Конспект НОД – Звук и буква Ё

Конспект НОД «Звук и буква Ё»

НОД в подготовительной группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи по теме: «Звук и буква Ё»

Оборудование: одежда для совы: мантию, шапочку философа и очки; недописанные буквы, буквы Ё — большая и маленькая, слова для чтения, хитрые буквы Я, Ю, Е, Ё в домиках, пары гласных букв на магнитах, мяч, картинка ёжика, альбомы детские, цветные карандаши, простые карандаши, тетради.

Дети приглашаются к дереву, и вспоминают, какие буквы они изучили. В этот момент логопед незаметно надевает мантию, шапочку философа и очки (превращается в мудрую сову).

– Здравствуйте. Ребята, вы узнали меня? Это же я — мудрая тётушка сова, из научного дупла. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости! На моём дереве уже много букв:

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
С-с-с… – змеиный слышен свист.
Ш-ш-ш… – шуршит опавший лист.
Ж-ж-ж… – шмели в саду жужжат.
Р-р-р… – моторы тарахтят.

– Подумайте и скажите, какие бывают звуки? (гласные и согласные).

– Какие звуки мы называем гласными? (Звуки, которые тянутся, поются, воздух при их произнесении проходит свободно). Каким цветом мы их обозначаем?

– А согласные звуки есть двух видов, какие? (твёрдые и мягкие) Каким цветом мы их обозначаем?

– Правильно, ребята. (посадить всех на стульчики)

– А чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим и произносим, буквы мы пишем и видим).

– Вы знаете, в моём научном дупле происходят чудеса. Что-то произошло с буквами. Помогите, пожалуйста, восстановить их (детям предлагаются недописанные буквы). Молодцы!

– А сегодня я хочу познакомить вас новой буквой. Эту букву тоже называют хитрой, так как она может обозначать два звука.

Произносим мы два звука,
Но одну лишь пишем букву!
[й] да [о], а вместе Ё.
Не забыть бы про неё!

– Буква Ё бывает большой и маленькой (показ букв). На что похожа буква Ё?

– Ребята, открою вам ещё один секрет: на букву Ё всегда всегда падает ударение! А что такое ударение? Её называют УДАРНОЙ! А хотите узнать, почему её называют ударной? Послушайте сказку: Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы Ё вверху две шишки — ой, нет! — две точки.

– Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую букву — букву Ё. Вот, оказывается, почему Ё всегда ударная. Хотите проверить? (чтение)

• ЁЛКА
• ТВОЁ
• ЁЖИК
• ПЕНЁК
• КОТЁНОК
• ВЕСЁЛЫЙ

Отхлопать каждое слово и определить, на какой слог падает ударение.

– А как узнать, сколько слогов в слове? (сколько гласных звуков, столько и слогов)

– А какие ещё хитрые буквы вы знаете? (Ю, Я, Е). Мы уже знаем о наличии следующих пар гласных: А — Я, Э — Е, У — Ю, Ы — И, О-Ё.

Логопед объясняет правило: гласные А, О, У, Ы, Э обозначают твердость предыдущего согласного звука, а гласные Я, Е, Ю, И, Ё обозначают мягкость предыдущего согласного звука.

– А теперь давайте поиграем: скажите с [йо] в начале или в конце слова (с мячом):

…жик, бель…, тво…, …лка, мо…, е…, …рш.

– А теперь скажите слово без [йо]: бытьё, житьё, мытьё, шитьё, литьё, нытьё, зверьё.

– Дидактическая игра «Слово рассыпалось». Словарный материал:

р, ш, ё — ёрш; а, ё, к, л — ёлка; и, ё, к, ж — ёжик

– В моём лесу, кроме этого дерева, есть ещё и ёлочки (детям предлагается встать около стульчиков и повторить за логопедом).

Елочки зеленые
На ветру качаются,
На ветру качаются,
Низко наклоняются.
Много елочек зеленых,
Много сделаем наклонов.

– А теперь я попрошу вас сесть за столы. Посмотрите, у вас в альбомах появилась картинка- путаница. Найдите , где спряталась буква Ё, обведите её красным карандашом, так как она гласная. И найдите, пожалуйста, маленькую букву ё в этих строчках.

Читайте также:
План-конспект индивидуального логопедического занятия с применением песочной терапии

– Ребята, отгадайте загадку:

Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь, топот быстрых ножек?
Это наш приятель… ЁЖИК

(показ картинки ёжика). Давайте сделаем звукобуквенный анализ слова ЁЖИК. (вспомнить про ЖИ-ШИ!)

Одного ребёнка — к доске. Остальные выполняют задание в альбоме.

– А теперь давайте напечатаем нашу новую букву в тетрадях.

Молодцы! А давайте с вами вспомним, как мы произносим звуки при помощи наших рук (произнесение звуков с руками, показ нового звука [йо]). Выходите все на ковёр. Молодцы! Итак, с какой новой буквой мы сегодня познакомились? Почему она хитрая. А в каких случаях она обозначает два звука, а в каких один?

Соловьёва Евгения Анатольевна,
учитель-логопед,
МАДОУ ЦРР детский сад №134,
г. Калининград

Конспект занятия «Буква Ё и её звуки»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Скачать:

Вложение Размер
bukva_yo.docx 20.19 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 16 «Золотой ключик» города Сафоново Смоленской области

Конспект НОД по обучению грамоте

«Буква Ё и её звуки».

Подготовила учитель-логопед:

Терехова Виктория Александровна

Цель: знакомство с буквой Ё и её звуками.

  • научить детей различать понятия «звук» и «буква»;
  • учить соотносить звук с буквой;
  • находить звуки [йо] в словах, учиться отмечать его в схемах;
  • развивать фонематический слух, анализ и синтез слов;
  • конструировать букву Ё из предметов, учиться управлять движениями руки.
  • развивать память и внимание;
  • формировать положительное отношение к обучению.

Оборудование: картинка ёжика, буква Ё, звуковая схема, индивидуальные карточки буквы Ё, камешки.

Логопед: Здравствуйте, ребята. Сейчас сядет тот, кто находится справа (имя ребёнка), слева (имя ребёнка), за (имя ребёнка) и т.д.

Логопед: Отгадайте загадку!

Живёт в глуши лесной;

Иголок много – много

А ниток – ни одной.

– Кто же это? (Ёжик).

Лесом катится клубок,

У него колючий бок,

Он охотится ночами

За жуками и мышами. (Ёж)

Логопед демонстрирует картинку ёжика.

Логопед: Давайте вспомним, какие бывают звуки? (гласные и согласные). Какие звуки мы называем гласными? (Звуки, которые тянутся, поются, воздух при их произнесении проходит свободно). Каким цветом мы их обозначаем? Давайте посчитаем, сколько в слове ёжик слогов? (ё-жик)

Дети прохлопывают количество звуков. Ответы детей.

Логопед: Из каких звуков состоит первый слог? Второй слог? На какой слог падает ударение?

Логопед: Какие звуки слышатся вначале слова ёжик? Произнесите (йо)

Ребята, эти звуки живут в домике буквы Ё (демонстрация буквы).

Логопед: Давайте прочтём эту букву. Как она произносится? Мы можем её пропеть?

Логопед: Значит буква Ё – гласная. Если букву Ё мы повстречаем впереди слова, то в ней живёт два звука [Й] и [О] . А теперь давайте немного почитаем.

Дети читают обратные слоги со знакомыми согласными буквами.

ЁМ ЁН ЁТ ЁЛ ЁГ ЁК

Логопед: А ещё она обладает свойством: сделать предшествующую согласную мягкой!

Логопед демонстрирует звуковую схему. Это позволяет наглядно представить позицию звука в слове. Произнося слова со звуком Ё в разных позициях, логопед уточняет у детей местоположение звука и передвигает букву по карточке – в ее начало или конец. Слова: ёрш, лёд, копьё, ёлка, ёжик, мёд, ружьё, телёнок, пелёнка

Логопед: Давайте с Вами сыграем в игру «Узнай звук». Поднимите карточку с буквой Ё, если в слове услышите звучание [й’о] : слова ЁЛКА, ЕНОТ, ЁЖИК, ЮЛА, ЯБЛОКО, ЕРШИК, ЯША.

Дети выполняют игровое задание.

Логопед: Дети, будьте внимательны, соблюдайте условие: «Делай то, что слышишь, а не то, что видишь», на слово «Ёлки» – поднимаем руки вверх. На слово «Палки» – руки в стороны, на слово «Шишки» – присесть на корточки. Логопед, пытаясь запутать ребят, показывает то правильные, то неверные движения.

Логопед: Молодцы, ребята, не удалось мне Вас запутать. А теперь предлагаю Вам сыграть в игру «Добавь звук». Я буду называть части слов, а вы должны в них добавить Ё: …жик, бель…, тво…, …лка, мо…, е…, …рш, чь….

Логопед: Сейчас я Вам прочитаю историю про ёжика и ёршика. Ваша задача, запомнить как можно больше слов с Ё, которые встретятся в прочитанном.

Все звери легли спать на зиму, и ёжики улеглись в норе под ёлкой. А маленькому ёжику не спится. — Мам! Что это мы всё спим да спим. Можно, я схожу к своему другу Ёршику? — Да ты что? Замёрзнешь ещё. Спи! Лежал-лежал ёжик, ёрзал-ёрзал, ёрзал-ёрзал, дождался, пока мама уснула, и вылез из норы. Вылез и удивился. Всё белым-бело, и снег на ёлках то на цыплёнка похож, то на ёжика и даже на ёршика!

Прибежал к реке, а вместо реки — один лёд, и прорубь посередине. — Ёрш, ёрш! Я чего видел! Ну, ёрш! — Выплыл заспанный ёрш: — Ну чего кричишь, спать не даёшь? — А разве вы тоже спите? — Ещё как, до самой весны. Шёл бы и ты, а? — Затрусил ёжик домой, в тёплую нору. Замёрз весь, съел мёду, чтоб не заболеть, и залёг спать до весны. (Г. Юдин.)

Логопед: Какие слова с Ё вы запомнили?

Логопед: У вас на столах лежат камешки. Изобразите с помощью них ту букву, с которой мы сегодня с Вами познакомились. (Имя ребёнка) какую букву ты изобразил? Прочти её.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Буквы Е, Ё»

Конспект НОД

по обучению грамоте

в подготовительной группе

— познакомить с буквами Е, Ё;

— учить соотносить букву и звуки.

— обучать чтению слогов с буквами Е, Ё ;

— учить детей делить слова на слоги;

— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;

— развивать фонематические процессы;

— формировать навык письма букв Е, е.

— развивать зрительное восприятие.

– развивать связную речь

— воспитывать у детей умение внимательно слушать друг друга.

— воспитывать у детей умение внимательно выслушивать товарищей, не перебивая их.

Оборудование: предметные картинки, буква Е – Ё , тетради, раскраски.

Ход занятия:

Учитель-логопед (воспитатель): «Сядет тот, кто стоит за …, перед…, слева от…, справа от…, ближе всех к…, дальше всех от меня… и т. д. »

2 Развитие артикуляционной моторики.

«Покусать верхнюю губу»

«Покусать нижнюю губу»

«Окошко» (рот) открыть — закрыть.

3. Сообщение темы занятия.

Учитель-логопед (воспитатель): предлагает отгадать загадки и определить первые буквы в отгадке:

Немытое в рот Ни за что не возьмёт.

И ты будь таким, Как чистюля . (Енот) (на доску вывешивается картинка)

Учитель-логопед (воспитатель): Сколько слогов в слове «енот»? Назовите первую букву в слове.

Учитель-логопед (воспитатель): Правильно – «Е». Послушайте следующую загадку

Лесом катится клубок, У него колючий бок,

Он охотится ночами За жуками и мышами. (Ёж.) (на доске картинка ежа).

Учитель-логопед (воспитатель): Сколько слогов в слове «ёж» Назовите первую букву в слове.

Учитель-логопед (воспитатель): «Сегодня мы познакомимся с буквами «Е» и «Ё». Детям демонстрируются буквы.

4. Знакомство и сравнение букв:

А теперь сравним буквы Е и Ё.

Учитель-логопед (воспитатель): В чём сходство, в чём различие этих букв.

Е и Ё – родные сестры,

Различать сестер не просто,

Но у буквы Ё две точки,

Словно в лесенке гвоздочки.

Я хочу рассказать вам ребята, откуда у буквы Ё взялись сверху две точки.

Однажды буква Е пошла в лес – решила навестить своих друзей: енота и ёжика, которые жили под старой елью. Вдруг подул сильный ветер. Деревья закачались. Букве Е стало страшно, но до ели она все-таки добежала, еле-еле успела. Ель тоже качалась от ветра. Не удержались на ней две шишки, оторвались и упали прямо на букву Е. И у буквы Е выросли две шишки от удара. И превратилась она в другую букву и закричала: «О-ё-ё-ё-й!»

Учитель-логопед (воспитатель): На что по вашему похожа буква Е (Ё)? (ответы детей).

«Е» похожа на расчёску,

Сделать может всем причёску…

Учим, учим букву «Е» –

Вот и выучили все.

Как без Е сказать, что ел,

Как без Е сказать, что сел,

Дети тоже с буквой Е,

Значит Е, нужна везде!

Из каких одинаковых элементов состоят буквы Е и Ё? (- Из четырех палочек).

Правильно. Эти палочки одинаковые? (- Нет, разные). Чем они различаются? (- Одна палочка вертикальная, а остальные горизонтальные).

Верно. Палочки одинаковой длины? (- Нет. Вертикальная палочка длинная, а горизонтальные – короткие).

— Молодцы. Посмотрите, как пишется буква Ё. Сначала мы проводим вертикальную палочку. Затем – горизонтальные.

Демонстрируется написание букв Е Ё на доске.

Учитель-логопед (воспитатель): Теперь, ребята, давайте напишем буквы Е и Ё перед собой на столах. Дети «пишут» пальчиком заданную букву на столе.

Буквы Е и Ё – это гласные буквы, они смягчает согласные , которые стоят перед ней.

3. Чтение слогов на доске:

Уточняем мягкое звучание согласных.

5. Игра «Раздели слова на слоги, найди буквы» . (с картинками) Картинки: ЁЖИК, МЁД, ЛЁД, ЁЛКА (ЕЛЬ), ЁРШ, ПЕНЁК, ЗВЕРЁК, КОТЁНОК, КОЗЛЁНОК, ЖЕРЕБЁНОК, РЕБЁНОК и др . – Где спряталась буква Ё в этих словах?

– Найдите картинки в названии которых 2 слога, 3 слога, 4 слога.

6. Развитие связной речи:

Логопед предлагает детям составить предложение с любым из понравившихся слов картинок) с буквой Е

Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю послушать рассказ. Он называется «Ёжик». Слушайте внимательно и запоминайте его.

Детям прочитывается рассказ: Алёша шёл по лесу. За ним бежал Бобик. Бобик залаял. Алёша увидел ёжика. Ёжик лежал около ёлки. Алёша положил ёжика в кепку. Долго жил ёжик у Алёши.

Детям задаются следующие вопросы по содержанию прослушанного текста:

— О ком этот рассказ?

— Кто еще был с Алёшей?

— Что произошло в лесу?

— Где находился ёжик?

— Что сделал Алёша?

— Чем закончилась история?

Затем детям предлагается пересказать текст «Ёжик»( по-одному).

8. Задание на внимательность:

– У вас в тетради карточки с буквами. Посмотрите на них внимательно и обведите красной ручкой буквы, которые мы сегодня учили.

9. Итог занятия:

– С какими буквой мы сегодня познакомились?

– Что нового вы сегодня узнали?

– Что больше всего вам понравилось на уроке?

10. Рефлексия Детям раздается раскраски енота и ёжика.

— Если вам понравилось занятие, раскрасьте рисунок разноцветными карандашами, не понравилось, раскрасьте рисунок серым карандашом.

Конспект занятия в старшей группе по речевому развитию (обучение грамоте) на тему «Звук и буква Ё» в соответствии с ФГОС ДО

Интересное занятие по обучение грамоте в старшей группе. Доступный и запоминающийся материал.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия в старшей группе по речевому развитию (обучение грамоте) на тему «Звук и буква Ё» в соответствии с ФГОС ДО»

Конспект занятия в старшей группе по обучению грамоте.

Воспитатель Бадретдинова Л.А.

Тема: «Звук и буква Ё»

Цель: Способствовать чтению слогов и слов с буквой [Ё]. стр.42

Задачи: Познакомить с буквой [Ё]. Учить писать печатную букву [Ё]. Продолжать знакомить с согласными МЬ,ЛЬ,РЬ,НЬ и их условными обозначениями- зелёный квадрат. Учить соотносить звук и букву. Учить читать слоги и слова.

Оборудование и материалы: картинки с изображением предметов, в названии которых есть Ё; карточка «Буква Ё вперемешку с другими буквами»; рабочая тетрадь; прямоугольная полоска бумаги, разделенная на 3 равных части, квадраты красного, синего и зеленого цвета; листочки с картинками, в названии которых есть буква ё и под картинкой схема;

Организационный момент:

Проверь, дружок,
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!

Сегодня на занятии, ребята, вас ожидает много интересных заданий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Живёт в глуши лесной;

Иголок много – много

А ниток – ни одной.

– Кто же это? (Ёжик).

Лесом катится клубок,

У него колючий бок,

Он охотится ночами

За жуками и мышами. (Ёж)

Воспитатель демонстрирует игрушку ёжика.

В: Ёжик принес нам картинки, посмотрите на доску. Что изображено на этих картинках? (Ёж, лёд, ёлка, ёрш). Какой звук есть во всех этих словах? Правильно – Ё! Сегодня мы будем работать с этим звуком, а также узнаем, какой буквой он обозначается.

Характеристика звука:

В: Давайте вспомним, какие бывают звуки? (гласные и согласные). Какие звуки мы называем гласными? (Звуки, которые тянутся, поются, воздух при их произнесении проходит свободно). Каким цветом мы их обозначаем? (красным) Давайте с вами проверим, какой же у нас звук [ё]. Как мы его произносим – долго или коротко? – Долго. – Произнесем «Ёёёёёёёёё», есть ли преграда на пути? – Нет. – Значит, какой это звук – гласный или согласный? – Гласный. – Правильно. Каким цветом мы его будем обозначать? (Красным).

Игра «Кто внимательный?»

– Запомните как можно больше слов со звуком «Ё», которые встретятся в сказке.

Ёжик и ёршик.

Все звери легли спать на зиму, и ёжики улеглись в норе под ёлкой. А маленькому ёжику не спится. — Мам! Что это мы всё спим да спим. Можно, я схожу к своему другу Ёршику? — Да ты что? Замёрзнешь ещё. Спи! Лежал-лежал ёжик, ёрзал-ёрзал, ёрзал-ёрзал, дождался, пока мама уснула, и вылез из норы. Вылез и удивился. Всё белым-бело, и снег на ёлках то на цыплёнка похож, то на ёжика и даже на ёршика!

Прибежал к реке, а вместо реки — один лёд, и прорубь посередине. — Ёрш, ёрш! Я чего видел! Ну, ёрш! — Выплыл заспанный ёрш: — Ну чего кричишь, спать не даёшь? — А разве вы тоже спите? — Ещё как, до самой весны. Шёл бы и ты, а? — Затрусил ёжик домой, в тёплую нору. Замёрз весь, съел мёду, чтоб не заболеть, и залёг спать до весны. (Г. Юдин.)

– Какие слова с Ё вы запомнили?

Садимся за столы.

Определение позиции звука в слове:

На доске прикреплена карточка – прямоугольная полоска бумаги, разделенная на 3 равных части, обозначающих начало, середину и конец слова. Это позволяет наглядно представить позицию звука в слове. Воспитатель произносит слова со звуком Ё в разных позициях, уточняет у детей местоположение звука и передвигает красный квадрат по карточке – в ее начало или конец. Это все дублируется на экране.

Слова: ёрш, лёд, копьё, ёлка, ёжик, мёд, ружьё, телёнок, пелёнка.

Воспитатель вызвать несколько детей к доске, что бы они сами определили позицию звука «ё».

В: Молодцы ребята, хорошо справились с заданием!

В: Послушайте меня! Одинаково ли произносятся согласные звуки в этих слогах?

ЛО – ЛЁ МО – МЁ НО – НЁ РО – РЁ (нет)

Объясните почему нет. Ответы детей.

В слогах ЛО МО НО РО согласные произносятся твердо Л М Н Р

А в слогах ЛЁ МЁ НЁ РЁ согласные произносятся мягко ЛЬ МЬ НЬ РЬ

От чего у нас зависит произношение согласных?

От того, какая гласная написана после них: если О, то согласный произносится твердо и обозначается синем цветом, если Ё, то согласный произносится мягко и обозначается зеленым цветом.

В: Давайте с Вами сыграем в игру «Узнай звук». У вас на столах листочки с картинками. Под каждой картинкой схема квадратов. Вам нужно правильно раскрасить схемы этих картинок. Первую картинку я помогу, а дальше вы сами. Что изображено на картинке? (лён) первый квадрат у нас какого цвета? (зеленый) Почему? Второй квадрат – красный, третий – синий. Далее работаем молча, работаем самостоятельно, работаем внимательно.

Знакомство с буквой Ё. Различение понятий «звук» и «буква»

В: Ребята, до этого мы с вами говорили о звуке [ё], а теперь поговорим о букве Ё. Каждый звук обозначается своей буквой. Будьте внимательны и запомните, что звук мы слышим и произносим, а букву мы видим и пишем.

В: Посмотрите, какая важная буква к нам пришла (воспитатель пишет на доске прописную букву Ё). На какую букву похожа Ё? Правильно, на Е.

Е и Ё – родные сестры,

Различать сестер не просто,

Но у буквы Ё две точки,

Словно в лесенке гвоздочки.

Воспитатель: Послушайте сказку, как появилась буква Ё.

Однажды буква Е убежала в лес. Тут подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно и она спряталась под ель. Но от ветра ель тоже начала качаться, и на букву Е упали шишки, от которых у Е на голове образовались две шишки. От этого она превратилась в другую букву – букву Ё.

В: Ребята, я произношу «Ё-ё-ё-ё-ё», что это – звук или буква? – Звук. – Верно, потому что мы ее произносим и слышим. А вот это что (логопед указывает на написанную на доске букву)? – Это буква. – А почему? – Потому что мы ее видим и пишем. – Всё правильно.

«Пишем правильно»

В: Посмотрите, как я пишу букву Ё на доске. Сначала я пишу сверху вниз длинную палочку, потом, начиная с верхней, три коротких палочки слева направо. И наконец, ставлю над буквой две точки.

А теперь вы напишите букву Ё в воздухе.

У вас на столах лежат фишки. Изобразите с помощью них ту букву, с которой мы сегодня с Вами познакомились. (Имя ребёнка) какую букву ты изобразил? Прочти её.

Пальчиковая гимнастика:

Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке,
Будут буквы писать.

В: Теперь открываем тетради и пишем букву Ё. Будьте внимательны и аккуратны! (Воспитатель контролирует правильность положения детей, держания ручки, написания). (Выполняем задание 2 из рабочей тетради)

Задание на внимательность:

В: У вас на столах лежит карточка с буквами. Посмотрите на нее внимательно и обведите красной ручкой букву, которую мы сегодня учили.

Выходим на ковер.

Преобразование слов: игра с мячом.

В: Сделайте «один» из «много»:

Ерши – ёрш, ежи – ёж, ели – ёлка, ели – ёлочки

В: Предлагаю Вам сыграть еще в одну игру «Добавь звук». Я буду называть части слов, а вы должны в них добавить звук «Ё»:

Садимся за столы.

Игра «4 лишний». На экране.

Итог занятия:

– С какими буквой мы сегодня познакомились?

– Что нового вы сегодня узнали?

– Что больше всего вам понравилось на уроке?

Рефлексия Детям раздается раскраски ёлки и ёжика.

В: Если вам понравилось занятие, раскрасьте рисунок разноцветными карандашами, не понравилось, раскрасьте рисунок серым карандашом.

Конспект НОД по речевому развитию детей 6–7 лет «Звук и буква Ё»

Пидзамкив Ирина
Конспект НОД по речевому развитию детей 6–7 лет «Звук и буква Ё»

Цель: Познакомить с буквой Е и ее условным обозначением – красный квадрат.

– учить детей различать понятия «звук» и «буква»;

– учить соотносить звук с буквой;

– учить читать слоги, слова;

-учить понимать учебную задачу и понимать ее самостоятельно;

развивать фонематический слух, анализ и синтез слов;

-формировать способность слышать при произнесении сочетание звука (йо);

развивать мелкую моторику и отрабатывать ориентировку на листе бумаги;

развивать памяти и внимание;

– формировать положительное отношение к письму.

Демонстрационный: картинки с изображением предметов, в названии которых есть Е, карточки букв, геометрические фигуры; карточка-схема слова,

Раздаточный: лист с заданием, материалы Фребеля для составления букв, разрезные буквы, карточка-схема слов.

Наглядный: рассматривание картинок с изображением предметов, которых есть Е.

Словесный: рассказ воспитателя,сказки: «Ежик и Ершик», «Почему Е ударная»,

Практический: игры «Собери букву», «Рассыпались слова», задание на внимательность,

Ход образовательной деятельности.

Организационный момент звучит песня о детском саде.

Этюд «Улыбка».

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые!

Мы рады, что вы пришли к нам в гости.

Улыбнитесь друг другу. А я улыбнусь вам.

Весь иголками покрыт.

Слышишь топот быстрых ножек

Это наш приятель…. (ежик)

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

На Новый год я главная…. (елка)

Драчун и забияка

И щука не проглотит…. (ерш)

– Ребята, посмотрите-ка на доску. Что изображено на этих картинках? (Ёж, ёлка, ёрш). Какой одинаковый звук есть во всех этих словах? Правильно – Ё! Сегодня мы будем работать с этим звуком, а также узнаем, какой буквой он обозначается.

– Сделайте «один» из «много»:

ежи – ёж, Ерши – ёрш, ели – ёлка.

2.Введение в тему занятия:

– Давайте с вами проверим, какой же у нас звук [ё]. Как мы его произносим – долго или коротко? – Долго. – Произнесем «Ёёёёёёёёё», есть ли преграда на пути? – Нет. – Значит, какой это звук – гласный или согласный? – Гласный. – Правильно.

3. Характеристика звука:

На доске прикреплена карточка – прямоугольная полоска бумаги, разделенная на 3 равных части, обозначающих начало, середину и конец слова. Это позволяет наглядно представить позицию звука в слове. Произнося слова со звуком Ё в разных позициях, уточняет у детей местоположение звука и передвигает букву по карточке – в ее начало или конец.Слова: ёрш, лёд, копьё, ёлка, ёжик, мёд, ружьё, телёнок, пелёнка.

5. Игра «Кто внимательный?»

– Запомните как можно больше слов с Ё, которые встретятся в сказке.

Все звери легли спать на зиму, и ёжики улеглись в норе под ёлкой. А маленькому ёжику не спится. — Мам! Что это мы всё спим да спим. Можно, я схожу к своему другу Ёршику? — Да ты что? Замёрзнешь ещё. Спи! Лежал-лежал ёжик, ёрзал-ёрзал, ёрзал-ёрзал, дождался, пока мама уснула, и вылез из норы. Вылез и удивился. Всё белым-бело, и снег на ёлках то на цыплёнка похож, то на ёжика и даже на ёршика!

Прибежал к реке, а вместо реки — один лёд, и прорубь посередине. — Ёрш, ёрш! Я чего видел! Ну, ёрш! — Выплыл заспанный ёрш: — Ну чего кричишь, спать не даёшь? — А разве вы тоже спите? — Ещё как, до самой весны. Шёл бы и ты, а? — Затрусил ёжик домой, в тёплую нору. Замёрз весь, съел мёду, чтоб не заболеть, и залёг спать до весны. (Г. Юдин.)

– Какие слова с Ё вы запомнили?

6. Знакомство с буквой Ё. Различение понятий «звук» и «буква»

– Ребята, до этого мы с вами говорили о звуке [ё], а теперь поговорим о букве Ё. Каждый звук обозначается своей буквой. Будьте внимательны и запомните, что звук мы слышим и произносим, а букву мы видим и пишем.

– Посмотрите, какая важная буква к нам пришла? (воспитатель выставляет на доске букву). На какую букву похожа Ё? Правильно, на Е.

Е и Ё – родные сёстры, различать сестёр не просто.

Но у буквы Ё две точки, словно в лесенке гвоздочки.

– Ребята, я произношу «Ё-ё-ё-ё-ё», что это – звук или буква? – Звук. – Верно, потому что мы ее произносим и слышим. А вот это что (воспитатель показывает на доске букву? – Это буква. – А почему? – Потому что мы ее видим и пишем. – Всё правильно.

Эту букву называют «хитрой», так как она может обозначать два звука.

Произносим мы два звука, но одну лишь пишем букву! (Й) да (О, а вместе Ё. Не забыть бы про нее.

-А какие еще хитрые буквы вы знаете? (Ю, Я, Е).

7. Игра «Собери букву».

(дети собирают букву из материалов Фребеля- палочки и точки)

Я мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь.

Подойдёт ко мне Мороз,

Тронет руки, тронет нос. (Надо показать руку, нос.)

Значит, надо не зевать,

Надо нам идти играть. (Движения.)

8. Сказка «Почему Ё всегда ударная».

– Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы Ё две точки вверху.

Однажды буква Е убежала в лес. Тут подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно и она спряталась под ель. Но от ветра ель тоже начала качаться, и на букву Е упали шишки, от которых у Е на голове образовались две шишки. От этого она превратилась в другую букву – букву Ё. Вот, оказывается, почему Ё всегда ударная.

-Хотите проверить? (чтение) –Елка, Ежик, пенЕк, весЕлый, котЕнок. (отхлопать каждое слово и проверить на какой слог падает ударение.

9. Игра «Рассыпались слова».

Дети расходятся на подгруппы. У каждой подгруппы, разрезанные на буквы слова: «ежик, елка, клест».

Схемы слов. Дети выкладывают слова по схемам.

10.Задание на внимательность:

– У вас на столах лежит карточка с заданиями.

1. Посмотрите на нее внимательно и обведите красной ручкой букву, которую мы сегодня учили.

2. Определите место буквы в слове (начало, середина, конец). Раскрасьте соответствующий квадрат.

3. По клеточкам нарисуйте правую сторону елочки.

– С какой буквой мы сегодня познакомились?

– Что нового вы сегодня узнали?

– Что больше всего вам понравилось на уроке?

Конспект логопедического занятия для детей старшей группы с ТНР «Звук [К] и буква «К» Тема: Звук и буква К. Задачи : Развитие фонематического слуха; формирование фонематического восприятия;.

Конспект логопедического занятия «Звук [Ж] и буква Ж» в подготовительной группе для детей с ТНР Цель: формирование четкого произнесения и различения [ж]. Задачи: Образовательные: 1. Развивать умение предварительного планирования хода.

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей 5–6 лет на тему «Буква Р, звук [Р]» Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей 5-6 лет. Образовательная область: «Речевое развитие». Тема: «Буква «Р», звук.

Конспект занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте «Звук [а] и буква А» Конспект развитие речи и подготовка к обучению грамоте Подготовила: Бирюкова М. А. ТЕМА: «Звук и буква А» ЦЕЛЬ: – закрепить навык четкого.

Конспект занятия по развитию речи на тему «Звук [Я] и буква Я» (старшая группа) Обучение грамоте” на тему: “Звук и буква Я” старшая группа Основная образовательная область: развитие речи. Цель: Познакомить детей с гласным.

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе «Звук [с]» Звуковая культура речи. Дидактические игры: «Найди первый звук», «Громко – шёпотом», «Быстро – медленно». Задачи: учить подбирать слова.

Занятие по обучению грамоте и речевому развитию «Глухой согласный звук [Ч], буква «Ч» Программное содержание: Продолжать знакомить детей с звуком [ч] и буквой Ч,ч. Учить определять место звука в трех позициях. Учить детей.

Занятие по развитию речи «Звук [Э] и буква Э» в средней группе .

Конспект занятия по развитию речи «Звук [З]; буква «З» Цели: научить различать звук (з, (з*); Научить синтезу слов из звуков; Провести звукослоговой анализ слова зима; Научить печатать слова.

Звуки [й] – [о], буква “Ё”

Разделы: Логопедия

Цели урока:

  1. Коррекционно-образовательные: Познакомить детей со звуковым сочетанием “йо” с опорой на артикуляцию губ, с буквой “Ё”. Закреплять навык правильного дыхания. Закрепить навык преобразования слов. Обогащать словарный запас. Формирование эмоционально-положительного отношения к процессу чтения, интереса к чтению.
  2. Коррекционно-развивающие: Развивать фонематические процессы. Совершенствовать навыки звукового анализа. Упражнять в изменении слов в предложении по смыслу. Развивать умение анализировать, выделяя существенные признаки. Развивать зрительное и слуховое внимание, концентрацию внимания, ориентировку в пространстве.
  3. Коррекционно-воспитательные: Формировать положительную мотивацию к учебной деятельности. Совершенствовать навык работы в парах. Воспитывать чувство товарищества.

Оборудование: Рисунок “Ё”, Буква “Ё”. Артикуляционные уклады – “Й”, “О”. В тетрадях задание № 6. Слоги с буквой “Ё”. “Слоговое дерево”. Цветные круги – для звуковых схем. Инд. карточки для задания № 14. Картинки ёжиков. Игрушка ёжик. Корзинка или шкатулка для заданий.

Ход занятия

I. Орг. момент:

1. Стимулирующие упражнения, повышающие энергетический потенциал.

Сегодня на занятии мы с вами продолжим работу с буквой “Ё” и звуками “Й-О”, которые её образуют.

Но чтобы настроиться на работу, долго не уставать, мы с вами выполним дыхательные упражнения:

– Вдох через нос, выдох через рот;

– Вдох через рот, выдох через нос;

– Вдох через нос, выдох толчками через нос (ПФ, ПФ, ПФ)

На кого это похоже? Кто так пыхтит? Какой лесной зверёк? (ёжик)

Вот и к нам сегодня в гости пришёл ёжик. Он принёс с собой целую корзинку заданий. И просит вас, их выполнить. Ну, как, справимся?

2. Упражнение на развитие слухового внимания.

“Повтори не ошибись” – сядет тот, кто повторит за мной по три слова без ошибки.

Мёд – котёнок – лёд, пёс – нёс – козлёнок, вёл – телёнок – мёл,

Ёрш – поросёнок – пелёнка, ёлка – цыплёнок – пенёк, пёс – жеребёнок – кулёк …

– Что мы чаще всего слышали в этих словах? (Ё).

II. Работа по теме. Актуализация знаний.

3) Артикуляция Ё.

А как же мы произносим эту букву “Ё”? Давайте расскажем ёжику.

Сначала губы растягиваются в улыбке, кончик языка опущен вниз за нижние зубы, спинка языка прикасается к “потолочку” – нёбу – “Й” и затем резко губы вытягиваются вперёд трубочкой, а язык спокойно ложится около нижних зубов, не прикасаясь к ним – “О”.

– Буква “Ё” обозначается двумя звуками “Й-О”. Показ артикуляционных укладов – “Й”, “О”. Мы ещё раз с вами закрепили, как произносится буква “Ё”.

Звук “Й” (какой он?) – согл., звонкий, всегда мягкий, на схеме обозначаем – зелёным

“О” – гласн., на схеме обозначаем – красным цветом.

Когда буква “Ё” даёт два звука: (ознакомительная информация):

    • После гласных звуков.
    • Если стоит в начале слова.
    • После “ъ” и “ь” знаков.

– А вот если буква “Ё” стоит после согласного звука – она просто его смягчает. Сегодня мы с вами поговорим именно о смягчении согласного звука буквой “Ё”.

4) Упражнение на развитие зрительного восприяти , памяти и концентрации

– Вот следующее задание. Ёжик просит вас рассказать, как выглядит буква “Ё”.

Е и Ё – родные сёстры,

Различать сестёр не просто.

Но у буквы Ё две точки

Словно к лестнице гвоздочки. (Показ рисунка Ё)

– Ёжик очень хочет посмотреть, как вы работаете с буквой “Ё”.

Для этого он придумал следующее задание, которое мы будем выполнять в тетради.

5) Упражнение на развитие мелкой моторики.

Работа в тетради.

– Но прежде, чем вы начнете работать в тетради, мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику, чтобы легче было писать.

Наши пальчики сожмём,
А потом их разожмём,
Снова пальчики сожмём,
И конечно разожмём,
А теперь потрём ладошки,
И подуем в них немножко.
Каждый пальчик друг и брат,
И писать он будет рад.

Теперь приступаем к заданию…

6) Упражнение на развитие зрительного анализа и синтеза.

– “Буквы наоборот и правильно написанные” – подчеркнуть правильное написание.

– “Обведи в кружок букву Ё” – среди схожих по написанию букв – Е, Ё, Э, З, С.

Молодцы, все справились с заданием, а теперь посмотрите на следующее задание.

7) Упражнение на развитие пространственных отношений.

На доске напечатанные буквы. Для выполнения этого задания, нам надо повторить, где право, где лево:

– Поднимите правую руку вверх;

– поднимите левую руку вверх;

Теперь посмотрите – на доске написаны буквы:

Что находится справа от “Ё” (слева, между, посредине)?

С буквой “Ё” вы поработали. Теперь ёжик хотел бы узнать, как вы слышите “Ё” в словах.

III. Упражнение на развитие слухо-моторной координации.

Для этого необходимо выполнить такое задание. Ёжик вас просит “Будьте внимательными” – когда услышите в слове “Ё” надо встать, а когда нет в слове “Ё” надо сесть. (Физминутка).

Мёд, юла, енот, ёлка, пенёк, свинья, плёнка, этажи, ёлка, валенки, поросёнок (6 слов).

8) Упражнение на предупреждение акустической дисграфии и активизации в речи новых слов.

Ёжик для вас приготовил ещё одно интересное задание. Игра “Наоборот” – замени “О” на “Ё” в слогах.

Мо – мё, ло – лё, ро – рё, то – тё, во – в, ко – кё …..

Теперь я говорю слово, а вы также должны заменить “О” на “Ё”.

Нос – нёс воз – вёз

– Изменилось ли значение слов?

– НОС – часть лица;

– НЁС – действие. Когда что – либо человек перемещает с одного места на другое.

– ВОЗ – колёсная повозка или сани (словарная работа)

– ВЁЗ – действие. Когда что – либо человек перевозит.

9) Стимулирующие упражнения.

Ребята, ёжик для вас приготовил интересную сказку.

Чтобы её внимательно слушать, давайте потрём ушки (самомассаж ушных раковин), поморгаем глазками (зрительная гимнастика), погладим себя по голове (релаксация). Вот теперь все готовы слушать.

10) Упражнение на развитие слухового восприятия.

Сказка “Почему Ё всегда ударная”.

Однажды буква “Е” убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве “Е” стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву “Е” упали две шишки, от которых на голове у “Е” образовались две шишки. От этого она превратилась в другую букву – букву “Ё”. И вот, оказывается, почему буква “Ё” всегда ударная.

11) Работа над многозначностью слова.

А как вы думаете, что за “шишки” упали с ели? (Шишки – это плоды хвойных деревьев;)

А какие шишки набила буква “Ё”? (Шишки – это бугорок, округлая выпуклость на теле у человека или животного, а сказке имеется ввиду на “голове” у буквы “Ё”)

А теперь ещё раз вернёмся к сказке!

12) Упражнение на развитие зрительной памяти.

– Если в слове есть буква “Ё”, значит, ударение будет падать на букву “Ё”.

(показ печатной буквы Ё – прописной и строчной).

– Чем похожи “Е” и “Ё” и чем отличаются? (написанием, элементами; точками наверху)

– Чем отличается “Ё” от “ё”? (тем же).

13) Упражнение на развитие фонематического анализа и синтеза.

Чтобы запомнить, то о чём мы сейчас прочитали в сказке, ёжик придумал для вас ещё одно задание. Посмотрите, какое дерево нарисовал для вас ёжик. Не простое, а “слоговое дерево”. На нём выросли слоги, но все перепутались. Составь из рассыпавшихся слогов слова, с последующим составлением звуковой схемы и постановкой ударения.

Лё – ня рё – вы тё – тя

Молодцы, хорошо поработали, пора и отдохнуть. Давайте покажем ёжику про него физминутку:

IV. Физминутка (упражнение на развитие зрительно – моторной координации).

Колкий ёжик вымыл ушки,

Шею, кожицу на брюшке.

И спросил енота ёж:

– Ты мне спинку не потрёшь?

14) Формирование функционального базиса навыка чтения и развитие логического мышления.

О ком мы сейчас говорили в стихотворении? (о ёжике). Как называют у ежа детёныша? (ежонок).

А где живет ёж? (в норе). Ёжик попросил меня раздать вам задания. Он хочет узнать, как зовут других детёнышей животных. И кто, где живёт.

    • Для I подгруппы – прочитайте, как называют родителей и их детёнышей. И будьте готовы ответить мне на вопрос, в каком слове есть буква “Ё” и где она находится? (Листочки с яблоками)
    • II подгруппе – прочитать предложение. Подумайте кто, где живёт, и соедините стрелочками начало предложения с концом предложения (листочки с грибами).

У каждого ребёнка индивидуальная карточка.

У кошки – котёнок.
У козы – козлёнок.
У лисы – лисёнок. (Слабой подгруппе – прочитать) – Артём, Ваня, Саша, Женя, Миша, Надя.
У коровы – телёнок.
У лошади – жеребёнок.

ЁЖ живёт в воде.

Ёрш живёт в лесу. (Сильной подгруппе – соединить стрелочками) – Витя, Никита, Дима,

Ёлка растёт в норе. Тахмина, Паша.

15) Упражнение на развитие языкового чутья.

Ёжик предлагает вам интересное задание. Он приготовил предложения, и считает, что они написаны правильно. А вы как считаете? Давайте прочитаем.

“Скажи правильно”. – Измени слова в скобках по смыслу (на доске или таблицей)

Лёня (несу) ёжика. – Несёт

Алёша (зову) котёнка. – Зовёт

Алёна (веду) козлёнка. – Ведёт

V. Итог занятия:

Скажите, пожалуйста. Сегодня вы придёте на продлёнку к Любови Александровне и что ей расскажете о нашем занятии? Чему вы сегодня научились? (ответы детей).

VI. Рефлексия:

А сейчас я вам предлагаю выбрать одного из двух ёжиков. На одной из картинок ёжик улыбается, ему всё понравилось, он остался доволен нашим занятием. А на другой картинке ёжик лежит, даже как будто засыпает. Видимо, чем–то остался недоволен ёжик после занятия. Я вам предлагаю выбрать ёжика подходящего вашему настроение после занятия.

Итоговая НОД по коммуникации “Проделки деда Буквоеда”
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

НОД проводила в игровой форме, вызвала мотивацию проблемной ситуацией “Злой дед Буквоед заколдовал страну Знаний и теперь все останутся необразованными и безграмотными”. Дети приняли решение: помочь расколдовать страну Знаний, для этого мы используем свои знания и умения, а так же дружбу и взаимовыручку. За помощью дети обратились к одному Мудрецу.

Скачать:

Вложение Размер
fayl_1.docx 18.55 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Розовский» Омского муниципального района

Итоговая НОД по коммуникации в подготовительной к школе группе

«Проделки деда Буквоеда»

Составила: Кочеткова Н. В.

Виды деятельности : коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, музыкально-художественная

Задачи : уточнить и закрепить представления детей о том, из чего состоит наша речь, что такое «предложение», «слог», «звук», «буква»; закрепить умение различать гласные и согласные звуки (твердые и мягкие); выделять в словах последний звук и подбирать слово, начинающееся с этого звука. Развивать навыки звукового анализа и синтеза слов. Уметь подбирать слова на заданный слог, закреплять умение делить слова по слогам, определять их количество. Совершенствовать умение образовывать притяжательные прилагательные, подбирать антонимы к прилагательным-омонимам; правильно согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; образовывать сложные прилагательные. Закреплять умение составлять предложения, разные по структуре с опорой на схему. Развивать навыки связной речи при составлении описательного рассказа о предмете по схеме-таблице. Развивать мышление, творческое воображение, умение определять дополнительные ресурсы предмета (по ТРИЗ). Для поддержания интереса к деятельности, активизации использовать игровую и коммуникативно-информационную технологию. Развивать у детей музыкальный слух, певческие способности, сочетать исполнение с движениями. Воспитывать доброжелательность, взаимовыручку.

Оборудование : телеграмма, видеосюжет, «звуковые светофоры», карта путешествия, предметные картинки, квадраты красного, синего цвета для звукового анализа, мяч, картинки «необычных животных», конверт с заданием, компьютер, шкатулка с предметами (веревка, баночка с песком), сюжетные картинки с нарисованной схемой, портфель, школьные принадлежности, схема-опора, буквы для слова «школа», коробочка, медали.

  1. Настрой на деятельность.

Дети заходят в зал, становятся в круг.

-Сегодня у нас много гостей, предлагаю всех поприветствовать.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы пожмем друг другу руку

Побежит тепло по кругу.

Вместе будем очень дружно

На вопросы отвечать.

Все хотим мы заниматься,

Все хотим мы много знать.

  1. Мотивация детей к деятельности.

(младший воспитатель приносит срочную телеграмму)

Воспитатель зачитывает детям.

(«В чудесной стране Знаний случилась беда: злой дед Буквоед заколдовал страну Знаний, похитил все буквы. Теперь все жители этой страны останутся глупыми и необразованными.)

-Ребята, что же делать?

-Как мы можем это сделать? (дети высказывают свои предложения)

-Кажется, я знаю, кто сможет нам помочь: один Мудрец.

М.: Здравствуйте, ребята!

Д.: Здравствуй, Мудрец!

М.: Раз вы ко мне пришли, значит случилась какая-то беда?

Д.: Дед Буквоед заколдовал страну Знаний.

М.: Опять Буквоед совершает свои злые дела. Только вы сможете с ним справиться, вам пригодятся ваши знания и умения. Пройдя все препятствия, вы должны узнать магическое слово, сказав которое, все колдовство деда Буквоеда разрушится. В помощь вам даю карту, которая поможет вам найти это слово. Не забудьте взять с собой дружбу, взаимовыручку.

А) Речевая разминка «Вопрос-ответ»

-Ребята, путешествие будет, наверно, нелегким. Предлагаю вспомнить все, что мы знаем.

  • Из чего состоит наша речь?
  • Что такое предложение?
  • Из чего сложены слова?
  • Что образуют слоги?
  • Чем отличаются звуки от букв?
  • На какие группы делятся звуки?
  • Какие звуки называются гласными?
  • Какие звуки называются согласными?
  • Что вы знаете о согласных звуках?

Б) Игра «Звуковые светофоры» (в кругу на полу)

(Сигналы: красный, синий, зеленый)

а, сь, м, у, р, т, и, ль, бь, о, ш

3.Совместная работа с детьми.

Определение по карте 1 остановки.

А) Игра «Найди свою пару»

-У каждого из вас есть своя картинка. Вы определяете последний звук в слове, обозначающий данный предмет и находите парную картинку, название которой начинается с этого же звука.

Б) Игра «Отгадай слово и составь звуковой домик»

Определяем 2 остановку.

-Чтобы составить «звуковой домик» слова, надо сначала его разгадать по 1 звукам данных слов, обозначенных картинками: пила, арбуз, утка, коза – ПАУК. (выполняем звуковой анализ слова)

В) Музыкальная разминка.

(под музыку поем песенку про паучка сочетая с движениями)

Пау-паучина паутину сплел.

Вдруг закапал дождик – паутину смыл.

Вот и солнце вышло, стало подсыхать!

Пау-паучина трудится опять.

Г) Игра с мячом «Продолжи слово»

Определяем следующую остановку.

-Придумайте слова на слог ка-, ро-, проговаривая по слогам, определяя количество слогов.

Д) Игра «Что за зверь?»

Определяем следующую остановку.

Посмотрите, что за звери?

Я глазам своим не верю:

Чьи рога? Чья голова?

Что тут так? А что не так?

Звери разные у нас,

Разберемся мы сейчас.

– Расскажите, из чьих частей животных состоят необычные звери?

( голова коровья, уши заячьи и т. д.)

Е) Игра «Про что так говорят»

(на карте изображен конверт, поиск конверта в зале)

Воспитатель называет слова, записанные на листе, дети подбирают подходящие по смыслу слова.

  • Свежий (огурец) – соленый
  • Мелкая (река) –глубокая
  • Сырая (погода) –сухая
  • Старый (сапог) –новый
  • Сырое (яйцо) – вареное

Ж) Игра с использованием компьютера «Назови одним словом»

Определяем следующую остановку – задание компьютера.

Длинные уши – …….. тонкие ноги-…….

Темные волосы-…… парные копыта-…….

Быстрые ноги – …….. четыре ноги-……..

Любит тепло-…….. темная кожа-…….

К) Игра на мышление (по ТРИЗ) «Аукцион»

На карте изображена шкатулка; дети её находят, придумывают, для чего и кому нужен предмет, лежащий в этой шкатулке.

-Мы проведем сейчас «Аукцион идей». Кто назовет последним способ применения предмета, получит медаль и звание «Интеллектуальный эрудит».

Веревка – можно что-то измерить ею, через неё можно прыгать, спуститься по ней или наоборот забраться, подвязать молодое деревце, сломанную веточку, повесить на нее белье и т.д.

Песок – в строительстве, изготовлении стекла, играть с ним, загорать на нем, пожар тушить, добавляют в горшки с цветами и др.

Л) Упражнение «Составь предложение» (по карточкам)

Детям раздаются сюжетные картинки со схемой предложения, которые могут быть разные). Дети составляют предложения по своей схеме, рассказывают друг другу, некоторые предложения заслушиваются вслух.

4.Самостоятельная работа детей. Составление рассказа о школьных принадлежностях.

На карте обозначен рисунок «портфель»

-Давайте его найдем и посмотрим, что в нем лежит? Как вы думаете, кому он принадлежит?

-Все ли это нужно ученику или здесь что-то лишнее. Объясните, почему?

( лишняя кукла, т.к. – это игрушка, а все остальное – школьные принадлежности. В школу игрушки не берут)

-Посмотрите, в портфеле лежит какая-то схема. Как вы думаете, для чего? (по ней надо составить рассказ о школьных принадлежностях)

Дети составляют рассказы о предметах: тетрадь, пенал, ручка, карандаш.

5. Подведение итогов, обсуждение результатов.

А) Упражнение «Составь магическое слово» (из букв)

(«Найдешь магическое слово рядом со своим отражением»)

Открываем коробочку, находим буквы, из которых составляем слово ШКОЛА

-Произнесем все вместе это слово.

(слышатся звуки грома)

-Я думаю, это разрушились чары злого деда Буквоеда, теперь страна Знаний свободна и ждет всех, кто хочет стать умным, грамотным, образованным. Давайте сообщим об этом Мудрецу.

(проводим рефлексию с Мудрецом)

М.: Ну что, ребята, смогли ли вы победить деда Буквоеда, расколдовать страну Знаний?

Д.: Да! Мы прошли все препятствия, нашли магическое слово и его колдовство разрушилось.

М.: Что помогло вам в этом трудном путешествии?

Д.: Наши знания, умения, дружба.

М.: Мальчики, вы большие молодцы! Девочки, вы просто умницы!

Вручаю вам памятные медали!

А вы хотели бы отправиться в страну Знаний под названием «школа», чтобы узнать еще много нового и интересного.

М.: Тогда она распахнет свои двери вам 1 сентября, а пока отдыхайте, набирайтесь сил. В группе вас ждет угощение.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: