Конспект по развитию речи: Магазины города, речевой этикет

Конспект занятия по развитию речи. Тема «Магазины»

(средняя группа)

Цель: уточнение и закрепление словаря; развитие связной речи; закрепление навыков правильного произношения; закрепление навыков словообразования и словоизменение.

• Продолжать учить различать на слух слова с определенным звуком, выделять первый звук в слове;

• Побуждать употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;

• Продолжать учить детей описывать предмет;

• Упражнять в составлении рассказа по картине;

• Учить употреблять слова – антонимы;

Оборудование:

Мягкие игрушки: ежик и лисёнок.

Резиновые· игрушки: овощи и фрукты.

Дидактический материал: электроприборы.

Сюжетная картина: «электроприборы».

Картинки: лиса, лисёнок, ёжик.

Ход занятия:

Организационный момент

Знакомство с темой

Воспитатель загадывает детям загадки:

1. Лесом катится клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами.

2. Хитрая плутовка,

Пушистый хвост – краса

Сюрпризный момент: (стук в дверь)

Воспитатель вносит игрушки: лисенка и ёжика. Они здороваются с ребятами.

Игрушки говорят: «Мы услышали, что вы говорили о нас».

Воспитатель: «Да, я загадывала детям загадки о вас, вы же наши друзья. Вы весь год приходили к нам на занятия. Вот и сегодня вы пришли снова, чтобы узнать чему же вы нас научили». Сегодня вместе с нашими друзьями мы отправимся по магазинам.

Давайте вспомним названия каких магазинов вы знаете? («Игрушки», «Мебель»,

«Одежда», «Продукты», «Хлеб», «Овощи – фрукты» и т.д.)

• Кто работает в магазине? (Продавцы)

• Как называют тех, кто покупает товары? (Покупатели)

• Где в магазине расплачиваются за покупку? (в кассе)

• Как надо детям вести себя в магазине? (ничего не трогать руками, не баловаться и т.д.)

Сначала мы с вами отправимся в магазин «Овощи – фрукты»

• Что в этом магазине продается? (Овощи и фрукты)

• Назовите фрукты (Яблоко, груша, ананас, лимон и т.д.)

• Назовите овощи (Огурец, помидор, лук, свекла, морковь и т.д.)

Затем воспитатель просит 3-4 детей рассказать о фрукте (овоще).

Например: Апельсин – это фрукт, он оранжевого цвета, круглой формы, растет на дереве. Также можно рассказать о лимоне, яблоке, огурце, капусте (о любом фрукте, овоще по желанию детей).

• Чем отличаются фрукты от овощей? (Овощи растут в огороде – на грядках, а фрукты в саду – на деревьях и кустарниках)

Воспитатель предлагает детям назвать первый звук в словах: яблоко, гpуша, банан, помидор, капуста, лук и т.д.

Игра «Назови ласково»:

Баклажан – баклажанчик и т.д.

Физминутка: « Апельсин»

Мы делили апельсин

Много нас, а он один.

Эта долька – для ежа,

Эта долька – для стрижа,

Эта долька – для утят,

Эта долька – для котят,

Эта долька – для бобра,

А для волка . кожура.

Он сердит на нас – беда!

Разбегайтесь кто куда.

Воспитатель спрашивает у детей: «Для чего нужно есть овощи и фрукты?» (Для того, чтобы расти крепкими и здоровыми, в них много витаминов).

Ёжик и лисёнок хвалят детей, говорят какие они молодцы.

Воспитатель предлагает детям отправиться в другой магазин «Электроприборы».

• Назовите, какие электроприборы вы знаете? (Дети называют электроприборы: утюг, телевизор, пылесос, электроплита, холодильник и т.д.)

• Для чего нужен каждый из этих электроприборов? (Ответы детей: каждый ребенок рассказывает о каком-либо электроприборе)

– Холодильник нужен для того, чтобы хранить в нем продукты;

– Фен нужен для того, чтобы сушить волосы;

– Электроплита – чтобы готовить еду;

– Магнитофон – слушать музыку;

Игра: «Один – много»

Вентилятор – вентиляторы и т.д.

Рассматривание сюжетной картины «Электроприборы» (Дети дают описание картины)

Раз, два, три, четыре –

С мамой мы утюг купили.

Будем гладить, а потом

Всё на полки уберем.

Ну, а с папой мы вдвоем

Пылесосом пол протрем.

С делами управимся –

К телевизору усядемся.

(Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями).

Ёжик и лисёнок хвалят детей. Предлагают рассмотреть картинки с их друзьями, и рассказать каких они видят их друзей на картинках.

Читайте также:
Составление рассказа-описания диких животных по наглядному плану

Лисенок – веселый, радостный, красивый, счастливый.

Лиса – хитрая, злая, красивая, нарядная.

Ёжик – добрый, веселый, счастливый.

Игра: «Скажи наоборот»

Итог занятия: Ёжик и Лисёнок благодарят за знания детей, не зря они приходили весь учебный год в гости. На прощание зверята дарят детям подарки.

Конспект занятия по развитию речи. Тема «Магазины» (средняя группа)

Клавдия Фёдоровна Горбунова
Конспект занятия по развитию речи. Тема «Магазины» (средняя группа)

Цель: уточнение и закрепление словаря; развитие связной речи; закрепление навыков правильного произношения; закрепление навыков словообразования и словоизменение.

• Продолжать учить различать на слух слова с определенным звуком, выделять первый звук в слове;

• Побуждать употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;

• Продолжать учить детей описывать предмет;

• Упражнять в составлении рассказа по картине;

• Учить употреблять слова – антонимы;

Развивать память.

Мягкие игрушки: ежик и лисёнок.

Резиновые·игрушки: овощи и фрукты.

Дидактический материал: электроприборы.

Сюжетная картина: «электроприборы».

Картинки: лиса, лисёнок, ёжик.

Ход занятия:

Знакомство с темой

Воспитатель загадывает детям загадки:

1. Лесом катится клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами.

2. Хитрая плутовка,

Пушистый хвост – краса

Сюрпризный момент: (стук в дверь)

Воспитатель вносит игрушки: лисенка и ёжика. Они здороваются с ребятами.

Игрушки говорят: «Мы услышали, что вы говорили о нас».

Воспитатель: «Да, я загадывала детям загадки о вас, вы же наши друзья. Вы весь год приходили к нам на занятия. Вот и сегодня вы пришли снова, чтобы узнать чему же вы нас научили». Сегодня вместе с нашими друзьями мы отправимся по магазинам.

Давайте вспомним названия каких магазинов вы знаете? («Игрушки», «Мебель»,

«Одежда», «Продукты», «Хлеб», «Овощи – фрукты» и т. д.)

• Кто работает в магазине? (Продавцы)

• Как называют тех, кто покупает товары? (Покупатели)

• Где в магазине расплачиваются за покупку? (в кассе)

• Как надо детям вести себя в магазине? (ничего не трогать руками, не баловаться и т. д.)

Сначала мы с вами отправимся в магазин «Овощи – фрукты»

• Что в этом магазине продается? (Овощи и фрукты)

• Назовите фрукты (Яблоко, груша, ананас, лимон и т. д.)

• Назовите овощи (Огурец, помидор, лук, свекла, морковь и т. д.)

Затем воспитатель просит 3-4 детей рассказать о фрукте (овоще).

Например: Апельсин – это фрукт, он оранжевого цвета, круглой формы, растет на дереве. Также можно рассказать о лимоне, яблоке, огурце, капусте (о любом фрукте, овоще по желанию детей).

• Чем отличаются фрукты от овощей? (Овощи растут в огороде – на грядках, а фрукты в саду – на деревьях и кустарниках)

Воспитатель предлагает детям назвать первый звук в словах: яблоко, гpуша, банан, помидор, капуста, лук и т. д.

Игра «Назови ласково»:

Баклажан – баклажанчик и т. д.

Физминутка: «Апельсин»

Мы делили апельсин

Много нас, а он один.

Эта долька – для ежа,

Эта долька – для стрижа,

Эта долька – для утят,

Эта долька – для котят,

Эта долька – для бобра,

А для волка. кожура.

Он сердит на нас – беда!

Разбегайтесь кто куда.

Воспитатель спрашивает у детей: «Для чего нужно есть овощи и фрукты?» (Для того, чтобы расти крепкими и здоровыми, в них много витаминов).

Ёжик и лисёнок хвалят детей, говорят какие они молодцы.

Воспитатель предлагает детям отправиться в другой магазин «Электроприборы».

• Назовите, какие электроприборы вы знаете? (Дети называют электроприборы: утюг, телевизор, пылесос, электроплита, холодильник и т. д.)

• Для чего нужен каждый из этих электроприборов? (Ответы детей: каждый ребенок рассказывает о каком-либо электроприборе)

– Холодильник нужен для того, чтобы хранить в нем продукты;

– Фен нужен для того, чтобы сушить волосы;

– Электроплита – чтобы готовить еду;

– Магнитофон – слушать музыку;

Читайте также:
Слоговой синтез: упражнения

Игра: «Один – много»

Вентилятор – вентиляторы и т. д.

Рассматривание сюжетной картины «Электроприборы» (Дети дают описание картины)

Раз, два, три, четыре –

С мамой мы утюг купили.

Будем гладить, а потом

Всё на полки уберем.

Ну, а с папой мы вдвоем

Пылесосом пол протрем.

С делами управимся –

К телевизору усядемся.

(Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями).

Ёжик и лисёнок хвалят детей. Предлагают рассмотреть картинки с их друзьями, и рассказать каких они видят их друзей на картинках.

Лисенок – веселый, радостный, красивый, счастливый.

Лиса – хитрая, злая, красивая, нарядная.

Ёжик – добрый, веселый, счастливый.

Игра: «Скажи наоборот»

Итог занятия: Ёжик и Лисёнок благодарят за знания детей, не зря они приходили весь учебный год в гости. На прощание зверята дарят детям подарки.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 5–7 лет (ОНР — III уровень речевого развития) Содержание коррекционной работы 1. Обследование всех сторон речи (арт. моторики, звукопроизношения, фонем, слуха, словарного запаса, слогового.

Занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в Страну Вежливости»

  • систематизировать знания детей о правилах хорошего и вежливого поведения,
  • дать представление о специфических сторонах общения мальчиков и девочек,
  • формировать умение детей общаться между собой,
  • расширить знания детей о добрых и плохих поступках,
  • продолжать учить отвечать на вопросы полными предложениями,
  • составлять рассказы по представленным ситуациям и закрепить правила речевого этикета,
  • пополнять словарь словам вежливости,
  • развивать связную, диалогическая речь ,
  • воспитывать культуру общения дошкольников.

Материал: сюжетные картинки «Опиши поступок», стихи, красный и зеленый кружочки на каждого ребенка, видео задание от тетушки Совы, повязка на глаза, сердечки для друзей.

Ход занятия в старшей группе детского сада:

Ручки друг другу протянем,

Улыбку всем пошлем.

Доброе утро! Добрый день!

Нашу встречу начнем!

Воспитатель. — Дети, вы любите путешествовать?

— Сегодня мы отправимся в Страну Вежливости где проверим насколько вы вежливы и воспитаны. Вас ждут задания, с которыми я думаю вы легко справитесь.

— Как вы думаете, какие качества мы возьмем с собой? (Дружба, честность, вежливость, доброта, взаимопомощь). А понадобится нам невоспитанность, грубость?

— Рассаживайтесь удобнее и отправляемся. Дети садятся на стульчики.

— А вот и первая остановка, посмотрим какие задачи нас здесь ждут.

Остановка «Добрые слова»

Дидактическое упражнение «Не зевай, на вопрос отвечай»

— Что вы говорите, когда встречаете друзей? (Доброе утро, добрый день, привет)

— А когда нужно попрощаться? (До свидания, до встречи, прощайте)

— Какие слова вежливости вы еще знаете? (Спасибо, пожалуйста, извините, простите)

— В каких случаях говорим спасибо?

— Когда пригодится слово пожалуйста?

— А может вежливое слово потерять свою волшебную силу? (Когда оно сказано грубым голосом, или сказанное не подтверждается на деле)

— Да, волшебные слова надо говорить вежливо и с улыбкой.

Чтение стихотворения «Волшебные слова»

Если наступил на ножку

Хоть случайно, хоть немножко,

Сразу говори: «Простите»

Или лучше – «Извините».

Если бабушка с утра

Пирожок тебе дала,

Ты возьми, скажи, «Спасибо» —

Станет бабушка счастливой!

Каждый скажет на прощанье,

Уходя, всем «До свиданья».

Другу уходить пора –

Скажем мы ему «Пока».

И гра «Вежливая просьба»

Воспитатель называет различные движения, а дети их показывают только тогда, когда он добавляет слово «пожалуйста»

Вторая остановка «Верные друзья»

Детей встречает тетушка Сова.

— Добрый день! Спасибо, что заглянули. У меня для вас есть интересные задачи, но сначала ответьте: дружат ли в вашей группе мальчики и девочки? А знаете ли вы что друзей нужно беречь, и заботиться о них? Сейчас мы это проверим.

Дидактическое упражнение «Мальчики и девочки»

Дети в парах обыгрывают ситуации и составляют диалог: мальчик и девочка подходят к двери, мальчик уступает место в транспорте, делает комплимент, знакомится с девочкой, помогает нести тяжелую вещь.

— Молодцы! А теперь еще одна игра.

Дидактическая игра «Да или нет»

Читайте также:
Наглядная схема для характеристики гласных и согласных звуков

(называются ситуации, дети показывают красный кружочек, когда не согласны и зеленый, когда соглашаются)

— Никогда не делись игрушкой с другом.

— Старайся помочь другу сделать то, что у него не получается.

— Не пытайся всегда быть первым.

— Никогда не уступай, ругайся с другом.

— Не ругайся, играй дружно.

— Если друг в беде не помогай ему.

— Решай спор словами, а не кулаками.

Воспитатель. Вы очень хорошо справились с заданиями. Помните, что друзья всегда придут на помощь, если их любить и уважать.

Остановка «Хорошие поступки»

Дидактическая игра «Опиши поступок»

Детям предлагаются сюжетные картинки с разными поступками, определяем поступки, как бы дети повели себя в этих ситуациях.

Игра «Угадай по голосу»

Ведущему завязывают глаза, ребенок говорит вежливое слово, ведущий отгадывает кто сказал.

— Вот наше путешествие и подошло к концу, пора отправляться домой. А вы не забывайте о волшебных словах, и старайтесь использовать их чаще.

— А на память о нашем путешествии подарите своему другу или подруге сердечко, которое вы сделали для них.

Урок развития речи, тема «Магазины»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НЕПОЛНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ИМ. Н. К. КРУПСКОЙ»

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ

ТЕМА: «МАГАЗИНЫ»

учитель 3 «Б» класса

специалист высшего

уровня квалификации

без категории

Усть-Каменогорск

Тема: Магазины.

Цели: 1. Формирование умения грамматически правильно

2. Развитие связной речи с опорой на личный опыт

учащихся, обогащение активного словарного запа-

3. Развитие образного мышления, внимания, ассо –

циативной памяти и основных мыслительных опе-

раций: анализа и синтеза, способности выделять

главное, сравнивать и обобщать.

4. Воспитание культуры поведения в общественных

местах; адаптация в социуме.

Оборудование: 1. Плакаты с заданиями.

2. Карточки с заданиями.

Мы проверили осанку

и свели лопатки.

Мы походим на носках,

А потом – на пятках.

Пойдём мягко, как лисята,

И как мишка косолапый,

И как заинька-трусишка,

И как серый волк – волчишко.

Вот свернулся ёж в клубок,

Потому что он промок.

Лучик ёжика коснулся –

Ёжик сладко потянулся.

1. Организационный момент.

Учитель: Ребята, чтобы наш урок прошёл хорошо, нам нужно успокоиться и собраться с мыслями, а поможет нам в этом небольшое упражнение.

Завели машину, (вдох)

Накачали шину, (вдох)

И поехали быстрей. (вдох)

Учитель: Потихоньку сели. Вот мы и готовы работать. Но какова же тема нашего урока? Её вы мне скажете сами, выполнив первое задание.

2. Сообщение темы урока.

Учитель: У вас на партах лежат разноцветные карточки. Возьмите зелёную и прочтите задание.

Задание № 1. Прочитайте слова. На строку под ними выпишите первую букву каждого слова. Прочтите, что получилось.

Слова: молоко, альбом, градусник, арбуз, зеркало, игрушка, носки.

Учитель: А теперь давайте посмотрим, что у вас получилось. Проверять будем так: вы читаете слово и называете первую букву.

(дети последовательно прочитывают слова, называя букву)

Ответ: М А Г А З И Н

Учитель: Правильно. Сегодня мы будем говорить о том, какие бывают магазины и что в них продаётся.

3. Работа по теме.

1. Вводная беседа: «Какие бывают магазины?»

Учитель: Поднимите руки, кто из вас ходит в магазин за покупками? Что вы покупаете чаще всего? А какие бывают магазины?

Учитель: Верно, магазины бывают разными. Всё зависит от того, какие товары в них продаются.

На доске: чистоговорка.

Учитель: Ребята, давайте прочитаем чистоговорку, чётко проговаривая каждый слог.

Учитель: А теперь прочтите её несколько раз медленно, стараясь запомнить.

(дети читают вполголоса)

Учитель: Кто сможет рассказать?

(2 – 3 ученика рассказывают)

3. Развитие навыков теоретического анализа.

Учитель: А сейчас вам предстоит разгадать, в какой первый магазин мы зайдём.

Задание: Расшифровать слова, найти верное слова на карточке и вставить её в кармашек.

Отгадки: АЛЬБОМ, ТЕТРАДЬ, КЛЕЙ.

Учитель: эти товары имеют общее название. Вы знаете какое? (если знают – отвечают). Верно, это канцелярские товары, а магазины, в которых их продают, называются магазинами канцтоваров.

Читайте также:
Автоматизация звука Л’ - конспект

(на магн. доску вывешивается карточка с названием)

А что ещё можно купить в магазине канцтоваров?

Учитель: Очень хорошо. А теперь давайте выполним второе задание. Возьмите голубую карточку и прочитайте, что надо сделать.

Задание № 2. Составьте предложение по схеме, используя слова для справок.

(Кто?) (что сделал?) (где?) (что?) и (что?)

_____ ___________ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

Слова для справок: в магазине, ручки, тетради, купил, Женя.

4. Промежуточный итог.

Учитель: Итак, ребята, в каком магазине можно купит ручку и тетради? Что ещё можно приобрести в магазине канцтоваров?

(дети делают вывод)

5. Развитие образного мышления, умения выделять главное, обобщать.

Учитель: Молодцы, ребята! Но нам нужно двигаться дальше. Чтобы узнать, в какой магазин мы зайдём сейчас, вы должны отгадать загадки.

Задание: Отгадать загадку, найти отгадку на карточке и выставить её на доску.

Без окон, без дверей За кудрявый хохолок

Полна горница людей. Лису из норки поволок.

На ощупь – очень гладкая,

Картофель. На вкус – как сахар сладкая.

Под каждым кустом Чеснок.

А выходит на свет – В маленьком кузовочке

Вкусней его нет. Спрятались зубочки.

Горох. Всегда здоров бывает.

Раскололся тесный домик Лук.

На две половинки

И посыпались оттуда Сидит дед во сто шуб одет.

Бусинки – дробинки Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает.

А в серёдке сладенький.

Учитель: Как одним словом можно назвать все эти предметы?

Учитель: А как называется магазин, где продаются овощи?

Учитель: Давайте проверим. Вадим, пройди к доске, переверни карточки обратной стороной и прочитай слово.

(на магн. доску вывешивается карточка с названием)

Учитель: Ребята, какие ещё овощи вы знаете? Что ещё продают в овощном магазине?

Конспект занятия по развитию речи “Этикет”

Конспект будет интересен как учителям-логопедам в ДОУ, так и воспитателям подготовительных к школе групп.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию речи “Этикет”»

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

НА ТЕМУ «ЭТИКЕТ. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ»

Цель: обогащение и расширение знаний детей о правилах поведения , об этикете в детском саду.

– познакомить с понятием «этикет»;

– учить находить правильные решения в различных проблемных ситуациях;

– совершенствовать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными предложениями и фразами;

– упражнять в использовании вежливых слов;

– воспитывать культуру общения и культуру поведения в детском саду;

– формировать навыки культурного, этически грамотного поведения;

– развивать мыслительную деятельность у детей.

Оборудование: круги красного и зеленого цвета по количеству детей; ромашка с правилами поведения в различных местах; «волшебная палочка».

Организационный момент

– Мы с вами все любим сказки, волшебство, и вот сегодня мы попробуем сами стать волшебниками. А поможет нам в этом «волшебная» палочка.

Д/и «Я рад вас видеть»
Дети стоят по кругу, начинает игру воспитатель, он подходит к любому ребенку, передает ему «волшебную палочку» и говорит: «Дашенька, я рада тебя видеть». Ребенок, получивший палочку, называет с уменьшительно-ласкательным суффиксом имя своего соседа и передает ему палочку. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы все дети.

Основная часть занятия

1. Сообщение темы и задач занятия

– Сегодня мы постараемся вспомнить, как нужно вести себя не только в общественных местах, но и дома со своими родными.

2. Первичное восприятие и осознание нового материала

У нас стало традицией в начале занятия приветствовать друг друга. Как можно это сделать? А вы знаете, что приветствие пожатием руки возникло очень давно? Поводом для возникновения этого обычая была миролюбивость, подтверждение мирных намерений. Протянутая правая рука должна была подтвердить, что в ней нет оружия: камня, ножа. Если человек, которому протягивали руку, был тоже мирно настроен, следовало рукопожатие. На Востоке миролюбивость выражали скрещиванием рук на груди, у китайцев при поклоне руки свободно свисали по сторонам.

Во все времена верхом невоспитанности и неуважения к окружающим считалось, если человек уклонялся от приветствия или не отвечал на него.

Читайте также:
Автоматизация звука Ш - открытое занятие по логопедии

ПРИВЕТСТВИЕ — это одно из самых важных правил этикета. А что такое «этикет»?

Это правила такие,
Надо знать их с малых лет!

Что сказать, когда войти,
Как в гостях себя вести,
Что с волшебными словами
Делать дома и в пути

Если вежливыми стать
И воспитанными быть,
То всегда и всюду будут,
Уважать вас и любить!

– Ребята, мы с вами знаем, что правил этикета очень много . Некоторые из них собраны в один цветок. Посмотрите внимательно и скажите, где необходимо соблюдать правила поведения, (но хочу вам напомнить, что нельзя перебивать друг друга и говорить надо по одному).(Цветок-ромашка, дети называют : в детском саду, в театре, на улице, в транспорте, в гостях, в больнице.)

Д/и «Катись клубок»
– Этот клубок нужно передавать друг другу по кругу так, чтобы каждый взялся за нить и при этом сказал вежливое слово. Только не повторяться!

– Но быть воспитанными, это не только говорить вежливые слова, но и стараться сделать приятное другим людям. А еще это соблюдение важных правил. Определите, что неправильно выполняют дети , изображенные на картинке. Найдите правильную картинку и объясните.

Д/и «Назови противоположное слово»

Правда- ложь, обман

– Ребята, а вы знаете, что ласковое слово лечит , злое калечит. Мы поиграем в игру. «Назови ласково»

3. Закрепление и осмысление знаний детьми

1. Юра и Андрей спешили в буфет и бежали по лестнице вниз через две ступеньки. Навстречу поднималась Анна Алексеевна. Мальчики пробежали мимо и лишь через минуту где-то послышалось: «Здравствуйте, Анна Алексеевна». Что им ответила учительница, мальчики не слышали. Они первыми ворвались в буфет.

Задание. Перечислите ошибки, которые допустили мальчики в своем поведении.

2. Лена сидела в трамвае. Она все время вертелась, болтала ногами. Ее соседка отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает ей пальто.

– Девочка, сиди спокойнее, пожалуйста. Так нельзя все-таки вести себя, – заметила старушка.

– А что я сделала? – возразила Лена. – Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно.

Объясните, можно ли назвать Леночкино «пожалуйста» волшебным. Почему?

3. Вы купили билет на интересный фильм. Со звонком входите в зрительный зал и видите, что ваше место уже занято. Еще раз смотрите на билет. Нет, все правильно: ряд 12, место 5.

Объясните, как вы должны поступить в таком случае. Что должен сказать тот, кто занял ваше место?

4. Костя и Витя давно не виделись. А вот сегодня они совершенно случайно встретились в книжном магазине. Оба были рады встрече и поэтому долго говорили, делились новостями, выбирали себе книги. Тут Костя вспомнил, что дома его ждет мама, и он поспешно прервал беседу: «Ну ладно, я пошел, заходи». Он повернулся спиной к товарищу и быстро направился к двери. А Витя стоял и растерянно глядел ему вслед. Почему?

5. Петя пришел в детский сад, поздоровался с нянечкой, с воспитателем. В коридоре он увидел заведующую и поздоровался с ней. По дороге на музыкальное занятие мальчик вновь встретил заведующую. Петя замер на месте. Он не знал, что ему делать: здороваться еще раз или пройти, будто не видишь. Как должен был поступить Петя?

– Вы все уже взрослые ребята, скоро вам идти в школу. Проверим, насколько правильно вы подготовлены к ней.

«Вредные советы в стихах школьникам»

Вот уж лето пролетело,
Скоро в школу ты пойдешь,
Раскидай в портфеле вещи —
Быстро-быстро все найдешь!

Не забудь взять в школу дудку,
И, конечно же, свисток,
На уроке, перемене
Пошуми, браток, чуток.

На веселой перемене
Походи на голове —
И тогда за поведение
Ты получишь двойки две.

Изгрызи свои резинки,
Ручки и карандаши.
В чистоте чудо-пеналы
Держат только малыши!

Те хорошие тетради —
Что измятые совсем.
На уроке рисования,
Стены маслом испиши,
Парту изрисуй гуашью,
И соседу покажи.

Читайте также:
Деревья в осеннем лесу - конспект логопедического занятия

Лишь учитель что-то скажет –
Сядь и булочку поешь.

Накроши кругом побольше,
За собой не убирай,
Крошки – это ведь красиво,
Настоящий хлебный рай!

Игра «Можно или нельзя».

Дети, с помощью сигнальных фишек отвечают на вопрос. (Синяя фишка – можно, красная фишка – нельзя).

Можно ли в гостях ковыряться в носу, грызть ногти?

Можно ли смеяться с широко раскрытым ртом?

Можно ли обращаться к постороннему взрослому человеку на «вы»?

Можно ли перебивать старших во время разговора?

Можно ли разговаривать во время приёма пищи?

Занятие по развитию речи с детьми старшей группы на тему: «Речевой этикет»

  • Информационно- коммуникационная технология (5)
  • Консультации для родителей (1)
  • Сценарии праздников (13)
  • Конспекты открытых занятий (13)
  • Игровая технология (3)
  • Здоровьесберегающая технология (6)
  • Опытно-экспериментальная деятельность (6)
  • Проектная деятельность (9)
  • Мастер- классы (2)
  • Правовое воспитание (18)
  • Кружок “Юный интеллектуал” (1)

Занятие по развитию речи с детьми старшей группы на тему: «Речевой этикет»

Цель: Формирование навыков речевого этикета (употребление формул приветствия, прощания, просьбы, извинения, благодарности)

Задачи

Образовательные :

. Учить детей употреблять различные формулы этикетных выражений.

  • Знакомить детей с правилами культурного поведения.
  • Формировать навыки вежливого, доброжелательного обращения.

Развивающие:

  • Развивать стремление выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

Воспитательные:

  • Воспитывать скромность, умение соблюдать речевой этикет.

Актуальность

Речевой этикет это правила речевого поведения, определяемые взаимоотношениями говорящих, принятые данным национальным коллективом носителей языка, а также малыми социальными группами, в зависимости от возраста, социальной принадлежности, обстановки общения (Н.И. Формановская).

Культурно-речевое воспитание детей -дело большой социальной значимости. Как писал известный ученый А.М.Пешковский, «там, где дети усиленно учатся говорить. там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга». И чем раньше начинается речевое обучение ребенка, тем больше возможностей для прочного обладания разносторонними коммуникативными умениями.

В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, поздравление, прощание, благодарность и другие. Знакомя детей с правилами речевого этикета, важно помочь им понять необходимость культуры речевого общения, познакомить их с миром “волшебных” слов, различными вариантами этикетных форм, развивать умения отбирать языковые средства в зависимости от участников и ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говорить), воспитывать желание быть культурным, вежливым человеком.

Соблюдение речевого этикета помогает ребёнку строить свое общение со сверстниками и взрослыми людьми.

Уже в дошкольном детстве можно сформировать привычку к определенным нормам речевого поведения, позволяющим воспитать личность человека. Изучение правил речевого этикета происходит на основе того, что уже известно ребенку. Он знает, что необходимо приветствовать знакомых при встрече, говорить вежливые слова «спасибо», «пожалуйста» и др.

Задача педагога – расширить и углубить эти знания, создать возможности для их использования

Правильное использование этикетных формул в речи помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимного внимания, что в свою очередь, облегчает взаимопонимание между людьми.

Проблема:

Бедный словарь формул речевого этикета.

Предварительная работа:

-Чтение художественной литературы: В. Осеева «Просто старушка», «Плохо»; В.Степанов «Уроки вежливости»,С.Маршак «Урок вежливости»; В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»;Благинина «Добрые слова»; Шалаева «Правила поведения для воспитанных детей».

-Рассматривание плаката: «Хорошие манеры для малышей».

-Беседа о речевом этикете.

Демонстрационный материал:

-Иллюстрации к сказкам : «Морозко»; «Лиса и журавль»;

-сундук; книга; шапочки гномов, петушка и птички; мяч.

Виды детской деятельности:

Словарь активный: Здравствуйте; Рад вас видеть; Приветствую вас; Добрый день; Позвольте; Благодарю; Спасибо; Пожалуйста; До свидания; Всего доброго; Извините.

Словарь пассивный: бескультурье, брань

Воспитатель: ребята, сегодня к нам в нашу группу пришли гости.

Давайте с ними поздороваемся.

Ребёнок 1:

В зале здесь у нас сидят.

Строго так на всех глядят.

Ребёнок 2:

И не строго, а с улыбкой

Очень теплой и простой,

Читайте также:
Использование ИКТ в работе учителя-логопеда детского сада

Гости нас встречают с вами

Все: Добротой.

Воспитатель :

– Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра и пусть это пожелание будет теплым и искренним.

Дети:

Воспитатель:

Рады видеть всех сейчас,

Ведь давно мы ждали вас.

Дружно за руки берёмся

И друг другу улыбнёмся.

(дети берутся за руки)

– Ребята, давайте хорошее настроение передадим через ладошки. Как приятно: тепло, добро и хорошее настроение пошло по ладошкам. И пусть такое настроение останется на протяжении всего занятия.

Воспитатель:

– Как вы думаете, что такое этикет? (ответы детей)

Что ж такое этикет?

Кто-то знает, кто-то – нет.

Это ПРАВИЛА такие

Мы привычки все плохие

Ты усвоил ЭТИКЕТ,

И дурных привычек нет!

Воспитатель:

– Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами поговорим о речевом этикете. А для этого мы должны быть внимательными и сообразительными.

– У меня в руках необычная шкатулка. В ней находится человек, которого вы хорошо знаете. Он единственный и неповторимый, он самый лучший, умный, красивый, который знает всё. Без него наше занятие просто невозможно. Каждый, открывая шкатулку, должен посмотреть на него, улыбнуться и сказать: “Как ты мне нравишься! ”

– Кого вы увидели в шкатулке?

– Значит, вы и есть те человечки, без которых нам не обойтись.

– Благодаря правилам этикета, общение становится между людьми более добрым, потому что оно основано на уважительном и тактичном, культурном отношении к человеку.

Вы не раз слышали. Как кто-то говорил: «Это – культурный человек! », или сожалел: «Как жаль, что этот человек не культурный»

– Как вы думаете, кого называют культурным? (Ответы детей)

Воспитатель:

– Культурный человек всегда и везде вежливый, внимательный, чуткий и со знакомыми и с незнакомыми людьми. Ему всегда важно, что о нём подумают окружающие, он не позволит, чтобы в его присутствии кого-то оскорбили, или грубо разговаривали.

Грубые, злые слова произносит недостаточно культурный человек, которому не хватает воспитанности.

Воспитатель:

– Ребята, я предлагаю вашему вниманию небольшие сценки, а вы внимательно посмотрите их и мы с вами обсудим эти ситуации.

1 сценка

Воспитатель:

– Я слышала, что в одном заколдованном лесу живут невоспитанные гномы. Кажется, я слышу их голоса.

1 Гном:

– Смотрите, что я нашел (держит сундучок) Какой красивый сундучок! А здесь записка (читает) «Скажи волшебное слово и сундучок откроется».

2 Гном:

– Сундук, откройся сразу! – Не открывается. Сундук, откройся по моему приказу! – Не открывается. Сундук, откройся, кому говорят!

Воспитатель:

– Здравствуйте, гномы! (гномы молчат)

Какие вы невоспитанные! Я с вами поздоровалась, а вы молчите. А почему вы так шумите?

Гномы: Мы не шумим. Мы слово подбираем!

Воспитатель: Какое слово?

Гномы: Нужное!

Воспитатель: А зачем оно вам?

Гномы: Чтоб сундук открылся!

Воспитатель: А что, он без этого слова не открывается, почему?

Гномы: потому что сундук-то заколдованный!

Воспитатель: Ах, вот оно что! И вы не можете одного-единственного слова подобрать?

Гномы: Да мы ему уже тысячу разных слов говорили, приказывали, а он не открывается.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете это волшебное слово? Давайте поможем гномам.

Гномы: Сундук, откройся, пожалуйста! (Сундук открывается в нём лежит книга вежливых слов)

Вопросы к детям:

– Пожалуйста, охарактеризуем поступки героев.

– В чём выражалось неправильное поведение гномов?

– Бывают ли у вас такие ситуации? В чём это проявляется?

– Можно ли грубить друг другу, перебивать друг друга?

2 сценка

Воспитатель: Жили-были Птичка и Петушок. Вот как-то раз они поссорились и сидят хмурые и надутые.

Что случилось? Отчего вы такие сердитые? Ну, конечно, поссорились. А надо бы помириться!

Птичка: Я с этим Петушком мириться не буду. Он невежливый. Я сказала ему «здравствуй», а он мне не ответил.

Петушок: А зачем опять говорить, я тебя только вчера видел.

Птичка: Но я же сегодня сказала «здравствуй»!

Читайте также:
Логопедическая зарядка по теме «Моя семья»

Петушок: Ну и что? У меня ещё вчерашнее не кончилось.

Воспитатель: Да ты что, Петушок, ты хочешь, чтобы Птичка заболела?

Петушок: Почему? Я не хочу, чтобы она болела!

Воспитатель: А что ты для неё «здравствуй» пожалел? Ведь «здравствуй» – это значит будь здоров, не болей!

Петушок: А ты тоже, птица, не очень-то вежлива!

Птичка: Это ты невежлив. Почему ты зовешь меня птицей?

Воспитатель: Птичка, а как ты зовешь Петушка?

Птичка: Никак, я просто кричу ему: «Эй, ты!

Вопросы к детям:

-Как вы думаете правильно ли ведут себя герои этого сюжета?

– Что было неправильным в их поведении?

– Как бы вы повели себя в этой ситуации?

– Вы знаете, как надо общаться с друг другом и обращаться к друг другу?

Правильно, нужно ласково обращаться друг к другу, не грубить, не дразнить и уважать друг друга. Вот послушайте песенку о вежливости.

Воспитатель:

– Ребята, существует много русских пословиц, поговорок, которые тоже говорят о культуре нашей речи.

Какие пословицы вы знаете о правильной и красивой речи?

Дети:

Человек спрятан за своими словами;

Умную речь приятно слушать;

Недоброе слово больнее огня жжёт.

Сперва подумай, а там и скажи.

Слово – стрела, выпустишь – не вернешь.

С умным разговориться, что мёду напиться.

Глупо говорить- людей смешить.

Воспитатель:

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья

Бывает, что, очень рассердившись на кого-то, вы грубо или некрасиво ответили? Культурному человеку в данной ситуации становится стыдно за свою случайную грубость, и он обязательно извиниться.

Физминутка:

Словесная игра «Назови вежливое слово»

Дети:

Здравствуйте; Рад вас видеть; Приветствую вас; Добрый день; Позвольте;

Благодарю; Спасибо; Пожалуйста; До свидания; Всего доброго; Извините.

Воспитатель:

– Эти слова никогда не перестанут нравиться. Вежливость – это то, без чего нельзя обойтись как без воздуха. Никогда не отвечайте бранью на брань, грубостью на грубость. Помните! Вежливость – лучшее лекарство от злобы, грубости, бескультурья. Пусть эти вежливые слова всегда звучат в вашей речи. Они станут волшебными для вас и помогут вам в жизни.

Воспитатель:

– Ребята, а вы любите сказки?

А что такое сказка? (ответы детей)

Воспитатель: «Верно, сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступное становится доступным, нереальное реальным. Именно поэтому сказки любят и дети, и взрослые.

– Ребята, я предлагаю вам вспомнить сказки и оценить поступки героев.

    • Эпизод из сказки «Лиса и журавль»

Беседа по содержанию

Воспитатель: Ребята, мы много сегодня говорили о речевом этикете, так, что такое этикет?

1.Что такое этикет?

Этикет, как этикетка

И хорошая отметка,

Но не только в дневнике,

У людей на языке…

Очень просто жить культурно

2.Четыре волшебные слова –

Вы часто их говорите,

Звучат они очень красиво:

ПОЖАЛУЙСТА и СПАСИБО.

3.Если кто плохое слово

Произнёс – не повторяй,

Ты его не слышал словно –

ЭТИКЕТ на забывай!

При встрече здороваться:

Солнцу и птицам.

И каждый становится

Пусть доброе утро

Длится до вечера.

Бабушка с мамой

Но папа нашелся;

Взглянул им в глаза,

И мама молчит, улыбается даже.

— Мы купим другую,

Есть лучше в продаже…

Что в нем такого?

А вот ведь какое чудесное слово!

Тоже к доброму чему-нибудь.

7.Если ты не прав

Друг приветствует, в ответ

Отвечай ему: – Привет!

Итог занятия

Чтобы убедиться в ваших знаниях, я предлагаю вам игру «Словарь вежливых слов». Я буду читать вам предложения, а вы по смыслу дополняйте волшебным словом.

  1. Зазеленеет старый пень, когда услышит (Добрый день) ;
  2. Выходим из любого здания на прощанье говорим всем (До свидания) ;
  3. Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (спасибо) ;
  4. Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь (здравствуйте) ;
  5. Когда бранят за шалости, говорят (прости, пожалуйста) ;
  6. Всем вам с большой любовью, желаю крепкого (здоровья) .
Читайте также:
План-конспект индивидуального логопедического занятия с применением песочной терапии

Воспитатель: Мы с вами вспомнили много вежливых и волшебных слов.

Воспитатель:

Вы еще маленькие, но в жизни предстоит встретиться с различными людьми, вы побываете в разных жизненных ситуациях. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать для вас привычкой.

Добрым словом сможешь ты

Избежать любой вражды,

Мир узнать и помириться,

С новым другом подружиться

Ребёнок :

Мы благодарны всем гостям,

Что вы пришли сегодня к нам,

Приходите к нам опять,

Будем вас мы очень ждать!

Список литературы:

  1. Безгина О.Ю “Речевой этикет старших дошкольников: Методическое пособие для воспитателей” – Издательство: Мозаика-Синтез ;
    2004,-С.40.
  2. Курочкина Н.И. Этикет для дошкольников Издательство: Просвещение; 2007,-С.96.

Конспект логопедического занятия “Этикет. Правила поведения”

Разработка полезна как воспитателям подготовительных к школе групп, так и учителям – логопедам, работающим в этих группах.

Содержимое разработки

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

НА ТЕМУ «ЭТИКЕТ. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ»

Цель: обогащение и расширение знаний детей о правилах поведения , об этикете в детском саду.

– познакомить с понятием «этикет»;

– учить находить правильные решения в различных проблемных ситуациях;

– совершенствовать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными предложениями и фразами;

– упражнять в использовании вежливых слов;

– воспитывать культуру общения и культуру поведения в детском саду;

– формировать навыки культурного, этически грамотного поведения;

– развивать мыслительную деятельность у детей.

Оборудование: круги красного и зеленого цвета по количеству детей; ромашка с правилами поведения в различных местах; «волшебная палочка».

Организационный момент

– Мы с вами все любим сказки, волшебство, и вот сегодня мы попробуем сами стать волшебниками. А поможет нам в этом «волшебная» палочка.

Д/и «Я рад вас видеть»
Дети стоят по кругу, начинает игру воспитатель, он подходит к любому ребенку, передает ему «волшебную палочку» и говорит: «Дашенька, я рада тебя видеть». Ребенок, получивший палочку, называет с уменьшительно-ласкательным суффиксом имя своего соседа и передает ему палочку. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы все дети.

Основная часть занятия

1. Сообщение темы и задач занятия

– Сегодня мы постараемся вспомнить, как нужно вести себя не только в общественных местах, но и дома со своими родными.

2. Первичное восприятие и осознание нового материала

У нас стало традицией в начале занятия приветствовать друг друга. Как можно это сделать? А вы знаете, что приветствие пожатием руки возникло очень давно? Поводом для возникновения этого обычая была миролюбивость, подтверждение мирных намерений. Протянутая правая рука должна была подтвердить, что в ней нет оружия: камня, ножа. Если человек, которому протягивали руку, был тоже мирно настроен, следовало рукопожатие. На Востоке миролюбивость выражали скрещиванием рук на груди, у китайцев при поклоне руки свободно свисали по сторонам.

Во все времена верхом невоспитанности и неуважения к окружающим считалось, если человек уклонялся от приветствия или не отвечал на него.

ПРИВЕТСТВИЕ — это одно из самых важных правил этикета. А что такое «этикет»?

Это правила такие,
Надо знать их с малых лет!

Что сказать, когда войти,
Как в гостях себя вести,
Что с волшебными словами
Делать дома и в пути

Если вежливыми стать
И воспитанными быть,
То всегда и всюду будут,
Уважать вас и любить!

– Ребята, мы с вами знаем, что правил этикета очень много . Некоторые из них собраны в один цветок. Посмотрите внимательно и скажите, где необходимо соблюдать правила поведения, (но хочу вам напомнить, что нельзя перебивать друг друга и говорить надо по одному).(Цветок-ромашка, дети называют : в детском саду, в театре, на улице, в транспорте, в гостях, в больнице.)

Д/и «Катись клубок»
– Этот клубок нужно передавать друг другу по кругу так, чтобы каждый взялся за нить и при этом сказал вежливое слово. Только не повторяться!

Читайте также:
Домашние задания логопеда по лексической теме: Ягоды, лес, сад

– Но быть воспитанными, это не только говорить вежливые слова, но и стараться сделать приятное другим людям. А еще это соблюдение важных правил. Определите, что неправильно выполняют дети , изображенные на картинке. Найдите правильную картинку и объясните.

Д/и «Назови противоположное слово»

Правда- ложь, обман

– Ребята, а вы знаете, что ласковое слово лечит , злое калечит. Мы поиграем в игру. «Назови ласково»

3. Закрепление и осмысление знаний детьми

1. Юра и Андрей спешили в буфет и бежали по лестнице вниз через две ступеньки. Навстречу поднималась Анна Алексеевна. Мальчики пробежали мимо и лишь через минуту где-то послышалось: «Здравствуйте, Анна Алексеевна». Что им ответила учительница, мальчики не слышали. Они первыми ворвались в буфет.

Задание. Перечислите ошибки, которые допустили мальчики в своем поведении.

2. Лена сидела в трамвае. Она все время вертелась, болтала ногами. Ее соседка отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает ей пальто.

– Девочка, сиди спокойнее, пожалуйста. Так нельзя все-таки вести себя, – заметила старушка.

– А что я сделала? – возразила Лена. – Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно.

Объясните, можно ли назвать Леночкино «пожалуйста» волшебным. Почему?

3. Вы купили билет на интересный фильм. Со звонком входите в зрительный зал и видите, что ваше место уже занято. Еще раз смотрите на билет. Нет, все правильно: ряд 12, место 5.

Объясните, как вы должны поступить в таком случае. Что должен сказать тот, кто занял ваше место?

4. Костя и Витя давно не виделись. А вот сегодня они совершенно случайно встретились в книжном магазине. Оба были рады встрече и поэтому долго говорили, делились новостями, выбирали себе книги. Тут Костя вспомнил, что дома его ждет мама, и он поспешно прервал беседу: «Ну ладно, я пошел, заходи». Он повернулся спиной к товарищу и быстро направился к двери. А Витя стоял и растерянно глядел ему вслед. Почему?

5. Петя пришел в детский сад, поздоровался с нянечкой, с воспитателем. В коридоре он увидел заведующую и поздоровался с ней. По дороге на музыкальное занятие мальчик вновь встретил заведующую. Петя замер на месте. Он не знал, что ему делать: здороваться еще раз или пройти, будто не видишь. Как должен был поступить Петя?

– Вы все уже взрослые ребята, скоро вам идти в школу. Проверим, насколько правильно вы подготовлены к ней.

«Вредные советы в стихах школьникам»

Вот уж лето пролетело,
Скоро в школу ты пойдешь,
Раскидай в портфеле вещи —
Быстро-быстро все найдешь!

Не забудь взять в школу дудку,
И, конечно же, свисток,
На уроке, перемене
Пошуми, браток, чуток.

На веселой перемене
Походи на голове —
И тогда за поведение
Ты получишь двойки две.

Изгрызи свои резинки,
Ручки и карандаши.
В чистоте чудо-пеналы
Держат только малыши!

Те хорошие тетради —
Что измятые совсем.
На уроке рисования,
Стены маслом испиши,
Парту изрисуй гуашью,
И соседу покажи.

Лишь учитель что-то скажет –
Сядь и булочку поешь.

Накроши кругом побольше,
За собой не убирай,
Крошки – это ведь красиво,
Настоящий хлебный рай!

Игра «Можно или нельзя».

Дети, с помощью сигнальных фишек отвечают на вопрос. (Синяя фишка – можно, красная фишка – нельзя).

Можно ли в гостях ковыряться в носу, грызть ногти?

Можно ли смеяться с широко раскрытым ртом?

Можно ли обращаться к постороннему взрослому человеку на «вы»?

Можно ли перебивать старших во время разговора?

Можно ли разговаривать во время приёма пищи?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: