Конспект НОД: Зимующие птицы

Занятие “Зимующие птицы” для детей старшей группы

Презентация к уроку

Цель:

  • расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, их частей тела;
  • закрепление обобщающего понятия «Зимующие птицы».

Задачи:

  • образовательные: закрепление умения детей делить слова на слоги;
  • развивающие:
    • развитие мышления детей на материале описательных загадок;
    • развитие связной речи детей: умение составлять рассказ по опорным схемам;
    • развитие зрительного и слухового восприятия, развитие общей и мелкой моторики пальцев рук;
  • воспитательные:
    • воспитание умения взаимодействовать друг с другом;
    • воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру, к зимующим птицам;
  • здоровьесберегающие задачи:
    • профилактика утомления детей на занятии;
    • обеспечение физиологически необходимых этапов восприятия и переработки информации.

Интеграция образовательных областей:

  • «Коммуникация»,
  • «Социализация»,
  • «Чтение художественной литературы»,
  • «Художественное творчество»,
  • «Безопасность».

Виды детской деятельности:

  • познавательно-исследовательская,
  • коммуникативная,
  • игровая,
  • продуктивная.

Планируемый результат: Использование и применение знаний о зимующих птицах в беседах с детьми и взрослыми.

Предварительная работа:

  • Наблюдение за птицами на прогулке.
  • Беседы о зимующих птицах.
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Чтение познавательных рассказов о птицах.
  • Изготовление вместе с родителями кормушек.

Оборудование и материалы:

  • экран,
  • предметные и силуэтные (для штриховки) картинки с изображением зимующих птиц,
  • модели птиц на каждого ребенка,
  • картинки зимующих птиц,
  • магнитная доска,
  • 6 блюдец с кормом для птиц (хлебные крошки, ягоды, сало, гречка, пшено, семечки),
  • дидактическая игра «Назови по части целое»,
  • губки (по 2 штуки на каждого ребенка),
  • простые карандаши на каждого ребенка.

Ход занятия

Содержание занятия

Здоровьесберегающее сопровождение

I. Организационный момент.

– Сегодня на занятии нам предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, нам надо как следует подготовиться. Давайте сделаем гимнастику.

1. – Сначала натянем «умную шапку» (указательным и большим пальцами оттягивает мочки ушей вниз и имитируем завязывание узелка под подбородком).

2. – Теперь позеваем (открываем широко рот и нажимаем указательными пальцами на середину щек.)

3. – Покажем «умную сову» (правую руку кладем на левое плечо и слегка надавливаем, медленно поворачиваем голову влево назад, затем вправо назад, меняем руку и повторяем движение головы.)

Совушка-сова,
Большая голова.
На суку сидит,
На всех глядит.

(Дети вместе с воспитателем выполняют каждое упражнение 3-4 раза.)

4. – И глазки надо подготовить для работы. Гимнастика для глаз «Найди названную птицу». По заданию воспитателя дети находят глазами, не поворачивая головы, висящую на стене картинку с изображением названной птицы.

– Молодцы! Теперь вы готовы к выполнению заданий.

II. Основная часть.

1. Обобщение материала по теме «Зимующие птицы».

– Дети, вы, наверное, догадались, о ком мы сегодня будем говорить на занятии (ответы детей.) Правильно, о зимующих птицах.

– Каких птиц мы называем зимующими? (Зимующие – это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края).

Воспитатель обращает внимание детей на экран :
– Назовите известных вам зимующих птиц (ворона, сорока, снегирь, синица, воробей, голубь, дятел).

– Молодцы. Сейчас предлагаю вам отгадать загадки о зимующих птицах, а отгадку на столе найдёт тот, кого я назову, остальные проверяют правильность ответа. (Ребёнок выходит, находит картинку, воспитатель вешает её на доску).

Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей.)

Черный жилет,
Красный берет,
Хвост как упор,
Нос как топор. (Дятел)

Белые щечки –
Синяя птичка,
Остренький клювик –
Собой невеличка.
Желтая грудка –
Это …(Синичка)

Ходит важно,
Вперевалку.
И воркует, и клюет. (Голубь.)

Всех я за день навещу,
Всё, что знаю растрещу!
Расскажу всё раньше срока,
Потому что я…(сорока)
Как откроет рот – кошмар! –
Слышно только кар-кар-кар! (Ворона)

Увеличение двигательной активности.

2. Д.И «Сжимай и считай»

– А теперь давайте, определим количество слогов в словах – названиях зимующих птиц. Возьмите губки с подноса. На каждый слог сжимаем губку.

3. – Молодцы! Посмотрите на экран.

Что общего в строении у всех птиц? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух)

– Чем они отличаются друг от друга? (Размером, окраской, опереньем)

– Возьмите на столе конверты соберите из мозаики птичку и назовите её.

4. Дидактическое упражнение «Для чего?»

– Для чего птице клюв?
– Для чего птице крылья?
– Для чего птице лапки?
– Для чего птице пёрышки?
– Для чего птице хвост?

5. Пальчиковая гимнастика «Птичка»

– Для того чтобы выполнить следующее задание, подготовим свои пальчики.

Читайте также:
Особенности и возможности социальной адаптации детей с синдромом Дауна

Птичка крылышки сложила (переплести пальцы рук)
Птичка пёрышки помыла (пошевелить пальцами)
Птичка клювом повела (сложить клюв из мизинцев)
Птичка зёрнышки нашла
Птичка зёрнышки поела (поклевать по столу)
Птичка песенку запела (раскрывать мизинцы)
Птичка крылышки раскрыла (изобразить крылья)
Полетела, полетела!

6. Игра «Найди и заштрихуй»

– Посмотрите внимательно на экран. Что изображёно на картинке?
– А теперь узнаем, кто самый внимательный. Сколько птиц спряталось на картинке?
– Назовите птиц, которые спрятались на картинке.
– Такая же картинка лежит перед каждым на столе. Покажите мне воробья. Давайте обведём и заштрихуем воробья. Следите за направлением штриховки (дети выполняют задание под спокойную музыку).
Вы штриховали?
Дети: Мы штриховали.
– А теперь все дружно встали. Превратимся в птичек.

7. Физминутка «Птички».

Птички прыгают, летают.
Птички прыгают, поют.
Птички крошки собирают,
Птички зёрнышки клюют.
Пёрышки почистили?
Пёрышки почистили!
Клювики почистили?
Клювики почистили!
Дальше полетели
И в кружочек сели!

8. Д.И «Покормим птиц»

– Голодно и холодно птицам зимой. Как мы заботимся о них? (сделали кормушки и подкармливаем) Много птиц прилетает к нашей кормушке, чтобы отдохнуть и подкрепиться. Чем можно угостить птиц? (хлебными крошками, ягодами, салом, гречкой, пшеном, орехами, семенами).
– Посмотрите, я приготовила угощенье для птиц, возьмите каждый картинку с птичкой и поставьте её к блюдечку.
– Скажите, кто какую птичку чем накормил? (Я накормил свою синичку салом и т.д.).
– Дети, кому не хватило угощения? (Сове и дятлу).
– А почему?
(Сова – хищная птица, питается грызунами. Дятел питается личинками насекомых. Они сами себе пищу добывают)
– Как можно назвать хлебные крошки, ягоды, семечки, пшено, сало, орехи одним словом? (Еда, корм, пища)
– Для кого этот корм? (Для птиц)
– Чей это корм? (Птичий корм)
– Чья это пища? (Птичья пища)

9. Д.И «Назови ласково»

– А теперь давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами. Ласковое слово – что солнышко.
– птица – птичка, пичужка
– синица – синичка
– воробей – воробышек – воробьишко
– снегирь – снегирек, снегирюшка, снегиречек
– голубь – голубка, голубок
– галка – галочка
– Молодцы! Надеюсь, что птички услышали наши ласковые и добрые слова и будут чаще прилетать к нам в гости.

III. Итог занятия.

– О ком мы с вами говорили?
– Какие задания вам больше всего понравились?
– Занятие окончено, спасибо.

Снятие эмоционального напряжения.

Использованная литература.

1. Книга «Как знакомить дошкольников с природой» под редакцией П.Г. Саморуковой.

2. Книга «Птицы России». Составитель Л. Л. Семаго. М. Советская Россия, 1992.

3. Рахманов А. И. «Птицы – наши друзья», М. Росагропромиздат, 1989.

4. Гуральчук Л. «Удивительные странички». Журнал «Дошкольное воспитание». № 8 1995, с 28 -30.

Конспект НОД на тему: “Зимующие птицы”
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Конспект НОД в старшей группе на тему: “Зимующие птицы”

Скачать:

Вложение Размер
konspekt1.docx 24.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе

-Дать детям знания о зимующих птицах, выяснить причину, почему они не улетели в теплые края, как будут зимовать, чем будут питаться.

-Закрепить понятие «зимующие» птицы.

-Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.

-Учить детей узнавать и называть птиц по внешнему виду

-Развивать интерес к наблюдению за птицами, не мешая им при этом

-Воспитывать бережно, доброжелательное отношение к птицам, формировать желание заботится о птицах в зимний период.

Беседы, наблюдения во время прогулок, рассматривание иллюстраций, изготовление кормушек, кормление птиц.

Материал: Иллюстрации зимующих птиц, корм для птиц.

Дети сидят на ковре в группе, звучит аудиозапись с голосами птиц.

Воспитатель: – Дети, слышите эти голоса? Это кто нас встречает такой веселой песенкой?

В: – Когда вы слышали такое пение птиц?

В:- А сейчас можно ли услышать такое веселое пение?

В: – А почему? Давайте вспомним, какое сейчас время года? Давайте подойдем к окну.

Дети отвечают на вопросы воспитателя: «Какое время года?»- Зима. Месяц? – Январь. Вам нравится зима? Почему? Какая погода бывает зимой?

Дети садятся за столики.

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение Е. Благининой “Морозы”.

Морозы жестокие в этом году.

Тревожно за яблоньку в нашем саду,

Тревожно за Жучку: в её конуре

Такой же морозище, как на дворе.

Но больше всего беспокойно за птиц.

Ведь очень голодно в воздухе им.

Поможем ли мы беззащитным таким

Поможем! Их надо кормить.

И тогда, им будет легко пережить холода.

Воспитатель: в стихотворении говорится о морозах, какое время года на улице? (зима)

-О ком еще говорится в стихотворении? (о собаке, птицах)

– каких птиц вы знаете? (дети называют)

-а все ли птицы могут пережить морозы? (нет)

– куда улетают птицы осенью? (в теплые края)

-как можно назвать этих птиц? (перелетные)

-Каких перелетных птиц вы знаете? (гуси, утки, лебеди, грачи, ласточки)

– какие птицы остаются зимовать? (снегири, синицы, воробьи, сороки, вороны)

-как можно назвать этих птиц? (зимующие)

Дидактическая игра на внимание «Какой птички не стало? »

(На доске — пять – шесть картинок с изображением зимующих птиц. Дети закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какой птички не стало?»)

Воспитатель: Сегодня, ребята, разговор пойдёт о птицах, которые не улетают в тёплые края, а остаются рядом с нами?

Которым мы должны помогать. А чем мы можем помочь зимующим птицам? (подкармливать их)

Воспитатель: Правильно самое страшное для птиц – это не холод (у них к зиме вырастает пушок под перышками, самое страшное – это голод. Ведь с приходом зимы снегом засыпает все деревья, землю и птицам приходится нелегко добывать себе корм. И если мы не будем помогать им, они погибнут.

Давайте вспомним, чем питаются птички? Чем мы можем их покормить? (хлеб, зерно, семечки, сало, семена растений)

Воспитатель: А сейчас отгадайте загадки, и вы, узнаете, какие зимующие птицы прилетели к нам на кормушку.

Кто красуется на ветке в желтой праздничной жилетке

Это маленькая птичка, а зовут её….(синичка) Картинка синички

Воспитатель: Как она выглядит? (на голове черная шапочка, спинка желто-зеленая, брюшко желтое, крылья и хвост – серые. Чем питается синичка? (салом, семенами)

Все время стучит, деревья долбит.

Но их не калечит, а только лечит… (Дятел) Картинка дятла

Воспитатель: Какой красивый дятел! Опишите его. (У дятла голова, шея, спина, крылья- черные, а на голове красная шляпка)

– Чем питается дятел? (личинками, крепким клювом он стучит по дереву, долбит кору и достает насекомых. А ещё семенами шишек, затыкает шишку в отверстие в дереве и начинает клювом выковыривать семена)

Чик-чирик! К зернышкам прыг!

Клюй, не робей! Кто это?. (Воробей) Картинка воробья

Воспитатель: Посмотрите и скажите, какого цвета оперение воробья? (он маленький коричневого и серого цвета).

-Чем покрыто тело воробья? (перьями).

-Чем питаются воробьи? (хлебными крошками, остатками пищи человека) Ребята, а давайте мы с вами ненадолго превратимся в воробушек

Птички прыгают, летают.

Птички прыгают, поют.

Птички крошки собирают,

Птички зернышки клюют

И на место сели.

Воспитатель: Молодцы,а вот следующая загадка.

Эта хищница болтлива,

А зовут ее. (сорока). Картинка сороки

Воспитатель: Какая сорока? Опишите ее. (Сорока крупная птица с черно-белым оперением)

– Как называют сороку в сказках и стихах? (сорока – белобока)

– Чем питается сорока? (семенами растений)

Воспитатель: Молодцы, следующая загадка

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине он появится опять.. (Снегирь) Картинка снегиря

Воспитатель: Как вы думаете, почему эту птицу называют снегирь? (от слова «снег»- он ныряет в снег и купается) (у снегиря на голове черная шапочка, серая спинка, а грудка- красная)

– Чем питается снегирь? (ягодами рябины, зернами и семенами)

Известная персона, а зовут её….(ворона) Картинка вороны

Воспитатель: Посмотрите у вороны (черные голова, горло, крылья и хвост, остальное оперение серое)

– Чем питается ворона зимой? (пищевыми отходами)

Воспитатель: Ребята, я хочу вас познакомить с еще одной необычной птичкой

У этой птички клюв кривой, а гнёзда вьёт она зимой,

Из шишек семечки клюёт, кто это птичку назовёт? (Клёст) Картинка клеста

Воспитатель: Такой клюв ей нужен чтобы доставать орешки из шишек Он живёт в лесах, где много хвойных деревьев. Клёст хорошо бегает по веткам, может кувыркаться и ходить вверх ногами, висеть в любой позе – как акробат. Питается он семенами хвойных деревьев. Клесты едят семена шишек и бросают вниз, Из брошенных семян шишек вырастают новые деревца. Клёст –единственная птица, которая выводит птенцов зимой. Этой птичке не страшны ни какие холода.

Воспитатель: Посмотрите, сколько зимующих птиц прилетело к нам. Давайте еще раз их назовем. (перечисляют)

Воспитатель: Молодцы! Ребята, посмотрите, что я сегодня приготовила, чем сегодня мы будем угощать птичек? (на тарелочках лежат семечки, орехи, зерно, хлебные крошки, сало.)

Воспитатель: Когда мы пойдем на прогулку, то мы обязательно покормим птичек

-А куда мы насыплем им угощение? (в кормушки)

-Правильно, а на территории детского сада есть кормушки? (да)

Конспект занятия по познанию в старшей группе. Зимующие птицы

Воспитатель: В народе есть хорошая примета: «Гости в дом – радость в нем». К нам тоже сегодня пришли гости, давайте их поприветствуем.
Воспитатель: А сейчас давайте расскажем, какие мы:
Посмотрите вы на нас (руки к себе),
Мы- ребята, просто класс! (показываем большой палец)
Дружные и смелые (кладем руки на плечи соседям)
А еще умелые
Можем многое мы делать (шагаем на месте)
Хорошо себя вести (обняли себя за плечи)
Посмотрите вы на нас (руки к себе)
Мы – ребята просто класс! (показываем большой палец)

Воспитатель: Дети, сегодня я шла в детский сад и встретила Лисичку, она передала от Лесовика письмо. Давайте откроем конверт и узнаем, что же пишет нам хозяин леса? (Воспитатель читает) «Дорогие дети, в моем лесу все еще хозяйничает зима, никак весне не хочет уступить место. Снег лежит повсюду и на земле, и на деревьях, и на кустах. И птицам очень холодно и голодно. Я не могу один накормить всех птиц, пожалуйста помогите им, но сначала отгадайте загадки о том какие птицы, прилетают к моей кормушке». Сколько много загадок нам прислал Лесовик. А вот и кормушка Лесовика. Давайте узнаем, какие же птицы здесь собираются (на плакате нарисована кормушка, воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают, картинку с птицей прикрепляют к кормушке)

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)

(Краткое описание) Синица — яркая нарядная птичка. Её легко запомнить по черному галстуку на желтой грудке. На голове черная шапочка, хвостик и крылья голубые. Клюв острый, а лапки очень цепкие, что позволяет птице цепляться за ветку и висеть вниз головой.

Серый маленький комочек:
Чик-чирик – замерз он очень!
Солнце, выгляни скорей!
Кто тепла ждет? (Воробей)

(Краткое описание) Воробей — не улетает в теплые края, а остается зимовать около жилья человека, надеясь добыть корм. Очень шустрый, крикливый, часто вступает в споры с другими воробьями и даже дерется с ними. При этом он громко чирикает, чем привлекает к себе внимание.

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)

(Краткое описание) Снегири — очень яркие, красивые птицы. У снегиря красная грудка, и черная шапочка, черные крылья со светлыми полосками и черный хвост. Летом их не встретишь, зимой они прилетают с первым снегом к жилищу людей, поэтому их так и называют – «снегири».

Посмотрите к нам на ели
Прилетели и запели
С хохолками прилетели
И запели как свирели. (Свиристель)

(Краткое описание) Свиристель — в народе считается «красой — птицей». На макушке украшает большой розовый хохолок, туловище покрыто розово-серым оперением. На черных крыльях и хвосте заметны яркие полоски белого, чёрного и жёлтого цвета. Под клювом и около глаз чёрные пятнышки. Такими красивыми бывают взрослые птицы, самцы. А самки и “молодёжь” окрашены более скромно. Эти птицы совершенно не умеют петь. Они стрекочут, и посвистывают, издавая характерные трели.

Во дворе я – королева
Вон мой дом, на ветке слева.
Птица в перьях серо-черных
Я умна, хитра, проворна. (Ворона)

(Краткое описание) Ворона – птица осторожная и умная. У нее крупное продолговатое тело, большие, сильные ноги, ходит большими шагами, Клюв крепкий, большой. Все тело покрыто черными или серыми перьями.

Он живет на площадях,
На деревьях и ветвях.
Он воркует и поет,
Бодро семечки клюет. (Голубь)

(Краткое описание) Голубь – птица серо-голубого цвета, с небольшой головой, тонким клювом, короткими ногами, но очень цепкими пальцами на них, обладает хорошим зрением. Очень доверчивая птица, может близко подойти к человеку.

Воспитатель: Вот сколько птиц прилетело к кормушке Лесовика. А как можно назвать всех этих птиц одним словом? (Зимующие). Почему? (Остаются с нами на всю зиму)

Воспитатель: – А теперь давайте вспомним, как нужно относится к птицам. (слайды) Посмотрите на экран:
– Нельзя разорять гнёзда. (1 слайд)
– Нельзя подбирать и брать домой здоровых птенцов: мама-птица сама позаботится о них. (2 слайд)
– Нельзя убивать птиц: они не только способны доставить нам радость, но и необходимы природе. (3 слайд)
– Зимой надо помогать птицам пережить тяжёлые времена: делать кормушки, не забывать класть туда корм. (4-5 слайд)

– Да, дети, птицы маленькие и беззащитные. Мы должны их оберегать и заботиться о них.
– Кто мне скажет, чем питаются птицы? (ответы детей)

Воспитатель: Да, синицы любят сало, сыр, творог, семечки дыни.
Снегири и свиристели- ягоды рябины, огрызки яблок, семечки арбуза.
Голуби и воробьи – мясо и рыбу.
Вороны – семечки тыквы, вареные яйца, гречку.
Все птицы любят хлебные крошки, семечки, но только сырые, нельзя птицам давать черный хлеб и сырой картофель, от этого они могут погибнуть.

А сейчас я предлагаю всем вам стать птичками – воробушками. (ОДЕВАЮТ ШАПОЧКИ).
Подвижная игра «Тепло – холодно». По команде «тепло» – дети летают и чирикают, а по команде «холодно» – нахохлились и садятся на корточки рядышком друг с другом.

Воспитатель: Дети, нам с вами тепло, а в лесу поднялся сильный ветер, замел все тропинки, Лесовику не добраться до кормушки и еще ветер сорвал все ягоды с рябины, а у птиц еда на ветках, холодно и голодно птицам, совсем нечего есть, надо помочь им.

Рисование
Проходите, садитесь за столы. Сегодня мы с вами будем спасателями, и нарисуем много, много ягод рябины. Это любимые ягоды птиц. Рисовать будем необычным способом, не кисточкой, а пальчикам.
Посмотрите внимательно, (воспитатель показывает образец) какие у рябины ягодки дружные, одна к одной растут. Ягодок много, они собраны в кисть. На нашей веточке три кисти ягод.
– Скажите, а какого цвета ягоды? (красного), а формы (круглой)
– Давайте поможем птицам, нарисуем ягоды на рябине.
(показ)
– Я беру пальчик и обмакиваю его в краску, не весь пальчик, а кончик и прикладываю его к кисти рябины. Когда нарисую все ягоды, вытру палец влажной салфеткой. Прежде чем приступить к работе, давайте разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика
Прилетайте, птички (зовущие движения пальцев)
Сало дам синичке (режущие движения одной ладони по другой)
Приготовлю крошки (пальцы щепоткой, «крошим хлеб»)
Хлебушка немножко
Эти крошки – голубям (вытянуть правую руку с открытой ладонью)
Эти крошки – воробьям (тоже левой рукой)
Галки да вороны (тереть ладонью о ладонь, «катая» из хлеба макароны)
Ешьте макароны.

– Теперь можно приступить к работе. Рисуйте аккуратно, набирайте на палец краску хорошо, чтобы ягоды были сочные. Ягод рисуйте много, чтобы всем птицам хватило, одну ягодку, рядом другую. (Звучит аудиозапись) (Помогаю в процессе работы.)

Конспект НОД «Зимующие птицы»

Евгения Ушенина
Конспект НОД «Зимующие птицы»

Конспект НОД «Зимующие птицы»

Автор-разработчик: Ушенина Евгения Газинуровна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 73 Приморского района Санкт-Петербурга.

Возрастная адресованность: воспитанники старшей группы общеразвивающей направленности.

Длительность мероприятия: 25 минут.

Цель: уточнение и систематизирование знаний детей о зимующих птицах.

• совершенствовать умение работать в коллективе, выполнять общее дело;

• продолжать обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками;

• развивать интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию;

• развивать логическое мышление, слуховое внимание, зрительное восприятие;

• обогащать речь детей существительными, обозначающими названия зимующих птиц, их частей тела;

• обогащать речь детей прилагательными, характеризующими размер и образ жизни птиц;

• обогащать речь детей глаголами, характеризующими действия птиц;

• развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;

• продолжать формирование чувства любви к природе, окружающему миру;

• формировать умение детей координировать речь с движением;

• совершенствовать двигательные умения и навыки детей.

Предварительная работа: беседа воспитателя с детьми о зимующих птицах; чтение стихотворений, рассказов; рассматривание иллюстраций; отгадывание загадок; наблюдение за птицами на прогулке.

Материально-техническое обеспечение: магнитная доска, комплект магнитов, иллюстрации с изображением зимующих птиц, кормушка, корм для птиц.

Примерный ход совместной деятельности:

I. Вводная часть

Воспитатель: «Здравствуйте ребята! Давайте мы свами поздороваемся друг с другом».

Собрались все дети в круг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

II. Основная часть

Воспитатель: «Сегодня утром я беседовала со снеговиком, и он пригласил нас в зимний лес погулять и познакомиться со своими друзьями – птицами. Но чтобы попасть в зимний лес нужно выполнить 2 задания».

Воспитатель: «Для начала, назовите зимние слова». (Ответы детей.)

Воспитатель: «Молодцы, а теперь к этим словам нужно придумать слова признаки. Например, зима какая?» (Ответы детей.)

Воспитатель: «Молодцы, все справились с заданием. А теперь все вместе скажем волшебные слова. Вертись, крутись в зимнем лесу окажись!

Дети поворачиваются вокруг себя.

Воспитатель открывает на доске иллюстрации с изображением зимующих птиц.

Воспитатель: «Кто изображен на этих картинках?» (Ответы детей.)

Воспитатель: «Как вы поняли, что это птицы (Ответы детей.)

Воспитатель: «Как, одним словом можно назвать всех этих птиц (Ответы детей.)

Воспитатель: «Чем похожи все птицы (Ответы детей.)

Воспитатель: «Чем они отличаются?» (Ответы детей.)

Воспитатель: «Давайте вспомним, как называется каждая птица (Ответы детей.)

Воспитатель: «Ребята, а давайте поиграем? Я буду называть птицу в единственном числе, а вы во множественном».

Игра «Один-много».

Воспитатель: «Давайте вспомним отличительные особенности каждой из этих птиц.

Игра «Расскажи о птице».

(Название, какая по цвету и размеру, части тела, отличительные признаки.)

Воспитатель: «Ребята, если у синицы желтая грудка, как можно про нее сказать, какая она?» (Ответы детей.)

Игра «Какая птица

Воспитатель: «Ребята внимательно посмотрите и запомните тех птиц, которые нарисованы на картинках. Затем вы закроете глаза, а я уберу одну из птиц. Когда вы откроете глаза, вы должны сказать какой птицы не стало».

Игра «Птичка улетела».

Воспитатель: «Ребята, а теперь давайте отгадаем загадки, которые оставил нам снеговик».

1. Раздается громкий стук

Среди веток тук да тук.

Чистишь дерево, приятель?

Тук да тук ответил. (Дятел.)

2. Черная шапочка

и полоска шарфика

у желтогрудой птички

по имени. (Синичка.)

3. Выпал снег, метут метели,

а к нам гости прилетели,

на рябину посмотри-

там расселись. (Снегири.)

4. В серой шубке перьевой,

и в морозы он герой,

назови его скорей

кто там скачет? (Воробей.)

5. Трещала с самого утра

Пор- р -ра, пор-р-ра.

Такая с ней морока,

Когда трещит. (Сорока.)

6. Всю ночь летает

А станет светло

Спать летит в дупло. (Сова.)

7. Окраской сероватая

кто она? (Ворона.)

8. Эта птица рядом с нами

мы зовем их сизарями,

и зимой и в холод

не покинет город. (Голубь.)

Птички прыгают, летают. (Прыжки на месте, взмахи руками;)

Птички крошки собирают. (указательным пальцем стук по полу;)

Перышки почистили, (погладили руки;)

Клювики почистили. (погладили носик;)

И летают и поют, (взмахи руками;)

Снова зернышки клюют. (указательным пальцем стук по полу;)

Дальше полетели, (машут руками;)

Все на место сели. (садятся на свои места.)

Воспитатель: «Ребята, а вы знаете, что птицы непоседы? Они прыгают с места на место, перелетают с ветки на ветку. Вот и наши птицы перелетают с места на место в поисках пищи. Ребята, к нам прилетел воробей. Назовите те действия, которые проделывает воробей».

Игра «Что сделал воробей?»

Воспитатель: «Воробей, что сделал?» (Ответы детей – прилетел.)

Воспитатель: «Вокруг дерева, что сделал?» (Ответы детей – облетел.)

Воспитатель: «В гнездо, что сделал?» (Ответы детей- залетел.)

Воспитатель: «С ветки на ветку, что сделал?» (Ответы детей – перелетел.)

Воспитатель: «И на другое дерево, что сделал?» (Ответы детей – улетел.)

Воспитатель: «Ребята, наш друг снеговик очень любит рисовать. Вчера он рисовал зимующих птиц, но кажется, на картинках чего-то не хватает».

Игра «Что забыл нарисовать снеговик».

Воспитатель: «Ребята, а чем питаются птицы зимой (Ответы детей.)

Игра «Чем можно угостить птиц

Воробей любит хлебные крошки.

Снегирь любит ягоды рябины и боярышника.

Синичка любит сало.

Ворона, сорока – всеядные.

Сова – хищная птица, питается мышами, а дятел добывает себе насекомых

из-под коры деревьев.

Воспитатель: «Птицы нам приносят пользу. Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой(Ответы детей.)

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краёв –

Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Налетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Прилетел к нам гость весенний –

Вот и песенке конец.

Воспитатель: «Ребята, давайте, и мы с вами повесим кормушку за окно и будем подкармливать птиц».

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна.

И не страшна будет им зима.

Приучите птиц в мороз

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Воспитатель: «Снеговик очень рад, что в нашей группе дети такие добрые, храбрые и умные. Он всем лесным жителям расскажет о наших детках. А мы ему в мешок положим пшено, чтобы снеговик угостил своих друзей птиц».

Воспитатель отдает мешок с пшеном снеговику.

Воспитатель: «Хорошо в зимнем лесу, но нам пора возвращаться в детский сад. Вертись, крутись, в детском саду окажись».

III. Заключительная часть

Воспитатель: «Ребята, где мы сегодня побывали? Каких птиц мы с вами видели? Как называются эти птицы одним ловом? Что вам больше всего понравилось?» (Ответы детей.)

Конспект беседы в младшей группе «Зимующие птицы» Беседа в младшей группе: “Зимующие птицы” Задачи: 1. Познакомить с названием птиц (воробей,синица,дятел,сорока,снегирь) 2. Закрепить в словаре.

Конспект итоговой НОД в старшей группе «Зимующие птицы» Цель: выявить уровень освоения детьми образовательной программы ДОУ по теме птицы, оценить динамику развития детей и скорректировать свои.

Конспект НОД в младшей группе «Зимующие птицы» Конспект НОД младшая группа «Зимующие птицы». Цель: Закреплять знания детей о зимних явлениях в природе, расширять представления о зимующих.

Конспект НОД на тему «Зимующие птицы» Конспект НОД на тему «Зимующие птицы»Для детей средней группы (4-5 лет) Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация. Цель:.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Цель: Углублять и расширять представление о зимующих птицах.

– познакомить детей с зимующими птицами (королек, поползень, пищуха);

– систематизировать знания о знакомых зимующих птицах, о роли человека в жизни птиц.

– обогащать словарный запас: зимующие, перелетные птицы, кормушка.

– развивать интерес к наблюдению за птицами; развивать умение составлять загадку о птице.

– воспитывать любовь к природе;

– воспитывать заботливое отношение к птицам.

Материалы и оборудование: фотографии зимующих птиц, кормушка, разрезные картинки (зимующих птиц), презентация «Зимующие птицы», картинки зимующих и перелетных птиц, рисунок дерева для птиц.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а куда именно, вы должны отгадать, послушав стихотворение.

«Зимний лес в объятьях тишины.

Задремал, укутав ветки снегом.

Будет спать спокойно до весны

Он теперь под серебристым небом.

Как он нынче сказочно хорош.

В белоснежном праздничном убранстве!

Он и вправду, кажется, похож.

На хрустально – ледяное царство». (Светлана Комогорцева.)

Воспитатель: – Какое время года описано в стихотворении? (Зима.)

Воспитатель: А какие вы зимние месяцы знаете?

Воспитатель: О чем говорится в стихотворении? (Ответы детей.)

Воспитатель: Давайте отправимся в зимний лес, чтобы посмотреть, кто же живет там.

(1 слайд.) «Зимний лес».

Воспитатель: – Ребята! Как красиво в зимнем лесу! Тишина. А что это за шум? Что за суета среди деревьев? (Звучит запись «Голоса птиц».)

Воспитатель: Дети, чьи голоса вы слышите? (Птичьи.)

Воспитатель: Правильно это голоса птиц. А как мы называем птиц, которые улетают в теплые края? (Перелетные.)

Воспитатель: Назовите их (ласточка, скворец, грачи, скворцы, кукушка, соловей).

Воспитатель: А почему они улетают на зиму от нас? (Нет кормов для них, нет пищи, все под снегом.)

Воспитатель: А как мы называем птиц, которые остаются у нас зимовать (зимующие птицы). Воспитатель: Ребята, да это птицы зимнего леса. Но где же они? Воспитатель: А вот и необычное дерево, на котором поселилась стайка птиц.

(Дети подходят к дереву, на котором «сидят птицы».)

Воспитатель: Посмотрите сколько разных птиц нас встречают (рассматривание картинки). Какие птицы вам знакомы? (Ответы детей.)

Знакомство с зимующими птицами.

Воспитатель: Посмотрите, какая бойкая стайка поселилась на дереве. Птички в этой стайке разные. Все эти птицы собрались вместе ещё осенью. Стайкой им легче прокормиться. Найдёт одна птичка корм, на её голос спешат другие. Обшарит стайка дерево и снег под ним, соберёт всё, что можно – попрятавшихся насекомых, семена и плоды – и летит дальше. Воспитатель: Давайте посмотрим, какие птицы прилетели в эту стайку.

Поползень – это птица умеет ползать по стволам деревьев не только снизу вверх, но и сверху вниз. Ни одна другая так не умеет.

Посмотрите, какие ещё птицы сидят на дереве? А это что за длинноносая птица? (Пищуха.)

Её назвали так потому, что она всё время попискивает.

Воспитатель: К этим стайкам часто присоединяются самые маленькие птички нашей страны-корольки. Королек весит в шесть раз меньше, чем воробей. Мал королек, зато на голове у него корона, словно у какого-нибудь короля. Конечно, корона не настоящая. Это всего лишь яркие перышки.

Воспитатель: каких новых птиц вы увидели в лесу? О каких птицах мы поговорим сегодня на занятии? (О птицах, которые проводят с нами зиму.) Как их называют? (Зимующие птицы.)

Игра «Узнай птицу по словесному описанию, собери разрезную картинку»

Воспитатель: Я вам буду называть описание птички, а вы будите собирать разрезные картинки.

Воспитатель: Эта маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись, друг к другу, нахохлившись. (Воробей.)

Воспитатель: Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое. (Синицы.)

Воспитатель: У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела – чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Дятел.)

Воспитатель: У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные; спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, чёрного цвета. (Снегирь.)

Воспитатель: Эта небольшая птичка красного цвета с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом. (Клест.)

Воспитатель: Голова, крылья, хвост у этой птицы – чёрные, а по бокам белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. (Сорока.)

Воспитатель: У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – чёрные, а остальное тело – серое. (Ворона.)

Воспитатель: Молодцы узнали всех птиц.

Воспитатель: Для чего нужны птицы? (Они являются санитарами леса способствуют размножению растений.)

Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно когда блеснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев

И вот среди белоснежных хлопьев мы видим необыкновенные цветы. Это птицы зимнего леса. Вы наверняка много знаете о них и определите их. Где зимующие, а где перелетные птицы.

Игра на классификацию «Перелетные и зимующие»

Цель: закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных, активизация словаря.

Материал: картинки перелетных и зимующих птиц.

Воспитатель: Молодцы, распределили всех птиц.

Воспитатель: А теперь давайте превратимся в птичек.

Физминутка «Скачет шустрая синица»

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)

И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

Показ презентации « Зимующие птицы».

Воспитатель: Послушайте, что еще умеют делать эти зимующие птицы.

Воробьи – хорошо переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоят. Чаще воробьи сидят, прижавшись, друг к другу, нахохлившись. Воробьи чистоплотные, постоянно охорашиваются, охотно купаются зимой в снегу.

Дятел – санитар леса. Голова, шея, спина, крылья у него черные. На голове, шее, сложенных крыльях есть белые полоски. Летает дятел не очень хорошо. Большую часть времени сидит на дереве. Своим крепким клювом стучит по нему, долбит кору и вытаскивает насекомых, их личинок.

Синицы – очень подвижные птицы. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые когти.

Снегири – нарядные птицы. Самцы красногрудые, а у самочек наряд более скромный. Снегири держатся обычно

небольшими стайками (7–10 птичек). Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду. С приходом темноты вся стайка улетает на кусты или деревья, где и ночует.

Сорока -ловкая, подвижная, суетливая птица. Вместе с воронами и галками переселяется на зиму ближе к жилью людей. Для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна.

Воспитатель: Зимующие птицы не боятся морозов, они много летают и сами стараются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям. А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года? (ответы детей).

Воспитатель: Как сделать кормушку и правильно подкармливать птиц? Кормушки для птиц бывают самые разные. Укрепляя кормушку, нельзя обламывать ветки и повреждать стволы деревьев. Нужно начинать подкармливать птиц поздней осенью и продолжать делать это до весны. Необходимо следить, чтобы корм в кормушке был постоянно. Нельзя бросать возле кормушки пакеты и банки, в которых приносите корм! В кормушке не должно быть снега. Не кладите в кормушку куски хлеба, макароны, баранки, корочки апельсинов. Этот корм птицы не съедят. Помните, что птицам нужны семечки подсолнечника, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки несолёного сала, крошки хлеба. Рассмотрите картинки с изображением птиц. Какие птицы здесь изображены? (Снегирь, сорока, ворона, синица, воробей.)

Воспитатель: – Какие это птицы? (Зимующие.)

Воспитатель: – Почему мы их так называем?

Воспитатель: – Как люди помогают зимующим птицам?

Воспитатель: – Из чего можно изготовить кормушки?

Воспитатель: – Каких птиц мы можем видеть возле наших кормушек?

Воспитатель: – Какая зимующая птица называется «санитаром леса»? Почему?

Воспитатель: – Как ты думаешь, какая самая яркая зимующая птица? Почему?

Игра «Кормушка для птиц»

Демонстрируется модель кормушки и картинки с изображением птиц. Дети прикрепляют изображения птиц на кормушку при помощи магнитов.

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Поползень, лесной – сосед,

Будет вам зимой обед.

В гости первый день недели.

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри, Прилетели снегири.

Три вороны были в среду. Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краев – Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог. Налетело семь сорок».

Дидактическая игра «Знай и назови».

Каждому ребенку раздать карточки, на которых изображены птицы, но так, чтобы никто не видел изображенного.

Воспитатель: Ребята, вам я раздала карточки, на которых изображены птицы. Вы должны придумать загадку про нее, т. е. описать ее, не называя или рассказать о ней что-то интересное, чтобы всем детям было ясно о какой птице вы говорите. Затем все должны, определить какая это птица.

Молодцы, ребята! Вот и пришло время возвращаться с зимнего леса обратно.

Воспитатель: Вам понравилось путешествовать по зимнему лесу?

Воспитатель: С какими птицами вы познакомились?

Воспитатель: Кого называют санитаром леса?

Воспитатель: Назовите зимующих и перелетных птиц? Как люди должны заботиться о птицах?

Конспект занятия «Согласный звук Р. Буква Р»

Конспект занятия по обучению грамоте для старшей группы, тема: «Согласный звук Р (Р’). Буква Р»

Автор занятия: Пашкова Светлана, воспитатель МБДОУ “Ергачинский детский сад”.

Познакомить со звуком Р. Закреплять умения детей на слух определять место звука в словах. Расширять словарный запас детей, составление предложений. Развивать фонематический слух детей.

Оборудование:

Игрушка – волк, зеркала, картинка «Предметы на звук Р», простые карандаши, карточки с заданиями «Найди в предложении букву Р, подчеркни ее и составь схему предложения».

Ход занятия:

Знакомство со звуком Р (Р’)

Артикуляционная гимнастика, скороговорка

Пара птиц порхала, порхала, Да и выпорхнула.

Лексическая игра «Назови слово»

Интонационное выделение звука Р в словах. Воспитатель дает образец произношения слов: ррак, морроженое, самоварр и др. (картинка «Предметы на звук Р») Дети называют слова, выделяя звук: ррама, моторр, горра, маррка, кррыша и др. за каждое названное слово ребенок поощряется фишками.

Артикуляция звука «Р»

При произношении звука Р язык находится за верхними зубами. Он широкий. Удержав язык широким за верхними зубами, нужно подуть на его кончик. Улыбнитесь!

Загадка про волка

За горами, за полями, За высокими лесами Хищник – ворище Ночами рыщет, Добычу ищет, Зубами щелк. Кто же это. (волк) (иллюстрация или игрушка волка) Посмотрите, к нам пожаловал в гости сам волк. Ребята, давайте, порычим, как серый волк: р-р-р-р… А он проверит правильно ли произносите этот звук. Где находится язычок? Посмотрите в зеркала (индивидуально у каждого зеркало). Как мы произносим этот звук? (При произношении звука Р, возникает преграда – язык и зубы). К какой группе звуков мы отнесем звук Р? (Согласный звук, он может быть твердым – «Рак» или мягкий – «Речь»).

Анализ буквы «Р»

Загадка про топор

Кланяется, кланяется, Придет домой – растянется. (топор) Дрожу от страха до сих пор! – Воскликнуло полено, – Похожа буква на топор! Расколет непременно!

На что похожа буква «Р»?

Буква Р состоит из палочки, к которой присоединен полукруг. Давайте прорисуем букву в воздухе. А кто попробует изобразить букву? (дети прорисовывают букву в воздухе, изображают с помощью пальцев, тела)

Слияние слогов

Чтение слогов с договаривание до целого слова по азбуке большого формата

РА АР Раки АРбуз

РО ОР Розы ОРел

РУ УР Руки УРок

Физминутка

На зарядку солнышко поднимает нас,
Поднимаем руки мы по команде «раз».
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде «два»
(Движения соответствующие тексту).

Индивидуальная работа с разрезными азбуками

А сейчас поселим в домик нашей кассы еще одну букву, как она называется? (Р) Из букв составить слова: ШАР, СОР, СЫР, СОМ, РАМА, ЛАРА, ЛУНА, ШУРА (детям раздаются карточки со словами, они прочитывают слова, затем составляют их по образцу) (Приложение № 1)

А сейчас давайте определим, сколько же слогов в ваших словах? (дети определяют количество слогов в словах). И зарисуем схему слова в рабочих тетрадях. Попробуем придумать предложение со словом, которое вы составили и составим схему предложения. (дети придумывают предложения и зарисовывают схему предложения).

Подвижная игра «Вороны»

Сейчас я предлагаю вам немного поиграть.

Для этого нужно выбрать одного водящего, он будет ВОЛК (предложить в руки ребенка игрушку волка).

А остальным ребятам нужно разделиться на две команды: одни изображают елочку – встают в круг и, опустив руки говорят: «Как под елочкой зеленой Скачут, каркают вороны».

Вторая команда изображают ворон: прыгают в круг и каркают: «Кар-кар-кар….» (2 раза) Елочки говорят: «Из-за корочки подрались, Во все горло раскричались» Вороны в кругу каркают. «Кар-кар-кар….» (2 раза)

Елочки говорят хором:

«Вот и волк прибежал И ворон всех распугал». В круг вбегает ВОЛК и со словами «РРРРР….», пытается поймать ворон. Вороны убегают в домики, на стульчики. Дети меняются ролями и игра повторяется.

Как кричат вороны? (карррр…) Какой звук слышится на конце? (р) Что вы можете рассказать про этот звук? (он согласный)

В 1930 году в американский прокат вышел фильм “Песня мошенника” (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

НОД по обучению грамоте Тема: «Согласные звуки [р, р’],буквы Р, р »
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Знакомство детей с новой буквой Р, новыми звуками [р,р’], с понятием “ударение”; закрепление умения составлять слова, их звуковые схемы, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове; упражнение в решении кроссвордов; развитие умения выделять на слух слова с заданным звуком.

Скачать:

Вложение Размер
nod_po_obucheniyu_gramote.docx 63.11 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по обучению грамоте

Тема: «Согласные звуки [р, р’],буквы Р, р »

Цель: Знакомство с новой буквой Р, новыми звуками [р, р’].

Задачи: Познакомить детей с новой буквой Р, новыми звуками [р,р’], их классификация; знакомить с ударением; закреплять умение составлять слова, их звуковые схемы, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове; упражнять в решении кроссвордов; развивать умение выделять на слух слова с заданным звуком; развивать логическое мышление; воспитывать чувство товарищества, взаимовыручку, желание помочь другу.

Оборудование: карточка с буквой «Р», предметные картинки (рыба, луна, шары, лиса, радуга, машина, роза, телефон, карандаш, лимон, конфеты, стул, диван, кровать), разрезные картинки (компьютер, кенгуру),ребусы, набор семян (горох, фасоль), конструктор, мозаика, карандаш, лист бумаги на ребенка, игрушки (машина, матрешка, лопата, ведро, мышка, кукла, лейка, корабль), карточка с изображением 1 согласной и нескольких гласных букв, игрушка – замок, дверной замок, набор цветных квадратов – красные, синие, зеленые.

Ход I. Организационный момент

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Мы пожмем друг другу руки

Побежит тепло по кругу.

Вместе будем очень дружно

На вопросы отвечать.

Все хотим мы заниматься,

Все хотим мы много знать.

(На столе разложены игрушки – машина, матрешка, мышка, лопата, ведро, кукла, лейка, корабль).

– Ребята, посмотрите на стол, выберите любую игрушку, которую вы захотите, возьмите ее и встаньте в круг. (дети выполняют задание)

– Назовите выбранную игрушку, назовите первый звук в этом слове, охарактеризуйте его.

II. Вступительная часть

– Ребята, сейчас у нас с вами занятие по обучению грамоте. Что мы учим на этом занятии? (звуки и буквы)

– Чем отличаются звуки от букв?

– Какими бывают звуки?

– Приведите пример гласных звуков (А, О, У, Ы, И)

– Какие звуки называют согласными?

– Какими бывают согласные звуки? (мягкими и твердыми)

– А еще? (звонкими и глухими)

Игра «Буква заблудилась»

– Какая буква лишняя? Почему?

III. Основная часть

  1. Знакомство с новым звуком.

– Послушайте и определите какой звук часто встречается в этом стихотворении?

Солнце светит, дождь идет,

В небе радуга цветет.

Над рекой она взошла,

Радость людям принесла.

Речка краше сразу стала

Разным цветом засияла.

– Правильно, с этим звуком мы знакомимся сегодня. У звука [Р] есть брат – мягкий звук [Рь].

– При произношении звука губы смыкаются и размыкаются, воздушная струя встречает преграду, голосовые связки (горлышко) дрожит. Значит звук какой? (согласный) Почему? Он глухой или звонкий? (звонкий)

Вывод: Звук [Р] – согласный, звонкий, может быть и твердым, и мягким.

  1. Игровое упражнение «Услышь звук».

– Я называю разные слова, а вы хлопаете в ладоши, когда слышите слово со звуком [Р].

(брошка, ура, рана, лампа, ранний, гора, липа, репа, рыжик, полено, лента, фартук, фара, повар, луна, стул.)

  1. «Доскажи словечко»

Над лугами, над водой

Хлынул дождик проливной,

А потом повисло

В небе коромысло.

Лесники ее котят

Взять домой не захотят.

Ей не скажешь: «Кошка, брысь»,

Потому что это … (рысь).

Ра – ра – ра – начинается … (игра)

Ры – ры – ры – у мальчиков … (шары)

Ро – ро – ро –у нас новое … (ведро)

Ру – ру – ру – продолжаем мы … (игру)

Ре – ре – ре –стоит домик на …(горе)

Ри – ри – ри – на ветках … (снегири)

  1. Знакомство с буквой «Р».

– На что похожа буква «Р». (трость, парус)

«Дрожу от страха

Похожа буква на топор!

  1. Написание буквы в воздухе
  2. Физкультминутка «Вороны»

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны:

Кар – кар – кар! (Громко)

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

Кар – кар – кар! (Громко)

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают:

Кар – кар – кар! (Тихо)

  1. Выкладывание буквы «Р» из подручных материалов.

(семена, крупа, конструктор, счетные палочки, мозаика, шерстяные нитки и т.д.)

  1. Введение понятия «ударение».

Показать предметные картинки: ры –ба, лу – на, ша – ры, ли –са, ра – ду – га, машина.

– Вы заметили, что слоги в словах звучат по – разному: одни громче и протяжнее, другие тише и короче.

Ры – ба – вы слышите, как мой голос усиливается в начале слова – это слышится ударение.

(показ сказочного замка и дверного замка)

– Это сказочный замок, а теперь выделите другой слог в слове «замок» получится «замок», который висит на двери замка.

– Видите, как важно правильно делать ударение в слове.

– Ребята, у нас есть еще задания, давайте попробуем их выполнить.

Игровое упражнение «Составь картину»

(На столе разрезные картинки.)

– Дети поделитесь на 2 команды и каждая будет составлять свою картинку.

– Что получилось? Какой звук слышится в начале слова? Есть ли в этом слове звук [Р]? Поделите слово на слоги и определите их количество, выделите ударный.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: