Конспект НОД в старшей/подготовительной группе на тему ‘Осень’

Конспект НОД в старшей/подготовительной к школе группе. Тема: «Осень»

Конспект НОД в старшей/подготовительной к школе группе.

Тема: «Осень»

Коррекционно-образовательные цели: закрепление представлений об осени и её приметах; уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень» (осень, дождь, слякоть, лист, листопад, ясный, пасмурный, ненастный, проливной, нудный, скучный, короткий, длинный, идти, капать, лить, моросить, желтеть, краснеть, опадать); совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными в именительном падеже, составление простых предложений и распространение их прилагательными); составление рассказа по схеме.

Коррекционно-развивающие цели: развитие длительного плавного выдоха, связной речи, зрительного внимания, тонкой и общей моторики, координация речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: наборное полотно, пять мячей, корзинка с разноцветными бумажными листьями, картинки-схемы для составления рассказа, корзина с овощами и фруктами, листочки для дыхательного упражнения, листы с заданиями, фломастеры, звукозапись.

Предварительная работа: наблюдение за осенними изменениями в природе; формирование умения различать листья деревьев по форме; разучивание стихов, упражнений, хороводных игр.

О.О.: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, речевая, игровая, двигательная активность, продуктивная, коммуникативная, музыкально-художественная, чтение (восприятие художественного произведения).

Ход НОД

I. Оргмомент

/Дети входят в зал, переступая через мячи/

Логопед:- Представьте себе, что это не мячи, а лужи и вам нужно перешагивать через эти лужи, чтобы добраться до места. Поставьте руки на пояс. Шагайте, высоко поднимая колени.

Лужи, лужи на дорожке.
Не намочат дети ножки:
Широко они шагают,
Ноги выше поднимают.

Логопед:- Молодцы! Ловко выполнили задание, перешагнули через лужи и не намочили ноги.

II. Основная часть НОД.

1. Объявление темы НОД.

Логопед:- Послушайте стихотворение.

Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далёкий птицы улетели, Если небо хмурое, Если дождик льётся… Это время года

Дети:- Осенью зовётся.

Логопед:- Сегодня мы с вами будем говорить об осени.

2. Беседа об осени.

Логопед: — После, какого времени года приходит осень?

– Какие осенние месяцы вы знаете?

– Какой сейчас месяц?

Логопед:- Да, ноябрь, последний осенний месяц, а, значит, осень заканчивается и скоро наступит ………….?

Логопед:- Правильно. Мы с вами наблюдали, какие изменения происходили в природе осенью и сейчас вспомним о них.

/Выставляется первая картинка схемы/

Логопед:- Что вы можете сказать об изменениях длительности дня и ночи осенью?

Дети:- Дни становятся короче, а ночи длиннее.

Логопед:- Каких дней осенью больше ясных или пасмурных?

Дети:- Осенью пасмурных дней больше, чем ясных.

Логопед:- Что вы можете сказать об осенней погоде?

Дети:- Днём тепло, а ночью холодно. Осенью часто идут дожди.

/Выставляется вторая картинка/

Логопед:- Давайте сравним летние и весенние дожди. Летом дожди какие?

Дети:- Сильные, тёплые, проливные, быстрые.

Логопед:- Правильно. А какие дожди осенью?

Дети:- Холодные, моросящие, затяжные, нудные, скучные.

Логопед:- Давайте подберём слова-действия к слову дождь. Дождь, что делает?

Дети:- Идёт, льёт, капает, шумит, моросит, стучит, барабанит, ……

Логопед:- Давайте поиграем с пальчиками и расскажем стихотворение про дождик.

2.1. Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик на прогулку»

Вышел дождик на прогулку. «Шагают» по столу указательным и средним пальцами.

Он бежит по переулку,
Барабанит по окошку, Загибают по одному пальцу.
Напугал большую кошку,
Вымыл зонтики прохожих,
Крыши дождик вымыл тоже.
Сразу мокрым город стал. Встряхивают ладони.
Дождик кончился. Устал. Кладут ладони на стол.

Логопед:- Молодцы, ребята.

/Выставляется третья картинка/

Логопед:- О каком осеннем явлении рассказывает эта картинка?

Дети:- Осенью листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают.

Логопед:- Как называется это явление природы?

2.2. Игра: «С какого дерева упал листок»

/Ребёнок достаёт из корзины листок и говорит с какого он дерева. Например: — Этот листок упал с берёзы. Это берёзовый листок./

Читайте также:
Использование схематических изображений артикуляции звуков при коррекции звукопроизношения

2.3. Игра: «Найди своё дерево».

/Дети передвигаются под музыку с листочками в руках. По окончании мелодии они должны найти своё дерево и образовать круг./

2.4. Дыхательное упражнение «Подуй на листок».

/Дети садятся на стульчики. Выставляется четвёртая картинка./

Логопед:- Что происходит с птицами осенью?

Дети:- Перелётные птицы улетают в тёплые края.

Дети:- Становится холодно. Птицам нечего есть, потому что насекомые прячутся.

Логопед:- Каких перелётных птиц вы знаете?

Дети:- Журавли, лебеди, ласточки, трясогузки, дикие гуси, дикие утки, лебеди,…

Логопед:- Правильно ребята. Давайте мы превратимся в птичек.

2.5. Ритмическое упражениние «Птичка».

Вверх — вниз, вверх-вниз,
Птичка села на карниз,
А карниз высоко –
Полетишь далеко.

/Выставляется пятая картинка/

Логопед:- Как готовятся к зиме дикие животные?

Дети:- Меняют летние шубки на тёплые зимние.

Медведь, ёж, барсук ложатся спать на всю зиму.

Белочка готовит запасы на зиму.

Логопед:- Молодцы ребята. Мы вспомнили приметы осени. А сейчас, давайте вместе составим рассказ.

3. Составление рассказа по схеме.

Логопед:- Давайте начнём рассказ словами «Наступила осень». Потом расскажем, как меняется продолжительность дня и ночи, об особенностях осенней погоды, об осенних дождях, что происходит осенью с деревьями, птицами и как готовятся к зиме дикие животные.

/Дети рассказывают рассказ по частям./

Логопед:- Молодцы, ребята. Те, кто сегодня не успел рассказать, расскажете в следующий раз.

4. Подарки осени.

Логопед:- Ребята, вы любите осень?

Логопед:- А чем она вам нравится?

Дети: — Осенью красиво.

– Осенью созревают фрукты и овощи….

4.1. /Выставляется шестая картинка. Дети хором проговаривают стихотворение «Ходит осень в нашем парке.»/

Логопед:- Давайте вспомним стихотворение об осенних подарках.

Ходит осень в нашем парке.
Дарит осень всем подарки:
Бусы красные — рябине,
Фартук розовый — осине,
Зонтик жёлтый — тополям,
Фрукты осень дарит нам.

4.2. /Входит осень/

Осень:- Я слышала, что обо мне здесь говорили.

Логопед:- Да, Осень, мы говорили о тебе. Как хорошо, что ты пришла, мы хотим задать тебе вопросы.

ИГРА-ХОРОВОД «Здравствуй осень».

/После хоровода дети садятся на стульчики./

4.3. Выполнение математических заданий.

Логопед:- Осень, а что ты принесла в своей корзиночке?

Осень:- Я вам покажу, а вы сосчитайте.

/Осень достаёт из корзинки морковку, дети считают: одна морковка, две морковки, три морковки, четыре морковки, пять морковок./

Осень:- Сколько морковок?

Дети:- Пять морковок.

/Аналогично считают яблоки./

Осень:- Сколько яблок?

Дети:- Четыре яблока.

Осень:- Чего больше, яблок или морковок?

Осень:- На сколько больше морковок, чем яблок?

Дети:- На одну морковку.

Осень:- Как сделать, чтобы яблок и морковок стало поровну?

/Дети проводят уравнивание двумя способами: 1. Нужно убрать одну морковку, тогда

предметов станет поровну, по четыре.

2. Нужно положить ещё одно яблоко, тогда

предметов станет поровну, по пять./

Осень:- Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием.

6. Работа на листе.

Логопед:- На листе перепутались разные предметы. Обведите фломастером те предметы, которые можно связать с осенью.

/Пока дети выполняют задание, звучит музыка из альбома П.И. Чайковского «Времена года»./

Логопед:- Какие предметы обвели и почему?

III. Итог НОД.

Осень:- Мне очень понравилось, как вы играли и рассказывали обо мне, поэтому я хочу подарить вам подарок.

Логопед:- Спасибо, Осень. Мы рады, что ты была у нас в гостях. Ребята, вам понравилась встреча с Осенью? А что показалось сложным?

Конспект ООД для детей подготовительной группы на тему: Осень

Описание материала: данный конспект рассчитан на детей 6-7 лет. Может быть использован воспитателями ДО для работы по познавательному развитию старших дошкольников. Развивает
любознательность и наблюдательность, познавательную активность, речь детей.

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени.

Читайте также:
Домашние задания по лексической теме Зимующие птицы

Задачи:
Образовательные: продолжить знакомство детей с тремя периодами осени: ранняя, золотая, поздняя; закрепить название и последовательность осенних месяцев, знания детей об осенних признаках.
Развивающие: развивать связную речь, умение чётко передавать свои мысли, используя разные виды предложений; любознательность и познавательную активность.
Воспитательные: воспитывать интерес к природным явлениям и к исследовательской деятельности.

Словарная работа: расширять словарь детей за счёт названий осенних месяцев и осенних периодов, глаголов: улетают, собирают, прячутся, запасают, опадают.

Оборудование: демонстрационный материал: три иллюстрации , на которых изображена ранняя, золотая и поздняя осень, аудиозапись произведения П.И. Чайковского “Осенняя песня”.
Раздаточный материал: раздаточные картинки, на которых изображены осенние признаки, подносы с сухими и не сухими листьями деревьев, части листьев в пакетиках для д/игры “Собери лист и назови его” на каждого ребёнка.

Предварительная работа: наблюдения с детьми за осенними явлениями в природе, чтение отрывка из книги Г. Скребицкого “Четыре художника”, стихотворений об осени, рассматривание иллюстраций с осенними пейзажами, беседы об осени, рассматривание осенних листьев и игры с ними на узнавание и различение.

Открытый вход в деятельность.
В гости к детям приходит Незнайка (взрослый) и просит их о помощи.
-Дети, помогите мне, пожалуйста, отгадать загадку, которую загадал мне Знайка. (Дети соглашаются.)
Незнайка.
Пусты поля,
Мокнет земля,
День убывает,
Когда это бывает?
Ответы детей. (Это бывает осенью.)
Незнайка. А как вы догадались, ребята?
Воспитатель. Незнайка, оставайся с нами. Наши дети знают признаки осени, с которыми тебя сейчас познакомят. По этим признакам ты сможешь узнавать осень.

Проводится д/игра с раздаточными картинками “Назови признак”.

Первый ребёнок. Осенью птицы улетают на юг.
Второй ребёнок. Осенью люди собирают большой урожай овощей.
Третий ребёнок. Осенью опадают листья с деревьев.
Четвёртый ребёнок. Осенью часто идут холодные дожди и т.д.
Незнайка. Ребята, вы так хорошо называли приметы осени, что я тоже их запомнил и теперь смогу узнавать по этим признакам осень. И смогу отгадывать загадки Знайки об осени.
А что-нибудь ещё вы знаете об осени? (Предполагаемые ответы детей: осень-это время года, которое наступает после лета.Осень длится три месяца.)
Воспитатель. Дети, давайте познакомим Незнайку с осенними месяцами.

Проводится д/игра “Назовём по порядку”.
Дети по порядку называют три месяца осени.

Воспитатель.Осень не всегда одинакова. И у неё выделяют три периода. Может быть из вас кто-нибудь знает, как они называются? (Ответы детей).
Воспитатель.Правильно, первый период осени называется ранняя осень. Здесь осень – радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем. Она только чуть-чуть изменила цвет на макушках деревьев.
Второй период осени называется золотая осень. В этот период все деревья и кусты осень разукрасила по-своему, по-осеннему: берёзы и клёны покрыла осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит. Развесистые липы нарядила в тяжёлый убор из парчи.Этот период осени очень красив и наряден.
-А кто из вас помнит как называется третий период осени? (Ответы детей.)
-Правильно, третий период осени называется поздняя осень. Она – неприглядная собой, т.к. деревья и кусты стоят голые, грустная, унылая пора, с тихим плачем мелкого дождя, с тяжёлыми снеговыми тучами на небосводе. Поздней осенью может выпасть снег и наступить мороз.
А теперь давайте рассмотрим все три перечисленных периода осени на картинках.
Дети рассматривают одновременно три большие картинки одну минуту под музыку П.И.Чайковского “Осенняя песня”.

Затем проводится д/игра “Угадай и назови”.
Первый просится угадать Незнайка. Он угадывает период осени и даёт образец правильного ответа: “На этой картинке изображена ранняя осень,потому что только на макушках деревьев появились разноцветные листья”. Далее угадывают дети.

Динамическая пауза “Мы-листики осенние”.
Цель: развивать общую координацию движений, умение выполнять движения в соответствии с текстом.
Воспитатель предлагает детям превратиться в листики и поиграть.
“Вокруг себя повернись и в листочек превратись”.
Мы, листики осенние
На дереве сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели и летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Завертел их, закружил
И на землю опустил.
Дети имитируют действия листочков в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки,легко бегают по комнате, вновь тихо садятся, кружатся и снова садятся.
В конце дети говорят слова: “Вокруг себя повернись и в ребёнка превратись”.

Читайте также:
Методическая разработка по обучению детей с ОНР 5 летнего возраста навыкам звукового анализа

Далее проводится опыт с осенними листьями.
Незнайка. Дети, когда я шёл к вам в детский сад, то слышал, как у меня под ногами шуршали листья.
Вы знаете, почему они шуршали?
Дети выдвигают гипотезы.
Воспитатель предлагает проверить предположения детей.
Дети берут с подносов сначала сухие листья и мнут их в руках, затем не сухие, сравнивают полученные результаты, делают вывод.
Вывод: сухие листья ломаются и от этого шуршат, а не сухие не ломаются и не шуршат.

Незнайка. А я по дороге собрал много частей разных листьев. Они лежат у вас на столах в пакетиках.
Помогите мне собрать листья.

Проводится д/игра “Собери листок”
Дети собирают из частей листья и называют их. (Я собрал кленовый лист.) И т.д.
Незнайка хвалит детей и уходит.

Открытый выход из деятельности.
-Дети, что нового вы сегодня узнали?
-Какие игры вам понравились?
-Что вам больше всего запомнилось?

Конспект НОД по теме: «Осень» в подготовительной группе
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Конспект НОД по теме: «Осень»
в подготовительной группе

Скачать:

Вложение Размер
osen._podgotovitelnaya.docx 16.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по теме: «Осень»
в подготовительной группе

  1. Учить составлять рассказ с опорой на наглядный материал;
  2. Учить подбирать синонимы – признаки предмета;
  3. Закрепить знания детей об осени, о приметах осени, об изменениях в жизни животных, названиях осенних месяцев;
  4. Развивать связную речь;
  5. Воспитывать эмоциональную отзывчивость по отношению к природе, развивать внимание.

Словарная работа: листопад, ветреный.

Предварительная работа: Знакомство с русскими поэтами: А.С. Пушкин «Унылая пора. Очей очарованье»; А. Н. Плещеев «Уж небо осенью дышало»; наблюдение за осенней природой, сбор листьев. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень».

Материал: дидактический материал по теме «Осень», листья осенние, мяч, шаблоны листьев (штриховка), простой карандаш, схема описания рассказа по теме «Осень».

Когда это бывает?

Вот он деревце качает,

И разбойником свистит.

Вот последний лист срывает

И кружит его, кружит.

2. – Ребята, как вы думаете, о каком времени года мы сегодня с вами поговорим. (Об осени.)

– Назовите осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь.)

– Правильно, ребята. Сентябрь обычно называют ранней осенью. Начало октября, первые десять дней этого месяца, называют золотой осенью. А время со второй половины октября до конца осени называют поздней осенью. У этих периодов осени много отличий. Например, ранней осенью часто бывает тепло, как летом, особенно днём в солнечные дни.

– Что вы можете сказать про солнце осенью? (Греет плохо, солнечных дней стало меньше.)

– А какое небо осенью? (Хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное.)

– Что происходит осенью с деревьями? (Опадают листья.)

– Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья (листопад – 2 слова листья опадают).

– Каким цветом становятся листья? (Оранжевые, желтые, красные.)

– Что делают птицы осенью? (Улетают в тёплые края).

– Как называются эти птицы? (Перелётные.)

– Что делают животные осенью? (Готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму- медведь, еж; другие меняют шкурку – заяц, белка, лиса, третьи – белка, еж делают запасы на зиму.)

– Какая погода осенью? (Холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег.)

– Что происходит днем и ночью? (Дни становятся короче, а ночи – длиннее.)

– Правильно, ребята! Мне очень понравилось объяснение, которое вы дали. Золотой осенью тоже бывают ясные солнечные и теплые дни. Меньше становятся цветов. Травы меняют свою окраску, желтеют и начинают засыхать. Постепенно исчезают насекомые. Перелетные птицы улетают в теплые края. А когда лес потеряет листву и деревья станут голыми, наступит поздняя осень. Это период осени самый холодный.

– А как вы думаете, осень это весёлое или грустное время года? (Грустное.)

– А почему? (Потому что природа как бы замирает, прощается с яркими красками лета.)

3. ФЗМ (с мячом) «Какие листья на разных деревьях?»

на березе – березовые

на клене – кленовые

на рябине – рябиновые

на дубе – дубовые

на осине – осиновые и т.д.

4. Составление описательного рассказа по схеме «Осень»

– Осенью солнышко светит, но не греет;

– Осенью часто идут дожди, небо пасмурное;

– Люди собрали урожай;

– Листья на деревьях пожелтели и стали опадать;

– Люди стали теплее одеваться, так как похолодало;

– Звери запасают корм на зиму (белочки запасают грибы и шишки, медведь готовится к зимней спячке);

– Птицы собираются в стаи и улетают на юг.

Дети по цепочке составляют рассказ. Затем рассказ пересказывают 3-4 ребёнка.

5. Штриховка «Листьев» (раздаю детям шаблоны листьев, дети обводят и заштриховывают листья)

6. А теперь ребята, бросьте листья на землю. Падающие листья укрыли всю землю и получился осенний ковер!

– О каком времени года мы с вами говорили на занятии?

– Чем мы занимались с Вами сегодня?

– Что Вам больше всего запомнилось, понравилось на занятии?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» с использованием нетрадиционного способа рисования – метода тычка. Тема: «Осенняя берёза». Подготовительная группа

Цели:1. Учить передавать в рисунке характерные особенности берёзы (белый ствол с чёрными пятнами, тонкие изогнутые ветки, лёгкая крона), осеннюю окраску листвы.2. Учить детей рисовать нетрадиционным с.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по рисованию на тему: ОСЕННЕЕ ДЕРЕВО Подготовительная группа

Цель: познакомить детей с видом нетрадиционной техники рисования «кляксография». Задачи: 1. Развивать цветовосприятие, чувство композиции, умение делать выводы.2. Развивать дыхательну.

Конспект занятия по развитию речи по теме « Осень» в подготовительной группе.

Цель: актуализация и обогащение словаря по лексической теме «Осень».Задачи:- активизировать словарь существительных по теме «Осень»- закрепить словообразование относительн.

Конспект по развитию речи на тему Лексические игры и упражнения на тему «Осень» в подготовительной группе.

Цель: интеграция речевого, моторного развития ребенка, развитие психических процессов.Задачи:Обучающие: закрепить в речи детей обобщающие понятия по теме, умение образовывать относ.

Конспект НОД по теме: «Осень» в подготовительной группе

Учить составлять рассказ с опорой на наглядный материал;Учить подбирать синонимы – признаки предмета;Закрепить знания детей об осени, о приметах осени, об изменениях в жизни животных, назв.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию ( изобразительная деятельность) на тему «Осень» в подготовительной группе.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию ( изобразительная деятельность) на тему «Осень» в подготовительной группе.

Конспект занятия Тема: « Осенние фантазии » подготовительная группа Выступление на методическом объединении «ИЗО деятельность, как форма обучения и разностороннего развития дошкольников»

– расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Осень».-продолжать учить составлять предложения по картине.-продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.Инте.

Конспект НОД в подготовительной группе “Осень разноцветная”

Занятие-путешествие на осеннюю лесную полянку.

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД в подготовительной группе “Осень разноцветная”»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Колокольчик» г.Красный Кут

Конспект НОД в подготовительной группе

Тема: «Осень разноцветная»

Воспитатель I квалификационной категории

Михальцова Светлана Ивановна

Обучающие. Обогащать и систематизировать знания детей об осени, как времени года (ранняя, середина(золотая), поздняя осень). Закрепит знания детей об овощах и фруктах.

Развивающие. Развивать общие представления о множестве предметов. Расширять представления об отображении осени в произведениях искусства.

Воспитательные. Воспитывать эстетический вкус, чувство доброжелательности.

Здоровьесберегающие. Развивать двигательную активность.

Предшествующая работа: рассматривание картин и иллюстраций об осени.

Материалы и оборудование: репродукции картин об осени (ранняя, середина (золотая), поздняя осень); картинки овощей и фруктов; ваза, блюдо, клей, кисточки, салфетки, краски, бумага.

Музыкальная запись П.Чайковский «Осенняя песнь» из цикла времена года.

Дети стоят в приемной.

Воспитатель: Сегодня мы отправимся в необычайное путешествие.

Звучит музыка. Дети входят в группу. На полу лежат листочки.

Воспитатель: Куда мы с вами попали?

Дети: На полянку.

Воспитатель: Какое настроение вызвала музыка? Что вы себе представляете? Когда так бывает? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, мы попали на осеннюю полянку. А какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

Воспитатель: Осень делится на периоды. Назовите их. (ранняя, середина, поздняя осень). Посмотрите перед нами картина, на которой изображена осень. Какой период осени написал художник на этой картине. (начало осени, потому что мало желтых листьев, больше зеленых, небо светлое). На нашей полянке есть листочки. Кто нашел какой листок?

Дидактическая игра «Какой листок?»

Дети называют с какого дерева лист.(кленовый, березовый и т.д

Воспитатель: Молодцы, ребята. Сколько много вы знаете листочков и деревьев. И так в начале осени появляются красивые разноцветные листочки. А что еще бывает радостного для ребят.

Дети: Дети идут в школу, начинаются занятия.

Воспитатель: Да, 1 сентября дети отмечают праздник «День знаний». А какой осенний месяц следует за сентябрем?

Воспитатель: Октябрь- это середина осени. Как по-другому называют середину осени и почему?

Дети: золотая, потому что все листочки желтые и оранжевые.

Воспитатель: «Лес точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный

Стоит над ясною поляной…»

-посмотрите, здесь висит еще одна картина. Скажите, как удалось художнику передать золотой период осени. (Много желтых, красных, багряных листьев. Все цвета светлого тона, радостные, веселые.)

Воспитатель: Представьте себе, что сейчас вы находитесь там на полянке. Что вы чувствуете и представляете, когда смотрите на эту картину. (Ответы детей).

Воспитатель: У осени много сюрпризов. А чем она богата?

Дети: Осенью деревья одевают красивые наряды. Поспевают ягоды и грибы в лесу.

Воспитатель: А где еще поспевает урожай осенью?

Дети: В саду – фрукты, а в огороде- овощи.

Воспитатель: Скажите где растут фрукты? (На деревьях) А где растут овощи? (На земле в огороде)

Игра «Что где растет – покажи»

Дети по очереди называют овощи или фрукты, а остальные если фрукты поднимают руки в верх, а если овощи- приседают.

Воспитатель: Молодцы! А теперь нужно наш урожай разложить по местам. Кто хочет убрать фрукты пройдите к столам на –право, а кто овощи к столам на лево. Приклейте фрукты к вазе, а овощи к блюду.

Дети выполняют задание самостоятельно, воспитатель наблюдает.

Воспитатель: вот теперь весь наш урожай убрали. А у нас еще одна картина осталась. Как вы думаете какой период осени изображен на этой картине?

Воспитатель: Давайте мы с вами послушаем, как в музыке композитор П.И.Чайковский изобразил позднюю осень в произведении «Фея осени». Какими словами можно передавать, рассказать об осени. (Ответы детей). Как можно в движении показать характер такой музыки. (Дети кружатся, прячутся, приседают). Давайте посмотрим на картину, такая ли осень на картине, как мы ее услышали. (Ответы детей)

Чем отличаются цвета поздней осени от золотой? (темные, мрачные, холодные).

Чем отличительна поздняя осень? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно. Поздней осенью часто идут дожди, птицы улетают в теплые края, на деревьях не остается листочков, грустно становится в лесу.

Мы с вами сейчас станем художниками и напишем картины поздней осени, такой какой вы себе её представили когда слушали музыку. Давайте перейдем в волшебную мастерскую к столам и нарисуем позднюю осень.

Дети выполняют, воспитатель наблюдает.

Воспитатель: Что вам понравилось и запомнилось на занятии больше всего? (Ответы детей)

Воспитатель: Вы сегодня так много рассказали об осени, что она приготовила для вас гостинцы (Орехи и яблоки). Мы с вами будем угощаться гостинцами, вспоминать нашу осень и любоваться картинами, которые вы нарисовали.

Конспект НОД «Осень» в подготовительной группе

Татьяна Спиглазова
Конспект НОД «Осень» в подготовительной группе

1. Учить составлять рассказ с опорой на наглядный материал;

2. Учить подбирать синонимы – признаки предмета;

3. Закрепить знания детей об осени, о приметах осени, об изменениях в жизни животных, названиях осенних месяцев;

4. Развивать связную речь;

5. Воспитывать эмоциональную отзывчивость по отношению к природе, развивать внимание.

Словарная работа: листопад, ветреный.

Предварительная работа:Знакомство с русскими поэтами: А. С. Пушкин «Унылая пора. Очей очарованье»; А. Н. Плещеев «Уж небо осенью дышало»; наблюдение за осенней природой, сбор листьев. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень».

Материал: дидактический материал по теме «Осень», листья осенние, шаблоны листьев (штриховка, простой карандаш, схема описания рассказа по теме «Осень».

1. Организационный момент.

Когда это бывает?

(Осень)

Вот он деревце качает,

И разбойником свистит.

Вот последний лист срывает

И кружит его, кружит.

2. – Ребята, как вы думаете, о каком времени года мы сегодня с вами поговорим. (Об осени.)

– Назовите осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь.)

– Правильно, ребята. Сентябрь обычно называют ранней осенью. Начало октября, первые десять дней этого месяца, называют золотой осенью. А время со второй половины октября до конца осени называют поздней осенью. У этих периодов осени много отличий. Например, ранней осенью часто бывает тепло, как летом, особенно днём в солнечные дни.

– Что вы можете сказать про солнце осенью? (Греет плохо, солнечных дней стало меньше.)

– А какое небо осенью? (Хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное.)

– Что происходит осенью с деревьями? (Опадают листья.)

– Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья (листопад – 2 слова листья опадают).

Осенью опадает листва с деревьев, потому что от холода сок в стволе и веточках двигается медленнее, и листочкам его не достаточно листья меняют свой цвет и начинается листопад.)

Трава пожухла, засохла, потому что стало холодно и не хватает солнечного света.)

– Каким цветом становятся листья? (Оранжевые, желтые, красные.)

А я предлагаю поиграть в мою любимую дидактическую игру «Назови листочек». Я называю дерево, а вы называете какой листочек.

– Что делают птицы осенью? (Улетают в тёплые края).

– Как называются эти птицы?

Такие птицы называются перелетными.)

А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. (А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше.)

– Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком, и чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки.)

– Верно. Такие птицы называются оседлыми. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.

Дидактическая игра «Улетают – не улетают»

Дети встают около стульчиков.

Вы машете руками, как крылышками, если названная птица улетает на юг. Если птица остается, приседаете.

Ворона, грач, галка, голубь, ласточка, воробей, утка, скворец.

– Молодцы! Очень внимательны.

– Что делают животные осенью? (Готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму- медведь, еж; другие меняют шкурку – заяц, белка, лиса, третьи – белка, еж делают запасы на зиму.)

– Какая погода осенью? (Холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег.)

– Что происходит днем и ночью? (Дни становятся короче, а ночи – длиннее.)

– Правильно, ребята! Мне очень понравилось объяснение, которое вы дали. Золотой осенью тоже бывают ясные солнечные и теплые дни. Меньше становятся цветов. Травы меняют свою окраску, желтеют и начинают засыхать. Постепенно исчезают насекомые. Перелетные птицы улетают в теплые края. А когда лес потеряет листву и деревья станут голыми, наступит поздняя осень. Это период осени самый холодный.

– А как вы думаете, осень это весёлое или грустное время года? (Грустное.)

– А почему? (Потому что природа как бы замирает, прощается с яркими красками лета.)

3. Физминутка осень пришла

Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки – изобразить корзину)

Скучала, наверно, все лето она (наклоны головы, вправо-влево)

Вот осень пришла и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев)

Настала пора собирать урожай. (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)

Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой)

Она удивилась (развести руки)

Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг)

4. Составление описательного рассказа по схеме «Осень»

Осенью солнышко светит, но не греет;

Осенью часто идут дожди, небо пасмурное;

– Люди собрали урожай;

– Листья на деревьях пожелтели и стали опадать;

– Люди стали теплее одеваться, так как похолодало;

– Звери запасают корм на зиму (белочки запасают грибы и шишки, медведь готовится к зимней спячке);

Дети по цепочке составляют рассказ. Затем рассказ пересказывают 3-4 ребёнка.

– Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? (Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк.)

– (Осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые.)

– Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны.)

5. 6. Аппликация «Осенний ковёр»

– О каком времени года мы с вами говорили на занятии?

– Чем мы занимались с Вами сегодня?

– Что Вам больше всего запомнилось, понравилось на занятии?

Список использованной литературы:

Акулова Е. А. Познаем логические отношения. Дидактические игры для старших дошкольников. // Дошкольное воспитание N8, 2008

Акулова Е. А. Познаем логические отношения. Дидактические игры для старших дошкольников. // Дошкольное воспитание N9, 2008

Арушанова А. Г.Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2002. – 272 с.

Воспитание и обучение в подготовительной к школе группе детского сада. Практические и методические рекомендации Сост. Т. С. Комарова. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 224 с.

Игровая деятельность на занятиях по экологическому воспитанию. Старшая группа. / Автор-сост. П. Г. Федосеева. –Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.

Комратова Н. Г.Учимся говорить правильно: Учебно-методическое пособие по развитию речи детей 3-7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 208 с. (Программа развития)

«К нам в гости Осень приходила». Конспект интегрированного занятия с элементами пластилинографии в подготовительной группе. «К нам в гости Осень приходила!». Конспект интегрированного занятия с элементами пластилинографии в подготовительной группе. Цель: – развитие.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе с использованием лэпбука «Осень» Образовательные области:Познание Речевое развитие Художественная литература Социально- коммуникативное развитие Методические задачи:1.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Королева Осень» Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Королева Осень»«Осень золотая последние теплые.

Конспект НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Осень» в оттисковой технологии (по замыслу) Цель: развивать образное мышление детей, творческое воображение, эмоциональную отзывчивость. Задачи: познакомить с новой техникой рисования.

Конспект НОД по рисованию «Поздняя осень» в подготовительной группе Цель: Учить детей передавать в рисунке пейзаж поздней осени, ее колорит. Задачи: Развивать умение самостоятельно передавать в рисунке пейзаж.

Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Я рисую осень» .

Конспект НОД по художественно эстетическому развитию в подготовительной группе «Ходит осень по дорожкам» Цель: Формировать умения детей видеть изменения в природе и передавать их в рисунке, соблюдая колорит, характерный для «золотой осени».

Конспект ОД по познавательному развитию «На водоёмах тоже осень» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект проведения прогулки в подготовительной группе «Осень золотая» Конспект проведения прогулки в подготовительной группе «Осень золотая» Елена Владимирова Цель: создание условий для закрепления характерных.

Конспект занятия в подготовительной группе «Мы видели осень в лесу» Конспект занятия в подготовительной группе «Мы видели осень в лесу» Цель: создать условие для активизации познавательной деятельности в.

НОД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Осень»

Воспитатель: Здорово! Вы знаете, а ведь осень – это очень красивое время года. Художники любят ее рисовать, посмотрите на картинки

А поэты любят описывать красоту осени. Послушайте рассказ, который написал Г. Скребицкий, он называется «Художник – Осень»
“Все деревья и даже кусты разукрасила Осень: кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а игры, их и не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся. Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе”.
Вопросы по прочитанному:
– Что осенью происходит с деревьями?
– Как Осень могла разукрасить?
– Какие деревья Осень разукрасить не смогла? Почему?
– Почему ели и сосны стали ярче в осеннем лесу?
– Можно ли Осень назвать художником? Почему?
– Какие краски использовала Осень?

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы были очень внимательны. Предлагаю вам отгадать загадки
Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
(осенний лист)

Не колючий, светло-синий
По кустам развешан …
(иней)

Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает?
(дождь)

Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла.
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно .
(Листопад)

В сентябре и в октябре
Их так много во дворе!
Дождь прошел – оставил их,
Средних, маленьких, больших.
(Лужи)

Воспитатель: А теперь давайте вспомним осенние месяцы. Сентябрь – первый месяц осени. В сентябре листья еще зеленые, но на улице уже начинает холодать. Звери делают запасы на зиму. Все чаще идут дожди, птицы собираются улетать в теплые края.
Октябрь. Он второй месяц осени. В октябре уже дуют холодные ветры, листья желтеют и опадают. Некоторые звери впадают в спячку.
Последний месяц осени – ноябрь. В ноябре уже холодно, снег ложится на землю. Наступают первые морозы. Люди одевают теплую одежду.
Давайте повторим месяцы осени. Первый месяц…
Дети: Сентябрь
Воспитатель: Второй месяц…
Дети: Октябрь
Воспитатель: Третий месяц…
Дети: Ноябрь
Воспитатель: Молодцы! Теперь возьмите цветные карандаши, альбомы и нарисуйте свою осень
Дети выполняют работу самостоятельно, по собственному замыслу.
В конце деятельности оформляется выставка детских работ.

Конспект НОД на тему: “Осень в гости просим!”

Содержимое публикации

Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе «Приходи к нам осень в гости…»

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о признаках осени.

-систематизировать знания детей об осени;

-закрепить названия осенних месяцев;

-учить детей называть приметы осени;

-расширить и активизировать словарь по теме «Осень» ;

-воспитывать умение видеть красоту осенней природы в произведениях и картинах.

Оборудование: бумажные листочки на каждого ребенка, аудиозапись, картины с изображением осени, овощи и фрукты, корзина.

Дети подходят к воспитателю. Слушаем знакомую песню про осень.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами слушали знакомую нам песню. А о чем в ней поется?

Дети: о дожде, о листьях…

Воспитатель: Да ребята, в этой песне поется про дождь, про листочки… Ребята, а хотите я вам загадаю загадки.

Воспитатель: Ребята, тогда садитесь на стульчики и слушайте.

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это – (дождь).

Листья желтые летят, падают, кружатся,

И под ноги просто так как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад? Это просто… (листопад).

Лес разделся, неба просинь,

Это время года … (осень).

Воспитатель: Ребята, а какое сейчас время года?

Воспитатель: Правильно, сейчас осень. Ребята, а вы же знаете стихи про осень.

Воспитатель: может кто-то хочет рассказать нам стихи?

Воспитатель: Очень хорошо! Так вот она какая осень в наших стихах – она и художница, она и щедрая, она и золотая, она и разноцветная. А вы хотите совершить путешествие в осень и увидеть осень во всем ее очаровании.

Воспитатель: Тогда я предлагаю вам пройти к нашей выставке картин…

Дети рассматривают картины.

Воспитатель: Ребята, как называется первый месяц осени?

Воспитатель: Правильно, сентябрь. А на картинах на нашей выставке какой месяц изображен?

Воспитатель: Верно, а как вы догадались, что здесь изображен сентябрь?

Воспитатель: Конечно, ребята, в сентябре дети идут в школу, мы собираем урожай овощей и фруктов, на деревьях листочки желтеют и начинают опадать, мы наслаждаемся последними солнечными деньками. А теперь сядем на стульчики, закроем глазки и представим, чем может пахнуть осень в сентябре?

Ответы детей: Грибами, ягодами, овощами, фруктами, листьями.

Воспитатель: Ребята, у меня есть корзинка, а что это в ней?

Воспитатель: Конечно, это овощи и фрукты. А что мы можем приготовить из овощей.

Ответы детей: суп.

Воспитатель: А из фруктов:

Ответы детей: компот, варенье.

Воспитатель: Да, из фруктов мы можем сварить компот, варенье, а из овощей сделать салат, сварить суп. Хотите мы с вами сыграем в игру «Собери урожай».

Проводится игра «Собери урожай».

Дети подходят к столам. Перед каждым ребенком лежат фрукты и овощи (муляжи). Воспитатель ставит на стол два подноса: красный и желтый. Красный поднос – для сбора овощей, желтый поднос – для сбора фруктов.

Воспитатель: Ребята: на красный поднос мы положим овощи, а на желтый – фрукты.

Дети раскладывают на подносы овощи и фрукты.

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам посмотреть, правильно ли мы разложили овощи и фрукты. Воспитатель с детьми проверяет.

Воспитатель: Вот какая щедрая осень, какой щедрый сентябрь. Ребята, я предлагаю вам снова пройти на нашу выставку картин.

Ушел незаметно сентябрь,

Поблекла небесная синь.

За окнами бродит октябрь

Средь голых берез и осин.

Воспитатель: О каком месяце говорится в этом стихотворении.

Ответы детей: Об октябре.

Воспитатель: Конечно, об октябре. Посмотрите на картины и подумайте, какие изменения в природе произошли в октябре, что случилось с деревьями?

Ответы детей: листья пожелтели, листья опадают…

Воспитатель: Правильно. Деревья оделись в осенний наряд. Осенью листья у деревьев разноцветные – желтые, красные, оранжевые, коричневые.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, как называют осень в октябре?

Воспитатель: Конечно, золотая осень. Желтые и золотые цвета создают радостную светлую картину осени. Художники рассказали нам о красоте осени кистью и красками. А писатели красивыми словами. Хотите послушать…

Воспитатель: Тогда садитесь поудобнее и слушайте внимательно отрывок за рассказа Д.Н. Кайгородовой «Разноцветные кораблики».

Воспитатель читает отрывок:

«Добрался я и до пруда. Сколько разноцветных корабликов сегодня на пруду: желтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, опустится на воду и тотчас поплывет. Много их прилетит и завтра, и послезавтра. А потом кораблики не будут больше прилетать, пруд замерзнет».

Воспитатель: Вы догадались, что за кораблики плавают по пруду?

Воспитатель: А как вы думаете, почему это произошло?

Воспитатель: Действительно, опадают листья…

А сейчас, ребята, я хочу пригласить вас на пруд (таз с водой, в котором плавают листья). Посмотрите, так вот что за кораблики у нас в пруду. А хотите мы на них тихонечко подуем, и они поплывут по всему пруду.

Дети дуют на листочки.

Воспитатель: Вот какие листочки легкие, а вы хотите стать такими же легкими листочками.

Ответы детей: Да.

Воспитатель: Берите листочки, вставайте свободно и повторяйте за мной:

Листья осенние тихо кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся.

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружиться хотят.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что будет, если мы подбросим листочки вверх? Что с ними происходит.

Ответы детей: Они падают, кружатся, летят.

Воспитатель: А как это явление называется, когда с деревьев падают листья?

Ответы детей: Листопад.

Воспитатель: Хотите устроить еще листопад?

Ответы детей: Да?

Воспитатель: Каким стало ваше настроение?

Ответы детей: Радостным, веселым.

Воспитатель: Ребята, сейчас подует ветер и понесет листочки к нашей выставке картин. Воспитатель имитирует ветер, дети подходят к выставке.

Воспитатель читает стихотворение-загадку:

Солнца нет, на небе тучи,

Ветер вредный и колючий,

Дует так, спасенья нет!

Что за месяц? Дай ответ!

Воспитатель: Эта загадка про последний месяц осени ноябрь. Ребята, попробуйте представить, что вы в лесу, закройте глазки и вслушайтесь в звуки осени (звучит фонограмма). Знакомы ли вам эти звуки? Какие звуки вы услышали?

Воспитатель: Какое становится у вас настроение, когда вы слышите такие звуки.

Ответы детей: грустное, нерадостное.

Воспитатель: А при рассматривании картин с изображением ноября какое настроение у Вас создается?

Ответы детей: грустное, нерадостное.

Воспитатель: Какие же краски стали у осени, почему нам грустно?

Ответы детей: деревья стоят голые, идет и дождь и снег, дни стали короче, рано темнеет…

Воспитатель: Да ребята, художники используют больше темных красок для изображения ноября: черных, серых, коричневых. Нет той красоты и разнообразия цветов, как в октябре. А что же случилось с природой, к чему она готовится.

Ответы детей: спит, к зиме.

Воспитатель: Конечно, природа готовится к зиме, природа засыпает: не слышно птичьих голосов, идут частые дожди, выпадает первый снег, начинаются первые морозы. Значит, какой бывает еще осень?

Ответы детей: Хмурая, грустная, печальная.

Воспитатель: Ребята, а мы с вами не будем грустить?

Ответы детей: Нет.

Ребята, вам понравилось наше путешествие. Какое у вас настроение. О чем мы с вами говорили? Что вам понравилось больше всего? Как мы называем осень?

Ребята, сделаем осени подарок. Сделаем картину из осенних листьев.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: