Конспект НОД в подготовительной группе на развитие связной речи по теме ‘Фрукты’

План-конспект непосредственно образовательной деятельности дошкольника в подготовительной группе на развитие связной речи по теме «Фрукты»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности дошкольника в подготовительной группе на развитие связной речи.

Тема «Фрукты»

Период обучения: I

Цель : актуализация и обогащение словаря по лексической теме «Фрукты»

  • пополнение и уточнение словаря (горница, сочла)
  • развивать монологическую речь
  • закрепление употребление предлогов (над, под, между)
  • закрепить навык составления рассказа по сюжетной картинке с опорой на предметные картинки
  • обогащать словарь образными выражениями языка (покраснел как рак)
  • учить детей передавать содержание услышанного произведения близко к тексту- воспитывать чуткость, справедливость, умение признать ошибку.
  • развитие мелкой моторики
  • развивать слуховое восприятие
  • совершенствование словесно — логического мышления
  • развитие связной речи
  • Картинки с изображением фруктов; предметные картинки с изображением горницы. Сюжетные картинки по рассказу «Косточка», пособие для пальчиковой гимнастики, тарелка с натуральными сливами, фартук.

I. Ход занятия:

Организационный момент:

– Здравствуйте ребята! Давайте вспомним, чем мы занимались на прошлом занятии? Вчера? (готовили салат)

– Какой салат? (фруктовый)

– Из каких фруктов? (Яблоко ,банан, киви, груша)

– Где растут фрукты? (в саду, на дереве)

II: «Косточка».

– Посмотрите внимательно на картинки.

– Назовите фрукты (манго, персик абрикос, слива)

– Что общего у этих фруктов? (внутри фруктов есть косточка)

– Что мы делаем с косточкой, когда кушаем фрукт?

(Когда их кушаешь, косточку нужно выбрасывать)

Основная часть.

III. «Что где находится»

– Ребята, посмотрите на картинки. Назовите все фрукты, что находятся между лимоном и яблоком.

– Скажите полным ответом (между лимоном и яблоком находится слива).

– Что находится справа от сливы? (справа от сливы находится лимон)

– Что находится слева от сливы? (слева от сливы находится яблоко.).

– Что находится над сливой?(над сливой находится банан)

– Что находится под сливой? (под сливой находится апельсин).

IV. Пальчиковая гимнастика.

На доску вывешиваются опорные символы.

Палец толстый и большой (Разминаем большой пальчик)
В сад за сливами пошел
Указательный с дороги………… (показываем указательный жест)
Указал ему дорогу.
Средний палец – самый меткий, (соединяем средний и большой палец
Он сбивает сливы с ветки. и как бы сбиваем)
Безымянный собирает (разминаем пальчик)
А мизинчик господинчик,
В землю косточки бросает разминаем пальчик и как бы бросаем косточки)
Провести 2-3 раза.

V. Чтение рассказа «Косточка»

1) Чтение рассказа. Послушайте историю, которая произошла с мальчиком Ваней.

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел».

Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь».

Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко».

И все засмеялись, а Ваня заплакал.

– Автор этого рассказа Лев Николаевич Толстой, называется он «Косточка».

– Автор рассказ не придумал. Это случилось на самом деле — это быль.

2) Словарная работа.

– А что такое «горница»? Это светлая, красивая комната.

– Как вы понимаете слово «сочла»?

3) Беседа по содержанию рассказа.

– Что купила мама?

Дети: Мама купила сливы.

Читайте также:
Опыт применения сенсорного оборудования SNOEZELEN

– Как вел себя Ваня?

Дети: Ваня ходил вокруг слив и все их нюхал.

– Почему они интересовали Ваню?

Дети: Они ему очень понравились, он никогда не ел слив.

– Как повел себя Ваня, когда остался один в комнате?

Дети: Ваня не удержался, схватил одну сливу и съел.

– Кто заметил, что одной сливы не стало?

Дети: Мама сочла сливы и заметила, что одной не хватает.

– Признался ли Ваня в своем поступке?

Дети: Дети ответили, что сливы они не ели и Ваня сказал тоже, что он не ел слив.

– В рассказе есть такое выражение «покраснел как рак», что оно означает?

Дети: Ваня стал красного цвета, как вареный рак.

– А от чего Ваня покраснел?

Дети: Ваня покраснел от стыда

– Почему беспокоился папа?

Дети: Он сказал, что если съел кто-нибудь из детей сливу — это не хорошо; но беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто проглотит косточку, то через день умрет.

– Почему после слов папы Ваня побледнел? Что он почувствовал?

Дети: Ваня побледнел от испуга, от страха.

– Что ответил Ваня отцу?

Дети: Ваня сказал, что косточку он выбросил в окошко.

– Почему Ваня заплакал когда все засмеялись?

Дети: Ваня заплакал, потому что ему стало стыдно за свой поступок.

– А как бы вы поступили на месте Вани?

Дети: Я бы подождал, когда мама сама даст слив. Если бы я съел сливу без спроса, то признался бы в этом сам.

– Есть такая пословица «Тайное всегда становится явным». Как вы ее понимаете?

Дети: Нужно сразу признаться в том, что совершил плохой поступок, потому что все равно узнают об этом.

4) Рассмотрите картинки и выложите в правильном порядке. (Что было сначала, что произошло потом, а что было в конце)

5) Перескажите рассказ с опорой на картинки.

VI. Послушайте рассказ еще раз.

Инсценирование рассказа детьми.
Распределение детей по ролям.
Заключительная часть

VII. Итог занятия:

– Что вам запомнилось больше всего на занятии?

– Как называется рассказ, который вы пересказывали?

– Не забудьте дома рассказать историю о мальчике Ване родителям, сестренкам и братишкам.

Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе «Загадки о фруктах»

Цель: развивать связную речь детей средствами загадки.

Задачи:

1. Учить детей составлять загадки с опорой на схему.
2. Активизировать словарь детей; закреплять умения пользоваться в самостоятельной речи сложносочиненными предложениями с союзом «но».
3. Развивать логическое мышление, память воображение.
4. Воспитывать умение слушать, не перебивая, товарищей.

Словарь: загадки с отрицанием, волшебная схема.
Оборудование: схемы для загадок,мольберт, предметные картинки,
листы бумаги на каждого ребенка, цветные карандаши.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Предлагается сесть ребенку, который повторит ряд слов: — груша, яблоко, банан и т.д.

2. «Что лишнее»

Выставляются на наборном полотне картинки с изображением фруктов и овощей. Дети определяют лишнюю картинку и аргументируют свой выбор.
(Например, помидор – груша – яблоко; банан – мандарин — апельсин).
Логопед обращает внимание детей на, что без ошибок отвечает тот, кто внимательно рассматривает предложенные предметы и находит сходство и различия.

3. «Помоги Незнайке»

Логопед предлагает детям листы бумаги, на которых нарисованы круг и овал и определенные по цвету карандаши (зеленый и красный, желтый и фиолетовый и т.д.). Задание – необходимо нарисовать овощи и фрукты, с которыми можно сравнить эти фигуры.

4. Составление загадки по опорной схеме.

-Мы много с вами составляли загадок. Вы хотите научиться составлять
хитрые загадки, которые трудно разгадать? (ответы детей)
Попробуем составить загадку о яблоке. А поможет нам волшебная схема. Первый столбик заполняется логопедом. Во втором дети (по очереди) самостоятельно рисуют подходящий по смыслу предмет.

Читайте также:
Звук (Н) - конспект занятия

Какой? Кто, что бывает таким же?
Цвет –(красное) Мячик
Форма –(круглое) Солнышко
Вкус – (сладкое) Конфета
Польза –(полезное) Хлеб

Получившийся текст загадки сначала произносит логопед, затем ребенок.
Это фрукт. Он красный, но не мячик; круглый, но не солнышко; сладкий, но не конфета; полезный, но не хлеб.

5. Физминутка «Апельсин»

Мы делили апельсин – (дети разламывают воображаемый апельсин
на дольки.)
Много нас, — (показывают 10 пальцев.)
А он один. – (показывают 1 палец.)
Эта долька – для ежа.- (загибают большой палец левой руки.)
Эта долька – для стрижа. – (загибают указательный палец.)
Эта долька – для утят. – (загибают средний палец.)
Эта долька – для котят. – (Загибают безымянный палец.)
Эта долька для бобра. – (Загибают мизинец.)
А для волка – кожура. – (Бросательное движение правой рукой.)
А он сердит на нас – Беда. – (Сжимают кулаки и прижимают их к груди.)
Разбегайтесь – кто куда! – («Бегут «Пальцами» по ногам.)

6. Составление загадок по схеме.

Детям предлагается аналогично составить загадку об апельсине (Я загадал фрукт. Он оранжевый, но не морковь; круглый, но не яблоко; сладкий, но не груша; полезный, но не хлеб), и о банане. (Я загадал фрукт. Он желтый, но не репка; длинный, но не река; сладкий, но не конфета; полезный, но не молоко.)

7. Итог.

Автор: Дурова Надежда Владимировна,
учитель-логопед,
МБДОУ №77 «Родничок», «Детский сад компенсирующего вида», г. Калуга, Россия

Статья размещена в авторской редакции

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ТНР. Составление описательного рассказа-загадки по теме “Фрукты-овощи”

Цели:

  • Активизация словаря по теме «овощи, фрукты».
  • Совершенствовать знания об овощах и фруктах.
  • Развивать внимание, память.
  • Учить определять существительные по родам (мужской, женский, средний).
  • Учить детей согласовывать существительные с прилагательными в роде.
  • Закрепить знания детей в образовании Родительного падежа существительного.
  • Учить детей выстраивать связное высказывание.
  • Учить составлять описательный рассказ-загадку по теме «Овощи-фрукты» с опорой на наглядность.

Оборудование: муляжи овощей и фруктов, карандаши, схемы для составления рассказа-загадки, мультимедийное оборудование.

Ход занятия

1. Организационный момент

2. Дидактическая игра «Доскажи словечко»

– Здесь весною было пусто, летом выросла. (капуста)
– Собираем мы в лукошко очень крупную . (картошку)
– От дождя земля намокла
– вылезай, толстушка . (свёкла)
– Из земли за чуб плутовку тянем сочную . (морковку)
– Помогает деду внук, собирает с грядок . (лук)
– Вот зелёный толстячок крупный, гладкий . (кабачок)
– Очень сочны и красивы выросли на ветках . (сливы)
– Для Серёжи и Марины набираем . (мандарины)
– Для Ванюши и Катюши соберём в корзину . (груши)
– Не забудем для Алёны очень кислые . (лимоны)
– Для начинки в пироги набираем . (яблоки)
Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!

Логопед: – Посмотрите, пожалуйста, на экран, а какие овощи или фрукты можно назвать со словом много.

– А вот Вы сейчас назвали мандарины, груши, лимоны, а это все как можно назвать одним словом?

Логопед: Это одна группа, а вторую группу, как назовем?

Логопед: В Москве уже в 19 раз проходит агропромышленная выставка. Где представлена продукция полей садов и огородов. На этой выставке встретились «Садоводы», которые выращивают фруктовые сады, а как Вы думаете, как будут называться люди, которые выращивают овощи?

Логопед: Встречаясь на выставке они каждый раз спорят, чья продукция нужнее и полезнее.

– Вот и для детей, которые пришли на выставку они придумали задания? Хотят посмотреть, знаете ли Вы овощи и фрукты?

3. Игра «Он, она, оно»

Читайте также:
Конспект подгруппового занятия: Знакомство со звуком и буквой Ч

Логопед: – Вот решили, они сделать стенд, где бы лежали, только овощи или фрукты мужского, женского и среднего рода и назвали, они этот стенд так «ОН, ОНА, ОНО», только пока не разложили овощи и фрукты в нужные корзины.

– Возьмите любой овощ или фрукт, и называя предмет определяем куда положим его. Например: Морковка она. (дети подходят и складывают в корзины)

4. Игра «На грядках, на деревьях»

Логопед: – Где растут фрукты?

Логопед: А где растут овощи? (на грядке)

Логопед называет овощ, или фрукт, а дети показывают, если овощ – приседают, если фрукт – поднимают руки.

Огурец, яблоко, слива, морковка, тыква, кабачок, груша, капуста, лимон, редиска.

Логопед: И снова садовод и овощевод придумали для Вас задание. Стерли они все согласные, оставили, только что? Правильно гласные. И просят нас подобрать схему слова к предмету. Правильно первая схема банан.

– Сколько здесь слогов в слове.

Правильно, сколько гласных, столько и слогов.

5. Ира «По цвету, по форме»

Логопед: – Вот садовод и овощевод решили снова нас проверить, как мы разбираемся в цветах и формах.

Детям раздаются карточки, по которым они должны сказать. Например: «Огурец зеленый, овальный»

6. Физминутка (дети по показу выполняют движение) «Урожайная песенка»

7. Составление описательной загадки по схеме

– Еще больше усложнили они задачу, нужно составить загадку по схеме. Посмотрите, как я это сделаю: Он растет на грядках, он треугольный, красный, может быть желтым, зеленым. На вкус сладкий. Что это? Да, это перец.

Давайте возьмем карандаши и обведем, что нам понадобится для загадки, а цвет раскрасим.

Дети загадывают загадки.

8. Игра «Что можно приготовить из овощей и фруктов»

Сколько всего вкусного можно приготовить из овощей и фруктов.

Логопед: – Как Вы думаете, что можно делать с овощами и фруктами?

Дети: – Можно жарить картошку, варить её. Варенье варить, мариновать овощи и т.д.

Логопед: – А вот это будет тема нашего следующего занятия.

Логопед: Какие Вы сегодня молодцы! Поэтому садовод просит Вас оценить свою работу и повесить на дерево яблоки, если Вы думаете, что занимались «отлично» вешаем красное яблочко, а если «хорошо», то зелёное.

До скорых встреч!

Использованная литература и материалы

  1. Н.Е. Арбекова «Развиваем связную речь у детей 5-6 лет с ОНР» (альбом № 1).
  2. Картинки и «доскажи словечко» интернет-ресурсы.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Лексическая тема: “Фрукты. ”
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Цель: Развитие связной речи.

Задачи:

образовательные: учить детей составлять предложения по демонстрации действий; обогащать активный словарный запас; совершенствовать грамматический строй речи; учить задавать вопрос; учить образовывать множественное число существительных

– коррекционно-развивающие: развивать мелкую моторику, монологическую речь, внимание, мышление, память; формировать наблюдательность; развивать фантазию.

– воспитательные: – воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии.

Скачать:

Вложение Размер
zanyatie_po_razvitiyu_rechi_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx 24.44 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Фрукты»

Цель : Развитие связной речи.

– образовательные: учить детей составлять предложения по демонстрации действий; обогащать активный словарный запас; совершенствовать грамматический строй речи; учить задавать вопрос; учить образовывать множественное число существительных

– коррекционно-развивающие: развивать мелкую моторику, монологическую речь, внимание, мышление, память; формировать наблюдательность; развивать фантазию.

– воспитательные: – воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии.

Воспитатель встречает детей в группе, приветствует, приглашает детей к столику, на котором стоит поднос накрытый салфеткой . На подносе спрятаны сухофрукты -изюм, чернослив, курага, сок, варенье

Родилась она зеленой.

На цветущей белой кроне.

А потом росла, краснела

Как созрела-посинела. (Слива.)

Колобок висит все лето

Среди зеленых веток.

Ударит гулко о земь,

Когда наступит осень. (Яблоко.)

Ты на лампочку похожа

И на Ваньку-встаньку тоже.

У тебя румяный бок,

А откусишь – брызнет сок. (Груша.)

Воспитатель : Как это можно назвать, одним словом? (Фрукты.)

(Открыть салфетку и предложить рассмотреть, что лежит на подносе.) Что это? Разве это те фрукты, о которых мы сейчас говорили? Что с ними произошло? (Высушили, отжали сок, сварили варенье.) Сегодня мы поговорим о фруктах и попробуем выяснить, что с ними происходит после созревания.

Воспитатель : Ребята, где растут фрукты? (На деревьях.) Как называются деревья, на которых растут фрукты? (Фруктовые деревья.) Где растут фруктовые деревья? (В саду.) Как называется сад, в котором растут фруктовые деревья? (Фруктовый сад.)

Воспитатель: Ребята, а как называется человек, который выращивает фрукты в саду?

Воспитатель: Молодцы! Верно. Давайте вспомним, какие фрукты мы с вами знаем! (ответы детей).

Воспитатель : Верно. А теперь, когда мы с вами вспомнили фрукты, поиграем в игру «Собери урожай», перед вами на столе лежат две банки – одна с рассолом , другая с сиропом , вам нужно в одну банку собрать овощи, в другую фрукты!

Воспитатель : В этом году очень большой урожай фруктов. Где можно хранить урожай фруктов? (Ответы детей.) Хранилище для фруктов как назвать одним словом? ( Фруктохранилище .)

Воспитатель : В нашем детском саду тоже есть фруктохранилище, а давайте мы с вами поиграем в игру « Фрукты – овощи » . (Воспитатель по дороге называет фрукты и овощи, когда называет овощи, дети идут в полуприседе, руки на поясе, когда называет фрукты, дети идут на носках, руки тянут вверх. Спину всегда держат прямо.)

Воспитатель : Ребята, как вы думаете зачем люди выращивают много фруктов? (Ответы детей.) А если их сразу не съесть, то что с ними произойдет? (Ответы детей.) Что же делать? Как сохранить фрукты? Что можно приготовить из фруктов? (Ответы детей.)

Воспитатель : Что делает человек с фруктами, чтобы получить сок? Компот? Сухофрукты? Мороженые фрукты? Варенье? (Отжимает, сушит, замораживает, варит….)

Воспитатель : Давайте поиграем в игру.

Игра «Угощение из фруктов» . Дети встают в круг, воспитатель в центре круга, в руках воспитателя мяч. Воспитатель бросает мяч ребенку с вопросом : -Как называется сок из апельсина? Из яблок? Из лимона? Варенье из груши? Из абрикоса? Из сливы? Из персика?

Воспитатель : Сушеный виноград, сушеный абрикос, сушеная слива, сушеный виноград, слива, абрикос можно назвать одним словом.

Кто догадался, что это за слово? (Ответы детей. Воспитатель помогает правильно образовать слово « сухофрукты » )

Воспитатель : Давайте немного поиграем с пальчиками

Апельсин
Мы делили апельсин;
Много нас, а он один.
Эта долька — для ежа,
Эта долька — для стрижа,
Эта долька — для утят,
Эта долька — для котят,
Эта долька — для бобра,
А для волка — кожура.
(на каждую строчку сжимают пальцы рук в кулак, начиная загибать их с большого)
Он сердит на нас, беда.
(бросательное движение правой рукой)
Разбегайтесь кто куда.
(бегут пальцами по столу)

Воспитатель : А сейчас поиграем ещё в одну игру интересную игру «Четвёртый лишний» .

Воспитатель : Ребята, по очереди подходите к доске и выбирайте карточку

Три из предложенных картинки относятся к одной группе предметов, четвертый – к другой группе. Дети называют лишнюю картинку, объясняя свой выбор.

(Дети проходят на ковер.)

Воспитатель : Детей в детском саду много, поэтому и фруктов должно быть много. Давайте поиграем в игру «Один-много» .

(Воспитатель в центре с мячом в руках. Бросает мяч ребенку, называя фрукт в единственном числе, ребенок образовывает форму множественного числа. Если на конце слова (форма множественного числа) дети слышат звук «ы» , то приседают, если на конце слышат звук «и» – хлопают.)

Воспитатель : Яблоко (и, груша (и, абрикос (ы, банан (ы, персик (и, гранат (ы, лимон (ы, слива (ы, апельсин (ы, мандарин (ы, ананас (ы) .

Гимнастика для глаз

Во саду ли , в огороде

У Ивана Ослик бродит

Выбирает, выбирает, (Обвести глазами круг.)
Что сначала съесть не знает.
Наверху созрела слива.
А внизу растет крапива.
Слева – свекла, справа – брюква.
Слева – тыква, справа – клюква.
Снизу – свежая трава,
Сверху – сочная ботва.
Выбрать ничего не смог.

И без сил на землю слег.
(Зажмурить глаза, потом поморгать)

Воспитатель: А сейчас я хочу предложить вам загадать загадки по опорной таблице ( Загадки о фруктах по мнемотаблице)

Ребята, вы теперь сможете объяснить что за фрукты на нашем подносе, как они стали такими, что из них можно приготовить? (Ответы детей.)

Давайте их отнесем на кухню, пусть из них сварят для нас компот к обеду.

Если вам понравились наши игры, вам было все понятно и интересно – хлопайте, если вы испытывали затруднения и вам было непонятно, о чем мы говорили – топайте.

Мне очень понравилось какими были активными (имена детей) .

Воспитатель: Ребята , у меня для вас есть осенние подарочки. Это – сочные, наливные яблочки! Угощайтесь! И не забудьте сказать спасибо!

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Овощи – фрукты»

Области: познавательная, речевая, социально-коммуникативная, физическая.

Цель: приобретение навыков лексико-грамматического оформления монологических высказываний с применением интеллектуальных карт.

Образовательные задачи: формировать определённые знания по теме: «Овощи-фрукты». Различать овощи и фрукты по форме, цвету, месту произрастания.

Развивающие: развитие навыков речевого общения, речевой коммуникации. Активизация словаря по теме. Формировать навыки построения предложений и связных монологических высказываний. Активизация восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций.

Воспитательные: воспитывать навыки контроля и самоконтроля. Оказывать помощь своим сверстникам по мере необходимости.

Предварительная работа: рассматривание овощей и фруктов, дидактическая игра: «Что, где растёт?», «Какой звук?», рисование с натуры «Корзина с фруктами и овощами», заучивание загадок, штрихование и раскрашивание в раскрасках.

Материал: интерактивная доска, предметные картинки, книга загадок, сюжетные картинки, мольберт, указка, корзина с овощами и фруктами, коробки с различными видами сока, кукла Незнайка, интеллектуальная карта «Овощи-фрукты», музыкальный центр.

Ход:

1. Организационный момент.

Воспитатель приглашает детей. Дети встают около педагога.

(Звучит спокойная, тихая музыка.)

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем: «Назови овощ или фрукт». Надо назвать овощ или фрукт на заданную букву, которая будет открываться на мольберте. Кто правильно назовёт, тот может пройти к стульчикам и сесть (показываются по очереди буквы «А», «М», «К», «Б», «П», «Г», «Я» и дети называют овощи и фрукты с данными словами).

2. Введение в тему

(Активизация знаний детей по данной теме.)

Воспитатель: Молодцы, а теперь внимательно послушайте загадки.

Отгадывание загадок:

1. Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для неё готовим кадки

И крупной соли полмешка. (Капуста.)

2. За кудрявый хохолок

лису из норки поволок.

На ощупь очень гладкая,

На вкус – как сахар сладкая. (Морковь.)

3. Неразлучный круг подруг

Тянет солнцу сотни рук.

А в руках душистый груз

Разных бус на разный вкус. (Сад.)

4. Яркий, сладкий, наливной,

Весь в обложке золотой!

Не с конфетной фабрики –

Из далёкой Африки. (Апельсин.)

Чтение стихотворения «Чудо-огород» Ф. Гуринович.

Что за чудо – огород?

Здесь редис есть и салат.

Лук, петрушка и шпинат.

Зреют дружно – молодцы!

И картофель, и капуста

Растут на грядках густо-густо.

И все дружно говорят:

“Мы растём здесь для ребят.

За усердие и труд

Урожай весь соберут”.

Беседа по вопросам:

– Почему стихотворение называется «Чудо-огород?

– Назовите овощи, которые зреют дружно на огороде? (показ слайдов).

Игра: «Что с чем рядом?» (сюжетные картинки на ориентировку в пространстве). Звучит тихая, спокойная музыка.

Воспитатель: Необходимо назвать где находится овощ или фрукт?

– Что справа от помидора?

– Что слева от морковки?

– Что между грушей и яблоком?

– Что между апельсином и яблоком?

– Что после картошки?

– Что рядом с лимоном?

– Справа от огурца?

– Между луком и чесноком?

Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, к нам пришёл гость. Кто это? (Незнайка).

Воспитатель: Правильно, наш гость Незнайка (кукла Незнайка).

Незнайка: Вы, ребята, такие молодцы, так хорошо отвечаете на вопросы. Помогите мне, я совсем запутался, что такое овощи и фрукты я понял, а вот как правильно называть то, что из них готовят? Поможете мне? Я придумал для вас тоже интересную игру «Скажи правильно». Дети : Конечно!

Незнайка задаёт вопросы и хвалит их за правильные ответы, если кто-то ответил неправильно, помогает им.

– Капустный пирог испечем из чеснока?

– Свекольный салат мы натрём из лука?

– Морковную запеканку мы приготовим из картошки?

– Гороховый суп сварим из редиски?

– Огуречный салат нарежем из кабачков?

– Картофельное пюре мы приготовим из моркови?

Незнайка: Отвечали правильно, а теперь предлагаю немного отдохнуть.

Разминка: «Яблоко» (Звучит музыка).

Вот так яблоко! (дети встали)

Оно (руки в стороны)

Соку сладкого полно (руки на пояс)

Руку протяните, (протянули руки вперёд)

Яблоко сорвите (руки вверх)

Стал ветер веточку качать (качаем вверху руками)

Трудно яблоко достать (подтянулись)

И быстро яблоко сорву! (хлопок в ладоши над головой)

Незнайка: Вот и поиграли. Мне пора уходить (прощается и уходит).

Воспитатель: Продолжаем весело играть. Сейчас на слайде будут показываться картинки, вы должны назвать лишнюю картинку и объяснить свой ответ. Если ответите правильно, то увидите красивый салют, если нет, то появится тучка. Подумайте, не торопитесь с ответом.

Игра: «Что лишнее?» (появляются слайды овощей и фруктов с картинками).

3. Речевая гимнастика

а) «Угадай звук, слово». В слове «сад» (огород, помидоры, огурцы, свёкла, горох, фасоль, кабачок, капуста, яблоки, персик) какой звук первый? Последний? Придумай слова на звуки «о», «к», «п» (ответы детей),

б) «Спрячь слоги в ладошки».

(Дети вместе с воспитателем выхлопывают слоговую структуру слов по теме: «Овощи и фрукты». Примерные слова: сад, о-го-род, фа- соль, го-рох, свё-кла, гру-ши, пер-сик, яб-ло-ки, о-гур-цы, по-ми-до-ры).

4. Лексико-грамматический анализ темы

Воспитатель: сейчас мы с вами будем подбирать существительные, прилагательные, глаголы, синонимы, антонимы по теме «Овощи и фрукты» (используются сюжетные картинки, свежие овощи и фрукты).

Лексика: сад, огород, помидоры, персики, сливы, капуста, вишни, абрикосы.

Воспитатель показывает предметные картинки с изображением овощей, а дети рассказывают о месте произрастания овощей и фруктов, как за ними ухаживают, что из них готовят.

Воспитатель: Каждый овощ собирают по-разному: морковь, редис, репу, свёклу – выдёргивают; огурец, помидор, горох – снимают; капусту, тыкву, кабачки – срезают, а картофель – выкапывают.

Игра: «Угости ведущего соком» (дети выбирают знакомой считалкой ведущего). Звучит музыка Ф. Мендельсона «Лесная песня».

Воспитатель: Посмотрите, какой богатый урожай фруктов и овощей собрали в этом, из них получилось много разного сока (на подносе стоят различные коробочки с соком). Ведущий будет бросать мяч каждому из вас и говорить, из чего наш сок приготовили, а вы будете называть какой он, например, сок из мандарина – мандариновый и так далее.

сок из апельсина – …;

сок из винограда – …;

5. Работа по интеллектуальной карте (составление связного монологического высказывания по интеллектуальной карте).

Овощи и фрукты. Фрукты растут в саду, а овощи – в огороде. Фрукты и овощи по цвету могут быть красными, оранжевыми, жёлтыми, зелёными, фиолетовыми. Фрукты и овощи по форме могут быть круглыми, овальными. Фрукты и овощи по вкусу могут быть сладкими, кислыми, горькими. Фрукты и овощи можно жарить, варить, делать из них соки и есть сырыми.

6. Закрепление знаний по теме (работа по составлению синквейна)

Радует, дарит, кормит

Около нашего дома есть огород.

Дом, осень, урожай, салаты.

Спеет, зреет, краснеет.

На грядке поспели помидоры.

Салат, томатный сок, огород.

Итог: Молодцы! Сегодня вы хорошо отвечали, дружно. Незнайка оставил вам сладкий, вкусный и полезный подарок – сок. Предложить детям с закрытыми глазами выпить сок и угадать, какой сок они выпили.

Конспект НОД в подготовительной группе на развитие связной речи по теме ‘Фрукты’

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «КОЛОБОК»С.ПЕРОВО СИМФЕРОПОЛЬСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКА КРЫМ

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной логопедической группе.
Тема: «Сад. Фрукты».

Конатьева Е.В
Воспитатель МБДОУ
«Детский сад «Колобок» с. Перово»
Симферопольский район

Задачи:
1. Обобщить и систематизировать знания детей об осени, об изменениях, происходящих в природе, активизировать словарь по темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты».
2. Способствовать развитию интегративных качеств личности (Любознательный, активный; эмоционально отзывчивый и др.)
3. Развивать грамматический строй речи: использовать в речи слова – признаки, слова с противоположным значением, учить образовывать прилагательные от существительных, учить согласовывать существительные с числительными.
4. Развивать слуховое внимание, речевой и музыкальный слух, двигательную координацию.
5. Учить отвечать полными и краткими ответами на вопросы.
6. Формировать представления о родной природе, воспитывать любовь к родному краю, природе.
7. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности.
Материалы. Оборудование.
1. Отрывки музыкальных произведений для прослушивания : А. Вивальди «Осень», П. И. Чайковский «Осенняя песня».
5. Предметные картинки, с изображением овощей, фруктов, осеннего пейзажа.
Ход НОД;
Воспитатель: Сегодня нам в детский сад, пришло письмо. Чтобы узнать от кого это письмо отгадайте загадку!
«Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю.
Но не касаюсь сосен и ёлочек…»
Догадались, кто это? Правильно, Осень. (Письмо прислала Осень)
Давайте прочитаем письмо.
«Дорогие ребята!
Больше всех на свете
Я хочу сегодня пригласить вас в осенний лес.
Срочно приходите,
Ждёт вас тысяча чудес!» Осень.
Воспитатель: Ну что, дети, примем приглашение Осени?
Отправимся на осеннюю полянку?
Поскачем, как лошадки, а язычок нам поможет.
«На лошадке по дороге скачем цок-цок-цок (щёлкают языком)
И копытами лошадка цок-цок-цок (щёлкают языком)
В горку медленно поднялись и-и-и (произносят)
С горки с ветерком помчались вниз иссс… (произносят)
И лошадки, вскачь пустились (под музыку движение по залу прямым галопом).
Вовремя остановились!» (произносят тррр-губы).
Речевая игра. Идём по лесной тропинке.
«По лесной тропинке
В сказку мы пойдём
И дорогу к Осени
Быстро мы найдем. (шагают)
Веточки берёзы (качают руками)
Ласково шуршат (трут ладошку об ладошку)
Лес чудес и сказок
Принимай ребят!» (кланяются)
Воспитатель: Вот и оказались мы с вами на лесной полянке. (Упражнение на дыхание).
Цель: активизация словарного запаса по темам: «Овощи», «Фрукты», дифференциация овощей и фруктов.
Дети подходят к своим стульчикам.
Сначала сядут те дети, у кого на картинках – овощи, потом, те ребята, у кого на картинках – фрукты.
Дидактическая игра «Мой, моя, мои»
Цель: активизация словарного запаса по темам: «Овощи», «Фрукты», развитие слухового внимания, совершенствование грамматического строя речи, образование притяжательных местоимений.
Ребята, посмотрите внимательно на свои картинки, поднимите картинки, про которые можно сказать мой (мой апельсин), теперь поднимайте картинки, про которые можно сказать моя (моя свёкла), и, наконец, картинки, про которые мы говорим моимои помидоры)
Отлично! Молодцы!
Дидактическая игра «Отгадай загадку»
Цель: расширение и активизация словарного запаса по темам: «Овощи», «Фрукты», развитие слухового внимания, логического мышления.
Дети, осень приготовила вам загадки. Вы любите их отгадывать?
Колобок висит всё лето Этот вкусный жёлтый плод
Среди зелёных веток. К нам из Африки плывёт,
Ударит гулко оземь, Обезьянам в зоопарке
Когда наступит осень. Пищу круглый год даёт.
(Яблоко) (Банан)
Он из тыквенной родни, С юга этот неженка,
На боку лежит все дни, Вкусненький и свеженький.
Как зеленый чурбачок (Абрикос)
Под названьем … (кабачок)
Выставляются картинки-отгадки
Молодцы! Вы легко отгадали загадки.
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Цель: активизация словарного запаса по темам «Овощи», «Фрукты». Развитие логического мышления, слухового внимания.
Посмотрите и назовите какая картинка не подходит, объясните свой ответ.
Яблоко, банан, абрикос, кабачок
Упражнение «сильный ветер»
Цель: развитие направленной воздушной струи.
(В записи звучит шум ветра)
Представьте, что мы превратились в сильный осенний ветер. Ветер ворвался в сад и раскачивает листья на ветках. Сделайте вдох через нос. Задержите дыхание подуйте на листья, вытянув губы трубочкой. Не поднимайте плечи на вдохе. Не раздувайте щёки на выдохе.

Дидактическая игра «Вопросы на засыпку»
Цель: развитие слухового внимания, логического мышления.
Послушайте и ответьте на вопросы, объясните свой ответ.
Чего в саду больше – яблок или яблонь?
Физминутка. Подвижная игра «Яблоня»
Цель: координации речи с движением; работа над общими речевыми навыками
(вопросительной интонацией); развитие мелкой моторики.
– Яблоня! Яблоня! Дети идут по кругу, держатся за руки.
Где же твои яблоки? В центре стоит один ребенок – «яблоня».
Заморозил их мороз? Дети останавливаются, на каждую
Или ветер их унес? строку загибают по одному пальцу
Или молния спалила? .
Или градом их побило?
Или птицы поклевали?
Куда они пропали? Опускают руки, пожимают плечами.
– Не морозил их мороз, Эти слова произносит ребенок – «яблоня»
И не ветер их унес, Дети загибают по одному пальцу,
Не спалило их огнем, начиная с больших.
Града не было с дождем,
Птицы их не поклевали…
Дети оборвали! Дети разбегаются, «яблоня» пытается их поймать
Закрепление нового материала
Дидактическая игра: «Опиши фрукт или овощ по плану»
Цель: развитие связной речи, расширение словарного запаса.
Сегодня мы заканчиваем рассказ об овощах и фруктах. Давайте попробуем составить рассказы о них. Вам поможет схема. Сначала вы назовёте овощ или фрукт, опишите какой он на вид, на ощупь, на вкус, где он растёт и что из него можно приготовить.
Послушайте, как я скажу, и расскажите также:
Яблоко – это фрукт, оно красного цвета, круглой формы, небольшое по размеру, сладкое, растёт в саду на дереве. Яблоко можно есть сырым, сделать из него сок, компот, варенье, испечь яблочный пирог.
Дидактическая игра «Назови соки» (с мячом на ковре)
Цель: совершенствование грамматического строя речи, образование относительных прилагательных с помощью суффикса -ов.
Дети, давайте вспомним, как называются соки из разных овощей и фруктов. Я бросаю вам мяч и называю фрукт или овощ, а вы говорите, какой сок из него получается, и бросаете мяч мне. Например: из лимона – лимонный.
из апельсина – …, из моркови – …, из яблока – …, из огурца – …, из чеснока – …, из помидора – … .
Молодцы, отлично справились с заданием. Осень приготовила вам подарок – вкусный и полезный сок, вы выпьете его в группе.
Итог НОД:
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Мы с вами хорошо поработали. Все очень старались. Работали активно. Выполнили все задания. А заданий было немало. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались. А я вам буду помогать (отгадывали загадки, играли в мяч). Что вам больше всего понравилось и запомнилось на занятии?

План-конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе «Фрукты»

Елена Останкова
План-конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе «Фрукты»

Период обучения: I

Цель: актуализация и обогащение словаря по лексической теме «Фрукты»

Задачи:

–развитие связной речи

– пополнение и уточнение словаря (горница, сочла)

– развивать монологическую речь

– закрепление употребление предлогов (над, под, между)

-закрепить навык составления рассказа по сюжетной картинке с опорой на предметные картинки

– обогащать словарь образными выражениями языка (покраснел как рак)

– учить детей передавать содержание услышанного произведения близко к тексту- воспитывать чуткость, справедливость, умение признать ошибку.

— развитие мелкой моторики

– развивать слуховое восприятие

-совершенствование словесно – логического мышления

-развитие связной речи

Оборудование:

Картинки с изображением фруктов; предметные картинки с изображением горницы. Сюжетные картинки по рассказу «Косточка», пособие для пальчиковой гимнастики, тарелка с натуральными сливами, фартук.

I Ход занятия:

Давайте вспомним, чем мы занимались на прошлом занятии? Вчера? (готовили салат)

Какой салат? (фруктовый)

Из каких фруктов? (Яблоко,банан, киви, груша)

Где растут фрукты? (в саду, на дереве)

Посмотрите внимательно на картинки.

Назовите фрукты (манго, персик абрикос, слива)

Что общего у этих фруктов? (внутри фруктов есть косточка)

Что мы делаем с косточкой, когда кушаем фрукт?

(Когда их кушаешь, косточку нужно выбрасывать)

III «Что где находится»

Ребята, посмотрите на картинки. Назовите все фрукты, что находятся между лимоном и яблоком.

Скажите полным ответом (между лимоном и яблоком находится слива).

Что находится справа от сливы? (справа от сливы находится лимон)

Что находится слева от сливы? (слева от сливы находится яблоко.).

Что находится над сливой (над сливой находится банан)

Что находится под сливой? (под сливой находится апельсин).

IV Пальчиковая гимнастика

На доску вывешиваются опорные символы.

Палец толстый и большой (Разминаем большой пальчик)

В сад за сливами пошел

Указательный с дороги… (показываем указательный жест)

Указал ему дорогу.

Средний палец – самый меткий, (соединяем средний и большой палец

Он сбивает сливы с ветки. и как бы сбиваем)

Безымянный собирает (разминаем пальчик)

А мизинчик господинчик,

В землю косточки бросает разминаем пальчик и как бы бросаем

Провести 2-3 раза.

V Послушайте историю которая произошла с мальчиком Ваней

1)Чтение рассказа Косточка

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел».

Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь».

Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко».

И все засмеялись, а Ваня заплакал.

Автор этого рассказа Лев Николаевич Толстой, называется он «Косточка».

Автор рассказ не придумал. Это случилось на самом деле = это быль.

: А что такое горница? Это светлая, красивая комната.

: Как вы понимаете слово «сочла»?

3)Беседа по содержанию

Что купила мама?

Дети: Мама купила сливы.

:Как вел себя Ваня?

Дети: Ваня ходил вокруг слив и все их нюхал.

Почему они интересовали Ваню?

Дети: Они ему очень понравились, он никогда не ел слив.

Как повел себя Ваня, когда остался один в комнате?

Дети: Ваня не удержался, схватил одну сливу и съел.

Кто заметил, что одной сливы не стало?

Дети: Мама сочла сливы и заметила, что одной не хватает.

Признался ли Ваня в своем поступке?

Дети: Дети ответили, что сливы они не ели и Ваня сказал тоже, что он не ел слив.

В рассказе есть такое выражение» покраснел как рак», что оно означает?

Дети: Ваня стал красного цвета, как вареный рак.

А от чего Ваня покраснел?

Дети: Ваня покраснел от стыда

Почему беспокоился папа?

Дети: Он сказал, что если съел кто-нибудь из детей сливу – это не хорошо; но беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто проглотит косточку, то через день умрет.

Почему после слов папы Ваня побледнел? Что он почувствовал?

Дети; Ваня побледнел от испуга, от страха.

Что ответил Ваня отцу?

Дети: Ваня сказал, что косточку он выбросил в окошко.

Почему Ваня заплакал когда все засмеялись?

Дети: Ваня заплакал потому, что ему стало стыдно за свой поступок.

А как бы вы поступили на месте Вани?

Дети: Я бы подождал, когда мама сама даст слив. Если бы я съел сливу без спроса, то признался бы в этом сам.

Есть такая пословица «Тайное всегда становится явным». Как вы ее понимаете?

Дети: Нужно сразу признаться в том, что совершил плохой поступок, потому что все равно узнают об этом.

4) Рассмотрите картинки и выложите в правильном порядке. (Что было сначала, что произошло потом, а что было в конце)

5)Перескажите рассказ с опорой на картинки.

VI Послушайте рассказ еще раз.

Инсценирование рассказа детьми.

Распределение детей по ролям.

Заключительная часть

VII Итог :

Что вам запомнилось больше всего на занятии? Как называется рассказ, который вы пересказывали? Кто его автор? Не забудьте дома рассказать историю о мальчике Ване родителям, сестренкам и братишкам.

Домашним заданием будет:

1) Пересказывать рассказ «Косточка».

«Мир сказок». Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе ” Мир сказок”. Данный конспект.

Конспект по непосредственно образовательной деятельности «Развитие речи» Конспект занятия по развитию речи вторая младшая группа на тему “Посуда” Цель: Развитие интереса к окружающим предметам. Образовательные:.

План-конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «социально- коммуникативное развитие», «Физическое.

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе «Зимний лес» План — конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе. Тема: «Зимний лес» Интеграция.

План-конспект непосредственно образовательной деятельности в младшей группе «Веселые соседи» СП «Детский сад №31» ГБОУ СОШ №14 г. о. Сызрань План-конспект непосредственно образовательной деятельности в младшей группе «Веселые.

«Умные пешеходы». План-конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе ГБОУ СОШ пос. Просвет структурное подразделение «Детский сад «Росинка» Утверждаю старший воспитатель ___ Федоренко Л. Н. План.

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Карта сокровищ» План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках.

План-конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Воздух вокруг нас» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе «Треугольник» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие. Образовательная область «познавательное.

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности «Я знаю транспорт» в подготовительной группе План – конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках тематической недели по образовательной области «Речевое.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: