Конспект подгруппового логопедического развлечения

Логопедическое развлечение
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

План-конспект логопедических развлечений для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

Вложение Размер
razvlechenie_dlya_roditeley_i_detey_umniki_i_umnitsy_2.docx 21.93 КБ
Логопедическое развлечение 20.85 КБ
Интелектуальная игра “Колесо знаний” 22.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Алёнка»»

на тему: « Умники и умницы»

для родителей и их детей старшего

г.Советский, 2018 г.

На стене плакат: «Умники и умницы», стол для жюри, столы для команд.

Ведущий: Добрый вечер! Сегодня мы с вами проводим веселые соревнования «Умники и умницы». Умниками, надеюсь, будут наши родители, а дети, конечно, умницы. Для проведения соревнований нам необходимо выбрать жюри. В состав жюри я предлагаю…

Жюри готово, а команды? (ответ)

А как же будут называться наши команды?

  1. Вот вам и первый конкурс «Собрать разрезную картинку». Кто вперед?

I команда собирает картинку «Лиса», соответственно – команда «Лисята»,

II команда собирает картинку «Кошка», соответственно – команда «Котята».

Вот вам талисман вашей команды (игрушки лисы и кошки), родители помогают детям прицепить бейджики.

  1. Игра «Найди картинку с заданным звуком».

Команда «Лисята» выбирает картинки со звуком «С», команда «Котята» – картинки со звуком «Ш». Картинки выставляются на доску.

  1. Конкурс. «Дикие и домашние животные».

Взрослые: Игра «Что забыл нарисовать художник?» Дорисовать, назвать, что вы дорисовали. Например, я дорисовал собачий хвост.

Дети: Игра «Кто где живет?» с использованием интерактивной доски. На экране появляются животные. Назвать детенышей, определить: дикое животное или домашнее.

  1. «Во саду ли, в огороде». В нашем чудесном мешочке находятся овощи и фрукты. Дети на ощупь определяют, что там лежит, достают, говорят, что это: овощ или фрукт и придумывают, что из него приготовят. Например: это капуста, я приготовлю из нее капустный салат.
  2. «Веселая физминутка». Будьте внимательны: в игре должны быть задействованы все участники.
  • изобразить червяка, вылезающего из яблока;
  • изобразить медведя, который осенью укладывается в спячку.

Игра для зрителей.

Пока наши игроки готовятся, а жюри подводит предварительные итоги, мы со зрителями поиграем в игру «Незнайкины стихи».

Печка – свечка… (Приложение 1)

Слово жюри. Предварительные итоги.

  1. «Пословица недаром молвится» (для родителей). Дополнить пословицу.

Не зная броду, … (Приложение 2)

Детям предлагается собрать бусы (на развитие мелкой моторики и логического мышления). Обратите внимание, что бусы нужно собирать в определенном порядке. Образец у вас на доске. Игра «Собери бусы».

  1. Заключительный конкурс «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». (Звучит музыка «В гостях у сказки».)

Мой юный дружок!

Твое детство прекрасно.

И полон твой мир чудесами.

Пусть годы текут непреложно и властно,

Но сказка всегда рядом с нами!

Так пусть вдохновение в сердце родится,

Чтоб дверь в мир чудес нам смогла приоткрыться!

Родители и дети показывают драматизацию сказки.

  • «Колобок»
  • «Теремок»

Игра для зрителей.

Как дружно участники обсуждают свои роли, словно большая дружная семья. А пока участники готовятся, мы со зрителями поиграем в игру «Вся семья вместе, так и душа на месте» (Приложение 3).

Подведение итогов, награждение победителей.

Тает снег, течет ручей,

На ветвях полно врачей.

На поляне весной

Вырос зуб молодой.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

– Там ползет зеленый лук

С длинными усами.

На остров вдруг налетел ураган,

На пальме остался последний баран.

Жучка будку не доела,

Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села.

Прыгал птенчик по дорожке

И клевал большие кошки.

Пословица недаром молвится.

Авось да как–нибудь …. до добра не доведут.

Бог не Тимошка,… видит немножко.

На бога надейся, … а сам не плошай.

Бодливой корове … бог рога не дал.

Большому куску … рот радуется.

Не рой яму другому, … сам в нее попадешь.

В гостях хорошо, … а дома лучше.

В огороде бузина, … а в Киеве дядька.

Какой палец ни укусишь, … всей руке больно.

Либо грудь в крестах, … либо голова в кустах.

Будет день, … будет и пища.

Где говорят деньги, … там молчит совесть.

Глаза боятся, … а руки делают.

Голод не тетка, … пирожка не поднесет.

Ешь пирог с грибами, … а язык держи за зубами.

За одного битого … двух небитых дают.

За морем телушка – полушка, … да рубль – перевоз.

И в пир, и в мир … и в добрые люди.

Любишь кататься, … люби и саночки возить.

Где родился, … там и сгодился.

Вся семья вместе, так и душа на месте

Как по-русски называются родственники?

Кто такой братан? (двоюродный брат)

Кто такой дедич? (прямой наследник деда, например, его сын)

Как называется брат мужа? (деверь)

Кто такая сноха? (жена сына)

Как называется группа живущих вместе родственников? (семья)

Кто такой шурин? (брат жены)

Как называются отец и мать мужа? (свекор, свекровь)

Как называется дочь брата или сестры? (племянница),

Кто такой сестрич? (сын сестры)

Как называются отец и мать жены? (тесть, теща)

Конспект подгруппового логопедического развлечения для детей с ФФНР и ФНР «Путешествие по сказке Гуси-лебеди»

Цели логопедического занятия:

Образовательные: автоматизация звуков Р, Рь, дифференциация звуков Р-РЬ.

Коррекционные: развитие просодической стороны речи, мелкой моторики пальцев рук, фонематического слуха, общей моторики и координации движений, внимания, воображения.

Воспитательные: учить доброте и желанию помочь другим людям, умению работать в подгруппе; повышать интерес к логопедическим занятиям.

План логопедического занятия.

1. Организационный момент, создание проблемной ситуации.

2. Самомассаж «Водичка, водичка…»

3. Развитие мелкой моторики пальцев рук с одновременной дифференциацией Р-Рь в слогах («Пальчики здороваются»).

4. Развитие речевого дыхания «Цветы на поляне».

5. Психогимнастика «Цветок и солнышко».

6. Автоматизация и дифференциация звуков Р и Рь в словах «Рыбаки и рыбки»

7. Развитие фонематического слуха — «Подними карточку!»

8. «Слова – пары» и составление предложений («Яблоня»).

9. Подведение итогов.

Ход логопедического занятия.

1. Детей встречает Алёнушка (учитель-логопед).

Логопед: «Здравствуйте, ребята! Я — Алёнушка. Мне очень нужна ваша помощь! Гуси-лебеди унесли моего братца Иванушку к Бабе Яге. Чтобы его найти, нужно выполнить разные задания и правильно произносить звуки Р и Рь. Поможете мне? (Дети отвечают).

Логопед: « Давайте возьмёмся за руки и отправимся в дальнюю дорожку!»

(Дети под музыку идут за логопедом).

2. Логопед: «На пути нам встретилась река — кисельные берега. Давайте умоемся! (массаж мышц лица и шеи дети делают самостоятельно по отработанной схеме).

Водичка, водичка! Умой моё личико,
Чтобы щёчки алели, чтобы глазки блестели!
Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.
Шейка моя милая, шейка моя хорошая!
Умывайся, умывайся!
Грязь смывайся, грязь смывайся!
Побежала водичка по плечикам, по груди…»

3. Логопед: «Водичка холодная в реке, пальчики у нас замёрзли. Давайте их согреем! Сделаем упражнение «Пальчики здороваются». Правая рука «говорит» твёрдый звук Р, а левая- мягкий Рь. Повторяйте за мной! (Поочерёдно соединять пальцы одной руки с большим пальцем):

/Правая рука/ — /левая рука/

А теперь обратно сделаем с мизинчика:

АР—АРЬ
ОР—ОРЬ
УР—УРЬ
ИР—ИРЬ

Вот и согрелись наши пальчики!

4. Ребята, посмотрите сколько вокруг красивых цветов! Как они хорошо пахнут! (упражнение на дыхание):

Вдох носом, выдох со словами: «Хо-ро-шо…»
Вдох носом, выдох : «Хо-ро-шо пах-нет.»
Вдох носом, выдох : «О-чень хо-ро-шо пах-нет»

5. А сейчас давайте покажем как вырастали эти цветы. Сначала в земле было маленькое семя, а затем из этого семени рос-рос и вырос красивый цветок. Цветок раскрылся и радуется солнышку, подставляет ему свои лепестки (Упражнение выполняется под спокойную музыку. Дети сначала присели, а затем медленно поднимаются. Раскрывают руки в стороны и радуются теплу солнышка. Логопед показывает движения.)

6. Логопед: «Ребята, пора нам в путь за Иванушкой! Смотрите, а вот и мостик через речку. На мостике лежит для нас задание. Давайте я прочитаю: «Через мостик тот пройдёт, кто поймает в реке рыбку и правильно назовёт слово-картинку! Слова с твёрдым звуком Р положите в синюю тарелочку, а с мягким Рь — в зелёную. Баба Яга.» (Дети ловят удочкой рыбку и называют картинку, которая нарисована на рыбке со звуками Р или Рь – д/и «Рыбаки и рыбки»).

7. Логопед: «Молодцы, ребята! Переходите речку по мостику. (Дети идут по узкой дощечке). А теперь возьмитесь за руки и пойдём дальше.(Дети под музыку идут за логопедом). А вот и печка! На печке лежит задание: «Внимательно послушайте стихотворение! Поднимите зелёную карточку, если услышите мягкий Рь, синюю карточку, если услышите твёрдый Р! ( Логопед читает стихотворение или кто-то из ребят).

Вот моя деРевня,
Вот мой дом Родной.
Вот качусь я в санках
По гоРе кРутой .
Вот свеРнули санки
И я на бок – хлоп!
КубаРем качусь я
Под гоРу в сугРоб…»

Логопед: «Ребята, вы замечательно справились с заданием! Нам нужно пройти через лес. Смотрите — следы! Как вы думаете, чьи они? Конечно, медведя. Давайте по ним пойдём и посмотрим куда они нас приведут!

8. Следы медведя привели нас к яблоне. А на яблоне непростые яблочки. На яблочках картинки. Нам нужно найти и собрать слова похожие по звучанию, но одно слово должно быть с твёрдым Р, а второе – с мягким.

Дети сами выбирают пары картинок:

рысь – рис, роза – берёза, рыбы – грибы, руки – брюки, красный – грязный, рожки – серёжки и др.

Ребята, с этим заданием вы справились! А теперь нужно составить предложения с этими парами слов, а главное – правильно произнести в предложениях звуки Р и Рь. (Дети придумывают и произносят предложения, можно шуточные. Например: «В зоопарке живёт рысь, она любит кушать рис.», «В саду растёт роза, а в лесу стоит берёза», « Саша вымыл руки и ему купили брюки..» и др.)»

9. Логопед: «Замечательные предложения у вас получились! Яблоня дала нам своё волшебное яблочко. Куда яблочко покатиться ,туда нам и надо идти. (Логопед катит по полу маленький красный мячик). Ребята, пойдём за яблочком! А вот и избушка Бабы-Яги. Кто это там в окошко смотрит? Да это же Иванушка! (Достаёт игрушку — Иванушку из окна). Спасибо, ребята, что справились со всеми заданиями и помогли мне найти Иванушку! Вот вам от меня угощения! (Раздаёт детям конфеты или что-нибудь другое).

До свиданья! Побежим мы с братцем домой, пока родители с ярмарки не вернулись! А вам пора в группу возвращаться. Дорогу вам покажет волшебное яблочко (Логопед катит мячик по полу).» Дети уходят.

Юминова Екатерина Николаевна,
учитель-логопед,
МБОУ «ЦПМСС», г. Пермь

Конспект подгруппового логопедического развлечения

Разработала: учитель – логопед Сергеева Елена Андреевна

МБДОУ “Детский сад №42” г. Псков

Цель: закрепить умение употреблять существительные в родительном падеже единственного и множественного числа.

Задачи:

а) образовательные:

  • активизация, обогащение и закрепление словаря по теме «Транспорт»;
  • совершенствование умения подбирать слова-антонимы;
  • совершенствование умения употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • обучение полным ответам на вопросы.

б) коррекционно-развивающие:

  • развитие мышления (обобщения, классификации);
  • развитие зрительного и речеслухового внимания;
  • развитие мимической мускулатуры;
  • развитие ориентировки в пространстве;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • развитие длительного целенаправленного речевого выдоха.

в) воспитательные:

  • воспитание активности и инициативности;
  • воспитание умения работать в коллективе;
  • воспитание навыков сотрудничества.

Оборудование: кепка, двусторонние предметные картинки с изображением транспортных средств, аудиозапись «Песенка друзей», капелька, облачко, дорога, мольберт, стол, магнитная доска, ламинированные предметные картинки с недостающими деталями, контейнеры с водой, лодочки из бумаги, наклейки, «подзорные» трубочки из картона (по количеству детей), сумка.

I. Орг. момент.

Логопед заходит в группу, на его голове кепка, на плече сумка.

Логопед: Ребята, вы хотите вместе со мной отправиться в путешествие?

Логопед: Тогда я приглашаю вас в путешествие, а на чем мы поедем, вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.

II. Основная часть.

1. «Скажи наоборот»

Логопед: Чтобы ехать на автобусе, нужно заплатить за проезд – сказать наоборот.

Логопед: Наш автобус маленький или…

Логопед: Наш автобус медленный или…

Логопед: Наш автобус короткий или…

Логопед: Наш автобус узкий или…

Логопед: Наш автобус грязный или…

Логопед: Ну вот, мы можем отправляться. Занимайте места в автобусе. Кто вы теперь?

Логопед встает вперед «держит руль», дети встают за ним по одному. Логопед включает «Песенку друзей»

2. Мимические упражнения. Упражнения на ориентировку в пространстве.

Посмотрите вправо. Солнышко ярко светит. Зажмурьте крепко глазки. Посмотрите влево, там нам улыбаются прохожие — улыбнитесь и вы им.

3. «Один – много».

Логопед останавливается с детьми около доски, на которой находятся предметные картинки с изображением транспорта.

Логопед: Приехали! Выходите из автобуса. Вот и первая остановка: «Музей» Логопед предлагает детям присесть на стульчики.

Логопед: Посмотрите, сколько здесь разных картинок. Назовите их (дети называют по одной картинке).

Дети: самолет – много самолетов, поезд – много поездов, автобус – много автобусов, велосипед – много велосипедов, лодка – много лодок, грузовик – много грузовиков.

Логопед: Назовите все эти предметы одним словом.

4. «Чего не стало?»

Логопед: Давайте узнаем, кто из вас самый внимательный. Внимательно посмотрите на эти картинки. Я спрячу одну из них, а вы скажите – чего не стало?

Логопед просит детей закрыть глаза (прячет картинку, затем дети открывают глаза и отвечают на вопрос).

Дети: Не стало самолета, не стало лодки, не стало поезда.

5. «Какой это транспорт?»

Логопед помещает на доску капельку, облачко и дорогу.

Логопед: Вспомните, какой бывает транспорт?

Дети: воздушный, наземный, водный.

Логопед: Возьмите по одной картинке со стола и найдите ей место: если это воздушный транспорт, то поместите картинку к облаку, если водный – к капельке, если наземный – к дороге.

Логопед складывает картинки с транспортом в свою сумку.

Логопед: Прежде чем ехать дальше давайте разомнем пальчики.

6. Пальчиковая гимнастика.

Едем-едем мы домой (делают «крышу» из пальчиков)

На автобусе с тобой, (сжимают-разжимают кулачки)

Въехали на горку: хлоп. (сжимают-разжимают кулачки, хлопают в ладоши)

Колесо спустилось: стоп. (сжимают-разжимают кулачки, хлопают в ладоши)

Логопед: Молодцы, едем дальше.

7. «Чего не хватает?»

Логопед с детьми останавливаются у мольберта с ламинированными картинками.

Логопед: Кажется, у нашего автобуса лопнуло колесо. А вот и мастерская перед нами, в ней ремонтируют транспорт. Чего здесь много? (достает из сумки по одной картинке и показывает детям).

Дети отвечают по одному: здесь много автобусов, лодок, велосипедов, грузовиков, самолетов, поездов.

Логопед: Пока у нашего автобуса меняют колесо, предлагаю помочь мастеру – найти, чего не хватает у транспорта.

Каждый ребенок дает по одному ответу и дорисовывает маркером недостающую деталь.

Логопед: Автобус без чего?

Ребенок: Автобус без колеса

Логопед: Самолет без чего?

Ребенок: Самолет без крыла

Логопед: Грузовик без чего?

Ребенок: Грузовик без кузова

Логопед: Лодка без чего?

Ребенок: Лодка без носа

Логопед: Велосипед без чего?

Ребенок: Велосипед без руля

Логопед: Поезд без чего?

Ребенок: Поезд без вагона

Логопед: Пока вы помогали мастеру, нам поменяли колесо. Едем дальше. Занимайте свои места.

Едут под песенку.

8. Дыхательная гимнастика.

Логопед с детьми останавливаются около столов, на которых стоят контейнеры с водой, а в них плавают лодки. Рядом с контейнерами лежат «подзорные» трубочки.

Логопед: Остановка «Берег». Выходите из автобуса.

Логопед: Много чего вы видите?

Дети: Много лодок

Логопед: Лодки стоят у берега и никак не могут отплыть – ветра нет. Давайте поможем лодкам и сделаем ветерок. Вдохните через носики, вытяните губы вперед, дуйте плавно, щеки не надувайте.

Логопед: Какие вы молодцы, помогли лодкам

9. «Большой – маленький»

Логопед: А теперь представьте, что вы плывете в этих лодках, берег далеко и предметы, которые находятся далеко, кажутся маленькими. Что поможет нам увидеть предметы, которые находятся на берегу?

Дети: Подзорная труба

Логопед: Правильно. Возьмите по одной подзорной трубе (синие – для мальчиков, красные – для девочек) и посмотрите в нее. Я буду называть большой транспорт, который ездит по берегу, летает по воздуху, ходит по воде, а вы называйте такой же, но маленький.

Логопед: в небе летит самолет

Логопед: По дороге едет автобус

Логопед: По берегу едет велосипед

Логопед: По рельсам едет поезд

Логопед: По воде плывет лодка

Логопед: По дороге едет грузовик

Логопед: Весело с вами путешествовать, но пора возвращаться в детский сад. Занимайте свои места.

Едут под песенку.

III. Итог.

Логопед: Вот мы и приехали. Что мы сегодня делали? На чем мы ездили?

Что вы видели? Вам понравилось путешествие? Спасибо вам за интересное путешествие, возьмите эти билеты на следующее путешествие (логопед дарит детям наклейки).

Подгрупповое логопедическое занятие с использованием проблемной ситуации «Путешествие в зоопарк» для детей 6-7 лет

Подгрупповое логопедическое занятие с использованием проблемной ситуации

Тема: «Путешествие в зоопарк»

Автоматизация звука [р]

уточнение артикуляции и произношения звука [р] ;

автоматизация звука изолированно, в слогах, словах;

расширение словарного запаса;

формирование образа буквы с использованием конструирования;

обучение детей правильному образованию в речи существительных единственного и множественного числа.

развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

развитие навыков звукового анализа и фонематического слуха;

развитие слоговой структуры слова;

развитие ориентации (игра «Голова, живот, ноги»)

воспитывать интерес к занятиям, доброжелательность, желание помогать.

Оборудование: зеркала; карточки (артикуляционные упражнения); карточки с изображением животных; карточки с окошками «Домики животных»; пособие для дыхательных упражнений «Деревце дыхания»; шишки; мяч; планшеты с резинками; волшебная палочка; игрушки: мартышка, тигр, кенгуру и др.

Ход занятия

Добрый день, я рада видеть вас на занятии. Послушайте внимательно стихотворение которое я прочитаю.
(логопед читает стихотворение, выделяя звук [Р])

Ранним утром кое-как,
Роет нору хмурый рак.
Рак бы рад её не рыть,
Но ведь где-то надо жить.
Работать раку неохота,
Не радует его работа.

Какой звук в этом стихотворении я произносила чаще?

Проблемная ситуация

Сегодня утром я получила письмо от зверей из зоопарка (показать письмо). Они пишут, что злой крокодил съел букву в табличках с их названиями, и они, а также посетители не могут узнать, где и чьи клетки. Ребята давайте вспомним, в какой сказке злой крокодил съел солнышко? (дети вспоминают сказку и рассказывают). Что же нам делать? ( дети предлагают помочь животным и отыскать букву и звук) Давайте, поможем животным и отыщем этот звук и букву. Какой звук съел злой крокодил, вы узнаете, когда я вам прочитаю стихотворение. Но сначала подумайте и скажите, в зоопарке живут дикие, или домашние животные? (дикие)

Сегодня мы будем помогать животным и упражняться в правильном произнесении звука [р]. Сейчас мы с вами выполним задания и отправимся в путешествие

Анализ артикуляции звука и его характеристика

Как мы произносим звук [р]?
(дети перед зеркалом произносит звук [р] и рассказывает его артикуляционный уклад.
губы в широкой улыбке ,
язычок поднят вверх и дрожит,
горлышко работает,
воздушная струя сильная и тёплая.)
Дайте характеристику звука [р].

Согласный, твёрдый, звонкий.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика

Перед тем как отправиться на поиски звука, давайте потренируем наши пальчики и язычок и выполним некоторые задания

Шишки, мы в руках катаем

Пальцы дружно укрепляем (упражнение « пальчики здороваются»)

Раз, два, три, четыре, пять

Будем снова мы катать.

В руку шишку ты возьми,

На ладошку положи.

Покрути и поверти, (дети 3 раза растирают ладони с вытянутыми пальцами)

Каждый пальчик разотри .

Пальцы будут сильными,

сильными, красивыми (дети заканчивают работу).

Молодцы, хорошо ребята.

А теперь будет тренироваться наш язычок

«Сказка о Весёлом Язычке»

Жил-был Язычок. Проснувшись рано утром, он отправился на прогулку и встретил лягушку.

Упр. «Лягушка»

Подражаем мы лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам.

Понаблюдал Язычок за лягушкой и пошёл дальше. Видит, гриб растет большой белый, язычок решил его маме отнести.

Пошел язычок дальше и видит, лошадка детей катает. Сел Язычок на лошадку и тоже поскакал.

Упр. «Лошадка»

Язычком пощёлкай громко,

Стук копыт услышишь звонкий.

Спрыгнул Язычок с лошадки и побежал на качелях покачаться.

На качелях я качаюсь

Вверх на крышу поднимаюсь

А потом спускаюсь вниз.

Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка.

Я – индюк «балды- балда».

Разбегайтесь, кто – куда

Испугался язычок и побежал домой. А дома мама испекла блинов. Поел Язычок блинов.

и решил чаю выпить.

Упр. «Чашечка»

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

Попил Язычок чаю из своей красивой чашки и пошёл спать. А перед сном он пошёл умываться и чистить зубки. Давай и мы с тобой почистим наши верхние зубки, а теперь нижние зубки.

Упр. «Чистим зубки»

Зубки нужно чистить дважды: каждое утро и вечер каждый

Дыхательная гимнастика

( дети подходят к пособию «Деревце дыхания»)

Ребята полюбуйтесь на наше красивое дерево, посмотрите какие красивые цветы, а если мы на них подуем, то они будут танцевать. Давайте мы с вами поиграем, представьте, что подул сильный ветер и цветы на деревце начали летать, быстро-быстро, а сейчас ветер утихает, и наши цветы медленно качаются.

Ты подуй на мой цветок!

Чтоб летел как мотылек…»

«Ветер северный подул – «С-с-с»,

Все листья с липы сдул…

Полетели, закружились и на землю опустились.»

Развитие фонематического слуха

Игра «Поймай звук»

Хлопните в ладоши когда услышите звук [р]
а) на уровне ряда звуков:
Р Р Н Г Р З Р Р Р В Р Д Р Ж М Р Р Р
б) на уровне ряда слогов:
РА – ЛО – ПО – РУ – МЫ – ОР – ВА – РА – РЫ – КО – РУ – АР
в) на уровне слов:
арбуз, окно, кефир, комар, небо, ранец, батон, ракета, робот, стакан, крот, топор, дом, пожар.

Вот ребята мы с вами добрались до зоопарка (на столе лежат картинки с изображением животных )

Игра «Отгадай слово»
Сейчас я покажу таблички, в которых крокодил съел буквы и звук пропал, а вы внимательно рассмотрите их и догадайтесь, какая же эта буква. Напишите буквы и произносите слова правильно. (ребята выполняют задание)

Ба_сук, тиг_, ма тышка, кенгу_у, ак, носо ог, во обей, _ысь, ст аус, панте а.

Молодцы ребята справились с заданием, помогли животным и посетителям зоопарка.

Работа над слоговой структурой слов

Игра «Рассели животных по их жилищам»

Теперь осталось расселить животных по жилищам. Прохлопаем в ладоши количество слогов в каждом слове (названии животных) и ты узнаешь, кто в каком домике живет. (количество окошек в домике совпадает с количеством слогов в слове ( названии животных ) Вот посмотрите, это домики животных сколько в них окошечек, столько и слогов в слове – названии животного ( дети хлопают в ладоши, считая слоги и расселяют животных в жилища).

Молодцы ребята! Теперь нам с животными (показать игрушки: тигр, верблюд, кенгуру, мартышка и др.) можно поиграть в веселые игры . У меня есть вот такая вот волшебная палочка, если я коснусь вас, вы сможете превратиться в птицу или в животное.

Произнесение изолированного звука [р]

Игра «Раз, два, отвернись в животных и птицу превратись»

Изобрази, как дятел стучит по дереву

Изобрази сердитого тигра и покажи, как грозно он рычит

Изобрази, как мурлычет ласковая кошечка

(Мур-р-р-р)
Раз, два, отвернись снова в ребят превратись.

Игра «Один – много» (с мячом)

А вы любите играть в мяч, давайте поиграем. Я бросаю вам мяч и называю одно животное, а вы бросаете мяч мне и называете много животных: зубр- зубры, тигр -…, рысь -…, крот -…, верблюд -…, крокодил -…, носорог -…, жираф -…, барсук -…, пантера -…, гепард -…

Автоматизация звука в слогах и словах

Игра «Повторялки»
Попугай живущий в зоопарке очень любит играть в «Повторялки». Давай и мы с тобой поиграем в такую игру.
РА РА РА – РА РА РА РА – РО – РУ – РЫ
РО РО РО – РО РО РО РО – РУ – РЫ – РА
РУ РУ РУ – РУ РУ РУ РУ – РЫ – РА – РО
РЫ РЫ РЫ – РЫ РЫ РЫ РЫ – РА – РО – РУ

А еще попугай любит чистоговорки, и он нам расскажет историю про крота, а вы повторите

Ра-Ра Ра – роет крот нору с утра.

Ро-ро-ро – у крота свое метро.

Ру-ру-ру – любит крот свою нору.

Ры-ры-ры – крот пророет две норы .

Звуковой анализ слова (начало, середина, конец)

Игра «Голова, живот, ноги»
Я называю слова со звуком [Р], а вы указываете на часть тела, в зависимости от местоположения звука ( голова – слово начинается на данный звук; живот- звук в середине слова; ноги- звук находится в конце слова.
Зуб р (ноги ) , ба р сук (живот ), панте р а (живот ), кенгу р у (живот ),черепаха (живот), р ыба- меч ( голова) , жи р аф (живот ), к р окодил (живот), р ысь (голова), к р от (живот ), тиг р (ноги), ма р тышка (живот).

Работа с планшетами

Ребята, а теперь с помощью резинок сделаем букву Р. И еще раз вспомним, что звуки мы слышим и произносим, а буквы мы пишем, рисуем и даже можем сконструировать. Заключение

А теперь я прикоснусь к вам волшебной палочкой и мы с вами опять окажемся в детском саду. Молодцы, ребята вы постарались и помогли животным, и в знак благодарности они передали вам угощение. ( педагог раздает детям конфеты)

Логопедический праздник для детей старшей группы: «В гости к звукам»

Логопедический праздник «Красавица-осень» для учащихся 1-ых классов

Логопедический праздник «Красавица-осень» пояснительная записка

Современная школа ставит своей целью формирование духовно богатой, активной личности и предусматривает в качестве одной из задач владение языком, как средством общения в различных сферах жизнедеятельности. Указанную задачу нельзя решить без своевременного и адекватного возрастным особенностям школьников формирования различных речевых умений, позволяющих детям осуществлять доступную своему возрасту учебную, общественно-полезную, трудовую и иную деятельность. К сожалению, процесс формирования речи не у всех детей протекает успешно. Наличие у школьников даже слабо выраженных нарушений речи может стать серьёзным препятствием в усвоении программного материала. К тому же, детей — речевиков со множеством проблем в устной и письменной речи редко берут на выступления и конкурсы, где необходимо демонстрировать свои коммуникативные умения. Среди одноклассников такие дети редко пользуются популярностью. Такая ситуация «неуспеха» приводит к тому, что одни дети становятся замкнутыми и пассивными, другие — проявляют негативизм и агрессию. Поэтому работа над коррекцией речи школьников является необходимым условием для успешного развития и обучения детей, их социализации. Одним из вариантов такой работы является проведение внеклассных мероприятий учителем — логопедом. Именно мероприятия способны создать ситуацию «успеха» для детей, помочь формированию положительных эмоций, веры в себя, свои силы и возможности. На логопедических праздниках учащиеся работают не только над формированием коммуникативно — речевых умений, но и раскрывают свои творческие способности, что в свою очередь благоприятно сказывается на развитии личности учеников. Кроме того, эмоциональный материал, разнообразные формы и приёмы работы поддерживают интерес к речи и занятиям в целом.

Цели: развивать речь; актуализировать и пополнять словарь детей по лексической теме «Осень»; содействовать развитию инициативы, творчества учащихся; способствовать проявлению индивидуальности каждого ученика; воспитывать у учащихся умение работать в команде, коммуникативные навыки; формировать интерес к логопедическим занятиям через использование внеурочной деятельности. Участники: учащиеся 1 класса, посещающие логопункт, учитель-логопед. На праздник приглашаются родители, классные руководители 1-ых классов. Предварительная подготовка: учащиеся заучивают стихи, загадки; собирают листья для украшения кабинета, приносят надувные шары; раздают напечатанные пригласительные родителям и классным руководителям; разучивают песни. Оформление, оборудование, инвентарь: классная доска оформлена разнообразными листьями (берёзовыми, кленовыми, тополиными, дубовыми, каштановыми), надувными шарами; две корзинки для овощей; рисунки овощей (лук, морковь, капуста, кабачок, помидор, огурец, баклажан, свёкла, горох, чеснок, перец, редис), грибов (подберёзовик, опёнок, маслёнок, рыжик, мухомор, поганка; презентация «Осенние зарисовки», автор Болдырева Е.В.; конверты с буквами: в 1- ж, и, к, ы, р, во 2 – п, ё, к, о, н, о; песня «Осень наступила», слова: С. Насауленко, музыка: С. Насауленко. фонограмма (минус) песни «Осень постучалась к нам», слова: Т.Прописнова, музыка: И.Смирнова. Список литературы:

1. Классные классные дела: Методические разработки воспитательных дел в классе/ Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. Вып.2.- М.: ТЦ Сфера, 2004. 2. Энциклопедия – школьнику. Для любознательных детей раннего возраста/ Сост. Г.П. Яковенко, Н.Г. Яковенко. Киев, 1994. 3. Развитие связной речи/ В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Москва, 2001.
План проведения праздника:
1. Организационный момент. 2. Чтение стихов об осени. 3. Беседа об осени. 4. Отгадывание загадок. 5. Работа в командах: эстафета, конкурсы, игры, пантомима. 6. Итог праздника. Ход праздника Примечание: участники праздника входят в кабинет под звучание песни «Осень наступила», слова: С. Насауленко, музыка: С. Насауленко, рассаживаются по местам. I. Ведущая: Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса. Люблю я пышное природы увяданье В багрец и золото одетые леса. -Ребята, вы догадались о каком времени года пойдёт речь на сегодняшнем празднике? Ученики: — Об осени. II. — Правильно. За окошком настоящая осень. Она может быть разной : весёлой, яркой и нарядной; а может быть серой, грустной, с тихим плачем мелкого дождя, с караванами улетающих птиц. Давайте послушаем отрывки из стихотворений об осени и постараемся проникнуться красотой описанной природы. Примечание: во время чтения стихов демонстрируется презентация «Осенние зарисовки». 1 ученик: Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день. Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась. (А.С. Пушкин) 2 ученик: Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой пестрою стеной Стоит над светлою поляной. (И. Бунин) 3 ученик: Сегодня так светло кругом, Такое мертвое молчанье В лесу и в синей вышине, Что можно в этой тишине Расслышать листика шуршанье. (И.Бунин) 4 ученик: Туча небо кроет, Солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит… Зашумели воды Быстрого ручья, Птички улетели В теплые края… (А. Плещеев) Ведущая: -Давайте назовём как можно больше слов-признаков к слову осень. Осень какая? Ученики: — Красивая, разноцветная, грустная, пышная, унылая, дождливая, серая, золотая, прекрасная, замечательная, расписная, очаровательная, неповторимая, весёлая и т.д. Ведущая:- Молодцы ребята, как много разных слов вы придумали и все они характеризуют осень. Давно ли вы были в лесу? Давайте отправимся в лес и понаблюдаем за опадающими листьями. (Ведущая обращает внимание детей на осенние листья, прикреплённые к доске.) Посмотрите, какими красками раскрасила их осень, такого разнообразия нет больше ни в одном времени года. Назовите эти цвета. Ученики: — Жёлтый, красный, зелёный, коричневый, бордовый. Ведущая: — С каких же деревьев опали эти листья? (с дуба, клёна, берёзы, тополя, каштана и т.д.) — Давайте подберём листьям правильные названия: у дуба листья — … (дубовые), у клёна — … (кленовые), у берёзы — … (берёзовые), у тополя — … (тополиные), у липы — … (липовые), у каштана — … (каштановые) и т.д. IV. Ведущая: — Осень радует нас не только своими красками, но и другими дарами. Будем отгадывать загадки, которые вы приготовили. (Ученики отгадывают загадки об овощах.) Ученики: 1. И зелен, и густ на грядке вырос куст. Покопай немножко: под кустом… (картошка) 2. Рос под солнцем и дождем, тяжелея с каждым днем. Повалился на бочок толстый, нежный… (кабачок) 3. Лето целое старалась, одевалась, одевалась. Завила одежки густо. Как зовут ее? (капуста) 4. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (морковь) 5. Сидит дед, в шубу одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает. (лук) 6. Перед нами на грядке – зеленые кустистые ветки, А на веточках – красные круглые детки. (помидоры) 7. Летом все на грядке свежие, зеленые, А зимою в бочке – крепкие, соленые. (огурцы) 8. Словно братья в домике, все живут в одном стручке. Говорит червяк: «Неплох, этот сладенький… (горох)». Ведущая: -О каких же дарах осени мы сейчас говорили? (Об овощах.) V. — Пришло время отдохнуть и подвигаться. Проведём эстафету «Собери корзинку!» (Учащиеся делятся на две команды: «Дождевички» и «Листопаднички». Каждая команда получает корзинку для овощей. Вырезанные из картона овощи помещаются на два стула в одном конце кабинета, а команды выстраиваются в колонны в другом конце кабинета, корзины ставятся возле первых игроков. По сигналу ведущей первые игроки команд бегут к стулу, берут свой овощ , возвращаются к команде, бросают овощ в корзинку. Потом бегут вторые игроки. И т. д. пока не кончатся все овощи на стульях. Побеждает самая быстрая команда. — А теперь следующее задание для команд: составьте рассказ-описание какого-нибудь овоща, не называя его. План рассказа таков: 1- вкус; 2- цвет; 3- форма; 4- какие блюда из него готовят. (Ученики работают в команде, составляют свой рассказ-описание, а учащиеся противоположной команды угадывают название.) Ведущая: — Есть у осени еще один подарок для нас – лесные грибы. Кто из вас пробовал искать в лесу грибы? А какие грибы вы знаете? Все ли из них можно собирать для еды? (Ответы школьников.) -Проведём конкурс на знание грибов «Собери словечко». Команды получают конверт с буквами, из которых нужно сложить слово-название гриба. Побеждает команда, выполнившая задание быстрее. (Буквы в первом конверте: ж и к ы р . Во втором конверте: п ё к о н о.)- Ребята, давайте ещё раз повторим названия грибов и соберём в наше лукошко только съедобные грибы. (На доске прикреплены картинки разных грибов. Учащиеся снимают и кладут в лукошко только картинки съедобных грибов, называя их вслух.) Ведущая: -Задремали лес, поляны, На луга легли туманы. Спит и пчелка и жучок, Замолчал в лесу сверчок. — Ребята, тихо стало в лесу. Как вы думаете, почему? (Ответы детей) — Правильно, уже не слышно жужжания насекомых и птичьего гомона в лесу. Куда же все подевались? (Ответы детей) -Давайте вспомним названия птиц, которые осенью покидают наши края и отправляются в тёплые страны. Назовите перелётных птиц. (Ответы детей). А какие птицы остаются с нами зимовать? (Ответы детей). -Поиграем в игру «Доскажи словечко» и вспомним названия птенцов: у аиста- … (аистята), у журавля- … (журавлята), у скворца — … (скворчата), у снегиря — … (снегирята), у вороны — … (воронята), у галки — … (галчата), у голубя — … (голубята), у стрижа — … (стрижата). Ведущая: — А теперь вспомним, какие особенности есть у птиц. У аиста длинные ноги, значит, он какой? … (длинноногий). У цапли длинный клюв, она … (длинноклювая). У трясогузки длинный хвост, она … (длиннохвостая). Ласточка любит тепло, она … (теплолюбивая). У стрижа острые крылья, он … (острокрылый). У соловья звонкий голос, он … (звонкоголосый) и др. — Совсем скоро придут настоящие холода, давайте не будем забывать про наших пернатых друзей. Ученик: -Птиц не будем забывать, Им придется зимовать. Пищи надо им так мало. Ты подвесь кусочек сала! Крошки, зёрна припаси, Птичек ты зимой спаси! Ведущая: -Не будем забывать и о животных, ведь в их жизни осенью тоже происходят изменения. Какие? (Ответы учеников.) -Сейчас мы с вами будем перевоплощаться, как настоящие актёры. Изобразим при помощи пантомимы различных животных. Каждая команда решит, кого будет изображать. А остальные постараются угадать это животное. VI. Ведущая: — Вот и подошёл к концу наш праздник осени. Вам понравилось, ребята? (Ответы детей.) -Что было особенно интересным? — Я тоже думаю, что праздник у нас получился замечательный! Вы были активны, внимательны, находчивы; вы отлично читали стихи и выполняли задания. Я предлагаю подготовить и провести следующий праздник – праздник зимы. Вы со мной согласны? (Ответы детей). — А в заключении сегодняшнего мероприятия давайте все вместе споём песню «Осень постучалась к нам.» (Дети выходят к доске для исполнения песни, держа в руках осенние листья.) -До свидания! Встретимся на логопедических занятиях! Приложение Осень наступила Слова: С. Насауленко, музыка: С. Насауленко Осень, осень наступила, Листья осыпаются. Солнца нет и потемнело, Дождик начинается. Припев: Кап-кап на дорожки, Кап-кап на ладошки. Дождик землю поливай, С нами поиграй. Паучки, жучки и мошки Прячутся, скрываются, И в далекую дорогу Птички собираются. Припев. Кап-кап на дорожки, Кап-кап на ладошки. Дождик землю поливай, С нами поиграй. Осень постучалась к нам Слова: Т.Прописнова, музыка: И.Смирнова Осень постучалась к нам золотым дождем, И с, увы, не ласковым солнечным лучом. Затянул печальную песню листопад, И под эту песенку, засыпает сад. А рябина-ягода, словно огонек Согревает, радует пасмурный денек В лужицах, как лодочки листики кружат Серые, холодные, тучи вдаль спешат. Птицы песни звонкие больше не поют. В стаи собираются и летят на юг. Вечерами тихими дождик моросит, Песню колыбельную, по стеклу стучит.

Конспект познавательно-игрового занятия для детей старшей группы. Волшебница вода

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки:
*В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.

*Она и в озере, она и в лужице,
она снежинкою над нами кружится,
она и в чайнике у нас кипит
она и в реченьке бежит. ( вода)
Дети: вода
Воспитатель: Правильно и сегодня мы поговорим о воде. Давайте вспомним из наших опытов какими свойствами обладает вода. Я вам даю капельку, а вы будете передавать ее друг другу и называть свойство воды( прозрачная, без запаха, без вкуса, без цвета, не имеет формы, жидкая)
Воспитатель: А теперь я вас приглашаю в наш видео зал совершить увлекательное путешествие в мир воды в природе ( показ презентации
« Волшебница вода» в сопровождении стихотворения « Вы слыхали о воде?»)
Игра « Где живет вода» с мячом
Воспитатель: Поиграем в игру « Где живет вода», я вам бросаю мяч, а вы должны мне сказать где есть вода в природе.
Молодцы, отлично все справились!
Воспитатель: Ребята, когда мы с вами проводили опыты понравилось вам быть учеными? Тогда я вам предлагаю снова посетить наш научно-исследовательский институт «Почемучки» и провести новые опыты по исследованию воды, ее свойств. Ведь только о ней мы сегодня и говорим. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
быть аккуратными
не спешить
внимательно слушать
не толкаться
Опыт №1: Способность воды отражать предметы
Воспитатель: Приглашаю вас подойти к моему столу. Скажите, что на нем стоит?( таз с водой)
– Давайте по очереди заглянем в него. Что вы там увидели?( свое отражение)
– А где еще можно увидеть свое отражение( в зеркале, в речке)
– Значит вода может отражать предметы, как зеркало. Давайте подуем на воду и заглянем в нее. Увидели ли вы теперь свое отражение(очень плохо, оно размыто)
Вывод: когда вода спокойная, она может отражать предметы, как зеркало, а когда не спокойна, то отражение воды нечеткое и размытое.
Опыт №2: Давайте подойдем к следующему столу. Что лежит в ванночках? (лед)
Возьмите в руки по льдинке, что происходит со льдом? (тает)
Вывод: лед-это тоже вода, лед-это твердое состояние воды.
Опыт №3: проводит воспитатель( на столе термос с кипятком и зеркало)
Дети находятся на 0,5 м от стола.
Воспитатель: возьмем термос с горячей водой, откроем его и посмотрим, что происходит( из горлышка выходит пар), чтобы лучше было видно поставим зеркальце.
Мы видим, что паринки, когда их становится много, опять превращаются в воду. Вывод: пар-это тоже вода. Такое состояние воды называется парообразным.
Игра «Лед-пар-вода»
Воспитатель: давайте поиграем, я буду рассказывать о состоянии воды, а вы должны назвать его и показать.
Лед растает, и тогда будет из него. (вода)- дети «плавают»
Если сильный-сильный жар, из водички будет. (пар)-дети изображают
пар движением рук, поднимают руки вверх и вращают кистями, произносят(ф-ф-ф)
– Если пар вдруг охладится, превратится пар в ….(водицу)- дети «плавают»
– Если холод вдруг придет из водицы будет. (лед) -дети сжимают кулачки, прижимают руки к груди, съеживаются.
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? А как вы думаете вода путешествует? Я вам сейчас расскажу сказку про капельку и какое путешествие она совершает в природе.
Рассказ воспитателя с использованием панно « Путешествие капельки»
-Одна веселая капелька жила с подружками в море. Но вот однажды выглянуло
жаркое солнышко и стало своими лучами нагревать воду. От такой жары капелька воды с подружками стала превращаться в пар и подниматься все выше и выше. Капелек собралось много и они протянули друг к другу руки, превращаясь в легкое облачко. Вдруг прилетел ветер — озорник и подул на облачко. Оно соединилось с другими облачками, и превратились они в большую тучу. Эта туча закрыло солнышко, стало прохладно и капли пара стали остывать. И когда они остыли, снова превратились в капельки воды. Из тучки пошел сильный дождик, наша знакомая капелька снова попала в свой дом-море.
Вот какое сказочное путешествие совершила наша капелька. Оно называется круговорот воды(движение по кругу) повторите, как называется путешествие?
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня говорили? Какие моменты вам понравились и запомнились? Почему? Предлагаю вам пройти в творческую мастерскую и нарисовать, то что вам запомнилось и понравилось. Вы можете выбрать средства для рисования по желанию.
Под тихую музыку воды дети рисуют.

Цикл занятий о воде “Вода и её Свойства”
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Цикл занятий о воде “Вода и её свойства”

Скачать:

Вложение Размер
tsikl_zanyatiy_o_vode.docx 27.73 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл занятий о воде в старшей группе.

«Вода и её свойства»

Цель: расширение и уточнение представлений детей о природном явлении – вода.

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим «Знакомство с водой»

Цель : Познакомить детей с водой и некоторых её свойствах.

Задачи Расширять знания детей о назначении воды в нашей жизни, её свойствах(жидкая, , не имеет формы, прозрачная). Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; развивать умственные операции : сравнение, обобщение, способность анализировать; активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать; Воспитывать бережное отношение к воде.

1. Ребята, отгадайте загадку:

Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли –
Жить нельзя нам без .
(Воды)

Молодцы ребята вы правы это вода. Все растения и животные без воды гибнут .

Хотите еще узнать о воде? Слушайте.

Мир воды – большой. На земле много воды (показываю глобус) . Вода в океанах, в морях, реках, озерах, в болотах, ручейках и в облаках, это дождевые капли и снежинки. Ученые нашли воду даже в камне…., в каждом растении, в животном и даже в человеке! Тело человека состоит в среднем на 70% из воды. Без воды не могут вырасти и выжить растения, животные тоже не выживут, если пить не будет. И человек не сможет выжить без воды. Вода всему живому нужна на Земле!

А скажите, мне, пожалуйста, где вы живёте? В доме, правильно. У каждого из Вас есть свой дом. А как вы думайте, где у нас в группе живёт водичка? Пойдёмте в умывальную комнату и посмотрим. Почему её не видно? Она в кране. А что надо сделать, чтобы из крана полилась вода? Оля, открой кран. Ребята, что сделала Оля? Что льётся из крана? Что будет, если мы закроем кран? Почему нет воды?

2. Какая водичка льётся из крана? (чистая, прозрачная) . Давайте проверим. В стакане мы нальём воду. Какая вода?

Чистая. Давайте положим в неё чёрную бусинку, видим вода прозрачная и через неё видно бусинку. Для чего нужна чиста вода человеку? Для того, что –бы он пил, мылся, стирал бельё, поливал ….

Вода это жидкость её можно налить во что-нибудь. Она течет. Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.

Как вы думаете, что будет с водой, если её налить в кубик? (воспитатель наливает воду в кубик) . Какой вода стала формы? Она приняла форму кубика. Посмотрите, у меня на столе сосуды различной формы с водой и вода принимает их форму. Вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в который её наливают.

Ребята, какие выводы, о воде мы можем сделать? Правильно, вода не имеет цвета, она прозрачная. Вода жидкая, у воды нет формы, она принимает форму сосуда, ёмкости в которые мы её наливаем.

Дождик скачет по дорожке,
Как мальчишка озорной, (Прыжки)
Громко хлопает в ладоши
И от счастья сам не свой. (Хлопки)
Летний дождь – всегда веселый.
Он как друг хороший всем. (Повороты, руки на поясе)

4. Ребята, а как вы думаете, на Земле много воды?

Конечно, на нашей планете много воды, но это совсем не значит, что ее не надо беречь. Вода к нам в кран попадает из реки. Прежде чем прийти к нам, она проделывает большой путь, если мы не будем закрывать краны, то эта вода по капельке будет просто уходить зря, могут обмелеть реки, тогда моря не получат воду и могут погибнуть животные и рыбы, которые живут в воде.

5. Подведение итогов. Что нового узнали? Что запомнилось?

Конспект занятия по ознакомлению с окружающем в старшей группе

  1. Образовательная:

– Вода – это жидкость;

– вода не имеет цвета;

– не имеет запаха;

– может растворять другие вещества;

– может принимать любую форму;

– развивать навыки проведения лабораторных опытов.

– развивать социальные навыки:

– умение работать в группе

– учитывать мнения партнёров

– прививать бережное отношение к воде.

– активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

  1. Беседы о воде, её роли в жизни человека, животных, растений.
  2. Проведение экспериментов с водой.
  3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
  4. Чтение худ. Литературы,
  5. Наблюдение за водой во время прогулок, экспериментирование с водой и песком.

Материалы для экспериментов.

– прозрачная и не прозрачная пластиковая посуда.

– вещества, которые мы будем растворять в воде (сахар, лимон, краски, чеснок, мыло).

Ход проведения занятия

Воспитатель : Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Гости хотят посмотреть, как мы с вами умеем работать вместе. Я приглашаю вас в нашу детскую лабораторию. Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория? Кто там работает?

Воспитатель: Верно. В лаборатории работают люди, которые занимаются наукой, делают открытия, проводят эксперименты.

Давайте сегодня и мы поработаем учёными. А я буду вам помогать.

Незнайка: здравствуйте ребята, я узнал, что сегодня вы будите проводить опыты. Можно и мне посмотреть?

Дети: Да, конечно, смотри.

Незнайка: Вот здорово, спасибо!

Воспитатель: Послушайте стихотворение загадку, которое подскажет нам, с чем мы будем проводить сегодня опыты:

Говорят она везде!

Вы в пруду её найдёте,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Смею вам я доложить

Без неё нам не прожить.

Воспитатель: Правильно, вода – это жидкость. Она течёт, её можно наливать во что – нибудь. Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой. Вода – самое чудесное и удивительное вещество в природе.

Вот сегодня мы и будем исследовать свойства воды.

Я приглашаю вас к столу.

1 опыт. «Вода – это жидкость».

Возьмите стаканчики с водой, и вылейте немного воды в блюдце. Только лить надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течёт, растекается по блюдцу.

Почему вы смогли вылить воду из стакана? Почему вода растеклась по блюдцу?

Дети: Вода выливается из стакана потому, что она жидкая

Воспитатель: Верно, если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в ручейках, реках, не текла бы из крана. Вода может течь, поэтому её и называют жидкостью.

  1. Опыт. «Вода без цвета»

Воспитатель: Ребята, какого цвета вода?

Дети: Прозрачная, бесцветная.

Воспитатель: Правильно, но она может менять цвет. Возьмите кисточку, обмакнём её в краску, которая стоит у вас на столе, а затем опустите её в блюдце с водой.

Воспитатель: Что произошло?

Дети: Вода стала цветная.

Воспитатель: Видите, вода меняет цвет, в зависимости от того, что в неё добавить.

  1. Опыт. «Вода без вкуса».

Воспитатель: У меня стаканы с простой водой (11 стаканов). Вызвать троих детей. Попробуйте, какая вода на вкус?

Дети: Вода не имеет вкуса.

Воспитатель: А сейчас. я в четыре стакана выдавлю капли лимона. Попробуйте, какой сейчас на вкус стала вода.

Воспитатель: В другие стаканы я опущу сахар. Что с ним стало?

Дети: Он растворился.

Воспитатель: Правильно, теперь попробуйте эту воду. Какой она стала?

Воспитатель: Из этого опыта мы можем сделать вывод, что вода растворяет другие вещества и приобретает их вкус.

  1. Опыт «Вода не имеет запаха».

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам понюхать воду у меня в стакане. Пахнет ли она?

Воспитатель: Я добавлю в воду одно вещество. А вы скажите пахнет ли она теперь и если да, то чем?

Дети: Пахнет. Чесноком.

Воспитатель: Правильно. Мы можем сделать вывод, что вода без запаха, но она приобретает запах того вещества, которое мы к ней добавим.

Ну что Незнайка, понравились тебе наши опыты?

Незнайка: Да. А я тоже знаю один опыт с водой, фокус. Все вы видели шоу мыльных пузырей. А я научу вас их делать самим. У меня есть стакан с водой, мы нальём в него мыло, я его заранее растворил в воде, хорошенько перемешаем трубочками, до образования пены. Опускаем трубочку в пену и аккуратно дуем в неё, получиться мыльный пузырь.

Воспитатель: Как здорово. Получается ,мы узнали ещё об одном свойстве воды, она может принимать разные формы.

Воспитатель: Ребята, что мы сегодня узнали о воде?

Дети: Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить. Вода не имеет цвета, вкуса, запаха, но может приобрести и вкус и цвет и запах, в зависимости от того, какое вещество в неё добавить. А ещё принимает разные формы.

Незнайка: Спасибо вам ребята. А я приготовил вам подарок. Достаёт мыльные пузыри.

Воспитатель: Куликова М. А.

Конспект занятия «Лёд, вода, пар»

Цели и задачи: Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и живых организмов; о свойствах воды (прозрачная, без цвета и запаха, без формы и вкуса, имеет три агрегатных состояния – твердая, жидкая, газообразная – пар); познакомить с круговоротом воды в природе. Знакомить с различными свойствами воды и льда, развивать представления о физических явлениях таяния и замораживания

•развивать умение обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные зависимости в процессе экспериментальной деятельности

•развивать у детей память, внимание, умение соотносить в играх движения со словами

•развивать воображение и логическое мышление, умение входить в образ состояния воды

1.Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами снова поговорим о воде. Мы вспомним, что знаем. Узнаем новое, будем рассуждать, играть.

Когда первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин увидел из космоса землю, он назвал ее «голубой планетой» – Как вы думаете почему? (Ответы детей). – Потому, что большую часть земли занимает вода. Давайте посмотрим на нашу планету. (Показ иллюстрации с изображением земли, вид из космоса.)

Воспитатель: Где в природе мы можем увидеть воду? (река, море, океан, озеро и т.д.) Показ иллюстраций.

Воспитатель: Вода – удивительное вещество, она путешествует по всему Земному шару. А как же это происходит? Давайте с вами в этом разберемся.

2.Воспитатель: А теперь давайте представим, что солнце нагревает воду на поверхности Земли. Как вы думаете, что происходит с водой? Ели сильно нагреть воду, то она превратится в пар. А что же такое пар? Пар – это мельчайшие капельки воды, которые поднимаются вверх и превращаются в кучевые облака (показать иллюстрацию). И вот представьте кучевых облаков становится все больше и больше, они становятся все тяжелее, ниже и темнее, кучевые облака собираются все ближе и ближе друг к другу.

– Что же получится, когда они соберутся вместе? На небе появятся огромные тучи. (показ иллюстраций) Посмотрите. Тучи накопили столько воды, что капли стали такими тяжелыми и большими, уже не могут лететь в воздухе, и они выпадают на землю в виде дождя летом или снега зимой.

– Ребята, но мы же с вами знаем, что вода не может появиться из ни откуда, и уйти в никуда.

– Так что же происходит с водой, когда она прольется дождем на землю?

Ответы детей: – Земля впитает воду.

Воспитатель: – Воду впитывает земля, песок, она проходит через камушки. И долго блуждая подземными путями, вода, выберется на поверхность земли, образуя ручейки.

– А как вы думаете, во что собираются ручейки?

Дети: – Ручейки собираются в реки.

Воспитатель: – Во что впадают реки?

Дети: – Реки впадают в моря.

Воспитатель: – Правильно реки впадают в моря, а моря впадают в океаны. Всё вместе это называется круговорот воды в природе.

Воспитатель: Таков путь воды из моря в облака, из облаков на землю, из земли снова в океан. Вода не исчезает, а только переходит из одного состояния, в другое, она путешествует. (показывает слайд состояния воды).

3. Воспитатель: Ребята, давайте, вспомним какими свойствами обладает вода? (показ слайдов и пояснения)

А). Вода бесцветная, но может менять свой цвет (если в ней что-нибудь растворить, например краску) .

Б). Вода прозрачная. ( в ней видно бусинку)

В). Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить. И ещё она всегда принимает форму той посуды, в которую мы её наливаем.

Г). Вода безвкусная, но может менять свой вкус (если в ней что-нибудь растворить, например сахар, кофе) .

Д). Вода замерзает на морозе и превращается в лед.

4.Давайте подробнее остановимся на замёрзшей воде, льде.

Воспитатель: А что мы знаем про лёд?

Дети перечисляют характеристики льда: твёрдый, холодный, непрозрачный, имеет форму и т.д. Характеристики льда отмечаются на доске так, чтобы характеристики одного свойства были напротив для удобства сравнивания. Например: вода прозрачная, а лед нет, лед твердый, а вода… По ходу работы идёт сравнение: – где сходство, а где – различие. Для демонстрации характеристик воды и льда мы используем прозрачные емкости с водой и льдом, проверяя каждое утверждение. Важно, чтобы прозвучала характеристика льда «скользкий». Если дети ее сами не называют, им можно помочь: «А легко ли лед удержать на ровной ладошке или двумя пальцами. Смотрите, он выпрыгивает из ладошки!»

Возьмите в ладошку льдинку. Что превращает её в воду? (тепло наших рук). А как обратно превратить воду в лёд? Вынести на мороз. Значит, волшебной палочкой в нашем превращении является температура или тепло. Если она высокая, тёплая, то в ладошке – вода. Если низкая, холодная – лёд.

Подведём итог: вода и лед – совсем разные! Лед и вода не одно и то же, они отличаются!

Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях. Когда вода находится в твердом состоянии, то ее молекулы – маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замерзли. Давайте мы встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда.
А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и могут двигаться и менять положение. Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по комнате по кругу и змейкой, как будто ручеек бежит весной.
Когда температура поднимается и становится совсем жарко, то ее молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются – получается пар, как из чайника. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.

7.А скажите мне, пожалуйста, как нужно обращаться с водой, чтобы она не исчезла, а всегда была с нами? (Ответы детей) .

Закрывайте крепче кран,

Чтоб не вытек океан.

Бережливым будь с водой

Хорошенько кран закрой!

Подготовила и провела: Воспитатель ГБОУ Школа № 949 Куликова М.А.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия: Автоматизация звука (Р) в изолированном произношении, в слогах и словах
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: