Конспект подгруппового занятия для закрепления правильного произношения звука (Р)

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука Р в предложениях

Программное содержание:

1. Цель:
– автоматизация звука р в предложениях;

2. Коррекционно – образовательные задачи:
– расширять знания о звуках языка;
– закреплять знания об органах артикуляционного аппарата.

3. Коррекционно – развивающие задачи:
– выработка дифференцированного дыхания через рот и нос, с преимущественной тренировкой удлиненного выдоха;
– укрепление мышц артикуляционного аппарата;
– развитие фонематического слуха;
– закрепление изолированного правильного произношения звука [р];
– уточнение правильного произношения звука [р] в чистоговорках;
– развитие координации движений, поддержание умственной активности и работоспособности;
– автоматизация звука [р] в предложениях;
– развитие логического мышления;
– развитие мелкой моторики;
– резвитие эмоциональной отзывчивости, сочувствия, сопереживания;

4. Коррекционно – воспитетельные задачи:
– соблюдать правила поведения в кабинете;
– внимательно слушать педагога;
– воспитывать умение внимательно слушать педагога и выполнять инструкции;

5.Используемая литература:
• Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников, М.: «Вако» 2005.
• Крупенчек О.И. Научите меня говорить правильно, СПб.: «Литера» 2006.
• Османова Г.А. Позднякова Л. А, 95 логопедических игр с роботом Робиком, СПб.: «Литера» 2012.

У нас он просит помощи. На нашей планете он не может дышать, говорить, плохо слышит звуки, не знает, что можно есть, а что нельзя. А ещё ему в глаза попала волшебная космическая пыль и он не может отличить правду от вымысла. Мы можем ему помочь?
Ответы детей.

II. Основная часть
1. Логопед: Давайте научим, как правильно дышать на нашей планете.
Дыхательная гимнастика «Поможем роботу»
Исходное положение – руки вперед, вдох – руки разводятся в стороны, выдох – руки медленно сходятся.
Нашего земного языка он тоже не знает. Научим его говорить?
Ответы детей.

2. Артикуляционная гимнастика:
1. «Маляр» – улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое небо («потолок»), делая движения языком вперёд – назад.
2. «Лошадка» – улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»)
3.«Грибок» – улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении – 5-10 с.
4. «Гармошка» – улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки.

Давайте поиграем и научим его слышать звуки.
Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [р]

3. Д/и «Поймай звук» [р], [п], [а], [в], [р], [к], [е],[р], [и], [т], [л], [р, [у], [н], [г], [м], [с], [р], [т], [д], [ш] и т. д.
Давайте покажем роботу как правильно произносить звук [р]

4. Изолированное произношение звука [р].
Давайте расскажем роботу чистоговорки и он сможет сам прознести свое имя со звуком [р].

5. Повторение чистоговорок.
Ра-ра-ра, Робик учит букву «А».
Ро-ро-ро, Робик наш пошел в кино.
Ру-ру-ру, гуляет Робик по двору.
Ры-ры-ры, купит Робик нам шары.

Ар-ар-ар, Робик шар нарисовал.
Ор-ор-ор, видит Робик светофор.
Ур-ур-ур, Робик кормит кур.
Ыр-ыр-ыр – скушал Робик сыр.

6. Физкультминутка «Робот»
Стоит робот на дороге, (движения выполняются соответственно тексту)
У него не гнутся ноги,
Может он махать руками,
Может он моргать глазами,
Может головой кивать,
Раз, два, три, четыре, пять.

Логопед: Робот Робик не знает, что можно есть, а что нельзя, давайте подскажем ему (демонстрируется картинка с изображениями. Дети называют съедобное и говорят, что это могут есть люди. Называют и остальные картинки и говорят, что может съесть робот. Лексика: рогалик, мороженое, помидор, горох; кружка, ворота, вертолет, гитара, ручка, ведро.)

Читайте также:
Речевая карта для школьного логопункта

5. Д/и «Съедобное – несъедобное»
Логопед: Ещё Робик просит нас научить его отличать правду от вымысла. Давайте поможем ему.

6. Д/и «Что нарисовал художник неправильно»
(Демонстрируется картинка с изображением. Дети отвечаю полным предложением, и говорят, бывает ли такое. (сохраняя правильное произношение звука [р].
Ответы детей:
– Рыбак плывет на рыбе.
– На елке растут розы.
– Рысь стреляет из рогатки помидором.
– Рыба в аквариуме похожа на сову.
– Рыбу ловит рыболов.

Логопед: Дети, на нашей планете у Робика нет друзей роботов.
Давайте построим ему друзей.

7. Развитие мелкой моторики «Выложим роботов»

III. Итог занятия. Рефлексия.(просмотр видеофрагмента с музыкой релакс о там как робот Робик пролетал вокруг земли)

Конспект подгруппового занятия по постановке звука [Р] с детьми старшего дошкольного возраста

Оксана Хайко
Конспект подгруппового занятия по постановке звука [Р] с детьми старшего дошкольного возраста

Конспект подгруппового занятия по постановке звука Р

Форма проведения занятия: подгрупповое

Тема: Звук [р]. Этап постановки

1. Коррекционно –образовательные:

а) закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях;

б) уточнить правильную артикуляцию звука [Р];

в) упражнять в умении определять место звука в слове и соединять предмет со схемой;

г) закрепить зрительный образ буквы [Р].

2. Коррекционно –развивающие:

а) развивать мимическую мускулатуру детей;

б) развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.

3. Коррекционно –воспитательные:

а) формировать положительную установку на участие в занятии;

б) формировать доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Зеркало,ватный мячик, цифры от 1 до 9, карточки с буквами, карточки с картинками.

Ход занятия

– Здравствуйте, ребята! Как ваши дела? Как настроение?

Сегодня мы продолжаем работу над звуком [Р] и попытаемся вызвать у вас этот звук.

– Сначала проведем разминку

Представьте, как будто мы свами силачи. Мы поднимаем тяжёлую гирю сначала правой рукой, сильно напрягаем руку, затем левой, а теперь поднимаем штангу. У нас напряжены не только руки, но и ноги и всё тело. После такой нагрузки надо расслабиться.

– Чтобы подготовить язычок к работе, выполним артикуляционную гимнастику. Многие из упражнений вы уже знаете.

Упражнения для губ:

«Улыбка» – статическое

«Трубочка» – статическое

«Улыбка», «Трубочка» – динамическое

Упражнение «Лошадка» – поцокать языком, как лошадка, замедляя и ускоряя темп.

Упражнение «Грибок» — язык присосать к твердому небу и до предела растянуть уздечку, удерживать ее в таком положении как можно дольше, затем щелкнуть языком и повторить упражнение несколько раз.

Сидя перед зеркалом, тянуть кончик языка к альвеолам.

Упражнение «Пулеметчик»: ребенок сидит перед зеркалом и, широко открыв рот удерживая кончик языка у альвеол и быстро подряд произносить звук д-д-д-д-д-д. важно, чтобы ребенок видел быстрые удары кончика языка. Темп ударов должен постепенно учащаться, а ритм колебания языка изменяться.

– Оказывается, для того, чтобы правильно произносить звуки, в том числе и «Р», нужно научиться правильно дышать.

С силой будем задувать мяч в ворота, так чтобы выдуваемая воздушная струя была очень сильной.

Читайте также:
Некоторые приемы реализации ФГОС для повышения эффективности работы воспитателей над звуковой культурой речи детей, занимающихся с учителем-логопедом

– Скажите, какой звук [р] гласный или согласный? Мягкий или твердый? Звонкий или глухой? Почему?

– Посмотрите внимательно на положение губ, они открыты, раскрой губы так же. Молодцы.

– Зубки тоже открыты на небольшое расстояние.

– Кончик языка поднят к альвеолам за верхние зубки, а боковые края прижаты к коренным зубам. Кончик язык и боковые края загнуты и имеют форму чашечки. Показать рукой, какой язычок?

Что он напоминает? (чашечку).

– Посередине языка идет воздушная струя, подуй так, чтобы струя воздуха шла посередине языка. Поставь ладошку, ощути ее.

– Голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

Используем прием постановки от звука Д.

Откройте широко рот, передний край языка подними за верхние зубы к альвеолам. И говори с придыханием Д-Д-Д. Язык «прыгает на бугорок». Хорошо видны удары кончика языка, который, то прикасается к альвеолам, то отскакивает. Быстро говорите звук Д-Д-Д и в это время приводим своим указательным пальцем язык в колебание, пальчик под языком.

Игра «Какой звук по счету».

У детей цифры от 1 до 9. Я буду произносить слова, а вы определите какой по счету звук Р в слове, и поднимите соответствующую букву.

Примерные слова: пирамида, кобура, рука, ведро, костер, сахар, артист, кобра, космодром, командир, рот, горы, кобра.

Игра «Подними букву»

– Я буду называть слова: рыба, жаба, портфель, лампа, жираф, лопата, вертолет, ежик, бегемот, виноград. А вы поднимите букву Р, если в слове есть звук Р.

– Потренируемся произносить звук [Р].Повторяйте за мной:

– Чему мы сегодня учились на занятии? (Сегодня мы учились произносить звук [Р])

-Что происходит с губами, зубами, языком? (Губы открыты, зубы сближены, язык упирается в бугорочки за верхними зубами, кончик языка приподнят)

-Дайте характеристику этому звуку (Звук [Р] – согласный, звонкий может быть твердым и мягким)

– Вы сегодня хорошо занимались, молодцы.

Домашнее задание: раскрасить корабль и нарисовать виды транспорта в названии которых есть звук Р.Выполнить артикуляционную гимнастику: «Лопата», «Грибок», «Вкусное варенье», «Маляры», «Дятел».

Конспект индивидуального логопедического занятия для старшего дошкольного возраста «Автоматизация звука [Р]» Тема: «Автоматизация звука [Р]» Цель: автоматизировать звук [Р]. Задачи: Образовательные • Уточнить представления ребёнка о звуке [Р];.

Конспект индивидуального занятия «Постановка звука [Ж]» для старшего дошкольного возраста Конспект индивидуального занятия по логопедии «Постановка звука Ж» для детей старшего дошкольного возраста Цели -занятия : – своевременное.

Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Ш] Конспект индивидуального занятия по постановке звука Ш Цель занятия: выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука Ш.

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР «Насекомые. Звук [Р]» Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР Тема. Насекомые. Звук Р Цель. Автоматизация.

Конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста по развитию лексической стороны речи на тему «Овощи» Конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста по развитию лексической стороны речи на тему: «Овощи» Программное.

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [р] «Лаборатория юных экологов» Цель: закрепление правильного произношения звука «Р» Задачи: Образовательные: 1. Автоматизация звука Р (в словах, словосочетаниях, чистоговорках,.

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Р] «Путешествие на планету Шелезяка» ТЕМА: «Путешествие на планету ШЕЛЕЗЯКА» ЦЕЛЬ: 1. Автоматизировать звук [р] во фразе. 2. Закрепить употребление предлога «под». 3. Продолжить.

Читайте также:
Урок - Деление слов на слоги

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Ш] «Красная Шапочка» Тема: Автоматизация [ш] в слогах, словах. Цель: создание условий для продуктивного и эффективного закрепления звука [ш] в слогах, словах,.

Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с ТНР III уровня «Рукавичка» Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня № 2 Тема: «Рукавичка» Цель:.

Конспект подгруппового занятия с детьми среднего возраста по развитию зрительного восприятия с детьми с ОВЗ «Готовим пиццу» Конспект подгруппового занятия с детьми среднего возраста по развитию зрительного восприятия с детьми с ОВЗ «Готовим пиццу»Цель: развитие.

Конспект подгруппового занятия на тему «Путешествие на сказочном поезде»

Аннотация:

Логопед предлагает детям отправится в путешествие на сказочном поезде. А чтобы не сбиться с пути, нужно взять с собой карту, на которой отмечены остановки – «Стройка», «Парковка», «Цирк», «Физминутка», «Сад-огород» и в конце пути дети приезжают в «Школу». На каждой остановке детей ждут занимательные игровые задания для автоматизации звука [Р], способствующие формированию правильного звукопроизношения, развитию внимания, мелкой моторики, мышления. А также развитию фонематических процессов: анализа, синтеза, навыков анализа слогового состава слова. В заключительной части занятия детей ждет «сюрпризный момент».

Тема занятия: «Путешествие на сказочном поезде»

Цель: Закрепить навыки правильного произношения звука [Р] в речи.

Задачи:

  • Упражнять в умении находить заданный звук в словах, определять его место в слове.
  • Развивать внимание, мелкую моторику.
  • Развивать фонематические процессы: анализ, синтез, навыков анализа слогового состава слова
  • Развивать мышление, координацию речи с движением,

Оборудование: магнитная доска( карта), игрушки(Буратино, собачки, медвежонок, слон),кубики с картинками, машинки, ведра пластмассовые( тумбы), Картинки( собака, лошадь, овощи, нож, рак, роза, рыба, рот, воробей, рыбак, робот), муляж дерева, фруктов и овощей

Ход занятия

I. Организационный момент.

– Дети, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.

– Мы с вами собрались на необычное занятие. Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Скажите на каком транспорте можно отправиться в путешествие (ответы детей). А мы с вами будем путешествовать на сказочном поезде. Вы хотите в путешествие? Тогда нас ждёт удивительное приключение. Чтобы правильно добраться до места, необходимо определить маршрут, что нам нужно чтобы не сбиться с пути (карта). Итак, в путь!

II. Основная часть.

1. Наша первая остановка «Стройка». Здесь нас ждет гость. Отгадайте кто это?

У отца был мальчик странный.
Необычный — деревянный.
На земле и под водой,
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это? … (Буратино)

– Буратино предлагает вам найти те кубики, на которых все картинки со звуком «Р» и построить из них башню.

– Молодцы, очень высокая башня у вас получилась! Отправляемся дальше.

2. Артикуляция и характеристика [Р].

– Какой одинаковый звук был в названии всех картинок? ([Р]). Расскажите, как мы его произносим. (Ротик открыт, язычок поднят вверх и прячется за верхними зубами. Язычок напоминает ложечку, при выдохе кончик языка дрожит). Звук [Р] согласный, звонкий, твёрдый.

3. Следующая остановка «Парковка».

– Давайте поможем пассажирам найти свою машину. Если в названии картинки один слог пассажир садится в первую машину, если два во вторую, если три в третью (на каждой машинке схема для определения количества слогов в слове).

Читайте также:
Конспект НОД по формированию грамматического строя речи

Картинки: воробей, рыбак, рак, рыба, робот, карта.

4. Остановка «Цирк».

– На арене цирка ловкие цирковые животные! Они умеют узнавать звук [Р] в слогах и словах! Как услышат звук [Р], сразу прыгают на тумбу.

Ла, ра, ол, ук, ры, ря, ор, ар, ри.
Рама, полка, картина, волк, лошадь, карандаш, торт.

– Кто выступит следующий, вы узнаете, если выделите первый звук в названии каждой картинки и составите слово из этих звуков.

Картинки: собака, лошадь, овощи, нож.

– На арену выходит дрессированный слон! Ему по команде нужно занять одну из трёх тумб. Командой для него служит картинка. Если звук [Р] находится в начале слова, слон встанет на первую тумбу, в середине – на вторую, в конце – на третью.

– Ребята, давайте выйдем из нашего поезда на полянку и немного отдохнем.

Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок,
И ещё разок.
А потом вприсядку,
И снова — по порядку.
Побежим мы по дорожке:
Раз, два, три!
И похлопаем в ладошки:
Раз, два, три!
И покрутим головами:
Раз, два, три!
Все танцуйте вместе с нами:
Раз, два, три!

6. Остановка «Сад — огород».

– Ребята, посмотрите, мы допрыгали до следующей остановки. Что за чудо дерево здесь растет? Давайте соберем урожай. Мы будем собирать только те овощи и фрукты, в названии которых есть звук [Р], овощи мы кладем в кастрюлю, из них мы сварим борщ, а фрукты в графин, из них мы сварим компот.

7. Остановка «Школа».

– Посмотрите, куда мы приехали (в школу). Здесь школьники пишут контрольные и диктанты. И мы с вами напишем необычный звуковой диктант.

Дети пишут звуковой диктант, подбирая соответствующие звукам символы.

Слова: рак, роза, рыба, рот.

– Дети, вы просто молодцы, и с заданием справились отлично! В школе за отличную учебу все дети получают медали. И я сейчас вручу каждому из вас вот такие медальки!

III. Итог занятия.

Что мы делали на занятии? Что вам больше всего на занятии понравилось? Что было самым трудным для вас? Понравилось ли вам занятие?

Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [Р]»

Разделы: Логопедия

Группа детей по структуре речевого нарушения: ФФНР

Возраст: 6 лет (подготовительная к школе группа)

Приоритетная образовательная область: речевое развитие

Цель: автоматизация произношения звука [Р]

Задачи:

  • способствовать обогащению словарного запаса;
  • закрепить умения определять место звука в словах, образовывать множественное число и уменьшительно-ласкательную форму существительных.
  • развивать умения произносить звук [Р] изолированно, в слогах, в словах и предложениях; определять положения органов речевого аппарата при произношении звука [Р];
  • фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, общую и мелкую моторику.
  • способствовать проявлению положительных эмоций, интереса достижения результата от выполненной работы.

Планируемые результаты:

  • у детей сформировано и автоматизировано умение правильно произносить звук [Р] в слогах, словах и предложениях;
  • дети способны самостоятельно различать звуки на слух и определять место звука в словах;
  • дети без труда образовывают множественное число и уменьшительно-ласкательную форму существительных.

Оборудование: массажный мяч «Су-Джок», картинки-символы для выполнения артикуляционной гимнастики и изолированного произношения звука, предметные картинки (щенячий патруль), мяч, схема (для определения места звука в слове), розовый и коричневый воздушные шарики.

Читайте также:
Стимуляция активной речи у детей раннего возраста с ДЦП

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед: доброе утро, ребята!

– Вы уже заметили, кто пришел сегодня к нам в гости?

(герои из м/ф щенячий патруль)

– Давайте назовем наших гостей по именам?

(Райдер, Рокки, Крепыш, Эверест, Маршал, Зума, Скай, Гонщик)

– А теперь мы расскажем нашим гостям главное правило речи:

Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре
Верно, четко говорим,
Никуда мы не спешим!

2. Основная часть

3. Артикуляционная гимнастика с картинками

(дети смотрят на картинки, которые им показывает логопед и выполняют упражнения)

  • «Маляр» – 5 раз
  • «Вкусное варенье» – 5 раз
  • «Качели» – 5 раз
  • «Часики» – 5 раз
  • «Лошадка» – 5-7 раз

4. Пальчиковая гимнастика «Су-Джок»

Я мячом круги катаю
Взад вперед его гоняю
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.

5. Уточнение артикуляции звука

– Сейчас вы должны будете угадать и произнести звук по моему описанию.

Слушаем внимательно и выполняем действия по описанию.

  • губы открыты,
  • зубы разомкнуты (между зубами широкое пространство),
  • язычок поднят вверх и дрожит,
  • воздушная струя сильная.

– Правильно, это звук [Р].

6. Произношение изолированного звука

– Ребята, давайте вспомним, как рычит тигр?

– А как мурлычет кошка?

(муррр, муррр, муррр)

7. Развитие фонематического слуха

Игра «поймай звук [Р]» (хлопни в ладоши, когда услышишь звук, слоги со звуком, слова со звуком)

  • :Р Р С З Л К Н Р Ж З Р Р Р Л Д В Ы Р
  • РА-ЛО–РЫ-КО-МЫ-РО-ДА-ПО-АР-РУ-ВЫ-УР
  • Марка, лук, комар, рак, батон, крот, дом, стол, топор, окно, ракета.

8. Физкультминутка

Раз, два — выше голова.
Три, четыре — руки шире.
Пять, шесть — всем присесть.
Семь, восемь — встать попросим.
Девять, десять — сядем вместе.

9. Автоматизация звука в слогах, словах и предложениях

Игра «Кулачки» (проговариваем прямые слоги и сгибаем пальчики правой руки, обратные и сгибаем пальчики левой руки)

  • 1 ребенок: слоги –РА- (ра-ра-ра-ра-ра) и –АР- (ар-ар-ар-ар-ар)
  • 2 ребенок: слоги –РО- (ро-ро-ро-ро-ро) и –ОР- (ор-ор-ор-ор-ор)
  • 3 ребенок: слоги –РЫ- (ры-ры-ры-ры-ры) и –ЫР- (ыр-ыр-ыр-ыр-ыр)

Игра «Один-много»

– Сейчас мы с вами встанем в круг и сыграем в игру с мячом, я буду кидать вам мяч и называть слово, вы должны будете кинуть мне мяч обратно и назвать это слово во множественном числе. Например: рак-раки и т.д.

Ракета (ракеты), барабан (барабаны), ручка (ручки), перо (перья), рыба-рыбы, марка-марки, кран-краны, комар (комары), ранец (ранцы), тетрадь (тетради), карандаш (карандаши), морковка (морковки), помидор (помидоры).

Игра «Определи место звука»

– Дети, подойдите к доске и выберете одного щенка, но так, чтобы в его имени обязательно был звук [Р] (после того, как дети выбрали по одному герою, логопед проверяет правильность их выбора). Назовите имена героев, которых вы выбрали. Положите в то окошко на схеме, в котором расположен наш звук [Р]. (в начале слова в первое окошко, в середине – во второе, в конце – в третье).

(продолжить игру с другими предметными картинками на заданный звук по 3-5 картинок на ребенка)

Читайте также:
Звуки (Т), (Ть) - конспект НОД по обучению грамоте с детьми подготовительной группы

Игра «Назови ласково»

– А теперь назовите предметы на картинках ласково. Например: рука-ручка, роза-розочка и т.д.

Игра «Опиши» (розовый, коричневый, оранжевый шарики)

– Что это? (шарики) Какие они? Попробуйте описать их.

(логопед раздает детям по одному шарику и просит описать его)

10. Итог занятия

Давайте вспомним, какой мы с вами прошли звук? (звук [Р]) Что вам больше всего понравилось на нашем занятии сегодня? Хотите еще поиграть в такие игры? Дома с родителями, вы можете их повторить (выдаются тетради для домашних заданий). В награду за ваши старания, вы можете забрать по одному нашему гостю и воздушному шарику к себе домой.

Конспект подгруппового логопедического занятия на постановку и уточнение артикуляции звука “Р”.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Цель занятия: Подготовка органов артикуляции к постановка звука “Р”.

– развитие артикуляционной моторики;

– развитие фонематического восприятия;

– развитие зрительно пространственных представлений;

– развитие умения контролировать темп и ритм речи, силу голоса;

– развитие мелкой моторики.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_zanyatiya_po_postanovke_zvuka_r.docx 17.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия на постановку и уточнение артикуляции звука “Р”.

Цель занятия: Подготовка органов артикуляции к постановка звука “Р”.

– развитие артикуляционной моторики;

– развитие фонематического восприятия;

– развитие зрительно пространственных представлений;

– развитие умения контролировать темп и ритм речи, силу голоса;

– развитие мелкой моторики.

Оборудование: картинки, зеркало, постановочный зонд.

Здравствуйте ребята! Сегодня я хочу рассказать вам сказку, послушайте внимательно. И скажите о чём она?

Жил –был Весёлый язычок в своём домике. Догадайся, что это за домик.

Рядом с дверями

Конфеты и плюшки.

Догадались? Этот домик-рот. Двери в домике то открываются, то закрываются. Вот так ( рот закрыт, открыт). Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке ( язык «лопаткой» на нижней губе). Подул легкий ветерок, Язычок поежился (язык «стрелочкой»), Спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть). А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим «д-д-д-д»). Язычок не скучал дома, напоил котёнка молоком. Он лакал молочко (водим язычком по верхней губе сверху вниз, рот открыт), потом котёнок облизнулся и сладко зевнул (рот широко открыт). Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик-так» (рот открыт, губы в улыбке, кончик языка дотрагивается до уголков рта). Котёнок свернулся клубочком. «Пора и мне спать», – подумал Язычок.

1. Артикуляционная гимнастика для постановки звука [Р]

Упражнение «чистим зубы».

Мы покрасим потолок,

Маляром стал язычок,

Будет чистым (вот дела!)

Все, до дальнего угла!

Мы вареньем, крепким чаем

Всех знакомых угощаем.

С губ сотрем следы варенья,

Язычок у нас грибок,

Вот веселые качели –

Выше крыши подлетели.

На качелях вверх и вниз

Ты качаться не ленись!

Причешу лошадке хвостик

И на ней поеду в гости,

Цокай громче, язычок,

Чтоб никто догнать не мог!

2. Уточнение артикуляции.

– Сейчас мы рассмотрим положение артикуляционных органов при произнесении звука Р.

– Положение губ: они открыты, раскрой губки так же.

– Зубки тоже открыты, открой зубки на небольшое расстояние.

– Кончик языка поднят к альвеолам за верхние зубки, а боковые края прижаты к коренным зубам. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки. Покажи рукой, какой язычок? Что напоминает язычок? (Чашечку)

– Посередине языка идёт воздушная струя, подуй так чтоб струя воздуха шла по середине языка. Подставь ладошку, ощути ее.

– Голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

– Молодец. А сейчас мы с тобой выполним упражнение барабанщики с помощью пальчика.

3. Постановка звука “р”.

Используется приём постановки звука от звука Д.

Рот широко открыт, передний край языка поднят за верхние зубы к альвеолам(бугоркам). Ребенок говорит с придыханием Д-Д-Д или Т-т-т. Язык «прыгает на бугорках». Хорошо видны удары кончика языка, который то прикасается к альвеолам, то отскакивает. Ребенок быстро говорит звук Д-Д-Д- и в это время приводит своим указательным пальцем язык в колебание, пальчик под языком.

4. Развитие фонематического восприятия:

Повтори за мной слоги:

5. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «р»:

Изолированно: Р Р Н Г Р З Р Р Р В Р Д Р Ж М Р Р Р

В слогах: РА- ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО-РУ-АР

В словах: Морковь, заяц, трудный, яблоко, крот, карандаш, арбуз, ёж, стол, телевизор.

6. Пальчиковая гимнастика:

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один,

Эта долька – для ежа,

Эта долька – для чижа,

Эта долька – для крота,

Эта долька – для бобра,

А для волка – кожура!

Он сердит на нас – беда!

Разбегайтесь, кто – куда!

7. Логопед отстукивает на парте ритмический рисунок, ребёнок его воспроизводит:

8. Итог занятия. Какой звук мы сегодня с тобой учили? Молодец. Сегодня ты хорошо занималась(ся). И за старательность, вас в ваших кабинках ожидает сюрприз.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития. Лексическая тема: «Овощи и фрукты».

Лексическая тема: «овощи и фрукты».Грамматическая тема: суффиксальное образование прилагательных от существительных, согласование прилагательных с существительными в роде.Цель: развивать навык суффикс.

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития.

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого.

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития.

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого.

Методическая разработка – Конспект подгруппового логопедического занятия по звуковой культуре речи с детьми старшей группы с логопедическим заключением общее недоразвитие речи (III у.р.р.).

Занятие по ознакомлению детей с согласным звуком [м], буквой М.

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми 6-7-летнего возраста с логопедическим заключением общее недоразвитие речи.

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми 6-7-летнего возраста с логопедическим заключением общее недоразвитие речи.

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшей группы с логопедическим заключением ОНР

Тема: “Зимующие птицы”.

Презентация к логопедическому занятию в средней группе ДОУ для детей с ОНР по лексической теме “Комнатные растения”( иллюстрация конспекта подгруппового логопедического занятия в средней группе ДОУ для детей с ОНР из пособия Нищевой Н.В.)

Иллюстрация конспекта подгруппового логопедического занятия в средней группе ДОУ для детей с ОНР из пособия Нищевой Н.В по лексической теме “Комнатные растения”.

Конспекты логопедических занятий.

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе на тему “Автоматизация звука Р”.

Зибер О.Н., учитель-логопед.

Цель: Закрепление звука Р в слогах, словах, предложениях.

  1. Коррекционно-образовательные:


    • закреплять навык пользования правильным звуком;
    • вырабатывать навык контроля над собственной речью;
    • формировать и расширять словарный запас;
    • учить грамматически правильно оформлять предложения;
    • формировать навык словообразования и словоизменения;
    • формировать навык употребления Р.п. ед. числа;
    • привлекать внимание к родовой принадлежности предметов.


  1. коррекционно-развивающие:


    • развивать мелкую и артикуляционную моторику;
    • развивать слуховое внимание, память, наблюдательность;
    • развивать фонематический слух и восприятие;
    • развивать память, мыслительную деятельность.


  1. Коррекционно-воспитательные:


    • воспитывать умение переключаться с одного вида деятельности на другой;
    • воспитывать выдержку, усидчивость, аккуратность;
    • воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам.

  • наборное полотно;
  • набор картинок для введения в тему (рак, ручка, ракета, рыба, ведро, арбуз, горох);
  • карточка-лабиринт;
  • картинки для работы на наборном полотне (тетрадь, рак, кормушка, кружки, барабан, кран, повар, расческа);
  • карточка с картинками для упражнения “Половинки”;
  • карточка с картинками для игры “Мой, моя, моё”: румяна, рукав, ручка, рубашка, руки, ружье, рубанок, рубин, ручей;
  • 2 сюжетные картинки для игры “Слова разбежались”.

Логопед: Вспомним главное правило:

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Верно, четко говорим,

Никогда мы не спешим.

Повторение темы прошлого занятия.

Логопед предлагает ребенку вспомнить, какой звук изучали на прошлом занятии.

Сообщение темы занятия.

Логопед показывает и называет ряд картинок, а ребенок должен услышать и назвать, какой звук повторяется во всех словах (рак, ручка, ракета, рыба, ведро, арбуз, горох)

Сегодня мы будем выполнять различные задания и следить за правильным произношениям звука Р.

  • Упражнения по развитию произношения и автоматизации звука Р.

    1. Автоматизация звука в словах, словосочетаниях, предложениях:

    • проговаривание названий картинок, выставленных на наборном полотне (картинки: барабан, кран, повар, кружки, рак, кормушка, тетрадь, расческа). Логопед предлагает ребенку назвать картинки, стоящие на наборном полотне. Звук Р в словах произносится утрированно.
    • определение места звука в названиях картинок (на наборном полотне). Логопед просит ребенка указать картинку, в названии которой звук Р стоит в конце слова (в начале, в середине) и произнести само слово.
    • автоматизация звука в словах.

    Упражнение “Половинки” (договаривание слов)

    Логопед загадывает слово и называет его половинку (начало). Ребенок должен добавить недостающую часть слова и проговорить его целиком. Образец: го. — ры , горы;

    Перед ребенком находится карточка с картинками, которые помогают ребенку справиться с заданием.


      • Составление предложений со словами кран, повар, расческа с использованием глагольной лексики. Ребенку предлагаются три картинки. Ответ требуется дать полным предложением.

    Образец. Кран что делает? Кран поднимает грузы.

    Тихо, тихо, как во сне,

    Падает на землю снег. (Медленно приседают)

    С неба всё скользят пушинки –

    Серебристые снежинки (Встают)

    Кружатся над головою

    Каруселью снеговою. (Кружатся)

  • Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны

    1. Образование Р. п. существительных;

    Игра “Чего не стало?”

    В ходе игры ребенку предлагается закрывать и открывать глазки. Таким образом, параллельно проводится гимнастика для глаз, не требуя отдельного времени.

    На наборном полотне выставлены картинки: барабан, кран, повар, кружки, рак, кормушка, тетрадь, расческа. Логопед убирает сначала одну картинку, а потом усложняет задание, убирая две картинки. Ребенок должен ответить, кого или чего не стало, полным предложением (“Не стало тетради и рака”)

    Родовая принадлежность существительных;

    Закрепление навыка правильного использования в речи слов “мои”,

    Упражнение “Мой, моя, моё”

    На столе – карточка с картинками: румяна, рукав, ручка, рубашка, руки, ружье, рубанок, рубин, ручей. Логопед просит показать и назвать предмет, про который можно сказать “мой” (“моя”, “моё”). Если ребенок затрудняется, следует дать образец речи: “мой рубанок. ” Предшествующая словарная работа со словами “рубин”, “рубанок”.

  • Составление предложения из данных слов.
  • Игра “Слова разбежались”

    Логопед выставляет на наборном полотне две сюжетные картинки. Ребенку предлагается рассмотреть их. Затем он должен прослушать слова и составить предложения из данных слов с опорой на картинки: кормушка, дети, мастерить дерево, на, вешать корм, в, кормушка, насыпать воробей, угощение, рад дети, птицах, заботиться, о Со словом “ мастерить” проводилась предшествующая словарная работа.


      Итог занятия и оценка работы ребенка.

    Какой звук мы повторяли? (требуется полный ответ)

    Какие слова тебе запомнились?

    Какая игра тебе понравилась?

    В какой ещё игре мы встречали сегодня слово “кормушка”?

    А ты вешаешь зимой кормушки птицам?

  • Домашнее задание.
  • Следить постоянно за произношением звука Р в спонтанной речи и при чтении.

    Конспект подгруппового логопедического занятия “Автоматизация звука [Р] в слогах,словах, предложения”.

    Данное занятие посвящено закреплению правильной артикуляции звука [Р] в слогах, словах, предложения.

    Содержимое разработки

    Тема: Автоматизация звука [ р ] в слогах, словах, предложениях.

    Цель: закрепление правильной артикуляции звуков [ р ] изолированно, в слогах, словах, предложениях.

    образовательная – закреплять формирование артикуляционного уклада в отраженном произношении за логопедом, самостоятельном произношении в слогах, словах, предложениях; совершенствование навыка звукового анализа слова.

    развивающая развивать фонематический слуха, развивать тонкую и общую моторику, развивать зрительное внимание, память , восприятие, речевого дыхания.

    воспитывающая формировать аккуратность к работе, самостоятельности, ответственности, усидчивости, умение помогать друг другу.

    Оборудование: индивидуальное зеркало, предметные картинки, слоговые таблицы, массажер «Су-джок», магнитафон.

    Ход занятия

    Организационный момент:

    – приветствие (здравствуйте ребята!)

    – чтобы начать наше занятие, мы с вами должны разбудить наши язычки. Давайте, сделаем гимнастику для язычка!

    1) Артикуляционные упражнения (выполнять перед зеркалом)

    Качели – улыбнуться, открыть рот, на счет «раз» – опустить кончик языка вниз, на счет «два» поднять язычок вверх.

    Сели дети на качели

    И взлетели выше ели

    Даже солнышка коснулись

    А потом назад вернулись.

    Часики улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому.

    Влево вправо кончик ходит,

    Будто место не находит.

    Лошадка – улыбнуться, широко открыть рот, щелкнуть языком громко и энергично.

    Рот широко открываю

    К небу язык прижимаю

    Прыгает вниз язычок

    И раздается щелчок.

    Грибок – улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к небу.

    Под березой, у дорожки

    Гриб растет на толстой ножке

    Мимо мы пройти не сможем,

    Гриб в лукошко мы положим.

    – молодцы ребята, а теперь немного мы подышим

    2) Дыхательные упражнения

    вдох через нос, выдох через рот;

    надуть щеки и удержать набранный воздух ( 5 сек.);

    медленный вдох через нос и на плавном долгом выдохе через рот припеваем гласные звуки [а, и, о, у];

    легко дуть на листок, лежащий на ладони (листок положить на ладонь, поднести к губам и сдуть длительным, плавным выдохом).

    Молодцы ребята, какой вы листопад устроили.

    3) Разминка для пальчиков

    – Пальцы опускаем на стол по порядку – от мизинца к большому – на каждый слог стиха. После каждой строчки – смена рук.

    В музыке король

    Ноты как пароль

    «До, ре, ми, фа, соль,

    До, ре, ми , фа, соль,

    по очереди

    Основная часть

    Характеристика звука [ р ]

    ребята посмотрите на картинки;

    назовите что изображено? (роза, ромашка – приложение 2);

    с какого звука начинаются эти названия цветков? (р);

    сегодня ребята мы с вами будем продолжать учиться правильно произносить звук [ р ] в словах, слогах и предложениях;

    ребята давайте охарактеризуем звук [ р ]

    согласный (т.к. мешает «петь» язык)

    звонкий (т.к. в горле работает «голосовой моторчик»)

    бывает твердым и мягким

    – запись в тетрадь

    Автоматизация звука [ р ] в слогах. Работа по слоговым таблицам.

    – ребята а теперь повторим за мной слоги, хором, дружно:

    раздаются слоговые таблицы и ученики начинают по очереди читать розданные слоговые таблицы: ( приложение1)

    -Развитие фонематического слуха

    сейчас я буду называть слоги, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите слог со звуком [ р ]:

    МА, РА, ПУ, РА, ЛО, РУ, ЛО, РО, ТЫ, ЛЫ, РЫ, ПО.

    Автоматизация звука [ р ] в словах. Повторение чистоговорок.

    внимательно послушайте меня

    Ра-ра-ра, ра-ра-ра,
    Начинается игра.
    Я прошу со слогом ра
    Повторить за мной слова.( читаю)

    Ира, Юра, пара, мера, фара, работа, ракета, раскат, рассказ, ураган, муравей, барабан, расческа, карандаш, пирамида, рак, ура, гора, дыра, жара, нора, пора, буран, гараж, парад, жираф, карась, радио, баранка.

    Ру-ру-ру, ру-ру-ру,
    Продолжаем мы игру.(читаю)

    Рубашка, рубанок (и т.д.), ручей, рука, рубин, парус, рукав, рубить, рубаха, ручной, ружье, румяный, рукавица, беру, дыру, нору, жару, руки, ручка, рубка, русый, орудие, кукуруза.

    Ро-ро-ро, ро-ро-ро,
    Много слов со слогом ро.(читаю)

    Рот, Рома, роза, роща, перо, урок, герой, горох, пирог, сырой, сурок, мороз, народ, паром, ворона, дорога, корова, короткий, сорока, коробка, макароны.

    – чтобы вам не было скучно, отгадайте загадки (приложение 3):

    Летом в огороде-

    А зимою в банке-

    А ну, кто съест меня ребятки?

    – а теперь сделаем звуковой анализ слов -отгадок

    – выкладываем звуковую схему слова при помощи разноцветных шариков Су – Джок. Проговариваем слово по слогам и нажимаем ладошкой на шарик, проговаривая каждый слог.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: