Конспект подгруппового занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ФФНР

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с ФФН в подготовительной группе
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с ФФН в подготовительной группе. Тема занятия: Звуки [А], [У], [И], [О]

Скачать:

Вложение Размер
Логопедическое занятие для подгруппы с ФФН (подготовительная группа) 49 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ФФН В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ (ЛОГОПУНКТ)

ТЕМА: Звуки [А], [У], [И], [О]

ЦЕЛЬ: Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [А], [У], [И], [О].

– продолжать учить различать неречевые звуки;

– подготавливать к усвоению звукослогового ряда путем формирования пространственно- временных представлений;

– произвести слухо-произносительную дифференциацию звуков [А], [О], [И], [У];

– формировать фонематические представления на материале звуков [А], [О], [У], [И];

– закрепить навык определения места гласного звука в ударной позиции в слове (начало, середина, конец слова);

– учить анализировать звуковой ряд из четырех элементов;

– работать над навыками речевого дыхания; развития мелкой моторики (самомассаж);

– учить согласованию прилагательных с существительными мужского и женского рода в именительном падеже, употреблению существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, на основе активизации словаря по теме «Игрушки»;

ОБОРУДОВАНИЕ: «Звучащие баночки», пособие домик «Гласных», игрушки, фишки, карточки с буквами, предметные картинки, цветные квадратики, дидактическое пособие «Улиткины дорожки».

Слушай и смотри.

Разгибание из кулачка пальчиков (большой, указательный, средний)

Показывают на уши и глаза.

Мы начнем сейчас.

Сгибание пальчиков в кулачок (средний, указательный, большой).

Поднять главную руку перпендикулярно противоположной (как при ответе)

2. Развитие слухового внимания.

ДИДАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ « ПРОДАВЕЦ И ПОКУПАТЕЛЬ ».

Логопед насыпает в непрозрачные банки крупу: манку, гречиху, чечевицу и фасоль. Дети (покупатели) просят продать им какую-нибудь крупу. Логопед (продавец) предлагает детям выбрать нужную крупу по звуку (дети трясут банку и угадывают по характерному звуку, что это за крупа).

3. Уточнение пространственно-временных представлений.

Дидактическое упражнение «Перед — между — после» .

Логопед называет ряд цифр от 1 до 10 и спрашивает, какая цифра в ряду первая, последняя, какая цифра стоит перед цифрой 7, после нее, между 8 и 10? (Игра проводится без зрительного подкрепления.)

4. Объявление темы и цели занятия.

Логопед. – Ребята, сегодня мы отправимся в страну звуков. В этой стране живут разные звуки. Приглашаю в гости к гласным звукам! Гласные звуки – волшебные, их можно петь, тянуть, они произносятся всегда с голосом. Без них слова не получаются.

Демонстрация домика гласных.

А где же звуки? Нет никого! Поможем гласным звукам добраться домой?

А) Уточнение и дифференциация звуков [А], [О], [У], [И].

  • Логопед произносит имена девочек, а дети называют первый звук в каждом имени: Аня, Оля, Уля, Ира .

Дети выделяют на слух первый звук в слове, находят нужную букву и заселяют ее в домик.

Повторить вместе с детьми артикуляцию гласных звуков, обозначение (красными кружками). Почему они называются гласными?

  • Дидактическое упражнение « Разговор через стекло ».

– Логопед показывает артикуляцию знакомого гласного звука, а дети угадывают, какой это звук, например, губы вытягиваются трубочкой — звук [У].

– Логопед показывает артикуляцию звукового ряда, а дети угадывают по беззвучной артикуляции, что «сказал» логопед (например, «трубочка-улыбка» — УИ), АИУ, УИА.

  • Логопед просит детей послушать внимательно и повторить за ним серию звуков: АУОИ, ИОАУ.
  • Прослушать ряд слов и назвать лишнее (начинающееся с другого звука):

Аня, август, осень, апельсин; Оля, овощи, уши, окна; Ира, ива, Инна, утка; усики, утка, осень, ушки.

  • Дидактическое упражнение « Найди звук » .

Логопед произносит слово (картинку) и предлагает детям указать в нем место определенного звука (начало, середина, конец слова), используя индивидуальные карточки «Улиткины дорожки»

[ А ]: Ася, юла, шарик; [ О ]: ослик, домик, лото; [ У ]: Уля, пишу, кукла; [ И ]: Ира, мишка, мячи.

4. Динамическая пауза.

  • Упражнение для развития координации речи с движениями.

Мы в лес пошли, – Ребенок марширует.

Топор нашли, – Остановился.

Дрова рубили – Ноги — на ширине плеч, руки — в «замок»-

— Ах! Ох! Ух! Их! – Энергичные наклоны.

  • Пальчиковая гимнастика.

Упражнение « Большая стирка ».

Буду маме помогать, буду сам белье стирать: ( трем кулачками друг о друга )

Мылом мылю я носки, ( провести кулачком по ладошке )

Крепко трутся кулачки, ( трем кулачками друг о друга )

Сполосну носки я ловко ( двигать кистями рук вправо-влево )

И повешу на веревку. ( поднять руки вверх, кисти согнуть )

  • Массаж рук мячиками.

На своей ладошке.

Рисовать мячиком «солнышко» (прокатывание мячиком по часовой стрелке между ладонями).

Пусть оно сияет

Хоть и понарошку.

Проводить мячиком по каждому пальчику.

5. Закрепление полученных знаний.

  • Анализ звукобуквенного ряда из четырех элементов: АОУИ .

Выкладывание схем из красных квадратов; чтение (цель: формирование навыка плавного слитного чтения буквосочетаний из разного количества гласных), списывание.

  • Гимнастика для глаз.

Упражнение «Волшебная бабочка». Логопед в воздухе с помощью бабочки, прикрепленной к указке пишет в воздухе буквы А , О , У , И , дети глазами повторяют движения бабочки и определяют, какую букву написала бабочка. Поморгали глазками 3 сек. и закрыли глазки.

6. Дыхательное упражнение .

  • Упражнение 1 « Собачки».

Выполнение пары «быстрых вдохов».

Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «Нюхаем воздух шумно, быстро, как собачки. Нюхаем по два раза: «нюх-нюх» и отдыхаем. Смотрите на меня и слушайте, как я буду нюхать воздух».

Исходное положение : стоя, подбородок слегка приподнят, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч.

7. Лексико-грамматические упражнения по теме «Игрушки».

Логопед: Мы с вами совершили дальнее путешествие, давайте немного поиграем.

Игра « Опиши свою игрушку »

  • Назвать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: какой? какая? какое? – выделяя ведущие признаки предмета (цвет, размер, форму, материал и пр.)

Мишка – какой? – …(коричневый, маленький, плюшевый, мягкий, …)

Собачка – какая? …(серая, большая, лохматая, пушистая, …)

Кукла – какая? – …(красивая, большая, нарядная, …)

Ведро – какое? – …(зеленое, маленькое, железное, …)

  • «Закончить предложение».

У Ани большая красивая кукла, а у Оли – маленькая …(куколка).

У Алеши есть большая машина, а у Игоря маленькая …(машинка).

Уля собрала большую пирамиду, а Ира маленькую …(пирамидку).

В магазине Андрей купил большой мяч, а Илья – маленький …(мячик).

• Импровизация движений. Дети выполняют движения в такт стихотворения

Подними вверх руки.

А потом их опусти,

Красным цветом обведи:

А-О-У-И (по немой артикуляции логопеда дети озвучивают звуки ).

9. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

Логопед спрашивает: Домик, каких звуков мы посетили? Дается объяснение: ЗВУКИ А-У-О-И – ГЛАСНЫЕ, ИХ МОЖНО ПЕТЬ, ТЯНУТЬ. Подсчет фишек и поощрение .

Учитель-логопед МАДОУ детский сад комбинированного вида № 61, дер.Таширово., Наро-Фоминского района., Московской области.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного логопедического занятия для детей с ОНР в подготовительной группе

Конспект этого занятия показывает как на одном логопедическом занятии можно интегрировать несколько направлений в работе по темам: грамота, труд и музыка.

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Дикие животные» в подготовительной группе

Цель: Развитие лексико-грамматической категории языка.Задачи:1.Образование существительных в Р.П. и П.п.2. Образование притяжательных прилагательных.3. Образование существительных, обозначающих детены.

Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: Мебель. «Новоселье у зайцев». Подготовительная группа.

Сотавление описательного рассказа.

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи (3 уровень речевого развития)

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи.

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи (3 уровень речевого развития)

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи.

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции звукопроизношения с воспитанниками подготовительной группы

Автоматизация звука Р.

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в подготовительной группе «В Тридесятое царство в поисках буквы Ш»

Данное занятие – это путешествие в сказочный мир. Преодалевая трудности, выполняя задания сказочных персонажей, дети закрепляют в произношении звук Ш, и по просьбе царя Берендея, спасают букву Ш.

Конспект подгруппового занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ФФНР

Представляю для публикации конспект подгруппового занятия в логопедической группе для детей с ФФН по лексической теме «Органы пищеварения». Занятие также направлено на автоматизацию звука «С».

Тема занятия: «Чудо-завод внутри меня».

  • Познакомить со строением и функцией пищеварительной системы человека.
  • Уточнять и обобщать знания детей об органах пищеварения их работе и взаимодействии между собой.
  • Закреплять в речи названия органов пищеварения( пищевод, желудок, кишечник, язык, зубы .
  • Показать значение питания в жизни человека.
  • расширять и активизировать словарный запас по теме « Органы пищеварения»;
  • совершенствовать глагольный словарь (пережёвывать, перетирать, сжимать, разжимать, глотать, продвигаться), навыки словообразования ( пищевод, пищеварение), согласования существительных с прилагательными и числительными.
  • воспитывать познавательный интерес к своему организму.

Ход занятия.

Логопед: Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. Я приглашаю вас на экскурсию по чудо-заводу, который находится внутри каждого из нас. Хотите?

Логопед: Прежде чем мы отправимся в путешествие, я хочу, чтобы вы вспомнили и назвали мне героев сказок, которые имели маленький рост или вес ?

Дети: Дюймовочка, Мальчик с пальчик, Гномы и т.д.

Логопед: Вы все молодцы, скорей занимайте свои места.

Дети рассаживаются перед интерактивной доской, за столы

Логопед: А скажите мне , пожалуйста, почему названные вами герои были такие маленькие?

Дети делают свои предположения. Логопед анализирует их ответы.

Логопед : наверное вы правы, и они очень плохо кушали. А зачем человеку вообще нужно кушать, может мы прекрасно жили бы без еды?

Дети: Нет, нам нужно кушать, чтобы бегать, играть, ходить в детский сад и т.д.

Логопед: Вы правы, человеку нужна еда, чтобы жить! А кто из вас знает, что происходит с пищей внутри нас?

Дети делают свои предположения.

Логопед: да, еда проходит очень длинный , сложный и интересный процесс, но это мы увидим чуть позже. А сейчас давайте потренируемся и выполним пальчиковую разминку.

Логопед: Теперь я вижу, что вы готовы отправиться в путь. А сопровождать нас будет – сдобный и румяный пирожок.
Именно с ним будут происходить удивительные превращения. В самом начале пирожок, как и любая другая еда попадает …

Логопед: Правильно, и там его встречает строгий охранник-…

Логопед: А строгий он, потому, что пробует всех гостей на вкус. Кто ты? Сладенькая конфетка или горький перец? Для того, чтобы язык был чувствительным, давайте выполним гимнастику для языка.

Логопед: Наш язычок размялся, давайте сейчас поиграем в игру « Определи на вкус» и проверим наших охранников на деле. Вы согласны?

Логопед вызывает несколько детей, завязывает им глаза и проводит игру. Детям предлагается определить на вкус следующие продукты: соль, сироп, сахар, сыр, сок.

Логопед: Все ребята справились с заданием и правильно отгадали, и назвали продукты. А какой звук одинаковый во всех этих словах?

Логопед: Правильно, давайте все вместе произнесём этот звук.

Дети длительно произносят звук «С».

Логопед хвалит детей за правильно произнесённый звук.

Логопед: Находясь во рту, еда не только пробуется на вкус, но и тщательно перетирается зубами. Вот почему зубки нужно беречь и следить за их состоянием. От их дружной работы зависит дальнейшее продвижение нашей пищи. Итак, все работы во рту завершены, мы делаем глотательное движение и пережёванная пища попадает в узкий туннель? Который называется пищевод. Это слово новое, поэтому давайте проговорим его вместе и по слогам.

Дети вместе с логопедом повторяют это слово по слогам.

Логопед: Вот какое интересное слово. Кто был внимательным и посчитал, сколько слогов было в этом слове?

Логопед: Молодцы. Двигаемся дальше. А чтобы узнать, как же кусочки пищи продвигаются по пищеводу, я предлагаю вам взять тюбики с зубной пастой. Да, да, не удивляйтесь. Давайте потихоньку будем сжимать и разжимать их. Что происходит?

Дети: появляется зубная паста.

Логопед: Да, вот такую же работу совершает пищевод, сжимаясь и разжимаясь, проталкивая кусочки пищи вниз.

Дети несколько раз повторяют это упражнение

Логопед: Таким образом, продвигаясь вперёд, наш кусочек пирожка дошёл до входа в таинственную пещеру — желудок. Желудок вначале маленький и похож на сдутый воздушный шарик. Но стоит пище попасть во внутрь этой пещеры, как она начинает раздуваться. Представляете, в желудке взрослого человека может уместиться целая банка солёных огурцов. Вот до каких размеров может растянуться наш желудок. Давайте и мы сейчас возьмём воздушные шарики и попробуем их надуть.

Дыхательная гимнастика «Надуй воздушный шар».

Логопед хвалит детей .

Логопед: В желудке происходит очень сложная работа. Стенки в этой пещере шершавые и они могут сжиматься и перетирать размягчённую пищу. Сейчас я предлагаю вам взять в руки пластилин и попробовать сжимать его до тех пор, пока он не станет мягким и эластичным.

Дети выполняют упражнения с пластилином.

Логопед: Вот так работает и наш желудок. Весь этот процесс называется пищеварением, то есть пища как бы переваривается. Становится мягкой и жидкой.

Логопед вместе с детьми проговаривает это слово и предлагает самостоятельно попробовать произнести его.

Логопед: Ребята, нам с вами осталась всего одна остановка и мы закончим наше путешествие, кто сможет сейчас повторить все этапы нашего пути .

Логопед: Молодцы, я вижу, что вам было интересно. И вы хорошо запомнили новые слова. А теперь вперёд!

Логопед: Пережёванная, перетёртая, и превращённая нашим желудком в жидкую кашу, пища попадает в другой тоннель. И длина его … 7 метров. Удивлены? Нет, я не ошиблась, именно столько метров находится внутри, несмотря на то, что ваш рост чуть больше метра. Этот тоннель называется – кишечник. Он напоминает змею, такой же изогнутый и тонкий. Вот почему легко помещается внутри даже маленьких детей. Так вот именно кишечник кормит нас. Внутри кишечника находятся тысячи малюсеньких ворсинок, которые день и ночь трудятся и всасывают жиденькую кашку, питая нас самыми полезными веществами. Такая «насосная станция» кормит нас, а всё ненужное выводит наружу. Вот так постепенно, не спеша работает наш чудо-завод.

– А наше путешествие подошло к концу. Но прежде, чем мы попрощаемся, я бы хотела узнать «Кто был самым внимательным?» Проведём конкурс загадок, за правильные ответы вы будете получать фишки. И у кого их будет больше, тот и будет победителем.

1. Первым пробовать привык
Угощенья все … (язык)

2. Где находится «насосная станция?» (в кишечнике)

3. Пещера, которая может сдуваться и раздуваться? (желудок)

4. Узкий туннель, по которому пища попадает в желудок? (пищевод)

5. Дом, где наш язык живёт,
Называем все мы … (рот)

– Давайте посчитаем фишки и узнаем, кто же стал победителем в нашем конкурсе загадок (подводятся итоги).

Абрамова Ольга Васильевна
учитель-логопед
МДОУ ЦРР — детский сад № 30
Пермский край, г. Чайковский

Подгрупповое логопедическое занятие с детьми подготовительной к школе группы с фонетико – фонематическим недоразвитием речи

Формировать навык фонетико-фонематического восприятия через использование дидактического пособия «Звукоцветик» .

  • закреплять умение определять наличие и место звуков в словах;
  • продолжать развивать слуховое восприятие, внимание, память;
  • поупражнять детей в делении слов на слоги;
  • способствовать умению соотносить звук со зрительным образом буквы;
  • продолжать воспитывать умение внимательно слушать педагога, сообща выполнять поставленную задачу.

Оборудование: дидактическое пособие «Звукоцветик» , картинки, мольберт, указка.

Ход занятия.

Логопед. Здравствуйте ребята. Проходите. Чтобы нам с вами познакомиться, предлагаю поиграть в игру «Положи слово на ладошку». Вставайте в вкруг и приготовьте свои ладошки. Каждый назовёт своё имя и положит на ладошку. Начну я. (Проводится игра)

Молодцы. Вот мы с вами познакомились и подружились. (Предлагает сесть на стульчики).

Логопед. Сегодня я хочу познакомить вас с книгой «Звукоцветик». Эта книга не простая, а волшебная, живут в ней звуки. Давайте посмотрим книгу. (Перелистывает страницы, рассматривают) Что это? (удивленно) Какие то кляксы! Да это Злой волшебник здесь побывал, заколдовал книгу, наставил клякс. Что же нам делать? Ребята, вы много читали сказок, может, подскажите, как расколдовать книгу. (Дети предлагают варианты: волшебной палочкой, волшебными словами). Но у нас нет волшебной палочки и слова нужны специальные. Посмотрите, здесь какой-то конверт. (Достает письмо из конверта, читает). «Чтобы расколдовать волшебную КНИГУ, необходимо выполнить 4 задания. Сделать это могут только умные, внимательные и дружные дети».

Поможем жителям «Звукоцветика» расколдовать книгу?

Логопед (открывает первую страницу, находит конверт с заданием).

Первое задание «Ритмические дорожки». При выполнении этого задания нужно быть очень внимательными.

На странице изображены ритмические рисунки. Я прохлопаю первый рисунок, послушайте. Второй вместе. Кто хочет прохлопать третий? А вы ребята внимательно слушайте.

Молодцы справились с первым заданием, правильно прохлопали ритмические дорожки

Смотрите, клякса превратилась в букву КА, домик звуков К, КЬ. Поставлю ее на доску.

Логопед (находит второй конверт с заданием). Второе задание «Продолжи звуковую дорожку». Нужно найти слова со звуком Н и НЬ, по синей стрелке поставить в кармашек. (Раздает каждому по одной картинке).

С каким звуком вы должны найти слово? (н). Правильно. (При выполнении задания дает установку назвать картинку, голосом выделить звук Н).

Ребята у кого остались картинки. Почему вы не вышли? (В слове нет звука Н)

Молодцы. Справились с заданием. Нашли слова со звуком Н и НЬ, и наша клякса превратилась в букву ЭН. (Предлагает ребенку поставить букву на доску, напоминает, что ставить надо слева направо).

Логопед. В этом конверте следующее задание «Звуковой домик», будем находить слова со звуком И. В первом окошечке звук И находится в начале слова, во втором звук находится в середине слова, в третьем звук стоит в конце.

Для выполнения этого задания нужно разделиться на три команды, по три человека. (Каждой команде раздает по одной картинке). Внимательно посмотрите на картинку, определите место звука И, поставьте в соответствующее окошечко. (Дети выполняют задание).

Молодцы, и с этим заданием вы справились правильно, нашли место звука в слове, работали дружно, быстро. Клякса превратилась в букву И.

Логопед. Остались две последние не расколдованные страницы. (Достает конверт, читает). «Слоговые паровозики». Нужно поделить слово на слоги и найти паровозик с таким же количеством окошек, сколько слогов в паровозике.

Для выполнения задания необходимо разбиться на пары. Найдите пару. (Раздает картинки, каждой паре по одной, дети выполняют задание).

Молодцы, вы правильно разделили все слова на слоги, работали дружно. Еще две кляксы превратились в буквы Г и А.

Логопед. Посмотрите, из наших букв получилось слово. Давайте прочитаем его (вместе читают КНИГА).

Логопед. (Приглашает сесть на стульчики). Волшебная книга звуков расколдована! Со всеми заданиями вы справились.

Какие из этих заданий вам больше понравились, запомнилась? (Ответы детей). Какие были трудными?

Мне приятно было с вами встретиться. (Называет по именам детей, отмечает каждого: быстро и правильно выполняли задания, были самыми активными…, были очень внимательными…)

Я вижу что, все вы умеете слушать взрослого и быстро, дружно выполнять задания.

На прощанье я хочу подарить книгу. Читайте её вместе с воспитателем и вспоминайте нашу встречу. (Дарит книгу).

Конспект подгруппового занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ФФНР

В утренние часы в группах для детей с ФФН проводится ежедневно по 2 фронтальных занятия (логопедические и воспитательские):

I занятие с 9 ч. до 9 ч. 30 мин;

II – с 9 ч. 40 мин до 10 ч. 10 мин.

После второго занятия воспитатель ведет часть детей на прогулку, остальные занимаются с логопедом.

Во второй половине дня воспитатель ежедневно (с 15 ч до 15 ч 30 мин) проводит подгрупповые и индивидуальные занятия по заданию логопеда, а с 16 ч 30 мин до 17 ч одно из занятий (4-5 раз в неделю) согласно специально разработанной сетке.

Подгрупповые занятия

В подгруппы подбирают детей со сходными недостатками речи. Состав подгрупп в течение года может изменяться в зависимости от конкретных целей и задач того или иного периода обучения и индивидуальных успехов каждого ребенка.

Рекомендуется отдельно проводить занятия с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие при достаточном уровне развития грамматического строя речи. Занимаясь с этими подгруппами, логопед сосредоточивает свое внимание на постановке и закреплении произношения звуков, на дифференциации их и анализе звукового состава речи. В другие подгруппы объединяют детей, речевые недостатки которых касаются не только фонетики, но и лексики, и грамматики, т.е. детей с элементами лексико-грамматического недоразвития речи. На занятиях с этими подгруппами, кроме всего перечисленного, логопед уделяет много времени и внимания развитию словаря и грамматического оформления речи. Таким подгруппам следует отводить значительно больше времени, чем подгруппам только с фонетико-фонематическим недоразвитием.

С детьми, страдающими особо тяжелыми недостатками произношения (ринолалия, стертая форма дизартрии и т. п.), кроме подгрупповых занятий, могут проводиться на всем протяжении обучения индивидуальные занятия.

Воспитатель планирует свои занятия с учетом всех поставленных задач. Совместно с логопедом планируются занятия по развитию речи и по закреплению произносительных навыков

Индивидуальные занятия

Постановка и закрепление правильного произношения звуков проводится в часы, выделенные для индивидуальных и групповых занятий.

Приемы коррекции звуков – общепринятые в логопедии. В то же время учитывается, что при фонетико-фонематическом недоразвитии недостатки речи выражаются в неправильном произношении звуков, а также в недостаточном различении звуков и затрудненном звуковом анализе слова.

Таким образом, перед логопедом стоят две задачи – воспитание артикуляционных навыков и развитие слухового восприятия. Как только логопед сумеет добиться правильного произношения звука, включается третья задача – выделение звука из состава слова. В педагогическом процессе эти три задачи не существуют изолированно, и на всех этапах логопедической работы так или иначе взаимосвязаны.

В тех случаях, когда у детей имеются затруднения при произношении слов сложного слогового состава, воспитание плавного, правильного произношения слов различной слоговой сложности и словосочетаний выделяется как специальная задача.

Планируя работу по постановке звуков, логопед учитывает следующее:

общую последовательность логопедической работы;

общепринятую последовательность постановки звуков.

Если у ребенка нарушено произношение нескольких групп звуков, например свистящих и шипящих, Р и Л, и в то же время нарушено озвончение, то рекомендуется начинать работу одновременно над всеми указанными группами, но при этом соблюдая последовательность каждой группы. Так, в группе свистящих и шипящих звуки ставятся в следующей последовательности: С, С’, 3, 3′, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ. Озвончение начинается с 3 и Б, в дальнейшем от 3 ставится Ж, от Б – Д, от Д – Г. Последовательность постановки соноров Р и Л индивидуализируется в зависимости от того, какой из этих звуков будет легче поддаваться коррекции. Только при условии одновременной постановки нескольких звуков, относящихся к различным фонетическим группам, логопед сможет подготовить детей, неправильно произносящих большое количество звуков, к фронтальным занятиям.

Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка – строение и подвижность артикуляционного аппарата, степень развития слухового восприятия, количество неправильно произносимых звуков, уровень звукового анализа, степень сформированности грамматического строя речи, работоспособность. В зависимости от всех этих данных планируются индивидуальные занятия с каждым из детей. Содержание работы будет различным. С одними детьми придется проводить больше артикуляционных упражнений и больше времени планировать на постановку звуков, с другими – больше внимания уделять развитию слухового внимания, звукового анализа, воспитанию грамматически правильной связной речи.

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе, у детей с фонетико- фонематическим недоразвитием речи.

Тема: Звук С.

Цель:закрепление навыка различения на слух и правильного произношения звука С; упражнения в звуковом анализе и синтезе.

Ход занятия:

1. Организационный этап.

Дети стоят вокруг логопеда. Логопед показывает картинки и просит назвать одну лишнюю:

Помидоры, лук, слива клен, ива, сова

Яблоко, груша, капуста волк, медведь, миска

Платье, рубаха, стакан голуби, ворона, лиса

Дети объясняют, почему данная картинка – лишняя.

Логопед сажает детей на места, отобранные картинки стоят на фланелеграфе. Дети определяют, какой звук повторяется во всех этих словах(с) и дают ему характеристику.

Логопед с детьми отправляется в «полет на самолете». Надо придумать, какие вещи брать с собой. В их названии должен присутствовать звук С. При входе в «самолет» стоит «стюардесса» и проверяет, правильно ли выбраны вещи- картинки. Ребенок, входя в «самолет», говорит: «Я взял с собой в самолет: сок, сумку, сапоги и т.д.» . Дети садятся на места. Оказывается, что самолет не простой, а волшебный. Чтобы он взлетел, надо произнести волшебные слова:

Самолет построим сами,

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме.

Дети хором произносят стихотворение, а затем выбирают слова со звуком С.

3. Игра «Найди нужное слово».

Логопед показывает и называет картинки: лес, лиса, собака, усы, коса, санки.

Далее читает предложения, в которых слова перепутались. Дети заменяют слова в предложениях, используя опорные картинки, выставленные на доске:

Грибы растут в огороде (лесу).

Заяц убегает от мышки (лисы).

Дом стережет кошка (собака).

Траву косят сапогом (косой).

У дяди Саши длинные косы (усы).

4. Физкультминутка. Игра «Сова».

Дети хором произносят стихотворение:

Сова, сова, сова. Совиные глаза,

Сидит сова на суку

Во все стороны глядит.

Да как слетит!

Один из детей назначается совой. После последних слов «сова» летит и ловит кого- то из детей. Пойманный ребенок становится «совой».

5. Игра «Придумай слово».

Выбирается ведущий. На столе лежат кубики со слогами: СА, СУ, СО, СЫ. Ведущий берет любой кубик и с этим слогом придумывает слово: (сад, суп, сок, сын).

6. Логопед просит ребят внимательно послушать рассказ:

«Наступила зима. Выпал снег. Саня и Соня идут гулять. У них совок и санки. Саня лепит снеговика. А Соня катается на санках».

У детей на столах лежат по две картинки:

Зима и снег. Лето.

Саня и Соня зимой. Саня и Соня летом.

Санки. Самолет.

Совок. Лопата.

Саня и снеговик. Саня и удочка.

Соня и санки. Соня и мяч.

После повторного чтения рассказа дети выбирают те картинки, которые подходят к тексту, а затем выставляют их в нужной последовательности. По желанию отдельные дети рассказывают текст с опорой на картинки.

7. Ведущий раздает детям конверты, в которых находятся 3 картинки и схема слова.

Дети должны выбрать ту картинку, которая подходит к схеме:

Стул, сом, носки.

Стакан, маска, нос.

Миска, фикус.

Дети называют звук, который учились правильно произносить (С).Затем называют слова со звуком С из рассказа. Выигрывает тот, кто правильно отобрал самое большое количество слов.

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе.

Тема:Звук З.

Цель:Знакомство со звуком З, формирование правильного произношения звука З.

Оборудование:предметные картинки, полоски и кружочки, пособие «Угадай слово».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет слово со звуком С, СЬ.

2. Сообщение темы занятия.

Показываю картинки. Назови картинку. Какой звук есть во всех этих словах?

3. Артикуляция звука.

– Давайте произнесем этот звук. Положили правую ладошку на горлышко. Произносим. В каком положении:

Язык- за нижними зубами;

4. Введение понятия «характеристика звука».

Звук З- согласный, твердый. Это характеристика звука.

Если я попрошу дать характеристику звука, то вы должны мне сказать какой этот звук: гласный или согласный; если согласный- то какой- твердый или мягкий.

– Дайте характеристику звуку З, С, СЬ.

5. Проговаривание слогов со звуком З.

ЗА- ЗА- ЗА ЗЫ- ЗУ- ЗЫ

ЗО- ЗО- ЗО ЗА- ЗУ- ЗО

ЗУ- ЗУ- ЗУ ЗЫ- ЗУ- ЗО

6. Выделение на слух слогов со звуком З.

Я буду называть слоги, а вы если услышите слог со звуком З- поднимите руку.

СА- ЗА- ЖА ЗУ- ЖУ- СУ

СО- ЗО- ЖО ЖУ- СЫ- ЗЫ

7. Проговаривание слов со звуком З.

Показываю картинку, дети по очереди называют предмет, определяют место звука в слове.

8. «Полоски и кружочки». Определение места звука в словах: коза, заяц, зал, зонтик, язык, мимоза, морозы.

9. Звуко- слоговой анализ слов.

10. Игра «Угадай слово».

По картинкам: произнести слова, выделить первый звук, какое из этих звуков получится слово?

1) волк, астра, заяц, аист, ваза.

2) Рояль, окна, замок, автомобиль, роза.

Какой звук мы сегодня изучили?

Покажите артикуляцию звука.

Дайте характеристику звука.

Назовите слова со звуком З в начале, середине слова.

Данное занятие проводилось с подгруппой детей, имеющих фонетико- фонематическое недоразвитие речи.

Конспекты и анализ посещенных занятий.

Конспекты фронтальных логопедических занятий в старшей группе по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи.(посещенные и проанализированные студентом).

Тема: Одежда. Ткани.

Цели:уточнить названия одежды; закрепить понятия: верхняя, нижняя (белье), праздничная, повседневная, летняя, зимняя, демисезонная одежда; уметь называть детали одежды; познакомить детей с названиями материалов; уточнить, кто шьет одежду, где и какие инструменты необходимы; учить согласовывать числительные с существительными.

Оборудование:демонстрационный материал – детская одежда, виды ткани.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

– Сядет тот, кто назовет вещи, которые надеты на вас.

– Как можно назвать все это одним словом? (Одежда).

2. Рассказ логопеда.

А) Одежду придумали люди в давние – давние времена. Ее делали из шкур животных, убитых на охоте. Одежда помогала людям согреться. Постепенно они научились делать ткани, и одежда стала меняться. Особенно женщины уделяли одежде большое внимание, хотели, чтобы она их украшала. Они шили одежду для улицы, для дома, для праздников, для девочек и мальчиков.

– А мы сейчас с вами назовем эту одежду.

– Какую одежду надевают на улицу? Какая это одежда? (Верхняя).

(Выставляются картинки с изображениями трусов, майки, футболки, ночной сорочки, пижамы).

– На что мы ее надеваем? (На тело).

– Какая это одежда? (Нижняя). А по-другому можно сказать – белье.

– Как называют одежду, которую мы надеваем на праздник? (Праздничная, нарядная).

Как называют одежду, которую мы носим каждый день? (Повседневная).

– Летом и зимой мы носим одинаковую одежду?

– Летом какую одежду мы носим? (Летнюю). А зимой? (Зимнюю).

– А демисезонную одежду мы надеваем весной и осенью. Между сезонами, между летом и зимой.

3. Физминутка (см. картотеку).

4.Б) Рассматривание рубашки.

– Что это? (Рубашка).

Обговаривание с детьми деталей одежды. У рубашки есть спинка и две полочки. Воротник может быть – круглым, отложным, стоечкой, широким, длинным, узким, вышитым, кружевным и т.д.

Рукав может быть – длинным, коротким, широким, узким, прямым, расклешенным.

Манжета – широкой, узкой, большой, маленькой, кружевной, вышитой.

Карман – большим, маленьким, глубоким, мелким, накладным, внутренним, ложным. Застежки могут быть разные: пуговицы с петельками, молнии, кнопки, клепки, крючки, шнуровка, липучка.

Планка – длинная, короткая, широкая, узкая, вышитая, кружевная и т.д.

В) Рассматривание платья. Уточнение дополнительных деталей: пояс, ремешок, подол, хлястик, складки и т.д.

Г) Знакомство с тканями: шелк, ситец, сатин, вельвет, капрон, фланель, шерсть, байка, бархат, трикотаж, драп, хлопок, кашемир, атлас и т.д.

– Знаете ли вы, из чего делают одежду? Из ткани. Ткани бывают разные: шелковые, шерстяные, хлопчатобумажные, искусственные. Их изготавливают из ниток на ткацких фабриках специальные машины. А люди, которые работают на этих машинах, называются ткачами. После этого ткани раскрашивают специальными красками. И уже потом из них шьют одежду.

5. Д.и. «Закончи предложение».

Это желтая рубашка, а в шкафу лежат пять… (желтых рубашек).

Это нарядное платье, а на вешалке висят пять… (нарядных платьев).

Это кожаный плащ, а в магазине продаются пять … (кожаных плащей).

Это шерстяные носки, а мама купила пять пар … (шерстяных носков).

Это драповое пальто, а портниха сшила пять… (драповых пальто).

Тема, цель и содержание занятия соответствуют программе коррекционно-речевого развития и перспективному плану работы учителя-логопеда. При организации занятия учитывается возраст детей, а также их индивидуальные особенности. Проведена подготовка детей к предстоящему занятию, мобилизовано их внимание при помощи занимательного сюжета. В достаточном количестве на занятии используется демонстрационный и раздаточный материал. Структура занятия не нарушена, все этапы находятся в логической последовательности. Наблюдается разнообразие использования приемов привлечения внимания детей, которое успешно сочетается с коррекционно-развивающей ценностью этих приемов для педагога. На занятии присутствуют как фронтальные, так и индивидуальные формы работы. Весь процесс обучения строится на основе личностно-ориентированной модели. Педагог умело устанавливает контакт с группой детей, тактичен и в то же время требователен во время занятия. Предъявляет требования к детям с учетом их речевых возможностей и особенностями личности каждого ребенка. Цели занятия достигнуты, дети усвоили материал, данный на занятии.

Тема: « Транспорт».

Цели:закрепить знания детей о транспорте; уточнить понятия: транспорт, наземный, подземный, грузовой, пассажирский, железнодорожный, легковой, специального назначения; уточнить детали транспорта; образовывать прилагательные от существительных, приставочные глаголы; составлять описательные рассказы; развивать словарь.

Оборудование:демонстрационный материал – картинки с изображением транспорта; раздаточный материал – картинки с изображениями разных видов транспорта, карточки с изображением частей машины и материала, из которого они сделаны.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

– Сядет тот, кто назовет свою картинку. (У детей картинки с изображениями разных видов транспорта).

– Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (О транспорте).

2. Беседа о транспорте.

Логопед выставляет картинки наземного транспорта и уточняет его виды. (Грузовой, легковой, пассажирский).

Логопед загадывает загадку:

Полный и пузатый.

Люди в нем сидят,

Смотрят и стоят. (Троллейбус).

– Из каких частей состоит троллейбус? (Кабина, салон, колеса, руль, фары, двери…).

– Как называются люди, едущие в троллейбусе? (Пассажиры).

– Значит, троллейбус – какой транспорт? (Пассажирский).

– Пассажирский транспорт может быть наземный и подземный.

– Назовите наземный пассажирский транспорт.

– Назовите подземный пассажирский транспорт.

Сравнение пассажирского транспорта: электричка и такси.

Транспорт может быть не только пассажирским, но и грузовым. Как вы думаете, почему он называется грузовым транспортом? Логопед выставляет картинки (грузовик, фургон, цистерна). Сравнение этих видов транспорта.

(Выставляются картинки – пожарная машина, скорая, милиция). Логопед с детьми обговаривает назначение каждой машины и уточняет понятие «транспорт специального назначения».

– Какой легковой транспорт вы знаете? (Жигули, Волга, Москвич, Запорожец…). Почему этот транспорт называется легковым? Уточняется назначение легкового транспорта.

Мы в автобус дружно сели, Дети садятся,

И в окошко посмотрели. Смотрят по сторонам,

Наш шофер педаль нажал, «нажимают» на педаль,

И автобус побежал. Убегают.

4. Игр. упражнение «Подбери слова».

А) Автобус (какой?) – быстрый, полный, мчащийся, красивый.

Троллейбус – веселый, разноцветный, гудящий…

Б) Автобус (что делает?) – едет, идет, мчится, стоит, обгоняет, ползет.

Троллейбус – перегоняет, летит, подъезжает…

В) Образование прилагательных от существительных (игра проводится на раздаточном материале):

Колесо из резины – …, кабина из железа – …, руль из пластмассы – …, сиденье из кожи – …, кузов из дерева – …, фургон из брезента – …, рельсы из железа – …, окно из стекла – ….

Г) Употребление приставочных глаголов.

Логопед выставляет игрушки: гараж, машина, мост, стоянка. Дети дополняют предложение.

Машина из гаража (выезжает). Машина вокруг гаража (объезжает). Машина к мосту (подъезжает). Машина с моста (съезжает). Машина перекресток (переезжает). Машина от стоянки (отъезжает). Машина в гараж (въезжает).

Составление описательных рассказов по картинкам.

– Какой вид транспорта?

– Из каких частей состоит? (Форма, веет, размер, детали).

– Назначение данного транспорта.

Тема, цель и содержание данного занятия строится с учетом возраста детей, а также перспективного плана работы и коррекционно-развивающей программы. В процессе занятия дети активны, заинтересованы. При подготовке занятия логопед учла такие важные моменты, как санитарно-гигиенические условия, эстетичность оформления материала занятия, его количество и качество. Прослеживаются все основные этапы занятия, их четкая последовательность. Логопед постоянно использует разнообразные приемы привлечения внимания детей, активизации их познавательной деятельности, умело сочетает индивидуальные и фронтальные формы работы с дошкольниками. Педагог в процессе занятия контролирует речь детей, направляет их высказывания в правильное русло, добивается ответа полным предложением. Дети усвоили материал. Цель занятия достигнута.

Конспект логопедического занятия для детей с ФФНР по автоматизации звука Л в словах (подготовительная к школе группа общеразвивающей направленности)

МАДОУ «Бардымский детский сад»

структурное подразделение «Малышок»

логопедического занятия для детей с ФФНР

по автоматизации звука Л в словах

(подготовительная к школе группа общеразвивающей направленности)

Разработала: учитель – логопед

Вагапова А. Р.

Тема: Звук Л

Цель: продолжить работу по закреплению правильного произношения звука Л в словах

– закреплять слуховой и моторный образ звука [Л];

– автоматизировать звук [Л] изолированно, в слогах, словах и словосочетаниях;

– учить анализировать артикуляцию звука и давать ему характеристику;

– совершенствовать навыки звукового анализа;

– закреплять навык определения позиции звука в слове;

– развивать артикуляционную моторику,

– развивать фонематический слух и восприятие;

– закреплять умения согласовывать имена существительные с прилагательными;

– закреплять навыки словоизменения;

– развивать зрительное внимание, память, мышление;

– воспитывать желание говорить правильно и красиво;

– привитие навыков самоконтроля за речью;

– побуждать интерес к логопедическим занятиям;

– воспитывать у детей активность на занятии;

– воспитание усидчивости на занятии.

Оборудование: разрезная картина с предметными изображениями, картинки с символами артикуляционных упражнений, зеркала, мнемотаблица «Характеристика звука Л», интерактивная доска, мешочек, предметные картинки, листочки с индивидуальными заданиями, карандаши.

Подготовительная работа: постановка звука Л, игры в лото «Ассоциации», «Найди пару»

Ход занятия:

1. Организационный момент. Введение темы занятия.

– Здравствуйте, ребята! Я сегодня так торопилась к вам на занятие, что пока поднималась на второй этаж, я уронила и перепутала все картинки. Вы поможете мне собрать ее? Спасибо ребята, вот наша картинка собрана! Давайте вместе посмотрим, что нарисовано на ней и назовем эти предметы.

Лампа, лото, лупа, лыжи, мыло, пила, ласты, вилы, кукла, пугало.

– Ребята, послушайте загадки, а отгадки вы найдете среди этих предметов.

Сидит светлячок на ножке, на голове — шляпка. (лампа)

Глазки деда слабоваты,

Плохо видят в книжке буквы

Значит, срочно ему нужно

Взять очки или же (лупу).

Мчат курносые Егорки

С развесёлой, снежной горки. (лыжи)

– Ребята, что общего между этими словами: л ампа, л упа, л ыжи?

– Правильно, все эти слова начинаются на звук Л. Сегодня, мы с вами, продолжим работу со звуком Л.

2. Артикуляционная гимнастика.

– Но сначала давайте сделаем зарядку для язычка.

Чередование «Заборчик» – «Трубочка»

Если наши губки улыбаются,
Посмотри – заборчик появляется.
Ну, а если губки узкой трубочкой,
Значит, можем мы играть на дудочке

Улыбаюсь: вот шутник-

Узким-узким стал язык

Меж зубами, как сучок

Вылез длинный язычок.

Улыбаюсь, рот открыт:

«Парус» там уже стоит

Прислоню язык смотри

К зубкам верхним изнутри

Влево – вправо кончик ходит, будто места не находит.

(показ картинки часы)

На качелях я качаюсь

Вверх – вниз, вверх – вниз,

И все выше поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз.

Щёк своих не надуваю

Мяч в ворота загоняю.

3. Уточнение артикуляционной позиции звука Л по мнемотаблице

– зубы разомкнуты, в положении «заборчик с щелью»

– кончик языка поднят и упирается в верхние зубы, напоминая «Парус»

– воздушная струя умеренная и теплая

– звук «Л» звонкий – горлышко дрожит и в ушке звенит.

– звук Л согласный, потому что встречает преграду.

4. Автоматизация звука [Л] в слогах.

Упражнение «Спой песенку»

Спой песенку «ла» столько раз, сколько я хлопну.

Спой песенку «ло» столько раз, сколько я топну.

Спой песенку «лу» столько раз, сколько я подниму руки вверх.

Спой песенку «лы» столько раз, сколько я постучу.

5. Интерактивная дидактическая игра «Четвертый лишний»

– Ребята, посмотрите на экран и выберите лишний предмет в каждой группе. Лишним предметом будет тот, в названии которого нет звука Л.

– лыжи, ложка, лошадь, чашка

– лук, лось, лупа , собака

– стул, пенал, мел, кошка

– акула, молоток, молоко, кисточка

– платье, флаг, слон, подушка

– колбаса, сапоги, колодец, платок

– палата, одеяло, клубок, мяч

– палка, медведь, масло, бутылка

6. Дидактическая игра «Один, много, большой, маленький»

Игра проводится с помощью модели.

Слова для работы: ложка, лапа, халат, стул, палка, платок, флаг, стол

7. Интерактивная логическая игра «Найди пару»

К каждой появляющейся картинке на экране, нужно подобрать логическую пару и обосновать свой выбор.

8. Упражнение «Чудесный мешочек»

– Ребята, посмотрите, какой чудесный мешочек я вам сегодня принесла. Внутри мешочка у меня есть разные картинки, да к тому же они еще разного цвета (белого, голубого и желтого)

Вы сейчас по очереди достаете картинку и называете предмет и его цвет, например белый голубь, желтое полотенце, голубая лампа.

9. Письменное упражнение «Подбери картинки к схемам»

10. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

– Ребята, давайте еще раз вспомним, какой звук мы сегодня научились говорить правильно.

– Какое задание вам понравилось больше всего?

– А в каком задании ты испытывал затруднения?

Упражнение «Солнце, тучка или дождик»

-Ребята, если вам понравилось наше с вами занятие, то нарисуйте на своих листочках солнышко, если не очень понравилось – тучку, ну а если уж совсем ничего не понравилось и вам было не интересно на занятии, то нарисуйте дождик.

– Спасибо ребята вам за ваши старания! До новых встреч!

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ФФНР (.docx)

Иванова Людмила Александровна

Учитель – логопед

Республика Саха (Якутия), г. Мирный, ДОУ №14

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ФФНР.

Тема «Зимующие птицы»

Расширять и активировать словарь.

Обогащать словарь признаков и действий.

Развивать грамматический строй речи: умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; образовывать однокоренные слова; правильно употреблять форму дательного падежа существительных в единственном и множественном числе без предлога, форму единственного числа творительного падежа; образовывать сложные слова.

Развивать общую и тонкую моторику рук, диафрагмальное дыхание.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Развивать навыки общения со сверстниками.

Способствовать снятию психоэмоцианального напряжения.

Формировать доброжелательность, самостоятельность, инициативность и ответственность.

Предварительная работа:

Заучивание наизусть стихотворения Р.А. Кудашевой “Зимняя сказка”, стихов и скороговорок о зимующих птицах.

Картинки с изображением вороны, сороки, воробья, дятла, синицы, снегиря, голубя, свиристели. Наборное полотно, шапочки с изображением зимующих птиц, шаблоны следов, кормушки.

Организационный момент.

Логопед. Ребята, отгадайте загадку.

Она пришла такая снежная,

Укрыла белыми одеждами

Леса, поля, дома и улицы.

Она художница прилежная,

Все разрисует в царство снежное,

Развесит кружева из инея,

Такая сказочно красивая.

Логопед. Скажите, зима – она какая?

Дети. Снежная, холодная, морозная, белая, пушистая, вьюжная, суровая, красивая, величавая.

Логопед: Ребята, посмотрите сундучок стоит. Вы хотите посмотреть, что в нем находится?

Логопед: Чтобы он открылся, нужно произнести волшебные слова.

Чоки – чок, чоки- чок, открывайся сундучок.

Дети произносят волшебные слова, и сундучок открывается.

Логопед достает из сундучка предметные картинки с изображением одежды и конверт. Читает письмо.

Вы, ребята в лес спешите

Птичек бедных выручать

Корм с собою захватите

Будут все его клевать.

Логопед: Ребята, пойдем в лес птичек подкормить?

Логопед: Чтобы не замерзнуть в зимнем лесу, нужно тепло одеться. (Логопед показывает картинки)

Логопед: На картинке вы видите шарф. Я про него говорю – зимний шарф. О чем еще можно сказать “зимний”?

Дети: Зимний холод, мороз, день, снег, лес, сад, пуховик.

Логопед: На следующей картинке – шапка. Она какая?

Дети: Зимняя

Логопед: О чем еще можно сказать “зимняя”?

Дети: Пора, прогулка, метель, погода, дорога, стужа.

Логопед: А вот зимнее пальто. Что еще бывает “зимнее”?

Дети: Время, развлечение, солнце, утро, небо.

Логопед: Каким словом можно ласково назвать зиму?

Дети: Зимушка.

Логопед: Ребята, кто хочет рассказать стихотворение Р.А. Кудашевой

Вот зима пришла серебристая,

Белым снегом замела поле чистое.

Днем с детьми на коньках все катается;

Ночью в снежных огоньках рассыпается…

В окнах пишет узор льдом – иголочкой

И стучится к нам во двор с свежей елочкой.

Логопед: А теперь вы послушайте отрывок из стихотворения Г.Бойко “Снег – снежок”.

Снег – снежок, снег – снежок,

Весь в следах от птичьих ног,

Воробьи вокруг скакали,

Видно, корм себе искали.

Время трудное пришло,

Зерна снегом занесло.

Логопед: Ребята, а каких зимующих птиц, кроме воробьев, вы знаете? Назовите их.

(Дети рассматривают картинки, лежащие на столе, и размещают их на наборном полотне.)

Дети: Ворона, сорока, воробей, дятел, синица, снегирь, голубь, свиристель.

Логопед: Ребята, давайте вспомним стихи и скороговорки о зимующих птицах.

Дети: 1)- Дятел жил в дупле пустом

Дуб долбил, как долотом.

2) -Вот под елкой запушенной

Скачут по снегу вороны,

Из-за корочки подрались,

Во все горло раскричались

3) – Скачет, скачет воробей, кличет маленьких детей:

Киньте крошек, воробью, я вам песенку спою.

Чик – чирик! Чик – чирик!

4) – Синичка, синичка, воробью сестричка.

5) – Сколько мороки, друзья, у сороки: все разузнать:

Где, что, когда, зачем? И рассказать по секрету всем.

6) – Снежок порхает, кружится

И превратились в лужицы

В хрустальное стекло

В саду, где пели зяблики,

Как розовые яблоки,

На ветках – снегири.

Логопед: Ой, ребята, что-то холодно стало! Давайте погреем руки.

Рано в кулачки сожмем

И немножко подожмем.

На ладошки мы подуем,

Все снежинки мы с них сдуем.

Каждый пальчик мы возьмем,

Сильно на него нажмем.

(Дети выполняют соответствующие тексту движения)

Логопед: Согрели руки? А теперь я предлагаю пойти в лес и покормить птицу. Но прежде давайте подумаем и решим, чем можно угостить наших верных друзей. Какой корм возьмем с собой ? (Берет корм и расставляет под каждой картинкой с изображением птицы.) Зерно мы дадим корму?

Дети: Зерно мы дадим вороне.

Логопед: Семечки мы дадим кому?

Дети: Семечки мы дадим голубю.

Логопед: Дадим сало кому?

Дети: Сало дадим синице.

Логопед: Рябину – кому?

Дети: Рябину дадим снегирю.

Логопед: Сушеные ягоды дадим кому?

Дети: Сушеные ягоды дадим свиристелю.

Логопед: Пшено дадим кому?

Дети: Пшено дадим сороке.

Логопед: Шишку дадим кому?

Дети: Шишку дадим дятлу.

Логопед: А хлебные крошки?

Дети: Хлебные крошки дадим воробью.

Логопед: Представляете, как птицы обрадуются! Скажите, чему будет рада каждая птица? Голубь будет рад чему?

Дети: Голубь будет рад семечкам.

Логопед: Свиристель обрадуется чему?

Дети: Свиристель обрадуется сушеным ягодам.

Логопед: Ребята, а вы хотите на время превратиться в птиц? Тогда выбирайте, кем бы вы хотели стать.

Дети берут со стола шапочки с изображением птиц и становятся в круг.

Сергей, кем ты будешь?

Сергей: Я буду снегирем.

Дети отвечают по очереди: воробьем, дятлом, синицей, голубем, вороной, свиристелем.

Физкультминутка

Ну-ка, птички, полетели, ( Дети медленно бегут друг за другом. )

Полетели и присели, ( Приседают )

Поклевали зернышки, (Двигают носом сверху вниз)

Поиграли в полюшке, (Кружатся на месте)

Водичку попили, (Двигают носом снизу вверх)

Перышки помыли, (Ставят руки на пояс, двигают локтями)

В стороны посмотрели, (Смотрят по сторонам)

Прочь улетели. (Разбегаются в разные стороны)

Логопед: Ребята, подул сильный ветер и поднялась такая вьюга, что засыпала весь корм, приготовленный для птиц. Если мы не покормим птиц, они останутся голодными. Давайте попробуем изготовить угощение птицам своими руками. Но прежде разогреем ладошки.

Пальчиковая гимнастика

Сколько птиц к кормушке

Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук.

Трут ладонь о ладонь.

Клест, синица, воробей,

Поочередно сгибают пальцы, начиная с большого.

Дятел в пестрых перышках –

Складывают пальцы «щепотью», стучат по столу.

Всем хватило зернышек.

Стучат пальцами перебором по столу.

Воспитатель: А теперь садимся за столы. Будем готовить корм.

Одни дети отщипывают пальчиками хлебные крошки, другие из пластилина лепят кусочки сала, делают рябину из цветной бумаги, лепят семечки из пластилина. Затем раскладывают корм в кормушке для птиц.

Логопед: Корм вы приготовили, теперь можно отправляться в лес. Пойдем туда узкой тропинкой, поэтому идти надо друг за другом, след в след.

На ковре выложены «следы», по которым за логопедом идут дети.

Посмотрите, тропинка кончилась, кругом сугробы.

По сугробам мы шагаем,

Выше ноги поднимаем.

Дети шагают, высоко поднимая колени.

Вот мы и пришли в парк. А птицы ждут нас, сидят на ветках, голодные. ( Вешает кормушку, привязывает сало к веточке)

Давайте не будем пугать птиц, отойдем немножко и понаблюдаем за нашими верными друзьями. Каждая птица по-своему красива, имеет какие-то внешние особенности. Посмотрите, какой у сороки длинный хвост, поэтому про нее можно сказать она какая…

Дети: Длиннохвостая.

Логопед: А еще у сороки белые бока, значит, она какая?

Дети: Белобокая.

Логопед: У синицы желтая грудка, поэтому она…

Дети: Желтогрудая.

Логопед: У вороны черные крылья, про нее мы говорим…

Дети: Чернокрылая.

Логопед: У снегиря красная грудка, он…

Дети: Красногрудый.

Логопед: У голубя сизые крылья, значит он…

Дети: Сизокрылый.

Логопед: Пока мы рассматривали птиц, они поклевали угощенье, стали сытыми и запели песни. Кто как поет?

Дети (Поочередно). Голубь воркует. Ворона каркает. Воробей чирикает. Синица тинькает. Сорока стрекочет.

Логопед: Молодцы! Вы очень внимательные. Ребята, что-то я замерзла, давайте погреем руки.

Дети выполняют дыхательные упражнения, трут ладони друг о друга.

Ну что, согрелись немного? А теперь споем песню.

Дети вместе с музыкальным руководителем поют песню М.В. Сошириной «Птицы прилетели» под аккомпанемент синтезатора.

Итог занятия

Логопед: Ребята, какое большое, хорошее, доброе дело сегодня мы сделали – покормили птиц. Меня порадовало то, что все вы знаете любимые лакомства птиц, правильно образовывали сложные слова. Вы мне все сегодня очень понравились. А что вам сегодня запомнилось больше всего?

Источники литературы :

Ляшко, Т.В., Синицына, Е.И. Через игру к творчеству: метод. Пособие Текст.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

2007-2022 “Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU”.
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

  • Опубликовать урок
  • Опубликовать статью
  • Дать объявление
  • Подписаться на новости
  • Частые вопросы
    сервис вебинаров –>

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Читайте также:
Игры на развитие фонематического восприятия
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: