Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе (Волшебная буква М)

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Звуки м, мь. Буква М»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’].

Знакомство со звуками М-Мь, буквой М.

Скачать:

Вложение Размер
zvuki_m_m.docx 79.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Звуки м, мь. Буква М»

Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’].

Знакомство со звуками М-Мь, буквой М.

Закреплять навыки: – определения позиции звука в слове;

– нахождения заданного звука в словах,

– дифференциации звуков по твердости, мягкости,

– составления предложений по картинке; записи графической схемы предложения;

– печатания буквы по клеточкам.

Развивать: – слуховую память, внимание, восприятие;

– умение концентрировать внимание;

– слухоречевую память, фонематическое восприятие;

– просодические компоненты речи (ритм, ударение, интонационную выразительность);

– Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
– Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

– Воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом.

1. Организационный момент

Ребята сегодня на занятие к нам пришел гость, но чтобы узнать кто, нужно отгадать загадку:

Он мохнатый, он большой,

Спит в берлоге он зимой,

Летом ягоды жуёт,

Дикий мед у пчел берет,

Грозно может зареветь

Косолапый зверь …. (медведь)

Наш медведь пришел посмотреть, как вы занимаетесь.

2. Закрепление пройденного материала :

Мы сегодня вместе с мишуткой продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв , познакомимся с новыми звуками и буквой . А скажите, чем отличается буква от звука ? ( звуки мы слышим и произносим, а буквы видим , пишем, читаем).

С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились, перечислите АУИО – они какие? (гласные) ; ПТН (согласные) . Чем отличаются согласный звук от гласного ? (при произношении согласных звуков воздух встречается с преградой, а при произношении гласных звуков воздух выходит свободно и их можно пропеть).

Игра «Угадай звук по артикуляции » – У А О И

3. Сообщение темы занятия.

У Мишки в лапках-царапках есть загадки, и он попросил меня загадать их:

Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко

Возит грузы и людей

Ты знаком, конечно, с ней (машина)

Выше Ани скачет

Наш веселый …. (мячик)

Давайте еще раз назовем эти слова-отгадки и выделим первые звуки в каждом слове.

Машина – [М], мячик – [М’]. Вот именно с этими звуками мы познакомимся.

– Чтоб, продолжить наше занятие, нужно подготовить язычок.

Характеристика звуков «М», «Мь» по артикуляционным и акустическим признакам.

– Посмотрите в зеркало, и произнесите звук М. Губы сжаты вместе, они не пускают воздух. Но он нашел путь: воздух идет через нос. Когда говорим звук М, нос сердится, “гудит”, и губы “гудят”. Это можно почувствовать, если дотронуться до них пальцами.
Дети дают характеристику звуков «М», «Мь» опираясь на вопросы логопеда и таблицу «Характеристика звуков»:
– Звук «М» – согласный или гласный? Почему? (Согласный есть преграда – губы)
– Звук «М» – звонкий или глухой? Почему? (Звонкий – есть голос)
– Звук «М» – твердый или мягкий? (Твердый)
– Какого цвета «кружочек» звука «М»? (Синий)
– Звук «Мь» – согласный или гласный? Почему? (Согласный)
– Звук «Мь» – звонкий или глухой? Почему? (Звонкий)
– Звук «Мь» – твердый или мягкий? (Мягкий)
– Какого цвета «кружочек» звука «Мь»? (Зеленый)

Работа по развитию фонематического слуха. Игра «Поймай звук М»

– Поиграем со звуком «М». Я буду называть слоги и слова, если в слове есть звук «М» вы должны его поймать в ладошки.
МА – МЫ- НО- ЛО- МУ- АМ-УМ-ОН-УН Мак – дом- сон—майка- стол- мох- пар- …

Дифференциация звуков М-Мь на слух (с использованием сигнальных карточек). Игра «Твердый – мягкий» (флажочки)

-Ребята, напомните, какого цвета рубашку носит твердый звук М (синюю), а мягкий Мь? (зеленую). У вас на столах лежат «рубашки « звуков М и Мь, возьмите их. Сейчас мы поиграем в игру «Твердый –мягкий».

Задание: Я буду называть слова, а вы внимательно слушаете, какой звук в слове М или Мь и показываете соответствующую «рубашку» – карточку.
Месяц, мыло, миска, мир, мак, сом, ком, мюсли.

Мы походим на носках,

А затем на пятках

Мы походим как ребята,

А теперь как медвежата.

Произношение звука в словах. Определение позиции звука в слове

Логопед: Назовите собранные картинки одним словом. (продукты (еда), транспорт)

Каждый ребёнок ещё раз называет собранную картинку, выделяя голосом звук [м] или [мь], и объясняет, где услышал заданный звук. (В начале, в середине, в конце слова). И выставляет кружочек в нужном месте.

Знакомство с буквой М.

– Ребята, у каждого звука есть своя буква. Скажите, а чем отличается звук от буквы? (Звуки мы слышим, а буквы видим, читаем, пишем).

– Правильно, звуки мы слышим, а увидеть их нам помогают буквы. Звуки «М» и «Мь» мы будем обозначать буквой ЭМ. (На доске демонстрационная буква М).

– Посмотрите на нее. На что она похожа? (Рассматривание демонстрационных картинок «На что похожа буква М» – на горы, на горбы верблюда, на молнию, на качели).

Взявшись за руки, мы встали.
И на «М» похожи стали.

Вот качели – буква «М»,
Здесь качаться можно всем.

Палочка и палочка,
Межу ними галочка.
И понятно сразу всем,
Получилась буква «М»!

– Из каких элементов состоит буква М? (из 4-х палочек).

– Напишите букву М в воздухе.

– Выложите букву М из счетных палочек.

– Откройте тетради и напишите одну строчку букву М.

КАРТОЧКА: ПРОПИШИ БУКВУ

С какими звуками мы сегодня познакомились? Дайте характеристику этим звукам.

Молодцы ребята, вы очень хорошо потрудились.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме “Звуки З и Зь”.

В приложенном файле представлен конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению грамоте на тему: “Звуки З и Зь”. В конспекты прописаны цели и задачи, оборудование, ход занятия.

Занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме “Звук [ы] и буква Ы”

Знакомство со звуком [ы] и буквой Ы. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыков чтения и печатания слогов, слов и предложений с ново.

Занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме “Звук [ш] и буква Ш

Знакомство со звуком [ш] и буквой Ш. Совершенствование навыка чтения слогов, слов, п.

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме “Звуки Д и Дь”

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки Д и Дь.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Звук ж. Буква Ж»

Цель: познакомить детей со звуком [ж] и буквой Ж. Коррекционно-образовательные задачи:-закрепить умение детей выделять звук [ж] из ряда звуков, слогов, слов;-упражнять в опред.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки т, ть. Буква Т»

Цель: познакомить детей со звуками «Т, ТЬ», буквой Т.Задачи:-Учить детей выделять на слух звук (т)-Закрепить понятие «твердый звук», навык деления слова на слоги.-Упражнят.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки н, нь. Буква Н”

Цель: познакомить детей со звуками «н, нь», буквой Н.Задачи:Уточнить артикуляцию звука [Н].-Научить детей четко произносить звук [Н]; -Учить детей выделять на слух звук (н).

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе на тему “Звук и буква М”

Описание: Данное занятие проводилось в старшей логопедической группе. При составлении занятия упор делался на развитие у детей фонетико-фонематической стороны речи. Данное занятие будет полезно логопедам и воспитателям ДОУ.
Цель: Знакомство детей старшего дошкольного возраста со звуком “М”.
Задачи:
1. Научить детей характеризовать звук “М” по акустическим и артикуляционным признакам.
2. Познакомить детей с буквой “М”.
3. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей.
4. Закреплять понятие о месте звука в слове.
5. Упражнять детей в делении слов на слоги.
6. Развивать фонематические процессы.
7. Воспитывать у детей умение вслушиваться в речь взрослого.

Ход занятия
1. Организационный момент
Ребята, давайте поприветствуем друг друга с помощью песенки.

Логоритмическое приветствие “Зашагали ножки”

А теперь сядет тот кто назовет мне слово, которое начинается со звука “О”, “И” или “А”

Дети называют слово, которое начинается с любого указанного звука, определяют первый звук в слове и садятся на свои места.

2. Объявление темы занятия.
Логопед выставляет на доску картинку с изображением коровы.
Вышла Буренушка гулять и замычала: “М-м-м” С песенкой Буренушки мы сегодня и познакомимся.

3. Акустико-артикуляционный образ звука.
Произнесение изолированного звука М с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля. После чего дети делают вывод:звук М – согласный, звонкий, бывает твердым (обозначаем фишкой синего цвета) или мягким (обозначаем фишкой зеленого цвета).

4. Связь звука и буквы.
Логопед показывает детям букву М. На что похожа эта буква.
Послушайте стихотворение:
Взялись за руки друзья
И сказали:: “Ты да я –
Это мы”.
А между тем
Получилась буква М.

Давайте и мы сделаем букву М как друзья в стихотворении (несколько пар детей делают букву М взявшись за руки друг с другом).

5. Развитие фонематического слуха.
Повторение за логопедом слоговых рядов.

Ма-ма-ми, ми-му-ми, ум-им-ум и т. д.

6. Физминутка.
Выполнение движений по тексту стихотворения.
Как у наших у ребят
Ножки весело стучат:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ.
А устали ножки,
Хлопают ладошки:
Хлоп-хлоп-хлоп,
Хлоп-хлоп-хлоп.

7. Закрепление звука в слогах.
Логопед произносит слоги ИМ, УМ и совместно с детьми производит подробный анализ данных слогов. По следам анализа дети выкладывают схему.

Сколько в этой схеме гласных звуков?
Сколько согласных звуков?
Что подсказало вам правильный ответ?

8. Закрепление звука в словах.
Логопед вывешивает на доске картинки, в названии которых есть звук М.
Первый вариант – дети должны разложить эти картинки на 3 группы: звук М в начале слова, в середине слова и в конце слова.
После этого слова делятся на слоги.
Второй вариант – разделить картинки на 2 группы: звук М твердый и звук М мягкий, определяя при этом где данный звук стоит (в начале, в середине или в конце слова).
После этого слова делятся на слоги.

9. Закрепление звука в предложениях.
Детям предлагается с каждой картинкой из предыдущего задания составить предложение.

10. Закрепление звука в тексте.
Выделение слов со звуком М из текста. При этом дети также определяют где этот звук стоит в слове.

Мы топаем ногами,
Мы руки поднимаем,
Мы руки разведем,
И побежим кругом.

11. Итог занятия.
С каким звуком мы сегодня познакомились? Какой это звук? Назовите слова со звуком М в начале, в середине, в конце слова.

Конспект занятия – Звук и буква «М» для дошкольников с ОНР

Конспект фронтального логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте для детей старшей группы с ОНР.

Тема: ЗВУК И БУКВА «М»

  • учить определять первый согласный звук, твердость – мягкость, звонкость – глухость, позицию звука в слове (начало, конец);
  • закреплять навыки четкого произношения звука М, понятие «слог»;
  • упражнять в звуковом анализе и синтезе слогов, делении слов на слоги;
  • активизировать глагольный словарь.

Коррекционно-развивающие : развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, артикуляционную и общую моторику, зрительно – моторную координацию, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные : воспитывать положительное отношение к занятиям; умение контролировать собственную речь; формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника; воспитывать уважительное отношение друг к другу.

ОБОРУДОВАНИЕ: картинки: девочка Маша, кошка Мурка, цветы – ромашки, маки, тюльпаны, астры, колокольчики; манная каша и молоко, картинки со звуком М и без звука, большая буква М, мозаика, фишки красного и синего цвета, звуковая дорожка.

1. Пройти по звуковым дорожкам, называя каждую гласную букву.

Сегодня я хочу рассказать вам одну удивительную историю про одну удивительную девочку Машу. А удивительная она потому, что каждый день придумывала для себя новую игру. Вот и сегодня Маша проснулась, умылась, сделала зарядку и про губки, язычок не забыла.

2. Артикуляционная гимнастика.

а) Улыбаются лягушки – тянут губки прямо к ушкам («Улыбка» с
сомкнутыми губами);
б) Подражаю я слону – губы «хоботом» тяну;
в) Язычок широкий, гладкий – получается «лопатка»

Сегодня Маша подумала: «Вот какой первый звук услышу, с ним и буду дружить целый день».
Вдруг прибежала кошка Мурка и начала с Машей разговаривать: «Му-у-у-р-р..»
Маша улыбнулась – значит, сегодня я играю и дружу со звуком …(каким, ребята?) со звуком М.

3. Артикуляция и характеристика звука М

Губы сомкнуты, зубы чуть – чуть разомкнуты, язычок спокойно
лежит внизу. Согласный (есть преграда – губы), твердый, звонкий.

Маша пошла на кухню. Там мама готовила завтрак. Какую кашу варила мама, как вы думаете: гречневую, манную или рисовую? Почему?
Маша пошла в сад, где растут цветы, и по дороге пела песенки:

4. Воспроизведение слоговых рядов: мы-ма-мо, мо-мы-му, мы-мо-ма… (каждый поочерёдно помогает Маше петь песенку)

В саду росло много цветов (картинки на полу), но Маша выбрала цветы только со звуком М. (астры, ромашки, колокольчики, маки, тюльпаны).

– Какие цветы надо сорвать? Почему? (ответы детей)
Как называется букет из маков, если букет из тюльпанов – тюльпановый. Из маков? (маковый), из ромашек? (ромашковый). Маша вернулась на кухню с цветами. А на столе уже стояла манная каша и молоко. Что стояло на столе? (манная каша и молоко). Маша засмеялась: «Мамочка, какая ты молодец, ты помогаешь мне в моей игре».
– Почему так сказала Маша?
Маша все съела и спасибо сказала.
Сейчас мы покажем Маше, как умеем играть со звуками.

5. Звуковой анализ и синтез слогов.

Обозначить фишками слоги: ма, ом, му.

Игра «Живые звуки»

Маша взяла книгу и стала искать картинки со звуком «м». У нас тоже есть картинки, возьмите под стульчиками.

6. Д/и «Найди картинку со звуком «м».

Определить, где звук М – в начале или конце слова. Выйдет тот, у кого картинки со звуком М в конце, в начале, картинки без звука М.

Давайте, мы разделим на слоги слова, которые вы выбрали:

7. Д/и «Раздели слова на слоги» (можно на выбор детей).

му-ха – прохлопываем,
ма-ши-на – протопываем,
му-хо-мор – пропрыгиваем.

Когда папа вернулся с работы, Маша рассказала о картинках со звуком «м», которые она искала целый день. Ей тоже попались картинки – муха, машина, мышка. Папа поинтересовался, что же эти предметы делают?

8. Д/и «Подбери слово-действие»

Муха – летает, жужжит, надоедает, сидит, ползает…
Машина – едет, останавливается, везет, заезжает, выезжает…
Мышка – пищит, шумит, грызет, шуршит, бегает, прыгает…

9. Знакомство с буквой.

Ребята, мы с вами помним, что звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, читаем и пишем. Вот и у звука «м» есть своя буква «М».

Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И теперь понятно всем
Получилась буква «М».
Дети выкладывают букву из мозаики.

10. Итог занятия.

Какой звук был сегодня на занятии? Гласный он или согласный? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий?

ФИЗМИНУТКА (в середине занятия)
Мы руками — хлоп-хлоп-хлоп (6раз),
Мы ногами — топ-топ-топ (6раз).
Кулаками постучим (6раз),
Повернемся и молчим (рот закрыть рукой).

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Волшебная буква М»

наталья бебриш
Конспект логопедического занятия в старшей группе «Волшебная буква М»

Цель занятия: познакомить детей со звуком и буквой М.

1. Познакомить детей со звуком и буквой «М». Соотнесение звука и буквы

2. Уточнить произношение звука (М) и дать ему характеристику.

3. Учить выделять звук из состава слова и определять его позицию.

4. Равивать фонематический слух, память, общую и мелкую моторику.

5. Продолжать работу над развитием дыхания и голоса.

6. Обогащать сенсорный опыт детей;

7.Пополнять лексический запас по теме: «Зимние забавы»

Оборудование:картинка Машеньки; пособие «машина» с мячиками; бельевая веревка, прищепки, салфетки; картинка коровы; логопедическое пособие «Домик»; предметные картинки слов со звуком (М, счётные палочки, фонограмма «От улыбки», фонограмма «Весёлая зарядка»,«Звук М»; слоговые линейки

Ход занятия.

Дети заходят под музыку.

Логопед. У нас сегодня гости. Поприветствуем дружно наших гостей.

-вы друг другу улыбнитесь и тихонечко садитесь.

1.Л: Сегодня к нам в гости пришла ещё девочка Машенька. (показ). Она очень трудолюбивая и попросила ей помочь. Поможем? Вот она стирает белье и напевает песенку. Давайте подпоем ей. (Дети пропивают гласные звуки.) Поможем Машеньке стирать (натянута веревка с прищепками). Дети берут салфетки и имитируют стирку, затем развешивают их на предварительно натянутой бельевой веревке и закрепляют прищепками.

Логопед предлагает детям подуть на салфетки, чтобы они быстрее высохли.

Л:Молодцы!У Машеньки и у нас замечательное настроение. Давайте выполним артикуляционную гимнастику под песню «От улыбки»(звучит 1-й куплет песни «От улыбки»(сл. М. Пляковского, музыка В. Шаинского)

2.Артикуляционная гимнастика: «Улыбочка», «Дудочка»,«Футбол», «Лошадка», «Часики», «Улыбка».

Л. :У Машеньки жила коровка Бурёнка. (показ)Скажите, как подаёт голос корова?

Л. : какой первый звук в этом слоге?

Л. :Давайте узнаем вместе с Машенькой, где живёт звук М, поиграем в игру.

Игра «Клубок»: м-м-м-м (ниточка рвётся, значит –звук петь не умеет.)

Характеристика звука М: губки создают преграду воздуху. Этот звук – согласный. Согласные бывают твёрдые и мягкие. Твёрдый звук М мы произносим сердито, твёрдо и обозначим-кружок синего цвета.

Игра «Поймай звук» логопед называет звуки, дети, услышав звук (М), хлопают в ладоши.

Игра «Придумай слова на звук (М)»

Пальчиковая игра «Ладошки»(под фонограмму)

Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу,

Поздороваюсь с ним сильно и вытягивать начну,

Затем руки я помою, пальчик в пальчик я вложу.

На замочек их закрою и тепло поберегу.

Выпущу я пальчики, пусть бегут как зайчики/2раза

Л: к Машеньке во двор приехала машина, а в ней мячики-картинки.

Игра «Назови картинку» по инструкции.

На счёт «раз»-берём картинку в руки, «два» картинку называем, «три»-в домик ставим. Дети определяют, где находится звук (М) в словах, по пособию «домик» .

«День-ночь»– развитие внимания и памяти по предметным картинкам

«ночь»-дети глаза закрывают, а логопед переворачивает картинку; «день» -глаза открывают и угадывают скрытую картинку логопедом.

Л. :отгадайте загадку:

Радость детям подарила

И на санках прокатила

Л. : а в слове зима есть звук (М?Где он находится (ответы детей)

Л. : придумайте предложения с этим словом. (ответы детей)

Л. : Зимой очень много разных развлечений, забав. Давайте определим, какие забавы летние, а какие зимние (детям раздаются картинки с изображением забав, дети выходят к доске и распределяют их)

Летние: футбол, плавание, велосипед, ролики;зимние: хоккей, лыжи, коньки, санки, сноуборд)

Динамическая пауза. (под фоно «Весёлая зарядка»)

Л: Сели, руки на колени, а теперь немного лени. Напряженье улетело и расслабленно всё тело. Наши мышцы не устали, а ещё послушней стали. Дышим легко. Ровно, глубоко…

-Ребята, звуки (М)обозначаются буквой «ЭМ». Посмотрите, на что похожа эта буква? (ответы детей)

-Взявшись за руки,

И на М похожи стали.

Выкладывание буквы из палочек под музыку

Вот четыре палочки

Буква М (эм) для мамочки.

Две, как столбики стоят/2раза

Как качели две висят/2р

Л. :Машенька сделала вам подарок (снежинки с буквой М, а снизу сладкий сюрприз)

3 Итог занятия. Анализ деятельности детей.

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Занятие в старшей группе Звук [М], буква [М]

Конспект занятия по грамоте в старшей группе Звук «М», буква «М»

(Первый год обучения)

Программное содержание:

1. Вырабатывать навык четкого произношения звука «м».

2. Формировать понятие «согласный звук».

3. Развивать слуховое внимание.

4. Познакомить с буквой «М».

5. Развивать мелкую моторику, зрительное внимание, память, мышление.

6. Формировать умение образовывать множественное число существительных.

Материалы:

синий круг, карточка с буквой «М» (из азбуки), палочки, кубики с буквами, рабочие тетради, цветные карандаши.

I. Организационный момент

– Сядет тот, кто назовет грибы.

1. – Молодцы. Послушайте, какой звук слышится в этих словах в конце:

Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой «М».

II. Основная часть

2. Артикуляция звука.

– Давайте вместе произнесем звук «М», губы сжаты и напряжены.

Это согласный звук. Его нельзя петь, нам во рту мешает преграда.

– А какие еще звуки вы уже знаете?

– Почему их называют гласными?

Звук «М» согласный и, обозначать мы его будем синим цветом.

3. «Определи место звука в слове»

Рассматривание картинок, в названии которых есть звук «М»:

Дом, малина, мак, гном, муха.

Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.

Мы идем грибы искать.

Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,

Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

5. Знакомство с буквой «М»

Работа в тетрадях Коноваленко.

– Посмотрите, вот буква «М». (Выставляется карточка с изображением буквы «М»).

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И теперь понятно всем

Получилась буква «М».

– Найдите букву «М» в своей тетради, в левом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и раскрасьте ее синим карандашом.

6. Упражнение «Сосчитай и назови»

– Сосчитайте и назовите звуки в слогах:

– Обозначьте красными и синими фишками на панно эти звуки.

7. Упражнение «Сложи из кубиков»

– Я предлагаю вам собрать из кубиков слоги: АМ, УМ, ИМ.

8. Чтение слогов в тетрадях.

– Обведите в кружок картинки, названия которых начинаются со звука «У».

– Молодцы, названия этих картинок начинаются на звук «У».

9. Игра «Один – много»

Гриб – грибы, лисичка – лисички

Мухомор – мухоморы, опенок – опята,

Сыроежка – сыроежки, боровик – боровики.

10. – Вы потрудились и пальчики устали, давайте их разомнем.

Нарисуйте в воздухе букву «М».

11. Игра «Четвертый лишний»

– Я буду называть слова, а вы скажете какое слово лишнее и почему.

Мухомор, опенок, лисичка, боровик;

Подосиновик, трава, подберезовик, масленок;

Лисичка, малина, поганка, волнушка.

12. Выкладывание буквы «М» из палочек.

– Сколько вам понадобилось палочек?

13. Напечатайте букву «М» в своих тетрадях.

III. Итог занятия, оценка детей.

– Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

– Каким цветом обозначаем?

– Что понравилось больше всего?

– Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

Рекомендую прочесть:

  • Конспект занятия по грамоте Звуки [А У И]
  • Занятие на Звуки [А У И]
  • Конспект по грамоте звуки [А, У, И]
  • Конспект подгруппового логопедического занятия [старшая группа, 3 период, звукопроизношение]
  • Конспект занятия по грамоте Закрепление звуков [А], [У]

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте “Логопедия для Всех” Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.

Конспект занятия по грамоте в старшей группе Звук «М», буква «М»

(Первый год обучения)

Программное содержание:

1. Вырабатывать навык четкого произношения звука «м».

2. Формировать понятие «согласный звук».

3. Развивать слуховое внимание.

4. Познакомить с буквой «М».

5. Развивать мелкую моторику, зрительное внимание, память, мышление.

6. Формировать умение образовывать множественное число существительных.

Материалы:

синий круг, карточка с буквой «М» (из азбуки), палочки, кубики с буквами, рабочие тетради, цветные карандаши.

I. Организационный момент

– Сядет тот, кто назовет грибы.

1. – Молодцы. Послушайте, какой звук слышится в этих словах в конце:

Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой «М».

II. Основная часть

2. Артикуляция звука.

– Давайте вместе произнесем звук «М», губы сжаты и напряжены.

Это согласный звук. Его нельзя петь, нам во рту мешает преграда.

– А какие еще звуки вы уже знаете?

– Почему их называют гласными?

Звук «М» согласный и, обозначать мы его будем синим цветом.

3. «Определи место звука в слове»

Рассматривание картинок, в названии которых есть звук «М»:

Дом, малина, мак, гном, муха.

4. Пальчиковая гимнастика «Грибы»:

Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.

Мы идем грибы искать.

Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,

Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

5. Знакомство с буквой «М»

Работа в тетрадях Коноваленко.

– Посмотрите, вот буква «М». (Выставляется карточка с изображением буквы «М»).

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И теперь понятно всем

Получилась буква «М».

– Найдите букву «М» в своей тетради, в левом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и раскрасьте ее синим карандашом.

6. Упражнение «Сосчитай и назови»

– Сосчитайте и назовите звуки в слогах:

– Обозначьте красными и синими фишками на панно эти звуки.

(Первый год обучения)

Программное содержание:

1. Вырабатывать навык четкого произношения звука «м».

2. Формировать понятие «согласный звук».

3. Развивать слуховое внимание.

4. Познакомить с буквой «М».

5. Развивать мелкую моторику, зрительное внимание, память, мышление.

6. Формировать умение образовывать множественное число существительных.

Материалы:

синий круг, карточка с буквой «М» (из азбуки), палочки, кубики с буквами, рабочие тетради, цветные карандаши.

I. Организационный момент

– Сядет тот, кто назовет грибы.

1. – Молодцы. Послушайте, какой звук слышится в этих словах в конце:

Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой «М».

II. Основная часть

2. Артикуляция звука.

– Давайте вместе произнесем звук «М», губы сжаты и напряжены.

Это согласный звук. Его нельзя петь, нам во рту мешает преграда.

– А какие еще звуки вы уже знаете?

– Почему их называют гласными?

Звук «М» согласный и, обозначать мы его будем синим цветом.

3. «Определи место звука в слове»

Рассматривание картинок, в названии которых есть звук «М»:

Дом, малина, мак, гном, муха.

4. Пальчиковая гимнастика «Грибы»:

Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.

Мы идем грибы искать.

Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,

Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

5. Знакомство с буквой «М»

Работа в тетрадях Коноваленко.

– Посмотрите, вот буква «М». (Выставляется карточка с изображением буквы «М»).

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И теперь понятно всем

Получилась буква «М».

– Найдите букву «М» в своей тетради, в левом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и раскрасьте ее синим карандашом.

6. Упражнение «Сосчитай и назови»

– Сосчитайте и назовите звуки в слогах:

– Обозначьте красными и синими фишками на панно эти звуки.

7. Упражнение «Сложи из кубиков»

– Я предлагаю вам собрать из кубиков слоги: АМ, УМ, ИМ.

8. Чтение слогов в тетрадях.

– Обведите в кружок картинки, названия которых начинаются со звука «У».

– Молодцы, названия этих картинок начинаются на звук «У».

9. Игра «Один – много»

Гриб – грибы, лисичка — лисички

Мухомор – мухоморы, опенок – опята,

Сыроежка – сыроежки, боровик – боровики.

10. – Вы потрудились и пальчики устали, давайте их разомнем.

Нарисуйте в воздухе букву «М».

11. Игра «Четвертый лишний»

– Я буду называть слова, а вы скажете какое слово лишнее и почему.

Мухомор, опенок, лисичка, боровик;

Подосиновик, трава, подберезовик, масленок;

Лисичка, малина, поганка, волнушка.

12. Выкладывание буквы «М» из палочек.

– Сколько вам понадобилось палочек?

13. Напечатайте букву «М» в своих тетрадях.

III. Итог занятия, оценка детей.

– Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

– Каким цветом обозначаем?

– Что понравилось больше всего?

– Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по грамоте в старшей группе Звук «М», буква «М» »

Конспект занятия по грамоте в старшей группе Звук «М», буква «М»

(Первый год обучения)

Программное содержание:

1. Вырабатывать навык четкого произношения звука «м».

2. Формировать понятие «согласный звук».

3. Развивать слуховое внимание.

4. Познакомить с буквой «М».

5. Развивать мелкую моторику, зрительное внимание, память, мышление.

6. Формировать умение образовывать множественное число существительных.

синий круг, карточка с буквой «М» (из азбуки), палочки, кубики с буквами, рабочие тетради, цветные карандаши.

I. Организационный момент

– Сядет тот, кто назовет грибы.

1. – Молодцы. Послушайте, какой звук слышится в этих словах в конце:

Гном, дом, альбом.

Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой «М».

II. Основная часть

2. Артикуляция звука.

– Давайте вместе произнесем звук «М», губы сжаты и напряжены.

Это согласный звук. Его нельзя петь, нам во рту мешает преграда.

– А какие еще звуки вы уже знаете?

– Почему их называют гласными?

Звук «М» согласный и, обозначать мы его будем синим цветом.

3. «Определи место звука в слове»

Рассматривание картинок, в названии которых есть звук «М»:

Дом, малина, мак, гном, муха.

4. Пальчиковая гимнастика «Грибы»:

Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.

Мы идем грибы искать.

Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,

Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

5. Знакомство с буквой «М»

Работа в тетрадях Коноваленко.

– Посмотрите, вот буква «М». (Выставляется карточка с изображением буквы «М»).

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И теперь понятно всем

Получилась буква «М».

– Найдите букву «М» в своей тетради, в левом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и раскрасьте ее синим карандашом.

6. Упражнение «Сосчитай и назови»

– Сосчитайте и назовите звуки в слогах:

– Обозначьте красными и синими фишками на панно эти звуки.

7. Упражнение «Сложи из кубиков»

– Я предлагаю вам собрать из кубиков слоги: АМ, УМ, ИМ.

8. Чтение слогов в тетрадях.

– Обведите в кружок картинки, названия которых начинаются со звука «У».

– Молодцы, названия этих картинок начинаются на звук «У».

9. Игра «Один – много»

Гриб – грибы, лисичка — лисички

Мухомор – мухоморы, опенок – опята,

Сыроежка – сыроежки, боровик – боровики.

10. – Вы потрудились и пальчики устали, давайте их разомнем.

Нарисуйте в воздухе букву «М».

11. Игра «Четвертый лишний»

– Я буду называть слова, а вы скажете какое слово лишнее и почему.

Мухомор, опенок, лисичка, боровик;

Подосиновик, трава, подберезовик, масленок;

Лисичка, малина, поганка, волнушка.

12. Выкладывание буквы «М» из палочек.

– Сколько вам понадобилось палочек?

13. Напечатайте букву «М» в своих тетрадях.

III. Итог занятия, оценка детей.

– Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

– Каким цветом обозначаем?

– Что понравилось больше всего?

– Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

Конспект по обучению грамоте в старшей группе “Изучаем звук М вместе с Машей и медведем”

Цель данного занятия закрепить навык различения гласных и согласных звуков в слогах, словах; научить ребенка четко произносить звуки [М] и [М’], дифференцировать звуки на слух и в произношении. Данное занятие имеет презентацию сопровождение, которую смотрите в следующей моей публикации.

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

непосредственно образовательной деятельности

по обучению грамоте с использованием ИКТ

в старшей группе «Буратино»

«Изучаем звуки [М], [М’] вместе с Машей и медведем»

Тема: «Изучаем звуки [М], [М’] вместе с Машей и медведем»

Цели: Закрепить навык различения гласных и согласных звуков в слогах, словах; научить ребенка четко произносить звуки [М] и [М’], дифференцировать звуки на слух и в произношении.

Образовательные:

-Закреплять знания детей о гласных и согласных звуках;

-Учить различать гласные, твердые и мягкие согласные;

-Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове (начало, середина, конец);

-Продолжать учить звуковому анализу слова.

Развивающие:

-Развивать речь, внимание, мышление.

-Развивать зрительное восприятие, фонематический слух, любознательность.

Воспитательные:

-Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.

-Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук, МР3-колонка, столы (6 штук), оборудование для ДА.

Демонстрационный материал: письмо, символы гласных звуков, презентация – сопровождение, плакат (картинки со звуками).

Раздаточный материал: «лопатки» (твёрдый, мягкий звук), зеркала, тетради в клетку, цветные карандаши, клей-карандаш, медальки.

Ход занятия.

1. Вводная часть

Организационный момент.

Дети стоят в кругу, идет беседа с воспитателем.

Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями. (Дети здороваются).

А теперь давайте поприветствуем друг друга.

«Дружат в нашей группе девочки и мальчики. Это….» дети называют себя по именам ласково.)

– Сегодня на занятии мы будем много разговаривать, играть, выполнять задания. Но сначала вспомним наше правило, как нужно вести себя на занятии:

Один, два, три, четыре, пять

Будем мы сейчас опять

Смотреть, слушать, размышлять,

Но друг другу не мешать.

Внятно, четко говорить,

Не вертеться, не шалить.

Мотивация. – Ребята посмотрите, кто это? (медведь) (Слайд 2)

– Он говорит, что прислал нам письмо, а мы с вами сегодня не проверили нашу почту. (Ребёнок проверяет почту, а воспитатель читает письмо от медведя). (Слайд 3)

Повтор пройденного материала.

Закрепление гласных звуков и знакомство со звуками [М], [М’].

-Ну, что поможем медведю, обучим Машу звуку [М]?

– Я предлагаю вам составить ещё для Маши плакат про «Звук [М]». Согласны?

Дети садятся за столы.

2. Основная часть

Характеристика звука (Слайд 4)

Перед зеркалом дети проводят артикуляцию звука [М].

Когда мы произносим звук [М]:

— губки сомкнуты без напряжения;

— воздух выходит через нос;

­­- звук [М] петь нельзя, т. к. губки создают преграду воздуху. Этот звук — согласный, звонкий (горлышко «работает»), может быть твердый и мягкий, поэтому мы обозначаем звук [М] синим или зелёным цветом. Таким образом ребенок усваивает характеристику звука [М].

Игровое упражнение «Хлопни в ладошки».

Взрослый произносит ряд звуков, слогов, слов и просит ребенка хлопнуть в ладошки в том случае, если он услышит звук [М] (изолированно, в слогах, в словах):

м, а, у, м, м, и; ам, ар, ор, ом, ма, му, ка, са, мы; мак, Оля, муха, дом, суп, мука;

Речевое упражнение «Повтори звук»

Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить слоги, при этом ребенок должен почувствовать смыкание губ при произнесении звука [М]:

ма, мо, му, мы; ам, ом, ум, им.

-А теперь сами попробуйте соединить звуки и прочитать. (Слайд 5)

Дидактическое упражнение «Какой звук прячется?» (Слайд 6)

– Ребята, посмотрите на картинку и назовите слова со звуком [М], определяя твёрдый или мягкий звук.

Игровое упражнение «Твёрдый – мягкий?»

Педагог читает стихотворение. Дети поднимают синий кружок, если услышат твердый согласный звук м, и поднимают зеленый кружок, если услышат мягкий звук м.

На полу скребется мышка,

Убежала в норку мышка,

Спит в берлоге бурый мишка,

Спать залег в берлогу мишка,

Этот мишка очень мил,

Только лапы он не мыл.

Мальчик мал, но очень мил.

Он водичкой руки мыл.

Физминутка (Слайд 7) (включение музыки)

Раз, два, три, четыре, пять – в лес отправимся гулять. (Обычная ходьба)

По извилистой тропинке потихонько мы пройдём. (Ходьба «змейкой»)

Может быть и под листочком, сладку ягодку найдём.

На носочки дети встали, по дорожке побежали. (На носочках)

И на каблучках пойдём, через лужу перейдём. (Ходьба на пятках)

Отдохнули, вот и славно, поговорим теперь о главном.

Дидактическая игра «Новоселье»

Ребенку предлагается выбрать из ряда картинок те, в названии которых звук [М] стоит в начале слова, в конце или в середине слова.

– Ребята выберите картинку и поместите её в наш домик, в соответствии со схемой. Определяя, где стоит звук: в начале, середине или в конце. (Заполнение плаката.)

Звуковой анализ слов: Миша, Маша. (Слайд 9)

-Ребята, а теперь открываем тетради, звуковые домики ждут вас. В первом домике живёт слово МАША, а во втором домике слово МИША. Давайте, проведём звуковой анализ слов, Вспомним, что согласный твёрдый звук — синий кружок, согласный мягкий звук – зелёный кружок, гласный звук — красный кружок. (Дети выполняют задание самостоятельно, потом проверяют, у доски отвечает ребёнок.)

Разминка для пальчиков «На уроке» (звуковое сопровождение) (Слайд 10)

– Ребята, посмотрите какой у нас плакат для Маши получился! Мы помогли медведю и рассказали всё про звук [М], отправим Маше плакат, чтобы она не забывала, каким бывает этот звук.

– Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания? Что больше всего понравилось? А давайте, себя оценим.

Самооценка (Слайд 11)

Самооценка детей на интерактивной доске с использованием смайликов (веселый, думающий, грустный) и кругов.

Гимнастика для глаз

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, вверх, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Быстро – быстро поморгаем

И немножечко потрем.

Сюрпризный момент В конце занятия детям вручаются медали «Знаток звука М» от медведя. Занятие закончено. Все молодцы!

Читайте также:
Использование монофонов при восстановлении речи
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: