Конспект открытого занятия по теме: Звуки М, Мь, Н, Нь

Конспект НОД для подготовительной логопедической группы по теме “Звуки М, Мь, Н, Нь”. Развеселим Царевну-Несмеяну”
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Конспект по развитию речи и обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Закрепление звуков М, Мь, Н, Нь.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt.docx 18.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД для подготовительной логопедической группы по теме “Звуки М, Мь, Н, Нь”. Развеселим Царевну-Несмеяну”

Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ Мь], [Н], [Нь].

– определять позицию звука в слове;

– анализа и синтеза слова «мама»;

– находить заданный звук в словах,

– дифференцировать твердость и мягкость звука,

– закрепить связь звукового образа со зрительным (графическим);

– совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;

– уточнить артикуляцию звуков [М], [ Мь], [Н], [Нь];

– согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои.

– слуховую память, внимание, восприятие;

– умение концентрировать внимание;

– слухоречевую память, фонематическое восприятие, мимику, просодические компоненты речи (ритм, ударение, интонационную выразительность);

– умение работать в микрогруппах, группах;

– желание помогать друг другу;

– интерес к играм со звуками.

– кукла в костюме принцессы-”Несмеяны”, кукла Принц;

– две ромашки с серединками зеленого и синего цветов, лепестки с предметными картинками в названии которых есть звуки [М], [ Мь];

– картинки с изображением предметов из знакомых мультфильмов “Незнайка” и “Маша и медведь”;

– корзинка для фишек;

– фишки для рефлексии;

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришла Царевна-Несмеяна. Давайте ей покажем, как мы занимаемся. Сделаем гимнастику для язычка.

а) Улыбаются лягушки – тянут губки прямо к ушкам («Улыбка» с сомкнутыми губами);
б) Подражаю я слону – губы «хоботом» тяну;
в) Язычок широкий, гладкий – получается «лопатка» и т.д.

Воспитатель: Ребята, прислушайтесь, пожалуйста, мне кажется, что кто-то плачет. Это плачет Царевна-Несмеяна. И вот почему. Послушайте внимательно историю про царевну.

– Жила — была царевна. Она была такая рева, такая крикунья. Ни разу в жизни не улыбнулась, никогда не смеялась. Так ее и прозвали Царевна-Несмеяна. Сидит Несмеяна на троне и ноет: [н]-[н]-[н]. Ребята, возьмите зеркала и покажите, как ныла Несмеяна.

Дети: Произносят звук [н], наблюдая за артикуляцией в зеркале.

Воспитатель: Ребята, какой звук мы произносим?

Дети: Мы произносим звук[н].

Воспитатель: Верно! Давайте вспомним, как мы произносим звук [н]. (Воспитатель помещает на доску схему артикуляции звука [н].) Губы разомкнуты. Зубы сближены. Кончик языка прижат к верхним зубам.)- Ребята, что встречает во рту выдыхаемый воздух?

Дети: Воздух встречает во рту преграду.

Воспитатель: Если воздух встретил во рту преграду, мы можем петь звук [н]?

Воспитатель: Как мы называем звуки, которые нельзя петь?

Воспитатель: Верно! Звук [н] — это согласный звук. А теперь положите руку на горлышко и произнесите звук [н]. Горлышко «дрожит»? Значит звук [н] какой?

Дети: Звук [н] — звонкий.

Воспитатель: Верно! Ребята, посмотрите, что происходит с губами, когда мы произносим звук [н]?

Дети: Губы не улыбаются.

Воспитатель: Значит звук [н] какой?

Дети: Звук [н] — твердый.

Воспитатель: Кружком какого цвета мы обозначаем согласный твердый звук? Что обозначает колокольчик?

Дети: Согласный твердый звук обозначаем синим кружком. Колокольчик обозначает, что звук звонкий.

Воспитатель: Молодцы! Давайте все повторим про звук [н]. Какой он?

Дети: Повторяют характеристику звука.

Воспитатель: Молодцы! А теперь произнесем звук “М”. Дадим характеристику этому звуку.

Дети и воспитатель проделывают ту же работу, что и со звуком “М”

Дети дают характеристику звуков “М”, “Мь”, “Н”, “Нь”, опираясь на вопросы воспитателя.

– Звук “М”, “Н”- согласный или гласный? Почему?

– Звук “М”, “ Н”- звонкий или глухой? Почему?

– Звук “М”, “Н”- твердый или мягкий?

– Фишкой какого цвета обозначаем звук “М”, “Н”?

– Звук “Мь”, “ Нь”- согласный или гласный? Почему?

– Звук “Мь”, “ Нь”- звонкий или глухой? Почему?

– Звук “Мь”, “ Нь”- твердый или мягкий?

– Фишкой какого цвета обозначаем звук “Мь”, “НЬ”?

1. Воспитатель: Произнесем чистоговорки:

ма – ма – ма – скоро к нам придет зима

му – му – му – молока кому

мо – мо – мо – мы любим эскимо

ми –ми –ми – нас в игру прими

На-на- на- На холме сосна. Ны-ны- ны- На небе нет луны

Но-но-но На дворе темно. Онь-онь-онь – Зажигай огонь.

Ребята, Несмеяна на нас даже не смотрит, а пуще прежнего ревет. Поиграем в игру «Как живешь?» и покажем Несмеяне, что нужно жить с радостью.

2. Игра «Как живешь?»:

Как живешь? Руку вытянуть вперед, не сгибая в локте, большой палец отогнуть вверх, остальные пальцы сжать в кулак.

Как плывешь ? Изобразить плывущего человека

Как бежишь? Изобразить бегущего человека

Вдаль глядишь ? Приложить руку к глазам, «вглядываясь» в даль

Машешь вслед ? Помахать рукой

А как спишь ? Изобразить спящего человека

А шалишь ? Надуть щеки и кулачками хлопнуть по ним

Воспитатель: Молодцы! Ребята, пришел к Несмеяне принц и давай её веселить, звук [Н] в словах ловить. Поиграем и мы в игру “Поймай звук [Н]”.

3. Игра “Поймай звук [Н]”.

Воспитатель: Я буду произносить слова, когда вы услышите звук [Н] — хлопните в ладоши.

Царевна, ревет, улыбнуться, плачет, принц, трон, шум, Несмеяна, ноет, кричит.

Дети: Выполняют задание.

Воспитатель: Молодцы! Но Несмеяна все ревет. Убежал даже принц. Осталась Несмеяна одна-одинешенька. Придется нам ее теперь веселить. Покажем ей картинки с изображениями наших любимых мультфильмов. Назовите слова со звуком [Н]. а затем со звуком [М]/Где спрятались звуки, в начале, в середине или в конце?

Дети: Называют слова со звуком [Н], а затем со звуком [М], определяют место звука в словах.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, сидит Несмеяна одна-одинешенька, вся в слезах, капризничает. Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот». Вы умеете?

4. Игра «Скажи наоборот».

Воспитатель: МА – …(м я) Дети:АМ – . (амь)

Мо – …(м ё) ОМ – … (омь)

М у – …(мю) УМ – …(умь)

ФИЗМИНУТКА (в середине занятия)
Мы руками — хлоп-хлоп-хлоп (6раз) ,
Мы ногами — топ-топ-топ (6раз) .
Кулаками постучим (6раз) ,
Повернемся и молчим (рот закрыть рукой) .

Воспитатель: Чтобы Несмеяна неплакала, давайте подарим ей букетики цветов. Для этого нам необходимо собрать ромашки. У одной ромашки серединка зеленая, у другой – синяя.

Дети берут лепестки, на которых наклеены предметы с предметами, в которых есть твердые и мягкие звуки “М” и “Мь”.

Воспитатель: Внимательно посмотрите на свой предмет, определите – какой звук слышится в слове «М» или «Мь» и положите лепесток к соответствующей серединке.

– Первая команда должна составить цветок с серединкой синего цвета (из лепестков выбрать те в названиях, которых есть твердый звук «М»).

– Вторая команда должна составить цветок с серединкой зеленого цвета (из лепестков выбрать те в названиях, которых есть твердый звук «Мь»).

Назвать предмет, определить позицию звука в слове.

6. Шуточный рассказ «Несмеяна и крокодил».

Однажды Несмеяна пошла на рыбалку и поймала рыбку. Вдруг из речки вышел крокодил и сказал: «Несмеяна, я тебя съем». Несмеяна испугалась и хотела закричать: «Мама!», но от испуга все перепутала и закричала «Ам – ам». Крокодил услышал и тоже испугался. Сначала он хотел крикнуть «Ам – ам», но от испуга тоже все перепутал и у него получилось: «Мама».

Так они стояли и разговаривали. Несмеяна говорила «Ам – ам», а крокодил – «мама».

7. Манипуляции с буквами.

– Воспитатель: Как кричала Несмеяна?

– Воспитатель: Выложите эти два слога из букв разрезной азбуки. Как кричал Крокодил?

– Воспитатель: Переставьте буквы так, что бы получилось слово «мама».

8. Звукобуквенный анализ слова «МАМА».

– Воспитатель: Сколько слогов в лове МАМА?Сколько гласных звуков? Сколько согласных звуков?Давайте обозначим звуковыми фишками каждый звук.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Несмеяна обрадовалась, что вы справились с ее заданием и заулыбалась. Поняла Несмеяна, что лучше жить с радостью, чем печалиться и грустить. Подарим и мы улыбки друг другу

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе по теме: “Звуки Б – Б’. Буква Б.”

Предлагаемый конспект занятия может быть использован учителями-логопедами при планировании и проведении фронтального занятия в подготовительной логопедической группе. Тема данного занятия: “Звуки Б-Б’.

Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звук и буква И». Конспект № 7

Вашему вниманию предлагается конспект (технологическая карта) НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе, выполненный с учетом требований ФГТ.

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе “Дифференциация согласных звуков по принципу: твёрдый и мягкий. Звуки «П»- «ПЬ»”

На занятии в игровой форме учим детей различать звуки “П” и “Пь”.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе по теме ” Звук и буква О”

Фронтальное занятие проводилось в подготовительной логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи 3 уровня.

Конспект НОД в подготовительной логопедической группе на тему “Звуки “В”- “Ф”, “ВЬ” – “ФЬ”

В конспекте представлены задания в игровой форме разной степени сложности для дифференциации звуков (по звонкости- глухости, мягкости- твердости).

Конспект занятия с использованием ИКТ. Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе по теме: «Звуки Г – Г*, буква Г».

Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе по теме: «Звуки Г – Г*, буква Г». Тема: «Звуки Г – Г*, буква Г»Цель:Закрепить навы.

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе на тему: «Дифференциация звуков [л]-[р]. Животные жарких стран ».

Цель занятия научить дифференцировать звуки [л]-[р] в слога, словах и предложениях. Познакомить детей с животными жарких стран.Формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, доброжелател.

Конспект открытого занятия по теме: «Звуки М, Мь, Н, Нь»

Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте детей 7-го года жизни с ОНР III уровня.

Тема: «Звуки М, Мь, Н, Нь» (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи).

  • учить детей давать сравнительную акустико-артикуляционную характеристику звуков Н, М;
  • учить детей дифференцировать звуки Н, Нь-М, Мь в слогах, словах и предложениях;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • развивать навыки звуко-слогового анализа, анализа предложения;
  • воспитывать умение слушать сверстника при ответе, не перебивать его..

Оборудование: доска; куклы; алгоритм «Звуки»; кассы букв, карточки с буквами М, Н; простые карандаши; перфокарты; пеналы; картинки со звуками Н, Нь, М, Мь.

Ход занятия

I. Оргмомент.

Дети стоят перед входом в кабинет.

– Придумать по 1 слову со звуком Н и со звуком М.

II. Повторение и сообщение темы.

Дети стоят перед доской полукругом.

– Узнай букву и назови, какие звуки она обозначает. (Отвечают на задание логопеда.)

– К нам в гости пришли две куклы. Им нужно дать имена: имя одной куклы должно начинаться со звука М, а другой — со звука Н. (Дети называют кукол.)

– Чем мы сегодня будем заниматься? (Мы сегодня будем учиться различать звуки Н, Нь и М, Мь.)

– Эти звуки и буквы этих звуков мы будем сегодня учиться различать.

III. Основная часть.

– Эти две куклы нам в этом помогут.

– Они принесли с собой волшебную картинку, которую надо «раскрыть». Каждая часть этой картинки с цифрой – одно задание. По порядку открываем и картинку получаем.

1. Артикуляционно-акустическая характеристика звуков М-Н.

Спросить некоторых детей. (Дают характеристику звуков Н, Нь, М, Мь.)

2. Развитие фонематического слуха: «Дразнилки».

ма-на-ма
на-на-ма
ма-ма-на
на-ма-на
на-ма-ма
ма-на-на
ма-ма-ма
на-на-на

Дети повторяют интонацию при произношении слоговых цепочек.

3. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.

«Подними нужную букву».

– слоги: ма, на, ам, ан.

– слова: мак, нос, сом, сон, конфета, помощь, умножать, комната.

Дети поднимают нужную букву.

«Подарим картинки Нате и Маше».

Дети дарят картинки со звуком Н — Нате, а со звуком М — Маше.

Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту сесть опять.

Действия по тексту физминутки.

4. Связь звуков и букв.

– Чем мы обозначаем звуки, когда пишем? (Звуки мы обозначаем буквами.)

– Сколько элементов у буквы М? А у буквы Н? (У буквы М – 4 элемента. У буквы Н – 3 элемента.)

– Посмотрите на эти две буквы и скажите, чем они отличаются? (Они отличаются тем, что у буквы М в середине две наклонные палочки, а у буквы Н в середине одна прямая палочка.)

– А чем похожи? (И у буквы М и у буквы Н есть две вертикальные палочки.)

Птички полетели, (Большой палец горизонтально, сверху присоединить сомкнутые прямые остальные пальцы.)
Крыльями махали, (Пальцы расставить. Взмахи ладонями.)
На деревья сели, (Руки вверх, все пальцы широко расставить.)
Вместе отдыхали. (То же, что и на первую строку.)

5. Выполним звуковой анализ слов «кино», «муха» — на перфокарте. (Работа с перфокартой. )

– Выложите цветную схему этих слов, используя фишки из пенала. (Работа с пеналом.)

6. Составьте предложения с этими словами «кино», «муха». (Составляют предложения с этими словами.)

– Выложите схему предложения на столе, используя фишки из пенала. (Выкладывают схемы предложений.)

IV. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

– Какая картинка получилась?

– Где находятся звуки М, Н? (Звуки М, Н находятся в середине слова «витамины».)

– Дайте характеристику этим звукам. (Звуки Н, М – согласные, твердые/мягкие, звонкие.)

– Молодцы! Нашим гостям понравилось как вы работали. Они принесли вам угощение — витамины.

Долгополова Виктория Николаевна,
учитель-логопед,
МБДОУ ДСКВ № 60,
город Нижневартовск

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков М – Мь»

Конспект логопедического занятия

по формированию фонетической стороны речи

в подготовительной группе для детей с ОНР

на тему «Дифференциация звуков М – Мь»

Сибирко Н.Н., учитель-логопед МКДОУ ЦРР – д/сад №13,

г. Россошь Воронежской области

Цель : Учить детей дифференцировать в речи звуки М – Мь.

Коррекционно-образовательные задачи:

систематизировать знания детей о звуках гласных и согласных;

расширять словарный запас детей (образование родственных слов, усвоение

совершенствовать грамматический строй речи (согласование притяжательных местоимений с существительными в роде и числе, работа с деформированным предложением).

Коррекционно-развивающие задачи:

развивать фонематический слух (различение звуков М – Мь в слогах, словах, предложениях; определение позиции звука в слове);

развивать зрительное внимание и восприятие;

развивать речевой слух, память, мышление;

развивать общую моторику, координацию речи с движениями;

активизировать речевую деятельность детей.

Коррекционно-воспитательные задачи:

формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности;

воспитывать положительную мотивацию к занятиям, умение внимательно слушать педагога.

Оборудование:

сигнальные кружочки синего и зелёного цвета, схема характеристики звуков, карточки со слогами, игрушки, корзинка, мешочек, ноутбук, мультимедийная установка, магнитофон.

1. Оргмомент. Психогимнастика.

Дети на коврике выполняют движения по заданию логопеда:

– покажите, как летит аист.

– как плывёт утка.

– как важно ходит индюк.

– как катится обруч.

2.Обобщение ранее полученных знаний.

– Ребята, какие звуки я выделяла голосом в словах аист, утка, индюк, обруч?

– Какие это звуки? ( гласные )

Вспомним стишок про гласные звуки (проговаривают хором):

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

В тёмном лесу звать и аукать,

И в колыбельке ребёнка качать.

– А какие звуки мы ещё знаем ? ( П, Т, К, М )

– Их можно петь? ( Нет )

– Какие это звуки? ( Согласные )

– Что мы знаем о согласных звуках? (проговаривают хором)

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, свистеть,

Даже фыркать и скрипеть,

Но не хочется им петь.

Дети садятся на свои места.

3. Введение в тему. Сообщение темы.

(На экране слайд «Лес»)

Возле леса на опушке

Трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати ,три подушки.

Угадайте без подсказки:

Кто герои этой сказки? ( Три медведя )

– Дети, вам знакома эта сказка?

– А кто ещё был в сказке, кроме медведей? ( Машенька )

(На экране появляется слайд с персонажами сказки «Три медведя»)

– Назовите первый звук в слове «Маша» ( М )

– А в слове «медведи» ? ( Мь )

– Одинаковые это звуки ? ( нет )

– Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки М и Мь

и побываем с Машенькой в гостях у трёх медведей.

Сравнительная характеристика звуков ( по схеме )

– Чем похожи звуки М и Мь? ( согласные, звонкие )

– А чем различаются ? ( М – твёрдый, Мь – мягкий )

– Каким цветом обозначаем твёрдые согласные звуки? (синим)

А мягкие согласные? ( зелёным )

4. Работа над стихотворением (выделение слов со звуками М, Мь)

( На экране слайд «Машенька у домика медведей»)

– Что же произошло с Машенькой?

Внимательно послушайте стихотворение и запомните все

слова , которые начинаются звуками М, Мь .

Маша в чаще заблудилась,

К трём медведям в дом явилась,

Суп у Мишки похлебала,

Стульчик маленький сломала.

– Какие слова со звуком М в начале слова вы услышали?

– А какие слова со звуком Мь в начале слова услышали?

Машенька очень расстроилась, что сломала стульчик у Мишутки.

Чтобы она не очень горевала, давайте поиграем, а Машенька пусть смотрит на нас и

5. Игра «Эхо в лесу»

– Дети, в лесу всегда хорошо слышно эхо .

Правильно повторите за мной ( как эхо ):

мю – мю – му – молока мне одному

ма – мя – ма – скоро к нам придёт зима

мё – мо – мо – мне купили эскимо

6. Работа с сигнальными кружками

-Сейчас я буду читать стихотворение.

В конце каждой фразы я буду выделять голосом слова, а вы

в этих словах определите первый звук ( М или Мь )

и правильно поднимите кружок ( синий или зелёный ).

На полу скребётся… мышка.

Спит в берлоге бурый… мишка.

Этот мишка очень… мил,

Только лапы он не… мыл.

Убежала в норку… мышка,

Спать залёг в берлогу… мишка.

Мальчик… мал, но очень… мил,

Он водичкой руки… мыл.

7. Д/игра «Родственники» (образование родственных слов)

– Прочитайте слоги (на доске на карточках):

– Что такое УМ? ( Это то, с помощью чего можно думать, понимать ).

– Давайте подберём к слову УМ слова, которые похожи и имеют

общую часть. Их называют родственными.

– Как можно назвать девочку, которая учится на 4 и 5? ( УМНИЦА )

– А мальчика? ( УМНИК )

– Если девочка умница, то она какая? ( УМНАЯ )

– А ласково? ( УМНЕНЬКАЯ )

– Если человек учится, что с ним происходит? ( он УМНЕЕТ )

– Можно сказать УМ, а ещё больше? ( УМИЩЕ )

– А меньше? ( УМИШКО )

– От какого слова образовались все эти слова? ( УМ )

– Какие они? ( родственные )

– Чем похожи слова УМНАЯ, УМНИЦА? ( звук М )

– Где он «спрятался»? ( в середине слова )

– А чем похожи слова УМИШКО, УМИЩЕ? ( звук Мь в середине слова )

8. Выбор родственных слов из стихотворения

– Прослушайте стихотворение, выберите все родственные слова:

Мы любим мёд, а ласково медок,

Приятны очень пряники медовые.

Вот села медуница на цветок –

Так называют бабочку весёлую.

– Почему эти слова родственные? (в них есть общая часть МЁД)

– Какой звук встречается во всех этих словах ( Мь )

– Где он «спрятался»? ( в начале слова )

9 . Д/игра «Подарки для медведей» (различение звуков М – Мь в словах)

– Дети, вы помните, что случилось с Машенькой?

( она сломала стульчик Мишутки )

Машенька решила пойти к медведям, отнести им подарки

и попросить прощения. Давайте поможем ей подобрать подарки для медведей.

В названиях обязательно должны быть звуки М, Мь.

– Что любят медведи? ( мёд, малину )

– Я приготовила подарки, а вы проверите, не ошиблась ли я.

Дети выходят по одному к столу логопеда, достают из мешочка

игрушки, называют, определяют звук и его позицию в слове

и кладут игрушки в корзину.

10. Упражнение «Закончи фразу» (актуализация глагольной лексики)

– Ну что ж, подарки для медведей готовы. Осталось нам собрать в лесу малину.

– Я начну фразу, а вы закончите её словом – действием . ( хором ):

Мы с Машенькой в лес … ( пойдём ), бегом … ( побежим ), малину … ( соберём ),

к домику …( придём ), подарки … ( отнесём, отдадим, подарим )

– Чем похожи все эти слова? ( звук М конце слова )

(на экране слайд «Малина»)

11. Динамическая пауза (пение под музыку с движениями )

По малину в лес пойдём > 3 р.

Плясовую заведём > 3 р.

Солнышко на дворе, а в лесу тропинка,

Сладкая ты моя, ягодка малинка.

Ты, малинка, не в роток > 3 р.

Насыпайся в кузовок > 3 р.

Солнышко на дворе, а в лесу тропинка,

Сладкая ты моя, ягодка малинка.

(на экране слайд «Три медведя»)

-А в это время медведи шли по лесу :

Три медведя шли домой (идти вперевалочку )

Папа был большой – большой (потянуться вверх)

Мама с ним поменьше ростом (руки перед грудью)

А сынок – малютка просто (присесть )

Очень маленький он был (походить по кругу)

С погремушками ходил

– Ребята, малины мы набрали, подарки приготовили, можно идти к медведям в гости.

(на экране слайд «Домик в лесу»)

-На поляне дом стоит,
Ну, а к дому путь открыт.

Дети подходят к экрану, смотрят на домик.

– Вот мы и пришли в гости к медведям.

– Какой звук в слове? ( М в конце слова )

– Назовите ласково … ( домик )

– Какой звук в слове, где он спрятался? ( Мь в середине слова )

(на экране слайд «Машенька»)

12. Д/игра «Мой, моя, моё, мои» (согласование притяжательных прилагательных

– Дети, Машенька прощения у медведей попросила, подарки им вручила. Стал Мишутка

рассматривать подарки и спрашивает:

– Теперь это будет мой машинка? Моя мёд?

– Правильно говорит Мишутка ? ( нет )

-Давайте научим Мишутку правильно употреблять в речи слова

мой, моя, моё, мои .

Логопед достаёт из корзинки подарки, а дети правильно называют.

(машинка моя, мёд мой и т.д. )

13. Д/игра «Кто быстрее?»

(на экране слайд «Мишутка»)

-Мишутка – очень любознательный медвежонок. Он всё время задаёт вопросы.

Давайте ответим на его вопросы, найдём в этих словах звуки М, Мь и определим,

где они «спрятались».

– Чем забивают гвозди? ( молотком)

– На чём можно играть ? (на гармошке)

– Что носят пчёлы в улей ? ( мёд)

– Чем пишут на доске в школе ? ( мелом)

– На чём можно летать ? ( на самолёте )

– Куда мы вечером возвращаемся с работы, из д/сада? ( домой )

14 . Д/игра «Путаница» (работа с деформированным предложением)

– Дети, наше занятие подходит к концу.

– Чем же мы сегодня занимались?

Я зашифровала предложения, а вы их расшифруйте:

– Мы, лес, ходить, в.

– Собирать, малина, мы.

– Машенька, помогать, подарки, приготовить, мы.

– Подарки, медведи, мы, отнести.

– Различать, мы, звуки, М, Мь.

15. Итог занятия

(на экране слайд «Спасибо»)

– Ребята, Машенька очень рада, что мы помогли ей приготовить подарки для

медведей, и благодарит нас за это. Давайте все вместе прочитаем это слово.

А ещё Машенька приготовила для нас угощение…

Конспект занятия по обучению грамоте «Изучаем звуки [м], [н] и буквы М, Н, путешествуя по родному городу»

Зиновьева
Конспект занятия по обучению грамоте «Изучаем звуки [м], [н] и буквы М, Н, путешествуя по родному городу»

Конспект занятия по обучению грамоте

для детей старшего дошкольного возраста

«Изучаем звуки [м], [н] и буквы М, Н, путешествуя по родному городу»

• Закрепить знание детей об изученных звуках «м», «н» и целостного восприятия букв;

• уточнить артикуляцию звуков;

• упражнять в добавлении звуков «м» или «н» в слово, а также выделении их из слов;

• познакомить и закрепить образ букв Мм, Нн;

• упражнять в звуко – слоговом анализе слов;

• закрепить знания по определению мягкости и твердости согласных;

• развивать внимание, мышление, речевую активность;

• воспитывать внимательность, усидчивость, самостоятельность и аккуратность при выполнении заданий.

• воспитывать любовь к родному городу, бережное отношение к культурному наследию России.

Оборудование: презентация, мяч, счетные палочки, цветные карандаши, листы развития для детей, разрезные смайлики-медвежата.

Ход занятия

Здравствуйте ребята! Как я рада видеть вас!

Я предлагаю вам вместе настроиться на работу.

-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие и по нашему городу и познакомимся с новыми буквами и достопримечательностями города.

-Как называется наш город знают все? Молодцы!

-А Жители Ноябрьска называются ноябрьцы или ноябряне.

-Как можно назвать много жителей нашего города (Народ)

-А что такое достопримечательности? (Это что-то необычное, удивительное)

Эти места в нашем городе-достопримечательности, как к ним нужно относиться? (Беречь, ухаживать, сохранять для будущих поколений)

Итак, юные ноябряне, покажите мне свои язычки!

А язычок наш, как ребятки, тоже очень любит прятки. (прятки)

Он за зубки быстро прыг.

Где, ребята ваш язык?

Показали и опять (лопаточка)

За зубами не видать (прятки)

Улыбнулась детвора (улыбочка)

Как нам нравится игра

– А кто у нас самый внимательный путешественник? Не подглядывая на таблицу букв, кто сможет вспомнить, с какими буквами мы познакомились на прошлом занятии? (Щ,Ч,Й)

Давайте прочитаем слоги с этими буквами.

Чтение слогов. СЛАЙД 1

4. Изучение нового материала.

-Ребята, в нашем городе есть много интересных мест. Посмотрите на фотографию, скажите, кто из вас был в этом месте. Это парк развлечений «Ноябрьск-парк». Самый крупнейший в нашем регионе. Давайте повторим его название, такое же как и у нашего города. Ноябрьск. СЛАЙД 2.

-Какой звук слышим вначале слова?

А теперь посмотрите еще на одно фото, кто был в этом месте нашего города Ноябрьска. Что это за памятник. Где он находится. Это памятник «Белые медведи» находится на площади перед железнодорожным вокзалом – станцией Ноябрьск-2. СЛАЙД 3

Давайте произнесем слово медведь. Какой звук слышим в этом слове?

– Какие звуки мы произносили? (Мы произносили звуки [м], [н])

– Какие это звуки? (Это согласные звуки.)

– Сегодня мы с вами отправимся в путешествие со звуками и буквами «м» и «н».

Произнесение и сопоставление звуков «м» и «н».

– Почему звуки «м» и «н» называются согласными? (Потому что есть преграда для воздушной струи и поэтому звуки не поются.)

– Что мешает воздуху выходить свободно, когда мы произносим звуки «м» и «н»? (Губы и язык.)

5. Игра «Добавь звуки [м], [н]».

– Сейчас я буду кидать мяч и произносить слово без последнего звука «м» или «н», а тот, кому я кину мяч, вернёт мне его обратно и назовёт слово полностью.

Приготовились. До. – дом. Сы. – Сын. Ваго. – вагон. Хра. – храм. Зво. -звон.

– Какие звуки я всё время пропускала в конце слов? (Вы пропускали звуки [м], [н]) Какие это звуки? (Звуки [м], [н]- согласные, твёрдые, звонкие.)

6. Игра «Твердый – мягкий».

– Продолжаем играть. Я буду кидать мяч и произносить слово, а тот, кому я кину мяч, вернёт мне его обратно и назовёт в этом слове первый звук.

Медведь – мь. Ноябрск – н. Мир – мь. Москва – м. Машина – м. Народ – н. Магазин – м. Метро – мь.

– Какие звуки выделяли из слов? (Звуки «м», «мь» и «н», «нь».) Где они находились в словах? (Звуки «м», «мь» и «н», «нь» находились в начале слов.).

7. Знакомство с буквами М, Н.

– Какими буквами обозначаются звуки «М», МЬ», «Н», «Нь»?

Знакомство с буквой «М»

Вот качели буква М

Здесь качаться можно всем.

Рисуем букву М пальчиком в воздухе.

А теперь внимательно посмотрите на букву и скажите, сколько в ней элементов? Какие это элементы. (Четыре палочки)

Выкладываем букву М из палочек.

Знакомство с буквой «Н».

Поперёк наложили поясок.

Письмо буквы «Н» пальчиком в воздухе.

-Сколько палочек потребуется, чтобы построить букву «Н»? (Три). Выкладываем букву Н из палочек.

Приседай со мной, братишка!

Руки вверх, вперед и вниз,

Улыбайся и садись!

-Выполняем задание из листа развития: 1-7

10. Итог занятия:

-Ребята, что вам больше всего понравилось на занятии?

-Какие достопримечательности нашего города Ноябрьска мы с вами сегодня посетили (парк культуры и отдыха – Ноябрьск – парк, памятник “Белые медведи”)

– Какое задание показалось вам самым сложным?

Выберите смайлик, который соответствует тому, как ты сегодня поработал?

Спасибо за работу. Вы молодцы!

ЛИСТ РАЗВИТИЯ “ИЗУЧАЕМ ЗВУКИ [М], [ Н] И БУКВЫ М, Н, ПУТЕШЕСТВУЯ ПО РОДНОМУ ГОРОДУ

1. Обведи буквы М Н по контуру.

2. Собери буквыв слова в соответствие с картинкой:

3. Определите, какой звук М или Н спрятался в каждом слове. Впишите буквы М или Н в квадратики. Раскрасьте картинки. Дайте им характеристику звукам, которые вы нашли в словах.

4. Раскрась только те картинки, в названии которых есть твёрдый звук Н.

6. Соедини линией слоги в слова.

7. Запиши буквы в клетки по порядку и получи слова.

Н Я Б С Ь О К Р

1 3 4 7 6 2 8 5

Прикреплённые файлы:
zanjatie-izuchaem-m-n-puteshestvie-po-gorodu_q483f.pptx | 1527 Кб

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группе Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте. Задачи: Образовательные: Совершенствовать.

Конспект занятия по обучению грамоте детей 5–6 лет «Гласные и согласные звуки» Конспект занятия по обучению грамоте детей 5-6 лет «Гласные и согласные звуки» Автор: Коняева Ольга Владимировна педагог дополнительного.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [Д]-[Д’], [Т-[Т’]. Чтение слогов, предложений» для старшей группы Задачи: способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Способствовать развитию фонематического восприятия. Познакомить со звуками Д-Т.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [п] и [п’], буква П» (старшая группа) Цель: познакомить детей с буквой П, и звуками [п] и [п’]. Задачи: формировать умение и желание активно участвовать во время занятия, отвечать,.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [т], [т’]» Тема: Звуки [т], [ть] (закрепление)Зaдачи:- зaкрепить знания о звуках [т], [ ть ]; – формировaть умение воспитанников дифференцировaть.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [В]-[В’]. Буква В» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки В — Вь. Буква В» Образовательные задачи. Ознакомление со звуками.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки [Х ]-[Х’]. Буква «Х». Чтение слогов, слов и предложений» Тема: «Звуки Х – ХЬ. Буква Х. Чтение слогов, слов и предложений» для старшей группы Задачи: способствовать развитию звуко – буквенного анализа,.

Лэпбук по обучению грамоте «Буквы и звуки русского языка» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию уже ставшую популярной тематическую (интерактивную) папку – лэпбук! Увидев варианты лэпбука.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ж], буквы Ж, ж» В декабре провела для своих родителей “День открытых дверей. Посетили они фронтальное занятие и индивидуальные занятия. Провела занятие обычное,.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л» Цель:Закрепит звуки л,ль. Упражнять в звуко-буквенном анализе, формировать навык чтения, развивать зрительное восприятие. Оборудование: интеракивная.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте: “Звуки М, Мь и буква М”

Тихоненкова Елена Павловна

Учитель-логопед, МБДОУ общеразвивающего вида детский сад № 62 “Жемчужинка г. Мытищи, г. Москва

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Тихоненкова Е.П. Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте: “Звуки М, Мь и буква М” // Совушка. 2016. N4(6). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/6/ (дата обращения: 18.01.2022 ).

Цель: уточнение знаний о звуках [М], [М’]

Задачи:

  • Образовательные: Познакомить со звуком [М] и графическим образом буквы, учить детей правильно давать акустико-артикуляционную характеристику, формировать навыки звукового анализа.
  • Развивающие: развивать навыки словообразования прилагательных от существительных, развивать мелкую и общую моторику, речевое дыхание и силу голоса, фонематический слух, внимание, мышление, пространственное восприятие;
  • Воспитательные: Воспитывать уважение к ответам товарища.

Оборудование:

Демонстрационный материал: красивый конверт с указанным адресом группы, листочки из лёгкой бумаги, “камни” – буквы, ковёр-“речка”, большой лабиринт c “норками”, игрушка мышка, рисунок дома, образец буквы, образцы заданий из рабочего листочка, три короба разной величины.

Раздаточный материал: разрезные картинки на подгруппу детей, рабочие листочки с заданиями, карандаши, подносы с элементами букв, полоски-слова, кружочки (зеленый, красный, синий).

Ход занятия

1. Оргмомент

Детей встречают на входе в группу. “Доброе утро, ребята! Многие из вас пришли в садик очень рано, а вы не забыли умыться и почистить зубы? Давайте вспомним, как мы это делаем”

– Самомассаж и артикуляционная гимнастика

Водичка, водичка, умой моё личико (ладошками рук ведём по лбу от центра к вискам)

Чтобы глазки блестели (от уголков глаз по скулам к вискам)

Чтобы щёчки краснели (круговыми движениями ладошками растираем щёчки)

Чтоб смеялся роток (указательными пальцами рук от центра над верхней губой, а затем под нижней губой ведём к краям губ)

Чист и бел был зубок (улыбнуться, показать зубки и удержать продолжительное время)

Логопед: Сегодня в садик пришло для вас послание из страны звуков и букв! (Показывает конверт) “Дорогие ребята! Приглашаем вас посетить нашу страну, познакомиться с новым звуком и научиться писать букву, обозначающую этот звук”

2. Работа над дыханием и голосом

– работа над силой речевого дыхания

Когда дети дадут своё согласие и отправятся в путь, дорогу перекрывает “быстрая речка”. Но нет переправы.

Логопед спрашивает детей, какое время года на улице и предлагает обосновать ответ. (Дети называют признаки зимы.)

Логопед: И у нас снежинки закрыли всё на подносе. Давайте все вместе глубоко вдохнём носиками и сильно подуем на снежинки, сложив губы трубочкой.

Дети сдувают листочки и видят “камни ”с буквами А, О, У, Э, И.

Логопед: Эти камни мы используем для переправы через речку.

– работа над силой голоса

Камни помещают поперёк речки, и каждый ребёнок по образцу учителя перепрыгивает с камня на камень, называет букву громко и чётко на твёрдой атаке.

Перебравшись на другой берег, дети видят дом. “Кто в домике живёт?” Дети отгадывают загадку:

В подполье, в коморке

Живет она в норке

Серая малышка

Кто же это. (Мышка)

3. Сообщение темы.

– Работа над словообразованием прилагательного от существительного

Логопед достаёт мышку-хозяйку. “Мышь бывает разная. Как можно назвать мышь, которая живёт в доме человека? (домашняя мышь). Мышь у компьютера? (компьютерная). А мышь, живущая в поле?” (полевая) Вот полевая мышка Мила и приготовила вам сегодня задания.

– Работа над ориентировкой на листе бумаги и развитием слухового внимания.

Перед детьми появляется планшет – лабиринт.

Логопед: У полевой мыши много кладовых и все они соединены подземными ходами. По моей подсказке пройдём в первую кладовую и узнаем, с каким звуком нас хотят познакомить.

Логопед говорит маршрут, а ребёнок ведёт по нему мышку: “Идём от стрелки вверх, поворачиваем направо, вниз, мимо цветочка”. Норку снимают с планшета, переворачивают и видят “?” (вопрос). Учитель показывает карточку с предметами: цветы, стол, стул, кровать. Просит перечислить предметы: ”Что на карточке лишнее? (Машина. Почему?(ответы детей) Эта лишняя картинка поможет нам в раскрытии темы занятия. Произнесём ещё раз слово “машина” и назовём первый звук” (мммашина).

Дети выделяют звук [М].

А вот еще одно задание, кто же лишний на этой карточке?

Произнесём ещё раз слово “медведь” и назовём первый звук” (мммедведь).

Дети выделяют звук [Мь].

Назовите еще раз первые звуки этих слов.

Логопед: Да и именно об этих звуках мы сегодня будем говорить.

4. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Логопед: Посмотрите в зеркало и произнесите сначала звук [М]. А теперь звук [Мь]. (хором, затем индивидуально)

Вопросы по схеме:

– Губы открыты или смыкаются? (Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.)

– Где находится язык? (он лежит на дне рта)

– Мешает ли что-либо выходить воздушной струе изо рта? (да, губы)

Вывод: Как мы называем звуки, при произношении которых воздушная струя встречает преграду? (согласные) Значит, звуки [М] и [Мь] какие? (согласные).

Логопед: А мы знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесём звуки [М] и [Мь]. … Чувствуете как звенит голос? Значит звуки [М] и [Мь] какие? (звонкие).

Логопед: Да, а еще согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми. Твердые звуки мы каким цветом обозначаем? (синим). А мягкие? (зеленым).

5. Развитие фонематическо восприятия.

Логопед предлагает пройти ко второй норке другому ребёнку с мышкой. (Идём вверх, поворачиваем налево, вверх, мимо колокольчика, мимо гриба боровика) С другой стороны норки нарисовано ухо.

Логопед: Поиграем в игру «Поймай звук». Я буду называть разные звуки. Если вы услышите [М], хлопните в ладоши, а если [Мь], топните ногой. (Небольшим экраном логопед прикрывает рот от глаз детей и произносит звуки) О-в-м-у-м-ы-мь-м-ш-н-нь-м-мь-мь-м. (Затем слоги) Ма-со-мы-ми-ты-ым-ом-им-ни-но-не. Затем слова: ложка, рыба, мед, коты, дым, помидор, малина, лыжи, ручка, мир, бык, дым…

А теперь физминутка.

Физминутка

Вот идет черный кот

Ходьба на месте

Притаился мышку ждет

Мышка норку обойдет и

к коту не попадет

Ходьба на носочках

6. Произношение звука в словах. Определение позиции звука в слове

Логопед: Дальше пройдем по нашему лабиринту и узнаем какое задание приготовила нам мышка Мила. ( Норка с полосочкой и кружочками). А теперь определим положение звука в словах: в начале, середине или конце слова.

Дети на столах работают с разрезными картинками на каждого ребёнка: на 1 ряду лежат 5 разрезных картинок : малина, морковь, мед, лимон, мороженое, помидоры.

На 2 ряду лежат разрезные картинки: самолет, машина, трамвай, самосвал, мотоцикл, метро.

Логопед: Назовите собранные картинки одним словом. (продукты (еда), транспорт)

Каждый ребёнок ещё раз называет собранную картинку, выделяя голосом звук [м] или [мь], и объясняет, где услышал заданный звук. (В начале, в середине, в конце слова). И выставляет кружочек в нужном месте.

7. Обозначение звуков [М] и [Мь] буквой “ЭМ”.

Один из детей снова подходит к лабиринту и проходит путь к норке по инструкции. На обратной стороне норки нарисован карандаш. “Ребята, как вы думаете, что мы с вами будем делать сейчас?” (учиться писать букву М).

Ребята, вот мы с вами говорили о звуках М и М. Мы их слышали, произносили, а что сделать, чтобы их увидеть. Что нам для этого нужно? (Буква).

Логопед: Да, нам нужна буква, которая обозначает эти звуки. Вот она.

Дети садятся за столы для письменных работ. Учитель показывает на карточке букву М. Сколько элементов в букве? Какие? (четыре вертикальных палочки),

Логопед: Соберите букву М по образцу из 4 элементов, которые лежат у каждого на столе.

– Развитие зрительного восприятия.

Логопед: Карандаш решил проверить вас и почти полностью закрыл букву от наших глаз, спрятал ее за рисунком (показывает карточку и направляет внимание детей на их рабочие листочки) (Приложение )

– Найдите букву за линиями и раскрасьте её наполовину синим, наполовину зеленым карандашом. А чтобы буква получилась красивой, надо размять пальчики.

В нашем маленьком домишке

Завелись серые мышки

Так и шмыгают кругом

Все на кухне кувырком

Круговые движения пальцами

То топочут под столом

На скамейку сесть хотят

И пугают там ребят

То на шкаф залезут мышки

То на стуле шалунишки

Так и хочется поймать

А они шмыг под кровать

Быстро прячут мышек

Затем дети раскрашивают букву.

Логопед: А теперь напишем букву в воздухе: (Логопед объясняет и показывает)

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква М.

Несколько раз дети вместе с логопедом “пишут” букву в воздухе. Затем логопед ставит образец следующего задания на доску. У детей задание напечатано на рабочих листках. Ребята учатся писать букву простым карандашом по пунктирным линиям. Дети обводят букву на листочках, затем по образцу пишут букву самостоятельно.

8. Развитие фонематических представлений и работа над звуковым анализом и схемой слова “дом”.

В нашем конверте-приглашении находятся звуки: мы их не можем увидеть, но можем услышать. Если звуки назвать быстро в той очерёдности как вы их ловили, то узнаете слово из конверта.

Логопед достаёт и “кидает” звуки [д] (Маша, какой ты звук поймала?) , [о] (Иван, какой ты звук поймал?),[м]. Какое слово было в конверте? (дом). Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

У детей на столах есть конверты с кружочками для звукового анализа. Им необходимо составить из кружочков правильную схему.

А теперь придумайте красивые предложения с этим словом.

9. Организация окончания занятия.

Наше занятие подошло к концу.

– С какими звуками познакомились?

– Какое задание понравилось больше всего?

Логопед: Мне понравилось с вами путешествовать, поэтому на память для вас приготовлен сюрприз. Он находится не в первом и не в высоком коробе.

Дети отгадывают. Это картинка с последним заданием из рабочего листочка. Детям предлагается выполнить задание – провести мышку по лабиринту к сыру –по желанию самостоятельно или с родителями дома.

Конспект НОД по теме «Звуки «М», «Мь». Буква М.

Цель:

Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’].

Познакомить с буквой М.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

Закреплять навык:

определятьпозицию звука в слове;

– анализа и синтеза слова «мама»;

– находить заданный звук в словах,

– дифференцировать твердость и мягкость звука,

– закрепить связь звукового образа со зрительным (графическим);

– совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;

– уточнить артикуляцию звуков [М], [ М’];

– согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои.

Коррекционно – развивающие:

Развивать:

– слуховую память, внимание, восприятие;

– умение концентрировать внимание;

– слухоречевую память, фонематическое восприятие, мимику, просодические компоненты речи (ритм, ударение, интонационную выразительность);

– определять по запаху растение.

Коррекционно – воспитательные:

Воспитывать:

– умение работать в микрогруппах, группах;

– желание помогать друг другу;

– интерес к играм со звуками.

Словарная работа: поэт, буквоежка.

Предварительная работа: Массаж лица, просмотр и беседа о мультфильме «Маша и медведь», игра «Составь картинку», разучивание физкультминутки, массаж с помощью большой бусинки

Интеграция НОД: «Познание», «Социализация», «Физическое развитие», «Безопасность», «Здоровье».

Оборудование:

– герои мультсериала Маша и Миша, крокодил, буквоежка;

– 6 конвертов с одной частью от целой картины;

– две ромашки с серединками зеленого и синего цветов, лепестки с предметными картинками в названии которых есть звуки [М], [ М’];

– мешочки с ароматом лимона и пихты;

– листы с буквами М, у которых отсутствуют какие-то элементы;

– корзинка для фишек;

– фишки для рефлексии;

Ход НОД.

Организационный момент.

А) – Придумано кем – то просто и мудро

При встрече здороваться – «Доброе утро».

Доброе утро! Я рада вас видеть! Давайте разогреем свои ладошки, поздоровайтесь друг с другом ладошками.

Массаж лица.

Совместное с логопедом выполнение массажа

Солнышко проснулось, поглаживающие движенья

И погладило, и погладило.

Б) Послушайте внимательно загадку и отгадайте, кто сегодня придет к нам в гости.

– Мультсериал про девочку, которая никому никак не даёт покоя, и в первую очередь – собственному другу. Её боится вся живность в доме! Можно подумать, что она – заправский хулиган. Однако движет ей не простое желание что – ни будь натворить, а обычное любопытство. И если оно оборачивается чем-нибудь неприятным, девочка всегда пытается поправить ситуацию. Она и варенье сварила, и волков вылечила. Друг девочки в мультике тоже добрый. Вместо того, что бы съесть или напугать девочку, он терпит её каждый день.

Маша и медведь из мультфильма «Маша и медведь».

II.

– Маша каждый день придумывает разные игры. Вот и сегодня она хочет поиграть с вами.

Игра №1. «Собери картинку».

Маша и Миша принесли конверты, в конвертах лежит часть от целой картинки, что бы собрать картинку вам нужно объединиться в группы по три человека.

Возьмите каждый себе конверт, посмотрите на картинку на конверте, подойдите к столу, на котором находится такая же картинка.

Дети объединяются в микрогруппы и собирают из трех частей целые картинки.

Каждая микрогруппа показывает и хором проговаривает название своего предмета.

Со всеми детьми определяем, какие одинаковые звуки повторяются в словах.

III. Сообщение темы НОД.

– Догадались, с какими звуками сегодня предлагают поиграть Маша и Миша?

(Со звуками [М], [ М’]).

IV.Характеристика звуков «М», «Мь».

Дети дают характеристику звуков «М», «Мь» опираясь на вопросы логопеда и демонстрационный материал «Домик согласных звонких звуков» и таблицу «Характеристика звуков»:

– Звук «М» – согласный или гласный? Почему?

– Звук «М» – звонкий или глухой? Почему?

– Звук «М» – твердый или мягкий?

– Фишкой какого цвета обозначаем звук «М»?

– Звук «Мь» – согласный или гласный? Почему?

– Звук «Мь» – звонкий или глухой? Почему?

– Звук «Мь» – твердый или мягкий?

– Фишкой какого цвета обозначаем звук «Мь»?

V. Игра №2. «Поэты»

– Маша очень любит сочинять чистоговорки и хочет поиграть с вами в поэтов.

– Вы знаете кто такие поэты? Поэты сочиняют стихи.

Например: МА-МА-МА – дома я сама.

– Я произношу слог и последнее слово чистоговорки, а вы сочиняете всю чистоговорку.

ма – ма – ма – скоро к нам придет зима

му – му – му – молока кому

мо – мо – мо – мы любим эскимо

ми –ми –ми – нас в игру прими

VI. Игра № 3 «Ромашки для Маши и Миши»

Следующая игра, нам нужно собрать ромашки. У одной ромашки серединка зеленая, у другой – синяя. Дети берут лепестки.

Задание: Внимательно посмотрите на свой предмет, определите – какой звук слышится в слове «М» или «Мь» и положите лепесток к соответствующей серединке.

– Первая команда должна составить цветок с серединкой синего цвета (из лепестков выбрать те в названиях, которых есть твердый звук «М»).

– Вторая команда должна составить цветок с серединкой зеленого цвета (из лепестков выбрать те в названиях, которых есть твердый звук «Мь»).

Назвать предмет, определить позицию звука в слове.

VII. Физминутка.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Мы руки поднимаем,

Мы топаем ногами:

Мы руки опускаем:

Хлоп – хлоп – хлоп.

Мы руки разведем,

По кругу все пойдем.

VIII. Игра №4 «Научим Машу и Мишу правильно говорить».

Усвоение местоимений МОЙ, МОЯ, МОИ, МОЁ.

Однажды Маша пришла в гости к Мише, он решил угостить её мёдом и сказал:

– Пей чай с моя мёдом.

– Правильно Миша сказал?

Миша не умеет играть со словами, давайте его научим!

Посмотрите на свой предмет и подумайте, как можно про него сказать МОЙ, МОЯ, МОИ, МОЁ.

Образец: Моя мебель.

Работа с индивидуальными картинками.

IX. Аромотерапия.

– Маша с Мишей, что бы ни болеть пьют чай с медом. А я знаю еще волшебное средство, с которым обязательно нужно пить чай – это лимон.

На подносе лежат волшебные мешочки. Возьмите каждый себе мешочек, и мы определим (с помощью носа), где находится лимон.

– Волшебные мешочки с лимоном мы подарим Маше и Мише.

X.

– Я предлагаю сесть за столы и послушать историю, которая произошла с Машей.

А) Шуточный рассказ «Маша и крокодил».

Однажды Маша пошла на рыбалку и поймала рыбку. Вдруг из речки вышел крокодил и сказал: «Маша, я тебя съем». Маша испугалась и хотела закричать: «Мама!», но от испуга все перепутала и закричала «Ам – ам». Крокодил услышал и тоже испугался. Сначала он хотел крикнуть «Ам – ам», но от испуга тоже все перепутал и у него получилось: «Мама».

Так они стояли и разговаривали. Маша говорила «Ам – ам», а крокодил – «мама».

Б)Манипуляции с буквами.

– Как кричала Маша? «Ам – ам».

– Выложите эти два слога из букв разрезной азбуки.

– Как кричал Крокодил? «Мама».

– Переставьте буквы так, что бы получилось слово «мама».

В)Звукобуквенный анализ слова «МАМА».

– Сколько слогов в лове МАМА?

– Сколько гласных звуков?

– Сколько согласных звуков?

– Давайте обозначим звуковыми фишками каждый звук.

Г)Массаж с помощью большой бусинки.

Бусинкой круги катаю,

Взад- вперед её гоняю.

Ей поглажу я ладошку,

А потом сожму немножко.

Д) Восстановление графического образа буквы «М».

Пока Маша с Мишей варили варенье, злой Буквоежка съел элементы буквы «М», буква поломалась. Помогите Маше – почините ее, пожалуйста.

Вспомнить из скольки элементов состоит буква.

XI. Итог.

– Молодцы, со всеми играми наших гостей вы справились. Если во время игры вам, было, легко подарите Маше и Мише гнома, а если сложно – Лунтика и скажите, в чем вы затруднялись (фишки в корзиночку).

– От наших гостей сюрприз – настоящее Малиновое варенье!

Список литературы и адреса интернет-ресурсов:

1. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР.

2. Журова Л.Е, Н.С. Варенцова, Н.В.Дурова, Л.Н.Невская «Обучение дошкольников грамоте»
3. А.В.Никитина «33 лексические темы»
4. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина «Устранение ОНР у детей дошкольного возраста»
5. Е.В.Бородина «Использование моделирования и символики при подготовке дошкольников обучению грамоте в условиях детского сада»

Открытое занятие по грамоте «Звуки М, МЬ. Буква М»

Загадки для детей на букву М

Великан стоит в порту, Освещая темноту, И сигналит кораблям: «Заходите в гости к нам!» (Маяк)

Над рекой, поперек. Великан врастяжку лег. Через реку, по спине. Он ходить позволил мне. (Мост)

Хозяин лесной просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. (Медведь)

В лесу у пня беготня, суетня: Народ рабочий весь день хлопочет, Себе дом строит. (Муравьи)

Красный нос в землю врос, А зеленый хвост снаружи. Нам зеленый хвост не нужен, Нужен только красный нос. (Морковь)

Целый день летает, Всем надоедает; Ночь настанет. Тогда перестанет. (Муха)

Многолюден, шумен, молод, Под землей грохочет город. А дома с народом тут Вдоль по улице бегут. (Метро)

Ускользает как живое, Но не выпущу его я. Белой пеной пенится, Руки мыть не ленится. (Мыло)

Какой это мастер на стекла нанес И листья, и травы, и заросли роз? (Мороз)

Маленький рост, длинный хвост, Серая шубка, острые зубки. (Мышь)

Раскаленная стрела Дуб свалила у села. (Молния)

Жидко, а не вода. Бело, а не снег. (Молоко)

Белый камешек растаял, На доске следы оставил. (Мел)

Рогатый, а не бодается. (Месяц)

Сказка про букву М

Мышонок Мыша и медвежонок Миша лежали на полянке и ели малину. Мыша и говорит: — Давай стихи придумывать. Вот слушай, какой я сочинил:

Каждый день и каждый час мы твердим упрямо: Нет на свете никого лучше нашей…

— Малины! — заорал Миша. — Да при чем здесь «малина»! Я хотел сказать: «Лучше нашей мамы». — Это тоже здорово! А теперь я сочиню… А про что? — Ну, хотя бы про этот мухомор.

Не ешьте белые макароны, А ешьте красные мухоморы!

— Что ты, что ты! — испугался мышонок. — Мухоморы нельзя есть, в больницу попадешь. Вот, слушай стих про доктора:

В лесу нет доктора важней, Чем бойкий рыжий…

— Айболит! — заорал медвежонок. — Да не Айболит, а муравей. Айболит лечит зверей, а муравей — лес. — Откуда ты так много знаешь? — Кто много читает, тот много знает! — важно ответил мышонок Мыша…

Конспект занятия — Звук и буква «М» для дошкольников с ОНР

Конспект фронтального логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте для детей старшей группы с ОНР.

Тема: ЗВУК И БУКВА «М»

  • учить определять первый согласный звук, твердость – мягкость, звонкость – глухость, позицию звука в слове (начало, конец);
  • закреплять навыки четкого произношения звука М, понятие «слог»;
  • упражнять в звуковом анализе и синтезе слогов, делении слов на слоги;
  • активизировать глагольный словарь.

Коррекционно-развивающие: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, артикуляционную и общую моторику, зрительно – моторную координацию, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятиям; умение контролировать собственную речь; формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника; воспитывать уважительное отношение друг к другу.

ОБОРУДОВАНИЕ: картинки: девочка Маша, кошка Мурка, цветы – ромашки, маки, тюльпаны, астры, колокольчики; манная каша и молоко, картинки со звуком М и без звука, большая буква М, мозаика, фишки красного и синего цвета, звуковая дорожка.

1. Пройти по звуковым дорожкам, называя каждую гласную букву.

Сегодня я хочу рассказать вам одну удивительную историю про одну удивительную девочку Машу. А удивительная она потому, что каждый день придумывала для себя новую игру. Вот и сегодня Маша проснулась, умылась, сделала зарядку и про губки, язычок не забыла.

2. Артикуляционная гимнастика.

а) Улыбаются лягушки – тянут губки прямо к ушкам («Улыбка» с сомкнутыми губами); б) Подражаю я слону – губы «хоботом» тяну; в) Язычок широкий, гладкий – получается «лопатка»

Сегодня Маша подумала: «Вот какой первый звук услышу, с ним и буду дружить целый день». Вдруг прибежала кошка Мурка и начала с Машей разговаривать: «Му-у-у-р-р..» Маша улыбнулась – значит, сегодня я играю и дружу со звуком …(каким, ребята?) со звуком М.

3. Артикуляция и характеристика звука М

Губы сомкнуты, зубы чуть – чуть разомкнуты, язычок спокойно лежит внизу. Согласный (есть преграда – губы), твердый, звонкий.

Маша пошла на кухню. Там мама готовила завтрак. Какую кашу варила мама, как вы думаете: гречневую, манную или рисовую? Почему? Маша пошла в сад, где растут цветы, и по дороге пела песенки:

4. Воспроизведение слоговых рядов: мы-ма-мо, мо-мы-му, мы-мо-ма… (каждый поочерёдно помогает Маше петь песенку)

В саду росло много цветов (картинки на полу), но Маша выбрала цветы только со звуком М. (астры, ромашки, колокольчики, маки, тюльпаны).

– Какие цветы надо сорвать? Почему? (ответы детей) Как называется букет из маков, если букет из тюльпанов – тюльпановый. Из маков? (маковый), из ромашек? (ромашковый). Маша вернулась на кухню с цветами. А на столе уже стояла манная каша и молоко. Что стояло на столе? (манная каша и молоко). Маша засмеялась: «Мамочка, какая ты молодец, ты помогаешь мне в моей игре». – Почему так сказала Маша? Маша все съела и спасибо сказала. Сейчас мы покажем Маше, как умеем играть со звуками.

5. Звуковой анализ и синтез слогов.

Обозначить фишками слоги: ма, ом, му.

Игра «Живые звуки»

Маша взяла книгу и стала искать картинки со звуком «м». У нас тоже есть картинки, возьмите под стульчиками.

6. Д/и «Найди картинку со звуком «м».

Определить, где звук М – в начале или конце слова. Выйдет тот, у кого картинки со звуком М в конце, в начале, картинки без звука М.

Давайте, мы разделим на слоги слова, которые вы выбрали:

7. Д/и «Раздели слова на слоги» (можно на выбор детей).

му-ха – прохлопываем, ма-ши-на – протопываем, му-хо-мор – пропрыгиваем.

Когда папа вернулся с работы, Маша рассказала о картинках со звуком «м», которые она искала целый день. Ей тоже попались картинки — муха, машина, мышка. Папа поинтересовался, что же эти предметы делают?

8. Д/и «Подбери слово-действие»

Муха — летает, жужжит, надоедает, сидит, ползает… Машина — едет, останавливается, везет, заезжает, выезжает… Мышка — пищит, шумит, грызет, шуршит, бегает, прыгает…

9. Знакомство с буквой.

Ребята, мы с вами помним, что звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, читаем и пишем. Вот и у звука «м» есть своя буква «М».

Палочка и палочка, Между ними галочка. И теперь понятно всем Получилась буква «М». Дети выкладывают букву из мозаики.

10. Итог занятия.

Какой звук был сегодня на занятии? Гласный он или согласный? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий?

ФИЗМИНУТКА (в середине занятия) Мы руками — хлоп-хлоп-хлоп (6раз), Мы ногами — топ-топ-топ (6раз). Кулаками постучим (6раз), Повернемся и молчим (рот закрыть рукой).

Анжеро – Судженский городской округ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 42 Автор материала учитель-логопед: Левина Наталья Владимировна

Конспект логопедического занятия тема: Звуки М – Мь

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы отправимся в увлекательное путешествие по сказочному городу… «Букв» и сделаем маленькое открытие для себя.

– Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие? (внимательными, наблюдательными, активными, уметь поддерживать друг друга).

А вот мы и встретились с первыми жильцами этого города. Назовите их.

(а, и, у, ы, м, к, М, о, е,л)

II. Формулирование учащимися темы и цели урока.

А) Индивидуальная работа

– На какие группы их можно разделить?(гласные и согласные). Докажите. Слайд №2

– А в чем отличие букв и звуков? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и видим.)

– Что вы заметили в группе согласных букв? (новая буква эм и она повторилась дважды: строчная и заглавная).

– Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Тема сегодняшнего урока: «Звуки [м, м`] и буква, которая их обозначает».)

– Отталкиваясь от темы, сформулируйте цели урока.

познакомиться со … и буквой …

III . Знакомство с новыми звуками.

– Откройте Азбуку на стр. 85.

– Задайте проблемные вопросы.

(Гласный или согласный звук [ м]; твёрдый или мягкий)

– Чтобы ответить на первый вопрос, прочитайте слияния, выделяя первый звук. Слайд №3

Игра «Доскажи словечко»

– Чтобы ответить на второй проблемный вопрос, нужно пройти по дорожке (красной, синей) и прочитать «спрятанные» слова.(мел, мак)

– Произнесите слово мел, выделяя в нём первый звук. (М-м-м-ел.)

Назовите первый звук. (Это звук [м].)

– Дайте характеристику звука [м]. (Звук [м] – согласный, звонкий, мягкий).

– Составьте схему слова.

– Произнесите слово мак, выделяя в нём первый звук (м- м — -ак).

– Дайте его характеристику, обосновывая свой ответ.

– Составьте схему слова.

Проверка: один ученик у доски.

Вывод: характеристика [м], [м»] (лента памяти)

– Вот мы и ответили на проблемные вопросы.

IV. Работа над звуками.

Электронное приложение к учебнику 1 класс

Смотрим мультфильм. Найди слова со звуками [ м], [м»]

Определите место новых звуков в словах.

1. Упражнения в стихотворной форме.

2. Учитель называет слова (муха, Оля, суп, мак, марка, каша, лампа, ветер, сом, ночь, машина, альбом, кошка).

– Если в слове услышали звук [м, м`], то выполнить прыжок.

Скороговорка

Мимо маленькой Маринки пробежал медведь с малинкой Слайд №5

V. Знакомство с новой буквой.

– Звуки на письме обозначаются буквами.

На что похожа буква М?

Буква М из пальчиков: сомкнуть кончики указательных пальцев, опустить их вниз вместе со средними пальцами, а остальные — сжать в кулачок.

Найди и обведи букву М
Слайд №6
1. Работа с учебником.

Назовите слово, которое написано с заглавной буквы.(Москва) Почему?

Что такое Москва? (Столица нашей Родины)

Правильно, дети, Москва – столица нашей Родины. На картинке мы видим главную площадь страны. Кто знает, как она называется? На этой площади проходит парад. На первом плане мы видим собор Василия Блаженного, а там дальше на площади стоит здание Исторического музея. Красная площадь располагается у стен Кремля, на одной из башен которого находятся главные часы нашей страны: Кремлевские куранты. Их бой мы с вами всегда слышим в Новый год, и каждый день в 6часов утра и 12 часов ночи.

В Кремле много Соборов, а также находится правительство нашей страны.

Россияне были всегда за мир. Как вы думаете почему?

Правильно, война все разрушает, а мир строит.

Много раз на нашу страну нападали враги, но всегда получали отпор.

Кто сеет мир, пожнет счастье.

2. Работа в парах.

Раскрась бусы (синий, зелёный цвет)

Проверка:Ученик называет цвет, учащиеся выполняют хлопок. Если согласны с ним

  1. Упражнения в стихотворной форме.
  2. Взявшись, за руки мы встали И нам М похожи стали.
  3. На ладошке (на спине товарища) пальчиком написать букву М.

VI. Творческое задание.

– На что ещё похожа буква М?

Согнуть букву из проволоки. Составить букву из счетных палочек, из бумаги, из листьев, ракушек из пластилина т.д.(по выбору).

VII. Подведение итогов урока .

Тихо все на месте сядем

И закроем глазки.

Вспомним, всё, что повторяли.

Какое «открытие» мы сделали на уроке?

(Мы познакомились с буквой М, узнали, что она обозначает согласный, звонкий звук, который может быть мягким или твердым)

– Вам понравилось делать открытия?

Кто доволен своей работой, поднимите руку.

– Вы сегодня хорошо поработали. Спасибо всем за работу

Здравствуйте мои дорогие читатели!

В рубрике учим буквы

сегодня
буква «М»
. Малыши любят эту букву быстро ее запоминают и называют ее мамина буква. И не случайно дети ее любят ведь в слове мама две буквы М.

Дорогие мои мы с вами уже говорили о том, что прежде, чем знакомить ребенка с буквой надо поработать сначала со звуком.

Сегодня я вам предлагаю, прежде, чем знакомить малыша с буквой проверьте на сколько ваш малыш внимательный? А для этого поиграйте с ним.

Игра на внимание:

Предложите запомнить слова со звуками [м, мґ], которые встретятся в сказке Г. Юдина «Поэты».

Мышонок Мыша и медвежонок Миша лежали на полянке и ели малину. Мыша и говорит:

– Давай стихи придумывать. Вот слушай, какой я сочинил:

Каждый день и каждый час

Мы твердим упрямо:

Нет на свете никого

– Малины! – заорал Миша.

– Да при чем здесь «малина»! Я хотел сказать: «Лучше нашей мамы».

– Это тоже здорово! А теперь я сочиню… А про что?

– Ну, хотя бы про этот мухомор.

– Не ешьте белые макароны,

А ешьте красные мухоморы!

– Что ты, что ты! – испугался мышонок. – Мухоморы нельзя есть, в больницу попадешь. Вот, слушай стих про доктора:

В лесу нет доктора важней,

Чем бойкий рыжий…

– Айболит! – заорал медвежонок.

– Да не Айболит, а муравей. Айболит лечит зверей, а муравей – лес.

– Откуда ты так много знаешь?

– Кто много читает, тот много знает! – важно ответил мышонок Мыша.

После прочтения сказки спросите:

  • Понравилась ли ребенку сказка?
  • Что понравилось?
  • Какие слова со звуками [м, мґ] запомнил?
Читайте также:
Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза слов
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: