Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию речи для детей с ОНР

Конспект логопедического занятия на тему «Жужа в гостях у детей»

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию речи для детей с ОНР на тему: «Жужа в гостях у детей», второй год обучения.

– активизация словаря по теме: «Зима. Зимующие птицы». Совершенствование навыка слогового анализа и синтеза.

– cовершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе, образование прилагательных и существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

– развитие связной речи,

– зрительного внимания и восприятия,

– тонкой и общей моторики.

– cовершенствование слоговой структуры слова (трехсложные слова с одним закрытым слогом).

– формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: корзинка с фасолью, пластмассовые снежинки с картинками, конверты с плоскостными частями снеговиков, карточки для игры «Снегопад», бумажные снежинки, плоскостные « снежные комочки» разного размера с буквам, игрушка Жужу.

1. Организационный момент.

– Ребята, ключ, который открывает замки в душах людей. Это улыбка. Сейчас мы будем дарить друг другу улыбки. (Звучит музыка).

2. Основная часть.

А) Упражнение «Волшебные Снежинки» (Развитие тонкой моторики. Автоматизация звука [С])

– Я наполнила корзинку маленькими снежинками. А среди них спрятала снежинки с картинками. Найдите их и назовите.

– Вы правильно назвали картинки. Садитесь и подумайте, от какого слова образованы слова: снеговик, снегурочка, снегопад, подснежник, снегирь, снежинка.

– Эти слова образованы от слова «снег».

– Вспомните еще несколько слов, образованных от слова «снег». (Дети называют слова)

– Молодцы ребята, вы отлично справились с этим заданием.

– Что это за звук? Кто ты? (Обращает внимание на игрушку «Жужа)

– Я Жужа с планеты, где никогда не бывает зимы. Я нашла картину, но не могу понять, что здесь нарисовано.

– Ребята, поможем Жуже? (Да)

б) Упражнение « Узнай по частям» (Развитие зрительного внимания и восприятия. Работа над слоговой структурой слова ( трехсложное слово с одним закрытым слогом).

– Как вы думаете, что получится, если правильно собрать все эти части? (Снеговик)

– Почему вы так думаете? (Дети дают объяснение)

– Давайте еще раз произнесем это слово по слогам и « прохлопаем» его. На ударный, самый «сильный» слог мы еще и топнем ногой. (Дети произносят слово сне-го-вик)

– Дети, пройдите к магнитной доске, возьмите по одному конверту с частями и попробуйте сделать каждый своего снеговика. (Дети собирают снеговиков. Они отличаются друг от друга размером)

– У вас получились одинаковые снеговики? (Нет. Разные)

3. Упражнение «Большие — маленькие» (Совершенствование грамматического строя речи).

– Я буду говорить, что есть у больших снеговиков, а вы будете говорить про те же части у маленьких снеговиков, называя их ласково. (У больших снеговиков красные носы, а у маленьких снеговиков красненькие носики) и т.д..

в) Упражнение «Снегопад» (Развитие мышления)

– А сейчас мы для Жужи устроим настоящий снегопад. Рассмотрите картинки у себя на карточке и закройте снежинками все картинки не имеющие отношение к зиме. ( Дети комментируют свой выбор)

– Замечательно! Вы справились с этим заданием. Теперь обратите внимание на то, что на ваших карточках нарисованы зимующие птицы.

– Давайте расскажем о них Жуже. А для того, чтобы вы не отвлекались на другие картинки, закройте их снежинками.

г) Составление описательных рассказов о птицах по коллективно составленному плану( Развитие связной речи).

– Давайте вспомним план рассказа о птице , который мы составляли на прошлом занятии.( Выставляется опорная схема для составления рассказа. Дети составляют план рассказа).

1. «Это синица. Синица – зимующая птица. Она маленькая красивая птичка, в черной шапочке, с белыми щечками, желтой грудкой. С коротким хвостиком и тонким клювом. Она звонко поет и любит лакомиться свежим салом».

2. «Это воробей. Воробей – зимующая птица. Он маленький. У него серо-коричневое оперенье, маленький острый клюв, небольшое туловище, короткий хвост, тонкие лапки. Воробей питается хлебными крошками, ягодами, зернами, семечками. А еще воробей шустрый, ловкий и драчливый. Если воробей нахохлится. То завтра ждите сильного мороза» и т.д.

– Молодцы ребята! Вы помогли Жуже узнать много интересного о зимующих птицах.

3. Заключительная часть.

Упражнение «Снежки»(Совершенствование навыка чтения)

– У меня есть снежки, но они разного размера. Если вы разложите их от самого большого до самого маленького, то сможете прочитать слово, которое Жужа вам хочет сказать перед отъездом на свою планету. (Дети читают слово «спасибо»).

Аникина Маргарита Николаевна,
учитель-логопед МБОУ НОШ №59 «Перспектива»
г. Липецк

ОНР. Конспекты занятий

Большой выбор готовых конспектов логопедических занятий для детей с общим недоразвитием речи. Опыт применения эффективных методик коррекции нарушений звукопроизношения, восприятия, несформированности лексико-грамматической стороны речи.

Читайте также:
Итоговое занятие в подготовительной логопедической группе - тема Профессии

Публикации об использовании в развивающих занятиях игр и драматизаций, театрализованных постановок и художественной литературы, экскурсий и прогулок. Используя эти и другие методы, способствуем формированию импрессивной речи у дошкольников с ОНР; постепенному развитию и совершенствованию речевого слуха, общих речевых навыков (звукопроизношения, чёткости дикции, интонационной выразительности речи, координации речи с движением, общей, тонкой и артикуляционной моторики).

Занятия, которые помогают справиться с речевыми проблемами.

Содержится в разделах:

Занятие по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР «Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Пчелки на разведках» Тема занятия : Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Пчелки на разведках». Задачи: Коррекционно – образовательные: Закреплять умение самостоятельно пересказывать рассказ К.Д. Ушинского «Пчелки на разведках», используя разные средства связи предложений в рассказе (с опорой на.

Конспект НОД по познавательному развитию «Математический КВН» в подготовительной группе с ОНР Цель: Выявление математических знаний, умений и навыков посредством игры-КВН. Программные задачи: Обучающие задачи: • Систематизировать и закрепить имеющиеся у детей знания по ФЭМП. • Выявить умение решать простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр. •.

ОНР. Конспекты занятий – Конспект коррекционно-компесаторного занятия по лексической теме «Посуда» для детей с ОНР

Публикация «Конспект коррекционно-компесаторного занятия по лексической теме. » Конспект коррекционно-компесаторного занятия по лексической теме «Посуда». Материалы: рисунки различных видов посуды; разрезные картинки посуды на четыре части, игрушечная посуда, оборудование для развития речевого дыхания (чашки, предметы столовой посуды для сервировки стола.

Коррекционное занятия для детей с ОНР по познавательному, социально-коммуникативному развитию «Транспорт» Примерный план коррекционного занятия для детей с ОНР по познавательному, социально-коммуникативному развитию «Транспорт» (с использованием электронных материалов курса «Стань школьником с Робобориком!») Цели и задачи • Формировать представления детей о транспорте и способах его.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР «День народного единства» Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Тема: «ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА» Коммуникация, познание. Коммуникация – Беседы с детьми об истории праздника: «День народного единства». – Свободное общение: «Кто такие Минин и Пожарский?», «Что.

Конспект ООД по развитию речи у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи «Веселый зоопарк» Цель: создать условия по формированию интонационной выразительности речи у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи. Задачи: 1. Коррекционно-образовательные: • Уточнение представлений о животных зоопарка, обогащение словаря по теме; • Развитие импрессивной речи; •.

ОНР. Конспекты занятий – Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР при ЗПР «Что я слышу»

Статья «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного. » Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР при ЗПР «Что я слышу». Длительность занятия 25 минут, занятие проводится с двумя, четырьмя детьми. Цель: совершенствование восприятия, тренировка слуховых ощущений, развитие мелкой моторики, снятие.

Формирование звуковой культуры речи у детей с ОНР посредством игровой деятельности Тема : Формирование звуковой культуры речи у детей с ОНР через игровую деятельность. Цель :Формировать звуковую культуру речи у детей с ОНР посредствам игровой деятельности. Задачи: -проанализировать литературные источники и методические пособия по проблеме формирования звуковой.

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с ОНР III уровня в старшей группе «Лето. Насекомые» Тема: Лето. Насекомые Возрастная группа: старшая Форма организации воспитанников: подгрупповая Продолжительность занятия: 25 минут Цель: Уточнение и закрепление представлений о лете и его приметах, о насекомых, расширение и активизация словаря по теме, развитие связной речи.

Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР «Какие запахи чувствую» Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР «Какие запахи чувствую» Длительность занятия 25 минут, занятие проводится с двумя-четырьмя детьми. Цель: совершенствование чувства осязания, развитие мелкой моторики, познавательной сферы.

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию речи для детей с ОНР

Разработала: учитель – логопед Сергеева Елена Андреевна

МБДОУ “Детский сад №42” г. Псков

Цель: закрепить умение употреблять существительные в родительном падеже единственного и множественного числа.

Задачи:

а) образовательные:

  • активизация, обогащение и закрепление словаря по теме «Транспорт»;
  • совершенствование умения подбирать слова-антонимы;
  • совершенствование умения употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • обучение полным ответам на вопросы.

б) коррекционно-развивающие:

  • развитие мышления (обобщения, классификации);
  • развитие зрительного и речеслухового внимания;
  • развитие мимической мускулатуры;
  • развитие ориентировки в пространстве;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • развитие длительного целенаправленного речевого выдоха.

в) воспитательные:

  • воспитание активности и инициативности;
  • воспитание умения работать в коллективе;
  • воспитание навыков сотрудничества.

Оборудование: кепка, двусторонние предметные картинки с изображением транспортных средств, аудиозапись «Песенка друзей», капелька, облачко, дорога, мольберт, стол, магнитная доска, ламинированные предметные картинки с недостающими деталями, контейнеры с водой, лодочки из бумаги, наклейки, «подзорные» трубочки из картона (по количеству детей), сумка.

Читайте также:
Шипящие звуки - Картотека индивидуальных логопедических занятий

I. Орг. момент.

Логопед заходит в группу, на его голове кепка, на плече сумка.

Логопед: Ребята, вы хотите вместе со мной отправиться в путешествие?

Логопед: Тогда я приглашаю вас в путешествие, а на чем мы поедем, вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.

II. Основная часть.

1. «Скажи наоборот»

Логопед: Чтобы ехать на автобусе, нужно заплатить за проезд – сказать наоборот.

Логопед: Наш автобус маленький или…

Логопед: Наш автобус медленный или…

Логопед: Наш автобус короткий или…

Логопед: Наш автобус узкий или…

Логопед: Наш автобус грязный или…

Логопед: Ну вот, мы можем отправляться. Занимайте места в автобусе. Кто вы теперь?

Логопед встает вперед «держит руль», дети встают за ним по одному. Логопед включает «Песенку друзей»

2. Мимические упражнения. Упражнения на ориентировку в пространстве.

Посмотрите вправо. Солнышко ярко светит. Зажмурьте крепко глазки. Посмотрите влево, там нам улыбаются прохожие — улыбнитесь и вы им.

3. «Один – много».

Логопед останавливается с детьми около доски, на которой находятся предметные картинки с изображением транспорта.

Логопед: Приехали! Выходите из автобуса. Вот и первая остановка: «Музей» Логопед предлагает детям присесть на стульчики.

Логопед: Посмотрите, сколько здесь разных картинок. Назовите их (дети называют по одной картинке).

Дети: самолет – много самолетов, поезд – много поездов, автобус – много автобусов, велосипед – много велосипедов, лодка – много лодок, грузовик – много грузовиков.

Логопед: Назовите все эти предметы одним словом.

4. «Чего не стало?»

Логопед: Давайте узнаем, кто из вас самый внимательный. Внимательно посмотрите на эти картинки. Я спрячу одну из них, а вы скажите – чего не стало?

Логопед просит детей закрыть глаза (прячет картинку, затем дети открывают глаза и отвечают на вопрос).

Дети: Не стало самолета, не стало лодки, не стало поезда.

5. «Какой это транспорт?»

Логопед помещает на доску капельку, облачко и дорогу.

Логопед: Вспомните, какой бывает транспорт?

Дети: воздушный, наземный, водный.

Логопед: Возьмите по одной картинке со стола и найдите ей место: если это воздушный транспорт, то поместите картинку к облаку, если водный – к капельке, если наземный – к дороге.

Логопед складывает картинки с транспортом в свою сумку.

Логопед: Прежде чем ехать дальше давайте разомнем пальчики.

6. Пальчиковая гимнастика.

Едем-едем мы домой (делают «крышу» из пальчиков)

На автобусе с тобой, (сжимают-разжимают кулачки)

Въехали на горку: хлоп. (сжимают-разжимают кулачки, хлопают в ладоши)

Колесо спустилось: стоп. (сжимают-разжимают кулачки, хлопают в ладоши)

Логопед: Молодцы, едем дальше.

7. «Чего не хватает?»

Логопед с детьми останавливаются у мольберта с ламинированными картинками.

Логопед: Кажется, у нашего автобуса лопнуло колесо. А вот и мастерская перед нами, в ней ремонтируют транспорт. Чего здесь много? (достает из сумки по одной картинке и показывает детям).

Дети отвечают по одному: здесь много автобусов, лодок, велосипедов, грузовиков, самолетов, поездов.

Логопед: Пока у нашего автобуса меняют колесо, предлагаю помочь мастеру – найти, чего не хватает у транспорта.

Каждый ребенок дает по одному ответу и дорисовывает маркером недостающую деталь.

Логопед: Автобус без чего?

Ребенок: Автобус без колеса

Логопед: Самолет без чего?

Ребенок: Самолет без крыла

Логопед: Грузовик без чего?

Ребенок: Грузовик без кузова

Логопед: Лодка без чего?

Ребенок: Лодка без носа

Логопед: Велосипед без чего?

Ребенок: Велосипед без руля

Логопед: Поезд без чего?

Ребенок: Поезд без вагона

Логопед: Пока вы помогали мастеру, нам поменяли колесо. Едем дальше. Занимайте свои места.

Едут под песенку.

8. Дыхательная гимнастика.

Логопед с детьми останавливаются около столов, на которых стоят контейнеры с водой, а в них плавают лодки. Рядом с контейнерами лежат «подзорные» трубочки.

Логопед: Остановка «Берег». Выходите из автобуса.

Логопед: Много чего вы видите?

Дети: Много лодок

Логопед: Лодки стоят у берега и никак не могут отплыть – ветра нет. Давайте поможем лодкам и сделаем ветерок. Вдохните через носики, вытяните губы вперед, дуйте плавно, щеки не надувайте.

Логопед: Какие вы молодцы, помогли лодкам

9. «Большой – маленький»

Логопед: А теперь представьте, что вы плывете в этих лодках, берег далеко и предметы, которые находятся далеко, кажутся маленькими. Что поможет нам увидеть предметы, которые находятся на берегу?

Дети: Подзорная труба

Логопед: Правильно. Возьмите по одной подзорной трубе (синие – для мальчиков, красные – для девочек) и посмотрите в нее. Я буду называть большой транспорт, который ездит по берегу, летает по воздуху, ходит по воде, а вы называйте такой же, но маленький.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия по теме: Слова-предметы

Логопед: в небе летит самолет

Логопед: По дороге едет автобус

Логопед: По берегу едет велосипед

Логопед: По рельсам едет поезд

Логопед: По воде плывет лодка

Логопед: По дороге едет грузовик

Логопед: Весело с вами путешествовать, но пора возвращаться в детский сад. Занимайте свои места.

Едут под песенку.

III. Итог.

Логопед: Вот мы и приехали. Что мы сегодня делали? На чем мы ездили?

Что вы видели? Вам понравилось путешествие? Спасибо вам за интересное путешествие, возьмите эти билеты на следующее путешествие (логопед дарит детям наклейки).

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР III уровня по теме «Домашние животные»

Содержимое публикации

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР III уровня по теме «Домашние животные»

Подготовила учитель-логопед Афанасьева Вера Анатольевна

МБОУ «Начальная школа – детский сад», 2019

Цель: актуализация словаря детей подготовительной к школе группы по теме «Домашние животные» на логопедическом занятии через использование элементов театрализованной игры.

1. Коррекционно-образовательные задачи:Закрепление представлений о домашних животных. Уточнение и расширение словаря по теме«Домашние животные».

Предметный словарь: кошка, корова, собака, пес, лошадь, конь, коза, овца, кролик; обитатели; сыр, сметана, сливки, творожок, молоко; шерсть; пух; подвал, чердак; конюх, хозяйка, хозяин; хулиганы; овес; сад; лисица; жилище, коровник, сарай, конюшня, клетка, будка (конура), курятник; детвора: ягнята, жеребята, козленок, щенок, поросята; мышки; село; стадо; двор; ферма; лужок; рога, лапы (лапка), копыта; раздолье; груз; польза; глазищи, усищи; шерстка.

Словарь признаков: скотный, хозяйский (двор), домашний, рогатый, крупный, овечий (хор), верный, серенькие (мышки), теплая (шерсть), бабушкин, полезный, нужный, чудесный, теплый (пух), тяжелая (работа).

Глагольный словарь: мяукать, мычать, ржать, блеять, мекать, гавкать (лаять), кормить, ухаживать, заготавливать, прогуляться, выпускать (стадо), поить, причесывать, мыть, постригать, стеречь, переправлять (груз), вязать, приносить, трется, резвиться, пробираться, ловить (мышей), кивать (головами).

2. Коррекционно-развивающие задачи:

Развитие связной речи через использование компонентов театрализованной деятельности в сочетании с показом (сказка «Спор животных»).Учить доказа­тельной речи через отгадывание зага­док с объяснением отгадок по теме «Домашние животные».Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных, глаголов от звукоподражаний: “Собака – (гав-гав) загавкала. Корова – (му-му) замычала. Лошадь – (иго-го) заржала. Коза – (ме-ме) замекала. Овца – (бе-е-е) заблеяла. Кошечка – (мяу-мяу) замяукала”). Развитие умения выделять задан­ный звук в слове(«Подними ру­ку, когда услышишь слово с заданным звуком»), дифференциация на слух и в произношении звуков Д-Т. Соотнесение схемы и слова со звуками Д-Т.

Развитие зрительного (игра «Что забыл нарисовать художник»), слухового внимания (прослушивание стихотворения «Скотный двор»); логического мышления (игра «Подарки гостей»); творческого воображения; подражательности; мимики; жестов (изображение детьми домашних животных); артикуляционной («Улыбка», «Лесенка», «Маляр», «Заборчик»), тонкой (движения, сочетаемые с речью«Прищепки-Кошечки») и общей моторики (физкультминутка«Кошка»).

3. Коррекционно-воспитательные задачи:

Формирование навыков сотрудничества в коллективном выполнении задания (игра «Что забыл нарисовать художник?»), положительной установки на участие в логопедическом занятии через использование элементов театрализованной игры («Прищепки-Кошечки», мягкие игрушки (лошадь, кошка), предметные картинки (головы животных: собачья, лошадиная, овечья, козлиная, коровья)). Воспитание любви к домашним животным. Индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом логопедического заключения.

Оборудование:

иллюстрации (плакат с изображением домашних животных, картинки голов домашних животных),

пальчиковый театр (прищепки:кошечки, коза, овца, корова, собака),

мягкие игрушки (лошадь, кошка).

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Логопед:«Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло к вам на занятие. Давайте с ними поздороваемся».

Логопед:«Вспомните слова Правителя Города красивой речи: как надо правильно говорить».

Говорим всегда красиво
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим!

II. Самомассаж лица.

Логопед:«Молодцы! Но, перед тем как приступить к основной части нашего занятия, давайте сделаем массаж мышц лица, лба, щек, ушей, губ, шеи» (под счет).

Звучит магнитофонная запись любой бодрой музыки, и дети делают самомассаж.

Дети потирают ладони.

Хлопают в ладоши.

И лицо теплом своим
Нежно умываем.

Разогретыми ладошками проводят по лицу сверху вниз.

Пальчики сгребают
Все плохие мысли,

Граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам.

Ушки растираем
Сверху вниз мы быстро.

Растирают пальцами ушные раковины по краю сверху вниз.

Их вперед сгибаем,

Сгибают руками ушные раковины вперед.

Тянем вниз за мочки,

Оттягивают уши вниз за мочки.

А потом руками
Трогаем мы щечки.

Легко похлопывают щеки ладошками.

Щечки разминаем, чтобы надувались

Указательный, средний и безымянный пальцы разминают щеки круговыми движениями.

Читайте также:
Электронный сборник в работе логопеда

Губки разминаем, чтобы улыбались

Большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу.

Как утята к утке, клювики потянем

Вытягивание обеих губ вперед.

Разомнем их мягко, не задев ногтями

Большие и указательные пальцы разминают обе губы.

Уголками губ мы щечки подниманием

Средние пальцы рук находятся в уголках рта и по очереди поднимают то правый, то левый уголок рта.

А потом от носа мы к губам стекаем

Спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам.

Губки пожуем мы, шарики надуем

Покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот; надувание щек с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух.

И губами вправо-влево потанцуем

Указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу, например, правый – на верхнюю губу, а левый – на нижнюю, и двигаются навстречу/врозь друг другу.

Под губой язык лежит, кулачок в губу стучит

Язык под верхней губой и поколачивание кулачком по верхней губе.

Под другой губой лежит, кулачок другой стучит

Язык – под нижней губой и поколачивание по нижней губе.

Тянем подбородок и его щипаем

Разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам.

А потом по шейке ручками стекаем

Поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами.

III. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: «А теперь, чтобы правильно произносить звуки, выполним зарядку для губ и языка. Повторяйте за мной»:

Приоткрыл язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся.

Дети выполняют упражнение «Улыбка».

А потом пошел гулять,
По ступенечкам шагать.

Затем увидел маляра:
Красить потолок пора.

Вот и банка с краской рядом,
Обновить заборчик надо.

Язычок наш погулял,
Много нового узнал.
Он немного притомился –
К себе в домик воротился.

Логопед: «А теперь, чтобы узнать, кто из вас самый внимательный поиграем в игру «Подними ру­ку, когда услышишь слово со звуком Д, хлопни, когда услышишь слово со звуком Т» .

Логопед произносит слова с данным звуком (сметана, кошка, творожок, собака, поросята, чердак, копыта, сад).

Логопед:«Ребята, вы все молодцы!»

Логопед:«А теперь, ребята, отгадайте загадку».

Позову – и подойдет, на колени ляжет,
Если очень попрошу, сказку мне расскажет.
Мягенькая шерстка, круглые глазищи,
И расходятся от щек длинные усищи.
Трется ласково у ног, если кушать хочет,
Любит лапкой покатать бабушкин клубочек.
Убегают от нее серенькие мышки.
От кого они бегут, знаете, детишки? (Кошка)

Логопед:«Правильно! Это кошка. Кошечка пришла к нам в детский сад! У нее сегодня день рождения и она решила пригласить к себе в гости своих друзей-животных. Как вы думаете, кто придет к нашей имениннице?»

Дети:«К кошечке придут корова, собака, лошадь, коза, овца».

Логопед: «Как этих животных можно назвать одним словом?»

Дети: «Это домашние животные».

Логопед: «Почему они так называются?»

Дети: «Потому что они живут рядом с человеком, приносят ему пользу. А человек за ними ухаживает».

Логопед: «Молодцы! Сегодня на занятии мы будем с вами говорить о домашних животных».

IV. Игра «Кто спрятался?»(образование притяжательных прилагательных)

Логопед(показывает картинку). «Все гости уже пришли, но спрятались, чтобы сделать кошечки сюрприз. Для того чтобы животные вышли к ней, вы должны отгадать и назвать их».

Дети:(составляют предложения по картинке). «Пришла корова, потому что видна коровья голова. Пришла собака, потому что видна собачья голова. Пришла лошадь, потому что видна лошадиная голова. Пришла коза, потому что видна козлиная голова. Пришла овца, потому что видна овечья голова».

V. Образование глаголов от звукоподражаний.

Логопед:«Итак, все животные вышли и начали поздравлять именинницу».

Дети:(образуют глаголы от звукоподражаний). «Собака – (гав-гав) загавкала. Корова – (му-му) замычала. Лошадь – (иго-го) заржала. Коза – (ме-ме) замекала. Овца – (бе-е-е) заблеяла. А кошечка им в ответ – (мяу-мяу) замяукала».

Логопед: «Но некоторые из гостей решили не только поздравить нашу именинницу, но и преподнести ей подарки. Посмотрите на картинку. Кто на ней изображен? Как называются их домики? Как вы думаете, что подарил каждый из гостей кошечке?»

Дети: «На картинке изображены: лошадь, корова, собака, кролик. Лошадь живет в конюшне. Корова живет в коровнике. Собака живет в будке. Кролик живет в клетке. Корова подарила кошечке цветы. Собака подарила кошечке косточку. Лошадь подарила овес. Кролик подарил морковку».

Логопед: «Но не только гости решили преподнести кошке подарки, но иона им приготовила сюрприз. Посмотрите на доску. Что на ней изображено?»

На доске висят картинки и схемы этих картинок (дом, том книг, точка, мама с дочкой).

Читайте также:
Автоматизация звука (Р) в словах и предложениях - конспект индивидуального логопедического занятия

Логопед: «Правильно это картинки и схемы названий этих тартинок. Наша задача назвать картинку и найти ее схему».

Дети выполняют задание.

Логопед: «Вы большие молодцы, справились с задание Кошечки»

VI. Движения, сочетаемые с речью «Прищепки». (Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги от указательного у мизинцу и обратно на ударные слоги стиха).

Логопед:«А сейчас разогреем наши пальчики. Повторяйте за мной».

Кусается сильно кошка-глупышка,
Думает, что это не палец, а мышка.
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»

VII. Сочинение сказки «Спор животных».

Логопед:«Вышли животные на лужок погулять, и вдруг между ними возник спор: кто самое полезное животное. Каждый из них доказывал, что именно он – самое полезное. Мы сейчас с вами вместе вспомним, какую пользу приносит каждое животное, и попробуем сочинить сказку «Спор животных». (Раздает детям животных из пальчикового театра). Собрались однажды домашние животные на хозяйском дворе и начали спорить, кто из них самый нужный для человека».

Дети:(по цепочке придумывают сказку).

«Собака сказала: «Гав-гав. Я охраняю дом, хозяйку с хозяином, двор и всех животных во дворе. Смотрю, чтобы хулиганы не залезли в сад, а лисица не пробралась в курятник. Я – самое нужное домашнее животное.

Кошка не согласилась: «Мяу-мяу. Самая важная работа у меня. Я ловлю мышей в подвале и на чердаке. Я – самое нужное домашнее животное.

В спор вмешалась корова: «Му-у-у. Я даю молоко, сливки, творожок и сметану хозяйке. Я – самое нужное домашнее животное.

Коза возмутилась: «Ме-е-е. Я тоже даю молоко, да еще чудесный теплый пух. Я – самое нужное домашнее животное.

Овца заблеяла: «Бе-е-е. А я даю замечательную теплую шерсть. Я – самое нужное домашнее животное.

Лошадь, дослушав овцу, сказала: «Иго-го. А я вожу хозяина, помогаю ему выполнять всю тяжелую работу. Я – самое нужное домашнее животное».

Логопед:«В это время вышел хозяин и сказал: «Все вы мне очень нужны, все приносите мне большую пользу». И все животные дружно закивали головами».

VIII. Физкультминутка «Кошка». (Психоречевая гимнастика).

Импровизация движений: сесть на корточки, похлопать себя по животику, встать, потянуться и погладить руками живот.

Логопед:«А сейчас мы с вами превратимся в кошечек. Вокруг себя повернись и в кошечку превратись!»

Дети: (выполняют движения в соответствии с текстом).

Села кошка под кусточек,
Сыра скушала кусочек,
Встала кошка, потянулась,
Ее шерстка развернулась.

IX. «Что забыл нарисовать художник?»

Логопед:«Ребята, посмотрите внимательно на картинку. На ней изображены наша именинница и ее друзья-животные. Но вот беда, художник забыл нарисовать некоторые части тел животных. Давайте дорисуем и скажем, чего не хватает у каждого животного?»

Дети: (дорисовывают недостающие части тела и говорят чего у каждого из них не хватает). «У кошки не хватает хвоста. У козы не хватает рогов. У собаки не хватает лапы. У коровы не хватает копыта».

Логопед: «Молодцы!»

X. Итог занятия.

Логопед:«Итак, ребята, наши гости: лошадь, кошка, корова, коза, кролик, собака, свинья, овца. Кто это?»

Дети: «Эти животные – домашние. И для человека они очень важные!»

Логопед:«Правильно! Домашние животные живут рядом с людьми. Люди заботятся о них. Коровы, бараны, козы, лошади и другие крупные домашние животные – это скот. Послушайте стихотворение и ответьте, как называется место, о котором в нем рассказывается». (Дети, прослушав стихотворение до конца, отвечают на заданный вопрос)

Скотный двор

Что за шум стоит вокруг?
Громко лает старый пес,
Вот заржали кони вдруг:
Конюх им овса принес.
Здесь мычит корова: “Му-у”,
Вторит ей овечий хор.
И никак я не пойму,
Что за странный это двор?
Там сарай, за ним – конюшня,
Место есть для конуры
И лужок для непослушной,
Очень шумной детворы,
Где ягнята, жеребята,
И козленок, и щенок,
И смешные поросята –
Все резвились, кто как мог.
Летом там для всех раздолье,
Прогуляться за село
Выпускают стадо в поле,
А зимой назад – в тепло.
Их накормят, и напоят,
И жилище приберут,
И причешут, и помоют,
Если нужно – постригут.
Человек заботлив очень,
Верный пес на то в ответ
Стережет жилище ночью
Вот уж много, много лет.
А корова нам подарит
Сыр, сметану, молоко.
Лошадь грузы переправит,
Хоть ей это нелегко,
Из овечьей теплой шерсти
Люди вяжут свитера…
Сколько пользы нам приносят
Обитатели двора!

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию речи для детей с ОНР

Задачи занятия:

Образовательные:

-Закрепить навык образования личных форм глагола 1,3 лица, ед. ч.

Читайте также:
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции заикания

-Закрепить навык построения двухсловной фразы.

– Формировать навык построения трёхсловной фразы с дополнением (существительное ед.ч. в винительном падеже) по вопросам, картинке, демонстрируемому действию

– Формировать навык использования в речи глаголов прошедшего времени с опорой на речевой образец.

-Продолжить работу по обогащение словарного запаса по темам : «Действия», «Игрушки»

Коррекционно-развивающие:

– Развивать слуховое и зрительное внимание, память, тактильное восприятие, мелкую и общую моторику, развивать координацию движений, умение формировать целостный образ предмета, пространственную ориентацию

Воспитательные:

-Воспитывать усидчивость , бережное отношение к игрушкам, умение работать в коллективе.

План занятия:

I. Организационный момент(3 минуты).

II. Основная часть (20 минут).

1. Игра «Выполни действие ,которое нарисовано на картинке», для формирования навыка образования личных форм глагола 1,3 лица, ед. ч., наст. врем. (2 мин.).

2. Игра « Посмотри и назови» для закрепления навыка построения двухсловной фразы . (2 мин.)

3. Игра «Посмотри и запомни действия», для закрепления навыка построения двухсловной фразы, развития зрительного внимания, памяти. .(2 мин.)

4. Игра « Добавь слово» для формирования навыка построения трёхсловной фразы с дополнением (сущ. ед. ч. в винительном падеже.) (2 мин.)

5.Игра «Волшебный мешочек», для формирования навыка построения фразы с дополнением (сущ. ед. ч. в винительном падеже), развития тактильного восприятия. (4мин.)

6. Физ. минутка- хороводная игра «Если нравится тебе»,(повтор серии движений) для развития внимания, памяти, общей моторики, умения работать в коллективе (3 мин.)

7. Пальчиковая игра « Пальчик-мальчик», для развития мелкой моторики, слуховой памяти, формирования навыка употребления глаголов прошедшего времени. (2 мин.)

8.Игра «Собери картинку», для формирования навыка построения трёхсловной фразы, формирования у детей целостного образа предмета и умения располагать детали в пространстве. (3 мин.).

III. Закрепление материала.

1.Составление предложений по демонстрации действия. (4 мин.).

IV. Итог занятия (беседа на тему: что понравилось, о чем говорили на занятии, получение домашнего задания (3 мин.).

Ход занятия:

I. Организационный момент. Приветствие. Сообщение темы.

II.Основная часть

1. Игра «Выполни действие ,которое нарисовано на картинке».

Дети выполняют движения, которые изображены на картинке. По образцу логопеда, рассказывают, что делают.

Логопед: Кто нарисован на картинке? Мальчик. Что он делает? Хлопает.

Давайте тоже похлопаем. Я хлопаю. Ваня, ты что делаешь? Я хлопаю. Ника, ты что делаешь? Я хлопаю. и т.д.

Аналогичное задание выполняется для каждого действия:(шагаю, прыгаю, бегаю)

2.Игра « Посмотри и назови» для закрепления навыка построения двухсловной фразы .

Логопед раздает карточки и предлагает детям посмотреть и сказать, «Кто это? и Что делает?»,

девочка рисует, мальчик спит

малыш играет, девочка поёт

мальчик поливает , девочка танцует.

3. Игра «Посмотри и запомни действия», для закрепления навыка построения двухсловной фразы, развития зрительного внимания, памяти.

На доску выставляется три картинки(из задания 1) с изображением действий. Дети запоминают и называют в той же последовательности, когда картинки закрыты. (Мальчик поливает , девочка поёт, малыш играет)

4. Игра « Добавь слово» для формирования навыка построения трёхсловной фразы с дополнением ( сущ. ед. ч. в винительном падеже.)

Логопед снова показывает детям картинку «девочка рисует» и предлагает . придумать, что рисует девочка. (Девочка рисует мишку. Девочка рисует ёлку и т.д.)

Аналогичное задание дети выполняют с картинкой « Мальчик поливает»

5.Игра «Волшебный мешочек», для формирования навыка построения фразы с дополнением (сущ. ед. ч. в винительном падеже), развития тактильного восприятия.

Детям предъявляются игрушки: петух, ёжик, ложка, машинка

Логопед даёт детям потрогать каждую игрушку, затем убирает в мешок и предлагает на ощупь найти заданный предмет.

Ваня, найди машину. Что ты ищешь? Я ищу машину.

Дети по очереди ищут в мешке какую-либо игрушку.

6. Физ. минутка- хороводная игра «Если нравится тебе»,(повтор серии движений) для развития внимания, памяти, общей моторики, умения работать в коллективе

Дети встают в круг, поют и показывают действия:

– Если нравится тебе,

то делай так: хлоп-хлоп. (хлопают)

– Если нравится тебе,

то делай так: хлоп-хлоп, топ-топ. (хлопают, топают)

– Если нравится тебе,

то делай так: хлоп-хлоп, топ-топ, прыг-прыг.(хлопают, топают, прыгают)

– Если нравится тебе,

то делай так: хлоп-хлоп, топ-топ, прыг-прыг, мяу-мяу.(хлопают, топают, прыгают, мяукают)

7. Пальчиковая игра « Пальчик-мальчик», для развития мелкой моторики, слуховой памяти, формирования навыка употребления глаголов прошедшего времени.

-Пальчик – мальчик, где ты был?

-С этим братцем в лес ходил,

-С этим братцем щи варил,

-С этим братцем кашу ел,

-С этим братцем песни пел.

На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках.Затем поочерёдно соединять их с остальными пальцами.(Логопед выполняет игру вместе с детьми и показывает картинки на каждое действие).

Читайте также:
Методическая разработка логопедического занятия

Затем детям предлагается по картинкам договорить стихотворные фразы Логопед: с этим братцем… Дети: в лес ходил (кашу ел, песни пел, щи варил)

8.Игра «Собери картинку», для формирования навыка построения трёхсловной фразы, формирования у детей целостного образа предмета и умения располагать детали в пространстве.

У каждого ребенка на столе — разрезная картинка из четырех частей с изображением игрушек (кот, ёжик, собака, петух)

Логопед: «Ты внимательно смотри и картинку собери!»

После выполнения задания логопед спрашивает каждого ребёнка: «Кого ты сделал?» Дети рассказывают : « Я сделал кота» и т.д.

После работы: «Мы играли и картиночки собрали!»

III.Закрепление материала

1.Составление предложений по демонстрации действия.

На столе у логопеда приготовлены игрушки: кукла, машина, кот, тарелка с ложкой, кружка, карандаш и лист бумаги.

Логопед предлагает выбрать понравившийся предмет и поиграть с ним. Дети выходят по одному и выполняют действия с игрушками по своему желанию. Другие дети составляют предложения, отвечая на вопрос « Кто что делает?»

Например: Рома рисует солнце. Максим катает машину.

Ника кормит куклу, Ваня гладит кота.

IV. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили ,похвалить каждого ребёнка, спросить, понравилось ли занятие, что больше всего понравилось?

Дома составить фразы из трёх слов «Что делает мама на кухне?» (Мама режет сыр, варит суп, пьёт чай и т.д.)

План-конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка для детей старшего дошкольного возраста с ОНР – III уровня
Тема «Посуда»

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка по лексической теме.

  • Активизировать у детей предметный, глагольный словарь, словарь признаков и обобщающих понятий по теме «Посуда»;
  • Развивать умения образовывать относительные прилагательные;
  • Закрепить навык образования имён существительных ед.ч. с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -чк- ;
  • Развивать умение образовывать существительные мн.ч., Р.п.
  • Развивать зрительное внимание (игра «Где какая?»);
  • Развивать умение координировать речь с движениями;
  • Развивать общую моторику.
  • Формировать навык сотрудничества и доброжелательности;
  • Прививать бережное отношение к посуде.

Оборудование: картинка Федоры, картинки посуды на магнитах, медали для детей, картинки “один-много”.

I. Организационный момент

Логопед: Здравствуйте ребята! Сегодня в гости к нам пришла Федора. Посмотрите, какая она грустная, что же у неё случилось, как вы думаете?

Дети: от неё сбежала посуда

Логопед: верно! От неё сбежала вся посуда, а почему?

Дети: потому что она её не мыла.

Логопед: правильно, она за ней не ухаживала, не мыла. А как мы должны ухаживать за посудой?

Дети: мыть, протирать и складывать в шкаф.

Логопед: правильно ребята, поможем с вами Федоре, чтобы посуда к ней вернулась? Тогда напомните ей, какая бывает посуда? Если посуду используем для чаепития, то она какая?

Дети: чайная.

Логопед: а как называется посуда, в которой мы готовим?

Дети: кухонная.

Логопед: молодцы, а из какой посуды мы с вами едим?

Дети: столовая.

Логопед: верно, вот сейчас ребята, мы с вами поиграем в игру.

1.1. Игра «Где какая?»

(Дети поочереди подходят к столу и распределяют картинки посуды на соответствующую полку.)

Логопед: ребята, а посуда сделана вся из одного материала?

Дети: нет

Логопед: верно, посуда может быть из разных материалов, например чашка из фарфора, какая чашка? – фарфоровая.

(Проводится игра “Что из чего”.)

1.2. Игра «Что из чего?»

Тарелка из дерева (какая тарелка?) – деревянная;

Стакан из стекла (какой стакан?) – стеклянный;

Кувшин из глины (какой кувшин?) – глиняный;

Тарелка из пластмассы (какая тарелка?) – пластмассовая;

Кружка из керамики (какая кружка?) – керамическая;

Кастрюля из метала (какая кастрюля) – металлическая.

Логопед: молодцы ребята! Давайте мы с вами отдохнём вставайте в круг. (Выполняют движения по тексту.)

Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник. (другая рука — изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки, (приседать)
Очень хрупкие, бедняжки. (руки на поясе)
Вот фарфоровые блюдца, (кружиться)
Только стукни — разобьются. (рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)
Голова на тонкой ножке,

Вот пластмассовый поднос —
Он посуду нам принес (сделать большой круг).

Логопед: молодцы! Мы с вами научили Федору как надо любить посуду и теперь она её ласково называет. Кружку она называет кружечка, а вы как назовёте ласково?

1.4. Игра «Назови ласково»

Логопед: молодцы ребята! А если к Федоре мы придём в гости, ей понадобится много посуды, например, одна чашка, а много будет чего?

Дети: чашек

1.5. Игра «Один-много»

Одна тарелка – много тарелок;

Один чайник – много чайников;

Одна кастрюля – много кастрюль;

Одна сковородка – много сковородок;

Один стакан – много стаканов;

Одна ложка – много ложек;

Читайте также:
Нетрадиционные формы взаимодействия логопеда с родителями

Одна кружка – много кружек.

III. Итог занятия

Логопед: ой ребята, посмотрите какая Федора стала весёлая, добрая. К ней вернулась вся посуда, теперь она будет её любить и ухаживать. Тётушка Федора благодарит вас за помощь и дарит вам вот такие красивые медали.

Задания и упражнения по коррекции речи для детей с ОНР

Родителям важно помнить, что своевременное обращение к логопеду позволит:

  • предотвратить трудности в овладении письмом и чтением;
  • избежать затруднений в освоении русского языка;
  • скорректировать отклонения в развитии некоторых психических функций (внимания, восприятия, памяти);
  • избежать психологических трудностей при общении ребенка в коллективе сверстников;
  • снизить риск возникновения заикания.

Преодоление недостатков звукопроизношения требует определенной системы и особых методов коррекционной работы.
В Центре развития речи «Говорить легко» нарушение звукопроизношения рассматривается с точки зрения комплексного подхода, поэтому на занятиях в увлекательной и доступной форме решаются следующие задачи:

  • нормализация мышечного тонуса (при необходимости);
  • выработка правильных артикуляционных укладов;
  • формирование правильного речевого дыхания;
  • развитие слухового и слухоречевого внимания;
  • развитие фонематического восприятия;
  • формирование навыков звукового анализа и синтеза;
  • расширение и активизация словарного запаса;
  • активизация речевого общения и коммуникации;
  • развитие памяти, внимания, мышления.

Занятия логопеда в детском саду чаще всего бывают как индивидуальные, так и групповые, подгрупповые и фронтальные, что связано с постоянным количеством детей в группе, и распределением их по степени нарушения звукопроизношения. В частном логопедическом центре, например, в Центре развития речи «Говорить легко» предусматривается вариант индивидуальных занятий.

Видео фрагмент занятия с логопедом

Структура индивидуального занятия логопеда с детьми при нарушении звукопроизношения в Центре развития речи «Говорить легко» выглядит следующим образом:

  • организационный момент;
  • самомассаж и комплекс мимических упражнений;
  • артикуляционная гимнастика;
  • комплекс упражнений на развитие речевого дыхания;
  • постановка звука/автоматизация звука (в зависимости от периода обучения)
  • развитие мелкой моторики;
  • упражнения на активизацию фонематического слуха/развитие звукового анализа и синтеза (в зависимости от периода обучения);
  • развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление).

Видео фрагмент занятия с логопедом

Занятие у логопеда продолжается 30 или 45 минут.

Логопед проводит занятия несколько раз в неделю в зависимости от тяжести речевого нарушения.

ОНР 1 уровня

Недоразвитие речи 1 уровня у детей характеризуется наличием лепетной речи с активной помощью мимики и жестов. Лексический словарь ограничен звукоподражаниями и слогами, звучащими сходным образом с нужными ребенку словами. Грамматическая часть речи не развита, фразы из нескольких слов если и строятся, то они абсолютно не согласованы между собой. При этом нарушены слуховое и зрительное внимание и память.

В коррекционных занятиях основной упор делается на расширение активного и пассивного словаря ребенка, развитие внимания, улучшение мелкой моторики и работы артикуляционных органов.

Конспект ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО занятия для детей с ОНР 1 уровня план-конспект на тему

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

С ДЕТЬМИ ОНР (1 уровень)

Уточнить и расширить словарь по теме на экспрессивном уровне.

1.Введение в самостоятельную речь детей номинативного и предикативного словаря по теме в рамках их речевых возможностей. 2.Формирование понимания грамматических форм единственного и множественного числа существительных. 3. Формирование стереотипно-сопряженной фразы (существительное + прилагательное). 4.Формирование навыков понимания «один» — «много», «большой» — «маленький». 5. Формирование координированного дыхания, движений и речи, посредством речедвигательных упражнений. 6.Формирование общей моторики, развитие зрительного внимания и памяти. 7. Воспитывать желание подражать образцу речи взрослого.

Оборудование: натуральные овощи, муляжи овощей, дедушка – кукла бибабо, корзинка, предметные картинки.

I.Организационный момент (стук в дверь) — Ребята в гости к нам пришел дедушка и принес большой мешок. Хотите узнать, что в мешке?

II.Основная часть 1. Логопед достает и показывает по одному овощу и спрашивает про каждый. — Что это? (уточнить названия овощей.) (Это помидор. Это огурец. Это морковь. Это репа.Это капуста). Дети отвечают хором. Логопед складывает содержимое мешка в корзинку и спрашивает: — Что все это? Как назвать все, что принес нам дедушка? (Это овощи.) Давайте все вместе скажем (Овощи). Л. Где растут овощи? (В огороде, на грядке, в теплице, в парнике). Сейчас я вам расскажу, откуда появляются овощи в магазинах (показывает таблицу). Л. Где растут овощи? (овощи растут в огороде на грядках) Л. Как собирают овощи? (срывают, срезают). Л. Давайте расскажем дедушке, какие овощи мы знаем.

(дети по одному поочередно выходят, берут любой овощ, называют его, логопед задает вопросы, ребенок отвечает с помощью логопеда). Логопед. Аня подойди к столу и возьми в руки любой овощ. Какой у тебя овощ? (ребенок показывает остальным ребятам и называет «морковь»). Логопед. Какая она? (Она длинная, красная, гладкая.) Логопед. Где она растет?(в огороде, на грядке) Логопед. Что это? (Показывает помидор.) Логопед. Какой он? (Он круглый, красный, мягкий). Логопед. Где он растет?(в огороде, на грядке) Логопед. Что это? (Показывает огурец.) Логопед. Какой он? (Он зеленый, длинный, колючий). Логопед. Где он растет?(в огороде, на грядке) Логопед. Что это? (Показывает капусту) Логопед. Какая она? (Она круглая, большая, белая) Логопед. Что это? (Показывает репу). Логопед. Какая она? (Она желтая, круглая, маленькая) Логопед. Вы очень хорошо рассказали об овощах. Похлопайте себе!

Читайте также:
Профессия логопед, стать логопедом, получить специальность Логопед

3. Игра «Узнай овощ по описанию».

Л.А теперь ребята слушайте внимательно, я буду описывать овощи (поднимает тот ребенок овощ, который подходит по описанию, приносит и кладет его в корзину). Л. предлагает ребенку найти свой овощ из предложенных картинок и прикрепить его на доске.

4. Игра «Один-много»

(логопед называет овощ в единственном числе, затем предлагает ребенку назвать множественное число). Л. Помидор один. Аня найди картинку, где нарисован помидор. Л. Теперь помидор много. Это помидоры. Дети покажите где помидоры? (аналогично со всеми овощами). огурец-огурцы. помидор — помидоры. репа — репы морковь — моркови капуста — капусты.

В огороде мы гуляем, Дети, держась за руки, идут по кругу, в центре которого лежат помидоры, Помидоры собираем. Сжимают и разжимают пальчики. Помидоры хороши — Поглаживают свой живот. Наедимся от души. В огороде мы гуляем, Дети, держась за руки, идут по кругу, в центре которого лежат огурцы. Огурцы мы собираем. Сжимают и разжимают пальчики. Огурцы хороши — Поглаживают свой живот. Наедимся от души. В огороде мы гуляем, Дети, держась за руки, идут по кругу, в центре которого лежат морковь и репа. Морковь, репу собираем. Сжимают и разжимают пальчики. Морковь, репа хороши — Поглаживают свой живот. Наедимся от души.

Показать детям корзину с овощами, задать вопрос: — Что мы собрали в огороде? (Мы собрали овощи.)

6. Л. Давайте еще раз расскажем дедушке про овощи, какие они (отработка стереотипной фразы сопряженная с прилагательным). Морковка длинная, красная, гладкая Огурец зеленый, длинный, колючий Репа круглая, маленькая, желтая Капуста круглая, большая, белая Помидор круглый, красный, мягкий.

7. Д/и «Большой-маленький». Л. Ребята овощи бывают большими, а бывают и маленькими. Л. начинает — ребенок продолжает. Огурец – огурчик. Капуста – капустка. Помидор — помидорчик. Морковь – морковочка. Репа- репка

III.Итог занятия. Молодцы ребята. Все старались и справились с заданиями. Давайте еще раз вспомним, что принес нам дедушка в мешке (логопед показывает картинки, все хором повторяем их названия). Домашнее задание. «Консервируем овощи» (приложение)

Предварительная работа: родителям вырезать овощи. Положите сверху на изображение одной банки большие овощи, а на другую маленькие. Расположите овощи так, чтобы они все вместились в банку. А теперь наклейте овощи на банки.

ОНР 2 уровня

Дети с ОНР 2 уровня используют в общении как слова, так и лепетные высказывания. Грамматическая сторона речи серьезно страдает — согласование между существительным и глаголов отсутствует, слова, обозначающие признак или качество предмета, не входят в употребление. Навыки словообразования ребенку недоступны.

Помимо работы с вышеуказанными проблемами требуется также проводить работу по постановке произношения звуков, а также развитию фонематического анализа и синтеза.

Упражнения:

  • Для улучшения фонематического слуха предлагаются игры на определение нужной фонемы. Например, упражнение «Лови звук». Взрослый четко и не очень быстро произносит слово, при этом ребенок должен захлопать в ладоши или стукнуть ладонью по столу, когда узнает нужный звук.
  • «Кто ошибся?». Похожая игра, но немного измененная. Педагог произносит слова, заменяя в них определенную фонему, а дети должны топнуть или поднять руку, когда слово будет произнесено правильно.
  • Игра «Хлопаем в ладошки» немного усложняется. Теперь хлопки будут отделять слоги. Произносим слово по слогам, отмечая каждый из них четким хлопком.
  • Для развития артикуляционного аппарата в обязательном порядке дети занимаются «Зарядкой для язычка». Задания предлагаются от простого к сложному и с учетом индивидуальных потребностей ребенка.
  • «Кто маленький?» — игра на формирование навыков словообразования. Педагог показывает картинки с изображениями взрослых животных и их детенышей, четко проговаривая их названия. Интонацией выделяется способ словообразования. Теперь ребенок должен сказать, как называется малыш на картинке?
  • Также проводится работа с изучением согласованием слов. Например, при помощи игры в поиск игрушки. Педагог прячет какой-либо предмет, а ребенок должен по указаниям его найти (ПОД стулом, ЗА книгой и т. д.).
  • Развитие связной речи проводится в рамках обсуждения игровых моментов и сказок. Взрослый задает детям вопросы — кто приходил на занятие? Куда покатился колобок?
  • По-прежнему остаются крайне актуальны игры и упражнения на развитие моторики. Детям предлагаются шнуровки, аппликации, штриховки и раскраски. Пальчиковые игры и зарядка входят в каждое занятие.
Читайте также:
Развитие слоговой структуры слова у детей с ОНР с использованием светового песочного стола.

Формирование звуков на логопедических занятиях

Формируя звуковые составляющие речи, нужно развивать речевое восприятие у детей. Следующие упражнения в этом могут помочь:

  • среди нескольких слов нужно выделить заданное. Например, если ребенок услышал заданное слово, он тут же должен поднять специальный яркий знак;
  • упражнение на дифференциацию слов, имеющих похожее звучание, но отличающихся по значению;
  • задания на дифференциацию предложений, похожих по составу звука.

Чтобы увеличить способность запоминать цепочки слов на слух, и способность сохранять в памяти последовательность из названных слов, дети могут выполнять инструкции, состоящие из двух-трех ступеней.

На этом этапе развитию звукопроизношения не уделяется основное внимание. Однако все же детям иногда задаются отдельные упражнения на артикуляцию и проводится работа по коррекции звукопроизношения. Это позволяет не отклоняться от основного направления деятельности и в то же время оказывать положительное влияние на речь детей с точки зрения звукопроизношения.

Развитие звукопроизношения происходит в сочетании с работой со словами, имеющими разную слоговую структуру. Дошкольников учат неосознанно делить слова на отдельные слоги, а затем послогово проговаривать их. Слова по слогам воспроизводятся в ритм. Для этого каждый слог сопровождается хлопком руками.

Проговариваются разные типы слогов. Например, это могут быть одинаковые повторяющиеся слоги. Это могут быть слоги, состоящие из разных звуков или слоги, закрытые в обратные.

ОНР 3 уровня

У детей с общим недоразвитием речи 3 уровня отмечается наличие фразовой речи, однако она представляется собой вариант с сильно «хромающими» грамматическим строем и произношением. Согласование слов в предложении, изменение по родам, числам и падежам страдают, некоторые звуки, даже правильно звучащие в отдельности, во время связной речи произносятся нечетко или заменяются другими.

При этом дети имеют довольно обширный лексический словарь, могут коротко рассказать о каком-то событии, используя даже сложные предложения. Однако во всех аспектах речи отмечаются нарушения.

Логопедические занятия включают упражнения, охватывающие все стороны речи — грамматическую, фонематическую и лексическую.

Упражнения и игры:

  • «Профессии». Для расширения словаря проводится изучение названий профессий. Для игры используются карточки с изображением людей той или иной специальности — дети должны правильно их назвать. Другой вариант — подобрать к карточке к человеком определенной профессии изображения подходящей ему формы или орудий труда. Обязательное условие — правильно назвать все понятия.
  • «Чей хвост?». Для усвоения норм словообразования предлагается игра с карточками, в которой нужно подобрать нужный хвост животному. И правильно назвать его! (Чей хвост? — Лисий, медвежий и т. д.).
  • «Какой он?». В этой игре дети расширяются словарный запас, учатся использовать в речи прилагательные. Педагог показывает предмет и спрашивает, какой он. (Например, мяч — круглый, прыгучий, резиновый).
  • Другой вариант этой игры — поиск предмета по его описанию. Ребенок должен найти из расставленных на столе игрушек ту, о которой рассказывает педагог.
  • Игра «Все наоборот» учит детей использовать антонимы. Педагог бросает мяч ребенку и говорит слово («длинный»), ребенок должен сказать слово с противоположным значением («короткий») и бросить мяч обратно.
  • Так же, с мячом, можно играть в «Один и много». Педагог произносит слово в единственном числе, ребенок должен сказать форму множественного.
  • Для развития связной речи используются рассказы по картинкам. Дети с удовольствием ищут правильный порядок картинок с различными событиями, а затем (сначала при помощи наводящих вопросов) составляют небольшой рассказ.
  • Концентрацию слухового внимания развивают такие игры, как «Придумай слово». Детям нужно назвать слово, начинающееся на заданный звук. Впоследствии задание можно усложнять — звук может быть в конце слова или в середине.
  • «Собери пирамидку» — нанизываем кольца, медленно проговаривая слова. Сколько слогов, столько колечек.

5.Весёлые загадки!

Цель: уточнение и расширение пассивного предметного словаря детей по разным темам; научить детей узнавать игрушки и предметы по описанию. Материалы: различные игрушки и предметы. Ход игры: Игра проводится на ковре. Посадите детей в кружок на полу. Разложите перед ними несколько разных игрушек или предметов. Можно давать общую инструкцию для всех, а можно давать инструкцию индивидуально для каждого ребенка. А я знаю еще интересные загадки. Я буду рассказывать про какую-нибудь игрушку (предмет), а вы угадайте, про что я говорю, и покажите. Посмотрим, кто из вас самый внимательный. Он круглый, синего цвета, катится (мяч). Он беленький, пушистый, с длинными ушами и маленьким хвостиком (зайчик). Он длинный, деревянный, им рисуют (карандаш). И т.д.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: