Конспект открытого урока по обучению грамоте в подготовительной группе: Дифференциация звуков (Л) и (Л’)

Конспект открытого урока по обучению грамоте в подготовительной группе: Дифференциация звуков [Л] и [Л’]

Тема: «Дифференциация звуков [Л] и [Л’]»

  • закрепление навыков правильного произношения и различения звуков [Л] и [Л’] в слогах, словах и предложениях;
  • закрепление понятий «гласные и согласные звуки»;
  • закрепление понятий «звонкие и глухие согласные»;
  • звуковой синтез слова по первым звукам;
  • звуковой анализ слов;
  • развитие внимания и памяти.
  • Кукла-Аленушка, кукла-колдунья, игрушка лягушка;
  • домики красного, синего и зеленого цветов;
  • перфоконверты на дифференциацию звонких и глухих согласных звуков;
  • перфокарты на дифференциацию [Л] и [Л’];
  • карточки с синими и зелеными квадратами;
  • предметные картинки;
  • шкатулка с письмом и заданиями;
  • буквы [Л] и [Л’] синего и зеленого цветов;
  • магнитофон;
  • карандаши;
  • черные фломастеры.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

– Сядет тот, кто назовет первый звук своего имени.

Дети садятся за столы.

2. Проверка пройденного материала.

– Ребята, давайте вспомним по какому городу мы путешествуем? (По городу Звуков и Букв)

– В нашем городе все домики разного цвета, а живут в них не люди, а звуки. Какие же звуки живут в красном домике? (Гласные звуки)

– А какие звуки живут в синем домике? (Твердые согласные звуки)

– Какие звуки живут в зеленом домике? (Мягкие согласные звуки)

– А как еще делятся согласные звуки? (На звонкие и глухие)

– Как мы узнаем, что звук звонкий? (Мы обнимем ладошкой горлышко и если он поет (дрожит), то значит звук звонкий)

– А если горлышко спит? (Звук глухой)

– А теперь мы заполним карточки. (Ребятам раздаются перфоконверты на дифференциацию звонких и глухих согласных)

– Я называю звук, а вы напишите соответствующую букву в нужную ячейку. То есть если звук звонкий, то букву пишем в ячейке, где нарисован колокольчик, а если звук глухой — в ячейке, где колокольчик перечеркнут.

Дети заполняют перфоконверты.

3. Сообщение темы занятия.

– Сегодня мы с вами попадем в сказку. (Играет сказочная музыка)

– В некотором царстве в некотором государстве жила-была Аленушка. Была она добрая и пригожая. Все любили ее. В этом же царстве, в дремучем лесу, жила колдунья, злая и старая. Люди старались обойти стороной тот лес, чтобы не столкнуться со злой колдуньей. Все боялись ее.

(Выставляются игрушки Аленушки и Колдуньи)

– Ребята, какой звук «Л» или «Ль» в слове Аленушка? («Ль»)

– Какой звук «Л» или «Ль» в словах злая колдунья? («Л»)

– Рассердилась злая колдунья на Аленушку и превратила ее в зеленую лягушку. (Выставляется игрушка лягушки)

– Ребята, как же нам расколдовать Аленушку?

– Я вижу шкатулку. Сейчас я ее открою. Здесь какое-то письмо. Давайте его прочитаем:»Ребята! В этом сундучке лежат задания. Если вы правильно выполните все, то лягушка опять превратится в Аленушку.»

– Ребята, давайте немного разомнемся.

Ла-ла-ла, Ла-ла-ла,
Зима холодная пришла.

Ля-ля-ля, Ля-ля-ля
Покрыта снегом вся земля.

Ло-ло-ло, Ло-ло-ло,
Поля, дороги замело.

Ли-ли-ли, Ли-ли-ли
С лыжами гулять пошли.

(Ребята выполняют разные движения.)

– Я буду называть слоги со звуком «Л», а вы будете называть эти же слоги, но со звуком «Ль».

– А теперь наоборот…

7. Задание № 2.»Домики»

– У вас на столах лежат картинки. Вам надо найти домик для своей картинки. (Дети раскладывают картинки в домики нужного цвета)

– Возьмите зеленый и синий квадратики. Я вам называю слово, а вы должны определить какой звук «Л» в этом слове твердый или мягкий и поднять нужный цвет.

(Дети выполняют задания)

9. Задание №4. Составление предложений с заданными словами.

– Ребята! А теперь придумайте с этими словами предложения. (Придумывают по 2-3 предложения на каждое из этих слов)

(Играет сказочная музыка и входит Аленушка)

– Вы так хорошо выполнили все задания, что я из лягушки опять превратилась в Аленушку. Спасибо вам, что вы расколдовали меня.

Соколова Елена Викторовна,
учитель-логопед
Детского Юношеского Центра,
г. Щербинки

Конспект занятия по развитию речи «Звуки «Л» и «Ль»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуки «Л» и «Ль»

Автор занятия: учитель-логопед: Самсонова А. П., Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 73 «Дельфин» автозаводского района городского округа Тольятти.

Автоматизировать звуки «л» и «ль» в слогах, словах, предложениях и спонтанной речи.

Задачи:

Дифференциация звуков Л и ЛЬ;
Совершенствование навыка деления слов на слоги;
Закрепление знаний детей о гласных, твёрдых, мягких, звонких и глухих согласных;
Развитие памяти, мышления, воображения, связной речи, силы голоса, фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза, мелкой, Общей и артикуляционной моторики, дыхания;
Координация речи с движением.

Продолжительность занятия:

Вид занятия:

Тип занятия:

Ход занятия:

I. Организационный момент

Артикуляционная гимнастика: «Покусаем язычок: та-та-та и пя-пя-пя», «Лошадка». Дыхательное упражнение «Пароход гудит».

II. Основная часть занятия

Игра «Доскажи словечко»

Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих.
Ждёт он и вздыхает
Слова не хватает!
Чтобы снова в добрый путь
Стих потёк, как речка,
Помоги ему чуть-чуть,
Подскажи словечко!

Читайте также:
Опыт применения сенсорного оборудования SNOEZELEN

Ну, давай играть в футбол!
Забивай скорее … (гол)

Нам темно. Мы просим маму
Нам включить поярче … (лампу)

Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось … (мыло)

Молодчина эта Лина,
Лепит всё из … (пластилина)

Заглянула в дверь коза,
Очень грустные … (глаза)

Ёлочка, ёлочка, колкая … (иголочка)

Сшил себе котёнок тапки,
Чтоб зимой не мёрзли … (лапки)

Какой первый звук в слове «лапки»? («л»)

Характеристика звука «Л»

Звук «л» – согласный, твёрдый, звонкий. Язычок находится между зубами.

Отличие согласных звуков от гласных

Гласные поются, тянутся и, когда мы их произносим, во рту ничего не мешает.

Игра «Чей самолёт дальше улетит?»

«Л» – песенка самолёта, который летит высоко за облаками.
Расправив руки – крылья, «полетать», произнося звук «л».

Игра «Большой и маленький самолёты»

Складывание из бумаги двух самолётиков разного размера.
Объяснить, что большой самолёт гудит громко – «л»,
а маленький самолётик гудит тише и нежнее – «ль».
а) Дети поднимают большой самолёт – называют звук «л».
Поднимают маленький самолётик – произносят звук «ль».
б) Логопед показывает большой или маленький самолёты – дети произносят соотвествующие звуки.
в) Логопед произносит мягкие и твёрдые звуки, дети поднимают самолёты разной величины.

Игра «Повтори за мной»

Воспроизведение пар и цепочек слогов.

ЛА-ЛЯ ЛА-ЛА-ЛЯ ЛА-ЛЯ-ЛА-ЛЯ
ЛО-ЛЁ ЛО-ЛО-ЛЁ ЛО-ЛЁ-ЛО-ЛЁ
ЛУ-ЛЮ ЛУ-ЛУ-ЛЮ ЛУ-ЛЮ-ЛУ-ЛЮ
ЛЫ-ЛИ ЛЫ-ЛЫ-ЛИ ЛЫ-ЛИ-ЛЫ-ЛИ
ЛЭ-ЛЕ ЛЭ-ЛЭ-ЛЕ ЛЭ-ЛЕ-ЛЭ-ЛЕ

Игра «Угадай, какой колокольчик звенит?»

Большой колокольчик звенит вот так: «ла-ла-ла», а маленький – «ля-ля-ля». Какой колокольчик звенит?
Так же поиграть с другими парами звукоподражаний: ло-ло-ло и лё-лё-лё; лу-лу-лу и лю-лю-лю; лы-лы-лы и ли-ли-ли; лэ-лэ-лэ и ле-ле-ле.

Игра «Определи, где находится звук «л» в словах»

Выделение звука «л» на слух и в произношении из ряда слов:
лампа, самосвал, лак, яблоко, палка, дятел, палатка, пчела, пол, ласточка, платье, ложка, стол, кукла, мыло.

Игра «Слоговой аукцион»

Придумайте как можно больше слов со слогом:
ла – лапа, лампа, лайка, лавка, лакомка, ладонь, ландыш, ласточка, ластик, ласты, лак.
ло – лоб, локоть, лось, ложка, лодка, лом, лошадь, лов, Лора.
лу – лук, луна, лупа, лужа, луч, луковица, Луша, Лука.

Подвижная игра «Самолёты»

Самолёты загудели. (Вращения руками перед грудью)

Самолёты полетели.
(Руки в стороны, бег по кругу)

На поляну тихо сели.
(Присели, руки на коленях)

Вновь над лесом полетели.
(Руки в стороны, бег по кругу)

Звуковой анализ слов

Используются слова: лапа, липа.

а)
Работа со звуковыми линейками. Интонирование каждого звука в слове.

б)
Какой первый звук в слове «лапа»? («л»)
Какой фишкой обозначим этот звук? (синей)
Почему? (Потому что это твёрдый звук.)
Какой второй звук в этом слове? («а»)
Какой фишкой обозначим этот звук? (красной)
Почему? (Потому что это гласный звук.)
Какой третий звук в слове «лапа»? («п»)
Какой фишкой обозначим этот звук? (синей)
Почему? (Потому что это твёрдый звук.)
Какой четвёртый звук в этом слове? («а»)
Какой фишкой обозначим этот звук? (красной)
Почему? (Потому что это гласный звук.)
Сколько всего звуков в этом слове? (Четыре)
Сколько гласных звуков? (Два)
Сколько согласных звуков? (Два)

в)
Аналогичная работа со словом «липа».

Игра «Магазин игрушек»

Детям даётся задание – купить в магазине игрушку, в названии которой два или три слога. Игрушки, имеющие название из двух частей, дети раскладывают на полках слева, из трёх частей – справа.

Игра «Узнай пословицу»

В каждом из нескольких конвертов по 2 картинки. Нужно их назвать, вспомнить пословицу, в которой они встречаются вместе.

Шило, мешок: шила в мешке не утаишь.
Иголка, нитка: куда иголка, туда и нитка.
Волки, лес: волков бояться – в лес не ходить.
Камень, вода: под лежачий камень и вода не течёт.
Пчела, мёд: одна пчела много мёду не наносит.

Игра «Проговори чистоговорку»

Мы учим звук «л»: ла-ла-ла, ла-ла-ла,
Яблоко, дятел, палатка, пчела,
Ласточка, платье, ложечка, стол,
Лампа, малышка, кукла, футбол.

Игра «Повтори скороговорку»

Нужно произнести скороговорку сначала шёпотом, затем тихо, голосом средней силы и, наконец, громко (в умеренном темпе):

Не жалела мама мыла,
Мама Милу мылом мыла,
Мила мыло не любила,
Не любила, но не ныла.

Итог занятия

Воспитатель подводит итог занятию и раздаёт призы.

В 1930 году в американский прокат вышел фильм “Песня мошенника” (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

Конспект НОД «Дифференциация звуков [Л], [Л’]» в подготовительной к школе группе

Светлана Васильевна Бондаренко
Конспект НОД «Дифференциация звуков [Л], [Л’]» в подготовительной к школе группе

Читайте также:
Лексические упражнения по обогащению словаря детей прилагательными

Конспект НОД «Дифференциация звуков [Л, ЛЬ]»

В подготовительной к школе группе.

Цель: развитие звукового и слогового анализа и синтеза.

– автоматизировать произношение звуков [Л”] и [Л] в словах, фразах;

– совершенствовать связную речь детей;

– формировать умение давать звукобуквенную характеристику слов, проводить слоговый анализ слов;

– закреплять навык слогового чтения;

– способствовать развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления;

– развивать умение работать в коллективе и в парах, воспитывать уважительное отношение друг к другу.

– Послушайте загадку и отгадайте, о какой букве и о каких звуках мы сегодня будем говорить:

ПЛАВАТЬ ЛЮБИТ по ВОЛНАМ

Эта буква тут и там.

И на ЛЕСТНИЦУ похожа,

И на крышу дома тоже.

В наконечниках у СТРЕЛ

Есть такая буква — …

Дети предлагают варианты ответов, обсуждают. Воспитатель подводит к правильному ответу – буква «Л».

(достаёт из корзинки с буквами букву «Л»)

Правильно называется эта буква «ЭЛЬ». Повторите хором.

Совершенствование навыка чтения. Автоматизация звуков в слогах.

(помещает букву в «букволёт» – картинка с изображением летающей тарелки с прорезями, в которые вставляются буквы)

– Присела «ЭЛЬ» в букволёт и отправилась в полёт.

(дети встают возле развивающего пособия)

Чтение слогов. (Пособие «Буквенные домики»)

– Полетел букволёт. Букву «ЭЛЬ» он повёз.

Прилетел к окошку с «А» – прочитаем, дети, (ЛА)

Прилетел к окошку с «О» – прочитаем вместе – (ЛО)

Прилетел к окошку с «У» – прочитаем дружно – (ЛУ)

Прилетел к окошку с «Ы» – прочитаем тихо – (ЛЫ)

Прилетел за окошко с «И» – прочитаем нежно (ИЛ).

Далее воспитатель предлагает детям присесть на стульчики возле пособия – дерева, на котором на листьях прикреплены картинки на изучаемый звук.

Прилетел букволёт к дереву, на котором распустились зелёные листочки. Они не простые – с секретом. Подходите к дереву, снимайте листик и определите, мягкий или твёрдый звук «Л» в слове, которое обозначает картинка. Определите позицию звука в слове. Например, я возьму листик (воспитатель снимает с дерева верхний лист, на его обратной стороне – рисунок кленового листа). На картинке – лист. В слове ЛИСТ звук «Л”» мягкий, расположен в начале слова.

Дети подходят к дереву, снимают листья и выполняют задание. Картинки на обратной стороне листьев: лев, ложка, лук, лягушка, лиса, ключ, голубь, булавка.

Как же называется наше дерево, мы узнаем из ребуса.

Соедините первые буквы в каждом слове на картинке – и вы прочтёте название дерева.

На доске закреплён лист с ребусом. Дети подходят по одному, вписывают буквы в соответствующие клетки ребуса – слово ЛИПА (по первым буквам: Лампа, Игла, Пуговица, Арбуз)

А кто прячется за липой, узнаете, если в слове липа букву П замените на букву С.

– Догатайтесь, кто это (ЛИСА).

Воспитатель с детьми переходят к мольберту, на котором закреплена картина с лесной поляной и ребус.

Букволёт отправился на лесную полянку, где буква «ЭЛЬ» заметила свои любимые ягоды. Отгадайте ребус и назовите нам, что это за ягоды.

Дети называют буквы, записывают в соответствующие клетки (слово МАЛИНА)

Рассматривание ребуса, картинки с изображением ягод, проговаривание ответа по слогам (МАЛИНА)

Займите места за рабочими столами.

Дети присаживаются за столы, на которых расположен раздаточный материал из пособия «Звукобуквенный анализ»

– Выложите буквенную и звуковую схему слова МАЛИНА.

Дети выполняют задание индивидуально.

– Сколько букв в данном слове? Сколько слогов?

– Сколько звуков гласных? Согласных?

Воспитатель на доске выкладывает звуковую и буквенную схемы для того, чтобы дети проверили правильность выполнения задания.

Физминутка.

Я по лесу пойду, в лесу ягоды найду.

Земляника так душиста,

Что не лень и наклониться.

Если нет лукошка,

Соберём в ладошки.

Прыгнем через лужицы.

Голова не кружится?

Вон, вдали из-за куста

Смотрит рыжая лиса.

Мы лисицу обхитрим,

На носочках побежим.

Воспитатель обращает внимание детей на мольберт, на котором закреплены слоговые схемы, картинки с изображением лисы, лисёнка, и лиса.

– Перед вами – лисья семья. Назовите каждого.

Ответы детей: мама – лиса, детёныш – лисёнок, папа – лис.

Поместите каждую картинку под соответствующей слоговой схемой.

Дети проговаривают по слогам слова, называют количество слогов и располагают картинки в соответствии под слоговыми схемами.

Воспитатель берёт перчаточную куклу – лису и предлагает ребятам от имени лисы сочинить сказку о том, как лисёнок потерялся.

В сказке все слова героев должны начинаться на букву «Л». Детям предлагаются картинки, которые начинаются на букву «Л».

Картинки: лиса, лисёнок, ласточка, луна, лес, ландыши, летучая мышь.

Дети проговаривают слова на картинках и объясняют, мягкий или твёрдый звук «Л» в словах.

– Предлагаю сочинять сказку с помощью сказочного поля. Объясните, почему оно разделено на три части?

Читайте также:
Годовой план работы учителя-логопеда

(у сказки есть зачин, середина, конец)

– разделитесь на пары и займите места за рабочими столами. Не забывайте, что все поля сказочного поля должны быть заполнены, все картинки использованы.

Дети составляют сюжет сказки, раскладывая картинки в поля.

Воспитатель помогает развивать сюжет тем, кто затрудняется выполнить задание. Предлагает дать название придуманной сказке.

– Ребята, расскажите ваши сказки нашим гостям.

Каждая пара с помощью картинок на наглядном пособии рассказывает придуманную сказку.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [П]-[Б]» Тема: «Дифференциация звуков [П]-[Б]» Цель: закрепить умение детей правильно произносить и дифференцировать на слух звуки [п]-[б] в слогах,.

Фронтальное занятие «Дифференциация звуков и букв А-Я» в подготовительной к школе группе Цель: учить детей различать гласные А-Я устно и на письме. Задачи: Коррекционно-развивающие: – закреплять знания детей о гласных звуках.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Дифференцирование звуков [Ч]-[Т’]» Цели: коррекционно-образовательная: – дать детям понятие о механизме образования звуков Ч — Ть в сравнительном плане; – формировать навыки.

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы «Дифференциация звуков [с]-[ц]» Задачи: 1. Учить слухо – произносительной дифференциации звуков [ c ]-[ Ц ]. 2. Продолжать совершенствовать навыки звуко – слогового анализа.

Конспект по звуковой культуре речи в старшей группе «Дифференциация звуков [С]-[З]» Конспект ООД по звуковой культуре речи в старшей группе №11 Тема: Дифференциация звуков с-з Цель занятия: закрепить правильное произношение.

Конспект занятия в старшей группе «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [ц]–[ч]» Конспект занятия в старшей группе ОО «Речевое развитие» по теме: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [Ш], [Ж]» Непосредственно – образовательная деятельность в подготовительной логопедической группе. Составила: учитель – логопед Шамова Татьяна Викторовна.

НОД по звуковой культуре речи в подготовительной группе «Дифференциация звуков [г] и [х]» Тема: ЗКР. Дифференциация звуков «г», «х». Цели: 1. упражнять детей в произношении звуков «г» и «х» отдельно, в слогах и в словах; учить.

Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. Дифференциация звуков [С]-[Ш] Цели: коррекционно – образовательные: Учить детей давать акустико –артикулляционную характеристику звуков С,Ш с опорой на различные виды.

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте детей подготовительной к школе группе по теме “Дифференциация звуков [л] – [л’]”

Разделы: Логопедия

Цель: Дифференциация звуков [л] – [л’].

Образовательные задачи:

  • Познакомить детей с механизмом образования и характеристикой звуков [л] – [л’], буквой ЭЛ;
  • Формировать умение различать звуки [л] – [л’] по акустическим и артикуляционным признакам;
  • Выработать чёткую дифференциацию звуков [л] – [л’] изолировано, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях на материале лексической темы: “Одежда”;
  • Активизировать относительные прилагательные по лексической теме “Одежда”

Развивающие задачи:

  • Развивать фонематическое восприятие на данный акустический образ;
  • Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;
  • Закрепить понятия: “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”.

Воспитывающие:

  • Развивать внимание к речи педагога и товарищей;
  • Воспитывать интерес и настойчивость к выполнению задания;
  • Формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии.

Оборудование: картинки для звукоподражания (большой самолёт и маленький); схема, профили, слоговая таблица; силуэты девочки Лады и мальчика Лёвы; символы для анализа звуков (синий и зелёный колокольчики), кассы букв, пеналы на каждого ребёнка, картинки с изображением одежды и конверты с нарисованными на них шкафами (для деления слов на слоги); изображение буквы ЭЛ.

Ход занятия

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Какое сегодня замечательное утро! Покажите это. Улыбнитесь друг другу.

Посмотрите внимательно, кажется, кто-то пришёл к нам в гости.

Мальчик Лёва и девочка Лада (логопед выставляет силуэты девочки и мальчика)

Они сегодня будут заниматься вместе с нами.

Дидактическая игра “Назови ласково”

Садится тот, кто назовёт предметы одежды ласково.

  • Чулки – чулочки
  • Платки – платочки
  • Плащи – плащики
  • Платья – платьица
  • Купальники – купальнички
  • Футболки – футболочки
  • Колготки – колготочки
  • Полуверы – полуверчики
  • Блузки – блузочки
  • Плавки – плавочки

Сообщение темы занятия.

Вы уже догадались с какими звуками мы сегодня будем знакомиться? (Со звуками [л] – [л’])

Артикуляция звуков

Ребята, посмотрите, что принесли с собой Лёва и Лада (логопед выставляет артикуляционные профили)

Когда мы произносим звук [л]: губки улыбаются, зубы разомкнуты, кончик языка упирается в верхние зубы, воздушная струя встречает преграду.

Характеристика звука

  • Какой 1-й звук в имени девочки Лада? (Звук [л])
  • Кто нам скажет, какой это звук? (согласный твёрдый)
  • Как вы догадались? (Когда мы его произносим, нам мешает язычок, он “толкается в верхние зубки”).
  • Какой первый звук в имени мальчика Лёва? (Звук [л’].
  • Какой это звук? (согласный, мягкий)

При произнесении звуков [л] – [л’], голосовые связки работают, горло дрожит. Звуки [л] – [л’] звонкие.

Ребята, посмотрите, с Ладой и Лёвой пришли два мальчика (звуковые сигналы), но почему они в разной одежде?

Читайте также:
Использование театрализации в коррекционно-развивающей деятельности с дошкольниками, имеющими речевые нарушения

Правильно, потому, что звук [л] – твёрдый, его обозначают синим звуковым сигналом, а звук [л’] – мягкий, его обозначают зелёным звуковым сигналом

Закрепление звуков в изолированном виде.

Большой самолёт летит и гудит: [лллллл:] (Дети произносят звук [л] громко).

Маленький самолёт летит и гудит: [лллллл:] (Дети произносят звук [л] тихо.)

Колокольчик звенит: [л’л’л’л’л’].

(картинки с изображением большого и маленького самолётов для звукоподражания)

Дифференциация звуков в слогах.

Выделить из цепочки слогов и назвать слог со звуком [л’].

Ло-ли-лу-ла ло-лы-ла-лу
Ла-ля-ло-лу ло-ла-ли-лу
Лу-ла-ли-ло ли-ла-лу-ло
Лу-лё-ла-лы ла-ло-лё-лу
Лы-ли-ло-ла

Развитие фонематического слуха.

Сейчас я буду называть слова со звуками [л] – [л’], а вы если услышите звук л поднимите синий звуковой сигнал, звук ль – зелёный звуковой сигнал.

Колготки, гольфы, чулки, плащ, пальто, платок, футболка, блузка, плавки, купальник, шляпа.

Деление слов на слоги.

Ребята, у вас на столах лежат картинки. Что на них изображено? (носки, платье, платок, шарф, колготки, брюки, майка, юбка, шуба).

Ребята, как можно одним словом назвать все перечисленные предметы? (Одежда).

Куда мы вешаем одежду? (В шкаф).

Вот перед вами три шкафа. Внимательно посмотрите на них, что вы видите? (У одного шкафа одна дверца, у другого две, у третьего три).

Одежду, в названии которой один слог, мы “повесим” в шкаф с одной дверцей, два слога с двумя дверцами, три слога с тремя дверцами.

(Опускают картинки в шкафы – конверты)

У кого в названии одежды есть звуки [л] – [л’] (ответы детей)

Физминутка. Игра “Гласные и согласные”

Ребята, а сейчас покажем Ладе и Лёве наши игры.

Дети приглашаются на коврик, где раскиданы кружочки красного, синего и зелёного цветов (звуковые обозначения гласных и согласных звуков). Дети разбегаются по залу, логопед раздаёт буквы, после слов: “Раз, два, три, домик свой займи”, дети должны занять свой домик, кто не успел занять домик, называет слово на букву, которую держит в руках.

Закрепление звуков [л] – [л’] в словах

Ребята, у вас на столах лежат по две картинки, переверните и назовите их. (Дети называют)

Сланцы – петля галстук – лямка
Пальто – халат жилет – блузка
Платье – платок купальник – плавки
Чулки – гольфы плащ – дублёнка
Шаль – футболка колготки – водолазка

Возьмите синий и зелёный звуковые сигналы и положите под каждой картинкой (Логопед проверяет правильность выполнения задания)

Закрепление звуков [л] – [л’] в словосочетаниях. Активизация относительных прилагательных: какой по цвету?

Платье у куклы (какое?) – (Белое)

Футболка у мальчика (какая?) – (зелёная)

Блузка (какая?) – (голубая)

Закрепление звуков [л] – [л’] в предложении. Упражнение “Исправь предложение” (Логопед объясняет, что нужно найти и исправить ошибку)

Халат надел маму (Мама надела халат)

Флажок махал Лёвой (Лёва махал флажком)

Стол поставили на лампу (Лампу поставили на стол)

У голубого платья есть кукла (У куклы есть голубое платье)

Ладони вымыли Ладу мылом. (Лада вымыла ладони мылом)

(Составление схемы одного предложения)

Дифференциация звуков [л] – [л’] в тексте

Лёва и Лада приготовили вам игру “Доскажи словечко”

Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих.
Ждёт он и вздыхает:
Слова не хватает
Стих потёк, как речка,
Помоги ему чуть-чуть,
Подскажи словечко! (Е. Серова)

“Сшил себе котёнок тапки,
чтоб зимой не мёрзли :”.(Лапки)

“Нам темно. Мы просим маму,
нам включить поярче :”. (Лампу)

“Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобится :”. (Мыло)

Молодчина эта Лиина,
Лепит всё из :” (пластилина)

“На одной ноге кружится,
Беззаботна, весела,
В пёстрой юбке танцовщица,
Музыкальная :” (Юла)

Знакомство с буквой ЭЛ (логопед показывает изображение буквы ЭЛ)

Внимательно посмотрите, и скажите, на что похожа буква ЭЛ? (На букву А без перекладины и т.д.)

Физминутка. (Логопед просит детей изобразить букву ЭЛ)

Буква ЭЛ, расставив ноги,
Словно в пляске, – руки в боки.
Наклонилась влево, вправо,
Получается на славу
Влево, вправо, влево, вправо.
Печатание буквы ЭЛ в тетрадях.

Ребята, сколько элементов в букве ЭЛ? (В букве ЭЛ три элемента)

Пишем букву ЭЛ пальчиком в воздухе.

Печатаем букву ЭЛ в тетрадях.

Итог занятия.

Ребята, с какими звуками вы сегодня на занятии познакомились? (Сегодня на занятии мы познакомились со звуками [л] – [л’] и буквой ЭЛ).

Артикуляция звуков [л] – [л’]

Какие это звуки? (Звуки [л] – [л’] согласные, звонкие, могут быть твёрдыми и мягкими)

Открытое логопедическое занятие(ООД) по обучению грамоте на тему «Дифференциация звуков Л-Ль. Буква Л» в подготовительной к школе логопедической группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Открытое логопедическое занятие (ООД) по обучению грамоте на тему “Дифференциация звуков Л-Ль.Буква Л”

Скачать:

Вложение Размер
otkrytoe_zanyatie_-_differentsiatsiya_zvukov_l-l._bukva_l.doc 76 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад комбинированного вида №53 «Чебурашка»

Открытое логопедическое занятие(ООД) по обучению грамоте на тему «Дифференциация звуков Л-Ль. Буква Л»

в подготовительной к школе логопедической группе

Учитель-логопед: Старикова Е.К.

Открытое логопедическое занятие (ООД) по обучению грамоте на тему «Дифференциация звуков «Л-Ль». Буква Л».

  • Дифференциация звуков «Л-Ль»;
  • Ознакомление с буквой Л.

Коррекционно-образовательные: – Закрепление правильного произношения звуков «Л» и «Ль»; Формирование умений различать звуки; Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза; Совершенствование навыков конструирования и печатания; Ознакомление с буквой Л; Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой; Расширение и активизация словаря по теме «Весна».

Коррекционно-развивающие: – Развитие артикуляционной моторики; – Развитие фонематических представлений; – Развитие психических процессов; – Развитие зрительного гнозиса и пространственного праксиса; – Развитие моторики, координации движений.

Коррекционно-воспитательные: – Воспитание самостоятельности, инициативности, ответственности, контроля над собственной речью; – Воспитание доброжелательного отношения друг к другу.

Предметные картинки, картинки «Домики», карточки с картинками для звукового анализа, прописи, пособие – конверты, цветные карандаши, простые карандаши, карточка с изображением буквы Л , счетные палочки, зеркала, мяч.

1. Организационный момент: Учитель-логопед встречает детей в группе.

Учитель-логопед : Ребята, давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом:

«Здравствуй, здравствуй, не зевай

И ладошки нам давай . (Дети берутся за руки)

Вместе с солнцем мы встаем, (Поднимают руки вверх)

Вместе с птицами поем. (Имитируют полет птиц)

С добрым утром, с ясным днем! (Хлопают в ладоши, топают ногами)

Вот как здорово мы живем!» (Показывают большой палец)

Учитель-логопед : Молодцы! А теперь повернитесь к нашей гостье и поздоровайтесь.

Дети, прошу вас повторить правило чистой речи.

Каждый день, всегда и везде:

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим,

Никуда мы не спешим.

А сейчас друг к другу повернитесь

И скорее улыбнитесь.

А теперь тяните губки

Мы увидим ваши зубки.

И нисколько не устанем.

А теперь ваш язычок-это кисточка, а нёбо потолок.

Красит нёбо кисточка за мазком мазок.

Ох, устал наш язычок,

Лег в кроватку на бочок.

Пя-пя-пя, – отдыхаем все, друзья!

Учитель-логопед предлагает детям присесть на ковер.

2. Основная часть занятия:

Учитель-логопед : Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?

Учитель-логопед : Почему вы считаете, что именно весна?

Дети перечисляют приметы весны.

Учитель-логопед : Как мы радуемся весне?

Выслушиваются ответы детей.

Учитель-логопед : Я думаю, что нам очень хочется танцевать, петь песни. Согласны?

Учитель-логопед : Поэтому предлагаю вам пропеть веселые песенки-чистоговорки. Сначала вы внимательно меня слушаете, затем повторяете за мной: Ла-ла-ла – лопата и пила. Ля-ля-ля – зеленые поля. Лы-лы-лы – шпалы и полы. Ли-ли-ли – малину мы несли. Лу-лу-лу – купили мы пилу. Лю-лю-лю – малину я люблю.

Учитель-логопед : Молодцы! Ребята, скажите, пожалуйста, какие звуки встречались в песенках-чистоговорках чаще других.

Дети: Это звуки «Л-Ль».

Учитель-логопед : Сегодня на занятии мы будем вспоминать правильное произношение этих звуков, их характеристику и обозначение; будем учиться различать звуки «Л-Ль»; познакомимся с символом, который их обозначает.

Далее учитель-логопед с детьми вспоминают

  • артикуляционную позу звуков :

— губки слегка в улыбке;

— узкий кончик языка поднят за верхние зубки к бугорочкам;

— горлышко «работает, звенит».

  • характеристику звуков :

Звук «Л» – согласный, твердый, звонкий . Звук «Ль» – согласный, мягкий, звонкий.

  • обозначение звуков :

Звук «Л» обозначается квадратом синего цвета . Звук «Ль» обозначается квадратом зеленого цвета .

Учитель-логопед : Дети, сейчас я вам предлагаю поучаствовать в игре, которая называется «Удивительные слова». Для этого вам необходимо разделиться на две команды, рассчитавшись на первый и второй, затем задача первой команды – назвать слова, содержащие звук «Л», второй команды – назвать слова, содержащие звук «Ль». За название слова участникам будут вручаться фишки соответствующих цветов (синего или зеленого).

После завершения игры подводятся итоги результатов и награждаются победители.

Учитель-логопед : Объявляется физкультминутка:

Раз, два – все вставайте, Три, четыре – приседайте, Пять, шесть – повернись, Семь, восемь – улыбнись, Девять, десять – не зевай, Свое место занимай. (Учитель – логопед предлагает детям сесть за столы).

Далее учитель-логопед обращает внимание детей на доску с целью проведения дидактической игры «Разноцветные домики».

Учитель-логопед : Что вы видите?

Учитель-логопед просит детей внимательно рассмотреть картинки и назвать их.

Учитель-логопед : Как вы думаете, что вам необходимо сейчас сделать?

Дети: Нам необходимо заселить синий и зеленый домики . Картинки, в названии которых есть звук «Л», заселим в синий домик. Картинки, в названии которых есть звук «Ль» – в зеленый домик.

Учитель-логопед : Почему? Объясните свои решения.

Далее дети приводят аргументы своих решений (вспоминают характеристику и обозначение звуков; определяют их позиции)

Учитель-логопед : Молодцы! А теперь ребята, положите перед собой карточки с изображением двух картинок, которые лежат у вас на столах. Назовите картинки.

Дети: Это лук и лиса.

Учитель-логопед: Как вы думаете, что вам необходимо выполнить?

Дети: Нам необходимо выполнить звуковой анализ этих слов и раскрасить кружки под картинками.

Дети выполняют звуковой анализ слов ЛУК и ЛИСА с оказанием необходимой помощи учителя-логопеда.

Учитель-логопед: Дети, мы с вами знаем, что у звуков есть символ. Кто из вас напомнит его название?

Учитель-логопед: Да, верно. Послушайте, пожалуйста, стихотворение о букве Л (выставляется демонстрационная карточка):

Л уставилась на цаплю:

«Мы похожи как две капли:

Ноги длинные у цапли,

Как у буквы Л , не так ли?»

Дети совместно с учителем-логопедом рассматривают образ буквы.

Учитель-логопед: На что еще похожа буква Л ? Из каких элементов она состоит?

Выслушиваются ответы детей.

Учитель-логопед: А сейчас ребята мы сконструируем букву Л из пальцев: указательный и средний пальцы правой руки, слегка раздвинув, опустить вниз, а остальные пальцы сжать в кулачок; затем выкладываем ее из счетных палочек.

Далее учитель-логопед предлагает открыть прописи на стр. 17 (Н.В. Нищевой).

Учитель-логопед: Что вы видите в верхней части страницы?

Учитель-логопед: Подумайте, карандашами – какого цвета вы раскрасите буквы Л.

Дети: Мы будем раскрашивать большую букву – карандашом синего цвета, а маленькую букву – карандашом зеленого цвета.

Дети: Потому что буква Л обозначает два звука – «Л», «Ль».

Учитель-логопед: А теперь давайте напишем букву Л: сначала в воздухе, затем в прописях: одну палочку снизу вверх слева направо, потом другую палочку сверху вниз справа налево.

Дети выполняют задание.

Учитель-логопед: Мне кажется, что мы устали. Поэтому объявляется минутка отдыха.

Сколько пальчиков у нас?

Продолжаем на другой:

Вот шестой, седьмой, восьмой…

Да, девятый он такой!

Сколько пальчиков всего?

– Ровно десять! О-го-го.

Ребенок сгибает руки в локтях, растопыривает пальчики и крутит кистями рук в разные стороны.

Ребенок загибает левой рукой пальчики на правой руке. На пятый пальчик большой палей поднимает вверх.

Ребенок продолжает загибать пальчики на другой руке, начиная с мизинца. Когда ребенок загнет восьмой палец, у него получится «пистолет», из которого он стреляет.

Ребенок сгибает руки в локтях, растопыривает пальчики и крутит кистями рук в разные стороны.

Учитель-логопед: Прочитайте слова и предложение, напишите их по образцу. Затем составьте схему предложения.

Дети выполняют задание с оказанием необходимой помощи учителя-логопеда с последующим анализом предложения.

3. Заключительная часть.

Учитель-логопед : Какие звуки вспоминали? Какие это звуки? С какой буквой познакомились?

Выслушиваются ответы детей.

Учитель-логопед : Ребята, что вам понравилось? Что больше всего заинтересовало, что запомнилось? И т.д.

Конспект открытого логопедического занятия для детей с ТНР в подготовительной группе по теме «Звуки «Л-ЛЬ», буква «Л»

Конспект открытого логопедического занятия для детей с ТНР подготовительной группы по теме: “Звуки [л- ль]. Буква «Л”.

Лукьянова И.А. учитель-логопед ГБОУ Школы № 2026 УК 5 г. Москвы

Закреплять акустико-артикуляционную характеристику звука «Л»

Формировать фонематическое восприятие

Закреплять навык определения позиции звука в слове

Продолжать формировать навык звукобуквенного анализа и синтеза

Закреплять практическое употребление предлога ИЗ-ПОД

Продолжать формировать навык чтения

Формировать зрительный гнозис разрезанных букв

Развивать общую моторику и координацию речи с движением. Развивать внимание, мышление, ориентацию в пространстве. Развивать слуховое внимание.

Воспитывать доброжелательность, чувства коллективизма, умение слушать друг друга. Формировать самостоятельность, инициативность.

Звуковички и одежда к ним: шапочки и ботиночки синего и зеленого цвета; слоговые домики с одним, двумя и тремя окошками; аудиозапись звуков поезда, самолета; Юпик, карусель (обруч с лентами: синие, зелёные); ребусы в картинках; конфеты «Лёвушка» по количеству детей, магнитная доска.

Индивидуальный раздаточный материал: картинки-билетики; в корзинках на столах у детей карточки для звукобуквенного анализа, полоска-слово, предметные картинки животных и птиц со звуками «Л-ЛЬ», счётные палочки; картинки для звукового анализа лежат под корзинками; касса букв с буквами для выкладывания слов; карточки- слова, разрезанные пополам вдоль (раздаются логопедом перед игрой).

1. Организационный момент.

Логопед: Сегодня к нам в детский сад пришли гости.

Гости дорогие, важные такие.

В группе здесь у нас сидят,

И на нас на всех глядят.

И не строго, а с улыбкой.

Очень теплой и простой.

Гости нас встречают с вами…

Чем ответим? Добротой!

Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра. Скажем все вместе: “Доброе утро!”

Логопед: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на поезде. У вас в руках не просто картинки, это ваши билеты на наш волшебный поезд. Рассаживаться будем так: я вам загадаю загадку про первый вагончик:

Тук да тук, тук да тук,

Что в лесу за странный стук?

Это леса врачеватель

Трудится весёлый (дятел)

(ребёнок встаёт около логопеда).

Логопед: Последний звук в названии картинки будет первым в названии следующего вагончика: дятел – лампа – абрикос – сахар – рысь – сито – обруч – чайник – карандаш – шарф – фасоль – лифт – тапки – индеец – цепь – пять – телефон.

Когда все дети «сели» по вагончикам, поезд делает круг по группе (под аудиозапись поезда), проезжая мимо воспитателя, билеты ему сдаются.

Логопед: Наша первая остановка «Лесная ». Мы с вами в лесу. А в лесу можно услышать эхо. Вот мы и поиграем с вами в игру «Эхо ». Вы будете моим эхом. Я называю слово тихо, а вы мне его повторяете 2 раза громко: лампа, лодка, лошадь, ласточка, лужи, лось, лыжи, луна, лук, лужок, ложечка, лавочка, лапы, лопата, ломтик, ластик, ладони.

Дети повторяют слова и садятся на места.

2. Основная часть.

Логопед: Подумайте и скажите, что общего во всех этих словах? Да в них самый первый звук «Л». Сегодня мы будем с вами играть с этим звуком.

Артикуляция, произнесение и характеристика звука «Л».

Логопед: Когда вы произносите звук «Л», в ротике что-нибудь шевелится? (язычок)

Наш кончик язычка упирается в верхние передние зубы, создавая преграду для воздушной струи, боковые края языка опущены, и струя воздуха выходит по бокам языка (произнесение вместе с детьми).

Логопед: Кончик языка вверх, в зубы упирается.

По бокам от языка воздух пробирается.

«Л» получился певучий, плавный,

Ласковый и звучный.

Логопед: Если струя воздуха встречает преграду, значит, это какой звук гласный или согласный? (согласный). Положите руку на горлышко, произнесите звук «Л». Дрожит ваше горлышко? Значит, какой это звук? (звонкий). Какой ещё звук «Л»? (твёрдый). А как мы произнесём его маленького братика? «ЛЬ».

К нам прилетел Юпик и принёс наших Звуковичков. Давайте их оденем (дети подбирают шапочки и ботиночки и прикрепляют их к Звуковичкам на доске). Возьмём Юпика в путешествие с собой? Едем дальше ( звучит музыка поезда ).

Логопед: Наша вторая остановка «Звуковая». Мы будем играть со звуками «Л, ЛЬ».

Игра «Поймай звук ладошками»: м – Л – п- -н – т – Л – д – к- Л – м – н – Л …..

Игра «Хлопни, когда услышишь слово со звуком «Л»: пила , газета, молоко , мазаика, салат , халат, кровать, водолазы , ножницы, столы , малыш , белый, книга, голубь .

Дети берут символы-квадратики (синий и зелёный квадраты с колокольчиками) звуков «Л»- «ЛЬ» и поднимают их вверх при соответствующем звуке в слове.

Слова: лампа, лейка, лось, ласточка, лиса, лодка, лимон, молоко, салат, листик, халат.

Логопед: Теперь мы отправимся путешествовать пешком. Сделайте человечков из пальчиков. Идём по столу. Мы пришли в «Зоопарк». Кого мы можем здесь увидеть? Да, разных животных и птиц, привезённых из разных стран. Все они сидят каждый в своей клетке. Вот и в ваших клеточках-корзиночках сидят животные и птицы. Возьмите их из корзиночки и положите на стол перед собой. А еще положите на стол полоску-слово ( дети проговаривают названия своих картинок ).

Картинки: белка, волк, лиса, лось, лев, олень, леопард, фламинго, дятел, тюлень, лошадь, слон, козёл, осёл, павлин, пеликан, верблюд.

Логопед: Какие звуки живут в названии ваших картинок? Подумайте, какой именно звук живёт в названии вашей картинки, и поднимите вверх соответствующий квадратик (проверка). А теперь подумайте, где прячется ваш звук: первый, в середине или последний? Положите квадратик на полоску-слово в нужное место. Молодцы. А теперь ваши картинки раздадим Звуковичкам.

Дети подходят к доске и прикрепляют свои картинки либо к Звуковичку в синей одежде, либо к Звуковичку в зеленой одежде.

Включается аудиозапись звука самолёта.

Логопед: Закройте глаза. Что вы слышите? Это звук какого транспортного средства? (самолёт) Во время прослушивания аудиозаписи самолёта, логопед на доску выставляет слоговые домики.

Станция «Волшебный городок»

Логопед: Откройте глаза. Мы прилетели в волшебный городок. Посмотрите, какие в нём интересные домики. Кто заметил, чем они отличаются друг от друга? ( количеством окон). Правильно. В этих домиках живут слова. Но они испугались звука самолёта и спрятались. Я вам подскажу, где вы их найдете. Слова живут в картинках, а картинки лежат под вашими корзинками. Сейчас мы их достанем.

Многоступенчатая инструкция : первое– одной рукой поднимите корзинку, втрое – второй рукой возьмите картинку, третье – поставьте корзинку, четвертое – положите картинку на стол.

Повторение предлога ИЗ-ПОД: опрос детей, откуда достали картинку: из-под корзинки. Дети проговаривают название своих картинок.

Логопед: Ещё в этом городке живут художники. Они очень любят раскрашивать слова. И вы сейчас раскрасите свои картинки. Вы возьмёте цветные квадратики и выложите схему ваших картинок.

Картинки: лук, пол, стол, волк; лампа, вилка, мыло, пила, лиса, слива; иголка, улитка, потолок, халат, лопата, волосы, колбаса.

Логопед: Молодцы. Уберите квадратики в корзину. А картинки мы сейчас расселим по домикам. Если в слове один слог, то оно будет жить в домике с одним окном. Если два- то в доме с двумя окнами, если три слога- то в доме с тремя окнами. Подумайте, сколько слогов в ваших словах. Первый ряд расставьте свои картинки по домикам (проверка). Второй ряд (проверка).

Логопед: А сейчас поплывём на корабле (выполнение руками волнообразных движений под звук корабля). Станция «Путаница- перепутаница».

Логопед: Послушайте предложения и исправьте ошибки.

В огороде вырос молодой люк.

Около дорожки железный лук.

Машина привезла черный угол.

Мячик закатился в уголь.

Корабль сел на мел.

Ученик взял мель.

В лесу растет высокая ел.

Халат надел маму.

На белке сидела елка.

Флажок махал Павлом.

Стол поставили на лампу.

Стол укатился под клубок.

У голубого платья есть кукла.

Логопед: А теперь едем в парк аттракционов . Какие есть развлечения в парке аттракционов? А в названии каких аттракционов есть звук «Л»? (лодки, качели, карусели)

Физкультурная минутка . Игра «Карусель».

Логопед берёт обруч с синими и зелёными лентами. Ребенок называет слово, если в слове твердый звук «Л», то ребенок берет в руки синюю ленту. Если в слове мягкий звук «ЛЬ», то ребенок берет в руки зеленую ленту.

Логопед: Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели.

А потом, потом, потом – всё бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите, карусель остановите.

После игры дети садятся за столы.

Логопед: Мы с вами играли со звуком или с буквой? Чем отличается звук от буквы? (звук мы слышим и говорим, а букву видим, читаем, пишем).

Знакомство с буквой «Л».

Изображение большой буквы «Л» при помощи прямых рук, маленькой буквы «Л» при помощи пальцев рук.

Выкладывание буквы «Л» из счётных палочек.

Логопед: Едем на станцию «Загадочная»

На доске вывешиваются поочередно ребусы и разгадываются с детьми.

Слова: стол, сон, подвал, липа, аист, сила, волна.

Логопед предлагает выложить слова при помощи букв из кассы букв. Первый ряд выкладывает слово волна, а второй ряд слово аист (по одному ребенку с каждого ряда выполняют это задание на доске). Далее логопед определяет с детьми количество слогов в этих словах.

Логопед: А теперь полетим на станцию «Волшебная». На этой станции слова превращаются в новые при помощи всего одной буквы. Давайте превратим слова, чтобы стал не один предмет, а много (волны, аисты). Кто заметил, в каком слове изменилось кол-во слогов? А-ИС-ТЫ было 2 слога, а стало 3 слога.

Логопед: Пока мы с вами путешествовали, кто-то пошалил, поиграл с моими карточками, которые я принесла для вас. Посмотрите, они порвались. Сможете прочесть, что на них написано?

Детям раздаются карточки с отрезанной верхней частью слова; карточки с нижней частью лова прикреплены на доске: кукла, клубок, лампа, вилка, лук, слива, иголка, лопата, потолок, улитка, волна, колобок, молоток, молоко, дупло, холодно.

Логопед: Сейчас мы с вами соединим эти слова. Первый ряд подойдите к доске, найдите свои части слов и соедините их (аналогично второй ряд).

Логопед: Едем на станцию «Кондитерская». Это последняя заключительная станция. Напомните мне, с какими звуками мы сегодня играли? Чем отличается звук от буквы? Поскольку мы на станции сладостей, назовите-ка мне сладости, в названии которых есть звуки «Л, ЛЬ»: булка, мармелад, шоколад, конфеты «Алёнка, Лёвушка», пастила, леденцы, бублик. Я была на кондитерской фабрике и мне специально для вас передали угощения- это конфеты Лёвушка. Я их передам нашему контролёру, который проконтролирует раздачу сладостей вам на втором завтраке.

А теперь ваш поезд поедет за Юлией Николаевной. Проезжая мимо гостей, не забудьте сказать «До свидания»!

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: Звуки [Л], [Л”]. Буква «Л» «Наш гость Лунтик»

Цель: Учить дифференцировать звуки Л, Л′ в словах.
Познакомить с буквой Л.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить с согласными звуками [Л], [Л”].
2. Закрепить умение давать артикуляционную и акустическую характеристику звука.
3. Продолжать учить определять позицию звука в словах.
4. Познакомить с буквой «Л».
Развивающие:
1. Развивать навыки звукобуквенного анализа.
2. Развивать зрительное внимание, умение ориентироваться на листе бумаги.
3. Развивать фонематический слух , память;
4. Развивать общую моторику и тонкие дифференцированные движения пальцев рук.
5. Совершенствовать грамматический строй речи;
6. Закреплять понятие «звук», «буква», «гласный, согласный звук», «мягкий – твердый».
7. Продолжать учить составлять предложения с заданным словом.
Воспитательные: воспитывать доброжелательность, отзывчивость, навыки сотрудничества, самостоятельности, активности и инициативности.
Оборудование: слайдовая презентация, предметные картинки, карточки сигнальные, индивидуальные карточки и ручки по количеству детей
Продолжительность занятия: 30 минут.
Вид занятия: Фронтальное.

Ход занятия:
I. Организационный момент.

Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
-Вот такой замечательный и дружный круг у нас получился. А кто из вас сейчас готов ответить на мои вопросы?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ:
– Молодцы, все готовы отвечать.
Только хором не кричать
Кто ответ, ребята, знает,
Молча руку поднимает.
Правило вам всем понятно? (Ответ детей)
Это очень мне приятно!
Итак, слушаем внимательно.

– Ребята, сегодня мы встретимся с необычным гостем. А кто это,мы узнаем, если отгадаем загадку.
Я родился на Луне,
Оказался на Земле,
Много здесь завёл друзей,
Чтоб жилось мне веселей.
Про меня есть мультик,
А зовусь я…
Слайд 2- ЛУНТИК!
Вы все знаете историю о Лунтике. Лунтик упал на землю, и на земле у него появилось много друзей. Все друзья Лунтика ходят в лесной садик, где узнают много нового и интересного.
Лунтик тоже хочет многому научиться, поэтому он пришел к нам.
II. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия.
– Ребята, скажите, какой первый звук в слове «Лунтик»? (Звук [Л])
Да, и сегодня мы будем изучать букву ЭЛЬ и звуки Л и Ль
– При произнесении звука [Л] — губки в улыбке; зубки сближены; кончик языка поднят за верхние зубки; воздушная струя встречает преграду.
– Что мы можем сказать о звуке [Л]?
Можем мы его пропеть? Значит, какой это звук?

2. Характеристика звука: звук [Л] согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий, обозначаем фишкой синего цвета.
– Звук [Л] имеет младшего братца звук [Л”].
– Что мы можем сказать о звуке [Л”]?
– Звук [Л”] согласный, мягкий, звонкий – обозначаем фишкой зеленого цвета.

3. Лунтик принес нам задания от Деда Шера. Слайд 3
На таблицу посмотрите.
Что попрошу, то назовите.
Лук Лейка Луна
Л

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: Звуки [Л], [Л”]. Буква «Л» «Наш гость Лунтик»

Цель:Учить дифференцировать звуки Л, Л′ в словах.

Познакомить с буквой Л.

Образовательные:

Познакомить с согласными звуками [Л],[Л”].

Закрепить умение давать артикуляционную и акустическую характеристику звука.

Продолжать учить определять позицию звука в словах.

Познакомить с буквой «Л».

Развивающие:

Развивать навыки звукобуквенного анализа.

Развивать зрительное внимание, умение ориентироваться на листе бумаги.

Развивать фонематический слух , память;

Развивать общую моторику и тонкие дифференцированные движения пальцев рук.

Совершенствовать грамматический строй речи;

Закреплять понятие «звук»,«буква»,«гласный, согласный звук»,«мягкий – твердый».

Продолжать учить составлять предложения с заданным словом.

Воспитательные: воспитывать доброжелательность, отзывчивость, навыки сотрудничества, самостоятельности, активности и инициативности.

Оборудование: слайдовая презентация, предметные картинки, карточки сигнальные, индивидуальные карточки и ручки по количеству детей

Продолжительность занятия: 30 минут.

Вид занятия: Фронтальное.

Ход занятия:

Организационный момент.

Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.

Вот такой замечательный и дружный круг у нас получился. А кто из вас сейчас готов ответить на мои вопросы?

Молодцы, все готовы отвечать.

Только хором не кричать

Кто ответ, ребята, знает,

Молча руку поднимает.

Правило вам всем понятно? (Ответ детей)

Это очень мне приятно!

Итак, слушаем внимательно.

– Ребята, сегодня мы встретимся с необычным гостем. А кто это,мы узнаем, если отгадаем загадку.

Я родился на Луне,
Оказался на Земле,
Много здесь завёл друзей,
Чтоб жилось мне веселей.

Про меня есть мультик,
А зовусь я…
Слайд 2– ЛУНТИК!

Вы все знаете историю о Лунтике. Лунтик упал на землю, и на земле у него появилось много друзей. Все друзья Лунтика ходят в лесной садик, где узнают много нового и интересного.

Лунтик тоже хочет многому научиться, поэтому он пришел к нам.

II. Основная часть.

1. Сообщение темы занятия.

– Ребята, скажите, какой первый звук в слове «Лунтик»?(Звук [Л])

Да, и сегодня мы будем изучать букву ЭЛЬ и звуки Л и Ль

– При произнесении звука [Л] — губки в улыбке; зубки сближены; кончик языка поднят за верхние зубки; воздушная струя встречает преграду.

– Что мы можем сказать о звуке [Л]?

Можем мы его пропеть? Значит, какой это звук?

2. Характеристика звука: звук [Л] согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий, обозначаем фишкой синего цвета.

– Звук [Л] имеет младшего братца звук [Л”].

– Что мы можем сказать о звуке [Л”]?

– Звук [Л”] согласный, мягкий, звонкий – обозначаем фишкой зеленого цвета.

3. Лунтик принес нам задания от Деда Шера.Слайд 3

На таблицу посмотрите.

Что попрошу, то назовите.

Кто или что изображено в правой верхней клетке;

– в левой нижней клетке;

– в верхнем ряду посередине;

– в левой верхней клетке;

– в правой нижней клетке;

– в нижнем ряду посередине?

Что общего вы заметили в этих словах?

Выделите первые звуки в словах. (Л, Л′). Правильно.

Игра «Слоговой аукцион».

Слайд 4. Баба Капа тоже просит вас помочь придумать как можно больше слов, начинающихся на:

ла – лапа, лампа, лайка, лавка, лакомка, ладонь, ландыш, ласточка, ластик, ласты, лак.

ло– лоб, локоть, лось, ложка, лодка, лом, лошадь, лов, Лора.

лу– лук, луна, лупа, лужа, луч, луковица, Луша, Лука.

5. Теперь садимся за столы. На столе лежат сигнальные карточки.. Я называю слова со звуком [л], а вы поднимаете сигнальную карточку синего цвета, когда его услышите, потом отвечаете, где его местоположение (начало, середина, конец слова)

Лунтик, балкон, стол, лодка, стул, галка, палка.

7. Сложение слогов.

А вот и следующее задание. Посмотрите внимательно на экран. (Слайд 5.) Вот такая замечательная буква обозначает звук [л]. Именно так звук [л] выглядит, когда его пишут. Лунтику очень интересно, сумеете ли вы соединить звук [л] с другими звуками. Попробуете?

8.Слайд 6. А вот и Вупсень и Пупсень. Они прибежали к Лунтику и стали рассказывать: мы видели Лисий голова, волчья хвост, беличий лапа…правильно? А как?

Игра«Чья морда? Чей хвост?»

Воспитатель показывает детям картинку с изображением хвоста или морды и просит назвать: «Чья морда? Чей хвост?»

Лиса – лисий хвост – лисья морда;

Волк, заяц, белка.

Физминутка с Кузнечиком

– Следы гусениц привели Лунтика на поляну, где его встретил… Кузя. Он как всегда полон энергии и предлагает Лунтику и нам поиграть.

Я гуляю по дорожке (шаги на месте),

А кузнечик скачет рядом (подскоки на месте).

Наклонюсь, возьму в ладошки (наклониться «взять кузнечика),

Здесь скакать ему не надо (погрозить пальчиком).

Пусть сидит он лучше в травке (шаги на месте, ладошки «держа кузнечика),

Там с ним будет всё в порядке (наклониться «отпустить кузнечика»).

Ребята, как вы думаете, откуда прилетел Лунтик?

9. Звуковой анализ слова ЛУНА

Скажите слово ЛУНА так, чтобы услышали первый звук, назовите его.

– Что вы можете сказать об этом звуке?

– Какой второй звук в слове ЛУНА?

– Что вы можете сказать об этом звуке?

– Почему он гласный?

– Какой третий звук в слове ЛУНА?

– Что вы можете сказать об этом звуке?

– Какой последний звук в слове ЛУНА?

– Сколько звуков в слове ЛУНА?

– Сколько слогов в слове ЛУНА?

– Почему? (ответы детей)

– А мы знаем, сколько гласных звуков столько и слогов в слове.

– Назовите первый слог? Второй?

– Сколько звуков в первом слоге? Во втором?

-Молодцы, ребята! Но посмотрите на экран (Слайд 8.) Лунтик нам уже другое задание приготовил. На экране мы видим буквы и картинки. С их помощью вам надо составить предложение.

– Из чего состоит предложение? (Из слов).

– Как пишется первое слово в предложении?(С заглавной буквы).

– Что ставится в конце предложения? (Точка)

Составление детьми предложений.

Пальчиковая гимнастика

Нет на свете легче дел, (сжимание и разжимание пальчиков)

Чем составить букву « Л».

Распрямим свои ладони (соединить ладошки «домиком»)

И из них построим домик.

10. Знакомство с буквой «Л».
Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш
В. Степанов

– Итак, звук «л» на письме обозначается буквой «Л».

– На что похожа буква « Л»?

– Из скольких элементов состоит буква?

– Какие это элементы?

– Давайте прорисуем букву в воздухе.

– А теперь давайте выложим букву из фасолин

Индивидуальная работа на карточках.

– Посмотрите, что вам приготовил Лунтик. На этих листах задание для вас.

Напишите недостающие элементы буквы Л – наклонные палочки.

Найдите лисенка, на котором буква Л. Выполняют задание

А еще он принес задание с картинками. Надо соединить только те картинки с буквой Л, которые начинаются на эту букву. Соединяют картинки с буквой. Раскрасьте флажки, на которых буква Л написана правильно

Молодцы, ребята! Вы сегодня очень старались. Вы выполнили столько заданий, что Лунтик даже запутался. Давайте напомним ему:

— С каким звуком мы сегодня познакомились?

— Какой это звук, гласный или согласный?

— Твёрдый или мягкий?

— как произнести имя дружочка звука [л]?

— Какой это звук, гласный или согласный?

— Твёрдый или мягкий?

Молодцы! теперь нашему гостю всё стало понятно.

– Ребята! Лунтик многому научился у вас, вы стали ему друзьями, но ему пора возвращаться домой. Он вам оставляет на память раскраски, на которых изображен он и все его друзья.

Закончить предложение словами-неприятелями

Цель: Упражнение детей в подборе антонимов.

Пушинка легкая, а камень – …. (тяжелый)

Летом погода жаркая, а зимой – …. (холодная)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: