Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука (Ш)

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [ш]
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Автоматизация правильного произно­шения звука [ш] в словах с открытым и закрытым слогом. Развитие фонематических пред­ставлений, совершенствование навыка звукового анализа слов.

Развитие зри­тельного и слухового внимания и памяти, тонкой и артикуляци­онной моторики.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_zanyatiya_avtomatizatsiya_zvuka_sh_kucherenko.doc 144 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [ш]

Коррекционно-образовательные цели. Автоматизация правильного произношения звука [ш] в словах с открытым и закрытым слогом. Развитие фонематических представлений, совершенствование навыка звукового анализа слов (выделение согласного на фоне слова). Подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звука [р].

Коррекционно-развивающие цели. Развитие зрительного и слухового внимания и памяти, тонкой и артикуляционной моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков самостоятельности, ответственности, взаимодействия.

Оборудование. Звуковое лото, карточки слов со звуком [ш], фишки, символ звука [ш], паровозик «Тигренка», домик «Старичка-звуковичка», сундучок с карточками лабиринта.

Предварительная работа. Постановка звука [ш], его автоматизация в слогах и словах отраженно, определение первого и последнего звука в словах, наличия-отсутствия звука в слове.

1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона]

Педагог приглашает детей в кабинет (на столе стоит сундучок) говорит, что сегодня на занятии они будут продолжать учиться правильно произносить слова со звуком [ш], отправятся в путешествие на поезде в гости к «Старичку-звуковичку», и поиграют в игру, которая лежит в сундучке в конце занятия, для этого детям нужно быть внимательными и запоминать, что они делают на занятии.

2. Игра «Жадина» [Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительного с существительным в роде и числе), автоматизация звука [ш]

Педагог привлекает внимание детей к карточке Звукового лото на столе.

Педагог: Перед тем как отправиться в путешествие, поиграем в игру «Жадина». Посмотрите внимательно на картинки. Каждому из вас я дам фишки, вы по очереди выбираете понравившуюся картинку и говорите — Это моя шапка. — Это мои шашки. И если произнесете все правильно, закрываете картинку своей фишкой (у каждого ребенка фишки своего цвета).

Игра проводится до тех пор, пока все картинки не будут закрыты фишками.

3. Артикуляционные упражнения. [Развитие артикуляционной моторики. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [р]]

Педагог приглашает детей к зеркалу. Дети выполняют уже знакомые им упражнения. После каждого упражнения педагог предлагает детям отдохнуть и проглотить слюну.

Упражнения: Улыбочка-трубочка, Лошадка скачет, Грибочек, Дятел стучит.

4. Игра «Посади пассажиров». [Развитие фонематических представлений, совершенствование навыка звукового анализа слов, автоматизация звука [ш]].

Педагог помещает на стол «Паровозик Тигренка».

Педагог: А теперь уже знакомая вам игра «Посади пассажиров». Посмотрите на картинки. С нами в путешествие на поезде отправятся только те картинки, в словах названиях которых есть звук [ш].

Дети по очереди берут картинки, произносят слова и определяют, есть ли в словах звук [ш], если есть, то «сажают» картинку на поезд.

5. Упражнение «Найди комнату». [Совершенствование навыка звукового анализа слов (выделение согласного на фоне слова), автоматизация звука [ш]].

Педагог проверяет все ли готово к путешествию и предлагает детям «проехать» к мольберту. На него педагог помещает «Домик Старичка-звуковичка». Предлагает детям рассмотреть внимательно домик, обращает внимание на балкон, на котором помещен символ звука [ш] и три комнаты.

Педагог: Посмотрите на домик, в нем три комнаты. Расселите картинки, которые приехали на паровозике, по комнатам: определите место звука [ш] в словах, обозначающих названия картинок: в первую комнату поселите — если звук находится в начале слова, вторая комната — если звук в середине слова, третья комната — если звук стоит в конце слова.

Дети выполняют задание и комментируют свои действия.

6. Упражнение «Вспомни и назови». [Развитие памяти, автоматизация звука [ш].]

Педагог говорит детям, что они прекрасно справились со всем и теперь можно заглянуть в сундучок. Дети достают игру «лабиринт»

Педагог: Посмотрите, здесь много карточек. Кто вспомнит слова со звуком [ш], которые были сегодня на занятии, тому я дам одну из них.

Дети вспоминают и произносят слова, получают кусочки лабиринта.

7. Игра «Собери лабиринт». [Развитие зрительного внимания и восприятия]

Педагог: Посмотрите на карточки. Это кусочки лабиринта. Вы можете по очереди выкладывать свои кусочки и строить общий лабиринт. Но есть условие: все дорожки должны совпадать.

Дети совместно выкладывают общий лабиринт, помогают друг другу при необходимости. Дорожка на одной карточке, должна совпадать с дорожкой на другой карточке, необходимо так собрать один общий лабиринт, чтобы все дорожки оказались непрерывными.

8. Организация окончания занятия. [Оценка работы детей.]

Педагог предлагает детям вспомнить, что они делали на занятии, в какие игры играли, какая игра показалась им самой интересной и почему.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект подгруппового занятия по автоматизации звуков [Р, РЬ] для детей 6-7 лет

Сюжетное занятие для детей 6-7 лет, на конец учебного года. Автоматизация звуков [Р, РЬ] изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте.В конспект включены пальчиковая игра, физ. минутка. с.

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука Р на материале лексической темы “Птицы”

Цели занятия : Автоматизация звука (Р) как в отраженной, так и в самостоятельной речи, развитие мышления, слухового внимания и памяти, зрительного внимания.- Словообразование: продолж.

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука Ш

Подгрупповое логопедическое занятие с детьми старшего возраста по автоматизации звука Ш.

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звуков “Р”, “РЬ” “Поездка в Простоквашино”

Занятие очень интересное, насыщенное заданиями разного уровня сложности. В основу положен сюжет любимого всеми детьми мультфильма. Рекомендовано для детей подготовительной к школе группе.

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука «С» (в подготовительной группе) «Путешествие за сокровищами»

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука «С» (в подготовительной группе) «Путешествие за сокровищами»Цель: закрепление произношения звука [С] в слогах, .

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука Р.

Тема: «В гостях у Тигра Ромы»Цель: автоматизация звука «Р» в речи.Задачи:1) Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении звука «Р» изолированн.

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [p]. «Прогулка в зоопарк»

Задачи:1. Коррекционно-развивающие:- продолжить работу над автоматизацией звука [p] в слогах, словах, предложениях;- развивать фонематическое восприятие, фонематический с.

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Ш]

Занятие предназначено для автоматизации произношения у детей с ФФНР в старшей группе на логопункте ДОУ.

Тема: «В гости на день рождения к Чебурашке» (старшая группа).

  • уточнить представления детей о звуке [Ш].
  • автоматизировать звук [Ш] в слогах, словах и предложениях;
  • развивать мелкую и артикуляционную моторику;
  • развивать фонематический слух;
  • развивать речевое дыхание;
  • развивать четкость дикции, интонационную выразительность.
  • закреплять умение делить слова на слоги и соотносить их со слоговой схемой слов;
  • расширять и уточнять словарь детей;
  • развивать функции словообразования;
  • развивать связную речь;
  • развивать внимание, память, мышление.
  • формировать положительную мотивацию на занятие;
  • формировать навыки речевого общения друг с другом и со взрослыми,
  • формировать навык слушать друг друга.

Оборудование: игрушки (Чебурашка, Шалтай Болтай), слоговые схемы слов, схематические изображения человечков (по количеству детей), схема для развития речевого дыхания, картинки: лев, мартышки, верблюд, павлин, барашки на лугу, уж, гусь, кошка с выгорбленной спинкой (спинка мягкая – меховая), кошка нарядная, мышка – мама, мышата с предметами, предметные картинки, мишка, лошадка, лягушка, шоколад (разломанный на дольки).

Ход занятия:

1. Оргмомент:

Ребята, у Чебурашки сегодня День рождения. Выставить игрушку.

– Он пригласил: кошку, лягушку, мишку, мышку, лошадку, лягушку.

– Какой звук есть во всех этих словах? (Ш)

– На праздник идут только те, у кого в названии или имени есть звук (Ш).

  • В наших именах есть звук (Ш)?
  • Как нам быть? (изменить имена, назвать ласково; дети отвечают)
  • А как назвать меня?

– Все готовы, в путь. Помните, нужно не только в имени иметь звук (Ш), важно красиво и правильно его произносить. Пойдем в гости и по пути потренируемся.

К дому Чебурашки ведут 3 дорожки. Выставить слоговые схемы.

Каждый гость пойдет по своей дорожке. — , — — , — — —

– По какой дорожке кто пойдет?

Дети прикрепляют своего схематического человечка возле нужной схемы.

2. Общее расслабление:

– Перед дальней дорожкой немного отдохнем.

Ножки, топ-топ.
Ладошки, хлоп-хлоп.
Головушка, вперед-назад.
Спинки ровные стоят.

3. Развитие мимической мускулатуры:

– Наша дорога проходит через зоопарк. Давайте прогуляемся по нему. Выставить картинку льва.

Грозный лев по клетке ходит, — нахмурились
Хмурых глаз с людей не сводит.
Бьет хвостом по прутья клетки — выражение испуга

Испугались зверя детки.
Хоть и кошачьи у льва повадки,
Лучше бежать от него без оглядки.

Выставить картинку мартышек.

А рядом хитрые мартышки — прищурились
К ним подходят ребятишки.
Обезьянки корчат рожи:
На кого они похожи? — удивились
Хмурят брови, морщат нос, — по тексту
А в глазах у них вопрос:
Поиграешь с нами?
Улыбнулись ребятишки, — улыбнулись
То же сделали мартышки.
Восхитились малыши:
Обезьянки хороши!

Выставить картинку верблюда.

Вот новая клетка: — круговые жевательные движения
Мы видим, что тут — сомкнутыми челюстями
Живет спокойный двугорбый верблюд.
Стоит неподвижно,
Никуда не идет
И только колючую жвачку жует.

Выставить картинку павлина.

А вот еще павлин, гордо так идет: — глотательные движения
Подбирает зернышки и водичку пьет. — с поднятой головой

– Кто же из жителей зоопарка пойдет на День рождения?

– По какой дорожке?

Дети прикрепляют картинку возле нужной схемы.

4. Пальчиковая гимнастика:

– По лужочку пойдем и к барашкам подойдем.

Выставить картинку барашков.

На лугу пасутся «бящки», — круговые движения большим пальцем по тыльной стороне
Раскудрявые барашки. — массируемой фаланги каждого пальца
Целый день все «бе» да «бе», — начиная с мизинца левой руки, со сменой рук
Носят шубы на себе.
Шубы в кудрях, погляди,
«Бяшки» спали в бигуди.
Утром сняли бигуди,
Попробуй гладкую найди.
Все кудрявы до одной,
Бегут кудрявою толпой.
Уж такая у них порода
У бараньего народа.

– Пойдут барашки- «бяшки» на День рождения?

– По какой дорожке?

Дети прикрепляют картинку возле нужной схемы.

5. Артикуляционная гимнастика:

Выставить игрушку Шалтая Болтая.

Вот сидит Шалтай какой
У него язык большой.
Ты Шалтаю помогай
Язычком с ним поиграй.

Повернулись к зеркалу:

Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются,
А глаза у них как блюдца.

Слон из домика идет,
Слоник бревнышко несет,
Час идет, два идет
И нигде не упадет.

Мы на улицу пойдем
И лопаточки возьмем.
Мы лопатки дружно взяли,
Их друг другу показали,
Показали, показали,
А потом их в рот убрали.

Язык кверху поднимаем,
Чашку чая наливаем,
Наливаем, остужаем,
А потом мы чай глотаем.

Молоко лакали кошки
Из большой зеленой плошки.
Плошка хоть и велика,
Кошкам мало молока.
Смотрят кошки в облака:
Вот бы столько молока.

Ел я варенье большой ложкой
На верхней губе осталось немножко.
До носа язык я свой дотяну,
Остатки варенья в рот я слизну.

***
Я – лошадка серый бок,
Я копытцем постучу,
Если хочешь — прокачу.
Посмотри, как я красива,
Хороши и хвост и грива.

– Пойдет Шалтай на праздник?

– По какой дорожке?

Дети прикрепляют игрушку возле нужной схемы.

6. Звукоподражание. Артикуляционная характеристика звука.

Выставить картинку ужа.

– Выполз на дорожку уж и поздоровался с нами.

  • Какой звук услышали? (Повторили.)
  • В каком положении губы?
  • В каком положении зубы?
  • В каком положении язык?
  • Работает горлышко?
  • Какой воздух выходит изо рта?
  • Пойдет уж на День рождения?
  • По какой дорожке?

Дети прикрепляют картинку возле нужной схемы.

7. Слоговые дорожки:

– Кто еще умеет шипеть? (кошка, гусь).

Выставить картинку сердитой кошки.

– Чтобы кошка не сердилась, погладим ее пальчиком и споем ей тихие песенки:

Ша-ша-ша-ша-ша
Шо-шо-шо-шо-шо
Шу-шу-шу-шу-шу
Ши-ши-ши-ши-ши

8. Развитие речевого дыхания:

Выставить картинку нарядной кошки.

Шагает кошка не спеша.
До чего же хороша?

Ах! ↑__
Ах, кошка! ↑__ __
Ах, пушистая кошка! ↑__ __ __
Ах, пушистая кошка Даша! ↑__ __ __ __

– Пойдет кошка на День рождения?

– По какой дорожке?

Дети прикрепляют картинку возле нужной схемы.

9. Физминутка:

Вышла кошка погулять
Серых мышек поискать.
Заглянула под крылечко,
Ничего там не видать!
Слышит шорох из угла,
Быстро кошка прыг туда.
Притаилась, мышку ждет,
Только мышка не идет.

10. Развитие фонематического слуха:

А сколько мышек вы услышите? Как услышите, что шуршит мышка, покажете кошкины коготочки (выделение звука из ряда звуков).

11. Закрепление звука в словах:

Выставить картинку мамы-мышки.

– Перед праздником мышка идет в магазин и покупает:

Выставить предметные картинки.

  • штанишки, рубашку, шорты, шарфик, варежки;
  • машинку, матрешку, шарик;
  • ложку, чашку, кувшин.

– Называем, что купила мышка. Как одним словом назвать каждую группу предметов?

– Что из продуктов купит мышка, в названии должен быть звук [Ш ]?

– Пойдет мышка к Чебурашке?

– По какой дорожке?

Дети прикрепляют картинку возле нужной схемы.

12. Закрепление звука в предложениях:

– Мышата наводят порядок в доме. Расскажите о них.

Выставить картинки мышат с предметами.

Мышонок с карандашом,
с шапкой,
с ножницами,
с пирожным.

Пришел жадный мишка и стал кричать:

А мышата говорят:

Мишке стало стыдно и он извинился.

– Пойдут мышата к Чебурашке?

– По какой дорожке?

Дети прикрепляют картинки возле нужных схем.

13. Подбор слов-рифм к заданному слову с опорой на картинки:

Выставит картинки лошадки и лягушки.

– Лошадка Луша и лягушка Марфушка готовят в подарок стихи и ищут слова-рифмы. Поможем им?

Выставляются предметные картинки со звуком [Ш ].

– Лошадка ищет рифму к слову «Чебурашка», а лягушка к слову «Марфушка».

– По какой дорожке пойдут в гости?

Дети прикрепляют картинки возле нужных схем.

14. Закрепление звука в связной речи:

– Вот и собрались гости. Давайте назовем тех, кто пришел по первой дорожке …, по второй дорожке …, по третьей дорожке… Мы с вами можем подарить Чебурашке стихи, которые выучили дома и сейчас красиво расскажем.

Дети рассказывают стихи.

– Гости подарили имениннику шоколадку и про нас не забыли, угощайтесь пожалуйста.

Можно закончить занятие танцами под веселую музыку.

Подгрупповое занятие «Автоматизация звука Ш»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 «Рябинушка» города Шумерля Чувашской Республики

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука «Ш»

Тема: «Прогулка с Нюшей»

Учитель-логопед Чимрова Е. А.

Цель: автоматизация звука «Ш» изолированно, в слогах и словах.

Коррекционно-образовательные:

  • Закрепить правильное произношение звука «Ш» изолированно в слогах, словах.
  • Закрепить навыки звукового анализа и синтеза.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать артикуляторную, мелкую и общую моторику.
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление, фонематический слух, грамматический строй речи.

Коррекционно-воспитательные:

  • Развивать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, самостоятельность, инициативность.

Планируемые результаты (целевые ориентиры): ребенок может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности, развита общая и мелкая моторика; способен к волевым усилиям, проявляет инициативность и самостоятельность в общении, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, обладает развитым воображением.

Оборудование: изображения Смешариков, картинки со звуком «Ш» в разной позиции, чемодан, игрушки, грецкие орехи, игра «4 лишний», счетные палочки.

1.Организационный момент:

Ребята, я хочу напомнить вам наше правило:

Каждый день всегда, везде:

На занятиях в игре

Верно, четко говорим,

Никуда мы не спешим!

-Сейчас я вам расскажу одну интересную историю, которая приключилась с Нюшей. Однажды Нюша пошла на прогулку, погода была хорошая. Но вдруг неожиданно налетели тучи, закапал дождик, поднялся сильный ветер. Ветер дул с такой силой, что вместе с ветром от Нюши улетел ее любимый звук «Ш» и она неожиданно разучилась его произносить. Нюша очень расстроилась, начала везде искать «Ш», но у нее так ничего и не вышло. Пока она была занята поисками, ветер утих, дождь закончился. Нюша решила во что бы то ни стало снова научиться произносить звук «Ш». Ребята, я предлагаю вам отправиться вместе с Нюшей на поиски потерянного звука. Для этого нам с вами необходимо подготовится – сделать гимнастику для язычка!

2. Артикуляционная гимнастика.

Дети выполняют гимнастику по картинкам. «Лягушка» – «Слоненок», «Лошадка», «Качели», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Блинчик».

3. Развитие фонематического восприятия.

Нюша предлагает вам поиграть в игру «Поймай звук». Я буду говорить звуки, а вы будете хлопать, когда услышите звук «Ш».

Ш, С, З, Ж, Ш, Ц, Ч, Ш, Щ, Ш, С, С, Ш, Ш.

Теперь я буду говорить звук «Ш» в слогах, а вы будете топать, когда услышите слог со звуком «Ш».

ША, СА, ЖО, ШО, СО, СУ, ШУ, ЗА, ШИ, СИ, ШУ, ЖУ, ЧА, ША.

Теперь я буду показывать и называть картинки, а вы будете поднимать руку, если услышите в названии звук «Ш».

Коза, лошадка, кошка, жук, лягушка. Молодцы ребята, все картинки со звуком «Ш» остались на своих местах.

4. Автоматизация звука «Ш».

Нюша шла по лужайке и услышала, что в траве кто-то шипит. Нюша посмотрела внимательно и увидела, что это шипит змея. Змея делала так: «ш-ш-ш-ш-ш». Давайте и мы с вами попробуем так шипеть!

На встречу Нюше шел Бараш, он увидел, что Нюша очень расстроена и предложил попеть с ним песенки. Ребята, давайте покажем Нюше как нужно петь песенки, выговаривая звук «Ш».

Нюша пошла дальше, и увидела Лосяша, он смотрел в подзорную трубу. Лосяш попросил Нюшу помочь ему разглядеть предметы, которые он видел в подзорной трубе. Давайте поможем им, назовем все предметы, четко выговаривая звук «Ш».

Следующим кого встретила Нюша был Кар-Карыч, который собирался в путешествие, но никак не мог определиться, что ему взять в дорогу. Нужно собрать вещи Кар–Карыча в чемодан, он должен взять вещи только со звуком «Ш».

5. Игра «4 лишний».

Молодцы, ребята, давайте отправимся с вами дальше. Посмотрите, какой грустный Крош. А все потому, что с ним никто не хочет поиграть. Давайте поиграем с ним в игру «4 лишний».

6. Развитие мелкой моторики.

Молодцы, вы отлично справляетесь. Но чтобы нам отправиться дальше, нам нужно с вами подготовить наши пальчики. Повторяйте движения за мной.

Самомассаж пальцев с помощью грецких орехов.

7. Игра «Один – много».

А вот и Копатыч. Он предлагает поиграть в игру «Один-много». Я буду говорить один предмет, а вы много.

Одна кошка – много кошек; один-карандаш-много карандашей; один шарф – много шарфов; один мешок – много мешков; одна шишка – много шишек.

8. Физкультминутка.

Предлагаю вам сделать вместе с Нюшей разминку. Повторяйте все движения за мной.

Белый бант в косе у Нюши (повороты вправо-влево, руки на поясе)

Будет прыгать вместе с ней (прыжки на месте),

Потому что на зарядку (наклоны вправо-влево)

Позвала она друзей (правая рука на левое плечо, а левая — на правое).

Нюша любит упражненья (обняв себя руками, повернуться вправо-влево)

Для поднятья настроенья! (хлопки в ладоши над головой)!

9. Закрепление графического образа буквы Ш. Нюша отправилась дальше и увидела Ежика, он что-то выкладывал из палочек. Нюше стало интересно, она подошла поближе и увидела, что он выкладывает из палочек букву Ш. Ребята, перед вами палочки, попробуйте и вы выложить букву Ш.

10. Итог занятия.

Ой, ребята, пока мы помогали Нюше, к ней незаметно вернулся звук «Ш». Нюша очень благодарна вам за помощь! Вам понравилось путешествовать с Нюшей? Скажите, какой звук искала Нюша, кого она встречала? Какую помощь просили ее друзья? Как вы думаете, всегда нужно помогать своим друзьям? Почему?

Конспект подгруппового занятия по теме: Автоматизация звука[Ш]

Наталья Габдушева
Конспект подгруппового занятия по теме: Автоматизация звука[Ш]

Подгрупповое занятие по автоматизации звука [Ш].

ФФНР, ФНР, легкая степень псевдобульбарной дизартрии.

Тема: «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях»

1. Автоматизировать правильное произношение звука в слогах, в словах, предложениях.

2. Учить точно и полно отвечать на вопросы

3. Закреплять знания об артикуляционных особенностях звука [ш].

1. Развитие внимание.

2. Развивать фонематический слух (умение определять наличие звука в слогах, словах, предложениях).

3. Учить определению наличия позиции звука [ш] в словах.

1. Воспитывать положительное отношение к занятию.

2. Воспитывать навыки самоконтроля, самостоятельности.

Оборудование: картинка «Змейка», картинки для артикуляционной

гимнастики, счетные палочки.

Ход занятия:

1. Организационный момент – Здравствуйте ребята! Сегодня к нам на занятие пришел необычный гость. Я загадаю о нем загадку, а вы попробуйте догадаться, кто это?Слушайте внимательно:

Шелестя, шурша травой,

Проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел:

Подходи, кто очень смел. (ответ: змея)

– Правильно, это змея. А зовут её Пуша. Ну, что нравится вам наша гостья? Пуша очень любит шипеть и поэтому хочет помочь вам правильно произносить звук [ш].

2. Развитие пальцевой моторики. Но сначала давайте разомнем наши пальчики.

«Засолка капусты».

Резкие движения кистями вверх и вниз. Движения пальцев, имитирующие посыпание солью из щепотки. Интенсивно сжимать пальцы обеих рук в кулаки.

Мы капусту рубим,

Мы морковку трем,

Мы капусту солим,

Мы капусту жмем.

Указательный и средний пальцы правой руки вверх, остальные выпрямить и соединить. Ладонь правой руки вертикально вверх, пальцы широко расставлены. Ладонь левой руки вертикально вверх, пальцы широко расставле-ны. Указательный и средний пальцы вверх, остальные выпрямить и соединить.

Скачет зайка косой.

Под высокой сосной.

Под другою сосной

Скачет зайка второй.

2. Артикуляционная гимнастика – Но сначала нужно подготовить наш язычок. Давайте покажем Пуше, какие упражнения для этого нужно выполнить.

Упражнение «Лопатка»: Язык лопаткой положи.

И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять

И под счёт его держать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык можно убирать.

Упражнение «Накажем непослушный язык»:

На губу язык клади,

«Пя-пя-пя» произноси,

Ты под счет её держи.

До пяти. до десяти.

Упражнение «Улыбка»

Упражнение «Иголочка»:Улыбаюсь: вот шутник –

Узким-узким стал язык.

Меж зубами, как сучок,

Вылез длинный язычок.

Чередовать «Лопаточка» и «Иголочка» (широкий и узкий язык).

Упражнение «Вкусное варенье»: Ох, и вкусное варенье!

Жаль осталось на губе –

Язычок я подниму

И остатки оближу.

Упражнение «Чашечка»: Любим пить мы крепкий чай,

Ну-ка, чашку подставляй!

Упражнение «Качели»:На качелях я качаюсь:

Я до крыши поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз.

Упражнение «Чашечка» и выдох на кончик языка.

Упражнение «Чистим зубки»: Чищу зубы,

Не желтели чтоб они.

3. Анализ артикуляции звука – Произнесем звук [ш] со змейкой.

– Где стоит язык, как располагаются губы и зубы? (Описание детьми артикуляции звука).

Когда мы произносим звук Ш – губы выдвинуты вперед – рупором; зубы чуть-чуть приоткрыты; язык поднят вверх и образует щель с передней частью твердого неба; Язык как чашечка, воздух идет по середине языка. При произ-несении звука ш, воздух, который мы выдыхаем – теплый.

4. Характеристика звука – Давайте вспомним какой звук [ш]?

(Звук [ш] – согласный, всегда твёрдый, глухой, шипящий).

– Почему согласный? (есть преграда).

– Почему твёрдый? (произносим строго).

– Приложите руку к горлу и определите, звонкий он или глухой.

– Глухой (произносим без голоса).

5. Соотнесение звука [ш] с буквой «Ш» – На письме звук [ш] обозначается буквой «Ш». Звук – это то, что мы слышим и произносим, а буква – это то, что мы видим и пишем. Посмотрите на картинку. Это буква «Ш». Давайте вместе выложим букву «Ш» на столе из палочек.

Змея шипит, шипит, шипит,

Полгода учит алфавит.

Для шипенья хороша

В алфавите буква Ша.

6. Развитие фонематических процессов – Хлопайте в ладоши, когда услышите слово со звуком [ш]:

ослик, ландыш, шайба, майка, уши, лиса, клавиши, вишенка, мимоза, стол, рыба, шут.

– А теперь определите, где стоит звук [ш] в слове – в начале, середине,или в конце:

шут, карандаш, шахматы, ландыш, душ, камыш, уши, шина, малыш.

7. Закрепление звука в слогах – Пуша умеет прекрасно шипеть. И для этого она придумала слоговые шипелки. Слушайте очень внимательно и повторяйте шипелки вместе со змейкой. При этом старайтесь говорить правильно.

Ши-ши-ши – у нас дома (малыши)

Уш-уш-уш – я приму горячий … (душ)

Аш-аш-аш – это красный … (карандаш)

Ша-ша-ша – мама моет … (малыша)

Шок-шок-шок – разбудил нас … (петушок)

Шина-шина-шина – у папы новая … (машина)

Ушка-ушка-ушка – пуховая … (подушка)

8. Физминутка – Давайте немного отдохнем. Послушайте стишок и по-вторяйте движения за мной.

Мы шагаем, мы шагаем,

Выше ноги поднимаем,

Влево шаг —. (вправо) шаг,

Шаг вперёд — шаг. (назад).

Мы шагаем, мы шагаем,

Ноги дружно поднимаем.

Шаг немножко замедляем,

Постепенно. (ускоряем).

Сейчас быстро мы пойдём,

Затем. (медленно) идём.

Руки вверх мы поднимаем,

Потом. (вниз) их. (опускаем).

Мы шагаем, мы шагаем,

И антонимы мы знаем.

9. Закрепление звука в словах – Пуша очень любит сочинять стихи. А чтобы ей было легче, подскажи ей последние слова.

Прицепившись к задней шине

Мишка едет на (машине).

И шалить без передышки

целый день могли ….(мартышки).

Уронила белка шишку,

шишка стукнула…. (мартышку).

Будут кушать малыши

Суп молочный из … (лапши).

Молока налили в плошку,

«Кис-кис-кис», – позвали… (кошку).

Собирают с елок… (шишки).

Наша Мурка спит и слышит,

Как в углу скребутся… (мыши).

Ложится спать, кряхтя, старушка,

Кладет под голову … (подушку).

В день рождения Петрушке

Купили новые. (игрушки)

10. Закрепление звука в предложениях А еще змейка принесла с собой интересные картинки, давайте рассмотрим их. Расскажите, что изображено на этой картинке? Мышка убегает от кошки. У Миши шишка на макушке. Кошка катает катушку.

– А сейчас я буду говорить предложения, а вы повторяйте за мной

В шахматах не хватает пешки. У бабушки в шкатулке много катушек. Швея шьет на машине. У Миши шлем. Машины штаны надо штопать. Маша нашла в мешке шпагат. Маша, ешь кашу. Миша пойдет в душ. Малыш нашел ландыш. У кошки ушки на макушке.

11. Итог занятия – Нам пора прощаться с Пушей. Вы сегодня хорошо занимались. Пуше тоже понравилось, как вы говорили и выполняли задания.

– А над каким звуком мы сегодня работали?

– В каком положении находятся губы, зубы, язык?

– Воздушная струя теплая или холодная?

Звук [ш] – гласный или согласный, глухой или звонкий, твердый или мягкий?

Пуша дарит вам шарики! Спасибо за работу!

12.Домашнее задание Гимнастика:

1)для губ: «рупор»: вытянуть губы вперед, так, чтобы были видны зубы. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5;

2)для языка: «лопата»: открыть рот, положить широкий язык так, чтобы нижнюю губу не было видно. Удерживать в таком положении под сет от 1 до 5;

3) «чашечка»: улыбнуться, открыть рот, высунуть язык «лопатой» и поднять края языка вверх так, чтобы получилась форма «чашечки». Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5.

Выучить: Тише, мыши, тише, мыши!

Кот сидит на нашей крыше.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 5–7 лет (ОНР — III уровень речевого развития) Содержание коррекционной работы 1. Обследование всех сторон речи (арт. моторики, звукопроизношения, фонем, слуха, словарного запаса, слогового.

Логопедическое занятие «Автоматизация звука [З]» Тема: «Автоматизация звука – З –» Цель: упражнять в правильном произнесении звука [з], изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях.

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] “Лесные игры”

Разделы: Логопедия

Задачи:

1. Образовательные: уточнить представления детей о звуке (Ш).

  • закрепить навыки правильного произношения звука (Ш) в слогах, словах, предложениях, чистоговорках;
  • развивать артикуляционную и мелкую моторику;
  • развивать фонематический слух;
  • развивать речевое дыхание;
  • учить изменять силу голоса;
  • развивать чёткость дикции, интонационную выразительность.
  • закрепить умение определять место звука в слове;
  • развивать умение соединять звуки в слова;
  • развивать внимание, память, мышление;
  • упражнять в согласовании существительных с числительными;
  • упражнять в умении грамматически правильно дополнять предложение.
  • формировать положительную мотивацию на занятии;
  • воспитывать навыки речевого общения с игрушкой и друг с другом, умение слушать.

Оборудование: игрушки (Маша и Мишка), символы звуков (цветовое обозначение), пособие «Звуковая мозаика», фишки красного и зеленого цвета, мнемотаблицы «Листья», разрезанные на карточки мнемотаблицы чистоговорок, осенние сухие листья или вырезанные листья из бумаги, предметные картинки со звуком (Ш), лукошко с шишками и орешками, мелкие игрушки со звуком (Ш), мешочек, воздушные шары.

Ход занятия

1. Организационный момент.

– В гости в лес нас приглашают,
Поиграть там предлагают.

Логопед показывает детям приглашение, читает его: «Жду всех в домике лесном, поиграем, отдохнём».

– Отправимся в гости? (Да)

По тропинке в лес пойдём,
На полянке дом найдём.

Дети садятся на стулья. Логопед показывает изображение лесного домика.

2. Развитие фонематического слуха.

Развитие чувства ритма, слухового внимания, памяти. Упражнение «Постучи, как я».

– Кто ждёт нас в домике? Чтобы узнать, надо постучать, как я.

Дети по очереди воспроизводят ритмический рисунок, стуча в деревянные ложки.

Логопед достаёт игрушки (Мишку и Машу).

– В домике живёт Мишка. У него часто в гостях бывает Маша. Какой одинаковый согласный звук, вы слышите в их именах – Мишшшка, Машшша? (звук (Ш))

– Мишка узнал, что вы учитесь правильно произносить их любимый с Машей звук и решил пригласить вас в гости, чтобы вместе поиграть со звуком (Ш).

3. Артикуляционная гимнастика с элементами пальчиковой гимнастики.

– Мишка предлагает сначала разбудить язычки, чтобы они старались говорить. Покажем, что мы видим в лесу, а помогать нам будут пальчики:

– В лесу широкие тропинки (упражнение для языка «Лопатка», ладони повернуть тыльной стороной вниз).

– Заяц прыгает с кочки на кочку (упражнение для языка «Качели», кисти рук поочередно поднимать и опускать вверх – вниз).

– Белочка щелкает орешки (упражнение для языка «Лошадка», упражнение с пальчиками «Щелчки»).

– Под деревьями растут грибы (упражнение для языка и пальчиков «Грибок»).

Соберём грибы в корзинку (упражнение для языка «Чашка», упражнение с пальчиками «Лукошко»).

– Спрячемся за деревьями (упражнение для языка «Прятки», упражнения с пальчиками «В кулачок», «Из кулачка»).

4. Произношение изолированного звука (Ш).

– Дует в лесу ветерок, качает ветки деревьев, листочки шелестят (Ш – ш – ш …).

Дети изображают руками, как ветер качает ветки деревьев, и длительно произносят звук (Ш).

5. Анализ артикуляции звука (Ш).

– Что делают губки, зубки, язык, когда мы произносим звук (Ш)? (Губы «Колечком», зубы «Заборчиком» с небольшой щелочкой, язык вверху и похож на «Чашечку».)

6. Характеристика звука (Ш).

– Приготовьте пальчики. Сгибаем их в кулачок и рассказываем о звуке (Ш):

  • Звук (Ш) – согласный или гласный? (согласный);
  • Какая преграда у звука (Ш)? (зубки, язык);
  • Звонкий или глухой? (глухой);
  • Твёрдый или мягкий? (твёрдый);
  • Каким цветом обозначаем? (синим).

– Найдите на доске символ звука (Ш).

Дети показывают цветовое обозначение звука (Ш) (синий кружок с шапочкой).

7. Автоматизация звука (Ш) в слогах.

Слухопроизносительная дифференциация слогов. Работа над силой голоса. Опора на мнемотаблицы «Листья». Координация речи с движением.

– В лесу опадают листья. Как называется такое явление природы? (листопад)

– Листочки падают и шуршат свои слоговые песенки. Послушайте внимательно, какой слог-песенка отличается (опора на мнемотаблицу № 1):

ша – шо – ша – ша (шо)

аш – уш – уш – уш (аш)

– Назовите первый и последний слог:

ша – шо – шу – ши (ша, ши)

шта – шту – шты – што (шта, што)

– Листочки шелестят по-разному. Повторим их песенки (слоговые ряды со сменой ритмического рисунка, опора на мнемотаблицы № 2, 3):

– А теперь поиграем в игру «Тихо – громко наоборот». Если листочки громко шуршат, то вы еле слышно. Если услышите тихий шелест, то вы шуршите громко.

Дети воспроизводят слоговые ряды, изображая руками, как опадают листья и меняют силу голоса:

ша – аша – ша – аша

уш – ушу – уш – ушу

– Соберём осенний букет из листьев. Повторяйте за мной слоговые песенки, постарайтесь не ошибаться и собирайте листики.

Дети воспроизводят ряд слогов. На каждый слог берут осенний листик, составляя из них букет.

8. Развитие фонематического слуха.

Различение правильного и неправильного произношения звука (Ш). Упражнение «Правильно – неправильно».

Пособие «Звуковая мозаика».

– На лесных полянках краснеет кислая ягода. Как она называется? (клюква)

– Выложим узор из ягод. Если услышите правильный звук (Ш) выкладываете красную фишку, если неправильный – зелёную фишку. Напоминаю, что фишки выкладываем слева направо, начиная с верхнего ряда.

Логопед чередует правильное – неправильное произношение звука (Ш) в словах. Дети выкладывают на планшетке узор из фишек.

– Что получилось из фишек красного цвета? (крестик)

9. Автоматизация звука (Ш) в словах.

На предметную картинку со звуком (Ш) наложена елочка. Дети по кусочку изображения называют предмет, нарисованный на картинке, и убирают елочку. Упражнение «Угадай, что за предмет».

– Мишка спрятал в лесу разные предметы. Угадайте, что за елочками?

10. Автоматизация звука (Ш) в предложениях.

– Подумайте, какие вещи могут быть в шкафу у Маши, а какие у Мишки?

Дети выбирают и выкладывают картинки со словами:

– У Маши в шкафу … (шампунь, шапка, катушка, шуба, матрёшка, гуашь).

– У Мишки в шкафу … (клюшка, карандаш, шорты, рубашка, шило, шахматы).

11. Закрепление навыка звукового анализа слов.

Определение места звука (Ш) в словах. Упражнение «Разложи по полочкам».

– Давайте поможем Мишке навести порядок. Разложим вещи в шкафу по полочкам. На верхнюю полочку положим предметы со звуком (Ш) в начале слова. На среднюю полочку предметы со звуком (Ш) в середине слова, а на нижнюю полочку – в конце слова.

Дети определяют место звука (Ш) в слове и раскладывают картинки по полочкам. Затем называют все предметы на каждой полочке, проверяя правильность выполнения задания.

12. Автоматизация звука (Ш) в словах.

Согласование числительных с существительными. Упражнение «Посчитай-ка».

– Маша собрала для Мишки лесное угощенье. Посчитайте, сколько в лукошке шишек и орешек?

Дети достают из лукошка шишки (орешки) и считают:

– Одна шишка, две шишки …

– Один орешек, два орешка …

– Чего больше в лукошке? Чего меньше в лукошке?

13. Физ. минутка.

Упражнение на внимание «Тик-так, Маша, проснись».

– Посмотрите, Маша утомилась и уснула. Мы будем ходить вокруг неё тихо-тихо, чтобы она не проснулась. Но на слова «Маша, проснись», вы должны её разбудить, взяв Машу в руки. Проверим, кто самый внимательный и быстрый из вас.

Тик – так, Маша … спит один час,
Тик – так, Маша … спит два часа,
Тик-так, Маша … спит три часа,
Тик – так, Маша … проснись.

14. Автоматизация звука (Ш) в предложениях.

Развитие мелкой моторики. Упражнение с пальчиками «Человечек».

– У Мишки много друзей. Давайте их найдём.

Дети, изображая пальчиками «идущего человечка», выбирают игрушку со словами:

– Я шла, шла, шла и … (мышонка, лягушку, лошадку, кошку, мартышку, мишутку) нашла.

– Как можно назвать одним словом всех друзей Мишки? (звери, животные)

– Звери хотят поиграть с вами в «Прятки». Посмотрите, они спрятались в мешочек (логопед убирает игрушки в мешок).

Развитие зрительной, тактильной памяти. Упражнение «Кто шумит в мешке?».

Дети на ощупь определяют игрушку и достают её из мешка со словами:

Развитие зрительного внимания, памяти. Упражнение «Кто шалит в мешке?».

Дети закрывают глаза. Логопед убирает в мешок несколько игрушек. Открыв глаза, дети должны определить каких игрушек не стало:

15. Автоматизация звука (Ш) в чистоговорках.

Развитие чёткости дикции, интонационной выразительности.

– Маша и Мишка, мы выучили про вас чистоговорки. Хотите их послушать. (Да, очень). Но сначала ребята соберут чистоговорки.

Мнемотаблицы разрезаны на карточки (рис. № 4). Дети отбирают из перемешанных карточек картинки своей чистоговорки, составляют её и рассказывают (мнемотаблицы № 5,6).

Наша Маша под душем моет шею и уши.

У Мишки шишки, шишки у Мишки.

– А теперь попробуем рассказать чистоговорки от лица Маши и Мишки. Как бы они произнесли их?

Дети проговаривают чистоговорки, изменяя голос (за Машу – высоким голосом, за Мишку – низким голосом).

16. Итог занятия.

– Какой звук вы сегодня произносили чаще всего?

– В какую игру хотели бы поиграть ещё раз?

– Что было трудным для вас?

17. Оценка речевой деятельности детей.

– Вы прекрасно сегодня занимались, правильно произносили звук (Ш).

– Маше и Мишке понравилось с вами играть. Чтобы вы о них не забывали, они приготовили вам сюрпризы со звуком (Ш).

– Сделайте из пальчиков «Лукошко». Мишка положит туда звуки. Вы их соедините и узнаете, чем хотят вас порадовать Маша и Мишка:

Детям дарят воздушные шары.

Использованная литература:

  1. Кодолбенко Е.А. Зашифрованные скороговорки. М., 2011.
  2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация звуков у детей. М., 2007.
  3. Смирнова Л.Н. Мы учим звуки Ш, С. М., 2002.
  4. Школьник Ю.К. Логопедия. М., 2006.

Конспект подгруппового логопедического занятия для закрепления звука [Ш] в словах и предложениях

Цель: «Автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-закрепить навык правильного произношения звука [Ш] в словах и предложениях;
– учить определять место звука [Ш] в слове;
-упражнять в согласовании существительных с числительными;
– формирование навыков распознавания места звука в слове.
Коррекционно-развивающие:
-развитие фонематического слуха;
-совершенствовать развитие артикуляционной моторики и мелкой моторики пальцев рук;
-формирование навыка самоконтроля за собственной речью.
Коррекционно-воспитательные:
-воспитание положительного интереса к занятию;
-воспитывать любознательность, самостоятельность в работе.
Оборудование: кукла Маша, картинный материал: мишка, лягушка, кукушка, петушок, мышка, зайчишка, кошка, матрешка; камешки для счета; наклейки.

Ход занятия
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Нас приглашает в гости Маша. Сегодня у нее особенный день – ее день рождения. Она просит вас познакомить ее со звуком [Ш], научить красиво и правильно его произносить.

2. Артикуляционная гимнастика.
– Ребята, давайте, вместе с Машей выполним упражнения для нашего язычка.
Чашечка
Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.

Вкусное варенье
Любишь ты дружок варенье –
Сделай это упражнение.
Каждый, хоть совсем немножко,
Любит, есть варенье ложкой.

Лошадка
Мы ни сколько не устали,
Язычком мы цокать стали.
Цокать медленно и сильно,
Ты дружок не торопись –
Делай медленно — трудись.
Слышно звонко, как лошадка,
Бьёт копытом по брусчатке.

Маляр
Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.
Белит нёбо кисточка за мазком, мазок.
Сделано немало, кисточка устала.

Часики
Тик-так, тик-так.
Ходят часики вот так.
В одну сторону, в другую
Поиграй в игру такую.

Лопаточка
Язык широкий покажи
И лопатку подержи.

Иголочка
Улыбаюсь: вот шутник –
Узким-узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок.

Заборчик
Зубы ровно мы смыкаем, И заборчик получаем…..
А сейчас раздвинем губы –
Посчитаем наши зубы.

-Очень хорошо, молодцы.

3. Основная часть.
Характеристика звука [Ш].
-Давайте, ей расскажем, что мы знаем об этом звуке.
Звук [Ш] –согласный, твердый, глухой.

4. Произношение звука [Ш] в слогах.
-Маше нравится петь песенки. Давайте вместе с ней споем ее любимые песенки.
Ша-шо-шу-ши
Шо-ши-ша-шу
Шу-шо-ши-ша
Ши-шу-ша-шо

5. Произношение звука [Ш]в словах.
– На свой день рождения Маша пригласила очень много гостей. Внимательно посмотрите на картинки и скажите, кого она пригласила, четко проговаривая звук [Ш] в словах.
(Мишка, лягушка, кукушка, петушок, мышка, зайчишка, кошка, матрешка).
(Дети по очереди берут картинки и произносят слова со звуком [Ш]).

6. Игра « Угощение для друзей».
-Маша приготовила для своих гостей угощение. Выберите только те угощения, где в словах есть звук [Ш].
Шоколадная конфета, грушевый джем, шампиньон

Конспект подгруппового логопедического занятия

для закрепления звука [Ш] в словах и предложениях

Цель : «Автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях».

Задачи :

Коррекционно-образовательные :

-закрепить навык правильного произношения звука [Ш] в словах и предложениях;

– учить определять место звука [Ш] в слове ;

-упражнять в согласовании существительных с числительными;

– формирование навыков распознавания места звука в слове.

Коррекционно-развивающие :

-развитие фонематического слуха;

-совершенствовать развитие артикуляционной моторики и мелкой моторики пальцев рук;

-формирование навыка самоконтроля за собственной речью.

Коррекционно-воспитательные :

-воспитание положительного интереса к занятию ;

-воспитывать любознательность, самостоятельность в работе.

Оборудование : кукла Маша, картинный материал: мишка, лягушка, кукушка, петушок, мышка, зайчишка, кошка, матрешка; камешки для счета; наклейки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Нас приглашает в гости Маша. Сегодня у нее особенный день – ее день рождения. Она просит вас познакомить ее со звуком [Ш], научить красиво и правильно его произносить.

2. Артикуляционная гимнастика.

– Ребята, давайте, вместе с Машей выполним упражнения для нашего язычка.

Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.

Вкусное варенье

Любишь ты дружок варенье –

Сделай это упражнение.

Каждый, хоть совсем немножко,

Любит, есть варенье ложкой.

Мы ни сколько не устали,

Язычком мы цокать стали.

Цокать медленно и сильно,

Ты дружок не торопись –

Делай медленно — трудись.

Слышно звонко, как лошадка,

Бьёт копытом по брусчатке.

Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.
Белит нёбо кисточка за мазком, мазок.
Сделано немало, кисточка устала.

Ходят часики вот так.

В одну сторону, в другую

Поиграй в игру такую.

Язык широкий покажи
И лопатку подержи.

Улыбаюсь: вот шутник –
Узким-узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок.

Зубы ровно мы смыкаем, И заборчик получаем…..

А сейчас раздвинем губы –

Посчитаем наши зубы.

-Очень хорошо, молодцы.

3. Основная часть.

Характеристика звука [ Ш ] .

-Давайте, ей расскажем, что мы знаем об этом звуке.

Звук [Ш] –согласный, твердый, глухой.

4. Произношение звука [Ш] в слогах.

-Маше нравится петь песенки. Давайте вместе с ней споем ее любимые песенки.

5. Произношение звука [Ш]в словах.

– На свой день рождения Маша пригласила очень много гостей. Внимательно посмотрите на картинки и скажите, кого она пригласила, четко проговаривая звук [Ш] в словах.

(Мишка, лягушка, кукушка, петушок, мышка, зайчишка, кошка, матрешка).

(Дети по очереди берут картинки и произносят слова со звуком [Ш]).

6. Игра « Угощение для друзей».

-Маша приготовила для своих гостей угощение. Выберите только те угощения, где в словах есть звук [Ш].

Шоколадная конфета, грушевый джем, шампиньоновый суп, шиповниковое варенье.

7. Игра «Посчитай».

– Сосчитайте, сколько камешек нашла Маша. Считайте так, один камешек, два камешка, и т.д.

8. Автоматизация звука [Ш] в предложениях.

– Расскажите, что есть у Маши. Звук [Ш] произносите красиво и правильно.

3) У Маши карандаши.

4)У Маши ромашки.

5) У Маши шахматы.

– Молодцы, вы правильно выполнили все задания!

9. Физкультминутка.

-Машенька устала и хочет немножко отдохнуть. Давайте сделаем упражнения вместе с ней.

Наша Маша потянулась,

Раз нагнулась, два нагнулась.

Руки вытянула и согнула,

И по улице шагнула.

10. Разучивание чистоговорки со звуком [Ш].

– Запомните и проговорите чистоговорку, звук [Ш] произносите красиво и правильно.

Маша шла, шла, шла,

Маша камешек нашла.

11.Итог занятия.

– Над каким звуком работали сегодня на занятии?

– Маше очень понравилось, как вы сегодня занимались и выполняли задания. Она дарит вам наклейки со своим изображением, чтобы вы их приклеили в тетрадь. Каждый ребенок получает наклейку.

Конспект подгруппового занятия: «Автоматизация звука [Ш] изолированно, в слогах, словах и предложениях» в старшей логопедической группе

Конспект подгруппового занятия: «Автоматизация звука [Ш] изолированно, в слогах, словах и предложениях» в старшей логопедической группе.

Цель: автоматизация звука [ш] с использованием здоровьесберегающих технологий.

· Создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.

· Создать условия для закрепления артикуляции и правильного произношения звука; образования относительных прилагательных.

· Закреплять умение находить [ш] в словах.

· Развивать мелкую моторику, речевое дыхание, внимание, мышление, фонематический слух.

· Профилактика нарушения зрения.

Оборудование: презентация к занятию, аудиозапись звука [ш], зеркала, комочки ваты, зубные щётки, схемы для массажа зубной щёткой, песок, колючий мячик, прищепки, су-джоки, массажные колечки, кубик с картинками, шуршащая бумага, салфетки бумажные.

1. Игра приветствие с оздоровительным массажем «Доброе утро!»

1. Доброе утро! (Разводят руки в стороны)

И сегодня весь день

Будет веселее. (Поднимают ручки вверх)

2. Мы погладим лобик,

Будем мы красивыми, (Наклоны головы к правому и левому плечу поочерёдно)

Как в саду цветочки!

3. Разотрём ладошки

А теперь похлопаем

4. Ушки мы теперь потрём

И здоровье сбережём.

Будем все здоровы! (Разводят руки в стороны)

2. Звучит аудиозапись звука шипения змейки.

В.: Ребята, какой интересный звук. Кто может так шипеть? (размышления детей). К нам пожаловала змейка, а зовут её Шуша. Послушайте историю:

3. В.: Проснувшись утром, змейка Шуша решила испечь блинчиков (АГ «Блинчик»).

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

Вспомнила, что у неё есть вкусное варенье (АГ «Вкусное варенье»):

Блин мы ели с наслажденьем –

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

Захотела попить чая из чашечки (АГ «Чашечка»):

Вкусных мы блинов поели,

Выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

В.: А чай в чашечке горячий, давайте подуем на него, остудим. ( Упражнение «Фокус»).

Змейка собралась в гости к своим друзьям, но боится заблудиться в дороге.

4. В.: Ребята, как мы поможем змейке? (отправимся в гости вместе с ней).

Давайте разбудим наши язычки (массаж зубной щёткой с опорой на схемы).

5. В.: Дорога будет долгая и извилистая, проведите пальчиком по песку, покажите наш путь и пошипите ш-ш-ш, как змейка. Только так мы сможем добраться туда и обратно.

6. На экране появляется картинка – домик.

В.: Кто в домике живёт? (предположения детей)

Говорят, он любит мёд,

Ловит рыбу, как мальчишка,

Спит в берлоге в Новый год

Беззаботный, бурый …(мишка)

Ребята, нас встречает Мишка. Давайте научим мишку играть в игру «Повторялки» (кинезиологическое упражнение «Колечко»):

Ша-шо-шу-ше, шо-шу-ше-ши, шу-ше-ши-ша

Аш-ош-уш-эш, ош-уш-эш-ыш, уш-эш-ыш-аш

Он очень гостеприимный хозяин, любит угощать своих друзей (катить колючий мячик по столу к ребёнку):

Каша из пшена, какая? (пшённая)

Варенье из вишни, какое? (вишнёвое)

Компот из груш, какой? (грушевый)

Конфеты из шоколада, какие? (шоколадные)

Хлеб из пшеницы, какой? (пшеничный)

Сок из черешни, какой? (черешневый).

7. В.: Кто в этом домике живёт? (предположения детей)

Хоть и бархатные лапки,

Но зовут меня царапкой.

Мышек ловко я ловлю,

Молоко из блюдца пью.

В.: Нас ждёт в гости кошка Ксюша. Она очень любит играть с разными предметами, предлагает нам поиграть с прищепками (поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги от указательного пальца к мизинцу и обратно, на ударные слоги):

Кусается сильно котёнок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»

В.: С массажными колечками (дети поочерёдно надевают массажные колечки на каждый палец, начиная с большого, одновременно проговаривая стихотворение):

Этот малыш – Илюша,

Этот малыш – Ванюша,

Этот малыш – Алёша,

Этот малыш – Антоша,

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья.

Эта малышка – Танюша,

Эта малышка – Ксюша,

Эта малышка – Маша,

Эта малышка – Даша,

А меньшую зовут Наташа.

У кошки Ксюши есть замечательный кубик, давайте с ним поиграем «Кубик кидай – картинку правильно называй» (дедушка, шуба, кувшин, подушка, шапка, бабушка).

8. В.: К кому мы сейчас придём в гости, вы догадаетесь, если поиграете с су-джоком:

Ша-ша-ша, ползла Шуша неспеша.

Ша-ша-ша, к мышатам-малышам:

К мышонку Паше и мышке Маше.

Их мама мышка напекла пышки.

Ши-ши-ши, вышли пышки хороши.

Ош-ош-ош, очень запах был хорош.

9. В.: Ребята, нас уже заждалась в гости мышка Маша.

Мышка Маша тоже хочет с нами играть в игру «4-ый лишний», если картинка лишняя, она спрячется.

10. В.: Ребята, следите за коршуном только глазками (гимнастика для глаз).

В.: Мышке Маше очень нравится шуршать и она хочет с нами поиграть в игру «Шуршалочки»: если в слове слышите [ш], то пошуршите, как мышки и произнесите звук Ш: лягушка, шмель, кукла, шиповник, лошадь, яблоко, дом, мак, шары, пушка, окно и т. д.

В.: Ребята, придумайте и скажите слово со звуком Ш.

11. Игра «Лабиринт»

В.: Нам пора возвращаться, чтобы помочь змейке вернуться домой, нужно шипеть, пока она ползёт и правильно называть слова.

10. Итог: Какой любимый звук у Змейки? У кого мы побывали в гостях?

Читайте также:
Коррекция лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: