Конспект ООД с детьми с ОНР III уровня в старшей группе

Конспект ООД с детьми с общим недоразвитием речи III уровня в старшей группе

Конспект ООД с детьми с общим недоразвитием речи III уровня в старшей группе на тему:

«Путешествие на остров правильной речи»

Цель: закрепить произношение гласных звуков.

  • Закреплять навык звукослогового анализа слов.
  • Закрепить графический образ букв.
  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Развивать память и внимание.
  • Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.
  • Развивать мелкую моторику.
  • воспитывать мотивацию к обучению;
  • воспитывать самостоятельность;
  • воспитывать потребность поднимать руку, когда есть желание ответить на вопрос педагога;
  • воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарищей, не перебивать их речь.

Методы и приемы:

  • Наглядный (пособия, картинки);
  • Словесный (совместная речевая деятельность);
  • Игровой (сюрпризный момент,);
  • Практический (моделирование, выполнение заданий, упражнений).

Место проведения: — группа

Количество детей: — 10 человек

Ход ООД :

I. Организационный момент:

II. Сообщение темы занятия.

– Ребята, что это за звук?

– Ветер. Он все усиливается!

– Что это он принес?

– Письмо! Давайте прочитаем!

– “Помогите! На нашем острове произошла страшная беда. Злой Пират похитил все звуки речи, и теперь жители нашего острова не могут говорить! Пират спрятал звуки в свою пиратский шкатулку. А чтобы найти её, нужно проследовать по пути Злого Пирата и выполнить задания, которые он оставил

Королева Правильной речи.

– Здесь приложена карта!

– Ну что, поможем жителям Острова Правильной речи? Тогда в путь!

III. Закрепление изученного материала.

Логопед: Смотрите следы, нужно наступить на каждый след четко проговорив чистоговорку, правильно и чётко проговаривая звуки.

РА – РА — РА — начинается игра.

ЛИ-ЛИ-ЛИ- поплыли корабли.

Логопед: Посмотрите, мы приплыли на остров. Этот остров пустынный, необитаемый. Давайте оживим его. Нужно посадить растения, заселить насекомыми этот остров. Но сделаем это необычным способом, их нужно сделать из счетных палочек.

Лодочка « Лодочка плывет по речке, оставляя на воде колечки».

Пароход « Пароход плывет по речки и пыхтит он словно речка»

(Дети выкладывают: одуванчик, пальму, бабочку, жука)

Логопед: — Назовите, что растет, кто теперь живёт на этом острове? (Дети называют)

Логопед: — Теперь у этого острова благодаря нам есть жители и растительность

Логопед: — А вот и первая почта для жителей этого острова, но это письмо так долго пролежало в бутылке, дожидаясь своего адресата, что элементы многих гласных букв пострадали: выгорели на солнце или были размыты водой.

Допишите недостающие элементы букв и прочитайте эти буквы. (Дети дописывают элементы) А, О, У, И, Э

Логопед: Настало время подкрепиться, тем более мы приплываем к острову Рыбаков. Рыбы возле берегов этого острова водится огромное количество.

Нужно закинуть удочку в море, поймать рыбку. Но рыбки непростые, а с картинками. Называете картинку, определяете первый гласный звук в слове, опускаете в ведро.

Физминутка: А сейчас немного отдохнуть: Логоритмика «Краб»

Логопед: Поплыли дальше! Впереди вижу остров. Он называется ОСТРОВ СЛОГОВ.

Впереди по курсу пароходы. Посмотрите внимательно и скажите, чем отличаются они друг от друга.

Дети: — У них разное количество палуб.

Логопед: — Правильно. Пароходы готовы к отплытию и ждут своих пассажиров — животных. И здесь необходима наша помощь. У животных проблема, их остров затопило волной, им нужно переплыть на другой остров.

Животных очень много и они поплывут на 2 кораблях. На однопалубном пароходе поплывут животные, в названии которых один слог, на двухпалубном – животные, в названии которых– 2 слога (слон, лиса, жираф, кошка, барсук, тигр)

(Дети называют картинку, определяют количество слогов хлопками, называют соответствующий пароход)

– Как обрадовались животные!

– Логопед: Впереди ОСТРОВ СЛОВ -НАОБОРОТ

Я начинаю предложение, а вы заканчиваете его словом-наоборот.

Пират злой, а фея – (добрая)

Океан большой, а озеро (маленькое)

Море глубокое, а река- (мелкая)

Зимой вода в реке холодная, а летом — … (теплая)

– Логопед: Мы доплыли до Острова Неправильного предложения. Составьте из слов предложение правильное, красивое.

Логопед: На крокодил лежит песке.

Логопед: Кто? Дети: Крокодил.

Логопед: Что делает? Дети: Лежит.

Логопед: Крокодил лежит (где?) Дети : На песке.

Дети: Крокодил лежит на песке.

Логопед: Сколько слов в предложении? Составьте схему предложения?

Логопед: Наш корабль причалил к берегу.

Логопед: Наш корабль причалил к берегу.

– Что это? Пиратская шкатулка. Но там какие-то лепестка, а на них буквы. Соедините все буквы по порядку и прочитайте слово. Дружба. Вы освободили жителей острова Правильной речи. Потому-что вы дружные и смелые. Вас не напугали трудные задания Злого Пирата? Жители острова Правильной речи приготовили вам подарки, вручаются медальки с логотипом острова Правильной речи.

IV. Итог занятия.

От кого вам прилетело письмо?

Какое задание показалось самым трудным? А какое задание было самое интересное?

Учитель-логопед
высшей кв. категории
Копайгора Е.Е.,
г.Долгопрудный

План-конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка для детей старшего дошкольного возраста с ОНР – III уровня
Тема «Посуда»

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка по лексической теме.

  • Активизировать у детей предметный, глагольный словарь, словарь признаков и обобщающих понятий по теме «Посуда»;
  • Развивать умения образовывать относительные прилагательные;
  • Закрепить навык образования имён существительных ед.ч. с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -чк- ;
  • Развивать умение образовывать существительные мн.ч., Р.п.
  • Развивать зрительное внимание (игра «Где какая?»);
  • Развивать умение координировать речь с движениями;
  • Развивать общую моторику.
  • Формировать навык сотрудничества и доброжелательности;
  • Прививать бережное отношение к посуде.
Читайте также:
Авторская логопедическая игра 'Наряди Букваренка'

Оборудование: картинка Федоры, картинки посуды на магнитах, медали для детей, картинки “один-много”.

I. Организационный момент

Логопед: Здравствуйте ребята! Сегодня в гости к нам пришла Федора. Посмотрите, какая она грустная, что же у неё случилось, как вы думаете?

Дети: от неё сбежала посуда

Логопед: верно! От неё сбежала вся посуда, а почему?

Дети: потому что она её не мыла.

Логопед: правильно, она за ней не ухаживала, не мыла. А как мы должны ухаживать за посудой?

Дети: мыть, протирать и складывать в шкаф.

Логопед: правильно ребята, поможем с вами Федоре, чтобы посуда к ней вернулась? Тогда напомните ей, какая бывает посуда? Если посуду используем для чаепития, то она какая?

Дети: чайная.

Логопед: а как называется посуда, в которой мы готовим?

Дети: кухонная.

Логопед: молодцы, а из какой посуды мы с вами едим?

Дети: столовая.

Логопед: верно, вот сейчас ребята, мы с вами поиграем в игру.

1.1. Игра «Где какая?»

(Дети поочереди подходят к столу и распределяют картинки посуды на соответствующую полку.)

Логопед: ребята, а посуда сделана вся из одного материала?

Дети: нет

Логопед: верно, посуда может быть из разных материалов, например чашка из фарфора, какая чашка? – фарфоровая.

(Проводится игра “Что из чего”.)

1.2. Игра «Что из чего?»

Тарелка из дерева (какая тарелка?) – деревянная;

Стакан из стекла (какой стакан?) – стеклянный;

Кувшин из глины (какой кувшин?) – глиняный;

Тарелка из пластмассы (какая тарелка?) – пластмассовая;

Кружка из керамики (какая кружка?) – керамическая;

Кастрюля из метала (какая кастрюля) – металлическая.

Логопед: молодцы ребята! Давайте мы с вами отдохнём вставайте в круг. (Выполняют движения по тексту.)

Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник. (другая рука — изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки, (приседать)
Очень хрупкие, бедняжки. (руки на поясе)
Вот фарфоровые блюдца, (кружиться)
Только стукни — разобьются. (рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)
Голова на тонкой ножке,

Вот пластмассовый поднос —
Он посуду нам принес (сделать большой круг).

Логопед: молодцы! Мы с вами научили Федору как надо любить посуду и теперь она её ласково называет. Кружку она называет кружечка, а вы как назовёте ласково?

1.4. Игра «Назови ласково»

Логопед: молодцы ребята! А если к Федоре мы придём в гости, ей понадобится много посуды, например, одна чашка, а много будет чего?

Дети: чашек

1.5. Игра «Один-много»

Одна тарелка – много тарелок;

Один чайник – много чайников;

Одна кастрюля – много кастрюль;

Одна сковородка – много сковородок;

Один стакан – много стаканов;

Одна ложка – много ложек;

Одна кружка – много кружек.

III. Итог занятия

Логопед: ой ребята, посмотрите какая Федора стала весёлая, добрая. К ней вернулась вся посуда, теперь она будет её любить и ухаживать. Тётушка Федора благодарит вас за помощь и дарит вам вот такие красивые медали.

Конспект логопедического занятия для детей с ОНР III уровня (старшая группа) по теме «Овощи»

Содержимое публикации

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Овощи»

1. Расширить и активизировать словарь по данной теме.

2. Формировать умение у детей согласовать существительные с прилагательными в роде и числе, , образовать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).

3.. Развивать зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, мелкую моторику.

Альбом по теме «Овощи», муляжи овощей, мяч, игрушка Чиполино, тарелки разной формы, раскраски овощей.

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие пришёл необычный гость мальчик Чиполино. Он пришел к нам из волшебной страны . На поляне он нашёл мешок, в котором лежат необычные предметы, давайте ему поможем!

Логопед показывает муляжи овощей, дети их называют.

Лук, капуста, морковь, картофель, огурец, баклажан, тыква, свёкла, помидор, перец.

Логопед. Как можно это назвать одним словом? (Овощи)

II. Беседа и рассматривание овощей.

Логопед: Чиполино, посмотри, это овощи, какие они все разные! Ребята, а давайте определим форму каждого овоща и разложим их по нужным тарелкам. У нас есть круглая, овальная и треугольная тарелка.

Дети поочереди : Огурец овальный, помидор круглый, морковь треугольная, баклажан овальный, тыква круглая, капуста круглая, перец треугольный и т.д.

Логопед. Ребята, а где растут овощи? Где Чиполино можно будет их найти? (На огороде)

Осенью на огородах собирают урожай овощей. Люди аккуратно снимают их с грядки, чтобы не повредит.

Наш гость предлагает нам поиграть в игру.

Игра «Где растут овощи? » (на земле, под землёй)

Читайте также:
Аттестация логопедов — Дополнения к Разъяснениям по применению порядка аттестации педагогических работников

Как собирают овощи, которые растут на земле, на кусте (срывают, срезают)

Как собирают овощи, которые растут под землёй (выкапывают, выдёргивают)

Логопед показывает картинки, дети составляют фразу:

Морковь дёргают, картофель капают, капусту срезают, горох срывают, свёкла дёргают, кабачок срезают, помидор срывают.

Молодцы, ребята! Посмотрите, наш гость кажется устал! Давайте немного отдохнём.

Мы капусту рубим, рубим! (2 раза)

(дети изображают рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)

Мы капусту режем, режем! (2 раза)

(ребром ладошки водим вперед и назад)

Мы капусту солим, солим! (2 раза)

(собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)

Мы капусту жмем, жмем! (2 раза)

(энергично сжимаем и разжимаем кулачки)

Мы морковку трем, трем! (2 раза)

(правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку)

Дидактическая игра “Повар и овощи”

-Логопед. Ребята, а давайте угостим Чиполино, приготовим из овощей что-нибудь вкусное.

– Сделаем из овощей салат

– Какой получился салат? (Получится овощной салат)

– Салат из капусты? (Капустный)

– Из свёклы? (Свекольный)

– Из кабачков сделаем икру. Какая у нас икра? (Кабачковая)

– Из картофеля сделаем пюре. Какое пюре? (Картофельное)

– Из помидор сделаем сок – томатный сок.

Много вкусных блюд можно приготовить из овощей.

Ребята, наш друг, сказал мне, что очень любит играть в мяч, давайте с ним поиграем.

Дидактическая игра с мячом «Назови ласково»

Логопед. Я буду бросать вам мяч и называть овощ, вы будете называть этот овощ ласково и бросать мне мяч обратно.

Помидор – помидорчик; морковь-морковочка

Огурец – огурчик; тыква – тыковка;

Лук – лучок; свёкла – свёколка;

Чеснок – чесночок; капуста – капустка;

Горох – горошек; картошка – картошечка.

Молодцы, садитесь на свои места. Играем дальше.

Самомассаж фаланг пальцев. На каждый ударный слог – разминание фаланги одного пальца, направление массажных движений – от ногтевой фаланги (подушечки) к основанию пальца.

Левая рука: Правая рука:

Вырос у нас чесночок, Овощи мы собирали.

(Дети разминают указательный палец) (разминают мизинец)

Перец, томат, кабачок, Ими друзей угощали,

(средний палец) (безымянный палец)

Тыква, капуста, картошка, Квасили, ели, солили,

(безымянный палец) (средний палец)

Лук и немного горошка. С дачи домой увозили.

(мизинец) (указательный палец)

Прощай же на год,

Наш друг-огород. (машем- пока)

Ребята, Чиполино было очень интересно узнать много нового на нашем занятии, было весело играть с вами, он вам благодарен и принёс подарок.

Штриховка овощей цветными карандашами.

III . Итог занятия.

Собрать вылепленные овощи в корзину.

Вспомнить, о чём говорили на занятии. Оценка работы детей.

Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи III уровня с использованием наглядного моделирования

Цели

  1. Закрепить пространственные отношения, выраженные предлогами на, под, в, из, с, за ,к, из-под. Закрепить понятия “предложение”, “слова-предметы”, “слова-действия”, “слова-признаки”, “родственные слова”, их графическое изображение.
  2. Продолжать учить детей составлять схему предложения с предлогами, распространять предложение, составлять предложение с опорой на схему.
  3. Продолжать учить детей составлять предложение с заданным предлогом с опорой на картинку и без нее.
  4. Работать над голосом, интонацией, мимикой, дыханием. Продолжать развивать зрительное восприятие, ориентировку на листе бумаги.
  5. Продолжать развивать фонематический слух; закрепить понятия “гласный звук – согласный звук”.
  6. Продолжать формировать навыки звукового анализа и синтеза, используя символы гласных и согласных звуков.

Оборудование. Демонстрационный

  1. Игрушки – котенок, щенок.
  2. Игровое поле с картинками – символами гласных и согласных звуков.
  3. Набор картинок с символами гласных и согласных звуков.
  4. Схемы предлогов.
  5. Карта с зашифрованной кличкой котенка.
  6. “Волшебное дерево”, выпиленное из фанеры, с картинками-пиктограммами слов-предметов, слов-действий, слов-признаков, слов-помощников (схемы предлогов), предложения.
  7. Карта для подбора слов-признаков, слов-действий, родственных слов.
  8. Картинка “Где спрятался котенок?”.
  9. Магнитофон.
  10. Карта с зашифрованной кличкой щенка.
  11. Картинки: дом, дерево с гнездом, пень, скамейка, петушок, воробей, сорока, котенок, щенок, куст, озеро, лес, железная дорога.
  12. Игры “Найди дорожку”, “Эмоции”, “Ромашка”.
  13. Две карты на составление предложений с предлогами.
  14. Два почтовых ящика и набор картинок – матрешки, санки, груши, краски, машинки, светофор, лиса.

Раздаточный

  1. На каждого ребенка сделанные из спичечных коробков диван, стол, стул, шкаф; игрушка-котенок из киндер-сюрприза.
  2. На каждого ребенка набор картинок-пиктограмм для работы над предложением; бабочка, вырезанная из бумаги.

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед. Внимательно посмотрите на свои руки и представьте, что это руки не ваши, а того человека, который очень любит вас (мама, папа, дедушка, бабушка, брат, сестра …). И этими любящими руками ласково и нежно погладьте себя по лицу, груди, рукам и ногам.

Что вы почувствовали? Какое у вас настроение? (Ответы детей.)

Логопед. Еще немного поиграем. Массаж.

Руки растираем и разогреваем,
И лицо теплом своим мы обогреваем,
Грабельки сгребают все плохие мысли,
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.
Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,
А теперь погладим пальцами мы щечки.
Щеки разминаем, чтобы надувались,
Губки пожуем мы, чтобы улыбались.

Улыбнитесь друг другу и скажите:
Мы будем заниматься, будем мы стараться.
Ответы верные давать и друг другу помогать!

2. Сообщение темы занятия

Логопед. Попрошу вас помочь мне, я приготовила разные игры, но мой котенок (выставить игрушку), он такой шалун, спрятал их. Но если мы отгадаем его загадку, то можем найти игры.

Читайте также:
Конспект занятия по теме: Звуки (Л)-(Ль), Буква Л

Закрепить на магнитной доске игровое поле с символами гласных и твердых согласных звуков, в центре поля картинка – котенок.

Логопед. Пройдите по указанным маршрутам и уберите с игрового поля картинки с символами гласных и согласных звуков. (Например, котенок пробежал две картинки влево, две картинки вверх, три картинки вправо. И т.д.)

Дети отбирают четыре картинки с символами звуков:

Ф А Ш К

Логопед. Какое слово можно составить из этих звуков?

(Переставляя карточки, дети составляют и читают слово “ШКАФ”)

Логопед. Подойдем к шкафу. Куда можно положить игры? ( Игры можно положить в шкаф, на шкаф, ….)

Логопед. Эта карточка поможет отгадать, куда котенок положил игры (выставить карточку со схемой предлога “НА”). (Котенок положил игры на шкаф.)

Логопед. Откуда мы достали игры? ( Мы достали игры со шкафа.)

Логопед. Назовите слова-помощники, которые вы произносили? ( Слова-помощники ЗА, ПОД, В, НА, СО.)

Логопед. Сегодня на занятии мы будем играть в игры и вспомним, что такое предложение, из каких слов можно составить предложение, будем составлять предложения со словами-помощниками. А еще мы повторим знакомые нам гласные и согласные звуки.

Логопед. На этой карточке зашифрована кличка моего котенка. Выберите нужные картинки с символами гласных звуков и прочитайте.

Дети выбирают картинки с символами гласных звуков “У”, “О” и читают: “Пушок”

Логопед. Закончите предложение словом “котенок” и повторите его.

У меня живет любимый ……. котенок.
Я очень люблю своего ….. котенка.
Я привязала бант своему … котенку.
Я кормлю рыбой своего ….. котенка.
Я хожу на улицу гулять со своим …. котенком.
Я буду заботиться о своем …. котенке.

Логопед. Что вы сейчас повторяли? ( Мы повторяли предложения.)

Логопед. Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)

Логопед. Из каких слов можно составить предложение? Найдите символы этих слов на нашем “волшебном дереве”.

Дети называют и снимают с дерева картинки-пиктограммы слов-предметов, слов-действий, слов-признаков, слов-помощников (схемы предлогов) и символ предложения.

слова-предметы
(живые) (не живые)
слова-действия слова-признаки предложение

Логопед. На какие вопросы отвечают слова-предметы (живые и неживые), слова-действия, слова-признаки? (Ответы детей).

Логопед. Назовите пять слов-признаков, какой котенок? Пять слов-действий, что может делать котенок? Родственные слова к слову “котенок”. (Выставить карту.)

Логопед. Котенок очень любит играть. Вот котенок бежит к дивану, залез под диван, вылез из-под дивана и побежал к стулу, запрыгнул на стул, спрыгнул со стула и побежал к столу, залез под стол, вылез из-под стола и побежал к шкафу, ….

У каждого ребенка на столе стоят игрушки, сделанные из спичечных коробков – диван, стол, стул, шкаф; игрушка-котенок. (Дети играют с котенком.)

Логопед. Посмотрите на картинку. Где спрятался котенок? (Котенок спрятался под шляпой.)

Логопед. Как вы догадались, что это котенок? (Котенок спрятался под шляпой, потому что из-под шляпы выглядывает кошачий хвост, кошачья лапа, кошачьи уши.)

Логопед. У котенка есть друг щенок (выставить игрушку).

Дети встают в круг и поют песню (включить магнитофон).

В одной квартире жили котенок и щенок,
Они друзьями были котенок и щенок.
Один усатый, другой лохматый,
Друзьями были котенок и щенок.

Логопед. На этой карте зашифрована кличка щенка. Отгадайте.

Выставить карту. Дети читают: “Рэкс.”

Логопед. Однажды котенок выбежал во двор и стал искать своего друга.

(На магнитной доске картинки: дом, дерево с гнездом, пень, скамейка, петушок, воробей, сорока, котенок, щенок, куст.)

Он увидел, что скамейка стоит (показать схему предлога ПОД) деревом. Петушок сидит (схема предлога НА) заборе. Воробей сидит (схема предлога НА) пне. Сорока сидит (схема предлога В) гнезде. (Дети выходят и размещают картинки.)

Логопед. Вдруг он услышал какой-то шорох. Кто же там в кустах? Покажите, как котенок прислушался, замер, вытянул шею, навострил ушки. Тс-тс-тс. Вроде никого. Давайте еще раз послушаем. (Включить магнитофон: “Ква-ква-ква”). Да это же большая жаба. Испугался котенок и спрятался (показать схему предлога ПОД) куст. Потом расслабился, огляделся по сторонам и увидел спящего щенка. (Логопед размещает картинку.)

Логопед. Составьте предложение. Где спит щенок? Под чем спит щенок? (Щенок спит под скамейкой.)

Логопед. Выполните следующие задания:

– Составьте схему этого предложения с помощью картинок-пиктограмм.

– Повторите предложение с вопросительной, восклицательной интонацией.

– С восклицательной интонацией – сердито, зло, грустно, радостно. (С опорой на пиктограммы).

– Повторите предложение с ударением на первое, второе, третье слово.

– Преобразуйте предложение с опорой на схему предложения, составленную из картинок-пиктограмм. ( “Под скамейкой спит щенок. Под скамейкой спит маленький щенок”).

– Сколько слов в предложении? Назови второе, третье, первое, пятое, четвертое слово.

Читайте также:
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе

Логопед. Котенок разбудил щенка, и они стали играть вдвоем. Щенок говорит котенку: “Хочешь, я расскажу тебе, что находится (выставить схему предлога ЗА) домом?”

Выставить картинки: озеро, лес, железная дорога. (Дети составляют предложения: “За домом находится железная дорога. И т.д.”

Логопед. Решили друзья пойти в лес. Но какая дорожка туда ведет? Назовите последний звук в слове “лес”. (Ответы детей.)

Логопед. Будем шагать по квадратам, на которых нарисованы картинки, в названии которых слышится звук “С”. Игра “Найди дорожку”.

Логопед. А вот и лесная полянка. Сколько цветов (ромашки с изображенными на них эмоциями). Найдите только веселые ромашки, улыбнитесь. А теперь грустные ромашки, сердитые. Что лучше, улыбаться или сердиться? Рассердитесь, улыбнитесь. Игра “Эмоции”.

Логопед. К нам прилетели бабочки. (Каждому ребенку посадить на ладошку бабочку.) Подуйте на нее. Откуда бабочка улетела? (Бабочка улетела с ладошки.)

Логопед. К чему можно подойти в лесу? (Можно подойти к дереву. И т.д.)

Логопед. Какие маленькие слова помогли вам составить предложения. (Ответы детей.)

Логопед. Пока котенок и щенок будут возвращаться из леса, я предлагаю вам немного поиграть.

Выставить первую карту. Дети выходят к доске, проводят указкой дорожки от нижних картинок (схема предлога НА) к верхним картинкам и составляют предложения.

Выставить вторую карту. Дети зрительно проводят дорожки от нижних картинок (схемы предлогов В, НА, ПОД) и составляют предложения.

Логопед. У наших друзей сегодня день рождение.

Сегодня для Пушка и Рекса
На почту открытки с телеграммами спешат.
Поздравить с днем рождения
Их все друзья хотят.
Но почтальоны все напутали,
Открытки-поздравления перепутали.

(Дети около Пушка ставят почтовый ящик с символом звука “Ш”, около Рекса – с символом звука “С”).

Но на открытках есть подсказки:
Матрешки, санки, груши, краски,
Машинки, светофор, лиса.
Вот такие чудеса!
Для Пушка поспеши,
Найди в картинках ты звук “Ш”.
Поздравлений ждет и Рекс.
Где в картинках тут звук “С”?

(Дети отбирают картинки и опускают их в почтовые ящики.)

С вашей помощью Пушок и Рекс
В день рождение получили поздравления!

Логопед. Куда мы складывали картинки? Откуда их можно достать? (Дети составляют предложения с предлогами В, ИЗ).

3. Итог занятия

Логопед. Котенок и щенок принесли из леса для нас ромашку. Игра “Ромашка”.

На оборотной стороне каждого лепестка нарисована схема предлога. Ребенок отрывает лепесток и составляет предложение про котенка или щенка с этим предлогом. (Схемы-предлогов НА, ПОД, В, ИЗ, К, С, ЗА, ИЗ-ПОД).

Логопед.

Вы сегодня постарались,
На отлично занимались.
И поэтому, друзья,
Угостить хочу вас я.

Остался один лепесток. На нем написаны слова. Составив предложение из этих слов, мы отгадаем, где находится угощение. (Яблоки, в, корзина, лежать, вкусные, сладкие.)

Дети составляют предложение, находят яблоки и угощаются.

Конспект логопедического занятия для детей с ОНР III уровня (5–6 лет)

Екатерина Яшина
Конспект логопедического занятия для детей с ОНР III уровня (5–6 лет)

Вид занятия: подгрупповое занятие по развитию связной речи.

Группа детейпо структуре дефекта: ОНР III уровень.

Возраст: старшая группа (5-6 лет).

Тема: «Домашние животные».

Приоритетная образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: физическое развитие, социально-коммуникативное,познавательное.

Цель: актуализация словаря детей старшей группы по теме «Домашние животные» на логопедическом занятии через использование элементов театрализованной игры.

Коррекционно-образовательные: закреплять представления о домашних животных; уточнять и расширять словарь по теме «Домашние животные».

– развивать связную речь через использование компонентов театрализованной деятельности в сочетании с показом (сказка «Спор животных»);

– совершенствовать грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных, глаголов от звукоподражаний);

– развивать умение выделять заданный звук в слове;

– дифференцировать на слух и в произношении звуков Д-Т;

– развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику.

– формировать навыки сотрудничества в коллективном выполнении задания (игра «Что забыл нарисовать художник?», положительной установки на участие в логопедическом занятии через использование элементов театрализованной игры;

– воспитывать любовь к домашним животным.

– иллюстрации (плакат с изображением домашних животных, картинки голов домашних животных,

– пальчиковый театр (прищепки: кошечки, коза, овца, корова, собака,

– мягкие игрушки (лошадь, кошка,

– карточки с артикуляционной гимнастикой,

– символическое сердечко для рефлексии.

1. Повторение названий домашних животных.

2. Отгадывание и разучивание загадок о домашних животных.

3. Рассматривание картинок с изображением домашних животных (называние и показ частей тела, детенышей, где живут, чем питаются).

4. Рисование домашних животных.

Ход занятия:

I. Организационный момент

Логопед:«Скажите, ребята, вы готовы к нашему увлекательному занятию?

Ну тогда, слушайте первое задание. Сядет тот, кто правильно выполнит инструкцию (хлопать, топать, присесть, подпрыгнуть)».

2. Массаж лица, артикуляционная гимнастика.

Логопед:«Перед тем, как начать наше занятие, необходимо размять наши губки, щечки, носик, ушки, ручки».

Есть у деда борода.

(потереть ладони друг о друга)

Есть сединки в бороде.

(провести руками от затылка до ямки)

(большими пальцами провести по шее от подбородка)

(сжав кулачки, косточками указательных пальцев растереть крылья носа)

Читайте также:
Что такое фонематический слух

Сбреем деду бороду.

(положить три пальца на лоб ипогладить)

Нету больше бороды.

(указательный и средний палецположить перед и за ухом ирастереть).

2.2. Артикуляционная гимнастика.

Логопед:«А теперь, чтобы правильно произносить звуки, выполним зарядку для губ и языка. Повторяйте за мной»:

Приоткрыл язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся.

(дети выполняют упражнение «Улыбка»)

А потом пошел гулять,

По ступенечкам шагать.

(упражнение «Лесенка»)

Затем увидел маляра:

Красить потолок пора.

(упражнение «Маляр»)

Вот и банка с краской рядом,

Обновить заборчик надо.

(упражнение «Заборчик»)

Язычок наш погулял,

Много нового узнал.

Он немного притомился –

К себе в домик воротился.

II. Основная часть

1. Фонетическая разминка

Логопед: «А теперь, чтобы узнать, кто из вас самый внимательный поиграем в игру «Подними руку, когда услышишь слово со звуком Д, хлопни, когда услышишь слово со звуком Т».

Логопед произносит слова с данным звуком (сметана, кошка, творожок, собака, поросята, чердак, копыта, сад).

Логопед: «Ребята, вы все молодцы!»

2. Сюрпризный момент

Логопед: «А теперь, ребята, отгадайте загадку».

Позову – и подойдет, на колени ляжет,

Если очень попрошу, сказку мне расскажет.

Мягенькая шерстка, круглые глазищи,

И расходятся от щек длинные усищи.

Трется ласково у ног, если кушать хочет,

Любит лапкой покатать бабушкин клубочек.

Убегают от нее серенькие мышки.

От кого они бегут, знаете, детишки? (Кошка)

Логопед: «Правильно! Это кошка. Кошечка пришла к нам в детский сад! У нее сегодня день рождения и она решила пригласить к себе в гости своих друзей-животных. Как вы думаете, кто придет к нашей имениннице?»

Дети: «К кошечке придут корова, собака, лошадь, коза, овца».

Логопед: «Как этих животных можно назвать одним словом?»

Дети: «Это домашние животные».

Логопед: «Почему они так называются?»

Дети: «Потому что они живут рядом с человеком, приносят ему пользу. А человек за ними ухаживает».

Логопед: «Молодцы! Сегодня на занятии мы будем с вами говорить о домашних животных».

3. Игра «Кто спрятался?»(образование притяжательных прилагательных)

Логопед (показывает картинку).

«Все гости уже пришли, но спрятались, чтобы сделать кошечки сюрприз. Для того чтобы животные вышли к ней, вы должны отгадать и назвать их».

Дети: (составляют предложения по картинке). «Пришла корова, потому что видна коровья голова. Пришла собака, потому что видна собачья голова. Пришла лошадь, потому что видна лошадиная голова. Пришла коза, потому что видна козлиная голова. Пришла овца, потому что видна овечья голова».

4. Образование глаголов от звукоподражаний.

Логопед: «Итак, все животные вышли и начали поздравлять именинницу».

Дети: (образуют глаголы от звукоподражаний). «Собака – (гав-гав) загавкала. Корова – (му-му) замычала. Лошадь – (иго-го) заржала. Коза – (ме-ме) замекала. Овца – (бе-е-е) заблеяла. А кошечка им в ответ – (мяу-мяу) замяукала».

Логопед: «Но некоторые из гостей решили не только поздравить нашу именинницу, но и преподнести ей подарки. Посмотрите на картинку. Кто на ней изображен? Как называются их домики? Как вы думаете, что подарил каждый из гостей кошечке?»

Дети: «На картинке изображены: лошадь, корова, собака, кролик. Лошадь живет в конюшне. Корова живет в коровнике. Собака живет в будке. Кролик живет в клетке. Корова подарила кошечке цветы. Собака подарила кошечке косточку. Лошадь подарила овес. Кролик подарил морковку».

Логопед: «Но не только гости решили преподнести кошке подарки, но иона им приготовила сюрприз. Посмотрите на доску. Что на ней изображено?»

На доске висят картинки и схемы этих картинок (дом, том книг, точка, мама с дочкой).

Логопед: «Правильно это картинки и схемы названий этих тартинок. Наша задача назвать картинку и найти ее схему».

Дети выполняют задание.

Логопед: «Вы большие молодцы, справились с задание Кошечки»

5. Движения, сочетаемые с речью «Прищепки».

(бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги от указательного у мизинца и обратно на ударные слоги стихотворения).

Логопед: «А сейчас разогреем наши пальчики. Повторяйте за мной».

Кусается сильно кошка-глупышка,

Думает, что это не палец, а мышка.

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться –скажу тебе: «Кыш!»

6. Сочинение сказки «Спор животных».

Логопед: «Вышли животные на лужок погулять,и вдруг между ними возник спор: кто самое полезное животное. Каждый из них доказывал, что именно он – самое полезное. Мы сейчас с вами вместе вспомним, какую пользу приносит каждое животное, и попробуем сочинить сказку «Спор животных». (Раздает детям животных из пальчикового театра). Собрались однажды домашние животные на хозяйском дворе и начали спорить, кто из них самый нужный для человека».

Дети: (по цепочке придумывают сказку).

«Собака сказала: «Гав-гав. Я охраняю дом, хозяйку с хозяином, двор и всех животных во дворе. Смотрю, чтобы хулиганы не залезли в сад, а лисица не пробралась в курятник. Я – самое нужное домашнее животное.

Кошка не согласилась: «Мяу-мяу. Самая важная работа у меня. Я ловлю мышей в подвале и на чердаке. Я – самое нужное домашнее животное.

Читайте также:
Развитие речи в сенсорной комнате

В спор вмешалась корова: «Му-у-у. Я даю молоко, сливки, творожок и сметану хозяйке. Я – самое нужное домашнее животное.

Коза возмутилась: «Ме-е-е. Я тоже даю молоко, да еще чудесный теплый пух. Я – самое нужное домашнее животное.

Овца заблеяла: «Бе-е-е. А я даю замечательную теплую шерсть. Я – самое нужное домашнее животное.

Лошадь, дослушав овцу,сказала: «Иго-го. А я вожу хозяина, помогаю ему выполнять всю тяжелую работу. Я – самое нужное домашнее животное».

Логопед: «В это время вышел хозяин и сказал: «Все вы мне очень нужны, все приносите мне большую пользу». И все животные дружно закивали головами».

6. Физкультминутка «Кошка» (психоречевая гимнастика).

Импровизация движений: сесть на корточки, похлопать себя по животику, встать, потянуться и погладить руками живот.

Логопед: «А сейчас мы с вами превратимся в кошечек. Вокруг себя повернись и в кошечку превратись!»

Дети: (выполняют движения в соответствии с текстом).

Села кошка под кусточек,

Сыра скушала кусочек,

Встала кошка, потянулась,

Ее шерстка развернулась.

7. «Что забыл нарисовать художник?»

Логопед: «Ребята, посмотрите внимательно на картинку. На ней изображены наша именинница и ее друзья-животные. Но вот беда, художник забыл нарисовать некоторые части тел животных. Давайте дорисуем и скажем, чего не хватает у каждого животного?»

Дети: (дорисовывают недостающие части тела и говорят, чего у каждого из них не хватает). «У кошки не хватает хвоста. У козы не хватает рогов. У собаки не хватает лапы. У коровы не хватает копыта».

Логопед: «Молодцы!»

III. Заключительная часть

1. Итог занятия

Логопед: «Итак, ребята, кто у нас сегодня был в гостях?» (дети перечисляют домашних животных)

Дети: «А как называются эти животные?» (домашние)

Логопед: «Правильно! Домашние животные живут рядом с людьми».

2. Рефлексия настроения

Упражнение «Огонек общения»

Дети по кругу передают символическое сердечко и говорят:

• сегодня меня порадовало…

• сегодня меня огорчило…

Конспект фронтального логопедического занятия «Буква Л» для детей подготовительного дошкольного возраста Цель: закрепить звуки [л], [ль]; познакомить с их графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения;.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Юные модельеры» Цели: Образовательные: закрепить знания о предметах одежды и обуви; уточнить и расширить знания о материалах,.

Конспект логопедического группового занятия для детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОВЗ) «Предлоги «НА» и «ПОД» Конспект логопедического группового занятия для детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОВЗ) Тема: Предлоги НА и ПОД. Цели: учить детей.

Конспект логопедического занятия для детей 5–6 лет «Звуки [М], [М’]. Буква «М» Конспект логопедического занятия для детей 5-6 лет на тему: «Звуки [М], [М’]. Буква «М» Коррекционно-развивающие задачи: 1. Учить детей.

Конспект логопедического занятия для детей с ОВЗ «Зимушка-зима» Цели: развитие связной речи, слухового внимания и восприятия, навыков словообразования, мелкой моторики, творческого воображения, умения.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [З]. Кукла Зоя в гостях у детей» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [з]. • Продолжать формировать навыки звуко-слогового анализа.

Конспект логопедического занятия в средней группе «Звук [У]. Буква «У». Совушка в гостях у детей» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Продолжать формировать понятие «слово», «звук». • Закреплять, уточнять произношение звука [у] изолированно,.

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звук [Н]. Кукла Надя в гостях у детей» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [н]. • Развивать навыки звукового анализа и синтеза. •.

Конспект открытого коррекционно-логопедического занятия для детей c ФФНР старшего дошкольного возраста Конспект открытого коррекционно – логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в страну «Нехочухия».

Конспект подгруппового логопедического занятия «Такой разный транспорт» в подготовительной группе для детей с ОНР Конспект подгруппового логопедического занятия «Такой разный транспорт» в подготовительной группе для детей с ОНР с использованием ИКТ.

Конспект организованно-образовательной деятельности с воспитанниками с ОНР старшего дошкольного возраста
план-конспект

Конспект ООД с воспитанниками старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня “В гости к нам пришла весна”

Скачать:

Вложение Размер
Конспект ООД с воспитанниками старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня “В гости к нам пришла весна” 39.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Зайцевореченская общеобразовательная средняя школа»

Конспект организованной образовательной деятельности

«В гости к нам весна пришла»

с воспитанниками седьмого года жизни.

Глушакова Елена Анатольевна,

пос. Зайцева Речка, 2021 г.

Цель: закрепление знаний детей о приметах весны.

– расширить и активизировать словарный запас детей по данной теме;

– учить детей подбирать слова – признаки и слова – действия к заданному слову;

– закреплять умение выделять первый звук из слов и соотносить их с соответствующим символом;

– продолжать учить детей образовывать слова с уменьшительно – ласкательным значением;

– закреплять умение определять слоговой состав слов;

– учить детей составлять предложения о весне с несколькими определениями и объединять их в рассказ.

– способствовать развитию артикуляции, голоса;

– способствовать развитию чувства ритма;

– развивать речевое дыхание;

– развивать слуховое, зрительное восприятие и внимание;

– развивать память, мышление;

– развивать мелкую моторику;

– совершенствовать двигательные умения и навыки.

– воспитывать культуру поведения;

– воспитывать коммуникативные качества, умение слушать друг друга;

– развивать умение работать сообща.

Интеграция образовательных областей:

  • Познавательное развитие
  • Социально-коммуникативное развитие

Используемые образовательные технологии:

  • Здоровьесберегающие технологии: дыхательное упражнение, фонопедическое упражнение, пальчиковая гимнастика; подвижные игры, смена видов деятельности
  • Технология развития лексико-грамматической стороны речи Н.В. Нищевой

Материал и оборудование: мяч, фонограмма, модели (картинки – опоры) для составление предложений о весне, обручи, плоскостные изображения облаков, солнца, предметные картинки.

I. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам пришли гости, давайте поприветствуем их и друг друга.

Игра «Давайте поздороваемся»

Здравствуй, солнце золотое!

(дети раскрывают ладони в сторону солнца).

Здравствуй, небо голубое!

(поднимают руки вверх).

Здравствуй, все мои друзья!

(касаются ладонями друг друга).

II. Основная часть

– Ребята, сегодня я получила письмо. Как вы думаете, кто бы мог прислать нам его? Всё по правилам: адрес нашего садика стоит.
Интересно, от кого же в нём письмо для нас лежит?

Педагог раскрывает конверт, читает письмо :

«К вам, ребята, на занятие так хотелось мне попасть…
Но пришлось мне задержаться – нужно землю украшать!»

– Ребята, вы догадались, кто же прислал нам это письмо? ( Поисковые ответы детей .) Тут ещё и загадка написана. Попробуйте отгадать её:

Я раскрываю почки, в зелёные листочки,
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна.

Зовут меня… ( Весна. )

– Весна хотела прийти к нам в гости, но не смогла, потому что у неё сейчас очень много дел. Весна пишет, что ей:

«Нужно все сосульки с наших крыш убрать,
Птиц принять, что с юга будут прилетать,
Да ещё расчистить место для травы.
Всех не перечислить хлопот у Весны».

– Но Весна прислала вам свои загадки, просит их отгадать и в весенние игры поиграть. Послушайте первую загадку:

Среди поля голубого –
Яркий блеск огня большого,
Не спеша огонь тот ходит,
Землю-матушку обходит,
Светит весело в оконце.
Ну, конечно, это (солнце).

Логопед выставляет на доску предметную картинку – солнце.

– Ребята, что вы можете рассказать про весеннее солнышко? (Весной солнце ярко светит и пригревает.)

Солнышко, солнышко, ярче засвети.
Подари ты, солнышко, нам свои лучи!

Логопед показывает детям плоскостное изображение солнца, к лучам которого прикреплены картинки.

– Посмотрите, какое веселое солнышко заглянуло к нам. А что оно принесло на своих лучах? (картинки) Оно хочет с вами поиграть. Ребята, посмотрите на картинки и назовите их со словом «весенний».

Дидактическая игра «Скажи со словом «весенний» (с мячом).

Дети выполняют задание.

Массаж лица с чистоговоркой со звуками Л – Ль

Ла – ла – ла – к нам весна пришла.

Круговые движения по щекам

Пло – пло – пло – на дворе тепло.

Движения пальцами от переносицы к вискам

Пель – пель – пель – капает капель.

Постукивающие движения подушечками пальцев по щекам

Ля – ля – ля – расцветай Земля!

Поднимают руки вв ерх и вращают кис тями – “фонарики”.

Упражнение на развитие зрительного внимания «Облака»

– Послушайте следующую загадку Весны.

Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут (облака) .

Логопед выставляет предметную картинку – облако.

– А что вы можете рассказать о весенних облаках? (По голубому небу плывут белые пушистые облака.)

Я предлагаю вам поиграть с облаками:

По небу плыли облака,

А я на них смотрел.

И два похожих облачка

Найти я захотел.

Логопед раздает детям по облачку разной формы и предлагает найти его пару.

Подвижная игра «Проталины» (деление слов на слоги)

– Следующая загадка Весны:

Островок я вижу странный,
Он не с пальмой, а с цветком,
Окружён не океаном,
А подтаявшим снежком (проталина)

Логопед выставляет предметную картинку – проталины.

– Ребята, что можете сказать про проталины (Весной тает снег и появляются темные проталины.) Давайте поиграем в игру «Проталины».

На полу разложены обручи (проталины). Педагог называет слова, дети делят их на слоги: если в слове один слог, то дети по – одному встают на «проталину» (в обруч), если в слове два слога – встают в обруч по два ребенка, если три слога – по трое.

Игра «Капли» ( развитие чувства ритма )

– Ребята, вы готовы отгадать еще одну загадку Красавицы – Весны?

Только за окошком
Ослабел мороз,
Потекли сосульки
Бусинками слез.
Ну, а ты, дружочек,
Отвечай теперь –
Под моим окошком
Что звенит? … (капель)

Логопед выставляет предметную картинку – капель.

– А кто из вас может рассказать о капели (Весной с крыш свисают длинные сосульки и звенит весенняя капель). Сейчас я предлагаю вам стать маленькими звонкими капельками и поиграть в весеннюю игру «Капли»:

Стало солнце пригревать,

Стали капельки стучать.

Капля раз, капля два,

Капли медленно сперва,

Стали капли ударять,

Капля каплю догонять.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Их попробуй догони.

Дети проговаривают текст и отхлопывают ритм: сначала медленно, затем все быстрее и быстрее.

– Вы очень хорошо отгадываете загадки Весны, и я уверена, что следующую загадку вы так же отгадаете легко.

Он растет красивый, нежный,

Голубой иль белоснежный.

Даже раньше расцветает,

Чем на речке лед растает (подснежник) .

Логопед выставляет предметную картинку – подснежник.

– Ребята, как называются цветы, которые появляются самыми первыми (первоцветы) . А какие еще весенние цветы вы знаете?

Дидактическая игра «Скажи ласково».

Логопед: У меня есть цветущая веточка. К кому она прикоснется, тот весеннее слово назовет ласково.

Слова: цветок, солнце, ручей, сосулька, птица, ветер, капель, облако.

Логопед: Отгадайте следующую загадку:

Бегу я как по лесенке,
По камушкам звеня.
Издалека по песенке
Узнаете меня (ручей) .

Логопед выставляет предметную картинку – ручей.

– Ребята, расскажите про весенние ручейки (Весной по земле бегут быстрые шумные ручейки).

Игра «Скажи, что делает?» ( подбор слов – действий к предмету )

Логопед: Скажите, пожалуйста, что умеет делать весенний ручей? (бежит, шумит, звенит, сверкает, журчит…

– Я думаю, что вы готовы отгадать следующую загадку Весны.

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели

В меха его одели (дерево) .

Логопед выставляет предметную картинку – дерево.

– Кто расскажет о деревьях весной? (Весной деревья просыпаются, на них набухают почки и скоро появ я тся молодые зеленые листочки)

– Поиграем в игру, которая вам, ребята, уже знакома.

Подвижная игра «Кочка – лужа – дерево».

Покажите, какое высокое дерево, а какая кочка? а лужа? (дети показывают).

Далее под динамичную музыку дети выполняют движения: “дерево” – дети поднимаются на носочки и поднимают руки вверх, “лужа” – смыкают руки “кольцом” перед собой, “кочка” – дети приседают на корточки.

– Ребята, узнайте про кого Весна вам хочет рассказать: Весной она просыпается и выходит из своего зимнего жилища, она бывает очень худой и голодной, потому что всю зиму ничего не ела; у нее рождаются детеныши, мать выводит их на первую весеннюю прогулку и учит отыскивать пищу (медведица с медвежатами).

– А кто еще просыпается весной? (ежи)

Просыпаются медведь и еж. Разбудил солнечный лучик медведицу и вылезла она из берлоги:

Рычит грубым голосом…

А за ней медвежонок:

Голосок у медвежонка потоньше

Дети изображают зверей голосом и жестами.

Вот и еж проснулся и зафыркал от яркого солнца

Стали просыпаться насекомые:

Подул ветер – В-В-В-В

Застучал дятел -Д-Д-Д-Д

– Ребята, я хочу вам сообщить, что вы отгадали все весенние загадки и здорово играли. Думаю, что Весну вы очень порадовали. А вы, ребята, рады приходу весны? Давайте еще раз расскажем, что мы знаем о весне (2-3 рассказа детей о весне по плану).

– Я думаю, что Весна, занимаясь своими теплыми весенними делами, все-таки иногда заглядывала к нам в окно и. ребята, что она видела (чем мы занимались)? (играли, отгадывали загадки, проговаривали слова, были внимательными, рассказывали о приметах весны и составляли рассказ о весне)

– Ребята, как вы думаете, Весне понравилось, как мы рассказывали о ней?

Весна передала вам подарок.( В конверте разрезанная картинка-пазл с сюжетом весны). Соберем её? Что же за картинка у нас получилась? Что на ней изображено?

Логопед: Да, ребята, это подарок от весны, он останется у вас в группе, и вы не раз еще сможете поиграть.

Вы сегодня молодцы, мне было очень с вами интересно. До свидания, до новой встречи!

  1. Веселова Е. И., Скрябина Е. М. Игры и упражнения на каждый день для детей 5-7 лет с ОНР. Ч. 2. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
  2. Лопухина И. С. Логопедия. Речь, ритм, движения. СПб.: КОРОНА-Век, 2008.
  3. Матыкина И. А.Трудных звуков не бывает: Конспекты комплексных индивидуальных логопедических занятий для детей старшего дошкольного возраста. – Барнаул, 2014.

Конспект интегрированной ООД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР II-III уровень

Цель: Развитие речевых навыков, обобщение и систематизация у детей полученных знаний по лексическим темам «Дикие животные», «Гласные Звуки».

Задачи:
Коррекционно-образовательные: обобщить и закрепить знания детей о диких животных, гласных звуках, развивать разговорную речь, используя качественные прилагательные, учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, обогащать словарный запас словосочетаниями и глаголами; активизировать словарь по теме «Дикие животные».

Коррекционно-развивающие: улучшать общую координацию движений; развивать дыхание, совершенствовать навыки общения; развивать зрительное восприятие.

Коррекционно-воспитательные: формировать умение внимательно слушать сверстников; воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование: карточки с артикуляцией гласных звуков, изображения животных наших лесов, опорные картинки для составления рассказа, презентация предлогов, презентация сказки о еже, дом для звуков, камень со стрелками, чудо-дерево, колокольчик, запись звуков природы, сундучок, зеркала, мячи су-джо.

Вводная часть
Дети входят в зал и становятся в круг.
Воспитатель: В круг широкий вижу я
Встали все мои друзья
Мы сейчас пойдем направо
А теперь пойдем налево
В центр круга соберемся
И на место все вернемся
Все друг другу улыбнемся
Все в сборе-дети, взрослые
Мы можем начинать
Но прежде надо дружно
Всем здравствуйте сказать.
(выполнение самомассажа)

Основная часть
Воспитатель обращает внимание детей на камень с надписью:
Вот чудеса, камень какой-то, ну прямо как в сказке, что же на нем написано? Давайте прочитаем!
«Прямо пойдешь — доброе дело сделаешь», «На лево пойдешь-с другом расстанешься навсегда», «Направо пойдешь- чудо-шкатулку с сюрпризом найдешь»

Воспитатель: Дети, какую из дорог выбираем? Почему? (ответы детей)

Раздается звон колокольчика
Воспитатель: Ребята, кто то звенит, пойду-ка я посмотрю, Это же бабушка-Загадушка.
Входит логопед с колокольчиком
Логопед: Здравствуйте. Это мой колокольчик меня к вам за помощью привел.

А вы знаете, ребятки
Про мои задания-загадки?
Где отгадка, так конец?
Кто подскажет молодец!
А вы любите загадки? А сказки?
А сюрпризы и путешествия?
Послушайте дети
За горами и лесами
Сундучок есть с чудесами
Сундучок да с чудесами
Давайте его отыщем
Вместе с вами!

А находится он в стране красивых слов и добрых дел. Я укажу вам путь. А вы готовы красиво, четко, не спеша говорить?

Для того чтобы было всем понятно, нужно выговаривать все правильно и внятно. Я предлагаю выполнить артикуляционную гимнастику для языка.

«Игра с язычком» (Артикуляционная гимнастика с применением биоэнергопластики).
«Заборчик»
(Улыбнуться, обнажить сомкнутые зубы. Удерживать челюсти и губы в таком положении под стихотворные строки. Затем вернуть губы в исходное положение.)

Вышли утром мы во двор
И построили забор.
Зубки сомкнуты сейчас,
Получилось все у нас.

Описание движений кисти и пальцев руки: исходное положение-кисть руки находиться горизонтально на уровне солнечного сплетения,4 пальца согнуты в нижних фалангах и сомкнуты с большим пальцем, ладонь направлена вниз. Под стихотворные строки пальцы немного сгибаются в области средних фаланг, приподнимаются над большим пальцем и расходятся в стороны, кончики пальцев опускаются вниз. Удерживаем в таком положении кисть, затем вернуть в исходное положение.

«Лопатка»
Улыбнуться, открыть рот, высунуть изо рта и положить на нижнюю губу широкий расслабленный язык. Удерживать язык в таком положении, затем вернуть язык и губу в исходное положение.
Раз, два- потянем вниз,
В лопатку превращаем,
Чтоб был умелым наш язык,
Зарядку выполняем.

И.п.- кисть руки находиться горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз и удерживать в таком положении, затем вернуть в исходное положение.

«Расческа»
Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Закусить язык верхними зубами и протягивать между зубами вглубь рта под стихотворные строки.
Наши зубки — гребешок,
Причесали язычок.
Мы причешем много раз,
Чтоб он гладким был у нас.

И.п. – левая рука расположена вверх ладонью, пальцы правой руки согнуты и расположены на пальцах другой руки. Кисти рук находятся горизонтально на уровне солнечного сплетения. Под стихотворный текст провести пальцами ведущей руки по пальцам и ладони другой руки до запястья, затем вернуться в исходное положение.

«Язычок на прогулке»
Под стихотворные строки улыбнуться, открыть рот, высунуть язык изо рта и поднять вверх, вниз, повернуть к левому углу рта, повернуть вправо. Выполнять перекрестные движения языком 4 раза подряд, затем вернуть в исходное положение и удерживать.
Язычок наш –непоседа,
Не сидит на месте,
Вверх –вниз, вправо-влево,
Любит путешествовать.

И.п.- кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь опущена вниз. Под стихотворные строки поднять кисть вверх, опустить вниз, повернуть влево, вправо. Выполнять перекрестные движения кистью 4 раза подряд, затем вернуться в исходное положение.

Логопед: Вы хорошо справились с заданиями, поиграли с язычком. А теперь в путь. На чем же поедем, а я вам подскажу, отгадайте загадку:
Красный вагон по рельсам бежит,
Всех куда надо, он быстро домчит.
Заливистый звон его нравится детям.
На чем же мы с вами, ребята, поедем? (Трамвай.)

П.игра «Трамвай»
Логопед. Я вам открою секрет: как сделать так, чтобы этот трамвайчик поехал. Главное в трамвае – звоночек, чтобы все знали, что мы едем и уступали нам дорогу. А звенит он вот так … (показывает). Еще трамваю нужны двери, чтобы входить и выходить на остановках. “Двери закрываются” – руки сомкнуть впереди себя. “Двери открываются” – руки разводим в стороны и помогаем голосом: ш – ш – ш. А про колеса забыли! Без них даже сказочные трамваи не двигаются. А стучать колеса будут вот так (топают с усилением звука).

Логопед: Что за чудо островок! На нем домик-теремок! Жители необычные здесь живут. Посмотрите вон они. Да они, нам, что-то говорят. Давайте внимательно посмотрим на них лица, попробуем угадать.
Дети. Это гласные звуки.

Логопед. Как вы догадались, что это звуки гласные?
Дети. Потому что они умеют петь.
Дети с логопедом пропивают звуки.

Игра «Поймай звук»
Если услышите звук «А» -то хлопайте в ладоши, а на звук «У» стучите ногами.Взрослый проговаривает звуки: О,И,К,П,У,А,П,В,И,У,Е,Б,О,А,Ы,Т,У.
Логопед: Ребята, нам пора дальше в путь.1.2.3. повернись и в лесу сказочном очутись! Что за чудо-дерево! И листочки на них висят. Чтобы узнать, что на обороте листа, необходимо отгадать задки.

Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (Волк.)
Кто в берлогу спать ложится, волк, медведь или лисица? (Медведь.) Кто пчелиный любит мед? Лапу кто зимой сосет? (Медведь.)
Это что за зверь лесной? Встал, как столбик, под сосной. И стоит среди травы — уши больше головы. (Заяц.)
Всех зверей она хитрей, шуба рыжая на ней. (Лиса.)
Кто с высоких толстых сосен в ребятишек шишку бросил? А в кусты через пенек промелькнул, как огонек? (Белка.)
Кто колючий, словно елка, носит на спине иголки? (Еж.)

Логопед переворачивает картинки. Предлагает взять детям изображение понравившегося животного и по опорной схеме составить рассказ о нем.
Дети составляют рассказ по опорной схеме.

Логопед. Молодцы ребята! Спасибо вам рассказали мне о животных, что-то я устала, а что это за разноцветные шарики? Давайте поиграем с ними.
Игра-массаж «Ежик на прогулки» (включается презентация про ежа, и раздаются мячи су-джо по количеству детей). Проводится массаж кистей.
Логопед. А под нашим чудо-деревом какие-то звери, кто они? как их называют?

Игра «Назови детенышей»
Дети. Это детеныши животных. Это лисята, волчата, ежата, зайчата.
Логопед. Заблудились в лесу, давай те поможем им найти свою семью.

Игра «Собери семью»
Логопед: Молодцы ребята, помогли животным. А как что за семьи у вас получились?

Игра «Чья семья»
Логопед. Молодцы. Пора нам в путь отправляться.

П.и. По дорожке, по дорожке,
Скачем мы на правой ножке
И по этой дорожке
Скачем мы на левой ножке.
Не сутультесь, грудь вперед
Замечательный народ!
По тропинке побежим
По тропинке побежим,
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки
Сладко потянулись
И друг другу улыбнулись.

Логопед: Ребята, слышите кто-то фыркает?
Выходит Ежик.
Психолог. Здравствуй дети. Вы узнали меня? Куда путь держите?
Ответы детей.

Психолог. Приглашаю на лесную опушку вас.
Психолог (ежик) проводит телесно-ориентированные упражнения, направленные на снятие напряжения и мышечных блоков, для оптимизации мышечного тонуса и активизации работы двух полушарий.
Логопед: Ежик, как здорово ты с нами поиграл. Пойдем с нами путешествовать. Раз, два, три на опушке окажись. Здесь еще есть у меня задание для вас. Смело на экран смотри, да на ответы отвечай.

Показ слайдов презентации на тему предлоги.

Логопед. Какие вы молодцы ребята, вы сегодня так красиво и правильно говорили! Я догадалась, где находиться сундучок. А вы?( на последнем слайде под деревом лежит сундучок)
Дети. Он под деревом.
Ребята находят сундучок.

Заключительный этап.
Логопед. Посмотрите что там внутри, давайте его откроем. Что это? Кого вы видите? (на дне лежит зеркало).
Дети. Себя!
Логопед. Дайте я посмотрю, что за чудеса. Что-то там такое интересно. Это же конфеты! Предлагаю взять, кому понравилось наше путешествие — зеленые конфеты. Кому было не много грустно – желтую конфету. И мне понравилось с вами путешествовать. Нам пора с ежиком возвращаться. До свидания ребята.

Список литературы
1. Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развитие речи дошкольников.-М.: «Астрель», 2007.
2 Волкова, Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
3 Жукова Н.С. Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — Екатеринбург: ЛИТУР, 2003. — 317 с.
4 Журнал Логопед./ C.Д. Танцюра-М.:ООО ТЦ Сфера, 2015-128с.
5 Зайцева И.Ю. Влияние занятий биоэнергопластикой на речевое развитие дошкольников.-Режим доступа:http: // festival.lseptember.ru/articles/103050
6 Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников/Под редакцией Р.Е. Левиной.-М.:Просвещение,1972.
7 Нищева Н.В. Специальное и инклюзивное образование в современном детском саду. Сборник материалов из опыта работы/сост. Н.В. Нищева.- СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.-Вып.1.-240с.
8 Ястребова А.В. Комплекс занятий по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей пяти лет.-М.: Арктур, 2001.
8 Филичева ,Т.Б. Логопедия. Воспитание и обучение дошкольников с ОНР. Программно-методические рекомендации / Филичева Т.Б, Чиркина Г.В., Туманова Т.В.- М.: Дрофа,2009.-183с.

Название: Конспект интегрированной ООД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР II-III уровень
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД , занятия логопеда, старшая группа
Автор: Вяткина Наталья Ивановна
Должность: учитель- логопед
Место работы: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №27»
Месторасположение: Красноярский край, г.Ачинск

Дата изменения: 28.04.2020
Дата публикации: 17.02.2016

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: