Какие звуки помогли нам отыскать золотой ключик? (б – бь, п – пь)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: