Конспект обобщающего логопедического занятия по теме Зима

Конспект логопедического занятия в 3 классе Тема: «Зимушка-зима»

Цель: закрепление лексико-грамматических средств языка.

Коррекционно – образовательная задача: закрепление представлений о зиме. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима». Закреплять умения подбирать однородные определения, грамматически правильно строить предложения, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном числе.

Коррекционно – развивающая задача: развитие слухового и зрительного внимания, мышления, речевого дыхания, тонкой и общей моторики,

Коррекционно – воспитательная задача: формирование навыков

сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, воспитывать

любовь к поэтическому слову.

Оборудование: табло с заданиями, магнитная доска, магниты,

пособие на развития речевого дыхания «Сдуй снежок», «доскажи словечко».

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Спинку ровненько держи,

На уроке не шуми,

Ручки полочкой на стол,

Перед работой логопед предлагает подготовить артикуляционный аппарат к речи. Упражнения: «Лопаточка», «чистить нижние зубки», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Парус», «Барабан».

Предлагается табло. Выбираем поля и цвет сектора.

    Назови время года, месяцы и признаки. ( снег, холод, мороз, вьюга, стужа, пороша)

-После какого времени года наступает зима? ( После осени).

– Как вы думаете, о каком месяце можно сказать, зиму начинает, год заканчивает? (Декабрь).

– А какой сейчас месяц зимы? (последний, февраль)

– Какое время года наступит после зимы? (Весна).

– Как светит солнце зимой? (Солнце светит, но не греет)

– Чем покрыта земля в зимний период? (Кругом лежит снег)

– Как одеваются люди? (Люди одеваются тепло)

– Что происходит с дикими животными зимой? (Ответы детей.)

– А вы любите зиму? Почему? (Дети катаются на коньках, лыжах, санках

– Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они?

Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.

– Давайте заставим наши снежинки кружиться. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.

– Вьюга. Старая, седая, Воет вьюга: «Зээ-з-э-э-з». (С усилением звука.) Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м». Шумят ели: «Шшшш». Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».

Детям предлагаются индивидуальные листочки, на которых написаны слова. Нужно выбрать лишнее слово. ( санки, лыжи, коньки, велосипед; шуба, валенки, шорты, варежки; мороз, вьюга, снег, листопад).

    Дидактическая игра “Подбери слова”

– Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте, какое оно.

Зима какая?- холодная, снежная, морозная

Снег (что делает?) — идет, летит, падает, кружится… .

Дети на зимней прогулке (что делают?) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…

    Игра «Собери слово».

Логопед: посмотрим, какие необычные снежки слепила нам зима. Выбирайте сами.

(Дети выбирают конверты со «снежками», на которых написаны буквы. «Снежки» разных размеров.)

Логопед: Разложите снежки от самого маленького к самому большому. Какие слова у вас получились? /Дети читают слова: горка, санки, каток, /.

Сколько слогов в слове? Какой ударный гласный звук? Придумайте предложение с вашим словом. /Дети придумывают предложения./

    Игра “Назови ласково” со снежком

– Пришло время поиграть со снежком. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

Снег – снежок Ветер – ветерок Горка – горочка

Лёд – ледок Зима – зимушка Санки – саночки

Летом дни жаркие-а зимой——

Летом день длинный, а зимой——-

Снег мягкий, а лед—-

Одни сосульки длинные, а другие—-

    Работа с деформированным предложением.

Логопед: Я тоже придумала красивые предложения о зиме, но ветер подул, и все слова разлетелись. Помогите мне их собрать.

(Дети подходят к столу и выбирают конверты с предложениями).

«Снежная, мне, зима, нравится».

«Дети, горки, катаются, с».

Сопряженная гимнастика «Веселые человечки».

Человечки в доме жили,

Меж собой они дружили.

Звали их совсем чудно

Хи-хи-хи, Ха-ха, Хо-хо.

Удивлялись человечки хо-хо-хо.

Им собака шла на встречу

И дышала глубоко.

Засмеялись человечки: «хи-хи-хи,

Ты похожа на овечку

Почитать тебе стихи?»

И ушами затрясла.

Человечки же хохочут: «ха-ха-ха».

Дел у меня немало

– Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лёд реки убираю,

разбор слова ЗИМА (сколько слогов, ударный слог, сколько гласных, сколько согл, сколько тв и мягких согл.)

    Упражнение “Закончи предложение”

– Давайте поиграем в игру. Я буду говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово снеговик.

Мы решили слепить…(снеговика).

Мы приделали нос-морковку нашему…(снеговику).

Читайте также:
Использование нетрадиционных коррекционно-развивающих игр в обучении старших дошкольников и младших школьников

Мы показали соседям нашего…(снеговика).

Мы играли с нашим …(снеговиком).

Мы рассказали бабушке о …(снеговике).

Логопед: Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем с этим словом. Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Логопед читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом

Выполняют упражнение – добавляя слова.

Тихо, тихо, как во сне, Падает на землю.. , (Снег.)

С неба все скользят пушинки – Серебристые. (Снежинки.)

На посёлки, на лужок Все снижается. (Снежок.)

Вот веселье для ребят – Все сильнее. (Снегопад.)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в. (Снежки.)

Итог занятия. (детям раздаются снежки, они кладут снежок в корзину и говорят, что им понравилось на занятии, после чего они превращаются в сладкий подарок.)

-что понравилось, чем запомнилось занятие.

Государственное бюджетное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья

«Альметьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа № 19 VIII вида»

Конспект логопедического занятия в 3 классе

Обобщающее занятие по лексической теме “Зима” в старшей группе
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по лексической теме “Зима”

Скачать:

Вложение Размер
zima.docx 18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающее занятие по лексической теме “Зима”

Воспитатель: Мерзлякова Надежда Геннадьевна

Цель: формирование представлений о зиме.

– формировать представление о смене времен года, об их последовательности;

– дать представление о зимних месяцах и их последовательности;

– познакомить с признаками зимы, учить находить их на картинке.

– учить составлять рассказ по опорным схемам.

– закреплять умение образовывать новые слова;

– учить образовывать слова- антонимы;

– развивать тонкую и общую моторику;

– развивать связную устную речь;

– развивать словесно-логическое мышление;

– совершенствовать слуховое восприятие;

– развивать кратковременную и долговременную память;

– воспитывать умение работать в коллективе;

– воспитывать усидчивость, терпение;

Оборудование: снеговик, картинка зимы, картинки-схемы зимы, снежинка, конверт, карандаши, точечное изображение снеговика,

1. Эмоциональный настрой.

– Здравствуйте, мои хорошие! Сейчас на улице темно и холодно, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Давайте же улыбнёмся друг другу и подарим хорошее настроение.( подули на ладошку, не надувая щёки)

Посмотрите, какой красивый конверт у меня в руках, а в нем. загадка.

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,

Шьет пуховые перины,

Разукрасил все витрины?

Работа с календарем.

-У зимы есть свои месяцы, вы их все знаете.

Я вам прочитаю предложение а вы должны услышать название зимнего месяца.

В декабре, в декабре

Все деревья в серебре.

Какой месяц вы услышали? Послушайте ещё предложение.

Какой месяц вы услышали?

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Какой месяц услышали?

Сколько всего месяцев зимой?

Назови их по порядку.

Какой первый зимний месяц? Как называется второй зимний месяц?

Как называется третий зимний месяц?

Какой сейчас идёт месяц?

-Ребята, поднимите руку, кто любит зиму?

-За что вы еѐ любите? (ответы детей). Мы все очень любим зиму а знаете ли вы зимние слова? Я сейчас проверю, встаньте.

Игра «Зимние слова».

Хлопайте в ладоши если услышите слово, связанное с зимой.

Снежинка, листопад, снег, дождь, снегопад, тепло, мороз, снеговик, санки, ручьи, Новый год.

-Молодцы, слова зимние знаете. А вот сможете ли вы найти ошибку в рассказе, который составил мальчик.

Игра “Исправь ошибку”

Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде и роликах. Лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в футбол. Строят снежную крепость, песочные замки, загорают.

– Вы так уверенно отвечали, наверное знаете зимние приметы. Давайте же назовём их

– Посмотрите, сколько примет мы назвали, можно целый рассказ составить.

( описательный рассказ 1- 2 человека).

Как на горке снег, снег, ( встаем на носочки, руки вверх)
И под горкой снег, снег. (приседаем)
И на елке снег, снег, (встаем, руки в стороны)
И под елкой снег, снег. (обхватываем себя руками)
А под снегом спит медведь, (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)
Тише, тише, не шуметь (пальчик к губам, шепотом

– Ребята, в конверте зимушки была не только загадка. Посмотрите, что у меня в руках? ( снежинка)

Какая она? ( красивая, блестящая, мягкая, большая, холодная, узорчатая, сверкающая)

Игра « Назови ласково» (со снежинкой)

( Воспитатель дает снежинку ребенку, называя слово, ребёнок возвращает)

-Снежинка вам подарит слово, а вы вернёте ей ласковое.

-У снежинки есть слова – родственники, давайте их назовём. ( снежинка, снег, снеговик, снегопад, снежок.)

-Я очень много знаю о снеге и о том, что может с ним происходить. Я буду рассказывать, что происходит со снегом сейчас, а вы отвечаете, что с ним было вчера.

Сегодня снег блестит, а вчера. снег блестел

Сегодня снег падает, а вчера.

Сегодня снег сверкает, а вчера.

Сегодня снег тает, а вчера.

Сегодня снег хрустит, а вчера.

Сегодня снег идёт, а вчера.

-Ребята, вы знаете, в конверте лежали не только загадка и снежинки, но ещё и снеговик. Снеговики – самые лучшие друзья зимы.

На столах у каждого из вас есть свой снеговик, но только его нужно дорисовать – обвести карандашом по точкам. сейчас мы разомнём пальчики и приступим к работе.

Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять
(указательным и средними пальчиками “идем” по столу)
Бабу снежную слепили (катаем ручками “комок”)
Птичек крошками кормили (“кормим птичек “)
С горки мы потом катались
(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись
(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Суп поели (“едим суп”),
спать легли (ладошки под щечку).

-Ребята, вы сегодня все молодцы. Старались, внимательно слушали. Правильно отвечали, и у Зимушки есть для вас сюрприз-подарок в конверте( снежинки)

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему «Зима. Зимние забавы»

Конспект занятия в старшей логопедической

группе(5-6лет)

по лексической теме «Зима .Зимние забавы»

Тема: «Зима. Зимние забавы».

Цель: Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних играх.

Актуализация словаря по теме “Зимние забавы». Обогащение словаря прилагательными и однокоренными словами.

Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных, согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже).

Коррекционно-развивающие. Развитие речевого дыхания, голоса, общей и тонкой ручной моторики, координации речи с движением. Развитие зрительного, слухового внимания и логического мышления.

Воспитание инициативности, самостоятельности, любви к зиме и зимним явлениям. Формирование навыка сотрудничества.

Оборудование: предметные картинки, игрушка –снеговик, мяч . Искусственные снежинки.

Ход занятия.

Дети входят, здороваются, становятся в круг Логопед говорит детям, что занятие сегодня необычное…читает стихотворение «Пришла зима» (Ирина Черницкая).

Логопед: «Ребята, я хочу начать наше занятие со стихотворения Ирины Черницкой « Пришла зима» .

Пришла зима веселая

С коньками и салазками,

С лыжнею припорошенной,

С волшебной старой сказкою.

На елке разукрашенной

Пусть зимушка веселая

Подольше не кончается!

Знакомство с темой.

Логопед: « Ребята ,как вы думаете о каком времени года говорится в стихотворении?»

Логопед: «Скажите, пожалуйста, какое время года описано в стихотворении? (Зима , выставляю картинку с изображением зимы)

– Ребята, вы любите зиму? (можно ответить хором).

– Я тоже люблю зиму, и сейчас мы с вами постараемся объяснить, почему же для многих из нас зима — любимое время года.

(Логопед показывает ребятам СНЕЖОК.)

– Посмотрите, что я вам принесла? Это — волшебный снежок! Давайте будем передавать снежок по кругу и по очереди отвечать на вопрос «Почему я люблю зиму?»

(Логопед: – Я люблю зиму, потому что мне нравится кататься на коньках .)

(Выслушиваются ответы детей.)

Образование относительных прилагательных.

Логопед: Я хочу послушать, что вы ещё знаете о зиме? Скажите, какая погода может быть зимой?

Логопед предлагает варианты: Если на улице идёт снег, то погода… (снежная);

– Если сильный мороз, то погода какая? (морозная)

– Если метет метель, то погода какая? (метельная)

– А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (вьюжная)

– Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студено, то погода какая? (студёная)

Логопед- Ребята, давайте с вами вспомним, какое время года было до зимы?

А будет после зимы?

– Назовите зимние месяцы!

– А сейчас у нас какой зимний месяц?

(Ответы детей, дети садятся за столы)

Логопед- Мы с вами на сегодняшнем занятии будем выполнять много интересных заданий, играть, читать стихотворения. А все эти упражнения для вас приготовил. Сейчас вы узнаете, кто! Слушайте загадку!

Меня не растили — из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глазки — угольки, ручки — сучки.

Холодный, большой. Кто я такой? (снеговик)

– Правильно, ребята, к нам сегодня в гости пришел Снеговик.Он очень просит вас ему помочь, его нарисовал художник . Но подул сильный ветер и вся картина у снеговика разлетелась .Давайте поможем снеговику собрать картину. Но для этого на нужно выполнить волшебные задания.

-Посмотрите, какую коробку принес Снеговик! А в коробке — наши задания.

(Логопед по очереди достает из коробки Снеговика конверты, читает задания, написанные на конвертах).

-Берем первый конверт! (конверт№1)

Конверт №1 « Рассказать о зиме».

Логопед-Ребята, посмотрите ,снеговик принес в конверте картинку!

-Обратите внимание, какое время изображено на картине?

-Чем заняты дети?

-Что делают дети на горке?

-А что ещё делают дети (лепят снеговика ,играют в снежки)

-Как вы думаете ,нравится детям на прогулке? Почему вы так думаете?

Логопед- Придумайте свой рассказ по картине.

Расскажите ,какой был день, когда дети вышли на прогулку.

Расскажите, как они играли.

Подумайте, где дети гуляли.

Упражнение «Снежинки»

– Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они?

Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.

Логопед: “- А ещё зимой дует сильный ветер и кружит вьюга. Вот сейчас и мы подуем на снежинки

– Давайте заставим наши снежинки кружиться. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

Логопед: « Молодцы ,у вас получился красивый танец снежинок».

Логопед: «Ребята, давайте посмотрим с вами какое задание нас ждет в следующем конверте?»

Конверт №2 «Зимние забавы» Загадки

Логопед: Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Я сейчас вам загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте.

– Мои новые дружки и блестящи, и легки,

И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. ( Коньки)

– Две новые кленовые подошвы двухметровые:

На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. ( Лыжи )

– Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.

За верёвочку-узду через двор коня веду,

С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. ( Санки)

– Меня не растили – из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глазки – угольки, ручки – сучки.

Холодный большой. Кто я такой? ( Снеговик )

Логопед: « Ну, а теперь, ребята ,назовите в какие игры можно играть зимой?»

(Ответы детей: «Кидать снежки, кататься на санках, ледянках, коньках, снегокате, сноуборде, лыжах, лепить снеговика, строить ледяные дворцы) (Дети отвечают»).

А сейчас поиграем в игру «Зимние забавы» (игра-пантомима). Логопед поручает детям разные роли: одни имитируют катание на лыжах или на коньках, другие имитируют игры в «снежки», а третьи отгадывают, чем они занимаются.»

Логопед: « Ребята, как вы думаете ,лучше всего играть в один предмет или много?»

Игра «Один- много»

Логопед: «Лыжи-много Чего? –лыж. Одна клюшка- много чего?-клюшек. Одна лыжня-много чего?-лыж.

«Кому что нужно». Употребление дательного падежа ИС.

Клюшка нужна хоккеисту; коньки нужны…; санки – …; лыжи – …; шайба – «Исправь ошибку». Развитие логического мышления, слухового внимания.

Лыжнику нужна клюшка. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны коньки. Хоккеисту нужны санки. Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, стоят снежную крепость.

Логопед- Молодцы, ребята! Открываем следующий конверт№3

Конверт №3 Логопед предлагает ребятам переместиться в игровую зону группы . Игра с мячом.

Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Дидактическая игра «Назови ласково».

Логопед: Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? ( Зимушка).

Физкультминутка.

А теперь давайте подвигаемся!

( Дети встают в кружок)

« Наконец пришла зима,(Дети разводят руки в стороны)

Стали белыми дома (Складывают руки домиком над головой)

Снег на улице идет, (Двигают руками сверху вниз)

Дворник улицу метет, (Имитируют)

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперед)

Пишем на катке круги, (Руки за спину, медленно кружатся)

Ловко бегаем на лыжах ,(Имитируют)

И играем все в снежки.(Лепят и бросают снежки)

Логопед: «Молодцы ребята!

(Логопед приглашает детей на свои места).

Конверт №4 « Одинаковые слова».

Образование родственных слов самостоятельно.

Задание: Подобрать похожие слова к словам:

Зима – (зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимующие и др.);

Мороз – (морозный, морозить, замораживать, мороженое, морозильник, заморозки и др.);

Логопед- Дети, у нас остался последний конверт. Кто хочет открыть конверт с заданием?

Логопед: «Молодцы ребята. Вот мы и собрали все части картины. Давайте с вами посмотрим, что нарисовал художник?»

Снеговику ,вас благодарит. Он хочет сказать спасибо за то, что вы его сегодня порадовали своей хорошей работы».

Итог и окончание занятия.

Логопед: « Ребята давайте вспомним, что мы сегодня делали на нашем занятии? О чём говорили? Какие задания вам понравились, что было трудным, что лёгким?

Конспект обобщающего занятия по теме «Зима»

Светлана Куковерова
Конспект обобщающего занятия по теме «Зима»

Конспект итогового логопедического занятия в рамках лексической темы «Зима» для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи

группы компенсирующей направленности

совершенствовать умение обобщать и систематизировать представления о зиме, как времени года, ее приметах, активизировать словарь по теме;

совершенствовать умение согласовывать существительные с прилагательными; числительные с существительными; навыки употребления предложно-падежных конструкций;

продолжать развивать умение отвечать на вопросы, подбирать слова-признаки, составлять предложения, короткий рассказ;

совершенствовать умение использовать в речи распространенные предложения;

совершенствовать правильный речевой выдох, просодические компоненты речи;

развивать чувство ритма, тонкую и общую моторику, двигательные навыки и координацию движений;

развивать внимание и память;

совершенствовать самоконтроль за произношением звуков в свободной речи.

воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями других участников;

воспитывать умение слушать и слышать собеседника;

воспитывать культуру речевого общения: умение вести монолог, диалог.

индивидуальные и подгрупповые занятия по наращиванию словаря, словообразованию, развитию связной речи;

элементарное экспериментирование, моделирование;

чтение рассказов и стихов, заучивание пословиц, отгадывание и составление загадок;

рассматривание иллюстраций по теме «Зима»;

дидактические и развивающие игры;

просмотр слайдов, работа с интерактивными презентациями, обучающими электронными пособиями;

экскурсии в природу.

Дидактическое обеспечение,технические средства обеспечения:

картинки с изображениями-символами («погода», «деревья», «птицы», «одежда», «зимние забавы», «новогодний праздник»);

интерактивная презентация «Лексическая тема «Зима»;

аудиозаписи инструментальной музыки и детских песен.

ноутбук, мультимедийный комплекс.

№ п/п Структурные элементы, ход занятия, дидактическое обеспечение

I. Вводная часть. Постановка цели, мотивация образовательной деятельности.

Педагог входит в группу с письмом и обращается к детям:

Ребята, кажется, сегодня у нас будет не совсем обычный день…

А знаете, почему?

Нам сегодня утром рано

Принесли письмо одно,

Очень странное оно:

Вместо марок три снежинки,

А конверт из целой льдинки…

Интересно, от кого же это письмо?

(предположения детей)

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица –

Как махнула рукавом –

Всё покрылось серебром!

О какой царице говорится в этом стихотворении? (о зиме). Прочтем?

«Здравствуйте, дети! Я очень люблю приходить к людям в гости. Но часто они сердятся на меня за мои морозы, лед и снег, вьюги и метели. Но совсем недавно я видела, как весело вы играете на прогулке, и поэтому решила попросить вас написать рассказ обо мне, чтобы все узнали, что я могу быть веселой, озорной, красивой и доброй! И поэтому я приглашаю вас в зимнее путешествие. Путешествуя, вы найдете подсказки и сложите из них карту, которая поможет вам в сочинении рассказа о зиме. Надеюсь, вы согласны?»

Согласны? Но что же это за тройка скакунов, на которых мчится Царица-Зима? (декабрь, январь и февраль – зимние месяцы)

А подайте-ка нам сюда тройку! Мы отправляемся в путешествие!

Упражнение-имитация «Тройка»

Слайд 1 «Царица Зима», «письмо», «аудиозапись песни из кинофильма «Чародеи» «Три белых коня»

2.1. Основная часть. Реализация основных обучающих, коррекционно-развивающих, воспитательных задач.

Упражнение «Подбери слово!»

(подбор прилагательных к существительным) Ну, вот и приехали. Где мы очутились?

Какая чудесная зимняя полянка!

Только настоящий поэт может подобрать слова к такой красоте! Какая же она – наша зима?

Зима (какая) – морозная, холодная, суровая, снежная, лютая, вьюжная, студеная.

Снег (какой) – белый, пушистый, холодный, рассыпчатый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий.

День (какой) – морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный.

Ночь (какая) – длинная, лунная, звездная, снежная, морозная.

Снежинки (какие) – ажурные, серебристые, нежные, холодные, пушистые, кружевные, лёгкие, белые.

Красивые слова подобрали!

А вот и первая подсказка – снежинка!

(прикрепляют картинку-символ «погода» в одну из ячеек карты-мнемотаблицы)

Слайд 2 «Признаки зимы. Погода», «волшебная палочка», картинка-символ «погода»

2.2. Упражнение «Снежинки» (дыхательная гимнастика)

Как подул Дед Мороз

В воздухе морозном –

(раздает снежинки)

Подуем на них. Пусть они полетят и укроют деревья от стужи.

(упражнение на развитие дыхания)

Ну вот, теперь им тепло зимовать.

Снежинки, вырезанные из тонкой бумаги, аудиозапись

А. Вивальди «Времена года. Зима»

2.3. Упражнение «Сосчитай от 1 до 5» (согласование числительных с существительными)

А вы знаете, что происходит зимой с растениями? (ответы детей) (листья на деревьях облетели, деревья укрыты снегом, сосны и ели стоят зеленые, зимой растения отдыхают, как будто спят). Спит сосна, спит береза, спит колючая ель, спит и могучий дуб…

(дети считают деревья, согласовывая числительные с существительными)

Сосна – одна сосна, две сосны,, пять сосен.

Береза – одна береза, две березы,, пять берез.

Колючая ель – одна колючая ель, две колючие ели,, пять колючих елей.

Могучий дуб – один могучий дуб, два могучих дуба, …пять могучих дубов.

Замечательно посчитали деревья. Прикрепим деревце на нашу карту зимы! (прикрепляют картинку-символ «деревья» в одну из ячеек карты-мнемотаблицы) Слайд 3 «Деревья», картинка-символ «деревья»

2.4. Упражнение «Вьюга» (работа над просодической стороной речи)

Зимний лес нередко навещает вьюга. Слышите, как стонут деревья?

Старая, седая, с ледяной клюкой,

Вьюга ковыляет Бабою Ягой.

Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з» (с усилением звука)

Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м» (тихо, высоким голосом)

Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м-м» (громко, низким голосом)

Стонут березы: «М-м-м-м-м-м» (тихо, высоким голосом)

Шумят ели: «Ш-ш-ш-ш-ш-ш» (с усилением и затиханием звука)

Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с»

(с затиханием звука)

Что можно сказать о птицах и животных зимой?

Животные морозов не боятся: у одних шубы тёплые, другие в глубокие норы спрятались. Замёрзли реки и озёра.

Улетели в теплые края птицы (какие) перелетные. Остались с нами зимовать птицы (какие) зимующие.

Слайд 4 «Птицы»

2.5. Игра «Птичка на ветке» (нормативное употребление предлогов: на, перед, над, с, за, под, у) Посмотрите и скажите «Где сидит птичка» (индивидуальная работа с использованием моделей предлогов).

А вот и птичка! Разместим ее в табличке! (прикрепляют картинку-символ «птица» в одну из ячеек карты-мнемотаблицы)

Модели предлогов, картинка-символ «птица»

«Не страшен нам мороз!»

Почему людям не страшен мороз?

Как одеты люди зимой?

Какие головные уборы носят зимой? (головные уборы: шапки, платки, шали).

Какую одежду носят зимой? (шубы, полушубки, зимние пальто, дубленки; теплый свитер, теплые брюки).

Какую обувь носят зимой?

(зимние сапоги или ботинки, валенки).

Кажется, мы забыли про варежки! Ну, не беда, сейчас мы согреем ручки!

(самомассаж пальцев)

Очень холодно зимой,

Мерзнут ручки – ой, ой, ой!

Надо ручки (пальчики) нам погреть,

Зима подарила нам вот такие красивые варежки! Вот нам и еще одна подсказка – рассказывая о зиме, мы не забудем рассказать о зимней одежде.

(прикрепляют картинку-символ «одежда» в одну из ячеек карты-мнемотаблицы) Слайд 5 «Одежда», картинка-символ «одежда»

2.7. Игра «Зимние забавы» (дети выполняют движения в соответствии с текстом).

И вот, когда мы хорошенько оделись, не в летнюю, а в … (зимнюю) одежду, можно и погулять. У детей зимой много игр и забав! Дети… (катаются зимой на лыжах, коньках да на санках, в снежки играют, лепят снеговиков, строят снежные горки). И мы сейчас немного отдохнем!

Мы катались на коньках, «коньки»

Даже жарко стало!

В снежки играли во дворах – «броски»

Все нам было мало!

Снег, снег, белый снег, «снежинки»

Засыпает он нас всех!

Дружно мы на лыжи встали «лыжи»

И по снегу побежали,

А потом на санки сели, «хлопают в ладоши»

Смело с горки вниз слетели!

На память о зимних забавах Зимушка-зима дарит нам Снеговичка. Кажется, это уже четвертая (или пятая) подсказка?

(прикрепляют картинку-символ «зимние забавы» в одну из ячеек карты-мнемотаблицы)

Слайд 6 «Зимние забавы», картинка-символ «зимние забавы»

2.8. Упражнение «Исправь ошибку» (составление предложений, согласование слов в предложении) Скажите, ребятки, какой праздник мы отмечаем зимой?

А что самое главное на новогоднем празднике? (подарки, Дед Мороз, Снегурочка, елка).

А, кстати, вчера один мой знакомый сочинил рассказ про Новый год и попросил меня исправить ошибки. Поможете мне? Как только услышите ошибку, хлопните один раз в ладошки.

«Новый год – чудесный весенний праздник! Дети наряжают игрушки елками. Потом елка-красавица пляшет вокруг Снегурочки. Приходит Дед Мороз. Он приносит детям мешки в подарках. Новый год – мой любимый праздник!»

А вот и символ новогоднего праздника – елка! (прикрепляют картинку-символ «новогодний праздник» в одну из ячеек карты-мнемотаблицы)

Слайд 7 «Новогодний праздник», картинка-символ «новогодний праздник»

2.9. Составление рассказа по мнемотаблице

– Посмотрите, у нас получилась карта нашего зимнего путешествия. Попробуем составить рассказы о зиме – карта будет нам подсказкой. Запишем рассказы на видео, а потом обязательно включим их в письмо, которое мы отправим Царице-Зиме. А, может быть, сделаем видеофильм и пошлем ей электронной почтой?

Примерный рассказ «Зима».

Зимой холодно, часто идет снег, метут метели. Речки замерзают и покрываются льдом. Деревья зимой отдыхают. На деревьях лежит снег, это спасает их от морозов. Перелетные птицы улетели в теплые края.Остались зимовать лишь зимующие птицы: снегири, воробьи, синицы, клесты и другие.Животные морозов не боятся: у одних тёплые шубы, а другие спрятались в глубокие норы.Люди надевают теплую одежду: теплые шапки, шубы, варежки, шарфы, валенки, зимние сапоги.Все дети очень любят зиму: можно играть в снежки, лепить снеговиков, кататься на санках, коньках и лыжах. А еще зимой бывает самый любимый всеми праздник – Новый год!

(дети составляют рассказы, которые педагог записывает в формате видео).

Мнемотаблица «Зима»

III. Заключительная часть. Рефлексия. Сюрпризный момент.

Что тебе понравилось?

Что ты узнал нового?

Что у тебя особенно хорошо получилось?

Что бы ты еще хотел узнать о зиме?

Вот какое замечательное время года – зима. И, знаете, дети, хочу с вами поделиться своими переживаниями. Я каждый год очень жду весну. Но когда она наступает, мне хочется, хотя бы на миг, вдруг оказаться в ясном, морозном, искристом зимнем дне. И теперь я не знаю, какое время года мне нравится больше?

А вам нравится зима?

Слушание песни «Кабы не было зимы»

Аудиозапись песни «Кабы не было зимы»

Дидактическая игра «Какая машина» Цель: Формирование у детей предматематических представлений, умение сравнивать предметы, объединять их в группы на основе выделенного признака.

Спортивно-речевой праздник для детей старшей группы «Звездная универсиада» Видео Цель: Содействовать стремлению детей к преодолению нарушений в речи и двигательной сфере, субъективно – ценностному отношению к своему.

Конспект логопедического занятия “Зима”

Разделы: Логопедия

  • Коррекционно-образовательные: различение звуков на слух и в произношении в слогах, словах и предложениях; закрепление навыков звукового анализа и синтеза, закрепление представлений о зиме и её приметах, уточнение, совершенствование грамматического строя речи.
  • Коррекционно-развивающие: развитие фонематического восприятия, развитие зрительного и слухового внимания, мышления; связной речи; артикуляционной, мелкой и крупной моторики, координации речи с движением, развитие речевого дыхания, развитие лексического словаря по теме «Зима».
  • Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: Презентация, запись музыки Чайковского, мячик, вата, зеркала, ручки, тетради, полоски для составления схем предложений.

Ход занятия

I. Оргмомент

Психогимнастика. Укрепление эмоционального контакта.

Логопед:

Раз, два, три, четыре, пять
Становитесь в круг играть.

(Дети встают с логопедом в круг, звучит спокойная тихая музыка).

Звучит музыка Чайковского «Времена года. Ноябрь».

Наступил новый день.

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А через ротик выдохните все обиды и огорчения. (Дети делают вдох и выдох)

А теперь, давайте пожелаем, друг другу доброе утро, а поможет нам это сделать воздушный шарик. (Дети передают шарик, обращаясь, друг к другу по имени и желая доброго утра)

Дети: Доброе утро, Дима! Доброе утро, Алина!

II. Сообщение темы занятия.Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Загадка.

Логопед: Ребята, отгадайте загадку:

Наступили холода
Обернулась в лёд вода
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым
Перестал медведь реветь
В спячку впал в бору медведь
Кто скажет, кто знает
Когда это бывает?

Дети: зимой

Слайд 1. Зима.

Логопед: Скажите, какой звук слышится в начале слова зима?

Звук [з].

Дайте характеристику звуку [з]. Скажите, как произносится звук [з]?

Губы тянутся, язычок за нижними зубками.

Значит он какой?

А теперь закроем ушки и определим звонкий он или глухой?

А теперь определим, как слышится звук [з] в слове зима – твёрдо или мягко? Мягко.

В каком из зимних домиков живёт звук [з]?

III. Развитие фонематического слуха. Произношение звуков в словах.

Слайд 2.

Логопед: А теперь произнесите слоги так, как произношу их я.

Логопед: А теперь поиграем в игру «Эхо». Я буду произносить слоги с твёрдым звуком, а вы с мягким звуком.

Сегодня мы с вами будем произносить слова со звуком [з] и отправимся на прогулку в зимнюю сказку.

IV. Подбор сравнений.

Звучит музыка Чайковского «Времена года. Ноябрь».

Логопед: Посмотрите в окно, у нас на самом деле зима. Когда я смотрю в зимнее окно на метель, кружение снежных вихрей, их чарующий танец, я представляю театр и вижу танцующую балерину. Давайте вместе придумаем такие красивые сравнения: Я вам буду называть какое-либо действие, а вы будете называть похожее действие, происходящее в природе зимой: например: кружится балерина – кружатся снежинки

Слайд 3.

Летит птица – летит … снег

Слайд 4.

Дует человек – дует … ветер

Слайд 5.

Кружится балерина – кружатся … снежинки

Слайд 6.

Завывает волк – завывает … вьюга

Слайд 7.

Злится злодей – злится … мороз

Слайд 8.

Скажите ласковые слова о зиме (зимушка, зимка, зимонька). Зимушка-зима предлагает нам погулять в зимнем лесу. В какой лес мы пойдём?

Слайд 9.

Какую одежду мы оденем?

Какие сапоги мы оденем?

Какую шапку мы оденем?

По какой дороге мы поедем?

Слайд 10.

Логопед: гуляя по зимнему лесу, можно легко заболеть. Но нам простуда не страшна. Почему? (Мы делаем дыхательную гимнастику, принимаем витамины, едим чеснок, лук, обливаем руки прохладной водой). А ещё мы делаем массаж «Неболейка».

V. Массаж биологически активных точек «Неболейка».

Звучит музыка Чайковского «Времена года. Ноябрь».

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело (поглаживание ладонями шеи сверху вниз)
Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать (указательным пальцем растирать крылья носа)
Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком (прикладываем ко лбу ладони и растираем)
«Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты и шею (растираем точки впереди и сзади ушей и шею)
Знаем, знаем, да-да-да, нам простуда не страшна (потираем обе ладони).

VI. Произношение звуков [з], [з] в словах и словосочетаниях.

Наконец, мы в лесу. Посмотрите, какой он красивый. Зимой лес выглядит сказочно. В какой лес мы попали?

Слайд 11.

Чувствуете, какой мороз? Представим, что у нас сильно замерзли руки и нам нужно их согреть.

VII. Дыхательное упражнение.

Погреем ручки, подышим теплым воздухом на ладошки: «Х-х-х» и потрём ладошки.

Каким воздухом мы дышим зимой?

Зимним, морозным воздухом.

А теперь выполним пальчиковую гимнастику «Мальчик – пальчик».

VIII. Пальчиковая гимнастика «Мальчик-пальчик».

Пальчик-мальчик, где ты был (поочерёдно загибаем пальцы, начиная с большого пальца)
Где ты с братцами ходил
С этим я в снегу валялся
С этим с горочки катался
С этим по лесу гулял
С этим в снежки играл
Все мы пальчики друзья
Где они, там и я!

IX. Подбор глаголов, прилагательных и причастий к существительным.

Слайд 12.

Логопед: «Ах ты, зимушка-зима! Все дороги замела!» что сделала зима с дорогами?

Замела, забросала, закидала. Что сделала зима с лесом?

Заколдованный, сказочный, заснеженный

А теперь мы выполним упражнение «Летят снежинки» с ватой.

X. Физкультминутка «Зима».

Звучит музыка Чайковского «Времена года. Ноябрь».

Логопед: Мы с вами долго гуляли и устали. Давайте немного отдохнём.

Наконец пришла зима, встать, руки в стороны
Стали белыми дома, руки над головой, ладони вместе
Снег на улице метёт, встать, движения руками сверху вниз
Дворник улицу метёт, изобразить
Мы катаемся на санках, изобразить
Пишем на катке круги, руки за спину, повороты кругом
Ловко бегаем на лыжах, изобразить
И играем все в снежки! наклон, присесть, встать, изобразить бросок вдаль

XI. Звукобуквенный анализ слова «Зима».

Логопед: Итак, ребята, мы с вами побывали в зимнем лесу, увидели много интересного. А теперь, посмотрите на эти разбросанные буквы и попробуйте составить слово.

Слайд 13.

А З И М

З И М А

Скажите, сколько звуков в слове ЗИМА, а сколько букв?

Прохлопайте слово ЗИМА по слогам, сколько слогов?

На какой звук падает ударение в слове ЗИМА?

На [а].

А теперь составьте предложение по теме ЗИМА.

XII. Анализ и синтез предложения.

Слайд 14.

Мы гуляли по зимнему лесу.
/____________________.
/_ _____ _ _____ ____ .
/_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

XIII. Итог занятия.

Логопед: Итак, ребята, о чём говорили на сегодняшнем занятии?

Что нужно делать, чтобы не заболеть зимой?

Что происходит зимой в природе?

Молодцы, вы все хорошо отвечали. На этом на урок закончен.

Используемая литература:

  1. Волкова Л.С. Логопедия. – Москва, Просвещение, 1989.
  2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – Москва, Гуманитарно-издательский центр ВЛАДОС, 2004.
  3. Ткаченко Т.А. Речь и моторика. – Москва, ЭКСМО, 2007.
  4. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков. – Москва, ВЛАДОС, 2002.

Конспект логопедического занятия «Обобщающий урок по теме «Зима»

  • Инклюзивная практика обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС (72 ч.)
  • Правила оказания первой помощи в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (16 ч.)
  • Коррекционно-педагогическая профессиональная деятельность логопеда, дефектолога, психолога в условиях реализации ФГОС (72 ч.)
  • Основы медицинских знаний и обучение оказанию первой помощи в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (72 ч.)

Конспект логопедического занятия «Обобщающий урок по теме «Зима»

Обобщающий урок по теме «Зима».

Цели: 1) Развитие речи, памяти, мышления, мелкой моторики.
2) Вспомнить признаки зимы, понять красоту природы.
3) Расширить словарный запас.
Оборудование: предметные картинки, сюжетные картинки, тетради, карточки.

Ход урока:
1. Оргмомент.
Логопед: Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Все ль на месте, всё ль в порядке-
Ручка, книжки и тетрадки.
Дети: Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.

2. – Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

— Как вы думаете, какому времени года посвящено стихотворение А. С. Пушкина? Правильно, зиме. Докажите это.
— Сегодня на уроке мы будем говорить о зиме. Урок наш необычный. Мы будем играть, но помните, что вы ученики 4 класса и сегодня должны многому научиться.
Логопед обращает внимание учащихся на запись на доске:

o Вспомнить признаки зимы как времени года;
o Выявить взаимосвязи в природе зимой;
o Определить своё отношение к зиме и понять красоту природы в зимнее время года;
o Научиться работать в группах- слушать и задавать вопросы.

-Сегодня наш класс — это телевизионный канал «Зимушка – зима», который в своих передачах рассказывает зрителям об этом времени года. К прямому эфиру сейчас будут готовиться четыре программы: «Прогноз погоды», «Клуб путешественников», «Диалоги о животных», «Здоровье», которые помогут нам поговорить о зиме. Наш канал работает в прямом эфире, поэтому зрители могут задавать вопросы.

I . Программа «Прогноз погоды».

Вы ведете наблюдения за погодой. Ваша задача – рассказать зрителям, какие изменения происходят зимой в природе.
1. Рассказ о зиме по схеме.
— Зимой часто идёт снег. Кто может мне сказать, чем пахнет снег? (свежестью, холодом, сыростью, зимой)
— Расскажите, какие вы снежинки видели? (Ажурные, серебристые, нежные, пушистые, кружевные, легкие)
— Что же делают эти легкие снежинки? (Они летают, падают, кружатся, ложатся.)
-А можно ли сказать, что они шепчутся? Или танцуют, грустят, плачут? Когда мы так говорим? (В сказках).

2. — Итак, к нам прилетели снежинки. Плавно танцуют они в воздухе, опускаясь на землю. Это подарок, которым одаривает нас природа. Все снежинки разные, ни одна не похожа на другую. Как нет одинаковых лиц, так нет и одинаковых снежинок. А сейчас я попрошу вас закрыть глаза и представить себе одну единственную снежинку, не похожую ни на чью, потому что это – ваша снежинка, вы создали её в своём воображении. Представили? Теперь возьмите ручки и нарисуйте каждый свою снежинку, которую создала ваша фантазия.( Дети рисуют снежинки).

3. В студию поступили вопросы.
О каком месяце говорят?
1) Назовите –ка, ребятки, месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче. Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга до весны легли снега.
Только месяц тот пройдет, мы встречаем Новый год. (декабрь)

2) Щиплет уши. Щиплет нос. Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет не вода уже, а лед.
Даже птице не летится, от мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лете. Что, скажи за месяц это? (Январь)

3) Снег мешками валит с неба, с дом стоят сугробы снега,-
То бураны и метели на деревню налетели.
По ночам мороз силен, днем капели слышен звон.
День прибавился заметно. Ну, так что за месяц это? (Февраль)

-Есть вопросы к этой программе? А сейчас поиграем в игру «День – ночь».
Все закрывают глаза. Тот, до кого дотронется учитель, называет любое «снежное» слово. А класс угадывает, кто его сказал.

II. Программа «Клуб путешественников».

1. — Вы – путешественники. Расскажите нам о том, какими вы увидели землю. Водоемы и растения в зимнее время.
1) -Чем покрыта земля зимой?
— Чем покрыты водоемы?
— Какие меры безопасности надо соблюдать зимой на водоемах?
2) -Какие деревья зимой? Хвойные? Лиственные?
— Почему лиственные деревья на зиму сбрасывают листву?
2. Путешествие в зимний лес. Закройте глаза. Кто из вас что – нибудь увидит или услышит в лесу? Поделитесь с нами. (Звучит муз. пьеса И.- С. Баха «Шутка»)
— Что увидели в лесу?
— Что услышали?
— Каким увидели лес? (Лес неподвижный, белый, загадочный, прозрачный, сонный…)
— А кто хозяйка этого загадочного леса?
— Как её можно назвать? (Зима морозная, снежная, волшебница.)

Физминутка

Вот повеял ветерок,
Холодом пахнуло,
Словно бабушка – зима
Рукавом махнула.
Полетели с высоты
Белые пушинки,
На деревья и кусты
Падают снежинки.

III . Программа “Диалоги о животных»

— А сейчас вы – натуралисты и ведете наблюдения за жизнью животных. Задача программы – рассказать о переменах, которые происходят в жизни животных в зимнее время года.
1. Разделите картинки с изображениями птиц на 2 группы и назовите эти группы.
(Зимующие и перелетные)
— Как же птице перезимовать?
— Расскажите, чем питаются птицы, которые остаются зимовать?

2. Работа с серией сюжетных картин «Кормушка»

3. Ученики читают стихотворения:
«Как птице перезимовать?» К. Мухаммади и «Покормите птиц» А. Яшина.

4. Логическая задача.
— Давай устроим на балконе зимнюю птичью столовую,- попросила Таня маму,- пускай птички прилетают и подкармливаются.- Сначала Таня насыпала в кормушку различные семечки, крошки. Синички и воробьи быстро сновали около неё, подкармливаясь в короткий зимний день. Как – то девочка долго собиралась в школу и забыла положить корм в кормушку. День был морозный, ветреный. Голодные и замерзшие птички прилетели к кормушке, но ничего там не нашли.
На следующий день Таня насыпала корм, но прилетело уже меньше синичек, воробьёв. Почему?
Вывод: Птичка, которая зимой не поела хоть один день, может погибнуть от холода. Зимний день очень короткий, и те птички, которые уже привыкли находить себе еду в кормушке, не знали других мест, где можно было бы найти её. Поэтому, если устроена кормушка. Нужно обязательно класть туда корм ежедневно.

Физпауза. Пальчиковая гимнастика «Сколько птичек?».

5. Работа в тетрадях. Выполнить задания по карточкам: отгадай загадку, запиши отгадку, начерти схему слова.

IV . Программа «Здоровье».

— Как надо заботиться о своем здоровье зимой?
1. Помогите подобрать зимнюю одежду для девочки Даши.
— Поступил вопрос. Расскажите, почему зимой надо одеваться теплее.
2. – Что за нелепый человек
Пробрался в 21 век?
Морковкой нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла? (Снеговик)

— Снеговик я не простой,
Любопытный, озорной.
Знать хочу я, чем ребята
Занимаются зимой?
(На горку забираются,
На саночках катаются.)
— Какие у ребят зимние забавы? (Беседа по картине).

3. Игра «Хорошо – плохо».
Зима это хорошо: можно кататься на санках, играть в снежки, зимой – Новый год……
Зима это плохо- можно замерзнуть, поскользнуться, много ненастных дней, раньше темнеет, нужно много одежды одевать…….
И тем не менее – зима – это замечательно.

4. Работа в тетрадях по карточкам: составь предложение и запиши его.

5. Вырежете по своему эскизу снежинку

-Какие вопросы к программе есть у других редакций?
На этом наш телеканал завершает свою работу. До новых встреч в эфире.

Подведение итогов.
— Ребята, чему мы научились сегодня на уроке?
Что нового узнали?

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 13800 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

КС(К)ОУ «Ибресинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат»

Конспект логопедического занятия

Тема: «Обобщающий урок по теме «Зима»

Обучение детей с ОНР рассказам по картинам

• анализ сюжета картины;
• пополнение запаса представлений о тех или иных предметах и явлениях, связанных с данной картиной;
• создание стимула к фантазированию;
3. Чтение художественной литературы о персонажах и предметах, которые есть на картине.
Цели: обогатить речь детей литературными речевыми образцами; пополнить знания детей о предметах и явлениях, изображенных на картине. Эффективность этого вида работы возрастает в том случае, если педагог соотносит речевые литературные образцы с картиной.
4. Словарная работа.
Цель: обогатить и активизировать словарный запас детей.
* Называние предметов, изображенных на картине, и объяснение их предназначения;
* Построение антонимических пар (игра «Наоборот»);
* Построение синонимических рядов;
* Подбор родственных слов, которые можно использовать при описании картины (с объяснением значения слова в отдельных случаях).
5. Различные игры.
Игры на акцентуацию внимания.
Цели: развивать зрительное восприятие. Зрительную память и зрительное внимание, активизировать словарь
– «Кто внимательный» – Дети поочерёдно заканчивают предложение, начатое логопедом, нужным по смыслу словом с опорой на картинку, называют детали картины;
– «Найди предмет». Проходит в форме соревнования. Кто больше назовёт живых предметов, неживых предметов;
– «Кто больше увидит?». Ребёнок называет изображённые на картине предметы определённого цвета, назначения, сделанные из того или иного материала.
– «Классификации»;
Игры на установление связи между предметами.
Цели: научить детей находить связи между предметами, определять причинно-следственные отношения, активизировать словарь.
– «Что с чем?»;
– «Ассоциативные ряды или круги»;
Я соединяю линией два предмета и прошу рассказать, как связаны между собой объекты, которые он соединил. Дети должны вспомнить, какие действия выполняют различные персонажи. Можно использовать схематичное изображение слов-действий. Очень эффективным будеи обыгрывание детьми в пантомиме действий персонажей картины с последующим оречевлением.
– «Оживи картину». Я предлагаю детям закрыть глаза и представить, что они попали в картину. Что вы слышите? (показываю символ «ухо»). «Пройдите» по картине, «дотроньтесь» до предметов, которые вам попадаются на пути. Что вы почувствовали? (показываю символ «рука»). Вдохните запах. Какие запахи вы почувствовали? (показываю симовл «нос»). Попробуйте на вкус. Какие у вас возникли вкусовые ощущения? (показываю символ «рот-язык»).
Сенсорные игры.
– «Сенсорная копилка». Скажите, какой предмет? Что ещё такое же? Дети придумывают метафоры и сравнения по моделям.
– «Было – будет» Ребёнок выбирает любого героя картины. Придумай, что он делал раньше (до появления на картине), что будет делать потом;
– «Я – другой». Выберите героя, скажите в каком он настроении (состоянии). Расскажите, какими он видит предметы или события в таком состоянии. Теперь настроение у него изменилось? Какими теперь он видит окружающее.
– «Раскрась так же»;
Языковые игры.
– «Скажи ласково»;
– «Я – Мы» – образование множественного числа;
– «Действия»;
– «Поэты» – подбор рифмы;
– «Доскажи словечко»
II. Репродуктивный вид рассказывания (воссоздающий, использующий опору)
1. Описательные рассказы.
• Описания предмета по образцу;
• Описание предмета по вопросам логопеда:
• Описательный рассказ по схеме;
• Описательный рассказ по сенсорным символам;
• Описательный рассказ по мнемотаблице;
• Описательные рассказы по цветовым символам.
2. Сравнительно-описательные рассказы.
• Сравнительное описание по аналогии.
• Сравнительное описание по вопросам;
• Сравнительное описание по схеме;
3. Описание картины
• по традиционной методике.
• по системе ТРИЗ;
• по вопросам логопеда;
• по плану;
• частичное описание картины;
• с помощью ориентировочных схем;
• с помощью схематично изображенных деталей;
4. Описание динамического сюжета по картине
Составление рассказа:
• по опорным словам;
• по аналогии;
• по сюжетной картине и стихотворению;
• по предложениям, составленным из опорных слов;
• по картографической схеме (методика В.К.Воробьевой)
III. Творческий вид рассказывания.
Придумывание:
• начала рассказа;
• конца рассказа;
• рассказ от имени какого-либо живого предмета, от первого лица;
• рассказ от имени неживого предмета (оживление неживого предмета);
• придумывание сказки (кантоминация);
• придумывание рассказа на тему.
• аналогично составляется рассказ по пословице и картине.
При работе с рассказами необходимо соблюдать некоторые правила:
1. Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать нужно только еще одним вопросом, или двумя. Количество вопросов пропорционально мастерству логопеда.
2. Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это не имеет смысла.
3. Перед занятием тщательно посмотрите конспект еще раз. Вопросы по картине должны быть лаконичными и точными.
4. Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.

Общие требования к организации работы с картиной:
1. Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.
2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.
3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.
4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.
5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.
6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

Требования к рассказам детей
• точная передача сюжета;
• самостоятельность;
• образность, целесообразность использования языковых средств (точное обозначение действий);
• наличие связей предложений и частей рассказа;
• выразительность, умение интонировать, акцентирование наиболее значимых слов;
• плавность речи, фонетическая чёткость каждой фразы
• Интересное, понятное содержание, воспитывающее положительное отношение к окружающему.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: