Конспект Приметы осени, Звук и буква А и У

Фронтальное занятие по обучению грамоте детей старшей логопедической группы на осеннюю тему. Конспект

Автор: Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад №17, г. Каменск-Шахтинский.
Описание: Данное занятие проводилось в старшей логопедической группе. При составлении занятия упор делался на лексическую тему “Осень”. Данное занятие будет полезно логопедам и воспитателям ДОУ.

Цель: Знакомство с понятием «звук», «гласный звук», «согласный звук».

Задачи:
1. Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательные имена существительные.
2. Обогащать словарный запас детей по теме «Осень».
3. Развивать психические функции (слуховое внимание, мышление, память).
4. Развить координацию речи с движением.
5. Познакомить детей с тетрадью, развивать мелкую моторику.

Оборудование: квадраты красного и синего цветов (несколько штук), квадраты белого цвета (на всех детей), цветные и простые карандаши, тетради (на каждого ребёнка).

Ход занятия
1. Орг. момент.
Здравствуйте, ребята! Давайте с вами поприветствуем друг друга с помощью мячика. Поиграем с вами в игру «Назови ласково». (Дети становятся в круг и передают мяч друг другу со словами «Здравствуй, Ванечка! И т. д.»)
А теперь давайте с вами обнимемся, потому что мы с вами все любим друг друга.

2. Развитие речи.
Ребята, отгадайте загадку:
Птицы улетают,
Собралися в стаи.
Листья улетают,
Ветер их уносит.
Всё это бывает,
Если с нами … (осень)
Скажите, а какое сейчас время года? (осень)
Почему вы так думаете? Давайте начнём со слов на улице …
– На улице стало холодно, часто идут дожди, листья на деревьях стали красными и жёлтыми, трава засыхает. Дети идут в школу. Люди надели более тёплую одежду.

Ребята, осень бывает ранняя и поздняя.

Ранней осенью еще тепло, часто светит солнце, дожди идут редко. На деревьях начинают краснеть и желтеть листья, поэтому раннюю осень называют золотой. В парках и садах ещё цветут астры, георгины, бархатцы и другие осенние цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесах собирают бруснику, клюкву, грибы. Перелётные птицы собираются в стаи и готовятся к отлёту на юг.

Поздней осенью становится холодно, солнце светит всё реже и уже совсем не греет, часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Засыхают трава и цветы. Заканчивается отлёт птиц.
А какая же сейчас осень? (ранняя)

3. Развитие психических функций (слухового внимания, мышления).
Давайте поиграем в игру «Чего не бывает осенью?» – дети встают в круг.
Если это бывает, вы хлопаете в ладоши, а если нет – топаете ногами.
– осенью растут подснежники;
– осенью не купаются в речке;
– осенью не загорают;
– осенью надевают шубы;
– осенью часто идут дожди;
– осенью тает снег и т. д.

4. Подвижная игра «Листья».
Листья осенние тихо кружатся,
Кружатся, расставив руки в стороны.
Листья нам под ноги тихо ложатся.
Приседают.
И под ногами шуршат, шелестят,
Движения руками влево-вправо.
Будто опять закружиться хотят.
Кружатся на носочках.

5. Обучение грамоте.
Рядом с нами живут невидимки. Каждый из вас постоянно общается с ними. Хотите познакомиться поближе? Тогда слушайте.
Есть в стране Вообразилии городок под названием Звукинск. Живут в этом городке необычные жители – звуки. Они – невидимки. Хотя они невидимые, но их можно услышать.
Одни жители умеют петь. Они поют вот так: «ААА!», «ООО!», «УУУ!», «ИИИ!». Целый день поют. Голоса у них звонкие, напевные. И прозвали этих жителей – гласные.

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать, иль закричать.
В тёмном лесу могут звать и аукать,
И в колыбельке Алёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.

Заучивание стихотворения.
Давайте сейчас поиграем в игру «Угадай гласный» (педагог называет различные звуки. Дети хлопают в ладоши, если слышат гласный звук).

В городке Звукенске есть жители, которые не умеют петь, но очень хотят научиться. Они во всём соглашаются с гласными. И прозвали этих жителей – согласные звуки.

А согласные – согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не могут они петь.

Заучивание стихотворения.
Давайте поближе познакомимся с этими звуками. А поможет нам в этом игра «Знакомство». (Дети встают в круг и называют по очереди своё имя. Если имя начинается на гласный – то все хлопают в ладоши, а если на согласный – то приседают).

В соседнем городке жил волшебник. Он каждый день слышал пение звуков, и ему захотелось познакомиться со своими соседями. Когда волшебник пришёл в город Звукинск, его ждало разочарование. Он не увидел звуков. Почему? Конечно, они были невидимками. Тогда волшебник подумал вот что. Он решил подарить звукам волшебные платьица. Гласные получили платьица красного цвета, а согласные синего (педагог показывает карточку красного и синего цвета; закрепление цветов «Это платье для кого?»).
У вас тоже на столах есть платьица, но они ещё ничьи. Давайте заштрихуем их так, чтобы одно платье получилось для гласных звуков, а другое – для согласных (штриховка квадратов красным и синим цветом вертикальными линиями).

Читайте также:
Сказка как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

А теперь поиграем в игру «Гласный – согласный» (Педагог называет звук. Если звук гласный, то дети поднимают карточку красного цвета, если согласный, то синего).

А теперь поиграем в игру «Что изменилось?» (выставляются карточки-квадраты, дети закрывают глаза, педагог меняет местоположение карточек).

6. Письмо, развитие мелкой моторики.
Работа в тетради.
Педагог знакомит детей с тетрадью в клеточку: обложкой, страницами, правой и левой сторонами страницы, верхом и серединой страницы, клетками.
Затем предлагает детям выполнить узор по образцу:
– вертикальные линии (высота – 1 клетка);
– горизонтальные линии (ширина – 1 клетка).

7. Подведение итогов занятия.
– О каком времени года мы сегодня говорили?
– Какая сейчас осень? Почему вы так решили?
– В какой стране живут звуки?
– Какие бывают звуки?
– Расскажите про них стихи:

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать, иль закричать.
В тёмном лесу могут звать и аукать,
И в колыбельке Алёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные – согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не могут они петь.

– Давайте сыграем в игру «Ладошка – кулачёк» (Педагог называет звук. Если звук гласный, то дети хлопают в ладоши, если согласный, то кулачками стучат о стол).

– Какие платья носят гласные (согласные) звуки?

Конспект подгруппового логопедического занятия: «Приметы осени. Звук и буква А и У»

Конспект подгруппового логопедического занятия для подготовительной группы по закреплению понятий звук и буква А и У, а так же уточнению осенних примет.

Цель: закрепление понятия звук и буква А, У, уточнение осенних примет.

  • Неречевые – развитие общей моторики, развитие дыхания, развитие зрительного внимания, развитие мышления, памяти, слухового внимания, воображения, уточнение знаний о звуках А, У, закрепление графо-моторных навыков.
  • Речевые – активизировать и расширять словарь, формирование связной речи, образование относительных прилагательных, уточнение названий предметов.
  • Педагогические – закрепление понятий по лексической теме «Осень» — осенние приметы, уточнение понятий и представлений по теме «Деревья», развитие учебных навыков, обучение вежливости, доброжелательности, игровых навыков, умение слушать других.
  • цветные кленовые листья (желтые и оранжевые),
  • карточки – опорные схемы с признаками осени,
  • ежик из красного картона,
  • буквы А и У из красного картона
  • конверты с листиками деревьев,
  • деревья из картона с силуэтами листьев
  • картина осени.

Ход занятия:

I. Организационный момент. Приветствие.

– Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в лес. Кто мне скажет, какой сейчас лес? (Осенний)

– Итак, давайте представим, что мы идем по лесу. Под ногами нам мешают ветки деревьев, вот узкая тропинка, идти надо аккуратно. (Дети повторяют за логопедом: высоко поднимают ноги, шаги медленные – ножка к ножке)

– И вот мы вышли на полянку. Мы шли долго, устали, давайте вдохнем поглубже. (Вдох – выдох)

– А ну ка, посмотрите, что вы видите на полянке? (Листья)

– Давайте соберем каждый по листочку, кто взял листик, может сесть за парту.

II. Начало основного занятия.

– Скажите мне, какого цвета ваши листочки? (Желтые, оранжевые)

– А почему наши листочки желтые, оранжевые, а не зеленые? (Наступила осень)

– Как мы называем такую осень, когда листья становятся желтыми? (Золотая осень)

– А что происходит с природой осенью? Дети называют приметы осени)

– Как называют время, когда падают листья? (Листопад)

– Ребята, посмотрите внимательно на листочки, они же волшебные! На каждом написана буква. Давайте пропоем, озвучим каждый свой листочек, а послушать как вы поете пришел красный ежик. (Дети поют звуки)

– Обратите внимание, что у нас с ротиком, когда мы поем А-А-А-А? (Рот широко открыт)

– А когда мы поем У-У-У-У, что делают наши губы? (Вытягиваются трубочкой)

– Молодцы! Ежику очень понравилось, как вы поете звуки. А как называются звуки, которые можно пропеть? (Гласные)

Читайте также:
Методическая разработка по автоматизации звуков

– Правильно, гласные. Гласные звуки мы обозначаем красным цветом, как и сам ежик, ведь это его звуки. А чем мы обозначаем звуки на письме? (Буквами)

– Давайте проведем пальчиком по букве, посмотрим как она пишется. (Логопед показывает, дети выполняют задание на своих листочках)

– Молодцы! Все прописали букву, а теперь постарайтесь придумать как можно больше слов на звук А. (Дети придумывают слова)

– Теперь как можно больше слов на звук У. (Дети придумывают слова)

– Молодцы! А теперь возьмите ваши листочки и давайте выйдем на нашу полянку. Встаньте в кружок, я буду говорить, а вы повторяйте за мной движения:

Ветер дует нам в лицо, (машут листочками на лицо)
Закачалось деревцо, (руки вверху, наклоны вправо — влево)
Ветер тише, тише, тише, (опускают руки, приседают)
А деревцо все выше, выше. (поднимают руки, встают)

– Отлично! Теперь садитесь на свои места и посмотрите, какой сюрприз оставил нам ежик пока нас не было. (Листочки)

– Деревья сбросили свои листочки. Какое дерево сбросило свои листики? (Логопед по очереди указывает на каждое дерево. Дуб, клен, рябина, липа)

– Какие листочки у дуба? (Дубовые)

– У кого есть дубовые листочки? Поднимите и покажите их. (Дети, у кого есть дубовые листочки, поднимают их)

– Какие листочки у клена? (Кленовые)

– У кого есть кленовые листочки? Поднимите и покажите их. (Дети, у кого есть кленовые листочки, поднимают их)

– Какие листочки у рябины? (Рябиновые)

– У кого есть рябиновые листочки? Поднимите и покажите их. (Дети, у кого есть рябиновые листочки, поднимают их)

– Какие листочки у липы? (Липовые)

– У кого есть липовые листочки? Поднимите и покажите их. (Дети, у кого есть липовые листочки, поднимают их)

– Молодцы! А теперь положите листочки каждый у своего дерева. (Дети распределяют листочки к деревьям)

III. Заключительная часть. Подведение итогов.

– Итак, сегодня мы с вами гуляли по осеннему лесу, давайте повторим, о чем мы с вами говорили. (Об осени, о погоде осенью, называли приметы осени, подбирали листочки, пели гласные звуки А и У.)

– Молодцы! Посмотрите, какую красивую картину нарисовал художник. Он отметил все признаки осени, про которые мы с вами говорили. Теперь каждый составьте по предложению, чтобы у нас получился рассказ про осень. (Каждый ребенок называет по предложению)

– Молодцы! Вы сегодня очень хорошо занимались, наша прогулка была очень интересной.

Некрасова Надежда Павловна,
учитель-логопед,
ГБДОУ №86, г. Санкт-Петербург

Обобщающее занятие: «Гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Буквы А, О, И, У, Э, Ы»

Содержимое публикации

Конспект ООД

(подготовительная группа)

Обобщающее занятие:

«Гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Буквы А, О, И, У, Э, Ы»

Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы].

Закреплять знания детей о гласных звуках.

Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.

Познакомить детей с новым словом «артикуляция».

Продолжать учить определять количество слогов в слове.

Закреплять графические образы букв А, О, И, У, Э, Ы.

Обучать звукобуквенному анализу слова АУ.

Учить составлять предложение.

Развивать речь, внимание, мышление.

Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.

Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.

Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Методические приёмы:

Словесный(вопросы, объяснение).

Наглядный(картинки, показ артикуляции).

Игровой(Д/и «Найди пару», «Узнай звук», «Найди звук», «Чудесный мешочек»).

Практический(упражнения).

Наблюдение за работой детей, советы.

Оборудование:

Демонстрационный материал: музыка из м/ф «Маша и медведь»: «Про следы», Три желания», знаки-символы звуков (звуковички), кленовые листья с предметными картинками, буквы, корзина, запечатанные конверты с буквами, цветные карандаши, большая картинка с изображением игрушек, схема с фишками, картинки Маши и Медведя, нарисованная корзина с грибами, большие буквы для составления предложения, смайлики с разным эмоциональным настроением: радость, задумчивость, грусть.

Раздаточный материал: карточки (осенние листья) с картинкой и схемой, касса букв и слогов, фишки для звукобуквенного анализа, природный и бросовый материал для выкладывания букв.

Ход деятельности:

I. Организационный момент.

– Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями. (Дети здороваются) Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. (Улыбаются гостям)

– Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте.

– Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи:

Читайте также:
Конспект логопедического урока во втором классе ‘Дифференциация Ч – Ц’

Каждый день всегда, везде,

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим

Никуда мы не спешим!

II. Мотивационная игра.

– Ребята, какое сейчас время года? (осень)

– Назовите приметы осени? (желтеют листья. )

– Закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались в осеннем лесу. (Фон – звуки осеннего леса)

Заходим в осенний лес!

Много здесь вокруг чудес!

Вот берёзки золотые шумят

Под берёзками грибочки стоят

В корзинку прыгнуть хотят!

(в этот момент появляется корзинка)

– Откройте глаза, посмотрите, кто-то забыл корзинку в лесу!

– Как вы думаете, кто же мог её здесь оставить? (ответы детей, звучит музыка из м/ф «Маша и медведь»: песенка «Про следы»)

– Узнали кто этот герой? Ну, конечно же, это Маша!

– Как вы думаете, куда же Маша так спешила, что оставила корзинку? (ответы детей)

– Да, искать Мишку. А направлялась Маша к нам, вот и оставила корзинку.

– Посмотрим, что же Маша нам несла. (Дети подходят к корзинке и находят в ней звуковичков с разной артикуляцией)

– Звуковички так дружно сидят в корзинке, помогите узнать их. (Воспитатель вместе с детьми рассматривает звуковичков и по артикуляции губ определяют, какой звук)

– Что нам помогло узнать звуковичков?

– Правильно, по положению губ. А по-другому, ребята, это называется АРТИКУЛЯЦИЯ. Новое для вас слово, вместе повторим это слово.

– Это, ребята, работа органов речи при произнесении звуков. Вспомним, какие органы речи помогают нам произносить звуки?

– Какие это звуки? (гласные) Почему? (их можно пропеть, протянуть, и при произнесении звуков воздух не встречает преграды)

– Каким цветом обозначаются гласные?(красным) Поэтому звуковички всегда в красных башмачках!

– Молодцы! (звуковички выставляются на мольберт)

– Ребята, Маша оставила в корзине «Волшебные конверты». Возьмите каждый по конверту и определите на ощупь, что находится в них. (Если дети не угадывают, им можно предложить посмотреть через конверт на свет)

– Расставьте буквы к соответствующим звуковичкам. Будьте внимательны!

– Ребята, чем отличается буква от звука?(звуки мы слышим и произносим, а буквы – пишем и видим)

III. Введение в тему занятия.

1. Игра «Найди пару»

– Посмотрите, сколько разноцветных листьев в лесу. Давайте их соберём в один букет. Возьмите по одному листочку.

– А листики необычные, с картинками на обратной стороне.

– Внимательно посмотрите, что нарисовано на вашей картинке и картинке соседа, и подумайте, с какого звука начинается данное слово.

– А сейчас мы потанцуем с листочками под музыку, но как только музыка закончится, вы должны найти себе ту пару, у которой название картинки начинается с того же звука, что и у вас.

– Держите картинки так, чтобы их было видно. (Дети под музыку танцуют с листочками; пары: арбуз-апельсин, улитка-утюг, овощи-облако; индюк, эскимо))

– Алина и Кирилл, какой звук объединяет вашу пару? Почему? (Воспитатель отмечает детей, которые первые и правильно выполнили задание)

– Вероника и Настя, почему вы не нашли себе пару? (названия картинок начинаются с разных звуков)

– Ребята, почему нам не повстречалась картинка, название которой бы начиналось со звука [ы]?

(звук [ы] встречается только в середине и в конце слова)

2. Игра «Найди звук»

– Ветерок принёс нам ещё листочки. (На столах)

– А как называется явление природы, когда листья опадают, летят, летят и кружатся?

– Правильно! Это листопад.

– Звуковички заскучали и хотят с вами поиграть, проходите за столы.

(дети парами садятся за столы)

– С ребятами этого стола будет играть звуковичок [о], с другим – [э], . [и], . [ы].

– На ваших листочках изображены картинки и схемы к ним. Что же мы будем делать?(ответы детей)

– Вам нужно выделить голосом данный звук в слове, определить место этого звука в слове и закрасить соответствующий круг.

(Следить за осанкой детей. Одного ребёнка воспитатель вызывает к доске: в слове «игрушки» найти звук [и], обозначить фишками на схеме место звука в слове)

– Определим с вами, слово «игрушки» длинное или короткое слово?

– Докажите! Что нужно сделать?

– Правильно! Разделить слово на части, или слоги. Сколько слогов?

(дети хлопками определяют количество слогов в слове)

– Ребята, как ещё узнать, сколько слогов в слове?

– Раскрою вам секрет: сколько в слове гласных звуков – столько и слогов.

Читайте также:
Речевая карта при отсутствии речи

– Какие же звуки и сколько мы слышим в слове «игрушки»?

3. Игра на развитие мелкой моторики рук «Выложи букву»

– Ребята, переверните листья, какие они на ощупь?

– Предлагаю вам выложить любую букву на бархатистых листочках для Звуковичков из природного и бросового материала, который вы видите на столе. (На тарелочке лежат пуговицы, шерстяные нитки, арбузные семечки, скорлупа от фисташек, шляпки от желудей и т. д.)

IV. Физкультминутка «Дождик».

– Ребята, вернёмся с вами в лес, может встретим Машу и Мишу. (Дети выходят на ковёр)

– Ой, смотрите, закапал дождь.

Капля раз, капля два

(ладошки в стороны, поочерёдно прыгая с ноги на ногу)

Очень медленно сперва

(то же самое)

А потом, потом, потом

(руки сгибаются в локтях)

Всё бегом, бегом, бегом

(бес с ускорением на месте)

Мы зонты свои раскроем

(остановиться, руки в разные стороны)

От дождя себя укроем.

(изображается над головой вид «зонтика»)

V. Звукобуквенный анализ слова АУ.

– Ребята, Маша уже давно гуляет по лесу, возможно, она заблудилась.

– Ой, ребята, у нас здесь загрустили 2 звуковичка. Какие? (звуки [а] и [у])

– Какое маленькое слово можно составить из этих звуков, которое пригодится Маше, чтобы её нашли? (слово АУ)

– Правильно! Это слово АУ.

– Произнесём это слово тихо. а теперь громко.

– Никто не откликается.

– В таком случае, выложим это слово с помощью фишек и букв. (Дети садятся за столы)

– Слово обозначим длинной полоской, вы выкладываете у себя на столе, а я – на доске.

– Сколько слогов в слове АУ? (2)

– Из скольких звуков состоит это слово?

– Какой первый звук?

– Обозначим звук [а] фишкой. Какого цвета? Почему?

– Какой второй звук в слове АУ?

– Кирилл пойдёт к доске и поставит фишку.

– Прочитаем слово. Я веду указкой, а вы – протяжно поёте каждый звук в слове.

– А теперь обозначим звуки буквами.(Воспитатель вызывает ребёнка)

– Открываем кассу букв. Какой буквой обозначим первый звук?

– Находим нужную букву и кладём на соответствующую фишку.

– Прочитаем слово хором. (Появляются картинки Маши и Миши.)

– Вот и откликнулись Маша и Миша, оказывается, они грибы собирали, вот и набрали целую корзину.

– Они так рады встрече и хотят поиграть с вами, предлагают разгадать ребус.

– Что это? (картинки: кукла, мяч, корзинка с грибами)

– Кто это? (Маша, Медведь)

– А сейчас я добавлю буквы, посмотрим, что же получится?

– Что у нас получилось? (Предложения: У Маши мяч и кукла. А у Миши корзина с грибами.)

– Предложение – это совокупность слов, которые связаны между собой по смыслу. А в конце предложения всегда стоит точка.

– Попробуем поменять слова в предложении.(Дети сами меняют слова и читают предложения)

VI. Итог занятия.

– Какие звуки мы вспомнили?

– Какие это звуки? Почему?

– С каким новым словом познакомились?

– Чем звуки обозначаются на письме?

– Чем звуки отличаются от букв?

– Какие задания были интересными, и понравились вам больше?

– Что вызвало трудности?

VII. Рефлексия.

– Ребята, в корзине у Медведя лежат смайлики, но они разные. Посмотрим.

– Чем они отличаются? (настроением: радость, задумчивость, грусть)

– Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями – возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть – задумчивого смайлика, а если совсем трудно – грустного.

Конспект ООД в старшей группе по обучению грамоте и развитию речи на тему «Осенняя грамматика»

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности

по обучению грамоте и по развитию речи

(итоговое интегрированное занятие)

Вид занятия: познание (обучение грамоте, развитие речи)

Тип занятия: подгрупповое

Тема: «Осенняя грамматика»

Цель: обобщить, закрепить и систематизировать представления детей об осени и пройденных звуках.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

  • обобщить и закрепить знания детей о характерных признаках осени;

· закреплять пройденные звуки, уметь подбирать к ним слова, умение делить слова на слоги.

Развивающие задачи:

  • развивать наглядно-образное мышление;
  • продолжать развивать память, речь;
  • развивать наблюдательность, умение сравнивать, обобщать;
  • развивать связную речь;
  • развивать умение выполнять различные игровые задания;
  • развивать коммуникативные навыки, умение общаться со взрослыми и сверстниками;
  • здоровьесберегающие: содействовать сохранению и укреплению здоровья;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук.
Читайте также:
Составление детьми описательного рассказа по портретам

Воспитательные задачи:

  • воспитывать желание наблюдать за красотой природы;
  • воспитывать способность понимать и ценить красоту родной природы, любовь к ней;

· воспитывать коммуникативные способности, способствовать проявлению активности,

  • воспитывать умение самостоятельно выполнять задания;

· воспитывать доброжелательность, чувство сопереживания к тем, кто нуждается в помощи;

· воспитывать самостоятельность, поощрять инициативу.

Предполагаемый результат: дети называют отличительные признаки осени, делят слова на слоги, общаются между собой и со взрослым; активно участвуют на ООД, проявляя интерес и инициативу.

Виды деятельности: продуктивная, коммуникативная, игровая.

Методы и приемы:

· Словесный (вопросы к детям, повторение и уточнение, напоминание, поощрение, описание);

· Наглядный (мультимедийная презентация);

· Практический (рассматривание картин с изображением осени, деление слов на слоги, дорисовывание элементов букв);

· Игровой (игровой сюжет);

· Методы контроля (анализ выполненных заданий, самооценка детьми результатов деятельности).

Словарная работа: активизировать словарь детей прилагательными, существительными, глаголами.

Оборудование: стулья детские – 4, магнитная доска (1 шт.), магниты, стол для пособий-1, макет деревьев (клён, 2 ели).

Демонстрационный материал: предметные картинки утки, иголки, апельсина, малины, осени, картинки с приметами осени, картина с заданием на определение количества слогов, осенние листочки, разрезные буквы А,О, У, И, ы, М

Раздаточный материал: картинки с дорисовыванием элементов букв, фломастеры, простые карандаши (4 шт.)

Предварительная работа педагогов:

Составили конспект, приготовили демонстрационный и раздаточный материал.

Предварительная работа с детьми:

  • Наблюдения за изменениями природы осенью,
  • Прогулки по детскому саду,
  • Знакомство с гласными буквами, упражнения на подбор слов с заданным звуком и на деление слов на слоги,
  • Проговаривание скороговорок,

· Беседа об осени, составление простых предложений,

  • Чтение художественной литературы.

Индивидуальная работа на занятии:

Наблюдать за поведением гиперактивных детей;

Организация занятия:

На протяжении всего занятия дети выполняют задания, которые находятся по всему кабинету.

Структура занятия:

Ⅰ Организационный момент – 1,5 мин.

1. Вход детей в группу. – 0,5 мин.

2. Игра «Да-нет» – 1 мин.

Ⅱ Основная часть – 15 мин.

1. Беседа о приметах осени.

2. Просмотр презентации.

3. Игра «Поймай звук».

4. Физкультминутка «Зайцы»

5. Игра на определение первого звука.

6. Игра «раскрась столько кружков , сколько слогов»

7. Задание «Буквы сломались».

Ⅲ Заключительная часть – 4 мин.

Раздача угощения. Итог занятия.

Давайте, поиграем в игру «Да или нет»:
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Туманы осенью плывут?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто – часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?

II . Основная часть.

-Наступила пора прощания с осенью. А давайте с вами вспомним, что же такое осень? (время года). После какого времени она наступает? (после лета).Назовите осенние месяцы. Какие приметы осени вы знаете? (солнце светит, но не греет, небо серое и хмурое, часто идут дожди, становится холодно, птицы улетают в тёплые края, звери готовятся к зиме, желтеют и опадают листья).

– А теперь скажите, ребята, осень – это грустно. Почему? (становится холодно, часто идут дожди и поэтому не всегда можно гулять, опадают листья и деревья стоят голые, желтеет и засыхает трава).

-А осень- это хорошо. Почему? (Деревья стоят красивые, с разноцветными листьями, бывает листопад, в лесу много грибов, ягод, собирают урожай, можно играть с листьями, делать поделки из овощей, природного материала).

– Вы любите осень? (да).почему? а сейчас какая осень? ( поздняя осень).Как вы догадались?

Поздняя осень еще не зима,

Но легкий снежок покрывает дома.

Ветки искрятся белым пушком,

Светло и нарядно у нас за окном.

Важно ворона по снегу гуляет,

А воробьишек он возмущает,

Как крошки и зерна искать на земле,

Их не достать, ведь не время зиме!

Зря не сердитесь мои воробьишки,

Снег в ноябре часто тает малышки,

Просто зима шлем напоминание:

Скоро приду-не досвидание!

– Попробуем вместе рассказать об осени

-Но, чтобы вы красиво и правильно рассказывали, нам поможет в этом наша схема-помощница. Я вам напомню, что в схеме каждое окошко помогает рассказывать о чем-то одном, что связано с осенними явлениями, а вместе получается один большой и красивый рассказ:

* первое окошко – солнце. Кто скажет, как солнце греет и освещает землю осенью? (ранней осенью солнышко еще светит ярко, но греет не так жарко, как летом, а поздней осенью – солнце уже не поднимается так высоко, и не согревает землю своим теплом).

Читайте также:
План-конспект индивидуального логопедического занятия с применением песочной терапии

* второе окошко – небо. А что вы расскажете об осеннем небе? ( ранней осенью небо еще голубое, но появляются тучки, моросит мелкий дождик, а поздней осенью – небо низкое, хмурое, пасмурное, дожди все чаще, ветер холоднее, по ночам бывают даже небольшие морозцы, а по утрам туман).

* третье и четвертое окошко – земля и деревья. Что происходит осенью с травой и деревьями?( ранней осенью трава желтеет и постепенно исчезает, вянут цветы, листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воздух холодней, а потом и на нижних ветках, в золотую осень все деревья надевают свой яркий наряд: березы и липы – желтеют, осины – краснеют, а поздней осенью листья с деревьев совсем облетают, только елочки до сосны стоят зеленые).

* пятое окошко – одежда людей. Как одеты осенью люди? (постепенно люди одеваются все теплее и теплее – надевают куртки, плащи, сапоги в дождливую погоду, часто берут с собой зонт от дождя).

* шестое и седьмое окошко – изменения в жизни зверей и птиц. Расскажите, что вы знаете об этом. (осенью дикие звери готовятся к зиме: заяц меняет серую шубку на белую, чтобы прятаться на снегу от лисы, белка тоже меняет цвет своей шубки, чтобы ее не было заметно среди деревьев и запасает на зиму орехи, грибы и ягоды, ежик ложится спать до самой весны; а птицы улетают в теплые края остаются только зимующие птицы – воробьи, вороны, синички, клесты). ,

* восьмое окошко – игры и занятия детей осенью. Чем мы занимаемся осенью? (Осенью школьники идут в школу; ранней осенью дети помогают взрослым собирать урожай в садах и огородах, в детском саду на прогулке собираем красивые осенние листья в букеты для украшения группы, делаем кормушки на зиму для птиц).

-Рассказ получился очень интересный, спасибо.

– Ребята, посмотрите, что лежит на столе? (Листочки). Когда листики желтеют, что с ними происходит? Опадают. Они медленно кружатся и падают на землю. Как называется это явление природы? (Листопад). Скажите, со всех ли деревьев опадают осенью листья?

– Какие знаете хвойные деревья? Назовите и объясните, почему с хвойных деревьев не опадает листва?Как иначе еще называют иголки у хвойных деревьев?

– Осень – это удивительное время года. В садах созревают фрукты, на грядках – овощи. Давайте посмотрим, что выросло на дереве(Буквы).. Назовите их. (ответы детей). Это гласные или согласные? (Гласные). А что вы ещё можете про них сказать? (они поющие, протяжные, могут стоять в начале, в середине и в конце слова). А какие ещё бывают звуки? (согласные). Почему их так называют? Какой звук не бывает в начале слов?

– На какой звук начинается слово Осень? (О). Он какой звук?

Давайте поиграем в игру «Поймай звук». Я буду произносить ряд звуков, а вы хлопните в ладоши когда услышите звук У. И, А, У, А, У, Ы, И, А, У… . Молодцы!

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Повернись вокруг себя.

Руки кверху все подняли.

Раз, два, раз, два,

Заниматься нам пора.

– На доске картинки. Вы должны узнать, на какой звук они начинаются и соединить с этим звуком. (Дети выполняют задание). Какой звук не бывает в начале слов? (Звук Ы).

– Ребята, а что получается, когда звуки соединяются? (ответы детей). Слоги.

Игра «раскрась столько кружков , сколько слогов»

– Приготовила еще одно задание «Буквы сломались». На столе у вас лежат полоски бумаги, где написаны гласные буквы, но они «сломались». Возьмите фломастеры и «почините» их.

(Дети берут фломастеры и дорисовывают линии к недописанным буквам).

III . Заключительная часть.

– Вот и подошло к концу наше занятие. О каком времени года мы сегодня вспомнили. Какие звуки мы уже с вами знаем. Их много. На следующих занятиях мы познакомимся и с другими звуками. Осень оставила вам угощения.

  • Математика
  • Русский язык
  • Иностранные языки
  • История
  • Окружающий мир
  • Литература
  • Литературное чтение
  • Обществознание
  • Технология
  • Музыка
  • ИЗО
  • МХК
  • География
  • Биология
  • Физика
  • Химия
  • Информатика
  • Физкультура
  • ОБЖ
  • Краеведение
  • Природоведение
  • Черчение
  • Письмо
  • Естествознание
  • Астрономия
  • Другие предметы
  • Дополнительное образование
  • Внеурочная деятельность
  • Дошкольное образование
  • Сценарии мероприятий
  • Статьи
  • Прочее
  • Полезные материалы

Конспектека – методическая копилка для учителей © 2022

Конспект непосредственной образовательной деятельности “Гласные звуки А, У, И”

Занятие проводится с детьми 5-6 лет с диагнозом общее недоразвитие речи.

Читайте также:
Артикуляционная гимнастика - доступно, интересно, эффективно

Просмотр содержимого документа
«Конспект непосредственной образовательной деятельности “Гласные звуки А, У, И”»

Учитель-логопед МБДОУ №17

«Ручеёк» города Северодвинска

Поскотинова Ольга Александровна,

высшая квалификационная категория

Конспект непосредственной образовательной деятельности с подгруппой детей

с ОНР 5-6 лет по теме «Гласные звуки «А», «И», «У».

Образовательная область в соответствии с ФГОС ДО: «Речевое развитие»

закрепить знания, умения и навыки, полученные детьми при знакомстве с гласными звуками.

Задачи образовательные:

закреплять навык правильной артикуляции гласных звуков [а], [у], [и];

тренировать в умении выделять гласные звуки в начале слов и обозначать их соответствующими буквами;

формировать фонематический анализ и синтез;

закрепить понятие о гласных звуках и буквах;

упражнять в соотнесении звука с буквой, развивать слуховое и зрительное внимание;

продолжать формировать графические навыки.

Задачи развивающие:

формировать правильное речевое дыхание;

развивать внимание, мышление.

Задачи воспитательные:

воспитывать умение слушать педагога и ответы товарищей.

Оборудование и материалы:

человечки-звуковички (по Ванюхиной Г.), воздушный шарик и привязанная к нему корзинка, картинки к игре «Четвёртый-лишний», карточки для индивидуальной работы, раздаточный материал буквы А, И, У по числу детей, тетради в крупную клетку, простые карандаши, музыкальные игрушки бубен, ложки, барабан и погремушка, аудиозапись мелодии №1 (по Новиковой-Иванцовой), проигрыватель или ноутбук.

Предварительная работа:

Непосредственная образовательная деятельность с детьми по темам «Звук и буква «А», «Звук и буква «У», «Звук и буква «И».

Возраст детей: 5-6 лет.

Ход занятия:

Определение темы занятия:

Логопед: «Дети, любите ли вы путешествовать? На чём можно путешествовать?»

Дети: «На самолёте, на поезде, на корабле». Логопед обращает внимание на правильность проговаривания предлога «на».

Логопед: «Гласные звуки сегодня решили путешествовать на воздушном шаре. Какие звуки мы знаем?»

Уточнение артикуляции звуков:

Появляется корзинка, в которую поместили человечков-звуковичков А, И, У с привязанным красным воздушным шариком. Дети рассматривают звуковичков и по нарисованной артикуляции определяют звук «А», «И», «У»

Рис.1. Человечки-звуковички.

Логопед: «Почему вы думаете, что эти человечки поют звуки «А», «И», «У»? каким цветом обозначаем эти звуки? Какие это звуки?»

Дети: «Когда произносим «А», широко открываем рот, «У» – губы «Трубочкой», «И» – губы улыбаются. Это гласные звуки, их можно петь, тянуть, воздуху нет преграды».

Пропевание гласных по методике Новиковой-Иванцовой Т.Н.

Давайте и мы споём звуки «А», «И», «У». Пропевание гласных проводится с опорой на символы звуков, мелодия №1: сидя, рука на горлышке; сидя, рука на животе, стоя; по одному, сопровождая пение хлопками в ладоши.

Игра на формирование фонематического синтеза.

Логопед: «Звуки полетели путешествовать, исчезли из слов и слова сломались. Давайте их починим».

Проводится игра с мячом «Какой звук потерялся?»: …втобус, …пельсин, …рбуз. Как сказать правильно? Какой звук потерялся?

…дочка, …тёнок, …литка. Как сказать правильно? Какой звук потерялся?

…грушки, …ва, …ндеец. Как сказать правильно? Какой звук потерялся?

Различение звуков на слух.

Логопед: «А теперь гласные звуки высадились на полянке с музыкальными игрушками. Давайте и мы поиграем, звуки послушаем. Аня и Даня, ваши инструменты играют, если звучит звук «У», инструмент Лёни звучит при звуке «А», а у Эли – если слышим звук «И». Э, Ы, А, И, У, Ох, Ан, Уп, Ис». Расскажите, дети, на каких инструментах вы играли».

Выделение первого гласного в словах.

6.А. Игра «Четвёртый-лишний».

Логопед: «Полетели звуки дальше на воздушном шаре, а пока летели, решили поиграть в «Четвёртый-лишний». Давайте и мы поиграем». Игра проводится по картинкам:

Рис.2. Картинки для игры «Четвёртый-лишний».

Дети: «Лишняя картинка аист. Начинается на звук «А», остальные картинки на звук «И».

Логопед: «Апельсины, ананас, арбуз, улитка. Повторите слова, проговаривая первый звук долго. Что лишнее?»

Дети: «Лишняя картинка улитка. Начинается на звук «У», остальные картинки на звук «А».

Логопед: «Учитель, утюг, индюк, утки. Повторите слова, протягивая первый звук. Что лишнее?»

Дети: «Лишняя картинка индюк. Начинается на звук «И», остальные картинки на звук «У».

Логопед: «Иванушка, индеец, ива, аист. Повторите слова, протягивая первый звук. Что лишнее?»

6.Б. Индивидуальная работа с карточками.

Логопед: «Наши звуки прилетели в школу, где ребята учат звуки. Хотите и вы поучиться, как в школе? Тогда садитесь за столы. Как только услышите звонок, переверните свои карточки и начните закрывать картинки на карточках нужными буквами. Работаем на скорость, самостоятельно. Слова проговаривайте шёпотом. Если хотите что-то спросить, поднимите руки».

Дети закрывают картинки на карточках буквами А, И, У, определяя первый звук в словах. Затем по просьбе логопеда называют буквы из первого, второго и третьего ряда.

Читайте также:
Приемы формирования фонематического восприятия

Рис.3. Карточка для индивидуальной работы.

Упражнение в чтении сочетаний из двух гласных.

Логопед: «Наши звуки подружились и встали парами. Буквы тоже встали парами. Давайте прочитаем, что получилось».

Дети читают сочетания из двух гласных, напечатанные на плоскостных изображениях шариков, переворачивают их и рассматривают иллюстрации: АУ- Маша заблудилась в лесу, УА – плачет малыш, ИУ – поёт птичка, ИА – кричит ослик.

Рис.4. Чтение сочетаний из двух гласных.

Упражнение в вертикальной и горизонтальной штриховке букв.

Логопед: «Путешествие звуков подходит к концу. Давайте сделаем для звуков подарки – раскрасим для них их любимые буквы. Возьмите карандаши и начните штриховать буквы. Штрихуем слева направо, начинайте штриховку сверху. Вертикальные линии рисуем сверху-вниз».

Дети выполняют штриховку букв в тетради. Вспомогательные линии – клетки в тетрадях.

Рис.5. Образец для штриховки.

Подведение итогов занятия:

Логопед: «Путешествие гласных звуков закончилось. Они поиграли с вами, побывали в нашей группе. Давайте ещё раз их назовём. Элементы фонетической ритмики: «А» – надуваем большой воздушный шар, тянем звук долго, руки поднимаем через стороны вверх. «У» – толкающие движения от груди вперёд ладонями (передаём шары друг другу). «И» – шарики летят вверх, присесть, указательные пальцы согнутых в локтях рук смотрят вверх. Тянуться вверх, выпрямляя руки, тянуть «И» тонким голосом (шарики улетели в небо).

Расскажите, что вам понравилось на занятии.

Литература и ресурсы:

Ванюхина Г. Речецветик. Занимательное пособие для дошкольников / Русич 1993;

Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова. Тетрадь логопедических заданий. Старшая группа. Москва: Издательство «Скрипторий 2003»/ 2010

Занятие по обучению грамоте «Гласные звуки [а], [у]»

Цели: формировать понятие гласный звук, познакомить детей со звуками [а], [у], закрепить графические образы букв, умение четко артикулировать гласные звуки, продолжать определять место положения звука в слове, закрепить деление слов на слоги, развивать фонематический слух и речевое дыхание.

Оборудование: «осенний ковер» — ватман с листьями; мяч; слова, разделенные на слоги; набор картинок, «звуковая мозаика» (поле 3х3, квадраты желтого и зеленого цвета) на каждого ребенка.

Ход занятия

Организационный момент (в кругу).

Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

Беседа про осень.

  • Какое сейчас время года? (Осень).
  • Какая погода бывает осенью? (Теплая, холодная, дождливая, пасмурная, солнечная…).
  • Какой бывает осень? (Ранней и поздней).
  • Сейчас какая осень? (Поздняя). Назовите приметы поздней осени.
  • Раннюю осень как можно назвать по – другому? (Золотой). Почему ее так называют?

Динамическое упражнение «Осенние листочки».

— Давайте сейчас с вами превратимся в красивые разноцветные листочки и покружимся под музыку. (Звучит музыка, дети кружатся, появляется осенний ковер).
— Ребята, посмотрите, какой прекрасный осенний ковер. Какие листья вы видите? (Березовые, кленовые, дубовые).
— Давайте сейчас все вместе подуем на наши листочки, устроим листопад.

Сюрпризный момент.

— Молодцы! А теперь мне помогите все листочки соберите. Ребята, посмотрите, а листочки то не простые, на них что – то есть. Это осень нам послание оставила. Давайте прочитаем его.

В одном сказочном королевстве жили – дружили звуки и буквы, но однажды случилась беда, налетел сильный, северный ветер разбросал, и расколол на части все буквы. Стало грустно и печально звукам. Фея сказочного королевства попросила, вас ребята, помочь ей. Но для этого необходимо выполнить все задания, за каждый правильный ответ вы получите осколок буквы.

— Ребята вы же знаете, что у каждого звука есть своя буква? А для чего нам нужны буквы, звуки?

— Итак, вы готовы помочь сказочной фее? Вот и осень нам подсказки оставила. Как вы думаете, какое задание мы будем выполнять первым? (Под цифрой 1). Первый листочек «загадочный» (На ковре, на стульчиках). Слушайте внимательно, вам нужно отгадать загадки.

Работа со звуком [а].

Круглый, полосатый,
С огорода взятый,
Алый, сахарный,
Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз).

— На какой звук начинается слово «арбуз»? [а]. Звук [а] какой? (Гласный) . Ребята, почему звуки называют гласными? (Их можно петь, когда мы произносим эти звуки, воздух свободно выходит изо рта, ему не мешают ни губы, ни зубы).

— Назовите слова, которые начинаются на звук [а]. Молодцы.

Работа со звуком [у].

Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке.
Ниточка в реке.
Обменяет ей река
Окунька на червяка. (удочка)

Читайте также:
Формирование представлений об ударении у детей

— На какой звук начинается слово удочка? [у]. Звук [у] какой? (Гласный). Назовите слова, которые начинаются на звук [у].

Артикуляционная гимнастика с зеркалами.

— Ребята, давайте сейчас произнесем наши звуки (а, у, ау, уа). Молодцы, ребята, справились с заданием, вот и первый осколок буквы. Следующий листочек.

Игра с мячом «Большой – маленький» (на большом ковре в кругу).

Арбуз, утюг, ананас, утка, альбом, улитка, апельсин, узел, улыбка.

— Молодцы, еще один осколок. Следующий листочек.

Работа в парах.

— Сейчас мы с вами будем работать в парах, а разделимся на пары необычным образом, у меня в руках слова, но они рассыпались на слоги. Друг на друга посмотрите свое слово соберите. За правильно выполненное задание вы получаете осколок буквы.

Игра «Пирамида» (за столами, стоя).

— Необходимо составить пирамидку из картинок. Внизу пирамиды слово, которое состоит из трех слогов, выше из двух и наверху пирамиды, слово из одного слога.

— Молодцы! Все справились с заданием, осколок ваш.

Физминутка.

— Следующий листочек «Звуковой» (на стульчиках, на маленьком коврике)

Игра «Поймай звук»

— Я буду называть слова, если вы услышите звук [у] в начале слова, необходимо хлопнуть в ладоши. (Утка, буква, уши, уха, звук, пруд, укроп, рука).
А теперь будем ловить звук [а], вы будете хлопать в ладоши, если услышите его на конце слова. (Знак, игра, алфавит, азбука, ваза, книга, автомобиль, кукла). Молодцы! Еще один осколок у нас.

— Ребята, в начале занятия золотая осень подарила нам красивый осенний ковер, давайте и мы подарим осени ковер, но ковер не простой, а звуковой. Проходите за столы.

Пальчиковая гимнастика «Листья».

Игра «Звуковая мозаика».

— Если я называю слова на звук [а], вы кладете желтый квадрат, если слово начинается на звук [ у], зеленый квадрат.

Слова: астра, ухо, автобус, утенок, азбука, угол, Антарктида, уголь, аист.

— А теперь проверьте себя, если вы правильно выполнили задание, возьмите красный кружок, если допустили ошибку – синий. Молодцы! Вот и последний осколок. Давайте соберем наши буквы. Какие буквы получились (А, У). Букве А, какой звук соответствует, а букве У? Чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы слышим, а буквы видим). Правильно. А сейчас давайте отправим в сказочное королевство наши буквы.

Автор: Чернова Юлия Сергеевна,
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №165» общеразвивающего вида,
г. Барнаул, Россия.

Конспект логопедического занятия «Осень. Звук и буква [У]»

наталья омельченко
Конспект логопедического занятия «Осень. Звук и буква [У]»

Цель: Обогащение словаря по теме «Осень».

• учить детей подбирать признаки к слову «осень» и согласовывать имена существи-тельные с именами прилагательными в роде, числе и падеже.

• -Развитие фонематического слуха на звук «У» .

• Знакомство с артикуляцией и характеристикой звука.

• Знакомство с буквой.

— развивать у детей умение составлять небольшие по объему предложения; отвечать на во-просы полным предложением;

— уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме;

— закреплять умение отвечать на вопросы педагога полным предложением;

— упражнять в образовании множественного числа имен существительных.

— воспитывать у детей интерес к тем изменениям в природе, которые происходят осенью;

— формировать эстетическое восприятие осеннего пейзажа.

Оборудование: сюжетная картинка с изображением осени, на которой допущены неточности (изображены приметы лета, зимы и весны); предметные картинки с изображением солнца, дождя, листьев, облаков, ветра, пшеницы, овощей, фруктов, звуковая куколка «Уля» ,картина «Осень» ,картинки: утюг, улитка, утка, буква «у», семена, зеркала.

Ход НОД.

1. Организационный момент.

Логопед: Если листья пожелтели и опадают, часто идет дождь, на улице много луж, а люди надели куртки и ботинки, то как называется это время года? (Ответы детей.)

2. Объявление темы.

Логопед: Сегодня мы отправляемся в царство золотой осени. А королева этого царства приготовила для нас сложные задания. Мы должны выполнить все задания и вернуться обратно в детский сад. Вы согласны? (Ответы детей.)

3. Вводная беседа.

Логопед: Сейчас я вам расскажу, что же такое осень.

Осень

Осень приходит после лета. В солнечные, теплые дни листья окрашиваются в багряные, оранжевые, желтые и золотистые цвета, приобретают очень нарядный и красивый вид. Золотой осенью называется это время. До трескучих морозов еще далеко, а деревья уже начинают постепенно сбрасывать листву. Начинается листопад!

Читайте также:
Конспект логопедического занятия: Постановка звука Ш

Постепенно дни становятся все пасмурнее, солнце светит все реже и реже. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди — долгие, моросящие. Холодный ветер срывает листья с веток деревьев, и они падают на землю, укрывая ее золотым ковром. Трава вянет. На улице сырость и слякоть. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в теплые края. На улицу не выйдешь без зонта — промокнешь. Да и без куртки и сапог уже холодно.

4. Развитие лексико-грамматических категорий.

Логопед: Ребята! Королева Осень прислала нам рисунок, на котором нарисована осень. Она очень недовольна, что художник неправильно изобразил ее царство и дает нам задание исправить ошибки художника.

Игра «Чего не бывает осенью. Дети рассматривают картину и говорят о том, чего не бывает осенью.

Осенью не растут подснежники. Осенью не купаются в речке. Осенью не загорают. Осенью не надевают шубы. И т. д.

Логопед: Ребята! Королеве Осени очень нравится, когда о ней много знают. Она прислала нам загадки и просит отгадать, о чем идет речь. А чтобы нам было легче, у меня есть подсказки. (Логопед выставляет на доску предметные картинки с изображением солнца, дождя, листьев, облаков, ветра.)

Игра «Узнай по описанию». Логопед предлагает детям ответить на вопросы. Холодное, бледное, тусклое, неяркое (что) —. (Солнце.)

Тяжелые, серые, темные, дождливые (что) —. (Облака.)

Долгий, моросящий, холодный, затяжной, осенний, мелкий (что) —. (Дождь.) Холодный, пронизывающий, колючий, порывистый (что) —. (Ветер.)

Желтые, золотистые, красные, багряные, разноцветные, пестрые, красочные (что) —. (Листья.)

Логопед: Молодцы, ребята! Вы отгадали все загадки осени. А теперь давайте расскажем, какая же сама осень.

Игра «Подбери признак». Дети подбирают признаки к слову «осень».

Осень (какая) —. (Холодная, дождливая, золотая, багряная, щедрая, красочная и т. д.)

Логопед: Ребята! Королева Осень хоть и строгая, но щедрая. Щедра осень на урожай.

Сядет тот,кто назовет слово- действие: иду, бегу, стою, рисую…

7. Ребята, какие звуки мы произносим- речевые

Что нам помогает произносить звуки- губы, зубы, язык, небо, альвеолы- это органы речи.

а) В гости к нам пришла девочка Уля

Игра: «Докажи словечко»

Гладит всё, чего касается, а дотронешься- кусается (утюг)

Две антенны на макушке, а сама сидит в избушке,

На себе её везет, очень медленно ползёт. (улитка)

Пёстрая крякушка ловит лягушек, ходит в развалочку. (утка)

б) Какой первый звук слышится в словах: утюг, удочка, утка.

Уля обозначает «У»

Чтобы звук «У» произнести нам помогают губы.

Губы сложи в трубочку, на дудочку похожи.

Подудеть на дудочке без дудочки мы можем. У-у-у-у

Характеристика звука.

У- произносится легко, во рту ничего не мешает, произносить можно долго.

У-у-у- громко клубочек

– Воздух свободно идёт ч/з рот

Нет препятствий разных

Голос участвует, голос зовёт,

Звук получается гласный (красный)

Для пения гласные звуки важны,

Они очень напевные, и очень важны.

Могут заплакать и закричать.

Могут в кроватки баюкать ребёнка.

Но не желают свистеть и ворчать.

в) Хлопки на звук «У»

г) Выбрать имя со звуком «У»

Аня, Арина, Уля, Алёна.

д) Какое слово лишнее?

усики, мак, улитка, уголь.

8. Знакомство с буквой «У»

а) Звуки мы слышим и произносим

А букву видим и пишем.

Звук «У» живёт в домике (буква «у», благодаря этому люди могут читать и писать.

На что похожа буква.

«У» как у зайчонка ушки. Эти ушки на макушки.

П/г. Зайки белые сидят и ушами шевелят. Вот так, вот так.

б) Выкладывание буквы (семена, палочки)

Итог: Таблица звуки-буквы У- гласный, красный. В чьем царстве мы побывали? Какая она, королева Осень?

Назовите приметы осени.

Детско-родительский проект «Дружные слова» в старшей группе с ОНР «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в.

Календарно-тематический план логопедических занятий (1-й год обучения, ОНР — III уровень) КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ (1-й год обучения, ОНР – III уровень) I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: