Конспект ООД по обучению грамоте с детьми c ЗПР в старшей подгруппе

Конспект ООД по обучению грамоте в старшей подгруппе детей с ЗПР «Звуковой анализ слова»

Зинфира Уразбаева
Конспект ООД по обучению грамоте в старшей подгруппе детей с ЗПР «Звуковой анализ слова»

Конспект ООД по обучению грамоте

с детьми задержкой психического здоровья

в старшей подгруппе

Тема: Звуковой анализ слова.

Составление предложений с заданными словами.

совершенствовать навыки звукового анализа слов: определять гласные, согласные (мягкий, твердый); место звука в слове; делить слова на слоги, определяя количество слогов; обогащать словарный запас детей.

развивать фонематический слух, зрительное восприятие, мышление, внимание, память; развивать умение отвечать на вопросы полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданным словом;

создать хорошее настроение; воспитывать чувство товарищества, умение слушать взрослого и товарищей, желание и умение работать в коллективе; поощрять активность и самостоятельность.

Словарная работа:

звук, слог, слово, предложение, ударение, буква.

Демонстрационный материал: домик одноэтажный, двухэтажный, трехэтажный и герои мультфильма «Смешарики».

Раздаточный: полоски с пятью клеточками, фишки красного, синего и зеленого цвета.

Ход занятия:

1. О. М. Я буду называть слова, а вы в нем гласную найдите и назовите. (кот, кит, лук, лак, дым).

Во стоит одноэтажный

Дальше там многоэтажный,

Упираясь в вышину,

Сотни человек отважных

Их построили однажды,

Чтобы жили в них с тобою

Мы всей дружною семьею.

3. Мы сегодня с вами будем поводить звуковой анализ слова «домик».

Как вы думаете, сколько звуков в слове «домик» (5зв.)

Назовите первый звук в слове («д», какой он?

Назови второй звук, и какой он?

Третий звук («м», четвертый звук («и», пятый («к»?

Сколько гласных звуков в слове («о», «и»?

Какие согласные звуки («д», «м», «к») чем они отличаются?

4. Ребята, Совунья хочет узнать какой ударный звук в слове «домик»«о».

А Нюша предлагает слово «домик» разделить на слоги.

Давайте сейчас разделим слово «домик» на слоги.

Какой первый (хлопками) слог («до», какой второй слог(«мик»?

5. Крош прислал задание в конверте нам. Надо составить предложение из заданных слов.

Дом, построит, новая. (Построили новый дом).

Дом, строители, строить. (Строители строят дом).

Скамейка, дом, около. (Около дома скамейка).

6.Физминутка: По дороге мы идем

Жаркий день, сядем в тень.

Мы под дубом посидим,

Мы под дубом полежим,

А потом домой пойдем.

7. А Лосяш сочинил стихотворение вам. Я его вам прочту, а вы догадайтесь.

Какими словами, похожими на слово «дом» надо закончить каждую вторую строчку.

Жил да был веселый гном

Он в лесу построил (дом).

Рядом жил поменьше гном

Под кустом он сделал (домик).

Самый маленький гномишко

Под грибом сложил. (домишко).

Старый мудрый гном-гномище

Выстроил большой (домище).

Был он стар и был он сед

И большой был (домосед)

А за печкой, за трубой

Жил у гнома…. (домовой)

Очень строгий деловитый,

Аккуратный….(домовитый).

Мох, калину, зверобой

Все из леса нес (домой).

Есть любил он суп вчерашний.

Пил он только квас (домашний).

Каждый день соседи-гномы

Навешали деда (дома).

Всех встречал радушно гном,

Все любили этот (дом).

8. А Капатыч любил придумывать разные слова. Давайте и мы придумаем слова с заданным звуком.

Молодцы. Хорошо отвечали и занимались. А кто скажет, что мы делали на занятии. (Ответы детей).

9. А вот у меня к вам небольшая просьба осталась. Нам надо наших Смешариков поселить в домики.

Но прежде чем поселить Смешариков, послушайте условие:

У кого имя состоит из 1- слога, надо поселить в одноэтажном домике

А у кого имя из 2-слогов, надо поселить в двухэтажном домике

(Бараш, Нюша, Лосяш).

А у кого имя из 3-слогов в трехэтажный домик.

(Капатыч, Совунья, Каркарыч)

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте для детей подготовительной группы с ЗПР -Здраствуйте, ребята! -Вспомните, какое сейчас время года? ВЕСНА -Какой сейчас месяц? АПРЕЛЬ -Ребята, вспомните что же такое ЗВУКИ? (звуки.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР «Поможем Незнайке» Задачи: Коррекционно – образовательные: * развивать фонематическое восприятие; * закреплять образ букв; * закреплять навыки звукового анализа.

Конспект ООД по обучению грамоте «Поездка в Простоквашино» Задачи: познакомить с буквой Р, со звуками Р, Р. Учить преобразовывать слова, определять ударный звук, составлять слова по первому.

Конспект открытой ООД по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы «Приключения Винни-Пуха и звуков [б]-[б’]» Конспект открытой ООД по обучению грамоте у детей подготовительной к школе группы Цели: 1. Познакомить с буквой, закреплять навык послогового.

Конспект по обучению грамоте для деток предварительной к школе группы. Голосовой анализ слова «Слон» Конспект по обучению грамоте для деток предварительной к школе группы Содержание: Голосовой анализ слова «Слон»Цель:• Создать сотворить.

Конспект занятия по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте «Веселые звуки» Программные задачи: Учить подбирать слова похожие по звучанию, определять длину слова. Учить обводит и штриховать. Совершенствовать фонематический.

Читайте также:
Мнемотехника для формирования связной речи

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуковой анализ слова «лес» (старшая группа) Тема: «Звуковой анализ слова «лес». Цель: упражнять детей в определении последовательности звуков в слове. Образовательные задачи: формирование.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуковой анализ слов. Подготовительная группа (ЗПР). Лексическая тема «Зимующие птицы» Тема: Звуковой анализ слов (закрепление). Цели: Познакомить детей со словами, обозначающими действие предмета. Активизировать предикативный.

Открытое занятие по подготовке к обучению грамоте в старшей группе. Звуковой анализ слова «сани» ЦЕЛИ. Учить правильно произносить гласные и согласные звуки; развивать фонематический слух путем различия на слух звуков в словах; совершенствовать.

План — конспект НОД по речевой деятельности: Подготовка к обучению грамоте Тема: «Слова с определенным звуком» План – конспект непосредственной образовательной деятельности по речевой деятельности: Подготовка к обучению грамоте Тема: «Слова с определённым.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
«Волшебный сундучок Дедушки Грамотея»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Виды детской деятельности: Игровая, познавательная, коммуникативная.

Цель занятия: Выявить и закрепить уровень знаний, умений и навыков по разделу «Подготовка к обучению грамоте». Помочь дошкольникам освоить программный материал, добиваться большей активности детей на занятии.

  1. Учить детей называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах.
  2. Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласны)
  3. Совершенствовать навык ответа полным предложением на заданный вопрос расширять активный словарь.
  4. Закреплять навык звукослогового анализа слов.
  5. Формировать умение делить слова на слоги.
  1. Совершенствование навыка звукового анализа.
  2. Развивать графо-моторные навыки.
  3. Развивать слуховое внимание, память.
  4. Развивать логическое и творческое мышление.
  5. Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его.
  6. Закрепить знание гласных и согласных звуков.
  1. Формировать положительную установку на занятие.
  2. Совершенствовать навык переключения с одного вида деятельности на другой.
  3. Развивать навык работы в группе и индивидуально.
  4. Воспитывать интерес к занятиям через использование занимательных упражнений.

Методы и приемы:

Наглядный: Показ, демонстрация, иллюстрация.

Словесный: Художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, пояснения.

Игровой: Сюрпризный момент, игра.

Наглядный материал: сундук, конверт с письмом, ключи, картинки с изображением предметов, карточки с изображением согласных букв, мяч, корзина с кубиками, корзина с игрушечными продуктами.

Раздаточный материал: картинки для штриховки, простые карандаши.

Словарная работа: Алфавит, буквы, слоги, гласные и согласные звуки.

Индивидуальная работа: Побуждать к активной речевой деятельности.

Предварительная работа: Беседа, речевая настройка, чтение художественной литературы.

I. Вводная часть

Дети заходят в группу и встают полукругом.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие. Давайте поздороваемся с гостями, друг другом. Здравствуйте!

Посмотрите на нас!

Мы – ребята, суперкласс!

Дружные и смелые,

Можем многое мы делать,

Клеить, резать, лепить, плести,

Хорошо себя вести!

Посмотрите, вы на нас!

Мы – ребята, суперкласс!

II. Основная часть

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, к нам пришла посылка! Написано: “От Дедушки Грамотея ИЗ СТРАНЫ АБВГДейкин!” Давайте ее откроем и узнает, что там внутри!

(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достает оттуда сундук и письмо.)

Воспитатель: Сундучок- то не простой! С семью замками! Давайте прочитаем письмо:

“Дорогие ребята! Дети старшей группы!”

Пишет вам дедушка Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал вам подарок в сундучке. Но сундучок с семью замками. К каждому замку есть свой ключик. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, ест еще один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха, Дедушка Грамотей.

Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать вместе?

Воспитатель: А вот и загадки есть в письме:

Есть в комнате портрет,

Во всем на вас похожий

Засмейся – и в ответ

Он засмеялся тоже.

Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!

(Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала.)

Воспитатель: А ключ то не простой! На нем задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Дедушки Грамотея! Справимся с этим заданием- один замок откроем!

Воспитатель: Помощники Дедушки Грамотея принесли для вас карточку с изображением цветка. Что это за цветок?

Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Мак. Какой первый звук?

Воспитатель: Звук М. Давайте попробуем пропеть этот звук. М-м-м. Получается? А что нам мешает?

Воспитатель: Если мы не можем пропеть его, то какой это звук?

Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове Мак?

Дети: М-аааа-к! Звук А!

Читайте также:
Логопедический проект: Формирование связной монологической речи

Воспитатель! Давайте попробуем его пропеть!

Воспитатель: Звук А можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?

Воспитатель с детьми пробует пропеть третий звук К и определяют, что он не поется! А значит он согласный!

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключик!

(Воспитатель вставляет ключик в первый замок.)

Воспитатель: Слушайте вторую загадку, где искать второй ключ:

Не куст, а с листочками,

Не человек, а разговаривает,

Не рубашка, а сшита.

Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!

(Находят второй ключ, выполняют второе задание.)

Воспитатель: А задание такое: поиграть в игру “Доскажи словечко” Дедушка Грамотей очень любит стихи. Однажды он начал вспоминать их, но забыл. слава. Давайте поможем Дедушке!

1. Над лугами, над водой

Хлынул дождик проливной,

А потом повисло

В небе коромысло.

2. Утром дед спросил у внучки:

Почему не моешь . (ручки).

3. Михаил играл в футбол

И забил в ворота . (гол).

4. Солнце светит очень ярко,

Бегемоту очень. ( жарко).

5. Где обедал воробей?

В зоопарке у . (зверей).

6. У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из . (лейки).

Воспитатель: Правильно! И следующее задание вам надо выполнить с карандашом и прописью (или тетрадью, можно дать картинки, которые дети должны заштриховать).

(Дети справляются с заданием, открывают ключом четвертый замок.)

Воспитатель: А пятый ключ будем искать вот где:

Дарит чудеса она

В большом ящике живет.

Всем, кто очень любит строить.

Побывать в ней детям стоит. (конструктор).

(Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)

Воспитатель: Вот он ключик, а на нем следующее задание- игра!

Я буду называть действие, а вы будете отгадывать, кто их совершает.

1. Кто и что летает? (Самолет, птица, воздушный шар, бабочка, мух, пушинка, листья желтые с деревьев)

2. Кто и что плавает? (Корабль, доска, человек, собака.)

3. Кто и что греет? (Печь, солнце, грелка.)

4. Кто и что идет (Человек, дождь, снег, время.)

5. Кто и что стоит (Человек, дом, столб, стол.)

6. Кто и что прыгает (Мячик, заяц, человек.)

(Дети выполняют задание, получают ключик и открывают шестой замок.)

Воспитатель: Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:

Бьют его, а он не плачет,

Только выше, выше скачет!

Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ)

Воспитатель: Слушайте последнее – шестое задание! Это игра “Магазин”

Мы пришли в продуктовый магазин. Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук “С”. Что вы купите? Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста.

А теперь мы выбираем продукты, в названиях которых есть звук “К”: картошка, какао, кофе, карамель, крупа, шоколад.

Давайте выберем те продукты, в названиях которых есть звук “М”: молоко, масло, макароны, сметана, мука.

(Когда дети называют слова, можно попросить их придумать предложение с названым словом.)

После выполнения задания дети получают седьмой ключ, вставляют в замок. Сундучок открывается.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!

Дети: Это Печенье! Оно в форме букв!

Воспитатель: Можно и поиграть с буквами, можно и чай с печеньем попить!

III. Заключительная часть

Спасибо Дедушке Грамотею! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Дедушки Грамотея? Что больше понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности? Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! А теперь предлагаю всем пить чай с волшебным печеньем!

Методические разработки. Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте

Одна из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости – задержка психического развития. Дети этой категории составляют около половины стойко неуспевающих в начальных классах общеобразовательных школ.

Многочисленные исследования психологических особенностей детей с задержкой психического развития указывают на то, что у детей данной категории недостаточно сформированы многие психические функции: логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память. Отмечается замедленность процессов переработки сенсорной информации, снижение работоспособности. Кроме того, выявляется чрезмерная эмоциональность, впечатлительность, повышенная утомляемость, двигательная расторможенность либо, наоборот, вялость, апатичность.

Вопросами этиологии и классификации задержки психического развития занимались М.С.Певзнер, Т.А.Власова, К.С.Лебединская. Для практических работников наиболее значима классификация задержки психического развития по этиологическому принципу К.С.Лебединской (1982), которая выделяет четыре формы задержки психического развития: конституциональная, самотогенная, психогенная и церебрально-органического генеза.

Дифференциальная диагностика этих форм указывает на отставание в развитии и ряд характерных особенностей незрелости как эмоционально-волевой, так и интеллектуальной сферы каждой из них.

Дизонтогенез психофизического развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) и, в частности, особенности познавательной деятельности изменяют процесс овладения ими речевой функцией и определяет своеобразие их речевого развития: ограниченность словаря, однообразие синтаксических и недостаток использования морфологических форм затрудняют развернутое высказывание [1;5;6].

Читайте также:
Логопедический альбом: Профилактика и коррекция дисграфии

По исследованиям Г.Н.Рахмановой, Н.А.Цыпиной, у этих детей выявляются трудности в формировании письменной речи, а также недостатки регулирующей функции речи и речевого общения.

На особенности обучения грамоте детей с ЗПР указывают исследования Л.Ф.Спировой, Н.А.Цыпиной, Р.Д.Тригер, Н.А.Никашиной и др. Они указывают на то, что дети с ЗПР и их нормально развивающиеся сверстники, овладевая грамотой, находятся на принципиально разных уровнях.

У детей с задержкой психического развития, в отличие от нормально развивающихся сверстников, чаще наблюдаются недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слуховой памяти, нарушения звукопроизносительной стороны речи (Е.В.Мальцева, Р.Д.Тригер, Н.А.Никашина).

Дети с ЗПР с трудом овладевают анализом и синтезом звукового состава слова, которые лежат в основе обучения грамоте. Кроме этого, они испытывают значительные трудности в ориентировке языковой действительности, не вычленяют из потока речи крупных речевых единиц: предложение, слово. Их речь несовершенна в грамматическом отношении. Они делают ошибки в употреблении предлогов, в согласовании слов в предложении, а также в использовании других синтаксических связей.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьезным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с данной категорией детей.

Подготовка детей к обучению грамоте предусматривает решение следующих задач:

  1. Активизация устной речи. Сделать предметом их внимания слово и предложение в целом, научить практически изменять слова и образовывать новые, сравнивать и обобщать различные явления языка.
  2. Формирование у детей направленности на звуковую сторону речи. Развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки, близкие по артикуляции и по акустическим признакам, что соответствует этапу овладения простыми видами звукового анализа.
  3. Развитие умения детей последовательно выделять из слова звуки, устанавливая их точное место в слове, а также количество звуков в слове.

Работа по обучению грамоте строится поэтапно. При разработке содержания и методов обучения детей с ЗПР на подготовительном этапе учитывались достижения как специальной, так и общей педагогики и психологии.

Эффективность обучения и воспитания обеспечивается максимальным использованием практической деятельности детей на занятиях, а также использованием игровых приемов, наглядного и дидактического материала, разнообразных пособий, позволяющих формировать интерес к занятиям и активно усваивать новое.

Применяются следующие виды дидактического материала:

  1. предметные и сюжетные картинки;
  2. текстовой материал (стихи, загадки, рассказы, сказки, скороговорки, чистоговорки, поговорки, потешки);
  3. разнообразный игровой материал (ребусы, кроссворды, шарады);
  4. схемы и таблицы и др.

При использовании дидактического материала на занятии по обучению грамоте педагоги должны придерживаться ряда требований:

  1. Отбор наглядного, занимательного и практического материала осуществляется в соответствии с задачами обучения, а также с учетом уровня психофизического развития детей, индивидуализации заданий.
  2. Отобранный материал эффективно используется на занятии по обучению грамоте.
  3. Педагог осуществляет руководство деятельностью детей при работе с подобранным материалом.
  4. Игры, задания, упражнения применяются как для закрепления материала, так и для решения новых задач.
  5. Практикуется создание положительных эмоций, способствующих более осознанному восприятию предлагаемого материала.
  6. Необходимо сочетать наглядные средства с использованием речевых приемов и методов.
  7. Следует производить варьирование демонстрационного материала и практической деятельности.

В современной методической литературе имеется большой арсенал дидактических игр. Многие педагоги, проявляя творчество в своей работе, придумывают их самостоятельно.

Предлагаются следующие задания, игровые упражнения и дидактические игры, которые можно использовать при подготовки детей к обучению грамоте:

  • уточнить артикуляции звука (узнать по картинкам, по губам);
  • определить наличие или отсутствие заданного звука хлопками, сигналами, картинками;
  • отобрать картинки, в названии которых есть изучаемый звук, утрированно его произнося;
  • придумать слова, в которых изучаемый звук слышится в начале, середине, в конце слова;
  • узнать, какой звук часто встречается в рассказе, стихотворении;
  • находить в сюжетной картинке предметы или их части, в которых есть нужный звук;
  • отгадать загадку и выделить первый или последний звук в словах-отгадках;
  • выделить из ряда слов, произносимых педагогов, те, в которых имеется заданный звук;
  • выделить из предложения слова с заданным звуком.

Таким образом, работа по обучению грамоте детей с задержкой психического развития проводится системно, поэтапно, предусматривает использование целого комплекса дидактического материала, который применяется в различных формах организации детей: фронтальные, дифференцированные и индивидуальные задания. Систематическое его применение и продуманная методика работы обеспечивает возможность лучшего усвоения учебного материала, развития устной речи, формирования интереса к учебной деятельности в целом и освоение основ грамоты.

Конспекты составлены по лексическим темам.

Список литературы:

  1. Обучение детей с ЗПР в подготовительном классе // Под ред. В.Ф.Мачихиной, Н.А.Цыпиной. М., 1992.
  2. Обучение детей с ЗПР (пособие для учителей) //Под ред. В.И.Лубовского. Смоленск, 1994.
  3. Рахманова Г.Н. Особенности построения предложений в речи младших школьников с задержкой психического развития //Дефектология. 1987. №6.
  4. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития. Минск, 1989.
  5. Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Дидактический материал по русскому языку для работы с детьми с задержкой психического развития. М., 1992.
  6. Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития. М., 1990.
  7. Яссман Л.В. Особенности употребления грамматических категорий детьми с задержкой психического развития //Дефектология. 1976. №3.
Читайте также:
Планирование работы с родителями, воспитывающими детей раннего возраста с ЗПР

Конспект ООД по обучению грамоте и развитию речи в старшей группе ДОУ

– Ребята, посмотрите, как много гостей сегодня у вас в детском саду. Давайте поздороваемся с ними. Здравствуйте! А я сегодня пришла в гости в ваш детский сад, чтобы подружиться с вами. А чтобы познакомиться поближе, предлагаю собрать пирамиду из наших ладошек. Меня зовут Ольга Ивановна (протягивает ладонь). Кто следующим назовет свое имя (дети поочереди называют свои имена) называем свои имена и кладем ладошки друг на друга. Какая замечательная получилась пирамидка из наших дружных ладошек.
Будем мы всегда дружить,
Будем дружбой дорожить.
С дружбой не страшны ненастья.
Дружба – это только счастье!
– Ой, ребята, вы слышите эти странные звуки. Как вы думаете, что это? (ответы детей). Интересно, кто же это сегодня у нас не выспался. Может быть ты, Маша. Или ты, Даша. Ой, смотрите (появляется зевающее солнышко).

– Ой, так это же солнышко не выспалось. Милое солнышко, что-то ты сегодня долго спишь, пора просыпаться.
Солнышко:
В небе синем я гуляла, и звук [Л] свой потеряла.
Я теперь не солнышко, имя мое Сонышко.

Целый день теперь я сплю, тепло людям не дарю.
Звук быстрее отыщите, солнце на небо верните.
Буду я тогда опять в небе голубом сиять.
– Ребята, видите, какая беда случилась, потерялся звук [Л] в слове солнышко.
– А что такое звук (звук – это то, что мы слышим и произносим).
– А чем он отличается от буквы?
– А где же мы будем искать с вами звук [Л].
– А я предлагаю нам отправиться в Звукоград. Но какие дети оправятся со мной в путешествие?
– Может быть грустные (нет, веселые).
– Мы возьмем с собой не трусливых детей, а каких? (храбрых, отважных).
– Не ленивых, а каких? (трудолюбивых).
– А может быть, в путь отправятся злые дети? (нет, добрые).
– А найти дорогу в Звукоград нам помогут солнечные зайчики. Берем друг друга крепко за руки и отправляемся в путь (под музыку «Солнечные зайчики» дети идут, взявшись за руки).

– Вот мы и добрались до города Звукограда, а оказались мы на улице, где живут гласные звуки. А что вы знаете о гласных звуках? (гласные звуки поются, их можно пропеть как песню; когда мы их произносим, воздух не встречает преграды, нам не мешают ни губы, ни зубы, ни язык).
– А у гласных звуков есть любимая песенка. Предлагаю Вам ее пропеть с помощью волшебных перчаток. Надеваем перчатку на правую руку, это наши помощники, которые будут нам помогать петь песенку. Все справились? Вот какие веселые помощники у нас сегодня.
– Итак, звук [А], что у нас происходит, когда мы произносим звук [А] (наш рот широко открывается). А рука – помощница покажет, как широко открывается рот, вот как А-А-А.
– А когда произносим звук [У], сто у нас происходит с губами? (они вытягиваются в маленькую трубочку). Рука – помощница покажет, как они вытягиваются У-У-У-У, вот как.
– А когда произносим звук [О] губы (округляются). Как рука может показать? О-О-О-О.
– А когда произносим звук [И] (губы улыбаются, растягиваются в улыбку). Рука-помощница покажет, как губы растягиваются в улыбку.
– И сейчас я предлагаю вам послушать песенку гласных звуков.
Звучит музыка «Логопедические распевки».
– Теперь споем ее вместе, можете пользоваться вот этой подсказкой.
– А кто самый смелый и попробует спеть песенку самостоятельно?
– Молодцы, как вы хорошо поете! Ребята, как вы думаете, сможем ли мы на улице гласных звуков найти потерявшийся звук [Л]. Почему мы не можем найти здесь этот звук? (потому что он согласный) Тогда я предлагаю отправиться на улицу согласных звуков. Беритесь крепко за руки и в путь (под музыку «Солнечные зайчики» дети идут, взявшись за руки).

– Вот мы и на улице согласных звуков. Давайте вспомним все, что мы знаем о согласных звуках (согласные звуки бывают твердые и мягкие, твердые звуки мы обозначаем синим цветом, а мягкие – зеленым). На улице согласных построен новый дом. Все жители собрались, но никак не могут разобраться, кто в какой квартире будет жить. Давайте им поможем расселиться. Рассаживайтесь, как вам удобно. Как вы думаете, что обозначают синий и зеленый цвета окошек? В эти квартиры мы заселим жителей, в названии которых первый звук согласный твердый.
– А сюда мы заселим жителей, в названии которых первый звук согласный мягкий. На первый этаж поселим жильцов в названии которых 1 слог, на второй этаж тех, в названии которых 2 слога, на третий – 3 слога (идет «заселение») дети объясняют.
– Есть ли в начале всех этих слов потерявшийся звук [Л]? (нет)
Вы наверное устали, давайте немного отдохнем, вместе с солнечными зайчиками поиграем, берите друг друга за руки и идем по кругу.
Физкультминутка «Солнечные зайчики»

Читайте также:
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции нарушений произносительной стороны речи (Автоматизация свистящих звуков)

Ой, ребята, смотрите, один из жильцов дома хочет нам помочь отыскать пропавший звук [Л], давайте послушаем, что он нам скажет.
Лимон:
Я подскажу, где звук искать,
Но прежде вы мне помогите.
И схему к имени лимон
Скорей, ребята, подберите.
Ну что же, ребята, я думаю, что и со схемой мы тоже справимся! Проходите к столу.
(Разбор схем, выбор схем, которая подходит к слову лимон).
Ребята, схему мы с вами нашли правильно, и теперь я думаю, что лимон нам подскажет, где же найти пропавший звук [Л].
Лимон:
Чтобы братца вам найти,
К речке нужно подойти.
Там за речкою дуга,
А зовется радуга.
Краску в ней мою найдите,
В ней пропажу отыщите.

А вот речка, а какая над ней красивая радуга. Давайте подойдем к ней поближе. Ребята, а как же нам найти в радуге звук [Л]? (проблемная ситуация). Возможно звук [Л] спрятался в названии цветов радуги. Давайте это проверим. Мы назовем все цвета радуги и попробуем найти тот цвет, в котором спрятался звук [Л].
В двух цветах радуги есть звук [Л]. Может мы заберем оба цвета?
Нет, нам нужен только один цвет. Вы помните, что говорил лимон? Он просил найти такой же цвет, как у него. А какого цвета лимон? Правильно, желтого, поэтому мы берем только желтую краску.
Посмотрите, радуга приготовила для нас все свои краски, выбирайте ту, которая нам необходима и отправляемся в обратный путь. Берите друг друга крепче за руки. (Идут под музыку)

– Дорогое солнышко, принимай пропажу. Теперь ты снова солнышко! Свети ярче!
Солнышко:
Ой, спасибо вам, ребята,
Как я рада, как я рада.
Буду весело сиять,
Вас, детишки, согревать.
– Ребята, а давайте расскажем солнышку, где мы были и что интересного увидели. (Ответы детей)
А за то, что вы такие дружные, такие добрые и умные, солнышко дарит вам в подарок свои веселые солнечные лучики, пусть они радуют вас и напоминают о нашем интересном путешествии.
До новых встреч, ребята!

Конспект НОД по обучению грамоте с использованием упражнений по развитию мелкой моторики руки в старшей группе. Игровое занятие «Мудрый Филин»

Данная образовательная ситуация разработана для детей 5-6лет, проводится со всей группой в игровой форме.

План-сценарий сюжета игровой ситуации.

1. Вводная часть: Сюрпризный момент. Игра «Птицы»

2. Основная часть

2.1. Первое задание: Упражнение «Длина слов». Игра «Ласковое словечко»

2.2. Второе задание: Игра «Подели слово»

2.3. Третье задание: Игровое упражнение «Посели в домики»

2.4. Четвертое задание: Составь предложение

2.5. Пятое задание: Игровое упражнение «Цветные совята». Игра «Веселый карандашик»

3. Заключительная часть.

Речевой материал, оборудования: предметные картинки, картина с изображением леса, перо птицы, сундук, мячик, слоговые домики 3 шт., аудиозапись (шум леса, голоса птиц, песня из мультфильма), трафареты совят, цветные карандаши, счетные палочки, мольберт, мягкая игрушка филина, мост из мягких кубов, бубен, корзина, половинки альбомного листа.

Игровое занятие «Мудрый Филин»

Цель: закрепление пройденного материала, развитие интереса у детей 5-6 лет к обучению грамоте.

Задачи:

  • закрепить понятие слог, слово, предложение;
  • закрепить умение в составлении слов из слогов;
  • упражнять в делении слова на слоги;
  • закрепить умение различать гласные и согласные буквы;
  • развивать внимание, мышление;
  • мелкую моторику рук;

Воспитательные: воспитывать интерес к началам грамоты.

Ход образовательной ситуации

Воспитатель. Ребята, когда сегодня я шла в наш детский сад, то мне на ладошку опустилось перо волшебной птицы. Как вы думаете, кому принадлежит это перо.(дети называют разных птиц, места обитания птиц). Ребята я предлагаю вам отправиться в интересное путешествие и найти хозяина пера.

Вводная часть

Воспитатель. Ой, ребята, я что-то позабыла какое время года сейчас (ответы детей). Да правильно зима! А чтобы нам с вами не замерзнуть мы с вами немного разогреем наши ладошки.

ИГРА «Птицы»

МЫ В КАРМУШКИ НАШИ (ладошки домиком)

НАСЫПАЛИ ЗЕРНО (пальчиками делаем движения)

Пусть клюют все птицы (пальчики вместе, стучим в правую ладошку, в левую ладошку)

Очень вкусное оно! (язычком облизываем губки)

А теперь их посчитаем (сжимаем кулачок)

Их сегодня ровно пять (разжимая считаем12345)

Вот ворона, воробей (считаем на правой потом левой руке пальчики)

Пара красных снегирей!

Основная часть

Воспитатель. Ну что, нам пора отправляться в путь! А укажет нам его наше волшебное перо. (воспитатель обращает внимание детей на картину с изображением зимнего леса)

Читайте также:
Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников с ОНР

Ребята что изображено на картине?(ответы детей) А какой еще бывает лес? (ответы детей– дремучий, густой, красивый, еловый, осенний, лиственный).

Воспитатель. Ребята, чтобы попасть в лес нам надо пройти через мост(сделан из мягких кубов) , но это не просто. Пройдет тот, кто назовет свое имя по слогам правильно.(Воспитатель идет первая говоря имя «НА-ТА-ША»)

Дети проходят по одному и говорят свои имена по слогам.

Воспитатель. Молодцы! Мы попали с вами в лес. (звучат звуки леса, голос птицы) Закройте глаза и вдохните глубоко носом, представьте себе как пахнет зимний лес (релаксационное дыхание). Ой! Ребята, слышите кто-то далеко-далеко нас зовет (у-у-у-). Отгадайте загадку.

Загадка:

«Ночью он летает
Для еды мышей добывает
Как становится светло
Улетает спать в дупло»

Воспитатель. Правильно ребята! (воспитатель показывает мягкую игрушку филина.) вот мы с вами и нашли чье это перо. Это мудрый филин, он нас приглашает в свою лесную школу.

В зоне природного уголка имитированная школа. Дети проходят на стулья расставленные полукругом

Воспитатель. Проходите и присаживайтесь! Ребята, давайте вспомним правила поведения на занятиях:

Один, два, три, четыре, пять
Будем с вами мы играть
Внимательно слушать, размышлять
И друг другу не мешать
Четко внятно говорить
Не шуметь и не шалить!

Мудрый филин приготовил для нас волшебный сундучок. Чтобы его открыть, надо всем вместе сказать волшебные слова: «Золоченый сундучок, ты открой нам свой бочок».

Воспитатель. Ребята посмотрите, здесь для вас задания от мудрого Филина. Вы справитесь с ними? (ответы детей) Тогда начнем!

Первое задание.

Загадка:

Оно может приласкать
Может грубо наказать
Можно тихо прошептать
Может громко нас позвать
Его можно написать.
Что это?

Воспитатель. Правильно, это слово. Какие бывают слова? (короткие и длинные) А как узнать? (Надо измерить).

Упражнение «Длина слов».

Воспитатель. А сейчас Мудрый филин проверит, много ли вы знаете слов? Он покажет вам картинки, а вы по очереди называете, что на ней нарисовано и «измеряете» слово с помощью ладошек. Одна ладошка – короткое слово, 2 ладошки – длинное. (Дети показывают ладошки)

Воспитатель. А теперь слова будем преобразовывать.

Дети становятся в круг.

Игра «Ласковое словечко» с массажным мячиком

(катаем между ладоней и передаем по кругу).

«Мяч массажный ты поймай,
По ладоням покатай
И словечко приласкай!»

Воспитатель называет детям слова: снег – (ответ ребенка) снежок, ветер-ветерок, гриб-грибок, мороз-морозец, лед-ледок…

Второе задание Мудрого филина

Ответьте на вопрос: Как еще можно измерить слова?

Ответы детей (Слогами)

«Сколько слогов в слове,
Как узнать?
Пора в бубен ударять!»

Игра «Подели слова»

(с помощью бубна)

Воспитатель называет слова, ребенок простукивает слово в бубен. Филин, Машина, корова, кукла, мяч, собака….

Переход к столам

Третье задание

Воспитатель. Ребята, какие вы молодцы и с этим задание справились. У Мудрого филина есть ученики-совята. Вчера на уроке они немного пошалили, перепутали все слова, которые жили в домиках. Испугавшись своего учителя, совята улетели. Филин просит вас все исправить. Давайте ему поможем!

Игровое упражнение «Посели в домики».

Дети раскладывают картинки в слоговые домики.

Например: мяч – поселится в домике с одним окошком, ворона– с тремя окошками.

Воспитатель. Ребята давайте немного поиграем под музыку. Встаем все в круг и приготовим свои руки.

Физминутка: «Спой и покажи руками».

Аудиозапись с применением пальчиковой разминки.

По окончании разминки восстанавливаем дыхание

Воспитатель. А теперь ребята ровно, ровно подышали!

Глазки, глазки поморгали

И на стулья сели.

Четвертое задание Мудрого филина

Воспитатель. Что умеют делать слова? (Строиться в предложения)

Составьте предложения, по картине применяя счетные палочки, а Мудрый филин проверит, как вы справились с заданием.

(на доске у воспитателя графическое изображение предложений, с помощью счетных палочек каждый ребёнок индивидуально выкладывает предложение на столе)

Пятое задание
Игровое упражнение «Цветные совята»

Воспитатель. Ребята, посмотрите, кто это спрятался у нас в корзине!? Да это же совята-ученики Мудрого филина.

Воспитатель достает трафареты нарисованных совят.

Воспитатель. Когда совята улетели в лес от своего учителя, то попали под мокрый снег и стали бесцветными. Давайте раскрасим совят, и вернем их в школу Мудрого Филина. Но смотрите внимательно, каждый совенок имеет свое имя. На этом совенке стоит буква «А» (гласная). Какого цвета вы должны использовать карандаш (ответы детей). А на этом совенке стоит буква «Р», значит, мы возьмем синий (ответы детей) карандаш. Прежде чем приступить к заданию возьмите карандаш любого цвета, мы с вами немного поиграем.

Игра «Веселый карандашик»

Пальчиковая гимнастика с карандашом.

(дети выполняют движения с карандашом по тексту)

Карандаш я поверчу,
Вправо влево как хочу.
Карандашик я сжимаю,
И ладошку поменяю.
Карандаш не отдыхает,
Между пальцами гуляет.
Карандашик поднимаю,
Крепко пальцами держу.
Нарисую я ладошку,
Отдохну совсем немножко!

Читайте также:
Домашнее задание для детей старшей логопедической группы по лексической теме Овощи, огород

Дети рисуют свои ладошки на листе.

Воспитатель. Молодцы! Мудрому Филину понравилось, как вы справились со всеми его заданиями, помогли совятам, и он вас приглашает в свою школу, чтобы продолжить обучение.

Наше с вами путешествие к Мудрому Филину подошло к концу. Что вам больше всего понравилось? Чему вас научил Мудрый Филин?

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Волшебный сундучок Деда Грамотея»

Подсосновский детский сад «Солнышко»

филиал МБОУ «Подсосновская СОШ»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе

«Волшебный сундучок Деда Грамотея»

Воспитатель: Сокол Светлана Михайловна

1 квалификационная категория

Тема: «Волшебный сундучок Деда Грамотея»

Цель: обобщение знаний о звуках, совершенствование навыка звукового разбора слова.

Задачи:

Обучающие:

1. Совершенствовать умения различать согласные твердые и мягкие.

2. Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова.

3. Закреплять умение детей делить слова на слоги.

4. Продолжать учить детей составлять предложение с заданным словом.

5.Формировать у детей умение подбирать противоположные слова по смыслу.

Развивающие:

1. Развивать внимание, память, воображение, словесно-логическое мышление;

2. Развивать способности слухового и зрительного анализа.

3. Развивать фонематический слух;

4. Развивать мелкую моторику руки.

Воспитательные:

1. Формировать у детей умения работать в коллективе.

2. Воспитывать навык самостоятельной деятельности.

Методы и приемы: игровой, наглядный, словесный, практический.

Демонстрационный материал: картина-схема слова САНИ, красные, синие, зеленые фишки-звуковички, указка, посылка, письмо, сундучок, ключ, медали,

Раздаточный материал: карточки, фишки, тетради в клетку, карандаши.

Предварительная работа: разучивание физкультминутки.

Ход занятия :

Все вместе в кругу: Здравствуй, солнышко родное!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, ты, и здравствуй ,Я!

– Ребята! К нам пришла посылка! Давайте прочитаем, что же на ней написано? – От кого: «От Деда Грамотея»

Откуда: « Из страны АБВГДейки»!

Кому: «Ребятам старшего возраста, группы «Пчёлки»

– Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри. (Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундучок и письмо) – Сундучок-то не простой! С волшебным замочком! И еще письмо. «Дорогие ребята группы «Пчёлка»! Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок не обычный, с волшебным замочком. У него есть ключ, но его нужно найти. Мои волшебные помощники спрятали ключ у вас в группе. Если выполните мои задания правильно, то узнаете где его найти. Когда откроете сундучок вас ждет сюрприз. Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха! Дед Грамотей.»

– Вот это да! Очень интересно узнать, что находится в сундучке? Будем выполнять задания, чтобы найти ключ?

Дети стоят в кругу, воспитатель бросает мяч по очереди детям.

Задание 1. Дидактическая игра «Скажи наоборот»

– Ребята предлагаю поиграть в игру, я буду бросать мяч со словом ,вы должны сказать противоположное по смыслу, скажи наоборот.

Холодный – теплый, хрупкий – крепкий, мягкий-твердый, глубокий-мелкий, легкий – тяжелый, длинный – короткий ,тонкий- толстый .

Найди одинаковый звук в словах: я буду называть слово, если вы услышали звук (С) должны хлопнуть ,так мы узнаем кто у нас самый внимательный. слон, помидор, лиса, автобус, стол, машина, сосна, бусы.

Вот какие молодцы, с первым заданием справились!

Проходите на свои места.

-Ребята, какое сейчас время года?(зима)

–Какие зимние забавы вы знаете? Ответы детей.

Послушайте загадку о зимнем развлечение:

Всё лето стояли,

Помчались с горы. (Сани)

Дед Грамотей очень любит зимой кататься на санях, вот и придумал нам такое задание. Посмотрите внимательно на картинку.

Разбор слова САНИ.

Возьмите карточки. Будьте внимательны.

– Сколько слогов в слове САНИ? (Два) СА- НИ. Прочтём первый слог (СА), второй слог (НИ)

Ребята, давайте медленно хором проговорим слово «САНИ». (индивидуальные вопросы детям)

Лиза , из скольких частей состоит это слово? (две)

Как звучит первая часть слова? (СА)Произнеси вторую часть слова.(НИ)

Какой первый гласный звук ты услышала? (А). Какой гласный звук слышится в конце?( И) Ребята, почему звук (А) гласный (его можно протянуть).

Сколько гласных в слове мы слышим (Два). Сколько слогов в этом слове? (два), почему вы так решили? (сколько гласных в слове столько и слогов)

А какой первый звук в этом слове? (С) Это какой звук гласный или согласный? Почему вы решили, что это согласный звук (его нельзя протянуть, он встречает препятствие, звук твердый ,упругий. ). Какой фишкой будем отмечать согласный звук? (синей). Отметьте нужной фишкой у себя на карточках первый звук «С », фишку какого цвета вы выберите(синего) молодцы! Гласные звуки каким цветом отметим? (красным). Выложите второй звук. Произнесите его,(А) какую фишку вы возьмете для этого звука? (красную) Почему вы так решили (ответы детей)

Какой следующий звук? Звук «Н ь» гласный или согласный, почему? (дети отмечают звук зелёной фишкой. Почему вы так решили? Произносим звук мягко, ласково. Протяните последний звук в этом слове, как он звучит (И-и) (работа со звуком аналогично)

Читайте также:
Паспорт логопедического кабинета

Ваня выложи схему слова, которая у тебя получилась.

Ребята, вы согласны с Ваней? (да). Какие вы молодцы, все справились с заданием!

Придумайте предложение со словом САНИ. (У нас быстрые сани.)

Молодцы, ребята! Справились и с этим заданием, приглашаю вас отдохнуть.

Физминутка.

«Что нам нравится зимой?» (музыкальное сопровождение)

Что нам нравится зимой? Хлопки.

Белые полянки. Развести руки в стороны.

И на горке снеговой Поднять руки вверх (показать«горку»).

Лыжи или санки (2 р.). Ходьба лыжника.

Что нам нравится зимой? Хлопки.

Мягкие сугробы, Показать сугробы.

Чтоб копаться день –деньской Имитировать копание снега лопатой.

Крепость делать чтобы (2 р.). Лепить снежки.

Что нам нравится зимой? Хлопки.

Потеплей одеться, Имитировать одевание одежды.

В шубке тёплой меховой, Похлопать ладошками по одежде.

На морозе греться (2 р.). Прыжки.

-Ребята присаживайтесь за столы , прежде чем приступить к следующему заданию ,давайте разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Только уставать начнём,

Сразу пальцы разожмём,

Мы пошире их раздвинем,

Дети вытягивают руки вперёд, растопыривают пальцы, напрягают их как можно сильнее, а затем расслабляют, опускают руки и слегка трясут ими.

Задание 3

– Дед Грамотей приготовил ещё интересные задания, ведь нам нетерпится узнать что же в сундучке. Вам нужно дорисовать узор и продолжить ряд .Приступайте к выполнению задания

Диктант « ключик» Слушайте внимательно.

Поставь точку в серединке листка слева. Начинай рисовать линии от этой точки: отсчитай 8 клеток вправо, 2 вверх, 4 вправо, 5 вниз, 4 влево, 2 вверх, 4 влево, 3 вниз, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 влево, 1 вверх.

– Ребята, что у нас получилось? (ключ) Вы выполнили все задания, а вот и ключ от сундука. Ключ лежит на столе. Давайте откроем сундучок и посмотрим, какой сюрприз нас ждет. Сюрприз – медали от Деда ГРАМОТЕЯ за хорошую работу. Спасибо Деду Грамотею!

Итог занятия:

– Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея?

– Что больше всего понравилось?

– Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки!

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в подготовительной группе «Слог. Деление слов на слоги»

Тип занятия: закрепление. Задачи: — закрепление понятия «слог»; — закрепление умения делить слова на слоги (на слух, при помощи хлопков и т.д.); — развитие умения определять количество слогов в слове и их последовательность, — развитие умения подбирать слова по одному данному слогу, — закрепление умения различать гласные и согласные звуки; — закрепление умения составлять простые предложения, определять количество слов в предложении, составлять схемы предложений; — развитие речи детей, внимания, памяти, мелких мышц рук.

Ход занятия:

1. Организационный момент: — Ребята, сегодня, я получила письмо от наших знакомых из зоопарка. Вспомним, с кем мы познакомились на прошлом занятии (слон, лиса, кенгуру)? В этом письме они просят нас о помощи. У них в зоопарке пропал медвежонок. Поможем им найти медвежонка? За правильное выполнение заданий, мы будем получать часть картинки, и когда сложим все части вместе, мы узнаем, куда же пропал медвежонок. 2. Повторение пройденного материала. — На прошлом занятии наши герои познакомили нас понятием «слог». Вспомним, что такое слог. Слоги – части слова, на которые оно делится при произношении. Есть короткие слова, они состоят из одного слога, а есть длинные, они состоят из двух, трех и даже четырех слогов. Подскажите мне, как мы можем посчитать количество слогов в слове (ответы детей). — Правильно, чтобы определить, сколько слогов в слове, можно поставить ладошку под подбородок и произнести слово: сколько раз подбородок коснется ладошки, столько в этом слове и слогов (например: слон, лиса, кенгуру). Также слово можно прохлопать или прошагать. — А еще нужно запомнить правило: сколько в слове гласных, столько и слогов. 3. – Итак, наше первое задание, посчитать (прохлопать) количество слогов в словах: енот, пингвин, тигр, фламинго, лось, пеликан. Молодцы, все справились с заданием правильно. 4. «Кто в домике живет?» На доске три домика, с разным количеством окошек. — Ребята, необходимо посчитать количество слогов в словах и разложить картинки по домикам. В первый домик – картинки, в названии которых один слог; во второй – картинки, в названии которых два слога; в третий домик – картинки, в названии которых три слога. Картинки: слон, лиса, волк, тигр, заяц, бегемот. — Молодцы, за это задание мы получаем часть картинки. 5. – Ребята, посмотрите, какой необычный поезд к нам сегодня приехал. У этого поезда всего два вагона: синий и красный. Нам нужно распределить картинки по этим вагонам. В синем вагоне поедут картинки, названия которых начинаются на согласный звук, а в красном – картинки, названия которых начинаются на гласный звук. Картинки: акула, удочка, иглы, аист, барсук, дом. 6. – А теперь вспомним, из чего состоит наша речь (из предложений). Сейчас мы должны будем составить схемы предложений (дети получают карточки). Вспомним: первое слово в предложении всегда начинается с большой буквы. Какая нам понадобится карточка? (полоска с уголком). В конце предложения, обязательно ставим точку. Точка указывает на то, что предложение закончено. Предложения: Лиса рыжая. Уши слона велики. Кенгуру высоко прыгает. Медвежонок очень любит мед. — Молодцы, получаем еще одну часть картинки. 7. Физкультминутка. 8. «Соберем пирамиду». На доске картинки (лев, жираф, зебра, дикобраз, носорог, кенгуру). — Вам необходимо составить пирамидку из картинок. Наверху пирамидки слово, которое состоит из одного слога, ниже из двух и внизу из трех слогов. 9. «Молчуны». — Теперь я называю слово, а вы делите слово на слоги хлопками и показываете количество слогов на пальцах. Слова: павлин, леопард, страус, панда, бурундук, горилла, кабан 10. – Ребята, сейчас я буду называть вам слог, а вы должны придумать слова, которые начинаются на этот слог. Слоги: са- (самолет, самокат, сапоги, самовар), бу- (буква, бублик), ма- (мама, машина, магазин), ла- (лампа, ласточка). — Молодцы, получаем еще одну часть картинки. 11. Работа в тетрадях. «Фрукты и овощи». Соберите в одну корзину фрукты и овощи, в названии которых, два слога, в другую, в названии которых – три слога. Часть картинки.12. Итог занятия. — Молодцы, мы собрали все части картинки и теперь знаем, где медвежонок. Оказывается, он отправился в гости к пчелкам, полакомиться медом. Наши друзья нас благодарят. В конце занятия каждый ребенок получает поощрительный приз. — Ребята, вспомним, что мы делали сегодня на занятии? — Что понравилось вам больше всего?

Читайте также:
Конспект логопедического урока (Звук и буква И)

Автор: Федосеева Каринэ Минасовна, учитель-дефектолог, МОУ «Новогуровская средняя общеобразовательная школа», Тульская область, Россия

Статья размещена в авторской редакции

Как правильно делить слова на слоги?

Слова делят на фоне­ти­че­ские сло­ги в соот­вет­ствии с коли­че­ством глас­ных зву­ков. В сло­ве содер­жит­ся столь­ко сло­гов, сколь­ко в нем зву­чит глас­ных. Один глас­ный звук в окру­же­нии соглас­ных созда­ет одно­слож­ное сло­во, кото­рое не делит­ся на слоги:

  • сом
  • крот
  • вальс
  • брод

Чтобы мож­но было раз­де­лить сло­во на сло­ги, в нем долж­но быть не менее двух глас­ных зву­ков, кото­рые обра­зу­ют дву­слож­ные сло­ва:

  • ё-жик
  • до-мик
  • са-лат
  • кро-лик

Если сонор­ный соглас­ный нахо­дит­ся меж­ду дву­мя глас­ны­ми, то он отхо­дит к сле­ду­ю­ще­му слогу:

  • во-рон
  • ку-лон
  • ко-рысть
  • кла-ня-ться (-ться зву­чит как [ца])

При деле­нии на сло­ги учи­ты­ва­ем, что слог закан­чи­ва­ет­ся глас­ным, а груп­па после­ду­ю­щих шум­ных соглас­ных в соче­та­нии с сонор­ным зву­ком или без него отхо­дит на гра­ни­це сло­го­раз­де­ла к сле­ду­ю­ще­му фоне­ти­че­ско­му слогу:

  • но-чник
  • кро-вля
  • про-бка
  • со-зда-ни-е

Только непар­ные звон­кие соглас­ные в сере­дине сло­ва могут закрыть слог:

  • ал-фа-вит
  • строй-ка
  • квар-тал
  • лан-ды-ше-вый
  • бе-сшум-ный

Если в сло­ве име­ют­ся оди­на­ко­вые соглас­ные, то они начи­на­ют сле­ду­ю­щий фоне­ти­че­ский слог:

  • про-гра-мма
  • те-нни-сный
  • кро-ссо-вки
  • па-ра-ллель

Это деле­ние на сло­ги фоне­ти­че­ское, кото­рое не сов­па­да­ет с орфо­гра­фи­че­ским пере­но­сом слов с двой­ны­ми согласными.

Буквы «й», «ь», «ъ» при­над­ле­жат сло­гу, после кото­ро­го пишутся:

  • рей-ка
  • хлопь-я
  • отъ-езд
  • подъ-ём-ный

Укажем поря­док деле­ния слов на сло­ги с помо­щью сле­ду­ю­ще­го алгоритма.

Основная часть.

1. Игра «Живые звуки».

Учитель-логопед распределяет звуки каждому обучающемуся: Алина- звук зь

, Ваня — звук
и
, Лера -звук
м
, Яна- звук
а
. (Дети выходят к доске и составляют слова
зима
, вставая в заданном порядке). Умнички! Сколько звуков в слове зима?- Четыре! — Гласные звуки, шаг вперёд! Сколько гласных в слове? — Два! – Значит, сколько слогов в слове зима?- Два!- А как ты догадался?- Потому что сколько в слове гласных, столько и слогов. – Подружитесь гласные с согласными (обучающиеся образуют две пары, взявшись за руки), сядет на место первый слог, теперь второй. Не забываем проверять свои спинки, когда сидим за партой..

2. Таблицы для чтения.

Учитель-логопед : У вас на партах лежат листы со слогами. Вспомним, что значит читать слоги в строчку и в столбик. Повторим, где у нас левая рука и правая рука. Теперь будем читать слоги по инструкции. Алина читает третью строчку сверху вниз слева направо. (Обучающиеся читают по очереди). Яна читает второй столбик снизу вверх. Лера читает вторую строчку снизу справа налево. Ваня читает первый столбик сверху вниз. Молодцы, справились с этим заданием.

Нам предстоит сегодня выполнить много различных заданий, поэтому мы с вами выполним интересную гимнастику. (Обучающиеся выполняют гимнастику для мозга «Слон», сопровождая речь движением.)

3. Волшебные шарики.

Учитель-логопед: Ваши головушки отдохнули, вы набрались новых сил, продолжаем занятие. Возьмите листы с нарисованными воздушными шарами. Обратите внимание, что шары разные по форме и по цвету. Что написано в шарах? Правильно, слоги. Вам нужно соединить стрелочками подходящие шарики так, чтобы получилось слово, которое вы запишите в клеточки. Помним, что записывать слова будем письменными буквами. (По мере необходимости учитель-логопед осуществляет помощь обучающимся.) Теперь проверим, что у вас получилось. (Взаимопроверка под контролем учителя-логопеда.)

Читайте также:
Логопедическая зарядка по теме «Инструменты. Профессии»

4. Слоговое домино.

Учитель-логопед: Встаньте и подойдите, пожалуйста, к этому столику. На нём лежат карточки домино со слогами, у каждого из вас будет по три карточки, вам нужно составить слова с помощью этих карточек. (Коллективное выполнение задания, взаимопомощь. После выполнения задания обучающиеся садятся на свои места, контролируя осанку.)

5. Слоговые дорожки.

Учитель-логопед: На ваших столах лежат карточки для слоговых дорожек и предметные картинки к этим дорожкам, которые вам нужно разложить в соответствии с количеством слогов на нужную дорожку. Вспомним ещё раз правило – сколько в слове гласных, столько и слогов. Если на первой дорожке в названии предметной картинки один слог, то на эту дорожку выкладываем картинки, в названии которых один слог и т.д. ( У каждого обучающегося свой комплект в зависимости от индивидуальных особенностей обучающегося. По мере необходимости учитель-логопед осуществляет помощь обучающимся, затем проверяет.)

6. Учитель-логопед : Мы с вами успешно выполнили много заданий, теперь отдохнём и выполним массаж спины

. (Обучающиеся встают в колонну в проходе, сопровождают речь движениями.) Теперь садимся на свои места тихонько и ровненько.

7. Слоговое лото.

Учитель-логопед: На каждой парте лежат по две карточки слогового лото. (Четыре карточки всего с разными картинками.) Возьмите первую карточку и послушайте внимательно задание. На карточке нарисованы три предметные картинки. Назовите их и по первым слогам каждой из них составьте слово. (Работа в парах.)

8. Перед тем как записать эти слова в тетрадь, выполним гимнастику для глаз.

9. Работа в тетради.

Учитель-логопед: Сядьте ровно, проверьте свои спинки. Откройте тетради, пропустите две строчки, поставьте точку. Диктуем число (хоровое проговаривание): 11 декабря. Записываем в тетрадь, каждый диктует сам себе. С красной строки поставьте точку. С какой буквы будем записывать первое слово? Правильно, с заглавной буквы. (В тетрадь обучающиеся записывают четыре слова из предыдущего задания. Все пишут в тетрадях и каждый, по очереди, у доски, которая разлинована заранее, ведётся хоровое проговаривание каждого слова перед записью, затем самостоятельное проговаривание каждым учеником. После записи каждого слова в нём подчёркиваются гласные буквы красным карандашом, и обучающиеся «сажают в лодочку» каждый слог.)

10. Учитель-логопед: Мы добрались до последнего задания. На доске расположена слоговая таблица. Вам нужно составить как можно больше слов из предложенных слогов. (Обучающиеся составляют и называют слова, учитель-логопед указкой по таблице контролирует правильность выполнения задания). А теперь мы постараемся придумать с составленными словами словосочетания (затем предложения).

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:
  1. Уточнить понятие «слогообразующая роль гласных» («Живые звуки», «Живые слоги»).
  2. Учить делить слова на слоги, составлять слова из слогов, определять количество слогов в слове («Волшебные шарики», «Слоговое домино», «Слоговое лото», «Слоговые дорожки», «Слоговая таблица»).
  1. Коррекционно-развивающие:
  1. Активизировать и обогащать словарный запас.
  2. Развивать навыки слогового анализа и синтеза, звукового анализа.
  3. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, умение переключаться с одного вида деятельности на другой.
  4. Развивать пространственную ориентировку и координацию.
  5. Развивать навыки чтения, отрабатывать навыки слогослияния.
  1. Коррекционно-воспитательные:
  1. Формировать интерес к логопедическим занятиям.
  2. Формировать доброжелательное отношение друг к другу.

Коррекционно-логопедические занятия на школьном логопункте проводятся во второй половине дня. Поэтому важно применять на занятиях здоровьесберегающие технологии: соблюдение правильной осанки при различных видах деятельности, своевременное и качественное проведение физкультминуток, гимнастику для глаз, для мозга.

Что такое слог?

В речи все сло­ва рус­ско­го язы­ка состо­ят из мини­маль­ных зву­ча­щих еди­ниц — сло­гов. Определим, что такое фоне­ти­че­ский слог.

Фонетический слог — это наи­мень­шая еди­ни­ца речи, кото­рую состав­ля­ет глас­ный звук или глас­ный с одним или несколь­ки­ми соглас­ны­ми. Слог про­из­но­сит­ся одним толч­ком выды­ха­е­мо­го воздуха.

Гласный звук обра­зу­ет слог. В сло­ге все­гда име­ет­ся толь­ко один глас­ный. Он может само­сто­я­тель­но создать фоне­ти­че­ский слог, а так­же в соче­та­нии с одним или несколь­ки­ми соглас­ны­ми. Согласные груп­пи­ру­ют­ся вокруг одно­го глас­но­го зву­ка. В свя­зи с этим по зву­ко­во­му соста­ву раз­ли­ча­ют три вида слогов:

1. слог состав­ля­ет один глас­ный звук:

  • а-дрес
  • и-дол
  • о-стров
  • у-кор
  • э-тюд

2. слог состав­ля­ет глас­ный с согласным:

  • во-ро-та
  • со-ло-ма
  • со-ро-ка

3. слог обра­зу­ет глас­ный с несколь­ки­ми согласными:

  • кра-ска
  • зве-зда
  • во-сторг
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: