Конспект НОД с использованием логопедической ритмики для детей 5-7 лет с ТНР

Конспект НОД по логоритмике для детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Елена Локтева
Конспект НОД по логоритмике для детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 21 «Золотой ключик» комбинированного вида»

Конспект НОД по логоритмике для детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Шарыпово, Красноярский край, 2019

Цель – нормализация основных просодических компонентов речи у дошкольников через использование логоритмических упражнений.

• звуковысотного, тембрового, мелодического слуха;

• речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, темпа и ритма

• правильного речевого дыхания и певческого диапазона голоса;

• пространственной организации движений;

• общей моторики, мимики.

• Развивать умение пользоваться интонацией, паузой, ударением.

• мешочки с песком

Ход НОД

1. Вход детей, музыкальное приветствие.

2. Музыкально-ритмическое движение под музыку –

«Шаг с притопом и хлопком»

3. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса –

«Заводные зайчики, играющие на барабанах»

– Дети-зайцы стоят, наклонившись вперёд и свободно опустив руки вниз.

С началом музыки дети выпрямляются и играют на «барабанах».

С окончанием музыки («кончился завод») дети-зайцы возвращаются в исходное положение, расслабляются.

4.Артикуляционная гимнастика с движениями рук и музыкальным сопровождением:

1) «Окошечко» Открываем рот и одновременно растопыриваем

пальцы рук. Закрываем рот – опускаем пальцы

2) «Лопатка» – Прижимаем губами язычок, одновременно одна

ладонь над другой постукивает

3) «Блинчик» – Язык опускаем вниз одновременно ладони внутренней

стороной вверх тоже опускаем

Закрываем рот (ам) и ладони на себя (съели блинчик)

4) «Иголочка» – Языком тычем в щечки, одновременно прикасаясь у

указательными пальцами с внешней стороны щек

5) «Сытый и голодный хомячок» – надуваем щеки, показываем

кистями рук «круглый шарик»

Втягиваем в себя щеки-складываем руки под подбородком

6) «Лошадка» – щелкаем язычком, одновременно резко раскрывая

кулачки пальцами вверх

7)Эмоции:«Нахмурились – удивились» – показываем эмоции

8) «Заяц – Волк» – Выдвигаем верхнюю челюсть вперед (заяц,

«шевелим ушами»

Выдвигаем нижнюю челюсть (волк) руками показываем лапы

9) «Пальчики здороваются» – соединяем по очереди все пальцы с

большим пальцем колечками

10)«Кулачок – ладошка» – ладонь правой руки упирается в кулачок

левой и наоборот

11) «Нос – ухо» – правой рукой беремся за нос, левой – за правое ухо и

12) «Кулак – ребро-ладонь» – опускаем на колено руку кулачком, ребром,

13) «Играем на пианино» – прижимаем ладони к ножкам и «играем» безымянными,

средними, большими пальчиками, мизинцами, указательными, потом всеми вместе

5. Пальчиковая игра «Теремок».

На поляне теремок, (Ладони сложить «домиком»)

Дверь закрыта на замок, (Сомкнуть пальцы в замок).

Из трубы идет дымок, (Поочередно соединяем пальцы с большим)

Вокруг терема забор, (Руки перед собой, пальцы растопырить).

Чтобы не забрался вор, (Щелчки каждым из пальцев поочередно)

Тук-тук-тук, тук-тук-тук! (Кулаком постучать по ладони)

Открывайте! (Широко развести руки в стороны).

Я ваш друг! (Ладони сомкнуть одна поперек другой)

6. Дыхательное упражнение «Воздушный шарик»

Дружно шарик надуваем

В небо шарик отправляем

Лопнул шарик! Ой-ёй-ёй!

Надо нам надуть другой!

7. Распевка «Ба-ба-ба, па-па-па» (Би-би-би, пи-пи-пи) с хлопками Г. Анисимова

7. Пальчиковая песня- игра «Цветочек» Ек. Железнова

Цветочек на клумбе растёт и цветёт,. (Кисть левой руки (головка цветка) медленно поворачивается вправо-влево

На солнышке греясь, гостей к себе ждёт поднять правую руку с растопыренными пальчиками (солнышко светит)

К нему прибежал покачаться жучок, Пальцы кисти бегут по правой руке, «жучок» заползает в «чашечку (ладонь).)

Качает, качает его ветерок. (Левая рука – «цветочек» раскачивается, а пальцы левой кисти– «жучок» сидит в «чашечке».)

Попить сладкий сок прилетел мотылёк, (Шагаем пальчиками правой кисти по левой руке вверх, кладем их в «чашечку».)

Качает, качает его ветерок.

За мёдом к цветку прилетела пчела, (Перебираем пальчиками правой кисти,, снова опускаем их в «чашечку».)

Чуть-чуть покачалась и мёд собрала. («Цветок» покачивается. Правая рука гладит ладошку левой руки – «цветка».)

Но вот улетели пчела, мотылёк, (Спускаемся пальчиками по руке)

Жучок убежал, и остался цветок.

На солнышке греясь, он будет стоять, (Медленно поворачиваем кисть правой руки вправо-влево.)

А солнце зайдёт – наш цветок будет спать.

(Медленно складываем пальцы левой кисти в щепоть: «цветочек» закрылся.

9. Песня «Лошадки»Слова Н. Кучинской Музыка Ф. Лещинской

(Отстукивание ритма деревянными палочками)

1. Скачут, скачут две лошадки, но, но, но!

Мчатся, мчатся без оглядки, но, но, но!

Скачут, скачут в город новый, цок, цок, цок!

Звонко цокают подковы, цок, цок, цок!

2. Вы лошадки, нас возьмите, да, да, да!

Быстро, быстро нас домчите, да, да, да!

Эй, лошадки на пригорок, гоп, гоп, гоп!

Вот он город, новый город, стоп, стоп, стоп!

10. Речевая игра со звучащими жестами «Обезьянки»

Чи-чи-чи! Чи-чи-чи! Хлопки

Обезьяна на печи. Шлепки по коленям

Чи-чи-чи! Чи-чи-чи! Хлопки

Грызет с маком калачи. Щелчки пальцами

Чу-чу-чу! Чу-чу-чу! Хлопки

Поиграть я с ней хочу. Притопы

Чу-чу-чу! Чу-чу-чу! Хлопки

Я смеюсь и хохочу! Дети весело смеются.

11. Упражнение на развитие ритмического слуха «ДЯТЕЛ»(с кубиками)

Дятел сел на толстый сук : тук, тук, тук (на доске III).-3

Всем друзьям своим на юг: тук, тук, тук (III).-3

Телеграммы срочно шлет: ту-ки, ту-ки, тук(IIIII).-5

Что весна уже идет: ту-ки, ту-ки, тук (IIIII).-5

Что растаял снег вокруг: ту-ки тук, ту-ки тук(IIIIII).-6

Что подснежники цветут: ту-ки тук, ту-ки тук(IIIIII).-6

Дятел зиму зимовал : тук, тук, тук (III).-3

В дальних странах не бывал : тук, тук, тук( III).-3

И понятно, почему скучно дятлу одному!

12. Игровой массаж «МОСТИК»

(1) Над речкой – узкий мостик, другого нет пути,

Решили наши звери по мостику пройти.

(2) Сначала кошка ловко по мостику прошла,

Читайте также:
Підготовка артикуляційного апарату до постановки звуку (С)

(3) За ней змея тихонько на пузе проползла.

За ней змея тихонько на пузе проползла.

(4) Петух, как на параде, за ней маршировал…

(5) Потом рогатый козлик два раза проскакал, два раза проскакал.

(6) Последней, крякнув, утка вразвалочку прошла,

(7) Потом пришла старушка, домой всех увела, домой всех увела.

1 – погладить спинку снизу вверх

2 – переступать указательными и средними пальцами обеих рук по

спинке снизу вверх

3 – волнистое движение ладони поставленной на ребро по спинке снизу

4 – переступать под музыку, опираясь на кончики пальцев

5 – простучать кулачками на каждый слог по спинке снизу вверх,

обратно и опять вверх

6 – «идти» ладошками обеих рук

7 – «идти» указательным и средним пальцем, в конце песни –

13. Игра на развитие ритма с мешочками с песком

Дети сидят в кругу на коврике. В левой руке – мешочек с песком.

1. Дети под музыку ритмично покачивают рукой с мешочком,

2.На слова: «у меня» закрывают свой мешочек кистью правой руки,

3.На слова:«у соседа» закрывают мешочек ребенка с правой стороны

4. На слова «Взял» берут правой рукой свой мешочек с песком

5. На слова «Отдал» передают мешочек ребенку справа и т. д.

Игра повторяется с движением мешочка в левую сторону.

Вместо мешочка с песком можно использовать кубики, шарики и др. предметы

13. Игра-танец «ЛИМПОПО»

1. Вот так висят на ветке обезьянки в Лимпопо – 2. р.

покачиваем ручками с растопыренными пальчиками

Припев: Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо кружатся вправо

Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо кружатся влево

1. Вот так едят бананы обезьянки в Лимпопо – 2. р.

2. Вот так пол подметают обезьянки в Лимпопо – 2. р.

3. Вот так штаны стирают обезьянки в Лимпопо – 2. р.

4. Вот так ботинки чистят обезьянки в Лимпопо – 2. р.

5. Вот так танцуют вместе обезьянки в Лимпопо – 2. р.

Выполняют движения по тексту

14. Музыкальное прощание, выход детей

Конспект для детей старшего дошкольного возраста «Волшебница вода» “ВОЛШЕБНИЦА ВОДА” Цель: развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами воды. Образовательные задачи:.

Конспект НОД «Лимон-волшебник» для детей старшего дошкольного возраста Образовательная область: познавательное развитие, физическое развитие. Задачи: Обучающие: – знакомить детей с полезными свойствами лимона;.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Посылка для Машеньки» Ирина Андрюшина Конспект занятия по валеологии для детей старшего дошкольного возраста “Посылка для Машеньки” Программное содержание: Цель:.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие к фее Музыки» Дети под музыку входят в зал. М. Р. 1. Слайд – «Анимация Солнышко» Доброе утро! Я очень рада видеть вас сегодня, в хорошем настроении, бодрыми.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Стёпка-Растрёпка в гостях у детей» Конспект непосредственной образовательной деятельности (НОД) для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема:.

Конспект НОД «Идем в Эрмитаж» для детей старшего дошкольного возраста Ирина Пичугина Конспект НОД на тему «Идем в Эрмитаж» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Становление гражданина России через.

Конспект НОД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «А мы это знаем!» Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста Тема: А мы это знаем!» Задачи:.

Конспект по аппликации для детей старшего дошкольного возраста «Заснеженный дом» Конспект по аппликации для детей старшего дошкольного возраста Тема: “Заснеженный дом” Цель: Научить детей создавать выразительный образ.

Конспект занятия по логоритмике «Осенний лес» для детей старшего дошкольного возраста Конспект занятия по логоритмике «В осеннем лесу» в старшем дошкольном возрасте. Занятие проводится в музыкальном зале. Цель: Преодоление.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Конь» Тема: Конь. Цель: знакомство с шахматной фигурой конь, место коня в начальном положение, ход коня, взятие. Оборудование: интерактивная.

Конспект НОД с использованием логопедической ритмики для детей 5-7 лет с ТНР «Прогулка в осенний лес»

Представляем вашему вниманию конспект непосредственно-образовательной деятельности с использованием логопедической ритмики в группе компенсирующей направленности для детей 5-7 лет с ТНР.

«Прогулка в осенний лес»

Цель: коррекция речевых нарушений путём развития двигательной сферы в сочетании с музыкой и словом.

Образовательные задачи:

  • активизировать словарный запас по теме «Осень»;
  • развивать подражательность, координацию и переключаемость движений;
  • работать над развитием способности согласовывать движения с музыкой.

Коррекционные задачи:

  • работать над развитием мимических движений, артикуляционной моторики, мелкой и общей моторики;
  • продолжать работу по развитию чувства темпа и ритма;
  • развивать ориентировку в пространстве, память, слуховое внимание, способность к расслаблению (релаксации);
  • формировать правильное диафрагмальное дыхание и естественное звучание голоса.

Развивающие задачи:

  • развивать зрительное внимание и прослеживающую функцию глаза, фиксацию взгляда;
  • развивать мышление, память, слуховое внимание.

Оборудование: музыкальные инструменты (деревянные палочки, «шумелки», колокольчик, треугольник, пакет, бубен, барабан, дудочка, металлофон, стакан с водой и трубочка), разрезные картинки «Грибы», осенние листья (берёзовый, кленовый, дубовый), муляжи грибов, обруч.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Развитие логического мышления.

Логопед предлагает детям отгадать загадку:

Вот художник так художник,
Все леса позолотил,
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим:
Кто художник этот.
(Осень)

– Какие изменения происходят осенью в природе? А рассказать об этом нам помогут музыкальные инструменты.

2. Речевая игра с использованием музыкальных инструментов

Наступила осень (звенит бубен).
Под ногами зашуршали первые опавшие листья (шуршащий звук).
Подул осенний ветер (дудка).
Пригнал тёмные тучи (барабан).
Закапал дождик (металлофон).
А потом всё чаще и чаще (металлофон).
Побежали ручьи по дорогам («буль-бульки»).
Холодно и сыро стало вокруг.
Но вот дождь закончился,
И из-за тучи выглянуло солнышко (треугольники).
Осветило солнышко осеннюю полянку (треугольники),
И увидели мы красивые разноцветные деревья (шуршащий звук).
Ветер подул на них (дудка),
И деревья зашумели своей листвой (шумелки).
Где то далеко застучал дятел (палочки).
Белка готовила запасы на зиму и прыгала по веткам (колокольчик).
Зайка спешил поменять свою шубку (барабан).
Птицы запели в последний раз перед тем, как улететь на юг (свистулька).
Днём все собрались на полянке:
И солнышко, и деревья, и листья, и ветер –
И стали радоваться последним желтым денькам (звучат все инструменты).
Но вот наступил вечер и всё вокруг умолкло (умолкают).
Стало тихо-тихо.

Читайте также:
Система работы учителя-логопеда, направленная на коррекцию недостатков в развитии обучающихся с нарушениями в развитии

3. Упражнение для совершенствования различных видов ходьбы, бега, развития чувства ритма.

– Давайте поедем на прогулку в осенний лес.

Музыкально-ритмическая композиция «Весёлые путешественники» м. В.Шаинского, сл.С.Михалкова (Буренина А.И. Программа по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика» — СПб., 1997)

– Мы с вами в осеннем лесу. Под ногами шуршат листочки. (Под любую спокойную музыку дети выполняют скользящий шаг и произносят звук [Ш]).

4. Упражнение на развитие чувства ритма, на координацию речи с движением.

– Давайте поздороваемся с лесом.

Здравствуй, лес, осенний лес! (поднимают руки вверх через стороны)
Мы хотим твоих чудес. (опускают руки вниз, шевеля пальчиками)
Будем слушать леса звуки?
Да, да, да. (3 хлопка)
Помогать нам будут руки?
И-ног-да. (3 хлопка)
Помогать нам будут ножки?
Топ – топ-топ. (3 притопа)
Что ходили по дорожке:
Шлёп, шлёп, шлёп! (3 хлопка по коленкам)
Филин с дерева кричит:
Ух! Ух! Ух! (на выдохе произносят «ух!»)
Шишки с ёлочки упали
Бух, бух, бух. (3 прыжка)
Хрустнет ветка под ногами:
Щёлк, щёлк, щёлк. (3 щелчка пальцами)
В своё логово идёт…
Волк, волк, волк. (изображают пасть волка)
Птичка с дерева вспорхнула:
Чик-чирик! Чик-чирик! (изображают крылышки)
Ёжик в листиках шуршит:
Шик, шик, шик (сжимают и разжимают пальцы).

Звучит запись шума ветра. (Аудиокассета «Звуки природы»).

5. Упражнение на развитие зрительного внимания и прослеживающей функции взгляда.

Листья кружатся, шуршат,
Дует ветер хлёсткий,
И от холода дрожат
Тонкие берёзки.

Зрительная гимнастика с музыкальным сопровождением «Листочки» м. М.Гоголевой. (Журнал «Музыкальный руководитель» — № 8 – 2010)

Листья осенние тихо кружатся, (Качают руками над головой)
Листья под ноги нам тихо ложатся. (Приседают)
И под ногами шуршат, шелестят, (Водят руками по ковру вправо, влево)
Будто опять закружиться хотят.
И под ногами шуршат, шелестят, (Встают, водят руками вверх, вниз, глазами следят за движением)
Будто опять закружиться хотят. (Кружатся)

6. Упражнение на развитие слухового внимания, познавательной деятельности.

– Посмотрите, какие осенние листья лежат перед вами. С каких деревьев эти листья?

– С клёна — кленовые, с берёзы — берёзовые, с дуба – дубовые. Давайте поиграем с листочками.

«Игра с листочками» м. и сл. С.Насауленко (журнал «Колокольчик» — №23 – 2001 – с.17) (собирают листья в букеты)

7. Упражнение для развития мелкой мускулатуры пальцев рук.

Меж еловых мягких лап (поглаживание подушечками пальцев колени)
Дождик кап, кап, кап. (стучат пальцами по коленям)
Где сучок давно засох, (поднимают руки вверх)
Серый мох, мох, мох. (сжимают и разжимают пальцы)
Где листок к листку прилип,
Вырос гриб, гриб, гриб.
Кто нашёл его, друзья? (указательным пальцем правой руки поочерёдно касаются пальцев левой)
Это я, я, я. (сжимают все пальцы, кроме мизинца и показывают его)

8. Упражнения на развитие внимания, мышления, мимики, познавательной деятельности, координации движений.

– Ребята, а вы любите собирать грибы?

Дидактическая игра «Разрезные картинки – грибы»

Цель игры: упражнение в составлении целой картинки из отдельных фрагментов; классификация растений по признаку – грибы съедобные и несъедобные.

Для каждого ребёнка в конвертах лежат разрезные картинки с изображением грибов. Дети из частей собирают целые картинки и определяют, какие грибы – съедобные или несъедобные. Отвечать нужно восклицаниями: «Ах!» — если гриб съедобный, «Ох!» — если гриб несъедобный.

Подвижная игра «Кто скорей возьмёт грибок» м. М.Гоголевой, сл. В.Рыжовой.

Цель игры: совершенствовать технику ходьбы, развивать ловкость, внимание, согласовывать слова с движениями.

На полу лежат обручи. Внутри каждого обруча – 4 гриба. Вокруг каждого обруча стоят по 5 детей. Дети идут по кругу и произносят слова:

Мы идём, идём, идём, (Идут по кругу.)
Мы грибы сейчас найдём
Под листочком, под травинкой,
На пенёчке, под осинкой.
Вот и гриб, не зевай (Выпрямляют руки вперёд.)
И быстрей его хватай! (Хлопают в ладоши.)

По окончании слов дети должны быстро взять гриб из круга.

9. Упражнение на развитие чувства ритма.

– Что-то солнышко спряталось. Посмотрите, летит орлица по синему небу. Крылья распластала, солнышко застлала. Как вы думаете, что это? (Туча).

Распевка «Тучка» м. и сл. М.Картушиной (Картушина М.Ю. Мы играем, рисуем и поём. Интегрированные занятия для детей 5-7 лет – М.: «Скрипторий 2003», 2009)

Кап-кап-кап, тучка,
Кап-кап-кап, плакучка,
День и ночь плачет,
Дождь по лужам скачет.
(прохлопывают ритмический рисунок)

10. Упражнение на координацию речи с движением и музыкальным сопровождением.

Танец «Виноватая тучка» м. Д.Тухманова, сл. Ю.Энтина.

11. Заключительная часть. Пение.

– Но вот опять выглянуло солнышко и стало светло. Закончилась наша прогулка по осеннему лесу. Пора возвращаться домой.

Прощаемся, Осень, с тобой,
Совсем уже рядом зима.
Спасибо тебе за подарки,
За всё, что ты, Осень, дала.
Песня «Красавица Осень» м. и сл. М.Сидоровой (журнал «Колокольчик» — № 34 – 2005 – с.5).

12. Итог занятия.

– Вот и вернулись мы в детский сад. Понравилась вам наша прогулка? Что запомнилось?

Авторы:
1. Кузьмичёва Татьяна Николаевна,
учитель-логопед 1кв. категории,
МДОУ детский сад №9 комбинированного вида,
посёлок Кильдинстрой Кольского района Мурманской области.
2. Вавкина Наталья Анатольевна,
музыкальный руководитель 1 кв. категории,
МДОУ детский сад №9 комбинированного вида,
посёлок Кильдинстрой Кольского района Мурманской области.

Читайте также:
Домашние животные - конспект логопедического подгруппового занятия

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи с применением элементов логоритмики, биоэнергопластики и ортопедических ковриков в подготовительной группе. Игра-путешествие «Спасатели». Автоматизация звука [Л] в словах и предложениях

Разделы: Логопедия

Класс: д/с

Цель: автоматизация звука Л в словах и предложениях.

Задачи:

  • закреплять умение определять положение органов артикуляции в ротовой полости;
  • правильно и быстро формировать артикуляционный уклад для звука Л ;
  • учить согласовывать имя числительное с именем существительным;
  • закреплять умение образовывать единственное и множественное число существительных, совершенствовать грамматический строй речи.
  • укреплять мышцы дыхательной системы, верхних дыхательных путей и носоглотки;
  • развивать артикуляционную моторику;
  • развивать мимическую мускулатуру:
  • работать над развитием речевого дыхания, голоса;
  • развивать зрительное восприятие, мышление, внимание;
  • развивать общую и мелкую моторику.
  • массаж рефлексогенных зон стоп, с целью улучшения кровоснабжения, общего расслабления и нормализации самочувствия.
  • воспитывать интерес и внимание к собственной речи;
  • воспитывать общительность, внимания к чужой речи.
  • воспитывать доброту,любовь к живому, желание оказать помощь пострадавшим.

Оборудование: мягкая игрушка «Дракон», пластмассовые игрушки «Лев» и «Бегемот» с выдвигающимися пастями, лошадки «Filly» (13шт.), мяч массажный, картинки для автоматизации звука Л, камушки Марблс, кубики, кочки (картонные), ортопедические коврики (набор №10).

Форма проведения: игра-путешествие.

Ход работы

Организационный момент

Л: Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас сегодня видеть такими веселыми, красивыми и жизнерадостными. Чтобы нам сохранить такой замечательный настрой, давайте немного разомнемся по музыку.

Дыхательная гимнастика по Томилиной С.М. под музыку.

Трек 1. «Детский сад»

Дети повторяют движения за логопедом под музыку, чувствуя ритм.

  • Поворот головы вправо: 2 коротких вдоха носом с одновременным двукратным ударом ладонью – 2 резких выдоха на ладошку вправо;
  • Поворот головы влево: 2 коротких вдоха носом с одновременным двукратным ударом ладонью – 2 резких выдоха на ладошку влево; (весь комплекс 4 раза)
  • Проигрыш. (Движение двумя руками вправо-влево «Дворники на лобовом стекле»)
  • 2 коротких вдоха с одновременным ударом ладонью, 2 резких выдоха с приседанием «пружинкой» (4 раза)
  • Упражнение с задержкой дыхания.
  • 2 коротких вдоха с одновременным ударом ладонью по носу;
  • 2 хлопка руками (задержка дыхания);
  • 4 выдоха в пол с «пружинкой» коленями и разгибая пальцы рук.

Л: Какие вы молодцы, ребята! Скажите, а вы хотите правильно и красиво произносить все звуки речи?

Д: Да.

Л: Чтобы произносить звуки правильно и красиво, давайте,разомнем наши язычки, губки, щечки и выполним все это под музыку. Будьте внимательны, наши руки будут повторять движения нашего язычка. Смотрите и повторяйте за мной. У нас все получится.

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой под музыку

Трек «Гномы».

  • «Толстый и худой хомячок». Надуть 2 щеки, кисти рук изображают надутый шар, сдуть щеки, помогая указательными пальцами им «лопнуть».
  • «Бегемотики». Широко раскрывать рот под ритм музыки, кисти рук изображают пасть бегемота, раскрывая и закрывая ее.
  • «Улыбочка». Улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении, кисти рук расходятся в стороны и сходятся вместе с губами.
  • «Качели». Улыбнуться, открыть рот, поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна. Кисти рук выполняют движения вверх, следуя за языком и вниз.
  • «Маляр». Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться. Кисти рук выполняют плавные движения к себе, дублируя движения языка.
  • «Чистим верхние зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком и кистями рук вправо-влево.
  • «Иголочка». Рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Кисти рук соединены вместе и двигаются вперед – назад.
  • «Вкусное варенье». Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать. Ладошки повторяют движение языка.
  • «Лошадка». Пощелкать язычком, присосать его к небу и отпустить. Кисти рук выполняют хлопки в вертикальном положении.

Сообщение темы занятия

Л: Ребята, скажите мне, пожалуйста, с каким звуком мы работали на прошлом занятии?

Д: Со звуком Л.

Л: Правильно. Сегодня мы продолжаем работать со звуком Л, но будем учиться произносить его не только в словах, но и в предложениях.

Уточнение артикуляции звука. Изолированное произношение и последующая характеристика.

Л: Давайте вспомним, какую характеристику мы давали этому звуку?

Д: Звук Л согласный, твердый, звонкий.

Л: Когда мы произносим звук Л, губы растянуты в улыбке, зубы разомкнуты, а кончик языка поднят за верхние зубы. Воздушная струя идет по бокам языка, голос звенит (рука на горле). Повторите: Л-л-л-л-л.

Д: Л-л-л-л-л.

Л: Ребята, пока мы с вами так хорошо и громко «гудели», произнося звук Л, где – то далеко в горах, разбудили спящего дракона, который очень сильно разозлился, и решил дать выход своим эмоциям. Спустившись с горы, он увидел, как мирно на лугу паслись лошади. Дракон налетел на них и, схватив большую часть лошадей, унес их в свою пещеру, где собирается сегодня ими плотно поужинать. Что же делать? Как нам быть? Вам жалко лошадок? Хотите их спасти?

Д: Даааа.

Л: Тогда отправляемся на тропу испытаний. Время до ужина у нас еще есть. Предупреждаю, путь будет нелегким, но если мы справимся, то спасем лошадок. Вперед! Навстречу трудностям и испытаниям.

Д: Ураа.

Л: Итак, чтобы добраться до пещеры дракона, нам необходимо преодолеть 5 испытаний (5 кубиков). По дороге домой, дракон преградил нам путь огромными булыжниками, на пути их ровно 5, но они боятся силы знаний, которыми вы обладаете. Как только вы выполните задание правильно, камни сами обрушатся вниз и мы сможем пройти дальше. (Логопед убирает каждый кубик по мере прохождения испытания) Готовы? Тогда в путь.

Испытание № 1. (Автоматизация звука Л в начале словах. «Кочки»)

На полу лежат ортопедические коврики, разложены по кругу.

Читайте также:
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе с ОНР

Л: Перед вами опасное болото, но есть кочки, по которым вы сможете продвинуться вперед. Чтобы не утонуть в болоте, вы должны придумать слово со звуком Л и перепрыгнуть с кочки на кочку. Дети придумывают слова по очереди и передвигаются по кочкам (ортоковрикам).

Л: Молодцы, вы справились с первым испытанием!! А теперь, вспомните, какие слова вы называли, когда передвигались по кочкам?

Д: Лак, лапа, лужа, лодка, лопух, ландыш, лампа, ласты, лыжи, лук, лавка, лакомство.

Испытание № 2. Автоматизация звука Л на конце слова. Образование единственного числа существительных от множественного числа

Игра с массажным мячом «Много – один».

Л: Сейчас мы поиграем с колючим мячиком в игру «Много – один». Я буду кидать вам по очереди мяч и называть слово во множественном числе, а вы должны сказать в единственном числе. Например, уколы – укол. Если все сделаем правильно, то преодолеем второе испытание. Готовы?

Л: Мелки – мел, стулья – стул (ответ ребенка)

Музыкальное занятие с элементами логоритмики для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи

Музыкальные занятия занимают важное место в системе коррекционно-педагогической работы групп компенсирующего вида для детей старшего дошкольного возраста.

Их особенностью является то, что в процессе организации и проведения занятий решаются задачи как музыкально-эстетического развития, так и коррекционно-развивающие.

На музыкальных занятиях для детей с ТНР активно используются элементы логоритмики: упражнения для развития дикции, голоса, упражнения на координацию моторики, игры с предметами и речевым сопровождением, упражнения с элементами мелодекламации, игры – драматизации. Регулярно проводятся музыкально-логоритмические занятия с акцентом на автоматизацию произношения различных звуков, используя при этом интересную игровую форму проведения.

В результате у детей у детей поддерживается интерес к занятию, появляется желание повторять правильно, активизируется мышление, автоматизируется звукопроизношение.
В каждое музыкальное занятие, по рекомендации логопеда, всегда включаются распевки, логоритмические упражнения с разными звуками. Музыкально-логоритмические занятия проводятся 1 раз в месяц в форме развлечения. Ниже приведен конспект занятия, основной задачей которого является автоматизация и дифференциация звуков “Ш”, “Ф”. Подобные занятия разработаны и для других звуков.

“Шуршик” и друзья в гостях у детей

(логоритмическое занятие для детей 6-7 лет с ТНР)

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Совершенствовать основные параметры движений артикулярной моторики.
  • Автоматизировать произношения звуков “Ш” и “Ф”.
  • Развивать музыкальные способности детей в процессе слушания музыки, пения, игры на музыкальных инструментах.
  • Развивать чувство ритма.
  • Развивать воображение.

Оснащение и оборудование: магнитофон, корзинка, Шуршик – игрушка, ежик – игрушка, султанчики, палочки Орффа, музыкальные шумовые инструменты.

Ход занятия

Дети заходят, становятся полукругом.
“День добрый” – приветствие, распевкаэ
М.Р.: Ой, ребята, тише, тише
Что-то странное я слышу.
Гость какой-то к нам спешит,
И как будто бы шуршит
Кто б ты ни был – заходи,
И ребят повесели.

Шуршик: (голос на магнитофоне)
Меня к вам Весна послала,
Просила доставить она
Загадки, песни, шуршалки
И вот корзинку дала.

М.Р.: Корзинку весеннюю видим,
А кто же ты сам такой?
Поверь, мы тебя не обидим
Как звать тебя, гость дорогой?
Достать Шуршика из корзинки.
Шуршик: Шш-шур-ш-ш-шик

Шуршик

М.Р.: Какое странное имя. Впервые слышу я, а вы, ребята? (ответ детей)

Шуршик: На самой крепкой ветке дуба
Я в тесном желуде сидел,
Но вместе с листьями осенними
Я оторваться не успел.
Всю зиму я висел на ветке
И шерстью желтой обрастал,

И с ветерком весенним, легким
Я все шуршал, шуршал, шуршал.
А старый дуб меня баюкал
И снегом ночью укрывал,
А так как я во сне шушукал
Он Шуршиком меня назвал.

М.Р.: Вот теперь понятно, почему у тебя такое странное имя. А раз тебя зовут Шуршик, наверное, ты любишь шуршащие слова, песенки, танцы. Давайте, ребята, придумаем шуршащие слова.

Песня “Слово на ладошке”
(Стихи Н. Пикулевой, муз. Е. Попляновой)

“Шу-ша-ши” – логоритмическая игра
Дети идут по кругу, отбивая ритм ногами
“Ша-ша-ша идем мы, не спеша,

Шо-шо-шо и всем нам хорошо,
Ши-ши-ши вокруг нас камыши,
Щу-щу-щу я Шуршика ищу.”
М.Р.: А что же нам прислала Весна в этой большой корзине? Я, кажется, нашла какие-то палочки. Что нам с ними делать?

Игры с палочками: “Ножки”
М.Р.: Ножки, ножки, вы шагали?
Дети: Мы шагали, мы шагали.
М.Р.: Ножки, ножки, вы бежали?

Дети: Мы бежали, мы бежали
М.Р.: Ножки, ножки, вы скакали?
Дети: Мы скакали, мы скакали.
М.Р: Ножки, ножки, вы плясали
Дети: Мы плясали, мы плясали.

М.Р.: Ножки, ножки, вы шуршали?
Дети: Мы шуршали, мы шуршали.
М.Р: Ножки, ножки, вы клевали

Дети: Мы клевали, мы клевали.
М.Р.: Ножки, ножки, вы устали?
Дети: Мы устали, мы устали.
Мы немножко отдохнем и опять играть начнем.

Игры на палочках “Молоток и гвоздь”, “Лягушка”
М.Р.: Молодцы, давайте назад в корзинку сложим.
– Ой, кто-то там еще живой: круглый, серый, весь в колючках
И, наверно, очень злой.

А, он не злится, а боится,
Защищается, как может!
Кто же это, дети? – ежик!
А, это ежик Фу-Фу. Как смешно он фыркает. Давайте его подразним.

Мимическое упражнение
(губы вытянуть – “фу-фу”, растянуть: “фи-фи”)
М.Р.: давайте вспомним стихотворение про ежика:
“Пальчиковая гимнастика “ежик”

еж пыхтит и морщится: “Что я вам, уборщица?”

Лес повсюду подмету, соблюдайте чистоту!
Ходит ежик, ходит ежик
По лесу, по лесу.
Меж дорожек, меж дорожек
Колется, колется.

Уж я ежику-ежу
В поле тропку покажу,
Где пошили мышки
Для себя пальтишки.
М.Р.: Но почему же он такой невеселый?
Может песенку ежику споем?

Песня ” Добрый ежик”
(муз. и сл. В. Скай)
М.Р.: Вижу, ежику понравилась ваша песенка, и он что-то хочет сказать вам на ушко. Он предлагает поиграть в его игру.

Читайте также:
Представление учителя-логопеда на ребенка (для ПМПК)

Игра “Еж и мыши”
(белорусская народная игра)
Все дети вместе с игроками-мышами становятся в круг. Ежик–в центре круга. По сигналу все идут вправо, еж – влево. Игроки произносят слова:
Бежит ежик – ту пу-туп, Весь колючий, остер зуб.
Ежик, ежик, ты куда? Что с тобою за беда?После этих слов все останавливаются. По сигналу к ежу подходит один игрок и говорит:
Ежик ножками туп-туп! Ежик глазками луп-луп!

Слышит ежик – всюду тишь, Чу. Скребется в листьях мышь!
Еж имитирует движения: осторожно ходит, прислушивается. Мыши в это время бегают за кругом. Ведущий говорит:
Беги, беги, ежик, Не жалей ты ножек,
Ты лови себе мышей, Не лови наших детей!

Мышки бегают по кругу, выбегая и за круг. Еж их ловит (пятнает). Игроки быстро приседают и опускают руки. Мышка поймана: она в мышеловке. Таким образом игра повторяется несколько раз.
Правила игры: Все действуют точно в соответствии с текстом. Еж пятнает мышей, слегка коснувшись их рукой. Запятнанная мышка сразу выходит из игры.
М.Р.: А сейчас ежик расскажет нам музыкальную сказку, а вы будете угадывать, какие инструменты будут помогать ему в этом.(дети сели спиной)

Музыкальная сказка-игра “Угадай музыкальный инструмент”
(С. Маршак “Апрель”)
Апрель, Апрель,
На дворе звенит капель (треугольник)
По полям бегут ручьи (глиссандо на ксилофоне)

На дорогах лужи,
Скоро выйдут муравьи после зимней стужи (погремушка)
Пробирается медведь сквозь
Густой валежник (трещетки)
Стали птицы звонче петь (дудочка)
И расцвел подснежник (фортепиано)

М.Р.: Ну, раз вы все инструменты угадали, давайте на них поиграем.

Игра “Я иду…”
(с музыкальными инструментами)
М.Р.: Ой, что-то Шуршик зашуршал, что-то мне говорит. Оказывается, он хочет позвать своих друзей Шуршалок и предлагает с ними потанцевать.

Танец “Солнечных зайчиков”
(с султанчиками)
М.Р.: Ну вот как весело прошло у нас сегодня занятие с Шуршиком, до свидания, ребята. Дети уходят в группу.

Цикл занятий по логоритмике с использованием авторского речевого материала

Занятие по логоритмике № 1

с использованием здоровьесберегающих технологий

(авторский подход Кузнецовой Ольги Михайловны, учителя-логопеда).

ТЕМА: Гласные звуки «А», «О», «И», «У», «Ы».

Путешествие в город (транспорт).

ЦЕЛИ: Закрепить с детьми навыки правильного произношения гласных звуков.

Развивать умение дифференцировать эти звуки.

Расширить и закрепить словарь детей по лексической теме «Транспорт».

Развивать фонематический слух и восприятие.

Развивать у детей дыхание, голос, артикуляцию.

Развивать мелкую моторику, общую моторику посредством степ-аэробики, воско-терапии.

Нормализовать мышечный тонус через фитбол-аэробику.

Развивать у детей чувство темпа и ритма.

Развивать мимические движения.

Воспитывать музыкальный слух, положительный эмоциональный настрой.

Воспитывать интерес к занятию.

Воспитывать свободу движений.

1. ВВОДНОЕ УПРАЖНЕНИЕ

На лошадке ехали,

До угла доехали,

На машине ехали,

До реки доехали.

Тррр! Стоп! Разворот!

На реке – пароход!

До горы доехали.

Пароход не везет –

Надо сесть в самолет.

В нем мотор гудит:

2. РАЗВИТИЕ РУЧНОГО И АРТИКУЛЯЦИОННОГО ПРАКСИСА.

Самолет построим сами,

Понесемся над лесами.

у-у-у (руки в стороны)

Этим поездом домой Приезжает папа мой.

Этот поезд жду с утра.

(имитируют езду на поезде)

Нажал водитель на педаль,

И побежал троллейбус вдаль,

Троллейбус набирает ход.

Водитель песенку поет!

В небо синее пилот

а-а-а (изобразить пропеллер руками)

3. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

– упражнение «Паровоз маневрирует»

Как по рельсам покатаюсь, плотно к зубкам прижимаюсь.

– упражнение «Заведем мотоцикл»

Ды-ды-ды….. (постепенное усиление звука)

– упражнение «Машина буксует»

4. РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ, ГОЛОСА, ТЕМПА, РИТМА

– упражнение «Долго – кратко»

а-а-а-а у-у-у-у и-и-и-и о-о-о-о ы-ы-ы-ы

– распевание гласных звуков – проводит музыкальный работник)

– игра на металлофоне (погремушка)

– Паровоз, паровоз, что в подарок нам привез? Какой паровоз?

5. НОРМАЛИЗАЦИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА

Самомассаж биологически активных точек и фитбол-аэробика

Ехать в поезде тепло:

Приседание на фитболах с поворотом вправо – влево

Поглядим-ка мы в окно! Наклоны вперед, с сопровождением руки, удерживаясь на фитболе Скоро будет зима,

И наступят холода!

упражнение «Горка» Да-да-да! Скоро будут холода! сидя на фитболе, потереть ладони друг о друга Да-да-да!

Превратиться в лед вода!

провести большими пальцами рук по шее сверху вниз Ду-ду-ду!

Не подскользнуться бы на льду!

указательными пальцами массировать крылья носа Ду-ду-ду!

На прогулке я пойду.

растереть ладонями уши Ды-ды-ды!

В лесу встречаются следы.

приставить ладони ко лбу «козырьком» и энергично растирать лоб движениями в стороны – к середине лба Ди-ди-ди! Ну, зима, погоди! хлопки в ладоши, погрозить пальцем

6. РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТЕП-АЭРОБИКИ

– А сейчас полетим на самолете.

Руки в стороны – в полет шаги на степ и со степа вперед

Отправляем самолет и назад

Правое крыло вперед, выпады в сторону на правую и

Левое крыло вперед! левую ногу, руки в стороны

Полетел наш самолет!

– Кто управляет самолетом?

– Чтобы нам быть сильными, мужественными, как пилоты, нужно делать специальную зарядку. (звуки «А», «О», «И», «У», «Ы»)

7. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

· Игра «Пропеллер», «Заводные машинки»

· Игра «Сядем мы в вертолет»

Сядем мы в вертолет, взявшись за руки,

Вверх полет, Вниз полет.

один – стоит, другой – приседает, затем – наоборот

А теперь с тобой вдвоем

Мы на лодочке плывем.

взявшись за руки,

качаются вправо – влево,

Ветер по морю гуляет,

Ветер лодочку качает.

К берегу пристала лодка,

Мы на берег прыгнем ловко.

сначала приседают, потом прыгают

· Работа с воском

– удерживание воскового шарика между разными пальцами

– катание «шарика», «валика»

7. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

· Игра «Угадай настроение»

– Какое настроение у шофера? (веселое)

– Как вы думаете, почему? (дети фантазируют)

Читайте также:
Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет с помощью игр

– Какое настроение лучшее на свете? и т.д.

· Игра «Машины и пешеходы» (сначала под музыку выезжают машины, потом под музыку гуляют пешеходы)

– Машины устали и спят в гараже.

И люди устали, заснули уже. (колыбельная)

9. ВЫХОД ИЗ РЕЛАКСАЦИИ

– Будем глазки открывать, просыпаться и вставать.

– Мы отправимся в группу на разных видах транспорта.

На лошадке ехали,

До угла доехали,

На машине ехали,

До реки доехали.

Тррр! Стоп! Разворот!

На реке – пароход!

До горы доехали.

Пароход не везет –

Надо сесть в самолет.

В нем мотор гудит:

Занятие по логоритмике № 2

с использованием здоровьесберегающих технологий

(авторский подход Кузнецовой Ольги Михайловны, учителя-логопеда).

ТЕМА: Автоматизация звука «Л». Прогулка на весеннюю полянку.

ЦЕЛИ: Закрепить с детьми произношение звука «Л» в предложениях.

Закрепить словарь на основе лексической темы «Весна».

Развивать фонематический слух и восприятие.

Развивать у детей дыхание, голос, артикуляцию, мимические движения через степ-аэробику, фитбол-аэробику, воско-терапию.

Нормализовать мышечный тонус через релаксацию.

Развивать у детей чувство темпа и ритма.

Воспитывать у ребенка чувство прекрасного, положительный эмоциональный настрой.

Дети под музыку входят в зал

– Хотите отправиться со мной на весеннюю полянку? Тогда вперед!

1. ВВОДНОЕ УПРАЖНЕНИЕ с элементами фитбол-аэробики.

По дороге тихо, плавно,

аккуратно мы идем.

Шаг за шагом, шаг за шагом

До полянки мы дойдем.

Маршируют по залу, выполняя силовые упражнения для мышц рук, используя фитбол как гирю

Мы его по бревнышку перейдем

А на том берегу отдохнем «Ох!»

Ходьба по гимнастической скамейке с фитболом в руках над головой.

Отдохнули и вперед опять

Вон полянку уж видать!

Шаг за шагом пошагали,

Но нисколько не устали.

Сесть на фитболы

Поскакали, поскакали, поскакали! Прискакали! Стой! (наклон вперед) Ой!

Прыжки на фитболах по залу

Дети, давайте погуляем,

подышим весенним воздухом.

Дыхательные упражнения на фитболе

2. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

На полянке погуляли, но нисколько не устали.

Позевали, улыбнулись, сладко потянулись.

Будем мы сейчас играть, язычок тренировать:

– язычок наш отдыхает;

лег спокойно, загорает;

солнце светит высоко – язычку лежать легко;

– ветерок вдруг налетает, язык в змейку играет

– на качелях язык качается, то вверх поднимается,

то вниз опускается упражнение на закрепление верхнего положения языка

– вот солнышко выглянуло опять,

Язык от радости начал петь и танцевать ла-ла-ла

3. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ

– Ушки вы свои потрите, звук «Л» услышите – ловите!

ЛА – ПО – ТУ – НА – ЛО – ЛУ – НУ – ЛА

– Какой звук вы ловили?

4. РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТЕП-АЭРОБИКИ

Прошла пора вьюг и метелей,

подъем и спуск со степа

сед на степ, упор на руки сзади,

Солнце больше греет,

вперед, поочередный мах правой и левой ноги

Когда это бывает?

прыжки на степ и со степа

5. РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ И ЧУВСТВО РИТМА

– Подуем на весенние листья.

– Дуйте ласково, спокойно, чтобы не было им больно!

– Давайте еще полюбуемся природой, погуляем.

– Ой, что это за чудо такое? (металлофон)

– Песенку споем, поиграем на металлофоне: «Над лугами…» (подвижная игра)

6. НОРМАЛИЗАЦИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА ЧЕРЕЗ РЕЛАКСАЦИЮ

– Детки вы навеселились?

Все устали …… полежите,

Детки глазки закрывают,

7. ВЫХОД ИЗ РЕЛАКСАЦИИ

– Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать.

Дети медленно встают, щечки моют, шейку трут

Кверху поднимаются, опускаются.

8. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

· работа с воском

– выполнение круговых движений восковым шариком, расположенным между ладонями

– свободное постукивание пальцами по восковому шарику поочередно

· Чтобы пальчики размять, нужно с ними поиграть

Вяжем, вяжем мы шнурок, стараемся очень

У кого длиннее? У кого короче?

· А сейчас выложим весенние листочки.

Листочки радуются солнцу, а как мы радуемся?

Солнышко зашло за тучки. Какое настроение? Изобразите.

Скажите по секрету, какое настроение лучше всего на свете?

Понравилось ли вам на полянке, друзья?

Ну, а теперь в обратный путь пора.

По дороге тихо, плавно, аккуратно мы идем.

Шаг за шагом, шаг за шагом, мы до садика дойдем.

Занятие по логоритмике № 3

с использованием здоровьесберегающих технологий

(авторский подход Кузнецовой Ольги Михайловны, учителя-логопеда).

ТЕМА: Путешествие в осенний лес. Вводное занятие.

ЦЕЛИ: Расширить, закрепить словарь по лексической теме «Осень».

Закрепить с детьми знания о сезонных изменениях в природе.

Развивать фонематический слух и восприятие.

Развивать у детей дыхание, голос, артикуляцию.

Развивать мелкую моторику и общую моторику через использование степ-аэробики, воско-терапии, самомассажа биологически активных точек.

Нормализовать мышечный тонус через использование фитбол-аэробики, релаксации.

Развивать у детей чувство темпа и ритма.

Развивать мимические движения.

Воспитывать музыкальный слух.

Воспитывать положительный эмоциональный настрой.

Воспитывать интерес к занятию.

1. ВВОДНОЕ УПРАЖНЕНИЕ под музыку.

– Сегодня я приглашаю вас в осенний лес.

По дороге тихо, плавно,

Ходьба по канату по кругу

аккуратно мы идем.

Шаг за шагом, шаг за шагом

До полянки мы дойдем.

Мы его по бревнышку перейдем

А на том берегу отдохнем «Ох!» дети наклоняются вперед, Отдохнули и вперед опять расслабляются

Вон лесок уже видать!

Шаг за шагом пошагали,

Мы нисколько не устали.

Прибежали! Стой! (наклон вперед) Ой!

2. РАЗВИТИЕ РУЧНОГО И АРТИКУЛЯЦИОННОГО ПРАКСИСА.

На полянке погуляли, но нисколько не устали.

Будем мы сейчас играть, пальцы и язык тренировать.

– Хоть и осень, а выглянуло солнце, и показало свои лучи (кулак – пальцы, «Улыбка»)

– Но вот налетел ветер, нагнал тучи (пальцы в кулаке, вращение кулаком, губы трубочкой – поддувание)

– Птицы улетают в теплые края (движения кистями рук, «Лопаточка»)

– Мы молодцы, не боимся холода и ветра! (пальцы сжаты в кулак, большой палей вытянут вверх)

Читайте также:
Годовой план работы учителя-логопеда СОШ

3. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

– оскалить зубы, а затем высунуть язык

4. РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ, ГОЛОСА, ТЕМПА, РИТМА под музыку

– Давайте, ребята, отдохнем, полежим на полянке, вдохнем воздух через нос. А сейчас медленно выдыхаем через рот (левая рука на животе, на выдохе – живот втягиваем) – 3 раза

– Медленно поднимаемся. Скажите, какой воздух?

– Ой, что это? (музыка дождя)

– Капля – раз, (прыжок на носках, руки на поясе)

– Очень медленно сперва (4 прыжка)

– А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом! (8 прыжков)

– Мы зонты свои раскрыли (руки развести в стороны)

– От дождя себя укрыли (руки полукругом над головой)

– с нарастанием темпа

5. НОРМАЛИЗАЦИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА

Самомассаж биологически активных точек

· Растираем ушные раковины между большими и указательными пальцами, а затем ладонями (5 раз)

· Сжимание зубов верхней и нижней челюсти (10 раз крепко сжать зубы, проделать 10 постукиваний зубами)

· 10 раздуваний щек в среднем темпе

· Выполнение упражнения «Умывание лица» раскрытыми ладонями (двумя раскрытыми ладонями проделывать легкое растирание обеих половин лица, ладони двигаются вверх и вниз, захватывая щеки и виски)

· Ноги слегка расставлены в стороны, раскрытыми ладонями обеих рук проделать короткие удары-хлопки по лбу, щекам, шее, животу, бедрам (по 3 хлопка)

6. РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТЕП-АЭРОБИКИ

– Дети, какие звери живут в лесу?

– Степ-аэробика «Два бельчонка»

В лесной глуши на елке шаги на степ и со степа, выполняя

Жили-были два бельчонка. силовые упражнения руками

Жили дружно, не тужили, сед на полу, ноги вытянуты вперед,

И с зарядкою дружили. упор на руки сзади, поочередные махи

Встали рано, поутру, прыжки на степ и со степа

За ушки лапками хватались выпады в правую и левую стороны

И вправо, влево наклонялись.

7. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

· Кого только не встретишь в осеннем лесу (под музыку) – птицу, зайца, волка

· Работа с воском

– упражнение «Лепешка» (дети катают шарик, затем кладут его на доску, прижимая его сверху)

– упражнение «Орешки» (удерживание воскового шарика между разными пальцами)

8. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ, СВОБОДЫ ДВИЖЕНИЙ

– Покружитесь, потанцуйте на осенней полянке. (быстрая музыка сменяет медленную, дети в это время выполняют произвольные движения)

– Какое у вас настроение?

9. НОРМАЛИЗАЦИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

ФИТБОЛА, РЕЛАКСАЦИИ (музыка для рекласации)

– Детки, вы навеселились?

Все устали …. Посидите

1. ВЫХОД ИЗ РЕЛАКСАЦИИ

– Хорошо вы отдохнули,

Дети медленно встают,

Кверху поднимаются, опускаются.

– Вам понравилась прогулка? Но пора нам в детский сад. (Ходьба под музыку)

Большие ноги шли по дороге,

Маленькие ножки топали по дорожке,

Занятие по логоритмике № 4

с использованием здоровьесберегающих технологий

(авторский подход Кузнецовой Ольги Михайловны, учителя-логопеда).

ТЕМА: Звук «С». В магазине.

ЦЕЛИ: Закрепить навык четкого и правильного произношения звука «с» в слогах, словах, фразах.

Расширить, уточнить, закрепить словарь по теме «Продукты».

Развивать фонематический слух и восприятие.

Развивать у детей дыхание, голос, артикуляцию.

Развивать мелкую моторику, общую моторику через степ-аэробику, воско-терапию, фитбол-аэробику с использованием самомассажа биологически активных точек.

Нормализовать мышечный тонус.

Развивать у детей чувство темпа и ритма.

Развивать мимические движения.

Воспитывать музыкальный слух, положительный эмоциональный настрой.

Воспитывать интерес к занятию.

Воспитывать свободу движений.

1. ВВОДНОЕ УПРАЖНЕНИЕ с элементами фитбол-аэробики.

Сегодня мы отправимся в магазин.

Мы на карусели сели,

Дети садятся на фитболы и,

прыгая, заводят круг.

А теперь с тобой вдвоем

Мы на лодочке плывем.

Ветер по морю гуляет,

Нашу лодочку качает

Дети сидят на фитболах,

К берегу пристала лодка, Мы на берег спрыгнем ловко.

Сидя на фитболах, дети выполняют упражнения для органов дыхания (упражнение «Радуга»

По извилистой дорожке

К магазину мы пойдем.

И с дороги не сойти

Марш с фитболами

2. РАЗВИТИЕ РУЧНОГО И АРТИКУЛЯЦИОННОГО ПРАКСИСА.

Упражнение «Подуй на чай» (положить широкий язык на нижнюю губу и выдохнуть на кончик языка, размахивание руками)

Упражнение «Ой, как вкусно» (рот открыт, губы в улыбке, широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, обе руки вправо-влево)

Упражнение «Блинчик» (рот полуоткрыт, широкий язык лежит на нижней губе, ладони вперед)

3. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

– кончик языка за нижними зубами

– выдох на кончик языка с-с-с

Повтори: са-са-са, со-со-со, сы-сы-сы, ас-ас-ас, ос-ос-ос, ус-ус-ус, ыс-ыс-ыс

4. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ

– В магазине много продуктов. Найдите продукты, в названии которых есть звук «с».

5. РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ, ГОЛОСА, ТЕМПА, РИТМА

Сумку мы с собой берем

И на улицу идем.

Мы проходим вдоль витрин

И заходим в магазин.

Открываем двери с-с-с

У метро стеклянный дом.

Покупаем в доме том:

Помидоры и капусту,

Лук и перец очень вкусный

– Как называется магазин? (овощной)

Ну, а в этом магазине

Крендель, булки на витрине,

С отрубями хлеб лечебный.

Магазин зовется…. (хлебный).

В магазин везут продукты:

Сыр, сметану и творог,

Три бидона молока.

Очень любят дети наши

Йогурты и простоквашу.

Это им полезно очень.

Магазин же наш …. (молочный)

– Какие продукты вы запомнили?

Сметана сме-та-на (распевание)

Игра на металлофоне:

ПРОМСОСИСКА ЛИМОНАД ЖИРОМЯСОКОМБИНАТ

ЭНИКИ БЕНИКИ СЫР КОЛБАСА ЭНИКИ БЕНИКИ БАЦ

6. НОРМАЛИЗАЦИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА

Самомассаж биологически активных точек

Игра «Веселый магазин»

Открываем магазин, продаем продукты.

Покупает лиса овощи и фрукты.

– Сколько стоит кабачок?

– Дайте два кабачка.

– Дайте два пятачка.

В магазин пришли с работы

Покупать у продавца

Два соленых огурца.

– Две копейки – огурец!

– Дайте нам по огурцу!

7. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ И ОБЩЕЙ МОТОРИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВОСКО-ТЕРАПИИ, СТЕП-АЭРОБИКИ

Однажды хозяйка из магазина пришла,

ходьба по степу

Читайте также:
Конспект занятия: Дифференциация согласных К – Г в устной и письменной речи

Хозяйка с собою домой принесла: Картошку, морковку, петрушку, горох Капусту и свеклу.

выпады в правую и левую стороны

И суп овощной оказался не плох!

Прыжки на степ и со степа

– Работа с воском

Упражнение «Кружочки» (слепить восковые кружочки, разложить на столе)

Раз – кружок, два – кружок,

Раз – шажок, два – шажок.

Наши пальчики шагают,

На кружочки наступают.

(поочередно нажимать каждым пальцем на соответствующий кружок)

8. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

– Какое настроение у покупателя в магазине? Почему?

Конспект НОД по логоритмике «Путешествие в осенний лес» в старшей логопедической группе для детей с тяжелым нарушением речи

Конспект НОД по логоритмике «Путешествие в осенний лес» в старшей логопедической группе для детей с тяжелым нарушением речи.

Составили и провели: учитель-логопед , воспитатель , музыкальный руководитель .

Цель: преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы.

1. Оздоровительные:

укреплять костно-мышечный аппарат;

развивать фонационное дыхание;

развивать общую и тонкую моторику, мимику;

воспитывать чувства равновесия, правильной осанки;

снижать психологическую закрепощенность, снимать эмоциональное напряжение, нормализовать мышечный тонус.

2. Образовательные:

формировать двигательные умения и навыки;

развивать пространственную организацию движений;

развивать ловкость, выносливость, переключаемость, координацию движений;

развивать чувство ритма;

учить детей координировать речь и движения;

развивать метроритм, упражнять в правильном и точном пропевании мелодии;

закреплять умение детей эмоционально передавать характер песни.

3. Воспитательные:

обучать правилам поведения в различных видах деятельности;

воспитывать выразительность и грацию движений;

формировать умения создавать и поддерживать воображаемую ситуацию и умение перевоплощаться;

формировать взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность;

формировать умение работать в коллективе.

4. Коррекционные:

развивать слуховое внимание;

воспитывать переключаемость с одного поля деятельности на другое;

формировать, развивать и корректировать слухо-зрительно-двигательную координацию;

развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков;

развивать плавность движений рук, умение соотносить темп движений с музыкальным сопровождением;

развивать интонационную выразительность речи;

активизировать словарь по темам: «Осень», «Грибы», «Ягоды».

Оборудование:

Украшение зала под осенний лес.

Ход занятия:

Дети стоят полукругом.

Логопед: ребята, у нас сегодня необычное занятие, так как к нам пришли гости. И мы не можем его начать, не поприветствовав наших гостей. Давайте поздороваемся с гостями «Здравствуйте, гости». Ну а друг друга мы поприветствуем в игре.

Коммуникативная игра – приветствие «Здравствуй, друг!».

Зашагали ножки прямо по дорожке, – движения по тексту

Повстречали друга маленькие ножки.

Здравствуй, здравствуй, милый друг! – пружинка, пожать руки

Здравствуй, здравствуй, милый друг!

Мне ты улыбнись! – руки к лицу, покачать головой

И головкой поклонись! – поклон

Побежали ножки прямо по дорожке, – движения по тексту

Повстречали друга маленькие ножки.

Здравствуй, здравствуй, милый друг! – пружинка, пожать руки

Здравствуй, здравствуй, милый друг!

Мне ты улыбнись! – руки к лицу, покачать головой

И головкой поклонись! – поклон

Логопед: ребята, какое сейчас время года? (осень) Какие приметы осени вы знаете? Ребята, что осенью происходит с листьями (листопад)? Давайте разлетимся по залу как листочки.

Дыхательное упражнение “Ветер”.

Логопед: дует осенний легкий ветерок: «У-у-у-у-у-у у» (Тихо). Листочки (пальчики) едва шевелятся. Подул сильным ветер: «У-у-у-у-у-у!» (Громко). Листочки сильно закачались (активно двигаем пальчиками). А если мы заблудимся в лесу, как мы будем кричать? «Ау!» (Сначала громко, потом тихо.)

Муз. руководитель: дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.

(Дети поют хором)

Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:

Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:

Двигательное упражнение «Прогулка в лес».

Логопед: ребята, давайте отправимся с вами в осенний лес.

В лес отправимся гулять. – маршировать

Будем весело шагать.

По тропиночке пойдем

Друг за дружкою гуськом.

На носочки встали – бег на носках

И к лесу побежали.

Ноги выше поднимаем – ходьба высоким шагом

На кочки мы не наступаем.

И снова по дорожке – маршировать

Мы весело шагаем.

Игра с палочками.

Логопед: ребята, посмотрите, что появилось на пенечках? (палочки) Палочки принесли нам лесные жители, чтобы показать как они готовятся к зиме.

Как белочка готовится к зиме? Что она делает? (запасы) Куда она их кладет? (в дупло).

Взяли палочки в руки. Вытянули руку с палочкой. Белка забирается на дерево. (Проводим пальцами правой руки вверх по палочке).

Теперь бельчонок забирается на дерево. (Проводим пальцами левой руки вверх по палочке).

Белка увидела дятла на дереве. Зачем дятел стучит по дереву? (ловит жучков, лечит дерево). Давайте постучим вместе с дятлом:

Тук, тук, тук, тук, раздается всюду стук. (Проговариваем с отстукиванием на каждый слог, 2 раза).

Белка посмотрела вниз и увидела зайца. (Показали зайчика). Что любит зайчик? (Морковку). Покажем, как зайчик грызет морковку (Защипываем пальцами правой руки, потом левой). Вкусная морковка (Погладили палочками по животу).

Давайте скажем СПАСИБО всем животным (с отстукиваем на каждый слог).

Пальчиковая игра “Ежик”.

Воспитатель: ребята, давайте поиграем с ежиком.

Мячик-ежик прокачу и соседу я вручу (поочередно прокатывают мячик между ладоней, затем передают его соседу, называя его по имени (громко-тихо)).

Мячик-ежик мы возьмем, -подбрасываем мячик наверх

Покатаем и потрем. – прокатываем между ладоней

Вверх подбросим и поймаем, -подбрасывают мячик

И иголки посчитаем – пальчиками мнем иголки мячика

Пустим ежика в ладошку -кладем мячик на ладошку

И прижмем его немножко -ручкой прижимаем мячик

И немножко покатаем -катаем мячик

Потом ручку поменяем. -меняем руки

Ежик колет нам ладошки,

Поиграем с ним немножко

Ежик нам ладошки колет,

Ручки к школе нам готовит.

(поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки).

Артикуляционная гимнастика «Дождь в лесу».

Логопед: ребята, пока вы играли с ежиком, тучки закрыли солнышко и закапал дождик.

Мы ходили по грибы,

Забирались под дубы. (“Присоска”)

Вдруг-дождь! Да какой. (“Пулеметчик”)

Стала просека рекой! (“Иголочка”)

Читайте также:
Обучение технике чтения учащихся, имеющих особенности в развитии

Я гляжу из-под плаща,

Как, треща и трепеща,

Гнутся ветки на весу. (“Часики”)

Дождь в лесу! Дождь в лесу! (“Пулеметчик”)

Нету больше тишины.

Мы стоим оглушены:

Ливень с ветром пополам

Бьёт по веткам, по стволам! («Пулеметчик»)

Ветер, ветер захлестал, (“Листочек” , дуем по середине листочка)

Листья все перелистал.- (Толстый язык на верхнюю (нижнюю) губу)

Дождь в лесу! Дождь в лесу! (“Пулеметчик”).

Не грибы домой несу – (“Присоска”)

Одни дождинки на носу.

Логопед: Давайте с вами споем песенку про дождик.

Песня «Дождик»

Осень к нам пришла опять

Мне так хочется гулять.

Всех друзей увидеть но, но.

Дождь стучит в окно.

Припев 2 раза: Дождик, дождик, не стучи,

Ты немножко помолчи,

Лучше ты со мной давай

В прятки поиграй.

Массаж спины “Дождь”.

Логопед: давайте поиграем с дождиком, встаем в круг

(Дети встают в круг друг за другом “паровозиком”).

Дождь! Дождь! Надо нам
Расходиться по домам. –Хлопки ладонями по спине
Гром! Гром, как из пушек.
Нынче праздник у лягушек. –Поколачивание кулачками
Град! Град! Сыплет град!
Все под крышами сидят. –Постукивание пальчиками
Только мой братишка в луже –Поглаживание спины

ладошками
Ловит рыбу нам на ужин.

Подвижная игра “Кто скорее возьмет грибок”.

Воспитатель: осенью после дождя вырастает много грибов. Какие грибы вы знаете? Давайте их соберем.

На полу лежат два обруча. Внутри каждого обруча – три гриба. Вокруг каждого обруча стоит по четыре ребенка. Дети идут по кругу и произносят слова:

Мы идем, идем, идем,
Мы грибы сейчас найдем –Идут по кругу.
Под листочком под травинкой,
На пенечке под осинкой.
Вот и гриб, не зевай, –Выпрямляют руки вперед;
И быстрей его хватай. Хлопают в ладоши.

(По окончанию слов дети должны быстро взять гриб из круга. Игра продолжается, пока дети не закончатся все грибы).

Упражнение на регуляцию мышечного тонуса.

Логопед: мы набрали полные корзины грибов, пора нам нести их домой.

Подняли тяжелые корзинки (напрягли руки) и идем, тяжело переставляя ноги; пришли и поставили корзинки (расслабили руки). Покажем, как много грибов мы принесли (напрягли руки — подняли тяжелую корзину), затем поставили ее на пол (расслабили руки).

Упражнение на развитие мимических мышц.

Логопед: ребята, а что еще растет в лесу? (Ягоды)

– Какие лесные ягоды вы знаете? (ответы детей)

– Что можно приготовить из ягод?

– Давайте сварим варенье из малины (Дети мешают воображаемой ложкой и держат кастрюлю).

Варенье из малины (какое?) малиновое. Попробовали воображаемой

ложкой (какое оно?) сладкое — улыбнулись

из клюквы (какое?) клюквенное. Попробовали (какое оно?) кислое —

земляники, земляничное, сладкое — улыбнулись

брусники, брусничное, горькое — сморщились

Логопед: Ребята, где мы с вами были? Что делали? Кого встретили? Что собирали в лесу? (ответы детей)

Логопед: Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать.

Но пока не все умеют

Мы с вами потрудились. Я предлагаю вам немного отдохнуть. Проходим и ложимся на ковер. Вы лежите на мягком, красивом волшебном ковре.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши ручки отдыхают.
Ножки тоже отдыхают, отдыхают, засыпают.
Шея не напряжена и расслаблена.
Губы чуть приоткрываются.
Все чудесно расслабляются.
Дышится легко. ровно. глубоко.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем
И повыше поднимаем.
Потянуться!

Итог занятия.

Логопед: какие вы сегодня молодцы! Столько дел переделали! И пели, танцевали, играли. Вам понравилось путешествие в осенний лес? Ребята, за то что вы так старались, лесные жители принесли вам угощение. А нам пора попрощаться с гостями и возвращаться в группу.

Конспект НОД для детей с тяжелыми нарушениями речи в старшей группе компенсирующей направленности

Автор: Чурикова Ольга Николаевна учитель-логопед МАДОУ “Детский сад комбинированного вида №21 “Ивушка” города Губкина Белгородской области
С помощью данного конспекта занятия учителя-логопеды, воспитатели ДОУ, родители детей, имеющих речевую патологию, смогут систематизировать их знания о строении тела человека, о том, как руки помогают нам в повседневной жизни. Занятие насыщенно богатым речевым материалом для устранения у детей ошибок в устной речи, развития коммуникативных умений и навыков.

Тема: «Руки – наши помощники»
Цель: закрепление знаний детей о частях тела, о наших помощниках – руках, которые являются частью организма человека и органом осязания;
Коррекционно-образовательная:
• активизировать словарь детей по теме «Части тела»;
• развивать связную речь в процессе ознакомления с художественным произведением, умение вести диалог по прочитанному рассказу
В. Сутеева «Умелые руки»;
• учить отгадывать загадки и обосновывать свой ответ;
• образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
• образовывать множественное число существительных;
Коррекционно-развивающая:
• опытная деятельность в игре «Чудесный мешочек» для развития осязания;
• развивать психические процессы: мышление, память, внимание, воображение;
• работать над развитием графических умений и навыков;
Воспитательная:
• воспитывать желание заниматься, слушать взрослых и сверстников;
• воспитывать интерес к изучению своего тела, бережное и заботливое отношение к рукам;
• сохранять и укреплять здоровье детей посредством применения здоровьесберегающих технологий: физминутка, пальцевая гимнастика, су-джок терапия, игра с мячом.

Оборудование: Буратино, плакат с изображением частей тела человека, мяч, мячи для су-джок терапии, мелки, листы бумаги на каждого ребенка.

ИКТ ресурс: презентация «Мое тело»

Ход работы:
1. Организационный момент.

Дети заходят в группу, здороваются с гостями. «Ребята, положите руку на грудь, где находится ваше сердечко. Послушайте, как оно бьется, от него идет тепло, его становится столько много, что оно не помещается в груди. Давайте часть нашего тепла подарим нашим гостям.
2. Посмотрите, ребята, у нас сегодня в гостях Буратино. Он пришел из школы, принес свою любимую Азбуку, в которой лежит домашнее задание. Буратино не знает, как правильно его выполнить и просит у нас помощи, потому что учительница дала задание рассказать о частях тела человека, а он может рассказать только про свой длинный нос. Давайте расскажем Буратино о частях тела человека.

Читайте также:
Курсы повышения квалификации для логопедов

Презентация «Мое тело»
3. Игра «Если да, то хлопаем, если нет, то топаем»

Глаза помогают человеку видеть – да или нет?
Наш нос хорошо слышит – да или нет?
Сердце нужно для того, чтобы думать – да или нет?
Уши хорошо слышат – да или нет?
Язык нужен для того, чтобы разговаривать – да или нет?

4. Игра с мячом «Один-много»
Нога – ноги, рука – руки, щека – щеки
Колено – колени, ресница – ресницы, глаз – глаза
Игра с мячом «Большой – маленький»
Зуб – зубик, палец – пальчик, ухо – ушко,
Язык – язычок, нос – носик, живот – животик,

5. Ребята, второе задание в Азбуке Буратино содержит загадки о частях тела. Давайте ему поможем их отгадать:
Вот гора, а у горы –
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит. (Нос)

День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук. (Сердце)

Пятерка братьев неразлучна,
Им вместе никогда не скучно.
Они работают карандашом,
Ручкой, ложкой, топором. (Пальцы)
Оля ягодки берёт
По две, по три штучки.
А для этого нужны
Нашей Оле . (ручки)

6. Беседа о руках:
Сколько у нас рук? Как они называются? (левая и правая). Расскажите, как устроена рука (плечо, локоть, запястье, кисть, пальцы, суставы, благодаря которым наши пальцы очень подвижны). Назовите наши пальчики: большой, указательный, средний, безымянный, мизинчик.

Пальцевая гимнастика «Пальчики здороваются»
7. Руки – наши помощники, они делают очень много разной работы. Мы сами иногда не замечаем, как много они нам помогают. Давайте расскажем Буратино и покажем, что делали наши руки сегодня с утра (имитация действий):
• утром проснулись и потянулись
• чистили зубы
• умывались
• одевались
• завтракали
• взяли маму за руку и пошли в детский сад

8. Игра «Чудесный мешочек»
Ребята, на наших руках очень чувствительная кожа, даже не видя предмет, мы можем сказать на ощупь, что это такое.
Дети из мешочка достают предметы, стараются ощупать его руками, узнать и назвать, что это.

9. Давайте расскажем Буратино, что хорошего умеют делать наши руки? (пишут, рисуют, играют, застегивают пуговицы…). А могут наши руки делать плохие дела? (Да, дерутся, рвут, разбивают …) Как нужно беречь руки и за ними ухаживать?
– мыть с мылом
– стричь ногти
– в холодную погоду надевать варежки
– осторожно пользоваться острыми предметами, чтобы не порезаться
– осторожно обращаться с горячими предметами, чтобы не обжечься
– чтобы руки были ловкие, умелые, нужно делать массаж

Массаж рук су-джок терапия «Ёжики»
10. Ребята,садитесь за столы, поближе посадим Буратино, послушайте рассказ, который называется «Умелые руки».

Поспорили как-то между собой Иголка, Карандаш, Ручка и Мячик – кто из них лучше.
– Я всех лучше, – сказала Иголка. – Посмотрите, какая острая.
– Я лучше всех, – сказал Карандаш, – я рисовать умею!
– Нет, я лучше всех, я писать умею, – сказала Ручка.
Мячик ничего не сказал, но подумал, что он лучше всех.
Долго они спорили, но так и не смогли решить, кто из них лучше: Иголка, Карандаш, Ручка или Мячик.
Вдруг в комнату вошли Умелые Руки. Они взяли Карандаш и нарисовали красивую картинку.
– Смотрите, смотрите, какой я молодец, – начал хвастаться Карандаш.
Умелые Руки взяли Иголку и на кусочке ткани вышили красивого петушка:
– Вот видите, какая мастерица, – гордо сказала Иголка, – я же вам говорила!
Умелые Руки взяли ручку и красивыми буквами написали:
– Милая мама, я выучила уроки и иду гулять.
Обрадовалась Ручка и закричала:
– Смотрите, я лучше всех! Как я умею красиво писать!
А Умелые Руки взяли Мячик, и пошли на улицу. Мячик запрыгал от радости высоко-высоко.
– Вот как я умею! Вот так, вот так!
Пришла домой мама, увидела, картинку, петушка, прочитала записку и сказала:
– Умелые Руки у моей дочки. Все она умеет делать!

Беседа по вопросам:
– Как называется рассказ?
– Какие руки можно назвать умелыми?
– Кто хвастался между собой?
– Что говорила Иголка (Карандаш, Ручка, Мячик)?
– Что делали Умелые Руки с этими предметами?
– Кто же на самом деле эти Умелые Руки?

Физминутка: «Две руки»

Две сестрицы, две руки,
Рубят, роют, строят,
Рвут на грядке сорняки,
И друг дружку моют.
Месят тесто две руки,
Левая и правая,
Воду моря и реки
Загребают, плавая!

11. Ребята, вы сейчас слушали рассказ про «умелые руки», а как вы думаете, какие руки можно назвать «золотыми»? (которые все умеют делать хорошо).
– Какие руки можно назвать «ласковыми» (которые обнимают, гладят, жалеют…)
– У кого бывают «волшебные руки»? (у волшебников, фокусников, магов).

«Волшебные ладошки» – предлагаю вам стать настоящими волшебниками, на листе бумаги обвести свои ладошки, превратить их в какой-то необычный предмет и подарить красивые рисунки Буратино, чтобы он вспоминал наше интересное занятие.

12. Итог занятия. Дети рассматривают выставку рисунков, рассказывают Буратино, во что они превратили свою «волшебную ладошку», прощаются с Буратино.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: