Конспект открытого занятия по обучению грамоте на тему: Звуки (Л), (Л’), буква Л

Конспект занятия по обучению грамоте для подготовительной группы

Цель: познакомить детей со звуком Л (Л’). Учить определять на слух место звука Л (Л) в трех позициях, закреплять умение в определении слогов в словах, тренироваться в чтении слогов по слоговой таблице, с последующим составлением слов из слогов

Оборудование: Иллюстрации в названиях, которых встречается звук Л (лампа, молоток, стол)

Касса букв, слоговая таблица

Непосредственно – организованная деятельность:

Чтение слогов по слоговой таблице

Д.у. «Найди слово и проверь себя»

Д.У. «Раскрась картинку и найди все слова со звуком Л»

Д.У. «Изобрази букву»

Составление слогов по разрезной азбуке большого формата

Ход занятия:

I. Знакомство со звуком Л (Л’)

1. Артикуляционная гимнастика

Скороговорка

– Какой звук слышится чаще всего? (Л)

– Давайте произнесем этот звук и посмотрим в зеркало, с помощью чего мы его произносим. (дети берут зеркала и определяют как произносится это звук)

– При произношении звука Л язык упирается в верхние зубы или десны. Язык нам помогает произнести этот звук. Раз язык помогает нам произносить этот, к какой группе мы отнесем его? (Это согласный звук)

Вывешивается буква Л л и картинка на звук, обозначающий букву Л

2. Определение место звука в словах

– Сейчас давайте вспомним и назовем слова, где встречается этот звук, в начале, середине, конце слова. (дети приводят свои примеры, где есть звук Л (Л’)) – (раздаточный материал «Слова на звук Л»)

Начало: Лампа, лодка, луна, лыжи, лиса, лук, лев, лопата и т.д.

Середина: молоток, белка, полка, павлин, апельсин, молния, пальто, цыпленок и т.д.

Конец: стол, стул, пол, пенал, дятел, бинокль, самосвал и т.д.

3. Знакомство с буквой Л.

– Мы назвали много в которых встречается звук Л, а сейчас, давайте посмотрим на саму букву, из чего она состоит?

– Пропишем букву в воздухе, кто попробует изобразить эту букву?

4. Схема слова.

– В каких именах встречается этот звук? (Луша, Лена, Люба, Лёня)

– Есть имя девочки Луша. Давайте определим сколько слогов в этом имени? (два, как определить сколько слогов)

– Зарисуем схему слова, один на доске, остальные в рабочих тетрадях.

5. Составление предложения с данным словом (Луша)

– Сейчас придумаем предложение со словом Луша

(Дети высказывают свои предложения)

II. Чтение слогов

1. Работа с кассой букв

– Открываем кассы букв, поселим в кассу еще одну букву Лл. теперь попробуем составить слоги. Какие бывают слоги? (прямые и обратные, первый ряд детей составляет прямые слоги, второй ряд – обратные).

Прямые слоги: ЛА; ЛО; ЛУ

Обратные слоги: АЛ; ОЛ; УЛ

2. Чтение слоговой таблицы

Чтение слоговой таблицы(сначала читаем слоги, составляем из слогов слово, зарисовываем схему полученного слова)
МА УШ
ЛУ ША
ШУ ЛА

– Читаем слоги, затем из слогов составляем слова, с одним из слов составляем предложение.

3. Схема предложения

– Мы с вами составили предложение. МАША УШЛА. (На заранее приготовленном листе написано, возможно написать на доске)

– Сколько слов в предложении получилось? (Два) Какое первое? Второе?

– Что должно стоит в конце предложения? (точка)

– В предложении два слова в конце предложения стоит точка. Сейчас мы с вами зарисуем схему этого предложения.

Вводится понятие схема предложения. Первое слово в предложении пишется с большой буквы, каждое слово обозначается горизонтальной чертой, в конце предложения ставится точка. Она обозначает, что мысль закончена.

III. Итог ННОД

– Как называется звук, с которым мы познакомились? Какой он? Приведите примеры слов с этим звуком?

– (обратить внимание детей на схему слова) Что обозначает схема? Придумайте мне слова, которые состоят из двух слов (согласно схеме).

– (обратить внимание на схему предложения) Что обозначается такой схемой? (предложение). Приведите примеры предложений по схеме.

IV . Работа с родителями.

– Докрасить картинку с предметами на звук Л.

– Составление схемы предложение.

Львенок любит читать.

(подчеркните все буквы Л, составьте схему предложения)

Конспект урока обучения грамоте: Звук и буква Л, 1 класс. Школа России

1. Организационный момент.
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пусть эта улыбка сопровождает вас до конца этого дня в любой ситуации. Не будем хмуриться, а будем добрыми и взаимовежливыми друг с другом.
2. Актуализация знаний.
– На какие две группы делятся звуки? (согласные и гласные)
– Почему гласные так называются? ( они состоят из одного голоса)
– Какие гласные мы изучили? (а, о, у, ы, и)
– Почему гласную «и» мы поставили на ленте букв отдельно от всех гласных? (она указывает на мягкость согласных впереди ее стоящих )
– Какие согласные буквы мы уже изучили? (с, к, т, н)
– Какая буква стоит отдельно от всех изученных согласных? Почему? (н, она обозначает звук)
3. Самоопределение к деятельности
– Достаточно ли нам знаний, чтобы уже читать книги? (нет)
-Нужно нам еще изучать звуки и буквы? (да)
Какие звуки мы сегодня будем изучать? Угадайте, какой звук слышен в каждом названном слове?
Ложка, пила, лыжи, ёлка. ( звук [л])
– Какие звуки и буквы будем изучать на уроке?
– Давайте поставим задачи перед собой, которые мы должны выполнить на уроке.
1. Изучим новый звук.
2. Познакомимся с буквами, с помощью которых можно записать звуки [л],[л’]
3. Научимся читать слоги, слова и предложения с новыми буквами.

Читайте также:
Логопедические игры для детей

4. Изучение нового материала.
На доске изображения стула и руля. Произнесите эти слова, какие звуки слышим на конце слов? ([л],[л’])

– Произнесите эти звуки. Какие они гласные или согласные? Почему? ( согласные, они произносятся с трудом, мешает язык)
– Что можно сказать об этих звуках [л],[л’]? ( один звук твердый, другой мягкий)
– Приложите руки к ушкам, скажите, какие это звуки: глухие или звонкие? ( звонкие, они произносятся звонко, в ушах звенит)
– Сейчас я вам прочитаю рассказ, запомните как можно больше слов в этом рассказе со звуками [л],[л’].
Учитель читает рассказ. Дети слушают.
Лисенок и лягушонок.
В лесу, в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины.
Вылезет из лужи, наберет глины и сидит лепит. Сначала он лепил только лепешечки. Потом стал лепить колобки и лимоны. Потом слепил слона и уже после этого – льва на лыжах и лошадь в лодке.
Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисенок (завидовал он, что ли?) приходил, все ломал, да еще и дразнился:
– Зеленее всех зеленок – лупоглазый ля-гу-шо-нок!
И это продолжалось до тех пор, пока лисенок не вырос.
Пришел он однажды к луже, сел рядом с лягушонком, долго смотрел, как он лепит, и грустно сказал:
– Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не получалось…
– Ничего! – сказал лягушонок. – Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы.

– Дети, вам понравился рассказ?
– Кто вам из героев сказки понравился?
– Чем любил заниматься лягушонок?
– Почему лисенок ломал его поделки, обзывал лягушонка?
– А можно так поступать?
– Как вы поступаете, когда у вас что-то не получается, а у одноклассника получается? Как правильно нужно поступать?
– А вам понравился лисенок? Когда он вам понравился?
– А теперь назовите слова из этого текста, в которых встретились звуки [л],[л’].
– Молодцы, много запомнили слов.
– А кто из вас знает, с помощью какой буквы можно записать эти звуки?
( буквы «эль»)
– Кто может напечатать эту букву на доске? Напечатайте ее в своих тетрадях.
– На что похожа буква?

5. Физкультминутка.
Буквой Л расставим ноги,
Словно в пляске – руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Влево, вправо…
Получается на славу.
Молодцы!
Влево-вправо, влево-вправо…

6. Чтение слогов с буквой Л
– А давайте попробуем соединить нашу букву с гласными буквами, что мы получим? (ла,ло, лу, лы, ли) Запишите слоги к себе в тетрадь.
– Какой слог получился с мягким звуком [л’]. Почему?

7. Чтение слов с буквой л.
– Посмотрите на слова, которые написаны на доске.
– Прочитайте их про себя и приготовьтесь читать их вслух.
– Прочитайте слова по порядку.
– Прочитайте слова, в которых один слог, два слога.
(стол – 1 слог, кукла, куклы, катал, уснул – 2 слога)
– Молодцы! Прочитайте слова, в которых ударение падает на первый слог, на второй слог.
(стол, кукла, куклы – на первый слог; катал, уснул – на второй слог)
– Прочитайте слова, выделяя ударные слоги.
– Скажите, когда мы говорим кукла, а когда куклы?
(Кукла – один предмет, а куклы – несколько)
– Выйдите и покажите в словах букву, которую мы сегодня изучили.
– Спасибо.

8. Зарядка для глаз
Упражнение 1. Сделайте 10 колебательных движений глазами по горизонтали справа-налево, затем слева-направо
Упражнение 2. 10 колебательных движений глазами по вертикали – вверх-вниз и вниз-вверх
Упражнение 3. Тоже 10, но круговых вращательных движений глазами слева-направо.
Упражнение 4. То же самое, но справа-налево.
Упражнение 5. Сделайте по 10 круговых вращательных движений глазами слева-направо.

Читайте также:
Методическая разработка по автоматизации звуков

9. Чтение предложений, включающих слова с буквой л.
– Откроем “Азбуку”.
– Рассмотрите рисунок под текстом, который мы будем сейчас читать.
– Как вы думаете, о чем будет рассказ?
– Давайте, проверим, правильно ли мы предложили?
– Прочитайте первое предложение. О ком вы прочитали? (об Оле)
– А что вы знаете о ней?
(что у Оли куклы)
– Прочитайте второе предложение и скажите, о чем говориться в нем?
(что Оля катала кукол)
– Прочитайте третье предложение. О чем говориться в этом предложении?
– Ребята, давайте еще раз прочитаем текст
– О ком и о чем говориться в тексте?
(В тексте говориться о том, как Оля играла в куклы.)
– Ребята, мы правильно определили, о чем будет текст?
– Кто хочет рассказать, как вы играете на улице?
– Спасибо. Мне очень понравилось.

10. Рефлексия.
– Скажите, кто из вас сегодня хорошо работал?
– Кто не очень хорошо, мог бы и лучше?
– Кто был невнимательным и не всегда слушал нас?
– Кого бы из класса вы наградили за хорошую работу на уроке?

11. Итог урока.
– Итак, с какой же буквой мы сегодня познакомились на уроке?
(с буквой “эль”)
– Какие звуки она обозначает? ( [л] и [л’] )
– Какие это звуки?
(Звук [л] – согласный, твердый, а звук [л’] – согласный, мягкий)
– На какое место в ленте букв мы поставим букву Л?

Конспект открытого занятия по обучению грамоте на тему: «Звуки [Л], [Л’], буква Л»

Занятие проводилось с детьми подготовительной к школе группы.

Тема, цель, задачи и содержание занятия составлены в соответствии с требованиями программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР, 3 период обучения.

Целью данного занятия является уточнение и закрепление знаний детей об изученных звуках и буквах.

Тема: «Звуки [Л], [Л’], буква Л»

Режим проведения: подгруппа.

Речевой статус: дети с диагнозом «общее недоразвитие речи III уровня».

Количество детей: 8 человек.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Цель: уточнение и закрепление знаний детей об изученных звуках и буквах.

  • уточнение и закрепление навыков четкого произношения звуков [л], [л’] в слогах, словах, фразах;
  • совершенствование навыков звуко-слогового анализа и синтеза;
  • закрепление умения анализировать предложения;
  • упражнение в чтении слогов, слов, предложений;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие памяти, внимания, словесно-логического мышления;
  • развитие мелкой и общей моторики.
  • воспитание дисциплинированности, организованности;
  • совершенствование коммуникативной функции речи;
  • воспитание интереса к чтению.

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, чтение.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Лунтик», рассматривание иллюстраций о космосе, проведение игр на классификацию предметов, развития фонематического восприятия.

Образовательные области: «Познание», «Социализация», «Здоровье», «Музыка».

  1. магнитная доска.
  2. игрушки: парта и стул, летающая тарелка, мягкая игрушка Лунтик.
  3. панно с изображением летающей тарелки, планет, звезд.
  4. «лунные камешки» — разрезные карточки со слогами, карточки со словами.
  5. фишки для звуко-слогового анализа.
  6. кассы букв.
  7. схема предложения.
  8. карандаши.
  9. компьютер.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Дети входят в группу, приветствуют гостей.

– Раз, два, три, четыре, пять,
(загибают поочерёдно пальцы правой руки)
Будем мы сейчас играть,
(руки перед грудью, движения руками вверх, вниз)
Смотреть, слушать, размышлять,
(прикладывают указательные пальцы поочередно к наружным уголкам глаз, ушам, вискам)
Но друг другу не мешать,
(«грозят» указательным пальцем)
Внятно четко говорить,
(очерчивают область рта)
Не вертеться, не шалить.
(«грозят» указательным пальцем)

II. Постановка цели.

Логопед демонстрирует изображение летающей тарелки и Лунтика:

– Ребята сегодня утром в детском саду, я увидела летающую тарелку. Посмотрим, кто в ней прилетел.

– Ребята, Лунтик не умеет красиво и правильно говорить, читать и писать как мы. Давайте поможем ему.

– Пригласим Лунтика сесть. Лунтик, это стол — за ним сидят, это стул — на нем сидят.

– Каким одним словом можно назвать стул и стол? (Мебель.)

– Какой последний звук слышится в слове мебель?

– Какой одинаковый звук вы слышите в словах Лунтик, планета, тарелка, инопланетянин.

– Сегодня мы будем работать со звуками [Л], [Л’] и буквой, которая их обозначает.

– Чем эти звуки похожи?

– Чем они отличаются?

– Какой буквой обозначаются эти звуки?

III. Чтение слогов.

– Лунтик привёз в подарок камешки со своей планеты.

– Соберите из них слоги и прочитайте.

Читайте также:
Обследование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза у дошкольников 5 -7 лет с ЗПР

Речевой материал: ла — ло — лу- лы — ли;

– Прочитайте слоги, которые получились?

– Придумайте слова со своими слогами.

– Положите камешки на край стола.

IV. Деление слов на слоги. Чтение слов.

У детей карточки с предметной картинкой и словом с пропущенными слогами.

– Ребята, познакомим Лунтика с нашими земными словами.

– Возьмите и переверните карточки.

– Впишите слог и прочитайте слово, которое получилось.

– Положите карточки на место.

Речевой материал: луна, кукла, голуби, школа, лимон, малина, пастила, дупло.

V. Составление схемы двухсложных слов.

– У нашего гостя необычное, красивое имя.

– Давайте составим схему слова Лунтик.

– Сколько в слове слогов?

– Какие гласные звуки вы слышите в слове?

– Сколько согласных звуков в слове?

– Назовите мягкий согласный в слове.

– С какой буквы, большой или маленькой, начинается это слово? Почему?

– Составьте слово «Лунтик» из букв.

– Какие еще слова пишутся с большой буквы?

VII. Игра «Наборщик».

– Лунтик нам привез с собой карту звездного неба.

– Расположите на доске звезды от самой большой до самой маленькой, и вы узнаете, какой самый любимый напиток у Лунтика.

Речевой материал: лимонад.

– Какие слова можно набрать из букв слова лимонад?

(дом, дома, лимон, она, он, они, мина, лом, мал, мил, дал, мода, Дима, Лида, Дина).

VIII. Физкультминутка.

– Лунтик хочет с вами поиграть.

Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше потянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повертитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
(выполнение движений соответственно тексту)

IX. Работа над деформированными предложениями.

– На Земле Лунтик познакомился с девочкой Милой, послушайте историю, которую он мне рассказал, и если он сказал неправильно, исправьте его.

  1. Кукла, у, была, Мила.
  2. Кукла, Мила, купать.
  3. Кукла, упасть, пол, на.
  4. Заплакать Мила.
X. Чтение рассказа.

– Ребята, прочитаем Лунтику рассказ.

Вот наш дом. У до-ма сад. Там ма-лы-ши. Мы к ним хо-ди-ли. Ли-да да-ла им кук-лу. Ле-на да-ла лен-ты. Ли-за да-ла миш-ку. На-ши ма-лы-ши ве-се-лы.

– Рассказ состоит из предложений.

– Что мы знаем про предложения?

– Найти предложение, которое подошло бы к схеме.

I_______ _______ _______.

– Сколько слов в этом предложении?

– Назовите перовое, второе, третье слово.

– В каких словах вы слышите звук [л]?

– Придумайте любые предложения, которые подойдут к этой схеме.

XI. Итог занятия.

– С какими звуками и буквой мы работали на занятии?

– Вы хорошо потрудились и помогли нашему гостю. Получите за это от Лунтика звездочки.

Сябрюк Марина Константиновна,
учитель-логопед,
МБДОУ детский сад комбинированного
вида № 115 «Ладушки», г. Брянск

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Согласный звук (л), (л*), буква (Л)».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

В ходе занятия дети знакомятся с согласным звуком (л), (л*), буквой (Л), проводят звуковой анализ слов.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_po_obucheniyu_grammote_v_pod_gr.docx 19.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Центр развития ребёнка – детский сад №57 « Ладушка »

города Димитровграда Ульяновской области »

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

«Согласный звук (л), (л*), буква (Л)».

Мичурина Марина Владимировна

1.Познакомить с согласным звуком (л), (л*), буквой (Л).

2.Развивать артикуляцию и фонематический слух.

3.Упражнять в проведении звукового анализа слова «лампа».

4. Развивать словарный запас.

5.Закрепить умение делить слова на слоги, выделять ударный слог.

6. Развивать мелкую мускулатуру рук.

Материалы и оборудование : карточка с буквой «Л», звуковая схема слов на каждого ребенка, звуковые фишки. Картинки с изображением лисы, лампы, ложки, вилки, шалаша, счетные палочки.

Дети стоят за стульчиками.

-Покажите ваши глазки.

-Покажите ваши ушки.

-Покажите ваш носик.

-Покажите ваши щечки.

-А сейчас садитесь.

-Как поют песенку без слов? (ля-ля-ля…)

-Как зовут кота – друга двух мышей? (Леопольд.)

-В кого превратил свою дочь Василису Премудрую, Кощей Бессмертный?

-Кого из зверей, несмотря на хитрость и плутовство, в русской народной сказке называют «сестричкой»? (Лису.)

-Что бывает на земле после дождя? (Лужи.)

Характеристика звука (Л).

Звук (Л) согласный, звонкий, может быть твердым и мягким. Этот звук нам помогает произносить язычок, он упирается в верхние зубы или десны.

Игра «Назови слово со звуком (Л)».

-Придумайте слова, в которых звук (Л), (Л*) был бы в начале слова, в середине и в конце.

Звуковой анализ слова «лампа».

-Сколько слогов в слове «лампа»?

-Назовите первый слог (лам).

-Назовите второй слог (па).

-На какой слог падает ударение? (На первый «Лам»)

-С какого звука начинается слово? (Со звука (Л))

-Какой он согласный или гласный? Почему?

-Какой второй звук?

-Сколько всего звуков в слове?

-Сколько гласных звуков?

-Сколько согласных звуков?

На лошадке ехали Дети выполняют движения в соответствии

До угла доехали с текстом.

На машине ехали

До реки доехали.

На реке – пароход.

К берегу подъехали

Пароход не везет

Надо сесть в самолет.

В нем мотор гудит.

Игра «Полсловечка за вами».

-В слове «лампа» звук (Л) произносится твердо, я предлагаю придумать слова, где звук (Л) произносится мягко.

Педагог произносит часть слова, другую часть дополняют дети.

Игра «Доскажи словечко»

Серый волк в густом лесу встретил рыжую… (лису).

Летом на болоте все ее найдете. Зеленая квакушка. Кто это? (Лягушка)

В чистом поле у березки на снегу видны полоски

Подошла лиса поближе: здесь бежали чьи-то… (лыжи).

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Пушистый хвост-краса. Кто же это? (Лиса).

Тихо-тихо снег идет, белый снег, мохнатый.

Мы расчистим снег и лед во дворе (лопатой).

На скамейке у ворот Лена горько слезы (льет).

Лейся, дождь, веселый, мы с тобою дружим!

Хорошо нам бегать босиком по… (лужам).

Заставил плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а… (лук).

Леня лез по лесенке, срывал Леня персики.

Пол мыла Лара, Мила Ларе помогала.

Знакомство с буквой (Л).

Педагог показывает букву (Л)

Алфавит продолжит наш

Буква (Л) – лесной шалаш.

Люди, видите слона ?

Хобот есть. Нога видна.

Дети прописывают букву в воздухе.

Выкладывают букву из счетных палочек.

«Какая буква заблудилась ?»

На доске написаны следующие буквы: А, И, У, Э, Л, О.

-Какая буква лишняя и почему ?

-С каким звуком мы сегодня познакомились ?

-Что вам понравилось?

-Какая игра запомнилась ?

Литература О. М. Ельцова Основные направления и содержание работы по подготовке к обучению грамоте. Санкт-Петербург Детство Пресс 2011

Конспект занятия по обучению грамоте тема: Звук и буква «Л»

Управление образования администрации Еманжелинского муниципального района МКУ ДО «ДДТ «Алый парус»

Еманжелинского муниципального района Челябинской области

Конспект занятия по обучению грамоте тема: Звук и буква «Л»

Педагог дополнительного образования

Ивлева З.В.

Конспект занятия по обучению грамоте

Звук и буква «Л»

Задачи:

· Познакомить детей с буквой «Л», учить читать слоги, находить букву «Л» в слове (в начале, в середине, в конце,)

· Повторить ранее изученные буквы

· Развивать внимание, память, логическое мышление

· Формировать умение слитного, осознанного чтения

Ход занятия

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1. Психологический настрой– Ребята, давайте повторим правила нашего занятия: «Говорим мы все красиво, смело и неторопливо. Ясно, чётко говорим, никуда мы не спешим» (произносят хором)

2. Повторение пройденного материала:детям раздаются карточки с заданием: послушать слова и записать в кружочки только гласные из этих слов: лук, сок, сыр, мак.

Какие это звуки? (гласные)

Почему?

Каким цветом они обозначаются? (красным)

Повторение пройденной на прошлом занятии буквы «Т». Дидактическая игра «Поймай звук в ладошки» – Толя, кит, Таня, бегемот, суп, бант, майка, самолёт, танк, Коля, кухня.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

3. Чтение сказки. У нас в гостях новая буква. Я прочитаю вам сказку, а вы догадайтесь, с какой буквой мы познакомимся сегодня (сказка про букву Л»» прилагается)

С какой буквой мы познакомились?

Посмотрите, как я её произношу (язык к верхним зубам прижимается) А теперь вы попробуйте произнести.

Можем мы её пропеть? (Нет).

Значит, какой это звук? (согласный)

Каким цветом будем его изображать? (синим).

На что похожа эта буква?

Из чего она состоит?

Пропишите букву «Л» в воздухе.

– Составьте букву «Л» из палочек.

4. Стихотворение про букву «Л»

Плавать любит по волнам эта буква тут и там.

И на лестницу похожа, и на крышу дома тоже.

В наконечниках у стрел тоже есть буква «Л».

5. Загадки(в ответах присутствует буква «Л»)

Падают с ветки золотые монетки (листья)

-Я соткано из зноя, несу тепло с собою.

Я реки согреваю, «Купайтесь»-приглашаю.

И любите за это вы все меня. Я – (лето)

-Угадайте, что за птичка, тёмненькая невеличка.

Беленькая с живота, хвост раздвинут в два хвоста.

Всех быстрей она летает, мошек на ходу хватает.

Если к нам летит она – значит, началась весна (ласточка)

6. Чтение слогов. Игра «Порт»

Лодка по реке плыла, букву «Л» она везла.

Подплыла к причалу «А», прочитали дети – ЛАПодплыла к причалу «У», прочитали дружно – ЛУ Подплыла к причалу «Ы», прочитали тихо – ЛЫ Подплыла к причалу «Я», прочитали громко – ЛЯ

7. ФизминуткаБуква Л, расставив ноги, словно в пляске – руки в боки Наклонилась влево, вправо, получилось на славу.

1 – 2 – выше голова, 3 – 4 – ноги шире, 5 – 6 – тихо сесть.

8. Чистоговорки. Для того, чтобы чётко и ясно говорить, для этого надо подготовить дыхание и голос. ЛО – ЛО – ЛО – на улице тепло ЛУ – ЛУ – ЛУ – стул стоит в углу. УЛ – УЛ – УЛ – у нас сломался стул. ОЛЬ – ОЛЬ – ОЛЬ – мы купили соль.

9. Дидактическая игра «Определи место звука» В начале – лампа, лодка, лужа, лыжи, лиса, лук, лев В середине – молоток, белка, полка, павлин, апельсин, пальто, цыплята В конце – стол, стул, пол, пенал, дятел, самосвал

10. Упражнение в чтении слогов ЛА – АЛ, – ЛО – ОЛ, – ЛУ – УЛ, – ЛИ – ИЛ, – ЛЫ – ЫЛ

11. Письмо в прописях

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

С какой буквой познакомились на занятии?

Какая это буква?

Каким цветом обозначается?

Почему?

Перед вами лежат два солнышка с разным настроением (радостным и грустным). Если вам на занятии было всё понятно и интересно, то поднимите солнышко с улыбкой, а если не интересно – то грустное солнышко. Давайте посмотрим, какие солнышки вы подняли?

Сказка про букву «Л»

Буква Л

— Не хочу спать, не буду ложиться, — капризничала девочка.

Мама грозно нахмурила брови, но буква Л тихонечко шепнула ей на ушко волшебное слово «Люблю».

— Я люблю тебя, моя малышка, — ласково сказала мама и обняла дочку. Мама поцеловала ее, и девочка спокойно заснула.

«Большим и маленьким людям больше всего на свете нужна любовь и ласка», — подумала буква Л.

Она летала повсюду и ласково шептала: «Люблю, люблю, люблю», — чтобы никто не забыл сказать это волшебное слово.

Скажи волшебное слово «люблю» всем, кого ты любишь.

Конспект открытого занятия по обучению грамоте и звукопроизношению в старшей группе «Буква Л и звук [Л]»

лариса костаргина
Конспект открытого занятия по обучению грамоте и звукопроизношению в старшей группе «Буква Л и звук [Л]»

Конспект НОД по звукопроизношению в старшей группе

по лексической теме: «Дикие животные»

«Путешествие в лесную школу»

(дифференциация звуков «Л» и «Ль»)

Закрепить навык различения звуков «Л» и «Ль».

1. Совершенствовать словарный запас детей по теме: «Дикие животные».

2. Закреплять навык правильного произношения твердого звука «Л» и мягкого звука «Ль».

3. Упражнять в умении определять местонахождение звука в слове.

4. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику.

Оборудование: демонстрационная буква «Л»; фишки красная, синяя и зеленая; картинки с лесными жителями: лиса, белка, олень, лось, косуля, волк; счетные палочки; прописи; три цветка, две бабочки: синяя и зеленая

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!».

– Доброе утро! Я рада вас видеть. Давайте разогреем свои ладошки и поздороваемся друг с другом.

– А теперь поздороваемся с нашими гостями и скажем им «Доброе утро!»

1. Организационный момент.

– Узнала я, что в одном лесу большое оживление.

Повесил кто-то поутру такое объявление:

«Открыта школа для зверей.

Спешите в школу поскорей.

Здесь можно даже летом

Учиться всем предметам».

– Сегодня мы посетим лесную школу, узнаем, кто в ней учится, сами побудем учениками этой школы. Как вы думаете, почему эта школа называется лесной? А какие животные могут учиться в ней? Каких диких животных вы знаете? Правда они боятся людей, и поэтому все попрятались.

– Но прежде, чем мы посетим эту школу, давайте запомним 2 правила:

Каждый день всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Громко, четко говорим

Никуда мы не спешим.

Если хочешь ответить, не шуми,

Просто руку подними.

2. Основная часть.

– А теперь пройдёмте в класс и сядем за парты. Начнём урок.

И для начала проведём гимнастику для речевых органов.

Артикуляционная гимнастика (слайды 1,2,3,4,5)

Есть на свете волшебная страна,

Звуками и буквами она заселена

Звуков много разных – они все важны,

Со звуками и буквами, ребята, вы дружны?

– Ну, раз так, сегодня мы продолжим и укрепим эту дружбу.

– А теперь внимательно послушайте и произнесите вместе со мной слова: лошадь, лама, лось, лапа.

Какой звук в этих словах самый первый?

Дети: В этих словах первый звук «Л».

Воспитатель: Правильно. Сегодня мы познакомимся с буквой и звуком Л.

«Л» на крышу так похожа,

Да и на стремянку тоже,

Я скажу вам по секрету,

Очень любит буква лето.

Буква «Л» состоит из 2-х элементов: из одной вертикальной линии, и 2-й наклонной линии.

«Л», как горка иль трамплин

Вниз со скоростью летим!

Прокатились и опять

Букву стали мы писать.

Выкладывание буквы на столе из счетных палочек.

Работа в прописях.

– А теперь у нас в школе небольшая переменка, мы отдохнем и сделаем зарядку для наших пальчиков и научим делать ее лесных жителей.

(Дети загибают пальцы на обеих руках: по одному пальцу на каждом двухстишьи.

У лисы в лесу глухом есть нора надёжный дом.

Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели.

Под кустами ёж колючий нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый, до весны сосёт там лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нём.

Дом – ладошки направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются.)

Знакомство со звуком «Л»

– А теперь произнесите звук «Л».

Воспитатель: (спрашивает разных детей):

– Что делают губы, когда мы произносим звук «Л»? (растягиваются в улыбке)

– Что делают зубы? (Зубы не соединяются, между ними маленькая щелка)

– Что делает язык? (кончик языка упирается в верхние передние зубы)

Воспитатель: (указывая на фишки – красную, синюю, зелёную): А какой фишкой обозначить звук «Л»? Красной?

Дети: Нет. Звук «Л» – не гласный, воздушная струя встречает преграды.

Воспитатель: Значит звук «Л», какой?

Дети: Звук «Л» согласный.

Красная фишка убирается.

Воспитатель: Что вы ещё знаете о звуке «Л»?

Дети: Звук «Л» – звонкий, т. к. голосочек работает

Воспитатель: Какую же фишку выбрать для звука «Л»?

Дети: Синюю, т. к. звук «Л» – твёрдый, потому что язычок напряжён.

Зелёная фишка убирается. На доске остаётся синяя фишка.

Воспитатель: А теперь все вместе повторим.

Дети: Звук «Л» согласный, твёрдый, звонкий, обозначаем его синим кружком.

– Я знаю, что Арина знает скороговорку с твердым звуком Л.

У ёлки иголки колки,

Иголки колки у ёлки.

-Давайте попробуем повторить эту скороговорку все вместе.

Знакомство со звуком «Ль»

– А какой звук последний в словах: пыль, соль, педаль, метель? (мягкий звук Ль)

Воспитатель: (спрашивает разных детей):

– Что делают губы, когда мы произносим звук «Ль»? (растягиваются в улыбке)

– Что делают зубы? (Зубы не соединяются, между ними маленькая щелка)

– А что делает язык? (кончик языка упирается в бугорки за верхними передними зубами)

Воспитатель: (указывая на фишки – красную, синюю, зелёную): А какой фишкой обозначить звук «Ль»? Красной?

Дети: Нет. Звук «Ль» – не гласный, воздушная струя встречает преграды.

Воспитатель: Значит звук «Ль», какой?

Дети: Звук «Ль» тоже согласный.

Красная фишка убирается и остаются синяя и зеленая.

Воспитатель: Что вы ещё знаете о звуке «Ль»?

Дети: Звук «Ль» – звонкий, т. к. голосочек работает (дети отвечают после тактильного контроля).

Воспитатель: Какую же еще фишку выбрать для звука «Ль»?

Дети: Зеленую, т. к. звук «Ль» – мягкий, потому что язычок не напряжён.

Остается зелёная фишка на доске.

– Так какой же звук Ль? (согласный, мягкий, звонкий)

Воспитатель: А теперь все вместе повторим.

Дети: Звук «Ль» согласный, мягкий, звонкий, обозначаем его зеленым кружком.

– Так какой же звук Ль? (согласный, мягкий, звонкий)

– Правильно и сегодня в нашей школе мы будем учиться различать твёрдый звук Л и мягкий звук Ль.

– Произнесем все вместе:

Люльку Лиля качала,

Люлька у Лили упала.

Произнесение звуков в слогах и слоговых сочетаниях.

– Давайте вместе споём песенки твёрдого звука Л и мягкого звука Ль:

Мы проверили осанку

И свели лопатки,

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Пойдём мягко, как лисята,

И как мишка косолапый,

И как заинька-трусишка,

И как серый волк-волчишко.

Вот свернулся ёж в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ёжика коснулся,

Ёжик сладко потянулся.

Произнесение звуков в словах.

– Скажите, ребята, какие вы знаете слова, в которых спрятался твердый звук Л? А в каких словах – мягкий звук Ль?

– А сейчас я хочу вам, ребята, представить еще одного обитателя леса и сторожа лесной школы. Вы узнаете его? (показ слайда с изображением Старичка-лесовичка)

– Старичок-лесовичок приготовил для вас картинки с лесными жителями – учениками лесной школы и просит назвать их. Только вот беда – вместо звука Л он произносит звук Ль, а вместо звука Ль – звук Л. Пожалуйста, исправьте его и назовите картинки правильно.

Работа над словами.

– Возле нашей лесной школы есть красивая полянка, на которой растут 3 цветка (1-й – начало, 2-й – середина и 3-й – конец слова) и летают 2 бабочки (синяя – твердый Л, зелёная – мягкий Ль). Я назову слова, а вы скажите мне какой звук (какая бабочка) и где находится (какой цветок?

Дети отвечают полным предложением.

Волк – твердый звук Л находится в середине слова (синяя бабочка на 2-м цветке)

Лиса – мягкий звук Ль находится в начале слова (зелёная бабочка на 1-м цветке)

Буйвол – твердый звук Л находится в конце слова (синяя бабочка на 3-м цветке)

– На этом наш урок закончен.

– Сегодня мы побывали в Лесной школе и у меня к вам есть несколько вопросов:

– Понравилось ли вам в Лесной школе?

– Каких лесных животных вы знаете?

– Какие звуки мы сегодня учились различать?

– Какие задания мы выполняли на уроках?

– На этом мы попрощаемся с лесными жителями. Мне кажется, мы ещё обязательно с ними встретимся.

Прикреплённые файлы:
prezentacija-k-otkr-zanjatiyu_k82en.pptx | 2221,77 Кб

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте «Путешествие в страну Абвгдейка. Звук [щ], буква Щ» Конспект подгруппового логопедического занятия, проведенного в подготовительной к школе группе для детей с ОНР учителем-логопедом Мясниковой.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Д] и буква Д» Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: Звук и буква «Д». Программное содержание: 1. Знакомство.

Конспект НОД по обучению грамоте с детьми старшей логопедической группы «Звук и буква [О]» Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Звук и буква О». Елена Никишова – учитель – логопед первой квалификационной.

Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте «Звук [М], [М’]; Буква «М» Конспект НОД по теме «Звуки «М», «Мь». Буква М. «Сюрпризы от Маши и Миши» Цель: Закрепление навыков правильного произношения звуков [М],.

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Транспорт. Согласный звук [Ш], буква Ш» Ход НОД. Цели: обучение грамоте, знакомство с буквой и звуком Ш. Задачи: Образовательные: 1. систематизировать знания о видах транспорта.

Конспект открытого занятия по обучению грамоте «Звук и буква [П]-[П’]» Коррекционно-образовательные задачи: 1) Учить различать и чёткого произносить звуки [п],[п‘]. 2) Дать понятие твердый, мягкий звук. 3) упражнять.

Конспект по обучению грамоте в старшей группе «Согласный звук [н]-[н’], буква Н» Цель :Познакомить с буквой Н, звуком Н. Задачи: Познакомить с буквой Н, звуком Н как согласным звуком и его условным обозначением – синий.

Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной группе «Звук [Б] и буква Б» Воспитатель: Осетрова А. В. Цель: Совершенствовать умение различать на слух и в произношении звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: развивать.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Глухой согласный звук [Ч], буква «Ч» Программные задачи: 1. Ознакомить детей с глухим согласным мягким звуком”Ч” и буквой Ч. 2. Закреплять умение находить слова с заданным звуком,.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук и буква [и]. Звуковой анализ слова «игла» Программное содержание: Образовательно – познавательные задачи: расширить представления детей о профессиях; познакомить с буквой «и»; упражнять.

Конспект занятия по обучению грамоте для подготовительной группы

Тема: «Звук [Л]. Буква Л»

  • Познакомить со звуком [Л] и буквой Л.
  • уточнение артикуляции звука [Л];
  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • выделение заданного звука на слух;
  • составление характеристики звука;
  • определение местонахождения звука в словах;
  • употребление в речи сложных предложений со значением противопоставления;
  • употребление в речи предложных конструкций творительного падежа; звукобуквенный анализ слова «лама»;
  • знакомство с буквой Л;
  • учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции и отвечать на вопросы;
  • развивать фонематическое восприятие, зрительное внимание память, мышление;
  • воспитывать самостоятельность, усидчивость, умение работать в коллективе.
  • предметные картинки; кассы букв, синие карандаши, схемы для чтения слогов.

Ход занятия

Организационный момент

Дети стоят около логопеда.

Логопед: Сегодня я для вас приготовила загадки, послушайте внимательно, кто догадается — поднимает руку. Картинки отгадки буду открывать на доске.

Загадки

Сидит в земле сердитый дед. В шубу желтую одет, Кто его раздевает, Тот слезы проливает. (ЛУК)

Освещает ночью путь, Звездам не дает заснуть. Пусть все спят, ей не до сна, В небе светит нам… (ЛУНА)

Кто в беретке ярко-красной, В черной шапочке атласной? На меня он не глядит, Все стучит, стучит, стучит (ДЯТЕЛ)

Четыре ножки, сиденье и спинка. Мы не лошадки, хотя на нас Все садятся много раз. (СТУЛ)

Самый бойкий я рабочий В мастерской, Колочу я что есть мочи День-деньской. (МОЛОТОК)

Ускользает, как живое, Но не выпущу его я. Белой пеной пенится, Руки мыть не ленится. (МЫЛО)

Л: молодцы, а сейчас я назову ещё раз слова-отгадки, и один звук выделю голосом. Вы должны догадаться, какой звук я выделила.

— Лук, луна, лопата, стул, молоток, мыло.

I. Знакомство со звуком [Л]

1. Характеристика звука.

Логопед — послушайте, как звучит этот звук- [л. л. л]. Теперь этот звук произнесет — Маша, Варя…

Скажите, какой это звук — согласный, твердый. Почему вы так решили? (не поется, мешают зубы и язык)

Л — верно, а теперь закройте уши ладонями и произнесите звук еще раз. Что еще вы можете сказать про звук [л]?

Дети — он звонкий.

Л — если звук согласный, твердый, то каким звуковым символом будем его обозначать?

2. Л- а сейчас поиграем в игру «Найди место звука в слове»(по картинкам-отгадкам)-назовите предмет, где звук [Л] стоит в начале слова, в середине слова, в конце слова.( На доске сверху есть схемы слов, а дети выкладывают под ними картинки)

Дети перестраиваются в круг.

3. Л- Давайте поиграем в игру «Повтори не ошибись». Развитие фонематического слуха, проговаривание слоговых цепочек с заменой гласной (ло-лу-ла…)

Дети садятся за столы.

4. Л — перед вами две картины.

Дидактическое упражнение «Найди отличие»

Дети сравнивают предметы: «На первой картине есть лодка, а на второй картине нет лодки».

Дидактическое упражнение «Найди место»

Л — между какими предметами находится лопата?

Д — лопата находится между луком и лодкой.

Физкультминутка

(выполнение движений с проговариванием текста)

Лодка плоская плыла, Было в лодке два весла. А на веслах лягушата, Плыли весело куда-то.

II. Знакомство с буквой Л

Л — на что похожа буква Л?

Догадайся, посмотри. Может это галочка — Состоит из палочек. Уголок — вот точный вид, Буква точно так стоит.

1. Л — дети, напомните, чем отличается звук от буквы!

(Д — звуки мы слышим и произносим, а букву видим и пишем).

Л — буква Л бывает заглавная и маленькая. Для чего нужна заглавная буква?-

Д — чтобы писать Имя, фамилию, клички животных, название города…

2. Чтение обратных и прямых слогов по схемам. Чтение слогов со стечением (сла, сло, слу, слы, шла, шло, шлу, шлы)

3. Работа в кассах.

Л — у вас на столах лежат буквы Л, заглавная и маленькие. Откройте кассы и поселите новых жильцов в свою квартиру.

На доске картинка с животным ЛАМА.

Выкладывание в кассах слова — ЛАМА, звуковой анализ слова. Деление слова на слоги.

Л — сколько звуков в первом слоге, назовите первый слог. Сколько звуков во втором слоге, назовите второй слог.

Выкладывание слоговой схемы

Пальчиковая гимнастика «Вот иголки и булавки»

Постановка звука л

Перед началом занятий ребенку необходимо подробно объяснить и показать как правильно произносится звук. При этом логопед, или родитель должен показать малышу как правильно должен работать артикуляционный аппарат, также можно использовать наглядные материалы.

Артикуляция звука л

Правильная артикуляция звука л: острый язык поднят за верхние зубы, упирается в альвиолы (бугорки на небе, расположенные за верхними зубами). Форма языка при этом напоминает седло, воздух выходит по краям языка.

Артикуляционная гимнастика для звука л

Существуют несколько способов постановки звука л, среди которых первое место занимает артикуляционная гимнастика для формирования звука л. Ребёнку она понравится за счёт весело обыгранных артикулярных упражнений:

  • выдувайте мыльные пузыри, дуйте на свечи, кораблики на воде;
  • «лодочка»: расслабленный широкий язычок нужно разместить на нижней губе и постараться свернуть из него лодочку, не поднимая его;
  • «змейка»: растянуть губы, словно в улыбке, и вытянуть вперёд острый твёрдый язык;
  • «самый длинный язык»: высовывать его как можно дальше и стараться доставать то подбородка, то кончика носа, то щёк;
  • «лошадка»: раскрыть рот, языком прикоснуться между верхними резцами и постукивать им там так, чтобы получалось цоканье лошадиных копыт;
  • «индюк»: открыть рот, расслабить губы и поставленным языком поглаживать им верхнюю губу движениями языка сверху вниз, приговаривая «бл».

Есть много видео о том, как делать эти упражнения на подготовку к звуку Л. Занятия для дошкольников проводятся в непринуждённой обстановке 1-2 раза в день.

Комплекс артикуляционной гимнастики на звук Л в картинках и стихах

ДЕТСТВО-ГИД

Конспект логопедического занятия по развитию фонематических представлений и обучению элементам грамоты «Знакомство со звуками [Л], [Ль]» для детей подготовительной группы с ОНР

Знойкина Валентина Ивановна, учитель-логопед МБДОУ № 4, г. Мурманск

Программные задачи: 1. Закрепить навык произношения звуков [Л], [Ль] в слогах, словах, фразах. 2.Развивать навыки в проведении звукового и слогового анализа и синтеза слов. 3. Совершенствовать навыки анализа предложений. 4. Развивать фонематический слух, внимание, память. 5. Развивать зрительное внимание и восприятие. 6. Воспитывать умение работать сообща и добиваться намеченной цели.

Материал: «Букварик» — игровой персонаж, схемы слогов – карточки, зашумленные изображения предметов, предметные картинки со звуками [Л], [Ль], индивидуальные зеркала, изображения Лунтика в большом самолете и Лисенка в маленьком, мальчики-звуки в синей и зеленой рубашке с колокольчиком, схема слова – карточки, звуковые схемы слов, материал для работы с предложением – сюжетные картинки, полоски –для выкладывания схем предложений.

Ход занятия

Вводная часть Логопед: Ребята, сегодня к нам пришел Букварик. Давайте поздороваемся и похвалим его. За что мы любим и ждем Букварика? Ответы детей: — Он учит нас слушать звуки и прислушиваться к ним. — Приносит картинки. — Дает задания сложные и не очень. — Знакомит нас с буквами. Логопед: Он предлагает нам поиграть в «Цепочку слов» — вспомним правило игры: первый игрок называет слово, а следующий игрок выделяет последний звук в слове и придумывает новое слово на этот звук. — А если нельзя придумать слово на последний звук? Ответы детей: — То придумываем слово на предпоследний звук. Логопед: Играем… Молодцы! Садитесь на стульчики.

Основная часть 1. Логопед: Букварик торопился нарисовать побольше картинок и получилась путаница.

«Что ты видишь на картинке?» На магнитной доске выставляется ватман с изображением зашумленных картинок. По мере называния изображений, логопед выставляет картинки на магнитной доске. Возможны варианты: если не видят какое-нибудь изображение, то можно загадать загадку.

Логопед: Ребята подумайте. Какой общий звук встречается во всех словах? Ответы детей: Звуки [Л], [Ль].

2. Знакомство со звуком [ Л]. Характеристика звука Логопед: Букварик к нам привел гостей. (На первой страничке из кармашка логопед достает картинки с изображением Лунтика на большом самолете и Лисенка на маленьком). Логопед: Когда летел самолет Лунтика мы слышали звук [Л] (длительное произношение звука). Произнесите этот звук. А теперь посмотрим в зеркало, как мы его произносим. Ответы детей: — Губы открыты. — Между зубами расстояние. — Язык находится за верхними зубами, упирается в них, воздух выходит по бокам языка. — Горлышко «поет», подача голоса (контроль рукой). Примечание: Если дети не могут объяснить положения органов артикуляции, то можно навести их на мысль методом ТРИЗ. — Если мы сомкнем губы, то сможем ли произнести звук [Л]? — Если закроем зубы, то сможем ли произнести звук [Л]? — Если попробуем не упирать язык, и не пропускать голос, то сможем ли произнести звук [Л]?

Логопед: А самолетик Лисенка издавал такой звук – [Ль]. (Тоже рассматривается в зеркало уклад языка). При произнесении звука [Ль] язык более напряжен и приподнят, кончик языка активнее участвует в произнесении звука. В конце подвести итог, вспомнить положение органов артикуляции при произношении звуков [Л], [Ль]. Логопед: Подождите, мальчики-звуки спорят, кто какую картинку заберет себе. Давайте им поможем. Сначала придумаем им имена (Лом, Леня). Затем дети распределяют картинки, объясняя свой выбор полным предложением. (Например: Лопату отдам Лому, потому что в этом слове звук [Л] звучит твердо и т.д.)

3. Речевая зарядка. Логопед: Поиграем с Лунтиком и Лисенком. — Хлопки 1-2: Звуки [Л], [Ль]. — Шаги на слоги: вперед – назад (ла – ля, ло – лё…) — Руки вверх-вниз: в словах звуки [Л], [Ль].

4. «Найди свое место» Логопед: Ребята, вам выдает Букварик билет, на котором изображено синим или зеленым кружком положение места звука в слове: начало, середина или конец слова. На спинке стула крепится картинка, ребенок выбирает своё место, объясняя выбор. Ответы детей: — В слове лев звук [Ль] звучит мягко и находится в начале слова и т.д. Логопед: Букварик предлагает вспомнить названия картинок, которые мы находили на картине. Картинки снова выставляются на панно.

5. «Найди загаданное слово». Звуковые схемы слов. Задача: определить последовательность звуков в словах. Логопед называет цвета, а дети выкладывают на столах кружки. Затем сверяются с образцом. Задания: а) рассмотри схемы слов; б) найди картинки, соответствующие звуковой схеме. (Луна, лама, мыло, лотос, салат, моль и т.д.)

6. «Лесенка» Логопед: расставим по порядку картинки. Где слова состоят из 1-го, 2-х, 3-х слогов.

7. «Угадай по звукам слово» Логопед называет только гласные звуки из слова. «[У] [А]» — Луна и т.п.

8. Физкультминутка (Имитация движений, соответственно словам. Интонационно выделять звуки Л и Ль .) Зиму всю мели метели — Клены, липы погрустнели… А весной повеселели, Птицы с юга прилетели – Ветки лапками согрели. Липы за руки взялись, Липы ветками сплелись, Ветер злится: «Повалю-ю-ю-ю-ю. Я упрямых не терплю-ю-ю-ю-ю. Дунул снова, что есть сил, Но деревья с ног не сбил.

9. «Работа со схемой предложения» Логопед: Рассмотрите картинки и составьте к ним предложения. Перед детьми лежат сюжетные картинки. На столе стоит контейнер с материалами для составления схемы предложений. Задача: составить предложение по двум опорным словам при задании из 4-х слов, 5-ти слов. Задание: назови 1-е, 2-е и т.д. слово в твоем предложении.

10. Итог занятия

Логопед: Давайте вспомним, с какими звуками мы сегодня знакомились, какие задания для нас придумал Букварик. Что больше всего понравилось?
Путешествие с гласными звуками Путешествие песчинки. Звуки [П-П’]. Буква П Звуки Т — Д Знакомство с духовыми музыкальными инструментами >

Автоматизация звука Л

Перед тем, как начинать учить ребёнка выговаривать букву Л, необходимо проводить разминку артикуляционной гимнастикой. Это позволит подготовить речевой аппарат к работе, тонизирует язык, губы и щёки. По-сути, гимнастика — это логопедические упражнения для постановки изолированного звука.

Предлагаем конспект занятий по автоматизации звука Л в слогах, предложениях, который поможет мамам организовать этот процесс в домашних условиях. Также к изолированному выговариванию звука стимулируют загадки про букву Л, поскольку ответ — это и есть сама Л. Как только ребёнок научился выговаривать Л изолированно, переходите к автоматизации звука Л в прямых слогах.

Если ребёнок ещё не читает самостоятельно, сначала произнесите его сами, а потом предложите малышу:

А после освоения, в обратных слогах:

Следующий этап — автоматизация Л в словах. Необходимо придерживаться такой последовательности:

  • звук в конце слова: пол, зал, угол, канал, стукнул, ущипнул;
  • звук в середине слова: волк, толк, жалко, галка, фиалка, вулкан, заколка, косилка;

  • звук стоит в паре с согласными: флаг, клуб, пламя, глыба, флажок, глобус, планета, блокнот;
  • в одном слове находится 2 звука: плыл, полол, лазил, ломал, глотал, плакал, молотил, колокол.

Чтобы звук поставить в словах, словосочетаниях нужно освоить сначала твёрдое проговаривание, потому что при смягчении произносить звук тяжелее.

После освоения Л в словах, осваивают звук в словосочетаниях и предложениях:

спелая клубника, оловянный солдатик, сломанная пила;

спрягать предложения, проговорив сначала фразы в первом лице, потом в множественном лице и от третьего лица: «Я сломал (а) велосипед — Мы сломали велосипед — Она сломала велосипед”.

читать/повторять уже более сложные предложения.

Затем читаем, учим на букву Л стихи. В специальных стихотворениях звук встречается едва ли не в каждом слове.

При чтении, повторении стишков следует проговаривать слова размеренно, не спеша, чтобы ребёнок выговаривал звук чётко. Ускорять речь необходимо в скороговорках и загадках. Например, «Вот весёлый колобок покатился, как клубок». Или «Палку толкал лапкой Полкан».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: