Конспект открытого логопедического занятия с использованием ИКТ: Звуки (Л) и (Ль)

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием ИКТ

Тема: Звук [Л]. В гостях у Лунтика.

Цель: Автоматизация звука [Л] в словах.

  • учить согласовывать существительное с числительным;
  • учить образовывать уменьшительно – ласкательные существительные;
  • учить образовывать приставочные глаголы;
  • развивать мышление;
  • учить выполнять гимнастику для глаз.

Оборудование: персональный ноутбук, презентация, «волшебная палочка».

1. Организационный момент.

Логопед с ребенком проходят в зал.
Л: К нам пришли гости, поздоровайся с ними и подари свою улыбку. А теперь подойди к столу. Присаживайся на стул. Не забывай: ножки ровно поставь на пол, спинку держи прямо.

2. Сообщение темы занятия.

Л: Сегодня мы побываем в гостях у Лунтика. Он нас очень ждет. Вместе с ним мы будем учиться произносить звук [Л] в словах. Но чтобы попасть к Лунтику, сначала вспомни: как нужно правильно произносить звук [Л]?
Р: Когда мы произносим звук [Л] – губы улыбаются, зубы сближены, язык упирается в верхние зубы.
Л: Правильно. А теперь вспомни звук [Л] гласный или согласный.
Р: Звук [Л] согласный.
Л: Правильно. Скажи, этот звук мягкий или твердый?
Р: Этот звук твердый.
Л: Верно. Звук [Л] звонкий или глухой?
Р: Звук [Л] звонкий.
Л: Молодец. Ты верно рассказала о звуке [Л].

3. Автоматизировать звук [Л] в слогах.

Л: А теперь вспомни, какие песенки помогали тебе научится правильно произносить звук [Л]?
Р: Ла-ла-ла, ло-ло-ло, лу-лу-лу, лы-лы-лы.
Л: Молодец! Теперь мы можем отправляться к Лунтику. Не забудь в гостях правильно и четко произносить звук [Л].

4. Автоматизировать звук [Л] в словах.

Л: Мы пришли к Лунтику не с пустыми руками. Назови игрушки, которые мы принесли для него.
Р: Называет появляющиеся на экране игрушки (лошадку, мотоцикл, велосипед, балалайку, флажки, скакалку, пластилин, лопатку, куклу, колокольчики, лото, фломастеры, мелки).
Л: Молодец! Вот сколько теперь игрушек у Лунтика.

5. Учить согласовывать существительное с числительным.

Л: Лунтик очень любит цветы. Он посадил возле дома ландыши. Посчитай, сколько ландышей у Лунтика?
Р: Один ландыш, два ландыша, три ландыша, четыре ландыша, пять ландышей.
Л: Хорошо! Лунтик настолько любит цветы, что даже дома у него растут фиалки. Посчитай, сколько фиалок на подоконнике?
Р: Одна фиалка, две фиалки, три фиалки, четыре фиалки, пять фиалок.
Л: Молодец! Ты хорошо пересчитала все цветы. Но Лунтик любит не только цветы. У себя в саду он посадил яблоню. Посчитай сколько яблок выросло на ней?
Р: Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.
Л: Молодец! Ты очень хорошо произносила звук [Л], когда пересчитывала яблоки!

6. Автоматизировать звук [Л] в словах.

Л: Яблоками Лунтик любит угощать своих друзей. Назови их.
Р: Называет появляющихся на экране друзей Лунтика (белка, дятел, голубь, ласточка, волчонок, лошадь, лось, пчела).
Л: Вот сколько друзей у Лунтика.

7. Учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные.

Л: У Лунтика есть волшебная палочка. Вот она. Она умеет превращать большие предметы в маленькие. Поиграй и ты с волшебной палочкой. Преврати большие предметы на экране в маленькие.
Р: Ребенок «Волшебной палочкой» дотрагивается до картинки на экране и называет большой и маленький предметы (палатка-палаточка, облако-облачко, лопата-лопаточка, скакалка-скакалочка, вилка-вилочка, елка-елочка, копилка-копилочка, халат-халатик, полка-полочка).
Л: Молодец! Ты правильно назвала все предметы и четко произносила звук [Л].

8. Учить образовывать приставочные глаголы.

Л: Лунтик любит плавать на лодке. Пока он будет плавать, поиграй со мной в игру «Докажи словечко». Скажи, Лунтик что будет делать на лодке?
Р: Плавать.
Л: А сейчас, Лунтик к воде …?
Р: Подошел.
Л: Лунтик в воду…?
Р: Зашел.
Л: Лунтик на лодку.
Р: Прыгнул.
Л: Лунтик на лодке…?
Р: Поплыл.
Л: До другого берега…?
Р: Доплыл.
Л: Лунтик на лодке долго…?
Р: Плавал.
Л: Лунтик с лодки…?
Р: Спрыгнул.
Л: Молодец. Все слова ты договорила правильно. Хочешь тоже поплавать на лодке? Тогда встань и подойди ко мне.

9. Динамическая пауза. Учить выполнять гимнастику для глаз.

Ребенок выполняет гимнастику для глаз под музыку.

Вместе с Лунтиком втроем мы на лодочке плывем (движения руками).
Глазки вверх ты подними – и на облака смотри.
А теперь опустим вниз – что там в речке? Присмотрись.
Глазки – вверх, и глазки – вниз,
Глазки – вверх, и глазки – вниз.
Солнце в небе светит ярко
Мы зажмуримся! Как жарко!
Открываем – закрываем,
Открываем – закрываем,
Очень весело играем!
А теперь пора обратно,
Вместе плавать – так приятно!

Молодец! Подойди к столу. Присаживайся на стул. Ножки поставь ровно, спинку держи прямо.

10. Автоматизировать звук [Л] в словах.

Л: Мы отлично поплавали на лодке, и, кажется, проголодались! Нужно подкрепиться! Назови, что приготовил для нас Лунтик?
Р: Называет появляющиеся на экране продукты (салат, лапшу, яблоко, клубнику, колбасу, булку, шоколад, баклажан, масло, молоко).
Л: Отлично! Очень сытный обед. И ты, я слышу, не забываешь правильно произносить звук [Л].

Читайте также:
Конспект логопедического занятия: Звуки М, Мь

11. Автоматизировать звук [Л] в словах.

Л: После обеда Лунтик любит смотреть телевизор. Назови любимых сказочных героев Лунтика.
Р: Называет появляющихся на экране сказочных героев (Колобок, Золушка, Белоснежка, пчелка Майя, Щелкунчик).
Л: Молодец!

12. Автоматизировать звук [Л] в словах. Развивать мышление.

Л: У Лунтика есть подружка. Это фея Фиалка. Она любит загадывать Лунтику загадки. Попробуй и ты отгадать их.
Логопед читает появляющиеся на экране загадки. Ребенок отгадывает и четко произносит звук [Л] в отгадках (пила, лампа, платок, полотенце, стол, лодка, стул, слон, заколка).
Л: Молодец, ты отлично справилась с загадками.

13. Автоматизировать звук [Л] в словах.

Л: Пока мы отгадывали загадки – стемнело. В это время Лунтик любит смотреть в свой телескоп и наблюдать за небом. Назови, что увидел Лунтик?
Р: Называет появляющиеся на экране картинки (Луну, лучи, летающую тарелку, Лунатика).
Л: Молодец! Ты все назвала правильно.

Л: Мы сегодня много играли с Лунтиком. Вспомни, чем мы занимались вместе?
Р: Вместе с Лунтиком мы учились произносить звук [Л], отгадывали загадки, играли с «волшебной палочкой».
Л: Да, верно. У тебя уже очень хорошо получается произносить звук [Л] в словах , и Лунтик дарит тебе этот салют. А теперь попрощайся с Лунтиком и нашими гостями.

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием ИКТ «Автоматизация звука [л] в словах, предложениях»

Екатерина Попова
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием ИКТ «Автоматизация звука [л] в словах, предложениях»

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием ИКТ на тему: “Автоматизация звука Л в словах, предложениях

Цель: закрепить правильное произношение звука Л.

– развивать фонематическое восприятие;

– укреплять артикуляционный аппарат;

– совершенствовать грамматический строй речи;

– закреплять правильное употребление предлогов;

– отрабатывать слоговую структуру слов;

– развивать логическое мышление;

– развивать тонкую моторику;

– воспитывать интерес к занятиям.

Оборудование: ноутбук, презентация, массажный мячик, зеркало.

Ход занятия

Орг. момент. Логопед: Здравствуй, Алина. Как твоё настроение? У нас сегодня в гостях девочка Лада (слайд №2). Какой первый звук в её имени? Лада хочет с тобой поиграть.

1. Звуковая дорожка «Самолётик» (слайд №3). Лада прилетела к нам на самолёте. Давай будем долго произносить звук Л, пока самолётик движется.

2. Игра «Поймай звук Л»

3. Артикуляционная гимнастика (слайд №4)

4. Упражнение «Магазин» (слайд №5)

5. Игра «Выбери нужные продукты» (слайд №6)

6. Отгадывание загадок (слайд№7,№8,№9,№10, №11)

7. Упражнение с массажным мячиком «Большой-маленький»

8. Игра «Рассели картинки по домикам» (слайд №12)

9. Гимнастика для глаз «Верно-неверно» (если утверждение верно, ребёнок должен моргнуть)

10. Игра «Что приготовила Лада?» (слайд 13)

11. Игра «Что съела Лада?» (слайд №14)

12. Итог занятия.

Прикреплённые файлы:
avtomatizacija-zvuka-l-v_c56os.pptx | 3908,04 Кб

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Щ] в предложениях связной речи» Цель: Автоматизация звука [Щ] в предложениях связной речи. Задачи: 1. Закрепить правильное выполнение артикуляционных и дыхательных упражнений.

«Автоматизация звука [Л] в словах». Конспект индивидуального логопедического занятия Конспект индивидуального занятия Тема. Автоматизация звука [Л] в словах. Цель: закреплять умение правильно произносить звук [л] в словах.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах» Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах». Составитель учитель-логопед первой категории.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Поиграем с Антошкой» по теме «Автоматизация звука [Ш] в словах» Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] в словах» Цель:формирование умения правильно произносить звук.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Д] в слогах, словах и предложениях Цель: Закрепить представление о правилах артикуляции и характерных особенностях звука [Д]. Задачи: Образовательные: • Закрепления представления.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в словах и предложениях «Одежда, обувь» Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Ш в словах и предложениях по лексической теме «Одежда, обувь, головные.

Конспект индивидуального логопедического занятия в подготовительной группе «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах» Конспект индивидуального логопедического занятия в подготовительной группе по теме: «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах». Направление:.

Конспект индивидуального занятия по теме «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях» Тема: «Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях. (По мотивам сказки А. Н. Толстого «Буратино».) Задачи:- развивать артикуляционную.

Конспект логопедического занятия «Путешествие лягушонка Паши». Автоматизация звука [Ш] в словах, предложениях, тексте На просторах интернета очень много полезного и интересного для работы логопеда. В очередной раз нашла интересное для себя, а именно квест-игру.

Самоанализ индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях» Данное индивидуальное занятие по автоматизации поставленного звука составлено в соответствии с индивидуальным планом коррекционной работы,.

Читайте также:
Скороговорки для улучшения дикции

Конспект открытого логопедического занятия для детей с ТНР в подготовительной группе по теме «Звуки «Л-ЛЬ», буква «Л»

Конспект открытого логопедического занятия для детей с ТНР подготовительной группы по теме: “Звуки [л- ль]. Буква «Л”.

Лукьянова И.А. учитель-логопед ГБОУ Школы № 2026 УК 5 г. Москвы

Закреплять акустико-артикуляционную характеристику звука «Л»

Формировать фонематическое восприятие

Закреплять навык определения позиции звука в слове

Продолжать формировать навык звукобуквенного анализа и синтеза

Закреплять практическое употребление предлога ИЗ-ПОД

Продолжать формировать навык чтения

Формировать зрительный гнозис разрезанных букв

Развивать общую моторику и координацию речи с движением. Развивать внимание, мышление, ориентацию в пространстве. Развивать слуховое внимание.

Воспитывать доброжелательность, чувства коллективизма, умение слушать друг друга. Формировать самостоятельность, инициативность.

Звуковички и одежда к ним: шапочки и ботиночки синего и зеленого цвета; слоговые домики с одним, двумя и тремя окошками; аудиозапись звуков поезда, самолета; Юпик, карусель (обруч с лентами: синие, зелёные); ребусы в картинках; конфеты «Лёвушка» по количеству детей, магнитная доска.

Индивидуальный раздаточный материал: картинки-билетики; в корзинках на столах у детей карточки для звукобуквенного анализа, полоска-слово, предметные картинки животных и птиц со звуками «Л-ЛЬ», счётные палочки; картинки для звукового анализа лежат под корзинками; касса букв с буквами для выкладывания слов; карточки- слова, разрезанные пополам вдоль (раздаются логопедом перед игрой).

1. Организационный момент.

Логопед: Сегодня к нам в детский сад пришли гости.

Гости дорогие, важные такие.

В группе здесь у нас сидят,

И на нас на всех глядят.

И не строго, а с улыбкой.

Очень теплой и простой.

Гости нас встречают с вами…

Чем ответим? Добротой!

Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра. Скажем все вместе: “Доброе утро!”

Логопед: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на поезде. У вас в руках не просто картинки, это ваши билеты на наш волшебный поезд. Рассаживаться будем так: я вам загадаю загадку про первый вагончик:

Тук да тук, тук да тук,

Что в лесу за странный стук?

Это леса врачеватель

Трудится весёлый (дятел)

(ребёнок встаёт около логопеда).

Логопед: Последний звук в названии картинки будет первым в названии следующего вагончика: дятел – лампа – абрикос – сахар – рысь – сито – обруч – чайник – карандаш – шарф – фасоль – лифт – тапки – индеец – цепь – пять – телефон.

Когда все дети «сели» по вагончикам, поезд делает круг по группе (под аудиозапись поезда), проезжая мимо воспитателя, билеты ему сдаются.

Логопед: Наша первая остановка «Лесная ». Мы с вами в лесу. А в лесу можно услышать эхо. Вот мы и поиграем с вами в игру «Эхо ». Вы будете моим эхом. Я называю слово тихо, а вы мне его повторяете 2 раза громко: лампа, лодка, лошадь, ласточка, лужи, лось, лыжи, луна, лук, лужок, ложечка, лавочка, лапы, лопата, ломтик, ластик, ладони.

Дети повторяют слова и садятся на места.

2. Основная часть.

Логопед: Подумайте и скажите, что общего во всех этих словах? Да в них самый первый звук «Л». Сегодня мы будем с вами играть с этим звуком.

Артикуляция, произнесение и характеристика звука «Л».

Логопед: Когда вы произносите звук «Л», в ротике что-нибудь шевелится? (язычок)

Наш кончик язычка упирается в верхние передние зубы, создавая преграду для воздушной струи, боковые края языка опущены, и струя воздуха выходит по бокам языка (произнесение вместе с детьми).

Логопед: Кончик языка вверх, в зубы упирается.

По бокам от языка воздух пробирается.

«Л» получился певучий, плавный,

Ласковый и звучный.

Логопед: Если струя воздуха встречает преграду, значит, это какой звук гласный или согласный? (согласный). Положите руку на горлышко, произнесите звук «Л». Дрожит ваше горлышко? Значит, какой это звук? (звонкий). Какой ещё звук «Л»? (твёрдый). А как мы произнесём его маленького братика? «ЛЬ».

К нам прилетел Юпик и принёс наших Звуковичков. Давайте их оденем (дети подбирают шапочки и ботиночки и прикрепляют их к Звуковичкам на доске). Возьмём Юпика в путешествие с собой? Едем дальше ( звучит музыка поезда ).

Логопед: Наша вторая остановка «Звуковая». Мы будем играть со звуками «Л, ЛЬ».

Игра «Поймай звук ладошками»: м – Л – п- -н – т – Л – д – к- Л – м – н – Л …..

Игра «Хлопни, когда услышишь слово со звуком «Л»: пила , газета, молоко , мазаика, салат , халат, кровать, водолазы , ножницы, столы , малыш , белый, книга, голубь .

Дети берут символы-квадратики (синий и зелёный квадраты с колокольчиками) звуков «Л»- «ЛЬ» и поднимают их вверх при соответствующем звуке в слове.

Читайте также:
Составление рассказа-описания диких животных по наглядному плану

Слова: лампа, лейка, лось, ласточка, лиса, лодка, лимон, молоко, салат, листик, халат.

Логопед: Теперь мы отправимся путешествовать пешком. Сделайте человечков из пальчиков. Идём по столу. Мы пришли в «Зоопарк». Кого мы можем здесь увидеть? Да, разных животных и птиц, привезённых из разных стран. Все они сидят каждый в своей клетке. Вот и в ваших клеточках-корзиночках сидят животные и птицы. Возьмите их из корзиночки и положите на стол перед собой. А еще положите на стол полоску-слово ( дети проговаривают названия своих картинок ).

Картинки: белка, волк, лиса, лось, лев, олень, леопард, фламинго, дятел, тюлень, лошадь, слон, козёл, осёл, павлин, пеликан, верблюд.

Логопед: Какие звуки живут в названии ваших картинок? Подумайте, какой именно звук живёт в названии вашей картинки, и поднимите вверх соответствующий квадратик (проверка). А теперь подумайте, где прячется ваш звук: первый, в середине или последний? Положите квадратик на полоску-слово в нужное место. Молодцы. А теперь ваши картинки раздадим Звуковичкам.

Дети подходят к доске и прикрепляют свои картинки либо к Звуковичку в синей одежде, либо к Звуковичку в зеленой одежде.

Включается аудиозапись звука самолёта.

Логопед: Закройте глаза. Что вы слышите? Это звук какого транспортного средства? (самолёт) Во время прослушивания аудиозаписи самолёта, логопед на доску выставляет слоговые домики.

Станция «Волшебный городок»

Логопед: Откройте глаза. Мы прилетели в волшебный городок. Посмотрите, какие в нём интересные домики. Кто заметил, чем они отличаются друг от друга? ( количеством окон). Правильно. В этих домиках живут слова. Но они испугались звука самолёта и спрятались. Я вам подскажу, где вы их найдете. Слова живут в картинках, а картинки лежат под вашими корзинками. Сейчас мы их достанем.

Многоступенчатая инструкция : первое– одной рукой поднимите корзинку, втрое – второй рукой возьмите картинку, третье – поставьте корзинку, четвертое – положите картинку на стол.

Повторение предлога ИЗ-ПОД: опрос детей, откуда достали картинку: из-под корзинки. Дети проговаривают название своих картинок.

Логопед: Ещё в этом городке живут художники. Они очень любят раскрашивать слова. И вы сейчас раскрасите свои картинки. Вы возьмёте цветные квадратики и выложите схему ваших картинок.

Картинки: лук, пол, стол, волк; лампа, вилка, мыло, пила, лиса, слива; иголка, улитка, потолок, халат, лопата, волосы, колбаса.

Логопед: Молодцы. Уберите квадратики в корзину. А картинки мы сейчас расселим по домикам. Если в слове один слог, то оно будет жить в домике с одним окном. Если два- то в доме с двумя окнами, если три слога- то в доме с тремя окнами. Подумайте, сколько слогов в ваших словах. Первый ряд расставьте свои картинки по домикам (проверка). Второй ряд (проверка).

Логопед: А сейчас поплывём на корабле (выполнение руками волнообразных движений под звук корабля). Станция «Путаница- перепутаница».

Логопед: Послушайте предложения и исправьте ошибки.

В огороде вырос молодой люк.

Около дорожки железный лук.

Машина привезла черный угол.

Мячик закатился в уголь.

Корабль сел на мел.

Ученик взял мель.

В лесу растет высокая ел.

Халат надел маму.

На белке сидела елка.

Флажок махал Павлом.

Стол поставили на лампу.

Стол укатился под клубок.

У голубого платья есть кукла.

Логопед: А теперь едем в парк аттракционов . Какие есть развлечения в парке аттракционов? А в названии каких аттракционов есть звук «Л»? (лодки, качели, карусели)

Физкультурная минутка . Игра «Карусель».

Логопед берёт обруч с синими и зелёными лентами. Ребенок называет слово, если в слове твердый звук «Л», то ребенок берет в руки синюю ленту. Если в слове мягкий звук «ЛЬ», то ребенок берет в руки зеленую ленту.

Логопед: Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели.

А потом, потом, потом – всё бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите, карусель остановите.

После игры дети садятся за столы.

Логопед: Мы с вами играли со звуком или с буквой? Чем отличается звук от буквы? (звук мы слышим и говорим, а букву видим, читаем, пишем).

Знакомство с буквой «Л».

Изображение большой буквы «Л» при помощи прямых рук, маленькой буквы «Л» при помощи пальцев рук.

Выкладывание буквы «Л» из счётных палочек.

Логопед: Едем на станцию «Загадочная»

На доске вывешиваются поочередно ребусы и разгадываются с детьми.

Слова: стол, сон, подвал, липа, аист, сила, волна.

Логопед предлагает выложить слова при помощи букв из кассы букв. Первый ряд выкладывает слово волна, а второй ряд слово аист (по одному ребенку с каждого ряда выполняют это задание на доске). Далее логопед определяет с детьми количество слогов в этих словах.

Логопед: А теперь полетим на станцию «Волшебная». На этой станции слова превращаются в новые при помощи всего одной буквы. Давайте превратим слова, чтобы стал не один предмет, а много (волны, аисты). Кто заметил, в каком слове изменилось кол-во слогов? А-ИС-ТЫ было 2 слога, а стало 3 слога.

Читайте также:
Фронтальное логопедическое занятие: Звук и буква Б

Логопед: Пока мы с вами путешествовали, кто-то пошалил, поиграл с моими карточками, которые я принесла для вас. Посмотрите, они порвались. Сможете прочесть, что на них написано?

Детям раздаются карточки с отрезанной верхней частью слова; карточки с нижней частью лова прикреплены на доске: кукла, клубок, лампа, вилка, лук, слива, иголка, лопата, потолок, улитка, волна, колобок, молоток, молоко, дупло, холодно.

Логопед: Сейчас мы с вами соединим эти слова. Первый ряд подойдите к доске, найдите свои части слов и соедините их (аналогично второй ряд).

Логопед: Едем на станцию «Кондитерская». Это последняя заключительная станция. Напомните мне, с какими звуками мы сегодня играли? Чем отличается звук от буквы? Поскольку мы на станции сладостей, назовите-ка мне сладости, в названии которых есть звуки «Л, ЛЬ»: булка, мармелад, шоколад, конфеты «Алёнка, Лёвушка», пастила, леденцы, бублик. Я была на кондитерской фабрике и мне специально для вас передали угощения- это конфеты Лёвушка. Я их передам нашему контролёру, который проконтролирует раздачу сладостей вам на втором завтраке.

А теперь ваш поезд поедет за Юлией Николаевной. Проезжая мимо гостей, не забудьте сказать «До свидания»!

Конспект индивидуального логопедического занятие с использованием ИКТ. «Автоматизация звука [л] в словах и предложениях».

Конспект индивидуального логопедического занятие с использованием ИКТ . «Автоматизация звука [л] в словах и предложениях».

Цель : формирование звуко-произносительной стороны речи.

Задачи :

Развивать умение употреблять звук [л] изолированно, в словах и предложениях;

Развивать умение составлять предложения по предметным картинкам;

Развивать фонематическое восприятие.

Закрепить понятия «звук» , «слово» , «предложение» ;

Расширять словарный запас по темам «Овощи» , «Ягоды» , «Инструменты» , «Продукты питания» ;

Закрепить умение образовывать прилагательные от существительных.

Воспитывать познавательный интерес;

Воспитывать любовь к труду.

Оборудование : кукла Мила, клубника-муляж, клубничная конфета, зеркало, ноутбук, презентация «Звук Л в словах и предложениях» , карточки для артикуляционной гимнастики, карточка с буквой Л.

Ход занятия:

Организационный момент.

Логопед : Сегодня на занятии наши ушки внимательно …. (слушают, наши глазки внимательно (смотрят, а наша голова … (думает) .

Основная часть.

Логопед : К нам в гости пришла кукла Мила (показать куклу, и я хочу рассказать тебе одну интересную историю про неё:

Любое дело выполняла Мила!

Очень клубнику Мила любила

И вот однажды решила :

Как клубнику посадить,

Как её полоть, полить…

Так решила наша Мила

Вырастить клубнику всем на диво!

Вот какая умница – девочка Мила. Но ей одной будет очень сложно всё сделать правильно, поэтому она просит нас о помощи. Ты готов помочь Миле вырастить клубнику, правильно выговаривать слова со звуком Л, составлять предложения? (Да) Тогда мы начинаем! (Слайд 1)

Артикуляционная гимнастика, уточнение артикуляции звука Л.

Логопед : Прежде всего, мы сделаем гимнастику для губ и языка. Мила приготовила для тебя карточки (кукла «даёт» карточки ребёнку). Вспомни и выполни эти упражнения (лягушка, лопатка, качели, вкусное варенье) .

А теперь расскажем Миле, как правильно говорить звук Л (Мила держит карточку с буквой Л) (язык широкий за верхними зубами, губы растянуты в улыбке, звук произносится с участием голоса).

Упражнение «Около чего?» (Слайд 2)

Логопед : Мы немножко размялись, теперь можно приступить к работе. Сначала нужно помочь Миле выбрать грядку под клубнику. Посмотри, как много грядок : грядка с капустой, грядка с баклажанами и т. д. А вот и грядка для клубники! А теперь скажи, что около чего будет расти?

Около капусты – тыква.

Около тыквы – капуста и баклажаны.

Около баклажанов – клубника и тыква.

Около клубники – баклажан и лук.

Около лука – клубника.

Упражнение « «Помощники Милы» (Слайд 3)

Логопед : Место для клубники выбрали. Теперь приступим к посадке кустиков клубники. Посмотри на картинки, назови их с правильным звуком Л. Скажи, какой инструмент понадобится Миле, чтобы выкопать лунки-ямочки для кустиков? (Лопата) Чтобы полить клубнику? (Лейка) Чтобы прополоть клубнику? (Тяпка)

А теперь ответь на вопросы полным предложением :

Чем Элла копала лунки? (Мила копала лунки лопатой)

Из чего Элла поливала кустики водой? (Мила поливала кустики водой из лейки)

Чем Элла полола клубнику? (Мила полола клубнику тяпкой)

Скажи, какие картинки здесь лишние? Почему? (Пила и молоток, потому что они не пригодятся для работы на грядке)

Расскажи, как ты помогаешь маме и папе работать в огороде.

Физкультминутка «Работаем на грядке»

Землю мы копали, (имитировать движения лопатой)

Кустики сажали, (двумя руками показать, как сажали кустики)

Чтобы кустики росли, — (поднять руки вверх)

Мы их поливали. (показать, как поливали из лейки)

Упражнение «Собери урожай» (Слайд 4)

Логопед : Посмотри, какая красивая выросла у нас клубника и как её много. Надо срочно собирать урожай! Но Мила не знает, во что лучше положить клубнику : в мешок, в лукошко, в пакеты или в бутылку. Расскажи ей во что можно класть клубнику, а во что нельзя.

Читайте также:
Логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР - Путешествие в Букволэнд

Ребёнок : Клубнику нельзя положить в мешок.

Клубнику можно положить в лукошко.

Клубнику нельзя положить в пакет.

Клубнику нельзя положить в бутылку.

Логопед : Объясни Миле, почему клубнику нельзя собирать в пакет, мешок, бутылку?

Упражнение «Вкусное угощение» (Слайд 5)

Логопед : Мы вместе с Милой собрали целое лукошко клубники! И она хочет приготовить угощения для друзей. Посмотри на картинки и скажи :

Если пирог из клубники, то это какой пирог? (клубничный)

Если желе из клубники, то желе какое? (клубничное)

Если слойка из клубники, то слойка какая? (клубничная)

Если сок из клубники, то сок какой? (клубничный)

Если варенье из клубники, то варенье какое? (клубничное)

И про тебя не забыла Мила. Она приготовила для тебя конфету (кукла даёт ребёнку клубничную конфету) . Если конфета из клубники, то конфета какая? (клубничная) .

Итог занятия

Логопед : Вот и подошла к концу наша клубничная история. Скажи, какой звук помог нам и Миле вырастить такую вкусную клубнику? (Звук Л) Какие упражнения тебе больше запомнились?

Логопед : А вот и твоё домашнее задание (кукла протягивает ребёнку листок с домашним заданием) : 1) повторить слова с правильным звуком Л :

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме ‘Звуки [Л] и [Л`]’

Конспект

индивидуального логопедического занятия

по коррекции ФФНР у ребенка с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии подготовительной к школе группы.

Тема: Звуки [Л] и [Л`]

Этап дифференциации. «Такие разные животные»

  1. Образовательные: закреплять знания о механизме образования звуков, их акустических и артикуляционных особенностях, формировать умение строить связное высказывание при анализе звуков, закрепление словаря по теме «Животные», закрепление словаря антонимов.
  2. Коррекционные: развивать общую и мелкую моторику, развивать мимическую мускулатуру, формировать нижнедиафрагмальное дыхание, развивать подвижность артикуляционного аппарата, формировать кинестетические ощущения и правильные артикуляционные движения на данный уклад, развивать умение производить анализ артикуляции звука, развивать фонематический слух, формировать навыки звукового анализа и синтеза c опорой на графическую запись, закрепить правильное произношение в слогах, словах, предложениях, текстах, развивать внимание и память.
  3. Воспитательные: воспитывать любовь к животным, воспитывать усидчивость, умение сосредоточиться на задании.

Оборудование : зеркало, картинки с изображением зайчика в разном настроении, артикуляционный профиль звуков «Л» и «Л`», картинки для артикуляционной гимнастики, план анализа артикуляции звука, план характеристики звука, предметные картинки со звуком «Л» и «Л`» в соответствии с лексической темой: «Животные».

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Давай поиграем в игру «Скажи наоборот».

Слон большой, а мышка … (маленькая)

Тигр храбрый, а заяц …(трусливый)

Собака добрая а волк…(злой)

Лев быстрый, а черепаха …(медленная)

Жираф высокий, а суслик … (низкий)

II. Подготовительная часть.

1. Развитие зрительно- пространственной ориентировки

«Я скажу, а ты – покажи!» На занятии нам будут помогать наши помощники – руки.

Покажи правую руку, правой рукой – правую щеку, правое плечо, правый бок, правое колено.

Покажите левую руку (левые части тела левой рукой).

Покажите правой рукой левую щеку.

2. Развитие мелкой моторики

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки,

3. Развитие мимической мускулатуры . Изобрази хитрую лису, грустного осла, злого волка, веселую обезьяну.

4. Формирование нижнедиафрагмального дыхания

Надули мы животики как у бегемотиков,

Мы животики сдуваем – воздух тихо выпускаем…

5. Развитие артикуляционной моторики

Массаж языка «Ла-ла-ла»

Упражнения для языка «Парус», «Лошадка», «Грибок»

III. Основная часть.

1. Повторение. Давай вспомним, какие бывают звуки? (Если ребенок затрудняется, помогаем – гласные и согласные). А как мы различаем гласные и согласные звуки? (Ответ) Правильно, гласные звуки не встречают во рту преграды, их мы можем петь, а согласные звуки встречают во рту преграду, это могут быть губы, зубы и язык. Назови, какие ты знаешь гласные звуки? Согласные звуки? Но согласные звуки тоже бывают разные. Я сейчас буду называть звуки парами, а ты определи, по какому признаку они отличаются: т-ть, н-нь, с-сь, в-вь. (ответ) Правильно, это твердые и мягкие звуки.

2. Речевая разминка . Я буду называть твердый звук, а ты его младшего братца – мягкий звук (логопед предлагает звуки: н, д, м, с, к, п).

3. Объявление темы занятия. Дифференциация звуков «Л» и «Л`»

Послушай два слова: ЛУК и ЛЮК, назови первый звук в каждом слове.

Сегодня мы будем учиться правильно называть и различать эти звуки.

4. Дифференцированный анализ артикуляции звука (по схеме)

Звук «Л» — Губы открыты- Зубы разомкнуты- Кончик языка поднят за верхние зубы- Воздушная струя идет по бокам языка- Голос звенит (рука на горле) Звук «Л`» — Губы открыты- Зубы разомкнуты- Кончик языка поднят за верхние зубы, средняя часть спинки языка приподнята- Воздушная струя идет по бокам языка- Голос звенит (рука на горле)
Читайте также:
Работа над словарными словами с детьми-дисграфиками

5. Дифференцированная характеристика звука (по схеме)

Звук «Л» — согласный (есть преграда: язык, зубы)- звонкий (голос звенит)- твердый (показ рукой – средняя часть спинки языка опущена) Звук «Л`» — согласный (есть преграда: язык, зубы)- звонкий (голос звенит)- мягкий (показ рукой – средняя часть спинки языка приподнята)

6. Дифференциация звуков [Л]- [Ль] на материале слов

Дидактическая игра «Зоопарк»

Рассмотри внимательно картинки, возьми себе те картинки, в названиях которых есть твердый звук «Л», а мне отдай картинки, в названиях которых есть мягкий звук «Л`».

(Логопед предлагает картинки животных: лось, лошадь, волк, козел, лиса, осел, лягушка, улитка, слон)

Давай произнесем слова, в которых есть твердый звук «Л».

А сейчас произнесем слова, в которых есть мягкий звук «Л`»

7. Физминутка

У лесной дороги

Спал медведь в берлоге,

Кто-то мимо проходил

И медведя разбудил.

Зарычал медведь в берлоге!

Уноси скорее ноги!

8. Дифференциация звуков [Л] — [Ль] на материале предложения

«Этим летом я в лесу видел белку и лису»

Скажи, услышал ли ты слова со звуками «Л» и «Л`»

Назови слова. А сейчас я буду называть эти слова, а ты внимательно слушай, если в слове есть мягки звук «Л», то поднимай зеленую карточку, а если твердый звук «Л», то синюю (логопед называет слова в медленном темпе, выделяя звуки «Л» и «Л`»).

9. Дифференциация звуков [Л] — [Ль] на материале текста

Послушай стихотворение.

Дело было летом,

Лось поел котлету,

Долго топал он потом

И плевался под кустом:

«Не надо мне котлету,

Не надо мне конфету!

На лугу, в лесу и в поле

Сена я наемся вволю!»

Слышал звуки «Л» и «Л`»? Сейчас я снова буду читать текст, а ты, как только услышишь слово с твердым звуком «Л», выкладывай на стол синюю фишку. А сейчас другое задание, как только услышишь слово с мягким звуком «Л`», выкладывай зеленую фишку. Молодец!

А сейчас давай вместе расскажем это стихотворение.

IV. Заключительная часть.

Итог занятия

Какие звуки мы сегодня правильно говорили? Правильно, звук «Л» и звук «Л`». Давай вспомним, чем они отличаются (анализ артикуляции и характеристика звуков по плану). Про каких животных мы говорили?

Логопед дает положительную оценку работы ребенка и создает хороший настрой на следующее занятие.

Кошелева Виктория Николаевна

МКДОУ детский сад «Рябинка» ХМАО-ЮГРА

Кондинский район, п.Куминский

Конспект открытого логопедического занятия во 2 классе «Автоматизация и дифференциация звуков «Л – ЛЬ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»

Адрес: г. Махачкала, ул. Островского 18 Телефоны: (88722) 69-15-15

Сайт: http://makhachkala51.dagschool.com Электронный адрес:ege200651@yandex.ru

Конспект открытого логопедического занятия во 2 классе

« Автоматизация и дифференциация звуков «Л – ЛЬ»

Разработала занятие

учитель-логопед

Ахмедова Назибат Аликулиевна

Форма проведения: коррекционное занятие.

Время проведения: 40 минут.

На наглядных примерах демонстрируются: предметные и сюжетные картинки, рисунки, задания с использованием наглядного материала

Используются приемы: беседа, самостоятельная творческая работа, проблемно- поисковые ситуации. В процессе занятия выясняется, умеют ли учащиеся правильно артикулировать рассматриваемые на занятии звуки, правильно употреблять их в письменной речи и в звукопроизношении. Для закрепления навыков правильного употребления звуков учащимся предлагаются различные приемы работы на занятии при помощи готовых словесных конструкций.

Тема: Автоматизация и дифференциация звуков «Л – ЛЬ»

Игра: «Цветик – шестицветик».

Цель: автоматизация и дифференциация звуков«Л» и «ЛЬ» в слогах, в словах, в предложениях.

1.Коррекционно – образовательные:

– Закрепить знание о механизме образования звуков звуки «л – ль», его акустических особенностях;

– учить умению применять полученные знания мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение и обобщение,

– расширить лексический запас слов по теме антонимы.

2. Коррекционно – развивающие:

развивать артикуляторную моторику,сенсо- моторные функции;

коррегировать и развивать фонематическое восприятие,познавательные процессы,

– развивать функции словообразования и словоизменения;

3 . Коррекционно – воспитательные:

– воспитывать желание произносить звуки «л-ль»;

– воспитывать интерес к занятию.

4. Краткоеописание хода урока/занятия/мероприятия

Логопед вывешивает заранее приготовленный цветик – шестицветик на магнитной доске. В начале занятия участникам раздаются разноцветные лепестки. Каждый ученик выбирает понравившийся цвет лепестка, тем самым выражая свое настроение.

Далее предлагаются детям артикуляционная гимнастика и упражнение по развитию фонематического слуха. Для того, чтобы перейти к теме урока , зачитывается стихотворение, дети по очереди отрывают лепестки. Работая над темой учитель предлагает ряд дидактических игр, таких как : игра – противоположности , игра:« Замени звук» , игра « Собери слово из слогов», игра « Найди меня», игра « Исправь ошибки», игра «Приготовь сок , логопаты антонимы, расшифровывают слова. Данные виды работ обеспечивают активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности в процессе занятия, помогают творчески их применять в меняющихся условиях и обстоятельствах. Одним из средств повышения эффективности занятия являются физминутки и динамические паузы. Поэтому в занятие включена физминутка на автоматизацию и дифференциацию звуков « л», «ль», под музыку Е. Железновой дети повторяют слова и выполняют движения за логопедом. На третьем этапе дети самостоятельно анализируют занятие, дают оценку собственной работе и выбирают себе лепесток. И как итог на экране появляются зашифрованные слова, дети разгадывают и получают приз, логопед благодарит всех за работу.

Читайте также:
Развивающие игры Никитиных в работе с детьми с нарушениями речи

5 .Знания, умения, навыки, качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят учащиеся/воспитанники/обучающиеся в ходе урока/занятия/мероприятия

Планируемые результаты:
Предметные:

Уметь определять наличие звука в словах, фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

Анализировать, сравнивать слова по смыслу и звучанию, классифицировать их;

Владеть лексическим словарём по теме «Антонимы», различать звуки по твердости и мягкости.

Воспитать потребность в речевом общении, навык самоконтроля,

уважительные отношения к сотоварищам, умение работать в паре.

Метапредметные:

Расширить кругозор по теме «Антонимы» ;

Обогатить словарный запас за счёт обучения словообразования;

Уметь применять новые знания в различных учебных ситуациях.

Универсальные учебные действия , на формирование которых направлен образовательный процесс

Личностные УУД: уметь устанавливать связи между темой занятия и итогами занятия, ориентироваться в межличностных отношениях и социальных ролях в ходе занятия.

Регулятивные УУД: уметь ставить учебную задачу и определять последовательность целей занятия, прогнозировать результаты.

Коммуникативные УУД: уметь выявить, идентифицировать тему занятия, поиск и оценка способов разрешения задачи.

Познавательные УУД: уметь выделять и формулировать познавательные цели, осознанно строить речевое высказывание в устной форме, понимать и оценивать поставленную задачу.

Методические приемы:

Материалы и оборудование:

картинки, в названии которых присутствуют звуки «Л, Ль»;

синие и зеленые колокольчики; наборы для составления схем;

карточки с заданиями;

ИКТ: компьютер, интерактивная доска, презентация по теме.

Организационный момент.

– приветствие, психологический настрой детей.

– Чему учимся на логопедических занятиях?

(Четко говорить, без ошибок читать и писать).

Игра «Для нас на уроке «важнее всего». Ответы «да», «нет».

К знаниям стремиться – …

На вопросы отвечать – …

Соседу по парте мешать – …

Если трудно ему – помогать …

Хихикать, без дела болтать – …

Слушать, смотреть, размышлять – …

Значит наши главные действия на занятии:смотрим, слушаем, думаем, правильно говорим.

Основная часть.

1. Сообщение темы занятия.

Логопед: Сегодня на занятии мы продолжим правильно произносить и различать звуки «Л и ЛЬ.».

2.Артикуляционная гимнастика (работа с зеркалами).

– Возьмите каждый своё зеркало, сейчас мы с вами будем выполнять артикуляционную гимнастику:

3. Разбор артикуляции звуков.

Логопед: Когда мы произносим звуки Л и ЛЬ, что делают губы и язычок?

– Губы улыбаются, язык поднимается за верхние зубки к бугорочкам.

Логопед: Но в чем их отличие?

– Когда мы произносим звук ЛЬ, язычок больше прижимается к бугорочкам.

Логопед: Дайте характеристику звуков.

– Звук Л – согласный, твердый, звонкий.

– Звук ЛЬ – согласный, мягкий, звонкий.

Логопед: И цветовые сигналы у них разные.

Л – синий кружок с колокольчиком.

ЛЬ – зеленый кружок с колокольчиком.

4. Развитие фонематического восприятия.

Логопед: Я буду медленно читать рассказ, а вы должны правильно разложить колокольчики: в правую сторону , если услышите слова с твердым звуком Л ( синий колокольчик), а в левую , если услышите слова с мягким звуком Ль ( зеленый колокольчик). Будьте внимательны!

Мы жили в селе, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Однажды я рано встал, чтобы пойти за земляникойи заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, лугбыл опять весь золотой. К вечеру лугопять позеленел. Тогда я пошёл,отыскал одуванчик, и оказалось,что он сжал свои лепестки, как всё равно,если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое.

-Сколько синих колокольчиков? 22

-Сколько зеленых колокольчиков? 10

5. Игра «Цветик – шестицветик».

Вырос волшебный цветок на поляне

Утром весенним раскрыл лепестки,

Всем лепесткам красоту и питанье

Дружно дают под землей корешки .

На доске висит цветик – шестицветик с разноцветными лепестками.

– Назовите цвета лепестков( желтый, золотой, зеленый, малиновый, голубой, белый) сердцевина ( салатовый).

Вы отрываете лепесток, называете цвет и выполняете задание, которое находится с обратной стороны лепестка. В середине вас ждет приз.

Лепесток лети-лети и игру нам принеси.

1 ученик : белый лепесток, с обратной стороны лепесток черный.

– В какую игру мы будем играть?

Игра – противоположности:

– Молодцы, вы были внимательны и правильно подобрали слова.

Читайте также:
Дифференциация звуков (б-п) в сильной позиции

Лепесток лети-лети и игру нам принеси.

– какой ты выбрал лепесток? (малиновый)

Игра « Собери слово из слогов».

Прочитай слова. Проверь по картинке.

ни, ка, клуб( клубника)

на, ма, ли ( малина)

пла, вок, по( поплавок )

нец, мла,де ( младенец )

ни, ха, сло( слониха )

фла, го, мин( фламинго)

пуш, хло, ка( хлопушка)

над, мо, ли( лимонад )

не, пла, та( планета)

клад, ка, за( закладка )

Проводится работа над значением каждого слова.

Физминутка с движением под музыку Е.Железновой

Ли- ли-ли -ли улетели журавли.

Ло-ло-ло–ло все дорожки замело.

Ля- ля – ля – ля побелела вся земля.

Лю-лю-лю-люНовй год встречать люблю.

Лепесток лети-лети и игру нам принеси.

– какой ты выбрал лепесток? ( желтый )

Игра « Найди меня»

Логопед: закрась квадратик, который соответствует месту звуков «л» или «ль» в слове – названии картинки. Назови звук. Запиши слова.

Картинки со схемами: лама, слон, осел, лиса, волк, лев. Приложение – 1

Лепесток лети-лети и игру нам принеси.

– какой ты выбрал лепесток? (голубой). Упражнение по преобразованию слов

Игра:« Замени звук» (с мячом).«Мяч скорее ты лови, твёрдый мягким замени».

Логопед: Послушай и замени звук «Л» на звук «ЛЬ». Какое слово получилось?

лук – люк угол – уголь

дал – даль пыл – пыль

ел – ель галка – галька

был – быль юла – Юля

цел – цель мел – мель

Словарная работа: уточнение значений слов: даль, пыл, галька, быль, мель.

Лепесток лети-лети и игру нам принеси.

– какой ты выбрал лепесток? ( золотой ).

Игра « Исправь ошибки»

Логопед: Послушайте предложения и исправьте ошибки.

В огороде вырос молодой люк.

Около дорожки железный лук.

Машина привезла черный угол.

Мячик закатился в уголь.

Корабль сел на мел.

Ученик взял мель.

В лесу растет высокая ел.

Лепесток лети-лети и игру нам принеси.

– какой по цвету твой лепесток? ( зеленый)

– Что нарисовано? ( соковыжималка). Будем получать соки.

Игра «Приготовь сок»

Картинки: ( лимон, клюква, земляника, голубика, малина, слива, апельсин, яблоко, свекла, клубника).

Из лимона – лимонный сок

Из клюквы – клюквенный сок

Из земляники – земляничный сок

Из картофеля – картофельный

Из малины – малиновый сок

Из сливы – сливовый сок

Из апельсина – апельсиновый сок

Из яблока – яблочный сок

Из свеклы – свекольный сок

Из клубники – клубничный сок

III. Итоги занятия.

– Какого цвета сердцевина? ( Салатового).Зашифрованы слова.Приложение 2

Слова: апельсин( 1,17,6,13,30,19,10,15), яблоко (33,2,13,16,12,16)

Получите свои призы ( апельсин и яблоко).

Логопед: Ребята, вы сегодня выполняли много заданий. Кто вспомнит, какие упражнениябыли выполнены?

Логопед: А для чего мы все это делали?

Дети: Мы учились различать звуки на слух, в звукопроизношении.

Логопед: Правильно! Это очень важно уметь различать и правильно произносить звуки, чтобы речь наша была правильной и красивой, а на письме было меньше ошибок.

Оцените свою работу на занятии.

Отметьте настроение в конце занятия.

Приложение 1

Приложение 2

Директор МБОУ «Лицей №51» ____________ Ильясов В. И.

З ам.директора по УВР___________ Насруллаева Л. Р.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 51»

Адрес: г. Махачкала, ул. Островского 18 Телефоны: (88722) 69-15-15

Сайт: http://makhachkala51.dagschool.com Электронный адрес:ege200651@yandex.ru

Отзыв коллег на открытое занятие

учителя-логопеда

Ахмедовой Назибат Аликулиевны

« Автоматизация и дифференциация звуков «Л – ЛЬ»

На занятии реализовывались общие и специальные принципы обучения детей с нарушениями речи: принцип систематичности и последовательности; принцип научности в обучении; принцип доступности. На занятии были использованы следующие виды деятельности: дидактическая игра ( игра «Подскажи словечко», «Собери слова», «Составь правильно предложение»), слушание литературного произведения ( рассказ «На фестивале»), динамическая пауза подобрана в соответствии с темой занятия. Переключение на разнообразные виды деятельности помогает удерживать внимание детей, что повышает эффективность занятия, снимает утомляемость и перенапряжение . Каждый вид деятельности сопровождался либо наглядностью (картинный план) или показом (письмо букв на доске), или четкой инструкцией ( работа в тетрадях) и индивидуальные карточки с заданиями для самостоятельной работы. Все виды деятельности на занятии связаны с темой логопедического занятия и программным материалом по русскому языку во классе. В ходе занятия чувствовалось, что Назибат Аликулиевна знает все страхи и эмоциональные особенности детей- это помогало осуществить дифференциальный и индивидуальный подход. Это проявлялось в том, что разные по степени трудности задания адресовались разным детям, сопровождались комментариями, а иногда «авансовой» похвалой и поддержкой. В ходе занятия студентка особенно следила за четким проговариванием детей, в случае ошибок тактично и доходчиво поправляла, причем, не перебивая мысли ребенка, давая ему досказать, а затем просила повторить правильно. Дети в процессе занятия проявляли заинтересованность, были активными, но каждый по-своему: одни хотели обратить на себя внимание, старались быть на виду, другим нравился сам процесс, но отвечать не спешили и не всегда могли дать правильный ответ. На занятии дети проявили умение работать в соответствии с полученными инструкциями ( артикуляционные упражнения, работа в тетради). Каждый ребенок старался первым выполнить свое задание. На занятии для развития внимания, памяти, мышления, восприятия логопед использовал дидактические игры («Цепочка слогов», «Доскажи словечко», «Собери слова»). Большой объем игрового и наглядного материала на занятии не случайно: повышенная истощаемость внимания, выражается в низкой работоспособности, трудность в переключении с одного вида деятельности на другой. Наблюдались дети, которые проявляли сразу интерес к наглядному материалу, сразу принимались за выполнение работы не дожидаясь инструкции и как следствие — допускали ошибки

Читайте также:
Авторская игра 'Занимательные клеточки'

Занятие было очень насыщенным, проделан большой объем работы, последние задания показали, что цели занятия достигнуты. Занятие было четко продумано, темп ведения занятия менялся: спокойное объяснение трудных заданий; тон и речь студента были очень доброжелательны, располагающие к общению и совместной работе. Занятие подготовлено и проведено на высоком уровне, с использование различных методов и приемов логопедической работы. Задания подготовлены с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Директор МБОУ «Лицей №51» ____________ Ильясов В. И.

З ам.директора по УВР___________ Насруллаева Л. Р.

Конспект НОД “Использование игровых приёмов при автоматизации звука [Л]”

для детей старшего дошкольного возраста

с ограниченными возможностями здоровья

на тему: «Использование игровых приёмов

при автоматизации звука [Л]»

ГБУ РМЭ “ЦППМС “Детство “

повысить мотивацию к логопедическим занятиям и эффективность корригирующего воздействия посредством игры.

Совершенствовать навык нормативного произношения звука «Л» в словах и фразах. Развивать скоординированность артикуляционной моторики, укреплять мышцы языка. Развивать способность к зрительному гнозису, закреплять оптический образ буквы «Л». Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза. Развивать психологическую базу речи (восприятие, внимание, мышление, память). Развивать способность понимать речевые инструкции педагога и адекватно реагировать на них.

Активизировать словарный запас. Расширять и закреплять представления детей о временах года (весна). Закреплять знание артикуляционного уклада звука «Л». Совершенствовать навык согласования существительного с прилагательным в роде и числе.

Воспитывать привычку к слуховому самоконтролю, стремление произносить звуки речи правильно. Воспитывать самостоятельность, произвольность поведения, взаимопомощь и коллективизм.

Методические приёмы:

Дидактические игры и упражнения. Демонстрация наглядных пособий, способов действия. Самостоятельная практическая и речевая деятельность детей. Художественное слово. Дифференцированный подход, учёт индивидуальных особенностей детей.

Предварительная работа:

Разучивание артикуляционной гимнастики «Два героя» (Кн. И.Л.Лебедевой «Трудный звук, ты наш друг! Звуки Л-ЛЬ», с. 9).

Оборудование:

Фланелеграф, магнитная доска, карточки для игры «Разрезные буквы», предметные картинки на звук «Л», мелкие игрушки: солнышко, капелька, ландыш, птичка. Тактильная дорожка. «Чудесный» мешочек «Слон». Мультимедийное оборудование для проведения динамической паузы.

План занятия:

– загадка про слона;

– игра «Чудесный» мешочек;

– чистоговорки на звук «Л»;

– дидактическое упражнение на развитие словаря и автоматизацию звука «Л» – «Кого ласкает солнышко»;

– дидактическое упражнение «Что перепутал художник?»

– дидактическая игра «Желтяне и голубяне»;

– Фонетическое упражнение «Громко-тихо»;

– Упражнение на зрительный гнозис «Узнай букву»;

– Игра «Сложи букву из частей»;

Ход занятия:

Логопед: Дети, сегодня мы будем не заходить, а залетать в класс на самолётах. Вот так (показ движения и звука). Чтобы правильно спеть песенку самолётика давайте припомним куда мы ставим язык (Повторяем артикуляцию звука «Л»). После чего дети «залетают» в класс на самолётах, пропевая песенку звука «Лллл…» и садятся на стуья.

Логопед: Ребята, угадайте, кто к нам пришел сегодня на занятие…

Он огромней всех на суше.

У него большие уши.

Он чудесным шлангом–носом

Может с пальм срывать кокосы.

Издаёт он трубный глас.

С ним встречались вы не раз

В цирке или зоопарке.

А живёт он в странах жарких

И на острове Цейлон.

Угадали? Это (Слон).

Появляется игрушка слон в виде «чудесного» мешочка.

Логопед: Слон сказал, что видел охотников и очень боится их. Но он не знает, что те охотники сами большие трусишки. Чтобы успокоить нашего гостя давайте расскажем ему историю, которую мы знаем про охотников.

Артикуляционная гимнастика на звук «Л»:

Два «героя» на охоту

Шли по топкому болоту:

Прикусить зубами кончик языка и на длительном выдохе похлопать пальчиками по щекам так, чтобы слышался хлюпающий звук.

«Нам, героям, не страшны

Даже дикие слоны!»

Вытянуть губы вперед «хоботом», произнести звук «У-у-у-у…»

Шли , друг другу похвалялись.

Вдруг… лягушки испугались!

Длительно удерживать губы сомкнутыми и растянутыми в улыбке.

И по кочкам наутек

Побежали со всех ног.

Пошлепать широким, расслабленным языком по верхней губе.

Уж до дому добежали,

Но по-прежнему дрожали.

Многократно произносить на одном выдохе опорный звук Д-д-д-д…

«Ой! – сказал один «герой». –

Носорог скакал за мной,

Он ружье мое отнял

И, как булку, разжевал!

«Пожевать» язык, выдвигая его вперёд-назад, многократно произнося при этом слог ЛА.

Читайте также:
Конспект занятия: Автоматизация звука (Л) на материале лексической темы 'Птицы'

А когда я оглянулся,

Он так жадно облизнулся!»

Облизывать верхнюю губу широким языком сверху вниз.

«Ой! – сказал другой «герой». –

Коршун вился надо мной.

Страшно крыльями махал,

Двигать языком вверх – вниз, сочетая движения со взмахами рук в тех же направлениях.

Как индюк он «болботал».

Производить быстрые движения широким кончиком языка по верхней губе вперед – назад.

И с тех пор «героям» что-то

На охоту неохота!

Обиженно оттопырить нижнюю губу.

Слон обрадовался, что ему не угрожает никакая опасность и за хорошую весть хочет нам что-то подарить. Сейчас вы по очереди будете доставать из слоновьего хобота подарки.

Дети достают мелкие игрушки: солнышко, хрустальная капелька, цветок, птичка и комментируют происходящее фразой: «Мне с л он да л со л нышко (капе л ьку, л андыш, птичку)»

Логопед: Как вы думаете, почему слон подарил нам именно эти предметы?

Дети: Потому, что наступила весна и слоник поздравил нас с этим событием! Солнышко стало ярче, теплее, с крыш капают хрустальные капельки – капель. Скоро из тёплых краёв прилетят перелётные птицы, распустятся цветы. (Во время рассказа логопед по очереди берёт у детей подарки и размещает их на столике в виде весенней композиции).

Логопед: повторите за мной:

Ла – ла – ла, славные у нас дела,

Ло – ло – ло, стало тепло,

Ле– ле – ле, проталины везде,

Лы – лы – лы, скоро расцветут цветы.

Дидактическое упражнение на развитие словаря и автоматизацию звука «Л» – «Кого ласкает солнышко».

Логопед: Посмотрите на эту картинку (фланелеграф). Что здесь нарисовано? (Дети перечисляют предметы со звуком [Л] ). Но здесь чего – то не хватает, как вы думаете, чего? (Лучей у солнца). Сейчас вы будете рисовать лучи солнышка и говорить кого оно ласкает. Первый лучик нарисую я (показываю способ действия): л учик л аскает об л ачко. Затем дети самостоятельно проводят свои лучики от солнышка к понравившейся им картинке (ель, белка, ласточка, проталина, лиса и т.д.) и комментируют что (кого) они ласкают.

Логопед: У нас получилась очень красивая весенняя картинка. Но здесь есть ошибка. Может быть кто-то обратил на неё внимание? Кто заметил, что перепутал художник? (Яблоня с плодами. Это может быть только летом или осенью).

Динамическая пауза: Вы долго стояли около нашей картинки, давайте немного подвигаемся. Проводится физкультминутка с использованием ИКТ.

Дидактическая игра «Солнышки и облачка».

Логопед: Посмотрите на магнитную доску. Здесь прикреплены два листа. Один – ярко-жёлтый как весеннее солнышко, другой – нежно-голубой как весеннее небо. Мы с вами разделимся на две группы: каждый игрок команд по очереди будет бросать кубик и забирать себе с листа соперников то количество картинок, которое выпало на грани кубика. Называют то, что изображено на картинке и размещают их на своём листе.

Например: была лодка голубая, стала – жёлтая; был стол жёлтый, стал – голубой.

Фонетическое упражнение «Где стоит звук?»

Логопед: Посмотрите на эту картинку и скажите где стоит звук [Л] в слове «Лодка»? и т.д. Дети определяют позицию звука в словах.

Фонетическое упражнение «Громко-тихо»;

А теперь давайте споём песенку звука [Л]. Поют в разных голосовых режимах: от громкого к тихому и обратно по образцу педагога.

Упражнение на зрительный гнозис «Узнай букву».

Логопед: посмотрите на буквы и найдите среди них все буквы «Л».

Дети находят все буквы «Л», написанные в разных графических стилях, снимают их с фланелеграфа и говорят фразу: «Я нашёл букву «Л».

Логопед: Молодцы, вы узнали и нашли все буквы «Л», хоть они и такие разные.

Буквой «Л» расставим ноги,

Словно в пляске руки в боки,

Получается на славу

Дети выполняют движения под текст стихотворения

Игра «Сложи букву из частей»

Логопед: А теперь к столу спеши, букву «Л» скорей сложи.

Дети составляют буквы из частей разрезных картинок (разного уровня сложности) и рассказывают, что у них получилось:

-У меня жёлтая буква «Л»; -У меня белая буква «Л»

-У меня зелёная буква «Л»; -У меня лиловая буква «Л»

Слону так понравилось у нас в детском саду, что он приготовил вам сюрприз, а достанет его из хобота слоника мальчик у которого в имени есть звук [Л]. Кто это? (Глеб).

Ребёнок достаёт из хобота пакетик с леденцами и угощает остальных детей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: