Конспект подгруппового комбинированного занятия по развитию личности и речи с использованием изотерапии и игротерапии с дошкольниками с ЗПР

Конспект подгруппового комбинированного занятия по развитию личности и речи с использованием изотерапии и игротерапии с дошкольниками с ЗПР

«Морское путешествие»

Цель: коррекция недостатков в личностной и эмоционально — волевой сферах.

1. Развивать стереогнозис и навыки конструктивного праксиса.
2. Развивать зрительную память, наглядно-образное мышление.
3. Закреплять в речи употребление относительных прилагательных.
4. Согласовывать числительное с существительными в родительном падеже.
5. Учить детей производить звуко-буквенный анализ прямых открытых слогов.
6. Развивать графо-моторные навыки.

Оборудование: мешочек с предметами (шишка, карандаш, кубик, машинка, грибок, пуговица); счетные палочки, бусины, кассета с легкой музыкой, игра «Цветочная поляна», кассы с буквами, фишки, рукавички с орнаментом, цветные карандаши, дерево, одежда.

1. Игра «Волшебный мешочек»

а) активизировать внимание детей.
б) развивать стереогнозис.
в) закреплять в речи употребление относительных прилагательных.

Дефектолог: — Ребята давайте поиграем в игру: «Чудесный мешочек». Здесь разные предметы, нужно ощупать и назвать их. (дети выполняют задание)

Дефектолог: — Какое время года наступило? (зима), назовите месяц. Какое время года прошло? (осень), назовите осенние месяцы. А перед осенью, какое время года было? (лето). Давайте вспомним, как хорошо было летом, как вы купались и загорали. Сядем на лодочку и поплывем по морю. Но для начала разомнем наши руки и вспомним стихотворение «Мои умелые руки».

2. Стихотворение «Мои умелые руки» (по методике — «Расскажи стихи руками»)

Мои руки — это волны
Ветер гонит их вперед.
Мои руки — крылья чаек.
Небо их к себе зовет.
Мои руки — рыбки в море.
Плавают туда-сюда.
Мои руки — это крабы.
Разбежались кто куда.

3. Складывание фигуры из палочек «Лодка с парусом»

Дефектолог: — А сейчас выложим из палочек лодочку. Сначала выполню я, а потом вы — по памяти. Будьте внимательны. (педагог выкладывает сначала сам, затем дети по памяти)

а) Развивать умение внимательно слушать, начинать и заканчивать действия по команде педагога.
б) Развивать навыки конструктивного праксиса.
в) Развивать зрительную память, наглядно-образное мышление.

Дефектолог: Мы с вами приплыли на берег, а там много жемчужин. Давайте наденем жемчужины на нитку и получатся жемчужные бусы.

4. Игра «Жемчужные бусы»

а) Развивать игровые навыки
б) Формировать правильный захват тремя основными пальцами.
в) Развивать умения соотносить свои движения со словами стихотворения.

Мы шли, шли, шли,
И жемчужинки нашли.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы искать.

5. Динамическая пауза «Путешествие на разноцветную лужайку»

а) Закреплять основные цвета (красный, синий, зеленый, белый, фиолетовый, желтый).
б) Активизировать словарь признаков.
в) Развивать умение согласовывать свои движения с музыкальным сопровождением.
г) Развивать самостоятельность и умение импровизировать.

Дефектолог: — Ребята, посмотрите какая разноцветная полянка. Подберем по цвету лепестки.
(дети выполняют задание)

Дефектолог: — Я нашла волшебную палочку, она превращает вас в бабочек, стрекоз. Сегодня на лужайке танцы. Если вы услышите тихую музыку, то будете летать медленно, плавно, как бабочки, а если услышите марш, то будете маршировать, как муравьи.

Раз, два, три, повернись –
Бабочкой, муравьем обернись.
(дети играют в игру)

6. Игра «Тихий ветерок»

Дефектолог: — Тут подул ветерок, да так тихо, что его песенку совсем не слышно. Послушайте какую песенку поет ветерок (педагог беззвучно произносит гласные звуки — А, О, У.) Назовите звуки, какие это звуки (гласные, поются, тянутся, обозначаем фишкой красного цвета).

Положите перед собой букву -С-, какие звуки обозначает эта буква — [с,сь]. А сейчас поиграем с буквами. К букве -С- пришла буква -А-, сколько звуков, какой 1, 2 звук, назовите гласный, какой фишкой обозначили (красной), почему? Какой 2-ой звук, какой фишкой его обозначили, почему? (аналогично игра продолжается с буквами О, У).

7. Игра «Чудо-дерево»

а) Учить согласовывать числительное с существительным в родительном падеже.
б) Развитие внимания, зрительной памяти.

Дефектолог: — Волшебная палочка привела нас к «Чуду -дереву».

А у наших ворот
Чудо-дерево растет,
И на ветках зреют в срок
Много платьев и сапог,
Зреют кофты, туфли, брюки,
Подставляйте, дети, руки!

(дети хором считают «плоды» и проговаривают словосочетания (числительное в именительном падеже).

Педагог предлагает закрыть глаза. Он убирает одну картинку. Дети, открыв глаза должны сказать, чего нет на дереве? — на дереве нет трех шуб, двух сапог, одной рукавицы и т.д.).

8. Игра «Рукавички»

Дефектолог: — Ребята, а на дереве для вас подарки — рукавички. Посмотрите, и найдите каждый свою пару. Нужно раскрасить свои рукавицы одинаково. (дети выполняют задание).

Дефектолог: — Ну вот, и закончилось наше путешествие. Нам пора в детский сад. Раз два, три — повернись в детском саду — очутись. Где мы с вами были, на чем плавали, что собирали на берегу, в кого вы превращались, какое дерево нам встретилось на пути, что мы получили от дерева в подарок, и т. д.

Никитина Светлана Юрьевна,
учитель-дефектолог

Конспект подгруппового комбинированного занятия по развитию личности и речи с использованием изотерапии и игротерапии “Морское путешествие”

В последнее время в специальном дошкольном образовании заметно усилился интерес к использованию различных нетрадиционных методов при коррекции с дошкольниками, имеющие различные нарушения в развитии.

Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике. Эффект их применения зависит от умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий. Кроме того, методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее.

Анализ литературы показывает, что использование элементов различных нетрадиционных методов коррекции представляют для педагогов не часть содержания коррекционного воздействия, а дополнительный набор возможностей коррекции нарушений в развитии ребенка.

Читайте также:
Наглядно-информационный материал по лексической теме Семья

Перед собой мы ставили цель — создание условий для развития и коррекции познавательной и личностной сфер дошкольников с проблемами развития в коррекционно-развивающем процессе с использованием нетрадиционных методов обучения.

С этой целью мы ставили следующие задачи:

1. Коррекция недостатков в личностной и эмоциональных сферах:

  • формирование у детей волевых качеств;
  • устранение и предупреждение качеств характера (агрессивность, вспыльчивость, упрямство и др.);
  • формирование навыков общения со взрослыми и сверстниками;
  • коррекция психоэмоциональных нарушений путем использования приемов массажа, пластических этюдов, мимических и релаксационных упражнений.

2. Преодоление недостатков в речевом общении:

  • развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
  • развитие лексико-грамматического строя речи;
  • формирование навыков и умений связного высказывания;
  • формирование первоначального навыка письма и чтения.

3. Формирование психических предпосылок для развития высших психических функций:

  • развитие общей и мелкой моторики;
  • развитие графо-моторных навыков;
  • формирование чувства ритма.

4. Формирование высших психических функций:

  • развитие способностей к концентрации, распределению внимания;
  • развитие зрительной, слуховой и вербальной памяти;
  • развитие творческих способностей: воображения, фантазии.

5. Формирование ведущих видов деятельности:

  • развитие сюжетно-ролевой игры;
  • подготовка к овладению учебными видами деятельности.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много, и эти методы направлены на нормализацию мышечного тонуса и улучшения психоэмоционального состояния детей.

Практический опыт коррекционной работы различными нетрадиционными методами, показывает ее большой эффект в работе с детьми, имеющие различные нарушения в развитии.

Поподробнее остановимся на некоторых из них.

Наиболее распространен в коррекционной работе с дошкольниками — метод воздействия средствами изобразительного искусства (изотерапия — рисование, лепка), который применяется при наличии психосоматических и личностных нарушений (переживаний чувств, одиночества, повышенная тревожность, низкая самооценка).

Применение в работе методами средств изобразительного искусства с дошкольниками позволяет получить положительные результаты:

  • создаются благоприятные условия для развития замкнутых детей;
  • оказывается влияния на осознание ребенком своих переживаний, уверенности в себе за счет признания ценности продукта, созданного ребенком.

На занятиях мы читаем детям художественные произведения, учим слушать, понимать тексты и эмоционально откликаться на воображаемые события.

Стараемся создавать условия для эмоционального и творческого самовыражения посредством создания художественного образа. Формируем оценочное отношение к результату и добиваемся речевой активности детей.

Реализовать эти задачи помогает проведение занятий, типа «Домик для лесовичков», а также другие занятия, которые стимулируют развитие навыков совместной коллективной деятельности («Волшебное дерево», «Разноцветная мастерская»).

По ходу занятий необходимо развивать дружеские взаимоотношения, чувство доверия к товарищам по группе, а также активизировать творческое мышление детей, вызывать у них интерес к совместному творчеству.

Занятие-игра средствами изобразительного искусства

1) «Домик для лесовичков»

  • сплочение группы и активизация взаимодействия между ее участниками с помощью решения общей проблемы;
  • развивать коммуникативные качества личности: внимание, чуткое отношение к чужим проблемам, стремление заботиться о других;
  • стимулировать речевые комментарии к продукту изобразительной деятельности со стороны детей;
  • развивать мелкую моторику.

Другим видом, дающим положительные результаты в коррекционной работе с дошкольниками, является метод воздействия через восприятие музыки (музыкотерапия). Она применяется для коррекции психоэмоциональных состояний (у детей, имеющих невысокую самооценку, сниженный эмоциональный тонус, проблемы в развитии коммуникативной сферы).

В процессе музыкальных упражнений формируется музыкально-образное мышление, музыкальный слух, поддерживается желание слушать музыку, рассказывать о ней.

На занятиях используем следующие приемы:

  • прослушивание музыкальных произведений;
  • ритмические движения под музыку;
  • сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса;
  • пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение.

Воздействие через восприятие музыки способствует:

  • улучшению общего эмоционального состояния детей;
  • улучшению исполнения качества движений;
  • коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений;
  • стимуляции речевой функции;
  • нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации).

Использование музыки может быть не только этапом коррекционного воздействия, но и мягким, уютным, ненавязчивым фоном любого другого занятия.

Игры-упражнения через восприятие музыки

1. «Музыка и эмоции»

  • учить передавать эмоциональное состояние;
  • развивать образное мышление;
  • развивать слуховое внимание и восприятие;
  • обогащать словарь качественными прилагательными.

Описание: Дети слушают музыкальный отрывок и описывают настроение музыки – «веселая», «грустная», «сердитая», «довольная» и т.д.

2. «Танец игрушек в магазине»

  • снять мышечные зажимы;
  • активизировать творческое мышление и воображение;
  • производить коррекцию застенчивости, робости, негативизма.

Описание: Дети – «игрушки» в магазине. Педагог дотрагивается до «игрушки», она оживает и исполняет свой танец. «Игрушку», исполнившую свой лучший танец, педагог покупает.

3. «Огуречик»

  • развивать чувства темпа и ритма;
  • развивать выразительное интонирование.

Описание: Из детей выбирается «Ловишка», садится на стул. Остальные дети продвигаются к «Ловишке», грозят пальцем,проговаривают стихи. Затем «Ловищка» догоняет детей.

Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы и психомоторики дошкольников с нарушениями развития осуществляется в таком методе, как метод коррекции с использованием танцевальных движений (кинезитерапия). Она способствует чувству ритма, снижает скованность, напряжение, формирует плавность, пластичность, умение владеть своим телом. Включает в себя — упражнения с элементами танца, коррекционную ритмику, психогимнастику.

Образно-ритмические и танцевально-двигательные упражнения формируют целостность движения детей. Положительный эмоциональный фон создает «ситуацию успеха», благоприятную для формирования личностных качеств, уверенности в себе, активности, инициативы. Шильдер писал: «Между последовательностью мышечных усилий и психическими установками имеется столь тесная связь, что не только психические установки влияют на состояние мышц, но и любая последовательность мышечных сокращений особым образом сказывается на психике. ».

Игры-упражнения с использованием элемента танца

1. «Разминка»

  • закрепить умения детей соотносить предлоги — НА, ПОД, с движениями в процессе игры;
  • снять телесные зажимы;
  • эмоционально сблизить детей.

Описание: Дети двигаются под музыку, держа в руках схемы предлогов — НА, ПОД. Педагог хлопает один раз, дети останавливаются и показывают схему предлога — НА, два раза — схему предлога — ПОД.

2. «Гусеничка»

  • закреплять эмоциональные контакты;
  • стимулировать моторно-эмоциональное выражение;
  • развивать чувства ритма.

Описание: Дети с педагогом встают друг за другом, руки на поясе другого ребенка. Выполняют танцевальные движения. Главное, не выбиться из ритма, не разорвать цепочку.

Читайте также:
Конспект совместной деятельности детей младшей группы и родителей 'Путешествие в зимний лес'

3. «Поймай-ка»

  • развивать общую моторику;
  • развивать интонированное произношение стихотворения;
  • развивать чувство ритма.

Описание: Дети стоят в кругу, один в центре — он «Зайка». За кругом стоит «охотник». Дети проговаривают стихотворение:

Скачет зайка маленький
Около заваленки.
Быстро скачет зайка,
Ты его поймай-ка.

Ребенок «Зайка» скачет между детьми, ребенок «Охотник» догоняет его по следу.

Коррекционная ритмика широко используется на занятиях при коррекции психомоторного развития, чувства ритма. Она осуществляется на занятиях в виде ритмических игр, дыхательной гимнастики, воспроизведением заданого ритма. Для детей наиболее важным являются тренировка наблюдательности и развитие чувства ритма, темпа и времени, мыслительных способностей и фантазии.

Упражнения с использованием коррекционной ритмики

1. «Я движенья покажу, а что значит – не скажу»

Цель: развивать у детей зрительное и слуховое внимание.

Описание: Дети имитируют действия: умывание, игра с мяч, укачивание куклы.

2. «Конь»

Цель: развивать у детей чувство ритма.

Описание: Дети по тексту стихотворения выполняют движения — бьют ногой по полу, кивают головой, пружинят ногами, машут рукой.

В коррекционной работе с дошкольниками с нарушениями в развитии используется психогимнастика. Она включает в себя комплекс упражнений, игр, этюдов, целью которых является сохранение психического здоровья ребенка с проблемами или коррекция психоэмоциональных и моторных нарушений у детей. На занятиях дошкольники обучаются элементам техники выражения эмоций с помощью выразительных движений тела, навыкам релаксации.

Упражнения с использованием психогимнастики

  1. «Сьешь кислый лимон» (морщат нос);
  2. «Увидели драчуна» (нахмурили брови);
  3. «Увидели красивый цветок» (улыбнулись);
  4. «Толстячки-худышки» (надувать и втягивать щеки);
  5. «Посмотрите, что в кастрюле?» (повернуть голову вправо-влево, произнести звуки — А, Э).

На занятиях учитывается как физическое, так и эмоциональное состояние детей; с целью его регуляции упражнения сочетаются с минирелаксационными упражнениями.

Упражнения с использованием минирелаксации

1. «Сон на траве»

Цель: научить детей снимать накопившуюся усталость и напряжение.

Описание: Дети под спокойную музыку закрывают глаза, раслабляются и слушают педагога.

2) «Кулачок»

  • помочь осознать эффективные формы поведения;
  • учить детей мышечной релаксации.

Описание: Детям предлагается сжать кулачки, подержать какое-то время, а затем раскрыть и расслабить их. Педагог объясняет, что когда злишься, то становишься похожим на кулачок, а когда весело — то тело расслаблено, нам хорошо.

В группе с детьми с ЗПР используем дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой. Особенно эффективны эти упражнения для детей с синдромом дефецита внимания и гиперактивности (СДВГ). Гимнастику мы включаем в коррекционные занятия, а также в режимные моменты. Упражнения активно включают в работу все части тела, и повышает общую физиологическую реакцию всего организма.

При развитии ручного праксиса, мы используем:

  • игры с пальчиками, сопровождающиеся стихами и потешками;
  • специальные упражнения без речевого сопровождения;
  • игры и действия с игрушками и предметами: раскладывание пуговиц, зерен; нанизывание бус, колечек на нитку, игры с мозайкой.

Среди многочисленных заданий занимают игры с мячом. Мы используем комплекс «Разминка», в который входят элементы массажа. Этот комплекс мы проводим в начале каждого занятия.

Работая в этом направлении, сделали следующие выводы:

  • игры с мячом помогают разнообразить виды деятельности на коррекционном занятии;
  • развивают крупную и мелкую моторику, ориентировку в пространстве;
  • помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи;
  • развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что важно для гипервозбудимых детей.

На следующем этапе работа направлена на развитии эмоционально-эстетических, нравственных качеств личности, это осуществляется с помощью метода воздействия через образ, театрализацию (имаготерапия), который мы проводим с помощью куклы. Детям показываются кукольные представления, просмотр и обсуждение которых способствует анализировать свои поступки и поступки других. На занятиях знакомим детей с эмоциями человека, которые учат распознавать разницу между чувствами и поступками, позволяют учить детей распознавать эмоциональные состояния по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации).

Игры с куклами (пальчиковые, перчаточные) активизируют воображение и увлекают ребенка. В то же время она является для него психически безопасным видом деятельности. Кроме того, педагог получает возможность взаимодействия с ребенком посредством куклы, особенно с замкнутыми, стеснительными детьми, испытывающими трудности в общении.

С помощью куклы осуществляется коррекционная работа по преодолению страхов, агрессивности, негативных черт характера. В занятия включаются игры и различные сценки-этюды.

Сценки-этюды на преодоление выражение страха, агрессивного поведения

1. «Бабка-ежка»

Цель: борьба со страхами и боязнью сказочных персонажей.

Описание: Дети встают в круг, выбирается «Бабка-ежка». Дети раскручивают ее под стихотворение:

Бабка-ежка костяная ножка,
Кашку варила, детей ловила.

«Бабка-ежка» ловит детей и отводит в свою «избушку».

2. «Детский футбол»

  • стимулировать эмоции и выражать их посредством прямого высвобождения;
  • снять мышечное напряжение;
  • добиваться эмоциональной разрядки.

Описание: Дети играют в футбол маленькой подушкой, в игре могут использоваться руки и ноги. Педагог контролирует ход игры.

Поскольку любое занятие есть творчество самого педагога, то мы ограничиваемся 2 выборочными развернутыми планами-конспектами комбинированных занятий по развитию личности и речи с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья (приложение).

В процессе коррекционно-развивающей работы, включающей нетрадиционные методы воздействия, создаются возможности не только для художественного развития, но и создаются благоприятные условия для коррекции речевой, мыслительной сфер ребенка с нарушениями развития, а также формирования предпосылок к учебным видам деятельности.

Конспект коррекционно-развивающего занятия по арт-терапии в средней группе для детей с ЗПР и ОНР. «Звёздный коллаж»

Ирина Селянина
Конспект коррекционно-развивающего занятия по арт-терапии в средней группе для детей с ЗПР и ОНР. «Звёздный коллаж»

Звёздный коллаж“.

(техника пластилинография)

1. Способствовать сплочению детского коллектива.

2. Формировать у детей доверие к окружающим.

3. Развивать у детей умение сотрудничать.

4. Способствовать развитию взаимопонимания между детьми.

5. Способствовать формированию адекватной самооценки у детей.

Читайте также:
Задания логопеда по лексической теме Грибы

6. Снятие мышечного и эмоционального напряжения.

7. Способствовать самовыражению ребенка.

8. Развитие крупной и мелкой моторики.

Коррекционно-развивающие :

развитие слухового и зрительного внимания и восприятия.

-развитие речи и обогащение словаря: ракета, космонавт, скафандр.

-развитие межполушарного взаимодействия, крупной и мелкой моторики.

Коррекционно-воспитательные:

-воспитание внимательности, наблюдательности.

-тренировка усидчивости и самоконтроля.

-приучение к аккуратности в выполнении каждого задания.

• Игровой (использование сюрпризных моментов) .

• Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей) .

• Поощрение, анализ занятия.

Оборудование: макеты ракеты и летающей тарелки, звёзды, кометы -для оформления космического пространства, мягкие игрушки (лунтик, солнышко, мягкий конструктор, обручи по количеству человек, заготовка для коллажа, заготовки звёзд, пластилин шариками, картинки с изображением Ю. Гагарина и собачек Белки и Стрелки, диск с музыкальным сопровождением.

Ход занятия

Каждый в группе должен знать,

Поздороваться со всеми

И здоровья пожелать.

Здравствуйте девочки….(здравствуйте)

Мальчики, здравствуйте. (здравствуйте)

Взрослые, здравствуйте. (здравствуйте

Ритуал начала занятия

Вышли мы с ребятками погулять, погулять.

Вышли мы с ребятками поиграть, поиграть.

Кто же с нами встанет в круг?

Солнышко- наш верный друг! (появляется солнышко – игрушка)

Солнце встало из-за тучки,

Мы протянем к солнцу ручки,

И погреем их немножко

И похлопаем в ладошки

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

(Раздаётся звук полета летающей тарелки и звук падения)

– что случилось? Заглядываю за шторку, а там Лунтик испуганный и удивлённый.

Я – добрый Лунтик.

На Луне когда-то я родился.

Случайно, чудом на Земле

Здесь так красиво, хорошо

И столько неизвестного!

Я здесь друзей себе нашел

И много интересного.

– Я совершал полет на летающей тарелке и хотел посмотреть над какой планетой мы пролетаем и вдруг выпал и оказался вот здесь…

Как теперь мне попасть домой? Ведь летающая тарелка теперь улетела.

Восп. ребята, где же дом Лунтика? (на луне)

Где находится луна? (в космосе) Луна – спутник нашей планеты -Земля

Вы хотите помочь ему вернуться домой? (да)

Вы знаете кто первым полетел в космос и благополучно вернулся на землю? (собачки Белка и стрелка)

А кто из людей первым смог это сделать? (Юрий Гагарин)

В небе звезды ярко светят

Словно бусинки блестят,

Наш Гагарин – знают дети

Раньше всех людей на свете

Побывал у звезд в гостях.

Тайны космоса, звёзд, планет притягивают человека с давних времён. А кто-нибудь из вас мечтает побывать в космосе?

-Если в космос вы хотите,

Значит, скоро полетите.

Самым смелым будет наш –

Весёлый, дружный экипаж

И сегодня у нас необычный денёк

В космос с тобой полетим мы, дружок!

Много заданий нас ждут впереди.

С ними со всеми справимся мы!

Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.

Им – им – им, на ракете полетим.

Ды – ды – ды, долетим мы до Луны.

Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.

-Раз мы собираемся в полёт, –

Строить надо звездолёт

И отправимся в полет

(строят из кубиков ракету)

Чтобы ракета наша была крепкой зашнуруем обшивку корабля “ Обшивка корабля”- шнуровка.

Затем раскладываем обручи вокруг ракеты – это кресла космонавтов. Но на кресло можно попасть открыв замок.

Проводится игра «Подбери ключ» дети открывают замки и занимают места в креслах.

Нам нужно выбрать капитана экипажа, который будет управлять ракетой –

его мы выберем по результатам игры:

Чтоб ракетой управлять,

Нужно сильным, смелым стать.

Слабых в космос не берут, –

Ведь полёт – не лёгкий труд!

Будем мы тренироваться,

Будем силы набираться.

Артикуляционная гимнастика «Моторы»

Приготовились к полету,

К запуску моторов.

Глубоко воздух вдыхаем,

С силой ветер выдыхаем…

Кончик языка тотчас

Завибрировал у нас- р-р-р…

подвижная игра «Ждут нас быстрые ракеты»

По залу разложены обручи-ракеты. Обручей на один меньше чем количество детей.

Ждут нас быстрые ракеты

Для полёта на планеты.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

(с началом звучания музыки дети совершают полёт вокруг обручей, с остановкой музыки занимают места в обручах и так до последнего игрока –

по итогам игры выбирается капитан экипажа)

Гимнастика для глаз

Чтобы зоркость не терять, нужно глазками вращать

Нарисуем большой круг и посмотрим всё вокруг

Глазки влево, глазки вправо, вверх и вниз и всё сначала.

Быстро-быстро поморгай, потом глазкам отдых дай.

Треугольник, круг, квадрат – нарисуем мы подряд.

Нужно глазки открывать, чудо чтоб не прозевать

Мы сейчас все космонавты,

Как Гагарин,как Титов

Экипаж ракеты нашей

В космос вылететь готов.

И сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки в низ.

Раз, два, три – потянись

Вот летит ракета ввысь.

Мы стартовали в космос. Космос – это бесконечное пространство, в котором много звёзд. Самая ближайшая к нам звезда – это наше Солнце. Вокруг Солнца кружатся планеты, среди которых и наша планета.

– Как называется наша планета (Земля)

Кто нас в космосе встречает? (зведочет)

Он считает звёзды и планеты в космическом пространстве.

– Что мы в космосе встречаем?

Быстро, четко называем.

Какое роскошное диво!

Почти занимая полсвета,

Загадочна, очень красива

Парит над Землёю комета.

Вот мы приближаемся к луне –приготовились к посадке.

Ракета совершает посадку….

Лунтик опять огорчён пока он отсутсвовал – у него дома, на Луне – побывали космические пираты и навели беспорядок. Поможем Лунтику навести порядок.? (да)

Читайте также:
Логопедическая зарядка по теме «Осень. Лес. Деревья. Грибы»

проводится Игра «Кто быстрее соберет космический мусор»

На полу разбросаны скомканные бумажки, мелкие камни.

Вот мы и помогли Лунтику добраться домой. Навели порядок на Луне и теперь пора возвращаться домой.

Наш полет удачно прошёл

Был интересен и полезен он.

А теперь детвора,

На свою планету нам пора.

Игровое упражнение «Звездная карта».

В путь обратный нам пора, (музыка)

Вы готовы, детвора?

Крепко за руки беритесь,

В круг теснее становитесь.

На носки поднимись,

А потом руки вниз.

Раз, два, три подтянись, –

И летит ракета вниз.

И вот в иллюминаторах, друзья,

Шар виден голубой – наша Земля!

А сейчас, друзья, приготовьтесь к посадке.

Не беспокойтесь, все будет в порядке.

Начинаем отсчет:1,2,3,4,5. ПОСАДКА!

Все прошло удачно и гладко!

Здравствуй, родная Земля!

Полет завершен. С возвращеньем, друзья!

Отряд космонавтов показал хорошие знания,

Преодолел все препятствия, выполнил все задания.

Упражнение на релаксацию- отдых на солнце.

Я пускаю теплый лучик

К вам в оконное стекло,

Выплываю из-за тучек –

И становится светло!

Я ведь Солнышко, я грею

Птичек, дерево, ручей.

И нисколько не жалею

Золотых своих лучей!

(Наталья Иванова)

Под музыку Релаксационные упражнения для снятия напряжения

Тише, тише, тишина!

Мы устали – надо спать –

Ляжем тихо отдыхать!

Представьте себе, что солнечный лучик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу.Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Солнечный лучик коснулся (перечислить имена детей)

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем

И повыше поднимаем.

Всем открыть глаза, проснуться.

Вот беда – ребята мы не взяли с собой фотоаппарат и не сможем показать другим детям, что мы видели в космическом пространстве. Я предлагаю вам пройти в нашу мастерскую и изобразить то, что мы видели в космосе.

(создание звёздного коллажа, дети наносят пластилиновые шарики на заготовки звёзд -шарики дети приготовили заранее)

по окончанию работы- дети помещают свои работы на заготовку коллажа и рассказывают при помощи пальчиковой гимнастики, что они изобразили. (опираясь на мнемотаблицу)

Пальчиковая гимнастика «Космонавт»

В темном небе звезды светят,

Космонавт летит в ракете.

(Дети ритмично сжимают и разжимают кулачки).

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит.

(Складывают руки ладошками друг к другу, имитируют полет ракеты).

Видит рощи и поля,

Горы, реки и моря.

(Соединяют пальчики на каждое слово стихотворения).

Видит он весь шар земной,

Шар земной – наш дом родной.

(«Рисуют» руками в воздухе круг. Ритмично хлопают в ладоши).

-Вы настоящие художники, и вам удалось передать красоту космического пространства, в котором светят многочисленные звезды, пролетают мимо планет быстрые кометы, и не спеша, плывут космические корабли.

8. Сюрпризный момент

-Воспитатель: Из космоса вам пришла посылочка от кого же она?

Я привет для вас привез

От далеких ярких звезд.

Темной ночью, очень поздно,

В небе очень-очень звездно.

Светят звездные миры,

Как на елочке шары.

И всегда ночной порой

Звезды шепчутся со мной.

Звезды все наперечет

Знаю, я – (Звездочет)

(Наталья Иванова)

Он предлагает вам выбрать себе на память о полёте звезду. (различные эмоции – ребёнок выбирает ту которая соответствует его настроению)

Лунтик дарит вам сухой завтрак Космостар.

Подарить хочу вам дети,

Желаю вам быстрее подрастать

И всем непременно космонавтами стать.

Что ж, друзья, прощайте

Меня не забывайте.

Молодцы, космонавты, мы справились со всеми трудностями. Узнали о Космосе много интересного. Но много тайн скрывает бесконечный космос. И может кому-нибудь из вас предстоит открыть эти тайны. Понравилось вам путешествие? Что было вам интереснее всего?

Свой полет мы завершили.

Что же нам еще сказать?

Разрешите на прощанье

Всем здоровья пожелать.

Гостям спасибо за внимание,

Им дружно скажем: «До свидания!»

Коллаж в рамках фитодизайна. В последнее время фитодизайн – один из самых модных, продвинутых видов декоративного творчества. Работы флористов при разнообразии сюжетов,.

Продолжаем реализовывать арт-проект «Осень в нашем городе» Краски осени на улице Почтовой Уважаемые коллеги! Мы продолжаем реализацию арт-проекта «Осень в нашем городе». Сегодня я предлагаю вашему.

Занятие по развитию речи с использованием элементов арт-терапии
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Конспект открытого занятия для детей с задержкой психического развития подготовительной группы с использованием элементов арт-терапии.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_s_ispolzovaniem_elementov.doc 37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи с использованием элементов арт-терапии и цветотерапии.

Тема: «Разноцветная страна»

Цель: расширение представлений детей о разных цветах и развитие умения их различать.

– развитие слухового и зрительного внимания;

– формирование умения применять полученные знания на практике;

– развитие фантазии и творческого воображения.

– обучение умению ясно и четко излагать свои мысли, делать выводы и обобщать;

– упражнение в согласовании прилагательных, обозначающих цвет, с существительными в роде и числе, падеже;

– активизация словаря детей по теме;

– закрепление деления слов на слоги;

– обучение детей составлению распространенных предложений.

– воспитание способности внимательно слушать других детей;

– воспитание эстетического отношения к цвету и краскам.

Оборудование и материалы: разноцветные лепестки, мяч, картины и иллюстрации с изображением природы, овощей, фруктов, животных и цветов, конфеты.

– Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Разноцветной стране. Скажите, какие цвета вы знаете? А какой цвет ваш самый любимый? Почему, он вам нравится? (производится выбор разноцветного лепестка, любимого цвета). Посмотрите, из ваших лепестков мы можем составить волшебный цветок, который поможет нам путешествовать по Разноцветной стране. А вы, знаете, зачем нужны разные цвета? (ответы детей) Представьте себе, что на земле исчезли все краски, кроме черной и белой. Какое настроение вызывает черно-белый мир?

2. Погружение в цвет.

«Сказка о том, как появился разноцветный мир»

Давным – давно, жили на земле две феи: фея Тьмы и фея Света, а мир на земле был только белым и черным.

Фея Света озаряла мир чудесным искрящимся светом. Когда же наступала ночь, фея Тьмы укрывала Землю черным одеялом, и все предметы становились черными пречерными.

Так они сменяли друг друга долгие годы. Но в один прекрасный день фея Света решила подарить Земле краски. Взмахнула она волшебным светящимся лучом и предстали перед ней цветные Феечки. Одна феечка была голубой, другая розовой, третья – оранжевой … Фей было много, всех цветов и оттенков.

– Дорогие феечки, – сказала им фея Света, – вам предстоит нелегкая работа: раскрасить Землю и сделать её разноцветной, нарядной и радостной.

Только взмахнула Голубая феечка волшебным лучом, как посыпались на землю голубые искры света – и сразу заголубели васильки и незабудки.

– А как вы думаете, ребята, что еще окрасила Голубая феечка? (ответы детей) Правильно – воду в озерах и реках, и небо над Землей, колокольчики на полях, сделала людям одежду разноцветной и т.д.

Только взмахнула Розовая феечка своим волшебным лучом, и полились на Землю розовые потоки света.

Что окрасила фея в розовый цвет? (ответы детей). Молодцы! Сразу порозовели щечки у ребят, расцвели розы в садах, порозовели облака в утреннем свете. Значит розы какие? Облака какие?

Что окрасила оранжевая фея? (ответы детей). Апельсины, мандарины, абрикосы, оранжевый закат, солнышко в зените. Значит, мандарины какие? …

А зеленая фея? – траву на лугах и полях, листья деревьев, иголки у елей и сосен. Овощи и фрукты. Назовите зеленые овощи – огурец, капуста, горох, салат. Назовите зеленые фрукты – киви, груши, виноград.

Славно потрудились все феи… с той поры преобразилась и расцвела Земля яркими красками, радуя людей пестротой своих роскошных и разноцветных нарядов.

Понравилась вам сказка?

Что интересного вы узнали из этой сказки?

ИГРА. «Соберемся все по цвету»

На полу раскладываются разноцветные круги. Дети под музыку передвигаются по группе. Воспитатель показывает круг определенного цвета и дети должны собраться вокруг кружка аналогичного цвета.

В начале занятия мы с вами выбирали любимый цвет, и у вас есть разноцветные лепестки. Теперь вы становитесь разноцветными феями. Назовите себя. (Я – синяя феечка, я – красная феечка …)

Сейчас, мы узнаем, насколько внимательны наши феечки. Я буду называть разные предметы. Если этот предмет синего цвета, то свой лепесток поднимает синяя феечки, если он красный, то красная. А если предмет бывает разных цветов, то свои кружки могут поднять несколько фей. Например, какого цвета роза? Правильно, она бывает и белой, и красной, и розовой, и желтой.

Апельсин, снег, море, небо, василек, лимон, лиса, вишня, банан, медведь, крот, колокольчик, лес, одуванчик, баклажан, солнце, платье, сирень, огонь, мак, цыпленок, туча, сливы, трава, ворон, заяц.

А сейчас давайте рассмотрим картины природы (демонстрируются иллюстрации с изображением цветов, животных, заката, моря, гор, и т.д.)

Расскажите, дорогие феи, какую работу вы совершили на Земле, что в природе вы окрасили в свой цвет.

Синяя феечка : я окрасила в синий цвет воду, васильки, вечернее небо и т.д.

Какие вы молодцы.

Упражнение «Разноцветный цветок»

Посмотрите на наш волшебный цветок, у него все лепестки разного цвета. Как описать его цвет одним словом, значит этот цветок какой? (разноцветный). Правильно раз-но-цвет-ный. Это очень длинное слово. Давайте его прохлопаем. Теперь протопаем. Сосчитаем сколько в этом слове частей. Произнесите первую часть, вторую, третью, четвертую. А теперь давайте поиграем с этим словом.

Дети перебрасывают друг другу мяч, поочередно называя каждый последующий слог. Слово проговаривается три – четыре раза.

Однажды в разноцветной стране произошло чудо. С неба пошел разноцветный дождь из конфет. Один мальчик взял в рот зеленую конфету, и обнаружил, что она мятная. А другой попробовал красную конфету и она оказалась, как вы думаете какой? (ответы детей) – фруктовой, малиновой, клубничной, и.д. А оранжевая конфета – …, значит она какая …, желтая – …, значит она какая …, а синяя – …, коричневая – …, фиолетовая – ….

Кто бы из вас захотел оказаться в таком месте, где с неба падает разноцветный конфетный дождь? Все? Замечательно. Что-то мне подсказывает, что скоро над нами появится разноцветное конфетное облако. Давайте подготовимся на всякий случай и «помоем руки».

Педагог читает стихотворение М. Яснова «Я мою руки».

Перед началом дети энергично «намыливают руки», разминая ладони и пальцы.

Мыло бывает дети намыливат руки

Синим, соединят подушечки указательных пальцев

Зеленым, соединят подушечки средних пальцев

Оранжевым, соединяют безымянные пальцы

Красным… соединяют мизинцы

Но, не пойму, изображают эмоцию: удивления

Отчего же всегда поднимают вверх брови, округляют глаза

Черно-пречерной приподнимают плечи, разводят руки в стороны

После окончания упражнения расслабляют мышцы тела, свободно опускают руки, слегка нагнув колени и наклонив голову вперед.

Кажется, я слышу шум дождя. Закройте глаза и послушайте. (педагог шуршит конфетными фантиками) Подставьте ладоши под разноцветный дождь из конфет. Педагог кладет в руки ребенка по конфете в разноцветных фантиках. Откройте глаза и скажите, какого цвета конфета попала вам в руки. Попробуем её на вкус. Какая она? (сладкая, вкусная, твердая, ароматная, душистая, кисло-сладкая и т.д.)

5. Подведение итогов. Понравилось вам наше путешествие? Что вам больше всего понравилось? Где мы с вами побывали? Что вы запомнили?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с детьми средней группы, с использованием элементов арт-терапии.

Занятие с элементами арт-терапиии создаёт позитивный настрой, снимает эмоциональное напряжение, развивает у детей 4-5 лет мелкую моторику, тактильное восприятие, умение чувствовать своё дыхание и закр.

Занятие с использованием элементов арт-терапии по мотивам сказки «Репка»

Арт – терапия сказкой.

занятие с использованием элементов арт – терапии “В гости к осьминогам”

в занятии использованы элементы песочной терапии и изотерапии, занятие направлено на создание положительног отношения к себе.

Мастер – класс «Игры с кинетическим песком как средство познавательного и эмоционального развития для детей с ЗПР» (трансляция опыта работы в рамках ГМО для педагогов – психологов «Использование элементов песочной терапии на занятиях психолога ДОУ с деть

Цель:Повышение психолого-педагогической компетентности участников мастер – класса в области использования различных методов работы для детей с ОВЗ в условиях ДОУ. Задачи:1.Знакомство с кинет.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи с использованием элементов песочной терапии “День победы”

Использование песочной терапии активизирует познавательную активность детей, снижает их утомляемость и повышает работоспособность.

Конспект интегрированного подгруппового занятия учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи с использованием элементов песочной терапии

Дети раннего возврата только начинают познавать мир и у них формируются первые понятия о формах и положении предметов, ролевая игра еще не сформировалась, детям свойственно манипулирование с предметам.

Конспект интегрированного подгруппового занятия учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи с использованием элементов песочной терапии

Содержание занятия:Организационный моментБеседа по рассказуЗагадки на военную темуФизкультминутка «Как солдаты»Игра «Путаница»Игра «Один-много»Игра «Скажи, кт.

Подборка игр для дошкольников 5-7 лет по теме «Профессии».

Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных: продавец (кассир), врач, дворник, повар, воспитатель, учитель, почтальон, шофер (водитель), контролер, кондуктор, швея, парикмахер, письма, журнал, пассажир, покупатель, пациент, больница, школа, детский сад, магазин, касса, весы, иголка, градусник (термометр), шпатель, кастрюли, нож, ножницы, иголка, нитки и др.; глаголов: лечить, учить, заниматься, подметать, варить, жарить, готовить, водить, проверять, шить, продавать, посылать, отправлять, получать, доставлять, выписывать, покупать, взвешивать, выбирать, платить; прилагательных: тяжелый, легкий, внимательный, добрый, строгий, вкусный, свежий, почтовый, срочный, ценная, заказное, поздравительная; наречий: вкусно, быстро, внимательно, интересно, красиво.

Домашние задания для детей с ОНР по теме «Профессии»

Тема: «Профессии. Трудовые действия. Инструменты»

1. Вспомни и назови, кем работает человек, который: шьет одежду — ….. (швея,), красит стены — ……, делает прически — …. учит детей — ……., лечит людей — ……, регулирует уличное движение — ………. Назови, одним словом, что ты сейчас перечислил(а)? (профессии). Расскажи, кто по профессии твои мама и папа.

2. Образуй новые слова, ответив на вопрос: Что делает?: • Сшил – что делает? – шьет • Положил – что делает? — ……. (кладет) • Построил – что делает? — …………. • Починил – что делает? — ……….

3. Назови, какие инструменты ты знаешь. (5 – 6 инструментов). Расскажи, что кому нужно: Кастрюля нужна — ………., пила — ……, мука — ……. кисти — ……., ножницы — ……. молоток — …. мастерок — ………, расческа — ……., указка — ……., шприц — .

4. Из чего – какой? Из чугуна – чугунный, из металла — …. из бумаги — …. из стали — …., из резины — , из камня, из серебра, из пластмассы, из золота, из дуба, из шерсти, из хлопка, из шелка, их меха.

5. Что делают: топором, молотком, лопатой, ножницами, иглой, кистью, пилой.

6. Повтори предложение , четко все слова: ВОЛОСЫ ПОДСТРИГАЮТ В ПАРИКМАХЕРСКОЙ. ВОДОПРОВОДЧИК ЧИНИТ ВОДОПРОВОД. МИЛИЦИОНЕР РЕГУЛИРУЕТ ДВИЖЕНИЕ.

7. Составить рассказ о любой профессии.

8. Что делаем инструментами?

Лопатой – копаем ножницами — …… Пилой — ………… иглой — …………. Топором — ……… молотком — …….. Ножом — ……….. граблями — ………

9. Изменить слова по образцу:

Копает – а ты копай. Сажает – а ты сажай Рыхлит — ……(рыхли) рубит – ……. (руби) Пилит — …….. (пили) режет – …….. (режь) Вырезает — ……(вырезай) шьет – ……… (шей) Забивает — …….. (забивай) помогает — …… (помогай)

Тема: «Строительство. Инструменты. Трудовые действия»

1. Расскажи, кто работает на стройке. Назови 4 – 5 профессий людей, принимающих участие в строительстве. (Архитектор, строитель, каменщик, сварщик, кровельщик, маляр, плотник, штукатур, водопроводчик и т.д.) Раздели слова на слоги: ПЛОТНИК, МАЛЯР, ШТУКАТУР, АРХИТЕКТОР.

2. Как называется человек, который: • Кладет стены из камня – каменщик • Кроет крышу — ………… (кровельщик) • Штукатурит стены — ………(штукатур) • Красит стены — ………….. (маляр) • Делает рамы, двери — ………(плотник) • Сваривает металлические конструкции — … (сварщик)

3. Скажи по образцу: • Маляр – маляры • Штукатур – • Архитектор – • Водопроводчик – • Строитель –

4. Посчитай до 5 инструменты, правильно согласовывая слова: Расскажи, что делают этими инструментами.

ЛОПАТА, МОЛОТОК, ПИЛА, ТОПРОР (Лопатой копают землю, топором рубят деревья и т.д.)

Тема: «Транспорт. Профессии на транспорте»

1. Вспомни и назови какой транспорт ты знаешь. (Не менее 4 названий). • Как называется транспорт который перевозит пассажиров? • Как называется транспорт, который перевозит грузы? • Назвать транспорт (ПО 2 ПРИМЕРА):НАЗЕМНЫЙ – …, ВОДНЫЙ – …, ВОЗДУШНЫЙ –

2. Расскажи, кто управляет транспортом: • Машиной управляет водитель. • Поездом — …………(Машинист) • Самолетом — ………(Летчик, пилот) • Кораблем — ………… (Капитан)

3. Ответить на вопросы, используя предлоги: • В гараж машина заезжает, а из гаража…… (ВЫЕЗЖАЕТ) • От дома машина отъезжает, а к дому……. (ПОДЪЕЗЖАЕТ) • По дороге проезжает, а через мост …….. (ПЕРЕЕЗЖАЕТ)

4. Ответить по образцу: • Машина – машины – много машин • Самолет — ……….. – много………. • Автобус — …………………………. • Троллейбус — ……………………… • Грузовик — …………………………

5. Составить рассказ о любом транспорте по схеме. Записать на альбомном листе, нарисовать или приклеить картинку.

Тема: «Почта. Профессия почтальон»

1. Расскажи, кто носит почту по домам? (Почту по домам носит почтальон.) Какую почту разносит почтальон? (Почтальон разносит газеты, журналы, письма, телеграммы). Что нужно написать перед тем, как отправить письмо, посылку или телеграмму?(Нужно написать свой адрес). Что указывают в адресе? (В адресе указывают свой город, улицу, номер дома и номер квартиры). Для чего его надо знать? Назови свой адрес.

2. Скажи со словом «ПОЧТОВЫЙ»: (голубь, карета, самолет, марка, поезд, ящик, сумка) – НАПРИМЕР: ПОЧТОВЫЙ ГОЛУБЬ, ПОЧТОВАЯ МАРКА и т. д.

3. Назови почтовые принадлежности (газета, журнал, письмо, открытка) по образцу:

• Одна газета – две газеты – пять газет

4. Определи количество слогов в словах: ГАЗЕТА, КОНВЕРТ, ПИСЬМО, ПОСЫЛКА.

5. Скажи по образцу: • Почтальон – почтальоны – много почтальонов • Письмо – письма – много ………………….. • Журнал — ……………………………………… • Газета — ……………………………………….. • Посылка — ……………………………………..

Тема: «ПРОФЕССИИ. Повторение»

1. Вспомни и назови 5 любых профессий. Определи количество слогов в словах: ВОДИТЕЛЬ, ВРАЧ, ПРОДАВЕЦ, УЧИТЕЛЬ. Расскажи, что делают люди этих профессий. (Например: Водитель управляет автобусом)

2. «Один — много» • Водитель – водители – много водителей • Врач – врачи – много ………………….. • Продавец — ………………………………. • Художник — ……………………………… • Пожарник — ………………………………. • Маляр — …………………………………..

3. Посчитай до 5, правильно согласовывая слова: ВРАЧ, СТРОИТЕЛЬ, ВОСПИТАТЕЛЬ.

4. Исправь ошибки: • Повар лечит детей. (Нет, повар готовит, а детей лечит врач) • Маляр строит дом. (Нет. Строит дом строитель, а маляр ………………….) • Парикмахер делает прически. (Да, парикмахер делает прически) • Фотограф шьет одежду. • Продавец учит детей. • Фотограф пишет картины.
Автор материала: Кравчук Ирина Анатольевна

Конспект занятия по развитию речи на тему «Профессии»

Конспект логопедического занятия по развитию речи старших дошкольников на тему «Профессии». В данной работе представлены разнообразные приемы работы, направленные на усвоение детьми на активизацию словарного запаса по данной теме, формирование грамматических категорий, связной речи.

Цель: составление описательного рассказа с опорой на схему.

  • Активизировать, уточнить и расширить словарь по данной теме;
  • Учить употреблять в речи существительные в форме творительного падежа;
  • Развивать умение образовывать слова, обозначающие женские профессии с суффиксом –иц-, -ниц-;
  • Познакомить детей с образованием сложных слов, обозначающих профессии;
  • Развивать высшие психические функции;
  • Воспитывать интерес и уважение к людям разных профессий;
  • Развивать наблюдательность и любознательность.
  • Существительные: повар, пожарник, водитель, учитель, воспитатель, врач, художник, полицейский, шприц, градусник, нож, половник; кисточка, краски, свисток, жезл, трубочист, лесоруб, землекоп, пчеловод, рыболов, певица, фокусница, переводчица, учительница, воспитательница, художница, проводница.
  • Глаголы: учить, читать, писать, готовить, варить, жарить, управлять, водить, резать, лечить, делать уколы, мерить температуру, рубить, ловить, стричь, тушить, продавать, рисовать, строить, управлять.

Оборудование: презентация, головные уборы представителей различных профессий, инструменты.

Ход занятия

Логопед: « Здравствуйте, дети. Меня зовут Виктория Константиновна, и сегодня мы с вами отправимся в Город мастеров. Это такое место, где живут веселые и трудолюбивые люди. А что это за люди вы узнаете, если отгадаете мои загадки»:

Загадки про профессии (активизация номинативного словаря)

Скажи, кто так вкусно Готовит щи капустные, Пахучие котлеты, салаты, винегреты, Все завтраки, обеды? (повар)

Встаем мы очень рано, Ведь наша забота всех отвозить по утрам На работу. (водитель)

С огнем бороться мы должны С водою мы напарники. Мы очень людям всем нужны, Ответь скорее, кто же мы? (пожарники)

Кто в дни болезней всех полезней И лечит нас от всех болезней? (врач)

Кто учит детишек писать и читать, Природу любить, стариков уважать? (учитель)

Игра «Кто что делает?» (активизация предикативного словаря)

Логопед: «Молодцы ребята! Жители Города мастеров рады приветствовать вас и хотят узнать, хорошо ли вы разбираетесь в профессиях. Сейчас я буду называть профессию человека, а вы что он умеет делать?»

Повар что умеет?…готовить, варить, жарить; Учитель что умеет?…учить читать, писать; Врач что умеет?…лечить, делать уколы, ставить градусник; Художник что умеет?…рисовать; Пожарный что умеет?…тушить пожар; Строитель что умеет?…строить дома; Продавец что умеет?…продавать товары; Парикмахер что умеет?…стрижет, делает прически; Водитель что умеет?…управлять машиной; Мотоциклист что умеет?…управлять мотоциклом; Летчик что умеет?…управлять самолетом; Полицейский что умеет?…управляет движением машин, защищает людей; Пианист что умеет?…играет на пианино; Гитарист что умеет?…играет на гитаре.

Игра «Кем ты будешь?»

Логопед: «Жители города мастеров предлагают нас самим стать жителями города. Вы согласны? Тогда сейчас мы с вами превратимся в людей разных профессий, но для этого надо закрыть глаза (логопед надевает на детей головные уборы представителей разных профессий). Ребята, открывайте глаза».

На тебе каска строителя, кем ты стал? Строителем. На тебе колпак повара, кем ты стал? Поваром. На тебе шляпа художника, кем ты стал? Художником. На тебе шапочка врача, кем ты стал? Врачом. На тебе фуражка полицейского, кем ты стал? Полицейским.

Игра «Найди инструмент».

Логопед: «Ребята, скажите, все ли у нас для работы или чего не хватает? Конечно, нам не хватает инструментов. Посмотрите, у меня в коробочке лежат инструменты для разных профессий. Сейчас вы по очереди выберите нужный и скажите, чем вы будете работать».

Я буду работать… шприцом, градусником; ножом, половником; кисточкой, красками; свистком, жезлом.

Логопед: «Молодцы, ребята! Теперь вы настоящие жители Города мастеров. Скажите, а чем пользуются в работе люди других профессий? Чем работает парикмахер, продавец, учитель, дворник, портной/швея?»

Логопед: «А теперь ребята, вставайте вкруг. Смотрите и повторяйте за мной движения».

Ну-ка летчики, пилоты, Приготовились к полету. К самолету подошли И по трапу вверх взошли. Начинается полет. Загудел наш самолет. Вверх поднялся, полетел. Летчик вправо посмотрел, Летчик влево посмотрел. Быстро полетел вперед Наш почтовый самолет.

Логопед: «Ребята, посмотрите, жители города просят нас помочь им. Они говорят, что для всех жителей хватило профессий, а как назвать их профессию никто не знает. Давайте им поможем, и придумаем название профессии».

Этот человек рыбу ловит, он кто? Рыболов. А этот лес рубит, кто он? Лесоруб. А этот трубы чистит, он кто? Трубочист. А этот землю копает, он кто? Землекоп. А этот пчел разводит, кто он? Пчеловод.

Спасибо вам, ребята, теперь и у нас есть профессии.

Логопед: «А еще в нашем городе живет много мастериц. Как же нам назвать их профессии?»

Он певец, а она… певица; Он летчик, а она… летчица; Он художник, а она… художница; Он учитель, а она… учительница; Он писатель, а она… писательница; Он воспитатель, а она… воспитательница; Он проводник, а она… проводница; Он переводчик, а она.. переводчица; Он фокусник, а она… фокусница.

Игра «Расскажи о профессии».

Логопед: «А теперь давайте каждый вас расскажет о той профессии, которую он получили в Городе мастеров. А поможет вам вот эта схема».

Дети по очереди составляют описательный рассказ о своей профессии с опорой на план:

  1. Назови профессию.
  2. Чем занимается человек данной профессии?
  3. Чем он работает?
  4. Где он работает?

Логопед: «Наше путешествие подошло к концу. Скажите, вам понравилось в Городе мастеров? Вспомните, а кто там живет?»

Дифференцированная оценка ответов детей.

Беседина Виктория Константиновна, учитель-логопед, ГБДОУ Детский сад № 1238, г. Москва

  1. Конспект фронтального логопедического занятия для заикающихся детей 5-7 лет «Все профессии важны!»
  2. Конспект занятия по развитию связной речи «Домашние птицы»
  3. Конспект занятия на тему Транспорт + Презентация
  4. Конспект интегрированного занятия по развитию связной речи в подготовительной группе ОНР
  5. Конспект подгруппового комбинированного занятия по развитию личности и речи с использованием изотерапии и игротерапии с дошкольниками с ЗПР

(6 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)

Статья:

Цель: Закрепить знания детей о разных профессиях, их значении. Оборудование: конверт, картинки с изображением разных профессий, карточки для дорисовки, фишки, эмблемки с изображением улыбки на каждого ребёнка. Ход занятия Воспитатель: У меня есть необычный конверт, давайте посмотрим, что в нем? Здесь очень много загадок. Отгадаем? С малышами я вожусь, С ними провожу все дни, С ними я хожу гулять. Их укладываю спать, И, конечно же, люблю
Я профессию свою. (Воспитатель) Разгребает снег лопатой, Подметает двор метлой, Догадались ли, ребята, Кто следит за чистотой? (Дворник) Если вьётся пламя, Дым валит столбом, “01” мы наберем, Его на помощь позовем. (Пожарный) Он с утра в столовой нашей Варит суп, компот и кашу. (Повар) Он одет в комбинезон, Ловко красит рамы он, Побелил он потолок, Сделать он ремонт помог. (Маляр) Он вылечит корь, и бронхит, и ангину, Пропишет пилюли и витамины. (Врач) У него товаров горы — Огурцы и помидоры. Кабачки, капуста, мед — Все он людям продает. (Продавец) Мы работаем бригадой, Нам везут песок, бетон. Дружно потрудиться надо, Чтоб построить новый дом. (Cтроители) Феном, щеткой и расческой Ловко сделает прическу. (Парикмахер) Воспитатель: О чём эти отгадки? Как можно одним словом назвать ? Дети: о профессиях. — Молодцы, именно о профессиях мы будем сегодня говорить.

А что такое профессия? (Ответы детей) — Профессия – это труд, которому человек посвящает всю свою жизнь Каждое утро взрослые члены вашей семьи уходят на работу. — Для чего они нужны людям? (Ответы детей) Воспитатель: Теперь поиграем в игру-конкурс “Кто больше назовет профессий”. За ответы дети получают фишки.

Дидактическая игра “Кто лучше расскажет о своей профессии” Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат картинки с изображением людей разных профессий. Вам нужно рассказать о том, что делает человек этой профессии, объяснить, что нужно знать и уметь, чтобы быть хорошим профессионалом. (Рассказы детей ) — Какие вы молодцы, все правильно и интересно рассказали. А я еще одну интересную игру знаю.

Дети выходят на ковер. Воспитатель: Я буду бросать мяч каждому и задавать вопрос, а вы должны мяч поймать и постараться ответить правильно. Готовы? Игра с мячом “Что будет, если … ” (Цель: понимание значимости профессий в жизни людей; рассуждения о последствиях прекращения деятельности людей разных профессий) Что будет, если: — повара перестанут готовить пищу? — врачи перестанут лечить людей? — учителя перестанут учить детей? — строители перестанут строить дома? — все водители откажутся сесть за руль? — дорожная служба перестанет следить за состоянием дорог? Дети отвечают. Физминутка “Кровельщик” (координация речи и движения, развитие общих двигательных навыков)

То не град, то не гром — (Дети встают в круг, изображают удары молотком, тянутся на носочках, подняв руки вверх) Кровельщик на крыше. Бьет он громко молотком — (Изображают удары молотком) Вся округа слышит. (Закрывают уши руками) Он железом кроет дом, (Изображают удары молотком) Чтобы сухо было в нем. (Наклоняются, достают носки руками) Игровое упражнение “Назови, кто это?” — воспитатель называет действия, а дети называют профессию. — Работает на кране Дети: крановщик. работает на экскаваторе — дрессирует зверей — чинит часы — сваривает металлические конструкции — кроет кровлю — бетонирует — играет на барабане — играет на баяне — играет на гитаре — играет на пианино — водит такси — лечит больных- водит трамвай, троллейбус — строит дома — учит детей в школе — воспитывает детей в детском саду — управляет самолетом — чинит водопровод — ухаживает за лесом — ухаживает за садом — выращивает овощи — доит коров- добывает уголь — убирает дворы, улицы — ловит рыбу — выдает книги в библиотеке — разносит почту — готовит пищу- Игра “Правильно дорисуй” (развитие логического мышления, внимания) — Я начала заполнять табличку атрибутами, которые нужны для разных профессий. Но вот до конца так и не смогла заполнить. Надо, чтобы рисунок в окошечках не повторялся. Поможете мне? Дети. Да! Каждый ребенок получает карточку и выполняет задание.

После каждого задания дети получают фишки.

Рефлексия: “Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?”. Строитель нам построит дом, И мы в нем дружно заживем. Костюм нарядный, выходной Искусно нам сошьет портной. Даст книги нам библиотекарь, Хлеб испечет в пекарне пекарь. Учитель выучит всему — Научит грамоте, письму. Письмо доставит почтальон, А повар сварит нам бульон.

Воспитатель: А теперь подсчитаем фишки, у кого больше всех. Победивший получает аплодисменты. И все ребята получают эмблемы с улыбками.

Воспитатель: Ребята, вы знаете много профессий, знаете, чем занимаются люди разных профессий, знаете значение многих, ранее неизвестных слов. И теперь я думаю, когда вы подрастете и дело по душе найдете!

Изотерапия – нетрадиционная форма работы с детьми ЗПР

«Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать.
На бумаге, на асфальте, на стене.
И в трамвае на окне…»

Лепехина Ольга Николаевна
воспитатель
МДОУ «Детский сад№65 «Калинка»
г. Волжский Волгоградской области»

Арт-терапия является наиболее мягким, но эффективным методом работы не только психологов, но конечно же педагогов ДОУ. И так арт-терапию можно интерпретировать как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье ребенка средствами художественной деятельности. Арт-терапия помогает в моей работе, устанавливать взаимоотношения между детьми. В работе с детьми ЗПР мною было выбрано такое направление, как изотерапия.

Почему так необходима изотерапия для детей ЗПР и что это? Прежде чем мы будем отвечать на эти вопросы, сначала перечислим характерные особенности детей с ЗПР.

Характерные особенности детей с ЗПР

  • Снижение работоспособности;
  • Более низкий уровень развития внимания;
  • Отставание в развитии всех психических процессов;
  • Своеобразное поведение больше всего демонстративное;
  • Бедный словарный запас, дефекты в произношении;
  • Незрелость эмоционально-волевой сферы;
  • Ограниченный запас общих сведений и представлений.

Изотерапия– это терапия с использованием методов изобразительного искусства.

При работе с данной терапией ставятся следующие цели:

  • Терапия позволяет эмоционально разгрузится и избавится от отрицательных эмоций, позволяет избежать агрессию со стороны ребенка;
  • Понять душевное состояния ребенка его переживания;
  • Вывести ребенка на контакт;
  • Повышение самооценки;
  • Научить усидчивости, вниманию, терпению и аккуратности.

Занятия проводятся как индивидуально, так и по подгруппам. В своей работе использую:

  • Краски.
  • Карандаши.
  • Фломастеры.
  • Нитки.
  • Крупы.
  • Мелки.
  • Природный материал.
  • Монотопия. Это рисование на гладкой специально предназначенной поверхности. В работе можно использовать доску, плотную пленку, оргстекло и т.д. Используя акварельные краски и гуашь, с последующим отпечатыванием на простую бумагу. Монотопия может быть предметной-это когда складываем лист бумаги пополам, внутри одной из половин рисуем красками. Затем лист проглаживаем и делаем отпечаток, чтоб рисунок получился симетричный.
  • Рисование пальцами, ладошками. Рисование ладошкой и пальцем – представляет некую игру для детей. Это приятная и увлекательная работа с ручками, где оставляют отпечаток на листе бумаги. Эмоциональное состояние детей меняется на протяжении всего занятия.
  • Рисование по мокрому листу. Такой способ позволяет получить легкие, и красивые цвета, где ребенок может узнавать оттенки. Фантазия ребенка позволяет снять стрессовую ситуацию если она возникла. Такой прием использую всегда в работе.
  • Рисование сухими листьями и крупами. В работе используется отпечаток. На лист наносится краска со стороны прожилок и накладывается на чистый лист бумаги. Крупой рисуем- на заданный трафарет мы на носим клей и крупу.
  • Кляксография. Нетрадиционная техника-выдувание трубочкой для создания необыкновенной картинки. Здесь необходима бумага, трубочка, акварель и кисть чтоб можно было дорисовать недостающие детали.

Все занятия по изотерапии позволяют решать педагогические задачи:

  • Воспитательные. Работа строится таким образом, чтобы дети учились и общаться со сверстниками, сопереживать, а также складывались доверительные отношения с педагогом.
  • Коррекционные. Исчезают неадекватные формы поведения, налаживается взаимодействие с детьми.
  • Развивающие. Благодаря приемам изотерапии ребенок переживает успех, самостоятельно справляется с трудной ситуацией.
  • Диагностические. Помогает получить сведения о развитии индивидуальных особенностях ребенка. Это наилучший способ понаблюдать за ними в самостоятельной деятельности. Позволяет заглянуть в внутренний мир ребенка.

Занятия с изотерапии проводим в 4 этапа:

  1. Орг. момент – подготовка детей к работе, а также создание благоприятной атмосферы. Вспоминаем правила поведения на занятии. Проводится беседа на заданную тему.
  2. Продуктивная деятельность.

Представление и разработка изодеятельности.

  1. Обсуждение. Комментарии о проделанной работе и ее результаты.
  2. Подведение итогов. Здесь предполагается выведение детей на положительные эмоции.

Занятия с использованием изотерапевтических приемов изображения детьми ЗПР, не утомляет их, а, наоборот, у детей сохраняется работоспособность на протяжении всего занятия – они становятся активнее и внимательнее. Нетрадиционная техника позволяет осуществлять индивидуальный подход к детям с ЗПР.

Приемы терапии позволяют нормализовать эмоциональное состояние детей группы, развивать коммуникативные навыки, что повышает социальную адаптацию в окружающем мире.

Занятие для детей дошкольного возраста с использованием игротерапии. Конспект

Автор: Болдарева Светлана Александровна, педагог-психолог, воспитатель-методист, Дошкольное образовательное учреждение комбинированного типа №9 «Восход», г.Шахтерск.

Описание:
Методическая разработка будет полезна педагогам дошкольных образовательных учреждений. Занятие содержит разнообразные методы и приемы работы для формирования у дошкольников любви к окружающей среде и чувства ответственности за свои поступки, развития познавательных навыков, психических процессов.

Тема. «Давайте жить дружно»

Цель:
– продолжить формировать у детей чувство принадлежности к группе, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации;
– закрепить умение узнавать, показывать эмоции, словесно обозначать и адекватно реагировать на них;
– снять эмоциональное и мышечное напряжения;
– формировать позитивную я-концепцию, повысить самооценку детей;
– воспитывать доброжелательность, сочувствие, уважение.

Оборудование: клубок ниток, альбомы, краски, карандаши, магнитофон с записью разной по настроению музыки.

Упражнение “Передай улыбку по кругу”
Психолог. Какое разное настроение. У меня сегодня хорошее радостное настроение, и я хочу подарить вам свою улыбку (дети стоят в кругу дарят своим соседям улыбку).
– Что вы почувствовали, приняв такой подарок? Приятно принимать подарки? А кто дарит нам подарки? (Ответы детей: родственники, друзья…)

Психолог. У кого из вас есть настоящий друг? Почему вы считаете его настоящим? Одна народная мудрость гласит: «Будь друг, да не вдруг».
Как вы ее понимаете? Кто же такой «настоящий друг»? А как вы думаете, кто может стать вам лучшим другом? Лучшими друзьями в вашей жизни могут стать и ваши близкие: родители, братья, сестры, бабушки, дедушки. Они любят вас, всегда помогают в трудную минуту советом и делом. Относитесь к ним с любовью, добротой и уважением.
– Сегодня я хочу вас познакомить с основными качествами настоящего друга. Сначала нам с вами познакомится поближе. Давайте каждый назовет свое имя и любимое увлечение. С помощью этой игры мы больше узнаем друг о друге.

Упражнение «Клубочек»
Дети становятся в круг и перебрасывают клубочек друг другу по желанию, называют своё имя и увлечение. После того как не останется ни одного играющего без нитки – клубочек сматывают, при этом называния имя и увлечение того, от кого пришла нить клубочка.
Психолог. Вот мы и познакомились. Давайте проверим, как вы запомнили имена.

Упражнение «Имена»
Дети по команде собираются в группы по именам и хором проговаривают свое имя. А дети с уникальными именами объединяются в одну группу и должны прокричать что-нибудь их объединяющее.
Психолог. Молодцы, все справились с заданием.

Игра «Живая скульптура»
Психолог. А теперь давайте немножко пофантазируем. Я предлагаю вам создать одну большую фигуру – скульптуру. Кто самый смелый? Выходи в центр. Выбери любую удобную позу. А теперь по желанию каждый из вас может выйти и присоединится, выбираю любую позу. Когда займет место третий ребенок – первый освобождает место, доя четвертого и так далее.
– Давайте внимательно посмотрим, на что похожа наша скульптура?

Игра «Пишем буквы»
Психолог. А вы знаете, что вместе с другом можно не только строить скульптуры, играть, но и заниматься? Сейчас я вам это докажу. Я буду называть буквы, а вы должны за это время выстроиться так, чтобы получился контур букв А, Б …

Упражнение «Мой друг»
– Сегодня мы учимся быть настоящими друзьями. Давайте вместе, перечислим основные качества настоящего друга:
– честность – нестоящие друзья всегда должны быть честными, чтобы не случилось.
– преданность – только преданный человек может стать хорошим другом.
– надежность – надежный человек – это тот человек, с кем можно поделиться своими мыслями и секретами, и никогда не пожалеть об этом.
– поддержка – умение поддержать и в несчастье, и в радости.
– умение выслушать – умение слушать проблемы друга
– забота – друг может позаботится о тебе в трудную минуту
– уважение – насколько близки бы вы не были с вашим другом, сохраняйте взаимоуважение.
– А сейчас попробуйте нарисовать портрет своего настоящего друга, если у вас пока его нет, пофантазируйте и представьте его.
Дети рассказывают про свои рисунки по желанию.

Упражнение “Приласкай меня”
Психолог. Дети, давайте вспомним, какие эмоции вы знаете?
Дети по желанию выбирают картинки с различными эмоциями и рассказывают про выбранную эмоцию.
– Дети, что нужно сделать, если человек сердитый, злой.
А у кого сегодня нет настроения, кто хочет, чтобы его приласкали?
ребенок садится на стульчик в центре круга, а остальные дети гладят его по рукам, плечам…
– Что ты почувствовал, когда тебя приласкали? А что вы чувствовали, когда ласкали другого человека? да самое приятное это творит добро и делится с другими. Давайте мы сейчас поучимся делится с другими добром.

Когнитивное упражнение «Чаша доброты»
Психолог. «Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой свою любимую чашку. Мысленно наполните ее до краев своей добротой. Представьте рядом чашку своего соседа, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки доброты. Рядом еще одна пустая чашка, еще и еще… Отливайте из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая, полная? Добавьте в нее своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной.
Откройте глаза.

Рефлексия
Психолог. Вот и наша встреча подошла к концу. Расскажите, что чувствовали, выполняя разные задания?
До встречи!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: