Конспект открытого индивидуального занятия в старшей группе на тему: Постановка сонорного звука Р

Индивидуальное занятие по постановке звука “Р”
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Занятие проводится индивидуально. Его продолжительность 15-20 минут.

Тема: Постановка звука Р.

Цель: учить правильно произносить звук (Р) механическим способом

Задачи.

Образовательные:

· упражнять в определении наличия и места звука.

Коррекционно-развивающие:

· способствовать развитию общей, ручной и артикуляторной моторики;

· создать условия для развития фонематических процессов;

· развивать речевое дыхание, память, слуховое внимание.

Воспитательные:

· воспитывать внимательность, усидчивость.

Оборудование: зеркало, профиль артикуляции звука Р, предметные картинки.

Скачать:

Вложение Размер
zanyatie_provoditsya_individualno.docx 99.15 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие проводится индивидуально. Его продолжительность 15-20 минут.

Тема: Постановка звука Р.

Цель: учить правильно произносить звук (Р) механическим способом

  • упражнять в определении наличия и места звука.
  • способствовать развитию общей, ручной и артикуляторной моторики;
  • создать условия для развития фонематических процессов;
  • развивать речевое дыхание, память, слуховое внимание.
  • воспитывать внимательность, усидчивость.

Оборудование: зеркало, профиль артикуляции звука Р, предметные картинки.

Ход занятия

Подготовительный этап.

1. Организационный момент .

– Вспомним наше правило.

Говорим всегда красиво,
правильно, неторопливо
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать,
Все правильно и внятно
Чтоб всем было понятно.

-Рассмотри картинки и отложи те, в названии которых есть звук р.

2. Сообщение темы и цели занятия.

– Сегодня мы продолжим работу над звуком р и попытаемся вызвать у тебя этот звук. Чтобы подготовить язычок к работе, выполним артикуляционную гимнастику.

3. Артикуляционная гимнастика.

Проснулся язычок рано утром. Посмотрел вниз: нет ли там луж, не выросла ли там травка, какие там цветочки? Вправо-влево, вот так. Рот открыт, облизывать нижнюю губу вправо-влево широким языком. (Повторить 8–10 раз).

Посмотрел язычок вверх: светит солнышко или идет дождик? Вправо-влево, вот так. Рот открыт, облизывать верхнюю губу широким языком. (Повторить 8–10 раз.)

Очень любил язычок вкусное сладкое варенье. Вкусное варенье находится на верхней губе. Язычок стал его слизывать. Вот так. Высунуть широкий язык, облизывать верхнюю губу, попеременно присасывая ее широким языком, а затем убирать язык вглубь рта. (Повторить 10–15 раз.)

Наелся язычок, пошел кормить своих животных. Сначала он пошел кормить индюков. Индюки, когда они были голодные, болтали. Вот так: бл, бл, бл. Рот приоткрыт. Положить язык на верхнюю губу. Широкий передний край языка производит движение по верхней губе вперед-назад, не отрывая язык от губы (как бы ее поглаживая). Темп движений постепенно ускоряется от медленного к быстрому, добавляется голос. При этом слышатся звуки, похожие на возгласы рассерженного индюка. (Повторить 8–10 раз.)

Потом он пошел кормить свою лошадку. Увидела его лошадка, зацокала копытами. Вот так. Рот приоткрыт. Присосать язык к небу, щелкать языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом темп ускорить. (Повторить 10–15 раз.)

Напоил язычок свою лошадку. Стала она фыркать. Вот так. Широкий расслабленный язык находится между губами. Производится сильный выдох на кончик языка. При этом губы и кончик языка вибрируют. Для получения вибрации губами при этом производится звук, похожий на кучерское “тпру”. (Повторить 10–15 раз.)

Запряг язычок лошадку и поехал. Ехал-ехал и увидел там много-много грибов. Вот такие росли там грибы. Раскрыть рот, присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. В отличие от упражнения “Лошадка” язык не должен отрываться от неба. (Повторить 10–15 раз.)

Приехал язычок домой, телевизор включил. А там играла балалайка. Вот так. Рот приоткрыт, язык находится на верхней губе и очень быстро движется вправо-влево, производя движение со звуком, напоминающим звучание балалайки. Упражнение выполняется в течение 10–15 с.

Потом язычок увидел по телевизору, как на параде шли барабанщики и стучали в барабаны. Вот так. Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка постукивать по альвеолам за верхними зубами, многократно и отчетливо повторяя: “Дын-дын” или “Ды-ды”, имитируя различные ритмы в медленном и быстром темпе. Упражнение выполняется в течение 10–15 с.

Основной этап

1. Анализ артикуляции перед зеркалом. Характеристика звука.

– Язычок мы подготовили. Ты молодец! У тебя все замечательно получилось!

-Посмотри на меня как я его произношу звук р. Рассмотрим профиль этого звука.

– Какое положение принимают губы? (губы открыты)

– А зубы? (зубы сближены, но не соприкасаются)

– Как работает кончик языка? (кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами и вибрирует)

– Где проходит воздушная струя? (воздушная струя идет посередине языка)

– Когда ты произносишь звук р, есть преграда во рту? (да)

– Значит, какой это звук?

-Глухой или звонкий? (звонкий)

– Проверим. Положи руку на горлышко и скажи, что ты чувствуешь? (я чувствую дрожание)

– Какой этот звук еще может быть? (твердый или мягкий)

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.

(подскоки на правой ноге)

И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.

(подскоки на левой ноге)

По тропинке побежим,
До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.

(прыжки на месте на обеих ногах)

Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем.

(ходьба на месте)

3. Упражнения на дыхание.

-Для правильного произношения звука р нужно уметь делать сильный выдох. Потренируемся делать его с помощью упражнений.

– Первое упражнение – «Кораблики». Помоги пустить бумажные кораблики в плавание. Постарайся сделать длительный плавный выдох.

– Следующее упражнение – «Бабочки». Отпусти бабочек и они тебе улыбнутся! Выдыхай медленно и плавно.

4. Постановка звука Р механическим способом от сохраненной фонемы Д.

-Взрослый дятел стучит по дереву жестко и твердо (д-д-д-д). Произнеси быстро длинный ряд дддд (В это время соской, подложенной под кончик языка, производим частые колебательные движения из стороны в сторону, получается рокот, характерный для произношения звука Р)

5. Развитие фонетического слуха.

– Хлопни в ладоши если услышишь звук Р, а; и; у; р; с; и; а; р; м; н.

– Топни ногой когда услышишь звук Р в слогах: са-ра-на-вы-ры-два-дра.

-Подними руку, если услышишь звук Р в словах: грузовик, автобус, вертолет, ракета, такси.

– Теперь выполни упражнение «Цирк». Послушай голоса животных и определи, чей голос прозвучал.

– Разложи картинки в вагончики поезда, определив место звука Р в словах .

6.Закрепление звука Р со стечением согласных в слогах с сочетанием ДР

– Потренируемся произносить звук р. Повторяй за мной:

(во время выполнения упражнения производим колебательные движения указательным пальцем)

Заключительный этап.

– Чему мы сегодня учились на занятии? (Сегодня мы учились произносить звук Р)

-Что происходит с губами, зубами, языком? (Губы открыты, зубы сближены, язык упирается в бугорочки за верхними зубами, кончик языка приподнят)

-Дай характеристику этому звуку (Звук Р – согласный, звонкий может быть твердым и мягким)

8 . Домашнее задание

– Дома тренируйся произносить раскатистое длительное ДР с помощью указательного пальца.

Подведение итога всего занятия.- Спасибо тебе за занятие.

Литература:

  1. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика: Веселые стихи, развивающие игры, рисунки и пояснения для родителей: Для детей 4-6 лет: Пособие по логопедии для детей и родителей. Воробьева Т.А. Крупенчук О.И.Издательство: Литера Год: 2004.
  2. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках Т. А. Куликовская: Издательство: ГНОМ и ДГод:2007 .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия. Тема: “Постановка и автоматизация звука “л”

Любое расстройство речи в той или иной степени отражается на деятельности и поведении ребенка. Дети с речевыми нарушениями начиная понимать свой недостаток становя.

Индивидуальное занятие.Тема: «Постановка звука Р»

Формирование понятия о механизме образования звука и его акустических особенностяхФормирование понятия о механизме образования звука и его акустических особенностях.

Методические рекомендации «Балалар сөйләмендәге фонетик-фонематик җитешсезлекләрне төзәткәндә юл йөрү кагыйдәләрен ныгыту » («Закрепление правил безопасного поведения на дороге на индивидуальных занятиях по постановке звуков детей с фонетико-фонематическ

В методических рекомендациях систематизирован практический материал по системе работы коррекции недостатков звукопроизношения у детей с ФФН, которая включает в себя: артикуляционные упражнения, .

Конспект индивидуального занятия по постановке звука Л.

Данный конспект будет полезен начинающим логопедам. Для постановки звука используются следующие приемы: по подражанию; от артикуляционной гимнастики. После постановки звука ребенку в игровой форме пре.

Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Ш] на тему: « Звук Ш в слогах, в словах»

Предлагаю Вашему вниманию Конспект индивидуального занятия по постановке звука “Ш”на тему:« Звук Ш в слогах, в словах».

конспект индивидуального занятия по постановке звука (К).

ЦЕЛИ:Образовательная:1.Дать понятие о механизме образования звука (к).Коррекционная:1.Развитие подвижности артикуляционного аппарата.2.Уточнение движений органов артикуляции на данный артикуляционный .

индивидуальное занятие по постановке звука [р]+презентация

постановка звука [р] механическим способом.

Конспект индивидуального занятия в старшей группе «Постановка сонорного звука [Р]»

Ольга Дымиха Завадская
Конспект индивидуального занятия в старшей группе «Постановка сонорного звука [Р]»

Цель: Формировать правильное произношение сонорного звука «Р».

Коррекционные задачи: – Сформировать необходимый уклад органов артикуляционного аппарата для постановки звука «Р».

Развивающие задачи: – развивать умение ребенка – развивать зрительную и слуховую память ребенка при прослушивании.

Воспитательные задачи: – воспитывать правильную осанку при нахождении за партой. – воспитывать умение выслушивать до конца и не перебивать старших.

Оборудование: зеркало, картинки с артикуляционной гимнастикой, ватная палочка для

Ход ОД:

1. Организационный момент.

– К нам сегодня приехала машина, но у нее сломался мотор. Давай поможем сегодня машине завести мотор.Чтобы он у нее рычал: Р-Р-Р. А для этого нам надо выполнить гимнастику для язычка.

2. Основной этап.

1) Артикуляционная гимнастика для детей.

2) Восприятие звука «Р» в начале слова.

3. Восприятие звука в потоке прочих звуков.

– Чтобы нам научиться правильно говорить звук «Р», нам надо будет размять наш язычок,сделать с ним зарядку: Улыбнись, покажи зубы. 1) «Лопатка» 2) «Чашечка» 3) «Вкусное варенье» 4) «Парус» 5) «Маляр» 6) «Грибок» 7) «Качели» 8) «Барабан»

– Посмотри на картинку и внимательно послушай, как я по нескольку раз произнесу ее название. Если правильно названа картинка, подними руку вверх и скажи «да». Если неправильно, покачай головой и скажи «нет».

– Внимательно послушай и запомни,как у машины должен рычать мотор: р-р-р-р. – Хлопни в ладоши, когда услышишь, как рычит мотор машины. а на другие звуки не реагируй: с-м-ль-л-й-в-ль-з-г-н-р-р-вь-ль-й-нь-л-з-в-р-ж-ы-у-л-р-ль-ж-р.

2 (Пальчиковая гимнастика) «Наперсток»

3) Постановка сонорного звука «Р».

1) При звуке «Р»у нас: – Рот широко открыт. – Зубы на большом расстоянии. – Язык широкий, его кончик поднимается кверху и упирается в бугорки за верхними зубами.

– Дуем на кончик языка и он дрожит.

2) Постановка звука Р с механической помощью от звука «Д». – Произнеси звук «Д», прижимая кончик языка к альвеолам.

– Сначала делаем это медленно, затем удлиняем вибрацию.

– И чтобы удержать язык в верху у альвеол, мы используем «палочку выручалочку» («палочку выручалочка» стоит в одном месте у начала подъязычной уздечки в нижней части языка). Ребенок произносит звук «Д» а мы делаем колебательные движения под языком «палочкой выручалочкой». – Следим, чтобы язык не сползал не влево не вправо, чтобы боковые края были подняты.

Итог занятия. – Молодец, очень хорошо сегодня занималась! – Какие упражнения тебе заполнились на занятии? – Чему мы сегодня помогали заводить мотор? – Какой звук мы с тобой пробовали произносить правильно?

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [ц]» Тема:Звук [ц].Цель:автоматизировать изолированный звук [ц].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [р]» Тема:Звук [р].Цель:автоматизировать изолированный звук [р].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [С]» Цель: автоматизировать изолированный звук [с]. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: – упражнять в правильном произношении изолированного.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [ш]» Цель: автоматизировать изолированный звук [ш]. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: – упражнять в правильном произношении изолированного.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [с] в словах» Цель:автоматизировать звук [с] в словах. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении звука [с] в начале,.

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [р], 6-7 лет

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [р] для ребёнка 6-7 лет.

• Закреплять правильное выполнение артикуляционных упражнений.

• Продолжать формирование длительной направленной воз

• Учить правильно произносить звук [р] с механической по

• Продолжать учить выделять звук [р] из ряда звуков, слогов, слов .

• Упражнять в правильном употреблении падежных форм имён существительных;

• Развивать внимание, память, графомоторные навыки.

Оборудование :

игрушка Робот, ватные палочки; предметные картинки с изображением автобуса, рюкзака, школьных принадлежностей; карандаши, тетрадь в клеточку, азбука – закладка.

План занятия:

2. Дыхательная гимнастика;

3. Артикуляционная гимнастика;

5.Игра на развитие фонематического восприятия «Хлопни, топни, подними руку»

6. Характеристика звука. Игра «Повторюшки»;

7. Образование форм имён существительных во множественном числе в родительном падеже. Игры «Собери рюкзак» и «Что лишнее».

8. Развитие графомоторных навыков. Графический диктант. «Кораблик».

1. Организационный момент .

Логопед : Здравствуй Марк.

Логопед: Сегодня к нам на занятие пришёл грустный робот Рома. Посмотри, какой он грустный. Наш робот грустит потому, что ему скоро идти в школу, а он не умеет рычать. Давай попробуем его сегодня вместе научить рычать. Ты ведь тоже учишься рычать? Сегодня ты будешь мне в этом помогать. Согласен?

Ребёнок отвечает: Да.

Сначала мы покажем ему, как нужно правильно дышать, чтобы у нас получился красивый рычащий звук.

2. Упражнения для выработки напора воздуха.

Набрав в легкие воздух, с силой дуть его, заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса.

3. Артикуляционная гимнастика.

А теперь давай покажем нашему роботу Роме, как нужно размять язычок, чтобы он был послушным.

Упражнения для подвижности кончика языка :

Красить комнаты пора-

Челюсть ниже опускаем,

Маляру мы помогаем.

– Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Вот лошадка скачет ловко,

У лошадки есть сноровка!

Много, много в цирке лет,

А ребятам всем – привет!

– Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

На тонкой ножке вырос гриб,

Он не мал и не велик.

Несколько секунд – молчок!

В барабан мы сильно бьем

И все вместе мы поем :

4 Постановка звука.

А теперь давай покажем нашему новому другу, что нужно делать губками и зубками, чтобы зарычать. Итак, наши губки открыты, зубки тоже открыты, кончик язычка поднят за верхние зубки, а язычок похож сейчас на чашечку. Давай покажем рукой чашечку. Показываем. А теперь мы попробуем поиграть в весёлого дятла, побарабаним вместе с тобой и роботом. Постановка звука Р механическим способом от сохраненной фонемы Д.

Произнеси быстро длинный ряд : «д-д-д-д» .

В это время ватной палочкой, подложенной под кончик языка, производим частые колебательные движения из стороны в сторону.

У нас получается. Но для того, чтобы добраться до школы, нашему роботу нужно сесть в автобус. Вот беда, у нашего автобуса не заводится мотор. Давай поможем его завести ( постановка звука [р] от звука [ж] с механической помощью). Получается рокот, характерный для произношения звука Р .

5. Развитие фонематического слуха .

Ну что ж, наш автобус готов ехать в школу, а чтобы нам не скучно было в пути, давай поиграем вместе с ним в одну интересную игру. Она называется «Хлопни, топни, подними руку». Сейчас я буду произносить звуки, а когда ты услышишь звук Р, хлопни в ладоши. Логопед произносит изолированно: Р Р Н Г Р З Р Р В Р Д Р.

А сейчас нужно топнуть, когда услышишь звук Р в слогах РА ЛО ПА КО РУ ОР ОС МЫ ВЫ РА РУ РО КО АР.

А теперь нужно поднять руку, когда ты услышишь в словах звук Р (ЛАК, РАК, СОМ, КОМ, ДОМ, КОМАР, РУКА, ЯБЛОКО, ЗАБОР, ИГРА, ЗАЯЦ, КОРА.

Молодцы, у вас очень хорошо получается. Нам нужно проверить, хорошо ли работает наш автобус. Давай ещё раз заведём наш мотор. Воспроизводим рычание с помощью палочки и самостоятельно.

6. Характеристика звука Р. Игра «Повторюшки».

Логопед: Посмотри Марк, нам встретилась вот такая азбука на пути. Я, думаю, она пригодится нашему роботу в школе. Давай мы сейчас покажем ему, как выглядит наш сегодняшний друг – звук Р. Отыскиваем на алфавитной ленточке букву Р, характеризуем её.(звук согласный, звонкий, парный по твёрдости/мягкости)

Молодцы. Давайте вместе поиграем с этим звуком в игру «Повторюшка». Повторяем вместе :

Ра-ра-ра: в школу мне пора.
,Ро-ро-ро: легкое перо.
Ры-ры-ры: стихи для детворы.
Ру-ру-ру: развлекаем детвору.
Ар-ар-ар: из кастрюли валит пар.
Ор-ор-ор: разгорелся у нас спор.
Ир-ир-ир: роту строит командир.

7. Игры «Собери рюкзак» и «Что лишнее».

Ну а теперь давай поможем роботу собрать необходимые принадлежности. Игра «Что лишнее». Предметные картинки. Нужно выбрать и положить в портфель, только школьные принадлежности.

Ребёнок отбирает школьные принадлежности, укладывает их в рюкзак, называет во множественном числе, родительном падеже, затем откладывает лишние картинки.

8. Графомоторные навыки.

Итак, портфель мы собрали, автобус готов, осталось подарить нашему роботу подарок и отправиться в путь. Давай мы нарисуем для нашего робота картину. А чтобы он догадался, какой его ждёт подарок, я сейчас загадаю загадку, а вы вместе подскажете мне отгадку.

Моряком ты можешь стать,

Чтоб границу охранять

И служить не на земле,

А на военном корабле

Правильно, мы подарим нашему роботу сегодня кораблик. Давай его сейчас нарисуем. Графический диктант. Рисуем по клеточкам.

1 клеточка вниз, 1 клеточка вправо, 1 клеточка вниз,7 клеточек вправо,1 клеточка вверх,1 клеточка вправо, 1 клеточка вверх,4 клеточки влево, 1 клеточка вверх, 3 клеточки вправо, 2 клеточки вверх, 1 клеточка влево,1 клеточка вверх,1 клеточка влево, 1 клеточка вверх,1 клеточка влево, 1 клеточка вверх, 1 клеточка влево,6 клеточек вниз, 4 клеточки влево.

9.Итог занятия.

Мне кажется, наш робот начал улыбаться, а это значит, что мы его научили рычать. Ну что ж наше занятие закончено. Ты сегодня хорошо потрудился, и благодарный робот дарит тебе наклейку.

Конспект индивидуального занятия Постановка звука р

индивидуального логопедического занятия,

проведенного учителем-логопедом Кирсановой Н.С.

МБОУ «СШ № 16» г. Смоленска

1.Тема занятия: Постановка звука [Р].

2. Цель занятия: учить ребёнка правильно произносить звук [Р] с использованием механической помощи.

Образовательные:

– формировать правильный уклад артикуляционного аппарата при постановке звука [Р];

– формировать зрительный, слуховой, кинестетический образ звука.

Коррекционные:

– развитие артикуляционной моторики;

– тренировать артикуляционный аппарат ребенка в переключаемости с одного вида движений на другие;

– учить выделять звук [Р] среди других звуков;

– учить определять место звука в слове;

– формировать сильную, длительную воздушную струю;

– развивать фонематическое восприятие;

– развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

– вызвать у детей интерес к своей речи и желание заниматься с логопедом;

– повышать самооценку ребенка.

4. Оборудование: зеркало, зонд, индивидуальный зондозаменитель, вата, картинки-символы, профиль звука, тетрадь для индивидуальных занятий, карточки со слоговыми цепочками.

5. Речевой материал: слоги, слова со звуком [Р] , предметные картинки.

6. План занятия:

1) Организационный момент

2) Сообщение темы и цели занятия

3) Развитие фонематических представлений

4) Развитие фонематического анализа

5) Развитие фонематического слуха

6) Артикуляционная гимнастика

7) Анализ артикуляции звука. Характеристика звука

8) Постановка звука [Р] механическим способом

9) Пальчиковая гимнастика

10) Закрепление звука [Р] со стечением согласных

11) Итог занятия

13) Домашнее задание

Ход занятия

1.Организационный момент.

– Здравствуй, Паша! Вспомним наше правило.

Говорим всегда красиво,

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать,

Все правильно и внятно

Чтоб всем было понятно.

2.Сообщение темы и цели занятия

Паша, сегодня мы продолжим работу над звуком [Р] и попытаемся вызвать у тебя этот звук. Выполним несколько заданий.

3. Развитие фонематических представлений

– Рассмотри картинки и отложи те, в названии которых есть звук [Р].

4. Развитие фонематического анализа.

Игра «Светофор»

– Определи место звука [Р] в слове и положи фишку на соответствующий цвет. Если звук [Р] услышишь в начале слова, то положи фишку на зеленый цвет, если в середине – на желтый и если в конце слова – то на красный цвет.

– Ракета, комар, рыба, марка, тигр, рука, кран, рога, зефир, горка, гром, ручка.

– Молодец, Паша! С заданием справилась.

5. Развитие фонематического слуха.

– Хлопни в ладоши если услышишь звук [Р].

– а; и; у; р; с; и; а; р; м; н; дь; г; р; ж; вь; т.

– Топни ногой когда услышишь звук [Р] в слогах.

-Подними руку, если услышишь звук [Р] в словах.

– грузовик, тигр, автобус, вертолет, ракета, такси, зебра, лиса, забор, рысь, волк.

– Все выполнила верно.

6. Артикуляционная гимнастика.

Паша, чтобы подготовить язычок к работе, выполним артикуляционную гимнастику.

– Инструкция: Смотри в зеркало и слушай меня. Подготовим наши органы речи к работе, выполним упражнения.

Широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10.

«Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя».

Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.

Улыбнуться, открыть рот и кончиком языка « погладить» небо вперед – назад (как кисточкой).

– «Почистим верхние зубки»

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним зубам. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи и внутри).

Открыть рот, улыбнуться, присосать язык к небу и удержать под счет от 1 до 10, затем щелкнуть (сорвать грибок). Повторить упражнение неоднократно.

Улыбнуться, сделать «Грибок» и, не отрывая язык от неба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть, затем поднять (как игра на гармошке). Повторить упражнение 5 – 10 раз.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Повторить упражнение 5 – 10 раз, губы улыбаются.

«Барабанщики»

Улыбнуться, стучать кончиком языка в бугорки верхних зубов, произнося «Т-Т-Т-Т-Т-Т» при раскрытом рте и неподвижной челюсти. Повторить упражнение 5 – 10 раз.

Улыбнуться, стучать кончиком языка в бугорки верхних зубов, произнося «Д-Д-Д-Д-Д-Д-Д» при раскрытом рте и неподвижной челюсти. Повторить упражнение 5 – 10 раз.

Поднять кончик языка вверх за зубы, постепенно убыстряя темп повторять дын-дын-дын-дын, по мере возможности переходя на др-др-др-др…

– Дыхательная гимнастика

– «Подуть на снежинки»

– «Кораблики». Помоги пустить бумажные кораблики в плавание. Постарайся сделать длительный плавный выдох

– «Бабочки». Отпусти бабочек и они тебе улыбнутся! Выдыхай медленно и плавно.

7. Анализ артикуляции звука перед зеркалом. Характеристика звука.

– Язычок мы подготовили. Ты молодец! У тебя все замечательно получилось!

– Посмотри на меня, как я произношу звук [Р]. Рассмотрим профиль этого звука.

– Какое положение принимают губы?

– Зубы разомкнуты, не соприкасаются.

– Как работает кончик языка?

– Кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами и вибрирует.

– Где проходит воздушная струя?

– Воздушная струя идет по середине языка.

– Когда ты произносишь звук [Р], есть преграда во рту?

– Значит, какой это звук?

– Глухой или звонкий?

– Проверим. Положи руку на горлышко и скажи, что ты чувствуешь?

– Я чувствую дрожание, значит звук – звонкий.

– Какой этот звук еще может быть?

– Твердый или мягкий.

8. Постановка звука [Р]механическим способом от сохраненной фонемы [Д].

Послушай, как взрослый дятел стучит по дереву жестко и твердо -д-д-д-д.
– Произнеси быстро длинный ряд ДДДД.

– А теперь с акцентом Ддддд, Ддддд

(В это время зондом с шариком на конце, подложенным под кончик языка, производим частые колебательные движения из стороны в сторону.
Получается рокот, характерный для произношения звука «Р»).

9. Пальчиковая гимнастика

Мы делили апельсин!

(Кулачок- «апельсин» перед собой.)

(Левая рука растопырена — это «мы».)

(Взгляд переводим на кулачок.)

Эта долька для котят,

(Отгибаем один пальчик.)

Эта долька для утят,

(Отгибаем другой пальчик.)

Эта долька для ужа,

(Отгибаем третий пальчик.)

Эта долька для чижа,

(Отгибаем четвертый пальчик.)

Эта долька для бобра,

(Отгибаем пятый пальчик.)

А для волка кожура!

(Встряхиваем кистью с расслабленными пальцами, словно кожурой.)

Разозлился волк — беда,

Разбегайтесь кто куда!

(Руки прячем за спину.)

10 .Закрепление звука [Р] со стечением согласных в слогах с сочетанием ДР

– Потренируемся произносить звук [Р]. Повторяй за мной:

11.Итог занятия

– Чему мы сегодня учились на занятии?

– Сегодня мы учились произносить звук [Р].

-Что происходит с губами, зубами, языком?

– Губы открыты, зубы сближены, язык упирается в бугорочки за верхними зубами, кончик языка приподнят.

-Дай характеристику этому звуку.

– Звук [Р] – согласный, звонкий может быть твердым и мягким.

12. Рефлексия.

– Паша, ты сегодня была очень внимательной, хорошо работала, у тебя получались все упражнения. Ты выполнила все задания! Молодец!

– За хорошую работу на занятии – ты получаешь звездочку. (Подведение итога всего занятия, оценивание успешности, работоспособности ученика, рекомендации и пожелания).

– Спасибо тебе за занятие. Занятие окончено.

13. Домашнее задание.

– Дома повторяй гимнастику для язычка перед зеркалом и у тебя обязательно получиться правильно и красиво говорить тренируйся произносить раскатистое длительное ДР с помощью соски (зондозаменителя).

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения на тему «Звук [р]» в старшей группе компенсирующего направления

Этап: Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях.

Цель: Закрепить правильное произношение звука [р] в слогах, словах и предложениях.

1. Образовательная: уточнить артикуляцию и характеристику звука [р], автоматизировать его произношение в слогах, словах и предложениях, закрепить умение образовывать форму множественного числа имен существительных в именительном падеже.

2. Коррекционная: развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику, фонематический слух, зрительное восприятие.

3. Воспитательная: воспитывать у ребенка усидчивость и желание следить за правильным звукопроизношением.

Оборудование:

Звуковичок [р], плоскостные изображения вороны и зонтика, картинки для проведения артикуляционной гимнастики, металофон, разноцветные фишки, дидактические игры «Один – много», «Вороньи фотографии».

Предварительная работа: Разучивание физминутки «Дождик».

I. Организационный момент.

Приход в гости вороны.

II. Сообщение темы занятия.

III. Основная часть:

1. Артикуляционная гимнастика для звука [р]:

2. Повторение артикуляции и характеристики звука [р].

3. Упражнение «Внимательные ушки» на развитие фонематического слуха и закрепление произношения звука [р] в изолированной позиции.

4. Дидактическая игра «Укрась зонтик» на закрепление произношения звука [р] в слогах.

5. Физминутка «Дождик» на закрепление общей моторики и координации речи с движением.

6. Дидактическая игра «Один – много» на закрепление умения образовывать форму множественного числа имен существительных в именительном падеже.

7. Дидактическая игра «Вороньи фотографии» на закрепление произношения звука [р] в предложениях.

IV Итог занятия. Оценка деятельности ребенка.

Ход занятия:

I. Организационный момент

Ребенок заходит в кабинет и садится перед зеркалом.

Логопед. В одной маленькой сказочной стране жила-была необычная ворона. Необычная, потому что она умела красиво говорить, а не каркать, как другие вороны. Сегодня ворона захотела прилететь к тебе в гости. Ты хочешь ее увидеть? Чтобы она появилась, нужно сказать волшебные слова:

Ворона в гости прилети!

Логопед ставит ворону на стол.

II. Сообщение темы занятия

Логопед. Посмотри, какая красивая ворона! Мне ворона шепнула на ушко, что хочет, чтобы ты исполнил некоторые желания. У нее есть цветик-семицветик. Как только она оторвет один лепесток, скажет волшебные слова, ты должен постараться выполнить ее пожелание. А заодно пусть ворона послушает, как ты умеешь красиво произносить звук [р].

III. Основная часть

1. Артикуляционная гимнастика для звука [р].

Логопед. Ворона придумала первое желание.

Логопед отрывает один лепесток, после чего произносит:

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Облети вокруг Земли,

Быть по-моему вели!

Вели, чтобы Саша показал мне гимнастику для языка.

Логопед. Саша, покажем гимнастику для языка? Смотри, ворона, как Саша умеет!

Ребенок выполняет под счет от 1 до 5 следующие упражнения: «Улыбка», «Лопатка», «Парус», «Чистим зубки», «Лошадка». Логопед перед каждым упражнением показывает необходимую картинку и рассказывает стихотворение.

2. Повторение артикуляции и характеристики звука [р].

Логопед. Вороне очень понравилось, как ты делаешь гимнастику для языка. Но у нее появилось второе желание. Ворона отрывает второй лепесток и говорит:

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Облети вокруг Земли,

Быть по-моему вели!

Вели, чтобы Саша рассказал мне все о звуке [р].

Логопед. Чтобы рассказать о звуке [р], нам потребуется Звуковичок Р. Посмотри на него внимательно и скажи:

– звук [р] – гласный или согласный?

– звук [р] – звонкий или глухой?

– звук [р] – твердый или мягкий?

– каким цветом мы обозначаем звук [р]?

Ребенок дает полные ответы на вопросы.

Логопед. Ты все сказал правильно. А ещё, ворона, когда мы произносим звук [р], то наш рот приоткрыт, зубы разомкнуты, широкий кончик языка дрожит за верхними передними зубами.

3. Упражнение «Внимательные ушки».

Логопед. Ворона с собой принесла красивый металлофон (логопед ставит металлофон на стол). Она хочет, чтобы ты выполнил третье желание. Ворона отрывает третий лепесток и говорит:

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Облети вокруг Земли,

Быть по-моему вели!

Вели, чтобы Саша произнес звук [р] столько раз, сколько я постучу по металлофону.

Ребенок отворачивается. В это время логопед за спиной у ребенка стучит палочкой по металлофону. Ребенок внимательно слушает, запоминает, затем поворачивается и произносит звук [р] нужное количество раз.

4. Дидактическая игра «Укрась зонтик».

Логопед. Вороне очень понравилось, как ты красиво произносил звук [р], поэтому она решила показать тебе свой любимый зонтик.

Логопед показывает ребенку плоскостное изображение белого зонта.

Логопед. Ой! Ну что же случилось? Зонтик вороны совсем белый, а ведь он был в красивый разноцветный горошек. Наверное, когда ворона в последний раз гуляла под дождем, горошины на зонтике смыло. Ворона отрывает четвертый лепесток и говорит:

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Облети вокруг Земли,

Быть по-моему вели!

Вели, чтобы Саша починил мне зонтик.

Логопед. У меня есть разноцветные фишки, которыми ты можешь украсить зонтик. Чтобы получить одну фишку, тебе нужно правильно произнести два слога со звуком [р]. Ты готов помочь вороне?

Логопед произносит цепочки слогов: ар-ор, ор-ур, ур-ир, ир-ар, ра-ро, ро-ру, ру-ры, ры-ра, ара-оро, оро-уру. Ребенок повторяет и после каждой цепочке слогов получает одну фишку, которой украшает зонтик.

5. Физминутка «Дождик».

Логопед. Вороне очень нравится зонтик. У нее поднялось настроение, и она придумала еще одно интересное пожелание. Ворона отрывает пятый лепесток и говорит:

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Облети вокруг Земли,

Быть по-моему вели!

Вели, чтобы Саша показал для меня какие-нибудь движения под стихотворение.

Логопед. Давай покажем вороне физминутку «Дождик».

Логопед и ребенок выходят из-за стола в центр кабинета и выполняют физминутку.

Капля раз, (прыжок на носочках, руки на поясе.)

Капля два. (прыжок.)

Очень медленно сперва. (4 прыжка.)

А потом, потом, потом (8 прыжков.)

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли (руки развести в стороны.)

От дождя себя укрыли. (руки полукругом над головой.)

6. Дидактическая игра «Один – много».

Логопед. Ух, и развеселилась ворона! Она отрывает предпоследний лепесток и говорит:

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Облети вокруг Земли,

Быть по-моему вели!

Вели, чтобы Саша поиграл со мной в игру «Один – много».

Логопед. Ворона принесла картинки (логопед раскладывает на столе перед ребенком картинки с изображением нескольких предметов). Сейчас она будет показывать тебе по одной картинке. Тебе нужно ее назвать, найти ей пару, то есть такую картинку, на которой таких предметов несколько, назвать ее, а затем назвать обе картинки.

В ходе игры используются следующие пары картинок: корона – короны, гитара – гитары, ракета – ракеты, ворона – вороны, рыба – рыбы, сорока – сороки, роза – розы, корова – коровы. Ребенок выполняет задание.

7. Дидактическая игра «Вороньи фотографии».

Логопед. Вороне очень нравится, как ты выполняешь все ее желания. Поэтому она решила показать тебе свои фотографии (логопед раскладывает на столе картинки). Перечисли, что на них изображено.

Саша. Дорога, комары, гора, топоры, роботы, радуга.

Логопед. Эти фотографии ворона сделала совсем недавно. Она еще не успела поместить их в рамки. Об этом ворона хочет попросить тебя. Она отрывает последний лепесток и говорит:

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Облети вокруг Земли,

Быть по-моему вели!

Вели, чтобы Саша поместил все фотографии в рамки.

Ребенок выполняет задание.

Логопед. Саша, скажи, что у вороны на фото?

Саша. У вороны на фото роботы.

Аналогичная работа проводится со всеми картинками.

IV Итог занятия

Оценка деятельности ребенка.

Логопед. Молодец, Саша! Ты очень хорошо выполнил последнее задание вороны, все время старался красиво произносить звук [р]. Посмотри, у цветика-семицветика не осталось ни одного лепестка. Это говорит о том, что ты выполнил все пожелания вороны. За это она награждает тебя медалью. Вороне пора возвращаться в свою волшебную страну. Мои слова помогут вороне вернуться домой:

Раз, два, три, четыре, пять!

Пора вороне улетать.

Логопед убирает ворону со стола, прощается с ребенком и провожает его в группу.

Конспект открытого занятия на автоматизацию звука [Р]

Цель: Автоматизировать четкое произношение звука [Р] на материале темы «Приключения с роботом Робиком».

  • закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках;
  • уточнить правильную артикуляцию звука [Р];
  • упражнять в умении определять место звука в слове и соединять предмет со схемой;
  • закрепить зрительный образ буквы [Р].

  • развивать мимическую мускулатуру детей;
  • развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.

  • формирование положительной установки на участие в занятии;
  • формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

  • плоскостные фигурки робота Робика и Коли;
  • рисунок с изображением зонта;
  • карточки с изображением эмоций (робот);
  • звуковые дорожки;
  • таблица с буквами;
  • игра « Горная тропа» (игровое поле кубиком и фишками);
  • мольберт;
  • таблица – домик с изображением графических схем, показывающих место автоматизированного звука в слове;
  • карточки (автоматизированный звук в начале, в середине и в конце слова).

1. Организационный момент
Здравствуйте меня зовут Робик! Я маленький робот который попал на Землю, чтобы научиться всему тому, что умеет делать человек. У меня появился друг Коля вместе с которым я познаю мир. Я уже научился выражать свои эмоции: улыбаться, грустить, удивляться и даже сердиться. На мольберт вывешиваются картинки эмоций с роботом.

А сейчас я хочу научиться правильно говорить. В нашем языке много разных звуков,и мне очень хочется произносить их чётко и правильно. Я приглашаю и тебя в этот удивительный мир звуков.

Пальчиковая гимнастика «Робот»

К нам пришёл сегодня робот. (ритмично сжимать и разжимать кулачки).
Две руки, две ноги, голова на месте (стучат по столу кулачками, ногами по полу, повороты головой, руки на ушках)
В мире звуков поиграть хочет с нами вместе. (ритмично сжимать и разжимать кулачки, затем
складывают руки в замок, переплетая пальцы).

Сегодня мы повторим звук [ Р]. Как правильно образуется звук [ Р ]:

  • губы находятся в положении следующего гласного;
  • зубы на расстоянии нескольких миллиметров;
  • кончик языка поднят к альвеолам, напряжен и вибрирует; края языка прижаты к боковым зубам;
  • посередине языка идет воздушная струя, которую можно ощутить ладонью руки, поднесенной ко рту;
  • под воздействием сильной воздушной струи кончик языка начинает вибрировать;

  • мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
  • голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

Зрительно контролируются положение языка за верхними зубами и вибрация кончика языка. Тактильно- теплая прерывистая струя. Для того что бы произносить его правильно, надо выполнять специальные упражнения для языка.

«Двери открываются», «Блинчик», «Лошадка», «Грибок», «Качели», «Фокус», «Маляр», «Пулемётчик».

2. Изолированное произнесение звука «Р».

На моей планете мы роботы очень любим рисовать звуковые дорожки.
Проведи линию по дорожке не отрывая карандаша от листа, произнося на одном выдохе звук (р-р-р-р-р-р).

3. Закрепление зрительного образа буквы Р. Развитие зрительного восприятия.

«Найди букву».
Найди и обведи все буквы Р, четко произнося при этом звук [Р].

4. Автоматизация звука в слогах.

Друзья решили отправиться в поход и стали собирать нужные вещи. Помоги Робику и Коле починить зонт на случай дождя.

«Почини зонтик». Соедини на рисунке буквы Р только с гласными буквами. Прочитай получившиеся слоги, чётко произнося звук [Р].
Рисунок зонтика.

5. Развитие фонематического слуха.

Игра « Поймай звук».

Робик и Коля хочет предложить тебе игру. Поймай звук.
Я буду называть картинки, а ты если услышишь звук [Р], возьми эту картинку в руки, или хлопни в ладоши.
На столе выкладываются 8-10 картинок.

6. Автоматизация звука «Р» в словах.

«Собери рюкзак для друзей».
С собой им надо взять только те предметы, в названии который слышится звук [Р]. Назови их, не забудь правильно произносить звук [Р].
Карточки

7. Связная речь. Автоматизация звука в предложении.

«Увиденное в дороге».

Робик и Коля много увидели в дороге. Выбери картинку и составь с ней предложение. На мольберте выставлены картинки.

Физкультминутка «Робот»

Стоит робот на дороге, движения выполняются соответственно тексту
У него не гнутся ноги,
Может он махать руками,
Может он моргать глазами,
Может головой кивать,
Раз, два, три, четыре, пять.

8. Автоматизация звука «Р» в словах и чистоговорках.

В путешествии друзьям пришлось подняться на вершину высокой горы. Для этого им пришлось преодолеть «Горную тропу» помоги им справиться с заданием назови все картинки встречающиеся на пути.

Игроки подбрасывают кубик и определяют кто ходит первым. Первый игрок делает столько «шагов», сколько выпало точек на кубике. Попав на соответствующий кружок, он называет картинки над и под кружком и голосом выделяет звук [р] в названии предметов. Если в каждом слове есть звук [р], игрок может сделать ещё один – призовой ход. Если только в одном слове есть звук [р], игрок остаётся на том же кружке, где и был, а ход переходит к другому игроку. Если не в одном слове нет звука [р], он возвращается назад, на старт, и начинает игру заново.

Игра «Горная тропа».

Чистоговорки повторяют вместе два игрока на соответствующих картинках.

Старт
Ра-ра-ра- начинается игра ( на старте).
Ро- ро- ро мы поедем далеко ( картинка автобус и роза).
Ру-ру-ру вижу кенгуру (картинка кенгуру и рубашка).
Ры –ры ры – добрались до осы ( картинка оса, воробей).

Финиш
РА-ра-ра интересная игра ( на финише).

9. Определение место звука в слове.

В путешествии они познакомились с Карлсоном и подружились. Карлсон попросил друзей выполнить задание. Но оно для них оказалось тяжёлым. Помоги им пожалуйста справиться. Ребёнку показывают таблицу дом, состоящую из трёх «подъездов». В каждом «подъезде» – по 3 «этажа», а сверху (на чердаке»), находится графическая схема, показывающая место автоматизируемого звука в слове (звук в начале, в середине и в конце слова). Ребёнок должен разложить все картинки по своим «квартирам». Затем логопед просить назвать все картинки, в которых звук в начале слова; в середине слова; в конце слова. Назови, что изображено на карточках.

Карточки (роза, робот, рак, торт, термос, карандаш, помидор, сыр, топор).

10. Развитие слухового внимания и памяти.

Вечером перед сном друзья решили учится сочинять стихи. Попробуй и ты. Доскажи слово и повтори предложение целиком. Детям предлагается Игра-загадка «Подскажи словечко». На мольберт вывешивается картинка (подсказка).

Он высокий словно шкаф,
А зовут его . (жираф).
Удивленно смотрит Люда
На горбатого…(верблюда)

Вот так чудо- огород,
мы стоим разинув …(рот).

В сильный холод в январе
Ёжик спит в своей …(норе).

На крылечке у ворот
Замяукал рыжий…..(кот).

11. Домашнее задание: выучить стихотворение « Робот»

Нет руля и нету шин,
Но я – родственник машин.
Хоть с квадратной головой,
Я почти как вы, живой:
Я стою и я хожу
Кто захочет, с тем дружу.
Пусть немного твердолобый,
Но я очень добрый робот.

12. Подведение итогов.

Молодец, ты сегодня очень старался, поэтому четко и ясно произносил звук [Р] в слогах, словах, чистоговорках, и этому научил наших гостей. Наши гости тебе благодарны. Теперь следи за своей речью и не забывайте про звук [Р].

Конспект логопедического индивидуального занятия. Тема: «Постановка звука [Р]».

Цель: Автоматизировать четкое произношение звука [Р] на материале темы «Приключения с роботом Робиком».

Задачи: Коррекционно-образовательные:

  • закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках;
  • уточнить правильную артикуляцию звука [Р];
  • упражнять в умении определять место звука в слове и соединять предмет со схемой;
  • закрепить зрительный образ буквы [Р].

Коррекционно-развивающие:

  • развивать мимическую мускулатуру детей;
  • развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные:

  • формирование положительной установки на участие в занятии;
  • формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Содержимое разработки

Конспект логопедического индивидуального занятия.

Тема: «Постановка звука [Р]».

Цель: Автоматизировать четкое произношение звука [Р] на материале темы «Приключения с роботом Робиком».

Задачи: Коррекционно-образовательные:

закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях , чистоговорках;

уточнить правильную артикуляцию звука [Р];

упражнять в умении определять место звука в слове и соединять предмет со схемой;

закрепить зрительный образ буквы [Р].

Коррекционно-развивающие:

развивать мимическую мускулатуру детей;

развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую , общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные:

формирование положительной установки на участие в занятии;

формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование:

плоскостные фигурки робота Робика и Коли;

рисунок с изображением зонта;

карточки с изображением эмоций (робот);

таблица с буквами;

игра « Горная тропа» (игровое поле кубиком и фишками);

таблица – домик с изображением графических схем, показывающих место автоматизированного звука в слове;

карточки (автоматизированный звук в начале, в середине и в конце слова).

Ход занятия:

Организационный момент с элементами психотерапии.

Здравствуйте меня зовут Робик! Я маленький робот который попал на Землю, чтобы научиться всему тому, что умеет делать человек. У меня появился друг Коля вместе с которым я познаю мир. Я уже научился выражать свои эмоции: улыбаться, грустить, удивляться и даже сердиться. На мольберт вывешиваются картинки эмоций с роботом.

Общее расслабление.

А сейчас я хочу научиться правильно, говорить. В нашем языке много разных звуков, и мне очень хочется произносить их чётко и правильно. Я приглашаю и тебя в этот удивительный мир звуков.

Развитие общей моторики.

Пальчиковая гимнастика «Робот»

К нам пришёл сегодня робот.

(ритмично сжимать и разжимать кулачки).

Две руки, две ноги, голова на месте

(стучат по столу кулачками, ногами по полу, повороты головой, руки на ушках)

В мире звуков поиграть хочет с нами вместе.

(ритмично сжимать и разжимать кулачки, затем
складывают руки в замок, переплетая пальцы).

4. Развитие мелкой моторики.

Сегодня мы повторим звук [ Р]. Как правильно образуется звук [ Р ]:

губы находятся в положении следующего гласного;

зубы на расстоянии нескольких миллиметров;

кончик языка поднят к альвеолам, напряжен и вибрирует; края языка прижаты к боковым зубам;

посередине языка идет воздушная струя, которую можно ощутить ладонью руки, поднесенной ко рту;

под воздействием сильной воздушной струи кончик языка начинает вибрировать;

мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

Зрительно контролируются положение языка за верхними зубами и вибрация кончика языка. Тактильно- теплая прерывистая струя. Для того что бы произносить его правильно, надо выполнять специальные упражнения для языка.

6.Развитие мимических мышц.

7. Развитие артикуляционной моторики.

Артикуляционная гимнастика

«Двери открываются», «Блинчик», «Лошадка», «Грибок», «Качели», «Фокус», «Маляр», «Пулемётчик».

8.Работа над развитием дыхания и голоса.

Изолированное произнесение звука «Р».

На моей планете мы роботы очень любим рисовать звуковые дорожки.
Проведи линию по дорожке не отрывая карандаша от листа, произнося на одном выдохе звук (р-р-р-р-р-р).

3. Закрепление зрительного образа буквы Р. Развитие зрительного восприятия.

«Найди букву».
Найди и обведи все буквы Р, четко произнося при этом звук [Р].

9. Артикуляционная и акустическая характеристика звука.

Развитие навыков анализа предложений. Вычленение предлогов как отдельных маленьких слов. Предупреждение дисграфии. А теперь будем придумывать предложения по картинкам и составлять схемы этих предложений. Помни!: предложение начинается с большой буквы. В конце предложения ставится точка. Длинные полоски — обычные слова, короткие полоски — слова — помощники. Первое предложение придумывает сам логопед и выкладывает схему предложения (для примера): Корова выходит из коровника. В этом предложении 4 слова (перечисление). Слово-помощник ИЗ. – А теперь твоя очередь: Ребенок придумывает 3 предложения с разными предлогами (но, под, в) Вопросы к ребенку: – Сколько слов в предложении? – Какие слова – помощники встретились в этом предложении? – С какой буквы начинается предложение? – Как пишутся слова в предложении, слитно или отдельно? – Что становится в конце предложения? – Хорошо!

10. Коррекция звукопроизношения (выбрать один прием вызывания звука [Л]).

Друзья решили отправиться в поход и стали собирать нужные вещи. Помоги Робику и Коле починить зонт на случай дождя.

«Почини зонтик». Соедини на рисунке буквы Р только с гласными буквами. Прочитай получившиеся слоги, чётко произнося звук [Р].
Рисунок зонтика.

11. Формирование фонематического восприятия.

Игра « Поймай звук».

Робик и Коля хочет предложить тебе игру. Поймай звук.
Я буду называть картинки, а ты если услышишь звук [Р], возьми эту картинку в руки, или хлопни в ладоши.
На столе выкладываются 8-10 картинок.

12. Домашнее задание.

Выучить стихотворение « Робот»

Нет руля и нету шин,

Но я – родственник машин.

Хоть с квадратной головой,

Я почти как вы, живой:

Я стою и я хожу

Кто захочет, с тем дружу.

Пусть немного твердолобый,

Но я очень добрый робот.

13. Итог занятия.

Чем мы с тобой сегодня, занимались? Какой звук мы учились произносить? В какие игры мы с тобой играли?

14. Оценка работы детей на занятии.

Молодец, ты сегодня очень старался, поэтому четко и ясно произносил звук [Р] в слогах, словах, чистоговорках, и этому научил наших гостей. Наши гости тебе благодарны. Теперь следи за своей речью и не забывайте про звук [Р].

Читайте также:
Решения речевых расстройств детей дошкольного возраста
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: